Колокола в россии: Колокола на Руси. Справка — РИА Новости, 07.06.2008

Содержание

Колокола на Руси. Справка — РИА Новости, 07.06.2008

К колоколу на Руси с глубокой древности отношение было особенным. Часто в сказаниях и легендах колоколам приписывали неземные способности: предвидеть, предупреждать. Однако надо отметить, что заслуга создания колокола принадлежит не русскому народу. Предания говорят, что христианские колокола — кампаны появились впервые в Италии. На Русь колокола пришли с принятием христианской веры из Европы. В северные русские земли они завозились с Запада, а в Киев — из византийского города Корсунь (Херсонес), но сведения о них до XIV века очень отрывочны. Вплоть до XIX века создание колоколов на Руси было заслугой иностранных мастеров. Либо мастера для отливки приезжали к нам сами, либо колокола покупались в готовом виде.

На Руси долгое время, даже после появления собственной школы, пользовались «корсунскими», «немецкими» колоколами, звонившими посредством раскачивания самого колокола (качающиеся, очепные колокола). Кроме того мастера сохраняли традиции иностранных надписей на колоколах, но часто добавляли свои. Европейские мастера часто писали по латыни «Слава единому Богу». Но даже если русские заказчики отливали колокол в Европе и на изделии при этом делалась обычная латинская надпись, она, как правило, впоследствии бывала дополнена традиционной русской. Обычно приписывались на русском языке назначение колокола (например, «Бога молить, а по смерти за их души их поминать, доколе сей св. церкви Бог благоволит по вере христиан стояти») и историю его создания.

Колокол — это предмет церковный. И прежде, чем подняться на колокольню, колокол всегда освящался священником, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила, для чего существовал специальный чин освящения, после которого колокольный звон уже не мог быть пуст и прост. Слыша колокольный звон, в старое время народ снимал шапки и крестился, призывая благодать Божию и благодаря за нее.

Часто цари любили собственноручно звонить, и соревновались в величине колоколов, отлитых в ознаменования их царствования. Простой люд приписывал колоколам и магические силы. Ходили истории о том, как колокольный звон отводит дьявольские козни, болезни, бури и молнии; как колокол не раз звонил сам по себе, предрекая войну, голод или смерть государя; как за неугодный звон по воле царей колокола «казнили» перед народом: били батогами, отрубали ухо и отправляли в ссылку.

Как в России наказывали колокола

Сегодня уже никого не удивишь колокольным звоном, часто он раздается над Москвой и другими городами России. В колокола бьют сейчас при всех знаменательных для Русской православной церкви событиях. Например, в 2017 году во всех московских храмах колокола звонили в честь первого принесения в Россию из итальянского Бари мощей спасителя Николая Чудотворца.

По воспоминаниям современников, праздничный колокольный звон в дореволюционной России был такой громкости, что люди не могли друг друга расслышать. В начале ХХ века в Российской империи насчитывалось 80 тысяч колоколен и звонниц, на которых было размещено свыше миллиона колоколов.

Их судьба в разное время складывалась по-разному и, надо сказать, не всегда хорошо. Массово колокола пострадали во времена Петра I. Страна, постоянно участвовавшая в войнах, нуждалась в пушках, а металла для них не хватало. Вот и снимали колокола со звонниц и отправляли их на переплавку. Стон и плач из-за этого стояли по всей России: колокола оплакивали, как близких родственников, ушедших из жизни. Смертельный приговор колоколам через двести лет после Петра подписала Октябрьская революция. Металл тогда тоже отправляли на переплавку, но надежды на возвращение колокольного звона теперь уже не было.

П.В. Рыженко. «Удар колокола»

Интересно, что и в спокойные времена колокола могли пострадать. Серьезные неприятности ожидали их, да и самого звонаря, если они звонили не по делу. В первую очередь доставалось набатным колоколам, которые обвинялись даже в том, что позволили себе выступить против существующей власти. Запятнавшие свою репутацию колокола снимали и увозили в провинциальную глушь, а то и в Сибирь. В особых случаях им отрезали «язык» или вовсе разбивали. Такой колокол назывался «ссыльным». Если же он получал амнистию, его вновь собирали и чинили, но звали по-новому – «лыковым». Звук после починки уже был совсем другим.

Судьба двух колоколов в России, понесших наказание, была особенно интересной. Новгородский вечевой колокол после присоединения города к Москве в 1478 году, был «арестован» и переехал в Москву по указу Ивана III. По легенде он был перелит в набатный колокол Московского Кремля. В 1681 году этот набат неосторожно разбудил и напугал своим голосом болезненного царя Федора Алексеевича. Приговор был скор и суров: крамольный колокол уехал в ссылку в монастырь в Архангельскую губернию.

Другой колокол, из города Углича, пострадал за то, что в него по приказу последней жены Ивана Грозного Марии Нагой позвонил пономарь Федот Огурец. Набатный угличский колокол в 1591 году возвестил об убийстве юного царевича Дмитрия. Колокол был объявлен виновником Смуты, которая началась с набата и стоила жизни предполагаемым убийцам царевича.

Угличский набат жестоко наказали: он был сброшен с колокольни, ему вырвали «язык», отрубили «ухо» и, что особенно сурово, прилюдно наказали двенадцатью ударами плетью и только потом сослали в Сибирь.

Наказание, заметим, коснулось не только колокола, но и угличан, которые были признаны виновными в совершенном колоколом преступлении. Будущий царь Василий Шуйский, который проводил расследование, распорядился по колокольному делу казнить 200 угличан, а 60 семей, лишившись языков, ноздрей, ушей и будучи основательно выпоротыми, 1 апреля 1592 года были сосланы в Сибирь вместе с колоколом. Целый год эти несчастные под конвоем стражников тащили набатный колокол до самого Тобольска.

Угличский ссыльный набатный колокол

В Тобольске колокол был заперт в приказной избе, после чего на нем сделали надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича». А в 1677 году во время большого тобольского пожара многострадальный колокол расплавился…

Российская электронная школа

Колокольный звон

Конспект урока

Как волшебно звучит КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН. Первое упоминание в русских летописях о использовании колоколов относят к 1066 году, причем эти колокола пришли из Западной Европы. Первые колокола на Руси производились иностранными мастерами, но уже в 1194 году в летописи сообщается о появлении русских мастеров.

В Москве был открыт «Пушечный двор», на котором отливали пушки и колокола. Постепенно на Руси сложился «ЯЗЫЧНЫЙ» принцип звона, при котором раскачивается не весь колокол, а только язык, что позволило отливать большие колокола и без особых усилий осуществлять в них звон. В 1532 году был отлит колокол 8 тонн, а в 1533 году – колокол 16 тонн.

В XVII веке вес русских колоколов стремительно увеличивается. В 1600 году мастером Андреем Чоховым был отлит колокол весом 2450 пудов (разбился при пожаре), а в 1735 году отлит Царь-колокол весом 12000 пудов (196 тонн). Отливку его начал Иван Моторин, после его смерти закончил дело отца Михаил. Последний Царь-колокол ни разу не звонил и погиб при очередном пожаре, случившемся в Москве в 1737 году, от него откололся большой кусок весом около 11 тонн. Лишь в период правления Николая I в 1836 году он был водружен на постамент рядом с колокольней Ивана Великого и служит памятником искусству русских колокололитейщиков до сих пор.

В 1929 все колокола России замолчали. Постановление правительства категорически запрещало даже приближаться к колокольням. Дело в том, что стране произошла революция и к власти пришли АТЕИСТЫ. Религия, а вместе с ней и колокольный звон, были запрещены повсеместно. Взрывали храмы, ломали колокольни. Попал под горячую руку и колокол. Ведь он созывал людей на церковную службу. Поэтому, не взирая на историческую и культурную ценность, колокола сбрасывали на землю или отправляли в переплавку.

55 лет не слышала Россия колокольного звона. Когда запрет отменили – восстанавливать опыт предков пришлось по крупинкам. Профессия звонаря в России была почти утрачена. Звукозаписывающей техники в те годы практически не было. И сказать, какие мелодии вызванивали великие российские колокола, оказалось почти невозможно.

С давних пор колокол сравнивают с человеком. У него есть ЯЗЫК – он раскачивается из угла в угол и позволяет колоколу произносить звуки. ГУБА – об нее бьется язык. ПЛЕЧО – у колокола нужно для правильного звучания. УШИ – чтобы крепить колокол к колокольне. Судьбы у колоколов были самые разные. Колокола, как и живых людей, крестили, давали им имена, благословляли – и проклинали.

Известен случай, когда был спущен с набатной башни колокол, который помешал сну императрицы Екатерины Второй своим звоном. Нередко колоколам вырывали языки. Как правило, за то, что своим звоном смущали народ и не поддерживали действующую власть или мятежников.

Бригада ЗВОНАРЕЙ – это настоящий маленький оркестр. Каждый должен слышать – какую мелодию воспроизводит тот или иной колокол. Если в их действиях не будет слаженности – красивого звона не добиться. Основную тональность задает самый большой колокол. Как правило, это прерогатива царь-колокола. Его вес, обычно, не менее тонны.


Колокола в истории России — МК Воронеж

Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к святому Павлину, епископу Ноланскому, жившему на рубеже 4 и 5 веков. Как гласит легенда, во сне епископ видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. 

На Руси колокола также появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание о них относится к 988 году, то есть во время Крещения Руси. В Киеве были колокола при Успенской и Ирининской церквах. В Новгороде звонницы устраиваются при храме св. Софии в начале XI века. Тогда же стали впервые звонить в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме. После нашествия татаро-монголов колокольное дело в Древней Руси угасло, и возобновилось только в XIV веке. В это время Москва становится центром литейного производства. А во второй половине XV века в Москву прибыл итальянский инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. И в начале XVI века русские мастера превзошли своих иноземных учителей.

Словосочетание «мали́новый звон» никакого отношения к соответствующим ягоде и цвету не имеет. Происходит от названия города Мехелен, расположенном теперь во Фламандском регионе Бельгии, который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. С тех времён на Руси стали так называть красивый, переливающийся звон. 

При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре колокольное дело в Москве быстро развивалось. В это время в столице при церквях насчитывалось уже около 5000 колоколов. Смутное время начала XVII века притормозило на некоторое время литейное производство, но затем при первых царях Романовых это искусство опять возродилось. Для литья колоколов уже не приглашали иностранных специалистов. Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров, Игнатий Максимов, Андрей Данилов и Алексей Якимов. В это время начинают отливать огромные по размерам колокола. Так, в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит «Реут» весом в 2000 пудов.

История взлетов и падений

В первые годы царствования Петра I колокольное дело притихло, поскольку царь холодно относился к православной церкви. Более того, по его указу из церквей изымались колокола для нужд армии. К маю 1701 года в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов. Из их меди отлили две сотни пушек. Позже колокольное дело успешно возобновилось. Свидетельство тому — «Царь колокол». Этот исполин отливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Маторин. Когда всё было готово к окончательной отливке, в Москве случился пожар, который охватил и Кремль. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. Почти 100 лет он находился в земле, и только в 1834 году его подняли и установили на гранитный пьедестал под колокольней.

Следующие двести лет колокололитейное производство в России только развивалось. Появляются колокола «Св. Иоанн», «Благовестник», «Лебедь», «Сысой». Преимущественно все они изготавливались из специальной меди. Но встречались экземпляры и из других металлов, например чугуна (Досифеева пустыня на берегу Шексны). Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре звучали 8 колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. В Харькове в Успенском кафедральном соборе установили колокол весом 17 пудов из чистого серебра. Шесть небольших (от 1 до 45 пудов) золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви. К 1917 г. в России функционировали 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тыс. пудов церковных колоколов.

После прихода к власти большевиков церковные колокола постигла печальная участь. Колокольный звон считали вредным наследием царского режима, и к началу 30-х годов все церкви замолчали и перешли в распоряжение местных советов. Секретными инструкциями разрешалось уничтожать часть культового имущества, и оно превращалось в существенную статью дохода (40% вырученных средств шло в местный бюджет), что поощряло в свою очередь усиление атеистической политики, закрытие и снос храмов. Большинство церковных колоколов было уничтожено. Только небольшая часть, представляющая художественную ценность, сохранилась и дожила до наших дней. Наиболее ценные решено было продать за границу. Так в США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря. Звонница Сретенского монастыря уехала в Англию. Другую часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд. Россия катастрофически быстро теряла свое колокольное богатство. В 1929 г. сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора. В 1931 г. отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева и Покровского монастырей Суздаля. Еще более трагичной была история гибели знаменитой звонницы Троице-Сергиевой лавры: в переплавку пошло 19 колоколов общим весом 8165 пудов. В Москве из 100 церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина. В 1933 году на секретном заседании ВЦИК установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку. В течение нескольких лет было уничтожено почти все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий.

Звонница как единый инструмент

В настоящее время искусство литья церковных колоколов возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, был учрежден фонд «Колокола России». В стране функционируют несколько колокололитейных заводов (в том числе и в Воронеже). Самыми большими за последние годы стали колокола для храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Звонницы, вновь появляющиеся на колокольнях, становятся привычным атрибутом богослужения. И уже по воскресным дням и церковным праздникам колокольный звон доносится не от одного храма. Однако мало кто из прихожан да и просто любителей музыки представляет себе, что же это за инструмент – звонница.

Звонница формируется в зависимости от величины и формы колокольни, количества проемов на ней. Сама колокольня задает максимальное количество колоколов и их суммарный вес. Отправной же точкой для формирования звонницы служит самый большой колокол – праздничный Благовест. Обычно он задает ритм и ведет самую низкую «партию». Он может быть на колокольне не один. В этом случае два самых тяжелых колокола делятся на Благовест праздничный и воскресный. Первый используется во время богослужений в двунадесятые и престольный праздники (и еще в некоторых случаях). Второй – по воскресным дням. Вообще все колокола на звоннице по времени их использования делятся на воскресные, полиелейные и будничные. Но это не единственное разделение. Колокола еще делятся в зависимости от их роли и партии в колокольном звоне. Про Благовест было уже сказано выше. Средние же по величине колокола (обычно не тяжелее 1\12 или 1\15 массы Благовеста) называются подзвонными. Так, на колокольне Благовещенского кафедрального собора в Воронеже подзвонные колокола имеют вес от 350 до 500 кг. Если звонарь работает только с тяжелым и средними колоколами, то есть в два приема, то этот способ называется перезвон. Самая же сложная работа и механически, и музыкально – это трезвон (в три приема), когда включается группа самых маленьких колоколов. Трезвон всегда венчает собой праздничную службу с крестным ходом. Маленьких колоколов может быть сколько угодно; чем их больше, тем богаче музыка. Но звонарю в одиночку не справиться с более чем восемью. На этот случай у него есть помощник (иногда не один). Малые или зазвонные колокола отливаются в зависимости от основной тональности и тембра Благовеста. Чем разнообразнее будет тон зазвонных колоколов, тем богаче выбор у звонаря и тем насыщеннее музыкальная тема.

Для того, чтобы вся звонница звучала как единое целое, необходимо отливать колокола по единому рецепту. Обычно в состав бронзы входит от 75% до 80 % меди и около 20% олова. Остальное – разные химические присадки, которые и придают колоколу свой неповторимый тембр, а еще помогают ему правильно и равномерно остывать, не покрываясь трещинами. Еще колоколу необходимо подобрать «язык», учитывая его длину, толщину и вес (обычно не тяжелее 1\10 массы колокола), ибо слишком тяжелый может его расколоть, а чрезмерно короткий, не попадая в край, не будет извлекать нужного звука. После сведения всей звонницы относительно тона Благовеста колокола вывешиваются на колокольню. И здесь самое главное – избежать резонансных явлений. Иначе звук «поплывет». Поэтому при навесе колоколов в качестве штанги для их крепления никогда не используется металлическая балка — только дерево, или же армированный деревянный брус. Кроме того, колокола, одинаковые по размеру или же звучащие, скажем в октаву, стараются разнести, чтобы один звук не забивал другой.

Основанный на местных традициях и в изготовлении, и в исполнении, звон в разных местах всегда свой, хотя специалисты традиционно выделяют московский и ростовский. Может быть, со временем в России появится свой неповторимый воронежский звон? Главное богатство для этого – люди и колокола у нас уже есть. 

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №40 от 1 октября 2014

Заголовок в газете: Малиновый звон

Проект «Колокола России» для детей старшей группы

            МКОУ «Колесниковская  основная  общеобразовательная  школа»

 

 

 

 

Краткосрочный (1  неделя)

Для  детей  старшей-подготовительной  группы

 

 

 

                                                                    Подготовила: воспитатель

                                                                 Петрова  Надежда  Леонидовна

 


Наименование  проекта: «Колокола  России».

Вид  проекта: познавательно- творческий

Участники  проекта: дети  старшей — подготовительной  группы, воспитатель.

Срок  реализации: Краткосрочный (1  неделя).

 «Жива  Святая  Русь, жива  Россия…

                                                                         Горят  её, сияют  купола,

От  моря  и  до  моря  с  новой  силой

                                                                         Звонят, звонят  её  колокола».

                                                                                                                         И. Чернухин

 

                                                            Цель:

Развивать  интерес  к  историческому  и  культурному  прошлому  русского  народа, России.

 

                                                             Задачи:

1.     Познакомить  детей  с историей  происхождения  колоколов  на  Руси; показать  , какое  значение  имеют  колокола  в  русской  истории, культуре.

2.     Объяснить  детям  что- такое  колокол? Какие  бывают  колокола? Познакомить  с  «Царь- колоколом», Колокольней «Иван Великий».

3.     Познакомить  со  звучанием    колоколов (использование  ИКТ).

4.     Познакомить  со  словами : Колокольня, звонарь, литейщик.

 

                                                             Гипотеза:

Колокол-  это  один  из  древнейших  символов  православной   Руси, а  ныне  еще  и  примета  её  возрождения, символ  её  веры  в  будущее  и  памяти  о  прошлом.

 

 

                                            Ожидаемые  результаты:

 Дети  получат  знания  о  происхождении  колоколов  на  Руси. Узнают   дети: что  колокольные  звоны  бывают  разные  и  для  чего  они  нужны;  какое  значение  колокола  имеют  в  русской  истории  и  культуре;  где  находится  Колокольня  «Иван Великий», «Царь  — колокол». Познакомятся  с  профессий  «Звонарь», как  ухаживают  за  колоколами.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             План  реализации  проекта:

 

этапы

          мероприятия

 срок

1.подготовительный

Подбор  материала  по  теме.

Подготовить  презентацию «Колокольный звон».

понедельник

2. Основной

Беседа: Познакомить  с  легендами происхождения  колоколов, как отливаются  колокола.

Беседа:  Значение  колоколов  в русской  истории, культуре.

Беседа: «Царь колокол»- рассматривание  иллюстраций.

Беседа: Колокольня «Иван Великий» рассматривание  иллюстраций.

Беседа: «О звонарях».

Просмотр  презентации «Колокольный  звон».

Беседа: «Какие  бывают  колокольные  звоны».

Чтение : «Слепая лошадь» К.Ушинский; английская  сказка.

Стихи

Физминутки: «Громко  колокол  звонил»; «Жаворонок»; «Колокольчики»; «Динь-дон».

Игра: «Большие  колокола  и  маленькие  колокольчики».

Рисование: Раскрашивание  колоколов  и  колокольчиков.

Вторник-четверг

3. заключительный

Выставка  рисунков «Колокола  и  колокольчики».

пятница

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Немало  легенд  о  колоколах  и  колокольчиках  ходило  и  на  Руси.

 

  На  Руси  бытовали  легенды  о  монахе, который  создавал  колокола  по  аналогии  с  лесными  колокольчиками.

  По  преданию, когда-то  давным — давно, еще  в  четвертом  веке  один  итальянский  монах  заболел  и  пошел  в  лес  за  целебными  травами.  Устал, да  и  прилег  на  траву. Он  задремал  и  сквозь  сон  услышал  удивительную  музыку. Даже  скорее  не  музыку, а  перезвон. Монах  почувствовал, что  от  этого  перезвона  болезнь  куда-то уходит, а  он  начинает  выздоравливать. Когда  же  он  открыл  глаза, то  увидел, что  возле  самого  его  уха  качается  знакомый  цветок- колокольчик.  Монах  решил, что  именно  голос  цветка  помог  ему.  Он  вернулся  в  монастырь  и  сделал  такой  же  цветок, только  из  металла, и  его  начали  использовать  при  богослужении.

 

*******

  К  нам  дошла  и  такая  легенда, в  которой  деревенская  девушка  плела  венки, вплетая  цветы  колокольчиков.  Сердце  девушки, открытое  волшебным  чарам, услышало  издали  дивный  звук. От  этого  чудного  звучания  красавица  загрустила  и  начала  таять  на  глазах. Вблизи  этого  места  жил  удалой  кузнец.  Юноша  горячо  полюбил  девушку  и  задумал  воссоздать  звучание, подобное  небесному  звуку.  Так  кузнец  создал  первый  рукотворный  колокольчик, который  исполнял  волшебное  звучание.

 

                                Значение  колоколов  в  истории  России.

 

Колокола — это  культурное  наследие  России.

Колокольные  звоны в  русской  культуре  имеют  особое  значение.  Подобно  тому, как  звучание  колокола  сопровождало  разные  события  в  жизни  отдельного  человека  и  целого  народа, так  и  в  музыке  колокольные  темы  отмечают  века  русской  истории  и  культуры.

 

Колокола – указывали  путь  странникам.

 

Предупреждали  людей  о  различных  бедствиях (пожар, нападение  врага  и  т.д. НАБАТ)

 

Сообщали  о  возвращении  воинов  с  поля  брани.

 

Говорили  о  предстоящей  встрече  высоких  гостей.

 

 

 

                                                     Литье  колоколов

Литье  колоколов- это  целое  искусство. Нужно  провести  очень  много  точных  расчетов, для  того, чтобы  получить  определенный  звук.

  Для  отливки  колокола  требуется  красная  и  зеленая  медь, олово, железо  и  другие  материалы.

  Перед  отливкой  мастер  и  рабочие  молились  для  благополучной  работы.

  Чтобы  отлить   колокол, необходимо  изготовить  две  формы  внешнюю  и  внутреннюю, между  которыми  впоследствии будет  заливаться  раскаленная  бронза. Эти  формы  обжигают  в  печи, а  потом  покрывают  графитом  и  наносят  в  зеркальном  отражении  цифры, слова, символы, которым  суждено  украсить  уже  готовый  колокол.  Затем  соединенные  формы  закапывают  в  песок. Установлено, что  в  песке  раскаленный  металл  остывает  равномерно, а это  дарует  колоколу зрелый  и  сочный  звук. Для  отливки  же  больших  колоколов  используют  литейные  ямы.  Поднимали  колокол,  с  молитвой  обвязав  его  веревками. Многовековой  опыт  мастеров  показал, что  из  всех  материалов  наилучший  для  изготовления  колоколов- бронза, состав  которой : 4 части меди  и 1 часть олова (80 и 20 % соответственно). Множество  факторов  лежит  в  основе  долговечности  колокола. Здесь  и  правильная  подвеска  языка, и  точное  соответствие  его  веса  весу  колокола, и  правильная  подвеска  колокола, а  также  соблюдение  правил  звона, которые  предусматривают  соизмерение  силы  удара, учет  и  температуры воздуха  и другие  условия. Влияние  на  долговечность  колокола  оказывает  состав колокольной  бронзы. Даже  небольшой  избыток  олова  в  этом  составе  делает  колокол  хрупким. В то же  время  недостаток  олова  ухудшает  звучание.

  Характерной  особенностью  литья  колоколов  являются  надписи  и  изображения, украшающие  колокола. До XV века  колокола  были  в  основном  гладкие. До XIII века буквы  вырезались  в  теле  колокола, а  с  XIV века  стали  делаться  выпуклыми. Первоначально  надписи  содержали  в  основном  время  изготовления  и  религиозные  тексты. Со  временем  содержание  надписей  усложнялось, их  стали  посвящать  историческим  событиям, государям, дарителям  и др. Надписи  выполнялись  на  латинском, церковнославянском  или  русском  языках. Постепенно  каждая  нация  выработала  свой  стиль  узоров,  различных  украшений  и  изображений, в  том  числе  икон  и  святых.

 На  верхней  части  русских  колоколов  обычно  ставились  надписи: «Благовествуй  земле  радость  великую, хвалите  небеса  Божию  славу» , говорящие  о  назначении, колокола  как «существа, призванного  нести  благую  весть  и  восхвалять  имя  Господне».

  С  древних  времен  повелось  традиционным  указывать  имена  и  титулы  тех, кто  повелел  отлить  колокол, событие, по  случаю  которого  он  был  отлит, дату  изготовления  и  вес  колокола. Позже  на  колоколах  появились  пространные  надписи, содержащие  имена  вкладчика  и  его  семьи, краткие  или  развернутые  цитаты (богослужебных  текстов, исторические  сведения, указывающие  повод  вклада). Колокола  уподоблялись  поминальным  записям,  о здравии  живущего  или  об  упокоении  родных  или  близких  вкладчику  людей).

 

 

 

 

 

                                            Царь- колокол.

Глас  Божий , глас  народа, вещий  глас-

Так  на  Руси  колокола  тысячелетие  звали.

Они  звонили  в  праздник  и  в  недобрый  час,

И дела  важного  без  них  не  начинали.

                     И.Панова

    В  давние  времена  на  Руси  каждый  день  утром  и  вечером, в  праздники  и  в будни  люди  слышали  колокольный  звон.

    Русские  цари  любили  бывать  на  колокольне, наслаждаться  колокольным  звоном.  Каждый  государь  стремился  отлить  свой  именной  колокол.

  В  начале  XVII  века  по  приказу  Бориса  Годунова  отлили  очень  большой  колокол, который  назвали  Царь-колокол, весил  около  40  тонн. Это  был  как  бы  прадед Царь- колокола, стоящего  сейчас  в  Кремле.  В  царствование  Алексея  Михайловича  во  время  пожара  колокол  упал  и  разбился. Из  его  осколков  решили  отлить  новый, еще  больший  колокол. Но  и  он  просуществовал  недолго, разбился  во  время  рождественских  звонов.

 Новый  колокол, отлитый  Александром  Григорьевым, весил  160 тонн. Сирийский  путешественник  Павел  Алеппский  писал  о  нем: «Ничего  подобного этой  редкости, великой, удивительной, единственной  в  мире, нет, не  было  и  не  будет, она  превосходит  силы  человеческие».  Не  долго  просуществовал  и  этот  гигант, разбился  во  время  очередного  пожара.

  В  1730  году  императрица  Анна  Иоанновна  издала  указ  об  отливке  нового  колокола. За  дело  взялся  литейных  дел  мастер  Иван  Моторин. Первая  попытка  отлить  колокол  оказалась  неудачной,  после  чего  мастер  умер  «от  печали», как  значилось  в  официальной  челобитной.  Работу  заканчивал  его  сын  Михаил. Он  блестяще  справился  с  делом. Размеры  отлитого  гиганта  впечатляют: вес- 12 500  пудов (200 тонн), высота  и  диаметр — больше  6  метров, толщина стен  — 61  сантиметр. На  поверхности  колокола  с  двух сторон  вылиты  изображения  царя  Алексея  Михайловича  и  императрицы Анны  Иоанновны  при  полном  облачении  и  с  символами  царской  власти- скипетром  и  державой.  Изображение  царя  Алексея  Михайловича  свидетельствует  о   том, что новый  Царь- колокол  был  перелит  из  более  древнего, изготовленного  при  этом  государе.

  Но  в  1737  году  случился  сильнейший  пожар. Над литейной  ямой, в  которой  находился  колокол, вспыхнула  деревянная  кровля, и  на  колокол  стали  падать  горящие  бревна. Народ  в  спешке  кинулся  их  заливать. Когда  огонь  был  потушен, выяснилось, что  колокол  испорчен  из-за  перепада  температур. На  нем  появилось  множество  трещин, отвалился  кусок  весом  11,5  тонны.

  Колокол  около  ста  лет  находился  в яме  и  только  в  1836  году  его  удалось  извлечь  и  установить  на  подготовленный  постамент, где  колокол  находится  и  по  сей  день.

 

«Царь —  Колокол»

 

                                         Колокольня  «Иван  Великий»

  Отправившись  гулять  по  Москве, отовсюду  можно  увидеть  золотую  шапку  «Ивана  Великого».  А  в  старые  времена  путешественники  могли  заметить  «Ивана  Великого»  даже  за  несколько  верст.

  Колокольня  «Иван  Великий»- самое  высокое  сооружение  в  Кремле- 82  метра.  Долгое  время  среди  москвичей  бытовало  суеверие, что  никакое  сооружение  города  не  должно  превзойти  «Ивана».Про  высокого  ладного  человека  раньше  говорили : «Вырос  детинушка  с  Ивана  Великого». Свое  название  колокольня  получила  по  церкви  св. Иоанна  Лествичника, которая  находится  в  основании  колокольни. Эта  башня  известна  с  древнейших  времен. Начало  «Ивану  Великому» было  положено  при  Иване  Калите. Столпообразную  постройку  возводил  итальянский  зодчий  Бон  Фрязин. Много  позднее  Борис  Годунов  пожелал  надстроить  башню. В  давние  времена  она  служила  главной  дозорной  башней  Кремля. На  самой  высокой  площадке  сидел  караульщик  и  следил, нет  ли  опасности  за  рекой, в  случае  тревоги- ударял  в  колокола, тогда  стража  разводила  подъемные  мосты  и  запирала  ворота.

  На  колокольне «Иван Великий»  и  звоннице  размещено  более  двадцати  уникальных  колоколов. Самый  большой — Успенский  весит  70  тонн, был отлит  в  XIX  веке.

  На  нижнем  ярусе  находятся  колокола  с  более  низким  звучанием- «Гудит, гудит  Иван  Великий, как  бы  из  глубины  веков  идущий  звон!», а  на  вершине  колокольни  висит  колокол  с  высоким  звучанием, похожим  на  крик  птицы, название  его  «Лебедь». Венчает  столп  крест. Это  самый  большой  из  кремлевских  крестов, на  нем  надпись «Царь  славы».

  Забраться  на  колокольню  не  так- то просто. На  верхнюю  смотровую  площадку  ведут  329  ступеней. Тому, кто  сумеет  их  преодолеть, открывается  прекрасный  вид  на  столицу.

  В  ясную  погоду  видно  окрестности  Москвы  на  40  километров  от  Кремля.

  В  1812  году  во  время  войны  с  французами  колокольня  устояла  при  взрыве  и  до  наших  дней  восхищает  своим  величием  и  красотой  колокольного  звона.

 

Колокольня  «Иван  Великий»

 

 

 

 

                                                 «О  звонарях»

В каждом  городе, маленький  он  или  большой, люди строят  церкви, и, как  вы заметили, каждая  не  похожа  на  другую. Но есть у них и общее — у каждой церкви есть колокольня или просто колокола.

Колокольный звон собирал народ вокруг храма, звоны рассказывали людям как о радостных событиях (празднике, победе), так и горьких, трагических (пожар, нашествие врагов, предупреждение об опасности). На колокольный звон шел к людям заблудившийся путник, а крестьяне верили в способность колокольного звона отводить грозу, злые силы, вылечивать от болезней. Вся жизнь русского народа связана со звоном колоколов. Они звучали на всех праздниках, свадьбах, во время гулянья, приветственные колокола торжественно встречали дорогих гостей, а поминальный, или прощальный, звон колоколов сообщал о траурных событиях — тогда колокола звучали тихо, скорбно, медленно, прерываясь молчанием, и сообщали о прощании с близкими людьми.

Русь всегда славилась звонами. Колокольный звон — это старинное древнее искусство. Каждый звонарь звонил особенно, проявляя свое искусство и мастерство. Известно, что колокола звучат по-разному не только из-за тембра, материала, из которого они сделаны, но и в зависимости от быстроты перезвона, различного сочетания больших и малых колоколов, ритма звона.

В  церковные  колокола  звонят  специально  обученные  люди- звонари.  Научиться  искусству  колокольного  звона  можно  и  в  Томске. В  частности, в  Томской  духовной  семинарии  этой  практике  обучают  студентов, а  в  школе  звонарей  при  Воскресенской  церкви  научиться  звонить  может  любой  желающий.

 Чтобы  управлять  подзвонными  колоколами, нужно  нажимать  на  нити, прикрепленные  к  звонарскому  пульту, с  определенной  последовательностью. Здесь  главное- запомнить  порядок. А  дальше  звонарю  предстоит  «соединить»  руки, а  потом  и  подключить  ногу, нажимающую  на  педаль  благовестника.

 Конечно, не  обходится  без  ошибок:  звонари  могут  запутаться  в  педалях, сбиться  и  остановиться  посреди  звона, однако, ничего  страшного  в  этом  нет. «Если  правильно  среагировал  и  продолжил  дальше  звонить, то  внизу, скорее  всего, никто  ничего  не  заметит».

  Семинаристы  не  только  учатся  звонить, но  и  сами  следят  за  чистотой  и  состоянием  колоколов. Обычно  звонарь  слышит  по  звуку, что  с  колоколом  что- то не  так, например, звук  становится  дребезжащим. Веревки, привязанные  к  колоколам, часто  рвутся, их  меняют  и  периодически  подтягивают. Колокольню  необходимо  регулярно  отмывать  от  пыли  и  птичьего  помета. Колокола  тоже  чистят  по  мере  загрязнения:  звонари  орудуют  швабрами, забравшись  на  стремянку. Такие  уборки  проводят  в  летнее  время.

 

 

«Звонарь»

 

 

 

              

                                             Пальчиковые гимнастики

                                                  «Громко  колокол  звонил».

Громко колокол звонил,

(Дети хлопают в ладоши.)

Всех людей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

Возле храма собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два три, четыре, пять,

(Поочередно зажимают пальцы.)

Будем праздник отмечать.

(Разжимают и сжимают «замок».)

 

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

                                                        Всех пожарных разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь,

На пожар вы собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем горю помогать.

(Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)

 

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех гостей он разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь

(Разжимают пальцы вверх, вниз.)

И цветами засыпайтесь!

(Делают руками «цветок».)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Поочередно зажимают пальцы.)

На свадьбе будем мы гулять!

(Хлопают в ладоши, в конце выставляют большие пальцы вперед.)

          

                                    «Жаворонок»

В  небе  жаворонок   пел, (махи  руками)

Колокольчиком  звенел (вращение  кистями  рук)

Порезвился  в  вышине (руки вверх)

Спрятал  песенку  в  траве (руки  через  стороны  вниз)

Тот, кто  песенку  найдет (приседают, обхватив  колени  руками)

Будет  весел  целый  год (хлопают  в  ладоши  и  прыжки  на  месте).

 

                             «Колокольчики»

Пальцы  поочередно  ударяют  по  большому  пальцу:

Динь- динь- динь- динь,

Колокольчик, поскорей,

Динь- динь- динь- динь

Ты  зови  моих  друзей

Динь-динь-динь-динь

Будет  вместе  веселей.

 

                                  

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Стихи

                                         «Колокольный звон» 

Музыка  над  городом  плывёт

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный  звон…. Какая  сила!

Чистый  звук, что  за  душу  берёт.

 

Звон  плывёт, взмывая  в  облака,

Он, как  свет: прозрачный  и  хрустальный.

И парит  над  миром  чудо, тайна,

Возродившись  к  жизни  на  века.

                  Лаврова  Татьяна

*******

Утро  растревожено,

Глушит  птичий  гвалт.

Спешите  в  храмы  Божии,

Пока  ещё  звонят.

 

Русь  Святая зовёт,

Звон  плывет, как  встарь.

Русь  Святая  живёт,

Пока  звонит  звонарь.

***********************

Евгений  Санин

Диво  дивное, чудо  чудное:

Пусть  для  Родины

Время  трудное,-

Но  не  сказкою,

Не  былинами

Белый  храм  встает

Над  руинами.

Божий  храм  встаёт

В  волю вольную,

Ах, и  песнь  поёт-

Колокольную!…

До  небес  плывет

Песня  плавная-

Оживает  Русь

Православная!

        *******

                                                   

 

 

 

 

 

                                                         «На  колокольне»

Хорошо  на  колокольне

Позвонить  в  колокола,

Чтобы  праздник  был  раздольней,

Чтоб  душа  запеть  могла.

Будто  ангельское  пенье,

Этот  дивный  перезвон

Светлым  гимном  Воскресенья

Зазвучал  со  всех сторон.

*******

                                                     «Колокола»

России  звонкие  колокола!

Воспели  вы  её  красу  и  силу.

Вы  о  победах  празднично  звонили,

Смолкая  в  час, когда  беда  пришла.

 

Вы —  голос  Родины  через  года.

Вас  брали  на  трофеи, разрушали.

А  вы  покой  и  счастье  охраняли,

И  преданно  служили  ей  всегда.

 

На  колокольнях, звонницах  звучит

Набат  больших  и  маленьких  звоночков.

Они  поют  во  славу  днем  и  ночью-

Великие  колокола  Руси!

                                               Галина  Куткова

 

                                                         «Колокол»

Однажды  колокол  старинный

В  осенней  ожил  тишине

Его  протяжный  голос  медный

Плыл  над  землёй  в  туманной  мгле

Заворожённый, этим  звоном

Я  устремил  свой  взор  туда

Где  под  вечерним  небосводом

Виднелись  церкви  купола.

У  древних  стен  остановившись

Встав  под  святые  образа

Со  стариной  как  будто  слившись

В  тот  миг  почувствовал  себя

А  звон  гремел, сливаясь  с  эхом

И  звону  вторила  душа

Услышав  в  чистом  звуке  этом

Россия – Матушка  Тебя!

                                                                    Семёнов  Виталий

                                          АНГЛИЙСКАЯ    СКАЗКА

В  давние  времена  жила  маленькая  девушка-эльф, которую  звали  Незабудкой. Она была  очень  красива  и  романтична. Услышала  она  однажды  красивые  далёкие звуки. Это  были  удары  колоколов  деревенской  церкви, смягчённые  до необычайной  нежности  дальностью  расстояния. Божественные  звуки  привели  её  в восторг  и  так  ей  полюбились, что  она  объявила: Тот, кто  сумеет  смастерить колокольчик, который  будет  издавать  такие  же  милые  и  нежные  звуки, тому отдаст  она  свою  руку  и  сердце. Что  тут  началось! И  какие  только  чудеса выдумки  ни  проявляли  маленькие  эльфы. Но  у  них  ничего  не  получилось.

Только один  маленький  эльф  не  собирался  сдаваться. Он  догадался  прибегнуть  к помощи  фей  и  попросил  их  подсказать  ему, как  сделать  чудесные  колокола, которые  принесут  гармоничные  звуки  в  царство  эльфов. Надо сказать, что  феи были  озорными  созданиями  и  очень  охотно  делали  всякие  волшебные  вещицы. Идея  эльфа  пришлась  им  по  вкусу, и  они  с  азартом  принялись  за  дело. Из кусочков  небесного  свода  феи  сотворили  крохотные  колокольчики. Эти колокольчики  они  повесили  на  зелёные  стебельки  и  вложили  в  них  по маленькому  обломку  звёзд.

Когда  прошла  волшебная  ночь, и  лёгкий  утренний  ветерок  встряхнул  слега опущенные  головки  колокольчиков, то  к  удивлению  и  восторгу  эльфов послышался  красивый  звон. Никогда  ещё  в  их  царстве  не  раз давались  подобные звуки. Тихие, нежные и чистые, казалось, они воплотили самые чудесные звуки вселенной. А что же маленькая Незабудка? Она побежала прямо  к  тому  месту, откуда  разносились чарующие  звуки, обвила  руками  шею  Эльфа  и  поцеловала  его.

 

 

 

 

 

 

 

Иностранные колокола в России

Колокола на Русь пришли впервые из Европы и до ХIХ века отливались иностранными мастерами, приезжавшими к нам для отливок, или покупались в готовом виде в Европе. Иногда иностранные колокола попадали в Россию в качестве военных трофеев. Древнейший сохранившийся колокол, находящийся в собрании Новгородского музея, предание относит к XII веку и связывает его появление в Новгороде с миссионерским приездом туда Антония Римлянина в 1116 году. Колокол, привезенный для Руси в качестве особого христианского дара, весил 1 пуд 10 фунтов и был итальянским. Предания говорят, что именно в Италии появляются первые христианские колокола – кампаны. Такой кампан и привез в Новгород Антоний Римлянин. Западным (или, как говорили еще, корсунским) называют и вечевой Новгородский колокол (смотри статью). И даже тот колокол, который обычно считают первым известным русским колоколом, привезенным из Москвы и отлитым в 1342 году мастером Борисом для Софийского собора в Новгороде, трудно назвать собственно русским колоколом, т.к. по Никоновской летописи мастер этот был римлянином (Борис Римлянин). Порой иностранных мастеров называли прозвищем, говорящем о нерусском происхождении мастера: Николай Немчин, Николай Фрязин.

На Руси долгое время (и после появления русских колокололитейщиков, а также признанных литейных центров в Пскове, Москве, Новгороде) пользовались “корсунскими”, “немецкими” колоколами, звонившими посредством раскачивания самого колокола (качающиеся, очепные колокола). Преемственность западноевропейских колокольных традиций выражалась не только в использовании иностранных колоколов, очепной системы звона, но и в отношении к самой сути колокола, зафиксированной в колокольной надписи.

Европейские мастера часто писали по латыни “Слава единому Богу”, как на немецком колоколе 1636 г. из собрания Музея колоколов (колокол находился на церкви Бориса и Глеба в Плотниках в Новгороде. Такая же надпись и на шведском колоколе 1860 г. (в свое время он звучал на церкви Федора Стратилата в Новгороде).

Русские мастера ХVI в. наследуют и технологию колокольного производства, и систему построения формы колокола (что видно по колоколу 1536 года, отлитому псковскими мастерами Т.Андреевым и П.Григорьевым и находящемуся в Музее колоколов). При этом мастера ХVI в. переняли у иностранцев и обычную колокольную надпись: “Слава свершителю Богу”. Она написана по-русски, но не выходит за рамки европейской традиции, от которой вскоре русские мастера отойдут, предложив свое понимание колокола и надписи на нем.

И даже если русские заказчики отливали колокол в Европе и на изделии при этом делалась обычная латинская надпись, она, как правило, впоследствии бывала дополнена традиционной русской, как в случае с колоколом К.Клеймана 1648 года. Мастер в надписи указал “Слава единому Богу”, поставил свое имя, дату, место производства (г. Любек, Германия) и отправил колокол заказавшим его стрельцам в Новгород вместе с двумя другими работами.

Через двадцать два года, по получении колоколов, стрельцы вырезали в готовом колоколе свою вкладную надпись, в которой подробнейшим образом указали назначение колокола (“Бога молить, а по смерти за их души их поминать, доколе сей св. церкви Бог благоволит по вере христиан стояти”) и историю его создания, из которой становится ясно, что колокол заказан в 1647г., отлит в 1648г, получен в 1669 году. В это время в Новгороде существовала своя литейная школа, но сознание (и многовековой опыт Руси) подсказывали, что лучшие колокола всегда лили немцы. Поминальный колокол должен быть лучшим и стрельцы заказали три колокола в Германию Кордту Клейману.

В 1647г. К.Клейман отливал 50-пудовый благовестник для Клопского монастыря в Новгороде, тогда, видимо сделали свой заказ и стрельцы. На клопском колоколе тоже есть русская надпись, вырезанная вкладчиком И.Л.Ланежским в 1653 году.

Колокола ХVII века работы иностранных мастеров имелись во многих русских городах, в том числе и в Новгороде…

При Георгиевской церкви в Новгороде еще в начале ХХ в. висел не существующий ныне колокол амстердамского мастера Ассалия Костера 1671 г. Колокола этого мастера имеются и в других русских регионах: Вологде, Ярославле, Соловецких островах.

Известны работы мастеров А.Путтена (1600 г.), К.Амелроя (1603-1604 г.г.), Х.Вегеверта (1623 г.), К.Вегеверта (1636 г.), Х.Хорста (1638 г.) и другие. В Музее колоколов имеется два трофейных шведских колокола, появившихся в России в начале ХVIII в. в ходе Северной войны. В ХVII в. шведские войска Делагарди вывезли с оккупированной ими новгородской земли все возможные памятные колокола ХVI в., на которых были обозначены имена русских царей – такие колокола были достойны трофея.

Русские войска, захватывая шведские местности, брали в трофеи тоже колокола, имеющие знаковое значение. Таков колокол 1692 года отлитый в Стокгольме М.Бадером для местечка Хиетаниеми по заказу короля Карла ХI в. Колокол того же мастера 1686 г., отлитый для Хиетаниеми, находился в Стрельне под Петербургом, а в 1885 г. великим князем Константином Николаевичем передан шведской стороне, ныне (как и изначально) находится в приходе Хиетаниеми.

В Музее колоколов имеется еще один шведский колокол с изображением объединенных гербов баронов Хеепикрентс – Кройцев и Лайсфи — свадебный колокол. Надпись его долгое время считалась криптограммой, не поддающейся расшифровке. Перевод ее может быть таким: “Единому Богу Слава Год 1680. Барон Хеепикрентс – Кройц господин Кассаритса и пр. Баронесса Мария Флеминг дочь барона Лайсфи, госпожа Кассаритса и пр. Слава Богу, на небесах. Меня отлили в Стокгольме”.

Среди иностранных колокольчиков в музее имеются английские, американские модели колоколов, настольные французские колокольчики, китайская колокольная подвеска, американский ветровой колокол.

Томат Колокола России: отзывы, описание сорта, фото, видео, отзывы, характеристики

Томат обыкновенный Колокола России. Краткий обзор, описание характеристик Kolokola Rossii

Обзор спелых томатов Дынюшка, Колокола России

ТОМАТЫ РУССКИЕ КОЛОКОЛА. ОБЗОР В ОТКРЫТОМ ГРУНТЕ. Ольга Чернова.

ТОМАТ РУССКИЕ КОЛОКОЛА. ОБЗОР. Ольга Чернова.

ТОМАТ «РУССКИЕ КОЛОКОЛА». ОБЗОР. Ольга Чернова.

Томат Колокола России. СеДеК

Томат Колокола России (золотой). СеДеК

Томат Колокола России

КОЛОКОЛА РОССИИ. Сл. Г.Веденеева, муз. Н. Мухамеджановой

Дегустация томатов Дынюшка, Колокола России

Томаты Дынюшка F1 и Колокола России. Новый эксперимент.28.01.19

В гостях у Наталии, коллекционера томатов.

Томаты, Калабрезе, Биг Бренди, Подарок феи, Ругантино, Алтайский шедевр!

Звон в самый большой колокол России, 72-тонный Царь-колокол в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 2021

ОТ ЭТИХ ПОМИДОРОВ ВЫ БУДЕТЕ В ВОСТОРГЕ! Супер-урожайные сорта от «Садов России»

Суперпомидоры от «Садов России»

Томат Русские колокола. 2021

Томат Корнабель — мировой шедевр

Экзотические томаты! Это надо видеть!

Обрываю листья у томатов. Дынюшка, Колокола России, 21.06.19

The Harvard Crimson

В 2008 году Lowell Bells, звучавшие в кампусе с 1930 года, были заменены на почти идентичные. Обмен был монументальным мероприятием, но мало кто в Гарварде это заметил, и еще меньше знали правду о стимуле и финансировании обмена.

Оригинальные колокола, привезенные из Данилова монастыря в Москве, имели большое культурное значение в России — настолько глубокое, что организация, основанная российским олигархом Виктором Вексельбергом, была готова заплатить 10 миллионов долларов, чтобы вернуть их.

Эвандер Л. Прайс, местный репетитор и советник Жилищного комитета Лоуэлл Хаус, отмечает, что Вексельберг является одним из главных олигархов, обозначенных как потенциальная проблема в «Законе о противодействии противникам Америки посредством санкций», законе 2017 года, который ввел санкции в отношении российских юридических и физических лиц на фоне продолжающегося участия России в войнах на Украине и в Сирии и предполагаемого участия в выборах в США в 2016 году.

Прайсу: это важная часть истории, потому что «колокола — это символ отношений между Россией и Америкой в ​​целом, Лоуэлл-Хаус и Данилов монастырь.’»

«[Вексельберг] был хорошо известен как покровитель древнерусского искусства», — говорит Гэвин Б. Моултон 20-го года, президент Общества русских звонарей Лоуэлл Хаус. «Он купил все эти дорогие яйца Фаберже, которые были ключевыми артефактами российской имперской эпохи».

Алехандро Лампелль ’20 звонит в колокол «Мать-Земля» в Лоуэлл-Хаусе в воскресенье в 13:00. Автор: Томас Мезоннёв

Колокола Даниловского монастыря, поступившие в Гарвард в 1930 году, были украшены религиозной иконографией и традиционным славянским текстом.Однако после большевистской революции большинство оставшихся в России колоколов было переплавлено, поскольку иконография и текст, украшавшие их поверхности, были запрещены новым коммунистическим правительством. Колокола на вершине Лоуэлла были одними из немногих сохранившихся образцов традиционных восточно-православных колоколов.

Не то, чтобы возвращение колоколов было легким делом: вместе они весят более 25 тонн, и, по словам Прайса, чтобы вытащить их из колокольни Лоуэлла, потребовалась частичная разборка самой башни.

«[Вексельберг] был кровно заинтересован в репатриации русских произведений искусства, которые в прежние времена считались полностью утерянными, — говорит Моултон. «Он был готов взять на себя ответственность и заплатить за все это».

Гарвард принял предложение, и обмен начал приносить свои плоды в 2003 году, когда в Гарвард прибыла делегация из России, «проповедующая новое понимание колоколов», — говорит Изабель К. М. ДеСисто, 20 лет, вице-президент Lowell House Society. звонарей России.«Что это были не просто музыкальные инструменты, а нечто большее».

Восстановление оригинальных колоколов Данилову не повлекло за собой снятие колоколов с Лоуэлла навсегда. Скорее, это был просто обмен. Поскольку оригинальные колокола вернулись домой в Россию, в Воронеже был отлит новый комплект идентичных колоколов, полностью украшенный теми же изображениями и старославянским языком, которые присутствовали на оригиналах. Новые колокола были настроены в западном стиле, что позволяло им играть гармоничные мелодии с разными нотами вместо многослойных перезвонов.

В настоящее время существует два комплекта даниловских колоколов: оригинальный, «восточный», установленный в России, и переделанный «западный», установленный здесь, в Гарварде. У колоколов Гарварда есть свои страницы в Facebook и Google+, и они сохраняют свое присутствие в преданиях сообщества Лоуэлла.

«Мы часто вспоминаем историю [колоколов] на ознакомительных мероприятиях в Лоуэлле», — говорит Прайс. «Все звонари хорошо разбираются в этой истории. Я полагаю, что другие факультеты, вероятно, не так много знают о них, но я бы предложил вам найти для меня более своеобразный пример из истории Гарварда.

Колокола в России продолжают висеть в Даниловом монастыре и по сей день, но Гарвард оставил свой след; на оригинальном наборе остаются выгравированные и граффити имена посетителей прошлого, выгравированная запись 78 лет, проведенных колоколами на вершине общежития колледжа. В каком-то смысле этот отрезок истории колоколов продолжает жить, даже с их возвращением в Россию. Общество русских звонарей Лоуэлл-Хаус даже совершает летние поездки в Данилов монастырь по программе обмена, в рамках которой студенты Гарварда имеют возможность играть на колоколах, которые раньше находились всего в нескольких минутах ходьбы.

«История колоколов далека от завершения», — говорит Прайс. «И эта история будет становиться только страннее. Но что бы ни случилось, Лоуэлл будет звонить по воскресеньям.

Исправление: 21 ноября 2019 г.

В предыдущей версии этой статьи было неправильно написано название Общества русских звонарей Лоуэлл Хаус.

Исправление: 21 ноября 2019 г.

В предыдущей версии этой статьи было неверно указано, что Виктор Вексельберг заплатил 10 миллионов долларов, чтобы вернуть оригинальные колокола.Фактически, организация, которую он основал, заплатила 10 миллионов долларов.

Традиционный русский колокольный звон добавляет новый резонанс BellFest

В этом году на Национальном фестивале колоколов прозвучал новый звук: русский православный колокольный звон. Своеобразные по стилю, тону и механике, традиционные приемы колокольного звона привнесли новое захватывающее измерение в наш общенациональный звон с выступлениями в русских православных церквях в Калифорнии, Вашингтоне и Пенсильвании.

В районе залива, Сан-Франциско Симфонический перкуссионист и звонарь Виктор Авдиенко преодолел звонницу , или колокольню, в Свято-Троицком православном соборе (старейший православный приход на территории США) для 20-минутной демонстрации на искусство и звук русского православного колокольного звона.Г-н Авдиенко также звонит в «Благовест Беллз», поставщиках колоколов из российских литейных заводов, включая Пяткова и Ко. и Веру, которая сыграла важную роль в привнесении этого типа колокольного звона на BellFest.

Изображение: Звонарь Виктор Авдиенко звонит в Новый год на Национальном празднике колоколов в Свято-Троицком православном соборе в Сан-Франциско, Калифорния.
 

В чем уникальность русского православного звона?

Колокола являются неотъемлемой частью русской православной традиции и считаются духовным дополнением к литургии.Поскольку они представляют Священное Писание в звуке, русские православные колокола часто называют «поющими иконами». Традиционно русские колокола созывают людей на богослужение, обозначают празднуемую службу, бьют тревогу или сигнализируют о важном объявлении.

В русской колокольной системе колокола устанавливаются стационарно, а не качаются. Взаимосвязанный ряд веревок с некоторым натяжением прикрепляется к хлопушкам внутри каждого колокола. Используя руки и ноги, веревки можно нажимать с разной степенью интенсивности, чтобы контролировать соединение хлопка со стенкой колокола, управляя не только ритмическим рисунком, но и громкостью производимого звука.

Видео: Перкуссионист Симфонического оркестра Сан-Франциско Виктор Авдиенко играет в традиционные русские колокола в Свято-Троицком православном соборе в Сан-Франциско, штат Калифорния, во время Национального фестиваля колоколов 2022 года.

звонарь , или звонарь, не играет мелодию, как это может делать карильонер в западном стиле. Вместо этого создается сложная полиритмическая последовательность звуков, в которой интригующие гармонии сочетаются с многотональными колокольчиками.Характерный колокольный металл, используемый при литье, наряду с индивидуальным профилем русских колоколов позволяет получить шкалу звуков от одного колокола. Большинство западных колоколов, напротив, настроены на определенный тон удара.

На Национальном фестивале колоколов мы отмечаем все колокола и стили колокольного звона и очень рады приветствовать прекрасные звуки русского православного колокольного звона, когда мы звоним в Новый год!

Изображение на обложке: Русский православный монах звонит в колокола в традиционном стиле возле Успенского собора в Ярославле, Россия.

Исторические заметки о наших колоколах – Свято-Троицкий православный собор

1985: Колокола России. История и технологии

Эдвард В. Уильямс

Издательство Принстонского университета: Принстон, Нью-Джерси, 1985.

Самый большой из семи русских колоколов Свято-Троицкого православного собора в Сан-Франциско отлит в 1888 году на Московском колокольном заводе Н. Д. Финляндского. Надпись на звуковом луке сообщает, что он весит 144 пуда 5 фунтов (5205 фунтов) и что он основан «В память чудесного спасения Императора Российского Александра III вместе с Императорской семьей 17 октября [1888 года].В тот день царь и его семья чудом спаслись в железнодорожной катастрофе недалеко от города Борки на Украине. (Колокола Сан-Франциско позже сами чудом избежали разрушения. За несколько дней до землетрясения 18-19 апреля 1906 года их сняли с колокольни в старом соборе на Пауэлл-стрит, где должен был быть проведен структурный ремонт.) ( Реставрация Свято-Троицкого собора , Сан-Франциско, Калифорния, брошюра, изданная собором, [стр.4].) [с.212n46]

[…] Финляндский завод […] был основан [Константином Слизовым в Москве] в 1774 году. Николай Дмитриевич Финляндский, владелец литейного завода, носившего его имя, был внуком [Михаила] Богданова, основавшего Великий Успенский Белл в 1817 г. [с.60; также с.211n24]

На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году были представлены колокола десяти литейных заводов России. В обзоре этих экспонатов Николай Финдейзен особо выделяет три из десяти литейных цехов.[…] Он считал, что Финляндский литейный завод изготовил одни из самых красивых выставленных колоколов с точки зрения их внешней отделки и украшения, хотя и не находил их звучание вполне удовлетворительным. [стр.63]

1999: Украдены и возвращены бесценные колокола

В субботу, 28 августа 1999 года, когда певчие Собора отправились звонить в колокола, чтобы объявить о начале Всенощной, было обнаружено, что три из семи исторических колоколов собора отсутствуют.1 сентября 1999 года, ко всеобщей радости, колокола были восстановлены. См. статьи, в том числе пресс-релизы собора и сообщения СМИ об этом событии.

Колокола России | Архив АП

1. Общий план Данилова монастыря, верующие идут к нему, АУДИО: колокола

2. Средний план Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II и Президент России Дмитрий Медведев проходят двором к монастырю (оба впереди группы, одетые в черное)

3.Середина кадра церемонии съемок священника

4. Общий план освящения, священники

5. Средний план Медведева и других верующих, крестящихся

6. Общий план церемонии под открытым небом

7. Колокола патриаршие благословения задние

8. Зрители

9. ЗВУК: (русский) Алексий II, Патриарх Русской Православной Церкви

«Отныне здесь, в Даниловском монастыре, мы всегда будем молиться Богу о всех тех людях, чьими усилиями были созданы эти колокола, которые были спасены и сохранены и ныне возвращены в Россию.»

10. Сзади Патриарх и Президент России Дмитрий Медведев звонят в большой колокол

11. Панорама от колоколов до монаха, звонящего в них

12. Патриарх и Медведев обнимаются

13. Переместитесь с большого колокола на звонящего в него монаха

14. ЗВУК: (английский) Джозеф Брэдли, историк, правнук Чарльза Р. Крейна:

«Это прекрасная возможность увидеть, как колокола возвращаются в Россию после столь долгого отсутствия в России. Я думаю, что это настоящий признак культурного возрождения в России.»

15. Колокольня Свято-Данилова монастыря

16. ЗВУК: (русский) Vox Pop, Николай, православный:

«Я думаю, что было бы лучше, если бы Америка потянулась к России, как это делает Россия (к США). Но я вижу, что это только с одной стороны — Россия более (позитивна) к Америке, но они ( США) нет… Я не говорю, что все так делают, но что касается их…»

17. Верующие крестятся

18. Различные верующие целуют колокольчики

В пятницу глава Русской православной церкви благословил возвращение ряда массивных колоколов, десятилетиями висевших в Гарвардском университете в США.

Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II выступил на церемонии в московском Свято-Даниловом монастыре, куда в конце 1920-х годов были вывезены колокола во время большевистских репрессий, в ходе которых были казнены тысячи монахов и разрушены храмы.

«Отныне здесь, в Даниловском монастыре, мы всегда будем молиться Богу за всех тех людей, чьими усилиями были созданы эти колокола, которые были спасены и сохранены и теперь возвращены в Россию», — сказал Алексий.

Американский промышленник Чарльз Р.Крейн купил 18 латунных колоколов у советского правительства в 1930 году, чтобы спасти их от переплавки.

Они оказались в Гарвардском университете в Кембридже, штат Массачусетс.

Первый звонок вернули в Москву в сентябре прошлого года, а остальные 17 — в пятницу.

Правнук Чарльза Р. Крейна Джозеф Брэдли был там, чтобы засвидетельствовать благословение, и сказал, что это чудесно «увидеть, как колокола возвращаются в Россию после такого долгого отсутствия в России».

«Я думаю, что это реальный признак культурного обновления в России», — добавил он.

Гарвард должен был получить реплики колоколов, отлитые в России и освященные русским патриархом, в обмен на возврат оригинальных.

BBC Radio 4 — Русские колокола

Безошибочный звон колоколов пронизывает величайшие произведения русской музыки. Композитор Лливелин ап Мирддин раскрывает их силу на Фестивале колоколов «Ростов-Великий».

Показать больше

От Мусоргского до Римского-Корсакова, Рахманинова, Стравинского безошибочный звон колоколов звучит в величайших произведениях русской музыки.Композитор Лливелин ап Мирддин отправляет нас в музыкальное путешествие, чтобы открыть для себя «голос русского неба» среди толпы на Фестивале колоколов Ростова-Великого.

С помощью пианиста Ярослава Тимофеева и музыковеда Джерарда МакБерни Ллиуэлин проливает свет на уникальную сложность звучания русского колокола, его хаотичные обертоны и гармоники, а также на то, почему его дикая ненастроенность, должно быть, восхищала композиторов «Могучей пятерки» в их поисках подлинно национальная школа русской музыки XIX века.

Вплетенные в самую ткань повседневной русской жизни на протяжении веков, колокольные звоны звучали предупреждениями, свадьбами и похоронами. В разное время они были символом как глубокого патриотического консерватизма, так и опасной подрывной деятельности. С помощью историков и экспертов-кампанологов Лливелин углубляется в средневековое происхождение русских колоколов, в том числе в красочные анекдоты, которые заключают в себе буквальную и символическую силу колокола. Эксклюзивные архивные свидетельства проливают свет на реакцию обывателей на шокирующую отмену колоколов в советское время.

Но каково будущее этой исконно русской традиции? Беседуя с Олегом Грицаенко на его процветающем колокольном заводе Litex в Жуковском, Лливелин осваивает сложный стиль игры звонаря и чувствует жар огненной печи с новым поколением литейщиков колоколов, которые кропотливо заново открыть утраченное искусство.

Записано в России.

Производство Cast Iron Radio для BBC Radio 4.

Показывай меньше

Царь Колокол, или Царь колоколов, Москва, Россия, 1834 г. (фото, гравюры, рама,…) #14185085

Фоторепродукция Царя Колокола, или Царя колоколов, Москва, Россия, 1834 г.

Группа мужчин звонит в Царь-колокол, также известный как Царь колоколов, Царь-колокол или Королевский колокол, Москва, Россия. Дата: 1834

© Библиотека изображений Мэри Эванс

Идентификатор носителя 14185085

Колокой

1830-е годы 1834 г. Белл колокола Клаппер Исторический История Король Колокол Москва Звонари Звонок Королевский Ступенька Россия Русский Царь

10 x 8 дюймов (25 x 20 см) Печать

Наши фотоотпечатки печатаются на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для обрамления

чек

30-дневная гарантия возврата денег

чек

Изготовлен из высококачественных материалов

чек

Отделка профессионального качества

чек

Размер продукта 25.4 х 20,3 см (оценка)

Наши водяные знаки не появляются на готовой продукции

Отпечатано на бумаге архивного качества для непревзойденной стойкости изображения и великолепной цветопередачи с точной цветопередачей и плавными тонами. Отпечатано на профессиональной бумаге Fujifilm Crystal Archive DP II плотностью 234 г/м². 10×8 для альбомных изображений, 8×10 для портретных изображений. Размер относится к размеру используемой бумаги.

Код продукта dmcs_14185085_676_0

Фотопечать Печать плакатов Печать в рамке Пазл Поздравительные открытки Печать на холсте Антикварные рамы Художественная печать Установленное фото Премиум обрамление Коврик для мыши Открытки Стеклянная подставка Металлическая печать Подушка Сумка Стеклянная рамка Стеклянные коврики акриловый блок

Полный ассортимент художественной печати

Наши стандартные фотоотпечатки (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать (8,01–171,93 долл. США)
Наши фотоотпечатки печатаются на прочной бумаге архивного качества для яркого воспроизведения и идеально подходят для оформления.

Печать плакатов (12,60–68,77 долл. США)
Бумага для плакатов архивного качества, идеальна для печати больших изображений

Принт в рамке (51,57–263,63 долл. США)
Наши современные репродукции в рамке профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

Пазл ($32.08 – 43,55 долл. США)
Пазлы — идеальный подарок на любой праздник

Поздравительные открытки (6,84–13,74 долл. США)
Поздравительные открытки, подходящие для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Печать на холсте (34,38–286,55 долл. США)
Профессионально сделанные, готовые к развешиванию картины на холсте — отличный способ добавить цвет, глубину и текстуру в любое пространство.

Старинные рамы (51,57–286,55 долл. США)
Наш оригинальный ассортимент британских репродукций в рамке со скошенным краем

Репродукция изобразительного искусства (34 доллара США.38 — 458,49 долларов США)
Наши художественные репродукции с мягкой текстурированной натуральной поверхностью — это лучшее, что может быть после приобретения оригинальных произведений искусства. Они соответствуют стандартам самых требовательных музейных хранителей.

Установленная фотография (14,89–149,00 долл. США)
Фотоотпечатки, поставляемые в специальном футляре для карточек, готовые к рамке

Каркас премиум-класса (103,15–332,40 долл. США)
Наши превосходные репродукции в рамке премиум-класса профессионально изготовлены и готовы повесить на стену

Коврик для мыши ($16.03)
Фотографический отпечаток архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Работает со всеми компьютерными мышами.

Открытки (13,74 долл. США)
Открытки

Стеклянная подставка (9,16 долл. США)
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие коврики под тарелки

.

Металлический принт (67,63–457,35 долл. США)
Изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству

Подушка (28 долларов США.64 — 51,57 доллара США)
Украсьте свое пространство декоративными мягкими подушками

Большая сумка ($34,33)
Наши большие сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и снабжены ремнем для удобной переноски.

Стеклянная рамка (26,35–79,09 долл. США) Крепления из закаленного стекла
идеально подходят для настенного дисплея, кроме того, мониторы меньшего размера можно использовать отдельно на встроенной подставке.

Стеклянные салфетки (57,30 долл. США)
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое.Соответствующие подставки также могут быть доступны

Acrylic Blox (34,38–57,30 долл. США)
Обтекаемый, односторонний современный и привлекательный принт на столешнице

перевести с английского на русский: Cambridge Dictionary

колокол имя существительное [C] (ИНСТРУМЕНТ)

(Перевод bell из Cambridge English-Russian Dictionary © Cambridge University Press)

Примеры колокола

колокол

Иерархия религиозной власти, которая позволяла каждой церкви иметь определенное количество и размер колоколов, похоже, укрепилась в семнадцатом веке.Прежде всего, звук, наиболее неразрывно связанный с повседневным городским опытом горожан во времена античного режима, несомненно, был звук колоколов. Литейные литники не были обрезаны от петель подвески 60-го.46% колоколов на площадке, а у нескольких колоколов были дополнительные литые литники, прилипшие к внешней поверхности. Они могут только стучать и звонить в колокольчики, чтобы уговорить ее выступить перед нетерпеливой публикой. Если бы никто не знал, по ком звонят колокола, большая часть их ценности как информации была бы потеряна.В 1538 г. весь колокольный звон был заново повешен и отремонтированы органы. Вариант состоит из набора трубчатых колокольчиков с центральной трещоткой.Возможно, звон колоколов, определяющая звучность небесного храма, которым заканчивается опера.

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.