Анри картье брессона: 15 высказываний Анри Картье-Брессона о фотографии
15 высказываний Анри Картье-Брессона о фотографии
© Hotels Paris Rive Gauche
Первый фотоаппарат Анри Картье-Брессона, Leica I
Картье-Брессон — первый фотограф, чьи работы были выставлены в залах Лувра в Париже. Это было в 1954 году. Сегодня же его фотографии находятся в коллекциях ведущих музеев мира, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке и Музей Виктории и Альберта в Лондоне.
Французы, испанцы и все остальные европейцы, американцы, мексиканцы, китайцы, индийцы и даже россияне советского периода — героями его фотографий становились люди со всех уголков Земли. За почти сорок лет путешествий по миру с камерой в руках (в конце 60-х годов он практически забросил фотографию и вернулся к своему любимому занятию — живописи) Картье-Брессон создал сотни (если не тысячи) талантливых снимков, иллюстраций времени и настроений, многие из которых стали классическими. На его работах выросло не одно поколение фотографов, но не меньше для развития этого искусства сделали не только его снимки, но и его размышления о фотографии. Проект Weekend собрал 15 высказываний Анри Картье-Брессона о деле своей жизни:
1. Фотография — это одномоментное, в долю секунды, опознавание значения того или иного события, равно как и точная организация тех визуальных форм, которые позволяют этому событию себя выразить.
2. Каждый раз, под тем или иным углом нашего зрения, пространство может обретать объем и разворачиваться, ширясь до бесконечности. Пространство, в момент присутствия, воздействует на нас с большей или меньшей интенсивностью, а после оставляет нас наедине с нашей памятью и ее метаморфозами. Из всех средств визуального выражения фотография есть единственное, которое навечно фиксирует одновременно точный и мимолетный момент.
3. Только из глубокого, развитого чутья может возникнуть тонкая и точная визуальная организация смысла.
© AFP 2013, François Guillot
Выставка Анри Картье-Брессона в Национальной библиотеки Франции, 25 Апреля 2003 года
4. Удел фотографа — непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться.
5. Порой одно-единственное событие может содержать в себе крайне богатый, многогранный, неоднозначный смысл. И тогда нужно углубиться во все сопутствующие ему обстоятельства, чтобы ухватить стоящую за ним проблему. Ибо мир всегда в движении, и ты не можешь застыть в своем отношении к тому, что изменчиво и подвижно.
6. Поэзия — основа всего. И только через глубинный контакт с реальностью и полноту жизни можно достигнуть поэзии. Очень часто я вижу фотографов, которые культивируют странность и нелепость сцены, думая, что это поэзия. Но это не так. Поэзия появляется тогда, когда два элемента неожиданно вступают в конфликтные отношения, и между ними вспыхивает искра. Но она возникает очень редко, и ты не можешь подстеречь ее. Это все равно, что гоняться за вдохновением.
7. Содержание не отделимо от формы. Под формой я подразумеваю строгую организацию поверхностей, очертаний и смыслов.
8. Свобода, для меня, заключается в строгой рамке кадра, а внутри этой рамки возможны любые вариации.
© AFP 2013, François Guillot
Выставка Анри Картье-Брессона в Национальной библиотеки Франции, 25 Апреля 2003 года
9. Наибольший восторг у меня вызывает геометрия кадра, его конструкция. Нельзя снимать ради структуры, форм и схем, но, когда каждый элемент фотографии находится на своем месте, — это доставляет чувственное и интеллектуальное удовольствие. Это осознание миропорядка, который находится перед тобой.
10. Золотое правило гласит: два единственных компаса, которые есть у фотографа в распоряжении, — это его глаза. Любой чисто геометрический анализ, любое сведение фотоснимка к голой схеме (и это в самой природе фотографии!) может быть сделано только после того, как фотография отснята, проявлена и распечатана.
11. Думать следует до или после съемки, никогда во время ее.
12. Разница между хорошим снимком и посредственным — вопрос миллиметров, малейших отличий, но она существенна. Я не думаю, что фотографы сильно отличаются друг от друга. Отличия почти не заметны, но это именно те маленькие различия, которые имеют значение.
13. Задача фотографа — воспринять реальность, почти одновременно «записывая» ее в записную книжку, каковой является наша камера. Мы не должны ни манипулировать реальностью во время съемки, ни подтасовывать результаты нашей работы в фотолаборатории.
14. В истинном портрете Вы не найдете ни льстивых прикрас, ни гротескных карикатур, но только глубокое и точное отражение индивидуальности.
15. Мы, фотографы, снимая репортаж, неизбежно выносим суждения и оценки тому, что видим, и это предполагает большую ответственность.
Подготовлено на основе информации открытых источников
10 советов от классика фотографии.
Анри Картье Брессон — один из самых выдающихся фотографов XX веков, основоположник жанра фоторепортажа и фотожурналистики в целом, признанный при жизни гений фотографии. Его творчество по сей день представляет огромный интерес для историков и фотолюбителей. Сегодня мы поговорим о некоторых советах мастер, которые не утратили актуальность и в наши дни.
Фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра
Одной из явных особенностей фотографий Анри Картье-Брессона всегда оставалась способность удивительно точного строения кадра. Ему удавалось объединять самые различные и даже противоположные другу другу геометрические фигуры, линии и тени в единое гармоничное целое. Фотограф тщательно продумывал границы кадра и выбор объекта для центрального местоположения. Многие кадры фотографа обрамлены так называемыми «естественными» предметами. Такая многоплановость — один из признаков хорошего удачного кадра.
«Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать её только интуитивно», — не уставал повторять фотограф.
Будьте терпеливы, работайте «мягко»
«Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу», — говорил Анри Картье-Брессон. Эту вечную для фотографии тему — как схватить главный, решающий момент, нажать на спуск затвора секунда-в-секунду с моментом кульминации события — французский фотограф объяснял весьма доступно и просто. Современники отмечали, что Анри Картье-Брессон всегда был очень последовательным и спокойным. При съёмке на улице он мог неторопливо дожидаться момента ,когда кто-то из прохожих окажется в той точке кадра, которая казалась ему идеально подходящей для его местоположения: «Иногда бывает так, что проходящих мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре». — советовал он.
Из множества отснятых кадров он оставлял только тот, в котором все элементы — прохожие, фон, композиция — были расположены именно так, как задумал автор. Рассуждая о решающем моменте, он признавал интуитивную спонтанность решения фотографа сделать кадр.
Путешествуйте, познавайте мир
Французский фотограф был страстным любителем путешествий. Он побывал во многих странах мира, фотографировал разные населённые пункты и их жителей. В ходе путешествий он знакомился с людьми, много общался, изучал местные традиции, стараясь проникнуться этой атмосферой. Он не жалел для этого времени: например, чтобы сделать цикл фотографий Индии, он провёл в стране целый год. Анри Картье-Брессон был уверен, что знакомство с новыми культурами и общение с представителями других народов заряжает фотографа творческим вдохновением и расширяет границы мировоззрения.
Используйте для съёмки один объектив
За долгие годы своего сотрудничества с агентством «Magnum Photos» творчества Анри Картье-Брессон делал кадры с использованием самых разных объективов. Но для личного творчества он предпочитал работать с одним и тем же объективом — 50 мм, и оставался верным своему выбору на протяжении десятилетий. Он называл объектив «естественным продолжением глаз фотографа» и говорил, что «не хотел жить в мире, где видоискатели в фотоаппаратах показывали фотографу готовые композиционные схемы». Интересно, что сказал бы классик сегодня?
Фотографируйте детей
Признанный гений фотографии очень любил фотографировать детей, которые всегда выглядели в его фотографиях естественно и непринуждённо. Анри Картье-Брессон часто гулял по городам и снимал портреты случайных прохожих, в том числе и детей. Фотография, на которой запечатлён мальчик, несущий бутылки вина с искренне-торжественным выражением лица, стала известна на весь мир. Должно быть, каждый из нас, глядя на эту фотографию, переносится в собственное детство.
Оставайтесь незаметным, не будьте назойливы
Каждый раз во время съёмок Анри Картье-Брессон старался оставаться незаметным, слиться с толпой и не афишировать себя как фотографа. По некоторым источникам, зачастую он даже заклеивал блестящие элементы своей камеры чёрной изолентой и накрывал её платком. Сам он одевался скромно, фотографировал быстро, активно перемещаясь из точки в точку, чем просто не успевал привлечь к себе внимание зевак. Брессон не противопоставлял себя окружающим, он чувствовал себя одним из них. И именно благодаря этому люди в его кадрах всегда выглядели естественными, а снимки получались объективными. При этом фотограф был убежден, что необходимо находиться в гуще событий. «Мир разлетается на куски, а Адамс и Вестон фотографируют камни!» — говорил он.
Воспринимайте мир как художник
Анри Картье-Брессон умел отлично рисовать. Неслучайно уже в последние годы жизни он вновь вернулся к этому занятию. Поэтому в своих диалогах о фотографии он часто сравнивает кадр с картиной, проводя параллели с художественным творчеством. «Зритель рассматривает фотографию, как законченную картину, картину с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание», — говорил он. Все правила создания картины и рисунка мастер перенёс и в фотографию.
Не кадрируйте фотографии
Анри Картье-Брессон был убеждён, что если композиция кадра смещена, то его нужно считать бракованным и негодным. Фотограф не признавал обрезку уже готовой фотографии, уверенный в том, что композиция может быть построена только один раз — при съёмке: «Процесс фотографирования — это процесс мгновенного определения события и организации форм, которые и выражают это событие».
Стремитесь к новым вершинам
Анри Брессон обладал уникальной по нашим временам способностью: он никогда не «цеплялся» даже за самые удачные свои кадры, признанные именитыми мастерами. Он не тратил время на то, чтобы возводить их в ранг предмета собственной гордости, и вместо этого стремился дальше, вперёд, к новым неизведанным горизонтам. Классик был уверен, что самодовольство может стать препоной для развития творческого человека. Не зря же он повторял: «Твои первые 10 000 снимков — худшие».
Не стремитесь сделать как можно большее количество кадров
«Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И, тем не менее, стоит не забывать, что для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока», — говорил Анри Брессон. Наверное, именно такие, точно подмеченные особенности фотографии помогли ему достичь настоящих высот. Он как никто другой понимал, что такое «золотая середина» в фотографии. Признавая, что упорная практика является залогом успеха, он всегда обращал внимание на то, что любая съёмка должна быть продумана и иметь определённую цель.
10 уроков от Анри Картье-Брессона
Portrait of the French photographer Henri Cartier Bresson a founder member of MAGNUM Photos on the roof of the Magnum office penthouse of Magnum Photos in Manhattan on West 57th Street.1961Советы которые мог бы дать культовый фотограф.
Анри Картье-Брессона часто называют величайшим фотографом в истории и изобретателем современной стрит-фотографии. Вы можете узнать о нём в нашей биографии.
С тех пор, как он впервые вышел на улицу с верной Leica, прошло много времени. Изменились камеры, изменились технологии, изменились люди. Но его советы о самой сути фотосъемки актуальны и сейчас.
1. Сосредоточьтесь на геометрии
FRANCE. The Var department. Hyères. 1932.У Анри Картье-Брессона было замечательное чувство геометрии, которое позволяло интуитивно выстроить композицию. Вертикали и горизонтали, диагонали, кривые, треугольники, круги и квадраты — он искал формы, линии, которые могут вести к персонажу, использовал любые фигуры, чтобы сделать снимок лучше. Большое внимание он уделял и границам кадра — на многих его фотографиях есть обрамление из “естественных” предметов.
2. Имейте терпение
FRANCE. Paris. Place de l’Europe. Gare Saint Lazare. 1932.Говоря о “решающем моменте”, Картье-Брессон отмечал, что иногда тот приходит спонтанно, а иногда его приходится ждать — долго и терпеливо. При этом фотограф очень методично относился к съемке и из множества отснятых работ оставлял только те, где каждый элемент изображения (персонажи, фон, обрамление и так далее) был идеален. Чтобы получить такой снимок, он мог спокойно ждать, пока какой-нибудь прохожий войдет в кадр, чтобы получить законченную композицию. Правда, — говорил Картье-Брессон, — порой этого момента можно так и не дождаться.
3. Путешествуйте
SOVIET UNION. Moscow. 1954. Workers of a state-farm visiting the Metro.Картье-Брессон очень любил путешествовать и работал во всех странах Европы, США, СССР, Китае, Африке. В поездках он старался не только запечатлеть разные срезы жизни, но и больше узнать о тех людях, рядом с которыми жил. Например, в Индии он провел целый год, чтобы изучить местные традиции, проникнуться ее культурой.
Да, отличные кадры стрит-фотографии можно сделать на той же улице, где стоит ваш дом. Но, по мнению французского фотографа и заядлого путешественника, знакомство с новыми странами и культурами приносит вдохновение и позволяет по-новому взглянуть на мир.
4. Пользуйтесь только одним объективом
Работая для фотоагентства Magnum, Анри Картье-Брессон пользовался разными объективами. Но снимая для себя, он предпочитал только один — 50-миллиметровый, и оставался верен своему выбору десятки лет. Его и камеру он называл “продолжением своего глаза”.
Разные объективы позволяют по-разному взглянуть на мир, поэтому экспериментировать с ними можно и нужно, но выбор объектива, одного конкретного фокусного расстояния позволит создать и закрепить ваше собственное художественное видение. Так глаз будет натренирован видеть границы кадра в любой сцене из повседневной жизни, и вы точно будете знать, что будет на фотографии, если снимать с определенного угла или расстояния.
5. Фотографируйте детей
Мальчик с двумя бутылками вина в руках и победной улыбкой на лице — одна из самых узнаваемых фотографий Картье-Брессона. Дети на его снимках всегда выходили естественно и непринужденно. Они — замечательные персонажи для уличной фотографии; редко стесняются камеры и зачастую ее даже не замечают. И это дает возможность запечатлеть истинную сущность ребенка, со всем его весельем, любопытством и шалостями.
6. Будьте незаметными
ITALY. Naples. 1960.Фотографируя на улицах, Картье-Брессон всегда старался быть незаметным. Говорят, он даже заклеивал блестящие детали своей Leica черной изолентой, а иногда просто накрывал камеру платком, чтобы ее не было заметно. Большинство людей на его фотографиях не подозревали, что их снимают, и потому получались естественными.
Сам фотограф одевался так, чтобы слиться с толпой, часто перемещался с места на место, чтобы не привлекать внимания.
7. Смотрите на мир как художник
FRANCE. Paris. 1973.До того, как заняться фотографией, Анри Картье-Брессон увлекался рисованием, а в последние годы жизни снова вернулся к этому занятию. Поэтому и при съемке он пользовался правилами классической живописи, уделяя большое внимание композиции. Она должна постоянно привлекать внимание, — полагал он, — потому что зритель рассматривает фотографию так же, как и картину.
8. Не кадрируйте
SOVIET UNION. Russia. Leningrad. 1973. A portrait of LENIN decorates a facade of the Winter Palace; for May Day celebrations and to commemorate the victory over the Nazis (9 May).Анри Картье-Брессон был категорически против кадрирования изображений. Он был убежден, что строить кадр надо во время, а не после съемки, и если обрамление или композиция смещены, фотографию можно выбрасывать. Забавно, что один из самых знаменитых его снимков, тот, где мужчина прыгает через лужу, все-таки пришлось обрезать (но, как говорил Картье-Брессон, тут уж ничего нельзя было поделать, потому что он снимал через дырку в заборе). Фотографирование — это процесс мгновенного определения события и организации форм, которые и выражают это событие, полагал он. Если приходится часто прибегать к кадрированию, значит, хромают способность составлять кадр и фотографическое видение.
9. Стремитесь к большему
Картье-Брессон никогда не испытывал особой эмоциональной привязанности к своим фотографиям, не идеализировал даже самые удачные и признанные всеми снимки. Гордость и самодовольство он считал препятствием для творческого развития. “Сделав кадр, я просто двигаюсь дальше и ищу следующий”, — говорил он.
10. Но не стремитесь делать как можно больше кадров
“Не нужно снимать слишком много, изводя пленку”, — был убежден Картье-Брессон. Казалось бы, в век цифровой фотографии о пленке можно не беспокоиться — снимай и снимай, чтобы точно не пропустить “решающий момент”, было бы место на флешке. Но тут дело в другом. “Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму”, — говорил он. С другой стороны, и необходимость практики фотограф не отрицал. “Первые 10 000 снимков — худшие”, — гласит еще одно известное его изречение. Чтобы достичь золотой середины между бездумным щелканьем затвора и получением опыта, надо помнить, любая съемка должна быть продумана и иметь определенную цель.
Анри Картье-Брессон (1908-2004). СССР, 1954: agritura — LiveJournal
Готовила материал о стариках, нашла еще одного — 95 лет прожил. Анри Картье-Брессон, гениальный французский фотограф. Он несколько раз был в СССР и сделал большие серии снимков — в 1954 и 1972-73.
Москва. Пешеходный переход
В ЖЖ в топе часто появляются посты типа «СССР глазами иностранцев», где публикуются жутковатые фотографии очередей, бараков, пьяниц и прочей «чернухи». Не отрицаю, что все это было на самом деле, но было и другое. Картье-Брессон «подсмотрел» жизнь советских граждан честно, показав всему миру и хорошее, и немножко плохого, что было в Советском Союзе. Подозреваю, что «баян-разбаянистый», эти фотографии публиковались уже неоднократно, но я увидела их впервые, и хочу поделиться с вами — а вдруг кто-нибудь тоже не видел. По крайней мере, они очень симпатичные!
Москва. Театр кукол Образцова
Москва. Открытие ВДНХ
Там же
Москва. Открытие ВДНХ
Москва. Открытие ВДНХ
Москва. Июльский спортивный фестиваль на стадионе «Динамо»
Там же
Москва. Открытие спортивного фестиваля на стадионе «Динамо». Делегация одной из прибалтийских республик
Там же. Украинская делегация (наши в городе!)
Там же. Парад гимнастов
Там же
Там же.
Ленинград. Первое мая
Ленинград. Сценка в магазине (покупка шляпки в Доме Ленинградской Торговли)
Москва. Завод ЗИС
Там же
Москва. Новостройки
Москва. Новостройки
Москва. В парке Горького
Москва в Парке Горького
Там же
Там же (установка гигантского портрета Горького)
Там же
Там же
Москва. На показе мод
Москва. Понаехали Приезжие в метро
Москва. Приезжие в метро
Москва. Церковь в Сокольниках
Там же
Москва. Утро на Красной площади
Москва. Уличная сценка («ушло» на обложку журнала «Лайф»)
Москва. Улица Горького
Москва. У витрины
Москва. Садовое кольцо
Там же
Отдыхающие в Серебряном Бору
Москва. Консерватория. Урок Давида Ойстраха
Москва. ГУМ. Первый велосипед
Москва. Столовая строителей в отеле «Метрополь»
Москва. ГУМ
Москва. Утро
Ленинград. Парк отдыха
Москва. Третьяковская галерея
Там же
Там же
Там же
Ленинград. Русский музей.
Москва. Площадь у трех вокзалов
Москва. Цирк
Там же
Там же
Москва. Читальный зал библиотеки им. Ленина
Москва. Воскресное утро на Гоголевском бульвар
Москва. В начальных классах
Москва. Кавказец перед отелем «Метрополь»
Москва. Возле Университета
Москва. Очередь в Мавзолей
Ну, вот такие фотографии. Если понравилось, подсыплю еще.
Стащила ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ
Анри Картье-Брессон — Школа стильных образов и идей — LiveJournal
Парижское кафе, 1968 Париж (…)
Целующаяся через столик кафе парочка – на ней свитер в бретонскую полоску и маленький берет: именно так в представлении многих должна выглядеть типичная француженка, и именно в таком месте и при таких обстоятельствах должны застыть навеки типичные парижские влюбленные.
Позади вокзала Св. Лазаря, Париж. 1932
«Раздвоившаяся» мужская фигура, летящая над огромной лужей где-то на задворках вокзала Святого Лазаря в Париже. Пытающийся ускользнуть из кадра велосипедист, «зажатый» между извилинами каменной лестницы и полукругом тротуара.
Снятые сквозь рваную пробоину в стене испанские дети, резвящиеся на останках севильской улицы — и две пожилые парижанки, увековеченные во время оживленной беседы, — перед одной из них, вытянув узкое туловище, застыл в цирковой позе вислоухий пес.
1932
Испания, Севилья. 1933
А вот картонный Ленин, растянутый на высоту четырехэтажного здания: кажется, он вот-вот сорвется с места и нагонит прогуливающихся дедушку с внуком, которые кажутся на его фоне совсем крошечными и оттого еще более трогательными и настоящими…
Ленинград, 1973
Некоторые искренне полагали, что Картье-Брессон — мастер режиссуры, который, прежде чем нажать на спуск, тщательно распределяет роли и расставляет на поле фигуры.
Правда же в том, что он был не столько режиссером, сколько летописцем, внимательно наблюдавшим за людьми и событиями, а потом рассказывающим истории и создающим образы с помощью своей «Лейки» – на языке композиции, ритмов и светотени. Как-то он обронил, что фотографии порой похожи на рассказы, одни – на Чехова, а другие – это чистой воды Мопассан.
Другое дело, что в «рассказах» Анри Картье-Брессона не было ни «строчки» вымысла – они были реалистичны, как мексиканские трущобы или разрушенные севильские кварталы, которые он снимал в середине 30-х. В то же время в его кадре никогда не было ни одной посторонней фигуры — туда не могла залететь ни одна «случайная» птица.
Почти ровесник прошлого столетия (1908-2004), Картье-Брессон успел создать своего рода большую визуальную энциклопедию XX века, причем энциклопедию живую, лишенную академической сухости.
Валенсия, 1933
Берлинская стена, Восточный Берлин. 1962
Мексика, 1934
Нью-Йорк, Гарлем. 1948
Гамбург. «Ищу работу», 1952
Сан-Франциско, 1960
Нью-Йорк, 1978
В работах Картье-Брессона отпечатались самые важные вехи прошлого столетия – испанские события 30-х годов, Кубинская революция, гражданская война в Китае. И, разумеется, Вторая мировая война, во время которой он служил капралом, попал в плен, бежал, а затем вступил в движение Сопротивления.
После войны, в 1947 году, скооперировавшись с венгерским фотографом Робертом Капа и поляком Дэвидом Сеймуром, Картье-Брессон основывает в Нью-Йорке независимое фотоагентство «Магнум». Основные принципы агентства (довольно нахальные для новичков) почти один в один повторяли принципы самого Брессона: делать только честные репортажи из самых горячих точек и предоставлять журналам снимки только при том условии, что их будут публиковать без какой-либо редактуры.
Это был совсем другой мир – мир «до эпохи телевидения». И фотографии «без купюр», по сути, были самым честным на тот момент его отражением. Капа погиб во Вьетнаме, Сеймур – во время Суэцкого кризиса 1956 года, и Картье-Брессон продолжил дело один. «Магнум» стал именем нарицательным: заказы поступали от самых известных изданий мира. А жесткие условия агентства стали его «знаком качества», той высокой планкой, до которой стремились дотянуться тысячи фотографов.
Дважды Анри Картье-Брессон побывал в СССР: в 1954 году и затем в 1972-м. Потом писали, что Запад заглянул за железный занавес именно через его объектив.
«Городская жизнь», 1954
Парк Горького, 1954
Третьяковская галерея, 1954
На улицах Москвы Картье-Брессон старался «поймать» то же, что он искал и фиксировал в Мексике, Испании и других странах – а за свою жизнь он пересек более 40 государственных границ, – жизнь обычных людей. Западный обыватель не увидел ни военных парадов, ни громоздкой сталинской архитектуры. Зато он увидел московские бульвары, на которых прогуливаются с колясками молодые мамы и спешат к отбывающему автобусу прохожие, заглядывающихся на девушек офицеров, зарождающуюся на улице влюбленность и простых женщин в мешковатых пальто, рассматривающих у прилавка крошечную дамскую сумочку.
Москва, Арбат. 1972
Москва, ГУМ. «Первый велосипед», 1954
Москва. Женщина на лавочке в метро. 1954
Если все это – не режиссура, как он умудрялся подлавливать людей в таких ситуациях и с такими выражениями лиц, какие можно увидеть только в интимной обстановке? Ответ на этот вопрос Картье-Брессон попытался дать в своей знаменитой книге «Решающий момент».
Да, с одной стороны, фотограф должен обладать хладнокровием волка на охоте: «чтобы приблизиться и снять интересующий объект». Но, влезая в «шкуру волка», он должен умудриться оставаться незаметным: «Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу». Он старался меньше говорить и заклеивал бликующие части своей «Лейки» черной изолентой.
Больше всего Картье-Брессон не любил делать портреты — и это, в общем, неудивительно: оказываясь перед объективом фотокамеры, человек невольно начинает что-то изображать и стремится казаться кем-то другим. Разумеется, приукрашенная действительность и «художественные позы» Картье-Брессона не устраивали. Он старался снимать своих моделей в привычной им обстановке и не отвлекать их внимание разговорами и громоздкой техникой. Но главное — он долго и терпеливо ловил тот самый краткий миг, когда человек расслаблялся и становился самим собой. Иногда на это уходило не менее двух часов…
Мэрилин Монро
Альбер Камю
Анри Матисс
Коко Шанель
Так были или нет у Картье-Брессона какие-то особые приемы? Судя по всему, техническая сторона дела интересовала его в последнюю очередь. А что же тогда? Он считал, что фотограф должен быть полностью включенным в ситуацию, «снимать с осознанием того, что делает». И не останавливать съемку даже тогда, когда кажется, что «главная» фотография уже «в кармане»: «событие развивается и, возможно, возникнет ситуация, когда можно будет сделать еще более сильный снимок».
Во-вторых, он был ярым противником кадрирования, полагая, что этот процесс должен происходить не в лаборатории, а непосредственно в момент съемки: основная задача фотографа – «воспринимать реальность, почти одновременно «записывая» ее в записную книжку, каковой является камера. Мы не должны ни манипулировать реальностью во время съемки, ни подтасовывать результаты нашей работы в фотолаборатории».
Важнейшим процессом Картье-Брессон считал отбор — когда из множества кадров выбирается один-единственный, тот самый, в котором отразилось все – и форма, и композиция, и настроение: сама реальность. В поисках такого кадра он мог просматривать по несколько тысяч негативов. И можно ли считать такой кадр «случайностью»?
Улица Моффетар, 1954
«Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые чем-то нас поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения такие моменты может зафиксировать только фотография. Мы играем с вещами, которые исчезают, и если ты не успел их поймать, никакая сила не заставит их вернуться».
Анри Картье-Брессон
Фотограф Брессон Анри Картье биография и его работы
Добрый вечер! Сегодня наша тема — фотограф Брессон. Звали его Анри Картье. Анри Картье Брессон, думаю многие слышали о нём, но если нет, то не страшно, сегодня вы все узнаете.
О фотографе
Анри известен во всем мире. Коренной француз, обладатель двух премий в сфере искусства. С ранних лет интересовался искусством, позже поступил в художественную школу, что хорошо отразилось в творчестве.
Он является первооткрывателем уличной фотографии. На его счету множество выставок, Картье очень любил путешествовать, и привозить необычайно красивые, уникальные фотографии из разных уголков стран.
Так же, он является одним из создателей агентства Magnum. Он прожил долгую и насыщенную жизнь, застал войну и даже побывал в плену, целых три года. К счастью, эти события его не сломили и он продолжил свою деятельность с новым, еще большим энтузиазмом.
Брессон был очень востребованным, он снимал политиков, знаменитостей, но больше ему нравилось снимать простых людей, в неожиданные для них моменты. Он говорил
Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю.
С этим, конечно же, согласится каждый, ведь фальшивые эмоции не передают всей красоты и смысла снимков. Лишь неожиданные фото могут передать настроение человека и атмосферу вокруг.
Попробуйте как-нибудь сравнить фотографии сделанные в студии и случайные, разница колоссальная. Немного изучив биографию, перейдем к изучению историй фотографии, а позже посмотрим работы фотографа и немного поразмышляем.
В начале творчества
В первое время у Анри очень плохо получались фотографии, виной всему была плохая камера, это сейчас у нас огромный выбор, а в те времена фотоаппараты были роскошью.
Лишь спустя несколько лет к нему в руки попадает новый Leica, который окончательно втягивает Анри в мир фотографии, именно благодаря этой камере, он вдохновляется всем происходящим вокруг. Возможность фотоаппарата снимать в движении дает ещё один толчок к творчеству.
Свой стиль
Путешествуя по миру, у него образовалось своё собственное видение фотографии, которому пытаются подражать многие. Его стиль прозвали «решающим моментом». Всё потому, что он снимал момент когда вот-вот что-то случится, радостное событие, грусть, разочарование.
Он фотографировал невзирая на события происходящие в мире и стране в целом. И даже опасность быть арестованным его не остановила. Он жил и питался энергией от самого процесса съемок.
Известность
Пик популярности случился во время работы Брессона в странах Азии. Его фотографии завораживали людей своей проникновенностью и сюжетом, каждый, кто видел эти снимки, неосознанно начинал размышлять.
Ведь он предоставлял такую возможность. Анри также оказал колоссальное влияние на имидж СССР, фото сделанные в СССР и показанные всему миру сформировали новое представление и уничтожили предыдущие стереотипы связанные с нашей страной.
Конечно же, самым прекрасным было то, что он снимал в режиме невидимки. Даже во время съемок для журналов, модели не знали снимают их или нет.
Возможно поэтому большинство обложек журналов прошлого века, так отличаются своей чистотой и правдивостью, в которых даже нет намека на наигранность. Благодаря этому, было очень легко снимать простых людей на улице, его признали гением уличных фотографии.
Удивительно, но факт, Картье всегда носил с собой камеру и она была готова к съемке в любой момент. Он считал, что идеальным бывает всегда только первый кадр, ведь потом начинаются размышления и поиск удачного момента.
Позже он занялся живописью и начал снимать намного реже, но это уже совсем другая и очень увлекательная история, о которой мы, скорее всего, поговорим. А сейчас на подходе самые удивительные работы Брессона.
Работы
Ребенок, только что освобожденный из концлагеря. Поникшее лицо, выражающая всю боль и ужас, передается на этом изображении.
Исхудавший от недостатка еды, в одежде на несколько размеров больше, он оправляется в поиски своей семьи и дома для ночлега. Эти события помогли раскрыться Брессону, как уличному фотографу.
Снимок показывающий обычную жизнь, возможно двух знакомых женщин. Непринужденный снимок, но такой невероятный. Он позволяет задуматься о многих вещах. О чем они говорят? Или же о чем спорят? Действительно ли пёс даёт ей лапу или же прыгает огрызаясь? И таких вопросов сотни.
Фото сделано в поезде, в Румынии. Молодая, красивая пара. Скорее всего их утомила дорога и они уснули, но даже этот, казалось бы, типичный по современным меркам снимок, вызывает восторг. Хочется задержаться и рассматривать его, ведь при каждом просмотре в глаза бросаются все новые и новые детали.
Детская шалость, игры в ковбоев. Настоящие искренние эмоции радости и сосредоточенности.
Ещё одна фотография, черно-белый оттенок нисколько не портит всю атмосферу, скорее даже дополняет её и придаёт некий окрас бегущей девочке. Можно лишь размышлять над сюжетом действий, ведь даже сам фотограф не знает в чем причина её побега.
Фотографии сделанные в СССР мы, конечно же, тоже посмотрим. Вернемся в прошлое и ощутим эту атмосферу. Изображение Ленина на фасаде здания и прогулка отца с ребенком, на первый взгляд, ничем не примечательный снимок, но даже в ней есть суть и история.
Снимок сделан в Армении на озере Севан. Анри запечатлел семью отдыхающую вблизи озера. Небольшой кусочек из жизни семейной пары.
Непохожая на себя Мэрилин Монро. Не готовая к фотосъемке, находящаяся в обычном состоянии, естественная и не позирующая. Удивительный снимок.
Остановка. Сюжет очередного дня. Каждый занят своим делом или направляется куда-то. Девушки задумчиво глядят в сторону, молодые люди заметили их. Возможно, потом они подошли к ним, а может и прошли рядом. Кто знает.
Уличный рынок. Огромное количество цветов, скорее всего какой-то праздник. Огромное количество такси и только одна женщина заметила фотографа (или мне так кажется?), остальные увлечены своими делами.
Вот так обычная фотография может превратиться в сюжетную линию. Каждый может попробовать себя в этом амплуа, ведь не обязательно уметь фотографировать и учиться этому.
Продолжение
Можно сказать, что на этом мы заканчиваем наш обзор этих замечательных фотографий, но, думаю, это только начало этого увлекательного путешествия в мир фотографии и великих фотографов.
Это длинная и долгая дорога, при должном стремлении и видении цели. Всегда к вашим услугам наши уроки, и интересные и полезные материалы по теории и практике!
Имея своё видение, можно делать шедевры. Не имея своего видения и своего стиля, Анри Картье-Брессон не добился бы успехов. Многие таланты теряются за счёт подражания другим. Но всему свое время.
Удачи вам в реализации ваших идей, Иван.
25 документальных фотографий Анри Картье-Брессона о советской жизни (1954 год)
17 января 1955 года журнал Life опубликовал фоторепортаж Анри Картье-Брессона «Люди России». Знаменитый француз стал одним из первых западных журналистов, кто получил официальное разрешение фотографировать обычных советских граждан.
Представляем вам некоторые работы из «советской» серии великого фотографа.
1. Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson, 1908-2004) за время своей карьеры фотожурналиста посетил десятки стран. Дважды был он в Советском Союзе, первый раз в 1954 году.
2. Результатом его поездки стала публикация в журнале Life в начале 1955 года и изданный в том же году фотоальбом «Москва». Это были одни из первых западных публикаций о Советском Союзе после Второй мировой войны.
3. Москва. На пешеходном переходе
В середине 1950-х годов, после выхода книги «Решающий момент», авторитет Картье-Брессона был огромен. «Сколько слов посвятили различные авторы в различных изданиях ему самому и его методам работы, — вспоминал Валерий Генде-Роте. — Но разве можно сравнить все это с рассказом самого “живого” Брессона (он останавливался у нас в 1958 году по дороге в Китай). Картье-Брессон показал нам свою книгу о Москве». И далее Валерий Альбертович пишет о впечатлении, которое на него произвели московские фотографии Брессона: «Эта вполне доброжелательная книга состоит совсем не из одних шедевров, но все снимки, опубликованные на ее страницах, отражают фотографическое кредо автора».
4. Москва. Открытие ВДНХ
Еще более отчетливо выразил свое отношение к фотографиям из России сам фотограф: отбирая в начале XXI века снимки для своего официального портфолио, он не оставил ни одной (!) фотографии из России. Случайно ли это? «Картье-Брессон не был счастлив в нашей стране, — рассказывала в 2000 году директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. — Когда несколько лет назад он давал мне интервью, то, заговорив о Москве, перешел на шепот и прикрыл ладонью микрофон. Причем он не сообщал ничего страшного или секретного. Просто в нем с семидесятых годов живет страх, привычка все время что-то скрывать, говоря о Советском Союзе или России». Но в то же время Картье-Брессон снимал в гораздо более горячих точках, чем Москва 1950-х и 1970-х годов, и тем не менее он мало чего боялся и отправлялся в опасные путешествия снова и снова. Может быть, мастер «не был счастлив в нашей стране», потому что чувствовал, что она не открылась ему, что он не поймал в ней того самого заветного «решающего момента»? К сожалению, мы этого никогда не узнаем.
5. Но остается бесспорным тот факт, что фотожурналист по-настоящему перевернул представления целого поколения российских фотографов о документальной фотографии и назначении фотожурналистики.
6. Москва. Июльский спортивный фестиваль на стадионе «Динамо»
7. На стадионе «Динамо»
8. Ленинград. 1 мая
9. Ленинград. Покупка шляпки в Доме ленинградской торговли
10. Москва. Новостройки
11. Москва. В Парке Горького
12. Там же (установка гигантского портрета Горького)
13. Девушка в парке
14. Советские дети
15. Москва. На показе мод
16. Колхозники на экскурсии в метро
17. Церковь в Сокольниках
18. Утро на Красной площади
19. Очередь в мавзолей
20. Москва. Столовая для работников строительства отеля Metropol
21. Москва. Отдыхающие в Серебряном бору
22. Московская школа в 1954 году
23. В ГУМе
24. Уборка улиц
25. Булочная
фотографий Анри Картье-Брессона: daily_i_show — LiveJournal
Советский Союз. Москва. 1954. Московский цирк.
Ланкашир. Ливерпуль.
Советский Союз. Москва. 1954.
Франция. Париж. Елисейские поля. 13 мая 1958 года. Демонстрация про Женераля де Голля.
Италия. Сицилия. Палермо. 1971. Рабочие верфи.
Франция. Париж. 1957. Vélodrome d’Hiver. Шестидневные гонки.
Западная Германия. Рейнланд-Вестфалия. Дюссельдорф. 1956. Показ готовой одежды.
Франция. Париж. 13 мая 1958 года. Демонстрация про Женераля де Голля.
Грузия. 1954. Автомобильные гонки.
Франция. Париж. 1952 г. Похороны французского поэта Поля Элюара. Слева направо: Эльза Триоле, Луи Арагон, Доминик Элюар и Пикассо.
Советский Союз. Республика Татарстан. Набережные Челны. 1973 г. Праздник нефтехимического завода.(25 мая в СССР отмечают химию).
США. Вашингтон. 1957. На благотворительном базаре.
Германия. Дессау. Между американской и советской зонами был организован транзитный лагерь для беженцев; политические заключенные, военнопленные, СТО, вынужденные переселенцы, возвращающиеся с Восточного фронта Германии, освобожденного Советской Армией. Молодая бельгийская женщина и бывший осведомитель гестапо, которую опознали, когда она пыталась спрятаться в толпе.Апрель 1945 года.
Италия. Базиликата. Грассано. 1973. Паломничество к Святому Иннокентию.
Франция. Париж. Французский писатель Альбер Камю. 1944.
Куба. Гавана. 1963.
Франция. Париж. 25 августа 1944 года. Около Оперы немецкие офицеры взяты в плен на соседнем Комендантуре.
Румыния. В поезде. 1975.
Советский Союз. Москва. 1954 г. Столовая для рабочих, строящих гостиницу «Метрополь».
Япония. Гора Асо. 1965.
Советский Союз. Москва. 1954.
Испания. Андалусия. Гренада. Цыгане. 1933.
Испания. Валенсия. 1933.
Нью-Йорк, 1935
Советский Союз. Эстония. Таллинн. 1973. Целлюлозная промышленность. Подготовка к чемпионату по танцам.
Франция. Париж. 1952 г., 11-й округ. Блошиный рынок на бульваре Ричард Ленуар.
Швеция. Город Кируна. 1956. Добыча железа.
Испания. Андалусия. Севилья. 1933.
Лондон. Портобелло. 1955.
Франция. Париж. 1951. Район Ле Марэ. 3-й округ. Rue de Turenne.
Франция. Марсель. 1932.
Англия. Лондон. Гайд-парк под серым дождем. 1937.
США. Длинный остров. Ист-Хэмптон. 1967.
Советский Союз.Армения. Гости в селе на озере Севан. 1972 г.
Приморские Альпы. Жуан-ле-Пен.
Франция. Нормандия. Кальвадос. 1969. Конный завод.
Франция. Париж. 1957. Vélodrome d’Hiver. Шестидневные гонки.
США. Нью-Йорк. Бруклин. Гранд-стрит. 1947.
Франция. Париж. Курреж. Весна-лето 1969 года.
Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris.
Ирландия.Мюнстер. Округ Корк. Пробка. 1962.
Франция. Воклюз. Авиньон. 1969.
Западная Германия. Гессе. Рюдесхайм-на-Рейне. Assmannshausen. 1953.
Советский Союз. Москва. 1972. Улица Арбат. Универмаг.
США. Калифорния. Биг-Сур. 1947. Американский писатель Генри МИЛЛЕР.
Франция. Па-де-Кале. Equihen. 1976. Карнавал.
Советский Союз. Москва. 1954. Начальная школа.
Иран. Провинция Мазадаран. 1950. В деревне недалеко от Рамсара эти фермеры выражают свое уважение землевладельцу.
Париж. Galeries Lafayette.
Париж. Бульвар Сен-Жермен.
США. Северная Каролина. 1960.
Франция. Париж. 6-й округ. Rue des Grands Augustins. Испанский художник и скульптор Пабло Пикассо у себя дома. 1944.
США. Колорадо. Осина.День независимости. 4 июля 1971 года.
Франция. Верхняя Гаронна. Тулуза. Муниципальный стадион. 1969 г.
Полуфинал чемпионата Франции по регби, 1-й дивизион. Бегль играет против Дакса.
США. Миссисипи. Натчез. 1947.
США. Нью-Йорк. Гарлем. 1947.
Франция. Французская певица Эдит Пиаф. Около 1946 года.
Западная Германия. Западный Берлин. 1962 г. Наблюдают за строительством Берлинской стены.
Советский Союз. Москва. 1954 г. Строительство новой линии метро.
США. Пожар в Хобокене напротив Манхэттена. 1947.
Франция. Лазурный берег. Вар. Сен-Тропе. 1959.
Югославия. Сербия. Белград. 1965.
Португалия. Алентежу. Эштремоз. 1955. Базарный день.
США. Нью-Йорк. Манхэттен. 1935.
Европейцы • Анри Картье-Брессон • Magnum Photos
Основав Magnum Photos в Париже, посвященном последствиям Второй мировой войны, Анри Картье-Брессон сам приходил к согласию со своим собственным опытом; он сбежал из лагеря для военнопленных после третьей попытки побега в течение трех лет. Он был схвачен во время битвы за Францию, где служил во французской армии капралом в отделе кино и фото. Картье-Брессон однажды ответил, что его побег из лагеря для военнопленных был его «любимым путешествием» в анкете Пруста — его испытания, несомненно, сформировали его будущий подход к работе, путешествуя по миру. со свободой бродячей собаки, сначала сфокусировав камеру на своих товарищах по бывшим заключенным и других перемещенных лицах войны в документальном фильме, который он был одним из режиссеров, Le Retour ( The Return ).
Картье-Брессон использовал живопись и рисунок, чтобы помочь ему распознать события, свидетелем которых он стал в послевоенный период, но в конечном итоге именно с помощью своей камеры он запечатлел истории европейцев, вступающих в борьбу с континентом, который … казалось — безвозвратно изменилось. Через портрет за портретом сумма каждого отдельного запечатленного момента превратилась в детальную картину послевоенной Европы, которая начала объединяться, когда Magnum тоже собирался как агентство. Фотоальбом Картье-Брессона Европейцы представил портрет континента, запечатлев пейзаж, затененный войной.Путешествуя по Европе, от скандинавского щита до ирландских болот, фотограф выходил за рамки национализма, чтобы найти общий человеческий опыт и большее, объединяющее чувство европейской идентичности. Помимо культурных особенностей, исследование Картье-Брессона показывает, что европейцы едины в постоянном жизненном бизнесе. Книга с этими изображениями была опубликована в 1955 году, и в последующие годы Картье-Брессон пересмотрел эту тему, которая была центральной на протяжении всей его карьеры, объединив коллекцию изображений из довоенной и послевоенной Европы, которые в совокупности создают нюансную, но все же универсальный портрет общего человечества.
.Мексика Анри Картье-Брессона • Magnum Photos
Анри Картье-Брессону было 26 лет, когда он впервые прибыл на берега Мексики, когда он подписался на французскую этнографическую миссию для фотографирования строительства Панамериканского шоссе. Но больше всего его привлекала Мексика, где утвердилась тенденция к сюрреализму. Это была не первая его зарубежная поездка. Он путешествовал из Франции в Испанию и Италию, а исследовательская поездка в африканскую колонию Франции, Берег Слоновой Кости, была прервана черноводной лихорадкой.Каждый раз он получал мало признания или поощрения. Он решил, что Мексика станет его моментом — демонстрацией того, что он может делать с камерой.
Картье-Брессон доверился руководителю экспедиции в Аргентину. Тем не менее, однажды утром в Мехико он проснулся и обнаружил, что пожилой мужчина тихо ушел ночью, взяв с собой средства группы. Картье-Брессон был без гроша в кармане, за сотни миль от дома, и его ранняя фотографическая карьера была разорвана.Музей Трокадеро авансировал ему 1200 долларов и хотел вернуть свои деньги. Его товарищи-французы распались. Напиши своему отцу, — попросили его. Вернитесь в Париж и начните снова, но Картье-Брессон остался.
Картье-Брессон в Мехико начал обнаруживать, что в нем проживают 53 различные этнические группы, каждая со своим наследием, языком и обычаями. Он не мог говорить ни на одном из них. Он был совершенно не на своем месте. Тем не менее, в кафе он встретил афроамериканского поэта, писателя и драматурга Лэнгстона Хьюза из Гарлема, который в то время зарабатывал себе на жизнь, переводя мексиканские стихи для американского рынка.Картье-Брессон должен переехать в свой дом и встретиться со своими друзьями-художниками, заявил Хьюз. Его домом была небольшая лачуга в Ла Канделария-де-лос-Патос, беззаконный улей проституток, воров и гангстеров, закрытая зона для городской полиции.
Картье-Брессон стал известен на местном уровне как «маленький белый человечек со щеками креветки». Он работал на местную прессу и гулял по улицам Мехико, фотографируя уличные сцены в длинных угловатых тенях послеполуденного солнца, часто с высоких позиций.Именно здесь, когда он делал снимки с драматическим освещением и экспериментальным кадрированием, он впервые начал совмещать свое образование в области изобразительного искусства с импульсивным и интуитивным чутьем для блуждающей уличной фотографии. Вот и зародилась самая влиятельная идея Картье-Брессона: «Ваш глаз должен видеть композицию или выражение, которое предлагает вам сама жизнь, и вы должны интуитивно знать, когда нажимать камеру», — писал он позднее.
Одна картинка во всей ее интуиции, кажется, отражает такой синтаксис.Картье-Брессон был на местной вечеринке со своими новыми друзьями-художниками. Текила потекла, но он оставался трезвым. Он покинул группу, чтобы исследовать верхние комнаты здания. В одной комнате с приоткрытой дверью он слышал, как две женщины занимаются любовью. «Я не мог видеть их лиц. Это было чудо — физическая любовь во всей ее полноте », — вспоминал он позже. «В этом не было ничего непристойного, — сказал он.
Картина стала известна как «Паук любви». В « Анри Картье-Брессон, Биография » Пьер Ассулин пишет о картине: «Это была фотография, наполненная жизнью, движением, эротикой и эмоциями, делающая его сообщником. наблюдателя; он должным образом вошел в пантеон икон Картье-Брессон.”
В марте 1935 года мексиканские фотографии Картье-Брессона были выставлены во Дворце изящных искусств вместе с мексиканским фотографом Мануэлем Альваресом Браво. Его благодетелем стал известный нью-йоркский арт-дилер. Узнавание нашло его.
Картье-Брессон не возвращался в страну почти 30 лет. Тем временем мир быстро изменился; не в последнюю очередь разорение его родной страны, вызванное Второй мировой войной. К тому времени, когда он вернулся в Мексику по заказу журнала LIFE , он был одним из самых известных фотографов в мире.Его доступ и средства были теперь намного шире — он сфотографировал прием в черном галстуке в Министерстве иностранных дел, совершил поход к предгорьям вулкана Попокатепетль и стоял на переднем крае празднования годовщины смерти Эмилиано Сапаты. Мексиканский революционер.
Но Картье-Брессон вернулся к цифрам, которые так очаровывали его в 26-летнем возрасте; его любопытство все еще влекло его бродить по улицам. Это было паломничество к его молодости, личное свидетельство того места, где для Анри Картье-Брессона все началось.Полученная в результате работа, а также его работы 1930-х годов получили высокую оценку некоторых из самых влиятельных культурных учреждений мира. Фотография уличного музыканта со скрипкой находится в коллекции MoMA, а изображение двух маленьких девочек в белых платьях, продающих яблоки на обочине дороги, находится в коллекции эстампов, рисунков и картин музея Виктории и Альберта.
.