Город старинных церквей и колоколов – Русские колокола

Восемь знаменитых колоколов мира

1. История гласит, что царственных гигантов было на самом деле четыре. Первый колокол отлили в 1600 году, дав ему официальное имя Большого Успенского колокола. Правда, прадеду нынешней российской «знаменитости» не повезло: во время пожара он упал и разбился. Впрочем, такая же участь постигла и его потомков. Второй Царь-колокол разбили во время рождественских звонов, третий пострадал при пожаре в 1701 году.

Четвертый Царь-колокол, который жив и поныне, был создан 25 ноября 1735 года по приказу императрицы Анны Иоановны. На все подготовительные работы – от проекта до строительства плавильных печей — ушло фактически пять лет. Плавка металла продолжалась всего 36 часов, а отливка и того меньше – 1 час и 12 минут. Однако «спеть» 200-тонной знаменитости так и не удалось. Пока шли чеканные работы, случился очередной пожар в Кремле. Сбежавшийся народ решил залить Царь-колокол водой, дабы он окончательно не расплавился. Благодаря усердию и старанию новоиспеченных «пожарных» металл треснул. Так самый большой колокол в мире потерял «кусочек» весом в одиннадцать с половиной тонн.

После этого интерес москвичей к колоколу угас, и медный бедолага почти сто лет пролежал в литейной яме. Только в 1819 году, когда в Кремле велись восстановительные работы после нашествия армии Наполеона, о Царь-колоколе вспомнили, подняли на свет божий и в 1836 году установили на постамент.

Впрочем, Царь-колокол – далеко не единственная знаменитость в мире колоколов. Сегодня мы рассказываем и о других «коллегах» российского гиганта.

2.116 тонн счастья. Колокол Счастья (Bell of Good Luck) является преемником нашего Царя-колокола. В настоящее время это крупнейший в мире действующий колокол, причем, отлитый с первого раза относительно недавно – в конце 2000 года. Его созданием занималась китайская компания Tianrui Group.

Инженеры уверяют, что 116 тонн счастья (проектный вес – 108 тонн) обладают отличным тембром. Долго длящийся звук красивой окраски слышать все жители города Пингдингшан (провинция Хэнань).

Bell of Good Luck -  крупнейший в мире действующий колокол.

Bell of Good Luck — крупнейший в мире действующий колокол.

О современнике XXI века мало что известно – колокол достаточно молод и еще не успел обзавестись историей. Однако в его «паспорте» четко прописаны метрические данные: высота китайского гиганта – 810,8 см, диаметр – 511,8 см. Украшен Колокол Счастья орнаментами и иероглифами, а звонят в него при помощи специального ударника, расположенного снаружи.

3. Японские «куранты». Собратом китайского Колокола Счастья является Большой колокол храма Тион-ин (Другой вариант произношения – Чион-ин) в японском городе Киото. Он также обладает внушительным размером: диаметр колокола — 2,8 м, высота — 3,3 м, вес – 74 тонны.

Неизвестно, кто отлил сего гиганта, но достоверно известна дата появления на свет и храма, и самого колокола. Тион-ин был построен в 1234 году и по сей день является главной резиденцией школы буддизма Дзёдо (Jodo). А колокол появился при храме в 1633 году.

Большой киотский колокол звучит исключительно по праздникам.

Большой киотский колокол звучит исключительно по праздникам.

Чтобы заставить Большой колокол спеть, требуются усилия 17 монахов. Они, раскачивая бревно, ударяют им в колокол, заставляя его фактически «отпускать» грехи всем людям.

Дело в том, что Большой киотский колокол звучит исключительно по праздникам. В Новый год он выполняет функцию курантов, отсчитывая положенные 108 ударов. Буддисты верят, что человеку присущи 108 мирских страстей и прегрешений, с которыми необходимо бороться, чтобы достичь желаемого просветления. Так вот, каждый удар колокола Тион-ин как раз и отгоняет один из грехов.

Технология «гонения страстей» проста. Монахи ждут, пока стихнет гудение от первого удара, затем раскачивают бревно и бьют по колоколу вновь. И так все 108 ударов. Порой этот процесс занимает более часа. Зато все японцы чётко знают: последний удар Большого киотского колокола в прямом эфире всех ТВ-каналов и знаменует приход Нового года.

4. Имени лорда. Сегодня почему-то у большинства туристов Биг-Бен ассоциируется именно с Часовой башней (ныне башня Елизаветы) Вестминстерского дворца в Лондоне. Однако это не совсем верно. Большим Беном (а именно так переводится это название с английского) изначально звали самый большой из шести колоколов знаменитых английских часов.

У туристов Биг-Бен обычно ассоциируется с Часовой башней Вестминстерского дворца в Лондоне.

У туристов Биг-Бен обычно ассоциируется с Часовой башней Вестминстерского дворца в Лондоне.

В 1844 году британский Парламент одобрил идею строительства башни с наиточнейшими часами. Разработку проекта поручили Эдмунду Беккету Денисону, который «завалил» первый тест колокола. Желая превзойти самый тяжелый йоркский колокол по имени Великий Пётр, Денисон изменил формулу сплава металлов и форму будущего «ударника». При испытании колокол треснул.

Второй вариант вышел в разы удачнее. Это так вдохновило лорда Бенджамина Холла, что 31 мая 1859 года, как раз в день первого звона сверхточных часов, он произнёс утомительно-длинный монолог на сессии Парламента, кстати, посвященной названию колокола. Кое-кто из слушателей не выдержал и произнёс: «А почему бы не назвать колокол «Биг Беном» (прозвище лорда Холла – прим. автора) и, наконец, покончить со всем этим…». Это предложение было встречено взрывом хохота и единогласно одобрено. Так по одной из версий знаменитый британский колокол и получил свое имя.

Правда, через каких-то два месяца после установки и первого звона Биг-Бен снова треснул и замолчал на целых три года. Но специалисты сделали квадратный пропил у основания трещины, уменьшили вес молотка, а сам колокол развернули на четверть оборота. Эти меры помогли вернуть голос гордости Англии, придав Биг-Бену весьма оригинальное звучание.

5. Возрожденная «Королева всех колоколов». Колокол Maria Gloriosa («Слава Марии»), отлитый нидерландским мастером Герхардусом Воу де Камписом еще в 1497 году, «прописан» в немецком городе Эрфурте. Его высота составляет 254 см, диаметр — 257 см в диаметре, а весит гигант, посвященный Деве Марии, почти 11 с половиной тонн. «Пела» Maria Gloriosa при содействии аж восьми звонарей.

Звонил колокол не только во время служб, но и во время важных праздников, чумы, войн и разгула стихии. И голос его был настолько мелодичен и звучен, что жители Германии прозвали Maria Gloriosa «Королевой всех колоколов».

«Королева», пережив большой пожар в 1717 году, две мировые войны и реконструкцию (для колокола изготовили специальный электропривод к механизму качания), дала трещину в 1984 году, аккурат в Рождественскую ночь – с 24-го на 25-е декабря.

Жители Германии прозвали Maria Gloriosa «Королевой всех колоколов».

Жители Германии прозвали Maria Gloriosa «Королевой всех колоколов».

Специалисты, тщательно изучив колокол, приняли решение восстановить его. Трещину заполнили расплавленной бронзой, состав которой был максимально приближен к оригинальному составу Maria Gloriosa. Реставрация прошла успешно, и уже 8 декабря 1985 года «Королева всех колоколов» зазвонила вновь. Тысячи людей услышали ее обновленный голос и… нашли, что колокол по-прежнему хорош и великолепен. Это же подтвердил и акустический анализ. В настоящее время Maria Gloriosa «работает» только по большим церковным праздникам и по особым случаям.

6. Свобода с трещинкой. Знаменитый Колокол Свободы, который 8 июля 1776 года возвестил оглашение Декларации Независимости Соединенных Штатов Америки, сложно назвать везунчиком. Первый его вариант попросту треснул при пробном ударе. Тогда колокол решили перелить, слегка изменив состав, и… потеряли в красоте голоса. Еще одна переделка с восстановлением прежнего сплава – и Колокол Свободы наконец-то установили в Зале Независимости в Филадельфии. Он звонил каждое 4 июля и по особым случаям вплоть до 1835 года. А потом звонкая свобода дала трещину во время похорон генерального судьи Джона Маршалла.

В 1846 году трещину попытались устранить, но, увы, весьма неудачно. Отзвонив по случаю Дня рождения Вашингтона, Колокол Свободы умолк навсегда. Сегодня «почётный пенсионер» с трещинкой хранится в стеклянном павильоне рядом с Залом Независимости.

Сегодня Знаменитый Колокол Свободы хранится в стеклянном павильоне рядом с Залом Независимости в Филадельфии.

Сегодня Знаменитый Колокол Свободы хранится в стеклянном павильоне рядом с Залом Независимости в Филадельфии.

В 1976 году к 200-летию США на заводе «Whitechapel» был отлит новый Колокол Свободы, однако и новичок испытал на себе то, что мы называем законом подлости или превратностями судьбы. Колокол пережил два нападения. В начале 70-х годов мужчина ударил по нему выхлопной трубой, а в 2001 году молодой человек приложился по символу свободы молотком, оставив несколько вмятин. Почему Колокол Свободы так привлекает неадекватных людей, до сих пор неизвестно.

7. Четверка из Нотр-Дама. В ноябре 2012 года весь мир облетела весть: четверку колоколов знаменитого Нотр-Дам де Пари заменят. Анжелику-Франсуазу, Антуанетту-Шарлотту, Гиацинту-Жанну и Дени-Давида (именно такие имена носят эти колокола) отдадут в переплавку, сделав из них пушку. Такое решение было принято в связи с празднованием 850-летнего юбилея парижского собора, которое состоится в ноябре 2013 года.

Увы, но колоколам Нотр-Дама просто не повезло. В годы Французской революции их переплавили в пушки, а новые «певуны», отлитые в 1856 году были некрасивы, как известный горбун из романа Виктора Гюго, и голоса имели неблагозвучные. А всему виной – экономия. Как отмечает The Guardian, для середины XIX века колокола обошлись Нотр-Дам де Пари весьма дешево, да и технология их изготовления хромала на обе ноги.

В феврале 2012 года четверку сняли, начав работы по созданию новых восьми колоколов. Их отливали по старинной методе, предполагающей литье бронзы в формы из глины, смешанной с конским волосом и навозом. Это, по словам специалистов, должно было помочь вернуть то самое звучание, воспетое еще в романе «Собор Парижской Богоматери».

Один из новых колоколов Нотр-Дама, отлитый по старинному "рецепту".

Один из новых колоколов Нотр-Дама, отлитый по старинному «рецепту».

На восстановление былой гордости Нотр-Дама выделили 2 миллиона евро. И вот уже в феврале 2013 года девять колоколов (на один больше обещанного) появились в главном парижском соборе. Имена им, конечно, поменяли. Теперь Нотр-Дам украшают Мари, Дени, Габриэл, Этьен, Бенуа-Жозеф, Марсель, Анна-Женевьева, Морис и Жан-Мари.

8. Королевский колокол для особых случаев. Колокол Зигмунта (или же просто Зигмунт) является самым известным краковским колоколом и по совместительству одним из символов Польши. Считается, что его звон оберегает жителей Кракова и всей Республики Польши от бед и несчастий.

Зигмунта отлил в 1520 году немецкий литейщик Ганс Бегам, однако впервые колокол подал голос только 13 июля 1521 года. И до сих пор его, как и Вавельский замок, в котором «прописан» колокол, окружают легенды. По одной из них Зигмунт был создан из переплавленных российских пушек, а по другой – в создании колокола участвовал даже придворный поэт.

Король Сигизмунд I Старый мечтал о колоколе, который бы жил века и озвучивал славу его страны, сливаясь с ритмом биения сердец всех-всех-всех поляков. Об этом желании король поведал придворному поэту, а тот, решил исполнить мечту своего господина. Поэт пошел в мастерскую, где отливали колокол, и бросил в жидкий металл струну из своей лютни. Так, помимо звучного голоса, колокол Зигмунта получил еще одну способность – способность исполнять желания.

Говорят, что если человек дотронется до языка краковского колокола левой рукой, то его мечта обязательно воплотиться в реальность, но при условии, что помыслы мечтающего чисты, как слеза младенца.

Говорят, что если человек дотронется до языка краковского колокола левой рукой, то мечта обязательно мсполнится, если  помыслы мечтателя чисты

Говорят, что если человек дотронется до языка краковского колокола левой рукой, то мечта обязательно мсполнится, если помыслы мечтателя чисты

Сегодня Зигмунт звучит в дни католических и национальных праздников, а также по особым случаям. Так, например, главный колокол Вавельского замка звонил 1 сентября 1939 года, когда нацистская Германия вторглась в Польшу, накануне вступления республики в Евросоюз, после авиакатастрофы в Смоленске и во время похорон папы Иоанна Павла II в 2005 году и Леха Качинского в 2010 году.

www.smol.kp.ru

Колокола и звон

Колокольный звон можно назвать особым видом молитвы: как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы.

В первые века христианства, когда верующие скрывались от гонений язычников, они созывались к богослужению тихо, без всякого шума, чрез диаконов или особых вестников. Позже христиан стали призывать в храм возглашением перед дверьми каждой семьи «Аллилуия» или употребляли колотушку, которой ударяли в дверь монастырской кельи. К концу III века в храмах и монастырях уже повсеместно применялись била и клепалаБило — это древний сигнальный инструмент, изготовленный из дерева или железа, при этом звук извлекается посредством удара палкой или специальным молотком по поверхности инструмента.

БилоБило

Била были двух видов: великое и малое. Великое било представляло собой деревянную широкую и толстую доску, около 2 метров длиной и 1 метра шириной. Малое било также было деревянное и состояло из длинной (2-4 метра), узкой (в 4 или 5 пальцев шириной и до 2-х пальцев толщиной) доски с перехватом для держания рукой посередине. Также в употреблении было железное или медноебило, которое называлось клепалом и состояло из согнутой дугой железной или медной полосы.

Большое монастырское било-дуга (клепало) XVI векаБольшое монастырское било-дуга (клепало) XVI века

С помощью деревянного била созывали к вечерне в непраздничные дни, а в праздничные дни ударяли в железное клепало. На Руси вследствие того, что не произрастало деревьев, хорошо проводящих звук, во всеобщее употребление вошло било железное или медное, в которое ударяли железным молотком.

После прекращения гонений на христиан в 311 году византийский император Константин Великий пытался внедрить для призыва к богослужению духовые инструменты — трубы, но после его смерти они просуществовали недолго.

Святитель Павлин, епископ Ноланский. ИконаСвятитель Павлин, епископ Ноланский. Икона

Изобретение колоколов приписывают святителю Павлину Милостивомуепископу Ноланскому (353 — 22 июня 431 гг.), служившему в Кампании, отсюда и колокола, по их месту происхождения, называют кампанами.

По одному сказанию, епископ, возвращаясь однажды после службы домой, прилег в поле отдохнуть и заснул. Во сне он увидел ангелов с полевыми цветами-колокольчиками, от которых шли приятные звуки. Он так был поражен увиденным, что, придя домой, сразу приказал мастерам отлить несколько бронзовых колокольчиков по типу полевых. Эта форма колоколов, названных «кампанами», стала быстро распространяться по всей Европе, а наука о колоколах стала называться кампанологией.

Древние колокола: №1 и №2 из развалин Десятинной церкви, №3 найден рядом с Десятинной Церковью, №4 найден в КиевеДревние колокола: №1 и №2 из развалин Десятинной церкви, №3 найден рядом с Десятинной Церковью, №4 найден в Киеве

Первое документальное упоминание об использовании колоколов в церковной службе христиан относится к VI веку. Официальное введение колокольного звона в церковную службу принадлежит Римскому Папе Сабинианув 604-606 годах. В Византии, откуда пришло к нам православие, впервые колокола появились в 865 году, когда венецианский правитель Орсо Iприслал в подарок константинопольскому царю Михаилу III дюжину небольших колоколов, которые повесили на специально выстроенной башне рядом с Софийским собором. Однако, как полагают некоторые ученые, на Русь колокола попали не через Византию, а через другие западные страны, причем часто в качестве военных трофеев. В летописях Руси упоминание о колоколах появляется в самом начале XI века. В 1106 году преподобный Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем «великий звон». В конце XII века уже описываются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме.

Надпись на Звенигородском колоколе. Выполнена в XVI–XVII векахНадпись на Звенигородском колоколе. Выполнена в XVI–XVII веках

До наших дней сохранились целыми лишь двадревнерусских колокола домонгольского периода и фрагменты еще 40 колоколов. Размер нижнего диаметра этих колоколов колеблется от 30 до 60 см. Бронза, из которой они литы, содержит 20-24 процента олова. На одних из них помещены надписи на старославянском языке, на других, завезенных с Запада, — на латинском. В этот период во всех христианских странах колокола изготовлялись по единому стандарту, и уже в то время было достигнуто оптимальное процентное соотношение меди и олова в колокольной бронзе.

Постоянного места в храме колокола вначале не имели: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах около храмов, и на воротах церковной ограды или монастырской стены. Звонницы для колоколов строились в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С XIV века на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.

Возникновение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов, и только в московской архитектуре XVI-XVII веков появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые составляли со зданием храма единое целое.

Звонница Ростовского Кремля

Однако в Уставе Киево-Печерского и других монастырей Руси вплоть до XV века звон в колокола не предусматривался. Так, игумен Киево-Печерского монастыря преподобный Феодосий (1062-1074 гг.) для оповещения братии применял било, по уставу греческого Студийского монастыря, где монахи славились строгим благочестием и суровой жизнью, а остальные русские монастыри следовали правилу Печерской обители. В летописях сохранилось упоминание била в связи со смертью преподобного Феодосия Печерского: «После пяти дней болезни он наказал братии вынести его во внутренний двор. Приблизительно в седьмом часу вечера братья положили его на салазки, вывезли и поставили его перед храмом. Там он попросил созвать всех монахов. Чтобы исполнить его просьбу, стали ударять в било».

Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 гг.) также был противником колоколов, гулкий металлический звон которых резал слух, и первые колокола в основанном им Свято-Троицком монастыре были установлены только через 30 лет после его кончины. Даже во время расцвета колокололитейного искусства на Руси отдельные скиты и монастыри по-прежнему использовали било. Тем не менее со временем русский народ принял и полюбил колокола, а искусство русского церковного колокольного звона стало настолько уникально, что в настоящий момент представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры. Интересно то, что в западноевропейских странах колокольный звон создавался с помощью расшатывания самого колокола, а на Руси чаще всего ударяли языком о колокол, что придавало ему особое звучание и уберегало колокольню от разрушения. По указанию церковного устава «О еже како подобает знаменати на всяк день» колокольный звон «бывает три раза в сутки»: к вечернему, утреннему и дневному церковному богослужению.

От способов колокольного звона происходят его различные наименования или виды:

  • Благовест — это мерные удары в один колокол, которым созываются верующие в храм Божий и извещаются о начале богослужения. Он различается на частый или обыкновенный и редкий(редкое ударение) или благовест, к Литургии и к часам в пост;
  • Звон — звон в несколько колоколов. Если звон совершается в три приема, то он называется трезвоном. Он бывает после благовеста пред началом более торжественных служб;
  • Перезвон или звон с перебором — звон в несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно в каждый колокол. Перезвон бывает пред освящением воды во дни храмовых праздников и при погружении Креста в воду во время водоосвящения. Этот перезвон совершается так: сначала ударяют в большой колокол, потом в другой меньший до самого меньшего, по одному разу, потом ударяют в том же порядке.

Есть также другой вид перезвона, который бывает пред выносом святого Креста на утрени в праздник Воздвижения Креста Господня, в неделю крестопоклонную, первого августа, пред выносом плащаницы в Великую пятницу на вечерни и в Великую субботу на утрени. Этот перезвон отличается от предыдущего тем, что, начиная не с большого, а с самого меньшего колокола, ударяют поочередно в каждый колокол.

Постепенно колокола превращались из предметов литья в художественные произведения — колокольные мастера со временем все больше сил вкладывали в оформление колоколов. До XIII века надписи гравировались в теле колокола, а с XIV века стали делаться выпуклыми. С XV века колокола были в основном гладкие, надписи содержали время изготовления и религиозные тексты, а имена мастеров-литейщиков не ставились. Впоследствии содержание надписей усложнялось, их стали посвящать историческим событиям, государям, дарителям. Надписи выполнялись на церковно-славянском, русском или латинском языках, выработался целый русский стиль узоров и различных украшений колоколов.

Современный вид колоколов. Колокольный завод Николая Шувалова в г. Тутаеве (Ярославская область)Современный вид колоколов. Колокольный завод Николая Шувалова в г. Тутаеве (Ярославская область)

Путешественников, приезжавших в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Уже к середине XVI столетия русские колокола в этом отношении превзошли западные. Если на Западе колокола весом 100-150 пудов считались редкими, то в России они были довольно распространены. Шведский дипломат и историк, путешественник и писатель о России Петр Петрей, побывавший в Москве в самом начале XVII века, писал: «Церквей, монастырей и часовен в городе и за городом будто бы 4500. Не найдешь ни одной, где бы не висело по меньшей мере четырех или пяти, а в некоторых даже девяти или двенадцати колоколов, так что, когда они зазвонят все разом, то поднимается такой гул и сотрясение, что друг друга нельзя расслышать».

На Руси колокол нередко отождествляли с живым существом, об этом говорят названия его основных частей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка).

Вид колокола и его основные части

Колокольные мастера хранили секреты производства, знали, что необходимо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче, поэтому у каждого мастера колокола звучали по-особенному. Возможно, поэтому колоколам, как людям, давали имена, во время военных действий их брали в плен, наказывали кнутами, ссылали, отрубали уши или язык.

Так, в 1595 году Борис Годунов наказал за убийство царевича Димитрия не только людей, но и колокол, в который били в набат по этому случаю. За дерзкое поведение колоколу было назначено отсечение уха, и «корноухим» он был сослан в Тобольск.

Угличский ссыльный колоколУгличский ссыльный колокол

В ссылке колокол под именем «Углицкий Корноухий» пробыл почти 85 лет. Как и многие каторжане, до освобождения он не дожил, погиб в крупном пожаре 1677 года. Копия опального колокола была перевезена в Углич в 1892 году, где по распоряжению губернатора была помещена в музее. Надпись на колоколе гласит: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году…».

Другой набатный колокол Московского Кремля в 1681 году был заключен в Никольско-Карельский монастырь за то, что своим звоном нарушил сон царя Федора Алексеевича. В 1771 году занявший его место колокол по указу Екатерины II был снят с занимаемого места и лишен языка за то, что призвал народ к бунту.

М.М. Гермашев «Пасхальный звон»М.М. Гермашев «Пасхальный звон»

Колокола применялись на Руси не только во время празднования церковных служб, они стали неотъемлемой частью жизни русского народа. Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события — колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье, указания дороги заблудившимся путникам или морякам, призыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, празднования побед.

В ударах церковного колокола скрывается удивительная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Звонкие голоса колоколов вселяют в души счастливое ликование, благовествуя славу имени Христова и пробуждая христиан от духовного усыпления.

 

ruvera.ru

Благовест. Из истории колоколов. Виды колокольного звона

Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.
 

Из истории колоколов

Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рождества Христова. Их носили на национальных костюмах во многих странах. Например, в древнем Израиле первосвященни­ки украшали свои одежды маленькими колокольчиками, которые являлись отличительными знаками определенных чинов.

 Израильские археологи в 2011 году среди развалин вблизи Старого города нашли крошечный золотой колокольчик, оброненный кем-то в Иерусалиме около 2000 лет назад. Как полагают, колокольчик служил украшением, пришитым на одежду некого высокопоставленного чиновникаКак му­зыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку. История его возникновения связана с именем святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского, память которого мы празднуем 5 февраля (23 января по ст. ст.). Жил он в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой после обхо­да своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках. Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой го­род, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание. С тех пор на­чали изготавливать колокольчики самой разной формы и разме­ров, которые впоследствии увеличивались и привели к появле­нию церковных колоколов.

Святитель Павлин, епископ Ноланский. ИконаИзначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% ме­ди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получает­ся звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возраста­ли. Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершен­ствовался. Интересно отметить, что когда колокола перелива­ли, обязательно увеличивался их вес. Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чис­той меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.

А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок служ­бы колокола зависит от многого: от качества литья, от звона­рей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше все­го в зимнее время — на морозе металл становится более хруп­ким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!
 

Три жизни царь-колокола

Переливка колокола была таким же знаменательным событи­ем, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдель­ную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем са­ма отливка и поднятие на колокольню.

Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.

В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стро­пила. Предполагалось построить для него специальную коло­кольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.

Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора

Но вскоре в Кремле случился силь­ный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел коло­кол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упав­шие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от коло­кола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу ко­локола — его падение в яму (основание которой было каменис­тое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спро­ектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.

Царь-колокол — памятник русского литейного искусства XVIII века

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра­ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото­рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь­шие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, сис­тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са­мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу­дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че­ловек.

Колокольный завод Николая Шувалова в г. Тутаеве (Ярославская область)

Звонница

Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель пра­вой рукой.

Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (пооче­редно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколь­ко серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в ко­тором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослуже­нию, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство челове­ка и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон по­ложен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.

Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), при­зыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, пра­зднования побед.

Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом. Об этом говорят и названия его основных ча­стей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий. Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.

Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биорит­мов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже по­явились специальные методики использования колокольных зво­нов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пооб­щайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка ска­жет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.

Русский народ нашел до­стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу­чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его зна­мя победное, его торжественное пред лицом всего мира ис­поведание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.

По материалам журнала «Славянка»

ruvera.ru

История возникновения колокола и колокольчиков.

История возникновения колокола и колокольчиков., фото № 1

Колокола и колокольчики.
Прообразом рукотворного колокольчика был, скорее всего, живой цветок – нежный и трепетный колокольчик, легко отзывающийся на малейшее дуновение ветерка. Колокольчики начали изготавливать около шести тысячелетий назад. Этот уникальный музыкальный инструмент не утратил своей популярности и в современном мире. Специалисты не имеют единого мнения о том, где впервые появились эти удивительные творения человеческих рук. Одними из старейших предков колокольчиков можно считать пастушьи колокольчики. Их также относят к числу первых музыкальных инструментов. В античном мире они выполняли в основном сигнальную функцию.

История возникновения колокола и колокольчиков., фото № 2

Первобытные народы изготавливали колокольчики из дерева, раковин и других слабо резонирующих материалов. В более развитых цивилизациях преобладали колокольчики из бронзы. В античные времена их склёпывали из металлических пластин и листов.
В четвёртом тысячелетии до нашей эры на территории Южного Ирака и Турции, в Месопотамии и Египте уже существовала технология бронзового литья. Среди археологических находок тех времён встречается множество бронзовых колокольчиков небольших размеров – от двух до девяти сантиметров. Некоторые специалисты считают, что родиной колокольчиков является Китай. В четвёртом тысячелетии до нашей эры в Китае и Японии начали изготавливать колокольчики и колокола. В Китае полагают, что дом без колокольчика – что солдат без винтовки. В этой стране колокольчики называют музыкой ветров и мелодиями простора; их используют в ритуалах очищения.

История возникновения колокола и колокольчиков., фото № 3

Прослушав мелодичный звон колокола, установленного на высокой башне храма в Пекине, китайцы любят рассказывать печальную легенду о душе этого колокола. Легенда гласит, что более пятисот лет назад император велел одному из своих придворных отлить большой колокол. Он приказал смешать свинец, медь, серебро и золото, чтобы звук получился нежным, звонким и мелодичным.
В первый раз литейщиков постигла неудача. Они сообщили, что металлы не соединились. Во второй раз в сплаве образовались трещины и пустоты. Разгневанный император объявил, что если третья попытка окажется неудачной, то чиновника постигнет смертная кара. Дочь незадачливого придворного по имени Прелестный Цветок отправилась за помощью к знаменитому астрологу. Мудрец сказал, что чары злых демонов, не дающих металлам соединиться, развеются только в том случае, если в кипящий металл бросить живую невинную девушку. Когда мастера в третий раз приготовились отливать колокол, в бурлящий сплав прыгнула юная дочь чиновника. Металл застыл, и все увидели чудный цельный колокол. Когда колокол установили на башне, его звон поразил всех чистотой звучания, нежностью и мощью одновременно. Но слышались в нём грустные и тоскливые ноты.

История возникновения колокола и колокольчиков., фото № 4

«Это плачет душа Прелестного Цветка», – сказали придворные императора. Обычай созывать монахов на богослужения возник в христианских монастырях Египта. В девятом веке стали изготавливать наборы колоколов. И уже в раннем средневековье они получили широкое применение. Русские колокола с середины шестнадцатого века превзошли по габаритам европейские. В Европе колокола весом 100-150 пудов считались редкостью, в России же были колокола весом до 600-1000 пудов. В.И. Даль писал: «Большие колокола употребляются почти только при церквах, и поэтому зовутся также Божьим гласом». Колокола прижились на русской земле как неотъемлемый инструмент Православной церкви и элемент народной культуры.
С середины семнадцатого века мастера колокольного литья стали настоящими исследователями. Они использовали различные формы, толщину стенок и размеры колоколов, состав металла и технологии, находя оптимальные варианты, позволяющие получить наилучшее звучание. Колокола покрывали рельефными изображениями и историческими летописями. «Колоколов средневековый/ Певучий зов, печаль времён…», – писал Иван Бунин.
В Бирме есть колокол весом около 6000 пудов, в Киото в Японии – около 5000 пудов, в Пекине – несколько колоколов по 3000 пудов. Но, как считают специалисты и слушатели, у них плохая акустика и негармоничное звучание. Их называют немыми произведениями литейного искусства.

История возникновения колокола и колокольчиков., фото № 5

Колокола изготавливают из латуни, бронзы, свинца, серебра, керамики, фарфора, хрусталя, стекла и других материалов. Впервые фарфоровые колокольчики начали делать в Китае в четвёртом-пятом веках. Их, как правило, украшали изображениями цветков пиона. Пион и хризантема – любимые цветы китайцев. В Европе фарфор появился лишь в начале восемнадцатого века. Известная Мейсенская мануфактура в Германии производила первые фарфоровые изделия, в том числе и колокольчики. Более двухсот лет эта фирма славится изготовлением фарфоровых колокольчиков, которые стали символом Рождества. Маленькие колокольчики, изготовленные из тончайшего белоснежного фарфора, часто сравнивают с цветками ландыша. Поэты и писатели разных времён делали колокола и колокольчики действующими лицами своих произведений: они звенят, поют, рыдают, плачут, хохочут, гремят, гудят, кричат.

История возникновения колокола и колокольчиков., фото № 6

Согласно поверьям, колокольного звона боится нечистая сила. В древности верили, что болезни вызываются бесами, поэтому во время эпидемий часто звонили в колокола. В 16-17 веках, когда свирепствовала чума, колокола звонили медленно и размеренно либо часто и с перезвонами. Это делалось по предписанию врачей, которые полагали, что громкий звук разгоняет тяжёлый зараженный воздух. Колокольный звон – искусство. Подбирая различные, гармонично звучащие колокола в группы, можно исполнять мелодии и даже музыкальные произведения. В наши дни во многих храмах и монастырях звонят по нотам.

История возникновения колокола и колокольчиков., фото № 7

www.livemaster.ru

История колоколов и колокольного звона. – Село Старое Киркино

Колокола. Тихвин. Опубликовано: Rubber Dick. http://www.troitsk.org/index.php?todo=photoshow&p=13698

Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё, египтяне евреи, римляне. На Востоке колокола были известны в Китае и Японии. В древние времена колокола были совсем небольших размеров и клепались из листового железа, а затем из листовой меди и бронзы.

Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении – в точности неизвестно. Во время гонений на христиан об употреблении колоколов не могло быть и речи, так как первые христиане собирались на молитву в тайне от властей. Их созывали на богослужение особые люди, которые назывались народособирателями. Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). Как гласит легенда, во сне епископ видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении.

Исторические памятники Запада впервые упоминают о колоколах лишь в VII в. при храмах в Риме и Орлеане. К VIII веку в Западной Европе, благодаря императору Карлу Великому, колокола при храмах были уже широко распространены. Изготовлялись колокола из сплава меди и олова, а в редких случаях и серебра. В середине IX века колокола широко распространились по всей территории христианского Запада.

На Православном Востоке колокола появились лишь во второй половине IX века, когда по просьбе императора Василия Македонянина (867-886) из Константинополя прислали 12 колоколов для вновь сооруженной церкви. Через 500 лет колокола прочно вошли в употребление во всех православных храмах Востока.

На Руси колокола впервые появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится к 988 году, то есть в самое время Крещения Руси. В Киеве были колокола при Успенской и Ирининской церквах. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI века. Тогда же стали впервые звонить в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме.

КОЛОКОЛ м. звон, церк. кампан; вылитый из меди (с примесью олова, серебра и пр.) толстостенный колпак; с развалистым раструбом, с ушами для подвески и с привешенным внутри билом или языком. Большие колокола употреб. почти только при церквах, и потому зовутся также Божьим гласом…

Толковый словарь В. Даля

Предания утверждают, что христианские колокола родились в Италии в провинции Кампана (оттого и в России они долгое время назывались не колоколами, а кампанами) и сделаны были св. Павлинием по образу и подобию полевых цветков, явившихся ему в видении как голос неба. Металлические «цветки» стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой, при дуновении ветерка.

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 годом. В начале XII века русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели никаких надписей.

После нашествия татаро-монголов колокольное дело в Древней Руси угасло, и возобновилось оно только в XIV веке. Москва становится центром литейного дела. Тогда мастера отливали совсем небольшие колокола, которые по весу не превышали нескольких пудов.

Новая страница в истории колокольного дела в России начинается во второй половине XV века, когда в Москву прибыл итальянский инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. В начале XVI века русские мастера с успехом хорошо освоили литейное дело и даже превзошли во многом своих иноземных учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.

При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол “Благовестник” весом в 1000 пудов. В это время в Москве при церквях насчитывалось уже до 5000 колоколов.

При Борисе Годунове колокольное дело продолжало развиваться. Один из путешественников, посетивший Москву в это время, описывал поразившее его чудо звона московских колоколов “Шум поднимался такой, что друг друга нельзя расслышать”.

Смутное время начала XVII века притормозило на некоторое время литейное дело, но затем при первых царях Романовых это искусство опять возродилось. Мастерство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно обогнав в этом Западную Европу. Для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров. Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров, Игнатий Максимов, Андрей Данилов и Алексей Якимов. В это время русские мастера отливают огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже известных иностранных мастеров. Так, в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол “Реут” весом в 2000 пудов. Был отлит “Царь колокол” и колокол Савино-Сторожевского монастыря весом 2125 пудов.

Царь Колокол

В первые годы царствования Петра I колокольное дело притихло, поскольку царь холодно относился к православной церкви. Более того, по указу царя, из церквей изымались колокола для нужд армии. К маю 1701 года в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов. Из этих колоколов были отлиты две сотни пушек. Позже колокольное дело успешно возобновилось. Русские мастера стали делать колокола больших размеров. Особое место среди всех в мире колоколов занимает “Царь колокол”. Этот колокол переливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Маторин с сыном. Подготовительные работы затянулись надолго. Но, когда всё было готово к отливке, в Москве случился пожар, который охватил и Кремль. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал никому не нужен. Почти 100 лет колокол находился в земле, и только в 1834 году его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал под колокольней.

В царствование Николая I для колокольни Ивана Великого отливаются три колокола – “Большой Успенский” весом 4000 пудов, колокол “Св. Иоанна” весом 3500 пудов и “Новый колокол” весом 3600 пудов. В Петербурге, мастером Иваном Стукалкиным, для Исаакиевского собора в это время было отлито 11 колоколов. Интересным является тот факт, что все колокола для этого собора были отлиты из старых сибирских пятаков.

Император Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол именуемый “Благовестник”. На этом колоколе было запечатлено целое историческое событие – Крымская война – в прозе и картинах. Монастырь в 1854 г. подвергся сильному обстрелу английского флота. Но монастырь выстоял осаду. Все эти события были запечатлены на колоколе. В нескольких медальонах располагались изображения: панорама Соловецкого монастыря, посрамленный английский флот, картины боя. Венчали колокол изображения Богородицы и соловецких чудотворцев.

Для храма Христа Спасителя в Москве на было отлито 14 колоколов, самый большой из них “Торжественный” колокол весом 1654 пуда и “Праздничный” колокол весом 970 пудов с изображением святителей московских.

Колокол "Сысой" 1688, www.zvon.ru

Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны. Самый большой “Сысой” весом 2000 пудов и “Полиелейный” 1000 пудов, затем колокол “Лебедь” весом 500 пудов, отлитый в 1682 г. Всего колоколов на звоннице ростовского кремля 13. Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным для этой цели.

В 1907 году впервые зазвонили колокола храма Воскресения Христова в Петербурге. Настраивал колокольные звоны знаменитый ростовский священник Аристарх. Отец Аристарх “научил” колокола играть, кроме богослужебных звонов, “Боже, царя храни” и другие мелодии.

Преимущественно все колокола изготавливались из специальной колокольной меди. Но были колокола и из других металлов. Чугунные колокола были в Досифеевой пустыни на берегу Шексны. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре было 8 колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. В Харькове в Успенском кафедральном соборе был колокол весом 17 пудов из чистого серебра. Шесть золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви. Все они небольшие, от 1 до 45 пудов. Колокола весом от 1000 пудов находились во многих храмах и монастырях и были делом обычным. К 1917 г. в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тыс. пудов церковных колоколов.

Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.

После прихода к власти большевиков в 1917 году церковные колокола постигла печальная участь. Колокольный звон считали вредным наследием царского режима, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. Все церковные здания, и колокола, перешли в распоряжение Местных советов. Секретными инструкциями разрешалось уничтожать часть культового имущества. Церковное имущество превращалось в существенную статью дохода (40% вырученных доходов шло в местный бюджет), что поощряло в свою очередь усиление атеистической политики, закрытие и снос церквей. Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, сохранилась и дожила до наших дней.

Наиболее ценные колокола решено было продать за границу. Так в США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря. Уникальные колокола Сретенского монастыря были проданы в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные коллекции. Другую часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд. Россия катастрофически быстро теряла свое колокольное богатство. Особенно ощутимы были изъятия колоколов из древнейших монастырей и городов. В 1929 г. сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора. В 1931 г. были отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева, Ризоположенского, Покровского монастырей Суздаля.

Еще более трагичной была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой лавры. Было уничтожено 19 колоколов общим весом 8165 пудов. В Москве из 100 церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.

В 1933 году на секретном заседании ВЦИК был установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течение нескольких лет было уничтожено почти все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий.

В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд “Колокола России”, который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.

Появились и школы по подготовке звонарей. Ведь звонить надо было согласно русской традиции колокольного звона. В Москве создан “Колокольный центр”, где готовят звонарей для нужд храмов. Также с каждым годом увеличивается число предприятий, где льют колокола. Искусство колокольного мастерство постепенно возрождается.

Олег Полонский. 2007 год

Колокол "Сысой" 1688, www.zvon.ru Загрузка…

kirkino.ru

Колокола Знаменской церкви — АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal

Храмовый праздник Знамения Пресвятой Богородицы (10 декабря) калужские христиане встретили красивым колокольным звоном: на звонницу наконец были подняты новые колокола.


Колокол для Знаменской церкви

Колокол является неотъемлемой частью православного церковного богослужения. Колокольный звон творит внешнюю молитву, возвышая дух человека и устремляя его к горнему миру, поэтому его называют «молитвой в звуке», «иконой звучащей». Отношение к колоколу у русского народа было такое же, как к человеку. Традиционно при освящении колоколам нарекали имена. Даже части колокола носят название частей тела человека: язык, уши, плечи, губа, то есть все те «органы», которые необходимы проповеднику для совершения богослужения, а колоколу для призыва верующих в храм.


Части колокола носят название частей тела человека: язык, уши, плечи, губа

Мы понимали, что наша замечательная колокольня должна быть украшена подобающим ей колокольным звоном, но долгое время это не удавалось сделать по различным причинам. Но вот нашлись люди, которые помогли сделать нашу мечту реальностью: вначале лета были отлиты новые колокола для нашего храма. Все они созданы из разных профилей, что делает их общее звучание идентичным звучанию старинных колоколов.

Вот их точный вес и звук:
94 кг — «Ре»; 68,2 кг — «Ми»; 33,3 кг — «Ля»; 15,6 кг — «До»; 13,1 кг — «Ре».

На колоколе весом 68,2 кг имеются 2 надписи. Надпись по верхнему поясу: «ВОСКЛИКНИТЕ ГОСПОДЕВИ ВСЯ ЗЕМЛЯ, ПОЙТЕ ЖЕ ИМЕНИ ЕГО, ДАДИТЕ СЛАВУ ХВАЛЕ ЕГО * * * ». Надпись по нижнему поясу: «СИИ Е 5 КОЛОКОЛОВЪ ВЪ 14 ПУДОВ ЛИТЫ СТАРАНИЕМЪ ДОБРОХОТНЫХЪ ДАТЕЛЕЙ ВО ГРАДЪ КАЛУГУ КЪ ЦЕРКВИ ЗНАМЕНИЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ. ЛИЛЪ МАСТЕР ФЕДОРЪ ДУБРОВИШИНЪ В ЛЕТА 7524 * * *».

На колоколе весом 94 кг в верхнем поясе имеется гравировка, указывающая вес колокола: «5,7 П».

Новые колокола отлил литейщик Федор Дубровишин в городе Тутаеве Ярославской области. Это единственный мастер в России, который может отлить абсолютно любой колокол, и эти колокола идентичны колоколам выдающихся дореволюционных литейщиков. В Калугу колокола были доставлены трудами Александра Анисимова. В настоящее время в России есть несколько мест, где отливают колокола. Выбрать лучшего мастера — непростая задача. Господь помог нам в этом деле, послав профессиональных звонарей. Случилось это следующим образом. В конце 2015 года к нам в храм вошли два человека, оказавшиеся звонарями одного из храмов Калуги. Когда они осматривали колокола на звонницах нашего города, их внимание привлёк наш колокол. По звуку и виду они еще снизу определили, что он дореволюционный. Они попросили разрешения подняться на колокольню. Оказалось, что наш колокол — самый старый и самый большой из сохранившихся дореволюционных колоколов в Калуге! Вес его 10 пудов 30 фунтов (176 кг), и отлит он был в Москве на заводе Михаила Богданова в 1810 году. Этот завод был одним из лучших производств дореволюционной России. Кстати, второй имеющийся колокол на нашей колокольне сделан из чугуна. Вес его около 12 кг. Он был отлит в конце 20-х годов XX века — это время последних колокольных отливок в России!


Колокол был отлит в Москве на заводе Михаила Богданова в 1810 году

В ходе общения со звонарями было принято решение отлить к 300-летнему юбилею храма (2020 г.) пять колоколов в мастерской Ф. Дубровишина. Причем подобрать их под звучание колокола, уже имеющегося на колокольне, по принципу колокольных подборов XVI–XVII веков. Прежде чем делать заказ, мы также решили изучить архивную информацию о колоколах Знаменской церкви. И вот что удалось нам найти.

В Государственном архиве Калужской области (ГАКО) фонд 33 (Калужская духовная консистория) хранится опись Знаменской церкви. Она была проведена в 1800 году по поручению первого новообрядческого епископа Калужского и Боровского Феофилакта (Русанова). Епархия была образована в конце 1799 года. Епископ Феофилакт, прежде бывший архимандритом Новгородского Иверского монастыря, прибыл в Калугу 8 января 1800 года. И, по всей видимости, первым делом решил устроить инвентаризацию.

Согласно этой описи, в начале XIX века в церкви имелись следующие колокола: «Большой, весом сто сорок четыре пуда 8 фунтов. Средний, сорок семь пуд, 13 фунтов. Под средним два, по десяти пудов. Частильник, три пуда. Другой, два пуда. Третий, дватцать фунтов». Обнаружил и сделал для нас копию с этого документа калужский краевед Виталий Васильевич Легостаев.


Опись колоколов

Еще один документ — метрика Знаменской церкви. Она была составлена настоятелем храма, синодальным священником Димитрием Василевским в 1887 году по просьбе Императорской Археологической комиссии, собиравшей сведения обо всех древних церквях Российской Империи. Архив этой комиссии теперь хранится в Институте истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН. Ф. Р-III. Оп.1. Д.1783).Из этого документа мы узнали о надписях колоколов.

«51). Сколько всех колоколов на колокольне? Какого они времени? (Надписи желаются в точном списке.) — «1774 года 20 декабря выженен сей колокол в город Калугу к церкви Знамения Пресвятыя Богородицы старанием доброхотных дателей. Весу 144 пудов, 8 фунтов. Лит на заводе Дмитрия Пирогова». Такова надпись на большом. На втором следующая: «1179 года марта 6 дня в Москве на заводе Степана Калинина лит в город Калугу в приход церкви Знамения Пресвятыя Богородицы. Весу 47 пудов, 39 фунтов». Надпись на третьем такова: «Лит в Москве на заводе Николая Самгина». Прочие колокола без надписи».

Итак, мы узнали, что в описях нет того колокола, который сейчас у нас на колокольне. Интересно, каким образом он сохранился и оказался на нашей колокольне? Оказывается, сей колокол принадлежал не Знаменской церкви, закрытой в 1935 г. и переданной верующим в 1989-м, а старообрядческой общине. Когда-то он висел на одном из старообрядческих храмов Калуги или Калужской области. В период безбожных гонений он был сохранен вместе с другим церковным имуществом, книгами и утварью. И вот мы дожили до момента, когда колокол хранится не где-то под спудом, а на звоннице. И теперь звучит не одиноко, а вместе с другими, меньшими колоколами. Колокола подобраны таким образом, чтобы в общем трезвоне все они звучали, как единый организм, единая семья. При этом старинный колокол остается ведущим.

Основываясь на документах, на новых колоколах мы воспроизвели надпись, которая была на большом колоколе Знаменского храма до революции, а именно фразу: «стараниемъ доброхотныхъ дателей». Такие «датели» действительно нашлись (а литье колоколов — дело отнюдь не дешевое), но они просили не разглашать их имен, уповая, что «Господь, видящий тайное, воздаст явно» (Мф. 6:4). Спаси их Христос!

Новые колокола были подняты на колокольню после молебна Всемилостивому Спасу 3 декабря. Там их настроили и подготовили к звону. Утром 10 декабря после Литургии в Знаменском храме был совершен молебен празднику с крестным ходом. Обойдя вокруг церкви, настоятель храма о. Иоанн Курбацкий с земли трижды ударил в колокол за длинную веревку, после чего к работе приступили звонари, оглашая город продолжительным красивым звоном. Такого звона не было на нашей шатровой колокольне почти 100 лет! И вот храм опять обрел свой голос, призывая христиан на молитву и прославляя Господа.

Колокола Знаменской церкви

arch-heritage.livejournal.com

Церковные колокола на стройку коммунизма

Одна из причин разорения церквей в 1930-е — индустриализация. Экономика требовала огромного объёма меди, и этот цветмет дали церковные колокола. В 1931 году при годовой потребности в меди в 60 тысяч тонн, её добыча и выплавка составляла лишь 27 тысяч тонн. На колокольнях СССР тогда находилось около 250 тысяч тонн колокольной бронзы. 90% этого цветмета пошло на индустриализацию, «закрыв» дефицит меди на все 1930-е годы.

Об отношении советских граждан к снятию колоколов в то время говорят заметки «Требуем обменять дурман колоколов на тракторы!» и дневники писателя Пришвина «Народ навозный, всю красоту продадут».

Активная антицерковная кампания началась в 1929 году — одновременно с первым рывком индустриализации. Строительство новых сотен заводов проходило на фоне огромного дефицита квалифицированных кадров и валюты, за которую закупалось оборудование и целые предприятия (в основном в США), а также оплачивалась работа 15-20 тысяч иностранных специалистов. Также был огромный дефицит материалов, в том числе и цветных металлов, которые были «сердцем» электрооборудования.

Главным экспортным товаром было зерно, а также лес, и выручка от них покрывала лишь 20-25% нужд индустриализации. Быстро дать стране валюту и медь могла в то время лишь церковь. И большевики без зазрения совести («цель оправдывает средства») принялись за конфискацию церковных ценностей. Рудметаллторгом был разработан пятилетний план по сдаче колокольной бронзы, в котором было рассчитано, что в 1929-1930 гг. должно быть сдано 15 тыс. т бронзы, 1930–1931 — 30 тыс. т, 1931-1932 — 45 тыс. т, 1932-1933 — 40 тыс. т.

О масштабах кампании по снятию церковных колоколов говорят такие факты. В 1930-31 годах Рудметаллторгу только из одной Троице-Сергиевой Лавры было 19 колоколов общим весом 8165 пудов, или 130 тонн. Также около 10 тонн цветного металла было получено в виде подсвечников, паникадил, хоругвей, купелей, бронзовых решеток и украшений церквей. Начиная с 1929 года в Москве закрывалось по 30-50 храмов, и каждый из них приносил тонны цветмета. Так, с закрытой в 1929 году церкви Вознесения на Большой Серпуховской было снято 14 колоколов весом более 17 тонн, из замоскворецкого храма Св. Екатерины агенты Рудметаллторга вывезли колоколов общим весом более 21 тонны, закрытая в 1930 году церковь Алексия Митрополита на Коммунистической улице дала более 10 тонн колокольной бронзы.

Кампания по снятию колоколов с церквей часто проходила как «требование трудящихся». Вот несколько примеров по Оренбуржью:

Накануне нового 1930 года общее собрание курсантов военной школы выступило с призывом к трудящимся города Оренбурга обсудить на своих собраниях вопрос о запрещении колокольного звона и передаче колоколов. «Колокола должны быть перелиты в машины и тракторы!», — говорилось в нем.

В редакцию газеты «Оренбургская коммуна» непрерывным потоком шли постановления общих собраний граждан о снятии колоколов с церквей, появилась рубрика «Против колокольного трезвона»: «Колхозникам колокольный звон не нужен, подавай нам тракторы», — просили жители села Матвеевки Сорочинского района. Колокола были сданы в тракторный фонд.
«Долой бога и всех святых», — это цитата из заявления крестьян хуторов Бостанжогловского, Репного и Ягодного Покровского (ныне Новосергиевского) района, — Петр Великий переливал колокола на пушки, мы переплавим их на тракторы!»

«Колокола — на тракторы» требовал военный корреспондент «Смычки» Бурный: «Наша страна нуждается в металле. Нашим полям, покрывающимся сплошными бедняцко-середняцкими колхозами, нужны сотни и тысячи тракторов. И в то время на колокольнях церквей совершенно бесполезно висят сотни тысяч драгоценного металла. На колокольнях церквей Оренбурга бесцельно висит 10000 пудов металла. Мы требуем снять колокола со всех церквей и пустить этот драгоценный металл на тракторы. Время покончить с колокольным звоном!»

Представители школы №22 Оренбурга обратились к землякам со следующим воззванием: «В центре чисто пролетарских окраин города, носящих заслуженные в гражданских боях названия Красного и Ленинского городков до сего времени — на 13-й год Октября позорным чёрным пятном стоит очаг мракобесия и борьбы с новым бытом — церковь. Не может быть слияния заводских гудков, зовущих к социалистическому труду, и звона колоколов, зовущих к старому тёмному прошлому. Школа как одна из передовых колонн социалистической культуры и нового быта призывает всех трудящихся присоединиться к требованию о закрытии церкви в Красном городке. А колокола по примеру уже многих трудящихся СССР отправим на индустриализацию страны Советов».

«Мы являемся последними слушателями церковного «благовеста». Наши дети и внуки не будут слышать ни вечернего звона, нашедшего музыкальное отражение в дворянской поэзии, ни пасхального пьяного гвалта «сорока сороков», ни мрачных траурных мотивов, напутствующих человека в последний путь. Церкви немеют. Колокола отпевают самих себя и своих тысячелетних владык. Слышится последний похоронный звон. Религия уходит в могилу. Но медь колоколов, крещённая в безбожной заводской купели, запоет могучий торжествующий гимн труда. На место умирающего «благовеста» колоколов идет величественный благовест машин».

Писатель Михаил Пришвин в своих дневниках оставил наблюдения, как проходило снятие церковных колоколов в Загорске и Москве:

1929 год.
22 ноября.
В Лавре снимают колокола, и тот в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдёт в переливку. Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому и как-то неприлично: слишком много жизней губят ежедневно, чтобы можно было отстаивать колокол.

12 декабря. Сейчас резко обозначаются два понимания жизни. Одним – всё в индустриализации страны, в пятилетке и тракторных колоннах, они глубоко уверены, что если удастся организовать крестьян в коллективы, добыть хлеб, а потом всё остальное, необходимое для жизни, то вот и всё. И так они этим живут, иногда же, когда вообразят себе, что нигде в свете не было такого великого коллектива, приходят прямо в восторг.

Другие всему этому хлебно-тракторному коллективу не придают никакого значения, не дают себе труда даже вдуматься в суть дела. Их в содрогание приводит вид разбитой паперти у Троицы, сброшенного на землю колокола, кинотеатр в церкви и место отдыха, обязательное для всех граждан безбожие и, вообще, это высшее достижение, индустриальное извлечение хлеба из земли.

1930 год.
4 января.
Показывал Павловне упавший вчера колокол, при близком разглядывании сегодня заметил, что и у Екатерины Великой, и у Петра Первого маленькие носы на барельефных изображениях тяпнуты молотком: это, наверно, издевались рабочие, когда еще колокол висел. Самое же тяжкое из этого раздумья является о наших богатствах в искусстве: раз «быть или не быть» индустрии, то почему не спустить и Рембрандта на подшипники. И спустят, как пить дать, всё спустят непременно. Павловна сказала: «Народ навозный, всю красоту продадут».

24 января. Растет некрещёная Русь.
– Православный? – спросил я молодого рабочего.
– Православный, – ответил он.
– Не тяжело было в первый раз разбивать колокол?
– Нет, – ответил он, –я же за старшими шёл и делал, как они, а потом само пошло.
И рассказал, что плата им на артель 50 коп. с пуда и заработок выходит по 8 1/2 р. в день.

6 марта. Помню, ещё Каменев (старый большевик Лев Каменев, в 1929 году — председатель Главного концессионного комитета при СНК СССР — БТ) на мое донесение о повседневных преступлениях ответил спокойно, что у нас в правительстве всё разумно и гуманно.
– Кто же виноват? – спросил я.
– Значит, народ такой, – ответил Каменев.

Но можно вспомнить и еще давнюю историю, например Российское государство до XVII века. На территории России не было добычи ни меди, ни олова. Медь стали добывать только в середине XVII века, а олово и того позже. И тем не менее государство всегда находило колоссальные средства для того, чтобы купить металл за границей и чтобы из этого металла отлить колокола. Петр I перелил часть колоколов на пушки. Дело в том, что это такой яркий случай, который вошел в историю. Не только в России переплавляли колокола на пушки. Это делалось во многих государствах средневековых. В то время колокола и пушки отливали одни и те же мастера. В зависимости от того, какой заказ мастер получал на сегодняшний день он отливал или пушки, или колокола. Металл очень похожий, там просто немножко разное соотношение меди и олова. Поэтому всегда это делалось: либо из пушек лили колокола, либо из колоколов – пушки.

[источники]источники
http://ttolk.ru/articles/tserkovnyie_kolokola_-_na_stroyki_industrializatsii
http://www.kolokola.com/archives/3291

—————————————-———
Кабель КГВЭВ – силовой кабель, с медными многопроволочными токопроводящими жилами, в ПВХ оболочке и изоляции. Кабель экранирован медной оплеткой, что защищает передаваемый сигнал от электромагнитных полей. Кабель не распространяет горение при одиночной прокладке. Предназначен для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках в электрических сетях на номинальное переменное напряжение 660 и 1000 В переменного тока частотой до 60 Гц и при напряжении 1000 и 1500 В постоянного тока. Кабель АСБ 3х240 обладает достаточно сложной конструкцией, включающей сразу несколько слоев изоляции и защиты. Однако именно такое строение обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики изделия.
—————————————-———

masterok.livejournal.com

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *