Йозеф куделка: Йозеф Куделка (Josef Koudelka) (часть 2)

Содержание

Йозеф Куделка (Josef Koudelka) (часть 2)

Йозеф Куделка (Josef Koudelka) — безошибочно определяет грани этого мира и отображает их в своих фото-работах. Он целиком и полностью поглощен своим делом. Он совсем не похож на привычно окружающих Вас людей. Речь пойдет о Йозефе Куделке. Неподдельный интерес вызывает непосредственно то, как он работает. Он всюду ездит один, спит где придется, для него совершенно не имеет значения, понравятся ли кому-либо его работы. Он просто просыпается рано утром и начинает фотографировать 


Часто случалось так, что он работал без перерыва, пока не обнаруживал, что у него заканчивается пленка. Он взял себе за правило работать так, как будто каждый новый день мог стать последним.

 


Йозеф Куделка родился в далеком 1938 году в маленькой деревеньке на территории Моравии. Естественно, увлечение фотографией, как и у большинства настоящих художников, у него появилось рано. Подростком он начал свое знакомство с фотоискусством с простенькой бакелитовой камеры. Он фотографировал своих родных и ближайшее окружение. Чуть позже он поступил в Технический университет в Праге, который закончил в 1961 году, получив степень. После учебы, в течение 6 лет он работает авиаинженером и, как и положено, занимается своим любимым делом – фотографией.

 


Он снимает постановки театра «За воротами». Но его настоящей страстью становятся словацкие цыгане. В 1967 году он организует свою первую выставку в доминиканском монастыре в городе Кракове. В это же время Куделка окончательно принимает решение посвятить свою жизнь фотографическому искусству и бросает карьеру инженера. 
Известность Йозефу, как фотомастеру, принесли упомянутые выше цыгане. Он запечатлевал их жизнь и быт в Чехословакии, а позже и в Румынии, и в других европейских странах. Жизнь цыган поглотила Йозефа

почти на 10 лет!

 


Цыгане были интересны многим мастерам фотографии и кино, но Куделка по праву считается лучшим фотографом, сумевшим с невероятной точностью и целостностью передать все грани жизни этого свободолюбивого народа. Он фотографировал всё до мельчайших деталей. Как правило, герои его снимков были расположены в центре кадра, что позволяло зрителю полностью ощутить картину жизни и уникальность взглядов этой народности. 

Одна из фотографий, сделанных в 963 году очень глубоко передает историю убийцы, которого ведут на казнь. Фото сделано таким образом, что человек, расположенный в центре кадра, как бы немного наклонен. Это как бы дает понять зрителю, что скоро его тело безжизненно упадет на землю. Человек на фото идет по грязной дороге, изъезженной машинами. Зртелю очень красочно дается понять, что грязная дорога – это своего рода жизненный путь человека, который в конечном счете ведет его к смерти. При этом, автор говорит о том, что его работы не несут в себе никакого философского подтекста, он просто рассказывает истории. 

Результатом почти десятилетней работы на цыганскую тему становится книга «Цыгане», вышедшая в 1975 году и вобравшая в себя наиболее яркий материал данной темы.  В 1968 году он снимает окончание «Пражской весны» в Праге. Он снимает танки, двигающиеся по городу. Ян Берри, член известного фотоагентства «Магнум», который в это же время присутствовал на месте событий, назвал Йозефа маньяком.

Куделка забирался на русские танки и фотографировал всё вокруг. Сам он позже говорил, что в те моменты совсем не думал о какой-либо опасности, хотя не считает себя бесстрашным человеком.  


Фотографии, сделанные в это непростое время, были тайно вывезены за пределы страны с помощью агентства «Магнум» и напечатаны без указания авторства Куделки, дабы уберечь мастера и его семью от политических гонений. Позже, в 1969 году эти работы получили золотую медаль имени Роберта Капы, как фотографии, потребовавшие большого мужества. Куделка все ещё не был отмечен, как автор данных работ. Через какое-то время Куделка перебрался в Англию по рабочей визе, и ему удалось получить политическое убежище. И только через 16 долгих лет

Йозеф смог открыто признаться  в авторстве фотографий, сделанных во время «Пражской весны». Эти работы в последствии принесли ему мировую известность. Спустя 40 лет, увидела свет книга, посвященная тем событиям. Автор отобрал для неё 250 фоторабот, а также хроники и агитационные тексты. 


По рекомендации Эллиота Эрвита Йозеф Куделка в 1971 году становится членом фотоагентства «Магнум, где знакомится с Анри Картье-Бресоном, который впоследствии стал его хорошим другом. В этот период он по прежнему отказывается от коммерческих работ и продолжает свои одинокие путешествия по Европе. Он опять фотографирует цыган. За ним прочно закрепляется статус одиночки, и, можно даже сказать, что он сам становится в какой-то мере цыганом. Он занимается своими проектами на средства грантов, выделяемых различными организациями Франции, США и Великобритании. Отсутствие денег для него никогда не было проблемой.

 


Позже Йозеф получает французское гражданство. В 1986 году он начинает использовать в работе панорамную камеру, благодаря чему открывается новая веха в творчестве мастера. Он с присущим ему фанатизмом снимает пейзажи, рассказывая о величественной красоте окружающей природы и о наглом вмешательстве человека в её владения.  


 Долгие годы скитания по разным странам не прошли бесследно для мастера. Как бы там ни было, он тосковал по родной стране. В 1988 году выходит его новая книга многоговорящем названием «Изгнанники», в которой он рассказал при помощи фотографии о поиске человеком своего места, то есть о самом себе. Работы были переполнены ностальгией и отчуждением. Вернуться на родину в Чехословакию ему удалось только в 1990 году. В 1994 году выходит его новая книга под названием «Черный треугольник». Автор посвятил её разрушениям, которые несет человек в окружающую среду. Также, на основе этих снимков прошла выставка под тем же названием.

 


Вскоре Куделка получает предложение от режиссера Эрика Хеуманна присутствовать на съемках фильма Ангелопулоса «Взгляд Уилисса». Он путешествует со съемочной группой по разным странам Европы, продолжает делать панорамные снимки. Ему интересно всё, что было создано и разрушено человеком. Он снимает обломки Берлинской стены, заброшенные станции Парижа, колонны в Афинах. Героем его работ становится хаос, созданный человеком как вокруг, так и внутри себя. В 1999 году выходит книга «Хаос».

 


 Всемирная известность и признание всё равно не дали уверенности самому мастеру в том, что он хороший фотограф. Далеко не все его работы нравились ему самому. И по сей день мастер продолжает познавать свои пределы. Он продолжает путешествовать и снимать, несмотря на то, что когда-то был уверен, что фотограф заканчивается в 40 лет.

 

 

 



 

 

 

 

 

Источник: creativestudio. ru

Знаменитый фотограф документалист Josef Koudelka

Фотограф: Josef Koudelka

Будущий документальный фотограф Josef Koudelka (Йозеф Коуделка)  родился 10 января 1938 года в Чехии, обучался в Техническом университете в Праге и работал авиационным инженером в Праге и Братиславе с 1961 по 1967 год. Он изначально не планировал связывать свою жизнь с фотографией, однако, камера часто была у него в руках, особенно во время прогулок.

Фотограф: Josef Koudelka

В 1961 году параллельно с основной работой Josef Koudelka устроился в столичный театр на должность фотографа, тогда же он начал детальное изучение цыган Словакии, которые пытались «ассимилироваться» в чешском государстве. В 1968 году Josef Koudelka распространил свой проект на общины цыган в Румынии и в том же году смог заснять вторжение в Прагу армий Варшавского договора.

Снимки появления российских танков в Праге, фотограф смог вывести контрабандой из страны. В этом ему помог друг чешского куратора Анны Фаровой. Тогда же, эти фотографии были опубликованы в мировых СМИ, а фотограф подписали только инициалами П.

П. (Пражский фотограф), чтобы защитить его семью. Очень драматичные фотографии, показывающие российские танки, въезжающие в Прагу, и чешское сопротивление – эти снимки в дальнейшем получили множество международных премий и престижную золотую медаль Роберта Капы. Хотя, если быть честными, в то время премию давали любому деятелю искусства, кто шел против Советской власти.

В 1970 году Josef Koudelka покинул Чехословакию и, получив статус лица без гражданства, получил убежище в Англии. Через год, в 1971 году он стал партнёров фотографического сообщества Магнум, а в 1974 году полноценным его членом. При этом, уже именитый фотограф все еще отказывался от большинства журналистских заданий: в постоянном движении он предпочитал бродить по Европе в поисках картин мира, которые, по его мнению, быстро исчезали. После того, как в 1987 году он стал гражданином Франции, Josef Koudelka впервые смог вернуться в Чехословакию в 1990 году, тогда он создал свой известный проект «Черный треугольник».

Josef Koudelka никогда не стремился к славе. Фотография для него, всегда была способом самовыражения. Возможно, из-за такого отношения к работе, его снимки и приглянулись многим почитателям этого вида искусства, а автор был удостоен престижных премий.

Свою первую награду, именитый фотограф документалист получил в 1969 году. Это была «Золотая медаль Роберта Капы». Она вручается документалистам за лучший зарубежный фоторепортаж.

В 1978 году Josef Koudelka получил престижную французскую премию Prix Nadar. В 1989 году министерство Франции присудило документальному фотографу Гран-при Национальной de-la-Photographie. А уже через 2 года Josef Koudelka был удостоен награды «Картье-Брессона».

В 1975 году вышла первая фотокнига Josef Koudelka — «Цыгане», которая принесла ему мировую известность. В 1992 году получил международную премию за вклад в искусство фотографии Хассельблад. В 1994 году выходит книга «Черный треугольник», а в 1999 году – «Хаос».

Работы Josef Koudelka – это настоящее произведения искусства уличной, черно-белой, документальной фотографии. Его работы ценятся не только в США и Европе, но и в сообществе фотожурналистики, так, как он боялся показывать правду.

Фотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef KoudelkaФотограф: Josef Koudelka

[instagram.com/josef_koudelka]

Еще больше новостей и вдохновения в наших социальных сетях: Вконтакте, Facebook, Instagram и Telegram

comments powered by HyperComments

В штаб-квартире Leica открыта выставка фотографа Magnum Photos Йозефа Куделки

Дата публикации: 06. 03.2020

C 6 марта по 23 августа 2020 г. в музее Эрнста Ляйтца в Вецларештаб-квартире Leica – пройдет выставка работ Йозефа Куделки «Изгнанники и панорамы» (Exiles and Panoramas). Ретроспектива Йозефа Куделки — это работа длиною в жизнь между вечностью и современностью.

Parc de Sceaux, France, 1987 © Josef Koudelka
Magnum Photos

Йозеф Куделка считается одним из самых влиятельных и известных фотографов последних десятилетий. Его визуальный язык насыщен и уникален. Фотограф родился в Босковице в 1938 г. и сейчас живет между Парижем и Прагой. Избранные работы фотографа будут представлены в рамках посвященной ему выставки в музее Эрнста Ляйтца в Вецларе.

В сердце коллекции — серия снимков под названием «Изгнанники» — одна из самых личных и запоминающихся работ автора. Через эти снимки он рассказывает историю своей бесприютной жизни, долгие годы которой он провёл в постоянном скитании. После того, как Куделка покинул Чехию в 1970 году, его не оставляло чувство отчужденности. Его чёрно-белые снимки отличаются резкими контрастами с фокусом на формах и текстурах. В них ощущается сочувственный, но отстраненный взгляд автора. На протяжении десятков лет Куделка, исследуя жизнь людей в контексте современной истории, создавал снимки невероятной силы, в которых обнажается вся хрупкость и сила человека. На них запечатлены искренние эмоции, которые не могут не тронуть за душу. При всей формальной простоте снимков архитектуры, пейзажей или работ с нестандартной перспективой фотограф наделяет их невероятной выразительной силой, нередко вызывающей удивление зрителя.

Куделка начал снимать еще в 60-х во время учебы на авиаинженера в Праге. Он начинал с репортажной съемки, а затем работал в издании, посвященном театральному искусству. В 1967 г. он оставил карьеру инженера и полностью посвятил себя фотографии. Свои самые известные снимки он сделал во время подавления «Пражской весны» войсками Варшавского договора в августе 1968 г. На фотографиях Куделка задокументировал поразительную жестокость уличных боев между отчаявшимися горожанами и солдатами. Негативы шокирующих фотографий были тайно вывезены из страны в 1969 г. На годовщину вторжения войск фотоагентство Magnum Photos обнародовало снимки, скрыв настоящее имя автора за инициалами P. P. (Photograph Prague, «Пражский фотограф»). Публикация получила всемирную известность, а имя фотографа держали в секрете, чтобы обеспечить безопасность Куделки до тех пор, пока он не перебрался сначала в Лондон в 1970 году, а затем в Париж в 1980 г. Фотографии того периода производят парадоксальное впечатление: в них видны отстраненность и сочувствие одновременно. «Я оказался за пределами Чехословакии и решил сделать то, что ранее мне не представлялось возможным — посмотреть мир». Этот этап жизни завершился одновременно с публикацией книги «Изгнанники» уже в 1988 году. Книга стала анализом событий, а также попыткой примирения с прошлым.

На выставке в музее Эрнста Ляйтца работы из серии «Изгнанники» представлены вместе с лично отобранными фотографом панорамными снимками, сделанными в середине 80-х годов. До этого периода Куделка посвящал себя лишь 35-миллиметровой фотографии, и панорамная камера дала ему возможность по-новому открыть для себя мир. Фотографии завораживающих пейзажей и морских побережий Европы и Ближнего Востока — это поиск следов прошлого в местах, пострадавших из-за производственной деятельности, в результате военных действий или неизбежного течения времени. На этих грандиозных картинах нет людей, но всегда есть следы их существования. От этих вселяющих тревогу снимков сложно оторвать взгляд.

В общей сложности на выставке в музее Эрнста Ляйтца будет представлено 68 работ фотографа, благодаря которым можно составить исчерпывающее представление о творчестве Куделки. Серии фотографий отражают взаимосвязь между судьбой и человеческой волей, жизнью и смертью, вечностью и мимолетностью времени.


О Йозефе Куделке

Йозеф Куделка родился 10 января 1938 г. в Босковице, СССР. С 1956 по 1961 г. учился в Чешском техническом университете, а затем работал авиаинженером в Праге и Братиславе до 1967 г. В это же время он снимал фотографии для издания, посвященного театральной жизни, работал репортажным фотографом и начал интересоваться городской жизнью Рима. В августе 1968 г. Куделка снял ввод войск Варшавского договора в Прагу и подавление так называемой «Пражской весны», программы либерализации Чехословакии под руководством секретаря Коммунистической партии Александра Дубчека. В 1970 г. Куделке предоставили политическое убежище в Англии, откуда он не раз отправлялся в путешествия. С 1974 г. он является полноценным членом фотоагентства Magnum Photos и обладателем множества наград.

Фотограф начал активно снимать на камеры Leica после того, как присоединился к Magnum Photos. После перехода к цифровой фотографии Куделка также использовал Leica — эксклюзивно для него была разработана специальная панорамная камера на основе модели Leica S2.

редкое интервью с фотографом, фотографии, краткая биография — Любить фотографию

Йозеф Куделка – замечательный человек и фотограф. Биографических справок о нем написано много, но лучше всего о мастере говорят те, кто с ним общался лично. Поэтому вместо биографии я рада представить вам перевод интервью с фотографом, взятого Тимом Ноуксом.

«…За прошедшие пятьдесят лет Йозеф Куделка снял сотни замечательных фотографий. В редком интервью с фотографом мне удалось расспросить Куделку об его захватывающей карьере и о том, почему Куделка был единственным человеком, который мог открыто критиковать Анри Картье-Брессона.

45 лет назад фотограф впервые решился продемонстрировать свои фотографии, и сегодня его считают человеком-загадкой. Его работы открывают красоту абстрактных форм и пластику угрожающих теней в пустынных ландшафтах, в них люди лишены права голоса. В агентстве «Магнум», где работает Куделка, говорят, что 74-летний фотограф скорее заснет на полу офиса, чем снимет номер в гостинице. Его друзья и критики утверждают, что Йозеф Куделка совмещает в себе качества добродушного гения и хладнокровного профессионала, который предпочитает много работать и мало говорить. Так что же из этого правда?

Когда я прибыл в Прагу, чтобы взять интервью у мастера, эти противоречивые мнения столпились в моей голове. Личность Куделки действительно окутана тайной – его домашний адрес официально не обозначен, а общается мастер по факсу. Если ему нужно поговорить, он сам выходит на связь, а не наоборот. За час до назначенного интервью зазвонил телефон.

«Алло? Я пытался связаться с вами раньше, но не смог дозвониться», — говорил в трубке восточно-европейский голос. «Это Йозеф Куделка. Добро пожаловать в Прагу. Вот мой адрес».

Через двадцать минут прогулки по центру города я завернул за угол дома и услышал в утренней тишине свое имя. Подняв голову, я увидел силуэт мужчины на третьем этаже. На вопрос, как меня узнали, мужчина ответил: «У меня хорошая интуиция».

С этим нельзя поспорить. Йозеф Куделка – фотограф мирового значения с потрясающим чувством интуиции. Мастер родился 10 января 1938 года в небольшой моравской деревушке. Он начал снимать в 14 лет, вдохновившись пейзажными фотографиями, которые показал ему друг семьи. Продавая клубнику местному мороженщику, Йозеф Куделка накопил средства на компактную камеру Bakelite. Позднее, будучи студентом инженерного отделения, он приобрел Rolleiflex, и с 1961 года использовал его для съемки представлений театра для пражского журнала “Divaldo”. Все знают, что эти фотографии привнесли художественный смысл в публикации издания, которое ранее считали чисто рекламным. На постановках «Короля Лира» и «В ожидании Годо» Йозеф Куделка ходил среди актеров, снимая их так, как будто действие происходит на улице. Так мастер научился рассказывать целую историю в рамках одного кадра, что помогло ему при съемке повседневной жизни чехословацких цыган и впоследствии – советского вторжения в Прагу в 1968 году.

И вот открылась дверь – и передо мной стоит легендарный фотограф. Он спокоен. Куделка уже прожил жизнь, но его озорной взгляд говорит о том, что внутри он еще молод. Он приглашает меня в свой современный пентхаус, где я увижу много толстых книг с его именем на обложке и огромную коллекцию негативов и напечатанных фотографий.

«Об идеальном доме я никогда не мечтал, и никогда не хотел быть к нему привязан», — говорит Куделка, провожая меня в комнату, посреди которой стоит огромный белый стол. «Когда я купил эту квартиру, я организовал ее для работы. Я живу в Париже, и это лишь очередной перевал для путешественника. Я не испытываю необходимости заполнять дом вещами. За последние три года я купил всего две рубашки. Я даже сплю в них. В одном кармане я храню паспорт, а в другом – деньги. Они легко стираются и сохнут. Я вожу с собой только нужные вещи – мои камеры, пленку и запасную пару очков».

За столом он предложил мне кофе или моравское вино. На часах 10-30. Вино в бокале.

«Первое, чему я научился за годы выступлений с волынкой на народных фестивалях», — говорит он, нарезая хлеб и ветчину, — «если ты играешь и пьешь всю ночь, нужно обязательно поесть».

Йозеф Куделка, с которым я познакомился, был совсем не похож на необщительного и неприветливого человека, каким его описали. Напротив, он показался мне добрым и дружелюбным. Куделка много видел и может обо всем рассказать; на всякий счет у него есть свое мнение. Мастер не удовлетворен тем, чего достиг, и стремится к большему.

«Многие фотографы, такие как Роберт Фрэнк и Картье-Брессон, перестали фотографировать после 70, поскольку почувствовали, что им нечего больше сказать», — говорит Йозеф Куделка. «Я же по сей день просыпаюсь с желанием фотографировать, и оно стало только сильнее. Но я вижу, что есть фотография, которой пришел конец, поскольку не существуют сами герои. С 1961 по 1966 год я снимал цыган, потому что мне нравилась их музыка и культура. Они были во многом на меня похожи. А сегодня все меньше и меньше людей похожи на тех, прежних цыган. Но я могу продолжить проект «Черный треугольник», поскольку его цель – снять пейзажи, которых больше нет. Я могу показать, какой эта земля была раньше, и какая она сейчас, чтобы люди поняли разницу. Это дает мне стимул».

На мой вопрос о нарушении Варшавского пакта в 1968 году, когда советские войска вторглись в Прагу, чтобы навести социалистический порядок в Чехословакии, Куделка задумчиво посмотрел в тихий небосклон города.

«Я вернулся из Румынии, где снимал цыган, и моя девушка позвонила мне несколько раз, чтобы сообщить, что наступают русские. Я открыл окно и услышал, как каждые две минуты над головой пролетают самолеты, и понял, что случится что-то масштабное. Мне повезло, что у меня осталась пленка, я вышел на улицы города и начал фотографировать танки и солдат. Люди говорили, что я сумасшедший, потому что русские стреляли во всех, кого видели с камерой – а я стоял прямо перед танками! Через несколько лет фотограф Ян Берри, который также снимал эти события, сказал, что, увидев меня там, подумал, что я либо полный идиот, либо очень отважен. Но дело было не в смелости, я просто хотел это снять».

В 1969 году фотографии тайком вывезли из страны, и они оказались в руках у Эллиота Эрвитта, который был тогда главой «Магнума». Фотографии появились во всех международных журналах без указания авторства, чтобы защитить Куделку и его семью от возможного преследования. При содействии агентства «Магнум» фотограф смог уехать из Чехословакии в 1970 году на Запад, чтобы фотографировать цыган. Однако на родину он вернуться не смог и получил политическое прибежище в Англии, где в течение девяти лет Йозеф Куделка жил между Брик Лейн и Бэттерси.

В Лондоне он встретился с Анри Картье-Брессоном, который почти оставил фотографию, чтобы полностью посвятить себя живописи. В отличие от других фотографов «Магнума», которые считали Брессона неприкосновенным кумиром, Куделка говорил с Брессоном честно и прямо.

«Я встретил Брессона в 1971 году. Я не слушал его советов о фотографии, а он ненавидел мои панорамы», — усмехнулся Куделка. «Я был, фактически, единственным человеком, который говорил ему то, что думает. Он говорил, что считает меня младшим братом. Мы ругались, но оставались братьями. Однажды он пришел ко мне и сказал: «Йозеф, я здоров и прекрасно себя чувствую, но временами случаются проблемы с сердцем, потому что ты сильно меня заводишь. Если это случится вновь, выйди, пожалуйста, из комнаты». А я ответил ему: «Анри, мы дружим потому, что я принимаю тебя таким, как ты есть, а ты принимаешь меня, поэтому, выйти из комнаты должен будешь ты, а не я». Я мог сказать Брессону все что угодно, но если бы я сказал подобное другому члену «Магнума», на меня бы сильно обиделись».

Путешествуя по Европе и фотографируя жизнь, Йозеф Куделка держался на плаву за счет дотаций и побед в конкурсах, а не гонораров от глянцевых журналов. Кроме того, он не использовал цветную пленку.

«Я снимал в цвете один раз в жизни», — сказал он. «Но мой выбор пал на черно-белую пленку, и на это повлияло несколько фактов. В 1970 годах все цветные пленки были разными, и контролировать композицию было трудно. Кроме того, я начал сомневаться в своих черно-белых работах и потому забросил цветную фотографию».

В 1984 году в лондонской галерее Хейворд состоялась личная выставка Йозефа Куделки. Фотографии мастера были представлены в экспозиции наряду с работами Анри Матисса. В том же году умер отец Куделки, но из-за своего политического статуса Йозеф не смог приехать на похорны отца. Поскольку в Чехословакии у фотографа не осталось семьи, Йозеф Куделка впервые официально заявил о своем авторстве в отношении фотографий советского вторжения в Прагу. Шесть лет спустя, будучи гражданином Франции, он прилетел домой и организовал первую выставку своих фотографий. В родной стране он не был 20 лет.

 

Последние двадцать лет Куделка провел в путешествиях по Восточной Европе с панорамной камерой, дегустируя вино и документируя все страны от Бейрута, до «Черного треугольника». В 2004 году Куделка был награжден премией Infinity Корнелла Капы (Cornell Capa). Четыре месяца спустя из жизни ушел Брессон.

«Я был единственным фотографом на его похоронах», — вспоминает Куделка с улыбкой. «Я рад, что смог присутствовать на церемонии, потому что не смог проводить отца. Забавно, но когда я прихожу в музей и вижу хорошую картину, я всегда покупаю открытку, чтобы отправить ему, но затем вспоминаю, что его больше нет. Для меня он жив во многом».

Затем Куделка пригласил меня выпить кружку пива «Гамбринус» и попробовать местное блюдо, куриную грудку, запеченную в картофельном пироге. Перед уходом я задал ему последний вопрос: снимает ли он для того, чтобы его запомнили.

«Неважно, как люди будут использовать мои фотографии», — ответил он, надевая куртку. «Важно фотографировать. Другим фотографам нравится, когда их печатают на развороте The Sunday Times. Я мыслю иначе. Самое главное – получить позитив из негатива. Как только ты поймешь, кто ты есть, и для чего ты живешь, ты – на верном пути».»

Тим Ноукс (Tim Noakes), 2007 год.

Галерея фотографий Йозефа Куделки:

Фотовыставки, Йозеф Куделка «Изгнанники»

C 6 марта по 23 августа 2020 г. в музее Эрнста Ляйтца в Вецларе — штаб-квартире Leica – пройдет выставка работ Йозефа Куделки «Изгнанники и панорамы» (Exiles and Panoramas). Ретроспектива Йозефа Куделки — это работа длиною в жизнь между вечностью и современностью.  

Йозеф Куделка считается одним из самых влиятельных и известных фотографов последних десятилетий. Его визуальный язык насыщен и уникален. Фотограф родился в Босковице в 1938 г. и сейчас живет между Парижем и Прагой. Избранные работы фотографа будут представлены в рамках посвященной ему выставки в музее Эрнста Ляйтца в Вецларе. 

В сердце коллекции — серия снимков под названием «Изгнанники» — одна из самых личных и запоминающихся работ автора. Через эти снимки он рассказывает историю своей бесприютной жизни, долгие годы которой он провёл в постоянном скитании. После того, как Куделка покинул Чехию в 1970 году, его не оставляло чувство отчужденности. Его чёрно-белые снимки отличаются резкими контрастами с фокусом на формах и текстурах. В них ощущается сочувственный, но отстраненный взгляд автора. На протяжении десятков лет Куделка, исследуя жизнь людей в контексте современной истории, создавал снимки невероятной силы, в которых обнажается вся хрупкость и сила человека. На них запечатлены искренние эмоции, которые не могут не тронуть за душу. При всей формальной простоте снимков архитектуры, пейзажей или работ с нестандартной перспективой фотограф наделяет их невероятной выразительной силой, нередко вызывающей удивление зрителя. 

Куделка начал снимать еще в 60-х во время учебы на авиаинженера в Праге. Он начинал с репортажной съемки, а затем работал в издании, посвященном театральному искусству. В 1967 г. он оставил карьеру инженера и полностью посвятил себя фотографии. Свои самые известные снимки он сделал во время подавления «Пражской весны» войсками Варшавского договора в августе 1968 г. На фотографиях Куделка задокументировал поразительную жестокость уличных боев между отчаявшимися горожанами и солдатами. Негативы шокирующих фотографий были тайно вывезены из страны в 1969 г. На годовщину вторжения войск фотоагентство Magnum Photos обнародовало снимки, скрыв настоящее имя автора за инициалами P. P. (Photograph Prague, «Пражский фотограф»). Публикация получила всемирную известность, а имя фотографа держали в секрете, чтобы обеспечить безопасность Куделки до тех пор, пока он не перебрался сначала в Лондон в 1970 году, а затем в Париж в 1980 г. Фотографии того периода производят парадоксальное впечатление: в них видны отстраненность и сочувствие одновременно. «Я оказался за пределами Чехословакии и решил сделать то, что ранее мне не представлялось возможным — посмотреть мир». Этот этап жизни завершился одновременно с публикацией книги «Изгнанники» уже в 1988 году. Книга стала анализом событий, а также попыткой примирения с прошлым. 

На выставке в музее Эрнста Ляйтца работы из серии «Изгнанники» представлены вместе с лично отобранными фотографом панорамными снимками, сделанными в середине 80-х годов. До этого периода Куделка посвящал себя лишь 35-миллиметровой фотографии, и панорамная камера дала ему возможность по-новому открыть для себя мир. Фотографии завораживающих пейзажей и морских побережий Европы и Ближнего Востока — это поиск следов прошлого в местах, пострадавших из-за производственной деятельности, в результате военных действий или неизбежного течения времени. На этих грандиозных картинах нет людей, но всегда есть следы их существования. От этих вселяющих тревогу снимков сложно оторвать взгляд. 

В общей сложности на выставке в музее Эрнста Ляйтца будет представлено 68 работ фотографа, благодаря которым можно составить исчерпывающее представление о творчестве Куделки. Серии фотографий отражают взаимосвязь между судьбой и человеческой волей, жизнью и смертью, вечностью и мимолетностью времени. 

30 минут с фотографом Йозефом Куделкой

Я стоял на автобусной остановке в Стамбуле с группой уличных фотографов, когда к нам подошёл старик и стал расспрашивать про дорогу. Вдруг, кто-то из нашей группы сказал: «Это же Куделка!» — и мы, обернувшись к старику, замерли. Это действительно был он, фотограф-эмигрант, член Магнума с 1971 года, автор «Цыган», «Изгнанников» и других работ. Он выглядел так, словно только что вернулся из экспедиции, карманы его жилета были полны бумаг, а его единственная в своём роде LEICA S2 висела через плечо. За те 30 минут, что мы помогали ему разобраться с маршрутом, он стоял среди нас, словно икона. Как мы узнали, Куделка прибыл в Стамбул для участия на ежегодном фотофестивале FotoIstanbul, в рамках которого он должен был представить свою новую работу – серию из 145 чёрно-белых панорам греческих и римских руин в Турции.

Пока наш турецкий друг помогал Иозефу сориентироваться по карте, мы стояли вокруг, словно ошеломлённые. И это неудивительно, когда вы встречаете кого-то, кто много где побывал и много что испытал, а в случае с Куделка, список посещённых им мест и его жизненный опыт практически неизмеримы. Мы просто стояли и смотрели на него, никто из нас не знал, что сказать, пока кто-то не нарушил молчание фразой: «Здравствуйте, сэр. Я знаю, это может показаться глупой просьбой, но не позволите ли вы сфотографироваться с вами?». Он согласился, и мы сделали групповое фото. Мы не стали донимать его вопросами, потому что в такой ситуации это было не совсем уместно, особенно в свете того, что на следующий день в рамках пресс-конференции он должен был отвечать на вопросы гостей FotoIstanbul. Так что беседа была лёгкой и непринуждённой. Кто-то спросил о его камере, гигантской, изготовленной по спецзаказу, S2, сконструированной Leica для съёмки чёрно-белых панорам. Эта камера единственная в своём роде и, вероятно, стоит гораздо больше 25 000 долларов, за которые предлагается стандартная S2.

Я делаю то, что хочу, и я фотографирую то, что хочу. Я ни о чём не жалею

Когда разговор вернулся к фотографии, Куделка сказал: «Мир фотографии большой. В нём есть место для всех».

Из уст фотографа его уровня, это звучало очень ободряюще. Фраза была сказана Йозефом не в качестве передачи эстафеты более молодым фотографам. Скорее всего, это признание того, что область фотографии гораздо шире, и включает в себя больше, чем просто несколько ключевых игроков. В любом случае, если бы эти слова были сказаны фотографом, чья карьера насчитывает всего несколько лет, они не были бы столь весомы.

За короткий отрезок времени, что мы провели в компании Йозефа на остановке и в автобусе, нам представилась возможность узнать его, как человека удивительно откровенного и жизнелюбивого. Это было заметно и во время его ответов на вопросы в ходе пресс-конференции, посвящённой презентации его новых и старых работ от «Вторжение 68 Прага» до последних панорамных пейзажей греческих и римских развалин в Турции. Если вы спросите кого-либо о Йозефе Куделке, то, скорее всего, услышите о цыганах и эмигрантах. Панорамные же пейзажи лишены любого человеческого присутствия, за исключением самого Йозефа, стоящего за камерой: в их центре внимания только греческие и римские руины. Они безмолвны, но в то же время величественны и важны, как свидетели смены исторических эпох.

Вопросы, задаваемые Йозефу, были разнообразны: от вопроса, для чего фотографы Магнума  проводят семинары, до вопроса, как он не утратил способность видеть красоту после стольких трагедий, свидетелями которых он был.

Я бы хотел поделиться с вами несколькими цитатами Куделки из его пресс-конференции:

  • «Я не сужу о фотографах по их словам. Я сужу о них по их фотографиям»
  • «Я никогда не знал, почему я фотографировал цыган, но, думаю, что фотографировал их из-за музыки»
  • «Я больше видел вещей прекрасных, чем ужасных»
  • «Я делаю то, что хочу, и я фотографирую то, что хочу. Я ни о чём не жалею»
  • «Если я смотрю на мои фотографии, мне кажется, что я реагировал правильно. И этого для меня достаточно»
  • «Я не хотел бы повторяться»
  • «Я никогда не проводил семинаров. Я всё ещё жив»
  • «Самое главное – получать удовольствие от фотосъёмки»

В завершение пресс-конференции, он поднёс ко рту бутылку воды и под всеобщий смех и аплодисменты сказал: «Это не водка, но всё же».

Автор: Юлий Мотоле

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!
Поделиться новостью в соцсетях