Что такое колокольня: Недопустимое название — Викисловарь

Содержание

КОЛОКОЛЬНЯ — Древо

Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка в Московском Кремле
Колокольня, пристроенное к храму, или стоящее рядом сооружение, в котором повешены колокол или колокола, служащие для призыва к богослужению.

В первые времена христианства, когда оно еще подвергалось гонениям, верующие приглашались на молитвенные собрания тайным оповещением через особых вестников; но после того как религия Христова сделалась господствующей стало возможным и, при увеличении христианских общин, более удобным созывать их членов в храмы явным образом.

Для этой цели употреблялись сперва так называемые била — деревянные или металлические доски, из которых извлекался звук ударами молота или колотушки. Исторические указания на существование таких бил встречаются уже в V и VI столетиях. Колокола при церквах завелись позже, не прежде VIII столетия, и хотя вначале они были малы и неценны, однако для них стали вскоре устраиваться особые помещения.

Первые колокольни, упоминаемые в истории, находились в Риме, при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра; самые древние из сохранившихся до наших дней находятся в Вероне и Равенне. Они представляют собой круглые башни, стоящие отдельно от церквей.

В Западной Европе

В Западной Европе, начиная с XI в., число колоколен быстро возрастает — не потому, чтобы их требовала величина колоколов, все еще незначительная, а потому, что в наступившие смутные времена, когда церквам и монастырями ежеминутно грозила опасность нападения со стороны баронских дружин и хищников, эти сооружения, кроме религиозной цели, удовлетворяли и мирской, а именно играли роль подзорных башен, с которых можно было наблюдать приближение неприятеля и предупреждать о нем окрестных жителей посредством набата.

То, что сперва обуславливалось пользой и необходимостью, вскоре превратилось в предмет соперничества и кичения: каждая церковь хотела иметь свою колокольню, каждый епископ или аббат считал важным делом воздвигать в своей резиденции высокую башню — видимый знак своей силы. Место, отводившееся колокольням романским зодчеством в общем плане церкви, было различно. Вначале она ставилась, по-прежнему, отдельно — обычай, удержавшийся надолго в Италии и, отчасти, в южной Франции. Потом ее стали воздвигать в связи с храмом, в середине его западного фасада, над главным входом. Далее, появились две башни на краях этого фасада, с обеих сторон притвора, пара башен над концами боковых нефов, примыкающими к трансепту, башня над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих пунктах одновременно. Таким образом произошли храмы о нескольких колокольнях. Их особенно много в Нормандии, где второстепенные церкви имеют по три, большие соборы пять, а некоторые даже и большее число башен (в реймсском соборе — их семь, в лаонском — девять).

Форма башен изменялась, смотря по произволу зодчих и по стране, в которой они строились. Вначале цилиндрическая, она перешла потом в четырехгранную и в восьмигранную, суживающуюся кверху. Обыкновенно башня разделялась на несколько этажей, снабженных окнами и отверстиями для пропускания звука (Schallöffnungen). Этим пролетам придавался вид двулопастных и трехлопастных арок, а также трифория, столь обычный в романской архитектуре. Крыши башен были по большей части свинцовые, хотя иногда делались также из каменных плит и черепицы. Им сообщалась форма остроконечного конуса, но чаще форма четырехгранной или восьмигранной более или менее высокой пирамиды, у основания которой, по углам башни, иногда ставились четыре такие же небольшие главки или балдахинчика.

С приближением к готической эпохе, крыша становится все выше и выше, все более и более остроконечной. В упомянутую эпоху число колоколен. при церкви сокращается: их бывает или одна, в середине главного, западного фасада, или — что встречается чаще — две, по краям этого фасада. Готические колокольни имеют в плане вообще форму квадрата и образуют несколько этажей, постепенно суживающихся кверху и почти незаметно переходящих в остроконечную крышу. Каждая сторона колокольни, в каждом этаже, почти вся занята одиночным или двухчастным и вообще сложным стрельчатым окном. При этом, чем выше этаж от земли, тем все его вертикальные линии длиннее; крыша над последним из них имеет форму весьма высокой восьмигранной пирамиды, которая, к концу развития готики, становится совершенно сквозной, состоящей из орнаментированных каменных, плотных ребер и из узорчато-резных промежутков между ними. При ее основании, с верхнего этажа, поднимаются небольшие башенки, которые, вместе с подобными башенками, высящимися с устоев нижних этажей, с остроконечными фронтончиками над окнами и с балдахинчиками в других частях колокольни, придают ей вид как бы стройного кипариса или другого хвойного дерева, вытянувшегося на громадную высоту. Самая вершина колокольни увенчивалась крестом, фигурой петуха (эмблемой христианского бодрствования), но, всего чаще, так называемым флероном или крестоцветом. Многие готические колокольни, спроектированные чересчур сложно и грандиозно, остались недостроенными, по недостатку времени и денег для их окончания. В эпоху Возрождения, колокольни, как сооружения, которых не знало искусство древнего мира, доставлявшее образцы художникам этой эпохи, утратили первенствующее значение, какое они приобрели перед тем в церковной архитектуре. Относительно места, отводимого для них в плане храма, их формы, их размеров, водворились произвол и крайнее разнообразие; но вообще они стали строиться в полнейшем слиянии с храмом, в общем его характере и гармонии с прочими его частями, постоянно уступая господство над собой куполу. Самые высокие колокольни на Западе и, вместе с тем, во всем мире — кельнского собора (512 футов), страсбургского собора (466 футов), собора св. Стефана, в Вене (453 фута), св. Михаила, в Гамбурге (426 футов).

В России

Хотя колокола и появились в нашем отечестве чуть ли не тотчас по его обращении в Христианство, однако, составляли вначале редкость, были немногочисленны и невелики. При русских церквах домонгольского и монгольского периодов нашей истории, колокольни, по-видимому, не строились. По крайней мере, об особых помещениях для колоколов впервые говорится в летописях только с XIV столетия. Каковы были вид и устройство этих помещений, называвшихся «персями», или «першами», — о том трудно сказать что-либо положительное. По всей вероятности, первые колокольни на Руси были временные, деревянные, устроенные в виде козел. Потом деревянные столбы козел заменились каменными, самое их число увеличилось, их прикрытию дана большая прочность, и таким образом образовался тип так называемых

«звонниц», которые мы находим еще доныне при многих древних церквах, особенно в бывших областях Новгорода и Пскова (например, при Софийском соборе, в Новгороде, при церкви Николы Явленного, в Пскове, в Мирожском монастыре и пр.).

Звонница представляла собой каменную стену умеренной длины и вышины, прорезанную двумя, тремя или несколькими сквозными арками, расположенными в один, а иногда и в два яруса и крытую по фронтончикам над арками. Такие первоначальные покрытия почти у всех сохранившихся звонниц теперь исчезли и заменились прямой односкатной или двускатной кровлей, из середины которой выступает небольшая главка. В пролетах арок вешались колокола, на балках. Обыкновенно звонница помещалась на стене самого храма, но также строилась иногда и отдельно от него, получая, в этом случае, нижний этаж, заключавший в себе лестницу, ведущую на платформу, с которой производился звон.

На иконах XVI столетия встречаются изображения не только подобных звонниц, но и деревянных колоколен, имеющих вид восьмигранных башен, которые впоследствии уступили свое место каменным. Этот тип колоколен водворился у нас, как можно предполагать, не без влияния западного зодчества и получил развитие в московский период нашего искусства, когда, кроме восьмиугольной формы, колокольням стали давать круглую и четырехугольную, с шатровым или пирамидальным верхом о шести и восьми гранях, или же с главой в виде луковицы. Нигде, однако, в допетровской Руси, колокольни не строились в связи с церквами, как это было на Западе, а постоянно воздвигались как отдельные здания, лишь иногда примкнутые к той или другой стороне храма. Высота их, в сравнении с западными, была незначительна. Единственное исключение, в этом отношении, составляет башня Ивана Великого в Москве.

Высокие колокольни, а равно и такие, которые находятся в тесной связи с церковью и входят в общий ее план, завелись в России только в XVIII столетии. Способ подвески колоколов в православных странах существенно разнится от того, какой принят в Западной Европе. На наших колокольнях они укрепляются неподвижно, на солидных балках, и звук извлекается из них посредством качания языка и его ударов о стенку колокола, тогда как в католических и протестантских странах колокол прикрепляется к подвижному рычагу и издает звон, когда этот рычаг приведен в движение. Вследствие этого, на Западе, колокола не могут быть так велики и тяжеловесны, как наши.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

КОЛОКОЛЬНЯ — Что такое КОЛОКОЛЬНЯ?

Слово состоит из 10 букв: первая к, вторая о, третья л, четвёртая о, пятая к, шестая о, седьмая л, восьмая ь, девятая н, последняя я,

Слово колокольня английскими буквами(транслитом) — kolokolnya

Значения слова колокольня. Что такое колокольня?

Колокольня

Колокольня Колокольня башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. Русские колокольни строились различной формы (круглой, восьмигранной и др.), часто покрывались высокими шатрами с главкой…

Популярная художественная энциклопедия. — 1986

Колокольня пристроенное к церкви, или стоящее отдельно от нее, но поблизости с ней, сооружение, в котором повешены колокол или колокола, служащие для призыва к богослужению.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

КОЛОКО́ЛЬНЯ — арх. сооружение, представляющее собой башню с открытым ярусом для колоколов. К. или является составной ч. здания христ. храма, или размещается вблизи него.

Гуманитарный словарь. — 2002

Колокольня Ивана Великого

Колоко́льня «Ива́н Вели́кий» (также известная как Колокольня Ивана Великого) — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника.

ru.wikipedia.org

Колокольня Святого Степаноса

Колокольня св. Степаноса (Армянская колокольня; часовня св. Степаноса) — колокольня XV—XVI века, расположенная в армянском квартале города Каменец-Подольский. Являлась частью не сохранившегося до наших дней армянского собора св. Николая (XV век).

ru.wikipedia.org

Колокольни Великого Новгорода

Колокольни Великого Новгорода. В таблицу включены только сохранившиеся объекты. Приводятся наименование (принадлежность к церкви/монастырю), дата возведения/первого упоминания, фотография и местонахождение.

ru.wikipedia.org

Колокольня Елецкого монастыря

Колокольня Елецкого монастыря (укр. Дзвіниця Елецького монастиря) — надвратная колокольня Елецкого монастыря высотой в 36 метров. Возведена на месте более ранней, деревянной колокольни.

ru.wikipedia.org

Колокольня (Кирилло-Белозерский монастырь)

памятник архитектуры (федеральный) Колокольня Кирилло-Белозерского монастыря (1757 — 1761 гг.) — это последняя колокольня как обособленное строение вне церкви на территории акрхитектурного комплекса Кирилло-Белозерского монастыря.

ru.wikipedia.org

Соборная колокольня (Коломна)

Соборная колокольня — отдельно стоящая колокольня коломенского Успенского собора в северо-западной части Соборной площади Коломенского Кремля. Колокольня играет значительную роль в формировании архитектурного ансамбля площади.

ru.wikipedia.org

Соборная колокольня в Тобольске

Соборная колокольня — отдельно стоящая колокольня тобольского Софийско-Успенского собора в юго-восточной части Соборной площади Тобольского Кремля. Колокольня играет значительную роль в формировании архитектурного ансамбля площади.

ru.wikipedia.org

Затопленная колокольня

Колокольня Никольского собора (затопленная колокольня) — памятник истории и архитектуры на искусственном острове Угличского водохранилища в городе Калязин.

ru.wikipedia.org

Большая Лаврская колокольня

Большая Лаврская колокольня (укр. Велика Лаврська дзвіниця) — высотная доминанта Киево-Печерской лавры; на протяжении полутора веков оставалась самым высоким зданием Украины. В настоящее время она наклонена на 62 см в северо-восточном направлении.

ru.wikipedia.org

Русский язык

Колоко́ль/н/я.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Колоко́льня, -и, р. мн. -лен.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова колокольня

Я спросила Балабанова тогда, почему Колокольня счастья не забрала его героя к себе.

Это кладбище, колокольня, переулок, женщина, человек, который плюется с балкона на других: это вымышленный, придуманный город.

Только эта колокольня принимала не всех.

Он был перестроен в стиле конструктивизма, над правым крылом надстроили 4 этажа, были снесены колокольня и золотой купол Владимирского храма.

По сюжету его персонаж умирает, как умирали все, кого мистическая «Колокольня», к которой стремились главные герои ленты, она не взяла «на небо».


  1. колоколец
  2. колоколов
  3. колокольный
  4. колокольня
  5. колокольчатый
  6. колокольчики
  7. колокольчиковые

Англо-русский словарь онлайн

Онлайн-словари представляют собой весьма полезные сервисы. Они доступны в любое время, пользоваться ими легко и просто. С их помощью можно найти и использовать массу полезной информации обо всём: что касается работы, науки, культурной сферы, общения, и др. Пользование данным сервисом позволит не только экономить время, но и откроет новые возможности. Для всех пользователей, предоставляя в случае необходимости услуги переводчика, советчика и толкователя, а также помощника в поиске развлечений. Огромное количество людей уже оценило преимущества englishlib.org и нередко обращаются к нему в самых разных случаях.

Пользуясь услугами этих словарей можно перевести с русского языка на английский и наоборот и отдельные слова, и целые фразы, и тексты. При этом есть возможность найти транскрипцию и даже услышать нужное произношение. На сайте можно найти правильное употребление слов на разных диалектах и наречиях. Языковые особенности, которые порой затрудняют толкование некоторых отдельных слов или выражений, не станут проблемой для онлайн-переводчика описываемого сервиса. Он подскажет и направит правильное построение фразы и поможет избежать грубых речевых ошибок при переводе разных текстов. Предоставляется виртуальная клавиатура, с помощью которой можно быстро набирать слова и тексты на латинице.

Если необходимо найти особые термины, редко употребляемые слова, или специфические фразы и выражения, которых в словаре не оказалось, то можно попросить о такой услуге сообщество переводчиков сайта. Предоставляется она также совершенно бесплатно. Найти её можно в разделе «Вопрос-ответ».

Англо-русский-англо словарь и поиск с алфавитным указателем

На сайте имеется англо-русский словарь, искать в котором можно любые слова на любую требуемую в данный момент букву. Чтобы найти нужный перевод слова, следует изучить предоставленные онлайн-переводом варианты и синонимы к нему, и, подобрав то, что требуется, нажать на слово из словаря.

Спряжение и склонение слов

На сайте также, предоставляеться возможность спрягать и и склонять английские глаголы, существителье, прилагательные, артикли и местоимения. Спряжение английских глаголов и Склонение английских существительных и прилагательных, а также местоимений покажут вам все формы этих частей речи в наглядных таблицах. Чтобы увидить все формы и грамматические признаки нужного Вам слова, просто введите в форму поиска соответствующие слово.

Колокольня что такое kolokolnya значение слова, Исторический словарь

Значение слова «Колокольня» в Историческом словаре. Что такое колокольня? Узнайте, что означает слово kolokolnya — толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Колокольня

Исторический словарь
Прослушать

«Колокольня» в других словарях:

Колокольня

— – башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитек… Архитектурный словарь

Колокольня

— Башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмомили включенная в его композицию. В Италии называется кампанилой.. Энциклопедический словарь

Колокольня

— Башня с колоколами на здании церкви или церкви. Словарь Ожегова

Колокольня

— — высокое башнеобразное сооружение для подвески церк. колоколов. Строится либо отдельно от церкви вблизи нес, либо как часть хра… Философский словарь

Колокольня

— Колокольня — пристроенное к церкви, или стоящее отдельно от нее, нопо близости с ней, сооружение, в котором повешены колокол ил… Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

колокольня

— КОЛОК’ОЛЬНЯ , колокольни, род. мн. колоколен, ·жен. Церковное строение в виде высокой башни, в которой помещаются цер… Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия:


Колокольня — Православная Богословская Энциклопедия

Колокольня. — Те или другие приспособления для помещения колоколов, т. е. колокольни должны были появиться на Руси с первыми храмами. Если, — по словам 3-й Новгородской летописи, — полоцкий князь Всеслав снял в 1066 г. колокола с новгородского храма св. Софии, то отсюда следует, что в XI в. существовали в Новгороде колокольни. Но как они были устроены, представляли ли отдельные здания, или же колокола весились на крыльце храма, на крыше, — за отсутствием данных сказать нет возможности. Древнейшее по времени известие о колокольнях принадлежит только XIV ст. Именно, под 1394 г. в первой Псковской летописи встречается такое замечание: „кончаны быша перши у Крому, и колокольницу поставили“ (Полное собрание летописей IV, стр. 194). Спустя 32 года, вновь делается упоминание, что псковичи „колокол  повешаху на першех ко св. Троице, на новой колокольнице, на новой стене, и три года стоявше распадошася перси. После сего поставлена бысть колокольница древяная, на старом месте, ко св. Троице на першех“ (ibid IV, стр. 203). „Перши“ это — брустверы на верху стен с зубцами. На этих то зубцах и были повешены колокола. Судя по данному известию, колокольней для Троицкого псковского собора служила городская стена. Обычай вешать колокола на зубцах стены, или городской, когда храм находился вблизи её, или ограды, окружающей самую церковь, отразился на форме новгородской колокольни, построенной архиепископом Евфимием в 1439 г. Она представляет из себя стену, длиною 10 саж. 2 арш. и столько же вышиной; — в верхнем её поясе выбрано пять пролетов, разделяемых шестью столбами, и в них повешены колокола. К нижнему поясу стены приделана узкая ящикообразная пристройка, крыша которой служит площадкою для звонаря; на последнюю ведет особый ход. Над пролетами, покрытыми крышею, возвышается луковичная глава с восьмиконечным крестом. Кроме Новгорода, две точно такие же колокольни существуют во Пскове: одна при церкви Успения с пятью пролетами, другая при церкви Богоявления с четырьмя. Видоизменением новгородской колокольни являются древняя колокольни Ростова, суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, московского Успенского собора и бывшая Симонова монастыря. Они имеют форму четырехугольных продолговатых башен, с двумя длинными и двумя короткими сторонами (гр. Толстой, Древние святыни Ростова-Великого. Мартынов и Снегирев, Русская Старина, l-я тетр.)1. Кроме указанной формы, древние колокольни имели еще другую, — форму круглой невысокой башни с остроконечным верхом. Так, в Хутынском монастыре близ Новгорода существовала до 1535 г. церковь Григория Армянского, „не вельми высока и кругла, яко столп; на ней же колокола в версе бывали…, но не велики и некоторые лепоты не имуще“. Древняя колокольня в виде круглой башни имеется также при церкви Иоанна Златоуста в Ярославле. В XVI—XVII веках появляются, наконец, колокольни в виде четвероугольных и многоугольных башен.

Колокольни указанных форм представляли или отдельные от церкви сооружения или же пристраивались к её западной стороне. В качестве отдельных зданий они существовали далеко не при всех церквах. Так, в рядной записи о построении церкви в 1553 г. на Белоозере говорится следующее: „а церковь ставить, как в Кириллове монастыре церковь Успения Пресвятыя Богородицы, гладким делом, и в стенах доспети место колоколам большим и меньшим“ („Москвитянин“ 1848 г. № 11, стр. 102). В Сольвычегодске в XVII в. при описании более чем двадцати церквей отдельная колокольня упоминается только при одной. Равным образом в 1681 г. у двадцати церквей Шиготского стана насчитывалось только одиннадцать рубленых колоколен („Известия Археологического Общества“ V т., стр. 130).

Что касается греческой церкви, то колокольни имели в ней форму или круглой башни с призматическою верхушкой (Св. София и ср. Аполлинарий равенский), или форму четвероугольную (Св. София в Трапезунте), аркообразную (церковь Спасителя в Месемврии на Чёрном море; цер. Таксиарха в Афинах), многоугольную. В некоторых же местах колокола помещались в особой столпообразной постройке на месте купола. [См. у проф. E. Е. Голубинского, История русской церкви, т. I, половина 2-я, изд. 2-е, Москва 1904, стр.. 150—161, а снимки единообразных колоколен у него же, Археологический атлас, Москва 1906, т. XLI, №№. 1—5 и ср. стр. 23.]

 

Примечание:

1. Высокие колокольни, входящие в общий план церкви, стали распространяться на Руси только в XVIII ст.

* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, доцент Спб. духовной академии,
священник Успенской Спасо-Сенновской церкви в г. С.-Петербурге

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 12, стлб. 348. Издание C.-Петербург. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1911 г. Орфография современная.

Смотрите также:

Определение колокольня общее значение и понятие. Что это такое колокольня

Колокольня — это сооружение, в котором находится один или несколько колоколов . Обычно это башня, которая является частью здания. Например: «Власти объявили о вложении миллионером средств на восстановление колокольни собора», «Мальчик побежал к звонку, чтобы сообщить новости», «Преступник пытался укрыться в колокольне, но был обнаружен полицией».

Колокольни, также называемые колокольнями, часто принадлежат храмам, таким как часовни, церкви или соборы . Они также могут присутствовать в общественных зданиях, таких как ратуши или мухафаз . Его первоначальная функция состояла в том, чтобы вызывать соседей, звоня в колокола. Таким образом, во время мессы колокола церкви были взорваны .

В одной церкви можно найти несколько колокольней; в свою очередь, каждый из них может иметь один или несколько колоколов, так что сам термин не дает четкого описания всех характеристик этого архитектурного типа . В настоящее время очень часто заменяют колокола на карильон, ударный музыкальный инструмент, который состоит из набора колокольчиков.

В карильоне, который также называют органом колоколов и органом воздуха, мы находим несколько колоколов, которые воспроизводят определенный музыкальный масштаб . Чтобы они звучали, молоток должен их ударить, и это может происходить несколькими способами:

* вручную : этот метод, вероятно, использовался уже в одиннадцатом веке, хотя мы с большей уверенностью знаем, что он появился в тринадцатом веке;

* механически : приводя в действие набор молотков, которыми переводчик управляет с помощью некоторого рычага, который мы можем определить как клавиатуру . Этот тип карильонов более современный, чем предыдущий, поскольку он датируется концом пятнадцатого века.

С изменениями, вызванными технологией, полезность колокольни снизилась, поскольку люди стали вызываться другими способами (объявления в средствах массовой информации, телефония и т. Д.). Однако колокольни по-прежнему используются во многих регионах либо для тех же целей, что и в прошлом году, либо по причинам традиции.

Пизанская башня, известная своим наклоном, является колокольней Пизанского собора . Он начал строиться в 1173 году и вскоре начал поклоняться. В период с 1990 по 2011 год эта колокольня была закрыта для публики, поскольку проводились инженерные работы, чтобы предотвратить ее разрушение.

Хиральда — еще одна известная колокольня. Он принадлежит собору Санта-Мария-де-ла-Седе в Севилье ( Испания ) и объединяет участки, принадлежавшие мечети, с частями, наложенными христианами.

В Нормандии, одном из тринадцати французских регионов, которые являются частью Республики, мы находим город Руан, его административную столицу, которая известна как « город ста колокольней ». Причина этого особого прозвища заключается в том, что он может посещать многие церкви, в которых, как упоминалось выше, этот колокол, ранее использовавшийся для вызова прихожан, не мог отсутствовать.

Еще одно из данных, которое добавляет значение для Руана, — то, что Джоан д’Арк понесла наказание умереть на костре. Считается, что прозвище было придумано самим Виктором Гюго, поэтому мы можем интуитивно понять, что до XIX века люди не называли Руан «городом ста колокольней».

Исторический центр Руана является одним из самых богатых мест на севере Франции, возможно, его наиболее выдающейся церковью является собор Нотр-Дам, который играл главную роль в многочисленных художественных произведениях из-за своей красоты и внушительной структуры, в которой находится башня. самый высокий в стране.

Аристарх Васильевич Лентулов. Звон (Колокольня Ивана Великого), 1915. Обсуждение на LiveInternet

Категория: Достопримечательности Московского Кремля


В центре Кремля стоит устремленный ввысь златоглавый столп колокольни «Иван Великий» с двумя звонницами, примыкающими с севера. Название колокольни говорит о том, что в ней находилась церковь св. Иоанна Лествичника (или Ивана Святого), а также о том, что колокольня была самой высокой в Москве.

История «Ивана Великого» началась в 1329 году, когда при Иване Калите в Кремле была построена небольшая церковь св. Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн Лествичник — святой, живший в VI веке, достиг духовного совершенства путем строгого поста и молитвы в течение 40 лет отшельничества. Он изложил свой духовный опыт в виде поучения под названием «Лествица» (лестница). В 1505-1508 годах обветшавший храм сменила возведенная итальянским зодчим Боном Фрязиным по заказу Ивана III столпообразная колокольня высотой около 60 м. В ее основании со стенами толщиной целых пять метров на оставшейся площади размером всего 25 кв. м разместили прежнюю церковь.

Имя архитектора верхней части колокольни, надстроенной в 1600 году, неизвестно.

Борис Годунов, ставший царем в 1598 году, пожелал увеличить высоту колокольни. По мысли царя Бориса, надстроенный столп «Ивана Великого» должен был способствовать возвеличиванию новой династии Годуновых. У затеянного Годуновым строительства была и еще одна причина. В Москве тогда свирепствовал голод, и царь решил дать народу заработок и отвлечь его от смуты. Надстройка с ложными, закрашенными черной краской, узкими окнами выше красивого ожерелья кокошников третьего яруса увеличила высоту колокольни до 81 метра, и в просторечии она получила второе название — «Годунов столп». Под куполом появилась длинная надпись в три ряда с именами и титулами Бориса Годунова, его сына Федора и датой надстройки колокольни. С воцарением Михаила Федоровича надпись залепили (в прошлом Романовы сильно пострадали от годуновских репрессий). Спустя сто лет по велению Петра I ее расчистили.

В народе ходила легенда, что крест на колокольне будто бы сделан из чистого золота. В 1812 году Наполеон велел снять крест. Предание говорит о том, что французский император хотел поставить его над куполом Дома инвалидов в Париже. Однако крест сорвался с веревок и с грохотом разбился. Оказалось, что он был обложен медными пластинами, покрытыми позолотой. Новый крест был установлен в 1813 году и составлен из нескольких железных полос, обитых медными позолоченными листами.

В XVI—XVII веках на Ивановской площади у колокольни «Ивана Великого» стояли здания приказов — государственных учреждений. Здесь громогласно читали царские указы, отчего и произошло выражение «кричать во всю Ивановскую». Примерно до середины XVII века возле колокольни стояла так называемая Ивановская палатка — прообраз первой нотариальной конторы. В ней сидели писцы, которые за плату составляли для просителей челобитные. На площади также производились наказания плетьми (обычно за взяточничество, казнокрадство или обман). Тут же выставляли на позор воров, вешая им па шею краденые вещи и продукты (не только кошельки, но, например, и соленую рыбу). С 1685 года наказывать стали на Красной площади.

В течение долгого времени колокольня служила и главной дозорной вышкой Кремля, а позднее — пожарной каланчой. В 1896 году во время коронации императора Николая II на колокольне была устроена электрическая иллюминация. Наподобие горящей свечи «Иван Великий» возвышался над городом.

До революции 1917 года колокольня была открыта для посещения. Вход в нее одновременно являлся и входом в церковь. Над ним в прямоугольном каменном киоте, ныне пустом, находилась икона св. Иоанна Лествичника. Наверху были две смотровые площадки: одна — на среднем ярусе, над нижней звонницей, другая — над верхней. Чтобы добраться до самого верха колокольни, следовало преодолеть 329 ступеней. Упорство вознаграждалось великолепным видом на Москву и окрестности. В ясную погоду как на ладони видны были даже местности, находящиеся в 40 км от Кремля.

Год и век создания

Данный храм — очень древний памятник архитектуры, его история насчитывает более чем 500 лет. Первые сведения о существовании в сакральной топографии столицы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника историки относят к 1329 году. В летописях указано, что именно тогда была заложена каменная церковь, а затем освящена. Святыню относили к типу «иже под колоколы» из-за расположения яруса звонницы над самим помещением.

Весь храм был возведен в течение трех месяцев, из-за этого предполагают, что церковь имела малые размеры. Считается, что она стала первым московским храмом, освященным во имя преподобного.

В 1346 году храм расписали, а спустя 129 лет в него перенесли несколько саркофагов с мощами святителей из второго Успенского собора, который на тот момент разобрали. Позже храм тоже был разобран, а весной 1505 года было начато строительство новой святыни, продлившееся три года. Постройку новой церкви приурочили к кончине князя Ивана III, полностью ее завершили к 1508 году.

Колокольня Ивана Великого в Москве на google-панораме:

Литература[править | править код]

  • Авербух И., Лобачёва И.
    Моя столица. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. — 95 с. — ISBN 5-224-05027-8.
  • Александров Ю. Н., Жуков К. В.
    Силуэты Москвы. — М.: Московский рабочий, 1978. — 168 с. — 35 000 экз.
  • Баталов А. Л.
    Иоанна Лествичника преподобного церковь в Московском Кремле (Иван Великий) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2011. — Т. XXV. — С. 20—24. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-046-2.
  • Баталов А.
    Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля // Музейный гид: Путеводители по музеям России. — М.: Программа «Первая публикация», 2013.
  • Бродский Б. И.
    Сокровища Москвы. — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 373 с. — 21 500 экз. — ISBN 5-8520-163-5.
  • Васькин А. А.
    История «Ивана Великого» // Наука и жизнь : журнал. — 2014. — № 9. — С. 93—94. — ISSN 0028-1263.
  • Иван Великий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Истомин Г.
    Ивановская колокольня в Москве. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1893. — 40 с.
  • Колодный Л.
    Главный Кремль России. — М.: Советская Россия, 1983. — 208 с. — 50 000 экз.
  • Косарев А.
    Пропавший крест // Чудеса и приключения. — 2012. — № 3. — С. 38—41.
  • Малиновский А. Ф.
    Обозрение Москвы. — М.: Московский рабочий, 1992. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01340-3.
  • Милова М. Ф., Резвин В. А.
    Прогулки по Москве: Архитектурные зарисовки. — М.: Московский рабочий, 1984. — 398 с. — 100 000 экз.
  • Московский Кремль XV столетия: Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского кремля. 500 лет / под ред. А. Баталова и И. Воротниковой. — М.: Арт-Волхонка, 2011. — Т. 2. — 416 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-904508-13-5.
  • Нащокина М.
    Архитекторы московского модерна: Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 536 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  • Осетров Е.
    Моё открытие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1987. — 302 с.
  • Полное собрание русских летописей. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1859. — Т. 8. — 307 с.
  • Рахматуллин Р.
    Две Москвы, или Метафизика столицы. — М.: АСТ; Олимп, 2009. — 702 с.
  • Романюк С. К.
    Сердце Москвы: От Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 903 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-227-04778-6.
  • Смирнова Е. И., Богатская А. Б.
    Московский Кремль пушкинской поры. — М.: Московские учебники, 1999. — 160 с. — ISBN 5-7461-0119-2.

Архитекторы колокольни Ивана Великого

В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.

Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.

Площадь, находящаяся к востоку от святыни, получила название ИвановскойИменно здесь во всю мощь, «во всю Ивановскую», оглашались указы царя и наказывали провинившихся.

В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.

В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.

Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».

© Сергей Кузнецов

В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.

На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.

В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.

Уже после войны церковь начала превращаться в музей.

© Ольга Державина

Строительство колокольни

В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением — пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.

Высота колокольни Ивана Великого

Сразу после возведения новой церкви в 1508 году горожане были поражены размерами новой святыни — такие высокие каменные храмы не возводились ни в Москве, ни во всей Руси. В самой высокой точке храм достигал в высоту 81 м.

Святыня сразу же стала выразителем могущества и силы столицы. Белокаменный «столп славы» огромных размеров, возвышающийся своей сияющей золотом главой над кремлевским холмом, сообщал всем подъезжающим к городу о величии Москвы.

Высота колокольни Ивана Великого: 81 м.

Вид с колокольни Ивана Великого

В настоящее время с колокольни открывается удивительный вид на исторический центр столицы. Несколько веков назад, в отсутствии плотной застройки, с верхней точки колокольни можно было рассмотреть территорию на 30 м вперед, что позволяло использовать святыню в качестве ключевого дозорного пункта города. Есть сведения о том, что путь наверх, состоящий из 429 ступеней, в свое время преодолели Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

1 из 4

Вид на Архангельский собор с колокольни Ивана Великого Фото: © Комова Анастасия

Примечания[править | править код]

Комментарии

  1. р҃и҃ — кириллическая буквенная запись числа 108, в надписи без титла; подразумевается 7108 год от сотворения мира, соответствующий 1600 году н. э.

Источники

  1. 12
    Ансамбль колокольни «Иван Великий»
    (неопр.)
    . Музеи Московского Кремля. Дата обращения 9 ноября 2020.
  2. Авербух, 2006, с. 47.
  3. Рахматуллин, 2009, с. 613.
  4. 123
    Баталов, 2013, с. 6.
  5. Баталов, 2013, с. 9.
  6. 12Игорь Коновалов.
    К истории колокольни «Ивана Великого» в Москве
    (неопр.)
    . Zvon.ru (15 ноября 2017). Дата обращения 1 декабря 2020.
  7. Баталов, Воротникова, 2011, с. 286.
  8. Романюк, 2013, с. 115.
  9. Колодный, 1983, с. 145.
  10. 12
    Баталов, 2013, с. 20.
  11. Полное собрание русских летописей, 1859, с. 249.
  12. 12
    Александров, Жуков, 1978, с. 149.
  13. 12Элла Осиповская.
    Колокольня Ивана Великого открылась для посещения
    (неопр.)
    . Вести (17 мая 2009). Дата обращения 13 ноября 2020.
  14. Колодный, 1983, с. 148.
  15. 12
    Баталов, 2013, с. 10.
  16. Баталов, 2013, с. 15.
  17. Акимова Л. И., Бусева-Давыдова И. Л. и др.
    История искусства / Е. Д. Федотова. — Москва: Белый город, 2012. — Т. 1. — 519 с. — ISBN 978-5-779314-96-1.
  18. Колодный, 1983, с. 149.
  19. 123
    Звонницы и Филаретова пристройка
    (неопр.)
    . Музеи Московского Кремля. Дата обращения 13 ноября 2020.
  20. Колодный, 1983, с. 33.
  21. 1234
    Наука и жизнь, 2014, с. 93.
  22. Колодный, 1983, с. 151.
  23. Бродский, 1990, с. 61.
  24. 12
    Малиновский, 1992, с. 42.
  25. Баталов, 2013, с. 23.
  26. 12
    Романюк, 2013, с. 117.
  27. Баталов, Воротникова, 2011, с. 363.
  28. Андрей Мирошкин.
    Под знаком розы и чертополоха
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Московская перспектива (25 марта 2014). Дата обращения 13 ноября 2020. Архивировано 15 декабря 2017 года.
  29. Осетров, 1987, с. 64.
  30. Рахматуллин, 2009, с. 316.
  31. Иван Великий: Ансамбль, ошибочно называемый колокольней (неопр.)
    . Прогулки по Москве. Дата обращения 20 ноября 2020.
  32. Страницы истории. Отечественная война 1812 года (неопр.)
    . Коммунистическая партия Российской Федерации (9 октября 2012). Дата обращения 1 декабря 2020.
  33. Наука и жизнь, 2014, с. 94.
  34. 12Вострышев М.
    Москва православная. — Москва: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
  35. Баталов, Воротникова, 2011, с. 352.
  36. Косарев, 2012, с. 38.
  37. Груцо И. А.
    Крест с колокольни Ивана Великого в Кремле как часть московских трофеев Наполеона
    (неопр.)
    (pdf). Музеи России. Дата обращения 15 ноября 2020.
  38. Истомин, 1893, с. 7.
  39. Баталов, Воротникова, 2011, с. 352—357.
  40. Смирнова, 1999, с. 73.
  41. Милова, 1984, с. 39.
  42. Баталов, 2013, с. 2.
  43. Нащокина, 2005, с. 382—387.
  44. 12Лентулов А. В.
    «Звон» («Колокольня Ивана Великого»): Описание картины
    (неопр.)
    . Русский авангард. Дата обращения 15 ноября 2020.
  45. 12
    Обстрел Кремля в 1917 году: Уникальные фотографии
    (неопр.)
    . Ридус (12 октября 2017). Дата обращения 20 ноября 2020.
  46. Митрофанов А.
    Тверская: Прогулки по старой Москве. — М.: Ключ-С, 2010. — 279 с. — ISBN 5931360247.
  47. Ущерб от обстрела Кремля оценят спустя сто лет (неопр.)
    . Дом.Лента.Ру (12 октября 2017). Дата обращения 20 ноября 2017.
  48. Алексей Богомолов.
    Самые знаменитые жители Кремля эпохи СССР: У большинства наших современников Московский Кремль как-то не ассоциируется с жилым микрорайоном
    (неопр.)
    . Комсомольская правда (19 февраля 2011). Дата обращения 20 ноября 2020.
  49. 12Ольга Богданова.
    Колокольня Иван Великий: 20 лет регулярных звонов
    (неопр.)
    . Татьянин день (23 марта 2012). Дата обращения 15 ноября 2017.
  50. Георгий Олтаржевский.
    От века кавалергарды
    (неопр.)
    . Известия (15 октября 2017). Дата обращения 20 ноября 2020.
  51. Колокольня Ивана Великого Московского Кремля (неопр.)
    . Православие24.РФ. Дата обращения 15 ноября 2020.
  52. Екатерина Болгова.
    В Кремле прошла последняя в этом году церемония развода пеших и конных караулов
    (неопр.)
    . Комсомольская правда (14 октября 2017). Дата обращения 15 ноября 2020.
  53. Колокольня Ивана Великого — реставрация и музеефикация. Музеи Московского Кремля
  54. Первая экскурсия на колокольню Ивана Великого состоится 18 мая. РИА Новости, 7 мая 2009
  55. Ольга Попова.
    Лёгкий звон тяжеловеса
    (неопр.)
    . Вечерняя Москва (26 сентября 2017). Дата обращения 4 декабря 2017.
  56. Малиновский, 1992, с. 43.
  57. 123
    Романюк, 2013, с. 119.
  58. 123Костина И. Д.
    Кремлёвские звоны
    (неопр.)
    . Общество церковных звонарей. Дата обращения 15 ноября 2017.
  59. Баталов, Воротникова, 2011, с. 391.
  60. Колодный, 1983, с. 156.
  61. 123456
    Колодный, 1983, с. 150.
  62. 1234Костина И. Д.
    Колокола первого яруса Ивана Великого
    (неопр.)
    . Общество церковных звонарей. Дата обращения 15 ноября 2017.
  63. 12Костина И. Д.
    Колокола второго яруса Ивана Великого
    (неопр.)
    . Общество церковных звонарей. Дата обращения 15 ноября 2017.

Колокольня выше колокольни Ивана Великого

На протяжении долгих лет Ивановская колокольня продолжала оставаться наиболее высоким сооружением в Москве. Все попытки возвести что-то выше нее оказывались провальными.

Тем не менее спустя какое-то время ближайшим сподвижником императора Петра I Александром Меньшиковым была построена церковь Архангела Гавриила, которая составила в высоту 84,4 м. Святыня превысила колокольню Ивана Великого на три метра, что привело к недовольству москвичей.

Когда башню церкви поразила молния, уничтожившая верхнюю деревянную часть, горожане посчитали это божьей карой за покушение на авторитет святыни Кремля. А в 1860 году колокольня передала пальму первенства по высоте появившемуся в столице храму Христа Спасителя, который теперь оказался первым в списке наиболее высоких сооружений Москвы.

© Sergey Nar

“Колокола земли русской”

«КОЛОКОЛА ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из глубины веков до наших дней» – так называется книга Владислава Андреевича Горохова. Вышла она в Москве в 2009 году в издательском доме «Вече». Книга относится к разряду духовно-просветительской литературы и для широкого круга читателей вряд ли предназначена. Это научное исследование о создании колоколов, о колокольном деле, о его истории, о судьбе знаменитых мастеров колокольного звона, о мастерах-литейщиках и о многом другом, прямо и косвенно касающемся литья и истории колоколов. Читать книгу не очень просто – это отнюдь не художественная литература. Но в ней содержится масса очень интересных сведений о русском колокольном звоне. Некоторые из них я приведу в этой публикации. Читать её можно под суздальский колокольный звон.

Оглавление

Колокола. История

Когда впервые колокол пришёл на Русь и почему так называется?

Учёные до сих пор спорят об этимологии слова. Есть в греческом языке слово «калкун», в некоторой степени созвучное слову «колокол», оно означает «било». В том же греческом языке глагол «kaleo», переводится как «звать». Крик в древнеиндийском языке – «kalakalas», а в латинском – «kalare». Все они в той или иной степени созвучны и объясняют дохристианское предназначение колокола – созывать людей. Хотя скорее всего, слово «колокол» берёт начало от славянского «коло» – круг. От этого же обозначения происходят другие слова, например – «колобок», «коловорот». Есть и астрономические понятия с этим же корнем – «коло солнца», «коло луны». Поэтому понятие «коло – кол» можно объяснить как окружность в круге – «коло-кол».

Правда, президент Российской академии наук с 1813 по 1841 год А.С.Шишков в «Кратком азбучном словаре» описывает происхождение слова «колокол» от слова «кол» и объясняет, что в древности для извлечения звука ударяли медной жердью, называемой «кол» о другую такую же жердь – «кол о кол». Созвучие и правда очевидно, но не все слова в русском языке произошли от простого созвучия и слияния нескольких определений.

Доподлинно неизвестно когда впервые люди стали использовать колокола. Вряд ли в дохристианские времена. Упоминания о них в летописях датируются XII веком. Есть запись о колоколе в Путивле, от 1146 года, во Владимире-на-Клязьме в 1168 году. А знаменитый вечевой колокол в Великом Новгороде впервые упомянут в 1148 году.

Колокола. Из какого металла отливали

Из чего делали колокола? Понятно, что из колокольной бронзы – сплава меди и олова. Многие считают, что для чистоты звука в сплав добавляли драгоценные металлы. Ничего подобного! Наоборот, для достижения лучшего звучания в колоколе не должно быть никаких примесей – лишь медь и олово, причём в следующем соотношении – 80% меди и 20% олова. В сплаве для изготовления колокола допускалось не более 1, максимум – 2% естественных примесей (свинец, цинк, сурьма, сера и другие). Если же состав примесей в колокольной бронзе превышает допустимые два процента, звук колокола значительно ухудшается. С колокольной медью всегда были трудности. Ведь процентное отношение примесей точно никто не знал, химического анализа ещё не существовало. Интересно, что в зависимости от величины колокола мастер увеличивал или уменьшал соотношение олова. Для небольших колоколов олова добавляли больше – 22-24%, а для крупных – 17-20%. Ведь если в сплаве больше олова, звук будет звонче, зато сплав будет хрупким и колокол легко может разобиться. В старые времена понижали процент олова для гарантированной прочности колокола.

Что касается золота и серебра, то этими металлами нередко золотили или серебрили поверхности колоколов, делали надписи, изображения. Известен колокол, который сплошь покрыли серебром. А иногда серебряными колоколами называли те, в составе которых было много олова – сплав в этом случае получался светлым.

Чтобы подчеркнуть удивительный звон колокола или ансамбля колоколов говорят, что у них “малиновый звон”. Оказывается, это определение никакого отношения к ягоде не имеет. Происходит оно от названия города Мехелен, что находится в той части Бельгии, что в старину называлась Фландрией. Французское название города – Malines (Мали́н), именно там в Средневековье разработали оптимальный сплав для литья колоколов. Потому и у нас приятный по тембру, мягкий, переливающийся звон стали звать по звону из города Малина – т.е. малиновым звоном. Уже к XVII веку Мехелен стал центром колокольного литья и колокольной музыки в Европе, и по сей день остаётся таковым. Знаменитые карильоны делают именно в Малине. В России первый карильон услышали благодаря Петру I, царь заказал его в Южных Нидерландах и его звон соответствовал мехеленскому (малиновому) стандарту.

Имена колоколов

А сколько же колоколов было на Руси? Или, хотя бы в Москве? По сведениям шведского дипломата Петра Петрея, который написал «Историю о великом княжестве московском» в столице государства в XVII веке было свыше четырёх тысяч(!) церквей. В каждой – от 5 до 10 колоколов. А норвежский писатель Кнут Гамсун на рубеже XIX – XX веков пишет:

«Я побывал в четырёх из пяти частей света. Мне приходилось ступать на почву всевозможных стран, и я повидал кое-что. Я видел прекрасные города, громадное впечатление на меня произвели Прага и Будапешт. Но чего-либо подобного Москве я никогда не видел. Москва – это нечто сказочное. В Москве около 450 церквей и часовен. И когда начинают звонить в колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на земле может существовать подобный город. Всё кругом пестрит красными и золочёными куполами и шпилями. Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет всё, о чём я когда-либо мечтал».

В старину, да и теперь, большие звучные колокола получали собственные имена. Например – «Медведь», «Господарь», «Гуд», «Переспор», «Неопалимая Купина», «Георгий», «Сокол». Некоторые , напротив, получали обидные клички: «Баран», «Козёл», «Беспутный» – так народ именовал те колокола, что диссонировали с звучанием общего ансамбля звонницы.

Колокола на колокольне и звоннице

Интересно, что звучание подбора, то есть группы колоколов зависит от того, где они расположены.


Суздаль. Колокольня Смоленской церкви

Необходимо, чтобы вес колоколов равномерно распределялся на несущих конструкциях звонницы во избежание перекоса. Обычно колокола развешивают, увеличивая их вес справа налево от помоста звонаря. Выяснилось также, что оптимальной для благозвучия является шатровая колокольня с опорным столбом посередине. Самый большой колокол (или пара больших) размещают по одну сторону столба, все остальные – по другую. Колокола подвешивают на брусьях, которые одновременно служат опорой для основания шатра, иногда их располагают на специальных балках.


Суздаль. Кремлёвская часобитная башня.

Почему же в некоторых храмах и монастырях строят колокольни, в некоторых – звонницы? Колокольни удобны с точки зрения размещения колоколов на разных ярусах. В них можно поместить много разных колоколов. И звук с колокольни распространяется равномерно, во все стороны. Со звонницы звучание подбора с разных сторон слышно по-разному. Но на них удобно добиться слаженности звучания. Ведь на разных ярусах колокольни звонари не видят друг друга, тогда как на звоннице они стоят рядом и ансамбль колокольного звона звучит слаженно. На Русском Севере, где селения редки а расстояния огромны, колокольни старались располагать таким образом, чтобы звук от одной из них был слышан на другой. Таким образом колокольни «переговаривались» друг с другом, передавали вести.

Мастера колокольных дел

Благозвучный перезвон колоколов зависит не столько от их расположения. У каждого из них есть свой родитель – мастер, который их сделал. Есть мнение, что старые колокола звонили лучше, звон у них был серебряный, малиновый. Но нужно знать, что древние мастера тоже ошибались. У них под руками не было пособий и технических методик. Всё делалось методом проб и ошибок. Порой приходилось не раз переливать колокол. Опыт и умение приходили со временем. История донесла до нас имена знаменитых мастеров. При царе Борисе Годунове жил литейщик, которого больше помнят как создателя знаменитой «Царь-пушки» в Москве. Но он был известен и как колокольных дел мастер. Звали его Андрей Чохов. До наших дней дожили четыре его пушки и три колокола. Колокола висят на Успенской звоннице Московского Кремля. Самый большой из них зовут «Реут». Он весит 1200 пудов, отлит был в 1622 году. Там же есть и два небольших колокола, отлитые годом ранее.


Соборная площадь Кремля. Успенская звонница и колокольня Иван Великий

Знаменит был и мастер-литец Александр Григорьев. Жил он при царе Алексее Михайловиче. Колокола его работы предназначались для самых знаменитых храмов. В 1654 году он отлил 1000-пудовый колокол для Софийского собора в Новгороде. Годом позже – 187-пудовый, набатный на Спасские ворота Кремля. Ещё через год – колокол весом в 69 пудов для Иверского монастыря на Валдае. В 1665 году 300-пудовый для Симонова монастыря в Москве и в 1668 – для Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, весом в 2125 пудов. К сожалению, не один из них не сохранился.

Знаменитой была и династия литейщиков Моториных. Родоначальником её был Фёдор Дмитриевич. Его дело продолжили сыновья Дмитрий и Иван, внук Михаил. В истории колокольного дела Иван Дмитриевич считается самым выдающимся мастером. Его колокола звонили и в Троице-Сергиевой лавре, и в Киево-Печерской. Для последней он отлил самый главный колокол весом в 1000 пудов.


Царь-колокол в Москве

Он подготовил отливку Царь-колокола, завершил дело его сын Михаил Иванович Моторин. О самом большом колоколе в мире мы рассказывали в статье «Царь-колокол».

Колокольные артели и заводы

На смену мастерам-одиночкам пришли целые артели, а потом – заводы. На всю страну славился завод П.Н.Финляндского. Открылся завод в Москве в конце XVIII века, когда литейное производство в самом городе, на Пушечном дворе держать более стало опасно. На его заводе выполняли заказы на отливку колоколов из Парижа, Сан-Франциско, Афона, Иерусалима, Токио и других стран. Отливали колокола и для храма «Спас на Крови». А когда сам хозяин появлялся на Сухаревке и покупал бронзовый лом, то в Москве знали – скоро колокол отливать будут. Пора слухи распускать. И ходили по златоглавой удивительные небылицы – что в Москва-реке кита поймали, что Спасская башня провалилась, да что на ипподроме жена швейцара тройню родила и все с жеребячьими головами! И все знали – у Финляндского колокол льют, а чтобы звук будущего новорожденного чище и звонче был, надо небылиц побольше наплести, вот и старались.

Славился также завод Михаила Богданова. Делали они и маленькие поддужные колокольчики и нередко на заснеженных дорогах «однозвучно звучал колокольчик», отлитый на заводе Богданова.

На заводе Афанасия Никитича Самгина отливали колокола для храма Христа Спасителя Преславного Преображения, что построен на месте крушения царского поезда где, благодаря огромной физической силе Александра III, осталась невредимой вся императорская фамилия.

В конце XIX столетия все путеводители Ярославля настойчиво рекомендовали посетить литейный завод товарищества Оловянишникова, чтобы понаблюдать за захватывающим зрелищем – отливкой нового колокола. Высокое качество колоколов Оловянишниковых признали и в Старом, и в Новом свете – завод получил серебряную медаль на выставке в Новом Орлеане и золотую – в Париже.

Звонари. Константин Сараджев

Но как бы не хорош был колокол, если тронет его рука постороннего человека, то не запоёт он, а застонет. Были на Руси знаменитые звонари. Есть и сейчас. Но один из них был совершенно уникальным музыкантом – по другому и не назовёшь Константина Сараджева. Его судьбу, как и судьбу многих других, разрушило послереволюционное лихолетье. Умер удивительный звонарь в 1942 году в возрасте 42 лет в доме для нервно-больных. Вот что говорил о своём чувстве музыки сам звонарь:

«С самого раннего детства я слишком сильно, остро воспринимал музыкальные произведения, сочетания тонов, последовательности этих сочетаний и гармонии. Я различал в природе значительно, несравненно больше звучаний, чем другие: как море сравнительно с несколькими каплями. Много больше, чем абсолютный слух слышит в обычной музыке!.. И сила этих звучаний в их сложнейших сочетаниях не сравнима ни в какой мере ни с одним из инструментов – только колокол в своей звуковой атмосфере может выразить хотя бы часть величественности и мощи, которая будет доступна человеческом у слуху в будущем. Будет! Я в этом совершенно уверен. Только в нашем веке я одинок, потому что я слишком рано родился!»

Послушать Сараджева приходили профессиональные музыканты, учёные, поэты, все любители хорошей музыки. О том, где и когда будет звонить Сараджев, узнавали друг от друга и собирались к назначенному времени. Среди почитателей была и Анастасия Цветаева. Вот как она по собственным впечатлениям писала в рассказе «Сказ о звонаре московском»:

«И всё-таки звон ворвался неожиданно, взорвав тишину… Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул – и второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идёт от него… И вдруг – заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением неведомых больших птиц, праздником колокольного ликования! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса… оглушительно нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр! Это было половодье, хлынувшее, ломающее лёд, потоками заливающее окрестность… Подняв головы, смотрели стоявшие на того, кто играл вверху, запрокинувшись. Он летел бы, если бы не привязи языков колокольных, которыми он правил в самозабвенном движении, как бы обняв распростёртыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов – гигантских птиц, испускавших медные гулкие звоны, золотистые крики, бившиеся о синее серебро ласточкиных голосов, наполнивших ночь небывалым костром мелодий»

Незавидна судьба Сараджева. Незавидна и судьба многих колоколов. Горельефы знаменитых учёных и писателей, что украшают здание библиотеки им. Ленина в Москве на Моховой улице сделаны из колокольной бронзы – к 16-ти летию Октябрьской революции для них перелили колокола восьми московских храмов.


Горельеф на библиотеке им. Ленина

Колокола – путешественники Данилова монастыря

А с колоколами Данилова монастыря и вовсе произошла удивительная история. Коммунисты запретили колокольный звон по всей России же в 20-х годах ХХ века . Множество колоколов сбросили с колоколен, разбили, перелили на “нужды индустриализации”. В 30-х годах американский предприниматель Чарльз Крейн купил по цене лома колокола Данилова монастыря: 25 тонн колоколов, весь подбор монастырского звона. Крейн хорошо понимал и ценил русскую культуру и осознавал, что если не выкупить этот ансамбль, он навсегда будет потерян. В письме Чарльза сыну Джону мы находим объяснение его поступку: «Колокола великолепны, красиво установлены и сделаны в совершенстве… этот небольшой подбор может быть последним и почти единственным фрагментом прекрасной российской культуры, оставленным в мире».

Приобретение предпринимателя нашло новый дом в Гарвардском университете. Настраивал этот ансамбль Константин Сараджев. Среди 17 вновь прибывших колоколов студенты сразу выделили один с удивительным и редким по красоте звуком и сразу окрестили его «Колокол Матушки Земли». Его отливал в 1890 году на заводе П.Н.Финляндского знаменитый мастер Ксенофонт Верёвкин. Были в ансамбле и два колокола самого Фёдора Моторина, отлитые в 1682 году – «Подзвонный» и «Большой».

После войны студенты Гарвардского университета организовали клуб звонарей русских колоколов и осваивали традиции звона. Но вот незадача, как бы не настраивали русские колокола на чужбине, каких бы мастеров не приглашали, звучали они не так радостно, звучно и весело, как в родном Даниловом монастыре. Звук от них шёл чистый, громкий, мощный, но очень одинокий и настороженный, не создающий ансамбль. Колокола подтвердили старое русское поверье, что лучший звук у колокола – у себя на Родине. Ведь не стал звонить владимирский колокол в Суздале, куда возил его великий князь Александр Васильевич Суздальский. Об этом и в летописях упоминается. А как вернули его на родное место, так и «глас яко же и прежде богоугоден».

Видно тосковали колокола по родной Даниловой обители. Прошли безбожные времена. В 1988 году одним из первых на Руси вновь открылся монастырь князя Даниила, возобновились службы в его храмах. Патриарх Алексий II освятил звонницу старейшей обители в Москве. Для университета Гарварда на воронежском колокололитейном заказали новые колокола – точно такие же, числом 18, общим весом 26 тонн. Отливку делали по старинным технологиям. Разве что вместо глиняных форм применили керамические. Поэтому рисунки на новых колоколах получились на редкость чёткими. И звучание дубликатов соответствует звучанию подлинного подбора – это было главным условием возвращения колоколов в Москву.

А «странники», столько лет благодарно служившие американским студентам, вернулись в родную обитель. Вместе с копиями колоколов Данилова монастыря на заводе отлили ещё два – для университета с символикой Гарварда с благодарностью за сохранение бесценного сокровища и для Свято-Данилова монастыря с символикой России и США в благодарность тем, кто участвовал в судьбе нашей звучащей святыни, кто верил, ждал и дождался.

Колокола. Обычаи

Говоря о колокольных традициях, нельзя не вспомнить и маленькие поддужные колокольчики, которые отливали на Валдае. Колокольчики эти звенели на всех проезжих трактах, а в городах велено было их подвязывать. Только императорские курьерские тройки могли скакать в городах с колокольчиком. Легенда гласит, что когда повезли в Москву мятежный Вечевой колокол из Новгорода, то не покорился он завоевателям. На Валдае свалился колокол с саней и разбился на тысячи… маленьких колокольчиков. Конечно, это не более чем легенда, но именно там находится единственный в России музей колоколов. Подчеркну – колоколов, а не валдайских колокольчиков.

Русские колокола всегда отличались колоссальными размерами по сравнению с их европейскими собратьями. Один из крупнейших западных колоколов – краковский “Зигмунт” (о нём будет сказано ниже) – весит всего лишь 11 тонн, что для России звучит довольно скромно. Ещё при Иване Грозном у нас отлили 35-тонный колокол. Известен был колокол весом 127 тонн, отлитый по приказу царя Алексея Михайловича. Он разбился, упав со звонницы, во время одного из многочисленных московских пожаров. Отливка огромного колокола была богоугодным делом, ведь чем больше колокол, чем ниже его звучание, тем быстрее молитвы, вознесённые под этим колоколом, достигнут Господа. Но есть и другая причина, почему в Западной Европе колокола не достигли таких размеров, как у нас. Ведь на западе раскачивают сам колокол, а в России – лишь его язык, который весит несоизмеримо меньше. Однако и на Западе существует множество знаменитых колоколов и не меньше связанных с ними легенд и любопытных историй.

Колокола в Европе

Удивительная колокольная история произошла в середине XVII века в Моравии. Шведский полководец Торстенсон три месяца беспрерывно атаковал богатейший город Чехии Брно. Но взять город шведы так и не смогли. Тогда командующий собрал военный совет и объявил собравшимся, что на следующий день состоится последний штурм города. Брно должен быть взять до того, как в полдень зазвонит колокол на соборе Святого Петра. «В противном случае нам придётся отступить» – твёрдо сказал полководец. Это решение услышал местный житель и, оценив их важность, пробрался в город и сообщил об этом горожанам. Жители Брно сражались не на жизнь, а на смерть. Но и шведы им не уступали. Враги в некоторых местах преодолели городские стены, когда колокол собора пробил 12 раз. Никто не посмел ослушаться приказа Торстенсона, неприятель отступил к вечеру навсегда ушёл из Брно. Так 12 ударов спасли город. С тех пор ежедневно ровно в 11 часов в память об этом событии с главного собора раздаются не 11, а 12 ударов колокола. Также, как и более 350 лет назад, когда находчивые горожане на час раньше пробили спасительные 12 ударов.

Интересны некоторые колокольные традиции запада. В Бонне «Колокол чистоты» созывал жителей на еженедельную уборку городских улиц и площадей, немецкий «воскресник». В Турине «Хлебный колокол» сообщал хозяйкам, что пора замешивать тесто. «Трудовой колокол» Бадена объявлял об обеденном перерыве. В Данциге ждали удара «Пивного колокола», после которого открывались питейные заведения. А в Париже, наоборот, таковые закрывали по сигналу «Колокола пьяниц». В Этампе звон колокола предписывал гасить городские огни и его прозвали «Преследователем гуляк», а в Ульме «Колокол чудаков» напоминал, что поздно вечером опасно оставаться в тёмных и тесных средневековых улочках города. В Страсбурге о начале грозы предвещал «Колокол бури». На Старомейской площади Праги есть дом «У каменного колокола», угол его фасада украшен архитектурным элементом в виде колокола. Старая легенда говорит, что наступит время и этот колокол оживёт и заговорит на своём языке. Старинный колокол в Кракове “Зигмунд” может и тучи разогнать, и девушкам суженого накликать.


Краков. Вавель. Колокол “Зигмунд”

Колокола в литературе

Русский народ придумал множество загадок о колоколе. Вот самые интересные: Из земли взяли, На огне грели, Опять в землю положили; А как вынули – стали бить, Чтоб мог говорить.

В церковь других созывает, а сам в ней не бывает.

Живой мёртвого бьёт, Мёртвый благим голосом кричит, На крик народ бежит.

Не обошли колокол и русские поэты. Известно стихотворение Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) о русском звоне. Все помнят стихотворение Владимира Высоцкого «Набат». На памятной доске поэта на Малой Грузинкой улице, где жил Высоцкий его портрет изображён на фоне разбитого колокола.


Мемориальная доска Владимиру Высоцкому на доме Малая Грузинская, 28

Большую коллекцию колокольчиков собрал Булат Шалвович Окуджава. До сих пор ежегодно 27 августа в Переделкино отмечают день колокольчика. В этот день почитатели творчества Окуджавы привозят в его дом музей очередной дар – колокольчик. Как радостно, что сейчас опять зазвучали в церквях колокола. Пока робко и скромно. Но чисто и звучно плывёт над Родиной серебряный звон.

«…В синем небе, колокольнями проколотом, – Медный колокол, медный колокол – То ль возрадовался, то ли осерчал… Купола в России кроют чистым золотом – Чтобы чаще Господь замечал….» В.Высоцкий «Купола» 1975 г.

А это настоящий колокольный звон суздальских звонарей Спасо-Евфимьевского монастыря. Услышать их может каждый, исполняют они небльшой колокольный концерт ежечасно, когда монастырь открыт для посетителей. Две записи, – на три минуты.

И короче – меньше двух минут.

По материалам книги В.А.Горохова «Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней». М, «Вече», 2009 г.

Далее: Двухэтажный автобус в Москве

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве: Экскурсовод в Москве Экскурсии по Москве и Подмосковью Пешеходные экскурсии по Москве Частный гид-переводчик в Москве Moscow tour-guide

Фундамент

Творение Бон Фрязина получилось очень устойчивым и прочным. В то время вокруг церкви ходили легенды, что архитектором настолько сильно был заглублен фундамент, что он добрался до уровня Москва-реки. На самом же деле итальянцем были лишь покрыты камнем дубовые сваи, это позволило им спастись от гниения.

Звонница в диаметре составила 25 м, толщина стен первого яруса была очень внушительной — в некоторых местах она доходила до пяти метров.

Каждый восьмигранный ярус колокольни имеет меньшие диаметр и высоту, чем идущий перед ним. Также у них есть едва заметная конусность. Благодаря подобной структуре сооружение наполняется зрительной легкостью и необыкновенной устойчивостью.

Бытовало мнение, что фундамент святыни очень глубокий, но затем стало известно, что всю махину выдерживают дубовые сваи лишь 4,5 м в длину. На вторых и третьих ярусах-звонах прорезаны высокие окна, их украшают изящные «ломбардские» арки. Надстройка верхнего круглого яруса произошла при Борисе Годунове, он выполняет роль барабана для золоченой главы. На первом этаже была обустроена крохотная церковь Иоанна Лествичника.

© Don-vip

Звон колоколов

Звон является обязательным сопровождением православного богослужения, а Иван Великий был и продолжает оставаться основной звонницей Москвы. Именно с него прозвучал первый удар большого колокола, который провозгласил начало звона по всему городу в период православных праздников. Колокола замолчали в 1918 году, лишь один раз их было слышно в 1921 году. В 1992 году, после перерыва в 74 года, снова зазвенели колокола на колокольне Ивана Великого.

Точное число колоколов, которые венчают Филаретовскую пристройку, звонницу и колокольню Ивана Великого, составляет 21 штуку. В древности колокола подвешивались на деревянные балки, лишь начиная с XIX века балки стали металлическими.

Звонница и Филаретовская пристройка имеют лишь три колокола. Наиболее объемным является Успенский, его другое название — Праздничный, весит он свыше 65 тонн. Данный колокол отливали известные мастера-литейщики Русинов и Завьялов в XIX веке. Успенский колокол абсолютно заслуженно считают самым большим из всех действующих колоколов и лучшим в вопросе звуковых характеристик — его чистота тона и сила звука поражают.

Третий ярус колокольни, © Валентин Оверченко

Колокол Ревун или Реут также имеет большие размеры, тем не менее он в два раза уступает Успенскому, его вес составляет более 32 тонн. У колокола длинная история, его создание относят к 1622 году, работал над ним мастер Андрей Чехов.

В XVIII веке русский литейщик И. Моторин отлил еще один колокол для колокольни Ивана Великого, он получил название Вседневного или Семисотного. Он также является частью Филаретовской пристройки, его вес составляет более 13 тонн.

Прочие 18 колоколов занимают средний и нижний ярусы колокольни. Нижний ярус снабжен шестью колоколами: Лебедем, Медведем, Широким, Новгородским, Ростовским и Слободским. Средний ярус имеет 9 колоколов. Два из них обладают одинаковыми названиями — Корсунские, их отличает беловатый цвет. Остальные семь носят названия Новый, Марьинский, Немчин, Корсунский (еще один), Безымянный, Даниловский и Глухой.

На верхнем ярусе колокольни расположены три колокола без названия.

Звон колоколов: видео

Современность[править | править код]

Колокольные звоны в Московском Кремле возобновились на Пасху 1992 года. Колокола к звонам допустили после экспертизы учёных, сначала их запустили на втором, а потом и на третьем ярусе колокольни. В 1993 году впервые после 1918 года зазвонил крупнейший из колоколов — Успенский, но его используют редко, потому что язык колокола весит около 2 тонн и нуждается в регулировке для сокращения числа звонарей[49]. В настоящее время звоны совершаются во время всех богослужений в соборах Московского Кремля и во время развода кремлёвских караулов[52].

В 2005 — 2007 годах была проведена реставрация колокольни. В 2008 году в колокольне начались работы по музеефикации её интерьеров. 18 мая 2009 года в колокольне был открыт музей истории Московского Кремля и смотровая площадка, что было приурочено к празднованию Международного дня музеев[53][54]. Второй по высоте звонницей в Москве является Новоспасская, открытая после реставрации в сентябре 2020 года. Её высота составляет 80 метров[55].

Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»

Написанная в 1915 году картина изображает святыню в скошенных формах, по центру расположен колокол, его раскачивает двое людей. Вокруг всей постройки кругами расходятся волнообразные плоскости, они являются передатчиком ощущения звука-гула, а благодаря повторяемым отдельным формам композиции в виде натянутых струн создается ощущение органа или огромных гуслей.

Звонящие колокола художник изображает событием космического масштаба. Создается ощущение, что вокруг памятника вертятся светила, то окуная его в ночь, то направляя на него лучи света. Вся картина стала неким портретом архитектурного памятника на фоне истории, наполнила его волнами неистребимой энергии жизни, которая противостоит разрушению.

КОЛОКОЛЬНИЦА | определение в кембриджском словаре английского языка

Другим дополнением была восьмиугольная связка на крыше над оригинальной колокольней башни , которая датируется 1830 годом. Из

Википедия