Съемка портрета на olympus: Olympus как портретная система — большой обзор: dmitry_novak — LiveJournal

Содержание

Olympus как портретная система — большой обзор: dmitry_novak — LiveJournal


    Наконец-то мне удалось более-менее отснять и обработать тот материал, что хотелось поставить в обзор. Поэтому с опозданием, но все же представляю вашему вниманию обзор Olympus как портретной системы. Мы кратко посмотрим, чем хороши для портрета камеры Olympus, а основное внимание уделим оптике. И, опять же, живые примеры.

Вступление

    Многие начинающие фотографы стремятся к покупке полнокадровой камеры («так учили Отцы!»). А когда деньги потрачены на фуллфрейм и светосильную оптику, человек начинает терзаться, потому что на форумах ему заливают: «Только средний формат! Только пленка! Только хардкор!». Далее покупается пленочный СФ или чего доброго цифрозадник (если новичок дурак но при деньгах), а фотографии все равно, блин, не радуют. Старая, старая история, которую я проходил сам и наблюдаю из года в год уже лет десять подряд в ЖЖ, на форумах и в реальной жизни.

    А караван идет, и отличные портреты делаются на разные камеры, в том числе и на айфон. Поэтому давайте немного отвлечемся от технофетиша больших матриц.

    Что нужно от “портретной” камеры?
    Да в общем-то здесь нет особых специфических требований, разве что синхронизация с импульсным светом, которая у разных апаратов отличается как по скорости (выдержке), так и по наличию синхрогнезда (хотя сейчас большинство использует радиосинхронизаторы). Ну и автофокус, пригодный для портретов, а так же удобство визирования с неавтофокусной оптикой.

    Если говорить о флагмане Olympus OM-D E-M5 mk II, то камера (как, впрочем, и E-M1) отлично приспособлена для портрета. Экран замечательный, видоискатель имеет высокое разрешение, есть пикинг и увеличение при наводке на резкость. Автофокус отрабатывает хорошо и быстро даже в сложных условиях, а возможность свободно выбирать положение точки фокусировки по всей площади кадра и одинаковая точность автофокуса при любой точке фокусировки — это избавляет нас от проблемы перекадрирования. Отдельное удобство дает система распознавания лиц — в нормальных условиях освещения и при ракурсах анфас и в 3/4 лицо определяется без проблем, и фокусировка происходит быстро и точно.

Можно включить режим автоопределения глаз и даже задать, по какому именно глазу фокусироваться. Экспозамер, к слову, также можно привязать к лицу. Скептики и хардкорщики могут говорить что угодно, а в реальной жизни все это очень облегчает съемку. А ошибки фокусировки на портретах у меня сводятся практически к нулю.
    О цвете на Олимпусе я говорил уже не раз, в портрете это очень важно, поскольку мозг хорошо знает достоверный скинтон. В этом смысле проблемы нет, и при нормально выставленном балансе белого и контрасте кадры практически не требуют доводки по цвету.

    В студии работать с камерой тоже комфортно. Во-первых, освещение можно синхронизировать как по радио, так и с помощью шнурка, благо в новой модели имеется синхрогнездо. Во-вторых, в условиях затененной студии очень удобен режим Viewfinder Boost, который усиливает яркость изображения, благодаря этому можно с комфортом фокусироваться в полутемном помещении, пользуясь при этом всеми благами наклонного экрана.

    Кое-какие плюшки прилетели и стробистам — тем, кто снимает на натуре с переносными вспышками. Как известно, там одна из проблем — балансировка вспышки и естественного освещения, причем обычно требуются довольно короткие выдержки, особенно если съемка идет на открытых диафрагмах и в солнечную погоду.
И хотя здесь мы все еще стеснены нижним порогом ISO 200 и отсутствием скоростной синхронизации с внешними вспышками, но обновленный затвор позволяет синхронизироваться на более высоких скоростях. На E-M5 с радиосинхронизатором Pocket Wizard II Plus самая короткая выдержка, на которой еще не было затемнения, составляла 1/250 (в крайнем случае — 1/320, но уже с темной полосой почти на четверть кадра). На новой камере я смог добиться чистой картинки на выдержке 1/400, а по проводу — практически до 1/500. А это уже результат, максимально приближенный к центральному затвору.

    Сейчас я снимаю с синхронизаторами Yongnuo RF603 II, и на них самая короткая выдержка синхронизации без затенения кадра получается 1/320. На том же кэноне синхронизация ограничена примерно 1/250 (если не использовать системные вспышки с high-speed sync).

    Более тонкий вопрос — оптические особенности и пластика картинки, которые во многом все же определяются форматом сенсора. В портретах зачастую ставку делают на размытие фона, которое наиболее проявляется при большом кадре и на светосильной оптике с большими фокусными расстояниями. Вот мы и посмотрим, что там с размытием.

    Новую камеру я сейчас активно использую с несколькими объективами, из которых классические портретные фокусные расстояния имеются в 12-40 мм f/2.8, 40-150 мм f/2.8, 45 мм f/1.8, 75 мм f/1.8. Кроме того, мне нравится «полтиник» 25 мм f/1.8, хотя это уже и не совсем портретное фокусное. Сейчас я сознательно я ограничился только «родными» автофокусными объективами, чтобы посмотреть на Olympus как на обособленную систему, хотя на m43 для портрета есть оптика Panasonic, и множество старых и новых неавтофокусных сверхсветосильных объективов, которые встают на микру и просто так, и через переходники.

    Начнем по порядку. С самого “не портретного” объектива 🙂

Olympus M.

Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO

    Вы хорошо знаете этот объектив по моему обзору. Я ношу его с собой всегда — на этот зум можно снять практически любой каждодневный сюжет, начиная с пейзажа, стрита, и заканчивая портретом. Картинка будет резкой, рисунок — приятным.
    Конечно при светосиле 2.8 он не даст такого размытия фона, как более светлые фиксы. Но портретисту эта линза, на мой взгляд, очень пригодится для относительно широкоугольных кадров в тесной обстановке, при этом универсальность фокусных позволяет осознанно и аккуратно кадрировать сюжет (что не всегда возможно с фикс-оптикой).
    А если размытие и малая ГРИП не самоцель, то на 12-40 вообще можно снять целиком любую портретную сессию — как я уже сказал, оптически это стекло не имеет недостатков и с легкостью покрывает 40-мегапиксельный режим.


Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO — 24 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2. 8 PRO — 28 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40 mm f/2.8 PRO — 29 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.

Вывод:

    Объектив полезно и удобно иметь в сумке на все случаи жизни, он никогда не подведет и качественно выполнит любую задачу в рамках своих фокусных расстояний, но для получения малой ГРИП лучше отдать предпочтение более светосильным фиксам.

Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8

    По эквивалентному фокусному расстоянию это «полтиник» со всем вытекающим разнообразием сюжетов. Помимо того, что это просто очень хороший и при этом легкий и компактный объектив, он обладает прекрасной пластикой, имеет мягкое боке и отлично проявляет себя в портретах.

    Конечно это фокусное нужно применять в портрете вдумчиво и с учетом анатомии конкретной модели, лучше всего в поясных или ростовых планах, потому что далеко не каждой модели подходит крупный план с выраженной перспективой. Если в ростовых портретах размытие проявляется незначительно, то в лицевых и поясных — вполне.
    Там, где он уместен, 25 мм f/1.8 на открытой диафрагме обязательно порадует красивой пластичной картинкой и отличной резкостью (но на крупных планах, благодаря малой ГРИП — без излишней «дерматологичности», даже при высоком контрасте и в контровом свете).



Olympus M.Zuiko Digital 25 mm f/1.8  —  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.

Olympus M.Zuiko Digital 25 mm f/1.8  —  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


Olympus M.Zuiko Digital 25 mm f/1.8  —  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


Olympus M.Zuiko Digital 25 mm f/1.8  —  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


Вывод:

    Я бы рекомендовал этот объектив всем поклонникам классического полнокадрового «полтиника», которые хорошо знают его сильные стороны и нюансы в портретной съемке, касающиеся передачи перспективы.

Olympus M. Zuiko Digital 45mm f/1.8

    Это классический портретник, эквивалент 90 мм на полном кадре.
    Когда впервые берешь в руки этот объектив, не веришь своим глазам — настолько он крошечный и легкий — просто чудо! К тому же — сравнительно недорогой.

По рисунку — приятный, спокойный, художественный и в меру техничный. Хотя мягкорисующим его не назовешь, но и излишней резкости на открытой диафрагме он тоже не дает. А значит и не подчеркнет недостатков, что тоже неплохо.
    В общем, то что надо. И, несмотря на дваждыкроп, вы с легкостью получите необходимое и достаточное размытие фона даже в ростовых портретах.


Вывод:

    С учетом цены и качества объектив Olympus M.Zuiko Digital 45 mm f/1.8 можно, пожалуй, назвать первейшей и одной из самых «выгодных» покупок для портретиста. Он обеспечивает отличное качество, приятную картинку, при этом имеет очень компактный дизайн и хорошо сочетается не только с OMD, но и с серией камер Pen. И даже на ростовых портретах выраженно размывает фон.

Olympus M.Zuiko Digital ED 75mm f/1.8


    Этот объектив не зря считают одним из лучших фиксов Олимпус. В нем прекрасно все — от конструктива и до картинки.
    По эквивалентному фокусному он соответствует полнокадровым 150 мм. На мой взгляд, это максимально разумное ФР для традиционного портрета — дальше начинается сплющивание перспективы и искажение лиц.
    На Олимпусе это, пожалуй, самый «бокешный» объектив из фирменной оптики. Если вы фанат благородного и сильного размытия — то вам обязательно нужна эта линза. По остальным параметрам она почти безупречна — чистая, контрастная и резкая картинка. Разве что немного засвечивается в контровом свете (как и многие другие светосильные телевики-фиксы).
    Если сильно придираться и попытаться найти хоть какие-то недостатки — то не лишним будет сказать, что на момент обзора это наверное самый тяжелый из олимпусовских фиксов и самый неторопливый. То есть фокусируется он достаточно быстро на фоне других БЗК, но все же медленнее, чем другие объективы Olympus.

Впрочем, портретной съемке это не мешает.



Olympus M.Zuiko Digital ED 75 mm f/1.8  —  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


Olympus M.Zuiko Digital ED 75 mm f/1.8  —  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


Olympus M.Zuiko Digital ED 75 mm f/1.8  —  f/1.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.

Вывод:

    Результаты получаются вполне ожидаемые от топового портретника. Почти безупречное боке, резкость по всему полю. Однако нужно быть внимательным с некоторыми типами лиц — все-таки ЭФР 150 мм — это довольно много, и есть риск получить эффект «блина» или «пиццы». Это относится, естественно, не к конкретному объективу, а вообще к большим фокусным расстояниям.

    Советую также не полениться и достать бленду к этой линзе, боковая и контровая засветки ощутимо снижают контраст.

Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150 mm f/2.8 PRO

    Про лучший телезум Olympus я уже подробно рассказывал в отдельном большом обзоре. И там же пообещал, что потом покажу полноценные портреты, сделанные на него.
    Еще раз повторюсь: несмотря на то, что я лично снимаю портреты на этот объектив неохотно (зачем таскать крупный и не самый легкий зум, если есть более светосильные фиксы?) —  все же стекло классное и отрабатывает на все 100. Но фиксы в портрете конечно на порядок удобнее, легче и интереснее (конечно, если они у вас имеются :)). Многие это пытались оспорить в комментариях к обзору, убедить, что и на 500 мм можно снять портрет. Можно. Нужно ли — вот вопрос. В случае с 40-150 мм есть еще нюанс — все-таки этот объектив рассчитан на получения техничной резкой «репортажной» картинки, поэтому в портрете может иногда показаться жестковатым по микроконтрасту.
    И все же какое-то применение этому отличному телевику именно в портрете я нашел. Во время последней съемки 40-150 мне понравился тем, что с ним удобно искать кадрирование издалека в тех сюжетах, где не подойдешь ногами (например, съемка модели сверху со второго этажа), а также осознанно плющить перспективу (как художественный прием).
    Например, вот такой портрет в жанровом окружении на более коротких фокусных выглядел бы совсем иначе, а мне хотелось именно «картинной плоскости» без выраженной плановости, хотелось получить не объем, а «ковёр». Можно было бы снять и на 75 мм f/1.8, но с зумом я быстрее и легче получил точное кадрирование:


Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150 mm f/2.8 PRO — 70 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150 mm f/2.8 PRO — 67 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.

Не сходя с этой же точки, только работая зумом, можно на более длинном фокусном расстоянии получить более крупный план и еще более выраженное размытие. Издержки сплющивания перспективы в подобном ростовом портрете не очень заметны, хотя лицо и фигура выглядят уже более массивно. С этим, конечно, нужно быть осторожным и не обижать модель )


Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150 mm f/2.8 PRO — 150 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.

    При иных ракурсах, например, при съемке с верхних точек, большие фокусные несколько сплющивают фигуру. Не говоря уже об искажении объемов лица и тела. Всё становится массивнее. Чтобы уменьшить этот эффект, берем ракурс три четверти и осмысляем свет.


Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150 mm f/2.8 PRO — 150 mm, f/2.8. Кликните, чтобы увидеть крупнее.


Вывод:

    Как любой другой добротный но все же специализированный объектив, олимпусовский телезум нужно применять с умом и понимать, где допустимы его фокусные расстояния и резкость. На мой взгляд, идеальный инструмент для типичного свадебного фотографа или для тех, кто чаще снимает живую природу, и лишь эпизодически — портреты. Хотя для эпизодических портретов я бы взял скорее какой-нибудь неавтофокусный объектив.

Неавтофокусная оптика

    Система m43 удобна тем, что в силу размера сенсора и рабочего отрезка на нее можно поставить практический любой объектив, а эргономика и софтварные наработки как то стабилизация, шикарный экран и ЭВИ, увеличение и пикинг, — все это делает съемку удобной и эффективной.

    Я регулярно снимаю на три неавтофокусных объектива: Zuiko 50 мм f/1.2, Гелиос-44м 58 мм f/2.0 и самодельный монокль.

    Первый из них я ставлю на тилт-адаптер, что обеспечивает большие творческие возможности по управлению плоскостью ГРИП и размытием.



Olympus OM Zuiko 50 mm f/1.2  —  f/1.2, тилт. Кликните, чтобы увидеть крупнее.
    Сам по себе объектив прекрасен. На открытой f/1.2 он работает как софт-фокусный, на f/2.0 становится резким и контрастным, а на f/5.6 превращается в эталонный технический объектив для предметки. Хотя сейчас он стоит как чугунный мост, есть и более дешевые зуйки со светосилой f/1.4. Все — очень компактные и красивые.

    Гелиос-44м привлекает закрученным боке и винтажностью рисунка (чем-то даже лейковские стекла напоминает).


Гелиос-44м, 58 mm f2.0  —  f/2.0. Здесь — еще кадры с Гелиоса и Zuiko 50 mm f/1.2.


    На монокле же с нами играет злую шутку размер матрицы — получается, что эффекты свечения и комы на микре получаются вдвое больше по площади, чем на полнокадровой матрице (условно говоря, в два раза больше радиус «эффекта»). Поэтому особого применения на Олимпусе монокль у меня не нашел. Добавляю достоверный эффект монокля при необходимости в ФШ свои древним экшеном.

Так все-таки размывает или нет?

    Было бы нечестным убеждать читателей в том, что оптика на дваждыкропе обеспечивает малую ГРИП не хуже, чем на полном кадре. Простая математика подскажет, что боке, достижимое например с классическим портретником 85 мм f/1.2, потребует на сенсоре m43 относительного отверстия f/0.6, а это уже почти теоретический предел. Такого объектива на микру нет и вряд ли когда-то будет за разумные деньги.
    С другой стороны, видно, что даже относительное отверстие f/2.8 (зумы 12-40 мм и 40-150 мм) нормально обеспечивает отделение от фона и выраженное боке, особенно на крупноплановых портретах.
    Если пересчитывать глубину резкости, то например 75 мм f/1.8 превращается в полнокадровый 150 мм f/3.6 (по степени размытия фона). Кому-то это может показаться недостаточным. Я же для себя не вижу причин беспокоиться. В том числе и потому что у нас и бонусы, которых нет на полнокадровых камерах.
Например, отличная система распознавания лиц, удобство визирования, компактность. В конце концов, отличный цвет.

    Единственное, чего мне не хватает у Olympus — это мягкорисующей оптики. Все современные автофокусные объективы Zuiko — резкие даже на открытой диафрагме. Это несомненный плюс, ибо проще снять резко и потом испортить в фотошопе, чем мучиться с мыльным исходником. Но иногда все-таки хочется аналогового софт-фокуса и даже монокля. И приходится обращаться к мануальной оптике и переходникам.
    Однако ходят слухи (и нет оснований им не верить), что в блжайшие годы Olympus выпустит несколько сверхсветосильных объективов (скажем, f1.2 или даже f/0.95, аналогичных лейке и фойхтляндеру). Вероятно, что на открытой диафрагме эти объективы будут обладать как раз мягким и пластичным рисунком и легко обеспечат малую ГРИП, которая ранее была достижима только на полном кадре.

Дисклеймер

1. Обзор выражает субъективное мнение о фототехнике, которой я постоянно пользуюсь, потому что она мне нравится.
2. В обзоре не ставится целью техническое тестирование камеры и объективов, для этого есть другие сайты, где можно найти таблицы, графики и полноразмеры.
3. Я профессиональный предметный фотограф. В портретах — пока еще любитель, поэтому снимки могут не отвечать вашим представлениям о “художественной портретной фотографии”. Но я, модель и стилист старались )
4. Все фотографии обработаны по моему вкусу и настроению. Боке не правилось, резкость не повышалась, ХА не трогал.
5.
Обсуждение недостатков модели не приветствуется. Советы фотографу как сделать лучше и указание на фактические ошибки и опечатки — люто приветстуются.

Андрей Румянцев: OLYMPUS OM-D E-M1. Портретная съемка. Да, или нет?

За последние полгода, я получил около 15 писем от моих читателей с просьбами подробно рассказать о моей основной рабочей камере Olympus OM-D E-M1 и моих впечатлениях по работе с ней, в сравнении с громоздкими зеркальными полнокадровыми камерами. Сегодня интерес к системе 4:3 Micro Four Thirds от Olympus или FujiFilm не угас и всё также продолжает расти. Связано это не только с весом и компактностью, но и с архаичностью технологий, даже в последних моделях популярных полнокадровых камер от Canon или Nikon. Да, изначально, после многочисленных тестов новой камеры, я хотел написать большую развернутую и сравнительную статью, но так и не сделал этого. Во-первых, я просто не нашел времени на такую работу, а, во-вторых, в сети, итак очень много этого добра. Например, у того же Дмитрия Новака. И чтобы не оставлять своих читателей совсем без внимания, я решил избрано ответить на, наиболее часто повторяющиеся, вопросы. Сегодня мы поговорим о портретной съемке.
1/40 s. | f/2.8 | ISO: 640 | 56mm (19mm eq = 38mm) | no flash | +0/0 EV | OLYMPUS OM-D E-M1 | ED 12-40 mm f/2.8 PRO
Сразу скажу, если вы привыкли к своему 5D Mark III-IV и имеете в арсенале внушительный парк оптики на круглую сумму, а также активно занимаетесь коммерческой фотографией (свадьбы, репортажи, спорт, студийная съемка и т. п.), переходить на 4:3 систему смысла нет никакого. Больше потеряете, чем приобретете. А если уж очень хочется и позволяет кошелёк, всегда можно докупить беззеркалку второй камерой. До перехода на беззеркальную систему, мой арсенал состоял из штатного набора большинства фотографов средней руки: ФФ камеры Canon EOS 6D и трёх классических объективов: 50мм, 24-105мм и 70-200мм. Поэтому я особо ничего не терял, а лишь, наоборот, приобретал.

02. Съемка без вспышки в помещении. Идеальный ББ. Режим камеры e-Portrait.1/50 s. | f/2.8 | ISO: 640 | 22mm (35mm eq = 44mm) | no flash | +0/0 EV | OLYMPUS OM-D E-M1 | ED 12-40 mm f/2.8 PRO

Кому же сегодня интересны беззеркалки? В первую очередь, активным путешественникам. Камера и штатный набор оптики (включая мощнейший телевик Olympus ED 40-150mm (экв. 80-300mm) f/2.8 PRO) настолько компактен, что с легкостью уместятся на дне любого рюкзака в ручной клади самолета. Для меня это было очень важно. Во-вторую очередь, активным блогерам и фотолюбителям. Мне просто надоело, как ишаку, таскать на спине и шее 8 кг фототехники весь съемочный день. С компактной беззеркальной камерой я вообще забыл про вес, а также про штатив… Фирменная 5-осевая стабилизация отрабатывает на 100%, позволяя с легкостью снимать с рук при быстром шаге, даже на выдержке 1/30с. Процент четких удачных кадров, с той или иной съемки, повысился до 90%, против 20-30% при работе с зеркальной камерой от Canon.

Я слегка отвлекся… Вернемся к портретной съемке. Я неспроста решил остановиться на этой теме. Если взять повседневную жанровую съемку, архитектурную, съемку в путешествиях, репортажку и т.п., здесь всё хорошо. В случае же портретной съемки на 4:3 систему, есть свои особенности и нюансы. Главное и основное, чего вы лишитесь — это малая глубина резкости, присущая более крупноформатным камерам. Даже используя дорогие портретные фиксы, добиться похожей картинки, как при съемке на ФФ камеру, просто нереально. Но, это не значит, что про портреты можно забыть. Многие известные коммерческие фотографы, специализирующиеся на модельной съемке и сменившие систему, наоборот, нахваливают не столь малую глубину резкости, позволяющую не размыливать задник в кашу, а получать, так называемый, «живой» фон, который в тоже время не вредит объекту съемки.


03. Съемка на улице.1/80 s. | f/3.2 | ISO: 200 | 21mm (35mm eq = 42mm) | no flash | +0/0 EV | OLYMPUS OM-D E-M1 | ED 12-40 mm f/2.8 PRO
Учитывая современные реалии, в которых важны скорость, функционал и свобода самовыражения, камера от Olympus имеет шикарные режимы ART и SCN, позволяющие, благодаря уникальным фирменным пред-настройкам и фильтрам, а также идеальному JPEG на выходе, буквально за секунды создавать нужную картинку, без постредакшена в Фотошопе. Например, уникальный портретный режим e-Portrait позволяет очень грамотно скорректировать кожу модели, ещё на этапе формирования камерой снимка. И, как отмечают многие фотографы, секундная работа порой стоит нескольких часов работы с кожей в фоторедакторе. Ну, а упомянутый выше, прекрасный стабилизатор, а также сверх-умная система фокусировки по лицу, и даже по глазам, позволяет запечатлеть все эмоции модели при динамичной съемке, сведя процент смазанных портретных кадров к минимуму.Также хочется отметить и дополнительный встроенный квадратный формат кадра 1:1, позволяющий, благодаря камерному Wi-Fi, мгновенно загружать готовые снимки в Instagram, также минуя пост-обработку.
04. Ещё один уличный портрет при жестком солнечном свете.
1/2000 s. | f/2.8 | ISO: 200 | 23mm (35mm eq = 46mm) | no flash | +0/0 EV | OLYMPUS OM-D E-M1 | ED 12-40 mm f/2.8 PRO
Вывод. Портреты не только смело можно снимать на беззеркальные камеры, но и нужно. Четыре портретных снимка в моем посте, это наглядно демонстрируют. Довольно длинная выдержка для съемки без штатива, отсутствие вспышки в помещении, ну и идеальный JPEG на выходе без всякой цветокоррекции в фоторедакторе. Я даже не помню, когда в последний раз включал режим RAW.
И, в заключении статьи, хочу написать ещё общие выводы от работы с беззеркальной системой.
От чего я избавился:
  • — От громоздких тяжелых камер, и объективов
  • — От проблем с глючной и тормознутой фокусировкой
  • — От мыльных, нерезких и испорченных снимков
  • — От проблем с ББ
  • — От проблем с детализацией по углам снимка
  • — От проблем со съемкой с рук на длинных выдержках без штатива
Что я приобрел:
  • — Компактность и легкий вес.
  • — Быстрый и точный автофокус при любых условиях освещения
  • — Идеальную четкость по всей площади кадра
  • — Идеальный JPEG на выходе
  • — Грамотный ББ в 99% кадров
  • — Отличную эргономику камеры и конструктив.
  • — Полную пыле-, влаго- и морозостойкость камеры, и оптики
  • — Лучшую оптику Olympus M.Zuiko PRO с превосходными оптическими свойствами
  • — Лучший 5-осевой стабилизатор
  • — Превосходные параметры серийной съемки
  • — Электронный затвор и полностью бесшумный режим работы
Что я потерял:
  • — Полнокадровую матрицу
  • — Возможность съемки с малой глубиной резкости
С чем вы столкнетесь:
  • — Шумность матрицы на высоких значениях ISO
  • — Недостаточное количество мегапикселей
  • — Очень дорогая оптика серии PRO, в сравнении с оптикой для зеркальных камер.
  • — Очень дорогие аксессуары- Придется привыкнуть к электронному видоискателю

Olympus PEN-F – дизайн в стиле ретро и современные технологии // Статьи и обзоры // FOTOEXPERTS