Художественная обработка – Делаем художественную ретушь портрета в Фотошоп

Содержание

7 способов художественной обработки кожи

В стародавние времена жил в Киеве богатырь Никита. Кожи мял да дубил, потому и прозвище дали ему Кожемяка. Никто с ним силой сравниться не мог. Одолел в честном бою Никита даже трехглавого змея, что повадился губить прекрасных киевлянок. За подвиг никаких наград не захотел, а попросился обратно к себе домой кожи мять, потому как работа всех даров милее. Совсем не случайно назвал народ славного богатыря именно кожевенных дел мастером, потому как уже в те далекие времена кожемяки были в особом почете. А из кожи, каких только изделий не делали.

Кожевничество в России процветало уже в 6–7-м веках ,а в 1872 году в России насчитывалось уже 12939 кожевенных предприятий

Мы знаем что первой одеждой древнего человека были шкуры диких животных, а значительно позже люди научились изготовлять себе одежду из других натуральных и искусственных материалов. Наверное их можно назвать кожзаменителями? Однако все эти материалы только эмитируют некоторые свойства кожи, и ни один из них не заменит ее полностью

Итак, Художественная обработка кожи — что это?

Сама по себе кожа — материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Изначально ни о какой «художественной» обработке не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшие одежды из шкур заменяются (у народов не знавших ткачества) одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы — гравировка и аппликация. Но даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта — ремни, сумки, обувь, доспехи (а с открытием бронзы — поддоспешные рубахи) кажется, что они были всегда и у всех народов.

Существует три основных этапа превращения шкуры животного в кожу. В результате подготовительных операций — свежевания и очистки — дерма превращается в недубленый полуфабрикат – голье, обладающее микроструктурой и химическими свойствами необходимыми для производства конкретного вида кож. За тем, при дублении закрепляется структура голья. Отделочные операции проводятся для придания дубленому полуфабрикату необходимых свойств (гигиенических, технологических, физических и проч.) и заданного внешнего вида.

Приемы выделки кожи у разных народов отличались. Для предохранения шкуры животного от гниения и разрушения применялись разные способы дубления. Один из самых древних – выдерживание шкуры в дыму сжигаемых растений (альдегидное дубление). Кочевники смазывали шкуры жиром и мозгом животного, а индейцы втирали в кожу смесь из яиц и жира. Затем кожу отмывали в проточной воде и разминали гладкими камнями округлой формы. Это приемы жирового дубления. В Индии и у народов Севера, для дубления кожи использовали отвары и настои из веток и листьев растений – это пример растительного дубления. В Азии применялся способ квасцового дубления с использованием смеси муки, соли, яичного желтка и алюминиевых квасцов.

Что касается технических приёмов художественной обработки кожи, то их великое множество. Среди основных — тиснение, перфорация, плетение, пирография, гравировка, аппликация, интарсия.

1. ТИСНЕНИЕ

7 способов художественной обработки кожи, фото № 1Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении худо-жественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы. Другой способ – тиснение с наполнением – вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем «обжимают» по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор. Термо-тиснение – выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

2. ПЕРФОРАЦИЯ

7 способов художественной обработки кожи, фото № 2

Перфорация или высечка – один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т.д.).

3. ПЛЕТЕНИЕ

7 способов художественной обработки кожи, фото № 3

Кто не знает, что такое «косичка» сплетенная из трех кожаных шнурков? Такой «косичкой» украшают одежду, шкатулки, её используют в качестве завязок, шнурка для подвесок и т.д. А если это «косичка» из четырех или шести шнурков? Это уже браслет. А если из двенадцати? Да плюс изящная пряжка? Да плюс узорные накладки? Замечательный получается ремень! А если использовать особое «круглое» плетение (т.е. когда коса имеет круглое сечение и не имеет оборотной стороны) то получится классическая ногайка. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение превращается в оплетку края (применяется для отделки одежды, обуви, сумок).

4. ПИРОГРАФИЯ

7 способов художественной обработки кожи, фото № 4

Пирография (выжигание) – прием новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (известно в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

5. ГРАВИРОВКА

7 способов художественной обработки кожи, фото № 5

Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже – юфть). Делается это так – на лицевую поверхность размоченной кожи, с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою четкость, а линии – толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

6. АППЛИКАЦИЯ

7 способов художественной обработки кожи, фото № 6

В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлест».

7. ИНТАРСИЯ

7 способов художественной обработки кожи, фото № 7По сути, тоже, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Прием очень древний. Пифагор упоминает о выполненных подобным образом таблицах, применявшихся в обрядах Пирамид. Другой пример – созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII-XII вв.), так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои, охватив всю Европу, продержалась более трехсот лет. Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. При работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи (опоек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на доске – тяжелые (шора, чепрак). Для достижения надлежащего качества, по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам, из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения). Кожа стерпит всё, кроме одного – скуки…

Но из кожи можно делать ювелирные украшения в разных стилях от готики до хай-тека. И сочетать её можно почти с любыми материалами – деревом, керамикой, металлами, самоцветами, перламутром и т.д. Коже можно придать свойства других декоративных материалов – дерева, керамики, текстиля, или подчеркнуть ее собственные выразительные особенности в ювелирном изделии полностью выполненном из кожевенных материалов. Кожа многолика, и украшения из нее могут быть как предельно «светскими», так и абсолютно демократичными.

***

В старину из кожи делали сосуды для воды и вина, помещая внутрь кожаного мешка выделанный бычий пузырь или овечий желудок. Во Франции кожаные мешки для перевозки вина назывались «бутье» (отсюда, полагают, идет слово «бутыль»). Если верить фольклору и письменным источникам, сосуды для вина, тщательно сделанные из козьих и других шкур, в свое время не были чем-то из ряда вон выходящим. Такие сосуды известны у народов всего мира. С появлением стеклянных бутылей в Западной Европе, из кожи стали делать футляры для походных фляг. Кроме того, кожу, наряду с берестой, часто использовали для ремонта керамической утвари (подобная технология известна у славян, скандинавов и народов Севера).

Спасибо вам за то, что уделили внимание статье! Оставляйте комментарии, добавляйте в Избранное, ставьте Нравится!!

www.livemaster.ru

Виды художественной обработки металла

Художественная обработка металла – древнее мастерство, которое продолжает оставаться на плаву, невзирая на прогресс, полную автоматизацию производства, уменьшение доли ручного труда, и значительное снижения стоимости готовой продукции.

Виды и особенности металлов

Залог удачно проделанной работы — знание особенностей и качеств материала, его технологических и рабочих свойств. Так, при работе с металлами используется как чистое, без дополнительных примесей сырье, так и различные сплавы. Попадающие в производство материалы делятся на две основные группы:

  • черные;
  • цветные.

Виды металлов

Основные виды используемых материалов:

  • Углеродистая сталь — упругий металл со способностью к закаливанию. Сталь хорошо куется и режется, и производится как сортовой продукт. При изготовлении изделий из стали методом художественной обработки, используются сорта У8 и У10.
  • Медь — мягкий, поддающийся ковке, красноватый материал, легко обрабатывается, но несколько вязок. Медь хорошо паяется, проводит электричество и тепло, и часто используется для производства художественных изделий.
  • Бронза — соединение меди и олова. Применение бронзы практикуется в литье и инкрустации.
  • Латунь — сплав цинка и меди, более твердый и менее ковкий материал, чем медь. Латунь легко обрабатывается, и пригодна для инкрустации и чеканки.
  • Цинк — белый с синеватым оттенком металл. Материал плохо куется, но удобен для паяния и несложен в обработке. Цинк часто используется при гравировке и в литье.
  • Олово — мягкий, белый материал. Олово используется для лужения и инкрустации, и входит в множество сплавов.
  • Алюминий — легкий, хорошо поддающийся обработке материал.
  • Свинец — мягкий, плохо окисляющийся металл, часто используется для литья. Оксид свинца чрезвычайно ядовит.
  • Серебро. Вне сплавов, используется редко из-за излишней мягкости, поэтому в готовых изделиях, чаще всего, присутствует сплав серебра и меди. Также серебро применяется при проведении инкрустационных работ.

Художественная обработка металла

Характерные особенности металлов

Качества, которые присущи металлам:

  • Хрупкость материала — качество противоположное пластичности, что на практике означает способность к быстрому саморазрушению, при внешнем механическом воздействии. Так, перекаленная сталь, чугун и бронза легко раскалывается на куски.
  • Упругость — особенность, означающая восстановление формы и объема, при прекращении внешнего воздействия. В наибольшей мере данные свойства присущи отдельным сортам стали.
  • Плавкость — способность металла переходить в жидкое состояние при нагревании. Плавкость широко используется как в промышленном, так и кустарном производстве изделий из металла.

Операции по обработке металла

Обработка металла — механическое воздействие, позволяющее изменить физическое состояние материала. Главная цель обработки — производство необходимых в повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши или произведений искусства.

Художественная обработка, в отличие от промышленного производства металлических изделий — мастерство изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое, творческое начало в человеке. В процессе производства изготавливается продукция, обладающая изысканностью, выразительностью и художественной ценностью.

Художественная обработка

Исскуство из металла

Видами художественной обработки металлов принято считать:

  • литье;
  • ковку;
  • чеканку;
  • металлопластику;
  • гравировку;
  • травление;
  • филигрань;
  • эмалирование.

Литье — древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью металла, качеством, возникающим при термическом воздействии на материал. Полученный, в результате плавления, жидкий материал, разливается в нужные, заранее заготовленные формы. После охлаждения, отливки используют, как готовую продукцию, или как составную часть основного изделия.

Форму для отлива готовят до начала основных работ. Если выливаемый продукт обладает сложной конструкцией, готовят несколько форм, а полученные в результате отлива детали соединяют между собой.

Литье в песчаные формы

Литье подразделяют:

  • по металлу отлива — чугун, медь, серебро или золото.
  • по устройству и материалу форм. Временные формы — песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из воска, гипса или металла.
  • по методу литья: центробежное, под давлением, стандартное.

Плавится металл в особых печах. Поскольку температура плавления у разных материалов отличается, при отсутствии механизма фиксации температуры, необходим визуальный контроль над процессом. После плавления металл разливают по формам, дают заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

Как осуществляется ковка металлических изделий

Ковка — древний метод обработки металла. Суть процесса — придание заготовке нужной формы при помощи ударов молота. Под ударами молота деталь деформируется и постепенно принимает желаемую форму.

Свойство металла, обеспечивающее «правильную» деформацию, без трещин и разрывов, называется ковкостью. Ковкость, в большинстве случаев, присуща драгоценным металлам, обладающим пластичностью и вязкостью.

Ковка металла

Ковка металла

Особенности холодной ковки

История художественной обработки металла сообщает о методе «холодной ковки», повсеместно использовавшемся в Киевской Руси. Посредством «холодной ковки», мастера по золоту, выковывали из слитков драгметалла чаши, ковши и т. д.

Задача кузнеца, на первом этапе работ, состояла в уплотнении изделия под ударами молота. На втором — обработанный металл подвергался отжигу, шлифовки и т. д. В наше время данный способ используется только в ювелирном деле.

Разновидностью холодной ковки считается дифовка, что означает художественную обработку листового металла толщиной до 2 мм. Данный метод применялся, в Древней Греции, величайшим скульпторам античной эпохи Фидием, создававшим золотые одежды для статуй богов.

Как осуществляется чеканка

Чеканка — создание рельефного изображения, на тонком листовом металле, при помощи молотка и специального стержня. Ударяя «разгонным» молотком по стержню, чеканщик оставляет следы на листе и постепенно придает ему объемный вид. Используя короткие и частые удары, мастер выстукивает металл до получения нужной формы. После чего, предварительный этап считается законченным и начинается, непосредственно, процесс чеканки или выбивка декора.

Как осуществляется чеканка

Схема чеканки металла

Для выбивки декора используют стержни — чеканы определенного профиля. Наиболее ценными считаются изделия, изготовленные из цельного куска заготовки.

Чеканка по твердой модели — метод, применявшийся в древности для выделки фигур. Тонкий лист, из драгоценного металла, «разгоняли» по железной модели, а затем снимали получившийся рисунок.

Виды работ по чеканке

Художественная чеканка по металлу делится на два вида работ, качественно отличающихся друг от друга:

  • чеканка по листу;
  • чеканка по литью (оброну).

Чеканка по листу — это создание нового произведения, при помощи специальных инструментов.

Второй случай — доведение до нужного уровня заранее отлитой, или вырезанной методом оброна, формы. Чеканка литья применяется для придания форме четкости и ясности. Подвергаются подобной чеканке отливки, полученные в земляных формах.

Чеканка на высшем уровне

Особенности металлопластики

Металлопластика — метод художественной обработки металла, отдаленно напоминающий чеканку, однако, имеющий ряд существенных отличий.

Для данного способа характерно:

  • тонкие, не более 0,5 мм листы металла, по сути, являющиеся фольгой.
  • использование скульптурных стеков как рабочих инструментов.
  • особенности процесса обработки более похожи на лепку, с ее плавностью линий и движений.

Технология производства:

  • Первый этап работы — отжиг изделия и охлаждение.
  • Затем предварительно созданный рисунок, на прозрачной бумаге, прикладывают к фольге и обводят специальным приспособлением, до тех пор, пока рельеф не отобразится на поверхности.
  • Процедура продолжается до получения нужного результата.
Отжиг

Отжиг

Как осуществляется гравировка

Гравировка — популярный и распространенный метод обработки изделий, предполагающий нанесение рисунка или рельефа на заготовку. Рисунок наносится специальным инструментом — резцом.

Гравировка делится на два вида:

  • плоскостную;
  • обронную.

Плоскостная гравировка означает финальную стадию декорирования предмета. Это нанесение контурного рисунка, узоров, тонов, надписей.

Обронная гравировка подразумевает нанесение рельефного рисунка, то есть речь идет о работе в трехмерном пространстве.

Травление кислотой или щелочью

Травление считается разновидностью гравировки. Техника данного метода состоит в покрытии металлического изделия воском, и нанесении рисунка на покрытую воском поверхность. Далее, следует помещение заготовки в кислоту или щелочь, где происходит протравливание изображения и, соответственно, потускнение остальной поверхности.

Для каких изделий применяется филигрань

Филигрань — оригинальный способ обработки металла, применяющийся в ювелирном деле. Изготовление филигранных изделий — исключительно ручная работа, выполняемая специальными инструментами.

Существует множество разновидностей филигранной техники, таких как:

  • напайная;
  • рельефная;
  • напайная с эмалью;
  • ажурная;
  • рельефная;
  • объемная.

Тиражирование изделий из филиграни происходит методом литья и гальванопластики. Использование штампов допускается только для воспроизведения фоновой филиграни.

Художественное эмалирование

Эмалирование — это взаимопроникновение двух различных структур — металла и стекла. В результате процесса изделие остается таким же прочным, но приобретает блеск и стойкость к химическим веществам.

Процесс эмалирования

Художественное эмалирование — недорогой и быстрый способ цветового обогащения изделия из металла. Материалом для эмалирования, чаще всего, служит медь и драгоценные металлы. Так производят вазы, бижутерию, картины.

Сама по себе эмаль — это нанесенный на металл тонкий, расплавленный слой массы, обладающей физическими свойствами стекла. Производят эмаль, подвергая термической обработке легкоплавкое стекло.

Художественные эмали делятся на:

  • прозрачные;
  • фондон;
  • непрозрачные;
  • опаловые.

Эмаль производится в промышленных масштабах в виде плиток или порошка, и имеет соответствующую, цветовую маркировку. Однако, окончательный цвет изделия, определяется характером обжига и качественными показателями металла, его реакцией на эмаль при обработке.

Декоративная отделка

Декоративная отделка изделий включает определенный набор характеристик элементов художественной обработки, таких как:

  • Матирование. Матированной считается отличная от полированной декорированная поверхность изделия.
  • Чернение. Сплав из серебра, меди, свинца и серы — чернь, накладывают на заготовку, с предварительно выгравированным рисунком. Поверхность заготовки, не подвергающаяся чернению, должна быть отполированной и не иметь дефектов.
  • Оксидирование. Серебряные или посеребренные изделия подвергают оксидированию химическим или электрохимическим методом. Бесцветное оксидирование происходит при контакте с растворами или электролитами, в состав которых входит двухромовокислый калий. При цветном оксидировании изделиям придаются различные оттенки. Прошедшую процедуру продукцию, для придания блеска, полируют мягкими щетками.

В каких случаях применяется гальваническое покрытие

Гальваническое покрытие — тончайшая металлическая пленка, наносимая на поверхность предметов, для увеличения их износостойкости, прочности, долговечности.

Гальваническое покрытие широко используется и в ювелирной промышленности, где материалами для него служат редкие и драгоценные металлы: золото, серебро, родий.

Видео: Ковка и штамповка

promzn.ru

Приемы художественной обработки металлов

Современный интерьер трудно представить без предметов декора, выполненных из металла. Это чеканные картины и литые скульптуры, кованные изделия и украшенные инкрустацией предметы. 

Над изготовлением металлических изделий работают мастера, которые используют все многообразие приемов обработки металлов. На сегодняшний день существует несколько основных способов художественной обработки металлов, среди которых можно назвать следующие:

  • Чеканка ( выколотка) — представляет собой особый способ обработки металлов надавливанием и нажатием специальными инструментами, имеющими концы различного размера и формы. Как правило, эти инструменты имеют вид металлических стержней с разными выступами — боями.

Чеканное изображение может получиться плоскорельефным, рельефным или объемным. Чеканка на металле выполняется двумя основными способами: выколачивается на готовой матрице и на смоляных резиновых, свинцовых или деревянных подушках киянкой или круглым молотком.

Второй способ заключается в надавливании и нажатии специальными стержнями — боями, которые называются пуасонами и чеканами.

 

Чеканка на металле

 

  • Канфарение — одна из разновидностей пуасонной чеканки, в процессе изготовления которой изображение наносится способом выколачивания зернистой фактуры на поверхности металлического листа или изделия из металла.

 

Канфарение

 

  • Инкрустация ( насечка) — используется для украшения изделий изображениями или  орнаментами, выполненными из различных видов материалов: драгоценных металлов ( золота и серебра), цветных металлов ( бронзы, меди, олова) на поверхности из дерева, кости, рога, янтаря или перламутра.

 

Броши — инкрустация в технике дамаскин.

 

В процессе выполнения насечки рисунок наносится на поверхность изделия с помощью штихелей, которыми делаются углубления. Далее изготавливают отдельные детали для инкрустирования и вставляют их в заранее определенные места.

 

Инкрустация по металлу

 

  • Скань — один из особых видов художественной обработки металлов, в процессе которого мастер скручивает тонкие проволочки или металлические нити = так называемую веревочку. Далее отдельные фрагменты соединяют друг с другом способом пайки. Прием  изготовления изделий, в которых узор из скани набран на металлическую основу, называется филигранью.

 

Филигрань

 

Скань может быть как скрученной из отдельных металлических нитей, так и гладкой проволочки, которой посредством вальцовки придают плоскую форму. Чаще всего скань делают из меди или серебра, гораздо реже применяют золото в виду его высокой стоимости.

 

Скань

 

  • Эмаль ( финифть) — специальное стеклообразное цветное покрытие, которое наносится на металлическую поверхность в холодном или горячем виде. При холодном способе изготовления эмали краски наносят с помощью кисточки или специального распылителя и оставляют до полного высыхания.

 

Комплект украшений выполнен в технике финифть

 

На горячие эмали рисунок наносится пастой с помощью шпателя. Далее изделия просушивают, а затем подвергают процедуре обжига. Это позволяет придать эмалевому покрытию гладкость, блеск и прочность.

 

Комплект «Метелица» ( финифть)

 

Эмали различаются по уровню светопроницаемости: они могут быть прозрачными, полупрозрачными и глухими, то есть окрашенными в чистые однотонные цвета.

 

Живопись по эмали

 

  • Выемчатая эмаль — вид художественной обработки металлических изделий, в процессе которой растолченная в порошок эмаль смешивается с водой и этой пластичной массой заполняются фигурные выемки и углубления, нанесенные на поверхность металла.

Далее изделие обжигается при высокой температуре, а затем затвердевшую эмаль шлифуют до тех пор, пока ее слой не сравняется с уровнем поверхности металла. Таким образом получаются изделия удивительной красоты, выемки и узоры на которых заполнены участками цветной эмали.

 

Выемчатая эмаль

 

  • Эмаль по скани — внутренние ячейки орнаментов, образованных переплетением проволочек или металлических нитей, заполняют эмалевой массой различных цветов. После обжига образуется твердая и гладкая поверхность эмали, на которой выделяется рельефный контур из скани.

 

Эмаль по скани

 

  • Перегородчатая эмаль — на металлическом основании — пластине со слегка загнутыми краями припаивают тонкие перегородки из металлической проволоки. Затем контурные ячейки. образующие узоры или рисунки, заполняют эмалевой массой разных цветов.

После процесса обжига и тщательного шлифования пластины получается цветное изображение, ограниченное узкими полосками металлических перегородок, которые находятся в одной плоскости с эмалевой поверхностью.

Для изготовления изделий в технике перегородчатой эмали чаще всего применялось золото, в результате чего получались удивительно красивые и роскошные украшения и дорогостоящие предметы декора интерьера.

 

Перегородчатая эмаль

 

  • Ажурная эмаль — с помощью лобзика из металлического листа выпиливают ажурные элементы. Далее шабером тщательно зачищают места пропилов и выполняют набор сканного ажура. Данная техника имеет также другие названия — оконная или витражная эмаль.

 

Ажурная ( витражная) эмаль

 

Затем ячейки и промежутки между перегородками заполняются прозрачной, слабо окрашенной эмалью. Прозрачной, чистой эмалью покрывают и изображения, выгравированные на металле. В результате обжига эмаль образует на поверхности металлического изделия красивую прозрачную пленку.

 

Ажурная эмаль

 

  • Эмаль по рельефу — на чеканную металлическую поверхность наносят мелкую гравировку, которая помогает закрепить эмаль. Далее изделие покрывают слоем эмали и обжигают.

 

Выемчатая лиможская эмаль ( эмаль по рельефу).

 

  • Роспись по эмали — изображение наносят на глухую эмаль различных цветов. Для росписи портретов, создания сюжетных композиций и изготовления орнаментов применяют живописную эмаль или специальные красители для керамики. Краски смешиваются с маслянистыми веществами — лавандовым маслом или скипидаром. В процессе повторного обжига роспись закрепляется, а положенные краски сливаются с грунтом. Благодаря этому получается красочное многоцветное изображение.

 

Роспись по эмали ( финифть).

 

  • Чернь — данная техника художественной обработки металлов состоит в нанесении или наплавлении черневого сплава на гравированную поверхность пластины из серебра. Черневой сплав состоит из сернистого соединения меди, свинца, серебра или других металлов. Сплав наносится в измельченном виде, после чего изделие обжигают. Чернь расплавляется, и все углубления на поверхности изделия заполняются.

 

Чернь на серебре

 

  • Литье — весьма популярная техника обработки различных металлов, для выполнения которой используются чугун, бронза, алюминий и цинковые сплавы. Литье также широко  применяется в ювелирных работах, где используется золото или серебро.

Цельные  изделия или детали формуют различными способами: отливкой в одностороннюю или двустороннюю песочную форму с применением опок, заполняемых формовочной смесью. Для изготовления сложных моделей используются цельные песчаные формы.

 

Литое изделие

 

В другом случае применяют способ кусковой формовки, при которой литейную форму получают из нескольких составных частей. Для образования пустотелых отливок в разъемную форму вкладывают песчаные болванки или используют способ литья с выплескиванием  металла на стенки формы. В процессе изготовления ювелирных изделий практикуется литье под давлением.

 

Литье

 

  • Штамповка — способ художественной обработки металла под давлением, который заключается в определенной пластической деформации заготовки в штамповочной форме. С помощью метода штампования производят плоские заготовки из металлического листа, вытягивают или выгибают объемные детали, а также способом тиснения выполняют рельефные изображения.

 

Штампованные изделия из металла

 

  • Давильные работы — применяются для вытягивания объемных пустотелых изделий концентрической формы на вращающейся болванке. Цельную или разъемную болванку в форме будущего  изделия закрепляют в патроне токарного станка, а металлическую заготовку устанавливают между задней бабкой станка и внешним торцом болванки. При постепенном вращении шпинделя мастер с помощью стального стержня, имеющего овальный наконечник, крепко прижимает заготовку к болванке, и таким образом придает изделию заранее продуманную форму.

 

Давильные работы ( образец изделия).

 

  • Накатка — это способ нанесения изображения или нужной фактуры на изделие концентрической формы. На поверхности стального колесика выгравирован заданный рисунок или орнамент, который при вращении оставляет рельефный узор на поверхности заготовки, закрепленной в патроне токарного станка.

 

Токарная накатка — рифление

 

  • Ковка — особый вид обработки металлов, в процессе которого металл разогревают и размягчают, а далее придают ему необходимую форму. Процесс ковки можно разделить на несколько отдельных операций: вытягивание, укорачивание, расплющивание, загибание, закручивание и прессовка ( используется для изготовление сложных  изделий с  применением пресс — формы).

 

Кованые ворота

 

  • Травление — способ снятия поверхностного слоя металла с помощью специальных химических составов — кислот и щелочей. Это помогает обезжирить изделия перед пайкой и нанесением гальванического покрытия, а также служит для удаления окалины. Посредством процедуры глубокого травления выполняют плоскорельефные  изображения.

 

Многослойное травление металла

 

  • Гальванопластика — прием изготовления металлических изделий электролитическим способом из цинка, чистой меди и серебра. В раствор электролита помещаются формы из гипса, воска или графита, а далее под действием электрического тока происходит процесс наращивания металла для придания изделию нужных очертаний.

 

Изделие по мотивам картины » Охотники на привале» ( гальванопластика).

 

  • Монтировка — процесс сборки металлических изделий из отдельных деталей или элементов. Для сборки цельного изделия из деталей используется сварка, пайка, закатка или обжим на токарном станке. При изготовлении ювелирных украшений для соединения драгоценных камней с металлической основой изделия используется несколько различных видов крепления:

1) Камень прочно закрепляется гладким металлическим ободком.

 

Камень в прочном металлическом ободке

 

2) Боковые скошенные части камня захватывают остроконечными зубчиками.

 

Драгоценный камень в изделии закреплен с помощью зубчиков.

 

3) Камень приклеивают к поверхности драгоценного металла, обработанной штихелем.

 

Камень приклеен к металлической основе

 

  • Отделка изделий — данный способ обработки металла состоит в полировке его поверхности и покрытии тонким слоем более прочного и стойкого металла. Зачастую для этих целей применяют хром, медь, никель, а также серебро и золото. С целью придания изделию большей декоративности, на поверхность металла можно наносить покрытия любого оттенка.

 

Позолоченные ювелирные изделия

 

Таким образом, мы рассмотрели всевозможные способы художественной обработки металлов, которые позволяют мастерам делать уникальные украшения и предметы дизайна интерьера. На сегодняшний день новые технологии позволяют облегчить многие виды работ, а также делать большинство операций гораздо быстрее, чем в прежние времена.

design-fly.ru

Художественная обработка кожи

Кожа – это тот материал, который создала сама природа и самый древний материал, освоенный человеком. Она прочна, пластична, послушна, элегантна и долговечна.

Работа с кожей увлекательна и интересна. Каждый первый урок в начале учебного года я объясняю, что не стоит спешить выбрасывать старые вещи, особенно кожные, так как они могут найти свое неожиданное применение и стать новыми модными, современными, уникальными вещами, получив новое воплощение.

Кожа сейчас одно из самых востребованных экологически чистых и дорогих материалов, поэтому надо бережно относиться к ней. Благодаря своим чудесным свойствам кожа никогда не выходит из моды. Всегда красива и нарядна кожаная одежда, изящна бижутерия, модны и популярны аксессуары: пояса, заколки, кулоны.

Изделия из кожи хороши сами по себе и не нуждаются, в каких либо украшениях, но, конечно, драпировки, декор, тиснение и гравировка делают их ещё более изящными и выразительными. Художественные же изделия из этого материала – дело новое, необычное. В основном работа производиться с кожей, бывшей в употреблении или с мелкими обрезками, иначе говоря, отходами производства. Но и из них можно сделать высокохудожественные произведения: оригинальные настенные панно, пейзажи, композиции, вазы для цветов, украшения и картины.

Интерьер квартиры и офиса, украшенный необычной вазочкой или картиной из кожи в сочетании с тканью, металлом и пластмассой, становиться необычным и неповторимым.

Из истории кожевничества или Волшебный мир кожи

Обрабатывать кожу люди  научились издавна. Первую одежду мастерили из шкур животных. Воинские доспехи. Колчаны для стрел, конская упряжь, жилища были сделаны из кожи. Первые книги писали на пергаменте из кожи.

Умельцев, работающих с кожей, народ ценил и воспевал в мифах и легендах.

Гамаши Орфея – мифологического героя  – накладные голенища, идущие от ступни до колена, сделаны из кожи. Носили одну кожаную гамаши и гладиаторы Древнего Рима.

Странствия аббата Брендала к берегам Северной Америки в  VI веке воспеты в ирландском эпосе. Он путешествовал на судне, сшитом из обычных шкур.

Воинам древней Ассирии надутые воздухом шкуры использовались как плоты.

Кожаная посуда, прочная, и легкая, украшенная аппликацией  и тиснением, широко применялась у кочевых народов. Чабаны Казахстана и Калмыкии до сих пор пользуются такой посудой.

В России кочевничество – одно из старейших промыслов, свое начало оно берет с VI-VII века. В Новгороде и  Москве, при археологических раскопках, были найдены остатки кожевных мастерских, предположительно датированные XI-XII веками.

В Пазырыкском кургане на Алтае археологи нашли изящные изделии из кожи и замши – сумки, чехлы, украшения. Они хорошо сохранились, хотя были созданы более 2500 лет назад.

В городе Тожаке с XIII века выделывали сафьян по восточным рецептам – с помощью кислых хлебов. Изделия из такой кожи скупались заморскими купцами и развозились по всему свету. Охотно покупались за границей в XV веке  и воловья кожа.

В России славились мастера кожевенных дел .Во всем мире только русские мастера делали из конских шкур цветную шагреневую кожу, сафьян, хлебную сыромять, красную юфть (она была лучшей и мягких кож, производимых во Франции, Англии и Германии). В XIII – XVI веках русские мастера были непревзойденными  мастерами Европы, и первый завод по выработке сафьяна был построен в Москве в 1666 году, т.е. почти на век раньше, чем во Франции. А к 1832 году, по указам Петра I в России уже работала 12939 заводов, производящих превосходную, не знающую себе равных, сафьяновую кожу.

Из поколения в поколение передавались секреты работы с кожей, вещи из которой берегли, зная какой труд в них вложен.

И в настоящее время изделия из кожи всегда красивы и актуальны. В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть  вокруг себя изделия народных мастеров,  с их естественностью и поэтичностью.

Попробуйте и вы, проникнитесь желанием, и творческим настроением – и у вас непременно получиться. Постепенно осваивая приемы, любой начинающий, через какое-то время сможет изготовить искусные и трудоемкие изделия – и сам убедиться, что создать такую красоту ему вполне под силу.

Знакомство с видами кожи

Кожа натуральная – материал, который вырабатывается из шкур животных, имеет  волокнистое строение.

Кожа искусственная – полимерный материал промышленного производства.

Велюр – разновидность хромовых кож с поврежденной лицевой поверхностью. Эту кожу с изнаночной стороны подворачивают под замшу.

Замша – кожа, сделанная жировым дублением из шкур оленей, лосей, диких коз. Это мягкая, тягучая, бархатистая кожа, с густым, низким, бархатистым ворсом на лицевой стороне.

Лайка – кожа, выделываемая из шкур овец и коз, обладающая большой тягучестью и мягкостью.

Опоек – мягкая, эластичная кожа, изготавливаемая из шкур новорожденных телят.
Пергамент – телячья кожа.

Выросток – кожа из шкуры трехмесячного животного, она менее эластичная и мягкая, чем опоек, так как животное питается уже растительной пищей.

Сафьян – вырабатывается из слабопрожированной козьей кожи, она тонкая, мягкая, разных цветов.

Шеврет – красивая плотная эластичная кожа, выделанная из овечьих шкур хромовым дублением. Её толщина 0,6-1,2 мм.

Шевро – мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На коже имеется красивый своеобразный рисунок. Её толщина 0,4 – 1 мм.

Кожа рептилий – изящная, высококачественная и дорогая.

Некоторые способы художественной обработки кожи

История художественной обработки кожи отражает историю развития технических и технологических приемов  в декоративно  – прикладном искусстве.

С давних времен человек украшал изделия из кожи. Он золотил кожу, покрывал ее резьбой и гравировкой, печатью и штампами. Издавна известны такие приемы художественной обработки кожи, как серебрение, техника аппликации, интарсия, вышивка по коже, тиснение, плетение. В последние годы появились новые приемы художественной обработки кожи: роспись, батик, выжигание, термообработка, драпировка, ажурная орнаментация, нитяная графика. Рассмотрим некоторые из них.

Техника батика

Рисунок наноситься готовым резервом, приобретенным в магазине или расплавленным парафином. Затем выполняется рисунок цветом, места закрытые воском, сохраняют свой первоначальный цвет. После росписи воск удаляется при помощи сгибания или тупой стороной ножа.  Отделке подлежит кожа натурального цвета.

Горячие тонирование

При выполнении этой работы применяется аппарат для выжигания. В начале, на кожу наноситься эскиз, затем иглой из аппарата оформляются основные линии и детали. При выжигании надо следить за температурой – чтобы она не была слишком высокой. В зависимости от температуры и степени  нажатия на углу получаются разные оттенки рисунка. Нельзя пользоваться слишком горячими иглами и с силой давить на кожу, она может прогореть. Работать нужно быстро и плавно.

Обработка кожи на свече

Простой и в то же время оригинальный способ обработки толстой кожи. По трафаретам вырежьте детали из кожи. Скальпелем или сапожным ножом сделайте, с лицевой стороны, неглубокие надрезы. Чаще всего  этот  способ применяется при работе  над листьями и цветами, т. к. надрезы напоминают прожилки натуральных листьев и лепестков. Затем «раскройте» прожилки. Для этого вдоль каждой прожилки сложите лист пополам, изнанкой к изнанке. Зажмите этот сгиб пинцетом и обработайте на зажженной свече, быстрым движением едва касаясь пламени.

На свече также удобно обрабатывать длинные шнуры для оплета, т.к. при многократном прохождении через отверстие они сильно лохматятся.

Сильно закопченные детали можно потереть тряпочкой, но иногда благодаря копоти изделие становиться по-настоящему оригинальным.

Прожаривание

При высокой температуре кожа имеет свойство скручиваться. Этого эффекта можно добиться, положив  кожу изнанкой на горячую сковородку. Опытным путем подбирают температуру. Через некоторое время при прожаривании на коже вздуется кружок, т.е. изделие становится выпуклым. Этот способ используется при изготовлении листьев, цветов, пуговиц.

Драпировка

Это один из самых эффектных и простых способов обработки кожи, его используют для декорирования любых изделий. Выполняется драпировка из мягкой пластичной кожи. Кожу надо предварительно щедро смазать клеем и наклеить на основу, быстро формируя складки в произвольном направлении или по заданному рисунку. Однако прежде чем приступить к работе с кожей, бывшей в употреблении, ее нужно подготовить. Прежде всего загрязненные кусочки промывают в течение 3-5 минут в теплом пенном растворе из детского мыла (в нем меньше щелочи), а затем необходимо тщательно прополоскать (последний раз в воде с добавлением уксуса и соли – на 1 л теплой воды 1 стакан 9% уксуса и 50 г. соли). Высушить кожу при комнатной температуре,  положив под пресс или растянув на доске и закрепив гвоздиками. Для восстановления эластичности кожу протирают кремом или глицерином. Можно использовать и проверенный жизненным опытом способ – промыть загрязненную кожу некипяченым молоком. Считается, что блеск и упругость темной кожи можно восстановить, натирая ее влажной кофейной гущей. Восстановить окраску можно специальными красками для кожи. На 100 г. Нитрокраски добавляют 1-2 капли касторового масла. Она становиться более стойкой. В качестве красителя можно использовать и чернила для авторучек или стержни шариковых ручек. Надо разрезать стержни на куски по 1 см длиной, высыпать в стеклянную банку и залить растворителем для нитрокрасок. Раствор в течении  двух дней надо периодически встряхивать. Полученная краска наноситься с помощью тампона. Для получения полутоновых переходов кожу можно протравить растворами: серый оттенок дает железный купорос, коричневый – углекислый кальций. Натуральную замшу тоже можно мыть с мылом и даже стирать со стиральным порошком в теплой воде. При сильном загрязнении в моющий раствор добавляют нашатырный спирт, а жировые пятна выводят растворителями. Несложно окрасить в домашних условиях и замшу, для этого применяются анилиновые красители для шерсти. Красящий раствор готовиться в любой посуде, кроме железной, используя дождевую или дистиллированную воду. На пакетик такого красителя надо 1,5 л воды. Температура раствора не должна превышать 45оC. Его щеткой наносят на замшу и втирают в нее. Так повторяют несколько раз. В конце окраски замшу  протирают слабым раствором уксуса, промывают в проточной воде и сушат при комнатной температуре.

Работа с кожей помогает развить чувство прекрасного, проявить художественный вкус и творческие способности.  Доступность материала, инструментов, легкость в обработке, дают возможность заняться изготовлением изделий из кожи буквально любому человеку, получить наслаждение от радости созидания.

Приложение 1

urok.1sept.ru

история возникновения, приемы и особенности

Кожа – это натуральный, экологически чистый материал, который отличается податливостью в работе. Она мягкая, приятная на ощупь, долговечная. Работа с ней позволяет проявить свой творческий потенциал и создавать уникальные изделия из ненужных, старых вещей. В статье рассмотрим, что такое художественная обработка кожи.

Виды материала

Существуют следующие разновидности:

  1. Натуральная кожа вырабатывается путем обработки шкуры животного, отличается волокнистым строением.
  2. Искусственная кожа производится в промышленных условиях из полимерного материала.
  3. Велюр – одна из разновидностей хромовых кож с наличием повреждений на внешней поверхности. В результате его подворачивают под замшу с изнаночной стороны.
  4. Лайка – кожа с характерной тягучестью и мягкостью. Выделывают ее из шкур мелко рогатого скота, овец и коз.
  5. Замша – кожа, выработанная из шкуры лося, оленя или диких коз с жировым дублением. Отличается бархатистой поверхностью и мягкостью, на лицевой стороне имеет короткий бархатистый ворс.
  6. Опоек – высокоэластичная мягкая кожа. Выделывается из шкур новорожденных телят.
  7. Выросток – это кожа из шкуры молодого животного. Однако она не такая эластичная, как опоек, поскольку животное уже питается не молоком, а растительной пищей.
  8. Сафьян – выделывается из слабо прожированной кожи козы. Она очень мягкая и тонкая, бывает разных цветов.
  9. Шеврет – плотная и одновременно эластичная кожа. Выделывается хромовым дублением из шкур овец. Толщина ее колеблется от 0,6 до 1,2 мм.
  10. Шевро – плотная и мягкая кожа, выделанная из козьих шкур хромовым дублением. Отличается необычным рисунком и имеет толщину от 0,4 до 1 мм.
  11. Кожа рептилий – отличается уникальным рисунком, высоким качеством и дороговизной.

Что такое художественная обработка кожи?

Это материал, который одним из первых начал подвергаться отделке людьми. Естественно, что изначально он использовался в бытовых целях. Позже возникают декоративные приемы декора, такие как гравировка и аппликация. Даже после открытия ткачества кожа по-прежнему остается основным материалом для изготовления ремней, сумок, доспехов и обуви.

Существует три главных этапа выделки. После подготовительных работ – свежевания и очистки, шкура становится недубленым полуфабрикатом, именуемым гольем. Он обладает особыми свойствами, в зависимости от которых выделывается определенный вид кожи. После этого дублением закрепляется структура сырья. Отделочные процедуры выполняют для придания голью физических, технологических и прочих свойств, а также желаемого внешнего вида.

Технология обработки кожи у разных народностей имеет свои особенности. Главным образом дубление выполнялось для защиты шкуры от гниения и разложения. Самым древним видом обработки является альдегидное дубление. Оно заключается в выдерживании шкуры в дыму от горящих растений. Кочевники обмазывали ее жиром животного, а индейцы втирали смесь жира и яиц. После этого материал отмывали водой и разминали округлыми камнями. Это был способ жирового дубления.

У северных народов и в Индии такой процесс производился с помощью травяных и растительных отваров. Данный метод называется растительное дубление. В азиатских странах использовался иной вид. Квасцовое дубление выполнялось путем смешивания муки, соли, желтка и алюминиевых квасцов, а затем кожа обрабатывалась полученным составом.

Интересные факты

История возникновения художественной обработки кожи восходит к древним временам.

Первобытные люди использовали шкуры животных для защиты от ненастной погоды. Однако под воздействием влаги и температур служили они недолго. Поэтому лишь единичные предметы из этого материала сохранились до наших дней. Со временем люди начинают обрабатывать шкуру, продлевая срок ее эксплуатации. При раскопках египетских гробниц были обнаружены наскальные рисунки V века до н. э., на которых демонстрируется процесс выделки.

Мастера того времени начинают изготавливать из кожи посуду, торбы, обувь, одежду. Шкуры, натянутые на каркас, служили плавательными средствами. Кочевники по схожему принципу строили жилища, а для воинов делались щиты из кожи. Позже ремесленники начинают совершенствовать свое мастерство и творчески подходить к обработке материала. В гробнице Тутанхамона были найдены одежды, расшитые золотом, предметы обихода, украшенные кожаной аппликацией и т. д.

Римляне в I веке до н. э. стали применять такие способы обработки кожи, которые позволяли использовать ее в качестве пергамента. Они скрепляли листы, создавая некоторое подобие книги. Позже развивается переплетное дело. С X века обложки изыскано украшают художественным тиснением, штампами и гравировками. Орнаментами покрывался весь переплет. На нем изображались простейшие геометрические фигуры, животные, растения и прочее.

С расцветом готического стиля широкое распространение приобрела техника гравировки. Она отличалась сложностью и выполнялась только квалифицированными мастерами. И по сей день сохранившиеся изделия готического периода считаются шедеврами искусства и хранятся в лучших музеях мира.

В эпоху Возрождения популярность обретает такая техника художественной обработки кожи (фото можно увидеть в статье), как изысканное тиснение. На предметах воспроизводятся рельефные изображения мифологических персонажей. Стиль барокко вводит в моду обои, изготовленные из кожи. Сначала их производили в Северной Африке, позже в Испании, а в XVII веке они широко использовались в Европе. С приходом классицизма никаких новых веяний в отделке кожи не происходило, однако в XIX столетии на фоне популярности модерна в моду возвращаются гравировка, интарсия и золочение.

При раскопках на Алтае также были найдены изделия из кожи, датированные V–I веком до н. э., такие как упряжь, сосуды, короба. Кожевенный промысел у славян был довольно хорошо развит, но до нашего времени сохранилось небольшое количество вещей. В основном это обувь и другие предметы быта.

Чем производится отделка

Инструменты для обработки кожи не являются чем-то особенным. Большинство из них – широко используемые бытовые предметы.

Перечень приспособлений таков:

  1. Сапожный нож-косяк для работы с толстыми видами кожи.
  2. Нож для перфорирования.
  3. Узкий нож для гравировки.
  4. Ножницы портного.
  5. Деревянная толстая доска или стекло для раскроя кожи.
  6. Ножницы с зигзагообразным лезвием.
  7. Круглые пробойники, необходимы для пробивания отверстий под фурнитуру или для оплетения.
  8. Маникюрные ножницы.
  9. Пробойники диаметром 30-40 мм для изготовления пуговиц, серег из кожи и других видов фурнитуры и бижутерии.
  10. Штампы. Представляют собой стержень, на конце которого выточен простейший рельефный узор. Используются для декорирования поверхности.
  11. Щелевые пробойники. Применяются для пробивания прямоугольных отверстий, в которые продевают ремешки при работе в технике перфорации.
  12. Фигурные пробойники для перфорации различных форм в виде звезды, сердца и т. д.

Этапы обработки кожи

Работа над любым изделием происходит в три шага. Последовательность действий такова:

  1. Планирование формы, цвета, способа отделки и соединения элементов.
  2. Изготовление выкройки. Кожу раскраивают по лекалу. При необходимости также заготавливают элементы декора.
  3. Соединение деталей.
  4. Придание изделию законченного вида.

Далее рассмотрим приемы и особенности обработки изделий из натуральной кожи.

Дубление

Это техника обработки кожи, которая заключается в применении различных веществ для придания материалу прочности, эластичности и улучшенных эксплуатационных качеств. Перед тем как приступить к дублению, шкуры натирают концентрированным раствором соли, несколько дней вымачивают в воде, известковом растворе. Затем снимают мышечно-жировой и волосяной слой, оставшийся на коже. Затем материал повторно обрабатывают аналогичным образом для придания лучшей пластичности и прочности.

Тиснение

Существуют разные виды такой обработки. В промышленных условиях применяют несколько способов тиснения путем выдавливания рисунка с помощью пресс-форм. При изготовлении декоративных изделий ее выполняют специальными наборными штампами и чеканами.

Еще один способ художественной обработки кожи (фото представлено в статье) – тиснение с наполнением – выполняют следующим образом. Из плотной основы вырезают элементы рельефа и подкладывают под увлажненный материал. Затем его тиснят по контуру. Мелкие элементы выдавливают без подкладки, рельеф достигается за счет толщины кожи. Высыхая, она затвердевает и сохраняет рельеф.

Термотиснение выполняется путем выдавливания деталей разогретыми металлическими штампами.

Перфорация и плетение

Это одни из древнейших техник художественной обработки кожи.

Перфорация заключается в высечении отверстий пробойниками разных форм в виде узора. Данный прием используется для выполнения ажурных композиций, к примеру, бижутерии, панно или декорирования одежды.

Плетение из кожаных шнуров часто встречается в изготовлении браслетов, ремней, шнурков. Таким способом отделывают сумки, одежду и обувь.

Пирография

Данная техника больше знакома как выжигание. В традиционном исполнении пирография заключается в нанесении на поверхность плотных видов кожи различных рисунков. Делалось это разогретыми до определенной температуры штампами из меди.

Готовое изображение напрямую зависит от мастерства художника, поэтому обучение художественной обработке кожи в этой технике имеет большое значение. Также играют значительную роль возможности выжигательного прибора. Пирограф позволяет наносить на изделие тонкие и очень сложные узоры. Зачастую этот вид сочетается с другими техниками: гравировкой, тиснением и росписью.

Гравировка и аппликация

Такой вид художественной обработки кожи выполняется только на плотных видах материала, таких как чепрак, юфть, шора.

Гравировку делают следующим образом. На лицевую поверхность смоченной кожи резаком наносится рисунок. После этого металлическим предметом расширяют прорези и заполняют краской. Еще один способ гравировки предусматривает использование пирографа. Итоговый рисунок, его цвет и толщина главным образом зависят от степени накала иглы прибора.

Аппликация на одежде выполняется путем пришивания элементов декора из тонких видов кожи к основе. Для создания сувениров, панно и других предметов интерьера детали могут изготавливаться из всех типов материала и приклеиваться к основе.

Интарсия

Данная техника – одна из старейших из всех перечисленных. Она больше напоминает мозаику или инкрустацию. Кожу окрашивают и по лекалам вырезают детали. Затем их наклеивают на текстильную или деревянную основу костным клеем или ПВА. Интарсия используется для создания панно, украшений, сувениров, декорирования предметов мебели.

Батика, тонирование, обработка на свече, прожаривание

Рассмотрим еще несколько интересных способов отделки:

  1. Техника, при которой орнамент наносится на поверхность натуральной кожи расплавленным парафином, называется батикой. После покрытия делается цветной рисунок, при этом места с воском сохраняют нетронутый вид. После завершения росписи воск удаляют тупым предметом.
  2. Тонирование выполняется прибором для выжигания. Сначала на кожу наносят эскиз, а затем иглой рисуются линии орнамента. В зависимости от нагрева иглы и силы нажатия на основе остается изображение разных оттенков.
  3. Довольно простой и необычный способ – обработка материала на свече. По шаблону вырезаются элементы из кожи. С лицевой стороны острым предметом делают небольшие надрезы и слегка опаляют над пламенем свечи. Данный способ лучше всего подходит для имитации прожилок на листьях растений, лепестков цветов. Таким способом удобно обрабатывать шнуры для оплета.
  4. Прожаривание – еще один термический способ обработки кожи. Изнаночной стороной материал кладут на горячую сковороду нужной температуры. Вскоре на поверхности образуется кружок, придавая изделию выпуклую форму. Прожаривание чаще всего используют для изготовления объемных деталей.

Драпировка

Этот метод является самым простым и красивым способом обработки кожи. Для данной техники, как правило, выбирают мягкие виды материала. Кожу обильно смазывают клеем и прикрепляют к основе. Не дожидаясь высыхания, формируют складки в нужном направлении, согласно эскизу. Если драпировка делается из кожи, бывшей в употреблении, ее предварительно очищают и окрашивают при необходимости.

Автор: Светлана Фунтова

labuda.blog

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о