Современные староверы: О жизни людей, сохранивших старинную веру

Содержание

О жизни людей, сохранивших старинную веру

Старообрядчество привлекает пристальное внимание общественности. Любопытство вызывают люди, которые в XXI веке придерживаются традиций и устоев многовековой давности. В народе до сих пор существует стереотип, что старообрядцы живут исключительно в таежных скитах, отвергают блага цивилизации и существуют только за счет подсобного хозяйства и лесных даров. Доля правды в этом есть, однако не все так просто.

В России, и в Иркутской области в частности, существует несколько согласий, представители которых живут не только в сельской местности, но и в крупных городах. Причем отличить городского старообрядца от светских людей сразу не получится. Современная одежда, модная прическа, социальный статус делают это практически невозможным. Однако, где бы ни проживали старообрядцы, их отличают глубина веры, сохранение традиций и семейных ценностей. О том, что сегодня представляют собой старообрядческие согласия в Прибайкалье и как устроен их родовой уклад жизни, рассказывает

Александр Костров, профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ.

***

Без имен и фотографий

Как отмечает Александр Костров, сегодня старообрядчество находится на определенном подъеме. Одна из причин этого заключается в том, что люди, отвергая влияние западной модели образа жизни, все чаще возвращаются к своим истокам, корням. И именно старообрядцы являются хранителями древней русской культуры. Сегодня многие из них возвращаются из-за границы на исконную родину в сельскую местность, развивают подсобное хозяйство, опираясь на семейные и религиозные традиции.

По примерным оценкам, в настоящее время в Прибайкалье насчитывается порядка 2,5 тысячи старообрядцев и интересующихся потомков. Точную цифру никто не сможет назвать, поскольку многие согласия не делятся числом своих последователей. Также есть общины, которые и вовсе себя не афишируют.

В Иркутской области есть общины разных согласий. У каждого из них свои достижения, проблемы, житейские заботы. К ним, например, относится строительство храмов в областном центре. Для активизации положительного влияния старообрядцев на прибайкальское общество Восточно-Сибирским аналитико-просветительским центром «Согласие» создается межсогласийный Центр старообрядческой культуры. Также в рамках реализации проекта «Старообрядчество Иркутской области: роль в культурном развитии региона» предпринимаются экспедиционные исследования разных старообрядческих общин. Особый интерес исследователей вызывают старообрядческие роды

, — подчеркивает Александр Валерьевич.

По его словам, именно старообрядческая семья, с одной стороны, является ценностью и хранителем старообрядческой традиции, а с другой стороны, проявляет специфику разных согласий и мест проживания их представителей. Будь то город или глухая тайга.

В этом году проводилось четыре экспедиции по разным территориям Восточной Сибири. Одна из них завела путешественников в глубокую северную тайгу. Там они познакомились с ярким представителем старообрядцев часовенного согласия. Сразу стоит оговориться, что его имени (как и других героев) мы называть не будем, так как последователи этого согласия стремятся не афишировать свои личные данные. Также они стараются не фотографироваться и тем более не попадать в Интернет. Представители же других согласий просто не любят рекламу.

Единственное, что можно сказать о первом герое, — это 40-летний мужчина, у которого 12 детей и большое хозяйство. Место под усадьбу он отвоевал у тайги с помощью топора, трактора и своих трудолюбивых рук.

Часовенные пришли в этот край из Западной Сибири в первой трети XX века. Тогда кругом плотной завесой стояла тайга. Однако им удалось расчистить поля, разбить покосы. Сейчас поселение насчитывает несколько десятков дворов. Это небольшая деревушка, в которой ведется свой устоявшийся уклад жизни. Несмотря на существующие стереотипы, старообрядцы довольно радушно приветили гостей. В доме хозяина, куда пригласили членов экспедиции, было чисто и хлебосольно. При этом на столе стояли угощения, приготовленные только из натуральных домашних и таежных продуктов. Другой еды здесь просто нет.

По словам Александра Кострова, глава семьи в повседневности носит косоворотку, подпоясанную тканым поясом. При этом на каждый случай у него имеется свой комплект одежды: кроме будничного еще есть праздничный и моленный.

Когда он облачается в косоворотку и моленный кафтан, берет в руку лестовку и подручник, то перед нами в полный рост стоит бородатый XVII век, — рассказывает без доли иронии историк. —

То же самое можно сказать и о его жене и детях.
 

Без телевизора и Интернета

Практически все старообрядцы умеют читать по-церковно­славянски. Кроме того, они знают знаменное пение, которое, к сожалению, у других групп православного населения сегодня находится в забвении. Все семьи живут своим хозяйством и тайгой. При этом не принято брать незаработанные деньги, поэтому здесь не получают детские, пенсии, различные пособия.

Сельскохозяйственный труд у старообрядцев настолько развит, что они могут выращивать даже арбузы. Казалось бы, невозможная роскошь для северных территорий. В сезон они занимаются заготовкой даров леса, но основной достаток имеют за счет большой соболиной охоты. На три месяца мужчины отправляются далеко в тайгу, на охотничьи угодья, добывают соболя, а мех затем сдают. Плюс старообрядцы являются отличными строителями. Они виртуозно владеют техникой деревообработки. И для этого им не нужно специальное образование. Опыт и мастерство перенимаются от старшего поколения.

Одним словом, часовенные — коренные таежники. Тем не менее здесь все же можно увидеть признаки современной цивилизации. Так, например, в хозяйстве имеется техника: бензопилы, снегоходы, лодочные моторы, тракторы и т. д. Все, что необходимо для ведения сельскохозяйственной деятельности и промысла. Зачастую охотугодья находятся за 100 километров от дома, и без снегоходов в 40-градусный мороз по сугробам туда не добраться. Ремонтируют все агрегаты они сами. Поскольку денег на приобретение мощной дорогостоящей техники у старообрядцев нет, они приобретают старую и полностью перебирают ее до винтика. То есть от внешнего мира они берут только «полезную» технику, избегая при этом «бесполезной» и «вредной».

Примечательно, что в таких общинах имеется купец, который поддерживает их связь с внешним миром. Он выезжает в «свет» и закупает все необходимое. Причем его звание — купец, это традиционное слово. По-другому торгового агента здесь не называют.

Все жители говорят на красивом русском языке с архаизмами. Многих современных слов они не знают, и большинство из них никогда не видели советских фильмов. Поэтому, когда члены экспедиции между собой приводили ставшие народными цитаты из отечественного кинематографа, часовенные невозмутимо и добродушно интересовались: «

И что это? О чем?».

На самом деле это ценный социокультурный заповедник, в котором сохраняются основы национальной религиозной, социальной и хозяйственной культуры. В доме богатая библиотека церковнославянских книг, иконы в стиле старого письма. Есть свои иконописцы. Службы проходят по старому уставу: вечерня с 17.00 до 19.00 в субботу, а воскресная служба продолжается с 3.00 ночи до 8 утра. При этом моленная во время служб полна людей всех возрастов. Мужчины и женщины, одетые в моленные кафтаны и сарафаны, стоят по разным сторонам храма. От мира они берут лишь то, что им необходимо, а излишки им не нужны. У них нет Интернета, телевизора. Крайне редко старообрядцы пользуются мобильными телефонами. Да и те, что есть, — это кнопочные устройства, единственная функция которых — связь. Причем не все даже их брали в руки. Жители считают, что если необходимо связаться с нужным человеком, можно просто сходить или съездить к нему и поговорить

.
 

«И в городе своих взглядов держатся крепко»

Наряду с таежными старообрядцами, больше всего вписывающимися в идеальное представление о них большинства людей, развиваются и городские общины. Их семьи менее традиционалистские и не такие многодетные, как у таежников. В центре их внимания — сохранение и развитие церковно-религиозной традиции на фоне включения в культуру современного общества.

С этой точки зрения представляют интерес новозыбковские старообрядцы (имеется в виду Русская Древлеправославная Церковь — прим. ред.). Их отличительная черта заключается в том, что представители этого согласия проживают как в селах, так и в городах. Они, в отличие от часовенных, пользуются современными коммуникациями: смотрят телевизор, используют Интернет и современные мобильные телефоны. Как говорит настоятель общины, «Бог дал, надо пользоваться». Внешне они не отличаются от других горожан, однако в церковном быту стараются соблюдать все строго. Каждое воскресенье активные представители иркутской общины собираются на службу в домовом храме по адресу ул. Медведева, д. 1. Также строится церковь в с. Моты и ведется работа, направленная на получение участка под строительство большого городского храма. В общину входят представители разных родов из Прибайкалья, Забайкалья, Хакасии, Красноярского края и Алтая. Эти местные и в разное время прибывшие из других регионов семьи заметно обогатили Иркутск, как с точки зрения социального капитала, так и с точки зрения сохранения и развития здесь глубокой традиционной культуры.

В качестве примера профессор ИГУ привел семью одного из активных представителей иркутской городской общины этого согласия. Члены семьи не только знают родословную до седьмого колена, но и поддерживают близкие отношения с близкими и дальними родственниками. Они почтительно относятся к старшему поколению, вместе воспитывают детей от многочисленной родни. В повседневной жизни трудятся на разных профессиональных поприщах: строительство, бухгалтерия, образование и т. д. При этом по каждому из этих направлений имеются достижения, которые в том числе отмечены государственными и общественными наградами. Глава семьи активно занимается общественной деятельностью и имеет широкий круг общения, в который входят как ученые, так и представители разных конфессиональных и культурных групп. Что характерно, в своих многочисленных путешествиях он всегда посещает старообрядческие святыни и местные общины, тем самым стараясь поддержать традицию в разных регионах и ознакомиться с местным опытом ее сохранения. Когда же приходит воскресенье или религиозные праздники, глава семьи надевает моленную одежду и вместе со своими близкими идет в храм или молится дома.

 

Современный городской старообрядец

Самым городским согласием старообрядчества можно назвать белокриницкое. В качестве примера Александр Костров приводит одну иркутскую предпринимательскую династию.

Ее глава — городской старообрядец XXI века. Активно занимаясь предпринимательской деятельностью, он в 1994 году вместе с товарищами восстановил историческую общину своего согласия. Взамен изъятого в 1938 году храма было получено здание под церковь (по адресу Баррикад, 109) и чуть позже земельный участок под старообрядческое конфессиональное кладбище. Он был во многих странах, где в том числе изучал мемориальную культуру. Этот опыт он использовал для того, чтобы Покровский старообрядческий погост стал лучшим кладбищем на востоке России. Сегодня большую часть своего дела он передает дочери и внукам. Этот старообрядец активно включен не только в экономические, но и в социокультурные отношения современного общества, — рассказывает Александр Валерьевич.

Это современный, модно одетый человек, который пользуется всеми благами современной цивилизации. При этом он оказывает благотворительную помощь клубу, в котором занимаются спортом люди с ограниченными возможностями. Также одним из направлений деятельности является помощь мигрантам, в том числе старообрядческим. Сейчас при его активном участии создан попечительский совет, в который вошли ученые, политики, архитекторы, строители и журналисты, объединившиеся для оптимизации развития погоста и строительства новой церкви.

Сегодня мы воочию видим, насколько старообрядчество разнообразное и многоликое. Его представители проживают и в сельской местности, и в городской агломерации. И всех этих людей из разных старообрядческих согласий и мест проживания объединяет здоровый традиционализм, который предполагает глубокое знание отечественной религиозной и народной культуры, а также стремление к развитию на основе семейных ценностей и любви к Родине. Что меня особенно поражает, так это глубина веры, степень сохранения традиций, их здравомыслие. У них очень взвешенное отношение к себе, к миру, к обществу. Старообрядцы никому не навязывают свои взгляды, но своих взглядов держатся очень крепко. И это вызывает уважение, — подчеркивает Александр Костров.

По словам ученого, старообрядцы стали первыми поборниками системного традиционного патриотизма в нашей истории. Ибо в ситуации, когда нужно сделать выбор, они всегда выбирали свое, а чужое принимали только при необходимости и с условием, что это не навредит отечественному. Поэтому и в современности старообрядцы являются яркими хранителями российской национальной культуры.

——————

Источник: baikal-info.ru
Текст: Лидия Гергесова

Староверам не чужды современные технологии, рассказал глава РПСЦ

https://ria.ru/20201215/-tekhnologii-1589273620.html

Староверам не чужды современные технологии, рассказал глава РПСЦ

Староверам не чужды современные технологии, рассказал глава РПСЦ — РИА Новости, 15.03.2021

Староверам не чужды современные технологии, рассказал глава РПСЦ

Современные технологии не чужды старообрядцам, но надо помнить, что не все нововведения, дающие больший комфорт, могут быть духовно полезны – это зависит от… РИА Новости, 15.03.2021

2020-12-15T12:30

2020-12-15T12:30

2021-03-15T14:29

религия

наука

русская православная старообрядческая церковь (рпсц)

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149368/33/1493683370_0:273:2669:1774_1920x0_80_0_0_90b11ebc908e09e40740e9787c9900b8.jpg

МОСКВА, 15 дек – РИА Новости. Современные технологии не чужды старообрядцам, но надо помнить, что не все нововведения, дающие больший комфорт, могут быть духовно полезны – это зависит от отношения человека к этим нововведениям, заявил в интервью РИА Новости предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), митрополит Московский и всея Руси Корнилий.Полный текст интервью читайте на сайте ria.ru»Для старообрядцев не чужды современные технологии и достижения науки и техники. По поводу отношения к ИНН считаю — не человек для ИНН, а ИНН для человека», — сказал митрополит Корнилий.Он отметил, что на Соборе РПСЦ могут обсудить «возможную опасность цифровой экономики».Говоря о полезности нововведений, которые дают человеку больше удобства и комфорта, митрополит Корнилий напомнил, что «все можно, но не все полезно для спасения души».»Все зависит от нашего отношения к этому «удобному и комфортному». Все это полезно лишь в той мере, в которой это способствует спасению души, избавлению от страстей», — подчеркнул собеседник агентства.»Подлинное счастье — это, конечно же, быть с Богом, очищая душу от греха, любить Бога, любить людей, творить добро», — заключил глава РПСЦ.

https://ria.ru/20201215/epidemiya-1589272372.html

https://ria.ru/20201215/starovery-1589210048.html

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149368/33/1493683370_0:23:2669:2025_1920x0_80_0_0_09105cf1b108dec5452829fcedb169c2.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

наука, русская православная старообрядческая церковь (рпсц), религия

МОСКВА, 15 дек – РИА Новости. Современные технологии не чужды старообрядцам, но надо помнить, что не все нововведения, дающие больший комфорт, могут быть духовно полезны – это зависит от отношения человека к этим нововведениям, заявил в интервью РИА Новости предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), митрополит Московский и всея Руси Корнилий.

Полный текст интервью читайте на сайте ria.ru

«Для старообрядцев не чужды современные технологии и достижения науки и техники. По поводу отношения к ИНН считаю — не человек для ИНН, а ИНН для человека», — сказал митрополит Корнилий.

Он отметил, что на Соборе РПСЦ могут обсудить «возможную опасность цифровой экономики».

15 декабря 2020, 12:00РелигияСтарообрядцы одобряют противовирусные меры, заявил митрополит Корнилий

Говоря о полезности нововведений, которые дают человеку больше удобства и комфорта, митрополит Корнилий напомнил, что «все можно, но не все полезно для спасения души».

«Все зависит от нашего отношения к этому «удобному и комфортному». Все это полезно лишь в той мере, в которой это способствует спасению души, избавлению от страстей», — подчеркнул собеседник агентства.

«Подлинное счастье — это, конечно же, быть с Богом, очищая душу от греха, любить Бога, любить людей, творить добро», — заключил глава РПСЦ.

15 декабря 2020, 08:00РелигияМитрополит Корнилий: любая общественная беда — знак Божий

Кто такие старообрядцы, в чем суть старообрядчества и раскола церкви?

Автор Полина Шишкина На чтение 6 мин Опубликовано Обновлено

Старообрядчество – религиозные течения, отвергающие церковную реформу XVII века, которая вызвала раскол в Русской церкви. Так возникли «новообрядцы» и «раскольники» (старообрядцы), речь о которых пойдет ниже

История старообрядчества

Это история русского народа, принявшего святое крещение в 988 году. Великий князь Владимир Святославович крестил Киевскую Русь, провозгласив государство православным и дав начало истории Русской церкви.

Вместе с постепенным устранением языческих верований, крещение дало укрепление власти в стране, улучшило международные отношения (в особенности с Константинополем) и способствовало объединению этносов на Руси.

С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период.

Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донёсшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания.

Появляются свои святые (Сергий Радонежский, Пётр и Феврония Муромские, Борис и Глеб и др.), их иконы, жития, каноны, появляются переводы священных текстов, древнейшие литературные памятники, апокрифы и летописи.

В общем, крещение, как выяснилось, это полезное для становления государства мероприятие.

Однако в этой замечательной исторической религиозной картине Руси в XVII веке происходит раскол церкви: патриарх Никон решает издать свою реформу, направленную на изменение действующих обрядов в печатных книгах ради унификации с греческими обрядами (поскольку с греческого многое не переводилось, а потому печаталось на свой манер, то многое в старообрядчестве патриарх считал неточным).

При участии царя Алексея Михайловича и ещё некоторых православных патриархов в 1650-1680 годы происходил процесс реформации.

Никон лично влиял на церковную литературу, а прежние исправители только обозлились, став его противниками. Конечно же, нашлись и те, кому не понравилось решение Никона. Их на Московских соборах 1656 и 1666 года и на Большом Московском соборе, состоявшемся в 1667 году, предали анафеме.

Это и были старообрядцы.

Яркий пример вражды старообрядцев и новообрядцев заключается в отношениях протопопа Аввакума и патриарха Никона. 

Аввакум и Никон
(Источник: https://zen.yandex.ru/media/thedailyplanet)

Кто такой Аввакум? 

Всё просто: это идейный вдохновитель старообрядцев и их фактический лидер. Протопоп Аввакум был известен своей строгостью и трепетным отношением к православию, благодаря чему стал самым яростным противником реформы Никона.

Стоит отметить, что существует даже литературный памятник – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», из которого можно узнать очень много о жизни, семье, деятельности и смерти протопопа.

Известно, что, как и многих протестующих старообрядцев, Аввакума отправили в Сибирь, а в 1666 году, после низложения Никона до сана монаха, царь Алексей Михайлович пригласил протопопа в Москву, уговаривая принять новые обряды.

Аввакум был непреклонен. Даже более: при царе Фёдоре Алексеевиче протопоп в письме выразился об его отце Алексее Михайловиче следующим образом: «Зри умо зверя летописнаго: крестящейся тремя перстами поклоняются. Се зверь двоерогой — бес!».

За это Аввакум поплатился жизнью – в 1682 году протопопа сожгли.

Картина Г.Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума» (1897г.)
(Источник: https://news.myseldon.com)

Суть Никоновской реформы: отличия старых и новых обрядов

Хотя реформа касалась печатных церковных книг, отличия были существенными.

  • Во-первых, по старому обряду креститься следовало двумя перстами, олицетворявшими «Исуса и Бога». Теперь же креститься нужно тремя перстами – Отец, Сын и Святой Дух.
  • Во-вторых, кланяться обязательно требуется по пояс, а не в пол, как ранее.
  • В-третьих, изменилось написание имени Иисуса, т.к. ранее писалось с одной буквой «И».
  • В-четвёртых, вводилось в принципе слово и понятие «православия».
  • В-пятых, крест стал четырёхконечным, а не восьмиконечным.

Это только основные моменты. В литературе действительно изменился манер обрядов, а также изменилось написание икон.

Разница в написании икон: слева новобрядческая, справа – старообрядческая, на примере иконы Спаса Нерукотворного
(Источник: https://ruvera.ru)

Различие церквей

Первое, что бросается в глаза при виде абсолютно любого здания – его архитектура. Так вот, визуально никоновская и старообрядческая церкви практически ничем не отличаются.

Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

В беспоповских храмах старообрядческих церквей может и не быть алтарной апсиды (это полукруглый или многогранный выступ в восточной части храма, обычно это место наполнено мозаиками, росписями и имеет три окна).

Казанская старообрядческая церковь Иконы Божией Матери
(Источник: http://images.esosedi.org)

Но самое главное, по чему вы можете определить принадлежность храма, находится наверху.

У старообрядцев обычный восьмиконечный крест без каких-либо украшений, в то время как в современных церквях он четырехконечный, со всевозможными украшающими модификациями.

  • Крест на новообрядческом храме
  • Крест на старообрядческом храме
Источник: https://ruvera.ru

Свечи и паникадила: внутри старообрядческих храмов, в основном, используются настоящие свечи, а не электрическое освещение. Иконы только медолитные и рукописные, написанные в канонической стилистике.

Далее отличительной чертой является наличие подручников. Поскольку старообрядцы кланяются в пол, то для удобства используются специальные коврики. Также во многих беспоповских храмах есть сидения (хотя есть расхожее мнение, что их попросту нет).

Беспоповские храмы староверов

В XVII веке был убит последний епископ старообрядцев, в связи с этим появилась проблема назначения санов. Священников назначают епископы, для того, чтобы было кому проводить религиозные обряды и таинства.

Со временем старообрядцы решили, что в крайних случаях будут сами назначаться. Это позволено для обрядов крещения и исповеди. Поэтому-то и существуют беспоповские храмы.

(P.S. если вам интересно посмотреть на беспоповские храмы — https://navigator.starove.ru/cat/hrami-belief-bezpopovskie-current/)

Современные старообрядцы

Источник: https://azbyka.ru

На сегодняшний день российское старообрядчество разделено на несколько конфессий, имеющих два основных направления: поповское и беспоповское, а также четыре согласия.

К поповскому направлению относятся Русская Православная старообрядческая Церковь, являющаяся крупнейшим старообрядческим объединением, и Русская Древлеправославная Церковь.

К беспоповцам принадлежат Древлеправославная Поморская Церковь и Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия.

Можно понять, что на сегодняшний день старообрядцы не имеют никакого централизованного сообщества. Но это на первый взгляд. Неформально очень многие прихожане знакомы друг с другом, часто поддерживая контакты. Собираются для молитв и «добрых дел».

Живут эти люди согласно Евангелию. Утром и вечером традиционно молятся. Занимаются своей работой, ведь она не запрещена священными книгами. Едят что хотят, если, конечно же, не наступил Великий Пост.

Всё-таки староверы – это обычные люди со своим укладом жизни и ценностями.

В статье использованы материалы сайтов: Русской Православной Старообрядческой Церкви, Яндекс.Кью, studopedia.ru, switki.ru, РИА Новости, Русская вера

Заглавное фото: https://sandra-rimskaya.livejournal.com

Русский Север в паломнических практиках современных старообрядцев | Рябининские чтения – 2015| Электронная библиотека

Аннотация: Автор анализирует паломническую деятельность представителей старообрядческих общин Прибалтики, России, Белоруссии на территории Русского Севера за период 1994–2014 гг. В работе исследуются приоритетные центры паломнической активности староверов, разновидности паломнических практик, их вариативные маршруты. В спектре изучения автора и состав паломнических групп: их внутриконфессиональная специфика и региональная принадлежность.

Русский Север; староверы; паломничество; сакральность;

Summary: The author analyzes the pilgrimage activity of representatives of Old Believers’ communities of Baltic countries, Russia, Belarus, on the territory of the Russian North in the period 1994–2014. This paper investigates the priority centers of pilgrimage activity of the Old Believers, varieties of pilgrimage practices and their divergent routes. The spectrum of author’s studying includes also a composition of pilgrim groups: their interreligious specificity and regional identity.

Russian North; Old Believers; pilgrimage; sacrality;

стр. 137Возрождение религиозной деятельности на территории постсоветского пространства вызвало активизацию паломничества к сакральным святыням России, ближнего и дальнего зарубежья. Исконно эта форма «благочестивого делания» – непременная часть религиозной жизни того, кто идет «по пути духовного восхождения». Современные реалии свидетельствуют об особой интенсивности внутрироссийского паломничества, поэтому в конструктивном диалоге с конфессиональными группами сегодня заинтересованы и верующие, и государство, и научное сообщество. Ярким свидетельством взаимного интереса являются научно–практические конференции, [1] проекты в области издательской [2] и образовательной [3] деятельности.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Историко–культурное пространство Русского Севера – важнейший ареал духовных традиций древлеправославия. Со времени трагичных событий церковного раскола Русской Православной Церкви XVII в. здесь сложилось несколько сакральных локусов, которые «несут в себе живую историю Христовой Церкви и являются свидетелями торжества Древлеправославия». [4] Приобщение к святым местам, где «через страдания, гонения и лишения наши досточтимые предки донесли Старую Веру до нашего поколения», [5] – чрезвычайно важный опыт «душеспасительного делания». Это – действенный способ Богообщения, консолидации верующих и фактор личностной ответственности потомков за сохранение «традиций отцов»: «наш святой долг – никогда не забывать о духовных подвигах своих предков, всячески, всеми доступными средствами достойно чтить их светлую память, ибо, в том числе и через это делание можно получить вечную блаженную жизнь». [6] Таким образом, посредством паломничества воплощается многомерность духовного единения: «земного» с «небесным», верующего с братом (сестрой) по вере, от предков к потомкам. При этом состояние общей молитвы нивелирует любые ограничения: временные, национальные, пространственные.

Важнейшая часть паломничества – его подготовка: индивидуальная и коллективная. Помимо ее традиционных составляющих (организационно–практической и духовно–нравственной), в паломнических практиках современных староверческих общин значительную роль играет информационно–аналитическая задача. Это объясняется, на наш взгляд, целью максимально полного выявления памятных стр. 138 мест в истории Старой Веры (объекты паломничества). Примечателен в этом плане опыт Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, представители историко–архивного отдела которого долгие годы ведут успешную работу по реконструкции сакрального пространства Старой Веры. [7] Последовательная идентификация памятных мест (архивная, экспедиционная, обрядовая) позволяет включить их в разнообразные маршруты паломников. Это, как показала практика, инициирует появление сакральных построек (храмы), паломнических служб («Культурно–паломнический центр имени протопопа Аввакума») и активизирует контакты староверческих общин друг с другом. В последние годы наибольшую активность в паломничестве к святыням Русского Севера проявляют поморцы России, Латвии, Литвы, Эстонии, Беларуси, Украины, Польши, что, на наш взгляд, является мощным консолидирующим началом людей, разделенных политическими границами государств.

Паломнические маршруты староверов достаточно разнообразны. Их вариативность зависит от многих факторов: численности объектов поклонения на маршруте, географии мест, состава группы (возраст, численность, гражданство), транспортной и сезонной доступности территорий, наличия сопутствующих видов путешествий (например, познавательный туризм). Группы паломников сопровождаются духовными лидерами современного староверия – настоятелями общин, причетниками, членами Поместных объединений ДПЦ и др. Верующие активно контактируют с местными общинами староверов, устанавливают памятные кресты, очищают скитские кладбища, совершают молебны, литии, панихиды «по отцам», прикладываются к Святыням.

За последние годы на территории Русского Севера было апробировано несколько паломнических маршрутов. Анализ поездок позволяет выделить наиболее посещаемые территории: Великий Новгород, Старая Русса, Старая Ладога, Александро–Свирский монастырь, «основанный величайшим светильником Русского Севера», церковь Флора и Лавра XVII в. (Олонецкий район), Виданский остров на реке Суна, Выгорецкие места бывших скитов (Данилово, Лекса), Паль–остров на Онежском озере, Соловки, Пустозерск, Усть–Цильма. Попадая в это сакральное пространство, паломники осознают зримую сопричастность к самой истории староверия: «Какая могучая духовная сила лежала в основе всего старообрядческого движения, помогая людям в условиях северной природы выдержать и затяжные неурожаи, и лесные пожары, и жестокие репрессии; но люди выстояли, создали свой мир, основанный на духовном единстве. Надо молиться о том, чтобы Господь еще при жизни даровал нам силы, терпение и выдержку». [8] Более того, через комплекс акциональных, вербальных, предметных символов каждый верующий ощущает душеспасительность настоящего: «Картина общей молитвы всех присутствующих под открытым небом производила сильное впечатление. Некоторое время, при напряженной тишине, слышалось чтение святой книги. Но вот раздался запевающий ирмос голос наставника. Его подхватывали другие наставники, певчие, затем близстоящие. Волна звуков усиливалась, разрасталась в море голосов, стройно, по древним крюкам распевающих ирмос. Приходило на ум изречение, что вера горами движет. Мелкий дождь никого не испугал, а лишь очищал молящихся. Царил какой–то особый душевный настрой, ведь ехали в этот особый край, чтобы прикоснуться к чистой истинной древлеправославной вере на святой северной земле». [9]

Многие сакральные объекты, почитаемые староверами», максимально персонифицированы духовными подвигами «стояния за веру»:[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Виданский остров реки Суна (Кондопожский район Карелии). В 1640 г. преподобный Кирилл Сунарецкий основал Свято–Троицкий монастырь. Это место еще несколько лет после церковных «новин» продолжало оставаться «островком древлего благочестия» на Севере: «В монастыре до самого его разорения продолжали совершать службы по старопечатным книгам, и многочисленные богомольцы, оставшиеся верными Христовой Церкви, имели здесь возможность причаститься Святых Христовых Тайн, освященных по древлеправославному чину; здесь около семи лет прожил знаменитый инок Епифаний из Соловецкого монастыря – будущий духовник, соузник и сострадалец священнопротопопа Аввакума». [10]

Соловецкие острова на Белом море – «свято это место для староверов, чтущих память о дораскольных преподобных отцах Савватие, Германе, Зосиме и защитниках старой веры в XVII в.». [11] стр. 139 Территория монастыря, Секирная гора, Саватиевский скит, остров Бабья Луда – непременные объекты поклонения паломников–староверов, ибо «вся земля здесь полита кровью мученическою».

Корнилие–Палеостровский монастырь на Онежском озере, куда в XVII в. был сослан последний древлеправославный епископ Павел Коломенский, где скончались отцы Игнатий и Герман Соловецкие, Емельян Повенецкий с последователями, «предпочтя мучительную огнеопальную смерть отступничеству от отеческих преданий». [12]

Пустозерск, ныне исчезнувший город по нижнему течению Печоры Архангельской области, не менее значимое сакральное пространство. Здесь отбывали заключение «соловецкие сидельцы», а в 1682 г. приняли мученическую смерть «пустозерские страдальцы» (протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, соловецкий инок Епифаний). Место их кончины, идентифицированное археологами и краеведами, стало наполняться сакральной символикой еще в 1991 г., когда паломниками Рижской Гребенщиковской староверческой общины был установлен древлеправославный восьмиконечный Памятный Крест. Долгие годы староверы вынашивали идею расширения этого сакрального пространства для молитвы и духовного отдыха паломников. Огромными совместными усилиями к 2012 г. в этом труднодоступном месте появилась часовня с трапезной. Их освящение знаменовал крестный ход от часовни к Памятному Кресту, сопровождаемый «мощным хором мужских голосов, потрясающих окрестности древним знаменным распевом». [13] Глубоко символичным для всех молившихся тогда стало и появление солнечного света среди пасмурного неба: «В этом явлении паломники увидели особое Божие знамение, ибо каждый духовно почувствовал близкое присутствие самих пустозерских мучеников». [14] На сегодняшний день пустозерские святыни продолжают оставаться чрезвычайно труднодоступными. Но, как показывает практика, это не останавливает растущего потока паломников, преодолевающих «с пением стихер и величаний» протоки, тундру, песчаные барханы, водное или воздушное пространство.

С появлением «Культурно–паломнического центра имени протопопа Аввакума» обеспечение поездок к сакральным святыням Русского Севера стало носить еще более организованный характер. Это объяснимо, на наш взгляд, целеполаганием самой организации, призванной «способствовать восстановлению и поддержанию памяти исторических центров староверия; разработки паломнических маршрутов с их методической поддержкой; организации мест проживания и обеспечение транспортом». [15] В этой связи «Центр» обращается ко всем научным и культурным центрам, связанным с изучением истории Русского Севера в Сыктывкаре, Архангельске, Петрозаводске, Санкт–Петербурге с предложением о сотрудничестве.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

То, что современное староверие сегодня достаточно открыто для диалога с научным сообществом – очевидно. Свидетельство этому – непременное участие представителей староверия в научнопрактических конференциях соответствующей тематики, посещение ими музейных выставок, посвященных истории и культуре старообрядчества. Например, большой интерес у паломников вызвал совместный проект Российского этнографического музея и музея–заповедника «Кижи» под названием «Хранители древлего благочестия». Примечательно, что в группах, совмещающих паломничество с познавательным туризмом (преимущественно староверы Балтии), посещение музея «Кижи» – непременная часть экскурсионной программы. Сама поездка на остров происходит, как правило, в конце маршрута и вызывает восхищенные отзывы: «На острове были всего три часа: два часа на экскурсию и еще час свободного времени. За это достаточно короткое время осмотрели Кижский архитектурный ансамбль, сектор “Русские Заонежья” и выслушали рассказ гида. Каскадом двадцати двух серебристых куполов встречала и провожала нас Преображенская церковь – главное сооружение Кижского погоста. Звучным аккордом прозвучала она в последней точке нашего путешествия по Русскому Северу и, думаю, надолго, а может и на всю жизнь, оставила яркий след в памяти каждого, увидевшего красоту, созданную руками, умом и озарением человеческим во славу Божию!». [16]

Большие возможности в развитии паломнических практик среди современных староверов имеют, на наш взгляд, молодежные паломнические лагеря. Летом 2000 г. на землях Выгорецкой обители «впервые после разорения Даниловского монастыря раздались юные христианские голоса». [17] По мнению организаторов, цель подобных сборов – формирование «духовной и жизненной устойчивости ребенка в условиях последнего времени. Эта устойчивость была присуща нашим святым поморским стр. 140 отцам, это требуется и теперь». [18] Сегодня такие лагеря собирают молодое поколение староверов на территории Псковской области (Подмолодье), Литвы (Дудишки), Эстонии (Кольки). Очень важно, что в общении друг с другом вне политических границ, в духовном единении с наставниками, в совместной молитве и труде эта молодежь познает основы «христианского житья»: «Мы как будто стали родными. Безусловно, главное для нас – это единение всех в христианском духе. Мы действительно почувствовали себя одной большой семьёй, ощутили причастность к чему–то большему, к тому, что несравненно выше всего мирского, выше всего того, с чем нам приходится мириться, живя в городах». [19]

Активную заинтересованность в развитии паломнических практик сегодня проявляют и предпринимательские группы среди староверов. Свидетельство этому – деятельность Международных форумов предпринимателей–старообрядцев (2010, 2012 гг.), проходящих на территории Латвии и собирающих более ста участников из Белоруссии, России, а также стран Балтии. Среди прочего постановления форумов направлены на формирование действенных мер к «содействию изучению и сохранению традиций староверов, объединению предпринимательских усилий по развитию промыслов, издательской и паломнической деятельности». [20] Таким образом, в развитии паломничества к святыням Русского Севера сегодня заинтересованы многочисленные группы староверов России и сопредельных территорий. Это, в свою очередь, свидетельствует о перспективе активизации паломнических потоков на сложившихся маршрутах, выявлению новых сакральных объектов (напр. Курженская и Филаретова пустыни), а также о необходимости продолжения позитивного диалога представителей научного сообщества с самими верующими. На наш взгляд, такая конференция по изучению традиционной культуры, как «Рябининские чтения» – прекрасная возможность к реализации такого диалога.

  • [1] Например: «Паломничество как обряд и поиск: религиозные практики в движении» (Москва, 2006), «Православное паломничество: традиции и современность» (Москва, 2004–2007), «Пути богомольцев» (Москва, 2009), «Паломничество, как важный аспект русского благочестия» (Москва, 2014), «Паломничество и религиозный туризм. Традиции и современность» (Киров, 2014).
  • [2] Например: Православное паломничество. Сборник / Отв. редактор епископ Егорьевский Марк (Головков). М., 2009; Паломничество и религиозный туризм: многообразие интерпретаций. Сб. научных ст. / Отв. ред. И. Е. Викулов. Владимир, 2011; Житенев С. Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М., 2012.
  • [3] Пример такой деятельности – совместная подготовка профессиональных кадров гидов–экскурсоводов силами Петрозаводского государственного университета и паломнических служб Валаамского и Соловецкого монастырей.
  • [4] Ягодкин А. По святым местам [Интернет–ресурсы] URL.:http://www.starover pomorec.lv/starover/plugins/content/content (дата обращения 12.01.2015).
  • [5] Алексий (Жилко), отец. Паломничество в Пустозерск [Интернет–ресурсы] URL. http://www.staroverec.lv/novosti/palomnichestvo-v- pustozersk (дата обращения 12.01.2015).
  • [6] Там же.
  • [7] Безгодов А. А. Памятные места в Поморском староверии [Интернет–ресурсы]. URL. http://www.starover.religare.ru/ (дата обращения 12.012015).
  • [8] Алексий (Жилко), отец. Акценты одной поездки [Интернет–ресурсы] URL. http://www.grani.lv/latvia/47189–akcenty–odnoy–poezdki.html (дата обращения 12.01.2015).
  • [9] Поташенко Г. Поездка староверов Литвы на Русский Север [Интернет–ресурсы] URL. http://www.starover.lt/ (дата обращения 12.01.2015).
  • [10] Кожурин К. Паломническая поездка по памятным местам Староверия [Интернет–ресурсы]. URL. http://pomorian.narod.ru/module5/ module194.htm (дата обращения 12.01.2015).
  • [11] Поташенко Г. Поездка староверов Литвы на Русский Север.
  • [12] Там же.
  • [13] Алексий (Жилко), отец. Паломничество в Пустозерск.
  • [14] Там же.
  • [15] По материалам сайта «Поморский Север» [Интернет–ресурсы] URL.http://protopop–avvakum.ru/sitemap/ (дата обращения 12.01.2015).
  • [16] Поташенко Г. Поездка староверов Литвы на Русский Север.
  • [17] Василий (Васильев), отец. Свет после мрака [Интернет–ресурсы] URL. http://kitezh.onego.ru/vygoretsia/ (дата обращения 12.01.2015).
  • [18] Там же.
  • [19] Безгодов А. Время от праздника Петра и Павла до Ильина дня в ДПЦ [Интернет–ресурсы] URL. http://pomorian.narod.ru/ (дата обращения 12.01.2015).
  • [20] Чайкина Ж. Растет деловая активность староверов [Интернет–ресурсы] URL. http://www.staroverec.lv/novosti/rastet–delovaya–aktivnost- staroverov (дата обращения 12.012015).

// Рябининские чтения – 2015
Отв. ред. – доктор филологических наук Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2015. 596 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

В Бурятии отмечают 250-летие прибытия первых старообрядцев на земли Забайкалья — Общество — Свежие новости Бурятии и Улан-Удэ — ГТРК

Нынче отмечается 250-летие прибытия в Забайкалье первых староверов. Сегодня в республике начались праздничные мероприятия в рамках Встречи «Путь Аввакума». 

В Улан-Удэ состоялось открытие русской Древлеправославной церкви. Об окончании строительных работ говорить еще рано. Буквально два дня назад завершилась установка куполов. Как говорят сами староверы, церковь готова, чтобы прихожане в ней могли молиться и служить. Для освящения храма из столицы приехал Святейший Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси Александр. 

Александр Святейший, Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси, предстоятель Русской Древлеправославной церкви:

— Всех я благодарю, что такой храм воздвигли, Слава тебе Господи. И хотел вас призвать к тому, чтобы вы приходили сюда и молились, потому что моление — это величайшее дело, дорогие братья. 

На международной конференции отмечалось, что в Бурятии проживают 200 тысяч потомков старообрядцев – это практически пятая часть населения республики. Они внесли вклад в развитие Забайкалья, со свойственным им трудолюбием занимались земледелием. 

Вячеслав Наговицын, Глава Бурятии: 

— Современные потомки староверов бережно хранят обычаи, обряды допетровской Руси. Ими были сохранены настоящие духовные сокровища, такие как вера, соблюдение русского уклада жизни, культура, в самом широком смысле — быт, пронизанный национальным духом. Более того, сохраненное передается молодому поколению, чему есть множество примеров в современной Бурятии. 

Об истории старообрядцев Бурятии подробно написано в этнокультурном словаре, над которым работали ученые Улан-Удэ, Иркутска, Новосибирска. Одного из них – доктора исторических наук Фирса Болонева — наградили юбилейной медалью. О сохранении старообрядчества в 21-ом веке говорили на этнофоруме. Особая роль здесь отводится образованию. Уже 25 школ республики изучают основы культуры семейских. Но при этом в учебных заведениях катастрофически не хватает пособий. Для решения проблемы планируется с помощью Министерства образования разработать специальные программы. 

Сергей Петров, руководитель общественной организации «Общество культуры семейских Бурятии»: 

— Учебник создать по истории культуры семейских Бурятии. Так как это востребовано и в местах компактного проживания семейских. Это наши базовые районы: Мухоршибирский, Бичурский, Заиграевский, в этих районах ввести предмет, чтобы дети знали свою историю. 

 

Такой опыт есть в Республике Коми. Там курс истории семейских введён в учебных заведениях, расположенных в местах компактного проживания староверов. Церковь, семья, школа. В единстве этих трех основ жизни старообрядцев — залог сохранения их культуры. 

Сергей Назаров, председатель городецкой поморской общины Нижегородской области: 

— Форум очень значимый, и тема староверия на острие. Она очень значима, самое главное — она правдива. Из нее проистекает только правда. 

 

Как сохранить свои традиции? Готового ответа на этот вопрос не существует, отметили участники этнофорума. Каждый сохраняет свою веру индивидуально и по желанию. Особенно тяжело староверам сберечь свою идентичность в больших городах. Тем не менее, общины есть и в мегаполисах. 

Максим Пашинин, председатель культурно-паломнического центра им. протопопа Аввакума, главный редактор старообрядческого издательства «Третий Рим»: 

— Староверие – это не только то, что было в прошлом. Это и настоящее. Сейчас мы решаем, как наши традиции передавать будущему поколению. Для этого нужен обмен опытом, обмен теми знаниями, которыми каждый из нас владеет. Потому что вместе мы становимся сильнее. 

На этнофоруме состоялось подписание договора о сотрудничестве между обществом семейских Бурятии, институтом старообрядчества города Рига и Московским культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума.

Авторы: Александр Масляков, Никита Гануленко, Эржена Потеева

Оператор: Амаржаргал Жанчивын 

Конфессиональные особенности латвийских староверов — Рижские староверы — Арнольд Подмазов

Латвийские староверы относятся к беспоповскому течению староверия, т.е. не имеют священства. Абсолютное большинство современных латвийских староверов – поморцы (иначе: брачные поморцы, брачные беспоповцы), однако первоначально на территории Латвии проживали и староверы-федосеевцы (иначе: старопоморы, безбрачные беспоповцы). Оба согласия не имеют церковной иерархии, вследствие чего признают лишь два церковных таинства – крещение и исповедь, которые, согласно православным канонам, могут совершаться и мирянами, однако на практике у староверов совершаются духовными отцами – наставниками.

Название «поморцы» происходит от условного обозначения Русского Севера – Поморье (территория от Северного Урала до берегов Белого и Карского морей), где еще до церковной реформы сложилась практика совершения таинства крещения и исповеди без священников, «по нужде», в силу отсутствия достаточного числа пастырей. Так сложился устав проведения богослужений без священников, который соответствовал каноническим правилам православия. Поэтому независимо от места своего проживания староверы, отвергнувшие священство и признавшие поморский богослужебный устав, получили название старообрядцев поморского согласия.

Название «федосеевцы» возникло от имени основателя согласия Феодосия Васильева (1660-е–1711). Староверы-федосеевцы, в отличие от поморцев, имеющих специальный чин благословления брака наставником, не признают церковных браков и не имеют соборной молитвы «за власть предержащих». У федосеевцев сохранен строгий запрет на совместную молитву и трапезу с иноверными.

В беспоповских общинах нет официальной церковной иерархии: вместо нее у беспоповцев есть духовные руководители – наставники (духовные наставники, духовные отцы), которые возглавляют богослужение, исполняют требы и пользуются авторитетом в вопросах религиозно-нравственной жизни. Наставник является мирянином и благословляется на служение в общине своим духовным отцом и несколькими другими наставниками при собрании прихода. Обязанности поморских наставников были окончательно определены уложениями Всероссийских Соборов христиан-поморцев, приемлющих брак (1909 и 1912 годов).

Беспоповское направление сложилось вскоре после раскола под влиянием радикально-эсхатологических взглядов части последователей дореформенного православия. Представление о том, что наступили «последние времена», «царство антихриста», стало главным обоснованием отказа от института священства, как утратившего благодать и апостольскую преемственность. Современные староверы-поморцы подчеркивают, что отсутствие священства не является отвержением самого принципа церковной иерархии и церковного единства, а лишь следствием исторически сложившейся ситуации.

Религиозные традиции поморцев и федосеевцев повлияли на исторические судьбы латвийского, в том числе и рижского староверия. На протяжении XIX века шел постепенный переход верующих Рижской Гребенщиковской общины из федосеевского в поморское согласие. «Рижские федосеевцы» имели общие черты с поморским брачным согласием, но сохранили некоторые особенности богослужения московских федосеевцев. На сегодняшний день Рижская Гребенщиковская община, как и другая рижская община – Богоявленская – канонически входит в состав Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (ДПЦЛ), которую возглавляют выборные Центральный Совет и Духовная Комиссия (с 1989 года). Деятельность ДПЦЛ регулирует Устав Древлеправославной Поморской Церкви Латвии. Правовой статус ДПЦЛ закреплен Законом ЛР о Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (от 20.06.2007, в силе с 1.05.2008).

Поморское староверие содержит все догматы и обряды дореформенной Русской Православной Церкви, которые удалось сохранить в условиях вынужденного отсутствия священства. Основами вероучения являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Завета) и Священное Предание (Правила Святых Апостолов, постановления Святых Вселенских и Поместных Соборов, учение Святых Отцов Церкви). В своей церковной практике староверы-поморцы руководствуются каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканон), постановлениями Поместных Соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями Всероссийских Соборов христиан-поморцев, приемлющих брак 1909 и 1912 годов.

Обоснование позиции староверия наиболее чётко изложено в объемном труде «Поморские ответы» (1723), составленном под редакцией Андрея Денисова (1674–1730) – одного из основателей Выговского общежительства (ок. 1694–1857), как ответы на вопросы Святейшего Правительствующего Синода (после упразднения в 1721 году Патриаршества – высшего органа церковно-административной власти Русской Православной Церкви до 1917 года). Это апологетическое сочинение, написанное староверами Выговской обители (один из наиболее авторитетных центров беспоповского староверия), в котором дается обоснование разногласий между староверами и официальной Церковью, а также разъяснение богослужебной практики поморцев. «Поморские ответы» высоко ценятся староверами всех согласий и в многочисленных рукописных списках широко бытуют в книжных собраниях, в том числе и в собраниях рижских староверов. «Поморские ответы» – выдающийся литературный памятник своего времени, включающий в себя один из первых в России опытов палеографического анализа письменных источников.

Интерфакс-Недвижимость / Староверы поддержали идею установки на Лубянке памятника Ивану III


15 февраля 2021, 18:21

Москва. 15 февраля. ИНТЕРФАКС — Всемирный союз староверов заявил о поддержке идеи возведения монумента князю Ивану III на Лубянской площади в Москве.

«Иван III — это первый руководитель нашего государства, который сплотил в себе русскую, византийскую и западную идентичности. Таким образом, он является мостом между российской и западной культурой», — заявил «Интерфаксу» в понедельник руководитель Союза староверов Леонид Севастьянов.

По его словам, старообрядцы считают себя духовными потомками Ивана III, поскольку «воплощают в себе наследие дораскольной, доромановской Руси, той части нашей истории, которая недостаточно представлена в современной России».

«К сожалению, нынешние политики часто воспринимают отечественную историю со времен Ленина и Дзержинского, в лучшем случае — со времен Петра I. Староверы же считают, что мы должны вести отсчет с самых истоков, а Иван III, как известно, был одним из родоначальников современной российской государственности», — отметил Севастьянов.

Он добавил, что спецслужбы появились на Руси задолго до Дзержинского. Они, по словам Севастьянова, появились именно при Иване III, которого современники называли Иваном Великим.

«Я думаю, Лубянская площадь — лучшее место не только для того, чтобы отдать должную почесть этому великому правителю, но и чтобы нам самим черпать вдохновение в глубине богатейшей российской истории», — считает представитель староверов.

В заключение он выразил уверенность в том, что памятник Ивану III станет «символом сплочения русского народа».

Ранее в понедельник около трех десятков историков, публицистов и общественных деятелей обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой установить на Лубянке памятник Ивану III, которого они назвали «создателем единой независимой России».

Иван III — великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси. Результатом его правления стали объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и ее превращение в центр единого Русского государства, за что князя назвали «собирателем земли русской». При нем был принят нынешний герб России — двуглавый орел, было достигнуто окончательное освобождение страны от ордынской зависимости, принят Судебник — свод законов государства, построен нынешний Московский Кремль и главный храм Русского государства — Успенский собор Кремля.

Ранее писатель и лидер партии «За правду» Захар Прилепин, писатель Александр Проханов и другие подписали обращение к мэрии, в котором предложили вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь. 16 февраля комиссия Общественной палаты Москвы по развитию гражданского общества обсудит с экспертами необходимость установки на Лубянке какого-либо памятника.

Памятник основателю созданной в конце 1917 года Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) при Совнаркоме РСФСР Феликсу Дзержинскому был демонтирован с Лубянской площади в 1991 году после провала августовского путча. Монумент, созданный по проекту скульптора Евгения Вучетича и архитектора Григория Захарова, перенесли в парк «Музеон».

В 2016 году общественные организации «Мемориал» и «Архнадзор» поддержали инициативу главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова восстановить на Лубянской площади исторический фонтан, однако технологически это оказалось невозможно.

Позднее на площади проводились работы по благоустройству в рамках программы «Моя улица». Сообщалось также, что пространство в центре площади будет интегрировано в пешеходную зону от Политехнического музея до парка «Зарядье».

(PDF) Особенности виртуализации религиозной деятельности современных староверов Оргкомитет конференции

eISSN: 2357-1330

проследил принципы доминирования материала, потому что по странному стечению обстоятельств мы называем их «

Староверы», а себя они именуют Старой Православной Церковью.А на самом деле «книжная реформа» как раз и преследовала цель вернуться к первоначальным текстам, к исправлению богослужебных текстов, вернуться к старому, и поэтому староверы сохранили новый капиталистический строй.

6.2. Место старообрядчества в конфессиональном ландшафте России и мира

Таким образом, достоверной статистики старообрядчества не существовало. Следовательно, полного представления о возникновении раскола за всю его историю до сих пор нет.Несмотря на появление новых

методов исследования и технических возможностей, конфессиональная перепись в России не проводится и такой вопрос

не включается во всеобщую перепись. Широко распространены сведения о трех миллионах старообрядцев, из которых

два миллиона живут в России (Таевский, 1998).

По данным социологического исследования Атласа религий и национальностей Российской Федерации

, в 79 субъектах Российской Федерации (информация получена в ходе опроса, выборка

56900 респондентов, охват 98.8% населения РФ), доля

старообрядцев составляет менее 0,5% от всего населения (Арена. Атлас религий).

Распространено мнение, что адепты старообрядчества бежали от преследований и скрывались в

сибирских лесах или были депортированы туда властями. Так, Сибирь стала основным расселением

районов старообрядчества. Однако география расселения старообрядцев выходит далеко за пределы

Сибири.Мертвые места, в которых укрывались старообрядцы, были найдены в Подмосковье, на

Севере, в Поволжье, на Урале и за границей. Крупнейшим центром распространения старообрядчества

с первых лет его возникновения было Верхнее Поволжье (Нижегородская, Ярославская,

Костромская, а также частично Московская и Владимирская губернии). Существованию раскола способствовала

активность его сторонников.Также северные земли (Архангельская, Вологодская и Олонецкая (

губернии существовали с 1801 по 1922 гг. с губернским центром в Петрозаводске. Верующие.

Несколько позже старообрядчество стало распространяться на юг (здесь его влияние в Калужской губернии

было особенно сильным) и на Урал. Раскол начал проникать в Сибирь с первыми ссыльными,

в том числе почитаемым в старообрядчестве протопопом Аввакумом.Однако уже в 1722 г. Петр I запретил

ссылку раскольников в Сибирь (Зеньковский, 2008).

На сегодняшний день явных признаков старообрядческих поселений и местностей нет. Статистика приведенного выше

социологического исследования показывает следующую картину соотношения доли старообрядцев в общей численности

населения: Смоленская область – 2 %; Республика Алтай, Республика Марий Эл, Магаданская область, Кировская область,

Удмуртская Республика, г. Москва, Орловская область, Ульяновская область, Калужская область, Республика Мордовия,

Ленинградская область, Республика Коми, Псковская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Вологодская область,

Пермский край – 1 %; в остальных субъектах РФ доля старообрядцев

незначительна (Арена.Атлас религии). Общины старообрядцев распространились по миру в результате

эмиграции во времена гонений. Представители различных старообрядческих конфессий живут в

Австралии, Боливии, Бразилии, Молдавии, Румынии, Уругвае, Аргентине, Чили, Украине и других странах.

Причем в ряде стран их численность значительна, например, в Румынии группа под названием

Липован насчитывает 105–107 тысяч (Серов, 2015).

Староверы в современной России (Мягкая обложка)

24 доллара США

Нет в наличии — доступен для заказа

Описание


Раскол, расколовший Русскую Православную Церковь в 1667 году, оттолкнул тысячи набожных мужчин и женщин. Эти традиционные верующие, которых стали называть старообрядцами, более двух столетий исповедовали свою веру как чужаки.Отрицая таинства Русской православной церкви, они, в свою очередь, отрицали, что ее «новые» пути могут привести их к спасению. Всегда противоречащие установленной Русской православной церкви и царю, старообрядцы создали яркую отдельную культуру в имперском Российском государстве.

Старообрядцы в современной России показывает, как самая традиционная религиозная группа России создала «культуру сообщества», отличную от доминирующей культуры и общества. Эта культура предоставила линзу, через которую верующие могли видеть, интерпретировать и взаимодействовать со своим миром.Сосредоточив особое внимание на закате имперской России, Робсон исследует, как старообрядцы адаптировались к быстрым переменам в начале двадцатого века.

До недавнего времени мало что было известно о старообрядческой вере и культуре. Большинство предыдущих исследований основывались на информации, предоставленной извне, обычно государством или Русской православной церковью. Робсон исследует опыт староверов изнутри в этом первом подробном исследовании группы в позднеимперский период. Он объединяет исторические методы с теорией коммуникации и символической антропологией, чтобы раскрыть многогранность старообрядческой жизни.

Слава…


«Ценно… Советую прочитать всем тем, кто интересуется русской культурой и религиозной жизнью». — Nationality Papers

«Живо и чувствительно… Превосходный рассказ о старообрядчестве в его развитии» между 1905 и 1917 годами». — Славянское и восточноевропейское обозрение

«Кратко и очень информативно… Эта книга должна быть высоко оценена как аспирантами, так и исследователями русской культуры и общества.»— Восток/Запад Образование

Переосмысление технофобии старообрядцев – Материальный мир

Кристина Пилвет (EHI, Таллиннский университет)

Эта публикация посвящена старообрядческой общине Пийрисааре — небольшом островке на Чудском озере, являющемся частью российско-эстонской границы. Основное внимание в этом тематическом исследовании уделяется взаимодействию их идентичности и современных технологий, которые они используют для реализации своей культуры в периферийном регионе одной из наиболее авангардных ИКТ-стран Европы.

Нормативный дискурс о старообрядчестве, особенно в Эстонии, часто предполагал некоторую замкнутость, несовременность и технофобность поведения представителей данной конгрегации. Этот нарратив настолько укоренился в репрезентации старообрядчества, что стал «нормой». Несколько различных источников, начиная от академических публикаций по антропологии (Долицкий, Кузьмина, 1986; Воронцова, 2000; Филатова, Циолковска, 2011) и заканчивая брошюрами различных туристических агентств и веб-сайтами (www.puhkaeestis.ee, www.estravel.ee), а также этнографические фильмы (Brummend 2011) ассоциируют старообрядцев с традиционализмом и сдержанным образом жизни. Таким образом, такие источники противопоставляют эту ситуацию тому, что современная аудитория может назвать «нынешним современным стилем жизни», который включает в себя несколько различных взаимодействий с материальным миром в самой современной манере. Таким образом, предполагалось, что технология в ее цифровом и промышленном проявлении запрещена на просторах нынешней области.

Граница между традиционным и современным четко очерчена в контексте данной области. Но если углубиться в предмет, то мы понимаем, что те бинарные оппозиции на самом деле являются порождениями самого современного мира, которые пытаются (через эти образы) противопоставить себя старообрядцам, тем самым расширяя пропасть между остальным миром и Старообрядческая община. Эти действия работают как постоянные намеки на «инаковость» сообщества.Мои наблюдения за полем в данном собрании привели меня к альтернативным выводам; дело в том, что старообрядцы всегда взаимодействовали с современным миром с точки зрения ценностей и технологических новшеств, которые может предложить прогресс. Более того, они никогда не отрицали использование технологий в своей повседневной жизни.

Технология в данной общине стала частью их культуры, поскольку служит средством воспроизведения их традиционных действий. В обрядовой жизни старообрядцев сохранилось много элементов более древнего времени.Однако в современных районах их проживания появились некоторые новшества в обрядах их жизненного цикла вместе с местной спецификой. В том, что в данном примере технология не противоречит традиционной, потому что эти, казалось бы, бинарные противоположности умудряются работать рука об руку, дополняя друг друга. Технологии рассматриваются как подчеркивающие истинную идентичность старообрядцев, поскольку они улучшают их традиционные обычаи. Грубо говоря, технология может функционировать как способ стать «лучшим» старообрядцем.

Наиболее характерными чертами сложного «идентификационного набора» старообрядцев Пийрисааре я считаю рыбную ловлю. Географическое положение острова способствовало их повседневной жизни. Сегодня даже самый «олдскульный» житель Пийриссааре сопровождает свою рыбалку несколькими технологическими инновациями, такими как устройства GPS, моторные лодки, мотоциклы, мобильные телефоны (Horst & Miller 2006) и так далее. Он воспринимается как неотъемлемый элемент их повседневной жизни, поскольку ему удается совершенствовать обычаи и одновременно воспроизводить идентичность старообрядцев Пийрисааре.

Рис. 1 Причал Пийрисааре (Чудское озеро, 2013 г., фото автора).

Общий вид острова постоянно намекает на их традиционные обычаи, демонстрируя наиболее часто используемые объекты в основном ландшафте этого места (рис. 1). Прогуливаясь вдоль тесно прижатых друг к другу домов, традиционно выстроенных в ряд, образуя длинную и узкую улицу, можно обнаружить многочисленные колья, покрытые рыболовными сетями, которые были расставлены для просушки или в некоторых случаях чтобы исправить.Общее действие обычно происходит перед домом, редко, если вообще когда-либо, реквизит находится за домом.

Здесь же часто «презентуют» разобранные моторы лодок и старые мотоциклы, тем самым не позволяя забыть истинную суть острова (рис. 2). Мелкие технологические устройства, применяемые в рыболовстве (устройства GPS, мобильные телефоны), обнаруживаются исключительно в озере, в процессе ловли, когда они используются по первоначальному назначению.В то же время, как их использование, технология принимает свое значение. Она становится таковой в том случае, когда ее используют — вне человеческого контекста она перестает функционировать как технология. «Это система, которая содержит в себе технологическое устройство и человека, который его использует, обслуживает и ремонтирует» (Dusek 2006: 33). Несмотря на живописный вид технологических устройств во дворах их домов, они начинают работать как единое целое только в пределах озера, когда их используют.

Рис.2 старообрядческие лодки (Пейпус 2013, фото автора).

устройства GPS позволяют определить местонахождение рыбы, тогда как мобильные телефоны служат для определения местоположения самого рыбака. Один из моих информантов как-то заявил: «Я даже не помню, когда в последний раз ходил на рыбалку на озере без GPS-навигатора, настолько это стало нормой». Таким образом, использование этих устройств вместе с моторными лодками, позволяющими им двигаться быстрее, и мотоциклами, которые используются для перевозки тяжелых двигателей на пристань, стало нормативным для старообрядцев Пийрисаааре в силу их вспомогательного фактора в системе их трудовой деятельности. привычки.

С помощью современных технологий совершенствуется труд (в частности, рыболовство), как один из определяющих элементов старообрядческой идентичности Пийрисааре. При этом исходная граница, установленная между традиционным и современным, в данном случае не работает как противостоящая, поскольку «противоположности» работают во взаимном отношении. Современному в лице техники удается выделить традиционное (рыболовное) и таким образом воспроизводит характерные черты старообрядческой идентичности.Они не отстраняются от современного мира и инноваций, которые может предложить этот мир. Наоборот, им удается пронести свои ценности через жизнь, попутно адаптируясь в современном мире.

Каталожные номера:

Бруммунд, Марк (реж.). 2011 Фильм: Рыба и лук. Пленка Doco.

Долинский А. и Кузьмина Л. 1986. Культурные изменения против стойкости: пример из старообрядческих поселений. Артикул . 39(3): 223-231.

Дусек, В.2006. Философия техники . Оксфорд: Издательство Блэквелл.

Хорст, Х. и Д. Миллер, 2006. Сотовый телефон: антропология общения. Оксфорд: Берг.

Воронцова Л. и Филатов С. 2000. «Парадоксы старообрядческого движения». Религия, государство и общество. 28(1): 53-67.

Циолковская, М. 2011. «Антропонимия как элемент идентификационного меньшинства. Характеристика польских старообрядческих имен». ЭСУКА – ДЖЕФУЛ .2(1): 383-398.

ExecutedToday.com » 1682: Аввакум Петров, старообрядец

14 апреля 2008 г. Палач

[аудио: Old_Believer_chant.mp3]
(Старообрядческий распев через Православную Церковь в Америке)

В этот день в 1682 году православный «старообрядческий» священник Аввакум был сожжен на костре в Пустозерске — часть жестокого расправы России с религиозными инакомыслящими.

Старообрядцы отвергли — с разной степенью упорства, от самых драматичных до общинного самосожжения — литургические реформы (и сопутствующее расширение центральной власти), навязанные патриархом Никоном. Конфликт между официальной церковью и старообрядцами привел к великому расколу православия XVII века и преследованию непокорных, которые нарастали и угасали на протяжении поколений.

Аввакум, протопоп одного из главных московских соборов, был в первых рядах сопротивления открытию раскола, отказываясь примириться с Никоном.

Его язвительный автобиографический рассказ о чудесах, дьявольщине, проповедях и гонениях отражает захватывающий, хотя и явно пристрастный взгляд на ситуацию.

Потом взяли священника Лазаря и отрезали ему весь язык от горла. Немного крови было, а потом перестало. И он снова заговорил даже без языка. Затем положили его правую руку на плаху и отрубили ее по запястье, и, лежа там на земле, отрубленная рука сама собой сложила свои пальцы по преданию, и лежала она так долго перед людьми.Бедняжка, оно исповедовало даже в смерти неизменное знамение Спасителя.*

Чудесны дела Господа и невыразимы замыслы Всевышнего! Он терпит наказание, но милуется и снова исцеляется. Но зачем продолжать и продолжать? Бог опытен в чудесах, он приводит нас из небытия в жизнь. И, конечно, он воскресит всю человеческую плоть в последний день во мгновение ока. Но кто может понять это? Ибо Бог таков: он творит новое и обновляет старое.Слава ему во всем!

Здесь перепечатано «Житие протоиерея Аввакума» на русском, английском и бельгийском языках, а здесь подробно аннотирован несколько иной английский перевод.

Старообрядцы (не исключая жителей Северной Америки, хотя этот кладезь ресурсов не должен быть упущен любым, кто интересуется русским православием, независимо от места проживания) все еще упорствуют, непримиримые с православным истеблишментом. Этот уважительный фотопроект документирует современную старообрядческую жизнь:

* Одним из обсуждаемых литургических изменений было совершение крестного знамения двумя перстами (по старинке) или тремя (по-новому) — особенно символичным символом конфликта (обратите внимание на двуперстное благословение Аввакума на иконе выше ).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.