Алтай: Кучерла, Аккем, Белуха

Горы – это классно, это обалденно. Собирались мы, наверно, целый год: закупали рюкзаки, спальники, дождевики, накидки, тенты и т.д.,  а список продуктов вообще представил собой живописную ленту чека длиной 51 сантиметр.День первый

После нескольких дней колёсного передвижения (сначала на поезде от Екатеринбурга до Новосибирска, затем от Новосибирска до Бийска, а напоследок на машине от Бийска до посёлка Тюнгур) мы начали свой пеший поход. Где-то около шести часов вечера в Тюнгуре мы взгромоздили на себя рюкзаки и потопали ножками к красотам Алтая.

Прошли мы через поселок Тюнгур, потом через поселок Кучерла, и вышли к реке Кучерла, вдоль которой и пошли вверх. Наш путь проходил сначала по лесу, потом по полю, а вокруг были горы, причем на заднем плане маячили замечательные снежные шапки.Не могли найти стоянку для ночевки (видимо, так близко к поселку никто не встает), но потом нашли симпатичное местечко возле реки. Река ужасно холодная. Вода в ней сине-зеленая, как в море; кажется даже, что она соленая.

День второй

Утром мы вышли бодрые и полные энтузиазма. Но это быстро кончилось. Подъемы даются тяжело, особенно по июльской жаре и безбожному солнцепеку.День третий

Сегодняшний день был лучше предыдущего. Дорога в основном шла в гору: ты рвешься вверх, а рюкзак тянет вниз. Подъемы стали чаще и круче. Но зато взберешься на горку, резко выйдя из леса, и тебе такой красивый вид открывается, но сильно не налюбуешься – нужно идти.

Около шести встали на стоянку. Стоянка была симпатичной, только наблюдался на ней какой-то дефицит дров, а те, что сумели найти, горели ужасно. Костер разводили очень долго.

День четвертый

Встали мы сегодня рано и отправились в путь. Тропа постоянно шла круто в гору.

Но до обеда мы все-таки пришли на озеро Кучерлинское, где и остались на полудневку. Чтобы попасть на озеро, нужно было перелезть через гору, и когда выходишь с этой горы (а идешь до этого все по лесу), мгновенно выходишь на поляну, и тебе открывается вид на озеро. Честное слово, офигенно!!! Озеро окружено горами, часть гор даже покрыта снежными шапками. Из озера вытекает речка Кучерла. Озеро очень холодное, оно зеленовато-белое и, к сожалению, абсолютно мутное – ничего не видно в глубь. Но это не умаляет его красоты. Оно манит искупаться, но не подпускает своим холодом: даже руки стынут, не говоря о том, чтобы залезть туда полностью.Важный момент – приготовление закладки: мы берем продукты дней на семь и уходим дальше, а часть продуктов нас спокойно дожидается под какой-то кочкой в глуби бурелома.

День пятый

Утром вышли, как обычно (часов в 9). Рюкзаки стали гораздо легче.

До обеда мы все шли вдоль озера (вот такое оно длинное!). Дорога была плохая: камни, булыжники и прочая пакость. Постоянно попадались лежащие поперек дороги бревна; лежали они обычно на такой высоте, что не перешагнуть, не пролезть низом. Иногда приходилось ползти на коленях по камням. Но это было лучше, чем лезть в горку, как мы лезли вчера.

В конце озеро превращается в бурную реку с огромными валунами и бурлящими перекатами. В одном спокойном месте возле маленького разлива мы сделали привал на обед. Вокруг была глина: и на земле, и в воде, и оседала на кустах, так что ели мы суп и чай наполовину с глиной.Дорога стала чаще идти лесом,  и стало поменьше валунов. А виды вокруг становились все живописнее…

Мы собирались встать на ночевку в горелом лесе, но не заметили, как его проскочили.

Мы шли уже в верховьях Кучерлы. Река здесь разливалась на множество протоков, появились всевозможные островки – галечные и покрытые растительностью.

И тут нам встретилась группа, переходящая реку вброд. Поговорив с ними, мы выяснили, что это и есть тот брод, который мы собирались переходить завтра.

Мгновенно было принято решение переходить реку. Ощущения наиострейшие!!!

Во-первых, когда ступаешь в воду, ледяная водичка резко заполняет твои сапоги. Потом идешь дальше, а уровень воды все прибывает. В общем, делать нечего – идешь дальше. Течение усиливается, глубина увеличивается, устоять становиться очень сложно. Прилагаешь неимоверные усилия воли, во-первых, для того, чтобы противостоять течению, во-вторых, перебарываешь жуткий холод, который сводит ноги.

Как только выходишь из воды, холод в ногах ощущается еще резче. Выливаем воду из обуви. Быстро минуем ручейки и островки. И приближаемся ко второй бурной протоке.

Второй раз лезть в этот бурный, дикий и ледяной поток очень не хотелось, но что делать? Полезли. Вылезли на берег. Жуткая холодища.

В крови еще долго циркулировал адреналин.

На улице уже было весьма прохладно (часов 8 вечера), на солнечный обогрев рассчитывать не приходилось.

Мы полезли вверх вдоль реки Иолдо-Айры. Уже пора было вставать на ночевку, но природа могла предложить нам пока лишь только камни, ручьи и коряги.Наконец, мы набрели на непонятный пятачок. Разведка доложила, что впереди нам ничего хорошего для стоянки не светит, поэтому мы остались здесь.

Знаменательный пятачок представлял собой в прямом смысле остров. Ширина его была не более десяти метров; длина побольше, но это ничего не значило, так как там шел бурелом. Палатки ставили на корнях кедров: нормальные такие корни, торчат из земли в хаотическом порядке. Спать на корнях было, в общем-то, сносно, не считая того, что сегодня бурные речные потоки шумели с двух сторон, причем один из них в 60 сантиметрах от головы.

День шестой

Из-за поздней остановки вчера на стоянку не успели высушить мокрую после брода одежду. Досушивали утром. Часть одежды так и не высохла, поэтому вышли мы немного мокрые.

Дорога опять шла вверх по огромным камням. На камнях тропа периодически терялась, но в небольших лесочках находилась вновь.Шли мы вдоль реки, набирая высоту. Река бурлила и бушевала. Встретили три водопада, на каждом из которых у нас и был ненормированный привал: снимали, фотографировали и просто любовались.

Путь наш сегодня лежал на озеро Дарашколь. Подъем сопровождался различными речушками, ручейками. На пути нам встречались кедры. С шишками!!! На них висели молодые (очень смоляные и еще не спелые) шишки, а так же прошлогодние. Не упустили  случая залезть на дерево и нарвать пищи грызунов.Вскоре мы пришли на озеро. Здесь мы остановились на обед и на полудневку.

Очевидно, что горное озеро окружено горами. Горы эти более снежные, чем на Кучерлинском. Прямо из палатки открывается замечательный вид: озерная гладь, горы, ручей-водопадик на том берегу. Солнце пытается сесть за гору.

День седьмой

После завтрака отправились на экскурсию по озеру. На озере был некоторый мысок. Туда мы и забрались.

Красота! С двух сторон озера возвышаются горы со снежными шапками. Напротив мыса текут несколько водопадов.Но пришла пора возвращаться в лагерь. После обеда вышли в путь. Начали подъем вдоль притока Иолдо-Айры.  Тропа здесь весьма хилая, видно, что ходят редко.

И тут погода преподнесла сюрприз. Из надвигающихся на нас облачков закапало, причем падающая мокрота резко набирала интенсивность. Пока мы копошились с дождевиками, нас уже порядком намочило. А вскоре  с неба посыпался град фасоль. Град кончился быстро. Выглянуло солнышко и подарило нам радугу. Поражает то, что смотришь на радугу не снизу вверх, на небо (как в городе), а сверху вниз, потому что она оказалась ниже нас и одним концом свисала в Иолдо-Айры.Через десять минут вновь пошел град, потом сухо, потом снова дождь… и так до конца дня с периодичностью 10-15 минут.

Поднявшись по нашему притоку, мы попали в альпийские луга. Класс!!! Здесь самая крупная растительность – мелкие редкие кустики. А так растет много цветов: ромашки, купавки, анютины глазки и другие не известные нам цветы. Растет лук (который, в общем-то, растет много где, в основном у озер). Вокруг гористо-холмистая местность покрыта островами снега. Снег этот рыхлый и грубый, но когда в пяти метрах от него растут цветы, это не может не вызвать восхищения!Остановились на ночлег где-то посреди этих лугов.

Дров здесь нет. Мы принесли с собой немного, но их хватит только на ужин и завтрак; но у нас есть  горелка с баллонами.

Ужин готовился на костре: вырыли в земле ямку, обложили ее камнями и там жгли дрова, а котелки при этом стояли на уровне земли. Это было весьма удобно при дующем со всех сторон ветре. А на ужин мы ели суп из макарон, лука и щавеля, причем последние два компонента были сорваны здесь на лугу.

День восьмой

Вышли сегодня поздно. В этом была виновата плохая погода, которая не подходила нам для преодоления перевала.

И вот с сегодняшнего дня, видимо, начались наши приключения, так как шли мы по карте, которая была не очень-то удачной.

Первым делом занялись поисками перевала. Дорогу искали по туркам, которые здесь встречались довольно редко. Но вскоре мы поднялись к леднику Немыцкого: много-много сплошного льда, в котором бегут ручьи, образованные тающими снегами и льдами.Поднялись на перевал.  На вершине перевала мы пообедали  сухофруктами и съели шоколадку (такая традиция у туристов – есть на перевале шоколад). Высота превала 2700, категория 1А.

Начали спускаться вниз. Спуск шел сначала по камням, потом по льду. Далее мы спустились на альпийские луга и шли все вниз и вниз. Погода начала портиться. Пошел дождь. Вместе с ним загремело. Засверкало. Дождь перешел в ливень, а ливень в свою очередь в град.

Тропы не наблюдалось. Альпийские луга (весьма не живописные по сравнению с вчерашними) превращались в болотную растительность: местами до бедер, местами до пояса. Порой наш путь пролегал по булыжникам. А дождик все лил.Далее вдоль реки идти было невозможно: река превращалась чуть ли не в водопад. Мы перешли на левую сторону реки и полезли на холм. И здесь мы, видимо, сделали что-то не то, потому что нам надо было идти вдоль реки, но, поднявшись на холм, мы сильно от нее отдалились.

Долго стояли и ломали голову над картой. В итоге, решили идти вперед и вниз по крутому склону.

Это было ужасно!!!. Во-первых, было круто, во-вторых, скользко, а в-третьих,  очень высокая трава и порой не видно было, куда встаешь. По поводу этой тропы высказали уже много разных идей: из которых самая оригинальная, что мы  перешли не тот перевал.

В конце концов мы спустились и (о чудо !!!) попали на тропу. Тропа была хилая и порой терялась, а под конец снова ушла в девственные заросли травы. Места для стоянок совсем не были организованы, и мы встали просто возле единственного в этой долине дерева с травой по грудь и с уклоном земли к реке.

Найти здесь дрова – дело из репертуара фокусника. Но сумели все же их раздобыть: добровольцы залезли  на это единственное дерево и нарубили сучьев.

День девятый

День начался не сильно бодро. Встали в половине восьмого. Погода мерзкая. Дождя не было, но ощущение, что он пойдет в любую минуту, было.

Все вокруг было мокрым, а «вокруг» — это сырая трава по пояс и выше.

Было решено вернуться назад. Трава сегодня казалась еще выше, было еще сырее. Шли очень медленно. Иногда небо посылало на нас мелкую морось.

Дошли до того места, где вчера спускались. Единодушно решили не подниматься и идти низом, тем более, что там шла какая-то тропа. Прошли немного и встали на обед.

Дров в этой долине нет. Если вчера для костра рубили ветви дерева, то сегодня решили готовить на баллонах. Горелка гореть не хотела: ее задувал ветер, лихо дующий на пригорке, где мы встали. Ребята решили раскинуть тент от палатки, спасая огонь. И очень кстати, так как снова начался дождь, имеющий тенденцию усиливаться.

С горелкой было целое приключение: первый баллон (на котором уже готовили один раз) кончился. Второй пропускал газ где-то не в том месте и его забраковали; с третьим и четвертым такая же история. Пятый оказался нормальным. На нем и готовили.

Решили остаться здесь до завтра. Смешно! Прошли-то всего ничего, даже дерево видно, под которым  ночевали. Решили высушиться и завтра до победы идти до перевала.

«Надо сваливать отсюда», — гениальный тезис сегодняшнего дня. Дров нет. Баллоны нерабочие. Холод – собачий.

К концу вечера четко сформировалось мнение, что мы перешли не тот перевал.

День десятый

Погода с утра была такая же, как и вчера: хмуро и туманно. Но пока мы собирались, на небе появилась узкая голубая полоcка.

Вышли в 9.00, предварительно закутавшись в дождевики.

Пошли по слабо заметной тропе, которая была здесь проложена не известно кем.

Тропа постепенно поднималась, трава становилась поменьше. Вскоре мы вышли на камни и стали подниматься вверх. И…о, чудо!!! На камнях обнаружили две турки!

Погода разгулялась: было немного облачно, но сухо и тепло.

Поднялись на перевал. В ледниках совсем не такой воздух, как ниже. Может, это и называется «чистый горный воздух»,  но он напоминает запах мороженой рыбы, и, скорей всего, минтая (да простят горы за такое сравнение).

Дальше план действия таков. Чтобы не возвращаться обратно через тропу к озеру Дарашколь, решаем спуститься к Кучерле не по долине реки Иолдо-Айры, а по долине Кони-Айры. Кони-Айры тоже впадает в Кучерлу, но несколько выше по течению, чем Иолдо-Айры.

Спустились с перевала(Западный Немыцкого). Грустно посмотрели на тот, который нам следовало перейти (перевал Немыцкого). Но идти в правильном направлении уже не было смысла (да и желания).

Вышли к реке. Сначала мы шли вдоль нее по камням: такие острые и плоские камни, словно допотопные листы для письма. Потом река превратилась в водопад, а наша каменная тропа  - в обрыв. Спустились с камней к лесу. В лесу – бурелом. Пройдя немного по бурелому, мы спустились к реке.

Здесь происходит слияние двух рек: Муштук-Айры и Кони-Айры. По той стороне, где мы спускались, идти было невозможно, и мы по бревнам и камушкам перешли реку. И тут мы поняли, что очутились на острове перед слиянием двух рек. Ткнулись туда-сюда: везде бурелом и никаких тропинок. Вот и остались ночевать на этом острове.

Вода здесь очень грязная, так как течет прямо с ледника и из-под ледника. Река шумная: постоянно слышно, как она ворочает камни, переворачивает их в своем русле. И почему-то в прибрежных местах очень сильно пахнет йодом.

День одиннадцатый

Вышли мы из лагеря. Полезли по бурелому. Потом стали заметны следы какой-то тропы – весьма хилые, но обнадеживающие. Вскоре мы вышли к знаменитому водопаду Кони-Айры.

И потом мы долго-долго кружили вокруг этого водопада.  Не могли найти не то что тропу, а вообще место, где можно пройти: вокруг были лишь огромные кусты.

Снова переход реки вброд. Брод был этот очень поход на предыдущий: два больших и бурных рукава у берегов, а посреди островки и мелкие ручейки, только воды было поменьше.Тропа по сравнению с тем, где мы ползали последние несколько дней, была великолепной. Мы просто летели по ней.

Прошли вдоль реки, подошли к переправе: это было множество островков, между которыми лежали тонкие бревна (2-3 штуки).

По ним мы и перебрались на тот берег. Спустились мы вниз по притоку и оказались в уже известном нам горелом лесу, идущем вдоль Кучерлы. Здесь и разбили лагерь.

День двенадцатый

Через полчаса ходьбы мы спустились к тому месту, где в первый раз переходили брод. И дальше мы шли все вниз по уже известной тропе вдоль Кучерлинского озера: все те же камни, поваленные деревья и т.д. Пришли мы к концу озера где-то около шести. Солнце спряталось и закапал мелкий дождь. Завтра по задумке должна быть дневка.

Откопали закладку: она жива и здорова, то есть цела и невредима. А, значит, послезавтра рюкзаки снова потяжелеют.

День тринадцатый

Дневка.

Жарили лепешки из смеси для блинов «Макфа», жарили прямо на камнях возле костра. Лепешки были похожи на лаваш, и с чаем и сгущенкой были очень вкусные.

После обеда валялись в палатках, а потом и вообще пошел дождь.

Вечером ребята пытались порыбачить. Полчаса искали червя, перевернули вокруг все камни и деревья. Когда, наконец, нашли какого-то одинокого, то проходящие мимо рыбаки сказали, что на червя здесь рыба не клюет – надо на мушку. Мушки у них были, но так они ничего и не поймали.

День четырнадцатый

Ночь была жутко холодная, и утро такое же.

Мы вышли с озера. Сегодня нам предстояло дойти до перевала Кара-Тюрек. А после перевала три дня пути – и мы в Тюнгуре.

Сначала совсем немного прошли вдоль озера, а потом стали искать тропу, ведущую на перевал: немного полазили по лесу, по бурелому, по камням. Вскоре нашли тропу. Тропа шла вдоль Кучерлы. Если первые дни похода мы шли практически по берегу, низом, то теперь мы шли по верху — по горам, по холмам.

Ближе к вечеру мы взобрались на холмистую гору. С холма пошел более менее спуск, хотя порой и были небольшие подъемы. По холмам идти классно: тропа уверенная, местность открытая, виды вокруг живописнейшие.

Где-то через 1,5-2 часа мы пришли на реку Текелюшку. Здесь под перевалом и разбили лагерь, перевал нам предстояло преодолеть завтра. Стоянка весьма симпатичная. Палатку мы расставили на мху – мягко!.. Но он хрустит под нами, как сухари.

Снова начинается резкое похолодание.

День пятнадцатый

Сегодня в планах было встать пораньше, взойти на перевал Кара-Тюрек, там провести часа два (пока готовится обед), спуститься вниз и т.д., о чем говорить не стоит.

Все началось с того, что пораньше мы не встали: с утра шел сильный дождь, который не вдохновил никого на подъем.  Встали мы только тогда, когда засветило солнце и в палатке стало совсем душно. Настала весьма симпатичная и жаркая погода, но лишь на то время, пока мы собирались.

И вот вскоре тучи сгустились. Мы надели дождевики. Начал резко наступать туман.

Темп у нас был не очень быстрый: тропа все шла в гору, а рюкзаки после откопки закладки тянули вниз.

Через некоторое время туман опеленал все, но пока была видна тропа, можно было идти.

За спиной слышались раскаты грома, которые гулким эхом разливались по долине Кучерлы.

Пошел дождь. Сверкнуло уже перед нами. Какое-то время мы ползли под дождем, потом он кончился и вроде бы даже развеялся туман, но тут мы увидели нечто. Нечто – это огромная черно-фиолетовая туча, мрачно надвигающаяся в нашу сторону.

Черно-фиолетовое нечто нас догнало. Ничего особо сильно страшного это нечто не принесло: только дождь, собачий холод и туман, но нам этого хватило, так как поднялись мы уже очень высоко (еще не вершина перевала, но уже очень-очень близко), местность весьма и весьма открытая, ветер продувает замечательно, дождик мочит еще замечательнее. Но самое классное – это туман. Все вокруг белое-белое, ничего не видно, и, как специально, тропа из холмистой превратилась в каменную, а на камнях она быстро потерялась. Тропы нет; вокруг туман и ничего не видно. Куда идти стало абсолютно непонятно.

Решили ставить палатки. Достали теплые и сухие вещи – и начали греться. Процесс согревания проходил долго и мучительно.

Вечером почти перед самым сном часа на 1,5 развеяло  немного туман. Мы чуть-чуть полазили по окрестным горкам. Нашли тропу: оказывается, до вершины перевала мы не дошли всего 30-40 минут.

День шестнадцатый.

Ночка сегодня была страшненькая: дождь, снег, сильнейший ветер, камнепады, холод — собачий. В эту ночь так толком поспать и не удалось. Утро выдалось не легче….

Погода была мерзкая. Еще когда мы собирались, был густой туман: проводишь медленно рукой перед собой, а он плавно просеивается у тебя сквозь пальцы. Когда мы вышли, то пошел снег: сначала – белые хлопья, а потом – пенопластообразная масса.

В тумане тропу на перевал мы нашли не сразу, но довольно быстро. И по каменной осыпи, покрытой снегом, мы минут за 40 поднялись на перевал Кара-Тюрек. Перевал этот некатегорийный, высота – 3060 метров. Отсюда должен открываться красивейший вид, в том числе и на Белуху. Но мы увидели лишь покрытые снегом камни, а дальше – туман.

Снег все шел и шел. Стоять было холодно. Съели мы традиционную шоколадку (белую: получился у нас белый перевал и белый шоколад).

Чтобы не мерзнуть, сразу рванули вниз: ведь любоваться было не на что.

Спуск с перевала был длинный и мерзкий: все так же шел снег, каменная тропа вскоре превратилась в грязь, ухабы и лужи. Мы все шли вниз, вниз, вниз…  Нам начали попадаться люди, поднимающиеся на перевал. Видимо, они были в курсе, сколько сейчас часов утра, потому что задавали почти верный вопрос: «Вы что — на перевале ночевали?»

В конце спуска нас ждало озеро Аккемское. Озеро это поскромнее Кучерлинского, хотя сложно судить, просто погода сегодня мерзкая… На озере есть база МЧС и метеостанция, но нам туда было не надо… Из озера течет река Аккем, вдоль нее вниз и лежит наш  дальнейший путь.

Пошли вдоль реки по лесу. Вечером встали на симпатичной стоянке. Праздничный ужин в честь дня рождения одного из участников группы состоял из рагу из грибов и фасоли, куда мы еще потом добавляли чеснок и сухари. Пили компотик. И в честь праздника ели консервированный абрикосы, ананасы и мандарины, которые именинник пер на себе весь поход.

День семнадцатый

На небе с утра появился голубой клочок. И пока мы собирались и завтракали, небо стало облачно-голубым. Свершилось чудо: мы увидели Белуху!!!!!!!!! Правда, она была немного в облаках. Немного покопошились со сборами. Вышли в путь. Прошли метров 30… и оглянулись назад!… Белуха была видна полностью!!! На небе облачка, а на Белухе – нет. Все жутко обрадовались – конечно, открылась белая мечта всего похода!

Высота Белухи 4499 метров (не учитывая лежащий на ней снег). Она полностью белая…Красивая… Но слишком маленькая, маленькая в том смысле, что мы любовались ею весьма издалека. Но говорят, Алтай весьма загадочный край, и, видимо, на данный момент мы были достойны лишь такого вида.

А дорога наша шла все вдоль Аккема.

День восемнадцатый

День сегодня выдался жаркий, небо чистое, голубое.

Мы вышли сегодня рано: около восьми и пошли все той же тропой. Появились сначала большие поляны, а потом и поля. Встречались раскидистые березы. А за полями снова были горы. Красота! Шлось бодро и весело. Солнце сильно пекло и от этого травы, растущие на лугах, давали особый аромат. Шли мы не спеша, наслаждаясь природой.

Ближе к вечеру пришли в Тюнгур. Расположились на базе.

В кафе отведали лепешки местной национальной кухни. Лепешки такие вкусные, пальчики оближешь! Размером они с плоский батон, а на вкус напоминают пончики.

День девятнадцатый-двадцать третий

Перешли к пассивному отдыху. Расположились лагерем на берегу Катуни возле попоселка Мульта.

Стояли здесь четыре дня. Просто стояли и отдыхали. Рыбачили, собирали грибы и ягоды. Купались. Вода здесь для купания, конечно, холодная, но зато гораздо теплее, чем в Кучерле, озерах.

Прикупили Алтайского меду и досушили травы, что собирали во время похода.

И вот уже пора отправляться домой….

Внимание! Данная статья написана эксклюзивно для сайта www.photo-ideas.ru. Полная или частичная перепечатка данной статьи без разрешения автора запрещена!