Крым 2017. Часть 1. Поселок Научный и Крымская Обсерватория

05.05.2017

Майское утро. Дворовые голуби доедают половину нашего батона. Достаточно свежего. Нет, мы не настолько любим голубей, просто мы отправляемся в Крым!

Наш выход на посадку №13. Ну, что ж – счастливый)))

Симферополь нас встречает теплом, цветущими каштанами и такси, предлагающими доехать до поселка Научный за 2,5 тысячи, но мы на их предложение не купились, и доехали на общественном транспорте за 300р. на четверых (правда, с пересадками).  Но все складывалось удивительным образом: по пути нам попадались потрясающе доброжелательные люди, которые все показывали, рассказывали, угощали детей конфетами, буквально за руку подводили к нужному автобусу, а нужные автобусы, словно специально нас ждали или сразу же подъезжали. Мы реально попали в какой-то благоприятный крымкий поток! Да, мне нравится это понятие)

Удивительное впечатление: за окном что-то благоухает всеми цветами радуги, а местные говорят, что мы поздно приехали – уже все отцвело.

Путь наш лежит в поселок Научный. Ощущается, как тяжело дедушке ПАЗику – впереди только горы и  горы! В этом поселке находится Крымская обсерватория, поселок в общем-то и существует только ради нее.

Гостиница удивляет – весьма старинное здание (постройка годов 60-х), больше подходящее для музея, с такими парадными лестницами, высоченными потолками, арочными окнами. Стоимость номера 1500.

По поселку проложены ухоженные аллеи, по которым можно гулять, что мы и сделали. Аромат – просто неземной: запах сосновой хвои, пригретой солнцем, смешивается с нотами сирени. Сирень здесь, похоже, самое популярное растение: белая, сиреневая, розовая, фиолетовая, и вся такая маняще-махровая. Запах сносит голову) А обилие пяти-шести-итакдалелистных цветочков решает проблему с обедом.

Это был первый наш опыт брони гостиницы в слепую: не видели на картинке ни здание, ни номера, и вообще бронировали лишь по телефонному звонку. Так получилось, что ночевать в этом поселке больше в принципе негде, а эта гостиница относится к обсерватории. И из данных на сайте – только телефон. Рестораны, кафе, столовые – это тоже не про Научный (действительно, зачем? – здесь же есть сирень). По устной договоренности ужин и завтрак нам готовила родственница дежурной по гостинице. И наша трапеза состоялась в номере из кастрюлек и контейнеров. А нам даже понравилось – свежие впечатления) затрак и обед на четверых в сумме 1600.

В 19-45 (а по нашему Уральскому в 20-45) отправились на экскурсию. Вообще, ее стоимость —  300р взрослый и 150 детский, но администратор из гостиницы договорилась, что для жильцов гостиницы она бесплатно. Чудеса продолжаются!

Экскурсию вел сотрудник обсерватории Назаров Сергей Викторович. Первым делом мы пошли по телескопам. Их размер и масштаб впечатляет – это целые многоэтажные дома! Лестничные пролеты, и даже цветочки на подоконниках благоухают – вот тебе и научный прибор!

Чтобы подняться до инструмента —  как его называют сами сотрудники обсерватории –необходимо пройти 4-5 пролетов: этакие старинные деревянные крашеные ступени, такие же перила, запах библиотеки. А телескоп работает с 60-х годов. Аплодисменты ветерану! Сергей просто фанат своего дела: глаза горят, рассказывает без передыха, активно жестикулирует. Как на сцене, показал на себе, как по синусоиде меняется свечение двойных звезд. Это вдохновляет: как своим артистизмом и эмоциями показать сложные астрофизические понятия.

Здесь вообще находятся телескопы, являющиеся немецкими трофеями, а также телескопы времен СССР. Академия Наук, МГУ и Роскосмос – вот обитатели этой обсерватории. Знакомьтесь: ЗТШ, БСТ-1, БСТ-2, АЗТ-11, МТМ-500 и другие – сокращенные имена оптических жителей поселка. На самом деле все просто БСТ – это Большой Солнечный Телескоп, а ЗТШ  — Зеркальный Телеском Шайна, а об остальные товарищах можно почитать на сайте обсерватории.

Сергей нам очень много рассказывал и показывал, и вроде даже мы его понимали, но пересказать это невозможно. Харизма не та, не астрофизическая. А вообще, подлавливаешь себя на очень интересном ощущении: как по-другому здесь настроены все измерения. Мы уже привыкли в энергетике  к измерительным трансформаторам тока и напряжения, к первичным и вторичным величинам. А здесь все не так.  Здесь все приборы подключаются к фокусам. В теле телескопа несколько зеркал, и фокусов тоже может быть несколько – в зависимости от конструкции, к ним и подключаются все измерительные приборы.

Тем временем начинает темнеть, на небо выкатывается луна, включают звезды. Мы вновь ощущаем свою везучесть: облачный занавес, сопровождающий нас весь день, вдруг кто-то поднял. Небо предстало пред нами в чистейшем виде! Ночные переходы – очень темные, здесь нет никакого освещения, это сделано специально – чтобы не мешать астрономам втихаря подглядывать за личной жизнью небесных светил.

Обойдя три больших телескопа, мы пошли на четвертый – наблюдать за луной и звездами. Сергей настроил инструмент на мы по очереди в живую ощутили «…жизнь на Марсе, смерть на Юпитере, на Луне есть лунные кратеры…» На самом деле, это очень круто! Сначала мы смотрели на Луну и так близко разглядывали все ее впадины и возвышенности. После увеличение было изменено, и мы подробнее рассмотрели кратер Коперника. Следом, действительно, был Юпитер со своими спутниками: картинка прям как из учебника! Потом два скопления звезд: сначала одно яркое и четкое, сияющее, как бриллианты; а втрое – очень-очень мелкие «плевочки, называемые жемчужиной» — как звездная пыль, летящая тебе в лицо, вернее,  в правый глаз! Но это потрясающе!!!!!

Тем временем открылся самый большой телескоп – ЗТШ. Измерения начались… Быть может, он уточнит спектр той или иной планеты, или запишет свечение далекой звезды, а почему бы ему этой ночью не совершить какое-либо открытие? А мы тут хоть постоим рядом с великим)

Тем временем Луна взошла достаточно высоко, на смотровой площадке стало светло и можно было видеть свою тень – тень от Луны.  И это сияние манящих звезд, и нескончаемый аромат цветов, и это ощущение счастья, и это чувство, словно ты вдруг влюбился в свою жизнь и в этот мир!

Здесь аромат хвои сосновой,

Пригретой солнцем,

Майским днем.

А там лишь холод.

Вечный холод,

Сиянье звезд. Огни. Покой.

Махровый  цвет сирени горной

А миллиарды звездных вспышек

Там создают свои миры….

06.05.2017

Несмотря на вчерашний поздний отбой, дети встали по уральскому времени и отправились во внутренний двор играть к местным кошкам, пока мы приводили номер к первозданному виду.

Узнав дорогу у местных, решили подняться на ближайшую небольшую гору. На улице жара, поэтому мы умудряемся как настоящие туристы использовать ненужные вещи вместо забытых нужных (а именно кофты вместо панамок), хотя чем выше поднимаешься – тем увереннее ощущение, что кофточки в горах все-таки нужнее). По пути встречаем отцветающие тюльпаны. А вот шиповник, груша и земляника —  в полном цвету.

Гора оказалась популярной: в направлении ее вершины спешили велосипедисты и УАЗик. А навстречу нам попалась сотрудница обсерватории. Вообще, она изучает двойные звезды, но ее хобби – это птицы. Показала нам фото и рассказала о них. Здесь, оказывается, есть конек и славянчик – забавные названия.

Вершина горы – просто сокровище для снятие круговой панорамы: горы, горы, видны и телескопы нашей обсерватории, а также отделения Роскосмоса – они немного поодаль расположены.

Эх, чудесное местечко: такая тишина, спокойствие, аромат, гармония, романтика, желание остаться здесь навсегда.

Вдохнув как следует воздуха с вершины, вернулись в Научный. В поселке есть все для жизни людей: садик, школа, магазин, детская площадка, частные дома со стогами, уложенными в виде купола телескопа, церковь с телескопом на крыше –ну, в общем, все для комфортной и научной жизни)

Пока гуляли, увидели своротку на озеро – ну, как не изведать неизведанное?! Ничего не предвещало, но вдруг начался дождь! Вот так на берегу озера вчетвером под одним зонтом мы застыли в терпеливом ожидании нашего благоприятного крымского потока. Нас не покидала уверенность, что эта тучка на пять минут… а тем временем мы успели под зонтом устроить фруктовый завтрак, вдоволь наиграться в слова, оценить, как паучок, забравшийся в начале дождя под край зонтика, уже обполз его по периметру….. В итоге нам помогло колдовство детей: «Дождик-дождик уходи, солнце нам верни!!!»  Хотя дорога и вела дальше в лес, открывая нам в просвете вид на горную речку, мы решили все-таки свернуть прогулку – нам еще предстояло сегодня добраться до Бахчисарая.

Придя на автостанцию, мы поняли, что опоздали на автобус буквально на пять минут. Но ведь с нами чудеса)))) Внезапно подъехал наш вчерашний экскурсовод Сергей и подвез нас до трассы – ему было по пути, а там и до Бахчисарая рукой подать!

Продолжение следует.

А полезные ссылки тут

Информация по гостинице можно получить здесь

О телескопах здесь

Сергей Назаров  и его сайт , и там  же про астроканикулы, которые организует Сергей