Елена морозовская – Мрозовская, Елена Лукинична — Википедия

Мрозовская, Елена Лукинична — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 декабря 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 декабря 2017; проверки требуют 6 правок.

Елена Лукинична Мрозовская (урождённая Княжевич, умерла в 1941) — одна из первых профессиональных русских фотографов черногорского происхождения, педагог.[2]

Брат Мрозовской, Владимир Павлович Мрозовский, был инженером-механиком и художником, а её дядя, Иосиф Иванович Мрозовский, был военным генералом-губернатором Москвы с 1915 по 1917 год[3]. Мрозовская изначально работала учителем и продавщицей. Фотографией начала заниматься, как любительница; в 1892 году окончила фотографические курсы V Отдела светописи при ИРТО. Довершила своё образование в Париже у Надара, увлекаясь художественной фотографией[2][4]. Возвращаясь в Санкт-Петербург, она открыла студию в 1894 году[2][4]. С 1897 года Елена занимала пост члена Дамского фотографического кружка при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Санкт-Петербурге. В 1913 году фотоателье Мрозовской было преобразовано в «Женское русско-славянское художественно-фотографическое ателье «Елена», которое впоследствии должно было стать частью «Дома женского труда». В 1920 году она жила в районе Серово. Она умерла в 1941 году в Репино

[5].

Среди изображений Мрозовской были Николай Римский-Корсаков[4], Матильда Кшесинская[3], Вера Комиссаржевская, Анастасия Вяльцева и другие художники, писатели и актёры того времени[2]. Её фотография Санкт-Петербургской консерватории, сделанная в начале 1896 года, относятся к числу самых ранних изображений консерватории. В 1897 году она была названа официальным фотографом[4] Императорского Музыкального общества. Она выиграла бронзовую медаль на Международной выставке в Стокгольме в 1897, и серебряную медаль на Всемирной выставке в 1900 году в Париже, в 1898 году участвовала в пятой фотовыставке ИРТО, также во всемирной выставке в Льеже в 1905 году

[2][4], и в 1911 в первой выставке журнала «Фотографические новости» в Петербурге. В 1897 году Елене присваивают почётное звание «фотограф Санкт-Петербургской консерватории». В 1903 году Елену Мрозовскую пригласили в Зимний дворец снимать высокородных персон, принимавших участие в самом грандиозном празднике, устроенном двором Николая II. Действительный член Императорского Технического общества.

Княгиня Ольга Орлова на балу в 1903 году

Одна из её фотографий, тонированное изображение княгини Ольги Орловой в кокошнике на балу в 1903 году в Зимнем дворце, находится в коллекции Эрмитажа[6]. Она была передана Эрмитажу из Сомерсет-Хаус в Лондоне в 2003 году в рамках передвижной выставки празднования трёхсотлетия Санкт-Петербурга

[7][8]. Другая её тонированная фотография, «Портрет девушки в костюме Малой России», находится в коллекции Московского дома фотографии и была представлена в Амстердаме в начале 2013 года в рамках выставки, организованной Министерством культуры России[9]. Многие фотографии Мрозовской хранятся в коллекции Санкт-Петербургской консерватории[4] и Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки в Москве. Несколько снимков находятся в коллекциях Российском государственном архиве литературы и искусства[10].

  1. ↑ Photographers’ Identities Catalog
  2. 1 2 3 4 5 Бархатова, Е.В., Мрозовская Елена Лукинична, Runivers, <http://www.runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=150875&PORTAL_ID=7957&SECTION_ID=6786>.
    Проверено 18 октября 2013.
     .
  3. 1 2 Chuilon, Jacques (2009), Mattia Battistini: King of Baritones and Baritone of Kings, Scarecrow Press, с. 316, ISBN 9780810867277, <https://books.google.com/books?id=F5sUdc_816sC&pg=PA316> .
  4. 1 2 3 4 5 6 Елена Мрозовская: первая русская женщина-фотограф, rosphoto.com, 2012-11-12, <http://www.rosphoto.com/history/elena_mrozovskaya-1054> .
  5. ↑ Pachmuss, Temira (1992), A moving river of tears: Russia’s experience in Finland, vol. 15, American university studies: Slavic languages and literature, P. Lang, с. 173, ISBN 9780820419565 
  6. ↑ Exhibitions on tour: Princess Olga Orlova in masquerade Архивировано 21 октября 2013 года., Hermitage Museum, retrieved 2013-10-19.
  7. ↑ Monahan, Mark (June 14, 2003), «Viewfinder: Princess Orlova-Davydova», The Daily Telegraph, <http://www.telegraph.co.uk/culture/3596554/Viewfinder-Princess-Orlova-Davydova.html> .
  8. ↑ St. Petersburg: A 300th Birthday Tribute Архивировано 20 октября 2013 года., Hermitage Rooms Archive, Courtauld Gallery, retrieved 2013-10-19.
  9. ↑ Brooks, Katherine (December 19, 2012), Color Photography In Russia: ‘Primrose’ Exhibit Features Amazing Vintage Snapshots Of The Motherland, Huffington Post, <http://www.huffingtonpost.com/2012/12/18/primrose-russian-color-photography-exhibit-at-foam_n_2324225.html> .
  10. ↑ Mrozovskaya, Helena Lukinichna, Russian State Archive of Literature and Art, retrieved 2013-10-18.

ru.wikipedia.org

Мрозовская Елена: первая русская женщина-фотограф.

Елена Лукинична — выдающаяся отечественная «художница светописи», первый официальный фотограф Санкт-Петербургской консерватории, основательница собственной художественно-фотографической мастерской.

Елена начала свою карьеру как учительница и продавщица. Но, всегда будучи неравнодушной к фотографии, в 1892 году она решила закончить фотографические курсы V Отдела светописи при Русском техническом обществе. А сразу после них получила специализированное образование в Париже у известного мастера фотоискусства Феликса Надара.

Портрет графини М.Е.Орловой-Давыдовой, 1903 год.
Источник — http://commons.wikimedia.org/

С 1897 года Елена занимала пост члена Дамского фотографического кружка при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Санкт-Петербурге. Мрозовская — автор большого числа портретов известных артистов, художников и литераторов. Она была фотографом на знаменитом костюмированном балу 1903 года в Зимнем дворце, снимала спектакли театра В.Ф. Комиссаржевской. Очень хорошо ей удавалась и портретная съёмка детей.

Детский портрет, 1893 год. Источник — http://commons.wikimedia.org/

Мрозовская участвовала во многих выставках, среди них: Международная выставка в Стокгольме (1897 год, бронзовая медаль), V выставка V Отдела Императорского Русского технического общества (1898 год, малая серебряная медаль Министерства финансов), Всемирная выставка в Париже (1900 год, серебряная медаль), Первая выставка журнала «Фотографические новости» в Петербурге (1911 год ).

Вера Комиссаржевская в роли Норы в «Кукольном доме» Х. Ибсена, 1904 год.
Источник — http://commons.wikimedia.org/

Многие работы Елены Мрозовской хранятся в музее Санкт-Петербургской консерватории. Особенно важны среди них первые фотографии интерьеров консерватории — эти снимки считаются уникальными авторскими отпечатками, имеющими важное значение для всей истории отечественной фотографии в целом. Они датируются 1896 годом, когда Елена находилась в самом начале своего творческого пути. Как отмечают историки, она была настолько предана фотоискусству, старательна и трудолюбива, что легко справилась со своей задачей и отлично сняла изящную обстановку консерватории в разных ракурсах. Эта фотография (использована в качестве главной иллюстрации) сделана практически в первые дни после открытия консерватории.

Фирменный бланк Е.Мрозовской. Источник — http://www.conservatory.ru/

Почётное звание «Фотограф Петербургской консерватории» было присвоено ей в 1897 году. Елена Мрозовская — автор большого числа фотографий известных деятелей консерватории. Мрозовская считала, что фотография должна запечатлеть образ модели, особенности характера человека.

Портрет Н.А. Римского-Корсакова, 1895 год. Источник — http://www.runivers.ru

К концу первого десятилетия XX века Мрозовская уже была признанным фотографом. В одном из выпусков журнала «Фотолюбитель» за 1909 год С. Проскудин-Горский, так опишет свои впечатления: «При осмотре работ Мрозовской, в изоблии украшающих её ателье, внимание невольно останавливается на неуклонном стремлении почти в каждой съёмке передать живое движение человека, что в некоторых случаях достигается с невероятной трудностью, жертвуя иногда технической стороной дела. В основание работы Мрозовской положено достижение передачи живой действительности, которая, как и всякая правда, в любом воспроизведении ближе сердцу человека, чем превосходно выработанный негатив с изображением мёртвого застывшего лица».

Портрет Елены Мрозовской. Источник — http://www.conservatory.ru/

Позже почётное звание Мрозовской звучало уже так: «Фотограф Петербургской консерватории, Императорского русского музыкального общества, двора Их королевского величества великого князя Черногории и князя Болгарского». Естественно, такое звание подтверждает значимость творческой деятельности Елены Мрозовской для развития фотографического искусства в России.

rosphoto.com

Елена Мрозовская, «женщина-пионерка»

Именно так назвал Елену Лукиничну Мрозовскую (Княжевич) С. М.Прокудин-Горский в своей статье, посвященной 15-летию ее фотографической деятельности.

«28-го декабря прошлого года профессиональный фотограф Е. Л.Мрозовская праздновала в Петербурге у себя в ателье пятнадцатилетний юбилей своей деятельности.

Празднование прошло непринужденно весело в кругу артистов, художников и литераторов, в большинстве постоянных клиентов юбилярши. Мне довелось быть на этом празднике, (…) как представителю

V-го Отдела Императорского Русского Технического Общества, который уполномочил меня принести поздравления Е. Л.Мрозовской, как своему сочлену. Я был свидетелем простого, сердечного отношения к Е. Л.Мрозовской всех прибывших не праздник лиц и присутствовал на одном из редких юбилеев, где нет места скуке. (…).

В.Ф.Комиссаржевская «Нора». 1903−1907

В настоящей статье я не имею в виду описывать детали этого празднества, но пользуюсь случаем, чтобы отметить, чего может женщина достигнуть собственными силами в фотографическом искусстве при любви к делу, таланте и упорном труде.

Е.Л.Мрозовская — в истинном смысле женщина пионерка в среде выдающихся фотографов России и начала свою деятельность, как и многие, предаваясь занятию фотографией, как любитель. Узнав об открывшихся при И. Р. Техническом Обществе курсах по фотографии, она поступает на них, оканчивает в 1892 г. и, окончательно решив посвятить себя фотографическому искусству, едет в Париж к знаменитому Надару, у которого и довершает свое образование, как фотограф-художник.

Само собою понятно, что такая школа, как работа под руководством Надара, судьбой многим не представляется, но утвердительно могу сказать, что ни Надар, ни всякая другая школа без собственной инициативы и таланта ничего поделать не могут. Мне достоверно известно, что Мрозовская в начале своего ученья не имела возможности швырять деньги и, следовательно, существование за границею не представляло из себя «partie de plaisir» (увеселительная прогулка — прим.), а скрашивалось исключительно возможностью получить художественную подготовку. При осмотре работ Мрозовской, в изобилии украшающих ее ателье, внимание невольно останавливается на неуклонном стремлении почти в каждой съемке передать живое движение человека, что в некоторых случаях достигается с невероятной трудностью, жертвуя иногда технической стороной дела.

Матильда Кшесинская в «Русском танце»

Передать живое движение танца, момент игры артиста — дело далеко не легкое и требует не только знания техники, но и изучения, как снимаемого лица, так и самой вещи, из которой вырван момент. Так просто, ни с того ни с сего, подобная работа может быть счастливым исключением из тысяч снимков, между тем мы видим эти живые естественные движения почти во всех работах Е. Л.Мрозовской (…). Теперь прошло то время, когда от фотографа требовалась только чистая работа и особенно ее техническая сторона. Фотография стала искусством в истинном значении слова, но должен сказать, что и коренное искусство таково только тогда, когда оно в руках таланта и об искусстве это можно сказать с полной достоверностью. (…) Я совершенно уверен в том, что если бы просмотреть негативы, изготовленные Мрозовской с моментов движения, например в октябре, ноябре и декабре месяцах в Петербурге, то с технической точки зрения негативы не получат не только полных пяти баллов, но навряд ли получат и четыре, ибо, как техник, почти ежедневно имеющий дело со съемкой, утверждаю, что нет возможности с нашим дневным светом в упомянутые месяцы года, (…) получить при быстрой экспозиции правильный по силе выработки негатив; (…) но я спрашиваю, умаляет ли это достоинство работы? Нет, ибо в основание работы положено достижение передачи живой действительности, которая, как и всякая правда, в любом воспроизведении ближе сердцу человека, чем превосходно выработанный негатив с изображением мертвого застывшего лица.

Е.А.Сабанеев

Мне думается, что в основу работы каждого портретиста, и профессионала в особенности, должна непременно быть положена известная идейность исполнения, и в действительности оно так и есть, и таких фотографов совершенно правильно называют фотографами-художниками. Их очень немного, не только в России, но и во всем мире и к числу их принадлежит и Е. Л.Мрозовская, за которой имеется еще и та особенность, что из женщин она пионерка в этой отрасли искусства.

Я очень рад, что был на этом юбилее и таким образом мог ознакомиться со множеством работ Мрозовской, исполненных в самое разнообразное время, а затем мог написать эту статью, как скромную дань моего уважения к искусству и таланту. (…)»

«Фотограф-Любитель», 1909, № 2

Н. Н. Евреинов

Что можно добавить к сказанному? Биографических сведений не много, даже дата рождения не упоминается. Умерла Е. Л.Мрозовская в 1941-м.

К 1909 г. на ее счету участие во многих выставках: Международной выставке в Стокгольме (1897, бронзовая медаль), V выставке V Отдела ИРТО в Петербурге (1898, малая серебряная медаль), Всемирной выставке в Париже (1900, серебряная медаль), Международной выставке в Льеже (1905).

Ателье в доме № 20 по Невскому, известно в артистических кругах. Съемка интерьеров нового здания Петербургской консерватории — один из первых (и весьма удачных) заказов. Обширная портретная галерея деятелей искусств: В. Комиссаржевская и М. Ксешинская, Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов, литератор В. Буренин, историк-славист В. Ламанский, театральный деятель Н. Евреинов… Большую известность принесли фотографу портреты высокопоставленных особ, сделанные по случаю знаменитого костюмированного бала 1903 г. Один из них — портрет графини М. Е.Орловой-Давыдовой в кокошнике ныне находится в коллекции Эрмитажа.

В 1913 фотоателье Мрозовской стало «Женским русско-славянским художественно-фотографическим ателье «Елена» (закрыто в 1920). На ее фирменном бланке читаем: «Фотограф Двора Его Высочества Князя Черногорского». Еще она — Фотограф Санкт-Петербургской консерватории и Императорского русского музыкального общества. А начинала учительницей и продавцом… Видимо и таланта и упорства этой удивительной женщине было не занимать!

Н.И. Кравченко. 1900−1905

И еще. Почему-то во многих статьях Елена Лукинична значится как Морозовская. Присмотритесь к паспарту, дамы и господа. Там ясно читается: «Helene de Mrosovsky».

А история фотографии в датах — здесь

Здесь — новости из жизни СФР

Дежурила по блогу Александра Устинова


diletant.media

7 пионеров русской фотографии | Русская семерка

Рауль Ж-Х (Рауль из Парижа) автор первых постановочных снимков

На фото – крестьяне Орловской губернии (и древне-русское животное) 1870-е гг.

В 1860-х гг. ему принадлежала «Французская фотография» в центре Одессы. В 1870-е гг. он путешествует по России, создавая постановочные снимки этнографического жанра в центральных районах страны, в Малороссии, Бессарабии, на Кавказе, в Болгарии и Румынии. Снимки печатает в формате открыток и получает за них все мыслимые награды.

Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вслед за русскими войсками фотограф отправился в Румынию и Болгарию, создав серию снимков по местам боев. В 1879-1882 гг. вместе с профессором Новороссийского университета Н.П. Кондаковым совершил поездку по Северному Кавказу, Грузии и Армении, фотографируя христианские древности. За альбом снимков, сделанных на Синае, был награжден в 1881 г. орденом св. Станислава III степени.

Летом 1884 г., находясь после окончания очередной экспедиции с Кондаковым в Константинополе, пожелал вернуться на родину, во Францию, на юге которой в 1890-е гг. содержал ателье.

На фото — казаки перед выходом на службу, 1875 г.

Сын донского казака, пастух, в 15 лет обучившийся грамоте. Самоучкой овладел ремеслом часовщика, затем стал учеником фотографа в Новочеркасске. В 1872 г. приехал в Петербург, где стал работать в фотоателье, увлекся искусством и пошел вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.

Одновременно изобретал и усовершенствовал объектив для снятия нескольких планов и повышения художественности своих снимков. Летом ездил на родину, где создал серию «Виды и типы 2-го Донского округа», в которой использовал объектив собственной конструкции. Коллеги признали в нем талант светописца и следующими сериями стали «Бахчисарайский альбом» (1880) и интерьеры Императорской публичной библиотеки.

Одновременно мудрил над созданием «смоловидной пленки-пластинки», которая, однако, не нашла промышленного применения в России. За что ему нужно сказать спасибо – так это за изобретенный им моментальный затвор и подробную серию снимков, посвященных художественной и культурной жизни Петербурга.

russian7.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о