Как живут староверы в тайге: Как живут староверы в Сибири: традиции, обычаи, фото

Содержание

Старообрядцы обучат спецназ Минобороны искусству выживания в тайге — Daily Storm

Военные инструкторы и старообрядцы обучат спецназ Центрального военного округа (ЦВО) из Новосибирской области навыкам выживания в суровых условиях в предгорьях Западного Саяна (Красноярский край). В учебной программе предусмотрена военно-спортивная, огневая и физическая подготовка. Кроме того, военнослужащих научат правилам маскировки в тайге и умению создавать укрытия из подручных средств (без топора и палаток).

«Искусству выживания в условиях пониженных температур спецназовцев обучают военнослужащие-инструкторы и староверы, специально приглашенные для проведения занятий по выживанию», — цитирует ТАСС сообщение пресс-службы ЦВО.

Протоиерей Старообрядческой церкви Геннадий Четвергов, настоятель храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы сказал Daily Storm, что если программа подготовки спецназовцев направлена на защиту и умение выживать, ничего плохого в ней нет.

«Это просто приемы выживания, это очень хорошо. Если все люди будут этому обучены, это может их выручить в трудных ситуациях. Особенно это касается детей, да и еще в Красноярском крае. Военным тоже нужно уметь выживать: им же не только нужно уметь защищать других, но и самих себя. А здесь староверы, можно сказать, делятся своими секретами выживания»

, — отметил протоиерей.

Учебная программа предусматривает военно-спортивную, тактико-специальную, огневую и физическую подготовку. Староверы научат разведчиков добывать огонь без спичек и зажигалок, маскироваться в тайге и создавать укрытия в снегу из подручных материалов. Обучение пройдет в центре военно-спортивной подготовки «Ергаки», который находится в предгорьях Западного Саяна (Красноярский край).

Кроме того, военнослужащим расскажут, какими способами лучше всего перемещаться по заснеженной территории со снаряжением. Дополнительно будут затронуты вопросы безопасности, оказания первой медпомощи в экстремальных условиях, а также эвакуации раненных из горных районов.

В тренировках примут участие более 50 спецназовцев.

Первые договоренности с двумя семьями местных староверов были достигнуты руководством ЦВО в 2015 году. Сибирские старообрядцы, живущие изолированно уже несколько столетий, являются искусными следопытами и охотниками.

Староверы: вынужденные переселенцы на Васюганье

Уникальный подарок природы, выдающийся по масштабам, самобытной красоте и значимости для экологии планеты, находится на территории Томской области. Рядом с нами.

Еще одними вынужденными жителями Васюганских болот и их окрестностей стали старообрядцы. В глухой тайге они надеялись скрыться от преследования церковных и светских властей, поэтому продвигались все дальше и дальше. В Нарымском крае, недалеко от Васюганского болота, они оказались в конце 19-начале 20 века.

Слушать подкаст:

Бывало, что староверов ссылали в Сибирь и власти, но именно на Васюганье они переезжали по собственному желанию. В 1882 Западносибирский отдел Русского географического общества поручил Николаю Григоровскому проверить, «действительно ли «по верховью Васюгана и впадающих в него речек поселились крестьяне из российских губерний, старообрядцы-раскольники; будто бы настроили себе селения, завели пашни и скотину и живут, тайно предаваясь своему фанатическому молению».

В поисках Беловодья

В начале выходцы с Урала и из центральной России якобы нашли его на Алтае. Дорога до рая в 18 веке описывалась вполне конкретно:

«Во святую страну Беловодье надобно ехать от Москвы до Казани, оттуда до Бийска. От Бийска подниматься вверх по реке Катуни. На Катуни ищите деревню Уймонку. В ней инок Иосиф содержит обитель. Он покажет путь через горы каменные, снеговые.
Там древа дивные и земные плоды. Там хлеб сеют раз, и урожая хватает на 4 года, потому что страна сия лежит близко к раю, и оттуда живьем берут всех на небо».

Затем, по свидетельствам этнографов, старообрядцы стали считать Беловодьем нарымскую тайгу. Они проложили по ней тайные тропы. Как раз по ним сбегали в 30-х годах спецпереселенцы. По рассказам местных жителей, тропы были летние, среди непроходимых болот. Один неверный шаг грозил гибелью.

Охотница и рукодельница

Северский этнограф Прасковья Бардина в 1982 году записала рассказ васюганской старообрядки Анны Ярославцевой. Родилась Анна Анфимовна в 1908 году. Ей было около двух лет, когда ее родители переехали на Васюган из-под Тюмени. Со временем она стала хорошей мастерицей: могла соткать яркие дорожки «с протычками», сделать ковер «со стеклами», сшить и вышить рубахи, полотенца, скатерти, сложить печку особой конструкции и даже принять роды. Но больше всего она полюбила охоту. Семья Анны Анфимовны жила в устье реки Салата, рядом с охотбазой. С 16 лет она стала охотиться сама. Только из-за этого занятия она не захотела переехать в старости к родственникам в Тюмень.

Женщина рассказала, как первый раз ходила на медведя. Шли вчетвером, с братом и еще двумя молодыми людьми. Несмотря на предостережения парней, Анна всю дорогу смеялась и шутила. В итоге примета оправдалась: в тот день все четверо чуть не погибли. Ребята подняли медведя из берлоги, а ружье не выстрелило. Девушка в свои 16 лет не растерялась, зубами вытащила застрявший патрон и спустила курок снова. Это и спасло охотникам жизнь.

В итоге Анна Анфимовна стала удачливой охотницей, даже ходила потом на медведя в одиночку. Но от своих обычаев не отступала. Есть мясо зверя «с когтем» считается грехом, поэтому медвежатину она не употребляла. Еще даже в голод запрещено было есть зайцев. Не будем забывать и о строгих постах, которые староверы соблюдают неукоснительно. А еще женщина не могла носить штаны, поэтому на охоту Анна Анфимовна ходила в юбке, хоть та и шуршала. Замуж старообрядка вышла в 1937 году. Перед свадьбой она сама вышила мужу рубаху. А через четыре года он ушел на фронт и пропал без вести. Но она до конца жизни продолжала его ждать, обращалась в военкомат в 70-х. Но безрезультатно.

Сейчас представителю Томской старообрядческой община о проживании староверов на Васюганских болотах ничего не известно. Нет такой информации и у жителей Каргасокского района.

«Староверы у нас живут в отдаленных деревнях как обычные люди, соблюдают свои традиции. А вот о местных Лыковых где-то в глухой тайге не известно», — рассказала одна из жительниц Каргаска.

По ее словам, в 80-е годы геологи находили множество заброшенных старообрядческих скитов в Каргасокском районе. Дети даже приносили в школу райцентра старопечатные книги и показывали учителям и одноклассникам. Что стало с теми, кто покинул эти скиты, сказать трудно. Возможно, они умерли, а может быть, вышли к людям и поселились в деревнях.


Большое Васюганское болото по-прежнему для многих остается загадкой. Спецпроект нашего портала «Васюган. Центр мира» приоткроет для вас его тайны. Команда Tomsk.ru долго и кропотливо собирала информацию об этом месте: мы снимали фото для проекта в экстремальных условиях, общались с экспертами, собирали главные цифры и факты. Узнавайте с нами о природных богатствах, легендах и верованиях коренных народов Томского Севера.

Мы расскажем, на какой удивительной территории сегодня живут наши земляки.

Все выпуски проекта смотрите тут. 

Проект реализован при финансовой поддержке АО «Транснефть — Центральная Сибирь».

Староверы научат военных выживать в тайге

Российские военные устроили необычный эксперимент. В сибирскую тайгу на целый месяц отправили 10 бойцов горной мотострелковой бригады. За это время им нужно пройти 100 километров. Пропитание придется добывать самим, как и лечить себя, если что случится. Инструкторами для бойцов стали старообрядцы, которые живут в тайге на протяжении многих лет.

Десять бойцов горной мотострелковой бригады за месяц должны пройти 100 километров по сибирской тайге. Пищу нужно добывать — с собой только неприкосновенный запас.

Эти кадры были сняты утром одним из участников, когда первая группа военных во главе с инструкторами уже углубилась в тайгу. Вертолет доставил горную мотострелковую бригаду в район тувинского поселка Усть Ужеп. Предстоит пройти пешком участок повышенной сложности по берегу Малого Енисея. Когда продумывали, кто же сможет инструктировать военных, то решили обратиться к охотникам. И вот что интересно: знаний охотников оказалось недостаточно.

В современной России есть высокоподготовленные горнострелковые части — это элитные подразделения. Их готовят для проведения специальных боевых операций в горной местности — и не только. И, что очень актуально, еще и для проведения антитеррористических операций. Хорошее здоровье, в том числе и психологическое, общефизическая подготовка, специальное оборудование и навыки выживания — в горах, в лесу, в пустынной местности, в тайге.

Решение руководства войсками Центрального военного округа обратиться к местным жителям-старообрядцам оказалось очень верным. Эти люди сумели сохранить навыки предков, которые были приобретены в течение веков.

Есть штамп, что старообрядцы или староверы живут закрыто, никого не подпуская к себе. В действительности они готовы прийти на помощь. Сибиряки староверы умеют и на зверя ходить, и в лесу заночевать. Среди них много травников — это, конечно, бесценный опыт. Во время специальной операции, когда бойцов десантируют в труднодоступной местности, медиков среди них нет. Первую помощь надо оказывать самим, часто самому себе.

Многие помнят сериал «Охота на пиранью», где как раз показаны агенты спецподразделения, которые отправлены в Сибирь с секретным заданием, и им приходится выживать в тайге. Нынче для наших бойцов подобрали идеальное место — то есть, наиболее сложное.

Ориентироваться по звездам и солнцу, мхам и муравейникам, оборудовать ночлег, добывать пищу. Хорошо плавать, в том числе в холодной горной речке. Бегать на лыжах. Один из опасных моментов — встреча с дикими зверями. Этому тоже учат. Например, лось обойдет вас стороной, если над головой вы поднимете палку. Кабан пронесется мимо, если вы резко свернете с пути. Очень опасны медведи с медвежатами.

И все же, как нам объяснили специалисты, самое главное — психологические сложности. Часто подготовленный человек, оставшись один в лесу, начинает паниковать, совершает неправильные действия — а это ведет к потере сил.

Через месяц сложный маршрут будет пройден десятью бойцами под руководством инструкторов-старообрядцев. Тогда можно будет уже делать выводы, рассказывать о непредвиденных ситуациях. А мы надеемся, что получим еще и интересные кадры.

Экспедиция «В гостях у Агафьи Лыковой»

На территории Хакасии живёт самая известная в мире таёжная отшельница Агафья Лыкова. Главной целью сентябрьской экспедиции Отделения стало оказание помощи пожилой женщине.

Об истории семьи, последней представительницей которой является Агафья Карповна, можно написать целый роман. До 20-х годов прошлого столетия, в 150 километрах от города Абазы, жила небольшая староверческая община. Мать и отец Карпа Лыкова пришли с тюменской земли и поселились в этих местах. Староверы имели огороды, скотину, ловили рыбу и били зверя. Назывался этот малодоступный в тайге жилой очажок Лыковской заимкой. Тут и родился Карп Иосифович. В 1929 году, спасаясь от коллективизации, все Лыковы ушли от Абазы ещё дальше в тайгу. Жили открыто, вместе с местными жителями поставили лечебницу на Горячем Ключе. А в 1930 году Карп Иосифович сходил на Алтай и привёз себе жену – Акулину. В тайге, без помощи врачей, появились на свет их дети – сыновья Саввин, Дмитрий и дочери Наталья и Агафья.

В 1932 году был создан Алтайский заповедник, куда попала и Лыковская заимка. Семье запретили стрелять, рыбачить, пахать землю, и в 1935 году Лыковы ушли на Алтай к родне, где прожили несколько лет. После долгих скитаний по тайге Лыковы пришли на побережье реки Еринат, срубили избы и стали жить почти в полной изоляции от мира.

Обнаружили их летом 1978 года при проведении воздушной геологической съёмки в самом верховье реки Абакан. К тому моменту таёжных жителей было пятеро – жена главы семейства Акулина умерла в 1961 году.

Во время первого знакомства с семьёй отшельника геологи увидели избушку, по оконце вросшую в землю, чёрную от времени и дождей. Обстановка более чем аскетичная – в правом верхнем углу на полке лежали богослужебные книги и чёрные доски икон, а на шестах и на полках вдоль стен находились мешочки с семенами и сухими таёжными травами.

В настоящее время из большой семьи осталась только самая младшая, Агафья. В 1981 году один за другим умерли Саввин, Димитрий и Наталья, а в 1988 году ушёл из жизни Карп Иосифович. Семейная жизнь Агафьи не сложилась, не получился у неё и уход в монастырь – таёжница не смогла принять вероучение инокинь и вернулась в тайгу.

Хозяйство у Лыковой небольшое: козы, собака, кошки, куры и огород, где она выращивает картошку и капусту. Родня уже много лет зовёт пожилую женщину переехать к ним в село Килинск, где живут староверы. Но Агафья, хоть и начала мучиться от болезней, оставлять заимку не хочет.

Сейчас Агафья Карповна и её заимка находятся под охраной заповедника «Хакасский». Сотрудники отдела охраны регулярно посещают её, помогая по хозяйству и привозя необходимые для жизни вещи. Правительством Республики Хакасия несколько лет назад был создан Попечительский совет при Министерстве труда и социального развития, заботой которого является социальная и материальная помощь отшельнице, которая, по сути, является достопримечательностью края.

