Поляризационные фильтры – Поляризационные фильтры: как они работают и для чего нужны

Как работает поляризационный фильтр | Про Фото

Поляризационные фильтры для фотографии бывают двух типов: с круговой поляризацией и с линейной. Если вам лень читать много текста без картинок, то брать надо фильтр с круговой поляризацией. Но если вы заснуть не можете, не разобравшись почему,  то читаем дальше.

Для начала немного теории.

Поляризация – это характеристика света. Если свет представить в виде электромагнитной волны, то поляризация определяет направление поперечных колебаний. Свет, который попадает к вам в объектив в основном неполяризованный, то есть, у него нет чётко определённого направления поперечных колебаний.

Невооружённым взглядом поляризацию увидеть нельзя, но её можно увидеть через поляризационный фильтр, который чувствителен к этим поперечным колебаниям.

Задача фильтра – пропустить одни направления и заблокировать другие. Отражаясь от неметаллических поверхностей, свет поляризуется вполне определённым образом, поэтому фильтр позволяет нам контролировать такой свет, как это уже описывалось в рассказе про поляризационный фильтр. Вот почему эффект от поляризационного фильтра нельзя повторить в фотошопе, можно его лишь приблизительно имитировать.

Линейная поляризация (Linear polarization). Линейные фильтры выполняют одну очень простую функцию – они пропускают только свет с поляризацией в одной плоскости. Фильтр можно поворачивать, выбирая плоскость, с поляризацией в которой свет будет проходить. То есть, на выходе линейного фильтра всегда линейно поляризованный свет:

Это очень простые и недорогие фильтры, но для современных зеркальных камер они не подходят. Они отлично подойдут к древним неавтофокусным камерам без автоматического замера экспозиции, а так же к мыльницам.

Дело в том, что в зеркальных камерах есть полупрозрачная поверхность, которая направляет приблизительно 2/3 света прямо вам в правый глаз, а оставшаяся 1/3 проходит насквозь и попадает на ту самую штуку (RGB-sensor), которая отвечает за зоны автофокуса, матричный замер экспозиции и учитывает цвет и дистанцию до объекта (Кэнон этого до сих пор сделать не может, он видит только чёрно-белое). Это позволяет камере видеть примерно то же, что и вы, поэтому она так хорошо знает, какие вам нужны настройки в автоматическом режиме. Так что всего в камере два сенсора: один получает картинку, другой управляет настройками. Вот такой RGB-сенсор, к примеру, в Nikon D7000:

Так вот, эта полупрозрачная поверхность чувствительна к поляризации, а это означает, что количество света, попадающее на RGB-сенсор будет отличаться, в зависимости от ориентации фильтра, что приведёт к ошибкам в оценке экспозиции и иногда к некорректной работе автофокуса.

Кроме того, могут быть и другие элементы, чувствительные к поляризации, например, некоторые линзы в объективе. Поэтому, лучше всего посмотреть в инструкции, какие типы поляризационных фильтров подходят к вашей камере. Чтобы сэкономить вам время, скажу, что всем современным зеркальным камерам подходит только фильтр с круговой поляризацией.

Круговая поляризация (Circular polarization). Бытует ошибочное мнение, что фильтр с круговой поляризацией пропускает только свет, поляризованный по кругу. Так думают только те, кто не читает наши статьи. Однако, наши внимательные читатели (при слове “внимательные” все сразу вспоминают заглавную картинку) в курсе, что всё совсем наоборот. Смысл кругового поляризационного фильтра в том, что из любой поляризации он делает круговую. Это означает, что такой фильтр подходит ко всем камерам, и старым в том числе, позволяет корректно определять экспозицию и не мешает автофокусу работать.

Фильтр с круговой поляризацией сложнее линейного, поэтому дороже. С внешней стороны стоит обычный линейный фильтр, а с внутренней приклеена четвертьволновая пластинка, которая позволяет линейную поляризацию превращать в круговую. Углубляться в физику больше не будем, но если интересно, то четвертьволновая пластина – это специальный материал с двойным преломлением. Типичный пример такого материала – кальцит, а точнее, исландский шпат. Ну вот, мы уже в одном шаге от квантовой механики, хотя сайт про фотографию.

Теперь переходим к практике.

Как определить, с какой поляризацией у вас фильтр? Даже если на фильтре нет никаких надписей, сделать это очень просто. Подходите к зеркалу, включаете свет, хотя, лучше в обратной последовательности, так дешевле. Смотрите в фильтр, как в монокль. Внешняя сторона со стороны глаза, внутренняя со стороны зеркала. Если фильтр в отражении непрозрачный, превратился в чёрный круг, значит это фильтр с круговой поляризацией. Если фильтр в отражении прозрачный, значит либо вы его повернули не той стороной, либо это линейный фильтр.

Как понять, требуется ли вашей камере круговой фильтр, либо сойдёт дедовский линейный, так как предыдущие абзацы вы пропустили? Включите камеру, включите какой-нибудь искусственный свет (обычная лампа накаливания подойдёт), поднесите фильтр к объективу, наведитесь на что-нибудь неблестящее, например, на стену. Покрутите фильтр. Если экспозиция меняется (увеличивается ИСО, выдержка или диафрагма), значит фильтр не подходит к вашей камере. Фильтр с круговой поляризацией можно не крутить, но если интересно, то попробуйте, там ничего меняться не будет. Тут есть нюанс, камера должна уметь чувствовать разницу в экспозиции 1/3 или 1/2 стопа. Если минимальный шаг – 1 стоп, то разницу можно не заметить. В Никонах минимальный шаг обычно устанавливается в Custom Settings Menu, а именно, b3 (по крайней мере, на D700).

Можно ли использовать фильтр с линейной поляризацией, хотя нужен с круговой? Можно. Только вы должны учесть, что в зависимости от ориентации фильтра, ваш экспозамер будет с ошибкой. Проверяйте результат на экране и ничего не бойтесь.

Какой фильтр купить, с круговой поляризацией или с линейной? Покупать надо только с круговой поляризацией, потому что такие фильтры превосходно работают на любых камерах.

Какой производитель фильтров лучше? Не знаю. Я пробовал разные фильтры, они все примерно одинаковые. Лично у меня немецкий фильтр B+W.

Кстати, распространнённый советский поляризационный фильтр ПФ-52 с линейной поляризацией. Немного неудобно, но пользоваться можно.

Расскажите про ваш поляризационный фильтр в комментариях, другим читателям это поможет определиться с выбором.

На фотокурсах вам про поляризацию не расскажут 🙂

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект «Про Фото», это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

Денис

review.lospopadosos.com

Поляризационный фильтр

Некоторым фотографиям недостаёт насыщенности цвета и контрастности, они выглядят слегка «пресными». Причина заключается в отражении света от поверхностей. Свет «отскакивает» от снимаемого объекта, создавая блики.

Они могут быть настолько сильными, например, при съёмке водной глади или влажных поверхностей, что происходит потеря деталей в светлых частях изображения.

Снимок, сделанный без применения поляризационного фильтра

Нежелательные блики или поляризованный свет могут создать проблему при съёмке других объектов – они выглядят блеклыми. К таким объектам относятся листва и голубое небо.

Но есть хорошие новости! Проблема быстро и легко решается, если присоединить к объективу поляризационный фильтр. Он восстановит детали в бликах и поможет цветам на вашей фотографии «зазвенеть». Далее мы расскажем, что вам нужно для этого сделать.

Какими они бывают

Поляризационные фильтры различаются форматами и размерами. Одни представляют собой цельную желатиновую пластину, которая устанавливается перед передней линзой объектива с помощью специального держателя. Другие, круглые фильтры, навинчиваются на соответствующую резьбу непосредственно перед передней линзой объектива. Оба типа фильтров работают одинаково и позволяют получить одинаковые результаты.

Как они действуют

Поляризационные фильтры задерживают нежелательные световые лучи, отражённые от неметаллических поверхностей. Степень «восстановления» бликующей поверхности зависит от угла падения отражённых световых лучей на плоскость поляризационного фильтра. Лучше всего он работает, когда его плоскость располагается к поверхности отражения под углом в 35 градусов.

Как их использовать

Начните компоновать кадр как обычно. Затем вращайте внешнее кольцо поляризационного фильтра до тех пор, пока не увидите в видоискателе, как блики уменьшатся до минимума или исчезнут вовсе. Существует оптимальное положение, при котором поляризация наиболее сильная. Найдите его, вращая кольцо, чтобы достичь максимального эффекта.

  • Прим. переводчика – существуют два вида поляризационных фильтров: циркулярный и линейный. Первый обозначается аббревиатурами «PL Cir» или «CPL», второй – «PL». Линейные поляризационные фильтры (PL) для современных цифровых и плёночных фотоаппаратов обычно не подходят. Потому что они могут мешать нормальной работе системы экспозамера и/или системы автофокусировки.

Автор статьи: J. Meyer

photo-monster.ru

Что такое поляризационный фильтр (CPL) и для чего он нужен

Круговой поляризационный фильтр (circular polarizer, CPL) является одним из важнейших фильтров в арсенале фотографа-пейзажиста: он позволяет отсекать лишний поляризованный свет, увеличивая цветовую насыщенность сцены и подавляя нежелательные отражения, и его эффект невозможно воспроизвести при цифровой обработке фото.

polarizacioniy_filtr_4

Чтобы не углубляться в дебри физики света, для начала примем на веру, что свет поляризуется, отражаясь от неметаллических поверхностей. Самыми очевидными примерами подобного отражённого света являются блики и отражения на поверхности воды и стекла. Круговой поляризационный фильтр (о линейных говорить не будем, они используются в фотографии достаточно редко) позволяет отфильтровать прямые отражения солнечного света под определёнными углами. Угол фильтрации при этом контролируется вращением его переднего элемента (задний — навинчивается на резьбу для фильтров на объективе), а сила эффекта — положением камеры относительно солнца.

polarizacioniy_filtr_1

Таким образом, поляризационный фильтр подавляет блики и отражения, позволяя естественным образом увеличить насыщенность цветов на снимке. В наибольшей степени этот эффект проявляется на небе — оно становится более насыщенным, и на нём гораздо лучше видно облака.

Чтобы увидеть, в каком направлении снимать, чтобы достигнуть максимального эффекта можно применять «правило большого пальца»: направьте указательный палец на солнце, оттопырив большой; для достижения максимального эффекта нужно снимать в любом направлении, в котором указывает большой палец, если вращать кисть вокруг оси, образованной указательным пальцем. В конечном счёте, получается, что максимально эффективным поляризационный фильтр становится в случае, когда солнце находится сбоку камеры.

polarizacioniy_filtr_2

Использование поляризационных фильтров даёт ряд преимуществ, но они имеют свою цену.

  • Увеличивается насыщенность цветов как следствие снижения количества прямых отражений света. Этот эффект — первое, что бросается в глаза. Насыщенность, однако далеко не всегда увеличивается равномерно по всему снимку. Величина эффекта зависит от положения объекта съёмки относительно солнца, а также его отражающей способности — чем она выше, тем больше увеличится насыщенность цвета. К тому же, эффект поляризационного фильтра больше заметен в ясную солнечную погоду, чем в пасмурную. Могут также возникать проблемы с равномерностью эффекта при использовании со сверхширокоугольными объективами с фокусным расстоянием меньше 28 мм и при съемках панорам;
  • Поляризационный фильтр — незаменимый инструмент для подавления отражений. Он позволяет гораздо чётче очертить влажные объекты или те, которые находятся под водой. Эта способность также делает его полезным при съёмке объектов, находящихся за стеклом – в витринах, за окнами, и пр.

polarizacioniy_filtr_primer2

polarizacioniy_filtr_primer1

 

  • Он упрощает съёмку сюжетов с широким динамическим диапазоном, позволяя более-менее уравновесить, к примеру, яркое небо и тёмную листву;
  • При использовании в частности на длиннофокусных объективах является хорошим вариантом для борьбы с дымкой и увеличения контрастности снимка. Однако, если предмет съёмки сам по себе обладает высокой отражающей способностью его контрастность с очень большой вероятностью уменьшится.
  • Высококачественный фильтр позволит вывести вашу пейзажную фотографию на новый уровень и действительно добавить глубины снимкам. С другой стороны, дешёвые низкокачественные фильтры скорее всего будут дополнительно снижать контрастность и резкость снимка и ловить солнечные блики. Также, с широкоугольными объективами скорее всего придётся использовать поляризационные фильтры с тонкой оправой для избегания эффекта виньетирования;

polarik5

polarik4

  • Поляризационный фильтр отсекает лишние отражения, что означает потерю в свете, и довольно значительную – в два с небольшим стопа в среднем. Это делает поляризационные фильтры бесполезными при съёмке в условиях слабого освещения, работе на спортивных мероприятиях. В то же время поляризационных фильтр является неплохой заменой нейтрально-серому фильтру низкой плотности, если того требуют обстоятельства. К тому же, их можно использовать в комбинации с нейтральными фильтрами, если это необходимо.
  • Сейчас на рынке предлагается богатый ассортимент круговых поляризационных фильтров различного качества, доступных в очень широком ценовом диапазоне — цены варьируются в зависимости от диаметра резьбы объектива и производителя. Есть достойного качества решения по доступной цене, например фильтры фирмы Phottix.

Очевидно, что круговой поляризационный фильтр — беспроигрышный вариант, если вы хотите улучшить качество ваших пейзажей. Однако, это один из самых дорогих видов фильтров, которые вы найдёте на рынке, и это обосновано. Это одно из тех «стёклышек», которое подчиняется принципу выбора объектива — лучше инвестировать в хороший продукт с самого начала и с удовольствием им пользоваться годами, а то и десятилетиями при правильном уходе. Есть, однако, и вариант экономии: одного фильтра большого диаметра с комплектом переходных колец будет достаточно для использования со всеми вашими объективами — особой нужды тратиться на фильтр для каждого объектива нет.

polar_filtr

20130428-002132

1410381363_cpl-filter

kontrast

4397150703_fa71b203e3_b

Купить поляризационные фильтры различных диаметров и производителей можно в магазине Strobist.

 

strobist.ua

Зачем нужен поляризационный фильтр

Я думаю, что многие не раз видели очень яркие и контрастные снимки, на которых небо имеет густой темно-синий оттенок или фотографии, где отчетливо видно то, что находятся в глубине стеклянной витрины, но при этом нет отражений на ее поверхности. И тот и другой эффект достигается при помощи поляризационного фильтра. В основном его используют как раз для удаления бликов и отражений на воде или стекле, а усиление контраста цветов на солнце — это скорее побочный результат, который, тем не менее весьма успешно используется многими фотографами.

Кроме этого фильтр можно применять для увеличения выдержки, например, чтобы сделать течение воды более плавным. Конечно он дает менее выраженный эффект, чем нейтральные серые фильтры, но одну ступень вполне можно выиграть.

Принцип действия поляризационного фильтра

Поляризационный фильтр выглядит как обычный светофильтр серого цвета, но имеет заметное отличие — он состоит как бы из двух частей. Пользоваться им очень просто: после навинчивания на объектив, внешняя часть остается подвижной и может куртиться. Фотографу остается лишь подобрать положение, когда ненужная часть поляризованных лучей будет отсечена. Проверить фильтр очень просто, достаточно направить его на работающий монитор и покрутить, в какой-то момент изображение на экране исчезнет.

Поляризационный фильтр Marumi

При выборе светофильтра, стоит обратить внимание на то, что дешевые варианты часто искажают баланс белого и восстановить естественные цвета на фотографиях, сделанных с их помощью, может оказаться весьма непросто. Поэтому перед покупкой желательно проверить взаимодействие выбранной модели и фотаппарата.

Применение светофильтра

Как я уже писал выше, основное предназначение поляризационных фильтров — убирать блики и отражения с различных поверхностей.

Слева фотография без фильтра, справа с поляризатором

Светофильтр хорошо работает с водой и стеклом, на блики же с металлических предметов и конструкций его применение практически не влияет. Исходя из механизма действия, такой фильтр незаменим, когда нужно убрать отражение со стеклянных поверхностей, например витрины или окна.

Вторым интересным эффектом от применения поляризатора является усиление контраста и насыщености цветов на фотографии, сделанной при ярком солнце.

При обработке этой фотографии не применялась какая-то специальная методика, и все цвета обусловлены использование поляризационного фильтра.

Побочные эффекты от применения светофильтра

Так как часть светового потока не проходит через фильтр, общая освещенность снимаемой сцены падает, что приводит к увеличению выдержки, иногда весьма существенному. При ярком солнечном свете это не так критично, а при прочих условиях съемки может привести к невозможности работы без штатива.

Этот же эффект может играть и положительную роль, если вы хотите увеличить выдержку, например, чтобы сделать более мягкими струи воды при съемке фонтанов.

Еще одним негативным эффектом от применения, может стать неоднородность цветов при съемке панорам. Это связано с тем, что перемещая камеру мы меняем плоскость поляризации и, как следствие, при этом изменяются цвета.Обойти этот эффект, увы, почти невозможно.

Кроме этого, если на объективе уже стоит какой-то фильтр, например защитный, при установке еще одного, могут появляться паразитные блики и затененные области на фотографии. Об этом следует помнить, и при применении поляризационного, желательно не использовать другие светофильтры.

В целом, все описанные побочные эффекты, не мешают поляризационному фильтру быть одним из самых простых в использовании и востребованных светофильтров и получать с его помощью интересные результаты на фотографии.

Мне нравится!

www.xela.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *