Дали атомикус – Одна фотография. Филипп Халсман «Дали атомикус».

Одна фотография. Филипп Халсман «Дали атомикус».

Идея знаменитой фотографии Филиппа Халсмана «Дали атомикус» была навеяна новейшими научными открытиями в области физики. Изучая структуру атома, ученые пришли к выводу, что вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны.

Физики также выдвинули предположение, что вся материя свободно висит в постоянном состоянии временной остановки. Узнав об этом, Халсман решил «подвесить в воздухе» своего друга — великого Сальвадора Дали, вместе с мебелью, мольбертом и картинами. С этим снимком до сих пор связано много легенд. Говорят, изначально фотограф решил вместо воды в кадре лить молоко, но идея была отвергнута из-за опасения навлечь на себя гнев публики, которая в голодные послевоенное годы могла счесть перевод продукта, даже в целях сотворения шедевра, кощунством. То ли дело кошки?! Следующий замысел мастера был не менее ужасен, — подброшенного кота планировалось взрывать, а на камеру ловить момент «разрыва» животного на мелкие кусочки. Однако друзья посовещались и решили, что подобное действо лишь «пустая трата котов». На совете было принято решение котов не взрывать, а молоко заменить водой. В один из дней 1948 года Филипп Халсман приступил к съемке портрета Дали. К потолку на леске подвесили две картины, мольберт и табуретку. Жена фотографа Ивонна держала стул. На счет «три» ассистенты выплескивали ведро воды и кидали кошек в воздух. На счет «четыре» сам Дали подпрыгивал как можно выше, а Халсман фотографировал. Мастер снимал это действо с помощью сильных павильонных вспышек, чтобы искусственно сконструированный кадр выглядел предельно реалистично. После нескольких дублей Филипп удалялся в темную комнату проявлять пленку, а помощники вытирали пол и утешали кошек. В течение шести часов было совершено 28 прыжков, а разъяренные издевательством коты время от времени пытались скрыться от «мучителей». Еще бы, ведь им было невдомек, ради какого высокого искусства от них требуются такие жертвы.

Филипп Халсман родился 2 мая 1906 года в Риге в еврейской семье. На родине он был приговорен к смертной казни за национальную принадлежность, но благодаря помощи президента Латвии Густавса Земгалса уехал во Францию и избежал исполнения приговора. Во время Второй мировой Халсману пришлось спасаться от преследования фашистов в США. За океаном он добился огромной популярности, завоевав славу одного из лучших американских фотопортретистов прошлого века. Его портреты Мерилин Монро, Софи Лорен, Уинстона Черчилля и Альберта Эйнштейна стали эталоном для тысяч фотографов всего мира. Работы Халсмана печатали такие престижные издания, как Look, The Saturday Evening Post, Paris-Match, Esquire, Life. А его книгу Hardcover, созданную в соавторстве с близким другом Сальвадором Дали, была признана уникальным шедевром.

Халсман возможно единственный фотограф, снимавший людей в прыжке. Как говорил сам мастер: «Подпрыгивание раскрывает суть объектов съемки».

_______________________

Читайте также:

Данную статью мы посвятили автомобилю-кроссоверу Volvo XC60 R-Design, а также фотокамере Samsung NX100.

rosphoto.com

Одна фотография. Филипп Халсман «Дали атомикус».

Идея знаменитой фотографии Филиппа Халсмана «Дали атомикус» была навеяна новейшими научными открытиями в области физики. Изучая структуру атома, ученые пришли к выводу, что вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны.

Физики также выдвинули предположение, что вся материя свободно висит в постоянном состоянии временной остановки. Узнав об этом, Халсман решил «подвесить в воздухе» своего друга — великого Сальвадора Дали, вместе с мебелью, мольбертом и картинами. С этим снимком до сих пор связано много легенд. Говорят, изначально фотограф решил вместо воды в кадре лить молоко, но идея была отвергнута из-за опасения навлечь на себя гнев публики, которая в голодные послевоенное годы могла счесть перевод продукта, даже в целях сотворения шедевра, кощунством. То ли дело кошки?! Следующий замысел мастера был не менее ужасен, — подброшенного кота планировалось взрывать, а на камеру ловить момент «разрыва» животного на мелкие кусочки. Однако друзья посовещались и решили, что подобное действо лишь «пустая трата котов». На совете было принято решение котов не взрывать, а молоко заменить водой. В один из дней 1948 года Филипп Халсман приступил к съемке портрета Дали. К потолку на леске подвесили две картины, мольберт и табуретку. Жена фотографа Ивонна держала стул. На счет «три» ассистенты выплескивали ведро воды и кидали кошек в воздух. На счет «четыре» сам Дали подпрыгивал как можно выше, а Халсман фотографировал. Мастер снимал это действо с помощью сильных павильонных вспышек, чтобы искусственно сконструированный кадр выглядел предельно реалистично. После нескольких дублей Филипп удалялся в темную комнату проявлять пленку, а помощники вытирали пол и утешали кошек. В течение шести часов было совершено 28 прыжков, а разъяренные издевательством коты время от времени пытались скрыться от «мучителей». Еще бы, ведь им было невдомек, ради какого высокого искусства от них требуются такие жертвы.

Филипп Халсман родился 2 мая 1906 года в Риге в еврейской семье. На родине он был приговорен к смертной казни за национальную принадлежность, но благодаря помощи президента Латвии Густавса Земгалса уехал во Францию и избежал исполнения приговора. Во время Второй мировой Халсману пришлось спасаться от преследования фашистов в США. За океаном он добился огромной популярности, завоевав славу одного из лучших американских фотопортретистов прошлого века. Его портреты Мерилин Монро, Софи Лорен, Уинстона Черчилля и Альберта Эйнштейна стали эталоном для тысяч фотографов всего мира. Работы Халсмана печатали такие престижные издания, как Look, The Saturday Evening Post, Paris-Match, Esquire, Life. А его книгу Hardcover, созданную в соавторстве с близким другом Сальвадором Дали, была признана уникальным шедевром.

Халсман возможно единственный фотограф, снимавший людей в прыжке. Как говорил сам мастер: «Подпрыгивание раскрывает суть объектов съемки».

_______________________

Читайте также:

Данную статью мы посвятили автомобилю-кроссоверу Volvo XC60 R-Design, а также фотокамере Samsung NX100.

rosphoto.com

Гений портретной фотографии Филипп Халсман (82 фото)

В сентябре 1928 года в жизни 22-летнего Филиппа Халсмана (Philippe Halsman) случилась трагедия. Его обвинили в убийстве своего отца, который погиб, сорвавшись с горы во время похода по австрийскому Тиролю. Свидетелей произошедшего не оказалось. Суд не поверил в несчастный случай, в регионе как раз зарождался антисемитизм и Филиппа Халсмана приговорили к десяти годам лишения свободы в виде каторжных работ. Сестра Люба много хлопотала за его освобождение. В конце концов, осуждённого поддержали видные европейские умы, включая Фрейда, Эйнштейна, Томаса Манна, Анри Герца и Поля Пенлеве. В 1930 году Филиппа помиловали и освободили при условии, что он покинет Австрию.

Халсман перебрался во Францию. Сотрудничество с такими модными журналами, как «Vogue», «Vu» и «Voila» вскоре принесло ему репутацию одного из лучших фотографов-портретистов страны. Но когда Францию захватила Германия, пришлось бежать в Марсель. Получить американскую визу Халсману помог Альберт Эйнштейн.

В Соединённых Штатах начался самый плодотворный и успешный период жизни Филиппа Халсмана, поэтому его часто называют американским фотографом. В 1942 году он нашёл работу в журнале «Life», а в последующие годы 101 из его фотографий напечатали на обложке этого издания.

В 1941 году Халсман встретил художника Сальвадора Дали. В конце 1940-х они принялись плодотворно сотрудничать. В 1948 создали изображение «Дали Атомикус» (Dali Atomicus), в котором запечатлены три летящие кошки, ведро вылитой воды и Дали в воздухе. Вдохновением для этой работы послужило открытие планетарной модели атома. Потребовались 28 попыток, чтобы снимок получился удачным.


«Dali Atomicus», 1948.

В 1954 году Халсман и великий сюрреалист выпустили сборник «Усы Дали» (Dali’s Mustache). Ещё одним выдающимся фотоперформансом стал сюрреалистический портрет Дали рядом с большим черепом, состоящим из семи обнажённых женщин. Халсман три часа расставлял моделей по эскизу Дали. Работу назвали «Смерть в наслаждении» (In Voluptas Mors).

В 1947 году Халсман сделал один из самых известных портретов Альберта Эйнштейна. Учёный во время фотосессии с сожалением говорил о своей роли в разработке атомной бомбы в Соединённых Штатах. Это фото позже, в 1966 году, использовали на почтовой марке США, а в 1999 напечатали на обложке журнала «Time», когда Эйнштейна назвали «человеком столетия».

В 1951 году Халсман по заданию NBC сфотографировал популярных комиков того времени: Милтона Берла, Сида Цезаря, Маркса Граучо, Боба Хоупа. Многих артистов он запечатлел в воздухе. Позже в той же манере он сделал портреты в прыжке других знаменитостей, среди них семья Форда, герцог и герцогиня Виндзор, Мэрилин Монро, Мария Феликс и Ричард Никсон. В 1959 году Филипп Хальсман выпустил книгу «Прыжок», которая стала классикой фотоискусств. В неё вошли 178 фотографий прыгающих знаменитостей.


Филипп Халсман, 1954.

«Когда вы просите кого-нибудь подпрыгнуть, то всё его внимание направляется на акт прыжка и маска спадает, так что появляется реальное лицо человека», – говорил фотограф.

Он практиковал разнообразные фотографические методы, необычное освещение, нестандартные ракурсы, оригинальные композиции и др. Все усилия фотограф направлял на то, чтобы передать в снимке, что человек из себя представляет на самом деле. Халсман всегда восхищался человеческим лицом, вглядываясь в которое, всю жизнь пытался разгадать загадку людской природы. Должно быть, это помогло ему стать гениальным фотографом портретного жанра.

Среди других знаменитостей, сфотографированных Халсманом: Альфред Хичкок, Мартин Льюис, Джуди Гарленд, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро, Дороти Дэндридж, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Ле Корбюзье, Андре Мальро, Фрэнк Синатра, Элизабет Тейлор, Одри Хепбёрн, Софии Лорен, Мохаммед Али.

В 1958 году журнал Popular Photography Magazine включил Халсмана в список «Десяти величайших фотографов в мире». А в 1975 он получил премию за достижения в области фотографии от Американской ассоциации журнальных фотографов, в которой был избран первым президентом в 1945 году. Знаменитый фотограф-портретист провёл много крупных выставок по всему миру.

Филипп Халсман скончался 25 июня в 1979 году в Нью-Йорке. В 2006 году в Риге установили памятник фотографу рядом с домом, в котором когда-то жила его семья.


Филипп Халсман, 1954.

«В юности я в основном интересовался литературой и мечтал стать писателем. Писателями, которыми я восхищался, прежде всего, были Толстой и Достоевский. Оба очень мало интересовались стилем, и оба использовали язык не как художественный инструмент, а только как средство для ясного выражения своих мыслей. Меня поразила их психологическая глубина, их честность и отсутствие искусственности. Это качества, которых я пытался достичь в своих фотографиях», – Ф. Халсман.


Эва Мари Сейнт.


Одри Хепберн, 1955.


Софи Лорен, 1955.


Грейс Келли, 1955.


Филипп Халсман и Грейс Келли.


Брижит Бардо, 1955.


Мэрилин Монро в студии Халсмана. Нью-Йорк, 1959.


Мэрилин Монро в студии Халсмана. Нью-Йорк, 1959.


Филипп Халсман и Мэрилин Монро.


Французский писатель Франсуа Мориак рядом со своим домом под Бордо.


Дин Мартин и Джерри Льюис, 1951.


Американский физик Роберт Оппенгеймер, 1958.


Энтони Перкинс.


Гарольд Ллойд.


Беннетт Серф.


Эдвард Стайхен, 1959.


Герцог и герцогиня Виндзорские, 1958.


Герцог и герцогиня Виндзорские, 1958.


Ричард Никсон, 1959.


Рэй Болджер, 1950.


Уильям Холден, 1954.


Деннис Дэй, 1952.


Французский актёр Фернандель. Нью-Йорк, 1948.


Джин Сиберг с кошкой, 1959.


Бенни Гудмен, 1957.


Джеки Глисон, 1955.


Ширли Маклейн.


Французский певец Морис Шевалье, 1958.


Британский актёр и режиссёр Питер Устинов,1955.


Дональд О’Коннор.


Лина Хорн.


Дэнни Кей, 1954.


Ава Гарднер, 1954.


Марта Грэм и Мерс Каннингем.


Актер Граучо Маркс, 1952.


Итальянская актриса Джина Лоллобриджида,1954.


Дик Кларк, 1952.


Фотограф Виджи (Артур Феллиг), 1961.


Марк Шагал, Франция, 1955.


Актриса и продюсер Джоан Вудворд.


Журналистка Дороти Килгаллен.


Журналист Мюррей Кемптон.


Дэвид Сарнофф, генеральный директор Корпорации Радио Америки.


Лили Кристин, девушка-кошка.


Сальвадор Дали.


«Смерть в наслаждении» («In Voluptate Mors»), Сальвадор Дали, 1951.


Сальвадор Дали, 1951.


Сальвадор Дали, 1951.


Циклоп Дали, 1948.


Сальвадор Дали, 1956.


Сальвадор Дали, 1954.


Сальвадор Дали, 1956.


Сальвадор Дали и его усы, 1957.


Сальвадор Дали, 1954.


Сальвадор Дали, 1954.


Дали и Гала в Нью-Йорке, 1943 год.


Сальвадор Дали, Нью-Йорк, США, 1942.


Сальвадор Дали.


Эдвард Виллелла, 1961.


Американская актриса Люсиль Болл.


Жан Кокто, 1949.


Жан Кокто в студии Халсмана, 1949.


США. Нью-Йорк. 1949. Французский поэт, художник и режиссер Жан Кокто с актрисой Рики сомой и танцором Лео Коулманом.


Ромен Гари, 1953.


Французская балерина Зизи Жанмер.


Британский премьер-министр Уинстон Черчилль со своим пуделем, 1951.


Альберт Эйнштейн.


Вуди Аллен, Нью-Йорк, 1969.


Бермудские Острова, 1946.


Жан Пенлеве, Франция, 1938.


Водная феерия, Флорида, США, 1953.


Фото из неопубликованного задания для издания «Ladies Home Journal» 1946 года.


Мэрилин Монро.


Элизабет Тейлор для журнала Life, 1948.


Одри Хепберн, 1955.


Хичкок в Калифорнии, 1974.


Альфред Хичкок во время съёмок фильма «Птицы».


Типпи Хедрен из «Птиц».


Мэрилин Монро, 1952.


Мэрилин Монро.


Мэрилин Монро.


Мэрилин Монро.


Голливуд, Калифорния, 1952.


Мэрилин Монро в Беверли-Хиллз, 1952.


Мэрилин, слушающая музыку, 1952.


Барбра Стрейзанд, 1965.


Грейс Келли, 1954.

Смотрите также:

cameralabs.org

Dali Atomicus. Филипп Халсман 1948г.


 Халсман познакомился с Сальвадором Дали в 1941 году. Они поддерживали творческие и дружеские отношения в течение 30 лет. Наиболее известное фото Сальвадора Дали, сделанное Филиппом Халсманом — «Дали Атомикус», перекликающееся с полотном Дали «Атомная Леда» (Leda Atomica). Сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков — только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество попыток и невероятное терпение все участников съемки.
 Откуда же взялась идея снимка. Расскажем подробнее. Идея была навеяна новейшими научными открытиями в области физики. Изучая структуру атома, ученые пришли к выводу, что вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны. Физики также выдвинули предположение, что вся материя свободно висит в постоянном состоянии временной остановки. Узнав об этом, Халсман решил «подвесить в воздухе» своего друга – великого Сальвадора Дали, вместе с мебелью, мольбертом и картинами.
 С этим снимком до сих пор связано много легенд. Говорят, изначально фотограф решил вместо воды в кадре лить молоко, но идея была отвергнута из-за опасения навлечь на себя гнев публики, которая в голодные послевоенное годы могла счесть перевод продукта, даже в целях сотворения шедевра, кощунством. То ли дело кошки?! Следующий замысел мастера был не менее ужасен, – подброшенного кота планировалось взрывать, а на камеру ловить момент «разрыва» животного на мелкие кусочки. Однако друзья посовещались и решили, что подобное действо лишь «пустая трата котов». На совете было принято решение котов не взрывать, а молоко заменить водой.
 В 1948 году на развороте журнала Life был опубликован вариант фото без ретуши. На нем хорошо видна леска, на которой подвешены к потолку мольберт, две картины и табуретка. Видны также руки помощника, удерживающего на весу стул.


Процесс съёмки Dali Atomicus. Виден человек, держащий стул, и подвешенный на леске реквизит
фотография взята с http://www.dali-salvador.ru 

 Прежде чем был снят нужный кадр, процесс съемки повторялся 28 раз. Как это происходило?

Раскадровка процесса съёмки
фотография взята с http://bigpicture.ru 

 Помощник поднимает стул, все занимают свои места. Начинается счет. «Три!» — один ассистент выплескивает ведро воды, другие — бросают кошек. «Четыре!» — Дали подпрыгивает, Халсман снимает. Потом фотограф отправляется в темную комнату, а пока он проявляет и оценивает результат, ассистенты убирают разлитую воду, ловят и успокаивают несчастных кошек. Шесть часов съемок. 28 выплеснутых ведер воды, 28 раз брошенные кошки. И никакого Photoshop’а. Халсман писал потом, что к концу съемок лучше всех чувствовали себя кошки, а сам он и грязные, мокрые ассистенты буквально валились с ног. 
 Надо отметить,что творческий союз этих двух гениев принёс миру немало удивительных фоторабот. 

Посмотреть ещё фотографии автора здесь.

artphotoschool.livejournal.com

Сюрреализм в фотографии: Сальвадор Дали и Филипп Халсман

Итак, по следам выставки Дали расскажу заодно про результаты дружбы его со знаменитейшим фотографом XX-ого века Филиппом Хасманом.

Филипп Халсман (1906-1979) родился в еврейской семье в Риге. В 1920-х годах он учился в техническом институте в Дрездене, после чего переехал во Францию и занялся фотографией. В 1932 году он открыл фотостудию в Париже. Его работы сразу привлекли к себе внимание, к 1936 году он считался одним из лучших парижских фотографов. С началом Второй Мировой Войны Халсман уехал в Марсель, а в 1940 году с помощью Альберта Эйнштейна получил американскую визу и перебрался в США.
В Америке талантливый фотограф сразу добился успеха. Его камера запечатлела самых знаменитых людей XX века, фотографии печатались в самых престижных журналах Америки и других стран. Личный рекорд фотографа — 101 фотография на обложке знаменитого журнала «Life» — до сих пор никем не побит. В 1945 году Халсман был избран первым президентом Американской ассоциации журнальных фотографов, где ему пришлось вести борьбу за творческие и профессиональные права своих коллег. В 1951 году он стал членом (contributing member) знаменитого фотоагентства «Магнум».

«Моя жизнь всегда была интересной», — писал Халсман, — «потому что я никогда не избегал возможности испытать себя в новой ситуации». Лучшей иллюстрацией этого высказывания служит сотрудничество фотографа со знаменитым испанским художником Сальвадором Дали, результатом которого стала вышедшая в 1954 году книга «Усы Дали» («Dali’s Mustache»).

Дали писал в своем «Дневнике гения»: «…я решаю сфотографировать волосяную историю марксизма. И вешаю себе на усы шесть белых бумажных кружочков. На каждый из них Хальсман накладывает портреты Карла Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Маленкова. Последний кружочек я оставляю для Хрущева…».

            
 
В одноименной книге есть знаменитый портрет «Дали атомикус» («Dali Atomicus»), являющйся своеобразным продолжением незаконченной на тот момент картиной Дали «Атомная Леда» и навеянный структурой атома: вокруг положительно заряженного ядра движутся отрицательно заряженные электроны. Сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков — только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество попыток и невероятное терпение все участников съемки.
В 1948 году на развороте журнала Life был опубликован вариант фото без ретуши. На нем хорошо видна леска, на которой подвешены к потолку мольберт, две картины и табуретка. Видны также руки помощника, удерживающего на весу стул.


«Dali Atomicus»

Прежде чем был снят нужный кадр, процесс съемки повторялся 28 раз. Как это происходило?
Помощник поднимает стул, все занимают свои места. Начинается счет. «Три!» — один ассистент выплескивает ведро воды, другие — бросают кошек. «Четыре!» — Дали подпрыгивает, Халсман снимает. Потом фотограф отправляется в темную комнату, а пока он проявляет и оценивает результат, ассистенты убирают разлитую воду, ловят и успокаивают несчастных кошек. Шесть часов съемок. 28 выплеснутых ведер воды, 28 раз брошенные кошки. Халсман писал потом, что к концу съемок лучше всех чувствовали себя кошки, а сам он и грязные, мокрые ассистенты буквально валились с ног.

Для другого портрета Халсман «построил» из семи обнаженных натурщиц фигуру напоминающую человеческий череп.

Работа «Midsummer Night’s Mare»

Работа «The Cosmic Dali»

Сальвадор с носорогом

30 лет продолжалось творческое сотрудничество Сальвадора Дали и Филиппа Халсмана — родоначальника сюрреализма в фотографии.

 Филипп создал целую галерею необычных портретов в прыжке: «Когда человек прыгает, его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появится его истинное лицо». В серию фотографий «Прыжок» вошло более 200 портретов, ставших классикой фотоискусства. (Среди них знаменитый снимок — «Дали Атомикус».)

«Книга прыжков» (Jumping Book), 1959.

В 1952 году Халсману заказали официальный портрет семейства автомобильного магната Генри Форда. После изнурительной фотосессии с девятью взрослыми и одиннадцатью детьми, хозяйка дома пригласила фотографа выпить чашечку чая. Он поднял на нее глаза и неожиданно для самого себя спросил: «Миссис Эдсел, не разрешите ли Вы сфотографировать вас в прыжке?» Она взглянула на него с удивлением, потом улыбнулась: «Вы же не заставите меня прыгать на этих каблуках?», – спросила она разуваясь.
 
За супругой всесильного магната последовали Грейс Келли, Мэрилин Монро, Одри Хепберн, герцог и герцогиня Виндзор, будущий президент США Ричард Никсон, отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, многие другие актеры и художники, политики и писатели, ученные и фотографы – всего около двух сотен знаменитых прыгунов включая самого Халсмана.



 







 












 



 

  



Фильм «Прыжок»

eva-vi.livejournal.com

Халсман, Филипп — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июня 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июня 2018; проверки требуют 6 правок.

Филипп Халсман (латыш. Filips Halsmans, англ. Philippe Halsman, 2 мая 1906, Рига — 25 июня 1979, Нью-Йорк) — выдающийся фотограф середины XX века, родоначальник сюрреализма в фотографии[2]. Серия фотографий Филипп Халсман «Прыжок» стала классикой фотоискусства[3]. В эту серию вошло более 200 портретов известных людей, совершающих прыжок[4].

Филипп Халсман родился в еврейской семье в Риге. Его отец Мордух Халсман был стоматологом, а мать Ита Гринтух — учительницей. В возрасте 15 лет Филлип сделал свои первые фотоснимки. Халсман получил образование в Германии в университете Дрездена, где он изучал электротехнику. В сентябре 1928 произошел трагический случай, когда во время прогулки с Филлипом в Австрийских Альпах его отец Мордух упал с большой высоты и погиб. Свидетелей происшествия не было, и Филипп был осужден на 10 лет за отцеубийство. Случай приобрел мировую огласку и в защиту Филлипа выступили многие знаменитости, среди них Альберт Эйнштейн и Томас Манн.

В результате после двух лет тюрьмы Филипп был освобожден на условиях, что он навсегда покинет Австрию[5]. Так он оказался в Париже, где скоро приобрел известность как фотограф, публикуя свои работы в журналах «Vogue», «Vu» и «Voilà». К этому периоду относятся его портреты Андре Мальро, Поля Валери, Жана Пенлеве, Марка Шагала, Андре Жида, Жана Жироду и Ле Корбюзье.

С началом Второй мировой войны спасаясь от нацистов осенью 1940 года Филипп Халсман переезжает в Нью-Йорк, где в 1941 году он знакомится с Сальвадором Дали. Филипп Халсман поддерживал творческие и дружеские отношения с Дали в течение 30 лет. К этому периоду относится его знаменитые фотографии «Мэрилин в образе Мао» (1952) и «Dali Atomicus»[6].

В 1945 году Филипп Халсман был избран первым президентом только что созданного Американского общества журнальных фотографов. В американский период жизни, когда он был штатным фотографом журнала «Life», Филипп Халсман создал фотопортреты Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, французского комика Фернанделя, Бриджит Бардо, Анри Матисса, Анны Маньяни, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля и Джона Кеннеди[7].

В 1954 году Халсман и Сальвадор Дали выпустили сборник «Усы Дали». Еще один перформанс который нельзя обойти стороной, стал сюрреалистический фотопортрет Дали рядом с импровизированным черепом. Уникальность черепа заключается в том, что он состоял из семи обнажённых женщин. Халсман несколько часов выстраивал моделей по эскизу Сальвадора. С Дали Халсман работал более тридцати лет над различными проектами, выражая в фотографиях идеи художника[8].

В 1959 году Халсман опубликовал успешную серию снимков под названием «Прыгающие картинки». В этой серии были представлены разные выдающиеся личности совершающие прыжки перед камерой автора[8].

