Градиентные фильтры – Градиентные ND фильтры. Что нужно знать

Содержание

Градиентные ND фильтры. Что нужно знать

Вы, наверное, слышали фразу «градиентный фильтр нейтральной плотности» или «градиентный ND фильтр». Если вы начинающий фотограф, возможно, вы не в курсе её значения. Градиентные фильтры нейтральной плотности (другими словами, градиентные ND фильтры) используют для управления освещённостью различных областей кадра и распределением тонов на снимке, создавая изображение близкое к тому, которое «видит» зрительная система человека.

Многие профессиональные пейзажисты используют данный фильтр. Давайте узнаем, что эти фильтры представляют из себя и когда их следует применять.

Представьте, глядя на яркий расцветающий во всех красках восход, небо, залитое жёлтыми и оранжевыми цветами. Освещение создаёт сильные контрасты, но если вы будете переводить взгляд с одних частей снимаемой сцены на другие, вы легко различите детали как на интенсивно светящемся небе, так и на тёмном рельефе под ним. Вы заметите, что пейзаж фактически можно разделить по освещённости на две области: одна находится ниже уровня горизонта, другая – выше.

К сожалению, до тех пор, пока вы чем-то не затемните часть кадра, соответствующую области над уровнем горизонта, разница в освещённости «верхней» и «нижней» областей будет оставаться настолько большой, тоновый диапазон снимаемой сцены настолько широким, что с помощью современных фотографических технологий вы не сможете «охватить» его целиком. Соответственно, происходит потеря деталей, запечатлённое камерой изображение совершенно отличается от той картинки, которая создаётся нашей зрительной системой.

Градиентный ND фильтр располагается так, чтобы его «затемняющая» часть закрывала часть кадра, соответствующую наиболее светлой области неба. В таком положении он может значительно уменьшить разницу в освещённости верхней и нижней части кадра (прим. переводчика – другими словами, сузить тоновый диапазон). Теперь снимаемую сцену можно запечатлеть в одном снимке.

Применяем градиентный фильтр нейтральной плотности

Шаг 1. Фотографируйте в ручной режиме

Используйте режим «M» – ручной режим съёмки. С установленным фильтром у камеры могут возникнуть сложности с корректным определением экспозиции. Если вы снимаете пейзаж, установите значение диафрагмы равным 11 или 16 и наведите резкость на объект, удалённый от вас примерно на треть расстояния до последнего значимого объекта в сцене, например, до линии горизонта.

  • Прим. переводчика – воспользуйтесь заранее составленными таблицами, формулой или калькулятором для расчёта гиперфокального расстояния, чтобы получить максимальную глубину резкости. С подробностями познакомьтесь, например, в последней части статьи «Наводим на резкость вручную».

Шаг 2. Замерьте уровень освещения

Настройте в фотоаппарате режим замера экспозиции по всему кадру – оценочный (или матричный). Тогда камера будет рассчитывать экспозицию, оценивая кадр по всей его площади. В точечном и центрально-взвешенном режимах экспозамера электронику могут «сбить с толку» очень светлые области снимаемой сцены (ознакомьтесь с нашим руководством «Применение ручного экспонометра»).

Шаг 3. Оцените гистограмму

Сделайте «пристрелочный» кадр. Проследите по гистограмме, что градиентный фильтр уменьшает тоновый диапазон настолько, чтобы на ней не наблюдались «пересветы» в светлых областях изображения и «завалы» в тёмных областях.

Если гистограмма отстоит далеко от правого края, то, скорее всего, плотность фильтра слишком велика в данной съёмочной ситуации (изучите наше руководство «Читаем гистограмму вашего пейзажа»).

Располагаем градиентный фильтр правильно

Важно помнить, что положение градиентного фильтра (выше-ниже) создаёт или разрушает фотографию. Что может быть проще случая, когда напротив вас в снимаемой сцене ровная линия горизонта? Однако, тематические сайты и издания полны пейзажами, на которых видна граница между «затемняющей» и прозрачной частями градиентного фильтра.

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

На фотографии выше видно, что градиентный фильтр с «быстрым» переходом, поглощающий свет на 8 EV (прим. переводчика – другими словами, через «затемняющую» часть фильтра проходит в 16 раз меньше света, чем через прозрачную), установлен слишком низко. К тому же, линия перехода наклонена в кадре относительно линии горизонта.

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

Снимок выше той же сцены демонстрирует правильное положение градиентного фильтра. Последний поглощает свет лишь от полоски неба, не «заползая» на нижнюю часть кадра.

Об особенностях градиентных ND фильтров

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

Градиентный фильтр нейтральной плотности не следует путать со своим «родным братом» – фильтром нейтральной плотности (ND фильтр). Несмотря на то, что они создают одинаковый эффект, в отличие от ND фильтра, который затемняет кадр по всей площади, градиентный ND фильтр обладает затемняющим свойством лишь на одной своей половине.

Также градиент характеризуется «быстротой» перехода: короткий, резкий, переход («hard-step») и длинный, плавный, переход («soft-step»). Градиентный фильтр с коротким переходом следует применять в сюжетах с ярко выраженной границей между затемняемой и нетронутой частями кадра, например, в съёмке морских пейзажей. В то время как, градиентный фильтр с длинным переходом используется, когда граница между разноосвещёнными областями неравномерна, неочевидна.

Наравне с ND фильтрами градиентные ND фильтры различаются по степени поглощения света. Наиболее распространены ND2, ND4 и ND8. Большинство фотографов покупают набор градиентных фильтров, чтобы быть подготовленными к разнообразным условиям освещения. Вы можете приобрести держатель под пластинчатые фильтры, с помощью которого можно закреплять фильтры перед передней линзой объектива. Однако, после недолгих тренировок можно научиться держать градиентный фильтр рукой.

Как и для всего фотографического оборудования в выборе градиентных ND фильтров существуют свои подводные камни и требуется поиск компромиссного решения. Градиентные фильтры линейны, поэтому производимый ими эффект однороден по всей поверхности.

Это означает, что прибрежное солнце, закатывающееся за глыбы скал, или небо на фоне городских строений, или отдельно растущие деревья будут изображены силуэтами, вместо того чтобы оставаться различимыми для глаза зрителя. Если вы видите, что применение градиентного фильтра очевидно, у вас не остаётся другого выбора, кроме как прибегнуть к цифровой обработке изображений.

Однако, в пейзажной фотографии в относительно простых сюжетах нет ничего более быстрого и приемлемого по производимому эффекту, чем выравнивание освещения с помощью градиентного ND фильтра.

С практикой, при должном внимании к положению фильтра, «градиенты» помогут создать вам фотографии профессионального качества.

Автор статьи: J.

Meyer

photo-monster.ru

Обзор градиентных светофильтров от B+W

Здравствуйте, друзья!

Сегодня я подготовил небольшой обзор градиентных светофильтров от B+W. Весьма полезная в пейзажной фотосъемке вещь, которую многие начинающие фотолюбители почему-то не используют.

к содержанию ↑

Если вы будете наблюдать внимательно за освещенностью неба и земли (как и положено пейзажному фотографу), то заметите, что утром и вечером наличествует большой перепад яркости между ними. Утром и вечером земля ужё черная т.к. солнце на неё почти не попадает, а небо еще светлое т.к. солнце полностью не село.

Грубо данную картинку можно представить в оттенках серого так…

Если я буду экспонироваться на тёмную землю, то получу полностью переэкспонированное небо. Если буду экспозицию ставить по небу, где есть яркое солнце, то получу черную землю, которую без почти полной потери цвета не вытащить потом в RAW конвертере. К сожалению, современные фотокамеры не могут иметь такую же широту восприятия яркостей как наш глаз и чтобы иметь возможность зафиксировать красоту в полной мере нужно выровнять экспозиции для неба и для земли.

Для таких кадров имеет смысл использовать градиентный светофильтр.

Здесь использован градиентный светофильтр B+W F-Pro 702 Graduated ND filter 25% MRC (для выравнивания освещенности между относительно светлым небом и тёмной водой) и тонкий сплошной ND фильтр B+W XS-PRO ND1000 MRC Nano (для «замораживания» воды).

камера: FUJIFILM GFX 50s
параметры съемки:

f8, 30 sec, iso 100

Постепенно Солнце садится и освещенность в кадре выравнивается.

Здесь уже бесполезно использовать градиентный светофильтр.

Днём тоже зачастую встречаются сюжеты, где по каким-то причинам небо оказывается слишком светлым. Например, когда я снимал Смольный собор, вдалеке в небе висела дымка и небо казалось белёсым. Фильтр B+W F-Pro 701 Graduated ND filter 50% MRC привнёс легкое затемнение неба, которое сделало его чуть более выразительным.

к содержанию ↑

Пример я отснял на рисовых полях Индонезии. Снимал в горной местности, внизу простирались зелёные поля, а вверху плыли неторопливые белые тучки. Солнце светило весьма ярко, так что белые тучки были намного ярче чем рисовые поля.

Объектив у меня был Canon TS-E 24/3.5 II для которого имелся градиентный светофильтр B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC

, т.е. с градиентом в одну ступень. Но и это уже лучше, чем ничего т.к. вытащить из переэкспозиции небо было бы нереально и также хотелось сохранить насыщенный зеленый цвет травы на полях.

Одной ступени мне не совсем хватило и потому я в Adobe Camera Raw еще затенил на 0.2 EV и притемнил синий во вкладке HSL/Grayscale -> Luminance.

В результате я получил такую картинку.

А если бы я не использовал градиент, то мне было бы сложно затемнять синий цвет, который был бы почти выбит на всей поверхности неба. В идеале здесь пригодился бы фильтр на 2 ступени, чтобы не нужно было обращаться к настройкам ACR, но получилось хорошо, я не зря взял этот градиент на 82 мм.

к содержанию ↑

На сегодняшний день выбор не так велик, есть две основные серии (701 и 702) и весь список такой:

— B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC,
— B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC,

— B+W 701 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm sheet filter,
— B+W 702 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm sheet filter.

Два последних пункта это прямоугольные светофильтры и про них в этой статье мы не будем говорить.

НаименованиеСтупени экспозицииПропускание, %
B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC150
B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC225
B+W 701 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm (прямоугольный)150
B+W 702 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm (прямоугольный)225

к содержанию ↑

B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC

B+W 701 Graduated ND Filter 50 %

Данный светофильтр даёт затемнение на одну ступень экспозиции и имеет мягкую границу перехода к части фильтра без затемнения.

к содержанию ↑

B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC

B+W 702 Graduated ND Filter 25 %,

Данный светофильтр даёт затемнение в две ступени экспозиции и имеет мягкую границу перехода к части фильтра без затемнения.

Градиентное затемнение осуществляется за счёт специальных тонких плёнок и маскирования просветления. На фото вы видите градиент с мягким краем.

Более подробно по технологии градиентных фильтров B+W от компании Schnieder в ответ на мой запрос:


On the photo you see a strong specular reflection. This is the absorption effect because you see the special coating in reflection. If you look at the transmitted light straight through a camera, then you can see the gradient better.
The gradient of this filters is soft. By gradient “hard” you will see the transmitted light in a very strong line in the middle of the filter.

The gray gradient is applied by means of thin-layer technology. The special coating process requires a special masking. This is associated with certain manufacturing tolerances, with the result that the graduation boundary is not exactly parallel. because this transition is outside the focus range, the effect is not visible and there is no static transition.

Перевод


На фотографии вы можете заметить сильное отражение от специального покрытия на стекле. Если вы посмотрите именно на проходящий свет, то сможете увидеть структуру градиента лучше. Тип градиента этого фильтра «мягкий». На «жестком» градиенте вы увидите явно различимую линию градиента именно в проходящем свете.

Технология серого градиента представляет собой нанесение тонких плёнок. Технология нанесения пленок включает в себя применение специальных масок. С этим связаны допуски производства, которые приводят к тому, что градиент не является идеально ровным, но это допустимо т.к. линия перехода находится вне зоны фокуса и не заметна на снимке.

к содержанию ↑

Среди градиентных светофильтров, в первую очередь, нужно сделать разделение на круглые и прямоугольные.

Круглые более компактные и всегда изготовлены из стекла.

Прямоугольные градиентные светофильтры чаще всего изготавливаются из акрила CR-39 и занимают значительно больше места (100 х 100 мм, 100 х 150 мм, 150 ч 170 мм и т.д.). Чем фильтры крупнее, тем легче их случайно сломать или поцарапать.
Исключением являются фильтры MPTV от Schneider Kreuznach и ранее описанные мной Hitech Firecrest — оба варианта стеклянные.

Круглые градиентные светофильтры, как правило, имеют некоторую существенную толщину т.к. они идут в стандартной оправе, а прямоугольные устанавливаются в специальный держатель и потому их использование на сверхширокоугольных объективах ограничено только величиной самого фильтра.

Зато круглые градиентные светофильтры могут быть просто накручены на объектив, в том числе поверх других фильтров, а прямоугольные нуждаются в установке специального держателя — компендиума, который в случае хороших прямоугольных светофильтров стоит вполне приличных денег.

Также стоит отметить важный момент. Все светофильтры делятся на просветленные и без просветления. И, к сожалению, должен отметить, что все прямоугольные светофильтры, в том числе достаточно дорогие, просветления не имеют. Например, это касается светофильтров LEE.

А вот прямоугольные градиентные светофильтры B+W Graduated ND Filter серий 701 и 702 имеют мультипросветление, которое позволяет им лучше держать контровый и боковой свет без падения контраста и дополнительных бликов.

к содержанию ↑

Должен сказать, что градиентные светофильтры B+W радуют качеством исполнения. Чем больше я снимаю, тем больше «придираюсь» к качеству снимков и замечаю огрехи своих и чужих инструментов. Разбирая свои старые снимки удивляюсь, что выбрать из них что-то достойное сегодняшнего уровня уже сложно.

При съемке использован светофильтр B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC 77мм на объективе Canon EF 100/2.8L IS USM через понижающее переходное кольцо 77->67.

Меня радует обстоятельство, что светофильтры B+W Graduated ND Filter претендуют на то чтобы надолго задержаться в моем рабочем наборе светофильтров.

к содержанию ↑

Давно хотел поделиться с вами информацией по своему набору используемых светофильтров. В отпуск я взял такой комплект светофильтров (это не всё что есть у меня, а только то что я собирался использовать). Кстати, вышла уже третья часть про Индонезию

Поляризационный светофильтр крайне полезная вещь, потому я беру его всегда. В данном случае у меня их в наборе 3шт, под каждый объектив. B+W Circular Polarizer F-Pro S03 MRC на 82 мм под Canon TS-E 24/3.5 II (пейзаж с шифтом и фрагменты с тилтом), B+W XS-Pro HTC KSM Pol-Circ MRC-Nano 67mm на Canon 100/2.8L IS USM (макро и теле), B+W Circular Polarizer F-Pro S03 MRC на 77 мм под Canon 24-70/2.8L (повседневные фото, ростовые портреты).

Разница в съемке с поляризатором и без него огромна. И разница эта вовсе не в синем небе, а в насыщенности цветов, которую иначе не получить.

B+W XS-PRO ND1000 MRC Nano 77 мм сразу на три объектива по необходимости съемки текущей воды. Для 100 мм объектива у которого 67 мм диаметр под фильтр есть step-up ring, а для тилт-шифта у которого 82 мм есть step-down ring. Всё запасено заранее…

B+W 106M ND 1.8-64X 77mm (1066168) это просто менее плотный затемняющий фильтр и в стандартной оправе. Разбогатею — поменяю на тонкую оправу т.к. для пейзажа лучше всегда в запасе иметь в тонкой оправе. Но он работает до 24мм фокусного расстояния, так что тоже сгодится на все три объектива. ND1000 иногда оказывается слишком плотным, всё-таки он используется в основном днем и вечером, а на самом закате лучше ND64. Вообще-то у меня полная коллекция затемняющих светофильтров от ND2 до ND1000, в том числе варио, но вот незадача — они все на диаметр под светофильтр 67 мм, так что сгодятся нынче только для Canon 100/2.8, а мой любимый объектив сейчас Canon TS-E 24/3.5 II. Не нужно меня троллить по поводу цейсов, они особенные. Но нет у них тилт-шифта… А вес рюкзака сильно ограничен моими физическими возможностями и лимитом на провоз багажа авиакомпании.

Вес фоторюкзака получился 18 кг вместе с планшетом и макбуком про 15″.

Также вы видите на картинке упомянутые в статье фильтры B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC и B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC. Честно говоря, я бы взял один на 25% (-2 ступени), но он у меня на 77 мм и может виньетировать.
В идеале я бы хотел на 3 ступени, но B+W сейчас на 3 ступени градиентов не выпускает, а я для экономии места и большей прочности беру только круглые.

Дальше идут эффектные светофильтры: звёздные и один со смягчающим эффектом (B+W Soft-Pro). Про фильтры с софт-эффектом и объективы с таким эффектом я писал подробно. Вторая статья по софт-фильтрам здесь.
Звёздные светофильтры называются B+W Cross Screen и описаны в общей статье по фильтрам B+W
Отдельная статья про звёздные светофильтры здесь

Тему контрастных светофильтров (091 — красный, 040 — оранжевый, 022 — жёлтый) я еще не раскрыл до конца, а имеющимся опытом поделюсь с вами в отдельной статье. Лавры Анселя Адамса не дают мне спать 🙂

В правом столбце на общем снимке фильтров — инфракрасные фильтры (все, которые выпускаются на сегодняшний день и доступны для широких масс: 093, 092 и R72) и ультрафиолетовый фильтр, который позволяет снимать в ультрафиолете B+W 403.


к содержанию ↑


Заведует реализацией фильтров моя жена Аня, так что по всем вопросам к ней, а также можете оставлять комментарии под этой статьёй и другими — я их увижу и постараюсь ответить и помочь с приобретением фильтров.

evtifeev.com

Градиентные фильтры: anton_petrus — LiveJournal

По просьбам трудящихся написал небольшой ликбез по работе с нейтрально-серыми градиентниками. Пользуюсь ими в 90% съемко на природе, поэтому имею некоторый опыт работы с ними 🙂

При съемке пейзажа фотограф зачастую встречается с различными проблемами освещенности. В большинстве  случаев разница экспозиционная разница между небом и передним планом (ПП) может привести к пересвету первого и к недодержке второго либо наоборот. В таких случаях спасти может или бреккетинг с последующим наложением кадров с различной экспозицией в графическом редакторе или же нейтрально-серый градиентный фильтр.  Нейтрально-серый градиентный фильтр – один из самых важных инструментов фотографа-пейзажиста. Его действие основано на достаточно простом принципе – он затемняет небо, выравнивая освещенность переднего плана и неба, позволяя, таким образом, нормально экспонировать кадр. Выглядит градиентник как пластиковая прямоугольная либо же квадратная пластинка разделенная на две половины – одна из них прозрачная, предназначенная для ПП, вторая – затемненная, для проявления неба. Для разных условий освещения существуют фильтры различной плотности.

В идеале пейзажисту хорошо бы иметь весь комплект, чтобы быть вооруженным на все случаи жизни. Градиентный фильтр плотности 0,3 понижает освещенность неба на 1 ступень, 0,6 – на две и 0,9 – на три ступени. В наиболее популярной на территории СНГ серии градиентников Cokin они соответствуют фильтрам ND2 (0,3 ступени), ND4 (0,6) и ND8 (0,9).  Фильтра с плотностью 0,6 ступеней вполне достаточно при съемке сцен освещенных дневным светом, а с плотностью 0,9 – для съемки рассветов-закатов где ПП достаточно слабо освещен, а небо очень яркое.

     
                                    Без фильтра                                                С нейтрально-серым градиентником плотностью 0,9

Градиентные фильтры одной плотности выпускаются в двух вариантах – с мягким (Soft) и резким (Hard) переходом между темной и светлой частью. Фильтр с мягким переходом имеет смысл использовать, если линия горизонта неровная (горы, холмы) либо же на ней расположены различные объекты – деревья, дома и тп. В таком случае более мягкая граница позволит нормально проэкспонировать эти части кадра, не затемнив их вместе с небом на несколько ступеней, как было бы в случае использования фильтра с резким переходом. Последний же предпочитают использовать в сценах, имеющих прямую, четкую линию горизонта – море, поле. Следует также отметить, что фильтр с резким переходом требует более точной установки, так эффект от его неправильно применения будут очень заметны на объектах, перекрытых фильтром.

         

                                       Без фильтра                                               С нейтрально-серым градиентником плотностью 0,9 Soft


При работе с фильтром камеру желательно установить на штатив, так как понижение освещенности на несколько ступеней приводит к увеличению выдержки, да и оперировать установкой фильтра легче на неподвижной камере, так существует меньше вероятности накосячить с линией горизонта. Устанавливается фильтр достаточно просто – на объектив накручивается адаптерное кольцо (система Cokin имеет огромный выбор колец под разные диаметры объективов), на которое затем крепится держатель под один или несколько фильтров, куда и крепится собственно сам градиентник. Большой плюс такого крепления в том, что держатель легко вращается на кольце, позволяя таким образом выборочно затемнить ту или иную область снимка. Преимущество прямоугольных фильтров перед круглыми, которые навинчиваются на объектив, состоит в том, что с их помощью вы легко можете регулировать расположение линии горизонта, поднимая или опуская фильтр в держателе на необходимую высоту.

Неправильное использование градиентника — темная сторона опущена ниже линии горизонта

Градиентные фильтры можно использовать не только в традиционном качестве для затемнения неба, но также в случае с ярким ПП – вода освещенная ярким светом, белый песок на фоне темного неба. В данном случае для проработки ярко освещенных частей снимка будет требоваться выдержка меньше чем для экспонирования остальных элементов кадра. И для нормальной проработки всего поля кадра будет требоваться затемнения отдельных его частей. Этого легко добиться поворотом держателя с фильтром или переворота градиентника темной частью вниз. В различных ситуациях может потребоваться использования нескольких подобных фильтров одновременно, например в случае, когда открывающийся перед вами пейзаж имеет несколько ярких световых пятен (от пробивающегося через тучи солнца), расположенных в разных местах поля кадра. В данном случае пригодится держатель для нескольких фильтров, позволяющих установить в разной ориентации градиентники разной плотности. Не стоит забывать, что увеличения числа фильтров влечет за собой автоматическое увеличения времени экспозиции.
При бережном отношении градиентники довольно долго вам прослужат, но в любом случае через несколько лет может потребоваться замена из-за появления мелких царапин, которые будут ухудшать качество снимка.

anton-petrus.livejournal.com

Про фильтры и их замену фотошопом

Градиентные фильтры, часто применяющиеся в пейзажной фотосъёмке, представляют собой частично окрашенные, условно скажем в верхней части, стёкла или пластинки из органического стекла, при этом оставшаяся часть фильтра совершенно бесцветна. Фильтры, частично окрашенные в нейтрально-серый цвет, называют нейтрально-серыми градиентными, или «оттенёнными» фильтрами, а окрашенные в любой другой цвет – цветными градиентными.

10.1 Нейтрально-серые градиентные фильтры

Прежде всего, рассмотрим нейтрально-серые градиентные фильтры. Обычная плёнка или цифровая матрица в состоянии правильно передать отношение освещённостей (контраст), если оно не превышает 3-4 шага экспозиции между самой светлой и самой тёмной частями изображения. На практике же, наш пейзаж сплошь и рядом имеет контраст порядка 5-ти, а на закате контраст между небом и травой в 7 шагов экспозиции – очень распространённая ситуация. Тут нам и помогут рассматриваемые нейтрально-серые градиентные фильтры. Одна из половин фильтра работает в качестве светопоглощающего фильтра ND, упомянутого ранее, в то время как другая не меняет освещённость сцены. Расположив такой фильтр серой половиной вверх, мы ослабим яркость неба, при этом яркость низа останется прежней. Таким образом можно ослабить контраст сцены до трёх ступеней экспозиции. В рассматриваемом нами примере с закатом применение такого фильтра будет более чем оправдано.


Пример использования нейтрально-серого градиентного фильтра

Глядя на этот живой пример, ощутите разницу, создаваемую нейтрально-серым градиентным светофильтром. Из-за перепада яркостей между низом и верхом, мы чуть было не потеряли небо. Фильтр понизил яркость верха на полторы ступени и тем самым помог вернуть небо к жизни. Посмотрите также на траву — ни её яркость, ни цвет не изменились.
Кстати: Недостаток этого снимка? Как минимум, отсутствие ядра композиции.
Leica Digilux 1, ф.р.10мм, 1/500c, f8 ISO100, wb «солнечно», без фильтра и с фильтром Cokin A 120.

Стоит сказать, что любые градиентные фильтры круглой формы имеют один существенный недостаток: мы не можем регулировать положение границы раздела затемнённой и неокрашенной части. Это принуждает нас делать пейзажи с линией горизонта по центру снимка, что существенно ограничивает наше творчество. Поэтому я и сам использую, и вам рекомендую для этих целей использовать не круглые, а прямоугольные фильтры, например, недорогие фильтры 120… 121F фирмы Cokin. Держатели позволяют перемещать такие фильтры вверх-вниз или вправо-влево, регулируя положение “линии” раздела (которая на самом деле размыта).


Примеры крепления градиентных фильтров Cokin

Слева показан традиционный метод крепления. Как видите, положение границы между затемнённой и бесцветной частями изображения можно регулировать, передвигая фильтр вверх-вниз. Справа показан нетрадиционный метод крепления, применяемый мной при съёмке пейзажа на длиннофокусную оптику (200мм и длиннее). Дело в том, что размытая граница между окрашенной и неокрашенной частями фильтра в этом случае имеет в кадре недопустимо большую ширину, что делает применение фильтра невозможным. Поэтому я вставляю фильтр в держатель, как показано на иллюстрации справа, зная, что в случае применения длиннофокусной оптики, резкая граница фильтра заметна не будет.

Для удобства фотографа, такие фильтры выпускаются разных плотностей (от 2 до 8) с различным положением и толщиной границы раздела между окрашенной и неокрашенной частями светофильтра. Подробное описание вы найдёте в таблице ниже, а сейчас мы немного поговорим про практику их использования.

Во-первых, границу раздела на снимке предпочтительнее располагать на тёмном фоне, например, на полосе леса вдали. Там она будет менее заметна. Во-вторых, в случае необходимости, такие фильтры можно комбинировать, если необходима более плотная фильтрация. В-третьих, в некоторых ситуациях границу раздела приходится размещать не горизонтально с затемнённой половиной вверху, а произвольно. Например, при съёмке из-за угла дома, отвесной скалы или ствола дерева, она может проходить вертикально, при фотографировании холма – наклонно, при съёмке заснеженного поля зимой в контровом освещении в солнечную погоду фильтр располагают серой половиной вниз. Наконец, возможны комбинации двух таких фильтров под разными углами, в зависимости от геометрии пейзажа (к примеру, при съёмке горы, упирающейся в верхний обрез кадра).

Вряд ли существует возможность равноправной замены нейтрально-градиентных фильтров функциями Adobe Photoshop. Если вам хочется просто притемнить небо, то это сделать несложно, используя методику работы с градиентным инструментом в Adobe Photoshop, о которой говорится в конце рассказа про цветные градиентные фильтры. Другое дело, если речь идёт об безнадёжно пересвеченных областях снимка — это результат полной потери информации, восстановить которую уже невозможно. Поэтому лучше её не терять при съёмке и пользоваться фильтром, который, кстати, не такой уж и дорогой. Но наиболее важно его использовать владельцам цифровых фотоаппаратов. Дело в том, что динамический диапазон матрицы имеет нецентральное расположение точки среднесерого, она сдвинута в ближе в область светлого, поэтому цифровые пересветы уже вошли в легенды. Избавиться от них нам как раз и помогут эти невидимые помощники. Дело обстоит таким образом, что я использую сегодня эти фильтры при съёмке примерно 70% всех снимаемых мной пейзажей. Эти фильтры – исключительно полезный аксессуар вашей цифровой камеры. Альтернативой для экономных или ленивых послужит съёмка двух кадров со штатива с разными экспозициями: одной для проработки деталей в нижней, тёмной части снимка, а другой – для проработки светлого неба с последующим наложением этих изображений в Adobe Photoshop.

 

Нейтрально-серые градиентные светофильтры
Обозначение K (a) Примечание
  HOYA Half NDx4 4 Половина этого круглого фильтра прозрачная, а другая – нейтрально-серая, с кратностью 4. Применяется для контрастных пейзажей.
  MARUMI Half ND4 4 Нейтрально-серая 4-х кратная полулинза, вращающаяся в оправе, помогает затемнить выбранные участки изображения.
  HOYA Half Color Gray нд Половина круглого фильтра прозрачная, а другая – нейтрально-серая. Выпускается светло-серым и темно-серым.
  HOYA Gradual Color Gray нд Похож на HOYA Half Color, но граница между окрашенной и бесцветной частями не имеет ярко выраженного характера.
  MARUMI GC Gray нд Круглый нейтрально-серый градиентный фильтр
  COKIN 120 Gradual Gray G1 1.3…2 Прямоугольный нейтрально-серый градиентный фильтр небольшой плотности
  COKIN 121 Gradual Gray G2 1.3…4 Прямоугольный нейтрально-серый градиентный фильтр средней плотности
  COKIN 121L Gradual Gray G2 Light 1.3…2 Прямоугольный нейтрально-серый градиентный фильтр небольшой плотности с сильно размытой границей перехода
  COKIN 121S Gradual Gray G2 Soft 1.3…8 Прямоугольный нейтрально-серый градиентный фильтр большой плотности
  COKIN 121F Gradual Gray G2 Full 1 2/3…8 Прямоугольный нейтрально-серый градиентный фильтр большой плотности с границей перехода внизу фильтра. Для съёмки пейзажей с низким горизонтом.
  HAMA Graduated нд Круглый нейтрально-серый градиентный фильтр, выпускается светло- и тёмно-серого цвета.
  TIFFEN Color Grad ND .3 1 Нейтрально-серый градиентный фильтр слабого действия
  TIFFEN Color Grad ND .6 2 Нейтрально-серый градиентный фильтр среднего действия
  TIFFEN Color Grad ND .9

photo-tochka.livejournal.com

Градиентные фильтры прямоугольной формы — осторожно, халтура!

Ко мне в студию заезжал Михаил на консультацию, озабоченный пейзажной съемокой в Карелии. Я посоветовал обзавестись прямоугольными градиентными фильтрами (ниже в статье про поляризаторы по ссылке) для выравнивания освещенности в кадре, как наиболее важным инструментом в пейзажной съемке.

На различный бюджет я предложил: Cokin, Lee, Singh-Ray. Есть еще Hitech, но я его пока не пробовал и о качестве ничего не скажу.

Но Михаилу не удалось найти в продаже Cokin, а все остальное показалось дороговато. Так что он приобрёл прямоугольные градиентники китайского производителя на Авито, у девушки, которая занимается их поставкой сюда и по совместительству фотографией.

Мне повезло при следующей встрече ознакомиться с продукцией неизвестного китайского производителя. Повезло потому, что я могу теперь ценными наблюдениями поделиться с вами, уважаемые читатели.

Итак, встречаем!

Как видите, фильтр нам «радостно улыбается» кривой линией горизонта. Это печально, потому что линия горизонта у нас, как правило, более-менее прямая. И уж тем более не такой хитрой U-формы. Чем это может быть чревато? Неравномерное затемнение в соответствие с этой кривой будет сложно исправить в фотошопе. Значит это неестественное затемнение будет присутствовать на всех ваших снимках. Вы можете только пойти на компромисс и смириться с этим. Ну, или второй вариант…

Слева и справа — китайские. Тот, который слева — имеет растушеванную неровную границу (он представлен на картинке чуть выше), а тот, что справа — резкую кривую границу, загибающуюся в одну сторону. На глаз это хорошо видно и на фото, если присмотреться — тоже.

Оригинальный фильтр Cokin — в центре. Он не нейтральный по цвету и это печально. Но граница у него растушеванная и ровная. Все три фильтра — пластиковые.

Обратите внимание на плотность фильтров. Cokin — честные 50% (ND2), а китайские — это нечто темнее и светлее. Это на фото уже не очень заметно, но это так.

Итак, что мы на сегодня имеем?

В продаже в магазинах и на Авито в основном эти китайские градиентники. Причем на Авито их часто нагло называют Cokin series или фильтры «для Cokin». К Cokin они, понятное дело, отношения не имеют. Цена им в виду такой неровной границы — 2$ для фотографа, серьезно увлекающегося пейзажем.

Во-первых, они идут большим набором за маленькие деньги. Оригинальный фильтр Cokin может стоить минимум 700р за 1шт! А тут весь набор может стоить 2000р и там в оригинальной упаковке…40 фильтров! И, еще синяя сумочка под них.

Кстати, к ним прилагается и держатель. Внешне он очень похож на держатель фильтров Cokin-P, но раза в полтора легче по весу и не черный, а чуть сероватый.

Еще посмотрите края — у оригинального фильтра края под прямым углом, а тут скруглённые (не на всех, на ND — прямые).

А теперь о Cokin. Его в городе С-Петербург сейчас нет, и он не ожидается. Непонятно, как обстоят дела у производителя, но никто не может его заказать. Во всех магазинах сказали, что его не заказать и его не будет. В объявлениях на Авито, кроме китайских подделок еще продаются неходовые цветные градиенты и всякие звездочки. Смысла в цветных градиентах в цифровую эпоху нет. «Звездочки»- на любителя. А вот классический серый градиент отсутствует.

Остается пробовать Hitech, который есть в наличии или сразу обзавестись более дорогими и имеющими кучу вариаций Lee или SinghRay.

В наборе китайских градиентников были и ND-фильтры. Они больших нареканий не вызывают, если не считать несовпадение их плотности маркировке.

Мой хороший знакомый, светофильтры которого были представлены в статье не поленился и съездил к продавцу, где они отобрали из кучи китайских светофильтров наиболее приемлемые. После чего показал мне, я сделал пару фото и прокомментирую.

В этот раз я сфотографировал светофильтр вместе с цветовой шкалой, чтобы было видно нейтральный он или нет.
Как видите, сплошной серый нейтральный фильтр — с голубовато-зелёным оттенком (сравните со шкалой, где действительно серый), а вот градиентный сильно уходит в красно-коричневый цвет.

Граница перехода из темного в прозрачное на китайских светофильтрах относительно жесткая. Причем на менее плотных фильтах она мягче.

На менее плотном градиентном светофильтре меньше оттенок коричневого. Т.е. меньше красителя — меньше оттенок, что логично. Вот только самый востребованный светофильтр это как раз ND8 (3 ступени), т.е. достаточно плотный (на верхнем фото).

Сделаны китайские светофильтры из довольно царапучего пластика.

Фотографировать с такими светофильтрами вполне возможно, например, светофильтры Cokin тоже имеют красновато-коричневый оттенок, но расстраивает жесткая граница горизонта. Предположу, что расход подобных светофильтров может быть большой из-за их неустойчивости к царапинам, но при их цене это не так важно.

А если вы хотите прочитать про более приличные светофильтры, то почитайте статью Про прямоугольные и квадратные светофильтры (Lee, Cokin, 84.5)

evtifeev.com

Градиентные ND фильтры. Что нужно знать – ФотоКто

Многие профессиональные пейзажисты используют данный фильтр. Давайте узнаем, что эти фильтры представляют из себя и когда их следует применять.

Представьте, глядя на яркий расцветающий во всех красках восход, небо, залитое жёлтыми и оранжевыми цветами. Освещение создаёт сильные контрасты, но если вы будете переводить взгляд с одних частей снимаемой сцены на другие, вы легко различите детали как на интенсивно светящемся небе, так и на тёмном рельефе под ним. Вы заметите, что пейзаж фактически можно разделить по освещённости на две области: одна находится ниже уровня горизонта, другая – выше.

К сожалению, до тех пор, пока вы чем-то не затемните часть кадра, соответствующую области над уровнем горизонта, разница в освещённости «верхней» и «нижней» областей будет оставаться настолько большой, тоновый диапазон снимаемой сцены настолько широким, что с помощью современных фотографических технологий вы не сможете «охватить» его целиком. Соответственно, происходит потеря деталей, запечатлённое камерой изображение совершенно отличается от той картинки, которая создаётся нашей зрительной системой.

Градиентный ND фильтр располагается так, чтобы его «затемняющая» часть закрывала часть кадра, соответствующую наиболее светлой области неба. В таком положении он может значительно уменьшить разницу в освещённости верхней и нижней части кадра (прим. переводчика – другими словами, сузить тоновый диапазон). Теперь снимаемую сцену можно запечатлеть в одном снимке.

Применяем градиентный фильтр нейтральной плотности

Шаг 1. Фотографируйте в ручной режиме

Используйте режим «M» – ручной режим съёмки. С установленным фильтром у камеры могут возникнуть сложности с корректным определением экспозиции. Если вы снимаете пейзаж, установите значение диафрагмы равным 11 или 16 и наведите резкость на объект, удалённый от вас примерно на треть расстояния до последнего значимого объекта в сцене, например, до линии горизонта.

  • Прим. переводчика – воспользуйтесь заранее составленными таблицами, формулой или калькулятором для расчёта гиперфокального расстояния, чтобы получить максимальную глубину резкости. С подробностями познакомьтесь, например, в последней части статьи «Наводим на резкость вручную».

Шаг 2. Замерьте уровень освещения

Настройте в фотоаппарате режим замера экспозиции по всему кадру – оценочный (или матричный). Тогда камера будет рассчитывать экспозицию, оценивая кадр по всей его площади. В точечном и центрально-взвешенном режимах экспозамера электронику могут «сбить с толку» очень светлые области снимаемой сцены (ознакомьтесь с нашим руководством «Применение ручного экспонометра»).

Шаг 3. Оцените гистограмму

Сделайте «пристрелочный» кадр. Проследите по гистограмме, что градиентный фильтр уменьшает тоновый диапазон настолько, чтобы не ней не наблюдаются «пересветы» в светлых областях изображения и «завалы» в тёмных областях.

Если гистограмма отстоит далеко от правого края, то, скорее всего, плотность фильтра слишком велика в данной съёмочной ситуации (изучите наше руководство «Читаем гистограмму вашего пейзажа»).

Располагаем градиентный фильтр правильно

Важно помнить, что положение градиентного фильтра (выше-ниже) создаёт или разрушает фотографию. Что может быть проще случая, когда напротив вас в снимаемой сцене ровная линия горизонта? Однако, тематические сайты и издания полны пейзажами, на которых видна граница между «затемняющей» и прозрачной частями градиентного фильтра.

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

На фотографии выше видно, что градиентный фильтр с «быстрым» переходом, поглощающий свет на 8 EV (прим. переводчика – другими словами, через «затемняющую» часть фильтра проходит в 16 раз меньше света, чем через прозрачную), установлен слишком низко. К тому же, линия перехода наклонена в кадре относительно линии горизонта.

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

Снимок выше той же сцены демонстрирует правильное положение градиентного фильтра. Последний поглощает свет лишь от полоски неба, не «заползая» на нижнюю часть кадра.

Об особенностях градиентных ND фильтров

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

Градиентный фильтр нейтральной плотности не следует путать со своим «родным братом» – фильтром нейтральной плотности (ND фильтр). Несмотря на то, что они создают одинаковый эффект, в отличие от ND фильтра, который затемняет кадр по всей площади, градиентный ND фильтр обладает затемняющим свойством лишь на одной своей половине.

Также градиент характеризуется «быстротой» перехода: короткий, резкий, переход («hard-step») и длинный, плавный, переход («soft-step»). Градиентный фильтр с коротким переходом следует применять в сюжетах с ярко выраженной границей между затемняемой и нетронутой частями кадра, например, в съёмке морских пейзажей. В то время как, градиентный фильтр с длинным переходом используется, когда граница между разноосвещёнными областями неравномерна, неочевидна.

Наравне с ND фильтрами градиентные ND фильтры различаются по степени поглощения света. Наиболее распространены ND2, ND4 и ND8. Большинство фотографов покупают набор градиентных фильтров, чтобы быть подготовленными к разнообразным условиям освещения. Вы можете приобрести держатель под пластинчатые фильтры, с помощью которого можно закреплять фильтры перед передней линзой объектива. Однако, после недолгих тренировок можно научиться держать градиентный фильтр рукой.

Как и для всего фотографического оборудования в выборе градиентных ND фильтров существуют свои подводные камни и требуется поиск компромиссного решения. Градиентные фильтры линейны, поэтому производимый ими эффект однороден по всей поверхности.

Это означает, что прибрежное солнце, закатывающееся за глыбы скал, или небо на фоне городских строений, или отдельно растущие деревья будут изображены силуэтами, вместо того чтобы оставаться различимыми для глаза зрителя. Если вы видите, что применение градиентного фильтра очевидно, у вас не остаётся другого выбора, кроме как прибегнуть к цифровой обработке изображений.

Однако, в пейзажной фотографии в относительно простых сюжетах нет ничего более быстрого и приемлемого по производимому эффекту, чем выравнивание освещения с помощью градиентного ND фильтра.

С практикой, при должном внимании к положению фильтра, «градиенты» помогут создать вам фотографии профессионального качества.

Автор статьи: J. Meyer


Источник: digitalcameraworld.com    Перевод: Марк Лаптенок

fotokto.ru

Градиентные фильтры в пейзажной фотографии

Пожалуй, все, кто читает заметки на этом сайте, знают, что такое градиентный фильтр. Для тех, кто в танке, поясню: градиентный фильтр – это плоская прозрачная пластина, часть которой затемнена. Когда необходимо, при съёмке пейзажа градиентный фильтр устанавливают перед объективом так, чтобы затемнить слишком яркую часть кадра, применить цветовой переход или спецэффект.

В наши дни, когда качество изображения с цифровых сенсоров превзошло плёночное, невольно возникает вопрос: а зачем нам вообще нужен фильтр в своём материальном воплощении, если мы можем легко “натянуть” виртуальный градиентный фильтр в Лайтруме? Так то оно так, да не всегда. Дело в том, что при постобработке мы имеем дело с информацией, уже записанной в файл при съёмке, и её может не хватить, чтобы восстановить детали в светлой части композиции. В реальной жизни “виртуальный” градиентный фильтр в Lightroom позволяет восстановить детали с участков, пересвеченных приблизительно на одну ступень (один стоп). Две ступени, а уж тем более три и больше – слишком серьёзная потеря информации.

Как выбрать градиентный фильтр, Григорий Пожванов

Хорошо, с динамическим диапазоном понятно, но я же могу отснять исходники для HDR? Верно, если условия позволят. Когда мы фотографируем в “режимное время”, сцена при этом очень динамична, как в ветреную погоду или на берегу моря в шторм, ±EV-кадры будут сильно различаться по положению подвижных объектов. Ещё одна ситуация, когда HDR не спасёт – съёмка в вечернее или утреннее время на очень долгой выдержке. Освещение кардинально изменяется к моменту съёмки следующего кадра в эксповилке. И ещё, HDR работает для одного кадра, а если хочется снять видеоклип с панорамированием вдоль линии горизонта, то почти наверняка понадобится градиентный фильтр, чтобы сбалансировать яркость в кадре.

Как выбрать градиентный фильтр, Григорий Пожванов

Но вообще-то я не собирался убеждать вас, для чего нужен градиентник, а хотел рассказать, как выбрать хороший. Градиентные фильтры выпускаются в виде прямоугольной пластины из стекла или оптического пластика, или же в резьбовой оправе. Сразу отметаем последний вариант, потому что у него расположение перехода между прозрачной и затемнённой частью зафиксировано – это нам не интересно. Пластинчатые фильтры крепятся на объектив с помощью специальной системы, у которой обычно две части. На внешнюю резьбу объектива, куда прикручивают светофильтры, устанавливается переходное кольцо, а уже на него – держатель фильтра. Можно, конечно, фильтр и руками держать, или резинкой к бленде прицепить, но рано или поздно фильтр поцарапается или упадёт, и дауншифт-подход обернётся покупкой фильтра взамен испорченного, и на этот раз вместе с нормальным держателем. Может показаться, что использование градиентного фильтра снизит вашу мобильность, однако любое решение, которое позволяет освободить руки и голову фотографа, следует приветствовать. Это как штатив: кадров, возможно, будет меньше, но они почти наверняка будут лучше. В отличие от резьбовых фильтров, пластинчатые можно свободно передвигать вдоль паза держателя, и подстраивать положение градиентного перехода так, как нам нужно.

Как выбрать градиентный фильтр, Григорий Пожванов

Пластинчатые фильтры бывают нейтрально-серые и цветные. Цветные тоже оставим как-нибудь на потом: как фотограф искажает и приукрашивает цвета при съёмке – это его сугубо личное дело. Мы сосредоточимся на нейтрально-серых градиентных фильтрах – чисто техническом аксессуаре пейзажного фотографа. Нейтрально-серые градиентные фильтры могут быть с мягким (soft edge) или резким (hard edge) переходом между прозрачной и затемнённой частями пластины. Фильтры с резким переходом обычно применяют только на телеобъективах, а для использования с широкоугольным объективом годится фильтр с мягким переходом, резкий градиент на широкоугольнике будет давать на фотографии неестественно чёткую линию перехода.

Второй параметр, по которому различаются нейтрально-серые градиентники – степень затемнения. Обычно это двукратное (50%, 2×, или 1 стоп), четырёхкратное (75%, 4×, или 2 стопа) или восьмикратное (87.5%, 8×, или 3 стопа) затемнение, т.е. ослабление светового потока. Иногда эти фильтры маркируют соответственно 0.3, 0.6, или 0.9. У некоторых производителей ещё есть фильтры с затемнением на 1.5 и целых 4 стопа, но они нужны довольно редко.

Как выбрать градиентный фильтр, Григорий Пожванов

Какой из нейтрально-серых градиентных фильтров наиболее практично иметь в кофре? На мой взгляд, оптимальный вариант – градиентник на 2 стопа с мягким переходом. Почему? Смотрите, один стоп яркости вполне можно вытянуть “виртуальным” градиентным фильтром в Lightroom. Результат использования фильтра в три стопа можно получить, наложив в Lightroom градиент в 1 стоп поверх исходника, снятого с четырёхкратным фильтром (2 стопа, он же 0.6). Таким образом одним нейтрально-серым градиентным фильтром в два стопа можно закрыть почти все потребности пейзажного фотографа, работающего с цифровой техникой.

Продолжение: Выбор градиентного фильтра для пейзажной фотографии

Об авторе
Как снять классный пейзажный кадр?

Скачайте бесплатную email-книгу о том, как создавать впечатляющие фотографии в любых условиях на ту технику, которая у вас уже есть.

Отлично! Остался всего один шаг. Проверьте свой почтовый ящик, найдите письмо от меня и подтвердите свою подписку на книгу, нажав на ссылку внутри. Если письма нет, загляните в папку «Спам». Может оно случайно попало туда.

Как выбрать градиентный фильтр, Григорий Пожванов

www.fotolandscape.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о