Хроника военных лет: Фотовыставка «Хроники военных лет» | Белгородская галерея фотоискусства им. В. А. Собровина

Содержание

Фотовыставка «Хроники военных лет» | Белгородская галерея фотоискусства им. В. А. Собровина

Белгородская галерея фотоискусства представляет фотовыставку «Хроники военных лет», посвященную 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная — война 1941 — 1945 годов. Но тем дороже и значительнее Победа в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война продолжалась долгих 1418 дней и ночей. Она вместила в себя множество событий, поражений и побед, успехов и неудач нашей армии, множество героических подвигов и примеров беззаветного труда советских людей.

Но были в Великой Отечественной, сражения, которые занимают особое место в истории, потому что определили не только ход войны, ее итоги, но и судьбы всего человечества.

На выставке «Хроники военных лет» представлено 70 ярких публицистических работ известных советских фронтовых фотокорреспондентов, отражающих самые знаковые события Великой Отечественной войны: битва за Москву, Блокада Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы, Берлинская наступательная операция. Также представлены фотографии Салюта Победы 9 мая 1945 года и

легендарного парада в честь Победы в Великой Отечественной войне, состоявшегося на Красной площади 24 июня 1945 года.

Первым большим противостоянием СССР и Германии стала битва за Москву. Началась в сентябре 1941 и закончилась в апреле 1942-го. 7 ноября 1941 года на Красной площади прошел традиционный парад советских войск. Войска с парада уходили прямо на фронт. Битва за Москву стала крушением плана Гитлера «Барбаросса» по захвату СССР за 12 недель.  После победы в Битве под Москвой, Англия, США и еще 26 стран объявили о создании антигерманской коалиции.

Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943 гг.) – сражение между войсками СССР, с одной стороны, и войсками нацистской Германии, Румынии, Италии, Венгрии в ходе Великой Отечественной войны. Битва была одним из важнейших событий Второй Мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге была переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска потеряли стратегическую инициативу.

Курская битва по своим масштабам, военному, а также политическому значению, по праву считается одной из ключевых сражений не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой войны. Битва за Курскую дугу проходила летом с 5 июля по 23 августа 1943 г. Операция «Цитадель» провалилась. Танковое наступление фашистов было сорвано.

Одной из последних стратегических операций советских войск на Европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную войну стала Битва за Берлин, которая продолжалась 17 дней —  с 16 апреля  по 8 мая 1945 г.

9 мая 1945 года из уст Юрия Левитана советские граждане узнали о военной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем всенародного торжества – Праздником Победы.

24 июня 1945 года состоялся легендарный парад на Красной площади в честь Победы в Великой Отечественной войне. Эта война была настоящим испытанием для всей страны, всего народа. И только выиграв важнейшие из них, собрав в кулак гений полководцев, волю тружеников тыла и мужество бойцов, мы смогли выстоять и победить.

05.05.2020 16:46 12+

Хроника военных лет — ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

К юго-востоку от г. Красное село над Дудергофским озером возвышаются два холма, покрытые широколиственным лесом – это территория памятника природы «Дудергофские высоты». Северный холм называется Вороньей горой и имеет абсолютную высоту около 147 м над уровнем моря. Более обширный южный холм называется Ореховой горой и является самой высокой точкой Санкт-Петербурга, достигая высоты 176 м над уровнем моря (надо отметить, что раньше Вороньей горой называли обе возвышенности – Воронью и Ореховую). У подножья Дудергофских высот располагается посёлок Дудергоф – исторический центр Красного села.

Восточнее Дудергофских высот находится еще один холм – гора Кирхгоф. Свое название гора получила от расположенной на ней кирхи (лютеранской церкви) Святой Троицы, построенной в 1660-е годы и затем перестроенной  во времена правления Екатерины II и Николая I. Церковь до наших дней не сохранилась – пострадала во время Великой Отечественной войны и в 50-е годы была разобрана. Сейчас на месте кирхи находится один их горнолыжных подъёмников центра активного отдыха «Туутари-Парк».

Схема расположения орудий батареи «А»В начале Великой Отечественной войны вокруг Дудергофских высот с посёлком Дудергоф был создан мощный узел обороны на пути немецких войск. Дудергофские высоты, господствующие над окружающей местностью, служили естественной преградой на пути неприятеля, а с их вершин хорошо просматривались южные районы Ленинграда. В систему обороны узла  входило  9 дальнобойных орудий батареи «А», снятых с крейсера «Аврора». Каждое орудие батареи представляло собой отдельную замаскированную и хорошо оборудованную огневую позицию, которая имела телефонную связь с командным пунктом. Первая пушка была установлена у подножия Ореховой горы, четвертая, пятая, шестая и седьмая пушки – у горы Кирхгоф. В 1984 году на месте установки первого орудия открыт памятник морякам-авроровцам. С июля по сентябрь 1941 года на колокольне кирхи Святой Троицы находился корректировочный пункт батареи «А». Батарея «А» в комплексе с непреодолимым для танков и мотопехоты противотанковым рвом обеспечивала неприступность Дудергофского рубежа между Гатчинским и Киевским шоссе и не давала немецким войскам продвигаться к Ленинграду.

В сентябре 1941 года, после взятия на юго-востоке Шлиссельбурга, немецкие войска начали наступление в юго-западном направлении на Дудергофские высоты. Многократно превосходящими танковыми и артиллерийскими силами противник развил стремительный удар в районе Красного Села, в то же время массированному авианалёту и артобстрелу подвергся Дудергоф и его окрестности. В результате ожесточенных боев немецким войскам удалось пробить оборону советских войск и захватить первое орудие батареи «А» у подножья Ореховой горы. Затем, обойдя Дудергофские высоты с севера, фашисты вышли в тыл батареи «А» и уничтожили её. Огонь части орудий батареи был подавлен немецкой артиллерией. Пушки были или взорваны, или испорчены. Захваченное четвёртое орудие уничтожили ответным же огнём батареи «А». Раненых моряков гитлеровцы казнили. Последние орудия (восьмое и девятое)  до утра 13 сентября 1941 года вели огонь по врагу, до исчерпания лимита снарядов, после чего приборы наводки орудий были уничтожены, а их расчёты отступили в Пулково. Дудергофский рубеж пал. Захваченными оказались Красное Село, Дудергофские высоты с поселком Дудергоф и гора Кирхгоф.

Первое орудие батареи «А», захваченное немцами в 1941 годуЗахватив высоты, фашисты устроили тут наблюдательные пункты, огневые позиции для тяжелой артиллерии, которая обстреливала Ленинград все 900 дней блокады, и всё это опоясывали многочисленные траншеи. Подступы к высотам немцы прикрыли сплошными минными полями и проволочными заграждениями. События того времени нашли отражение в поэме поэта Михаила Дудина «Песня о Вороньей Горе»:

 

«Весь Ленинград, как на ладони,

С Горы Вороньей виден был.

И немец бил

С горы Вороньей.

Из дальнобойной «берты» бил.

 

Прислуга

В землю «берту» врыла,

Между корней,

Между камней.

И, поворачивая рыло,

Отсюда «берта» била.

Била

Все девятьсот блокадных дней.

 

Без перерыва

В голод, в горе,

В ребячий выкрик,

В хлеб и соль,

В последний свет

В последнем взоре,

В его отчаянье и боль,

В его последнее решенье,

В его: «Умрём, но не сдадим!»

И над открытою мишенью

Ревел огонь,

Клубился дым,

И в них глядел, на всё готовый,

К земле всей тяжестью присев,

Четырехсотмиллиметровый

Незакрывающийся зев.

 

Немцы в Дудергофе, 1941 год

В захваченном Дудергофе немцы навели свои порядки. Каждому жителю был выдан паспорт – картонка голубого цвета, на которой было написано имя, возраст, с какого времени живёт в посёлке, чем занимался до войны, чем занимается сейчас, имеет ли иждивенцев. Всё взрослое население и молодежь старше 14 лет работали. Всех, кто работал, разбивали на отдельные трудовые лагеря. К концу 1941 года в Дудергофе немцами  были открыты детский дом и школа. Детский дом располагался на Театральной улице. На первом этаже размещали финских детей, на втором – русских. Во второй половине 1943 года детский дом в товарных вагонах немцы вывезли в Западную Белоруссию в имение Адамполь.

Школа для русских детей находилась в двухэтажном деревянном доме, №1 на Промышленной улице. Сегодня это проспект 25 Октября, дом 17. Все дети в посёлке с 6 до 14 лет обязаны были её посещать, за прогулы наказывали. В летнее время, когда школа не работала, немцы заставляли детей собирать лекарственные травы на горах, собранные  травы вывозились в Германию.

Оккупированной территория поселка Дудергоф оставалась до тех пор, пока в ходе военной операции под кодовым названием «Нева-2», длившейся шесть дней (с 14 января по 19 января 1944 года) Дудергофские высоты не были освобождены от фашистов. События разворачивались следующим образом.

15 января со стороны Пулковских высот на встречу вышедшей днем ранее с Приморского (Ораниенбаумского) плацдарма Второй ударной армии выдвинулась 42-я армия, целью которой было разгромить немецкую группировку противника, разорвав мощную оборону в районе Дудергофских высот, соединиться со Второй ударной армией и тем самым разомкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. 18 января завязались ожесточенные бои  за Дудергофские высоты и железнодорожный вокзал в Красном Селе. Дудергоф связан с Красным Селом системой трёх озер и рекой Дудергофкой, и, чтобы остановить продвижение советских войск, немцы взорвали мост и плотину между озерами. Вода затопила большую часть местности вокруг железнодорожного вокзала, но это не остановило продвижение советских войск, и вскоре немцы были отброшены от железнодорожной станции и прилегающих зданий.  Штурм  же Дудергофских высот не принес результата, враг яростно оборонялся. На головы штурмующих советских солдат беспрерывно сыпались гранаты. Взять штурмом Дудергофские высоты удалось 19 января воинам 63-й гвардейской стрелковой дивизии 42-й армии в результате одновременного удара советских войск с фронта и тыла. Освобождение высот от фашистов позволило  разорвать блокадное кольцо вокруг Ленинграда.

Немецкая осадная мортира, захваченная у Вороньей горы в 1944 году

Штурму Дудергофских высот посвящена поэма поэтессы Ольги Бергольц «Памяти защитников»:

 

В дни наступленья армий ленинградских,

в январские свирепые морозы,

ко мне явилась девушка чужая

и попросила написать стихи…

 

Она пришла ко мне в тот самый вечер,

когда как раз два года исполнялось

со дня жестокой гибели твоей.

 

Она не знала этого, конечно.

Стараясь быть спокойной, строгой, взрослой,

она просила написать о брате,

три дня назад убитом в Дудергофе.

 

Он пал, Воронью гору атакуя,

ту высоту проклятую, откуда

два года вёл фашист корректировку

всего артиллерийского огня.

……………………………………

Когда прижимались солдаты, как тени,

к земле и уже не могли оторваться, 

всегда находился в такое мгновенье

один безымянный, сумевший подняться.

 

Правдива грядущая гордая повесть:

она подтвердит, не прикрасив нимало, 

один поднимался, но был он  как совесть.

И всех за такими с земли поднимало.

 

Не все имена поколенье запомнит.

Но в тот исступлённый, клокочущий полдень

безусый мальчишка, гвардеец и школьник,

поднялся  и цепи штурмующих поднял.

 

Он знал, что такое Воронья гора.

Он встал и шепнул, а не крикнул: «Пора!»

 

Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся,

он звал, и хрипел, и карабкался в гору,

он первым взлетел на неё, обернулся

и ахнул, увидев открывшийся город!

 

И, может быть, самый счастливый на свете,

всей жизнью в тот миг торжествуя победу, 

он смерти мгновенной своей не заметил,

ни страха, ни боли её не изведав.

 

Он падал лицом к Ленинграду.

Он падал, а город стремительно мчался навстречу…

Впервые за долгие годы снаряды

на улицы к нам не ложились в тот вечер.

 

И звёзды мерцали, как в детстве, отрадно

над городом тёмным, уставшим от бедствий…

«Как тихо сегодня у нас в Ленинграде», 

сказала сестра и уснула, как в детстве.

 

«Как тихо»,  подумала мать и вздохнула.

Так вольно давно никому не вздыхалось.

Но сердце, привыкшее к смертному гулу,

забытой земной тишины испугалось.

 

В 2015 году в преддверии празднования 70-летия великой Победы на вершине Вороньей горы в память о солдатах, отдавших свои жизни при штурме Дудергофских высот в 1944 году, было высажено 47 саженцев дуба, клёна и липы, образующих Аллею победы.

I. Хроника военных лет

I. Хроника военных лет

Новосибирск узнал о войне вечером 22 июня. Война бушевала 8 часов, когда горожане услышали историческое обращение народного комиссара иностранных дел Молотова. И уже через 20 минут после этого сообщения в городской военкомат пришел первый доброволец с заявлением о направлении его в действующую армию. В первый день войны в городе прошло 3 150 митингов. В разделе «Хроника военных лет» отражены источники, подробно и детально описывающие хронику городских событий 1941-1945 годов.

1. Ах, эти летние дни… По страницам истории // Красный проспект. – 2015. – Вып. № 25/ КП-6. – С.8.
Хроника июньских событий, произошедших в нашем городе с 11 июня 1892 года по 5 июня 1988 (в том числе хроника событий 22-27 июня 194 года, 4 июня 1942 года, 29 июня 1942 года).

2. 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года] // Новониколаевская губерния – Новосибирская область. 1921-2000. Хроника. Документы /Отв. ред. И. С. Кузнецов. – Новосибирск, 2001. – С.134-158.
Подробная хроника событий военных лет.
Обложка

3. 9 мая 1945 года в Новосибирске, кинохроника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orthedu.ru/video/12742-9-maya-1945-goda-v-novosibirske-kinohronika.html (дата обращения 14.07.2015)
Сотрудники Музея города Новосибирска нашли в государственном архиве кинофотодокументов в г. Красногорске уникальную кинохронику, сделанную в Новосибирске 9 мая 1945 г. В кадре – стихийный митинг на пл. Свердлова, праздничные гуляния на Красном проспекте, встреча поездов с воинами-победителями на вокзале «Новосибирск-главный» и другие городские места и события.

4. Минаева В., Букевич Д. Как Новосибирск пережил 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://best.kp.ru/nsk/1418days/ (дата обращения 10.07.2015)
Хроника военного времени в специальном проекте «Комсомольской правды».

5. Новосибирск во время войны: хроника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://m-nsk.ru/70-let-pobedyi-menyu/novosibirsk-vo-vremya-voynyi-hronika/ (Дата обращения 14.07.2015)
Хроника подготовлена сотрудниками Музея города Новосибирска на основе архивных материалов Ново-Николаевских и Новосибирских периодических изданий: «Народная летопись», «Голос Сибири», «Обская жизнь», «Советская Сибирь», «Вечерний Новосибирск» и других.

6. Сибиряки и Великая Отечественная война // Комсомольская правда. – 2010. – 6 мая. – То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nsk.kp.ru/daily/24485.4/641769/ (дата обращения 15.07.2015)
Рассказ о событиях, которые разворачивались в Новосибирске с 1941 по 1943 годы.

7. Сибиряки и Великая Отечественная война // Комсомольская правда. – 2010. – 8 мая. – То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nsk.kp.ru/daily/24486/642645/ (дата обращения 15.07.2015)
Историческая хроника событий в Новосибирске с 1944 года по победный май 1945-го.

8. 1941 г. Начало // Веч. Новосибирск. – 2012. – 4 мая. – То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vn.ru/index.php?id=104036 (дата обращения 15.07.2015)
Подробно изложена хроника событий в Новосибирске, начиная с сообщения о нападении фашистов.