  • 2 мая 2011 года в Риге на улице Скарню, на боковой стене «Музея декоративного искусства и дизайна» был установлен памятник Филиппу Халсману работы скульптора Григория Потоцкого, до этого несколько лет находившийся в фойе городской ратуши[9].
  • Фильм Jump (англ.) на сайте Internet Movie Database
  1. ↑ Philippe Halsman: A Retrospective — Photgraphs From the Halsman Family Collection by Jane Halsman Bello, Mary Panzer, Steve Bello ISBN 0-8212-2373-9
  2. ↑ Филипп Халсман (1906—1979) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 декабря 2007. Архивировано 30 октября 2007 года.
  3. ↑ 25 июня 1979 года умер талантливый американский фотограф Филипп Халсман
  4. ↑ Филипп Халсман и прыгающая Мэрилин Монро.
  5. ↑ Alfred Hitchcock, Philippe Halsman (1963) Jonathan Jones Saturday June 9, 2001 The Guardian  (англ.)
  6. ↑ Фотогалерея работ Филиппа Халсмана
  7. ↑ Сергей НИКОЛАЕВ Психолог с фотоаппаратом (недоступная ссылка) газета «ЧАС» 05.05.2006
  8. 1 2 Фотографии XX века. Музей Людвига в Кёльне / пер. с англ. А.А. Сосинова. — Издательство АТС, 2008. — ISBN 978-5-17-047116-4.
  9. ↑ В Риге появилась новая достопримечательность (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 января 2012. Архивировано 8 ноября 2011 года.

ru.wikipedia.org

Филипп Халсман (Philippe Halsman) | Блогер alfa-omega на сайте SPLETNIK.RU 18 августа 2014

Меня всегда притягивали человеческие лица. Каждое из них пытается ускользнуть и лишь иногда, мимолетно, приоткрывает тайну своего хозяина. Охота за этими откровениями стала целью и страстью моей жизни.

Филипп Халсман (Philippe Halsman) родился 2 мая 1906 года в Риге в обеспеченной еврейской семье. В школе его любимыми предметами были иностранные языки – латынь, французский, немецкий, русский. Да и остальные дисциплины давались ему легко; достаточно сказать, что, несмотря на далеко не идеальное поведение, Филипп окончил школу лучшим учеником в классе. В старших классах он немного фотографировал, но не думал о фотографии как о будущей профессии. В 1924 году молодой человек уехал в Германию и поступил на электротехнический факультет Дрезденского университета. Однако из-за трагических  событий, связанных со смертью его отца во время путешествия по австрийским Альпам и обвинениями Халсмана в этой смерти, он так и не закончил университет. В процессе долгих судебных разбирательств его оправдали с условием, что он должен навсегда покинуть Австрию.

Не получив образования, Филипп Халсман решил превратить свое хобби в профессию и в 1932 году открыл в Париже фотоателье. Его карьера складывалась более чем удачно, к середине 1930-х годов он был одним из самых модных французских фотографов, его фотографии печатались в таких известных журналах как «Vogue», «Vu» и «Voila». Благодаря портретам Андре Мальро, Поля Валери, Жана Пенлеве, Марка Шагала, Андре Жида, Жана Жироду, Шарля Ле Корбюзье и многих других представителей художественной богемы, французская пресса называла Халсмана лучшим фотографом-портретистом.

Андре Мальро

Поль Валери

Марк Шагал

Ле Корбюзье

С началом Второй Мировой Войны семья Халсмана эмигрирует в Америку, сам же фотограф со своим литовским паспортом долго не мог получить визу. И опять на помощь приходит Альберт Эйнштейн, благодаря вмешательству которого Халсман попал в число наиболее значимых художников, писателей и учёных, которым дали визы в Соединенные Штаты. 10 ноября 1940 года фотограф прибыл в Нью-Йорк. С этого времени начинается самый плодотворный период в его жизни; именно здесь он прославился, воплотил в жизнь самые смелые мечты, сделал самые известные свои фотографии, издал книги. Видимо вполне справедливо его называют не «литовским фотографом», а «американским фотографом литовского происхождения».

 

Основным и самым любимым жанром мастера была портретная съемка. «Меня всегда интересовали люди», – писал он, – «Хороший портрет должен – и сегодня и через сто лет – показывать, как человек выглядел и что он из себя представлял». В другой раз Халсман остановился на этом более подробно: «Этого нельзя достичь, заставляя человека принять ту или иную позу или ставя его голову под определенным углом. Для этого нужно провоцировать «жертву», развлекать его шутками, убаюкивать тишиной, задавать ему такие дерзкие вопросы, которые даже лучший друг побоялся бы задать».

Вуди Аллен

Альберт Эйнштейн

Подобную тактику мастер применил, когда в первый раз фотографировал Мэрилин Монро в 1952 году. Он попросил ее встать в угол, поставив перед ней камеру. У актрисы был такой вид, будто ее загнали в угол и отрезали все пути к отступлению. Затем сам фотограф и два его ассистента принялись говорить ей комплименты, устроили своеобразное соревнование за ее внимание. «Окруженная тремя мужчинами, не сводившими с нее восхищенных глаз, Мэрилин улыбалась, кокетничала, хихикала и даже изгибалась от удовольствия», – вспоминал Халсман, сделавший за это время около 50 фотографий.

В 1941 году фотограф познакомился со знаменитым художником-сюрреалистом Сальвадором Дали. Их дружеские и творческие отношения продолжались около 30 лет. В 1954 году Халсман выпустил книгу «Усы Дали» («Dali’s Mustache») в которую вошли множество фотопортретов испанского художника – в основном его знаменитых усов.

Для одной из самых известных фотографий этого цикла Халсман «построил» из семи обнаженных натурщиц фигуру напоминающую человеческий череп.

Другая фотография известная под названием «Дали Атомикус» («Dali Atomicus») была в некотором смысле фотографическим продолжением знаменитой картины «Атомная Леда» («Leda Atomica»). В снимке друзья хотели показать движение электронов вокруг ядра: для этого на счет «три» ассистенты подбрасывали кошек и выплескивали из ведра воду, на счет «четыре» Дали подпрыгивал, вспышки освящали комнату ярким светом и Халсман фиксировал все это безобразие на фотопленку. После этого он удалялся в темную комнату, а помощники быстро наводили порядок в комнате, ловили и успокаивали кошек. Через некоторое время фотограф возвращался, виновато улыбаясь, говорил: «Ну, еще один дубль» и все повторялось сначала. «Шедевр» получился только после 28 попыток.

В 1952 году Халсману заказали официальный портрет семейства автомобильного магната Генри Форда. После изнурительной фотосессии с девятью взрослыми и одиннадцатью детьми, хозяйка дома пригласила фотографа выпить чашечку чая. Он поднял на нее глаза и неожиданно для самого себя спросил: «Миссис Эдсел, не разрешите ли Вы сфотографировать вас в прыжке?» Она взглянула на него с удивлением, потом улыбнулась: «Вы же не заставите меня прыгать на этих каблуках?», – спросила она разуваясь.

Эдсел Форд

За супругой всесильного магната последовали Грейс Келли, Мэрилин Монро, Одри Хепберн, герцог и герцогиня Виндзор, будущий президент США Ричард Никсон, отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, многие другие актеры и художники, политики и писатели, ученные и фотографы – всего около двух сотен знаменитых прыгунов включая самого Халсмана. «Когда человек прыгает его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появится его истинное лицо», – раскрывал фотограф свой замысел в предисловии к вышедшему в 1959 году фотоальбому «Книга Прыжков» («Jump Book»).

Грейс Келли

Одри Хепберн

Мерелин Монро

Герцог и герцогиня Виндзор

Бриджит Бардо

Ричард Никсон

Роберт Опенгейм

Джин Сиберг и Софи Лорен

Заслуги талантливого фотографа не остались без внимания. В 1945 году Халсман был избран первым президентом Американской ассоциации журнальных фотографов, где ему пришлось вести борьбу за творческие и профессиональные права своих коллег. В 1951 году он стал членом (contributing member) знаменитого фотоагентства «Magnum Photos». В 1958 году журнал «Популярная фотография» назвал Халсмана одним из «Десяти величайших фотографов в мире». Он оказался в подходящей компании: кроме него в «Десятку» попали Ирвин Пенн, Ричард Аведон, Ансел Адамс, Анри Картье-Брессон, Альфред Эйзенштедт, Эрнст Хаас, Юсуф Карш, Гьен Мили и Юджин Смит. Сам же фотограф считал наивысшим своим достижением 101 фотографию напечатанную на обложке знаменитого журнала «Life» – этот рекорд до сих пор никем не побит.

Филипп Халсман умер в Нью-Йорке 25 июня 1979 года. И даже после этого печального события он умудрился установить еще один рекорд: в 2006 году в честь столетия со дня рождения ему был установлен памятник – первый памятник фотографу в мире. Памятник был установлен на родине Халсмана; сначала в фойе рижской думы, позже его поставили напротив дома, где будущий фотограф провел свое детство.

Альфред Хичкок

Марлон Брандо

Одри Хепберн

Элизабет Тейлор

Грейс Келли

Ширли Маклейн

Мэрэлин Монро

Софи Лорен

Анна Маньяни

Владимир Набоков

Хамфри Богарт

Барбара Стрейзанд

Элеонора Рузвельт

Луи Армстронг

Марина Влади

Лоуренс Оливье и Вивьен Ли

 

Марк Шагал и Пабло Пикасо

Сомерсет Моэм

Уинстон Черчиль

Роберт Кеннеди

Ив Монтан

Фотографии моды

www.spletnik.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *