Пейзажи родных мест – Ой!
Картинки «Природа родного края» (35 фото ) ⭐ Забавник
Реки, озера, леса, поля с кукурузой и подсолнухами, яблоневые сады, белки на елках, простор и белые березы — все это относится к русской природе — пейзажи родного края к вашим услугам.
Река с зелеными берегами.
Мостик в речку идет.
Русская березка.
Горы над рыжим лесом.
Поле подсолнухов.
zabavnik.club
«Пейзаж родной земли» открытый урок ИЗО 4 класс
«Пейзаж родной земли». Урок № 1.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширять свои представления о жанре пейзаж, получать возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоить суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; познакомить с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины
Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция
Образовательные
ресурсы
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс / Л. А. Неменская. – М. : Просвещение, 2012.
3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
5.Интернет-ресурсы: https://yandex.ru/images/search-Утро в сосновом лесу.
https://yandex.ru/images/search — Утро в сосновом лесу, https://yandex.ru/images/search -Рожь, https://yandex.ru/images/search- Дубовая роща, https://yandex.ru/images/search- Лесные дали, https://yandex.ru/images/search -Полдень, https://yandex.ru/images/search — Берёзовая роща. И.Левитан, http://nsportal.ru, http://www.kinofans.tv, http://www.mordovina.ru.
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина.
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: фортепианная пьеса из цикла «Времена года», «Грустная песенка» П. И. Чайковского, музыка к песне «Рябинушка» ансамбль «Утро России», слайд-фильм «Маянга – уголок России».
Оборудование
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка.
момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок!
Проверка готовности учащихся к уроку.
Звучит музыка.
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озерный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит,
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
В землетвоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало, о тебе еще мы знаем!
Как много изучить нам предстоит.
И. Мордовина
Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами на уроке?
– Речь пойдет о красоте родного края.
Как красива наша земля! Один из уголков нашей огромной страны, является наше с вами село, и я предлагаю вам посмотреть фильм «Маянга — уголок России».
Получив
целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению о Родине. Отвечают
на вопрос
Просматривают слад-фильм
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-
к Родине, природе
Устные ответы
II.
Изучение нового материала
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме: «Красота родной природы в творчестве русских художников».
Беседа на тему «Колорит и композиция в пейзаже».
Дидактическая игра «Представить и увидишь»
Отгадайте загадку:
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…
Ответ учащихся. Пейзаж.
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве жанр, называемый пейзажем. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Например, картины великого русского художника И. И. Шишкина. Обратите внимание на его картину «Утро в сосновом лесу». В глубине картины вы видите, что лес как бы окутан туманом. Это так называемая воздушная перспектива. Воздух – прозрачная среда. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Воздушная перспектива отражена во всех пейзажах.
На картине «Рожь» Шишкин четко прорисовал каждый колосок, а на линии горизонта только золотое море ржи.
Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, они покрыты легкой дымкой.
Картина «Дубовая роща». Шишкинские деревья – это классический образ русского леса. Обратите внимание, как переданы свет и тень.
Картина «Лесные дали». Удивительно, как художник сумел так четко передать дальность расстояния, простор.
На этой картине очень хорошо видны ближняя и дальняя перспективы.
– Какое настроение вам навевают эти пейзажи?
– А как может художник передать разнообразное настроение в картине?
– Цветовой строй картины создает ее колорит.
–Как вы считаете, какой цвет вызывает радость?
– В чем состоит идея пейзажей, передавших раздолье родных мест?
– Какими изобразительными средствами и материалами пользуется художник
для воплощения своего замысла?
– Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы?
Художник, используя своё зрительское воображение, пытается передать не только увиденную красоту, но и её настроение, характер.
Примерно это выглядит так:
Предлагаю вам попытаться почувствовать, то состояние, которое испытывает художник.
Я буду бросать вам мяч, а вы будете ловить и отвечать на мой вопрос.
— Какого цвета доброта?
— Какого цвета ветер зимой и летом?
— Какого цвета смех?
— Какого цвета месяц май?
— Какого цвета острая боль?
— Какого цвета радость?
— Какого цвета гроза?
— Какого цвета праздник?
Молодцы!
Слушают
учителя.
Отвечают
на вопрос.
Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-
пейзажистов.
Веселое, тоскливое, грустное и радостное.
Задумчивое, взволнованное, радостное.
Цветом, светом.
Теплый, светлый, и т. д.
Передать красоту родной земли.
Красками (гуашь, акварель, пастель), кистью, карандашом.
Каждый художник по своему находит красивым, тот или иной уголок природы.
Участвуют в игре, отвечают на вопросы.
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют
способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их-
Устные ответы
Устные ответы
Устные ответы
Пауза общего воздействия
Вот вы и почувствовали то состояние, которое испытывает художник, выбирая цветовую гамму, для создания определённого настроения в картине.
При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. На одних картинах дерево выступает в качестве единственного героя и располагается в центре композиции. В этом случае выразительность пейзажа зависит от характера образа этого дерева. На других картинах композиция состоит из лесных массивов и групп деревьев. При такой композиции важно продумать решение пространства: передний, средний, дальний план.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер роняет росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим назад.
Отвечают на вопросы
Выполняют упражнения
Фронтальная работа
Фронтальная работа
III.
Творческая практическая деятельность
Изображение пейзажа своей родной стороны.
Выявление особой красоты пейзажа художественными средствами (гуашь)
Прочитайте задания в учебнике на с. 18.
Давайте составим план выполнения творческого задания.
Приступайте к выполнению творческого задания по плану.
Содержание творческого задания:
1.Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено.
— Какое время годы.
— Определите средства выразительности.
— Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.
2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.
3. На линии горизонта серой краской зарисуйте деревья и кустарники дальнего плана.
4. Прорисуйте видимые ветки и цвет листвы.
3. Темно-коричневой краской нарисуйте изгибающийся линии ствол дерева и несколько коротких веток.
4. С помощью зеленой краски, жёсткой кисточкой прикосновением острым краем кисти, краплением, нанесите краску поверх линий ветвей.
5. Используя краски цвета лайма и светло-зеленого тона, дополнить, гамму обозначающих листья.
6. Прорисуйте мелкие элементы переднего плана (кустарник, стебли сухой травы, цветы).
Работают с учебником
Составляют план работы над рисунком
Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонения от эталона.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.
Наблюдение.
Выполнение рисунка
IV.
Итог урока. Рефлексия
Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа
Домашнее задание
– С произведениями какого русского
художника мы сегодня познакомились?
– Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту родной природы.
– Давайте выберем наиболее удачные композиции, удачный колорит.
Синквейн – это необычное стихотворение, которое состоит из 5 строчек.
1.Что мы сегодня рисовали?
(на экране фиксируется ответ)
2.А какой пейзаж?
3.Как он нас волнует?
4.Что для нас является изображение природы?
5.Как еще можно назвать место, где мы родились и живём?
– Как вы хорошо потрудились! Молодцы!
Прочитать русские народные сказки с описанием русского быта; подобрать иллюстрации с изображением русской избы.
Вам осталось убрать рабочее место.
Урок окончен! Творческих вам успехов!
Иваном Ивановичем Шишкиным.
Рассматривают рисунки, оценивают работу свою и одноклассников,
сравнивая их с образцом (рисунком педагога).
Пейзаж.
Родной, красивый.
Тревожит, завораживает, радует.
Передаёт красоту и величие родной земли.
Родина.
Убирают рабочее место.
Фронтальная работа.
Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают
произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях
искусства.
Регулятивные: оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы
Устные
ответы
Сценарий урока.
Учитель.
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок!
Проверка готовности учащихся к уроку.
Звучит музыка « Осенняя песня» П.И.Чайковский.
Учитель:
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озерный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит,
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало, о тебе еще мы знаем!
Как много изучить нам предстоит.
И. Мордовина
Учитель. Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами на уроке?
– Речь пойдет о красоте родного края.
Как красива наша земля! Один из уголков нашей огромной страны, является наше с вами село, и я предлагаю вам посмотреть фильм «Маянга — уголок России».
Просмотр слайд – фильма «Уголок России»
Учитель. Отгадайте загадку:
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…
Ответ учащихся. Пейзаж.
Звучит музыка «Грустная песенка» П.И.Чайковский (фон).
Беседа учителя сопровождается демонстрацией репродукций картин И.Шишкина.
Учитель. Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве жанр, называемый пейзажем. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Например, картины великого русского художника И. И. Шишкина. Обратите внимание на его картину «Утро в сосновом лесу». В глубине картины вы видите, что лес как бы окутан туманом. Это так называемая воздушная перспектива. Воздух – прозрачная среда. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Воздушная перспектива отражена во всех пейзажах.
На картине «Рожь» Шишкин четко прорисовал каждый колосок, а на линии горизонта только золотое море ржи.
Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, они покрыты легкой дымкой.
Картина «Дубовая роща». Шишкинские деревья – это классический образ русского леса. Обратите внимание, как переданы свет и тень.
Картина «Лесные дали». Удивительно, как художник сумел так четко передать дальность расстояния, простор.
На этой картине очень хорошо видны ближняя и дальняя перспективы.
– Какое настроение вам навевают эти пейзажи?
Ответ учащихся. Задумчивое, взволнованное, радостное.
– А как может художник передать разнообразное настроение в картине?
Ответ учащихся. Цветом, светом.
– Цветовой строй картины создает ее колорит.
– Как вы считаете, какой цвет вызывает радость?
Ответ учащихся. Теплый, светлый, и т. д.
– В чем состоит идея пейзажей, передавших раздолье родных мест?
Ответ учащихся. Передать красоту родной земли.
– Какими изобразительными средствами и материалами пользуется художник
для воплощения своего замысла?
Ответ учащихся. Красками (гуашь, акварель, пастель), кистью, карандашом.
– Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы?
Ответ учащихся. Каждый художник по своему находит красивым, тот или иной уголок природы.
— Художник, используя своё зрительское воображение, пытается передать не только увиденную красоту, но и её настроение, характер.
Примерно это выглядит так:
Предлагаю вам попытаться почувствовать, то состояние, которое испытывает художник.
Я буду бросать вам мяч, а вы будете ловить и отвечать на мой вопрос.
Дидактическая игра «Представить и увидишь»
— Какого цвета доброта?
— Какого цвета ветер зимой и летом?
— Какого цвета смех?
— Какого цвета месяц май?
— Какого цвета острая боль?
— Какого цвета радость?
— Какого цвета гроза?
— Какого цвета праздник?
Учитель. Молодцы!
Вот вы и почувствовали то состояние, которое испытывает художник, выбирая цветовую гамму, для создания определённого настроения в картине.
При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. На одних картинах дерево выступает в качестве единственного героя и располагается в центре композиции. В этом случае выразительность пейзажа зависит от характера образа этого дерева. На других картинах композиция состоит из лесных массивов и групп деревьев. При такой композиции важно продумать решение пространства: передний, средний, дальний план.
Физминутка.
Руки подняли и покачали (Взмах руками вверх – вниз)
Это деревья в лесу. (Покачивание руками над головой)
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер роняет росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – (Приседание)
Крылья сложим назад (Руки вниз опустить)
Работа с учебником. Выполнение творческого задания.
Учитель. Прочитайте задания в учебнике на с. 18.
(Учащиеся работают с учебником).
Учитель. А сейчас давайте составим план выполнения творческого задания.
Составляют план работы над рисунком. Этапы фиксируются на доске.
Учитель. Приступайте к выполнению творческого задания по плану
Содержание творческого задания:
1.Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено.
— Какое время годы.
— Определите средства выразительности.
— Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.
2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.
3. На линии горизонта серой краской зарисуйте деревья и кустарники дальнего плана.
4. Прорисуйте видимые ветки и цвет листвы.
3. Темно-коричневой краской нарисуйте изгибающийся линии ствол дерева и несколько коротких веток.
4. С помощью зеленой краски, жёсткой кисточкой прикосновением острым краем кисти, краплением, нанесите краску поверх линий ветвей.
5. Используя краски цвета лайма и светло-зеленого тона, дополнить, гамму обозначающих листья.
6. Прорисуйте мелкие элементы переднего плана (кустарник, стебли сухой травы, цветы).
Выполнение творческого задания. Сопровождается музыкой «Утро России». ( Музыка по щелчку)
Учитель. С произведениями, какого русского художника мы сегодня познакомились?
Ответ учащихся. Иваном Ивановичем Шишкиным.
Учитель. Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту родной природы.
– Давайте выберем наиболее удачные композиции, удачный колорит.
Анализ работ учащихся.
Рефлексия:
Учитель. Синквейн – это необычное стихотворение, которое состоит из 5 строчек.
1.Что мы сегодня рисовали?
(на экране слово пейзаж)
2.А какой пейзаж? (родной, красивый)
3.Как он нас волнует? (тревожит, завораживает, радует)
4.Что для нас является изображение природы?
(Передаёт красоту и величие родной земли)
5.Как еще можно назвать место, где мы родились и живём? (Родина)
– Как вы хорошо потрудились! Молодцы!
Оценка работ учащихся
Домашнее задание: Прочитать русские народные сказки с описанием русского быта; подобрать иллюстрации с изображением русской избы.
Учитель. Вам осталось убрать рабочее место.
Учащиеся приводят в порядок своё рабочее место.
Учитель. Урок окончен! Творческих вам успехов!
infourok.ru
Урок изобразительного искусства тема «Пейзаж родной земли»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Уразовская средняя общеобразовательная школа №2»
Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему «Пейзаж родной земли»
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи
Используемые средства обучения: 1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская. – М. : Просвещение, 2014.
Автор разработки: Черноусова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов
Применяемые методы, педагогические технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология сотрудничества
Деятельностьучащихся
Формы
организации совзаимодействия
Универсальные
учебные действия
Промежуточный контроль
I. Организационный
момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность обучающихся
к уроку. Читает стихотворение.
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озерный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит,
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит. Как мало о тебе еще мы знаем!
Как много изучить нам предстоит.
И. Мордовина
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами на уроке?
– Речь пойдет о красоте родного края
Получив целе-
вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое
отношение к стихотворе-
нию о Родине.
Отвечают
на вопрос
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-
ценностное отношение
к Родине, природе
Устные
ответы
II. Изучение нового материала
Словесно-иллю-
стративный рассказ с элементами беседы по теме «Красота родной природы в творчестве русских художников».
– Отгадайте загадку:
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…
(пейзаж).
Звучит музыка (фон).
– Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве
жанр, называемый пейзажем. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Например, картины великого русского художника И. И. Шишкина. Обратите внимание на его картину «Утро в сосновом бору». В глубине картины вы видите, что лес как бы окутан туманом. Это так называемая воздушная перспектива. Воздух – прозрачная среда. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Воздушная перспектива отражена во всех пейзажах.
Слушают
учителя.
Отвечают
на вопрос.
Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-
пейзажистов.
Фронтальная работа.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют
способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художни-
ков-пейзажистов.
Устные
ответы.
Просмотр мультимедийной презентации «Художники-пейзажисты
и их произведе-
ния (И. Левитан,
И. Шишкин)».
Музыкальный
фон: пьеса
П. И. Чайковского из цикла
«Времена года»
Беседа на тему «Колорит и композиция в пейзаже».
На картине «Рожь» Шишкин четко прорисовал каждый колосок, а на линии горизонта только золотое море ржи.
Все ближние предметы воспринимают-
ся подробно, а удаленные – обобщенно, они покрыты легкой дымкой.
Картина «Дубовая роща». Шишкинские деревья – это классический образ рус-
ского леса. Обратите внимание, как переданы свет и тень.
Картина «Лесные дали». Удивительно, как художник сумел так четко передать дальность расстояния, простор.
На этой картине очень хорошо видны ближняя и дальняя перспективы.
– Какое настроение вам навевают эти
пейзажи?
– А как может художник передать разно-
образное настроение в картине? (Цветом, светом.)
– Цветовой строй картины создает ее колорит.
– Как вы считаете, какой цвет вызывает радость? (Теплый, светлый, и т. д.)
– В чем состоит идея пейзажей, передав-
ших раздолье родных мест?
– Какими изобразительными средствами и материалами пользуется художник
для воплощения своего замысла?
Веселое, тоскливое, грустное и радостное.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их
Устные
ответы
Физкультминут
ка.
Пауза общего воздействия
– Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы?
– При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. На одних картинах дерево выступает в качестве
единственного героя и располагается в центре композиции. В этом случае выразительность пейзажа зависит от характера образа этого дерева. На других картинах композиция состоит из лесных массивов и групп деревьев. При такой композиции важно продумать решение пространства: передний, средний, дальний план.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер роняет росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим назад
Отвечают
на вопросы.
Выполняют упражнения
Фронтальная работа.
Фронтальная работа
III. Творчес
кая практическая деятель
ность
Изображение пейзажа своей родной стороны.
Выявление особой красоты пейзажа художественными средствами (гуашь)
– Прочитайте задания в учебнике на с. 18
и приступайте к выполнению по плану:
1. Обдумайте мотивы своего пейзажа,
что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.
Составляют план работы над рисунком.
Индивидуальная работа.
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контроли-
Наблюдение.
Выполнение рисунка
2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.
3. Темно-коричневой краской нарисуйте изгибающийся ствол дерева и несколько коротких веток.
4. С помощью зеленой краски нанесите много коротких диагональных штрихов, накладывая их поверх линий ветвей.
5. Используя краски цвета лайма и светло-
зеленого тона, нарисуйте множество диагональных линий, обозначающих листья.
6. Разместите на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане –
крупнее и четче
Рисуют красками
Индивидуальная работа
руют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонения от эталона.
Коммуникативные: зада-
ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка
IV. Итог урока. Рефлек
сия
Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа
– С произведениями какого русского
художника мы сегодня познакомились?
– Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту родной природы.
– Давайте выберем наиболее удачные композиции, удачный колорит.
– Как вы хорошо потрудились! На столах у вас лежат маленькие квадратики бумаги.
Передайте на них свое настроение с по-
мощью красок (цветовое пятно, дерево, цветок, дождик, солнце, радуга
и т. д.).
– Получился коллаж, пейзаж настроения нашего класса
Рассматривают рисунки, оценивают ра-
боту свою и од-
ноклассников,
сравнивая их с образцом (рисунком педагога). Быстро рисуют цветовое
пятно, природный объект, явление в при-
роде и прикреп-
ляют на отдель-
ный стенд
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа
Личностные: понимают значение знаний для че-
ловека, воспринимают
произведения искусства; связывают свои наблюде-
ния за природой родного края с оценкой увиден-
ного в произведениях
искусства.
Регулятивные: оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы
Устные
ответы
infourok.ru
Презентация по ИЗО «Пейзаж родной земли»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА
2 слайд Описание слайда:Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной
3 слайд Описание слайда:В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают свою одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека
4 слайд Описание слайда:В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера
5 слайд Описание слайда:ПЕЙЗАЖ ( франц. – местность) Пейзаж — вид, изображение какой-либо местности; в живописи жанр, в котором основной предмет изображения — природа
6 слайд Описание слайда:Природа нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их тёмные силуэты, ярко освещённые солнцем
7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:Можно увидеть красоту в ломаной линии прибрежных скал, окружённых бесконечным морем, то тихим, то бурным
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:Миргород Игорь. Прибрежные скалы
12 слайд Описание слайда:Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей
13 слайд Описание слайда:А.К.Саврасов. Степь днём
14 слайд Описание слайда:П. Кузнецов. Мираж в степи
15 слайд Описание слайда:Надо научиться понимать даже жёлто-серые пустыни с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом
16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:Самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, знает свои места как родного человека. И очень многое, что не заметит и не поймёт путешественник, известно тому, кто здесь живёт и трудится, где случаются его печали и радости
19 слайд Описание слайда:Наша страна Россия большая, и природа на её территории сильно меняется. Через всю страну текут большие полноводные реки. К ним приносят свои струи извилистые живописные речки
20 слайд Описание слайда:Густые леса укрывают землю как одежды. Лес то подступает к воде, то отступает, открывая чистую зелень прибрежных полян с луговыми цветами
21 слайд Описание слайда:Светлой лентой вьются дороги. По их сторонам пологие, округлые перекаты. Это поля, и они разноцветные
22 слайд Описание слайда:Наша природа-красавица часто меняет наряды. Мы видим природу то летней, то зимней
23 слайд Описание слайда:Весной встречаются холод и тепло, и голубые тени тающего снега постепенно уползают с почти розовой по цвету согретой земли
24 слайд Описание слайда:Вслед за золотой осенью приходит радость пушистого белого снега
25 слайд Описание слайда:О красоте природы поют песни, пишут стихи, образ природы воспевают художники
26 слайд Описание слайда:ЗАДАНИЕ Изобрази красками на бумаге пейзаж родной природы. Какой образ родной природы тебе представляется особенно ярко? Какое это время года? Что будет главным в твоей картине: река? Тёмный лес? Перекаты полей? А каким будет небо?
27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда: 34 слайд Описание слайда: 35 слайд Описание слайда: 36 слайд Описание слайда: 37 слайд Описание слайда: 38 слайд Описание слайда: 39 слайд Описание слайда: 40 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-027102
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Презентация «Истоки родного искусства. Пейзаж родной земли.»
Слайд 1
Истоки родного искусства Пейзаж родной земли Выполнила: Охапкина Надежда Николаевна, учитель ИЗО МБОУ «Средняя школа № 35» г. Дзержинск Нижегородская областьСлайд 2
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как одеваются люди и украшают свою одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека.
Слайд 3
Природа нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, ярко освещенные солнцем. Н.Рерих. Горы.
Слайд 4
Скалы. Айвазовский. Можно увидеть красоту в ломкой линии прибрежных скал, окруженных бесконечным морем, то тихим, то бурным.
Слайд 5
П.Кузнецов. Мираж в степи. Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом.
Слайд 6
И.Левитан. Над вечным покоем. Самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, знает свои места как родного человека.
Слайд 7
Наша страна Россия очень большая и природа на ее территории сильно меняется. Через всю страну текут большие полноводные реки. Сумрачный лес то подступает к воде, то отступает, открывая чистую зелень прибрежных полян с луговыми цветами. И.Левитан. Вечерний звон.
Слайд 8
И.Шишкин. Полдень. Светлой лентой вьются дороги. По их сторонам пологие, округлые перекаты. Это поля.
Слайд 9
И.Левитан. И они разноцветные: одно с голубизной, другое мягко золотится, с синими васильками по обочинам .
Слайд 10
И.Левитан. Березовая роща. А любимые прозрачные березовые рощи: всех радует их светлая зелень в солнечных бликах!
Слайд 11
И.Шишкин. Дубы. Вечер. Всюду ты увидишь округлость линий, мягкость контуров и особенное богатство красок – неярких, но разнообразных по оттенкам. Наша природа-красавица часто меняет наряды. Вот природа летняя.
Слайд 12
И.Грабарь. Февральская лазурь. Весной встречаются холод и тепло, и голубые тени тающего снега постепенно уползают с почти розовой по цвету согретой земли.
Слайд 13
В.Борисов — Мусатов. Куст орешника. Осень.
Слайд 14
А.Васнецов. Зима. Вслед за золотой осенью приходит радость пушистого белого снега.
Слайд 15
Щербаков Б. В. Июнь в Подмосковье. О красоте природы поют песни, пишут стихи, образ природы воспевают художники.
Слайд 16
Литература Неменская Л.А. ИЗО 4 класс Издательство: Просвещение, 2013.
nsportal.ru
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приемы |
1 | Организационный момент | 0,5 | Здравствуйте ребята. | Приветствие. | Словесный | |
2 | Мотивационный этап | Прозвенел звонок, Начался урок. Будем дружно рисовать, Мир огромный познавать! А сейчас загадки снова, Принадлежности готовы? 1.Косичку без опаски
Заскучали без водицы.
Как в музее побывали. | Проверяют рабочие места Показывают принадлежности: кисть краски альбом. | Личностные: действие смыслообразования, желание выполнять учебные действия Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей | Фронтальная работа Словесный (рассказ учителя) | |
3 | Целеполагание | 2 | Ребята, скажите, пожалуйста, что для человека самое дорогое? Что для вас означает слово Родина? Слайд 2 — Итак, кто может назвать тему нашего урока? | Мама и Родина Родина — это наша страна Россия, с её прекрасной природой, людьми, нет на земле человека, который бы не любил природу, не любовался бы её ясным небом, цветущими садами, закатами. Природа всегда нас манит своей неповторимой красотой. Я думаю, что тема нашего урока «Пейзаж родного края» | Личностные: позитивное отношение к себе и окружающему миру Познавательные: способность и умение производить простые логические действия (сравнение) Коммуникативные: умение высказывать своё мнение, аргументировать его, отвечать на поставленные вопросы Регулятивные: целеполагание | Фронтальная работа Словесный (диалог) работа с учебником демонстрация (репродукций картин) |
4 | Актуализация знаний | 3 | Ребята, подумайте, в чём заключается особенность русского национального пейзажа? — Отлично, действительно, особенностью русского национального пейзажа является изображение природы: леса, полей, деревьев, рек. Русские художники изображают бескрайние поля, простор. — Чем же отличается природа России от природы других стран? -Молодцы, взгляните ещё раз на репродукции картин. Изображён ли на них простор, русская красота и загадочность? — Хорошо, а каких вы знаете художников, изображающих русский национальный пейзаж? Слайд3 — Молодцы. Кто сможет объяснить значение слов национальный пейзаж? — Совершенно верно. Мой друг, что может быть милей | Художники изображают русскую природу, родные места, лес. Слушают учителя Красотой, простором. Да Шишкин, Левитан, Кустодиев. Это изображение русской природы, родных мест. | Личностные: нравственно – этическое оценивание окружающего мира, эмоциональное отношение к нему Познавательные: умение производить составные логические операции (построение утверждений, рассуждений) Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объяснять свой выбор, аргументировать его | Фронтальная работа Словесный (диалог) Демонстрация (репродукции картин) Словесный (диалог) |
5 | Этап выявления места и причины затруднения | 5 | Зрительное восприятие красоты пейзажа родного края. Работа по учебнику (стр.14-16) Рассмотрите картины наших великих художников.
Слайд 4-6
А сейчас послушайте замечательное стихотворение Наталии Кнушевицкой «Осенний этюд» Барабанит дождь по крышам, На этюды Осень вышла. Здесь мазок и там мазок- Зажелтел вдали лесок. И стоят кругом рябинки В Ярко-красных пелеринках. Пруд, как блюдце, был простой- Стал с каёмкой золотой. Дождь стучит, стучит по крышам, А художница всё пишет. Пишет, пишет много лет Осень свой автопортрет. Слайд 7 Какие картины возникают в вашем воображении? Слайд 8
|
Отвечают. И Левитан, И Шишкин, В Борисов- Мусатов, И. Грабарь Лето, зима Светотень, цветовой контраст, композиционный центр и др. Осень Да. Могут быть затруднения в ответах Душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе) Отвечают Пейзаж Пейзаж — это жанр изобразительного искусства, в котором изображается природа. Пейзажисты | Личностные: позитивное отношение к себе и окружающему миру Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, использование логических операций (сравнение, построение утверждений, рассуждений) Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли, объяснять выбор, аргументировать его Регулятивные: волевая саморегуляция | Фронтальная работа работа с книгой Словесный (диалог) работа с книгой наглядный (слайд-шоу) Словесный (диалог) Словесный (диалог) работа с книгой наглядный (слайд-шоу) |
6 | Этап построения проекта выхода из затруднения | 2 |
| дети перечисляют самостоятельное чтение живое письмо (рассуждения учащихся) смешивание красок прямо в изображении | Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы) позитивное отношение к себе и окружающему миру Познавательные: выбор наиболее рациональных способов решения задачи | Индивидуальная работа Практический метод (подготовительная работа по созданию пейзажа, тренировочное задание) |
7 | Этап реализации построенного проекта | 1 |
| Композиция, когда предметы стоят на свих местах, но не просто стояли, а чтоб у них была между собой гармония. Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше). | ||
8 | Этап первичного закрепления с проговариванием | 2 | Слайд 11 Мы не просто будем писать осенний пейзаж родного края, а постараемся изобразить его разноплановым. Разместим объекты не по одной линии, а те, которые находятся близко, нарисуем в нижней части листа. Это будет передний план. А вы помните, как надо изображать ближние предметы? Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т.е. выше на листе (чуть меньше). Это средний план. И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план. Как нарисуем дальние предметы Объяснение сопровождается показом на образце. Посмотрите на рисунок. Можно ли его назвать разноплановым пейзажем? Слайд 9, 10 Если кто забыл, как изображаются деревья, посмотрите на таблицу, рисунок. Помните, что дерево можно сравнить с человеком: у человека есть туловище, у дерева – ствол, у человека – руки, у дерева – толстые сучья, на руках у человека – пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки, на пальцах – ноготки, на тонких ветках – листочки или иголки. У природы также, как у человека может быть разное настроение. Она может быть радостной, грустной, печальной, грозной, спокойной. Но всегда остается красивой. Слайд 11 С помощью чего можно передать настроение? | Крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей. Мелко, без прорисовки деталей. С помощью теплого холодного цвета | ||
9 | Физминутка | 1 | Выросли деревья в поле! Хорошо расти на воле! (потягиваем руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (потягиваем руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (дети машут руками Даже толстые стволы Наклонились до земли. (наклоны вперед) Так деревья ветер гнет. (наклоны вправо-влево взад-вперед) Он их верти, он их кружит. Да, когда же отдых будет? (вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. | |||
10 | Этап самостоятельной работы | 20 | Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной природы. (Во время работы звучит музыка) | Выполняют. | Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы) позитивное отношение к себе и окружающему миру Познавательные: выбор наиболее рациональных способов решения задачи | Индивидуальная работа Практический метод (подготовительная работа по созданию пейзажа) |
11 | Этап включения в систему знания и повторения | 1 | Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами. Давайте посмотрим на ваши работы. Насколько вам удалось передать красоту русской природы, её удивительный и загадочный мир (анализ и оценка) | Вывешиваются готовые рисунки на доску. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объяснять свой выбор, аргументировать его Регулятивные: оценка | Фронтальная работа Словесный (диалог) |
12 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | 2 | Продолжи предложение:
Отразите свое мнение о нашем уроке на осеннем дереве: желтый лист – мне всё понравилось, всё удалось; оранжевый лист – мне не всё удалось; красный лист – у меня ничего не получилось. | Отвечают Выполняют. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объяснять свой выбор, аргументировать его | |
13 | Домашнее задание. | 0,5 |
Слайд 12. | Записывают. |
nsportal.ru
Методическая разработка урока на тему:»Пейзаж родной земли» (4 класс)
Учитель: Ельшина Любовь Васильевна
Учебный предмет: «Изобразительное искусство. 4 класс».
Примерная рабочая программа «Изобразительное искусство 1-4 класс», авторская группа: Н.А Горяева, О.В Островская., под руководством Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2012.
Тема четверти: «Истоки родного искусства».
Тема урока «Пейзаж родной земли»
сентябрь
Цельи задачи:
формирование понимания исторического значения картин русских пейзажистов в раскрытии её поэтического своеобразия; раскрыть в своих рисунках образ родной природы.
Образовательная:
характеризовать красоту природы родного края;
характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон;
знакомиться с произведениями русского пейзажного искусства;
использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.
Воспитательная:
вызвать восхищение красотой родной природы и бережное отношение к ней;
воспитывать в детях любовь к родной природе и малой родине.
Развивающая:
развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающей действительности.
Тип урока
комбинированный
Форма работы
индивидуально-фронтальная
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
стремятся к повышению культуры речевого общения, овладевают приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. С любовью относятся к природе и бережно относятся к произведениям искусства художников-пейзажистов. Умеют организовать место занятий, обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
овладевают умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
имеют возможность обретения самостоятельных устремлений в понимании мира вокруг, в обретении смысла жизни.
используют средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала.
Предметные:
имеют практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценки произведений искусства.
используют выразительные средства живописи для создания образа природы. Владеют живописными навыками работы красками: акварелью, гуашью.
Технологии
Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные.
Музыкальный ряд:
Музыка для фона, русская народная. Мелодия народные инструменты: свирель, балалайка, гусак.
Литературный ряд:
Стихи А.С. Пушкина, С. Есенина, местных поэтов.
Материал:
Акварель, гуашь, лист А4, банка, большая кисть.
Задание:
Изображение среднерусского пейзажа
Оборудование
Проектор, компьютер
Наглядно-демонстрационный материал (НДМ)
Репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, Н. Рериха, П. Кузнецова, местных художников.
Основные понятия
Эпический пейзаж, лирический, морской –марина, степной, горный, среднерусский, живопись.
Структура урока
Миницель(задачи)
Этапов занятия
Методы и приемы раб. Образовательные технологии (элементы технологий)
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Планируемые результаты
Организационный этап
(2 минуты)
Создание положительного эмоционального настроя обучающихся
Вступительное слово учителя
Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, готовность к уроку
Приветствуют учителя, готовят рабочее место
Личн.УУД: самоорганизация
Метапредм. УУД: организация своего рабочего места
Регул. УУД: организация деят-ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы
Мотивация
(2 минуты)
Определить тему и задачу урока
Просмотр репродукции, стих. Проблем ситуация. Стих местного поэта
Иной красоты я не знаю.
Всегда с нетерпеньем спешу
К тому заповедному краю,
Где полною грудью дышу,
Где речка сквозь вербы сверкает,
Черёмуха буйно цветёт,
Где каждый меня понимает
И знает, и ценит, и ждёт.
Ермоленко Н.Ф.
Слайд №1 Задаёт наводящие вопросы
Посмотрев фото на фоне стихов, определите, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Определение темы урока
Прочитав стихи, дети догадываются и отвечают.
Природа нашего города.
Природа нашей местности.
Природа города, где мы живём.
Метапредм. УУД:
Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун. УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений, диалог с учителем.
Приобретение знаний
( 8 минут) Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия,
осмысления и первичного запоминания изучаемого материала
Исследовательский, эвристический. Участие одного из трёх Братьев-Мастеров в создании художественного образа природы. Просмотр презентации:
Наблюдаем, сравниваем, анализируем.
Помогает, контролирует и помогает анализировать рассматриваемые изображения природы в картинах русских художников. Предлагает учащимся алгоритм выполнения задания.
Отвечают на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью художники писали пейзажи? Просмотр слайдов презентации « Природа в картинах русских художников»
Метапредм. УУД:
Познав. УУД: самостоятельная деятельность определения выводов, познание нового.
Коммун. УУД: работают совместно с учителем
Личност. УУД:
сформированность познавательных интересов, творческих способностей.
Здоровьесберегающие технологии
Физкультминутка (1 мин)
Выполнение упражнений на движение.
контролирует и помогает выполнению упражнений
Дети выполняют физические упражнения.
Личн.УУД: самоорганизация
Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч….
Переход к практической работе
(3 минуты)
Применение познавательных знаний для выполнения практического задания.
Практическая работа
«эскиз», рисунок в цвете сразу кистью и гуашью или акварелью без предварительного рисунка карандашом.
Учитель контролирует рассказ ученика
Ученик или ученица показывает, как будет выполнять работу по изображению среднерусского пейзажа.
Метапр. УУД:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Предм. УУД: показывает последовательность выполнения пейзажа по плану в учебнике.
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания.
Практическая работа
«пишем пейзаж родной земли»
а) эпический – простор;
б) лирический пейзаж — по стихам поэтов Пушкина, Есенина
Учитель контролирует работу учеников
Создаём образ родной среднерусской природы.
Отмечаем характер, настроение, выраженные через колорит – цвет, яркий, весёлый, приглушенный ( спокойный, тревожный-мрачный).
Объясняем роль художника в создании образа природы.
Объясняем, для какой цели передаёт художник картину природы. Фантазируем, представляем и создаём
Личностн. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.
Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа.
Предм. УУД Умеем видеть образ в создаваемых формах.
Подведение итогов занятия (2 мин)
Подведение итогов занятия
Информационный
Анализируем работы
Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам
Метапредм. УУД:
строят речевые высказывания
Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий
Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.
Рефлексия учебной деятельности
(2 мин)
Заключительная беседа по вопросам;
Задание на дом. Уборка рабочего места.
РЕФЛЕКСИЯ:
Сегодня на уроке: мы узнали
Открыли для себя,
Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя…
А теперь оцените наш урок и нашу работу с помощью цвета:
Прикрепите к стволу дерева зелёные листики, если работа понравилась.
Прикрепите красные листики, если работа не понравилась.
Спасибо за работу на уроке.
Дом. Зад. Найти выразительные изображения горной, морской, степной и среднерусской природы.
Обсудить с родителями своеобразие и красоту российской природы. Принести цветную коричневую, жёлтую бумагу, карандаш. Гуашь. Кисти, бумагу большого формата для групповой работы.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке.
Оценка выполненного труда на уроке.
Регулятивные:
оценивают свою работу
Тема урока№1: «Пейзаж родной земли».
План урока:
Организационный этап (2 минуты)
Мотивация (2 минуты)
Приобретение знаний. Просмотр презентации( 8 минут)
Физкультминутка (1 мин)
Переход к практической работе (3 минуты)
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Подведение итогов занятия (2 мин)
Рефлексия учебной деятельности
Ход урока.
В беседе на 1-м уроке очень важно расставить акценты: главное не анализ каждого пейзажа, а обобщённый образ Руси. Обратить особое внимание на характер русского пейзажа, на формирование образа жизни русского человека. Желательна созвучность литературного, музыкального и зрительного ряда.
Учитель. Прежде, чем начать выполнять задание, посмотрите, перед вами учебники. Вы ученики 4 класса. Давайте посмотрим, что е предлагает нам автор учебника. Слайд 1 (с изображением первых страниц учебника) и стихотворение
Иной красоты я не знаю.
Всегда с нетерпеньем спешу
К тому заповедному краю,
Где полною грудью дышу,
Где речка сквозь вербы сверкает,
Черёмуха буйно цветёт,
Где каждый меня понимает
И знает, и ценит, и ждёт.
Литературное объединение “Острогожские родники” Ермоленко Н.Ф.
Дети читают.
А вот прежде чем назвать тему сегодняшнего урока. Посмотрите на репродукцию.
Слайд 2 (Изображение среднерусской природы) картины местного художника А. А. Горешнева, учителя Ельшиной.
Дети. Здесь мы видим природу нашей местности. «Наша местность» как иначе назовём?
«Родная земля».
Учитель: А теперь постройте предложение по-другому.
Дети: «Природа родной земли»
Учитель: как называется картина, на которой изображена природа?
Дети: «Пейзаж»
Учитель: Тема нашего урока называется….
Дети: «Пейзаж родной земли»
На слайде 2 по щелчку появляется название темы урока «Пейзаж родной земли».
Учитель: Кто догадался, что мы будем рисовать на уроке?
Дети: «Родную природу. Место, где мы живём»
Учитель: русская природа постоянно привлекала к себе внимание художников, музыкантов, поэтов и писателей, и своё восхищение красотой они выражали в произведениях искусства.
Давайте сравним нашу местность с природой других мест.
Дети читают в учебнике:
-Природа нашей планеты очень красива. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их тёмные силуэты, ярко освещённые солнцем.
На картине «Горы» художник Н. Рерих темперной краской изобразил горный пейзаж. Посмотрите: Слайд 3
Учитель: Ребята, кто знает, что такое темпера?
Дети: это краска в тюбиках. Она разводится водой и не смывается. Но и в баночках выпускают темперу. Раньше в старину художники писали свои картины темперными красками и добавляли яичный желток в краску, чтобы она ярче была.
Слайд 4.Дети продолжают читать в учебнике: можно увидеть красоту в ломкой линии прибрежных скал, окружённых бесконечным морем, то тихим, то бурным. Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом. Посмотрите репродукцию картины Кузнецова «Мираж в степи». Кажется, струйки воды или воздуха перемежаются от знойной жары. А на дороге кажется лужи воды. Всё на картине в лазурном цвете: бирюзовая трава, а небо переливается.
Назовите, какие краски неба в этой картине?
Здесь голубой цвет, сине – голубой, изумрудный, сиреневый. Эти переливы делают картину красивой, живописной.
.Слайд 5, читаем в учебнике. Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже жёлто-серых просторов пустынь с огромным небом и плотным как бы разноцветным воздухом. (Изображение пустынного пейзажа)
Слайд 6. Совмещаем учебник и презентацию. Обучающиеся читают.
— Самая красивая природа для человека та, где он родился. Этот край он видит в любое время, знает свои места как родного человека. И очень многое, что не заметит и не поймёт путешественник, известно тому, кто здесь живёт и трудится, где случаются его печали и радости.
Учитель: — Было время, когда русские люди не ценили, не понимали красоту родной земли, им казалось, что только пышная природа Италии может быть волнующе прекрасной и впечатляющей, а родные поля, леса, луга скучны, унылы и однообразны. Поэтому художники часто на своих полотнах до 19 века изображали пленительные образы итальянской природы с вечнозелёными растениями и лазоревым морем. Но появились русские художники, которые увидели красоту в будничном изображении и воспели её. И теперь красоту родной земли мы видим во многом их глазами. Давайте посмотрим уже знакомые и ещё незнакомые вам картины-пейзажи русских художников-пейзажистов.
Смотрим на слайд №6.
Учитель: Как называется картина, которую вы видите на экране.
Ученики: Это картина И.И. Левитана «Над вечным покоем». Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» является одной из жемчужин творчества художника.
Учитель: Что изображено на картине:
Ученик: изображён высокий берег озера, огромное прекрасное небо и время заката;
2-й ученик: небо с бледно-лиловыми облаками,
3-й ученик: — маленькая деревянную церквушку, одиноко стоящая на берегу.
3-й ученик: — Рядом с церковью старое кладбище с покосившимися от времени деревянными крестами.
Учитель:
— А природа здесь суровая или ласковая?
Ученики: — Природа здесь суровая, но красивая. Здесь ветер холодный. Река могучая, необъятные поля.
Слайд 7.
Учитель: Что же хотел для зрителей показать художник в этом пейзаже?
Дети: — что жизнь полна красоты и трудностей, что человеку эти трудности преодолимы.
В этой картине скрыто много философских рассуждений и каждый может видеть их по — своему.
— Для одних в сюжете срыта глубинная философия трактовка о жизни и смерти.
— для других – эта картина о надежде, о мимолетности жизни, о том, что каждый из нас чувствует свою связь с чем-то величественным и грандиозным,
— а в основном – это видение Родины, тихой (церковь, кладбище), величественной и прекрасной.
Учитель: Художники-пейзажисты открыли красоту родной природы и дарят людям своё понимание красоты. Сейчас мы будем не только внимательно смотреть, но постараемся понять сердцем, о чём хотели сказать пейзажисты-художники. Рассмотрите вначале картины в учебнике .
А теперь посмотрите на экран.
Слайд 8. Картина Левитана «Берёзовая роща».
Вспомните, как называется эта картина?
Дети: — «Берёзовая роща».
Кто из русских художников написал её?
Дети — И.И. Левитан.
На экране анимация после ответа обучающихся появляется фамилия художника.
Слайд 9. На экране репродукция картины Шишкина.
Кто изобразил эту картину?
Ученик: И.И. Шишкин.
Вспомните её название.
Ученик: Полдень. Окрестности Москвы.
Что изображено на картине?
Просёлочная дорога, на ней люди идущие на отдых наверное.
Жарко очень, светит знойное солнце. Но простор, дышится легко.
Слайд 10. Работа Шишкина. Диалог с учащимися.
Слайд 11. Репродукция картины Бориса — Мусатова «Куст орешника».
Слайд 12. Репродукция картины Грабаря «Февральская лазурь».
Давайте сделаем вывод, что же хотели показать художники в своих картинах?
Дети: — Образ родной природы и любовь к ней. А от любви к природе – любовь к своей малой родине.
Учитель: — Это целая повесть о русских полях, лесах, озёрах, реках, селениях. Так ли скучны и унылы они? Нет, они прекрасны! Не только художники выражали свою любовь к природе и её красоту. Разве можно сравнить эту природу с пышной природой Италии? Вот вы убедились, ребята, как глубоко и проникновенно передали красоту русской природы художники. Так написать могли только люди, горячо любящие свою Родину, свою землю, свой край. Природа… Сколько дивной красоты можно увидеть в её царстве, в её лесных владениях. И самым главным богатством был русский лес. И селился русский человек ближе к нему или в самом лесу. Матушка-природа и кормила, и поила, и одевала человека, одним словом, нежно, по-матерински, заботилась о нём как о своём сыне. Сегодня мы изобразим природу у нас в наших рисунках: Расположите лист по-вертикали;
Послушайте, как утончённо передал особую красоту природы родного края поэт Н. Языков:
Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце, кажется, светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок, —
Душистее цветы? Там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поёт звучнее.
Музыкант. Композитор С. Рахманинов передал в широкой напевной мелодии красоту русского пейзажа с его необозримыми просторами полей и лесов. (Звучит фрагмент из 2-го фортепианного концерта С. Рахманинова).
Отдохнём немного, сделав несколько упражнений. Физкультминутка.
1 Покажем какая необъятная наша земля. Руки в стороны.
2. Какие глубокие озера и реки. Руки опустили вниз.
И ещё раз.
Представьте, что мы сажаем деревья, и они тянуться к солнцу.
В сторону, и наклон рук, вместе вперёд. В сторону, наклон рук. А, затем кверху и т.д. — в течение минуты. Упражнения снимают напряжение.
Сейчас мы покажем свою любовь к своей малой родине. Как вы понимаете «Малая родина»
Ученики.
Это место, где ты родился, там твой дом.
Последовательность написания этюда пейзажа:
Пишем красками, начиная с неба.
Краски размешиваем на палитре
Помним, что в пейзаже будет впереди, пишем отчётливо яркими красками.
То, что в рисунке вдали, менее отчётливо. Смешиваем краски на рисунке.
Можно написать простор – эпический пейзаж
Можно изобразить дом в окружении деревьев, кустарников.
Можно изобразить речку. Присмотритесь к рисункам детей на страницах учебника. Пользуйтесь планом в учебнике.
В конце урока анализ рисунков детей.
Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам
Рефлексия учебной деятельности (2 мин) Заключительная беседа по вопросам
РЕФЛЕКСИЯ:
— Сегодня на уроке: мы узнали
Открыли для себя,
Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя…
— А теперь оцените наш урок и нашу работу с помощью цвета:
Прикрепите к стволу дерева зелёные листики, если работа понравилась.
Прикрепите красные листики, если работа не понравилась.
Спасибо за работу на уроке.
Домашнее задание и уборка рабочего места.
infourok.ru