Андрей баскаков – жизнь в фотографиях — Российское фото

ОБ АНДРЕЕ ИВАНОВИЧЕ БАСКАКОВЕ

Сколько нужно «информационных поводов», чтобы написать о человеке?

Родился 13 ноября 1948 года. Стоял у истоков создания Союза фотохудожников России, учредительный съезд которого состоялся в декабре 1990-го. Без малого 25 лет был его бессменным Председателем. Был автором-составителем множества фотоальбомов, один из которых — «Фототворчество России» — выпустило издательство «Планета» в том же 1990 году. В 2010-м стал Лауреатом Премии Правительства РФ в области культуры. Вышла в свет книга его фотографий и состоялась персональная выставка в МАММ (и то и другое — увы, посмертная ретроспектива)…

Фото: Николай Смоляк

Андрей Иванович родился в Вербилках. Для любого россиянина Вербилки — это, прежде всего, знаменитая марка советского фарфора. Здесь, на фабрике когда-то гарднеровского и кузнецовского фарфора — тогда это был Дмитровский фарфоровый завод — работала художником его мама (отец преподавал немецкий в школе). Здесь в качестве фотографа заводской художественной лаборатории начинал он свой путь в фотографии, ставший и трудовым и творческим.

Андрей Баскаков. Из серии «Сенокос». Московская область, 1975

Вербилки — тихий подмосковный поселок на берегу речки Дубны — его родина. Не только по паспорту. По глубине и психологической точности его многочисленных «деревенских» фотографий. Наиболее известные из них вошли в серию «Сенокос» (перечислять все нет смысла, надо смотреть). Потому что по сути своей каждая такая фотография — в значительной степени автопортрет. Недаром сам себя он называл деревенским. Хотя, если увидеть его глазами Париж или, скажем, Югославию, этого никогда не скажешь. Подумаешь — эстет. Но у нас сейчас не искусствоведческий экскурс в творчество, а скорее приглашение познакомиться поближе с интересным человеком.

Андрей Баскаков. Дерево. Париж, Франция, 1970-е

Окончил факультет журналистики МГУ им. М. В.Ломоносова. Потом преподавал на кафедре кинофотомастерства Московского Государственного института культуры, читал курсы «История фотографии» и «Фотомастерство» (и на очном и на заочном).

Каким преподавателем он был? Со стороны кажется, что строгим, но справедливым. Его ученики были нередкими гостями в Союзе. Андрей Иванович их привечал. Вспоминал их студенческие «опусы», их ляпы (со смехом и по-доброму), их достижения (с неизменным уважением). При возможности давал работу.

Андрей Баскаков. Из триптиха «Наступление». 1970-е

Сознательно поставил твердый крест на своей творческой карьере, отдавая все силы созданному Союзу (впрочем, с камерой расстаться не смог, снимал при любой возможности). Потому что был он из редкой породы людей, которые о себе думают в последнюю очередь.

Вообще он был трудоголиком, каких поискать. Бесконечные фотовыставки, фестивали, проекты. Многочисленные книги и альбомы по фотографии, составителем которых он был.

Его любимый фотограф — Максим Петрович Дмитриев (1858−1948), родоначальник социальной фотографии. По творчеству Дмитриева Андрей Иванович писал диплом, читал лекции (социальная фотография — его конек, нельзя сказать, что он не принимал никакую другую, просто

это было его). Вполне закономерно, что он стал инициатором издания и составителем альбома «Максим Дмитриев. Фотографии», вышедшем в 1996 году в издательстве «Планета». Уже в 2000-е совместно с издательством «Арт-Родник» им была задумана серия «Фотографическое наследие» о классиках советской и российской фотографии (от М. Дмитриева и А. Карелина до А. Шайхета и Е. Халдея). И это его заслуга в том, что появилась возможность познакомиться с творчеством известнейших отечественных мастеров (всего таких альбомов было издано девять).

Андрей Баскаков. Из серии «Птичий рынок». Одесса, 1976

А сколько сил было отдано фестивалям детской и молодежной фотографии. Сколько молодых фотографов стало профессионалами и лауреатами с его легкой руки. А еще поездки, поездки, поездки… И неизбежная союзная «текучка» и здешняя, московская, и всякая другая. Ведь Союз Фотохудожников России — организация не только общественная, но и общероссийская. Отделений Союза по городам и весям страны несколько десятков. И у каждого свое наболевшее. Для тысяч, без преувеличения, фотографов Союз стал и интересной творческой площадкой и, в каком-то смысле, родным домом.

Андрей Баскаков. Одесса, 1980

Его жизненный путь оборвался внезапно. Ушел ли он из жизни? Из нашей — Союза и его команды — безусловно, нет. Просто вернулся в свои Вербилки, к матери и отцу. Вошел ли он в историю российской фотографии — безусловно, да. Более того, он ее делал.

А чем сегодня живет Союз Фотохудожников России — это здесь.

Дежурила по блогу Александра Устинова

diletant.media

РОСФОТО Фотографии 1970-х — 1990-х годов

В истории российской фотографии имя Андрея Ивановича Баскакова прежде всего связано с успешной и разнообразной организаторской, кураторской, преподавательской и издательской деятельностью.

С конца 1970-х годов Андрей Баскаков, войдя в состав правления всероссийского фотоклуба «Кадр», занимался координацией деятельности сельских и городских фотолюбителей при Центральном доме народного творчества Министерства культуры РСФСР и преподавал на кафедре кинофотомастерства Московского государственного института культуры. В 1986 году назначен заведующим отдела фотоискусства Государственного Дома народного творчества Минкультуры РСФСР. В 1989–1990 годах руководил инициативной группой по созданию Союза фотохудожников РСФСР, а затем России, и на первом съезде Союза был избран его председателем. На этом посту он оставался до 2014 года. Заслуги в развитии и популяризации российской фотографии были отмечены в 1996 году присвоением звания «Заслуженный работник культуры РФ».

Организаторская работа на долгое время заслонила от широкого зрителя творческие работы Андрея Баскакова. Только после смерти Баскакова в 2014 году были предприняты первые попытки осмысления его наследия. Настоящая выставка представляет петербургскому зрителю 88 лучших авторских работ, выполненных в 1970-х — 1990-х годах.

Творческий путь Андрея Баскакова начинается в первой половине 1970-х годов, и уже в 1974 году на международной выставке в Киеве «Смена — ORWO-74» cерия «Хатынь» и снимок «Печальная» удостаиваются дипломов. На протяжении десятилетия Баскаков оттачивает профессиональное мастерство и активно формирует творческую коллекцию, регулярно демонстрируя ее на союзных, российских и международных выставках и конкурсах. В это время созданы серии «Русское поле», «Лето — пора сенокосная» и отдельные работы: «Память», «Портрет скульптора», «Начало весны». Многократно отмеченные жюри, эти работы отражали творческие поиски в советской художественной фотографии 1970-х годов.

Как большинство молодых фотографов этого периода, Андрей Баскаков параллельно интересуется художественной и репортажной фотографией. Он снимает пейзажи Подмосковья и портреты, в которых ищет яркие композиционные решения и пробует разнообразные художественные приемы. В жанровой фотографии он активно экспериментирует, документально и честно запечатлевая настоящую жизнь без вымыслов и прикрас. Хороший пример репортажного подхода в творчестве Баскакова представляет серия, посвященная одесскому птичьему рынку (1976), эстетика которой и сейчас остается современной.

В 1980-х годах благодаря работе с любительскими объединениями России Андрей Баскаков много путешествует по стране, не прекращая фотографировать. Снимки, сделанные в Литве, Латвии, Эстонии, Средней Азии, Краснодарском крае, Калининградской области, Приморском крае, на Кавказе, Русском Севере, постоянно пополняют творческий архив фотографа.

Часть этих фотографий он позднее сопоставит в парных авторских коллажах со снимками зарубежной действительности, сделанными в конце 1980-х — начале 1990-х годов в поездках по странам Европы.

Выставка Андрея Баскакова в РОСФОТО охватывает двадцать лет и представляет ретроспективный взгляд на малоизвестную творческую часть жизни Андрея Баскакова — первого председателя Союза фотохудожников.


rosphoto.org

РОСФОТО Обычная жизнь в фотографическом преломлении. К 70-летию Андрея Баскакова

13 ноября 2018 года мастеру фотографии и первому председателю Союза фотохудожников России Андрею Ивановичу Баскакову могло исполниться 70 лет. Его творческое наследие начали осмыслять только в 2014 году — после его смерти. Выставка, которую можно увидеть в РОСФОТО до 27 мая, демонстрирует петербургскому зрителю 88 лучших авторских работ, выполненных в 1970-х — 1990-х годах. Представляем вашему вниманию текст Юрия Михайловича Батурина об Андрее Баскакове — его друге с самых ранних лет жизни.

Вся жизнь Андрея Ивановича Баскакова прошла в мире фотографии. Сначала он стал замечательным Мастером, а затем — организатором и первым председателем Союза фотохудожников России, который возглавлял почти четверть века. Он отдавал все свое время, чтобы искать таланты, растить молодых фотографов, помогать многим из большого фотосообщества страны. Может быть, поэтому с какого-то времени он перестал выставлять собственные работы. Но оставался непререкаемым авторитетом как эксперт. Его оценки фоторабот были очень точны, часто критичны, но высказаны так, что за критику хотелось благодарить.

Как получается настоящая фотография? Это своего рода игра изображения со временем. Изображение динамично, оно еще не остановлено фотографом. Но вот он поймал момент, нажал затвор и… оставил нам фотографию. Эта игра может принимать разные формы. Когда доминирует время, изображение становится Историей. В художественной фотографии время стягивается в точку в тот момент, когда изображение становится Искусством. Андрей Баскаков любил говорить, что фотография делается не объективом, а головой. Он прав. Люди видят один и тот же фрагмент реальности по-разному, потому что мозг каждого по-своему воспринимает увиденное. Это означает, что пространство восприятия у всех свое. Поэтому и картины, которые сложились в голове, разные. И даже если они пользуются одной и той же фотоаппаратурой, фотографии будут разными.

У фотохудожника картинка в пространстве восприятия не статична, она движется, причем не только вдоль оси времени — она совершает любые возможные потенциальные изменения. Обычный фотограф нажимает на кнопку в произвольный момент. Хороший — чувствует момент, когда изображение приближается к искусству. Фотохудожник, кроме того, только ему известным способом влияет на него. А потом происходит эффект резонанса, когда пространство восприятия зрителя оказывается настроенным на пространство восприятия фотохудожника.

Андрей Баскаков был мастером такой настройки. Особенность его фотографий в том, что он среди многосложной жизни находит нечто простое и понятное и делает изображение этого простого высоким искусством. Не дает оторваться серия «Птичий рынок». А как красивы старческие лица, на которых лежит печать трудной жизни (серия «Старость»)! Главным героем его работ была обычная жизнь. Например, его серия «Сенокос». На фотографиях нет ничего лишнего: человек, копна сена, иногда косы, грабли или вилы. Фотографии разные, но их хочется рассматривать долго — это Искусство. И не стоит думать, что как искусство их воспринимает только сельский житель. В совпадении пространств восприятия есть более глубокая человеческая загадка.

Согласимся с Баскаковым: фотография делается головой. Но надо добавить: фотография делается и душой. Главное человеческое качество Андрея — добродушие. Он даже сердился по-доброму — брови хмурил, голос повышал, а глаза улыбались. Добродушие — от «добрая душа». Его фотографии сделаны не только умной головой, но и доброй душой. Много фотографий сделано в его родных Вербилках. Я узнаю с детства знакомые мне пейзажи и лица людей. Пейзажи и сегодня те же. А люди постепенно уходят. Что делать — Время! Фотография и Время. Люди остались на фотографиях и ушли в Историю. Может быть, поэтому сегодня мне кажется, что я знал Андрея всегда. Первые три года жизни с высоты возраста — пренебрежимо малая величина. А уже в конце 1950-х я помню его только с фотоаппаратом. Иногда он дарил мне авторскую фотографию. Нечасто, примерно раз в десять лет. Они сохранились. Были только памятью о друге, а стали художественной ценностью.

Я очень рад тому, что выставка фотографий Андрея Баскакова открывается в Санкт-Петербурге. Двадцать лет назад мы вместе ходили по питерским улицам, рассматривали афиши и размышляли об особой художественной восприимчивости публики здесь, в городе на Неве. А сейчас я приехал в гости к Андрею, который наконец открыл свои работы для широкого зрителя. Андрей Баскаков, замечательный Мастер и добрая душа, по-доброму рассказывает нам о простых сюжетах обычной уже ушедшей жизни.

Юрий БАТУРИН, председатель Союза фотохудожников России, летчик-космонавт России


Председатель Союза фотохудожников России Юрий Батурин

Последнее изменение 26.04.2018

rosphoto.org

Андрей Баскаков, Москва, 45 лет

Хобби и интересы

  • Деятельность:Андрей Баскаков — DJ, композитор и продюсер — культовый персонаж отечественной танцевальной культуры. Начинал свою карьеру Андрей на радиостанции в г Ростове-на-Дону. «Радио Провинция» а потом «Радио103» гремела на весь юг России, благодаря в том числе и ему. Программы по заявкам, прямые радиошоу со слушателями до сих пор помнят благодарные поклонники. Мало кто знает, что именно Андрей в 16 лет создал первый сайт в интернете (IMC System BBS), а в 21 год выпустил первый(!) в истории Ростова-на-Дону компакт диск «3 In a House” с заглавным треком Борис Ельцин. После триумфального выхода и презентации этого диска Андрей Баскаков создал первый и единственный в Ростове-на-Дону продюсерский центр, объединив вокруг него самых талантливых музыкантов юга России. И мир впервые услышал Басту, Свету, Акулу и другие известные проекты. После создания супер хита «Кислотный Диджей» Андрей вместе с Оксаной Почепа, получает приглашение от группы РукииВерх переехать в столицу и работать в большом пространстве. На потоке выдавая стопроцентно форматные хиты, получая премии «Песни Года», Андрей стал человеком, который в том числе и формировал этот самый недостижимый для многих «Формат». Неслучайно, что несколько лет Андрей провел в креслах руководителей радиостанций Попса, Некст, Пульс, Мегаполис. Два высших образования (факультеты физики и менеджмента) безусловно, способствовали успеху в работе саундпродюсера. Но даже на топ-менеджерских должностях Андрей не бросал любимого дела. В рамках проекта Попса-3000 Андрей Баскаков вместе с Диджеем Коржом(ППК) сделали более 50 ремиксов для самых серьезных артистов нашей страны. В том числе для Ума-Турман, А-студио, Города 312, Гостей из Будущего, Иракли, Басков, Киркоров, Айвазов, мистера Кредо, А. Руссо и другие Летом 2008 года на своей загородной студии Андрей Баскаков решил начать инновационный проект. Первый же записанный трек «TECKTONIK PARTY» попал в жесткую ротацию на радио «D-FM». И даже стал гимном рекламной кампании радио «D-FM» по промо самого модного на тот момент танцевального стиля — Tecktonik, состоялась презентация нового модного танцевального шоу и проекта DJ Баскаков, гоодовалая дочь Андрея – Полина, уже побывала в хитпарадах модных радиостанциях с треком «Ляляля», в рингтонах и интернете ее звонкий голос призывает безудержно веселится. В 2010 году Андрей открывает видео направление, создавая новые технологические направления в медиа пространстве. Съемка видеоклипов, анимационных фильмов, реалити шоу — теперь есть новое поприще на котором Андрей чувствует себя к рыба в воде. Работая с Евгением Орловым и замечательной командой великолепных творческих людей, в новом течении по генерации звезд. В 2014 году Андрей создает первое телевидение для подростков в стиле радио, которое так и называется radiokids.fm которое является рупором новой молодежи, где в очередной раз родятся сверх новые, миссия которых озарить ярким светом МИР !
  • Любимая музыка:house, techhouse
  • Любимые фильмы:LOST
  • Любимые тв-шоу:Телешоу, созданные на radiokids.fm!!!
  • Интересы:Делать людей счастливее
  • Любимые книги:Нет книг!
  • Любимые игры:Supertux

xn--24-6kchq2abwi5bc.xn--p1ai

Андрей Баскаков в МВЦ РОСФОТО — Российское фото

10 апреля в музейно-выставочном центре «РОСФОТО» открывается выставка Андрея Баскакова, которая представляет ретроспективный взгляд на малоизвестную творческую часть жизни фотографа — первого председателя Союза фотохудожников.

В истории российской фотографии имя Андрея Ивановича Баскакова прежде всего связано с успешной и разнообразной организаторской, кураторской, преподавательской и издательской деятельностью.

С конца 1970-х годов Андрей Баскаков, войдя в состав правления всероссийского фотоклуба «Кадр», занимался координацией деятельности сельских и городских фотолюбителей при Центральном доме народного творчества Министерства культуры РСФСР и преподавал на кафедре кинофотомастерства Московского государственного института культуры. В 1986 году назначен заведующим отдела фотоискусства Государственного Дома народного творчества Минкультуры РСФСР. В 1989–1990 годах руководил инициативной группой по созданию Союза фотохудожников РСФСР, а затем России, и на первом съезде Союза был избран его председателем. На этом посту он оставался до 2014 года. Заслуги в развитии и популяризации российской фотографии были отмечены в 1996 году присвоением звания «Заслуженный работник культуры РФ».

Организаторская работа на долгое время заслонила от широкого зрителя творческие работы Андрея Баскакова. Только после смерти Баскакова в 2014 году были предприняты первые попытки осмысления его наследия. Настоящая выставка представляет петербургскому зрителю 88 лучших авторских работ, выполненных в 1970-х —1990-х годах.

Творческий путь Андрея Баскакова начинается в первой половине 1970-х годов, и уже в 1974 году на международной выставке в Киеве «Смена — ORWO-74» cерия «Хатынь» и снимок «Печальная» удостаиваются дипломов. На протяжении десятилетия Баскаков оттачивает профессиональное мастерство и активно формирует творческую коллекцию, регулярно демонстрируя ее на союзных, российских и международных выставках и конкурсах. В это время созданы серии «Русское поле», «Лето — пора сенокосная» и отдельные работы: «Память», «Портрет скульптора», «Начало весны». Многократно отмеченные жюри, эти работы отражали творческие поиски в советской художественной фотографии 1970-х годов.

Как большинство молодых фотографов этого периода, Андрей Баскаков параллельно интересуется художественной и репортажной фотографией. Он снимает пейзажи Подмосковья и портреты, в которых ищет яркие композиционные решения и пробует разнообразные художественные приемы. В жанровой фотографии он активно экспериментирует, документально и честно запечатлевая настоящую жизнь без вымыслов и прикрас. Хороший пример репортажного подхода в творчестве Баскакова представляет серия, посвященная одесскому птичьему рынку (1976), эстетика которой и сейчас остается современной.

В 1980-х годах благодаря работе с любительскими объединениями России Андрей Баскаков много путешествует по стране, не прекращая фотографировать. Снимки, сделанные в Литве, Латвии, Эстонии, Средней Азии, Краснодарском крае, Калининградской области, Приморском крае, на Кавказе, Русском Севере, постоянно пополняют творческий архив фотографа.

Часть этих фотографий он позднее сопоставит в парных авторских коллажах со снимками зарубежной действительности, сделанными в конце 1980-х — начале 1990-х годов в поездках по странам Европы.

rosphoto.com

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *