Душа россии: Премия «Душа России» за вклад в развитие народного творчества
XII Торжественная церемония вручения премий Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества. Гала-концерт : Московская государственная академическая филармония
Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого был основан в 1911 году выдающимся исследователем, собирателем и пропагандистом русского народного творчества Митрофаном Ефимовичем Пятницким, который впервые показал традиционную русскую песню в том виде, в котором она веками исполнялась народом. Отыскивая талантливых народных певцов, он стремился ознакомить широкие круги городской публики с их вдохновенным мастерством, дать почувствовать всю художественную ценность русской народной песни.
Первое выступление хора состоялось 2 марта 1911 г. на малой сцене Благородного собрания Москвы. Этот концерт высоко оценили С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, И. Бунин. После восторженных публикаций в печатных изданиях тех лет популярность хора возрастала год от года.
После смерти в 1927 г. М. Е. Пятницкого, оставившего в качестве творческого наследия более 400 собранных им песен, хором руководит филолог–фольклорист П. М. Казьмин — народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий. В том же году хор получает имя М. Е. Пятницкого.
В 1929 г. с началом коллективизации против Хора развернулась кампания под лозунгом «Нам не нужен хор с песнями кулацкой деревни. Новой деревне – новые песни». «Кризис» разрешил приход в Хор в 1931 г. талантливого композитора, народного артиста СССР В. Г. Захарова, который возглавлял коллектив до 1956 г. В этот период в репертуаре хора появляются авторские песни, в т. ч. прославляющие начавшуюся коллективизацию, электрификацию и индустриализацию. Знаменитыми на всю страну стали песни Владимира Захарова «И кто его знает», «Русская красавица», «Вдоль деревни».
В 1938 г. были созданы две новые профессиональные группы хора – танцевальная и оркестровая, благодаря чему в значительной степени расширились выразительные сценические средства коллектива. Основателем и руководителем танцевальной группы в течение 60 лет была народная артистка СССР Т. А. Устинова. Основателем оркестровой группы – народный артист РСФСР В. В. Хватов.
В годы Великой Отечественной войны Хор имени М. Е. Пятницкого выступал в составе фронтовых концертных бригад, а песня Владимира Захарова на слова Михаила Исаковского «Ой, туманы мои» стала гимном партизанского движения. Хор был одним из немногих коллективов, принимавших участие в праздновании великой Победы 9 мая 1945 г. на Красной площади.
В послевоенные годы коллектив активно гастролирует по стране и является одним из первых, кому доверено представлять Россию за рубежом. С его искусством познакомились зрители более чем 40 стран мира, и до сих пор Хор активно и успешно гастролирует за рубежом.
С 1989 г. и до настоящего времени Хор имени М. Е. Пятницкого возглавляет народная артистка России, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор А. А. Пермякова.
Переосмысление творческого наследия Хора имени Пятницкого позволило сделать его сценическое искусство современным, актуальным для зрителей XXI века. Такие концертные программы, как «Я горжусь тобой, страна», «Россия – Родина моя», «Матушка Россия», «…Русь непокоренная, праведная Русь…», соответствуют высоким критериям духовности и нравственности русского народа и пользуются огромной популярностью у зрителей и в значительной степени способствуют воспитанию россиян в духе любви к своему Отечеству.
О хоре имени М. Е. Пятницкого созданы художественные и документальные фильмы «Певучая Россия», «Русская фантазия», «Вся жизнь в танце», «Ты, Россия моя»; написаны книги «Государственный русский народный хор имени Пятницкого», «Воспоминания о В. Г. Захарове», «Русские народные танцы»; издано огромное количество музыкальных сборников «Из репертуара хора имени М. Е. Пятницкого», газетно-журнальных публикаций; выпущено множество пластинок, дисков.
В 2001 г. в честь коллектива заложена именная звезда на «Аллее звезд» в Москве. В 2007 г. Хор имени М. Е. Пятницкого награжден медалью Правительства РФ «Патриот России», в 2008 году стал лауреатом премии «Национальное достояние страны».
Присвоение Гранта Президента Российской Федерации позволило коллективу сохранить все лучшее, созданное предшественниками, обеспечить преемственность и омолодить коллектив, привлечь лучшие молодые исполнительские силы России.
Хор имени М. Е. Пятницкого является непременным участником всех праздничных мероприятий и концертов Государственного значения. Он является базовым коллективом Всероссийских фестивалей: «Всероссийский фестиваль национальной культуры», «Казачий круг», «Дни славянской письменности и культуры», ежегодной торжественной церемонии вручения Премии Правительства Российской Федерации «Душа России».
Хор удостоен чести представлять нашу страну на самом высоком уровне за рубежом в рамках встреч глав государств, Дней культуры России.
Хор имени М. Е. Пятницкого сохраняет свое неповторимое творческое лицо, оставаясь научным центром профессионального народного искусства. Каждое выступление хора – это высокое достижение и эталон гармоничности сценического народного искусства.
Фотопроект «Душа России»
Автор проекта:
Алексеев Владимир Валерьевич
Номинация:
Фоторабота
Наименование проекта:
Душа России
Описание проекта:
Россия – огромная страна, с разнообразными ландшафтами, климатическими зонами, флорой и фауной, культурой, историей, языками, традициями. .. И всё это в совокупности – её Душа. Чтобы познать эту Душу, нужно попытаться почувствовать её грани, а их очень много!
Например, уникальный в мировом культурном и географическом значении регион – Русский Север. Согласно последним социологическим опросам, он у большинства людей ассоциируется или с северным сиянием, или с кочевниками-оленеводами, или же с тундрой и полярниками.
И всё это веками продолжает жить и дышать в едином ровном пульсе, будто не замечая, что на дворе уже XXI век.
Или взглянем в микромир.
А богатейшая природа России? Обратимся к миру растений, к натуралистике. Фотографируя людей, мы пытаемся показать их характер, индивидуальность, акцентируем внимание на присущие только им свойства, то же самое можно делать и с растениями. Каждый цветок обладает свойственными только ему цветом, текстурой, формой. Более того, имеет свой характер, свое настроение, излучает какие-то особенные волны, и очень интересно пробовать передать через фотографию хотя бы часть этого образа. Передать настроение и чувства, которые возникают при работе с цветами.
Часто люди спешат по своим делам, и не обращают внимание на то, что творится у них под ногами или вокруг. А там – в одной капле может отражаться целый мир. Или улитка, любящая влагу, с интересом разглядывать первые капли дождя.
Обращая внимание на такие казалось бы мелочи, мы непроизвольно учимся радоваться тому, что нас окружает, находить красоту во всем.
Именно это позволяет нам познать Душу России, которая открыта всем и дарит невероятное тепло, и невозможно её не полюбить в ответ всем сердцем…
География проекта:
География проекта охватывает северные регионы страны от Кольского полуострова до Северного Урала, а также Тверскую, Московскую, Владимирскую, Ивановскую, Ярославскую, Воронежскую, Саратовскую, Астраханскую области, Республику Крым
Цели и задачи:
Основная цель – передать чувство Любви к родной земле. К её истории и красоте, к её природным и культурным особенностям. показать Россию с разных сторон.
Вызвать желание больше и глубже исследовать и изучать собственную страну, обогащаться внутренне от знакомства с окружающим нас миром.
Этот проект «зонтичный» – отдельные его этапы и темы легли в основу других (иногда взаимосвязанных, а иногда нет), более масштабных проектов, от создания фильмов-настроений, до издания тематических фотоальбомов или открыток.
Итоги реализации:
1.Частично этот проект лёг в основу двух глав выпущенной в феврале 2018 года книги «Тайна ледяных кристаллов», тираж 1100 экз
2.Частично (по Архангельской области) проект лёг в основу первого из цикла фильма-настроения «Русская Глубинка» https://youtu.be/sIRabnKg3gk
3.Отдельная часть проекта попала в экспозицию на персональной фотовыставки в «Центре Искусств Москва» на территории Храма Христа Спасителя в мае 2018 года
4.Декабрь 2018 – персональная фотовыставка на международном форуме «Арктика: Настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге
5. Отдельные части проекта легли в основу тематических наборов открыток
6.Различные работы этого проекта, снятые в разные годы, но неизменно на Русском Севере, принесли наибольшее количество наград на международных фотосалонах более чем в 30 странах мира. На сегодняшний день – около 120 наград (из них 64 золотые медали)
Фестиваль «Гармоника – душа России» в Рузе попал в пятерку лучших туристических событий ноября
Источник: РИАМО
Стали известны самые интересные направления событийного туризма в России в ноябре 2018 года, в пятерку лучших вошел фестиваль «Гармоника – душа России» в подмосковной Рузе, передает РИАМО.
В первую пятерку для путешествий по России на фестивали и праздники в ноябре этого года входят Санкт-Петербург, Вологодская область, Екатеринбург, Великий Новгород и Подмосковье.
«Санкт-Петербургский культурный форум в городе на Неве, праздник Дня рождения Деда Мороза в Великом Устюге Вологодской области, фольклорный фестиваль «Дмитриев день» в Екатеринбурге, театральный фестиваль Достоевского в Великом Новгороде и фестиваль гармонистов «Гармоника – душа России» в Рузе Московской области вошли в топ-5 туристических событий этого месяца», – отмечается в сообщении.
Рейтинг составлен по результатам анализа уникальности и популярности туристических событий и праздников.
XIII открытый фестиваль гармонистов «Гармоника – душа России» пройдет в Рузе 11 ноября. В программе фестиваля в Центре культуры и искусств города Рузы – выступления гармонистов из Московской, Тверской, Тульской и Липецкой областей. Вход свободный, начиная с 12:00.
Источник: РИАМОЖивая душа России (к 80-летию Валентина Распутина)
15 марта 2017 года писателю, публицисту, общественному деятелю Валентину Григорьевичу Распутину исполнилось бы 80 лет. Эта дата важная не только для всех читателей и ценителей прозы и публицистики Валентина Григорьевича, но и для Российской государственной библиотеки. Именно в РГБ хранится с 2004 года и непрерывно пополняется архивный фонд писателя. В библиотеке есть все книги и журналы с произведениями Валентина Распутина, которые выходили в нашей стране, и немало тех, что печатались в республиках бывшего СССР и за рубежом.
Валентин Григорьевич Распутин на юбилейной выставке «Хранители русского слова» в Российской государственной библиотеке, 1994. Фото: Михаил Фомичев / ТАСС
Именно печатному наследию Валентина Григорьевича Распутина посвящена открывшаяся 15 марта в Голубом зале Российской государственной библиотеки книжно-иллюстративная выставка из фондов РГБ «Живая душа России». Если, войдя в зал, двигаться по часовой стрелке, то вы сможете увидеть всю творческую жизнь писателя — от первой газетной публикации до публицистических очерков последних лет. Идея куратора выставки, Евгении Алексеевны Татариновой, заместителя заведующей отделом организации выставочных работ, очень интересная: мы видим журнальную публикацию повести или рассказа — и рядом книгу, в которой эти повесть или рассказ были впервые опубликованы.
Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области. Когда Валентину было два года, семья переехала в деревню Аталанку Усть-Удинского района. На стенах Голубого зала — карта, на которой можно найти и Аталанку, и Усть-Уду. Но если приехать сейчас в эти места, то ни деревню, ни село не увидишь: они попали в зону затопления после строительства Братской ГЭС.
Деревня Аталанка была очень маленькой, поэтому, окончив местную начальную школу, мальчик вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом времени в 1973 году будет написан знаменитый рассказ «Уроки французского»). Окончив школу с отличием, Валентин поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. И вот на выставке — первая публикация: заметка «Скучать совсем некогда» про школьников школы-семилетки Второго посёлка строителей Иркутской ГЭС, опубликованная в газете «Советская молодёжь» 30 марта 1957 года. Заметка подписана: «В. Распутин, студент госуниверситета».
Валентин Распутин. Заметка «Скучать совсем некогда». — Советская молодёжь, 30 марта 1957 года
На следующем стенде — уже целая подшивка газет с публикациями Валентина Распутина: окончив в 1959 году университет, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Рядом — первая журнальная публикация: рассказ «Я забыл спросить у Алёшки» напечатан в 1961 году в альманахе «Ангара». И тут же первая книга его очерков и рассказов — «Край возле самого неба».
На следующей витрине — портрет писателя Владимира Алексеевича Чивилиихина (1928—1984). Руководя работой Читинского зонального семинара молодых писателей, он познакомился с 27-летним Валентином Распутиным. Валентин Распутин называл Владимира Чивилихина своим крёстным отцом в литературе: работы молодого автора так понравились Владимиру Алексеевичу, что он надиктовал по телефону рассказ «Ветер ищет тебя» в редакцию «Комсомольской правды». Эту публикацию вы тоже можете увидеть в экспозиции выставки.
С 1967 года Валентин Григорьевич Распутин — член Союза писателей СССР. На витрине — вышедшие в 1967 году рассказ «Василий и Василиса» и известная каждому любителю русской литературы повесть «Деньги для Марии». В 1970-м в журнале «Наш современник» вышла вторая повесть Валентина Распутина — «Последний срок», она принесла ему всемирную известность и была переведена на десятки языков.
«Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Уроки французского» и другие произведения Распутина много раз переиздавались — все варианты не вместились бы в витрины выставки, поэтому вы видите только небольшую часть из того, что есть в фондах Российской государственной библиотеки.
Последняя повесть Валентина Распутина — «Дочь Ивана, мать Ивана» — вышла в 2003 году. Но литературное творчество Валентина Григорьевича продолжалось, сочетаясь с его политической и общественной деятельностью. Защита озера Байкал, посещение святой горы Афон, судьба России в меняющемся мире — всё, что волновало Валентина Григорьевича, отражалось в его публицистике.
Одна из витрин отведена художественным фильмам, театральным постановкам и музыкальным произведениям по творчеству Валентина Распутина. А если вас заинтересует эта тема, посетите и Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина (ГЦТМ), где до 2 апреля проходит выставка «Всю жизнь я писал любовь к России», представляющая ретроспективу постановок произведений Валентина Распутина на театральной сцене и в кино. Об этом, выступая на открытии выставки в Голубом зале, рассказала Полина Александровна Соколинская, старший научный сотрудник Дома-музея Александра Николаевича Островского, отдела ГЦТМ.
Публицистика, политическая и общественная деятельность Валентина Григорьевича, газетные и журнальные статьи последнего времени — всему нашлось место в экспозиции выставки «Живая душа России». В центре Голубого зала, в стеклянном кубе — специальный выпуск журнала писателей России «Сибирь» (№ 2, 2015), целиком посвящённый Валентину Григорьевичу Распутину. Экспозицию дополняют фотографии из личного архива писателя и афиши фильмов, снятых по его произведениям.
Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности
«Юбилей, который мы, к сожалению, проводим уже без самого Валентина Григорьевича, — дело для библиотеки и тёплое, и внутреннее. Я надеюсь, что те материалы, которые подготовили сотрудники выставочного отдела, помогут нам не только вспомнить о любимом писателе, но и глубже задуматься о каких-то важных вещах», — сказала, открывая выставку, Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности.
Да, Валентина Григорьевича Распутина любят и помнят в Российской государственной библиотеке. Поэтому к его 80-летию подготовлена не одна, а две выставки, дополняющие друг друга: до 27 марта в Румянцевском читальном зале Дома Пашкова можно увидеть рукописи, документы из личного архива писателя, переписку с друзьями и многое другое из материалов фонда № 914. Выставку эту подготовили сотрудники отдела рукописей РГБ. А 22 марта 2017 года в РГБ пройдёт торжественный вечер, посвящённый памяти Валентина Распутина.
Создание логотипа этно-парка «Душа России»
Заказчик: Наш проект — это проект этнопарка «Душа России». Логотип парка — это, в первую очередь, настроение и ритм. Сам визуальный ряд должен содержать фольклорные мотивы, но не основываться на них. Для нас очень важно, чтобы логотип и его детали легко переносились на общую айдентику парка и его фирменный стиль. Нет стремления сделать неприкосновенный герб, есть желание иметь центральный, ключевой знак, элементы которого самодостаточны и сами по себе. Общее настроение. Это полет. Полет русской широкой души. Зачем фольклорная привязка? Аудитория парка интернациональна. Эмоциональный посыл. Душа России целостна, многогранна, колоритна и широка. Она подкреплена традициями и особой эстетикой. Ключевой образ, который по нашему мнению, очень близок к задумке — жар-птица. Важно вложить в логотип потенциал к анимированию (конечно же, мы будем его анимировать в некоторых случаях). Части или элементы логотипа будут использоваться в создании сувенирной продукции, брендировании площадок, разработке навигации и прочего. Логотип будет использоваться как в цвете, так и монохромно (печати, тиснения, выжигание). В целом логотип сейчас будет являться первым шагом ко всей идентификации парка, основному фирменному стилю и фирменным стилям внутренних объектов (оформление ресторанчиков, гостиниц и прочего).
Дизайнер: Душа нараспашку и коктейль из атрибутов русской культуры.
Арт-директор: Первое жестоко. Второе — не полет.
Арт-директор: Калейдоскоп уже теплее.
Дизайнер: Трансформируемый логотип. Композиция единая, графика с фоточками меняется.
Арт-директор: Все-таки давай без ушанок-балалаек.
Дизайнер: Гибрид двуглавого орла и жар-птицы.
Арт-директор: О, вот 20 — годно.
Дизайнер: Форма и цвет.
Арт-директор: 26 ОК. А давай еще триколором попробуем покрасить?
Дизайнер: Хоп.
Арт-директор: 32.
Проект | DOBRO.RU
Более сотни воспитанников приютов и интернатов получают новогодние подарки, так же для ребят были организованы выезды на баскетбольные матчи БК Уникс. Более 1000 одиноких матерей, стариков и многодетных семей получили продуктовую помощь. Проведены десятки ремонтов в жилье нуждающихся. С 2014 по 2016 год более 5000 вынужденных переселенцев получили помощь. В 2015 году соцсети взорвал пост о маленьких Лере и Артеме. Двоих детей мама вывезла из под обстрелов в город Энгельс, где скоропостижно скончалась. Дети оказались в приюте, данных о родственниках и адреса не знали. Мы откликнулись, были организованы поиски родных с выездами на Украину. Были найдены бабушка и отец детей. Обоим родственникам было оказано содействие для приезда в г. Энгельс. На тот момент отправлять детей на Родину было опасно. Я приняла решение забрать детей и их отца в Казань. Несколько месяцев они прожили в моей семье, а затем были отправлены на Родину. Так же из Луганска в Казань прибыли два Ветерана ВОВ. Один из них, вместе с супругой, проживал в хостеле, второй был вынужден проживать в съемной квартире. Из-за отсутствия постоянной прописки, Ветераны не имели возможности оформить гражданство РФ, получать пенсии и социальные гарантии. В последующем, Ветеран, вместе с супругой, был выселен из хостела. Благодаря моим помощникам, для семьи была арендована квартира, организовано юридическое сопровождение в судебных тяжбах и в оформлении гражданства. Оба Ветерана получили гражданство РФ, после чего Государство обеспечило их жильем. В 2016 году был найден без документов искалеченный, слепой, без ступней ног и пальцев на руках, офицер Советской Армии Прошин Владимир Алексеевич, 1941 г.р., в прошлом преподаватель Военно-политической академии имени В. И. Ленина. Мною было принято решение забрать пожилого человека в свою семью. В первый год была найдена сестра офицера, проживающая в Казахстане, с которой они потеряли связь 20 лет назад. Была установлена личность Прошина Владимира Алексеевича и получено РВП в России. По сей день Владимир Алексеевич проживает в моей семье. К сожалению, все, что мы сделали вместе с моими помощниками, не умещается в разделе «Результаты проекта»
Анонс: Приём работ на Всероссийский конкурс «Семья – душа России»
Продолжается приём работ на Всероссийский конкурс художественных работ и художественных фотографических проектов «Семья – душа России», организованный Фондом социально-культурных инициатив при участии Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры города Москвы, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Центра продюсирования российской фотографии ПРОЛАБ (Общественного музея фотографии).
Всероссийский конкурс «Семья – душа России» проводится с целью привлечения внимания к духовно-нравственным ценностям семьи, формирования единого культурного пространства, создания условий для обеспечения доступа к культурным ценностям различных групп граждан.
В 2020 году конкурс проходит в четвёртый раз. В 2019 году на Всероссийский конкурс художественных работ «Семья – душа России» поступило около трёх тысяч работ из 75 субъектов Российской Федерации. Одно из нововведений в этом году – к конкурсу художественных работ добавился конкурс фотопроектов.
Конкурс не имеет ограничений по возрасту и уровню художественного образования участников. Художественные работы могут быть представлены в следующих техниках: масло, акварель, гуашь, темпера, акрил, батик.
Для участия в конкурсе художественных работ необходимо прикрепить электронный файл/файлы в графическом формате JPG с фотоизображением работы/работ объёмом не более 10 Мб каждый.
Для участия в конкурсе фотопроектов при заполнении заявки нужно выбрать поле «фотохудожники» и прикрепить серию фотографий (от 3 до 8 фото), дополненную коротким сопроводительным текстом.
Подать заявку на участие в Всероссийском конкурсе художественных работ и художественных фотографических проектов «Семья – душа России» можно на официальном сайте проекта в разделе «Заявка на участие», ознакомиться с условиями и положениями можно в разделе «О конкурсе».
Приём художественных работ осуществляется до 31 марта, художественных фотографических проектов – до 15 апреля. Итоги жюри планирует подвести 10 июня.
Фотография: официальный сайт конкурса
Душа России
Эта история появляется в Апрельский выпуск 2009 г. Журнал National Geographic .
Новая Россия неуклонно угасает по мере того, как выезжает из Москвы. Тупик и загрязнение, разросшиеся торговые центры и рекламные щиты последних лет бума уступают место серым окраинам и ржавым фабрикам советских времен. Они, в свою очередь, переходят в высокие сосновые и березовые леса, перемежающиеся лугами и вневременными деревнями из бревенчатых домов. Время от времени причудливо раскрашенный шпиль вырывает горизонт, его позолоченный купол блестит на ярком весеннем солнце.Мы снова в глубине , «глубокой» России, любимой славянофилами, ссыльными и живописцами. И мы направляемся в самое сердце.
Наша цель — Муром, один из древнейших городов России. Расположенный на семи холмах на левом берегу Оки, Муром был гордым стражем на восточной окраине древней Руси в средние века, до того, как империя расширилась, оставив после себя бедный провинциальный город, богатый монастырями, воспоминаниями и мифами. Советские правители пытались подавить многие из них, и часть истории сегодняшней России — это попытка воссоединиться с прошлым.Здесь часть того прошлого также принадлежит мне.
Четыре столетия назад сюда прибыла набожная молодая женщина как жена «мужа хорошего происхождения и благополучия». Несмотря на невероятные испытания — муж, который был на войне, рождение 13 детей и смерть 8, голод, эпидемии, вторжения и бандитизм, которые в истории называются «Смутным временем», — Юлиана Осорин оставалась непоколебимой в своей благотворительности. и вера. После ее смерти в 1604 году она была канонизирована Русской Православной Церковью как св.Иулиана Лазаревская, после села под Муромом, где она жила. Ее канонизация была призвана убедить людей в панике и отчаянии, что святость может быть достигнута в доме и семье, а не только через побег в монастырь. Моя мать, урожденная Юлиана Осоргайна, является ее прямым потомком и тезкой.
Я был в Муроме раньше, когда Россия выходила из очередного смутного времени. Это был март 1992 года. Лед на Оке таял, и повсюду было ощущение новых начинаний.Я был начальником бюро New York Times в Москве в последние годы существования Советского государства, в 80-е годы, и вернулся, чтобы сообщить о крахе коммунистического правления и возникновении новой России.
Это был головокружительный и хаотичный период, время смятения и больших надежд — на демократию, экономическую свободу и, возможно, больше всего на духовное возрождение. Русская Православная Церковь повсюду восставала из пепла советских времен, и миллионы россиян спешили креститься.Большинство из них лишь смутно осознавали религиозное значение причастия, но стремились вернуть прошлое и идентичность, над тем чтобы стереть их коммунисты в течение 75 лет.
Тысячи разрушенных церквей, в том числе те, что Советский Союз использовали как склады, фабрики или амбары, были возвращены в их первоначальное состояние и, в конечном итоге, в их былое великолепие. Монументальный Храм Христа Спасителя, разрушенный по приказу Сталина в 1931 году, возродился на берегу Москвы-реки.Появились верующие, ушедшие в подполье в советское время, и начали активно создавать приходы, детские дома, дома престарелых и школы. Тысячи мужчин были рукоположены в священники, и еще тысячи — мужчин и женщин — приняли монашеский обет, все стремясь восстановить руководящую веру.
Почти тысячу лет Православная Церковь с ее великолепной литургией и иконографией была неотъемлемой частью русской идентичности и истории. Я был достаточно русским, чтобы чувствовать глубокое волнение от того, что вера моих предков снова оживает.В то же время, как западный репортер, я задавался вопросом, к чему может привести это погружение в прошлое, часто идеализированное и смутно воспринимаемое. Станет ли Православная церковь мощной силой для реформ, говорящей правду кремлевской власти? Или он вернется к той роли, которую играл на протяжении веков царского правления, и снова станет украшением и инструментом авторитарного государства?
Эти вопросы касались не только церкви; на карту было поставлено будущее облика России. Как сказал российский ученый Джеймс Х.Биллингтон, ныне библиотекарь Конгресса, написал через несколько лет после распада Советского Союза: «Сможет ли Православная церковь оторваться от государства и стать совестью нации, будет иметь важное значение для определения того, сможет ли Россия открыть новый, демократический и гражданская культура или вернется к темному и угрожающему авторитаризму ». С тех пор, похоже, разыгрался более мрачный сценарий, когда церковные лидеры вступили в союз с агрессивным антидемократическим Кремлем. Но когда я вернулся в Муром в прошлом году, я подумал, есть ли что-нибудь из Св.Милосердие и благочестие Иулианы живут в возрожденной церкви.
У меня также были основания полагать, что среди некоторых верующих мог укорениться открытый и вопрошающий дух. Мой отец, преподобный Александр Шмеманн, православный священник и богослов, который, как и моя мать, был рожден из русских эмигрантов, был хорошо известен среди диссидентов и интеллигенции в Советском Союзе своими книгами и передачами на Радио Свобода, которое Правительство США сияло за железным занавесом. И полностью русский, и гордо западный, он прожил большую часть своей жизни в Соединенных Штатах и посвятил большую часть своей жизни избавлению своей веры от этнической корки и сосредоточению внимания на ее универсальном послании.В 2005 году в России были опубликованы дневники, которые он вел с 1973 года до своей смерти в 1983 году. К моему удивлению, они мгновенно стали сенсацией среди многих русских верующих и мыслителей. Я хотел узнать, почему мысли западного священника так сильно резонируют?
Муром, в который я возвращаюсь, мало изменился. Конечно, есть ночные клубы, банкоматы, станции техобслуживания и рекламные щиты, но любое богатство, просачивающееся из Москвы, кажется, останавливается где-то поблизости. Постоянного моста через Оку до сих пор нет, летом только понтонный мост.Ямы по-прежнему коварные, а старые деревянные дома обветшали и пошатнулись. Однако есть одно кардинальное изменение: монастыри и церкви на высоком утесе над рекой теперь сияют в восстановленном величии.
Спасский монастырь, датируемый концом 11 века, является одним из старейших на всей территории России. Армия использовала его как казарму до 1995 года, оставив после себя печальные и вонючие руины. Русская православная церковь поручила энергичному священнику отцу Кириллу Епифанову возродить исторический религиозный центр.Он начал со строительства пекарни, чтобы содержать свою горстку монахов. Затем, найдя средства и рабочую силу, где мог, он перестроил церкви и восстановил территорию. Результаты потрясающие: автобусы паломников прибывают, чтобы полюбоваться средневековым великолепием. На безупречной территории есть вольер с павлинами, а процветающая пекарня наполняет воздух ароматом свежеиспеченного хлеба.
Спасский — лишь один из сотен монастырей, возрожденных оттепелью, начавшейся с перестройки Михаила Горбачева в конце 1980-х годов.В 1987 году в России было всего три монастыря; сегодня их 478. Тогда было всего две семинарии; сейчас их 25. Самым поразительным является взрыв церквей: с примерно 2 000 во времена Горбачева до почти 13 000 сегодня. Русская православная церковь превратилась в обширное учреждение с десятками издательств и сотнями процветающих журналов, газет и веб-сайтов.
Когда я с ним встречаюсь, отец Кирилл только что вернулся из паломничества в восточно-православные монастыри на Афоне в Греции.Крупный мужчина с голосом, заполняющим всю комнату, и широкой черной бородой, он раздает подарки своим монахам, как любящий, но строгий родитель. Всегда в движении, в рясе, развевающейся вокруг него, он кажется образцом лидера, в котором нуждается возрождающаяся церковь — пастора и менеджера, ощетинившегося энергией, энтузиазмом и верой. И все же за чаем в своем сводчатом кабинете отец Кирилл подавлен.
По его словам, собрать деньги и восстановить здания — это легко. Паломники? Большинство из них — «религиозные туристы», которые приходят собирать тотемы.Даже монахи сегодня здесь, завтра уезжают в другой монастырь. В церкви до сих пор нет реальной общинной жизни, нет истинного духовного возрождения.
«Советский режим был продуктом безверия, но, по крайней мере, он позволил настоящим верующим жить пламенем веры», — говорит он. «Сегодня мы больше озабочены борьбой с сектами и« врагами », чем покаянием. Эти силы разрывают церковь изнутри».
Многие из людей, которые поспешили креститься во время первого прилива свободы, сразу же прекратили свою религиозную деятельность, говорит он.Другие священники и верующие выражают аналогичные жалобы на снижение интереса к вере среди рядовых россиян, а также на сползание официальной церкви к ксенофобии и национализму.
Данные о посещаемости церкви отрывочны, поскольку Русская Православная Церковь не ведет списков членов или приходских книг. По словам Николая Митрохина, историка и критика церкви, около 60 процентов россиян сегодня идентифицируют себя как православные — они могут креститься, жениться и хоронить в церкви, — но менее одного процента действительно входят в церковь хотя бы раз в год. месяц.По другим источникам, цифра приближается к 10%. Одна из причин низкой посещаемости может заключаться в том, что Православная церковь не совсем дружелюбна к людям, которые небрежно относятся к ее священным традициям или не имеют представления о ее священных традициях — как я обнаружил в Муроме.
Мощи святой Иулианы ныне покоятся в ярко-желтой церкви святого Николая на набережной, опасно расположенной на крутом утесе. Когда я вхожу, чтобы засвидетельствовать свое почтение, идет крещение двух младенцев. Плотный священник, вспотевший и нетерпеливый по отношению к молодым родителям и крестным родителям, проявляет меньший интерес к тому, чтобы сделать ритуал понятным, чем к тому, чтобы с ним покончить.
«Давай, давай, раздень их», — лает он. «Как я могу положить их в воду вот так? Пусть держит свечу. Нет! В правой руке! Что ты делаешь?» Младенцы кричат, камеры мигают, родители ссорятся, и вскоре крещения подходят к концу.
С другой стороны церкви женщина средних лет с белым платком, сильно завязанным вокруг головы, ругает меня за то, что я сфотографировал мощи святой Иулианы. «Священник благословил вас фотографировать?» она требует.«Фотографирование без благословения принесет только зло!»
Я узнал ее вид по годам, проведенным в Советском Союзе. В немногих открытых в те дни церквях всегда были такие женщины, как она, женщины, которые мыли полы, ухаживали за подсвечниками и выдерживали все службы, когда советское неодобрение спугнуло всех остальных. В некотором смысле они ухаживали за церковью во время ее долгого заключения. Они были хранителями приличий и обычаев: стой вот так! Лицом к алтарю! Накройте голову! Перекрестись! Они были невыносимы, но церковь в долгу перед ними.Поэтому я делаю то же, что и другие русские, когда сталкиваюсь с этими дружинниками: я покорно кланяюсь и убираю камеру.
Послушание и ритуалы правили Русской Церковью с того поворотного дня в 988 году, когда князь Владимир, правитель Киевской Руси, приказал своим людям креститься на реке Днепр. По легенде, знакомой каждому россиянину, Владимир отправлял послов за границу в поисках веры для своего языческого народа. Те, кого отправили в Константинополь, вернулись домой, потрясенные восточно-греческим ритуалом, свидетелями которого они стали в Соборе Святой Софии, тогда самом большом соборе в мире. «Мы не знали, находимся мы на небе или на земле», — сообщили они.
Религия, привнесенная князем Владимиром, сформировала русский народ и, в свою очередь, была им сформирована. Православные монастыри стали духовным, экономическим, культурным, а иногда и оборонным ядром нации. Церкви, распространившиеся по России, внушали страх своим великолепием и неизменными ритуалами. По сей день церковный язык — архаичный, но сладкозвучный старославянский. Священники в сверкающих облачениях отделены от прихожан сложной иконой, а хоры поют большую часть литургии, часто с гимнами величайших композиторов России.Для верующих этот опыт столь же потусторонний, насколько прямое и неприукрашенное баптистское служение.
Во время моего первого визита в Муром в 1992 году я в изумлении стоял перед мощей святой Иулианы, которая тогда укрылась в только что открывшемся соборе. Рядом были мощи двух князей XII века, святого Константина Муромского и его сына святого Михаила. Константин приехал в то место, которое тогда было глубинкой, чтобы насаждать свою религию и свое правление. Это было древнее повествование о России: праведные князья-воины, распространявшие Православное Царство, и неутомимые работники церкви, поддерживающие его во времена кризиса.На протяжении веков русские стали воспринимать себя как народ с уникальной духовностью и миссией, как «Святая Русь».
Устрашающее величие Святой Руси стало очевидным в московской резиденции патриарха Алексия II, покойного лидера Русской Православной Церкви. Молчаливые священнослужители в черных рясах обращались только к «Его Святейшеству». Огромные масляные холсты на стенах, обшитых темными панелями, изображали эпические события религиозной истории России. Аколиты указали посетителям, где им стоять, когда Его Святейшество войдет в комнату.
Но патриарх вошел с улыбкой и сердечным приветствием (мы встречались несколько раз в начале 90-х). Он позвонил за чаем и осторожно порекомендовал шоколад. Несмотря на то, что он страдал от сердечных и респираторных заболеваний, которые могли оказаться фатальными менее чем через год, Алексий по-прежнему оставался крепким и активным для человека 79 лет. «После болезни я немного меньше служу на службе, но все еще служу 150 раз в год. ,» он сказал мне. Затем, с огоньком в глазах: «Врачи, которые измеряют мое кровяное давление, говорят, что оно немного повышено до службы, но всегда в норме после.«
Алексий председательствовал в Русской Православной Церкви с момента ее возрождения в 1990 году до своей смерти в декабре 2008 года. Его история — это история церкви и ее борьбы с государством. Алексий родился в Эстонии в 1929 году в семье русской эмигрантской знати, Алексий служил священником и епископом в течение 40 лет при советском режиме, который превратил церковь в едва терпимый «культ» и заставил «служителей культа» играть постоянную роль. унизительная игра в сговор и обман. Алексий никогда не отрицал, что он сотрудничал с государственными «органами», но он настаивал на том, что все, что он делал, было для сохранения основных функций церкви.«В самые тяжелые дни репрессий церковь не сбегала в катакомбы», — сказал он. «Он поддерживал таинства, молитвы».
Алексий сделал своей личной миссией выявить «новомучеников и исповедников» — жертв коммунистических гонений, которые в глазах церкви умерли за свою христианскую веру. Он выделил четвертую субботу после Пасхи для специальной службы в память не менее 20 000 «врагов Советского государства», которые в разгар Великой чистки 1937-1938 годов были застрелены и похоронены в братских могилах к югу от Москвы.
Там я присоединился к тысячам москвичей как патриарх, вместе с десятками епископов и сотнями священников совершил Божественную литургию. Некоторые люди вставляли зажженные свечи в заросшие травой холмы, которые теперь покрывают траншеи, где были срублены и хоронены жертвы. На скромном рекламном щите были размещены фотографии некоторых погибших: бородатый монах, взлохмаченный крестьянин, еврейка, студентка — их глаза были либо широко открыты от ужаса, либо полузакрыты в знак капитуляции. График фиксировал количество убитых день за днем, месяц за месяцем.10 декабря 1937 г . : 243 казнены. Всего за месяц: 2376. 28 мая 1938 года: 230. Всего за месяц: 1346.
Было некоторое ворчание, что церковь удостоилась чести, когда было убито так много других. В самом деле, тысячи епископов, священников, дьяконов и монахинь, которые умерли здесь, лежат рядом с большевиками, монархистами, троцкистами, обвиняемыми контрреволюционерами, евреями, немецкими коммунистическими беженцами, кулаками, «социальными изгоями» и даже московскими отмывателями китайских денег — все они были пойманы Сталиным. оргия смерти.
Но Патриарх Алексий твердо решил: «Сейчас мы возвращаемся к своей истории. Мы должны ее помнить». Он говорил так, как если бы давно умершие были его братьями и сестрами: «Представляете? Архимандриту Крониду, последнему наместнику Троице-Сергиевой Лавры, было 83 года! Вынесли его на носилках и расстреляли!»
Ненависть к священнослужителям, вспыхнувшая среди коммунистов-революционеров, была вызвана историческим фактом. На протяжении веков Русская Православная Церковь была служанкой царей. Император был главой церкви, и все награды, повышения и назначения проходили через императорский двор.
В 1990 году Алексий стал первым патриархом после русской революции, избранным без прямого вмешательства правительства. «Нам удалось установить совершенно новые отношения с государством, — сказал он, — которых никогда раньше не было». Он настаивал на том, что церковь не намеревается становиться государственной церковью, отмечая, что он запретил своему духовенству занимать выборные должности.
Но критики утверждают, что Алексий и другие высокопоставленные прелаты были слишком счастливы принять атрибуты государственной церкви и мало что сделали, чтобы противостоять скатыванию Кремля к авторитаризму. Хотя Конституция России призывает к отделению церкви от государства, три постсоветских президента России — Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев — регулярно и широко освещаются в церкви, а православные епископы и священники являются постоянными членами государства. функции.
Эта близость породила за границей впечатление, что Православная церковь объединилась с Кремлем, чтобы создать новое российское самодержавие. Официальные лица церкви это отрицают. Они ссылаются на множество разногласий и неразрешенных споров между церковью и правительством, от контроля над религиозными древностями до религиозного образования. Они говорят, что если церковь и государство переплетаются, то это глубокий и сложный поиск новой постсоветской идентичности. В этом поиске имперская история России предлагает лишь частичный шаблон, и окончательный результат далеко не ясен.
Тем не менее, привилегированный статус Православной церкви часто работает в ущерб другим конфессиям и конфессиям, особенно тем, которые правильно или ошибочно воспринимаются как западные.
На окраине южного города Ростова-на-Дону Александр Кириллов отпирает ворота большой баптистской церкви, которую его община недавно завершила. По словам старейшины, власти ухватились за бюрократическую проблему — отказ подать годовой бланк — и закрыли ассоциацию, к которой принадлежит церковь. «Конечно, мы виноваты. Но с таким же успехом они могли бы прислать нам уведомление, напоминающее нам подать его». По его словам, настоящая причина запрета заключается в том, что его церковь не принадлежит к основной группе баптистов, санкционированной правительством.
«Они не привыкли к тому, что существуют другие деноминации, кроме« официальных », поэтому не думают, что мы имеем право на существование», — говорит Кириллов. «Православная церковь — это доминирующая деноминация, поэтому, конечно, они представлены во всех сферах власти.Смотрю новости: открывается новый артиллерийский институт, приезжают новые абитуриенты, есть православный священник. Почему? »
Одна из причин восходит к ранним постсоветским годам, когда эйфория свободы уступила место разочарованию в последовавших за этим потребительство, коррупция и хаос. Реакционеры в правительстве и церкви обвиняли Запад в преднамеренном унижении России, разжигая подозрения в отношении деноминаций и групп, связанных с либеральными демократиями. В правых кругах прозвучал призыв к Святой Руси вернуться к своим корням.
Некоторые поразительно мрачные и ретроградные идеи открыто циркулируют в реакционных церквях и на националистических сайтах. Один из них — это стремление канонизировать Распутина и Ивана Грозного, двух наиболее вредных персонажей российской истории, которых экстремисты заново изобрели в качестве «защитников Святой Руси».
За пределами Санкт-Петербурга обветшавшие летние дворцы царей и великих князей древней России выходят окнами на Финский залив. За руинами одного из таких дворцов стоит крошечная, наполовину восстановленная часовня.Внутри я лицом к лицу сталкиваюсь с зрелищем, от которого задыхаюсь, — большой иконой Иосифа Сталина. На нем нет ореола святого, но святой его благословляет.
На иконе изображена легенда, в которой Сталин в разгар Второй мировой войны тайно посещает святую Матрену Московскую, слепую и парализованную женщину, к которой многие люди приходили за духовным руководством вплоть до ее смерти в 1952 году. Согласно легенде, она советовал советскому диктатору не бежать из Москвы перед вторгшейся немецкой армией, но твердо противостоять натиску.
Пастор часовни Евстафий Жаков — пылкий националист, которого паства высоко ценит харизматические проповеди. В интервью правой газете Завтра, он защитил икону, объяснив, что в России существует давняя традиция святых благословлять воинов перед битвой.
«Но Сталин был атеистом, — вставил интервьюер.
«Откуда ты знаешь?» — возразил отец Евстафий. Два патриарха военного времени провозгласили Сталина верующим, «и я поверю им раньше, чем поверю всем этим либералам и демократам.«
В то время как в некоторых темных уголках церкви священники, такие как отец Евстафий, превращают массовых убийц в поборников Святой Руси, многие традиционные пасторы преследуют более просвещенные цели: реабилитация наркоманов, спасение безнадзорных детей и распространение Христова прощения на преступников.
В ярко освещенном доме-интернате в Санкт-Петербурге четырехлетний Никита показывает мне свои игрушки и с гордостью говорит, что его мама скоро сделает ему подарок. Он еще не понимает, что его только что поместили в этот дом, потому что его мать — наркоманка — быстрорастущая болезнь в России — и она больше не может заботиться о нем.
Отец Александр Степанов ухаживает за отбросами с тех пор, как около 20 лет назад оставил работу в физике, чтобы стать священником. «Я был рукоположен прямо в тюрьму», — шутит он, вспоминая, как начал свое служение с обсуждения Библии с заключенными. «Я понятия не имел о том мире золотых зубов и татуировок».
Вся частная гуманитарная деятельность была строго запрещена в Советском Союзе — социальных проблем не существует в рабочем раю, — но после краха коммунизма отец Александр не нашел недостатка в людях, готовых окунуться в нее, и западные церкви поспешили предложить помощь.Сегодня, работая в двух отреставрированных зданиях на набережной Санкт-Петербурга, отец Александр курирует приходскую церковь, приют, детский дом, приют для подростков, попавших в беду, и отряд волонтеров, посещающих больницы и тюрьмы. У него также есть радиостанция на чердаке и офисы летнего лагеря в подвале. Не теряется ни места, ни времени — его сотовый телефон звонит (под звон церковных колоколов) неоднократно.
Во многих церквях сейчас есть та или иная форма помощи, и есть много добровольцев, — говорит отец Александр.Но правительство ревностно пытается вернуть себе монополию на социальную работу. «Правительство не хочет поддерживать социальные инициативы церкви», — с грустью говорит он. «Это заставляет нас выпрашивать записки».
Не оказывая или почти не сопротивляясь «темному и угрожающему авторитаризму», о котором предупреждал Джеймс Х. Биллингтон 15 лет назад, церковь провалила решающее испытание. Однако никто из тех, кто был свидетелем огромной любви и труда, вложенных в восстановление церквей и возрождение благотворительной деятельности, не может сомневаться в том, что в России также пробудилось что-то хорошее и многообещающее.
Проходя через детский дом в Санкт-Петербурге или отреставрированный монастырь в Муроме, я удивляюсь тому факту, что религия, столь долго безжалостно подавляемая, родилась заново. И я начинаю понимать, почему дневники моего отца вызвали такой резонанс у многих россиян. Дневник, который он вел последние десять лет своей жизни, был путешествием по идеям, книгам, открытиям, борьбе и радостям православного верующего и священника. Он пережил многие из тех же разочарований и горестей, которые пережили русские в это последнее время неприятностей, но, несмотря на тяжелую битву — даже его последнюю битву с раком, — он, как и Св.Иулиана приняла их как норму христианской жизни. Это было его сутью: в повседневной жизни и мысли этого западного священника русские нашли подтверждение, что их собственные сомнения, разочарования и замешательство не были неправильными, что они, по сути, были нормальными, пока они оставались непоколебимыми в вере. и благотворительность.
В Муроме воскресное утро, и я просыпаюсь рано под звон церковных колоколов. В монастыре собираются паломники, но любезная домработница отца Кирилла предлагает отвезти меня в Лазарево, г.Деревня Юлианы. Старая церковь, где она поклонялась, наконец-то была открыта.
Мы проезжаем мимо заброшенных советских военных заводов к грязным деревянным домам вокруг большой разрушенной церкви, которая все еще находится на реставрации. Груды кирпичей и мешки с цементом сложены у стен, а к двери ведет мост из шатких досок. Внутри у одного бокового алтаря установлен скромный экран с иконами; с другой стороны — икона Иулианы.
Две дюжины местных жителей, большинство из которых женщины, собираются на воскресную литургию.Ни суеты, ни политики, ни самооценки, только тихое обращение к скромной женщине, которая жила, молилась и страдала здесь, как и они: «Блаженная, ходатайствуй и за землю Русскую, и за всех рассеянных, чтобы они обрели мир и процветание и тем более вернулись к твоему древнему благочестию… »
Протесты русской души | Мантия
Демократия Литература РелигияНаташа Яроцкая
Россия мысленно постигнута не может быть
Ни широким аршин измерено:
Его уникальность в том, что —
В России можно только верить.
(Тютчев И. 28 ноября 1866 г., перевод отца С. Яноша)
С тех пор, как прошлой зимой начались антиправительственные протесты, Москва гудит от политики и того, что кажется пробуждением общества. На днях в бистро Jean-Jacques, популярном среди либеральной интеллигенции и активистов протестных движений, я услышал, как кто-то сказал: «Почему это происходит? Все очень просто: это восстание русской души ».
Прошлым летом я изучал взаимосвязь между «русской душой» и русской идентичностью, и это утверждение показалось мне ироничным.Русская душа традиционно находится в простонародье. Но пока движение протеста продолжается в Москве, остальная часть страны остается апатичной . В течение нескольких месяцев протестующие заполняли центральные площади столицы, скандируя: «Россия будет свободной!». и присоединение к классу писателей, поэтов и художников — класса, который «Человек из стали» Иосиф Сталин называл «инженерами человеческой души» — для мирных маршей по городу. К сожалению, россияне не проявляют явной симпатии к борьбе этой группы за свободу и справедливость.
Сторонники движения, а также многие на Западе задаются вопросом: «Почему больше россиян не присоединяются к протестам против коррумпированного и деспотичного режима?» Хотя есть очевидные политические и экономические причины (такие как страх перед безработицей), объясняющие подслушанное заявление Жан-Жака, ответ на этот вопрос может быть неполным без повторного рассмотрения отношений между русскими и русской душой.
Значение русского слова «душа» — dusha ( душа ) — не совсем аналог английской души, французского âme, или немецкого Seele .В религиозном смысле, используемое в молитве, dusha имеет то же (христианское) значение, что и английское слово «душа». Однако значение русской души не ограничивается религиозным контекстом. Это сложное понятие, объединяющее религиозные, психологические и моральные аспекты человеческой жизни. Он рассматривается как ядро интимного мира человека, который также состоит из знаний, воли, интуиции и мышления. Объединяя воедино различные элементы человеческой жизни, душа относится к невидимым более глубоким слоям личности человека и может оставаться неизвестной даже самому человеку.
Уникальность русской души по сравнению с душой других народов — это способность примирять противоречия, пронизывающие русский образ жизни. В свою очередь, отрицательные элементы становятся добродетельными: бедность рассматривается как средство духовного роста посредством строгой экономии; холодность по отношению к незнакомцам предполагает стремление к искренним и глубоким межличностным отношениям в отличие от поверхностных манер; политическая апатия и пренебрежение социальной несправедливостью переосмысливаются как вера в судьбу и установленную Богом силу.Именно эта парадоксальная, иррациональная природа русской души привлекает западных людей. Высмеивая попытки иностранцев постичь русскую душу, писатель-диссидент Александр Зиновьев писал: «Самонадеянность Запада заслуживает нашего осмеяния».
Термин « душа », как он известен сегодня, происходит от русских классиков второй половины XIX века. Первое упоминание о нем появилось в 1842 году, когда Виссарион Белинский восхвалял гоголевские « Мертвые души ».Использование Гоголем души имело сильно религиозный подтекст и отражало его собственный интерес к религиозному мистицизму. Термин был популяризирован в 1860-1870-е годы журналистикой Федора Достоевского и приобрел несколько иное значение. Для Достоевского, ревностного националиста того времени, русская душа предлагала язык для выражения назревающего разочарования России в отношении Европы. Принятие этого термина возникло, когда исследования и превознесение достоинств простого человека стали популярными среди русской интеллигенции и знати.К таким добродетелям относились простодушие, чрезмерное гостеприимство, «любовь к пастырской свободе», невинность, а также покорность и послушание. Таким образом, русская душа объяснялась по отношению к Западу или, что более точно, к отсутствию души на Западе. В нем говорилось о превосходстве русского ума, духа, воли и природы и означало принципиальное неприятие европейских ценностей.
Идея русской души была воспринята не только русскими, но и самими европейцами.Между 1880 и 1930 годами концепция доброжелательной русской души стала популярной во Франции, Германии и других странах Европы (яркими примерами являются мемуары маркиза де Вог и Райнера Марии Рильке, увлеченные русской душой).
С тех пор многие ученые пытались объяснить роль «русской души» в русской культуре. Одно такое объяснение указывает на мифологическую природу русской души. В некоторой степени культурные мифы раскрывают определенное мировоззрение или помогают объяснить практику или убеждения, которые часто строятся вокруг идеалов этой культуры.Британский антрополог Бронислав Малиновский настаивал на том, что культурные мифы предлагают «устав» социального поведения. В психоанализе (Фрейд и Юнг) мифы рассматриваются как выражение подавленных потребностей человеческой психики и как продукт «коллективного бессознательного». Русская душа, кажется, служила одновременно «уставом» социального поведения и выражением подавляемой природы, предлагая объяснение тому, что русские люди сделали и почему. Например, распространенная вера в пассивное страдание Христа составляет сердцевину русской души — свободной, но обреченной — и, возможно, хорошо послужила русским в их многовековом бессилии перед властью.
Миф о русской душе также основан на идеалах национального единства. Настоящую поддержку эти идеалы находят только в наследии великих классиков русской литературы. Тем не менее, ностальгия по нему вдохновила на повторяющийся культурный рассказ двухвековой давности. Понятие русской души также играло более практическую роль, поскольку оно определяло критерии принадлежности к русскому народу: оно олицетворяло духовные добродетели и саму жизнь — кровь и почву. Следовательно, быть русским означало обладать русской душой и любить русскую землю.
Прошлым летом я решил посмотреть, как этот старинный концепт выглядит и функционирует сегодня. Я попросил молодых образованных россиян, тех, кто вырос в постсоветскую эпоху и теперь принадлежит к так называемому «творческому классу», рассказать мне о русской душе и о том, верят ли они, что она у них есть. Интервью за интервью обнажали множество противоположных и конкурирующих мнений о том, чем на самом деле была русская душа: с одной стороны, мне сказали, что она была широко открытой, гостеприимной и праздничной.С другой — скупердяй и подозрительно относился к незнакомцам; все делал на авось , либо неаккуратно, полагаясь на инстинкты. Тем не менее, это было также измерено и согласовано; он был ужасно ленивым, но в то же время чрезвычайно трудолюбивым. Он допускал необычайную эмоциональность, чувствительность и глубину чувств, в то время как от русского мужчины требовалось быть стойким и сдержанным.
Культурное познание русской души, очевидно, содержит множество противоречий, вскрывающих многовековое накопление богатства этой концепции.Но с лингвистической точки зрения возникающая мешанина свойств, приписываемых русской душе, предполагает сильную многозначность или одно слово с разными или противоположными значениями, подразумевающее неспособность определить термин или сформулировать повествование, подходящее для настоящего времени. В то время как те, с кем я разговаривал, искали подходящее значение для «русской души», они также заметно изо всех сил пытались наладить постоянное взаимопонимание с тем, что, несомненно, является центральным для их культуры. В русской душе сразу возникли ностальгия, разочарование и разочарование: иметь русскую душу почтительно, если не желательно, но, как мне неоднократно говорили, это также огорчает, поскольку мало места для ее достоинств. в современном обществе.Дмитрий, социолог из Москвы, сказал: «Я думаю, что такого типа людей больше не существует. … Большинство из них больше не существует не потому, что это нереально — нет, это очень реально! Но похоже, что они исчезли в какой-то момент в течение 20 века ».
Таким образом, молодые россияне идентифицируют себя с прошлым, в котором они никогда не жили, и им трудно соотноситься с сегодняшней реальностью и ее ценностями. Но из-за отсутствия набора ценностей, к которым они могли бы относиться в своей родной стране, многие из тех, с кем я разговаривал, признали свои попытки конструировать западную идентичность и оказались разорванными между русскими корнями и русской душой, с одной стороны, и решив отказаться от этих черт, чтобы построить свою жизнь по-западному на другом. В конце концов, многие, похоже, соглашаются на отставку. Они не перестают подчеркивать свою русскость и не отрицают ее. Они принимают это и сознательно преодолевают. Быть русским становится дано, но никак не влияет на их мировоззрение или жизнь. В каком-то смысле это символизирует подчинение продолжающимся спорам о русскости, русской душе и сегодняшней стране.
Молодые россияне используют комбинацию значений, которая лучше всего соответствует их восприятию русскости. В их сознании понятие русской души может быть символом былого единства России, пороками или просто мифом, но за ним скрывается заблуждение — рана, нанесенная мучительным прошлым страны.Пережив повторяющуюся историю национальной раздробленности, россияне попали в водоворот идей и образов, ставших травмирующими. Но в отличие от физической травмы, которая причиняет боль и вызывает сильный дискомфорт, историческая травма означает драматическую утрату идентичности и чувства исторической миссии. Следовательно, возможно, что функция русской души заключается как раз в сохранности ее многочисленных значений: ее пространство помогает справиться с беспокойной историей и договориться о настоящем. Однако, с другой стороны, очевидное безразличие — настоящая трагедия. Один из знатоков русской души Антон Чехов предупреждал: «Говорят, философы и мудрецы безразличны. Неправильный. Безразличие — это паралич души, преждевременная смерть ».
Безразличие, возникающее из-за постоянного непонимания смысла русской души, дает представление о слабом участии российских граждан в антиправительственных протестах.Очевидно, что идентичность — ядро совместного опыта — это не просто случайное умственное упражнение, но и способ коллективного отношения к миру. Он определяет позицию человека по таким практическим вопросам, как налогообложение, образование, религия, направление национальной политики и т. Д., Что наиболее важно, оно связано с опытом деятельности в обществе — способностью или желанием действовать в соответствии с чувством себя. Поскольку утверждается, что русская душа лежит в основе русской идентичности, смирение, которое ее концептуальная двусмысленность вызывает у русского самопонимания, говорит о предполагаемом бессилии и истощении от постоянных попыток (заново) изобрести себя. Отсутствие общественного интереса к протестному движению, несомненно, коренится в более сложных конфликтах в русской идентичности, признаком которой является русская душа. Другими словами, как можно действовать, если у человека нет четкого представления о том, где он находится?
Можно сказать, что связь между поэтическим представлением о русской душе и борьбой за национальную поддержку московских протестов слишком надуманна. Конечно, расшифровка культурной функции концепции или признание ее фактической пустоты в умах молодых образованных россиян не поможет мобилизовать остальную часть населения на отстаивание демократических прав и свобод.Однако политическое участие требует чувства принадлежности, ответственности и причастности к делу. Нельзя игнорировать тот факт, что недавнее прошлое России дало ее народу мало шансов определить, кто они и выбрать свой собственный исторический курс. Ответ на вопрос, почему российский народ не пользуется шансом противостоять режиму Путина, выходит за рамки политики и экономики, и он должен принимать во внимание русскую душу.
Захвати Уолл-стрит, РоссияРусская загадочная душа
Добро пожаловать в новую редакцию дневника Матрешки.На этой неделе наш автор Елена проливает свет на русский менталитет и загадочную русскую душу.
Общие сведения
Россия представляет собой смесь Европы и Азии, которая на протяжении столетий находилась в изоляции от остального мира под властью Монголии, за которой последовали более 300 лет царизма, а затем советского режима. Эти факторы способствовали развитию русской культуры, которой многие иностранцы восхищаются и которую трудно понять.
Что такое загадочная русская душа?
Не секрет, что русский человек необычайно теплый человек. Мы очень гостеприимны (независимо от того, ждем мы гостей или нет), любим дарить подарки друг другу и людям, с которыми мы решили дружить. Однако приличных иностранцев часто смущает «холодный» фасад, за которым скрывается загадочная русская душа. Русский характер состоит из холода и тепла.
Федор ДостоевскийРусский писатель Татьяна Толстая: «Русский менталитет не основан на здравом смысле».«Это не имеет ничего общего со здравым смыслом. Наше мышление не упорядочено, не логично. В западной культуре, возможно, в европейской культуре, эмоции считаются более низкими, чем разум. Но в России нет. Плохо быть рациональным, умным, умным, умным и так далее. И быть эмоциональным, теплым, милым, может быть, духовным в полном смысле этого слова — это хорошо ». Термин «русская душа» использовался в литературе в связи с самобытностью русской национальной идентичности. Шедевры многих русских писателей, таких как Николай Гоголь, Лев Толстой и Федор Достоевский, предлагают описания русской души.Не у всех россиян есть менталитет, описанный в романах Достоевского, но у всех нас есть немного темная сторона. Слишком много чтения и жизнь без солнечного света 9 месяцев в году заставляет задуматься о жизни и дает на это много времени.
Русские родители и русские дети
По сравнению со многими западными культурами русские мягко относятся к своим детям. Российских детей часто балуют родители, бабушки и дедушки, крестные родители и большая семья. пытаясь уберечь их от невзгод; они оставляют их дома после университета и часто поддерживают их материально в течение этих лет.
Дружба
При первой встрече с русским многие иностранцы могут подумать, что мы грубые, но это культурный аспект. Познакомившись с русским человеком, вы ощутите всю глубину русской души и поймете, что на самом деле мы дружелюбны, заботливы и приземлены. В русской культуре идея дружбы совсем другая. Вот почему мы не открываемся сразу для незнакомцев, даже для других россиян.
- В английском языке есть слова «друг» и «знакомый», которые описывают уровень, на котором вы кого-то знаете; либо очень хорошо, либо попутно.В русском языке есть такие слова, как дрюг [друг] = друг, знакомоми [знакомый / знакомая] = знакомый, незнакомец [незнакомец / незнакомка] = кто-то, кого вы не знаете или вы почти не знаете, и так далее.
- Идея заключается в том, что на Западе люди часто могут легко сказать, что кто-то является их другом, хотя они на самом деле таковыми не являются. В России людям дают границы или ограничения в их отношениях с кем-то, пока они не испытают взлеты и падения с этим человеком.
- Русские люди очень эмоциональны, поэтому может показаться, что русские кричат друг на друга и агрессивно разговаривают, но мы так разговариваем друг с другом.Дипломатия — это не то, с чем мы родились, поэтому мы можем показаться агрессивными.
Русские люди и концепция времени
Если у вас уже была возможность поработать в России или с русскими, вы, вероятно, согласитесь с тем, что большинство россиян рассматривают время как подвижное понятие. Вот почему собрания могут начинаться позже запланированного, длиться дольше, чем ожидалось, а сроки могут сдвигаться.
Русский стиль общения
Мы уделяем особое внимание символизму, невербальным сигналам и иерархии.Если вы спросите русского друга «Как дела?» — вам следует ожидать 5-минутного ответа на свой вопрос, а не быстрого «Мне хорошо, а вам?». Остерегайтесь невербальных подсказок. Русские также формальны в своем общении — использование отчества (отцовского имени) ожидается, когда вы обращаетесь к пожилому человеку или к человеку, стоящему выше вас по иерархии.
Правила культуры России
Дружба — одна из важнейших ценностей в российском обществе, и друг из России сделает все возможное для вас.И от вас ожидается то же самое. Чувство долга у россиян в первую очередь связано с их семьями и друзьями, и, таким образом, правила предназначены для изменения и нарушения, когда необходимы исключения для друзей или семьи.
Русские люди и погода в России
Считается, что экстремальные погодные условия сформировали характер россиян, в том числе то, как мы живем и думаем, и наше мышление. Мы часто поступаем жестко (особенно это популярно среди мужчин), мы сразу переходим к делу, чтобы найти решение в сложной ситуации.Только представьте, что вы живете при -20ºC, -30ºC, -40ºC! Сейчас есть электричество и отопление газом, но как жили люди много веков назад?
Неужели русские слишком прямолинейны?
Мы лично не думаем, что это не обязательно плохо (на самом деле, как раз наоборот!). Мы высказываем свое мнение. Мы говорим то, что думаем, и вы можете быть уверены, что говорим то, что имеем в виду. Из-за этого нас часто считают грубыми. Это не так, мы просто даем вам честный отзыв. В свою очередь, вы можете сказать нам, что мы неправы (это очень приемлемо!).Русский народ любит жаркие дискуссии!
Русские люди грубы с незнакомцами?
Считается, что россиянам было бы наплевать на вас, если бы мы вас не знали. Но будет очень мило с вами, если вы друг друга и сделаете все возможное, чтобы помочь вам. Но если вы наш супруг или близкий друг — мы пропустим «спасибо, пожалуйста, будьте так добры…» Мы не считаем, что нужно говорить лишние слова, если мы уже близкие друзья или родственники.
Будет ли россиянин в свисток?
Если на экзамене обманешь — мы скорее поможем, чем сдадим.Если вы делаете что-то плохое на работе, и мы знаем об этом — мы лучше промолчим, чем сообщим о таком поведении (даже если мы не согласны и считаем, что это плохо). Сообщение о ком-либо считается преступлением, конечно, не буквально! Сомнительно в случае экзаменов, но вот как работает этика. В то же время в таком поведении есть свои плюсы. Вы всегда можете положиться на своих друзей и быть с ними очень открытыми. Как мы говорим — русские отдадут другу единственную рубашку.
Хотели бы вы освежить свой русский язык или улучшить свои разговорные навыки? Независимо от того, какая у вас цель и какой у вас уровень владения русским, мы поможем вам осуществить вашу мечту.
Русская душа написана на JSTOR
Согласно общепринятой мудрости, восприятие русской литературы в английском переводе снизило неловкость при употреблении слова душа английскими авторами. Вирджиния Вульф и Д.Х. Лоуренс доказывают обратный эффект. Английские переводы русской литературы начиная с 1880-х годов не смогли объяснить тот факт, что душа (duša; душа) занимала и занимает совершенно иное место в русском языке и культуре, чем душа в английской культуре.Хотя это не единственный фактор, влияющий на литературное использование души в английской литературе начала двадцатого века, русская литература оказала значительное и продолжительное влияние на ее использование в английской литературной продукции.
Спустя более трех десятилетий после своего основания «Журнал современной литературы» остается самым важным и широко признанным научным изданием в области современной литературы. Каждый выпуск посвящен научным исследованиям литературы на всех языках, а также родственных искусств и культурных артефактов с 1900 года по настоящее время.В число участников International входят ученые из Австралии, Англии, Франции, Италии, Нигерии, Саудовской Аравии, Южной Африки и Испании.
Издательство Indiana University Press было основано в 1950 году и сегодня признано во всем мире как ведущее академическое издательство, специализирующееся на гуманитарных и социальных науках. Наша задача как академической прессы — служить миру науки и культуры в качестве профессионального некоммерческого издателя. Мы издаем книги и журналы, которые будут иметь значение через 20 или даже сотню лет — названия, которые имеют значение сегодня и будут жить в будущем, отражаясь в умах учителей и писателей. Основные тематические области IU Press включают исследования Африки, афроамериканцев, Азии, культуры, евреев и Холокоста, Ближнего Востока, России и Восточной Европы, а также исследования женщин и гендера; антропология, кино, история, биоэтика, музыка, палеонтология, филантропия, философия и религия. The Press также предлагает обширную региональную издательскую программу под своим издательством Quarry Books. Это одна из крупнейших типографий государственных университетов, если судить по названиям и уровню доходов.
магических традиций в волшебном ландшафте: Амазонка.в: Гилкрист, Черри: Книги
Обзор
«[Джеффри Финдли] подумал, что [Душа России] мне поможет, когда я писал свой вымышленный рассказ о путешествии девушки-викинга по восточному маршруту. Мне достаточно взглянуть на свои комментарии на полях и страницы заметок (и заметки моей жены тоже) в этой прекрасной книге, чтобы заново открыть, насколько он был прав. Моя юная героиня Сольвейг знакомится со славянским космосом и шаманизмом и двоеверием, мокошью и богатырями — все это и многое другое благодаря этой книге. — Кевин Кроссли-Холланд, автор книги «Браслет из костей» Еще одна жемчужина от Флориса! Эта книга глубоко откликнулась для меня … для всех любителей Истории, и северных земель, и России бесконечных степей и лесов грез, она сплетает песню надежды и возрождения Души влажного Мать Земля »и всех, кто на ней обитает. Тоже отличные картинки ». — Inner Light Magazine, лето 2008 г. ‘Черри Гилкрист демонстрирует необычайную непредвзятость в отношении продолжающейся практики древних ритуалов и обычаев, земли, наделенные необычными силами, и сверхъестественный мир, населенный духами, языческими богами, шаманами, волшебниками, ведьмами. и целители-экстрасенсы.Настоятельно рекомендуется.’ — The Cauldron, май 2008 г. «Черри Гилкрист приезжает в Россию уже 16 лет и уловила что-то от национального характера. Теплым летним вечером она шла домой, слушая вдали народные песни и видя огни костров на фоне сумерек. Она смешалась с толпой на Масльницком карнавале и какое-то время жила в традиционном бревенчатом доме. У нее даже есть свой домашний дух или домовой … Она обращается к народным сказкам за той глубокой мудростью, которую они содержат, и раскрывает магию, похороненную в повседневной русской жизни.»- Fortean Times, июль 2008 г., оценка 9 из 10« Автор проводит нас в духовно насыщенном путешествии по этой богатой культурой стране и демонстрирует, что идея «души» играет центральную роль в российском мышлении … Исследуя духовные традиции России, книга дополнена рассказами о магии и колдовстве и исследует, как это влияет на психику людей, которые живут здесь сегодня ». — Soul & Spirit, август 2008 г.
Об авторе
Черри Гилкрист — автор более двадцати книг по мифологии, алхимии, искусству и социальной истории, включая «Элементы алхимии», «Истории из Шелкового пути» и «Русские лаковые миниатюры».Она читает лекции и ведет курсы по русской культуре, внутренним традициям и написанию жизненных историй. Она живет в Страуде, Англия, и была в России более пятидесяти раз.
Душа русской революции — Народный мир
Российские рабочие и сторонники коммунистической партии с красными флагами идут к Мавзолею Ленина во время демонстрации, посвященной 102-й годовщине большевистской революции 1917 года, на Красной площади в Москве. | Павел Головкин / AP
Этот текст, наряду с почти 200 другими отзывами США о революции тех первых лет, можно найти в документальном исследовании Филипа С. Фонера «Большевистская революция», доступном в International Publishers.Юджин В. Дебс, ведущий американский социалист начала 20 века и частый кандидат в президенты от социалистов, написал «Душу русской революции» для журнала The Call . Первоначально она была опубликована 21 апреля 1918 года. Хотя революция в России в конечном итоге уступила давлению как изнутри, так и извне, эта статья дает представление о том волнении и вдохновении, которое радикалы всего мира черпали из России в первые дни ее трансформации. .Текст, представленный к 102-й годовщине революции, взят из документального исследования Филипа С. Фонера « Большевистская революция: ее влияние на американских радикалов, либералов и лейбористов », доступного в International Publishers.
Мир поражен, изумлен, воодушевлен перед грандиозным историческим достижением России.
Русская революция не имеет прецедентов и аналогов в истории. Монументальный в своей красе, он стоит особняком. Взгляните на его возвышенное величие, уловите его святой дух и присоединитесь к его захватывающему, вдохновляющему призыву к угнетенным каждой страны подняться в своей мощи, сбросить свои оковы и провозгласить свою свободу миру!
Россия! Россия! Само твое имя трепещет в наших жилах, пульсирует в наших сердцах и бьется в наших душах! Ты действительно страна чудес, и твои смиренные крестьяне и труженики выступают победителями мира!
Россия, царство тьмы, неприступной, во вспышке превратилась в страну живого света!
Россия, воплощенная богиня свободы, бросает дерзкий вызов деспотиям всего мира!
Подумайте о веках Россия стонала в агонии своих мучений, поток крови и слез пролился на мир в долгую ночь мира и любви.
Сердце России в этот час ее славного воскресения — это сердце распавшегося человечества; душа ее народа, настоящих людей, единственных людей — светится альтруистическим рвением, трепещет от международной солидарности и взывает с бесконечным состраданием к духу всемирного братства.
Ни следа национального эгоизма не запятнало революционное возрождение России. Большевики ничего не требовали для себя, чего они не требовали в том же решительном духе для пролетариата всего мира, и если история зафиксирует провал их дела, это будет к вечному позору для тех, за кого эти герои отдали свои жизни и которые заставили их погибнуть из-за отсутствия сочувствия и поддержки.
Но революция не потерпит поражение. Возможно, он не полностью осуществится без реакции, но произошедшие великие перемены должны остаться, и из-за этого каждый трон шатается, каждый буржуа видит почерк, и старый порядок во всем мире разрушается до самого основания. .
Все силы мировой реакции, все ее династии и деспотии, все ее королевства и княжества, все ее правящие, эксплуататорские классы и их политики, священники, профессора и паразиты всех пород — все это открыто или тайно противопоставляется Русская революция и сговор с целью свержения победившего русского пролетариата и уничтожения новорожденной демократии.
Но, какова бы ни была судьба революции, ее пылающая душа бессмертна и наполнит мир светом, свободой и любовью.
ДОПОЛНИТЕЛЬ
Вселенская русская душа | Натан Нильсон
Россия поворачивается внутрь.По мере того, как структура цели и идентичности среди западных народов, кажется, разлетается, русский народ стремится консолидировать свою культуру и возродить национальный дух. Слава Родины — это то, что нужно увидеть — ее литература, искусство, музыка и наука — среди сокровищ земли. Но у этого самоанализа есть цена.
Во имя «соборности» — социального и духовного единства — Россия стремится ограничить иностранное влияние на политическую и культурную жизнь. Новые законы ограничивают деятельность НПО, принимающих иностранное финансирование.Речь, оскорбляющая религиозные чувства, может привести к тюремному заключению. Государственные СМИ вызывают подозрения в адрес западных правительств. Посторонние церкви больше не приветствуются. Осажденные экономическими санкциями россияне опасаются быть окруженными светской евроатлантической сферой.
Россия ищет себя с тех пор, как Петр Великий начал модернизироваться в восемнадцатом веке. Колебаясь между востоком и западом, она задается вопросом, ориентироваться ли ей на Европу или Азию, или довольствоваться серединой.Споры разгорелись в девятнадцатом веке, когда доморощенные славянофилы противопоставлялись космополитам-западникам. Из этого напряжения лучшие мыслители страны пришли к моральному видению: величие России заключается в ее простой доброте и духовной способности любить все человечество.
Эти провидцы боролись с «проклятыми вопросами» человеческого существования — Почему мы страдаем? Как мы находим красоту? Какова цена свободы? Где наше искупление? — и выступил на стороне гармонии и целостности.Мы смотрим на Вселенную через русский пупок.
Федор Достоевский олицетворяет эту широту. Хотя всю свою жизнь он был ярым националистом, он выступил с речью всего за несколько месяцев до смерти. Его христианское видение достигло высшей точки не в национальной мощи, а в призыве дружить с человеческим семейством: «Стать настоящим русским, стать полностью русским… означает только стать братом всех людей, стать, если хотите, универсальный человек ». Истинный путь России ведет через врата сердца.«Наша судьба — универсальность, — настаивал Достоевский, — завоеванная не мечом, а силой братства и нашим братским стремлением воссоединить человечество». Достоевский перевернул привычную формулу управления государством с ног на голову: успех приходит от близости, а не от преимущества. Благородство России не только для России; это для всех.
После завершения Войны и мира и Анна Каренина , Лев Толстой избегал националистического рвения царского государства.«Великий писатель земли русской», как называл его Иван Тургенев, сместил фокус своего искусства с элиты на массы, с изысканности на простоту. «Задача искусства — сделать это чувство братства и любви к ближнему… обычным чувством и инстинктом всех людей. … А универсальное искусство, объединяя самых разных людей в одном общем чувстве, разрушая разлуку, приучит людей к единству ».
Философ Николай Бердяев, изгнанный из Советского Союза в 1922 году, призывал Россию быть «Востоком-Западом, объединителем двух миров, а не разделителем.«Русская душа, — утверждал он, — это не кредо или доктрина, а интуиция, которая« горит в пламенном поиске истины », оплакивает« страдания как своего народа, так и [людей] всего мира ».
Стихотворение, прочитанное поколениями советских школьников, отражает стремление России превратить любовь к родине в любовь к человечеству. «Я узнал, что на этой земле у меня огромная семья — тропинка, лес и в поле каждый початок кукурузы! Ручей, голубое небо — все это мое от рождения.Это моя родина! Я люблю всех на свете! » Воспоминание о частном как-то неполно без уважения к универсальному.
Западная критика России слишком проста. Клише грубого, сурового, закрытого, но агрессивного общества игнорируют устремления, все еще живущие в его традициях. Заголовки об интригах и шпионаже вместе с рассказами о заговорах и манипуляциях плавают на политической мелководье, в то время как российские глубины остаются неизведанными. Да, пропаганда российских СМИ разжигает ненужный триумф.Но, как показывают последние данные Pew, россияне готовы работать с Западом в качестве партнера, даже если они не доверяют его культуре.
Россия могла бы извлечь выгоду из «соборности», основанной на лучших ее универсалистских традициях. Такая солидарность не размыла бы национальную идентичность и была бы менее опасной для Запада. Русские привносят духовность в загадки жизни, проявляют сострадание к незнакомцам и упорствуют, как поэты, перед лицом страданий. Их судьба неотделима от судьбы мира.
Натан Нильсон — основатель Books & Bridges, общественного института идей и разговоров.
Станьте поклонником First Things на Facebook , подпишитесь на First Things через RSS и подпишитесь на First Things в Twitter.