Старообрядцы россии: СТАРООБРЯДЧЕСТВО • Большая российская энциклопедия

Содержание

Старообрядцы села Вятское (Н.Ю. Мальцева, Ярославское отделение историко-родословного общества)

Н.Ю. Мальцева, Ярославское отделение историко-родословного общества

Село Вятское находится на востоке Ярославской области в 30 километрах от города Ярославля. Оно является памятником сельской архитектуры 18-19 веков, в истории Ярославского края значится как торговое село.
       
Из «Исповедных росписей за 1814» узнаем, что «в Воскресенской церкви были у исповеди 460 человек, не были за отлучкой 20, за нерачением (нестаранием) 786, за малолетством 170. В Успенской церкви были у исповеди 124 человека, не были за отлучкой 21, за нерачением 135, за старообрядчеством 1466, за замешательством 282». 
       
Наибольшее количество старообрядцев Даниловского уезда Ярославской губернии, по данным «Епархиальных ведомостей за 1885 год, проживало в Вятской волости. И, думается, неслучайно: притесняемые властями старообрядцы нашли здесь удобное место для жительства, глинистые, вязкие почвы, а зачастую и болотистые — все это делало село Вятское и его окрестности труднодоступными.

       
Старообрядчество на территории Вятской волости не было однородным по своему составу, существовало несколько толков: поповщинский толк — старообрядцы, приемлющие белокриницкое священство, беспоповщинские — толк, приемлющих браки (весьма немногочисленный) и отвегающие браки филипповцы, проповедующие строгий аскетизм и девство. Они наиболее неприязненно относились к новообрядческой церкви, царь был для них антихристом. Филипповцы тяготели к центру в Петербурге. Столичная община снабжала старообрядцев нашей губернии иконами, крестами, книгами. Вятская волость была тесно связана с Петербургом. Уходили вятские крестьяне на заработки именно в Петербург, где были печниками, каменщиками, кровельщиками.
       
Старообрядцы поповщинского толка, приемлющие белокриницкое священство (духовный центр в Москве — Рогожское кладбище), по словам священника села Вятского К. Горицкого, » по своему учению стоят к православной церкви ближе вследствие более правильной организации и независимости, но относятся к ней холодно и неприязненно, к православным священникам ни с какими требами не обращаются».  
       
24 февраля 1862 года появилось знаменитое «Окружное послание единыя, святыя, соборныя, древле — православно — кафолической церкви». Оно было написано Иларионом Георгиевичем Кабановым. Приемлющие это послание получили название — окружники, неприемлющие — неокружники.
       
Центрами религиозной жизни старообрядцев были молитвенные дома, молельни.
       
В деревне Елохино Вятской волости молельня находилась в доме крестьянки Авдотьи Андреевны Затеевой, старообрядки, держащейся белокриницкого священства, из письма которой даниловскому уездному исправнику узнаем, что молельня была открыта на основании указа царя Алексея Михайловича, (то есть практически с начала раскола). Молельня стояла незапечатанной, так как, по словам Авдотьи Андреевны, «оставалась недознанной» (официально незарегистрированной). 20 января 1851 года по указу Даниловского уездного суда молельню закрыли. В 1853 году у беспоповцев в деревне Деревягино была запечатана молельня в доме крестьянина Василия Ивановича Хлюстова. Книги и иконы изъяли. Из «Ведомости о числе раскольников в Даниловском уезде» за 1855 год узнаем: «Молитвенных зданий в уезде, заслуживающих какого — либо внимания, только одно: в селе Вятском у крестьянина Урлова Ивана Ивановича, прочие запечатаны».

В 1863 году крестьянка Авдотья Андреевна Затеева обратилась в Палату Государственных Имуществ с просьбой об открытии молельной часовни в деревне Елохино. При этом Авдотьей Андреевной была представлена копия с указа Ярославского губернского правления Даниловскому уездному суду от 15 июля 1812 года об открытии при деревне Елохино кладбища для старообрядцев при Елохинской молельне. 12 ноября 1863 года по решению губернатора Ивана Семеновича Унковского молельня в деревне Елохино была открыта. А в феврале 1864 года Авдотья Андреевна подала губернатору прошение, в котором сообщала, что молельня была устроена в царствование царя Алексея Михайловича и что от времени она пришла в ветхость, крыша, крытая соломой, истлела. Авдотья Андреевна обращалась с просьбой дозволить исправить молельню. 10 марта 1864 года уездному исправнику поступил указ: просьба об исправлении молельни удовлетворена быть не может. Из донесения помощника даниловского уездного исправника от 25 мая 1865 года: «При молельне живет девица Авдотья Андреева Затеева. При входе в молельню три яруса около сорока образов. В середине стоит стол, накрытый платком, на отором лежат книги… Служба отправляется крестьянином деревни Кондырево Иваном Андреевым. Во время службы бывают дети при родителях и посторонние лица, не принадлежащие к расколу. С дозволения головы Вятской волости хотят строить новую молельню».

Духовная консистория, рассматривая донесение помощника даниловского уездного исправника, сочла, что узаконенная молельня должна быть уничтожена.   В очередном рапорте даниловский уездный исправник сообщал: » …в деревне Елохино, несмотря ни на какие требования к срубу, где находилась и находится молельня, выстроен прекрасный деревянный дом, подведенный под одну крышу с ней, на замечание: » Почему так?» — содержательница молельни объявила, что крышу на оной унесло ветром, потому она сделала новую, что совершенно ложно». Далее даниловский уездный исправник писал: «…молельни поправляются, местное сельское начальство потворствует, все скрыто, приказаний не слушают, так что полиция, при тех средствах, которые имеются, иногда затрудняется, как поступить в исполнении требований».  По настоянию архиепископа Ярославского и Ростовского, а также по просьбе даниловского уездного исправника, губернатор И.С. Унковский 26 июля 1865 года отдал распоряжение о закрытии молельни и о передаче книг в Ярославскую Духовную Консисторию.Однако в 1869 году Авдотья Андреевна вновь обратилась к губернатору с прошением об открытии молельни в деревне Елохино, согласно указу Московской судебной палаты от марта 1869 года. Но в просьбе ей было отказано.

У беспоповцев — филипповцев молельня находилась в 20 саженях от церкви в большом доме, одну четвертую которого занимали призреваемые старушки. В молельне по случаю родительских суббот, погребений собиралось человек по сто. Молельня была запечатана в 1870 году, книги изъяли, дом сломке не подлежал, так как являлся собственностью крестьян Александра Ивановича Бородина, Ивана Михайловича Лепешкина, девицы Прасковьи Вьюровой. Попечителем молельни был крестьянин Семен Молоснов, дом которого находился рядом. 
       
Итак, мы видим, что преследовались старообрядцы за малейшее проявление своей религиозности и церковности: молитвенные дома запечатывались, книги и иконы отбирались. И это несмотря на то, что 16 августа1864 года Особый временный комитет по делам раскольников постановил: «…дозволять творить общественную молитву, исполнять требы и совершать богослужения по их обрядам, допускать исправление приходящих в ветхость часовен и других молитвенных зданий».  На местах же все было иначе.

       
Трагедией для старообрядцев было непризнание их браков. Даже такие радостные события в жизни человека, как свадьба и крещение ребенка, заканчивались для старообрядцев уголовными делами.Крестьянка деревни Кондырево Авдотья Андреевна Затеева, старообрядка поповщинского толка, держащегося белокриницкого священства, родила сына Федора, который был крещен старообрядческим священником, привезенным из Москвы отцом Авдотьи Андреевны Андреем Артемьевичем. В доме был произведен обыск. В отношении Авдотьи Андреевны было заведено уголовное дело. Постановили: представить свидетельство о крещении раскольничьего сына.  Требование не было исполнено, этот вопрос вновь возникнет позднее.7 января 1863 года старообрядцами — беспоповцами был совершен обряд бракосочетания в доме Тимофея Иванова, который обвенчался с девицей Авдотьей Федоровой. На венчании присутствовали крестьянин села Вятского Федор Лепешкин, крестьянин деревни Красково Алексей Ларионов и другие лица одного с ними толка. После чтения и пения была составлена какая — то бумага, к которой прикладывали руки. 18 октября 1863 года у них родился сын Дмитрий. В доме был совершен обряд крещения. По данным фактам также было заведено уголовное дело. 

