Ссср фотки: Фотографии жителей СССР » BigPicture.ru

Содержание

18 редких фото из СССР, где показано счастье и величие страны (50-е 60-е)

Галерея Люмьер в рамках образовательной программы Lumiere Club открывает доступ к Фондам классиков советской фотографии, запуская для них собственные сайты. Сайты будут работать как онлайн-порталы, каждый из которых будет посвящен отдельному мастеру. Работа по сканированию негативов и атрибуции фотографий этих авторов велась Галереей последние 10 лет.

Наум Грановский. Баку. Памятник Кирову. 1950-е © Галерея Люмьер

Наум Грановский. Баку. Гостиница Интурист. 1950-е © Галерея Люмьер

Наум Грановский. Минск. Привокзальная площадь. 1960-е © Галерея Люмьер

Галерея Люмьер занимается наследием советских фотографов последние 20 лет с момента основания, рассказывает основатель галереи Наталья Григорьева-Литвинская: «Общедоступность нашего фотографического наследия была и остаётся основной миссией Галереи, а теперь и Клуба Люмьер.
Обладание авторскими правами наших классиков — это прежде всего ответственность. Сохранение негативных фондов и атрибуция изображений занимали и будут занимать годы. Но теперь наша работа станет открытой для всех, и я очень рада, что творческая жизнь этих великих фотографов продолжается».

Эрвин Волкков. Москва. 1950-е —1960-е © Галерея Люмьер

Эрвин Волков. Ленинград. 1960-е © Галерея Люмьер

Эрвин Волков. Ленинград. 1960-е © Галерея Люмьер

Фонды Галереи Люмьер включают работы главного архитектурного фотографа СССР Наума Грановского, русского репортажного фотографа и участника множества зарубежных выставок Юрия Шаламова, а также русско-немецкого фотографа Эрвина Волкова.

Юрий Шаламов. Гигантские пирамиды. Москва. Лужники © Галерея Люмьер © Галерея Люмьер

Юрий Шаламов. Звезды экрана Татьяна Соломонова, Альберто Сорди, Джина Лоллобриджида и Сергей Бондарчук в Москве. 1965 © Галерея Люмьер

По словам куратора фондов Галереи Александры Анисимовой, «цель создания сайтов фондов классиков фотографии советской эпохи — объединение на одной платформе фотографий, признанных шедевров, участвовавших в выставках разных лет, опубликованных в книгах, а также мало известных кадров, найденных нами во время исследовательской работы с архивом. Мы надеемся возобновить интерес к творчеству авторов и актуализировать их имена в истории искусства и фотографии».

Наум Грановский. Тбилиси. Аэропорт. 1965 © Галерея Люмьер

Наум Грановский. Тбилиси. Фуникулер. 1965 © Галерея Люмьер

Наум Грановский. Шуховская башня, 1929 © Галерея Люмьер

Фонд Наума Грановского: naumgranovsky.art/

Работа с фондом Наума Грановского началась в 2001 году. Семья Грановских бережно сохранила и систематизировала архив, который создавался автором в течение шестидесяти лет. В 2017 году Галерея Люмьер приобрела авторское право и фонд Наума Грановского (сейчас это около 400 отпечатков и 35 000 негативов) и на сегодняшний день является единственным правообладателем, эксклюзивно представляющим работы мастера.

Сегодня на сайте фонда представлено 500 культовых работ главного архитектурного фотографа столицы, а также снимки из его многочисленных поездок по городам СССР. Поиск фотографий осуществляется несколькими способами: по городам, по хронологии, по названию или ключевому слову.

Юрий Шаламов. Итальянская актриса Софи Лорен и министр культуры СССР Екатерина Фурцева. 1965 © Галерея Люмьер

Юрий Шаламов. Танцоры. 1956 © Галерея Люмьер

Юрий Шаламов. Французская актриса Марина Влади. Москва. 1963 © Галерея Люмьер

Фонд Юрия Шаламова: yurishalamoff.art

Юрий Шаламов — русский фотограф, участник большого количества российских и зарубежных выставок, был удостоен нескольких международных наград, его работы печатали как в советской, так и в западной прессе; он прожил почти два десятка лет в XXI веке, но его имя, за редким исключением, так и не нашло своего места в современном цифровом поле.

Сегодня на сайте Фонда представлено 85 работ из архива Юрия Шаламова. Поиск фотографий осуществляется несколькими способами: по разделам, по хронологии, по названию или ключевому слову. Разделы «Знаменитости» и «Спорт» являются наиболее полными, поскольку, начиная с 50-х годов, Шаламов снимал много важных политических, культурных и спортивных событий. Разделы «Люди», «Города» и «Москва» включают кадры повседневной советской жизни, сделанные автором в 60 — 70-е годы, в период его работы в газете «Комсомольская правда» и журнале «Советский Союз».

Эрвин Волков. Москва. У кинотеатра «Центральный» на Тверской. 1961 © Галерея Люмьер

Эрвин Волков. Эльбрус. 1957 © Галерея Люмьер

Эрвин Волков. Москва. У театра Российской Армии. 1957 © Галерея Люмьер

Фонд Эрвина Волкова: erwinwolkow.art

Фонд негативов Эрвина Волкова, размещенный на сайте, открывает ту часть архива автора, которая посвящена его путешествию по Союзу в 1950-е —1960-е годы. СССР в работах Волкова широко показан географически — от самых северных районов до южных рубежей, на его снимках — разнообразные типажи людей со всех регионов страны. Этот материал Галерее Люмьер в 2013 году передал ближайший друг Эрвина, его спутник по путешествию, московский фотограф Юрий Кривоносов.

Сегодня на сайте Фонда представлено 200 работ из архива Эрвина Волкова. Поиск фотографий осуществляется несколькими способами: по разделам, по хронологии, по названию или ключевому слову. Разделы на сайте представлены в алфавитном порядке в соответствии с географией путешествия автора по СССР (названия современные): Азербайджан, Армения, Белоруссия, Волга, Грузия, Кавказ, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Россия, Средняя Азия, Туркмения, Узбекистан, Украина, Эстония.

* Все работы, размещённые на сайтах фондов Галереи Люмьер, защищены авторским правом. Любое размещение, не согласованное с правообладателем фотографий, является нарушением авторских прав и влечет за собой последствия в соответствии с положениями федерального закона об авторском праве и смежных правах Гражданского кодекса РФ.

Жизнь в СССР. Фотографии украинского инженера

Валерий Решетняк в советское время официально работал инженером в Киеве, в свободное время фотографировал простых людей.

«Никто из моих коллег по работе не знал, чем я занимаюсь. Это была своеобразная форма диссидентства», — рассказывает Решетняк.

Он знал, что его снимки не напечатают в прессе и не покажут на выставках, пока силен советский режим.

«Я наивно думал, что когда-нибудь благодаря моим фотографиям люди будут анализировать свою жизнь. Ошибался», — говорит Решетняк.

Впервые его фотографии опубликовали лишь в конце 1980-х годов во время перестройки, с объявлением которой строгая советская цензура стала ослабевать.

С тех времен его фотографии выставлялись в Киеве, Москве, Дании и США. После распада Советского Союза Решетняк стал профессиональным фотографом. Он делает снимки для рекламы и обучает студентов.

В недавнем интервью Украинской редакции Азаттыка Решетняк вспомнил, как снимал свои лучшие фотографии в промежутке между 1977 и 1990 годом.

«Сельский учитель после уроков возвращается домой, Сумская область. По этой дороге ходил в школу и я. Освещения не было. Чтобы не оставить кирзовых сапог в этой грязи, мы светили фонариком. Но не всегда были батарейки. Тогда приходилось зажигать спичку, а затем укрывать ее ладонями, чтобы ветер на задул. Эта дорога не изменилась до сих пор. Делать ее не для кого — в селе осталось очень мало людей».

«Слева — элитный пассажирский транспорт. В таких санях мог ездить председатель колхоза или местные «князья» из КПСС. Крестьянам сани давали только в самый критический момент. Например, отвезти больного в больницу. Зимой не было другого транспорта, кроме саней. Большинство дорог не чистили. Справа на фото стоит женщина с канистрами на старых санках. Она «приехала» в магазин купить керосин для керосиновой лампы».

«Донбасс. Когда мы зашли на этот огромный завод, я увидел только серую землю, кучу арматуры и бесконечные трубы. И вдруг откуда-то вынырнула фигура: в сером ватнике и кирзовых сапогах. Я сразу подумал, что там работают рабы».

«Детей постоянно готовили к войне. Это была основа советского идеологического воспитания. Обычных игрушек было очень мало, но на военную тематику — куча. Если присмотреться, кроме автомата слева, можно увидеть еще и игрушечный БТР».

«»Хлеб всему голова», — говорили в Советском Союзе. Люди на фотографии, скорее всего, пережили Голодомор 1932–1933 годов. Об этом тогда говорили только в тесном кругу. Мой отец и коллега по работе рассказывали, что их чуть не съел местный людоед».

«Это обычная повозка, на которой возили бог знает что. Бросили снизу брезент и свалили хлеб. Правда, тогда никто из этого трагедии не делал».

«В середине 60-х крестьяне почти перестали печь хлеб. А в этом селе ликвидировали еще и местную пекарню. Поэтому хлеб завозили из районного центра. Грузовик привозил его в магазин, к которому вела дорога с твердым покрытием. Затем хлеб перегружали на запряженную лошадями телегу или зимой на сани, чтобы развезти в другие магазины, разбросанные по селу. Автомобиль не мог проехать по тем «дорогам»».

«На фото — отец с двумя сыновьями и женой. Женщинам в селе приходится тяжелее, чем мужчинам. Все хозяйство и быт — на женских плечах».

«Последние жители ликвидированного села в Беларуси. Не желая поддерживать инфраструктуру для маленьких сел, советская власть переселяли их жителей. Эта семья не захотела покидать «неперспективное» село. Люди на фото хотели умереть там, где родились».

«Изредка к нему приезжали гости. Например, друг детства, который когда-то жил в другом селе. Он привез портвейн — дешевый советский алкоголь, который очень хорошо ударял в голову».

«Деревенские дети хотели как можно быстрее вырваться в город. Они видели надорванные руки отцов и матерей и сами уже знали, что такое тяжелая работа. Но до 1974 года покинуть село было почти невозможно. Крестьянам не давали паспортов — это было официальное рабство. Даже чтобы поехать в город по делам, нужно было взять справку. Поэтому нужно было иметь большой блат, чтобы дети получили паспорт. Всем, кому удавалось вырваться из села, преимущественно попадали в общежития».

«Общежитие № 5 в Киеве. Большинство рабочих были выходцами из сёл и не имели своего жилья. Советские организации строили для них дешевое жилье: длинный коридор, комнаты по четыре-шесть кроватей, на этаж одна общая кухня и туалет. Душевая (нечто вроде общественной бани) только одна — на первом этаже или в подвале. Хотя это жилье было временное, но значительная часть людей во время перестройки не успела получить государственные квартиры и вынуждена была жить в общежитиях всю жизнь».

«Мальчик на фото вырос и сейчас живет в той же комнате общежития, но уже со своим сыном и женой. Его мама с сестрой — в соседней комнате. Отец давно ушел к другой женщине».

«Приемная во Львове. Люди пришли задолго до открытия и явно не первый раз. В таких заведениях можно было очень долго ждать чиновника и пойти несолоно хлебавши».

«В СССР многие товары были дефицитными. Чтобы «достать» дефицит, надо было знать «нужных» людей. Чаще всего перед государственными праздниками случались чудеса — дефицит «выбрасывали». Часто продавали с черного входа магазина. Но «сарафанное радио» действовало. В длинных очередях часто случались конфликты, когда какой-то умник хотел пролезть впереди всех».

«Поздняя перестройка. В Киевском доме моды устроили показ мод для только одного американского бизнесмена (мужчина с лысиной в центре). Перед иностранцами ползали и открывали все двери. Позже выяснилось, что этот американец — «философ» и бывший хиппи».

Больше фото Валерия Решетняка можно посмотреть по этой ссылке.

Запрещённые фото реального СССР. — Максим Мирович — LiveJournal

Так, друзья — сегодня будет очень крутой пост с фотоснимками реальной жизни в СССР 1970-80-х годов — той самой эпохи, которую поклонники совка называют «золотым веком» — мол, и последствия разрушительной войны уже преодолели, но и проклятый Горбачёв ещё не дотянулся своими руками и не начал развал страны — жили честно зато бедно, смеялись больше, чем сейчас, а ключи от входных дверей всегда хранили под ковриком.

Несколько слов о том — кто, как и зачем снимал эти кадры. Большинство снимков, которые я вам сегодня покажу, сделаны советским фотографом по имени Георгий Пинхасов. Георгий родился в Москве в 1952 году, и увлёкся фотоделом ещё в школе. После окончания школы Георгий поступил во ВГИК, после окончания которого работал на киностудии «Мосфильм», а также в качестве независимого фотографа. Оценив высокий класс работ Георгия Пинхасова, его приглашает Тарковский в качестве фотографа для работы над фильмом «Сталкер», а ещё Георгий Пинхасов — единственный советский и российский фотограф, который был принят в легендарное фото-агенство Magnum.

Тут ещё нужно сказать, что «официальные» уличные фотографы в СССР снимали обычно стереотипные постановки — памятник Ленину, центальные проспекты и гостиницы, всякие там парады и так далее — снимать же бытовые зарисовки считалось чем-то почти неприличным. Именно поэтому так мало сохранилось кадров реальной советской жизни. Георгий же снимал совсем другое — всё то, что происходит вокруг. Это занятие было небезопасным — такие фотографы периодически попадали в милицию за «подозрительное поведение» — подозрительным был любой человек с фотоаппаратом, который фотографировал не парады и не Ленина. Как грустно шутили фотографы тех лет — «у нас куда ни повернёшь объектив, так обязательно упрёшься либо в государственную тайну, либо в очернительство».

Все бытовые снимки Георгия Пинхасова в СССР были запрещены — и только после 1991 года стали появляться на выставках, а сегодня я покажу их и вам. Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте)

02. Советский магазин, фотоснимок называется «мясо привезли». Собственно, уже одна эта фотография показывает отношение к людям и к торговле продуктами при «социализме» — мясо попросту свалили из фургона на какие-то грязные картонки, и рубят топором прямо на земле. Разумеется, всё это пойдёт потом «на зал» — то есть, простым покупателям из народа. Заведующие магазином и продавцы давно отложили для себя более-менее приличные кусочки, а в продажу пойдут вот эти мёрзлые кости, рубленные топором прямо на земле.

03. Работы по прокладке какой-то траншеи. Экскаватор, махенизация — нет, не слышали. Зачем вам экскаватор, если у вас Гагарин в космос полетел? Вы что, Гагарина не уважаете, что ли? Или экскаватор вам важнее, чем ракета? А ещё обратите внимание, что на заднем плане тяжёлым кайлом машет женщина — в СССР, как известно, существовало «равноправие полов», которое заключалось главным образом в том, что женщин могли привлекать к тяжёлым работам наравне с мужчинами.

04. «Консультант». Просто очень тоскливый снимок с атмосферой безысходности. Нет, не зря Георгия Пинхасова приняли в Magnum)

05. Врачи и родня тащат больную бабушку. Нормальные носилки? Нет, не слышали. Зачем вам носилки, если у вас есть самая большая в мире атомная бомба, а? Правительство вам такой подарок сделало, а вы ещё какие-то носилки хотите!

06. Вокзал. Нищий (судя по всему, психически нездоровый) просит на коленях милостыню. Таких кадров вы никогда не увидите в официозной советской прессе — ведь как известно, в СССР все люди были богатыми, здоровыми и сплошь спортсменами. А беспризорных сумасшедших вроде Иосифа Бродского в СССР тоже как известно не было — их всех быстро сажали в сумасшедшие дома.

07. Ещё вокзал. Просто мрачный снимок с какой-то горой сумок и чемоданов, которую пихает носильщик.

08. И это вокзал. Здесь обращает на себя то, насколько бедно (и часто не по размеру) одеты все люди на фото, а ещё нужно добавить, что практически у всех людей в СССР в возрасте 55+ оставалось мало своих зубов — от тяжёлой работы, некачественного питания и плохой экологии в городах.

09. Пейзажи Родины с Леонидом Ильичом на стенах, в брежневские годы такие граффити встречались достаточно часто. Обратите внимание, как заботливо художник нарисовал все пять звёзд Героя СССР на груди у Брежнева — как известно, этот Гениалиссимус был единственным на Земле Пятикраным Героем СССР, и по совместительству ещё носителем примерно сотни медалей и орденов. И что, вы ещё не хотите жить под руководством столь достойного человека? Жалкие, ничтожные люди.

10. Доминошная лавочка в одном из дворов, которую на этот раз оккупировали картёжники. Как там пелось в известной песне — «молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт». «Почёт» заключался в возможности кое-как существовать на мизерную пенсию, а из развлечений у стариков были, в основном, посиделки на лавочках у подъезда, алкоголь да вот такие игры.

11. Для детей во дворах были тоже созданы все условия — вот такие кривые и скрипучие качели. Из своего детства я помню только одни нормальные качели — их сделал в семидесятые годы один дядечка для своей дочки, а после катал на них и внучку. Качели были классными — с подшипниками, никогда не скрипели. А всё «государственное» было вот таким скрипучим говном, как на фото.

12. Парады, кстати, Георгий Пинхасов тоже снимал — вот только делал это по-своему. На этом снимке Георгия советский парад выглядит вовсе не как что-то торжественное, а как некое мрачное шествие людей в форме.

13. Тепеь моё любимое — советские алкоголики. Вот просто гениальный кадр, сделанный скорее всего на каком-то рынке, судя по сачкам в бутылке — дядьки продают что-то вроде мотыля для рыбалки. Алкаши, не стесняясь, пьют прямо на рабочем месте — на столе стоит початая бутылка и гранёный стакан, мужики уже хлебнули горячительного и начали выяснять отношения. Никакой милиции нет — алкашей, как правило, забирали в отделение только в крайнем случае, а так к алкашне в СССР было весьма толерантное отношение.

14. И вот тоже замечательный снимок — алконавты начинают драку прямо у дверей магазина. Надо сказать, что в СССР существовал целый пласт «магазинной пьяни» —  которые то ли по причине бедности, то ли по причине жесточайшего контроля семейного бюджета женой постоянно околачивались у дверей магазина, с тоской побитой собаки заглядывая в глаза проходящих покупателей, стреляя мелочь «на поправить здоровье» и периодически устраивая вот такие драки с коллегами. Драка, кстати, чаще всего заканчивалась всеобщим примирением и грандиозной попойкой.

Кстати, такого магазинного алкаша гениально изобразил Борислав Брондуков в фильмах «Афоня» и «Сто грамм для храбрости».

15. Ещё один алкоголик — совсем молодой парень, одетый кстати в модные «шузы» на каблуках, допился до положения риз и съехал спиной по побелке на пол, где и отдыхает. Антуража снимку добавляют кривые перила и обшарпанные стены подъезда.

16. И ещё один очень фактурный алкаш —  который судя по внешнему виду, убежал в пьяном состоянии с какой-то стройки.

17. А это —  разбор какого-то конфликта на советской коммунальной кухне —  на той самой, где люди жили «дружно зато бедно» и клали ключи друг другу под коврик. Если в разбор конфликта подключили милицию —  то скорее всего произошло что-то серьёзное —  поножовщина либо крупная кража. А ещё обратите внимание на внешний вид «счастливых советских граждан» —  женщины в СССР уже к 60 годам превращались в бесформенное нечто.

18. Иногда советские алкоголики попадали в милицию — где к ним было примерно такое отношение. Одна женщина уже лежит на полу, вторую советский мент пинками загоняет в «обезъянник». Старший по званию цинично курит сигаретку, молча одобряя такие методы.

19. И напоследок немного пейзажей. Остановка общественного транспорта. Просьба обратить внимание на внешний вид и форму одежды советских женщин, а также на лежащее поперёк тротуара пьяное тело — народ вокруг не особо обращает на него внимание, словно так оно и должно быть.

20. Советская инфраструктура. Те самые ужасные советские панельные кварталы, где простой парень Женя Алкашин нашёл своё простое человеческое счастье.

Ну как вам фото, что скажете? Хотели бы вернуться в такой СССР?

Напишите в комментариях, интересно.

Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________

Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о том, как выглядела реальная жизнь в СССР, нажав на кнопочку ниже:

Как выглядела Москва при СССР и сейчас: 24 фото-сравнения

Автор Вячеслав На чтение 4 мин. Опубликовано

Помню старую Москву, по которой ходил ещё ребёнком. Большие красивые здания, улыбающиеся люди на улицах. Где это, осталось ли сейчас? Лучший ответ дадут фотографии.

Они напомнят мне о детстве, о маме, о самом вкусном мороженом в парке. Я давно не живу в столице, но приехал недавно в гости к дочке. И современная Москва меня поразила!

Улицы

Фотографии улиц помогают лучше ощутить ход времени. Мне кажется, что раньше они были спокойнее, было меньше людей и машин.

Арбат — это старая Москва. Прогулка по нему всегда была событием. С годами эта улица сохранила свою ауру, но стала ощутимо красивее.

Арбат в советское время.

Арбат в XXI веке.

На улице Горького всегда кипела жизнь. Сейчас она осталась такой же, только стала более яркой и стильной. Теперь она называется – Тверская.

Улица Горького в советское время.

Так Тверская улица выглядит сегодня.

Никольская улица расположена между Красной площадью и Лубянкой. Теперь она стала намного наряднее. Вот как она выглядела раньше.

Во времена СССР.

Так Никольская выглядит сейчас.

Здания

Когда меня родители водили в Большой Театр, для меня это всегда было праздничным событием. Красивое большое строение никого не может оставить равнодушным.

Это здание начали использовать для театра с 1856 года. В первые годы Советской власти обсуждался вопрос о его сносе из-за ветхости. В конце концов, было принято решение провести восстановительные работы. Реставрацию закончили только в 2011 году.

Сейчас оно выглядит эффектно, но при этом сохранило свой великолепный стиль.

Большой театр в советский период.

Так выглядит Большой Театр сейчас.

Когда родители со мной гуляли в центре, я много раз видел гостиницу «Москва». Это красивое и величественное здание много лет служило городу. Теперь вместо него построили новое, очень похожее на прежнее.

Гостиница в советское время.

Так она выглядит сегодня.

В детстве Центральный Телеграф казался мне загадочным и необычным. Сейчас он в целом сохранил свой вид, но стал более обыденным.

Здание во времена СССР.

Сейчас это здание выглядит таким образом.

Метро

Часто ездил в метро. Очень привык к его виду. Однако метро сегодня тоже очень изменилось.

Вот, например, станция Дзержинская, расположенная под одноименной площадью. С 1990 года это станция метро Лубянка. Оформление обновилось.

Так выглядел интерьер станции во времена СССР.

Теперь здесь новое оформление.

Когда бывал в детстве на станции Маяковская, она мне нравилась своей нарядностью, праздничностью. Позже узнал, что ещё в 1938 году уникальность этой станции была отмечена на Международной выставке в Париже.

На Нью-йоркской выставке проект заслужил Гран-при. Сейчас станция во многом сохранила свой облик, став ещё наряднее.

Станция метро Маяковская в советское время.

Современный интерьер этой станции.

Когда выходил на станции Сокол, обращал внимание на её узкий перрон и лестницу в середине зала. Когда-то она была почти у границ города. Сейчас вокруг неё плотная застройка.

Станция Сокол во время существования СССР.

Современный вид станции.

Известные места

Отец любил со мной ходить в музеи, осматривать красивые памятники архитектуры. Однажды мы поехали в Царицыно. Тогда это были живописные развалины. Сейчас они превратились в роскошный дворец. Его строительство закончили в 2011 году.

Царицыно СССР.

Восстановленный дворец.

Собор Василия Блаженного всегда поражал своей особой красотой и праздничностью. Сейчас его отремонтировали, и он стал ещё лучше.

С 1997 года в Церкви Василия Блаженного (это одна из 11 церквей, входящих в состав Собора) проводятся регулярные богослужения.

Собор Василия Блаженного — так он выглядел при СССР.

Таким можно увидеть его сейчас.

В ЦУМ мы ходили за покупками. Он был и остался до сих пор огромным универмагом. Нынешнее название носит начиная с 1933 года. В Европе это один из крупнейших универсальных магазинов.

Вид здания в советское время.

Так ЦУМ выглядит в последние годы.

Глядя на фотографии и вспоминая прошлое, могу сделать вывод: Москва стала красивее. Но сейчас тут как-то все быстро, шумно. Хватает ли у современной молодежи времени, чтобы насладиться красотой города? В этом я неуверен, а вы?

Фотографии СССР 1985 года | ФОТО НОВОСТИ

Как известно, 1985 год стал для СССР отправной точкой на пути, который приведет его к его распаду уже в 1991-м. Но тогда еще ничто не предвещало, что новые партийные установки и наборы лозунгов могут как-то существенно изменить устоявшуюся жизнь советских граждан.

Фотографии СССР 1985 года из разных городов.

35 фото

Город Владимир:



Отдел по продаже телевизоров в Новгороде:

Трамвай в Иркутске:

В Москве на пл. Дзержинского оба здания КГБ только что объединил общий фасад:

Счеты в московском ГУМе:

Свадьба в Москве на Красной Площади:

У мавзолея Ленина:

Детский сад в Западном округе Москвы:

Троицкий собор в Пскове:

В московском ГУМе:

Последний писк советской моды 85-го года:

Город Владимир:

На улицах Владимира. Пробок не видно:

Снова Владимир:

Новгород:

Москва и коммунистические лозунги:

Суздаль. Победе 40 лет:

Чудеса советской архитектуры в Тбилиси:


Общий вид на город Тбилиси не сильно изменился с 85-го:

Автозаправка в Ленинграде:

Стадион в Ереване:

Москва. ВДНХ пока еще без ларьков:

Детский сад в Москве:

Суздаль:

Тбилиси:

Спасо-Евфимиевский монастырь Суздаля:

Москва, Старый Арбат:

Центральная площадь в Ереване:

Ленинград, гостиница «Астория»:

Художница у стены Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале:

Народные автомобили «Жигули»:

Тбилиси. Старинный уголок грузинской столицы с серными банями и мечетью:

Ленинград. Реклама нового фильма:

Москва, Кремль:

Тбилиси, проспект Шота Руставели. Крутая иномарка:

Как встречали Новый год в СССР. История советской моды в фото без цензуры — Российская газета

Известный историк моды и коллекционер Александр Васильев выпустил новую книгу-альбом под интригующим названием «Без ретуши. Советский стиль».

Предоставлено издательством «Слово»

Это более 250 редких фотокадров, которые автор десятилетиями искал на помойках, блошиных рынках и зарубежных аукционах. Их главное отличие — никакой ретуши и цензуры. Лишь беспристрастный взгляд сквозь объектив фотоаппарата, отраженный в черно-белой фотографии.

Каждый кадр Васильев сопроводил увлекательным рассказом о формировании так называемого советского стиля жизни в моде, архитектуре, интерьере, на отдыхе, в детском саду, школе, космосе, искусстве и на кухне.

«Тщательно изучив сокровища американских, европейских и советских газет и журналов, а также многочисленные семейные архивы, попавшие в мои руки, я собрал их в книгу, которая станет потрясающим визуальным пособием для нового поколения, для тех, кому не безразлична историческая память, как бы мы ни относились к наследию СССР», — рассказывает о своей книге Александр Васильев.

Фото: Предоставлено издательством «Слово»

И действительно, перед читателем разворачивается картина повседневности советского человека, показанная через фотообъектив: где жили, как отдыхали, как наряжались на танцы, на парады и демонстрации, какие образы создавались в театре, кино и на эстраде.

Почему «без ретуши»? Потому что ретушь использовалась в основном для коррекции снимков официальных лиц.

К примеру, когда очередной партийный деятель попадал в опалу, на фотографии его рука, лежащая на плече пока еще невредимого соратника, заштриховывалась так, что попросту сливалась с одеждой. А на месте лица новоиспеченного врага народа вдруг возникал букет цветов.

Некоторые фотографии перешли к Александру Васильеву от отца, художника Александра Павловича Васильева, но львиная доля коллекции сложилась из того, что автор, будучи советским школьником, находил на развалах, много позже — на барахолках в разных странах. Ну а кто-то сам приносил Александру свои семейные снимки, зная, как бережно он относится к исторической памяти.

Фото: Предоставлено издательством «Слово»

Каждый фотокадр станет еще ценнее, если вспомним, что в раннее советское время собственный фотоаппарат был большой редкостью. Мало было иметь собственную камеру, требовалась еще пленка и специальные условия для проявки негативов — темная комната, фотоувеличитель, глянцеватель и много чего еще. Словом, увлечение фотографией было недешевой и трудоемкой забавой для любителей.

Фото: Предоставлено издательством «Слово»

Другое дело — фотоателье. Сюда ходили не часто, по особому случаю.

«Фотография для большинства советских граждан оставалась настоящим чудом. Как целое событие воспринимался поход в фотоателье, — пишет Александр Васильев. — Женщины собирались самым тщательным образом — наряжались в свои лучшие наряды, шли в парикмахерскую… Маленьким девочкам завязывали пышные банты из капрона, жены заставляли мужей надевать галстуки, чтобы «хоть на фотографии был похож на человека». Кто-то умудрялся фотографироваться в норковых шапках, которые в 1970-е — 1980-е годы считались признаком определенного статуса своего владельца. Как можно было не запечатлеть себя в головном уборе из благородного меха!».

Фото: Предоставлено издательством «Слово»

Это нам из XXI века кажется, что моды в СССР не было — все было серым, убогим и однообразным. Но фотография наглядно показывает и рассказывает, как рождалась мода в СССР. Слово Александру Васильеву: «Поскольку одежда была в большом дефиците, практически каждая советская женщина умела шить, кроить, строчить, вязать. Эти навыки не считались уникальными, ведь импортные платья были не доступны, а советские скроены так неуклюже, что не вызывали желания их носить. Поэтому если кого-то спрашивали: «Откуда у вас такое красивое платье?», ответ был очевиден: «Сама сшила»».

Фото: Предоставлено издательством «Слово»

Как праздновали Новый год в Советском Союзе

С разрешения издательства «Слово» публикуем отрывки и фотографии из главы, посвященной празднованию Нового года.

Фото: Предоставлено издательством «Слово»

«Новый год был одним из самых любимых праздников в СССР. Он соединил в себе не только рождественские традиции, но также традиции и обычаи зимних празднеств еще языческих времен. Новый год всегда отмечался после Рождества. Однако с переходом на новое летоисчисление, который произошел 31 января 1918 года, календарь сдвинулся на 13 дней, и праздники поменялись местами, что внесло некоторую сумятицу и подарило нам возможность отмечать Новый год дважды — 1 января и 13 января».

Фото: Предоставлено издательством «Слово»

«В начале 1930-х годов рождественская елка, как и прочая «религиозно-буржуазная атрибутика», все еще находилась в опале. Страницы советских газет пестрили лозунгами: «Долой буржуазную елку!», «Пахнущих ладаном елок не надо нам!», «Трудящиеся не нуждаются в христианском Рождестве!». В старорежимных религиозных семьях елки продолжали наряжать тайно, на свой страх и риск».

Фото: Предоставлено издательством «Слово»

«Несмотря на то, что елка вышла из опалы в 1936 году, в 1938-м в продаже можно было найти чаще всего вот такие удивительные экземпляры — практически без иголок, одни лишь тонкие веточки на хилом стволе. Как будто их специально такими выращивали. Однако истосковавшиеся по празднику советские граждане были рады и этому! Даже такое жалкое деревце, украшенное конфетами, ватой и свечками, приносило в дом радость и запах Нового года».

Фото: Предоставлено издательством «Слово»

«Готовые маскарадные костюмы в 1940-е годы практически не продавались. Их создавали в домашних условиях буквально из всего, что попадалось под руку. В ход шли и старые наволочки, и марля, и вата, и отцовские сорочки, и мамины платья… Вот где был настоящий полет фантазии!»

Фото: Предоставлено издательством «Слово»

«К Новому году всегда старались украсить центральные площади, улицы и бульвары. Тысячи художников-оформителей по всей стране проектировали плакаты, растяжки и панно с поздравлениями, скульптуры, освещение, ледяные городки и прочее новогоднее убранство. Каждый проект обязательно проходил через худсовет, прежде чем претвориться в жизнь».

Как отдыхали звезды СССР: редкие и пикантные фото спортсменов

https://rsport.ria.ru/20211229/sssr-1765861200.html

Как отдыхали звезды СССР: редкие и пикантные фото спортсменов

Как отдыхали звезды СССР: редкие и пикантные фото спортсменов — РИА Новости Спорт, 29.12.2021

Как отдыхали звезды СССР: редкие и пикантные фото спортсменов

Советские спортсмены известны своими выдающимися победами. Они посвящали много времени сложным и упорным тренировкам, чтобы добиться успеха. Но ни один… РИА Новости Спорт, 29.12.2021

2021-12-29T07:00

2021-12-29T07:00

2021-12-29T07:41

спорт

олимпийские игры

ссср

александр зайцев (фигурист)

владислав третьяк

олег васильев

ирина роднина

тамара москвина

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/1c/1765803680_0:270:2681:1778_1920x0_80_0_0_a11b057e01624a779705d98cc37a47c4.jpg

Советские спортсмены известны своими выдающимися победами. Они посвящали много времени сложным и упорным тренировкам, чтобы добиться успеха. Но ни один результат не приходит без качественного отдыха. Показываем, как развлекались знаменитые чемпионы из СССР в фотогалерее РИА Новости Спорт.

ссср

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/1c/1765803680_0:19:2681:2030_1920x0_80_0_0_44be89e7b4da5e070710571e99e53951.jpg

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

спорт, олимпийские игры, ссср, александр зайцев (фигурист), владислав третьяк, олег васильев, ирина роднина, тамара москвина, валерий харламов, олег блохин, гарри каспаров, владимир сальников, лев яшин, владимир лутченко, екатерина гордеева, фото

Ресурс коллекционера советского/российского фотооборудования

Об этом сайте
Этот сайт посвящен всем людям в мире, которые собирают советские и Постсоветская фототехника. Он предназначен для использования в качестве центрального знания хранилище всего, что связано с фотографией в Советском Союзе или в посткоммунистическая Россия, Украина и Беларусь.

Это творение нескольких советских/российских коллекционеров фотоаппаратов, работающих вместе. создать центральный всеобъемлющий ресурс, охватывающий многие области этой области, все в одном месте. Любой, кто зарегистрируется на этом веб-сайте, может редактировать и добавлять вики каталог фототехники, добавляйте и просматривайте продавцов советской/российской фототехники оборудования и участвуйте в обсуждениях на форуме.

Веб-сайт и информация на нем поддерживаются участниками-коллекционерами самих себя. Думайте об этом как о Википедии, но строго для русских/советских фотооборудование и сопутствующие материалы. На сайте также есть общесоветский / Российский форум камер для обсуждения участниками многих тем и ресурс для коллекционеров область, где есть ссылки на коллекции, историческую информацию, куплю-продажу ресурсы и обзоры продавцов камер.Этот веб-проект полностью бесплатен и открыт для всех желающих принять участие.

Этот сайт состоит из 3 разделов:

    Каталог советских/российских фотоаппаратов в стиле Wiki. Этот раздел можно редактировать или добавлять. любому пользователю, зарегистрировавшемуся на сайте.Этот вики-каталог будет содержать информацию на каждую российскую/советскую модель фотоаппарата и производителя, а также редкие и уникальные экземпляры, которые не часто встретишь. Любая запись о советской/российской камере производство или история будут приветствоваться.
    Поддерживаемая пользователями база данных коллекций фотоаппаратов, советских/российских дилеров оборудования, Продавцы eBay и интернет-магазины (с отзывами и мнениями дилеров).
    Дискуссионные форумы обсуждают широкий круг тем и продают, обменивают или покупают что-либо относится к советской фототехнике.


Благодарности и признание

Этот веб-сайт не был бы тем, чем он является сегодня, без огромного вклада следующих лиц:
Уильям Паркинсон, Айдас Пикиотас, Луис Паракампо, Юрий Богуславский, Виктор Суглоб, Ален Берри, Жан Лу Принсель, Игорь Черток, Майк Хейли, Джим МакГи, Стивен Берковиц, Гвидо Студер, Юхани Халминмаки, Дмитрий Копп, Юрий Давиденко, Александр Комаров, Георгий Абрамов, Майк Шенк, Ульрих Витте, Жак Морен, Мишель Кретьен, Олег Кравец, Дэвид Томлинсон, Натан Дейтон и многие другие.
Я в долгу перед всеми вами!

И отдельное спасибо Тиму Вайсу за прекрасную графику сайта!
Владислав Керн

Когда Горбачев ушел в отставку, фотограф AP сделал исторический снимок

Это было знаменательное событие, положившее конец целой эпохе: отставка президента СССР Михаила Горбачева 30 лет назад завершила распад СССР.Тогдашний московский фоторуководитель AP Лю Хын Шинг был единственным иностранным фотографом, запечатлевшим поворотный момент 25 декабря 1991 года.

Осенью 1991 года Советский Союз стремительно приближался к своему распаду. 8 декабря 1991 г. лидеры трех славянских советских республик встретились, чтобы объявить о прекращении существования Советского Союза и создать новое Содружество Независимых Государств, к которому через две недели присоединились еще восемь республик.

___

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА: Лю Хын Шинг работал фотоглавой агентства Associated Press в Москве в 1990-1993 гг.Лю и его коллеги из AP получили Пулитцеровскую премию 1992 года за фотоновостные новости за документирование распада Советского Союза.

___

В тот момент было ясно, что Горбачеву не удалось обратить вспять фактический распад страны, и когда 24 декабря Лю позвонили и пригласили его в Кремль, он понял, что настал последний момент.

На следующий вечер Лю вошел в Кремль со съемочной группой во главе с президентом CNN Томом Джонсоном, чтобы присутствовать на телеобращении Горбачева к нации в прямом эфире.

«Я освещал Китай ранее, в постмаоистские времена, и я знаю, какое сильное влияние на Китай оказала русская революция 1917 года и как после Второй мировой войны вся Европа и Америка вскоре погрузились в холодную войну», — сказал Лю. , покинувший AP в 1995 году и ставший основателем и директором Шанхайского центра фотографии. «Поэтому я сказал себе: «Знаете, это большое дело с точки зрения истории». чтобы щелчок затвора его камеры не испортил прямую трансляцию.

Лю думал, как лучше запечатлеть переломный момент, и быстро решил, что образ Горбачева, заканчивающего свою речь, лучше всего передаст настроение. Он решил не использовать вспышку, которая сделала бы снимок похожим на обычную съемку в стиле пресс-конференции, и выбрал длинную выдержку, чтобы запечатлеть движущиеся листы бумаги и отразить мимолетный момент.

«Самым важным соображением было то, что я хочу убедиться, что вы все еще видите движение бумаги», — сказал Лю, добавив, что, по его мнению, это лучше всего отразит «уходящий исторический момент.

Как только Горбачев закончил свою речь и закрыл папку, содержащую ее, Лю нажал кнопку, и «как только я сделал этот единственный снимок, охранник КГБ, стоявший слева от меня за камерой… пробил меня через штатив», Лю вспомнил. — Но это было не очень больно.

Стремясь быстро обработать пленку и отправить ее клиентам AP, он сбежал по гигантской кремлевской лестнице, устланной красной ковровой дорожкой.

«Я бежал как сумасшедший, я бежал так, как бежал двести метров на Олимпиаде», — вспоминал он.Вниз по лестнице он увидел сотни журналистов, ожидающих входа, которые сразу поняли, что упустили момент.

«Я слышал, как они все выкрикивали мне слова из четырех букв и поднимали вверх средние пальцы, но я продолжал бежать», — сказал он. «Я пошел прямо к своей машине и увидел, как опускается флаг Советского Союза и поднимается российский флаг, флаг Российской Федерации, и я бешено ехал, чтобы вернуться в бюро».

В тот доцифровой век Лю знал только, резкое ли его изображение после обработки пленки, и опасался, что длинная выдержка могла оставить Горбачева размытым: «Это было бы моей неудачей на всю жизнь.

«Поэтому я вернулся и обработал пленку», — вспоминал он. «Какой вздох облегчения, знаете ли. Г-н Горбачев был резким, бумага шевелилась, вот и вся картина».

А затем, по словам Лю, «на следующий день он попал на первые полосы практически всех газет по всему миру — конец Советского Союза».

На этих фотографиях показано, как представлялось Советскому Союзу будущее.

Первая часть, которая прошла в Нью-Йорке за месяц до этого, представляла собой выставку товаров Советского Союза, ориентированную на американскую публику.Оба экспоната были частью Культурного соглашения США 1958 года, которое должно было способствовать взаимопониманию между врагами времен холодной войны.

По данным Государственного департамента США: «Американские выставки в СССР были центральным элементом соглашения о культурном обмене Америки с Советским Союзом, охватывающего пять десятилетий с конца 1950-х до начала 1990-х годов. Начиная с Американской национальной выставки в Москве в 1959 году, выставки продемонстрировали американскую изобретательность на 87 отдельных показах 19 выставок в 12 часовых поясах СССР.На выставке были представлены разнообразные образцы американской техники, от графики до сельского хозяйства, от отдыха на природе до медицины».

Но, стремясь также рассказать советским людям об инновациях, происходящих дома, СССР открыл свою собственную выставку рядом с американской выставкой в ​​​​московском парке Сокольники в 1959 году. Как задокументировал фотограф Томас О’Халлоран, на выставке представлено множество предметы, которые предлагают заглянуть в советский дух времени. Фотографии О’Халлорана, от шоколада до спутника, показывают нам не только то, чем был СССР, но и то, чем он надеялся стать.

История продолжается под рекламой

В 1959 году эти две выставки посетили почти 3 миллиона человек. Хотя они существенно отличались друг от друга, их сопоставление также подчеркивало сходство двух стран. Как Хрущев сказал Никсону: «Американцы создали свой образ советского человека. Но он не такой, как вы думаете. Вы думаете, что русские люди будут ошарашены, увидев эти вещи, но дело в том, что в новопостроенных русских домах есть все это оборудование.

Вот некоторые из этих вещей:

Обувь. (Thomas O’Halloran/Library of Congress)

История продолжается под рекламой

Затерянные территории: В тени СССР — Фотографии членов Sputnik Photos

Очаков, Украина, 2008 г. Из серии «Черное море Конкретный». © Рафал Милах, Sputnik Photos

День Победы, Беларусь, Молдова и Армения. Миллионы женщин в Советской армии сражались против фашистов. Они занимали различные должности: санитаров, саперов, авиаторов, танкистов.Некоторые из них были еще детьми, девочками-подростками. © Agnieszka Rayss, Sputnik Photos

Молдова. На берегу реки Днестр. © Андрей Балко, Sputnik Photos

Керчь, Крым, Украина 2008 г. Заброшенная верфь. Из серии «Черное море бетона». © Рафал Милах, Sputnik Photos

Украина 2008. Из серии «Черное море бетона». © Рафал Милах, Sputnik Photos

Молдова. На берегу реки Днестр. © Андрей Балко, Sputnik Photos

Эривань, Армения.Я был совершенно потрясен анархическим отношением к архитектуре в Армении. Будучи свободными, армяне легко могут построить любое здание любой формы в любом месте. В Ереване вы можете легко найти новые уровни, размещаемые на крышах домов без какого-либо официального разрешения. Это вызывает невероятную какофонию архитектурных стилей по всей стране. © Андрей Ленкевич, Sputnik Photos

Ветераны, Грузия. Рафаэль Долинян с семьей. Из серии «Мать». © Адам Панчук, Sputnik Photos

Беларусь.Наталья и Конан — лучшая влюбленная пара. Конкурс организован местными структурами БРСМ (Белорусского объединения молодежи). БРСМ — государственная организация, набирающая самых активных людей в возрасте до 35 лет. Многие из них становятся частью политической элиты. Из серии «Победители». © Рафал Милах, Sputnik Photos

Армения, Спитак, 10.2013. В декабре 1988 года в Армении произошло землетрясение. Находясь практически в эпицентре, город Спитак прекратил свое существование в считанные 40 секунд.25% жителей города погибли. © Михал Лучак, Sputnik Фото

Рустави, Грузия, 2013. © Рафал Милах, Sputnik Фото

День Победы, Беларусь, Молдова и Армения. Миллионы женщин в Советской армии сражались против фашистов. Они занимали различные должности: санитаров, саперов, авиаторов, танкистов. Некоторые из них были еще детьми, девочками-подростками. © Агнешка Райсс, Sputnik Photos

Очаков, Украина, 2008 г. Из серии «Черное море бетона».© Рафал Милах, Sputnik Photos

Украина, Саша Шевченко, Femen Warriors. FEMEN — украинская феминистская протестная группа, базирующаяся в Киеве, основанная в 2008 году. Организация получила международную известность благодаря организации неоднозначных акций протеста топлесс против дискриминации женщин. © Агнешка Райсс, Sputnik Photos

Карпатское, Украина, 2009 г. Похороны старушки Анны у нее дома. © Ян Брыкчинский, Sputnik Фото

Анаклия, Грузия, 2013. © Рафал Милах, Sputnik Фото

Первобытный лес, Беларусь.Интерьер дома таксидермиста в Пружанах. Снимки были сделаны в Беларуси, в районе Беловежской пущи в период с марта по октябрь 2011 года. © Ян Брыкчинский, Sputnik Photos

Богатая история советской фотографии, рассказанная в 18 снимках

Советское фото было бьющимся сердцем советской фотографии. сцена с 1926 по 1997 год. Теперь журнал является основой световой выставки в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве: большинство фотографий на выставке были опубликованы в журнале.

Представьте, что вы взяли все старые выпуски Life или Vanity Fair за один и тот же период и разложили фотографии рядом. Появятся определенные тенденции, такие как документальная фотография Великой депрессии и полированная, ретушированная эпоха Энни Лейбовиц.

Центр фотографии имени братьев Люмьер

Нечто подобное произошло, когда кураторы Советское фото вытащили изображения из его архива. Выставка условно организована вокруг двух направлений: фоторепортажа и любительской фотографии, а также работы фотоклубов и групп, созданных в рамках этих жанров.Фоторепортаж похож на документальную съемку: он основан на фактах, а его фотографы ориентированы прежде всего на спорт, парады, сельское хозяйство и промышленность, — говорит сокуратор выставки Яна Искакова. «За обширным блоком военных фотографий следуют… снимки новых героев того времени — интеллектуалов, ученых и музыкантов», — говорит она. Любительская фотография — это именно то, на что она похожа: более свободный, более андерграундный стиль, вошедший в моду в 1950-х годах. Когда в петербургском фотоклубе «Выборгский культурный центр» проходили показы, «его первые выставки показали, что любительская фотография перешла от салонного портрета, живописного пейзажа и постановки к реальной жизненной силе», — говорит Искакова.

Некоторые из них отражают тенденции 20-го века в искусстве и музыке в США, но, в частности, в СССР фотография была подвержена политическим событиям того времени. Во время Великой Отечественной войны Совинформбюро даже диктовало содержание и композицию фотографий. «Сначала, — говорит Искакова, — предписывались темы смерти, человеческих страданий и боли, чтобы вызвать чувство острой ненависти к врагу». Позже, «ближе к победе, в печати появились более лирико-поэтические образы войны.

Подчинились не все: левая художественная коалиция «Октябрь», сформировавшаяся в 1920-х годах, продвигала авангардистскую повестку дня, а ее фотографы экспериментировали со странными ракурсами и композициями. Правительству это не понравилось: «Они не агитировали, не просвещали и не информировали о жизни советских людей, что было неприемлемо для советской власти», — говорит Искакова. Группа «Октябрь» в конце концов распалась, но в 1980-х горбачевская реформа политики гласности позволила фотографам снова поиграть с концептуальными, абстрактными и графическими изображениями.

Искакова уверена, что большинство зрителей не будут знакомы с выставленной работой. В этом-то и дело. Выставка предназначена для признания фотографий десятилетий и связанных с ними исторических дискуссий.

Падение Советского Союза в 36 редких фотографиях

Эти впечатляющие исторические фотографии раскрывают то, как и почему произошел распад Советского Союза, как никогда раньше.

1 из 37

Жители Западного Берлина помогают мужчинам в Восточном Берлине перелезть через Берлинскую стену.

12 ноября 1989 г.

Wikimedia Commons

2 из 37

Пожилая женщина кладет свою сумку на упавший символ серпа и молота.

Москва. Ноябрь 1990 г.

Александр Неменов/AFP/Getty Images

3 из 37

Балтийский путь, человеческая цепь, протянувшаяся более чем на 400 миль через три страны, требовала свободы от СССР.

Литва. 23 августа 1989 г.

Wikimedia Commons

4 из 37

Женщина пытается найти что-нибудь на пустых продуктовых полках, ставших стандартом в Москве.

20 декабря 1990 г.

Шепард Шербелл/КОРБИС САБА/Корбис через Getty Images

5 из 37

Маленький ребенок стоит позади своих родителей, запершись рука об руку со своими соседями в длинной цепи Балтийского пути.

Вильнюс, Литва. 1989.

Викисклада

6 из 37

Продемократические демонстранты стоят на баррикаде перед Кремлем, над головой развевается российский флаг.

Москва. Август 1991 года.

Ален Ног/Сигма/Сигма через Getty Images

7 из 37

Женщина и ее ребенок смотрят на пустой мясной отдел местного продуктового магазина и задаются вопросом, где им взять еду.

Москва. 1991.

Совфото/UIG через Getty Images

8 из 37

Мужчина в Азербайджане срывает изображение Владимира Ленина, празднующего освобождение своего народа от СССР.

Баку. 21 сентября 1991 г.

Анатолий Сапроненков/AFP/Getty Images

9 из 37

Толпы в Восточном Берлине помогают друг другу перелезть через Берлинскую стену и выйти на свободу Западного Берлина.

, ноябрь 1989 г.

Wikimedia Commons

10 из 37

Женщины стоят в очереди, чтобы получить шанс купить туалетную бумагу из ограниченного ассортимента.

Польша. Примерно 1980-1989 гг.

Викисклад

11 из 37

Мужчина бьет кувалдой по Берлинской стене.

22 июля 1990 г.

Wikimedia Commons

12 из 37

Танки на улице Москвы усыпаны цветами.

, август 1991 г.

Sovfoto/UIG через Getty Images

13 из 37

Рабочий, сносящий памятник Владимиру Ленину, подкрадывается и наносит ему быстрый удар ногой по голове.

Берлин, Германия. 13 ноября 1991 г.

Андреас Альтвайн/AFP/Getty Images

14 из 37

Пограничники Восточной Германии разрушают часть Берлинской стены.

11 ноября 1989 г.

ЖЕРАРД МАЛИ/AFP/Getty Images

15 из 37

Женщина плачет перед могилами погибших во время Черного января 1990 года в Азербайджане, когда было расстреляно более 100 антисоветских демонстрантов.

Баку, Азербайджан. 1992.

Викисклада

16 из 37

Продемократический демонстрант вытаскивает из танка советского солдата, применяя силу против государственного переворота, совершенного радикальными коммунистами.

Москва. 19 августа 1991 года.

Дима Танин/AFP/Getty Images

17 из 37

Протестующие заполняют улицы Душанбе, Таджикистан, восставая против власти Советов.

Февраль 1990 г.

Wikimedia Commons

18 из 37

советских танков вошли в Душанбе, введя в городе военное положение.

Февраль 1990 г.

Wikimedia Commons

19 из 37

Протестующие в Таджикистане сталкиваются с линией танков.

Душанбе.10 февраля 1990 г.

Wikimedia Commons

20 из 37

Двое мужчин небрежно идут через линию танков, привыкая к новым нормам военного положения в Душанбе.

15 февраля 1990 г.

Wikimedia Commons

21 из 37

Солдат смотрит в окно на фоне оккупации Таджикистана.

Душанбе. Февраль 1990 г.

Wikimedia Commons

22 из 37

Литовцы выходят на улицы, требуя освобождения от Советского Союза.

Шяуляй, Литва. 13 января 1991 г.

Wikimedia Commons

23 из 37

Сторонники Бориса Ельцина и демократической России маршируют от Кремля к Белому дому.

Москва. 19 августа 1991 г.

Wikimedia Commons

24 из 37

Протестующие маршируют по Тверской улице в Москве.

30 ноября 1991 г.

Wikimedia Commons

25 из 37

Продемократические протестующие устроили баррикаду возле здания правительства Москвы Белого дома.

22 августа 1991 г.

Wikimedia Commons

26 из 37

Жители Литвы хоронят 13 человек, убитых советскими войсками за попытку бороться за свободу Литвы.

Вильнюс, Литва. Январь 1991 г.

Wikimedia Commons

27 из 37

Маленькая девочка украшает могилу своего отца, погибшего в боях за свободу Азербайджана.

Баку, Азербайджан. 1993.

Викисклада

28 из 37

Представитель правящей партии Восточной Германии Гюнтер Шабовски объявляет, что люди могут свободно пересекать Берлинскую стену.

Берлин. 9 ноября 1989 г.

Федеральный архив Германии.

29 из 37

Тысячи людей идут к Берлинской стене, готовые покинуть Восточный Берлин.

10 ноября 1989 г.

Федеральный архив Германии

30 из 37

Люди переходят Бронхольмер-роуд, чтобы добраться до Западного Берлина.

К тому времени, когда была сделана эта фотография, советское министерство уже выдало 10 миллионов виз для поездок и 17 500 разрешений на постоянную эмиграцию из Восточного Берлина.

18 ноября 1989 г.

Wikimedia Commons

31 из 37

Пограничники быстро проверяют визы у людей, позволяя им впервые свободно въезжать в Западный Берлин.

10 ноября 1989 г.

Федеральный архив Германии

32 из 37

На контрольно-пропускном пункте между Восточным и Западным Берлином охранники проверяют у людей документы.

24 декабря 1989 г.

Федеральный архив Германии

33 из 37

Толпы людей выстраиваются в очередь, чтобы получить шанс взломать Берлинскую стену.

28 декабря 1989 г.

Wikimedia Commons

34 из 37

Люди помогают друг другу перелезать через Берлинскую стену, возле Бранденбургских ворот.

Знак под ними, теперь покрытый граффити, предупреждает их: «Внимание! Вы покидаете Западный Берлин».

9 ноября 1989 г.

Wikimedia Commons

35 из 37

Народ Литвы выходит голосовать на референдум, который решит, останется ли он в составе СССР или самоустранится.

Новый Вильно, Литва. 17 марта 1991 г.

Wikimedia Commons

36 из 37

Перерезание колючей проволоки на Берлинской стене.

10 января 1990 г.

Wikimedia Commons

37 из 37

Нравится эта галерея?
Поделись:

Падение Советского Союза в 36 редких фотографиях

Распад Советского Союза не произошел в одночасье.Коммунизм в СССР умирал медленно и долго — целое десятилетие экономического коллапса, политических восстаний и военных неудач, которые медленно разъедали одну из самых могущественных империй на Земле.

К 1980-м годам советская экономика разваливалась. Продовольствия и припасов становилось так мало, что людям приходилось часами стоять в очереди возле своих местных магазинов, терпеливо ожидая своей очереди, чтобы собрать то немногое, что осталось на его полках, прежде чем они будут полностью раздеты.

Политические волнения достигли своего пика в 1989 году, когда революции начали распространяться по всему Восточному блоку со скоростью лесного пожара. Страны по всему региону начали восставать и бороться за свержение своих коммунистических правителей и ослабление советской власти над миром.

В ответ Советская Армия на танках и бронетранспортерах вкатилась, пытаясь сокрушить инакомыслящих, восставших против власти Кремля. Они вырезали целые толпы людей за то, что они осмеливались восстать, но многие продолжали сражаться, что бы Москва ни бросала в них.

Большинство акций протеста были мирными. В странах Балтии люди протестовали против советской власти, просто держась за руки; 2 миллиона человек сцепились друг с другом живой цепью, протянувшейся через Эстонию, Латвию и Литву, моля об освобождении от СССР.

Затем, когда в год революции вползла зима, Берлинская стена пала. На пресс-конференции 9 ноября 1989 г. официальный представитель правящей партии Восточной Германии Гюнтер Шабовски неверно истолковал официальную записку о смягчении ограничений на поездки и сказал жителям Восточного Берлина, что они могут свободно путешествовать в Западный Берлин с немедленным вступлением в силу — когда партия фактически , хотел более медленный переход.В ту же ночь многотысячные толпы хлынули через блокпост, и вскоре после этого стена была снесена.

Всего за год шесть стран вышли из состава Советского Союза – и вскоре их беды придут в Москву. В последний месяц 1991 года бескомпромиссные коммунисты дали последний бой, устроив государственный переворот, чтобы попытаться установить контроль над нацией.

Последняя, ​​предсмертная битва Советов закончилась всего за два дня. Народ не стал стоять за своих новых правителей, а встал, требуя демократии.Последний лидер Коммунистической партии Михаил Горбачев принял их требования. Он ушел в отставку, президент Борис Ельцин вступил во владение, и железный занавес рухнул.

Это было 26 декабря 1991 года, когда закончился долгий и медленный распад Советского Союза. В тот вечер советский флаг, развевающийся над Кремлем, был спущен в последний раз. На его месте был поднят флаг России.


После этого взгляда на падение Советского Союза посмотрите некоторые из самых невероятных фотографий советско-афганской войны и молодежи СССР в 1960-х годах.

На фото: США против СССР — гонка на Луну

4 октября 1957 — СССР

Запуск Спутника-1 на околоземную орбиту. Космическая эра началась © Getty Images

3 ноября 1957 г. — СССР

Спутник-2 отправляется в космос с собакой Лайкой. © Гетти Изображений

6 декабря 1957 г. — США

Первая попытка запуска спутника с помощью ракеты «Авангард» провалилась. © Гетти Изображений

Подробнее о космической гонке:

31 января 1958 г. — США

Ракета «Юнона-1» выводит на орбиту спутник «Эксплорер-1».© Гетти Изображений

15 мая 1958 г. — СССР

Спутник-3 весом более тонны выведен на орбиту. (Вид световых следов, вызванных орбитой советского спутника «Спутник-3», над железнодорожным мостом Форт, который соединяет Эдинбург с Файфом, Шотландия, июль 1958 г. © Morris Allan/Getty Images)

1 октября 1958 г. — США

Новое космическое агентство НАСА начинает работу. (Президент Эйзенхауэр вручает доктору Т.Кит Гленнан из Кливленда (справа), администратор нового Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, и доктор Хью Л. Драйден (слева) из Вашингтона, заместитель администратора © Getty Images)

2 января 1959 г. — СССР

Луна-1 промахивается мимо Луны, но впервые покидает околоземную орбиту. © Гетти Изображений

9 апреля 1959 г. — США

Представлены космонавты программы «Меркурий». © Гетти Изображений

14 сентября 1959 г. — СССР

Луна-2 достигает Луны после запуска двумя днями ранее.© Гетти Изображений

11 августа 1960 г. — США

Впервые с орбиты возвращены космические снимки. © НАСА

24 октября 1960 г. — СССР

Взрыв ракеты Р-16 на стартовой площадке унес жизни 126 инженеров.

6 января 1961 г. — СССР

Шесть кандидатов вошли в шорт-лист первого полета человека в космос. © Гетти Изображений

Еще из истории программы «Аполлон»:

31 января 1961 г. — США

Шимпанзе Хэм совершает успешный суборбитальный полет.© Гетти Изображений

9 марта 1961 г. — СССР

Капсула «Восток» благополучно возвращает с орбиты манекен космонавта и собаку. (Масштабная модель капсулы «Восток-3КА» © Getty Images)

12 апреля 1961 г. — СССР

Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе на борту корабля «Восток-1». © Sovfoto/Universal Images Group через Getty Images

5 мая 1961 г. — США

Алан Шепард совершает 15-минутный суборбитальный космический полет. © Time Life Pictures/NASA/The LIFE Picture Collection через Getty Images/Getty Images

25 мая 1961 г. — США

Президент Кеннеди объявляет о своих планах отправить людей на Луну.© Гетти Изображений

6 августа 1961 г. — СССР

Герман Титов провел целый день в космосе на Востоке-2. © Getty Images

Слушайте эпизоды подкаста Science Focus о высадке на Луну:

27 октября 1961 г. — США

Запуск ракеты «Сатурн-1» знаменует начало программы «Аполлон». © НАСА

20 февраля 1962 г. — США

Джон Гленн проводит пять часов в космосе на орбите Земли.(Астронавт Джон Гленн-младший загружается в капсулу Friendship 7 в рамках подготовки к полету на Титане «Меркурий» © Getty Images)

12 августа 1962 г. — СССР

Восток 3 и 4 отправили в космос одновременно двух человек. (Андриян Николаев (слева) и Павел Попович, космические миссии Восток-3 и Восток-4 © Central Press/Hulton Archive/Getty Images)

Узнайте больше интересных материалов о программе «Аполлон» в журнале BBC Sky At Night Magazine :

16 июня 1963 г. — СССР

Валентина Терешкова стала первой женщиной в космосе.(Валентина Терешкова широко улыбается на борту космического корабля «Восток» © Getty Images)

12 октября 1964 г. — СССР

Трехместный космический корабль «Восход-1» стартовал в суточный полет. (Космонавты «Восхода-1» (слева направо) Борис Егоров, Владимир Комаров и Константин Феоктистов © Sovfoto/Universal Images Group через Getty Images)

18 марта 1965 г. — СССР

Алексей Леонов совершает первый выход в открытый космос на корабле «Восход-2». © Sovfoto/Universal Images Group через Getty Images

Узнайте больше о женщинах в НАСА:

23 марта 1965 г. — США

Gemini 3 видит, как два астронавта вращаются вокруг Земли и благополучно возвращаются.(Джон У. Янг (слева) и Вирджил «Гас» Гриссом (справа) сидят в космическом корабле GT-3 незадолго до закрытия люков © NASA/Getty Images)

3 июня 1965 г. — США

Эд Уайт совершает выход в открытый космос с корабля Gemini 4. © Getty Images

15 декабря 1965 г. — США

Близнецы 6А и 7 совершают первую орбитальную встречу. (Космический корабль Gemini 7 был снят с Gemini 6 во время сближения © НАСА)

14 января 1966 г. — СССР

Главный конструктор ракет Сергей Королев скончался во время плановой операции.© Keystone-France/Gamma-Keystone через Getty Images

10 августа 1966 г. — США

Лунный орбитальный аппарат 1 запущен для съемки Луны. © НАСА

27 января 1967 г. — США

Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи в тренировочном модуле прерванной миссии Аполлона-1 на мысе Кеннеди, Флорида. Все трое погибли, когда огонь охватил кислородный командный модуль во время предполетных испытаний 27 января 1967 года. (Фото: MPI/Getty Images)

24 апреля 1968 г. — СССР

Владимир Комаров погиб в первом полете космического корабля «Союз».© Гетти Изображений

18 сентября 1968 г. — СССР

Зонд «Зонд-5» проходит за Луной и возвращается на Землю. ©

РКК «Энергия» С.П.Королева

11 октября 1968 г. — США

Аполлон-7 отправляется в 11-дневную миссию на околоземную орбиту. © Коллекция изображений LIFE через Getty Images/Getty Images

21 декабря 1968 г. — США

Аполлон-8 впервые отправляет людей вокруг Луны. (Восход Земли, снимок 24 декабря 1968 года астронавтом Аполлона-8 Уильямом Андерсом)

3 марта 1969 г. — США

Запуск корабля «Аполлон-9» знаменует собой первый полет лунного модуля.© Гетти Изображений

18 мая 1969 г. — США

Запуск Аполлона-10, генеральная репетиция высадки на Луну. © Гетти Изображений

3 июля 1969 г. — СССР

Второй запуск 105-метровой ракеты N1 закончился самым большим взрывом ракеты в истории.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.