Пейзажа: Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Содержание

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

Мастерская пейзажа

Весь процесс воспитания и обучения будущих художников-пейзажистов в академии направлен на постижение основ профессиональной грамоты и развитие мастерства, способствующих становлению личности художника, на изучение отечественной и мировой истории и культуры, определяющих путь к гражданскому и национальному самосознанию. Непременным условием становления личности художника-пейзажиста как и художников других жанров и видов искусства, является любовь к Родине и своему народу, без чего не представляется возможным создание произведений, проникающих в душу и сердце человека.

Основными принципами мастерской пейзажа можно считать: следование установленным школой традициям; утверждение эстетической ценности национального ландшафта; стремление возродить исторический пейзаж; учет в работе неразрывной связи замысла картины с параллельными ассоциациями как музыкальными, так и литературными; накопление огромного натурного материала и штудии отдельных деталей природы, подкрепляющих любое задание по программе или сочинение картины.

Природные явления, определяя общее состояние пейзажа, вызывают у нас ответные чувства – радость, печаль, умиление, тревогу. Поэтому в пейзажной живописи важно верно передать состояние освещенности, атмосферные явления, пространство и вызвать тем самым у зрителя соответствующие ассоциации.

В мастерской пейзажа студент предварительно овладевает умениями творчески воспринимать натуру, выделять оригинальный мотив, угадывать освещение, колорит, композицию будущей картины. Через множество набросков, сделанных с натуры, а также по памяти и впечатлению, студент подводится ко все более сложным заданиям, построениям пейзажа.

В своих этюдных рисунках и набросках студенты мастерской пейзажа ориентируются на блестящих рисовальщиков-пейзажистов Федора Васильева, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Аполлинария Васнецова и других представителей пейзажа.

Для студентов постоянно организуются творческие поездки по городам и памятным местам России: в Псково-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, Новгород, Ростов Великий, Ярославль, Псков, на Соловецкие острова, Валаамский архипелаг, в Кирилло-Белозерский монастырь, Суздаль, Архангельск, Санкт-Петербург, Павловск, Пушкин и многие другие города, где природа непрерывно связана с историей.

Обязательными уроками штудий является копийная практика, она традиционно проходит в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Там студенты изучают и копируют таких мастеров, как Клод Лоррен, Никола Пуссен, Якоб Ван Рейсдал, Франс Снейдерс, Виллем Хеда.  Эти мастера притягивают к себе не только любовь к своей земле, но и виртуозным исполнением художественных полотен.

Руководитель мастерской: Афонин Александр Павлович, профессор кафедры живописи, Заслуженный художник РФ.

Мастерская пейзажа. Академический рисунок

Мастерская пейзажа. Живопись

Пейзаж — это… Что такое Пейзаж?


Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа

[1].

В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Развитие жанра

Хотя пейзажные виды встречаются в картинах мастеров итальянского Возрождения, таких, как, например, Леонардо да Винчи и Джорджоне, впервые в европейской живописи чисто пейзажные композиции появились в работах мастеров нидерландского Возрождения середины XVI века, в первую очередь Иоахима Патинира и Херри мет де Блес.

Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленэрного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу трансформировать свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.

Если в прошлые времени, при господстве академизма, пейзаж относился к «низкому» (второстепенному) жанру живописи, то, особенно начиная с импрессионистов и поныне, это направление представлено в творчестве многих художников и пользуется непреходящим интересом любителей живописи. При взгляде на лучшие пейзажные произведения можно почти физически ощутить дуновение ветра, запах моря, тишину снега или шум листвы.

Элементы пейзажа

В пейзаже, как правило, представлено изображение земной и/или водной поверхности. В зависимости от направления — изображение растительности, метеорологических (облака, дождь) и астрономических (звёзды, солнце, луна) образований, зданий, техники. Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные).

В жанре пейзажа особую роль имеет построение перспективы вида, передача состояния атмосферы, воздушной и световой среды.

Пейзаж в фотографии

В 1826 году Жозеф Ньепс для получения изображения установил на подоконник камеру-обскуру с оловянной пластиной, покрытой асфальтом и начал съёмку, которая проводилась полный световой день. Так получился первый в истории фотографии пейзаж,

Дагеротипия, изобретенная французским художником Луи Даге́ром в 1839 году, считается первым практическим способом фотографирования — выдержка длилась от 15 до 30 минут. Поэтому её охотно применяли для пейзажных съёмок.

В 1830-е годы британский изобретатель Уильям Тальбот создаёт процесс калотипии, а в 1844 году публикует первую книгу с фотоиллюстрациями: «The Pencil of Nature» («Карандаш природы»).

Известные русские, советские и современные художники-пейзажисты

  • Васильев, Фёдор Александрович
  • Грабарь, Игорь Эммануилович
  • Костанди, Кириак Константинович
  • Куинджи, Архип Иванович
  • Левитан, Исаак Ильич
  • Межерицкий, Леонид Яковлевич
  • Поленов, Василий Дмитриевич
  • Рерих, Николай Константинович
  • Саврасов, Алексей Кондратьевич
  • Фрумина, Дина Михайловна
  • Шишкин, Иван Иванович
  • Юон, Константин Фёдорович

Примечания

  1. Под ред. проф. Горкина А.П. Пейзаж. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Росмэн (2007). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
    Проверено 3 апреля 2011.

Литература

  • Дж. Уэйд Техника пейзажной фотографии. Москва «Мир» 1989. ISBN 5-03-000916-7.
  • Пейзаж // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Ссылки

Съемки пейзажа поздней весной — в начале лета в России. Советы от Даниила Коржонова.

Пейзажные съемки — дело тонкое. Чтобы ваши фотографии получились действительно впечатляющими, важно не просто подыскать красивую локацию, но и приехать туда в сезон, когда пейзаж там будет наиболее привлекательным. К примеру, Байкал великолепен в начале зимы, когда лед еще тонкий и прозрачный, без снега. На Русский Север стоит отправиться за снимками в сентябре — в это время там стоит прекрасная золотая пора. В некоторые места имеет смысл приезжать всего на несколько дней в году, но, зато, именно в это время можно сделать потрясающие кадры. Лучшими локациями для съемок поздней весной — в начале лета поделился амбассадор Nikon Даниил Коржонов. Читайте статью до конца, и узнаете, как Даниил ищет самые необыкновенные места для своих съемок в России!

Кавказ, Большой Тхач.

Начало и середина июня — весна в горах. В этом году я отправился к подножию горного массива Большой Тхач на Западном Кавказе, чтобы застать там невероятное цветение рододендронов. Оно длится всего около двух недель.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/15
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 14 мм

 

Добраться туда не очень сложно, к тому же, там не нужно много ходить пешком, что сделало бы поездку вполне комфортной, если бы не одно «но». В это время в горах очень дождливо. Тем, кто соберется в поездку, рекомендую обязательно захватить с собой резиновые сапоги, плащи и другие непромокаемые вещи, а также защиту для камеры, потому что к вечеру мы обычно были совершенно мокрые.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/11
  • Выдержка: 2
  • ISO: 125
  • Фокусное расстояние: 14 мм

Каждый день проходил по одному сценарию: утром стояла прекрасная ясная погода, можно было просушить намокшие вещи и отправиться на съемки, к обеду небо заволакивало тучами, и до вечера лил дождь, случались грозы. К ночи палатка и вещи были абсолютно мокрыми. На закате небо вновь ненадолго становилось ясным, и это было самое потрясающее время суток: можно было наблюдать, как облака перекатываются прямо через горы.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/14
  • Выдержка: 1/25
  • ISO: 200
  • Фокусное расстояние: 14 мм

В эту поездку я брал с собой камеру Nikon Z 7 c комплектом оптики. Самое сложное в такую погоду — постараться не залить технику водой, снимать очень осторожно и постоянно ее протирать, чтобы внутри не скапливался конденсат. Z 7 хорошо защищена от попадания влаги, поэтому, хотя у меня и не было специального влагозащитного чехла, во время съемок и хранения во влажной в палатке она не пострадала.  Главное — при первой же возможности выносить камеру и объективы на солнце и просушивать, не хранить в отсыревшем рюкзаке.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/14
  • Выдержка: 1/15
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 14 мм

Пяти дней на этой локации вполне достаточно, чтобы запечатлеть все красоты природы. Сама гора Большой Тхач очень живописна, а «райские сады» рододендронов вокруг идеально подходят для переднего плана, поэтому я снимал в основном на широкоугольный объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. Чтобы кадры получились полностью в резкости, я использовал функцию фокус-стекинга в моей камере Z 7.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/25
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 14 мм

С помощью этой функции сняты почти все кадры, и, в частности, несколько вертикальных панорам (верторам). Мой принцип работы с верторамами: сначала снимается передний план с красивыми цветами (состоит из 5-7 кадров), затем камера поднимается чуть выше (настройки остаются неизменными) и снимается средний план. Третьим этапом камера поднимается еще выше и снимается дальний план — с горами. Все кадры сделаны на одинаковом фокусном расстоянии с разными точками фокусировки.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Чтобы снять красивый передний план, я подобрал основные настройки и включил функцию фокус-стекинга. Сфокусировался на самой передней точке, на одном из цветков, а дальше камера сама автоматически рассчитала перекрытия по глубине резкости и сделала около 5-7 кадров с остановкой на фокусе на бесконечность. В дальнейшем снимки объединяются в одно изображение.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/14
  • Выдержка: 1/15
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 14 мм

Основная сложность при съемке пейзажа с фокус-стекингом заключается в том, что из-за ветра цветы постоянно находятся в движении. Приходится либо ждать, когда ветер стихнет, либо укорачивать выдержку и компенсировать повышенными значениями ISO. Очень важно обращать внимание на этот момент во время съемки. И если в кадре появляется шевеление, нужно подбирать оптимальные значения настроек. 

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/100
  • ISO: 500
  • Фокусное расстояние: 22 мм

Оренбургская область, Долгие горы.

В конце мая — начале июня советую отправиться в Оренбургскую область, чтобы запечатлеть одно из красивейших мест Южного Урала —  хребет Карамурунтау. Это цепочка гряд и сопок, тянущихся вдоль равнины реки Сакмары. Весной земля там покрыта мягким зеленым ковром, который вскоре будет выжжен ярким степным солнцем. Сам хребет выглядит совершенно фантастически и напоминает спящего дракона. Там не проводов, дорог и всего того, что может испортить вам кадр.

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR  
  • Диафрагма: f/9
  • Выдержка: 1/160
  • ISO: 200
  • Фокусное расстояние: 140 мм

Локация располагает снимать телевиком. В эту поездку я брал с собой объектив AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR, и в основном все мои снимки сделаны на него. Телеобъектив отлично компрессирует пространство, и можно, например, снимать минимализм: найти одинокое дерево вдалеке или «рассматривать» детали холмов —  забраться повыше, приближать и отдалять, искать ритмические рисунки. Основная идея съемок в этом месте — минимализм, абстракция, перспектива за счет красиво уходящих вдаль холмов, выстраивающихся каскадом друг над другом.

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
  • Диафрагма: f/10
  • Выдержка: 1/320
  • ISO: 125
  • Фокусное расстояние: 116 мм

В отличие от классической фотографии в «золотой час», в Долгих горах рассвет и закат практически не представляют интереса для фотографа, до восхода солнца холмы выглядят совершенно плоскими. Каким бы красивым ни было небо, фотография вряд ли получится[2] . Поэтому советую выходить на съемки уже после восхода — именно тогда можно увидеть объемный рельеф на холмах. Стоит найти такую точку, чтобы лучи солнца падали под углом 90 градусов, тогда боковой свет лучше очерчивает изгибы гор.

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
  • Диафрагма: f/7.1
  • Выдержка: 1/200
  • ISO: 200
  • Фокусное расстояние: 185 мм

В Долгих горах работают два типа перспективы: ритмическая и тональная. Что касается первого  типа — с помощью холмов можно попытаться выстроить красивые ритмы, располагая их друг за другом, складывая их в линии, которые уводят взгляд вдаль. Чем дальше холмы, тем меньше расстояние между ними на двухмерной фотографии, а чем ближе, тем расстояние больше. Таким образом, человек, смотрящий на снимок, может прочувствовать объем.

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/250
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 14 мм

Если говорить про тональную перспективу, то это слои холмов, которые возвышаются друг за другом и также уходят вдаль к горизонту, где «растворяются», становятся менее насыщенными, более светлыми, что демонстрирует движение от переднего плана к бесконечности.

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR   
  • Диафрагма: f/7/1
  • Выдержка: 1/250
  • ISO: 160
  • Фокусное расстояние: 200 мм

В Долгих горах достаточно провести около трех — четырех дней, чтобы успеть запечатлеть все разнообразие сюжетов. Сам хребет Карамурунтау не очень длинный, около четырнадцати километров, и располагается недалеко от трассы М-5, поэтому добираться до него на машине от Оренбурга вполне удобно. Кроме того, стоит посетить Оренбургский природный заповедник, в котором разводят лошадей Пржевальского.

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
  • Диафрагма: f/11
  • Выдержка: 1/800
  • ISO: 100
  • Фокусное расстояние: 150 мм

Забайкалье, Чарские пески.

Забайкалье — достаточно обширный, труднодоступный и, на мой взгляд, недооцененный регион. Именно там, в Каларском районе, расположена одна из самых удивительных маленьких пустынь в мире — площадью всего около 50-ти квадратных километров, со всех сторон окруженная горами.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/18
  • Выдержка: 1/2000
  • ISO: 320
  • Фокусное расстояние: 56 мм

Урочище Чарские Пески — пустыня абсолютно настоящая: с грядами дюн, ветровой рябью, с поющими барханами и песчаными бурями. Тут можно найти останки деревьев, погибших под натиском песка, а поздней весной, когда наконец частично сходит снег, там распускается сон-трава. 

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/10
  • ISO: 125
  • Фокусное расстояние: 24 мм

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/18
  • Выдержка: 1/15
  • ISO: 125
  • Фокусное расстояние: 22 мм

Мы отправились туда, чтобы запечатлеть цветение, но приехали немного раньше времени. С природой часто приходится идти на компромисс: если отправиться в Чару чуть раньше, в середине мая, то можно относительно спокойно перебраться через замерзшую реку и болота, а уже в конце месяца река вскрывается и могут возникнуть сложности с возвращением обратно.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/9
  • Выдержка: 1/280
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 42 мм

Само место  удивительно своими контрастами: сочетание песка, льда и красивейших гор на заднем плане — такое крайне редко встречается в мире.

В плане техники, также, как и в Долгих горах, я активно использовал телевик AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR, так как горы находятся на достаточно большом удалении от самой пустыни, а также NIKKOR Z 24-70mm f/4 S и AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED с камерами Nikon Z 7 и Nikon D850.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/13
  • Выдержка: 1/80
  • ISO: 125
  • Фокусное расстояние: 37 мм

Мне очень нравилось снимать барханы после рассвета и за несколько часов до заката. Поскольку пустыня небольшая, красивых дюн не так много, и основная сложность заключалась в том, чтобы нечаянно не наступить на эту красоту, держаться стороной и подальше обходить объекты съемки.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/1250
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 24 мм

Поймать ветер в дюнах — пожалуй, самое красивое, что можно запечатлеть! Хотя и самое сложное для техники. Камеры и объективы Nikon рассчитаны под такие условия, они очень хорошо защищены. Но, все-таки, советую соблюдать основные принципы осторожности при таких съемках: использовать две камеры с заранее накрученными объективами, и не менять линзы в процессе, чтобы песок не попал внутрь[4] .

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
  • Диафрагма: f/18
  • Выдержка: 1/2000
  • ISO: 250
  • Фокусное расстояние: 116 мм

Вторая часть моего путешествия по Забайкалью была посвящена съемкам цветения рододендрона даурского в Чите, где буквально в черте города можно зайти в лес и удивиться, как он весь «горит» розовым цветом багульника.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/9
  • Выдержка: 1/2
  • ISO: 320
  • Фокусное расстояние: 53 мм

Как искать лучшие локации для съемок в России?

Наша страна уникальна своими природными красотами. Есть множество мест, в которых я только планирую побывать. Чтобы выбрать самые интересные, я стараюсь постоянно находиться в контакте с фотографами из разных регионов. Когда общаешься с людьми, которые также, как и ты, живут фотографией, намного проще обмениваться ценной информацией, задавать вопросы и получать на них ответы.

Также советую регулярно просматривать сайты с фотографиями, аккаунты сообществ по фотопутешествиям в Instagram, например, сообщество Nikon Россия www.instagram.com/nikonrussia, где можно почерпнуть идеи для своих будущих поездок.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/16
  • Выдержка: 1/25
  • ISO: 100
  • Фокусное расстояние: 24 мм

Места, которые вам приглянулись, стоит заносить в заметки, и в дальнейшем собирать по ним более подробную информацию: в какое время лучше туда поехать, как перемещаться, какие сложности могут возникнуть в пути и во время съемок, какую технику и снаряжение взять с собой.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
  • Диафрагма: f/14
  • Выдержка: 1/5
  • ISO: 100
  • Фокусное расстояние: 49 мм

Мои знакомые и друзья часто организуют фототуры по регионам России, и иногда я присоединяюсь к этим поездкам, а также я сам подробно прорабатываю интересные мне маршруты и собираю группы.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/13
  • Выдержка: 1/50
  • ISO: 500
  • Фокусное расстояние: 14 мм

Чтобы узнать, в какое время года лучше всего посетить то или иное месте, очень помогают фотографии туристов в Instagram. По хештегу локаций можно понять, когда приблизительно наступает период цветения. Кроме того, можно просто написать людям, которые находятся там находятся, чтобы уточнить детали. 

  • Камера: Nikon D850
  • Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
  • Диафрагма: f/18
  • Выдержка: 1/6
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 160 мм

 

Сбор интересных локаций — достаточно кропотливая работа, что-то отсеивается на этапе подготовки, к каким-то путешествиям я возвращаюсь вновь и вновь, таким образом формируя свой личный ТОП мест в России. Все свои поездки я планирую заранее, но, безусловно, каждый раз в них присутствует элемент везения.

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/13
  • Выдержка: 1/8
  • ISO: 100
  • Фокусное расстояние: 24 мм

Читайте статьи, смотрите фотографии, вдохновляйтесь, изучайте локации, выбирайте те, которые интересны вам, и тогда вы обязательно запечатлеете великолепные пейзажи!

  • Камера: Nikon Z 7
  • Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
  • Диафрагма: f/13
  • Выдержка: 1/60
  • ISO: 400
  • Фокусное расстояние: 14 мм

Пейзаж. Его виды и характеры. 6-й класс

Цель урока: познакомить школьников с различными видами  и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.

Задачи урока:

  • научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
  • развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
  • выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;
  • воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
  • создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Возраст учащихся: 6 класс.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер с программой Windows XP Professional,  мультимедийный проектор, доска  для проектора.

Художественные материалы:  альбом, простой карандаш или уголь.

Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):

  1. Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
  2. Николай Анохин «Старые дубы»
  3. Исаак Левитан «Март»
  4. Маликова Дарья «Остановка Ангел»
  5. Мария Сид «Парковый пейзаж»
  6. Ирина Мысова «Тихая бухта»
  7. Б.Яковлев «Транспорт налаживается»
  8. Павел Корин «Александр Невский»
  9. А. Рылов  «В голубом просторе»
  10. В. Поленов «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева»
  11. Н. Рерих «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», «Дозор», «Земля славянская», «Воскресный монастырь в Угличе», «Печора. Большая звонница», «Небесный бой»
  12. Левитан «Озеро»
  13. И. Шишкин «Дорога в лесу», «Лес», «Корабельная роща» «Полдень в окрестностях Москвы», «За грибами», «Рожь»
  14. Ф. Васильев «Деревня»,  «Деревенская улица», «Мокрый луг»
  15. А. Саврасов «Радуга», «Море грязи», «Проселок», «Рожь»
  16. Коровин К.  «Ранняя весна», «Двор», «Зима»
  17. А.П. Остроумова-Лебедева  «Фонтан и летний сад в инее», «Амстердам»,
  18. Добужинский М.В.  «Домик в Санкт-Петербурге»,  «Лондон. Монумент»,  «Петербург»
  19. С. Щедрин «Пейзаж с руинами», «Колонна с орлом в Гатчине», 
  20. А. Бенуа «Водный партер в Версальском парке», «Версаль»,  «Водный партер в Версале», «Венецианский сад»,
  21. И.К. Айвазовский «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью»,
  22. Злобин Павел. «У Волги»,
  23. Вероника Суровцева «Цветы в лесу»,
  24. Владислав Коваль «Зона»,
  25. А.М. Васнецов «Московский дворик зимой», «Развалины дома», «Дом бывшего Археологического общества»,
  26. Алексей Бриков «Поезд», «Стройка Куйбышевской ГРЭС»

Межпредметные связи: география, история.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы: «Пейзаж. Его виды и характеры».
  3. Закрепление материала.
  4. Практическая работа.
  5. Анализ работ.
  6. Выставление оценок в дневник и журнал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 

(Слайд 1, Приложение 1)

II. Объяснение новой темы

(Слайды 2, 3)

– Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области. Перед тем как начать урок поставим перед собой задачи, которые мы будем решать на уроке:

(Слайд 4)

1.   Научиться различать виды пейзажа и характер пейзажа,
2.   Развивать у учащихся пространственное воображение , творческое мышление, эстетический вкус
3.   Выполнить практическую работу, создав эскиз на тему « Дорога, по которой я хотел бы пройти».
4.   Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучаться к дисциплине.

(Слайд 5)

– Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?

Ответ детей: Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.

(Слайд 6)

В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.
В Википедии определение следующее: пейза’ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

(Слайд 7, гиперссылки)

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

(Слайд 8, гиперссылки)

1.  Сельский пейзаж

К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович  Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

(Слайд 9, гиперссылки)

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства».
Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович  Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.

(Слайд 10, гиперссылки)

3.    Парковый пейзаж

В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.

(Слайд 11, гиперссылки)

4. Морской пейзаж

Картины  с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.
В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».

(Слайд 12, гиперссылки)

5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих,  Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др.

(Слайд 13, гиперссылка)

6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека –создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны.
Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.

(Слайд 14, гиперссылки)

Разнообразие пейзажа по характеру.
Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения. Рассмотрим их подробнее.

(Слайд 15)

1. Героический пейзаж

Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека.
В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр Невский».

(Слайд 16)

К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.

(Слайд 17, гиперссылки)

2.  Пейзаж настроения

Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.
– С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи прилетели».}
– Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».
Ученик  Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную,  лирическую линию. «Ом был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».

(Слайд 18, гиперссылки)

3.    Исторический пейзаж

В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А.М.  Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.

(Слайд 19, гиперссылка при нажатии на картины)

 4.    Эпический пейзаж

Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ рус­ской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин.
Характерна в этом отношении последняя большая работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро», художник дал ей второе название – «Русь», обозначив, таким образом, эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.

(Слайд 20, гиперссылки)

5.    Романтический пейзаж

В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа.
Дух романтизма присутствует в картинах  Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и «Рожь».
Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Федора Александровича Васильева.
Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского.
В выдающемся произведении Николая Константиновича Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы. Сочетание динамичности с величавой и торжественной монументальностью можно отнести к эпико-романтическому пейзажу.

Природа – это книга мудрости.
Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.
Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.
Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

(Слайд 21, гиперссылка-подсказка)

III. Закрепление материала

1.         Какие пейзажи по виду изображения вы можете назвать?
2.         Как отличаются пейзажи по характеру?
3.         Какой пейзаж вам ближе по духу?
4.         Определите вид и характер пейзажей, нарисованных  волгоградскими художниками

(Слайд 22)

IV. Практическая работа

Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».
Материалы: альбом, простой карандаш,  уголь (на выбор).
Зрительный ряд: Ф. Васильев. Деревенская улица. А, Лентулов. Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами, Храм Василия Блаженного. М. Добужинский. Домик в Петербурге, А. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. Айвазовский. Черное море. Б. Яковлев. Транспорт налаживается. Рылов. В голубом просторе. Поленов. Московский дворик. Левитан. Вечерний звон, Озеро. Рерих. Земля славянская. Небесный бой. Васильев. Перед грозой.

(Слайд 23)

V. Анализ работ

VI. Выставление оценок в дневник и журнал

(Слайд 24)

– Спасибо за урок!

Совершенствуем знания • Урок №8. Съемка пейзажа. Часть 1. Ландшафт

Съемку пейзажей можно разделить на несколько составляющих, основными из которых являются ландшафтная съемка и городской пейзаж. Первая часть нашего урока будет посвящена ландшафтной фотосъемке.

 


 

Съемка ландшафтов — одно из наиболее сложных и проблемных направлений фотосъемки. Скажу, что у меня, фотографа со стажем, съемка пейзажа до сих пор вызывает трудности. Это не так сложно с технической точки зрения – достаточно иметь штатив, широкоугольный объектив и уделить больше внимания экспозиции. Так что же делает этот вид фотографии таким сложным? 

Прежде всего, к съемке пейзажа необходимо подходить творчески, чтобы суметь запечатлеть настроение и передать его зрителю. Если техническую сторону вопроса можно описать, то относительно творческой составляющей фотографии можно только советовать – Вам необходимо развивать свое видение по-настоящему уникальных снимков. 

 

 

 

Оборудование

Начнем с простейшего. Какой объектив выбрать? Не смотря на то, что отличные фотографии можно получить с помощью любого объектива, предпочтительно, все же, использовать широкоугольные объективы. Они позволяют запечатлеть пространство пейзажа, подчеркнутую перспективу, которая добавляет изображению глубины. Если Вы используете DSLR камеру с APS-C сенсором, то обратите внимание на широкоугольник с ФР 10-20мм; для полнокадровых камер есть выбор из объективов с ФР 12-24 мм, 16-35 мм, 17-40 мм. Зум-объектив удобен в работе, однако лучшее качество обеспечат объективы с фиксированным фокусным расстоянием. В диапазоне ЭФР 12-24 обеспечивается широкий угол обзора, а 16-35 и 17-40 обеспечивают значительно меньший угол обзора, но они обеспечивают меньшие оптические искажения, особенно по углам изображения. Использование сверхширокоугольных объективов и объектива типа «рыбий глаз» сделает снимки более выразительными и оригинальными. Но снимать все кадры только «фишаем» будет неинтересно, поэтому он хорош как дополнение к основному объективу.

 


При съемке пейзажей, почти всегда, используются малые значения апертуры, для получения большой глубины резкости: как правило f/11- f/16. Рекомендуется избегать очень малых значений апертуры, таких как f/32, так как это приведет к снижению качества изображения из-за дифракции (эффект снижающий резкость и контраст изображения). 

 

 При съемке ландшафтов необходимо использовать только ручную фокусировку, особенно при съемке объектов на переднем плане вблизи камеры. 

Чувствительность ISO необходимо выставлять наименьшую, которую позволяет камера, обычно это ISO 100-200. Не рекомендуется использовать расширение ISO 50, доступную как опцию в некоторых камерах из-за сниженного динамического диапазона. Снимая при ISO 100, изображение будет практически без шумов, с широким динамическим диапазоном и отличным качеством снимка, резкость которого можно улучшать, при обработке, не опасаясь появления сильных шумов. Выдержка: как вы понимаете, сочетание малой апертуры и малых значений ISO даст большую выдержку. В зависимости от освещённости, выдержка может быть от доли секунды (1/250 или 1/500) до нескольких секунд или даже минут.  

Если Вы серьезно увлеклись фотографией пейзажей, то должны понимать необходимость использования штатива. Штатив – основной элемент, обеспечивающий резкие, детализированные снимки, особенно при длительной выдержке. Более того, штатив позволяет тщательно подобрать и продумать композицию. Используя штатив, возможно использовать специальную технику, позволяющую делать потрясающие снимки: на восходе или закате сделайте пару снимков одной и той же сцены – первый экспонируйте на небо, второй на передний план, затем совместите их – получится оригинальный кадр с широчайшим динамическим диапазоном. При съемке с руки будет невозможно снять два абсолютно идентичных кадра.

При пейзажной съемке рекомендуется использовать фильтры — поляризационный, серый нейтральной плотности и градиентный. Ультрафиолетовые и защитные фильтры бесполезны, так как они могут снижать качество изображения, уменьшают резкость и увеличивают вероятность бликов. При выборе фильтров важно учитывать, что их применение на сверхширокоугольных объективах (18 мм и менее) может привести к нежелательному эффекту неравномерной засветки кадра и виньетированию.

 

 

Подготовка к съемке


Во многом успех фотосъемки зависит от того, насколько хорошо вы подготовились к ней. Нужно тщательно продумать, что может помешать съемке или заставить вас вернуться. Чем больше возможных нюансов вы учтете, тем выше вероятность того, что целиком сосредоточитесь на съемке. Решите организационные вопросы: как вы доберетесь до места съемки, где остановитесь. Если вы не планируете остановиться на ночь, все равно нужно продумать вариант с ночлегом — вы можете не рассчитать время, обстоятельства могут измениться.

 


Одевайтесь так, чтобы одежда и обувь не создавали неудобств. Возьмите с собой зонт или куртку с капюшоном. Продумайте защиту техники на случай сильного ливня. Под рукой должен быть фонарь. Однако из леса или гор постарайтесь выбраться до наступления темноты, так как ночевать там — не самый лучший вариант. Приобретите карту местности, ориентируйтесь по ней и по объектам, которые невозможно перепутать. Неплохо иметь в своем распоряжении и компас.


Не забудьте взять с собой воду и еду. В далекие и пустынные места лучше не отправляться одному. Проследите, чтобы на счету мобильного телефона были деньги, и его аккумулятор был полностью заряжен. Если отправляетесь на машине, проверьте «запаску», заполните бак бензином, не уезжайте на неисправной машине. Скажите друзьям, родственникам, куда точно вы идете (едете) и ориетировочное время, когда вы вернетесь.

 

Перед съемкой проверьте настройки камеры, зарядку аккумулятора и место на картах памяти. Оптимально снимать в RAW, установив настройку баланса белого на авто, затем вы подберете нужный баланс в конверторе. С помощью разных настроек баланса белого вы можете обеспечить более привлекательную цветопередачу.


 

Свет

Свет — неотъемлемый элемент при съемке пейзажей. Правильный свет может преобразить даже невзрачный объект, а неправильный может испортить даже лучшую сцену. Занятно, но многие начинающие фотографы полагают, что ясный солнечный день и безоблачное небо – отличные условия для съемки – однако это не так — это худшие условия, которые можно представить для съемки ландшафтов. Лучший свет это не яркий, полуденный, а мягкий свет восхода или заката. Тени становятся четкими, цвета теплыми, насыщенными и приятными для глаз.  Опытные фотографы называют это время золотым часом.

 


Необходимо встать пораньше и лечь попозже, чтобы запечатлеть ландшафт в этом свете, но результат того стоит. Иногда, можно сделать фантастические снимки ещё до восхода солнца – вполне возможно сделать красивые ландшафтные снимки даже ночью. Когда возможно, захватите в кадр луну – она сделает его интереснее.

 

Если нет возможности или желания ждать заката или рассвета, снимайте в полдень – это еще одна стратегия получения лучшего освещения. Если небо безоблачно, постарайтесь исключить его из кадра, на сколько это возможно и, наоборот, если облака образуют затейливый рисунок, обязательно сделайте небо частью композиции. Поляризационный фильтр в этом случае поможет подчеркнуть контраст между облаками и небом и сделает более насыщенным краски. 

Другая возможность получить отличный снимок – черно-белый кадр. Из фотографии, снятой даже при плохом освещении, можно получить отличный снимок, конвертировав его в черно-белый режим, однако не все снимки выиграют от «обесцвечивания». В черно-белом режиме, явно выигрывают кадры, насыщенные текстурами, гранями и другими контрастными элементами, тогда как другие могут выглядеть «плоскими». В любом случае, не брезгуйте экспериментами с контрастом при пост-обработке в графическом редакторе (не внутрикамерном!). 

 


Полуденная съемка, на закате или восходе — не единственное время, когда фотограф может сделать качественный снимок. Даже когда небо затянуто облаками или под проливным дождем можно получить отличный кадр. Облака и штормовое небо добавят фотографии соответствующее настроение, позволяют придать ландшафтам необычный вид. 

 

 

Настроение

Одни и те же места могут выглядеть весьма различно. Погода, время суток и еще множество различных факторов влияют на окружение – оно никогда не бывает одинаковым.

 

На двух снимках показан один и тот же водопад. Первый снимок сделан летом, в солнечный день – водопад практически не заметен, да и свет не очень приятный. Короче, это типичный снимок, сделанный типичным туристом. Второй снимок сделан в день, когда никто и не подумал бы посещать этот водопад. Холодный осенний день, туман и дождливая погода, усилившая водопад наполнили снимок настроением – он завораживает. 

 


Не бойтесь снимать под дождем или снегом – профессиональные объективы и фотокамеры пыле-влагозащищенные (узнать это можно из описания Вашей фототехники), а даже если и нет, то получить 100% защиту от влажности можно, купив специальный пластиковый или полиэтиленовый кожух. 

 

 

Используя градиентный фильтр, добейтесь уменьшения яркости пасмурного, бесцветного неба и проявления текстуры облаков. Это придаст вашему снимку дополнительный объем. При включении фрагментов голубого неба в разрыве облаков действие градиентного фильтра на них будет эквивалентно действию поляризационного фильтра.

 

 

Времена года


Каждое время года дарит фотохудожнику свои подарки, поэтому не откладывайте съемку пейзажа только на летний отпуск. 

 

СЪЕМКА ОСЕНЬЮ, В ПАСМУРНУЮ ПОГОДУ
Фотографируя дождь, необходимо сильно диафрагмировать объектив, чтобы снимать с большой выдержкой. В этом случае дождевые капли получатся в виде полос, которые создадут на снимке впечатление-дождливой погоды. Надо только следить, чтобы на объектив не попали капли дождя. Капли приведут к нерезкости изображения.

 


Эффектные пейзажи можно снять в туманную погоду. Впечатление тумана можно усилить, поместив перед объективом сетку из редкой шелковой ткани. Чтобы передать глубину пространства, в кадре на переднем плане надо поместить какой-нибудь темный предмет.

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ
В яркие, солнечные дни контраст пейзажа очень большой, что вызывается сочетанием ослепительно ярких бликов на снегу и, скажем, темных деревьев, особенно хвойных. 

Зимний пейзаж лучше фотографировать в утренние или в вечерние часы, когда косые лучи солнца создают удлиненные тени,- это оживляет композицию и хорошо подчеркивает фактуру снега.

 


Снег на зимнем снимке должен быть хорошо проработан. Поэтому, когда фотографируют пейзаж, на котором снег занимает большую часть кадра, экспозицию определяют по измерениям яркости снега. Если снег и темные объекты сюжета равноценны с изобразительной точки зрения, экспозицию определяют по их средней яркости, но с учетом большей проработки деталей на снегу по сравнению с темными объектами.  
 


Композиция

 

1. Правило третей

Хорошая композиция – неотъемлемая часть фотографии ландшафта, однако именно это наиболее сложная задача. Есть несколько «правил», которые помогут Вам улучшить композицию, но Вы должны постоянно развивать «творческий» взгляд, для получения достойных снимков.

Наиболее распространенная ошибка начинающих фотографов – размещение линии горизонта в центре кадра — как результат, статичное и несбалансированное изображение. Первый шаг улучшения композиции – съемка ландшафта согласно правилу «третей». Мы уже рассматривали его в наших предыдущих уроках по композиции, но напомнить будет не лишним. Все очень просто – мысленно разделите кадр на три части по горизонтали. И снимайте в пропорциях 1/3 передний план, 2/3 небо или наоборот – 2/3 передний план, а 1/3 небо. Иными словами – создавайте несимметричную композицию. 

 


Естественно, правило «третей» не будет панацеей для всех фотографий, но помнить о нем надо. 

  


2. Передний план и перспектива

Один из наиболее действенных способов создать сильную композицию – использовать широкий угол обзора и разместить на передний план какой-нибудь объект (цветок, камень и т.д.) Этот объект, в сочетании с усиленной широкоугольным объективом перспективой, даст ощущение глубины.

 


Глубина резкости должна вмещать все объекты. Поэтому и рекомендуется устанавливать значения диафрагмы f/11 или f/16. 

 
3. Другие элементы композиции

В природе существует множество элементов, помогающих создать выразительную композицию – диагонали наиболее влиятельные из них. Используйте диагональные линии для акцентирования внимания зрителя к объекту. Если Вы присмотритесь внимательнее, то увидите что все вокруг подчинено неким направляющим. Ищите направляющие и пробуйте вписать их в композицию. 

 


Узоры (повторяющиеся формы) и текстуры — еще одни элементы в композиции. Разглядеть в природе естественные узоры не просто, а вот различные текстуры встречаются часто: мелкие частицы песка, кора деревьев, камни и еще множество интересных объектов помогут сделать снимок интереснее.

 

 

Главное в кадре

 

Определите, что будет главным в кадре. Это может быть одинокое дерево, скала, гора, живописный лес, склон, дорога. Используя композиционную сетку на ЖК-экране (в видоискателе), разделите кадр на трети и расположите главный объект на пересечении вертикальной и горизонтальной линии сетки.


Постарайтесь сделать так, чтобы на снимке присутствовало три плана: передний, средний и дальний — так пейзаж будет выглядеть объемнее, а пространство будет передано лучше. Передний план должен быть прорисован четко, детально, задний вполне может быть размытым, скрытым атмосферной дымкой.


Постарайтесь, чтобы пейзаж не был «пустым». Пустое пространство лучше, по возможности, заполнить. На небе этим наполнителем могут быть облака. На переднем плане — кустарник, высокая трава, камни, листья, ветки, животные.

 


Не стремитесь поместить в один кадр сразу все, что вы видите, избавьтесь от случайного и однообразного пространства, которое невыразительно заполняет большую часть кадра, — воды, неба, листвы. Оставьте только самое главное, красивое и интересное. В лесу ищите открытые места.


Слишком густая листва, ветки создают пестроту, мелкие блики и очень густые тени, которые выглядят на фотографии как «черные провалы», — такие снимки смотрятся хуже тщательно продуманной композиции.


Если не получается подобрать заполнение, кадрируйте изображение так, чтобы выделить более интересную часть пейзажа. Можете немного пройтись и сделать разные снимки — прямо или под углом, с нижней точки. Поднимитесь на холм, горку, какое-либо строение — оттуда вы можете сделать многоплановый пространственный панорамный снимок.
Выбирая сюжет, ищите главный элемент пейзажа, на котором будет сделан акцент, а также способ, которым окружение подчеркнет и дополнит его. Компонуя кадр, следите, чтобы объект гармонично вписывался в сюжет. Например, дерево не должно расти из нижней границы кадра — оставьте немного места внизу; не обрезайте гору сверху, оставьте немного «воздуха».


Фотографируя пейзаж, всегда обращайте внимание на фрагменты, ведь совсем не обязательно снимать только общие планы. Внимательный взгляд может выделить интересную часть пейзажа, красивые и выразительные детали. Но не увлекайтесь при этом сильным зумированием — здесь нужно сохранить целостность фрагмента, иначе на снимке получится вырванный из общего плана абстрактный кусок, лишенный смысла.

 

 

Панорама

 

Наконец, попрактикуйтесь в съемке панорам. Здесь следует руководствоваться несколькими правилами. Все будущие кадры вашей панорамы должны иметь одинаковый масштаб снимаемого объекта, поэтому не фокусируйтесь ближе или дальше него. Значение диафрагмы нужно оставить постоянным. Кадры нужно делать с некоторым нахлестом друг на друга. Иначе из-за недостатка информации на краях кадров программа по сшивке панорам не сможет собрать итоговую картинку.

 

 

Можно воспользоваться функцией бреккетинга в вашей камере, чтобы избежать ошибок в экспозиции.

 


Съемка воды

 

Если надо сфотографировать воду, подернутую рябь или небольшой волной, то ее снимают при встречно-боковом освещении под углом 35-45° к оптической оси объектива.

 Воду против света фотографируют, когда лучи от солнца, скрытого облаком, падают на воду, создавая выразительные блестящие полосы. Но надо следить за тем, чтобы солнце не попало в поле зрения объектива.


Море лучше снимать с высокой точки. Тогда водное пространство занимает значительную часть кадра, фотография получается более выразительной.

Прибой обычно фотографируют с низкой точки с выдержкой не менее 1/1000 с.

 


Текущую воду лучше снимать с небольшой выдержкой. В этом случае происходит легкое смазывание изображения, которое и создает впечатление движения воды. 
 

 

Горный пейзаж


В горах лучше снимать рано утром. В эти часы воздушная среда передается наиболее эффектно. Облачная погода также способствует получению более выразительных снимков.

В солнечные дни сюжет надо выбирать с темным передним планом, по яркости которого и определять экспозицию. В этом случае дали будут несколько передержаны и выйдут на отпечатке светлее, чем передний план, что и подчеркнет глубину пространства, наполнит пейзаж ощущением воздуха, простора.

Наилучшим считается боковое освещение, так как оно подчеркивает форму гор, а просвеченная косыми лучами дымка создает впечатление глубины. Когда солнце находится позади фотоаппарата, изображение становится плоским. Когда — спереди, снимок получается очень контрастным, детали, особенно на переднем плане, пропадают.

 


Фотографирование горного пейзажа днем при высоком положении солнца выявляет детали изображения, без достаточного контраста.

При определении экспозиции необходимо учитывать, что с высотой в горах увеличивается интенсивность солнечного освещения, и оно приобретает иной характер, чем на равнине. С высотой происходит уменьшение яркостей теней и увеличение яркостей светлых участков пейзажа. Поэтому, когда снимают даль без переднего плана, выдержку по сравнению со съемкой на равнинной местности уменьшают: на высоте 500 м на 1/4, 1000 м — на 1/2, 2000 м — на 3/4, 3000 м — вдвое.

Рекомендуется использовать ультрафиолетовый фильтр.

Чтобы получить блики на поверхности ледника, следует фотографировать при контровом свете.

 


 

Главный вопрос темы: как научиться видеть красивые пейзажи? 

Красивый пейзаж строится на том, что сюжет объединяет в кадре все и подчиняет окружение общей идее – авторской мысли, создавая у зрителя определенное настроение, эмоции, выводы.

 

Успехов Вам и всего фотографического!

 

«Севергрупп» поддержали выставку «Пейзаж в скульптуре и скульптура в пейзаже» в Русском музее

ПАО «Северсталь» и АО «Силовые машины», входящие в «Севергрупп» (крупная инвестиционная компания, осуществляющая деятельность по управлению активами в интересах Алексея Мордашова), поддержали открытие выставки «Пейзаж в скульптуре и скульптура в пейзаже» Государственного Русского музея.

На экспозиции в Мраморном дворце представлено около 100 скульптурных и 40 живописных произведений из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников Санкт-Петербурга и Москвы.

На выставке впервые представлен необычный аспект такого традиционного жанра как пейзаж. На протяжении веков этот жанр оставался прерогативой живописи и графики, появляясь в скульптуре лишь как элемент фона в рельефах. Двадцатый век внес изменения в изображение пейзажа, выведя его из рамок двухмерного пространства бумаги и холста в трехмерность пластики. Со временем пейзаж из дополняющего скульптурную композицию становился самостоятельным жанром, наполненным смыслом, рождающим метафоры и ассоциации.

Выставка представлена в 7 залах дворца. Сотрудники музея тщательно отбирали работы, посещали мастерские художников в Санкт-Петербурге и Москве, искали новых, малоизвестных, но талантливых авторов. Многие из них выставляются впервые, что делает выставку знаковой не только для Русского музея, но и для самих художников.

На экспозиции представлены работы 1960-70-х гг., когда в стране стали появляться новаторские скульптурные произведения, где автор создает модель мира с населяющими его различными персонажами, помещенными в природную среду. Эти произведения стали отправной точкой в развитии скульптурного пейзажа. Со временем обращение скульпторов к данному жанру стало тенденцией, именно поэтому большую часть экспозиции занимают работы современных авторов. Расширяется и тематика произведений – это не только ландшафт, но и урбанистические пейзажи. Скульптурный пейзаж отражает все многообразие стилистических и формальных поисков авторов.

Один из залов полностью посвящен теме скульптуры в пейзаже. В XX веке скульптура перестает быть фоном для разворачивающихся на холсте событий, она словно выходит за рамки отведенной ей роли немого свидетеля и задает эмоциональный строй всей картине.

Произведения старых и новых мастеров представлены рядом, показывая преемственность поколений и развитие тематики скульптуры в пейзаже. Так пространство позволяет зрителям по-новому оценить роль пейзажа в современном искусстве.

Улучшаем пейзажи

Никогда не поздно поднимать свое мастерство на новый, более качественный, уровень. Это касается любого жанра фотографии, в т.ч. одного из самых популярных среди новичков и опытных фотографов — съемки пейзажа.

Профессиональный фотограф Альберт Дрос (©Albert Dros) из Нидерландов настоятельно советует не останавливаться на достигнутом, чтобы расти дальше, даже если кажется, что находишься на вершине мастерства. Эта статья будет полезна начинающим фотографам в обязательном порядке, а некоторые советы поддадут вдохновения и могут натолкнуть на новые светлые мысли тех, кто уже не один год занимается ландшафтной фотографией.

В эпоху мегадоступности фотографий в социальных сетях замечено, что многие люди просто копируют то, что видят в Facebook или Instagram. Даже если вам кажется, что лучше снять невозможно, попытайтесь найти новые для себя углы для съемки. Для некоторых людей творческий поиск — естественное состояние, а других следует слегка подтолкнуть. Надеемся, данной статьей у нас получится это сделать. 

Совет № 1. Большинство ландшафтной фотосъемки проходит с использованием широкоугольных объективов. Широкоугольные объективы действительно идеально подходят для пейзажей. Но попробуйте, например, поэкспериментировать с длинным фокусом или телефото. Съемка частей ландшафта или небольших деталей пейзажа внесет интересные детали в фотографии. Пробуйте в горах. Для вас откроется целый новый мир в пейзажной фотосъемке.

Green Hills снято на 300 мм

Совет № 2. Играйте с движением. Облака должны двигаться, вода должна выглядеть подвижно. Пробуйте создавать динамику в кадре с помощью динамики. Это возможно, если использовать длинные или короткие выдержки затвора. Чтобы у вас появилась возможность съемки с более длительной экспозицией, следует использовать фильтры. Короткая выдержка затвора привнесет в кадр совершенно иное настроение. Фотография будет более драматичной.

Совет № 3. Экспериментируйте с фильтрами. Можно многие года снимать без поляризационных фильтров и чувствовать себя замечательно. Но как только у вас появится возможность поработать с PL-фильтром, сделайте это. Такой эксперимент может быть особенно полезен, когда нужно контролировать не только количество солнечного света, но и, например, отражение его на зеркальных поверхностях. 

 

Совет № 4. Пейзажи выглядят совершенно по-разному, когда сняты с объективами с разными фокусными расстояниями. Например, можно добавить глубины фотографиям, если снимать на 135 мм.

200 мм

Совет № 5. Используйте свет в своих интересах. Свет постоянно меняется. Особенно хорошо это заметно в «золотое время» — на рассвете или закате. Иногда достаточно вращаться вокруг своей оси, чтобы получить совершенно отличные друг от друга по настроению и цветовой насыщенности фотоснимки.

Совет № 6. При съемке с широкоугольным объективом подойдите как можно ближе к объекту на переднем плане. Таким образом вы сможете создать больше глубины на фотография. Под «ближе» имеется ввиду «очень близко». Так близко, чтобы ваш объектив практически касался объекта переднего плана. Не важно что это — цветок, растение или кто-то живой. Откройте максимально диафрагму, чтобы размыть передний план. Экспериментируйте и получите наиболее интересный результат в итоге.

 

Совет № 7. Используйте солнечные блики в своей композиции. При съемке в яркий солнечный день в объектив нередко попадают «зайчики». При открытии диафрагмы до f/16 или f/22 можно обнаружить, что объектив «создал звезду» совершенно самостоятельным образом. Некоторые линзы создают на удивление прекрасные солнечные звезды, которые можно с успехом использовать в построении композиции. Например, сдвинуть блик к линии горизонта. Пробуйте!

Совет № 8. Понимайте еще с «рыбьим глазом». Увлекательное занятие — съемка пейзажей с фокусом шире 14 мм. Это открывает множество новых творческих возможностей. Изучите, например, метод defish, который позволяет создавать неискаженные объекты с помощью фишая. Съемка сверхширокоугольным объективом чрезвычайно полезна для того, чтобы передать красоты необъятных просторов.  

 

Совет № 9. Не хватайтесь сразу за фотокамеру во время прогулки. Используйте глаза для того, чтобы охватывать всю картину целиком. Попробуйте отыскать в пейзаже какой-то определенный интересный кусочек и только после этого попытайтесь «ограничить» его рамками кадра.

 

Совет № 10. Последний совет может показаться слишком очевидным, но вы должны тренировать «виденье кадра» безостановочно. Все время наблюдайте за окружающим пространством с прицелом дальнейшей фотосъемки. При ландшафтной фотографии такой подход может показаться изначально утомительным, слишком много вариантов предлагает природа. Тем не менее, тренируйтесь. Утомительное занятие в скором времени принесет свои плоды и станет интересным и полезным времяпровождением.

Об авторе: Альберт Дрос/Albert Dros — голландский фотограф. Его работы были опубликованы в крупнейших СМИ — TIME, The Huffington Post, The Daily Mail, National Geographic

Ландшафтный дизайн для начинающих

«Ландшафтный дизайн» звучит весьма внушительно. Безусловно, можно потратить годы на изучение всех идей в этой области. Но как насчет мастера, который хочет преобразить передний двор или хочет повозиться с дизайном сада? Вам нужно украсить двор дома, который вы продаете? Вы просто хотите насладиться улучшенной красотой в уединении вашего заднего двора?

Тогда вы можете извлечь выгоду из прямого взгляда на идеи, лежащие в основе проектирования сада, дополненного практическими руководствами по проекту.Начнем с первого:

Вы когда-нибудь задумывались о секретах, лежащих в основе магического искусства ландшафтного дизайнера? Что ж, ресурс, указанный выше, переводит это «волшебство», делая его понятным для тех, кто делает все сам. Изучите эти фотографии, иллюстрирующие идеи ландшафтного дизайна, и узнайте о концепциях, которые используют профессионалы.

Проекты ландшафтного дизайна в картинках

Или, может быть, вы предпочитаете пропустить концепции и сразу перейти к некоторым проектам, которые украсят ваш двор? Следующие ресурсы позволят вам сделать это, предоставляя точные инструкции и множество изображений:

Понимание языка ландшафтного дизайна

Всякий раз, когда вы сами что-то собираете, вы занимаетесь конструированием , однако смиряете проект.Иногда мы воспринимаем наши дизайнерские навыки как должное, потому что то, что мы собираем, настолько обыденно для нас, что мы больше не осознаем процесс проектирования. Например, вы используете методы проектирования, когда составляете письмо для отправки кому-либо. Ваши основные «элементы» для выполнения такой задачи включают словарный запас, орфографию и грамматику. Несколько более сложные элементы, или «принципы», строятся непосредственно на базовых элементах. Принципы написания писем включают в себя четкое изложение своих идей и создание впечатления вежливого и интеллигентного человека.Ваш успех в соблюдении этих принципов во многом определит, достигнет ли ваше письмо своей конечной цели.

Так и с ландшафтным дизайном. Сделай сам должен сначала изучить основные элементы проектирования, которые лежат в основе дисциплины ландшафтного дизайна. Эти основные элементы затем послужат строительными блоками для изучения и реализации более продвинутых принципов проектирования сада на заднем дворе. Эти испытанные и верные принципы являются краеугольными камнями идеальных садов в мире.

Основными элементами ландшафтного дизайна являются:

  • Цвет, определенный теорией цвета
  • Форма
  • Строка
  • Весы
  • Текстура

Эти пять элементов необходимо учитывать при проектировании как жесткого, так и мягкого ландшафта вашей собственности, последний состоит в основном из садов, газонов, кустарников и деревьев. В этой статье я обсуждаю форму , линию и текстуру . Я объясняю использование цвета в своей статье о теории цвета.Что касается масштаба , то это просто размер одного компонента по отношению к соседним компонентам.

Вы можете задаться вопросом, какое отношение кажущиеся абстрактными термины, такие как «форма», имеют к ландшафтному дизайну заднего двора. Вы можете возразить, что, в конце концов, вы рисуете  не пейзаж; вы просто сажаете растения в землю. Тем не менее, не случайно ландшафтный дизайн заднего двора имеет некоторые общие термины с миром искусства. Задний двор — это ваш холст; ваши навыки в области ландшафтного дизайна определят красоту полученного изображения.

Элемент формы определяется как форма растения и структура его ветвления. Деревья бывают разных форм (особенно если их обрезать), в том числе столбчатые и шаровидные. Точно так же формы деревьев структурно варьируются от жестко вертикальных ветвей ломбардских тополей до поникших качеств плакучей ивы. Необходимо также учитывать форму отдельных компонентов растения. Например, форма листа одного типа дерева может сильно отличаться от листа другого типа дерева.Относительный размер листа , тем временем, помогает определить текстуру растения.

Поскольку текстура – это в первую очередь визуальный аспект ландшафтного дизайна, мы часто полагаемся на относительный размер листьев растения, чтобы делать выводы о его воспринимаемой текстуре. Да, текстура растения очень относительна: она относится к тому, как воспринимается поверхность объекта по отношению к окружающим его объектам. Таким образом, текстура растения одного подстилочного растения, например, может считаться более или менее грубой, чем у соседнего растения, из-за различий в размере листьев.

Строка   относится к тому факту, что движением или потоком глаз зрителя можно управлять с помощью расположения растений и их границ. Движение глаз бессознательно зависит от того, как группы растений сочетаются друг с другом, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.

Говорите, достаточно об основных элементах? Хорошо: давайте перейдем к принципам, которые вы будете применять в ландшафтном дизайне вашего заднего двора. Потому что эффективное применение этих принципов на вашем собственном заднем дворе может значительно повысить стоимость вашей недвижимости .

Когда основные элементы определены, пришло время применить их на практике. При планировании ландшафтного дизайна необходимо работать с «принципами», которые вытекают непосредственно из основных элементов. От того, насколько эффективно вы будете применять эти принципы, будет зависеть влияние вашего ландшафтного дизайна на зрителя — будь то вы сами или потенциальный покупатель.

Поскольку это введение в ландшафтный дизайн заднего двора задумано как практическое руководство, цель состоит не в том, чтобы предоставить абстрактные определения, а в примерах, которые самодельный человек может немедленно реализовать в ландшафтном дизайне заднего двора.

К общему «ощущению» ландшафта применяются три принципа садового дизайна: пропорции, переход и единство. Ландшафтные растения должны быть расположены так, чтобы соответствовать этим принципам. Пропорция — это ощущение, что размер отдельных компонентов (ландшафтных растений) или групп компонентов в ландшафте соответствует ландшафту в целом. Другими словами, идея пропорции очень похожа на идею базового элемента в масштабе .Но разница в том, что, хотя «масштаб» является нейтральным термином, «пропорция» основана на предпосылке, что что-то либо «пропорционально», либо «непропорционально». Непропорциональный дизайн сада омрачен резкими переходами или отсутствием переходов. Например, каменная стена высотой пять футов может элегантно выделить большой дом, но сделает маленький дом еще меньше. Ландшафтный дизайн последнего страдает отсутствием перехода: высота стены слишком близка к высоте дома.Проще говоря, переход означает постепенное изменение.

Соблюдение чувства меры, в свою очередь, является одной из характеристик ландшафтного или садового дизайна, демонстрирующего единство. Единство или «гармония» достигается, когда зритель чувствует, что все ландшафтные растения в дизайне сада дополняют друг друга и были выбраны с учетом одной всеобъемлющей темы. Продуманное размещение ландшафтных растений относительно их формы  – один из способов создать единое ощущение.Например, небольшие деревья по бокам проезжей части или входа должны иметь одинаковую форму. Повторение также способствует единству. Однако, как и все хорошие вещи, единство может зайти слишком далеко. Внесите разнообразие или «контраст» в пейзаж. Одним из способов является использование ландшафтных растений, различающихся текстурой . Элемент, текстура, достаточно тонок, чтобы его можно было использовать для внесения разнообразия в дизайн сада, не нарушая единства.

Следующая триада принципов домашнего ландшафтного дизайна, такая как пропорция, переход и единство, взаимосвязаны: а именно, ритм, баланс и фокусирование.Все они относятся к управлению движением глаз зрителя. Ритм, как правило, представляет собой шаблонное повторение мотива. Например, в вашем домашнем ландшафтном дизайне мотив может состоять из используемых ландшафтных растений. Ландшафтные растения одного типа можно было посадить в ряд или изгородь, эффективно направляя взгляд зрителя в одном направлении, а не в другом. Важным элементом здесь является линия , поскольку ничто так не контролирует движение глаз, как прямая линия.

Цель использования такого мотива состоит в том, чтобы бессознательно направлять движение глаз таким образом, который наиболее способствует оценке рассматриваемого домашнего ландшафтного дизайна.Например, возможно, ситуация на вашей земле имеет потенциал для великолепного вида, но ваш текущий ландшафтный дизайн не использует его в полной мере. Или, может быть, у вас есть скульптура во дворе, которую вы хотите показать. Но если ваш передний двор полон других интересных предметов, он может быть слишком «занят», чтобы этот предмет получил достаточное внимание. Эти и другие проблемы ритма могут быть решены через понимание баланса и фокусировки.

Баланс относится к согласованности визуальной привлекательности и применяется ко всем пяти основным элементам: согласованность с формой , с текстурой и т. д.Понимание баланса, в свою очередь, важно для понимания фокализации. Фокализация — это принуждение точки зрения зрителя к фокальной точке. В то время как это может быть достигнуто с помощью различных средств, более интенсивная фокусировка создается за счет использования сбалансированного, последовательного расположения элементов.

Итак, вернемся к двум проблемам домашнего ландшафтного дизайна, о которых говорилось выше. Первая — это проблема кадрирования, и ее можно решить, используя жирные прямые линии; например, для этой цели может служить стена (также можно использовать ряд деревьев).Во-вторых, проблема привлечения внимания к одному компоненту в оживленном переднем дворе может быть решена путем уменьшения беспорядка, выбрав вместо этого минималистский стиль; и за счет использования либо цвета , либо строки . Статуя может быть окружена цветом, который бессознательно направляет взгляд зрителя (фокусировка) на эту область. Использование в ландшафтном дизайне растений с красными или желтыми цветами в массовом порядке  было бы хорошим решением. Как и правильное использование линии. Например, прямая дорожка из брусчатки, ведущая к скульптуре, или клумбы с растениями, расположенные так, чтобы образовать прямую окантовку, которая будет фокусировать взгляд зрителя в намеченном направлении.

Из вышеизложенного видно, что принципы домашнего ландшафтного дизайна не относятся к чему-то более неземному, чем простое расположение выбранных ландшафтных растений в комбинациях, свидетельствующих о хорошо продуманном плане. Не претендуя на исчерпывающую дискуссию, приведенные выше примеры должны, тем не менее, развеять опасения тех, кто делает все своими руками, что дизайн домашнего ландшафта — это исключительная прерогатива волшебников с непостижимыми способностями. Домашний ландшафтный дизайн — это область не волшебства, а планирования, решения проблем и «принципиального» подхода.

Лучшее программное обеспечение для ландшафтного дизайна 2022 года

17-1012.00 — Ландшафтные архитекторы

Планирование и проектирование земельных участков для таких проектов, как парки и другие места отдыха, аэропорты, автомагистрали, больницы, школы, земельные участки, а также коммерческие, промышленные и жилые объекты.

Образец зарегистрированных названий должностей: AP BD+C (Аккредитованный специалист в области проектирования и строительства зданий), Архитектор, Архитектор полей для гольфа, Ландшафтный планировщик, Ландшафтный архитектор, Ландшафтный дизайнер, Ландшафтный планировщик, Планировщик парков, Планировщик, Профессиональный ландшафтный архитектор (PLA)

Вы покинете O*NET OnLine, чтобы посетить наш дочерний сайт My Next Move.Вы можете вернуться, нажав кнопку Назад в браузере или выбрав «O*NET OnLine» в меню Сайты O*NET в нижней части любой страницы в разделе «Мой следующий ход».

Вы покинете O*NET OnLine, чтобы посетить наш дочерний сайт My Next Move for Veterans. Вы можете вернуться, нажав кнопку Назад в браузере или выбрав «O*NET OnLine» в меню O*NET Sites в нижней части любой страницы My Next Move for Veterans.

Saldrá де O * NET OnLine пункт Visitar Nuestro Sitio afiliado Mi Próximo Paso. Puede regresar usando el botón Atrás en su navegador, o eligiendo «O*NET OnLine» en el menu Sitios O*NET en la parte inferior de cualquier página en Mi Próximo Paso.

Задачи