15 июня 1863 года было заведено дело и в отношении крестьянина деревни Полтинино Ивана Леонтьевича Витушкина. Архиепископ Ярославский и Ростовский сообщил о дошедших до него сведениях о крещении крестьянином И.Л. Витушкиным своего младенца. На что был дан ответ: «…ребенок крещен по раскольническсму обряду и похоронен на старообрядческом кладбище деревни Елохино с разрешения волостного правления на основании циркулярного предписания Министерства Государственных Имуществ. Крещение крестьян в деревне Елохино и окрестных с нею деревнях продолжались и продолжаются». Священник села Вятского объяснил, что И.Л. Витушкин в расколе не состоял, так как до 1855 года ежегодно принимал причастие, бывал в церкви, а с 1856 — 60 только исповедовался, с 1860 года, по вступлении в брак, у исповеди не бывал. 

       
В 1874 году правительство приняло закон о записи старообрядческих браков в полицейских управлениях. Этим законом почти никто из старообрядцев не воспользовался, так как браки в полицейских метриках считались раскольническими, с чем старообрядцы были не согласны. Также нужно было «представить доказательства, что они от рождения раскольники и никогда ни они сами, ни их родители к православию не принадлежали. Разумеется, и таких доказательств старообрядцы представить не могли, потому что именно себя они признавали подлинно православными, а не «раскольниками» и, кроме того, многие старообрядцы числились по официальным документам православными, как незаписные старообрядцы. Браки таких лиц не могли быть записаны в полицейские метрики, так закон 1874 года о «раскольнических» браках и остался мертвым…» 
       
3 мая 1883 года вышел закон о старообрядцах, согласно которому дозволялось творить общественную молитву, исправлять и возобновлять молитвенные здания, пришедшие в ветхость, распечатывать молельни можно было только с разрешения министра внутренних дел. У старообрядцев Вятской волости, держащихся белокриницкого священства, открылась в 1888 году в деревне Елохино заново построенная молельня в доме ярославской купчихи Евдокии Григорьевны Кузнецовой, у беспоповцев — одна в селе Вятском в доме девицы Евстафии Большаковой, другая в Деревягине в доме девицы Евтимии Матвеевой. У беспоповцев Вятского прихода в качестве руководителей состояли торговец красным товаром Иван Иванович Галочкин, который считался начетчиком, уставщиком и попечителем, а также Александр Степанов из деревни Серково и Абрам Андрианов из деревни Алексеево.  У старообрядцев поповщинского толка, держащихся белокриницкого священства, руководителем являлся крестьянин деревни Высоково, а затем ярославский мещанин Иван Игнатьевич Лапшин, проживавший в деревне Елохино в доме, выстроенном для него И.Л. Витушкиным. И.И. Лапшин считался среди старообрядцев священником, пользовался влиянием в Середском, Шаховском и других приходах. 
       
Священослужители села Вятского доложили окружному благочинному, что Иван Игнатьевич Лапшин 30 января 1883 года венчал в своем доме крестьянского сына Федора Максимова с дочерью крестьянина деревни Цыцерма Семена Евстафьева девкой Александрой — Воскресенского прихода, православной, а 31 января венчал крестьянского сына Осипа Яковлева Крепкова — Воскресенского прихода, проживающего в деревне Валино, с девкой Успенского прихода деревни Валино Марьею Горюновой, православной, разглашая при том, что ему разрешено венчать, крестить и погребать умерших грамотою Московского архиерея Антония Шутова. Духовная консистория затребовала у священников села Вятского о православных лицах, венчавшихся по раскольническому обряду, справки о крещении и исповедях этих лиц.
       
Была предоставлена справка о крещении 5 марта 1863 года Александры — дочери крестьянина деревни Цыцерма Семена Евстафьева и его жены Марьи Васильевой. В отношении же Федора Максимова священник Успенской церкви Константин Горицкий подал рапорт: «По справке с обыскной книги под №6 оказалось, что крестьянин деревни Кондырево Максим Кондратьев, состоя православным, в1851 году 21 января вступил в брак с девицею Евдокиею Андреевою, дочерью ярославского мещанина Андрея Артемьевича Подпадина, прихожанкою ярославской единоверческой церкви… Федор Максимов крещен по чиноположению раскольническому и причиною такова крещения была его мать. Это достоверно, потому что мать Федора, жена крестьянина Максима Кондратьева Евдокия Андреева с десятилетнего возраста до самого замужества проживала большею частью на воспитании, по сказанию односельцев, в деревне Кондырево у родственников своих упорных раскольников в доме Ивана Андреева Затеева и из угождения оным и сама сделалась раскольницею, и по вступлении в брак увлекла в раскольническое крещение и рожденного ею сына Федора. Кроме сына Федора, у них есть еще две дочери: Харитина, лет тринадцати, и Агриппина, лет девяти, также не записанные в церковных книгах». 

В духовных росписях семья Максима Кондратьева значится с 1878 по 1882 год «не бывшими у исповеди по расколу». Семен Евстафьев и четверо его детей значатся «не бывшими по опущению, а Мария Васильева по расколу».  Отзывы православных священников о нравственности старообрядцев разноречивы. Одни считали, что большей безнравственностью отличались беспоповцы. «Проповедуя строгий аскетизм и девство, в жизни допускают разврат, находя оправдание в следующем положении: не павши — не спасешься — не согрешивши — не о чем будет молиться». Другие говорили, что «старообрядцы превосходят православных в трудолюбии, воздержанности, набожности, строгом соблюдении постов и предписаний, воздерживающих от излишнего употреблении вина, скверных слов, стараются помогать ближним.» 
       
Образование старообрядцы считали предметом первой необходимости, но далеко расходились во взглядах на сущность образования. По данным за 1892 год, филипповцы чуждались православных школ, детей обучали сами по старому букво-слагательному методу, начиная с букваря, по усвоению которого переходили к чтению Часослова и Псалтири иосифского издания (т.е. дониконовского) или издания какой — либо старообрядческой типографии: Почаевской, Супрельской, Гродненской.Старообрядцы, держащиеся белокриницкого священства, отдавали своих детей в школы. Все дети старообрядцев, обучавшиеся в народных школах наряду с детьми православными, изучали Закон Божий и усваивали не хуже последних. Священник села Вятского Горицкий свидетельствовал: » По Закону Божию программу положенную дети раскольников проходят, однако не все усердно исполняют обряды по законам Православной церкви». 
       
Анализируя сведения о состоянии раскола за 1904 год, приходим к выводу, что наибольшее количество старообрядцев уезда проживало в трех соседствующих волостях: Вятской, Середской, Бухаловской.
       
В 1904 году в Вятской волости проживало православных 3765 человек, старообрядцев-филипповцев — 108, старообрядцев, держащихся белокриницкого священства,- 86. Отмечается также наличие двух религиозных мистических сект: пашковцы — 39 мужчин, хлысты — 149 женщин. Хлысты, искажено от слова Христы, — так секта была прозвана теми, кто наблюдал ее деяния. Руководителей секты называли новыми Христами. Практика хлыстовщины заключалась в том, чтобы терпеть, а отдыхать только на радениях, где человек получает земную радость.
       
17 апреля 1905 года, в первый день святой Пасхи, вышел указ о веротерпимости, ликовала вся старообрядческая Россия, а 17 октября 1906 года последовал указ о порядке образования и действия старообрядческих общин. «Общине законом было предоставлено не только как право, но и как обязанность ведение всех актов гражданского состояния своих членов (метрики рождений, бракосочетаний и смертей)». 
       
После манифеста о веротерпимости количество старообрядцев в Вятской волости увеличилось почти вдвое. Сравним данные за 1904 и за 1908 год:

Православные

3765
3537

Филипповцы

103
202

Держащиеся белокриницкого священства

86
167

 

Это еще раз подтверждает тот факт, что количество старообрядцев всегда было больше официальной статистики.

В 1905 году старообрядцы, держащиеся белокриницкого священства, обратились в Ярославское губернское правление с просьбой о разрешении постройки молитвенного дома в деревне Елохино, а в1907 году о разрешении постройки звонницы.  В 1908 году стараниями священника отца Василия Витушкина был построен каменный храм, учреждена старообрядческая община, устроена богадельня, призревающая до 10 старушек, открыта старообрядческая школа, в которой обучалось до 20 ребятишек. 
Вскоре на освященном соборе в Москве постановили: считать Успенско — Никольский храм в Елохино кафедральным собором Ярославско — Костромской епархии.  В апреле 1908 года в родной елохинский приход были возвращены мощи владыки Иринарха (Ивана Игнатьевича Лапшина).
       
В 1911 году старообрядцы, держащиеся белокриницкого священства, обратились в Ярославское губернское правление с просьбой о разрешении постройки второго яруса звонницы храма в Елохине.  Но, сравнивая современный вид церкви с проектом 1911 года, приходим к выводу, что этим планам не суждено было осуществиться.
      
22 апреля 1910 года закончил свой земной путь старообрядец деревни Кондырево Максим Кондратьевич Затеев, о смерти сообщила его жена Евдокия Андреевна Затеева, которая пережила своего мужа немногим более двух лет. Она отошла в жизнь вечную 9 сентября1912 года, обряд погребения был совершен священником Василием Витушкиным, что и было зарегистрировано в книге о смерти елохинского храма. 
      
Коротким был «золотой век» старообрядчества, когда старообрядцы свободно могли крестить своих детей, венчать и погребать умерших. Новое социалистическое государство провозгласило безбожие и борьбу с религией до победного конца. Старообрядческое духовенство, так же как и православное, разделило судьбу своего народа. Священников обвиняли в организации контрреволюционных групп, раскулачивали, сажали в тюрьмы, отправляли в лагеря. Два раза высылали за веру отца Виктора Васильевича Витушкина, служившего в старообрядческом храме в Елохине. Щедро сеял 20 век семена атеизма, каленым железом выжигая ростки православия в душах русских людей.
       
В настоящее время на территории Вятского сельской администрации живут старообрядцы, держащиеся белокриницкого священства. Не зарастает дорога к елохинскому храму Успения Пресвятыя Богородицы. Приход переживает свое второе рождение, и торят тропинки к храму из окрестных деревень и более отдаленных мест потомки старообрядцев, строивших храм. Не гаснет лампада веры, старообрядцы сохраняют древле — православные традиции, культуру Древней Руси.

Источники

1. ГАЯО, Ф.230, опись1, д.5502, л.5 — 16. Исповедные росписи Воскресенской и Успенской церквей села Вятского.
2. Дмитриевский В. Современный раскол в Ярославской епархии и борьба с ним, Я., 1882.
3. ГАЯО, Ф.73, оп. 4, д. 2585, л.3. Дело о молельне.
4. ГАЯО, Ф.73, оп.4, д. 2662 л. 5. Дело о молельне.
5. ГАЯО, Ф.73, оп.4, д.2503, с.3. Дело о молельне.
6. ГАЯО, Ф.73, оп.4, д.2503, с.4. Дело о молельне.
7. ГАЯО, Ф.73, оп.4, д.2997, л. 8. Дело о запечатывании молельни.
8. ГАЯО, Ф.73, оп.4, д.2585, л.5. Дело об открытии в Елохино молельни.
9. ГАЯО, Ф.73, оп.4 д.2814, л.12 . Дело о крещении раскольничьего сына.
10. ГАЯО, Ф.73, оп.4, д.2662, л. 7. Дело о совершении в селе Вятское раскольнического обряда.
11. ГАЯО, Ф.73, оп.4, д.2814, л.12. Дело о крещении.
12. Мельников Ф.Е. Краткая история древнеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999 г., с.269.
13. Дмитриевский. В. Современный раскол в Ярославской епархии и борьба с ним.Я.1882 г, с.77.
14. Дмитриевский В. Современный раскол в Ярославской епархии и борьба с ним. Я.,1882, с.73.
15. ГАЯО, Ф.230, опись 2, д.3605, л.2, 3, 12-15.
16. Дмитриевский В. Современный раскол в Ярославской епархии и борьба с ним, 1882 г., с.110.
17. Дмитриевский В. Современный раскол в Ярославской епархии и борьба с ним, 1882 г, с. 114.
18. ГАЯО, Ф.230, д.3373. Дело о состоянии раскола в Даниловском уезде в 1904году, с.14
19. Мельников. Ф.Е. Краткая история древнеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999 г., с.404.
20. ГАЯО, Ф. 80, т.2, д.2175, л.1. Дело по прошению крестьян старообрядцев.
21. Иеромонах Корнилий. Обозрение современного состояния раскола. Я.,1909 г.
22. Витушкин К.В., Витушкин М.В. История старообрядческого храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы села Елохино. 2002 г.
23. ГАЯО, Ф.80, том 2, д.2441, л.5. Дело о пристройке к старообрядческой церкви.
24. ГАЯО, Ф.230, опись2, д.55, 59. Книга о смерти Успенской церкви села Елохино, л.18-19, л.23-24

Центр по изучению старообрядчества | Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

В ИРЯ РАН с 1990-х годов ведётся интенсивная работа по изучению языка старообрядцев, проживающих компактными группами в России и за рубежом. За эти годы сотрудниками Института исследован язык семейских — старообрядцев Забайкалья; много работ посвящено языку липован — старообрядцев Нижнего Подунавья, проживающих в Болгарии, Молдавии, Румынии, Украине, а также старообрядцев Эстонии, США, стран Южной Америки — Аргентины, Боливии, Бразилии, Уругвая. Накоплен значительный фонд магнитофонных (диктофонных) записей речи старообрядцев этих стран, а также Казахстана, Польши и Австралии. Сотрудники Института запланировали на 2012 г. расширение мест экспедиций к старообрядцам с целью сбора нового материала.

В 2008 г. на XIV Международном съезде славистов была создана Комиссия по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов, во главе которой стоят сотрудники ИРЯ РАН Л. Л. Касаткин (председатель) и О. Г. Ровнова (секретарь). Эта Комиссия объединила работу по изучению старообрядчества учёными многих стран и провела международные конференции в Звенигороде (Россия) в 2009 г., в Киеве (Украина) в 2010 г., в гг. Москве (Россия) и Виннице — Бершади (Украина) в 2011 г. Ещё одну конференцию организовал в 2011 г. член Комиссии А. А. Пригарин в Измаиле (Украина). В 2012 г. должна быть проведена конференция в г. Торуне (Польша), организаторы которой члены Комиссии Ст. Гжибовский и М.Глушковский. Запланирована работа Комиссии и на последующие годы. При помощи дирекции ИРЯ РАН создан сайт этой Комиссии, на котором отражается её работа, обсуждаются проблемы, связанные с изучением старообрядчества.

В языке старообрядцев, проживающих в России и особенно в других странах, сохраняются многие древние языковые черты, утраченные говорами России из-за активной политики государства, направленной с 1930-х гг. на искоренение диалектных особенностей в языке крестьянства. Поэтому язык старообрядцев представляет особую ценность для лингвистов.

При дирекции ИРЯ РАН в марте 2012 г создан центр по изучению старообрядчества, задачами которого будут:

  1. Исследование накопленного в ИРЯ РАН материала — магнитофонных (диктофонных) записей речи старообрядцев, их описание и подготовка к свободному доступу в интернете.
  2. Создание монографии, включающей кроме лингвистического анализа речи старообрядцев расшифровки их рассказов, посвящённых разным сторонам их истории и современной жизни.
  3. Создание словарей разных групп старообрядцев.
  4. Подготовка и издание сборников, посвящённых разнообразным проблемам старообрядчества.
  5. Подготовка к публикации рукописей старообрядцев, представляющих интерес в первую очередь с лингвистической точки зрения.
  6. Сбор нового материала по языку старообрядцев в России и других странах с компактным проживанием старообрядцев.
  7. Установление и поддержание связей с учёными разных стран, занимающимися проблемами старообрядчества.
  8. Координация усилий учёных разных стран, направленных на изучение старообрядчества.
  9. Проведение конференций, посвящённых старообрядчеству.

Руководитель Центра — к. ф. н., с. н. с. Ольга Геннадьевна Ровнова.

В Коломенском откроют выставку, посвященную наследию старообрядчества

В Коломенском откроют выставку, посвященную наследию старообрядчества. Экспозиция будет сопровождаться уникальным VR-контентом, специально снятом в интерьерах Покровского кафедрального собора Старообрядческой церкви.

Музей-заповедник «Коломенское» открывает масштабную выставку «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества». Экспозиция будет представлена во Дворце царя Алексея Михайловича с 1 марта по 15 мая. Проект посвящен 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, одной из ярчайших фигур XVII века. Куратор Елена Юхименко отобрала для выставки более 400 предметов XVI – начала XX вв., связанных с историей старообрядчества в России, многие из которых зрители увидят впервые.

Выставка «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества» подготовлена по инициативе Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви при поддержке Правительства Москвы.

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий отмечает: «В последнее время наблюдается рост интереса (научного, культурного и религиозного) к исконному, дораскольному, русскому православию – старообрядчеству. Радует, что и музейное сообщество не осталось в стороне и подготовило выставку, где наглядным образом представлена часть древлеправославной культуры, с которой может наглядным образом соприкоснуться каждый желающий».

Выставочный проект призван познакомить посетителей с основными вехами старообрядческой истории и – главное – с людьми, для которых сохранение древнего православия стало ведущим жизненным принципом. Идеей персонифицированного показа истории старообрядчества определяется как название выставки «От Аввакума до Агафьи» (от первоучителя протопопа Аввакума до ныне обретшей всероссийскую известность сибирской отшельницы Агафьи Лыковой), так и специфика экспозиционного ряда. Экспозиция покажет не только иконы, рукописные и печатные книги, предметы церковного обихода, документы, но и портреты XVIII-XX вв., что даст возможность посетителям увидеть лица людей разных эпох, преданно сохранявших старую веру и внесших значительный вклад в отечественную историю и культуру. Два века поступательного развития – восемнадцатый и девятнадцатый – позволили проявиться многим ценным и общественно-значимым чертам, присущим традиционному жизненному укладу старообрядцев. Фамилии Морозовых, Солдатенкова, Рябушинских, Кузнецовых, Рахмановых ныне широко известны по их вкладу в развитие российской промышленности и банковского дела, щедрой благотворительности и меценатству, размаху коллекционирования.

Среди экспонатов можно выделить самое раннее из известных изображение протопопа Аввакума – икону, написанную в конце XVII – начале XVIII в. на Керженце, уникальные автографы протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, этюды Василия Сурикова для знаменитой картины «Боярыня Морозова» (1887), подлинные документы времен Соловецкого восстания. Значимый раздел выставки составят артефакты из двух старообрядческих моленных, которые располагались в окрестностях Коломенского, а сейчас находятся в фондах музея-заповедника. Экспозиция познакомит с портретами купцов-старообрядцев, которые внесли значительный вклад в отечественную историю и культуру: Ильи Ковылина, Федора Гучкова, Викулы Морозова, Козьмы Солдатенкова, Сидора Кузнецова и других. Также будет представлен целый комплекс предметов, связанных с Агафьей Лыковой – единственной оставшейся в живых представительницей семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западных Саянах. Суровая жизнь в глухой тайге не сломила этих людей. Старообрядческий менталитет, охватывающий не только религиозную, но и этическую сторону жизни, позволил им сохранить и богослужение, и книги, и иконы, и старинный бытовой уклад.

Вера в Бога, сила духа и чистота души помогли всем старообрядцам выстоять в сложных, а порой весьма драматичных внешних условиях. Представленный на выставке материал демонстрирует неиссякаемые созидательные силы этих людей, направивших свои таланты не только на успешный земледельческий труд и предпринимательство, но также на храмоздательство, благотворительность, книгописание, иконописание, литье медных икон.

В VR-проекте впервые широкая публика сможет увидеть интерьер Покровского кафедрального собора Старообрядческой церкви, расположенного на Рогожском кладбище.

Участниками проекта выступают Музей-заповедник «Коломенское», Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви, Государственный исторический музей, Российский государственный архив древних актов, Российская государственная библиотека, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музеи Московского Кремля, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Дом русского зарубежья имени А.И. Солженицына, Государственный музей истории религии, Самарский областной художественный музей, Егорьевский историко-художественный музей, Серпуховской историко-художественный музей и частные собрания.

Экспозиция будет открыта со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00 (понедельник выходной) в Хоромах младших и средних царевен Дворца царя Алексея Михайловича (проспект Андропова, дом 39, строение 69, метро Каширская).

Торжественное открытие выставки состоится 28 февраля 2022 года в 12:00.

Аккредитация СМИ: +7 (499) 615-51-96, [email protected], пресс-служба МГОМЗ «Коломенское – Измайлово».

Старообрядцы: от церковного раскола — к признанию :: Новости :: ТВ Центр

Сегодня одним из самых загадочных – и одновременно представляющих наибольший интерес – течений христианства является старообрядчество. Возникшее в результате церковной реформы, старообрядчество не исчезло, а стало жить по своим канонам, преимущественно на окраинах страны. Пережив гонения, старообрядцы существуют и поныне как в России, так и за её пределами.

Целью церковной реформы была унификация богослужебного чина Русской церкви с Греческой церковью и прежде всего — с церковью Константинопольской. Главным реформатором Русской церкви стал патриарх Никон, находящийся под покровительством молодого царя Алексея Михайловича. Главным противником реформ стал протопоп Аввакум, которого после начала гонений на несколько дней бросают в темницу без еды и воды, а затем отправляют в ссылку в Сибирь, где Аввакум стал главным проповедником старообрядчества, объединяющим староверов по всей стране. Несмотря на годы ссылок и гонений, протопоп и его товарищи за отказ от уступок были сожжены в срубе в Пустозёрске.

 

  Отправной точкой в Богослужебной реформе, ставшей также причиной раскола церкви, стала дата 9 февраля 1651 года. После одного из церковных соборов царём Алексеем Михайловичем было объявлено о введении «единогласия» в богослужении вместо «многогласия» по всем церквям: было отдано распоряжение «петь в один голос и неспешно». После этого царь, в обход утверждения соборного постановления 1649 года о допустимости «многогласия», поддерживаемого Московским патриархом Иосифом, сделал аналогичное обращение к Константинопольскому патриарху, который также дал добро на «единогласие» в церквях. Помимо царя и Константинопольского патриарха, реформу о пении поддержали царский духовник Стефан Вонифатьев и постельничий Фёдор Михайлович Ртищев. Во многом именно они переубедили царя Алексея Михайловича перейти к «единогласию».

В целом же, реформа содержала следующие пункты:

1. Так называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: был убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рожденна, а не сотворенна», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты был внесён ряд других исправлений, например, в слово «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).

2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».

4. Крестные ходы Никон наказад проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

5. Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

6. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Стремление патриарха Никона к унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам вызвало сильнейший протест сторонников старых обрядов и традиций. Спустя несколько лет после перехода к «единогласию», в 1656 году, на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Ещё через год собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды.

Религиозная часть страны фактически оказалась в состоянии войны: первым выразил своё несогласие Соловецкий монастырь, за что вполедствии и поплатился – в 1676 году он был разорён стрельцами. В 1685 году царица Софья, по просьбе духовенства, издаёт документ под названием «12 статей», предусматривающий различного рода репрессии в отношении староверов – изгнания, тюрьмы, пытки, сожжения заживо в срубах.

«12 статей» были отменены лишь Петром I в 1716 году. Царь предложил старообрядцам перейти на полулегальный режим существования, взамен потребовав платить «за оный раскол всякие платежи вдвое». Вместе с тем, за старообрядческое богослужение или совершение треб по-прежнему была предусмотрена мера наказания в виде смертной казни, а все старообрядческие священники объявлялись либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками.

Однако даже такие репрессии не убили старообрядчество в государстве. По некоторым данным, в XIX веке около трети всего населения страны причисляли себя к старообрядцам. После введения единоверия, то есть, признания староверами иерархической юрисдикции Московского Патриархата при сохранении собственных традиций, дела у религиозного течения улучшились: например, старообрядческое купечество богатело и помогало одноверцам. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этому документу составили толк неокружников.

Несмотря на выход из подполья, староверам по-прежнему запрещалось подниматься на полностью легальный уровень. «Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой под каким бы то видом», — говорилось в статье 60 Устава о предупреждении и пресечении преступлений. Им запрещалось строить церкви, заводить скиты, а существующие даже чинить, а также издавать какие-либо книги, по которым было бы возможно вести богослужения, их религиозный брак не признавался государством, а все родившиеся до 1874 года у староверов дети не считались законнорожденными. После 1874 года старообрядцам разрешили жить в гражданском браке: «Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака».

Официальный выход староверов на легальный уровень произошёл 17 апреля 1905 года: в этот день был издан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости». Указ отменял законодательные ограничения в отношении староверов и в частности гласил: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам». Теперь староверам разрешили проводить крёстные ходы, совершать колокольный звон, организовывать общины; в легальное поле ушло и Белокриницкое согласие. Старообрядцы-беспоповцы оформили поморское согласие.

Интересно, что приход к власти большевиков не вернул старообрядцев в подполье; напротив, власти РСФСР, а затем и СССР, достаточно благосклонно относились к староверам, видя в них оппозицию принятому в дореволюционной России православию – так называемой «тихоновщине». Впрочем, такая благосклонность просуществовала лишь до конца 1920-х годов. Великая Отечественная война была встречена староверами неоднозначно: большинство из них призвало встать на защиту Родины, тогда как были и исключения – например, Республика Зуева и староверы-федосеевцы деревни Лампово стали коллаборационистами.

В старообрядческой церкви пению уделяется большое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Классическая постановка голоса у староверов не признаётся — молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует стремиться к однородности звучания, петь «в один голос». Раньше состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов на сегодняшний день практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.

На сегодняшний день крупные старообрядческие общины, помимо России, существуют в Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Казахстане, Польше, Беларуси, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Главенствующей у староверов является Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкое согласие, осн. 1846), насчитывающая около миллиона прихожан и имеющая два центра – в Москве и в румынском городе Браиле.

Существует также Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) у которой на территории России насчитывается около 200 общин (большинство из них не зарегистрированы). Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области, а после — в Москве.

В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами: «Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения… В XX веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима… Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану…».

Среди известных приверженцев старообрядчества можно выделить мецената и основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова, видного деятеля Донского казачества Венедикта Романова, преподавателя ВШЭ и советского диссидента Павла Кудюкина, экс-главу службы безопасности президента России Бориса Ельцина Александра Коржакова, учёного Дмитрия Лихачёва, и других.


Александр Умрихин, TVC.RU

Страница не найдена | Институт российской истории РАН

  Число публикаций на elibrary.ru 16297
  Число публикаций организации в РИНЦ 14589
  Число цитирований публикаций на elibrary.ru 137663
  Число цитирований публикаций организации в РИНЦ 117900
  Число авторов 405
  Число авторов, зарегистрированных в Science Index 218
  Индекс Хирша по всем публикациям на elibrary.ru 163
  Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ 153
  g-индекс 221
  i-индекс 19
 

Позиция в рейтинге российских научно-исследовательских организаций по индексу Хирша

41
  Позиция по КПБР (Комплексный балл публикационной результативности) по направлению «Гуманитарные науки» за 2020 г. 10

«В РПЦ еще не до конца сформулировали, как они считают нас» — Реальное время

Как в столице Татарстана митрополит Феофан и муфтий Камиль Самигуллин открывали монумент митрополиту Русской православной старообрядческой церкви Андриану

Фото: Максим Платонов

В столице Татарстана во вторник открылся памятник митрополиту Русской православной старообрядческой церкви Андриану. Событие заслуживает особого внимания хотя бы потому, что с момента церковного раскола XVII века в нашей стране впервые увековечили в бронзе предстоятеля староверов. На торжественной церемонии присутствовали президент РТ Рустам Минниханов, муфтий Камиль Самигуллин, митрополит Феофан и митрополит Московский и всея Руси Корнилий. О чем переговаривались представители РПЦ со старообрядцами, что там делал мусульманский сановник, чем был уникален митрополит Андриан, читайте в репортаже корреспондента «Реального времени».

Старообрядцы и никониане РПЦ: «мы и они»

В Казани открылся памятник митрополиту Московскому и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Андриану (Четвергову). Изваяние установили в сквере перед кафедральным собором Казанско-Вятской епархии РПСЦ на улице Старообрядческая. В торжественной церемонии приняли участие президент Татарстана Рустам Минниханов, митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), представители основных конфессий региона.

Пока собравшиеся ждали почетных гостей, корреспондент «Реального времени» пообщался с родным братом почившего митрополита протоиереем Геннадием (Четверговым), который служит настоятелем местного старообрядческого собора. По его словам, памятник планировали открыть еще до зимы. При этом верующие хотели, чтобы на мероприятии присутствовал Минниханов, поэтому церемонию пришлось провести в начале декабря.

— Почему именно здесь открыли памятник? — спросил корреспондент.

— Здесь издавна был старообрядческий район, и на этом месте было два староверческих храма. Поэтому вполне правильно, что памятник поставили здесь. Хотя народ поменялся, такого скопления старообрядцев уже нет. Тем не менее это такая старообрядческая слобода.

Протоиерей Геннадий (Четвергов): «К сожалению, и у нас разные мнения относительно них: у нас тоже не сформулировано, как мы их считаем. Время покажет, кто мы есть и насколько мы близки»

— Сколько ваша церковь насчитывает прихожан?

— Трудно сказать. Но по воскресеньям храм полный, человек 150 собирается.

— Сегодня присутствует митрополит Феофан. Существует ли конкуренция между представителями РПЦ и старообрядцами в регионе?

— Как таковой конкуренции нет. В обществе уже все установилось, и каждый понимает, кто он. Хотя еще совсем недавно было время, когда нам «разрешили» ходить в церковь, веровать в Бога. Кто-то этих разрешений не ждал, он был и оставался верующим. Это все было в 90-е годы, когда начало все открываться, развиваться. Произошла и некоторая путаница: старообрядцы, просыпаясь от атеистического сна, советских гонений, рванули в ближайшую церковь, кто-то попал в новообрядческую. Кто-то потом приходит к нам, возвращается к своим корням. Такая у нас печальная история России.

— К какому согласию старообрядчества вы относитесь?

— Раньше, до 1988 года, наша церковь называлась Белокриницкого согласия. С 1988 года называется просто Русская православная старообрядческая церковь. Белая Криница — это место, где вновь возродилось древнее православие.

— Как к вам относятся иерархи-никониане РПЦ — как к равноверующим, как к младшим братьям или как к заблудшим?

— Это к ним вопрос. Они еще не до конца сформулировали, как они нас считают. К сожалению, и у нас разные мнения относительно них: у нас тоже не сформулировано, как мы их считаем. Время покажет, кто мы есть и насколько мы близки. Время меняется быстро, взаимоотношения тоже меняются.

По словам епископа Евфимия (слева), на сегодняшний день староверы Татарстана располагают тремя действующими храмами

Как позже сообщил нашему корреспонденту епископ Казанский и Вятский Евфимий (Дубинов), на сегодняшний день староверы Татарстана располагают тремя действующими храмами: в Казани, в Верхнеуслонском районе и Набережных Челнах. Еще один храм в автограде готовится к открытию. Есть также общины в Зеленодольске, где решается вопрос выделения земли, и в Чистополе. В Нижнем Услоне должны передать Никольский храм дореволюционной постройки, однако пока из-за бюрократических проволочек процесс затягивается. Общее количество прихожан он затруднился назвать, подчеркнув, что они подсчет не ведут.

Истинный казанец, выпускник КАИ

Стоит отметить, что человек, в честь которого открылся памятник, поистине уникальный. Андриан (в миру Александр) родился в 1951 году в старообрядческой семье, принадлежащей к известному роду казанских купцов Четверговых. Закончил КАИ, освоил несколько профессий. В жены взял женщину тоже из старообрядческого рода.

В 1986 году оставил светскую работу и начал трудиться при старообрядческом храме во имя Казанской иконы Божией Матери, вел восстановительные работы. Затем его избрали председателем церковной общины. Тогда началось его восхождение по духовной иерархии. И к 2001 году был рукоположен в сан епископа Казанского и Вятского, став на тот момент самым молодым старообрядческим архиереем. На Освященном соборе 2004 года его избрали митрополитом Московским и всея Руси РПСЦ. Как настоятель староверов выступал за диалог с Московским патриархатом РПЦ при сохранении своей полной независимости.

В 2005 году он скончался в Кировской области, во время возглавляемого им традиционного старообрядческого Великорецкого крестного хода. Похоронен на Рогожском кладбище Москвы.

В 2014 году староверы Казани вышли с инициативой установки памятника своему земляку. Руководство Татарстана эту идею поддержало. В апреле-июне 2016 года министерство культуры РТ провело конкурс проектов, в котором победила группа «Ирэк» (скульптор — М.В. Баскаков, архитекторы — К.В. Ашихмин и А.В. Шипунов). Меценаты дали средства — и процесс пошел.

Двухметровая фигура предстоятеля РПСЦ, стоящая на постаменте, выполнена в бронзе в классической манере

Статуя, по заверениям верующих, знавших владыку Андриана, изготовлена в размере один к одному. Двухметровая фигура предстоятеля РПСЦ, стоящая на постаменте, выполнена в бронзе в классической манере. Митрополит представлен в движении, в традиционном облачении. Он благословляет верующих, идущих в храм, правая рука крестит их двуперстием.

Как отметил митрополит Корнилий в ходе торжественной церемонии, впервые в истории после церковного раскола, который произошел более 350 лет назад, открывается памятник предстоятелю старообрядческой церкви. В царское и советское время люди даже об этом и помыслить не могли.

Между тем, по нашим сведениям, подобные памятники старообрядцам в России имеются. Например, в селе Григорово Нижегородской области стоит статуя протопопа Аввакума. Однако главой всех староверов, вероятно, он не был.

— Я рад, что этот памятник будет украшать град Казань, который преобразуется в лучшую сторону. Это становится доброй традицией — уважение ко всем традиционным религиям, в том числе к нам, старообрядцам, которые тесно связаны с историей Татарстана, — выступил владыка Корнилий.

Президент обратил внимание, что сегодня на открытии монумента присутствуют муфтий, митрополит от РПЦ, католики. По его словам, только такое согласие помогает достичь динамичного развития. Также он отметил и заслуги митрополита Андриана.

— Он истинный казанец, выпускник КАИ, инженер-конструктор. Он прошел огромный путь и оставил большой след, а теперь мы имеем возможность увековечить память этого великого человек, — подчеркнул руководитель региона.

Почетные гости осмотрели выставку «Казань старообрядческая»

«Камиль, что стоишь там? Кил монда»

Далее процессия двинулась к возрождаемому кафедральному собору. Внутри их встречал церковный хор религиозным песнопением (стихиры). Почетные гости осмотрели выставку «Казань старообрядческая», в которой были представлены старинные иконы, древние книги, церковные одеяния, предметы культа, хранящиеся в храме.

Рустам Минниханов, стоящий в окружении христианских священнослужителей, заметив муфтия Камиля Самигуллина в толпе, подозвал его к себе: «Камиль, что стоишь там? Кил монда (Иди к нам)». Председатель ДУМ РТ послушно присоединился к vip-группе с главой республики.

Митрополит рассказал, что в этом здании собраны предметы, которые сохранили старообрядцы. В будущем в соборе планируется открыть музей старообрядчества. С экспонатами смогут ознакомиться как верующие паломники, так и многочисленные туристы, посещающие Казань. Кроме того, он сообщил, что старообрядцы обратились к Владимиру Путину с предложением широко отметить 400-летие протопопа Аввакума, которое состоится в 2020 году. И российский президент их поддержал.

Епископ Казанский и Вятский Евфимий (Дубинов) добавил, что сегодня старообрядцы могут не прятаться и помогать республике в возрождении духовности.

Затем оба иерарха вручили Минниханову медаль в честь открытия памятника и большую книгу «История старообрядчества», которая весит 5 кг.

— Все, что мы делаем, — во благо людей, — ответил президент РТ. — Пусть наши гости видят, как мы живем в мире и согласии. Мы поможем вам завершить эту работу — фасады сделаем. Минкульт, давайте, помогите. Здесь прекрасный сквер, храм. И мусульманам будет интересно сюда прийти.

На прощание Корнилий вручил президенту и представителям религиозных конфессий старообрядческие календари. Митрополит Феофан, воспользовавшись случаем, перекинулся несколькими фразами с московским иерархом-старовером, пригласив его в свой московский дом.

Тимур Рахматуллин, фото Максима Платонова

Старообрядчество и развитие капитализма в России / / Независимая газета

Немецкий социолог религии Макс Вебер, автор книги «Протестантская этика и дух капитализма», в начале XX века доказал связь протестантизма и капитализма на Западе. Существует ли в России подобная корреляция между религией и экономикой? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории старообрядчества, вклад которого в российскую промышленную революцию конца XIX — начала XX веков трудно переоценить.

Прежде всего необходимо сказать, что такое русское старообрядчество и какие течения в нем присутствуют. Старообрядчество не было однородным движением. Наиболее умеренная часть старообрядцев, так называемые поповцы, в отличие от беспоповцев признавали священство. Считая новую церковную иерархию еретической, они тем не менее не отказывались принимать в свои ряды бывших «никоновских» священников-перебежчиков. Такая ситуация была вызвана тем, что епископов, верных старообрядчеству, в России практически не осталось.

Другая часть, называемая беспоповщиной, считала, что после раскола земная иерархия и священство прекратились. Беспоповцы сохранили только те элементы древлеправославного богослужения, которые не требуют присутствия священнослужителей. Поэтому у них отсутствует литургия, а в молитвенных домах нет алтаря.

Третья, наиболее радикальная часть старообрядцев — Спасово согласие, полагала, что «нет в мире ни православного священства, ни таинств, ни благодати». Поэтому среди спасовцев наблюдается отход от жесткого соблюдения древлеправославной обрядности.

Этими доктринальными различиями обусловлено и неравноценное участие старообрядческих направлений в хозяйственном развитии России. Наибольший вклад в экономику страны внесли поповцы и умеренные беспоповцы. Зато старообрядцы-радикалы активно содействовали хозяйственному освоению окраинных российских земель, и прежде всего Сибири.

Говоря о хозяйственном потенциале старообрядцев, необходимо помнить, что они в отличие от новообрядцев продолжали опираться на многовековые культурно-хозяйственные русские традиции.

Труд стал для старообрядцев формой христианского подвижничества. Основой их социально-хозяйственной деятельности всегда был свободный самоуправляющийся приход. В условиях гонений и почти полного отсутствия священства миряне играли в жизни прихода ключевую роль. На них держалась не только религиозно-общинная, но и хозяйственная жизнь, основанная на принципах взаимовыручки и корпоративной общности. Необходимо помнить также, что среди старообрядцев почти не было социального расслоения, поскольку из-за своих религиозных убеждений они были практически исключены из дворянского сословия.

Одна из наиболее ярких страниц хозяйственной деятельности беспоповского старообрядчества связана с Выговским монашеским общежительством в Северном Заонежье. В начале XVIII в. царь Петр I крайне нуждался в железе. По его приказу в Олонецком краю один за другим начали строиться заводы по переработке железной руды. Однако обеспечить их рабочими в столь удаленных местах было трудно. Здесь и пригодились выговские пустынники, которым за исправную работу на заводах была обещана свобода «жити в той Выговской пустыни и по старопечатным книгам службы свои к Богу отправляти».

Ослабление гонений вызвало приток насельников в общежительство. «В Выговском братстве все члены были равны; каждой личности предоставлены были одинаковые юридические права», — отмечал исследователь старообрядчества XIX в. Н.Аристов.

Первоначально Выговское общежительство жило только собственным трудом. Однако по мере роста его богатств оно стало использовать и наемную рабочую силу. У него появились свои представительства в Петербурге и Архангельске.

В конце XVIII — начале XIX вв. среди умеренных беспоповцев все возрастающую роль начинает играть купечество крупных городов. Постепенно оно оттесняет на второй план Выговскую общину, бывшую по своей сути церковной коммуной.

Крестьянская реформа дала мощный толчок становлению крепких старообрядческих крестьянских хозяйств. По данным 1905 г., в 50 губерниях европейской части России на старообрядческий двор приходилось 5,4 десятины купленной земли, а на каждый крестьянский двор — лишь 1,1 десятины.

Необходимо сказать и об исторической роли старообрядчества в освоении Сибири. В отличие от подавляющего большинства российских подданных старообрядцы переселялись за Урал начиная со второй половины XVII в. совершенно добровольно. Спасаясь от гонений, они уходили глубоко в тайгу, устраивали там свои дома, заводили хозяйство. Стараясь избежать контактов с «антихристовой» царской властью, отдельные старообрядческие семьи доходили даже до Тибета.

Об устойчивой традиции старообрядческих «робинзонад» свидетельствует история семьи Лыковых, обнаруженной геологами в начале 1980-х гг. в Саянской тайге. Еще более уникальна одиссея старообрядческой общины, которая в XIX в. переселилась с Волги на Дальний Восток, после 1917 г. ушла в Маньчжурию, в 1949 г. переехала в Бразилию, затем в американский штат Орегон, а в 1968 г. перебралась на Аляску, где живет сейчас в поселении Николаевск. Николаевские старообрядцы создали Российское морское товарищество и занялись рыбным промыслом, успешно конкурируя с местными рыбаками.

Все они были беспоповцами, в основном наиболее умеренного Часовенного согласия. Часть из них стала поповцами и присоединилась в 1983 г. к старообрядческой Белокриницкой митрополии, кафедральный центр которой находится сегодня в городе Браилов (Румыния).

С поповцами Орегона мне удалось обстоятельно пообщаться в марте 2001 г. Как рассказал настоятель общины священник Порфирий Торан, маньчжурские старообрядцы прибыли из Китая несколькими волнами в 1960-е гг. Многие из них жили в маньчжурской части уссурийской тайги, куда они переселились с российского Дальнего Востока после победы большевиков.

После того как в Китае пришли к власти коммунисты, старообрядцы сначала перебрались в Гонконг, а затем пустились странствовать по свету: большинство переехали в Бразилию, а одна община обосновалась в Боливии. Условия в Бразилии оказались неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, и многие решили начать новую жизнь в Орегоне, напоминающем по своим природным условиям Дальний Восток. Здесь, в окрестностях Вудбурна, старообрядцы основали свой поселок Вифлеем, в котором сейчас проживают около 10 тыс. человек.

Вернемся к истории. По данным главного редактора старообрядческого журнала «Церковь» А.В. Антонова, перед революцией 1917 г. большая часть торгово-промышленного класса России была представлена старообрядцами. Перспективы в тот момент казались радужными, но революция нанесла по ним сокрушительный удар.

В годы нэпа старообрядцы попытались встать на ноги, но дальнейший ход истории перечеркнул их надежды. Тоталитарное государство подорвало основу старообрядческой хозяйственной мощи — общину, и, хотя сегодня наблюдается возрождение религиозно-духовной жизни старообрядчества, возродится ли его хозяйственно-культурное значение, пока сказать трудно.

Связь религии и экономики в случае со старообрядчеством вполне очевидна. Несомненно, что значительные хозяйственные успехи старообрядцев были обусловлены здоровой общинной жизнью, основанной на сохранении древнерусской духовности и высоких ценностных ориентиров.

Комментарии для элемента не найдены.

Санкционная политика — наши внутренние правила

Эта политика является частью наших Условий использования. Используя любой из наших Сервисов, вы соглашаетесь с этой политикой и нашими Условиями использования.

Как глобальная компания, базирующаяся в США и осуществляющая деятельность в других странах, Etsy должна соблюдать экономические санкции и торговые ограничения, включая, помимо прочего, те, которые введены Управлением по контролю за иностранными активами («OFAC») Департамента США. казначейства. Это означает, что Etsy или любое другое лицо, использующее наши Сервисы, не может принимать участие в транзакциях, в которых участвуют определенные люди, места или предметы, происходящие из определенных мест, как это определено такими агентствами, как OFAC, в дополнение к торговым ограничениям, налагаемым соответствующими законами и правилами.

Эта политика распространяется на всех, кто пользуется нашими Услугами, независимо от их местонахождения. Ознакомление с этими ограничениями зависит от вас.

Например, эти ограничения обычно запрещают, но не ограничиваются транзакциями, включающими:

  1. Определенные географические области, такие как Крым, Куба, Иран, Северная Корея, Сирия, Россия, Беларусь, Донецкая Народная Республика («ДНР») и Луганская Народная Республика («ЛНР») области Украины, или любое физическое или юридическое лицо, работающее или проживающее в этих местах;
  2. Физические или юридические лица, указанные в санкционных списках, таких как Список особо обозначенных граждан (SDN) OFAC или Список иностранных лиц, уклоняющихся от санкций (FSE);
  3. Граждане Кубы, независимо от местонахождения, если не установлено гражданство или постоянное место жительства за пределами Кубы; и
  4. Предметы, происходящие из регионов, включая Кубу, Северную Корею, Иран или Крым, за исключением информационных материалов, таких как публикации, фильмы, плакаты, грампластинки, фотографии, кассеты, компакт-диски и некоторые произведения искусства.
  5. Любые товары, услуги или технологии из ДНР и ЛНР, за исключением подходящих информационных материалов и сельскохозяйственных товаров, таких как продукты питания для людей, семена продовольственных культур или удобрения.
  6. Ввоз в США следующих товаров российского происхождения: рыбы, морепродуктов, непромышленных алмазов и любых других товаров, время от времени определяемых министром торговли США.
  7. Вывоз из США или лицом США предметов роскоши и других предметов, которые могут быть определены США.S. Министр торговли, любому лицу, находящемуся в России или Беларуси. Список и описание «предметов роскоши» можно найти в Приложении № 5 к Части 746 Федерального реестра.
  8. Товары, происходящие из-за пределов США, на которые распространяется действие Закона США о тарифах или связанных с ним законов, запрещающих использование принудительного труда.

Чтобы защитить наше сообщество и рынок, Etsy принимает меры для обеспечения соблюдения программ санкций. Например, Etsy запрещает участникам использовать свои учетные записи в определенных географических точках.Если у нас есть основания полагать, что вы используете свою учетную запись из санкционированного места, такого как любое из мест, перечисленных выше, или иным образом нарушаете какие-либо экономические санкции или торговые ограничения, мы можем приостановить или прекратить использование вами наших Услуг. Участникам, как правило, не разрешается размещать, покупать или продавать товары, происходящие из санкционированных районов. Сюда входят предметы, которые были выпущены до введения санкций, поскольку у нас нет возможности проверить, когда они были действительно удалены из места с ограниченным доступом. Etsy оставляет за собой право запросить у продавцов дополнительную информацию, раскрыть страну происхождения товара в списке или предпринять другие шаги для выполнения обязательств по соблюдению.Мы можем отключить списки или отменить транзакции, которые представляют риск нарушения этой политики.

В дополнение к соблюдению OFAC и применимых местных законов, члены Etsy должны знать, что в других странах могут быть свои собственные торговые ограничения и что некоторые товары могут быть запрещены к экспорту или импорту в соответствии с международными законами. Вам следует ознакомиться с законами любой юрисдикции, когда в сделке участвуют международные стороны.

Наконец, члены Etsy должны знать, что сторонние платежные системы, такие как PayPal, могут независимо контролировать транзакции на предмет соблюдения санкций и могут блокировать транзакции в рамках своих собственных программ соответствия.Etsy не имеет полномочий или контроля над независимым принятием решений этими поставщиками.

Экономические санкции и торговые ограничения, применимые к использованию вами Услуг, могут быть изменены, поэтому участникам следует регулярно проверять ресурсы по санкциям. Для получения юридической консультации обратитесь к квалифицированному специалисту.

Ресурсы: Министерство финансов США; Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США; Государственный департамент США; Европейская комиссия

Последнее обновление: 18 марта 2022 г.

РУССКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ – Книга Зерцало таинств и конца мира, на церковнославянском языке, ИЛЛЮМИРОВАННАЯ РУКОПИСИ НА БУМАГЕ [Прибалтика, ок.1818].

РУССКИЕ СТАРООБРЯДНИКИ – Книга Зерцало таинств и конца мира [Зерцало таинств и конца света], на церковнославянском языке, ИЛЛЮМИРОВАННАЯ РУКОПИСЬ НА БУМАГЕ [Прибалтика, ок. 1818].

288 листов [ок. 290?], 330 х 200 мм, написанных и разложенных черными чернилами правильным полууставным церковнославянским почерком на двух листах бумаги, один с водяным знаком «UFLP 1814», другой с водяным знаком «1818» с корабль с фигурой с трезубцем и свирепым львом, размахивающим саблей; рубрики красным, инициалы красным, СТО БОЛЬШИХ ИЛЛЮМИНИЙ, четыре из которых разворотные и складные, одна на полстраницы и остальные на всю страницу, все пером, тушью и акварелью, за исключением последних восьми, которые незакончены и написаны пером. — и только чернила или карандаш, все в прекрасном архаичном стиле в двойной рамке, заштрихованной желтым цветом, на некоторых листах есть цветные вырезки с гравюр (отсутствуют листы 118 и 134, но текст выглядит полным; исправлен разрыв на листе 165). ; разворотные рисунки, подправленные на сгибах и переднем поле; небольшие исправления на полях; некоторые загрязнения на полях).Русская телёнка XIX в., борта обшиты жалюзи с лиственными орудиями и центральной арабеской, латунные защёлки (аккуратно перешитые, с небольшим ремонтом на концах; застёжки и ремешки прилагаются). Происхождение : Гребенщикова старообрядческая церковь, Рига (штампы; гашены более поздним и нечетким кириллическим штемпелем XIX века) — Е.Ю. Шеян (подпись 1991 г.) – Ursus Rare Books Ltd.

Прекрасная, богато иллюстрированная старообрядческая рукопись . Рукописная традиция является фундаментальной для старообрядцев; это аскетическое направление русского православия отвергало современность, в том числе и печатное распространение духовных текстов.Иконография старообрядческих рукописей почти всегда характеризуется грубым или наивным стилем, но в настоящей рукописи сотня иллюстраций, в основном полностраничных, особенно хороша и выполнена гораздо лучше, чем обычно. Эти в высшей степени аллегорические сцены наполнены людьми, идущими к духовной праведности, иногда сражающимися с фантастическими существами. Сюжеты часто имеют апокалиптический аспект — характеристика часто преследуемых старообрядческих общин, где после раскола с основной церковью в середине 17 века всегда были актуальны дискуссии о присутствии или скором приходе антихриста.Этот текст иногда относят к кругу Сергея Семеновича Гнусина (1756-1839), и он отражает учение федосеевцев — строгого наименования беспоповцев («беспоповских») старообрядцев.

Свято-Троицкая старообрядческая Русская православная церковь

Как и общая рейтинговая система Encompass, Маяк культуры и сообщества предназначен для развития по мере разработки показателей и готовности к интеграции. Ниже вы можете найти дополнительную информацию о показателях, которые мы в настоящее время оцениваем в этом маяке, и их значимости для некоммерческой деятельности.


Скрыть
Отзывы постоянных клиентов

Наше партнерство с Feedback Labs и Candid, а также с другими партнерами, включая Fund for Shared Insight, GlobalGiving и Keystone Accountability, позволяет нам оценивать методы обратной связи постоянных клиентов некоммерческих организаций с помощью информации, собранной на Candid. сайт.

Практика обратной связи показала, что она поддерживает лучшие результаты в области разнообразия, справедливости и вовлеченности, что является важной областью оценки, которую мы намерены расширять и развивать в будущем.Feedback Labs задокументировала несколько исследований, которые показывают, что помимо достижения организационных целей некоммерческие организации, которые внимательны и реагируют на проблемы и идеи, поднятые бенефициарами, устанавливают более прочные отношения с людьми, которым они служат, способствуют большей справедливости и расширяют возможности избирателей способами, которые могут помочь обеспечить лучшие долгосрочные результаты. Здесь вы можете найти ресурсы, которые помогут некоммерческим организациям улучшить свои методы обратной связи.

Дополнительную информацию о том, как мы оцениваем этот показатель, можно найти здесь.


Разнообразие, равенство и интеграция

Скрыть
Разнообразие, равенство и интеграция

Растет число исследований, которые показывают, что эффективные методы DEI могут способствовать более позитивной организационной культуре, что может повлиять на способность некоммерческой организации оказывать влияние на людей и сообщества, которым они служат. Национальный совет некоммерческих организаций собрал несколько ресурсов и исследований, в которых документировано, как эффективные методы DEI могут помочь организациям развивать чувство принадлежности и мотивации персонала, улучшать методы управления и руководства, а также стимулировать инновации, которые могут помочь некоммерческим организациям в достижении их целей.

Наша предварительная оценка методов DEI некоммерческой организации была разработана с учетом опыта и рекомендаций десятков лидеров некоммерческого и благотворительного секторов и основана на информации о стратегиях справедливости, собранной через демографический профиль Candid. Charity Navigator разработал план повторения и расширения наших предварительных рейтингов DEI и будет внедрять его постепенно, чтобы предоставить благотворительным организациям достаточно времени для включения, отчетности и потенциального улучшения своей практики участия в акционерном капитале.Ресурсы, которые помогут некоммерческим организациям улучшить свою практику DEI, можно найти здесь.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.