9. 1941 г. — 23 августа 1945 г. // Цыплаков И. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска. – Новосибирск: ИД «Горница», С.91-94.
Обложка

10. 1941 г. — декабрь 1945 г. // Новосибирск. 100 лет. События. Люди /Отв. ред. Л. М. Горюшкин. – Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. – С.196-225.
Обложка

11. Шамов, В. Одиннадцать десятиц столицы Сибири. Пятая десятица. Эпоха «Набор высоты» (1933-1942 годы) // Новосибирск – одна семья. – 2010. — № 5. – С.24-35.

12. Шамов, В. Одиннадцать десятиц столицы Сибири. Шестая десятица. Эпоха «Под флагом Победы» (1943-1952 годы) // Новосибирск – одна семья. – 2010. — № 6. – С.32-43.

13. Шамов, В. Хроника военного города / В. Шамов // Сибирские огни. – 2015. — № 3. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://сибирскиеогни.рф/content/hronika-voennogo-goroda (дата обращения 17.07.2015)
Подробно изложены городские события с 6.01.1941 г. по 31.12.1943 г.

14. Шамов, В. Хроника военного города / В. Шамов // Сибирские огни. – 2015. — № 4. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://сибирскиеогни.рф/content/hronika-voennogo-goroda-0 (дата обращения 17.07.2015)
О событиях, произошедших в Новосибирске с 12.01.1944 г. по 5.09.1945 г.

Далее:

Хроника военных лет

Каждую российскую семью так или иначе задела Великая Отечественная война. Сотрудники                АО «Связьтранснефть» рассказывают о своих родных — участниках ВОВ: тех, кто пропал без вести или погиб на полях сражений, тех, кому повезло, и они выжили в страшном военном котле.

 

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…

Елена Калабухова, электромонтер СОТС Ачинского ЦЭС Прииртышского ПТУС:

     «Хочу рассказать о моей героической бабушке Анне Сергеевне Ухабовой (Цыгулевой). 17-летней девчонкой после окончания школы медсестер в Рубцовском медицинском училище (Алтайский край), прибавив один год к своему возрасту, в июне 1942 года ушла добровольцем на фронт.» Читать далее…

 

 
 
Победу встретил на финской границе

Мария Валицкая, электромеханик связи УС «Хабаровск» Дальневосточного ПТУС:

     «Мой дедушка Петр Васильевич Крупин родился в 1921 году в Рязанской области. После окончания средней школы сначала работал на курсах по ликвидации неграмотности, потом его отправили в ближайшее село учителем младших классов. В ту пору полных десять классов средней школы считались солидным образованием, поэтому деда стали агитировать поступать на офицерские курсы. Но стать офицером рядовому Крупину было не суждено.» Читать далее…

 
 
Люблю, помню и горжусь!

Галина Матвеева, экономист ДКО:

«Человеком легендой считаю своего дедушку Ивана Павловича Новикова — уроженца села Дурное (сейчас с. Октябрьское) Пронского района Рязанской области. История его жизни удивительна, богата трагическими и героическими событиями.» Читать далее…

 

 
 
Он обещал и вернулся

Марина Широкова, начальник службы экологической безопасности и рационального природопользования:

«Мой папа Анатолий Константинович Птицын родился и вырос в городе на Неве. Ему исполнилось 17, когда началась война. Старший брат Кирилл ушёл на фронт добровольцем, а на попечении младшего осталась сестренка Наташа.» Читать далее…

 
 
Спасибо деду за победу!

Руслан Богданов, инженер ЦЭС №9 Верхневолжского ПТУС:

«Мой дед, Михаил Андреевич Андреев, родился 13 октября 1916 года в деревне Студеница  Андреапольского района Калининской области в многодетной крестьянской семье. Призвался в ряды Красной Армии 22 июля 1941 года в разведроту. Был младшим сержантом. Воевал на Калининском фронте. В 1941 году служил в восьмом танковом полку водителем бронемашины, в 1942 году водителем-механиком в мотоциклетном полку, с 1943 по 1944 года в 33 танковой бригаде. 16 сентября 1943 года в тяжелых боях в ходе Смоленской наступательной операции получил слепое пулевое ранение в предплечье.» Читать далее…

 
Побег в Бряновы Кустичи

Денис Гуля, инженер ЦЭС №7 Верхневолжского ПТУС:

«Моя бабушка Наталья Павловна Гуля пережила военное лихолетье под оккупацией. Ее воспоминания были опубликованы в Зеленоградской газете «41», выпуск 48,  в июле 2003 года.» Читать далее…

 

 

 

 

Морской бинокль деда

Сергей Бычков, начальник отдела эксплуатации Северного ПТУС:

«Мой дед Иван Яковлевич Кулижников родом из Архангельской области. После окончания школы работал в Архангельске. В сентябре 1939 года по комсомольскому набору был направлен в Ленинград в учебный Краснознаменный отряд подводного плавания. Отучившись, в 1940 году, получил назначение в Североморск на подводную лодку «Щ-209», переданную в состав Черноморского флота.» Читать далее…

 

 

Дед —  участник парада Победы

Дмитрий Сунков, начальник земельно-имущественной службы Сибирского ПТУС:

«Хочу рассказать про своего деда – Ивана Владимировича Сункова, старшину роты связи 981-го стрелкового полка, 253-й стрелковой Калинковичской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии. Война для него началась 23 июня 1941 года, когда деда направили на учебу в Сталинградское военное училища связи. Из его стен в звании старшины он был направлен на фронт.» Читать далее…

 

 

Победу встретил в Берлине

Юлия Скрипоченко, заместитель начальника ПФО Среднеобского ПТУС:

«Мой дедушка Ефим Федорович  Лыгин в ряды Красной Армии призван в мае 1942 года.  Служил в 470 отдельном линейном батальоне связи 5-й Гвардейской Армии. Ему довелось участвовать в решающем сражении Великой Отечественной войны – Сталинградской битве, на Сталинградском — Донском направлении.» Читать далее…

 

 

 

Охранял дальневосточные рубежи Родины

Михаил Зверев, инженер специальной части Северо-Кавказского ПТУС:

«Мой дедушка Прокофий Платонович Зверев родился в 1919 году в Свердловской области в семье крестьянина. До призыва на военную службу работал трактористом в колхозе. 30 сентября 1939 года Шалинским райвоенкоматом Свердловской области был призван на военную службу и направлен на Дальний Восток. 20 января 1940 года принял присягу.» Читать далее…

 

 

 

Щепотка махорхи, спасшая жизнь на Ладоге

Татьяна Сукманова, инженер электросвязи Новокуйбышевского ЦЭС (Узел связи «Совхозная») Средневолжского ПТУС:

«Хочу рассказать про своего отца Дмитрия Прохоровича Красикова, уроженца Куйбышевской области, уходившего на службу в армию в декабре 1940 года, а попавшего на войну. » Читать далее…

 

 

 

Медсестра второго Украинского фронта

Ольга Ковергина, инженер РЦУ Волго-Камское ПТУС:

«Моя бабушка Елизавета Петровна Черемихина родилась в 1914 году в Пермской губернии. В шесть лет осталась сиротой. С восьми – жила у чужих людей, нянчилась с маленькими детьми. В 1932 году поступила на курсы медсестер при Пермском горздраве. Проработав в пермской больнице три года, бабушка переехала к брату Михаилу в Новую Губаху, устроилась медсестрой в больницу, а также работала на станции скорой помощи.» Читать далее…

 

 

 

Дед любил жизнь, семью, детей…

Наталья Стужук, начальник службы ОТиЗП, Дальневосточного ПТУС:

«Мой дедушка Антон Фомич Шкуратов родился в семье крестьян в селе Лисовка Гордеевского района Брянской области в 1911 году. Еще до войны с женой и тремя детьми завербовался на строительство Комсомольска-на-Амуре. Однако до города семья не добралась, решив осесть в Сковородино Амурской области. Оттуда дед и был призван на фронт с самого первого дня войны.» Читать далее…

 

 

Не сможем повторить: лучшие документальные фильмы о войне | Статьи

Хроника Великой Отечественной войны — отдельная гордость нашего кинематографа. В пекле боев ее снимали сотни операторов, среди них были и мастера, и вчерашние студенты. «Каждый второй — ранен, каждый четвертый — убит» — это про них. Из их материалов делались не только киножурналы, но и настоящие блокбастеры, которые потом увидел весь мир. Уникальные произведения и сегодня смотрятся на одном дыхании. «Известия» выбрали лучшие примеры советской документалистики о войне.

«Разгром немецких войск под Москвой»

Илья Копалин, Леонид Варламов (1942)

Снять большой фильм о контрнаступлении советских войск под Москвой было идеей Сталина, его личным заказом Госкино. В распоряжении режиссеров поступили 15 операторов, рассредоточенных по многокилометровой линии фронта. Особую трудность представлял мороз: ломалась аппаратура, пальцы не слушались. В кадре появилась не только осажденная Москва, но и Подмосковье, Тула, Ясная Поляна, сожженные деревни. Общее настроение картины — ненависть к врагу и уверенность в победе. Снимали картину с октября по декабрь 1941-го: в феврале 1942-го состоялась премьера. «Разгром» вышел на Западе под названием «Москва наносит ответный удар» и получил первый «Оскар» для СССР.

«Ленинград в борьбе»

Роман Кармен, Николай Комаревцев, Валерий Соловцов, Ефим Учитель (1942)

Первый советский фильм о блокаде Ленинграда. Раздача хлеба по карточкам, жители, тянущие гробы с близкими… Материала изначально было больше — более 20 операторов снимали происходящее в городе. После показа первой версии ленинградские чиновники сочли, что фильм слишком страшный. Приехавший из Москвы Роман Кармен провел досъемки и, вырезав ряд самых жутких сцен, добился, чтобы ленту приняли и выпустили.

Советские солдаты ведут оборонительные бои на подступах к Можайску

Фото: РИА Новости/В. Логинович

«Тебе, фронт!»

Дзига Вертов (1942)

Фактически выброшенный из профессии к началу 1940-х, Дзига Вертов всё равно пытался снимать кино. В январе 1942 года он подал заявку на картину «Казахстан — фронту» для Алма-Атинской студии кинохроники, где работал в эвакуации. Дзига Вертов задумал грандиозный, эпический блокбастер с привлечением казахских писателей, с подробной и масштабной демонстрацией титанического труда жителей республики в тылу и их службы на фронте. Однако почти все предложения были отвергнуты, Вертов в итоге делал картину практически один, и в сочетании постановочных и документальных кадров можно, пусть и не без труда увидеть, каким мог быть этот фильм. В нем чувствуется авторский почерк революционера и поэта документального киноискусства. Большого проката у картины не было, она не совпадала с генеральной линией военной документалистики и до сих пор известна только историкам кино.

«Битва за нашу Советскую Украину»

Александр Довженко (1943)

Жесткий поэтический фильм режиссера наполнен духом его лучших работ «Земля» и «Звенигора»: здесь много боли за родную землю и живущих на ней людей. Довженко сталкивает трофейную нацистскую хронику с советской, в кадре — трупы, пожары, рвущиеся снаряды. Но вместе с тем эта картина — гимн жизни, восстающей из пепла. Важные символы — женщины вспахивают поле, пекут хлеб. Эффект присутствия усилен за счет синхронных съемок с речью — редкость для кино того времени.

«Берлин»

Юлий Райзман (1945)

Пожалуй, самый грандиозный блокбастер, снятый во время Великой Отечественной. Почти 40 операторов в разных точках Берлина фиксировали экстремальный накал последних боев с гитлеровской Германией. Координация была беспрецедентной, группе предоставили мотоциклы и телефонистов: логистика была настолько налажена, что пленки можно было оперативно передавать в распоряжение Райзмана из любого места. Вся работа заняла 18 дней, включая съемки подписания акта о капитуляции. Закадровый текст для фильма прочитал Леонид Хмара, главный голос документальных хитов. Именно эта картина открыла Каннский кинофестиваль в 1946 году.

Кадр из фильма «Берлин» Юлия Райзмана

Фото: kinopoisk.ru

«Катюша»

Виктор Лисакович (1964)

Военная хроника за годы после окончания Великой Отечественной успела стать привычной. В мирное время на людей гораздо сильнее действовала новая волна игровых военных картин. «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Иваново детство» и многие другие показывали то, что в хронике было незаметно, — личность, живую душу в обстоятельствах трагедии мирового масштаба. Виктор Лисакович нашел способ вернуть документалистике ощущение несыгранной правды: предложил героине войны Екатерине Деминой смотреть и обсуждать хронику, не предупредив ее о съемке. И вместо парадного портрета получил живую реакцию со слезами, смехом и словами, которые перед камерой никогда бы не прозвучали. Эта 20-минутная лента сразу стала классикой.

«Обыкновенный фашизм»

Михаил Ромм (1965)

Один из самых известных монтажных фильмов в истории сделан не документалистом, а в каком-то смысле дебютантом. Признанный мастер игрового кино Михаил Ромм, автор «Пышки», «Ленина в октябре» и «Девяти дней одного года» приступил к этому проекту, будучи уже на седьмом десятке. Для создания ленты он использовал нацистскую хронику, смонтировав ее как подробный рассказ о быте гитлеровской Германии, специфике пропаганды, методах ведения войны. Словом, обо всех главные темах, которые транслировала немецкая хроника до середины 1940-х годов. Контрапунктом Ромм пустил свой авторский комментарий, язвительный, безжалостный, разоблачающий, так что кадры восхваления нацизма превратились в обвинительные свидетельства. Более того, комментарий Ромма настолько универсален, что его пафос направлен на любое тоталитарное общество, где подавляется свобода личности и существует культ вождя. Это дорого стоило картине: до 1980-х советское телевидение ее не показывало.

«Маринино житье»

Леонид Квинихидзе (1966)

Картина сделана явно под влиянием «Катюши» Лисаковича, но судьба ее сложилась иначе. Возможно, потому, что настроение у фильма совсем другое. Главная героиня — официантка в популярном молодежном кафе. На фоне танцующих пар она рассказывает о том, как жила во время блокады Ленинграда, мечтала стать актрисой, но война сломала все планы и заставила умерить амбиции. Талант и юность похоронены общей бедой, настоящее — печально, будущее — тоже. Судьба Марины — это цена победы. Важная составляющая картины — операторская работа Петра Мостового, одного из лучших мастеров камеры отечественного документального кино.

Народный артист СССР, режиссер Михаил Ромм

Фото: ТАСС/Виктор Шандрин

«Великая Отечественная» («Неизвестная война»)

Роман Кармен (1978)

Грандиозный советско-американский сериал — не только настоящая киноэнциклопедия Великой Отечественной, доступная зрителю в любой части мира, но и результат большой работы, проделанной Романом Карменом. К тому времени он был самым известным и авторитетным советским документалистом в мире. Помимо гигантского количества хроники, в фильме есть кадры восстановленных городов, практически стертых с лица земли во время боев, и ряд интервью с героями войны. Ведущим в фильме был американский актер Берт Ланкастер, советскую версию озвучивал Василий Лановой. В США картина вышла на телевидении под названием «Неизвестная война», так как американскому зрителю роль СССР во Второй мировой войне действительно известна плохо.

«И ничего больше»

Александр Сокуров (1987)

Фильм Александра Сокурова состоит из хроник СССР, Великобритании и США. Изначально он должен был называться «Союзники», и это довольно точно отражает тему картины, но не ее идею. За час с небольшим зритель через калейдоскоп визуальных образов (в основном под музыку Шостаковича) переходит от политического восприятия картины, где главы государств чередуются с простыми людьми, к историческому и философскому. За кадром Сокуров рассказывает не столько о том, что происходило во время войны, сколько о том, что предшествовало ей и было после. Стихия ведет народы к столкновениям, примирению и новым войнам, и никто не властен над этими процессами — эта толстовская мысль положила фильм на «полку», но, к счастью, ненадолго.

Первое сообщение о безоговорочной капитуляции Германии было передано диктором Всесоюзного радио Юрием Левитаном в ночь на 9 мая 1945 года. С этого момента всю страну охватил грандиозный праздник, который продолжался больше месяца — 24 июня на Красной площади прошел парад победителей. Как столица СССР отмечала Победу — в фотогалерее «Известий»

Фото: РИА Новости/Федор Левшин

Встреча первого эшелона бойцов, вернувшихся с фронта, на Белорусском вокзале в Москве

Фото: РИА Новости/Георгий Петрусов

На паровозе лозунг «Слава доблестным воинам героической Красной армии, армии-победительнице»

Фото: РИА Новости/Израиль Озерский

Встреча фронтовиков на Ржевском (Рижском) вокзале

Фото: РИА Новости/Анатолий Морозов

Девушки, вернувшиеся с фронта

Фото: РИА Новости/Александр Капустянский

Народные гулянья на Красной площади

Фото: РИА Новости/Александр Красавин

Москвичи качают победителей 9 мая 1945 года на Красной площади

Фото: РИА Новости/Михаил Озерский

Праздничное выступление пианиста Московской филармонии Юрия Брюшкова на площади Маяковского

Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин

Тысяча орудий дали 9 мая 1945 года в Москве салют из 30 артиллерийских залпов в честь победы над Германией. Он сопровождался перекрестными лучами из 160 прожекторов и пуском разноцветных ракет

Фото: РИА Новости

Торжественный марш сводного полка одного из фронтов на Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года

Фото: РИА Новости/Сергей Лоскутов

Парадный расчет советских танкистов во время парада на Красной площади по случаю Победы

Фото: РИА Новости

Участники парада Победы 24 июня 1945 года у Мавзолея на Красной площади

Фото: РИА Новости/Сергей Лоскутов

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Шаги к Победе» (хроника последних дней войны)

Информация о материале
Опубликовано: 20 апреля 2020
Просмотров: 4753

16 апреля 1945 года, в 3 часа утра, грохот тысяч орудий и минометов на участке 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов возвестил о начале Берлинской стратегической наступательной операции. Более 140 прожекторов, одновременно направленных на позиции врага, залили ярким светом поле боя, ослепляя ошеломленного противника и выхватывая из темноты объекты атаки для советских танков и пехоты.

В течение ближайших дней войскам 1-го Белорусского, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов при участии сил Балтийского флота, Днепровской военной флотилии, 1-й и 2-й армий Войска Польского предстояло взять штурмом Берлин – столицу Третьего рейха. Трудно переоценить моральное, военно-политическое и символическое значение этого события – последнего шага на пути к завершению Второй мировой войны в Европе.

Несмотря на колоссальный боевой опыт, накопленный Красной армией, и ее существенное превосходство над противником как по численности, так и по оснащенности, поставленная верховным командованием задача была чрезвычайно сложна. Протяженность советско германского фронта значительно сократилась, за счет чего вермахту удалось сосредоточить в районе Берлина крупные силы.

Советским частям противостояли 214 германский дивизий и 14 бригад. Сам город был превращен в крепость. На направлении главного удара, наносимого танковыми армиями, имелось три оборонительных рубежа – внешний обвод на дальних подступах проходил по реке Нотте, второй – в предместье Берлина – по каналу Тельтов, третий – по железнодорожному кольцу, опоясывающему центр города. В самом Берлине формировалось более 200 батальонов фольксштурма, а общая численность гарнизона превышала 200 тысяч человек.

В год 75-летия Великой Победы фонд «История Отечества» отдельными штрихами воссоздаст атмосферу последних боев в гитлеровской цитадели, опираясь на воспоминания очевидцев и доступные исторические документы. По дням, начиная с 20 апреля, мы вместе с наступающими советскими частями с боем пройдем через пригороды осажденного Берлина, форсируем каналы Шпандауэр-Шиффарс и Фербиндунг, преодолеем район Моабит и правительственный квартал, под огнем поднимемся по ступеням опаленного Рейхстага и станем свидетелями триумфальной установки Знамени Победы.

Обращение Военного совета 1-го Белорусского фронта

Дорогие товарищи!

Настал решающий час боев. Перед вами Берлин, столица германского фашистского государства, а за Берлином – встреча с войсками наших союзников и полная победа над врагом. Обреченные на гибель остатки немецких частей еще продолжают сопротивляться. Немецкое командование выскребает свои последние остатки резервов фольксштурма, не щадят ни стариков, ни 15-летних детей и пытается сдержать наше наступление, чтобы оттянуть на час свою гибель.

Товарищи офицеры, сержанты и красноармейцы! Ваши части покрыли себя неувядаемой славой. Для вас не было препятствий ни у стен Сталинграда, ни в степях Украины, ни в лесах и болотах Белоруссии. Вас не сдержали мощные укрепления, которые вы сейчас преодолели на подступах к Берлину.

Перед вами, советские богатыри, Берлин. Вы должны взять Берлин и взять его как можно быстрее, чтобы не дать врагу опомниться. Обрушим же на врага всю мощь нашей боевой техники, мобилизуем всю нашу волю к победе, весь разум. Не посрамим своей солдатской чести, чести своего боевого знамени.

На штурм Берлина – к полной и окончательной победе, боевые товарищи! Дерзостью и смелостью, дружной согласованностью всех родов войск, хорошей взаимной поддержкой сметать все препятствия и рваться вперед, только вперед, к центру города, к его южным и западным окраинам – навстречу двигающимся с запада союзным войскам. Вперед к победе!

Военный совет фронта верит, что славные воины 1-го Белорусского фронта с честью выполнят возложенную на них задачу, сметут с лица земли последние препятствия и с новой победой и славой водрузят свое боевое знамя над Берлином.

Вперед на штурм Берлина!

Жуков Г.К., «Воспоминания и размышления»

Подготовка плана Берлинской операции.
Слева направо: К.Ф. Телегин, Г.К. Жуков, М.С. Малинин, И.С. Варенников.
(Германия, Ландеберг, 1945 г., Центр документации новейшей истории Омской области, Ф. 9760. Оп. 1. Д. 172)

Документальный фильм «Берлин»

» frameBorder=»0″ allowTransparency=»true»>

Диорама «Штурм Берлина» Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Документальный фильм Документальная хроника военных лет моего дедушки – смотреть онлайн.

Данным фильмом мы хотели бы донести до широких народных масс и рассказать о весьма интереснейших и уникальнейших четырёх случаях, когда наш родной человек — дедушка Александра и отец Раисы Николаевны, Ветеран Великой Отечественной войны попал в документальну.ю хронику военных лет, о факте которых он сам ничего не знал и не подозревал. А его семья аж через три четверти века после войны смогла увидеть и узнать все эти четыре уникальнейших факта из совершенно различных источников буквально случайно, хотя ничего случайного, как можно лишний раз убедиться, в жизни, наверное, всё-таки не бывает! Первый уникальный случай, увиденный нашей семьёй и описанный в данном фильме, это участие Николая Акимовича Возовик в составе легендарных Дальневосточных дивизий, переброшенных осенью 41-го под Москву, в исторически важнейшем военном параде, проходящем в городе Куйбышев 7 ноября 1941 года, куда было эвакуировано Советское правительство в годы войны. Второй — это кадры документальной хроники, которые просто застали семью врасплох, невероятным образом шокировали и заставили рыдать, где дедушка заснят военным корреспондентом прямо во время жестокого боя, когда он, будучи тогда начальником связи корпуса из окопа по телефону отдаёт приказ о наведении артиллерийской канонады по Кенигсбергу, и по его взмаху руки, как по ауфтакту дирижёра оркестра, сразу же начинают бить пушки-гаубицы и знаменитые Катюши по самой укреплённой тогда в Восточной Пруссии крепости фашистов. Третий случай. А буквально совсем недавно Николая Акимовича дочь и внук увидели ещё и в документальных съёмках о взятии Берлина при водружении знамени Победы над Рейхстагом Егоровым и Кантарией, которые были показаны 8 мая 2020 года по Первому Каналу ТВ. А четвёртый, просто сногсшибательный случай, произошёл, когда я — его родной внук Александр ровно через 50 лет, прямо-таки день в день — 2 января 1996 года (а Николай Акимович привёз свою семью в Германию для прохождения своей дальнейшей воинской службы — 2 января 1946 года) приехал на экскурсию в Германию и буквально случайно наткнулся на уникальную историческую книгу, рассказывающую о зверствах фашизма и тяготах жизни немецкого народа под фашистской свастикой, где обнаружил фото своего родного Деда! Эта книга, как и все награды Николая Акимовича и его личные вещи, занимает теперь почётное местов семейном музее-архиве семьи Прокофьевой-Возовик!

ХРОНИКА ВОЙНЫ Год за годом Отчет о конфликтах с 1854 года до наших дней, автор ПОЛ БРЮЭР: Fine Hardcover (2007) First.

Стоковое изображение

Опубликовано SevenOaks, Лондон, 2007 г.

Использовал Состояние: Отличное Твердый переплет


Об этом товаре

Увесистая книга с ламинированными фотокартинками с соответствующим изображением на расстегнутой обложке; Книга в порядке, чистый звук и без опознавательных знаков, обложка почти в порядке, легкая потертость; 400 страниц с указателем; Полностью иллюстр.ч/б и цветные фотографии повсюду; Инвентарь продавца # PARA6490

Задать вопрос продавцу

Библиографические данные

Название: ХРОНИКА ВОЙНЫ Год за годом Счет…

Издатель: SevenOaks, Лондон

Дата публикации: 2007

Переплет: Твердый переплет

Состояние книги: Прекрасное

Суперобложка Состояние: Мелкое

Издание: Первый.

Описание магазина

Небольшой магазин с широким выбором различной тематики. Широкий ассортимент Британские темы, такие как британские путешествия, история и спорт. Все запросы приветствуются и постараются найти любую книгу по запросу. Перечисленные записные книжки не хранится в магазине. Если хотите забрать в магазине звоните вперед, и мы будем ждать вас.

Посетите витрину продавца

Условия продажи:

деньги возвращаются, если книга не соответствует описанию, включая почтовые расходы. контакт Susan Chambers Paraphernalia Books ‘N Stuff 154A Simcoe St, South, Oshawa, Ontario L1H 4G9, 905-720-1919 электронная почта [email protected]


Условия доставки:

Заказы обычно доставляются в течение 2 рабочих дней. Стоимость доставки указана из расчета на книги
весом 2.2 фунта или 1 кг. Если ваш заказ книги тяжелый или негабаритный, мы можем связаться с вами по телефону
, чтобы сообщить, что требуется дополнительная доставка.

Список книг этого продавца

Способы оплаты
принимаются продавцом

Ежедневная хроника жизни нации

Очень красивая книга из частной коллекции. Чистая, плотная, квадратная копия с легким износом.Очень хорошая копия во всем. НЕ бывшая библиотека. НЕ остаток.

Название: Годы гражданской войны: ежедневная хроника жизни народа

Имя автора: Роберт Э. Денни

Номер ISBN: 0806985151

ISBN-13: 9780806985152

Место публикации: Sterling Pub Co Inc.: 1899

Переплет: Мягкая обложка

Состояние книги: Почти отличное

Состояние кожуха: Без кожуха

Тип: Книга

Категории: Гражданская война, американская военная история

Идентификатор продавца: 039588


Солдатская хроника Столетней войны

Замечательная и очень важная неопубликованная хроника, написанная двумя солдатами и подробно освещающая английские кампании во Франции с 1415 по 1429 год.В нем перечислены многие люди, участвовавшие в войне, и он был написан специально для сэра Джона Фастольфа, английского командующего.

Эта ранее не публиковавшаяся хроника середины пятнадцатого века охватывает английские войны во Франции с 1415 по 1429 год. Она весьма необычная, поскольку была написана двумя солдатами, Питером Бассетом и Кристофером Хэнсоном. К этому приложил руку и Уильям Вустер, секретарь английского командующего сэра Джона Фастолфа, и она была написана специально для сэра Джона. Содержание необычное, так как оно включает в себя множество списков лиц, участвовавших в войне, и фиксирует их присутствие в боях, всего насчитывается более 700 человек.Более половины этих людей — французы или шотландцы, поэтому может показаться, что авторы особенно хорошо знали участие французов в военных действиях. Повествование важно для английских кампаний в штате Мэн в 1420-х годах, в которых принимал активное участие Фастольф и которым в остальном уделяется мало внимания в хрониках, написанных по обе стороны Ла-Манша. Ход войны хорошо нанесен на карту, упоминается около 230 топонимов.
Хроника широко использовалась в шестнадцатом веке несколькими глашатаями и Эдвардом Холлом.В результате это оказало влияние на Шекспира. Смерть графа Солсбери в Орлеане в «Генрихе VI, часть I» тесно связана с хроникой. Повествование Солсбери «Зеркало для магистратов» также взято из хроники. Еще один интересный момент заключается в том, что хроника написана писцом, которого можно идентифицировать, и оказывается единственным известным отчетом о войне в Англии в пятнадцатом веке, написанным на французском языке, что добавляет важное лингвистическое измерение к ее изучению.

Список иллюстраций
Благодарности
Сокращения

Введение

Глава 1.Хроника M 9 и ее авторы
Рукопись хроники и ее переписчик Люкет Нантрон (Дебора Эллен Торп)
Питер Бассет
Кристофер Хэнсон
Уильям Вустер
Коллективная работа

Глава 2. Формат и содержание хроники M 9
Работа из двух половинок?
Англичане в хронике М 9
Французы в хронике М 9
Списки

Глава 3. Изображение войны в хронике М 9
Оправдание войны
Стратегия и тактика
Сражения
Осады
Числа и организованность
Храбрость и трусость
Принятие и нарушение присяги
Заключение

Глава 4. Французский язык в Англии пятнадцатого века: какой языковой выбор? (Ричард Ингам)
Указания на неместное авторство?
Центральнофранцузские и другие континентальные разновидности
Французы Англии
Лингвистический анализ хроники M 9
i. Орфография и грамматика
ii. Лексика и фразеология
Выводы

Глава 5. Послесредневековая история летописи и ее использование вестниками
Непосредственная судьба летописи
Вестники и летопись М 9
а.Вальтер Белленджер
р. Кристофер Баркер
Другие вестники и аннотации в хронике M 9
Использование хроники Робертом Гловером

Глава 6. Хроника M 9 и истории середины периода Тюдоров
Эдвард Холл Хроника М 9
Сравнение хроники М 9 и Холла Союз
Влияние Холла Союз
Шекспир
Проблема Бассета

Глава 7. «В середине его славы»: хроника M 9, «Зеркало для магистратов» и трагедия английского империализма (Скотт Лукас)

Издание Колледжа вооружений MS M 9 фолио 31r-66r
Редакционная практика
Издание исходного текста и его аннотаций
Английский перевод, обозначения и комментарии
Приложение: Дополнительные материалы Уильяма Вустера, связанные с Колледжем вооружений MS M 9

Библиография
Алфавитный указатель

Энн Карри — заслуженный профессор средневековой истории Саутгемптонского университета и автор многих работ о Столетней войне, особенно о битве при Азенкуре.Она также редактировала раздел парламентских списков средневековой Англии за 1422–1453 годы.

Реми Амбюль — преподаватель истории в Саутгемптонском университете и автор книги « военнопленных в Столетней войне » (CUP 2013), а также нескольких статей о Столетней войне на английском и французском языках. капитуляция, первоначально поддержанная Leverhulme Early Career Fellowship.

Сорокалетняя война в Афганистане: Предсказанная хроника (Мягкая обложка)

Описание


Оккупация Афганистана закончилась, и можно подвести итоги.Эти очерки о войне и мире в регионе раскрывают Тарика Али во всей его прозорливости и прозорливости.

Редко когда наблюдалось такое восторженное проявление международного единства, как то, которое приветствовало вторжение в Афганистан в 2001 году. По сравнению с Ираком, Афганистан стал «хорошей войной». Но наступила патовая ситуация, и талибы переждали контингенты НАТО. Сегодня, после краха марионеточного режима в Кабуле, какое будущее ждет травмированный афганский народ? Станет ли Китай доминирующим влиянием в стране?

Тарик Али уже сорок лет следит за войнами в Афганистане.Он выступил против советской военной интервенции в 1979 году, предсказав катастрофу. Он также был яростным критиком продолжения НАТО операции «Несокрушимая свобода». В серии резких комментариев он описал трагедии, постигшие Афганистан, а также полуталибанизацию и милитаризацию соседнего Пакистана. Большинство его предсказаний сбылись. Сорокалетняя война в Афганистане: предсказанная хроника объединяет лучшие из его произведений и включает новое предисловие.

Об авторе


Тарик Али написал более двух десятков книг по мировой истории и политике, самые последние из которых: «Столкновение фундаментализмов» , «Синдром Обамы» и «Экстремальный центр », а также романы его Исламский квинтет и сценарии для сцены и экрана. Он является давним членом редакционного комитета New Left Review и живет в Лондоне.

Слава…


«Обсуждение Али Афганистана очень ценно из-за вопросов, которые оно поднимает… отправная точка для столь необходимых дебатов.
New York Times

«Типичный читатель Financial Times может счесть его предвзятость настолько утомительной, что он не сможет продолжать. Было бы жаль.
Financial Times

«Эвергрин… Али выступал против каждой оккупации с самого начала; в результате получается озлобленный, навязчивый рефрен».
— Эйлин Гонсалес, Предисловие Обзоры

«Ключевой вклад в осмысление многолетних событий, кульминацией которых стали хаотические сцены в аэропорту Кабула в августе 2021 года.
— Марк Марторелл Джуньент, Внутри Аравии

«Никто, левый или правый, не следил с таким упорным вниманием и проницательностью за злоключениями американской политики в Афганистане».
—Paul Buhle, Counterpunch

«Эрудированный и целеустремленный… Этот сборник незаменим для формирования понимания того, что произошло и почему».
—Эндрю Мюррей, Morning Star

«В отличие от проинтервенционистских либеральных и даже консервативных интерпретаций недавней истории Афганистана, антиимпериалистическое понимание Али обеспечивает клей, который связывает кровавую историю воедино.
— Рон Джейкобс, Counterpunch

«Блестящая и проницательная книга… обязательна к прочтению всем, кто хочет понять причины и последствия многолетних беспорядков в Афганистане».
—Н.П. Уллех, Открыть журнал

«Остроумная, проницательная и полная деталей… книга, полная встреч и анекдотов, вызывающих воспоминания описаний и жестокой откровенности о развращающей силе войны».
— Терина Хайн, Ответный огонь

Сорокалетняя война в Афганистане: предсказанная хроника — рецензия на книгу

Новый отчет Тарика Али о недавней истории Афганистана недвусмысленно демонстрирует, что антивоенное движение было правильным, считает Терина Хайн

Тарик Али, Сорокалетняя война в Афганистане : Предсказанная хроника (оборотная сторона 2021), 272 стр.

Последняя книга Тарика Али, Сорокалетняя война в Афганистане , имеет подзаголовок Предсказанная хроника , и это именно то, что есть. Информативная и временами забавная книга описывает трагическую историю западной интервенции в осажденной стране с помощью сборника работ Тарика, составленных с 1983 года по сегодняшний день. Статья за статьей книга представляет собой критический анализ событий и невероятно точное предсказание их исхода.

Поначалу может показаться странным издавать сборник старых эссе и комментариев, посвященных выводу войск США из Афганистана, но суждения и мнения Тарика были удивительно прозорливы, так что книга больше похожа на историю со всеми преимуществами ретроспективного взгляда. чем современный аккаунт.Начав с краткого описания британской имперской роли в Афганистане девятнадцатого века и введения «линии Дюрана», Тарик переходит к исследованию катастроф советских и американских вторжений и оккупаций. Предисловие, написанное в день, когда Кабул пал перед талибами, делает этот исторический взрыв актуальным.

Тарик Али, писатель, кинорежиссер и ведущая фигура международного левого движения, был одним из основателей Коалиции «Остановить войну». Он был выдвинут на передовую политической активности во время войны во Вьетнаме и никогда не покидал ее.Его сочинения остроумны, проницательны и полны подробностей. У него есть способность соединить точки, чего, к сожалению, не хватает многим комментаторам. Включение деталей, полученных благодаря личным контактам и десятилетиям политической активности, добавляет красок; в результате получилась книга, изобилующая встречами и анекдотами, вызывающими воспоминания описаниями и жестокой откровенностью о разлагающей силе войны.

Одной из выдающихся особенностей Тарика является обширное знание региона в целом. Хотя основное внимание уделяется Афганистану, всестороннее понимание автором Ирака, Ливии, Сирии, Ирана и, конечно же, Пакистана позволяет читателю увидеть, насколько сложно переплетен этот регион; как загрязняющие вещества в одной стране так легко заражают другую.

Региональный контекст

Тесные отношения между Пакистаном и Афганистаном — нить, которая проходит через всю книгу. Мы узнаем, что связи с талибами выходят далеко за пределы «бесплодных земель» пограничного региона и что разлагающее и дестабилизирующее воздействие американской войны глубоко проникает в политическое сердце Пакистана. Тарик заключает, что к 2008 году Пакистан был настолько тесно вовлечен в войну Америки, что перестал быть суверенным государством, а был «страной, судьба которой больше не находится в его руках» (стр.152).

Некоторые подробности и имена различных агентов, лейтенантов и приспешников могут быть незнакомы тем из нас, кто менее сведущ в недавней истории Пакистана, но нарисованная картина представляет собой картину неконтролируемого мафиозного государства. Разговоры о насильственных политических убийствах, порке женщин и видеороликах гризли только усиливают образ гангстеров в стиле Аль Капоне, которым США предоставили полную свободу действий, чтобы обеспечить постоянную поддержку оккупации.

Отвращение Тарика к повальной коррупции на его родине не скрывает его любви к стране, и его описания часто красиво оформлены.В четвертой главе приятно присоединиться к нему в путешествии во времени в Лахор, город, где он родился: «Этот город, сухой, теплый и богатый, где я провел первые двадцать лет своей жизни и который я до сих пор люблю, постоянно меняется, обычно к худшему.» Он продолжает в лирических подробностях описывать старый торговый центр, который он когда-то знал, где кофейни посещали те, кто «проклинал диктатора дня или обсуждал достоинства пустой стих, макая самосы в компот из мяты и чили и попивая чай» (с.34).

Принимая во внимание предмет, в произведениях Тарика присутствует удивительный уровень юмора, и он редко сдерживает свое язвительное остроумие. См., в частности, обмен письмами между Тариком и депутатом парламента Майком О’Брайеном, министром торговли Великобритании (2003–2004 гг.), записанный в главе 8. Забавно вежливая, их публикация явно является вполне оправданным моментом «я же говорил». Тарик указывает, что оккупация Афганистана «кончится плохо», что «ничего, кроме гражданской войны, не ждет за кулисами», и как освобождение женщин «сошло на нет».А О’Брайен отвечает: «Так язвительно, так цинично, так неправильно» (стр. 58).

Империалистическая гордыня

Эта книга опровергает любые заявления о том, что истеблишмент не знал о демонах, которых они выпускают на волю в своей «войне с терроризмом». То, что советское фиаско в Афганистане не послужило предупреждением, просто свидетельствует о черствости усилий, обреченности на провал внешней политики США и высокомерии элит. В третьей главе приводится стенограмма интервью 1998 года с советником президента Картера по национальной безопасности, который на вопрос, сожалеет ли он о том, что Америка вооружает исламских фундаменталистов и, возможно, будущих террористов, сказал: «Что важнее всего для мировой истории? Талибан или распад советской империи? Несколько сумасшедших мусульман или освобождение Центральной Европы и окончание холодной войны?» (п.25). Чуть более года спустя он, возможно, предложил другой ответ.

Сорокалетняя война представляет собой свидетельство разрушительных разрушений, принесенных США, Великобританией и НАТО в их войне мести. Невежество, проявленное оккупантами, почти невероятно. Захватчики, не сумевшие до конца отличить друга от врага, признали ошибки только для того, чтобы повторить их, вызвали возрождение глобального джихадистского движения и, по правде говоря, не смогли принести свободу народу Афганистана.Войны за свободу и демократию имеют, как говорит Тарик, «мрачный и кровавый баланс» (стр. 206).

В 2003 году Тарик предупредил: «Рано или поздно вам придется вывести морских пехотинцев. Что потом?» (стр. 62). Летом 2020 г. он предсказал, что крах американской оккупации «может достичь сайгонских масштабов» (с. 157). Действительно предсказано. Что касается будущего Афганистана, он предсказывает: «Пекин заменит Вашингтон в качестве важной столицы Афганистана» (стр. 208). Тем временем кажется, что Пекин заменил Кабул в качестве объекта гнева Америки.

Если вы ничего не знаете о трагической истории Афганистана, эта книга поможет вам многое понять; если вы знаете много, это обеспечит уровень глубины и детализации, обогащенный личными воспоминаниями, с которыми мало кто может сравниться.

Прежде чем ты уйдешь…

Counterfire быстро расширяется как веб-сайт и организация. Мы пытаемся организовать динамичные внепарламентские левые в каждой части страны, чтобы помочь укрепить сопротивление правительству и его покровителям-миллиардерам.Если вам нравится то, что вы прочитали, и вы хотите помочь, присоединяйтесь к нам или просто свяжитесь с нами по электронной почте [email protected] Сейчас самое время!

Хроники гражданской войны (под редакцией Дж. Мэтью Галлмана) и Гражданская война: история в документах (под редакцией Рэйчел Филин Сейдман): CWT

Хроники гражданской войны, под редакцией Дж. Мэтью Галлмана, Crown, 544 страницы, 39,95 долларов и «Гражданская война: история в документах» под редакцией Рэйчел Филин Сейдман, Оксфорд, 208 страниц, 30 долларов.

Гражданская война принесла беспрецедентное кровопролитие в Америку.Это стало уникальным, ошеломляющим опытом для поколения граждан страны. Его последствия впились в душу страны, коснулись каждой деревни, поселка и города. С самого начала конфликта американцы отреагировали на него, в частности, излиянием слов. Впервые в истории страны война подробно описывалась по мере развития событий.

Когда первое поколение грамотных американцев отправилось на войну, его представители вели записи в дневниках, письмах, газетах и ​​журналах.Речи политиков, официальные отчеты генералов, наблюдения корреспондентов и работы художников быстро и в большом количестве стали доступны гражданам дома и солдатам в полевых условиях. Эти люди в форме излили поток писем и поделились своими мыслями с дневниками. Ошеломляющее количество письменных материалов — одно из лучших наследий конфликта.

Хотя историки прилагают похвальные усилия, чтобы вернуть прошлое, они не могут полностью воспроизвести голоса тех, кто ушел раньше, и записать слова на бумаге.В разгар национального кризиса, такого как гражданская война, кажется, что голоса звучат резче, звучнее. Время не приглушило голоса; это только обогатило их ясность и тон.

«Хроника гражданской войны» и «Гражданская война: история в документах» предлагают нам обрывки этих голосов. Каждая работа состоит из первичных, современных документов той эпохи из самых разных слоев общества. Однако в большинстве случаев документы представляют собой лишь выдержки из более длинных сочинений.

«Гражданская война» под редакцией Рэйчел Филин Сейдман пытается ответить на вопрос, почему произошла война.Следовательно, его избранные документы охватывают более широкий период времени, от довоенных лет, через конфликт и до конца Реконструкции. Это новый том издательской серии «Страницы истории».

Зайдман утверждает, что «в основе конфликта лежало то, что было известно как «особый институт» или рабство». История рабов, по словам редактора, «формирует самое драматичное и важное повествование о войне». В свою очередь, многие документы связаны с рабством и сагами о рабах.Для редактора очевидно, почему на Америку обрушилась буря гражданской войны.

Большинство отобранных произведений исходят от северян. Например, в разделе «Поле битвы» каждая учетная запись принадлежит солдату или офицеру Союза. Хотя взгляды южан не игнорируются, баланс между разделами мог бы быть лучше, особенно если учесть, что книга призвана раскрыть «не только то, что произошло, но и то, как американцы в то время восприняли эти чрезвычайно важные события.

В целом документы в книге расположены в хронологическом порядке. Очень немногие произведения посвящены боям или отдельным битвам; основное внимание уделяется социальным и политическим событиям. Краткая глава «Образы войны» посвящена фотографиям.

«Хроника Гражданской войны» под редакцией Дж. Мэтью Галлмана — более всеобъемлющая работа, чем книга Зайдмана. Галлман использует хронологический подход, месяц за месяцем с ноября 1860 г. по май 1865 г. Он выбрал важные дни в каждом месяце и предоставил документ для каждого из них.Он включает в себя больше голосов и более разнообразных, чем Зайдман. Основная часть выбранных им документов связана с военными и политическими событиями. Он не игнорирует голоса гражданских лиц, но они составляют явное меньшинство. Хотя он не приводит библиографию, почти все отрывки взяты из опубликованных работ. К сожалению, одним из выбранных является рассказ генерала Конфедерации Джона Гордона о его встрече с раненым генералом Союза Фрэнсисом Барлоу в Геттисберге 1 июля 1863 года. Современные исследования показали, что знаменитого «инцидента Гордон-Барлоу» никогда не было.Гордон, очевидно, сфабриковал это.

В любой книге собраний сочинений есть неравномерность качества прозы. В данном случае это несоответствие делает совершенно очевидным, что среди всех сотен голосов один поет с непревзойденным красноречием — голос Авраама Линкольна. К счастью, Галлман решил представить полные тексты включенных произведений Линкольна.

И Сейдман, и Галлман собрали внушительный массив первоисточников для каждой из своих работ.Документы Зайдмана, похоже, посвящены теме рабства и его роли в ужасную эпоху Гражданской войны и восстановления нации. Галлман предлагает более широкую интерпретацию, которая больше фокусируется на вооруженных силах и политике самого конфликта.

Читателям, которые ищут повествование об эпохе Гражданской войны, эта пара книг не предоставит его. Однако из двух работ у Галлмана гораздо лучше получается создавать повествовательные связи.

Обе книги предлагают многочисленные примеры первоисточников, а первоисточники и документы являются основой почти всей хорошей истории.Как учитель, я считаю, что эти книги представляют собой прекрасные дополнительные справочные материалы, которые можно использовать на курсах истории. Слова тех, кто пережил знаменательные времена, отдаются эхом во времени. Вернуться с ними в прошлое — значит прикоснуться к нему так близко, как только можно ожидать. Обе эти книги позволяют читателям немного посидеть с давно ушедшими товарищами.

Джеффри Д. Верт
Сентер Холл, Пенсильвания

 

ИСТОРИЯ, ДРАМА И ХРОНИКА БРЕХТА ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ | Форум современных языковых исследований

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту с ограниченным доступом в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту следующими способами:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с проверкой подлинности IP.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения.

Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Многие общества предлагают своим членам доступ к своим журналам с помощью единого входа между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Из журнала Oxford Academic:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для своих членов.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Институциональная администрация

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Вы можете одновременно войти в свою личную учетную запись и учетную запись своего учреждения.Щелкните значок учетной записи в левом верхнем углу, чтобы просмотреть учетные записи, в которые вы вошли, и получить доступ к функциям управления учетной записью.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.