Результатом экспедиции, в которой принимали участие члены Хакасского республиканского отделения Русского географического общества, государственного природного заповедника «Хакасский» и национального фонда «Страна заповедная», стала доставленная гуманитарная помощь и сбор оперативной информации о нарушителях и несанкционированных посещениях территории заповедника.

Староверы научили китайских офицеров выживать в тайге

Военная делегация армии Китая прошла курс подготовки для спецназа и горных стрелков российской армии в предгорье Западного Саяна на границе Тувы и Красноярского края. Выживать в тайге граждан Поднебесной учили инструкторы из местной старообрядческой общины.

«Группу офицеров среднего и младшего командного звена Народно-освободительной армии Китая перебросили вертолетами в тренировочный центр Ергаки. Там они получили российскую экипировку и высадились в таежном среднегорье — в этих местах нет сотовой связи, и почти девять месяцев в году лежит снег», — рассказал официальный представитель Центрального военного округа Ярослав Рощупкин.

Напомним, уникальный проект реализуется в округе третий год. Первые «студенты» совершали вылазки на расстояние 100 километров от цивилизации, годом позднее — уже на 300. «Мы столкнулись с тем, что наши инструкторы хоть и владеют хорошо навыками выживания в горной таежной местности, но, на мой взгляд, недостаточно», — рассказывал ранее Владимир Зарудницкий, командующий войсками Центрального военного округа.

К работе со спецназом подключили сначала профессионалов-охотников, которые сопровождали группу, заброшенную на 100 километров вглубь тайги, и обучали спецназовцев основам выживания в зимних условиях. Затем командование округа вышло на семьи староверов, которые живут в таежной местности и в совершенстве владеют навыками выживания в горной тайге. Отшельники согласились помочь.

До сих пор в уникальном проекте участвовали российские военнослужащие, в этом году к старообрядцам отправились офицеры армии Китая.

«Староверы преподали гостям из Поднебесной базовые навыки выживания в условиях дикой природы Сибири: как ориентироваться на местности, преодолевать скалы, ущелья и водные преграды, добывать огонь, пищу и питьевую воду, обустраивать ночлег, оказывать неотложную медпомощь. Особенно понравилась китайским военнослужащим рыбалка с применением самодельной снасти, с помощью которой они поймали несколько налимов», — рассказал полковник Рощупкин.

​Сибирские староверы обучают бойцов спецназа выживанию в горной тайге

28 июля 2016

4496

Фото: shutterstock.com

В командовании Центрального военного округа эксперимент по необычному обучению навыкам выживания признали успешным.

Сибирские староверы провели курс выживания в тайге для военнослужащих горной мотострелковой бригады Центрального военного округа (ЦВО). Договоренности об этом были достигнуты между командованием округа и представителями старообрядческой общины перед началом учебного года.

21 июля вертолеты армейской авиации высадили первую группу из десяти человек в районе тувинского поселка Усть-Ужеп. За пять дней горные стрелки, которые ранее прошли программу обучения в Центре военно-спортивной подготовки «Ергаки» в Красноярском крае, под руководством староверов преодолели 100 километров сибирской тайги.

Как сообщил ТАСС помощник командующего войсками ЦВО полковник Ярослав Рощупкин, эксперимент по необычному обучению навыкам выживания признан успешным.

«Тувинские староверы провели группу военнослужащих Кызыльской мотострелковой бригады по маршруту повышенной сложности вдоль реки Малый Енисей. 100-километровый таежный рейд стал финалом 30-дневного курса подготовки спецназа», — отметил Я. Рощупкин.

По его словам, благодаря необычным курсам военнослужащие повысили навыки ориентирования на местности, преодоления рек и скал. «Также спецназ освоил приемы обустройства и маскировки полевых лагерей, вязку узлов, применение страховочных систем, несколько способов разведения костров и добычу пищи. Каждому участнику похода было выдано по пять патронов на случай встречи с медведем, но они не понадобились», — сказал полковник.

Он добавил, что практика таких курсов от староверов будет продолжена.

Как ранее сообщал ТАСС командующий войсками ЦВО генерал-полковник Владимир Зарудницкий, староверы были привлечены в качестве инструкторов для более эффективной подготовки войск навыкам выживания в горно-таежной местности.

«В ходе подготовки мы столкнулись с проблемой: наши инструкторы обладают недостаточными навыками выживания в горно-таежной местности. Для улучшения воинской подготовки в качестве инструкторов ранее нами были привлечены профессионалы-охотники. Один из таких тренеров, охотник Сергей Волков, уже четвертую неделю отрабатывает навыки выживания в зимний период с военнослужащими в тайге на расстоянии 100 км от крупных населенных пунктов. Однако для выполнения специальных задач нужен более широкий подход. Поэтому мы вышли на семьи староверов, которые живут далеко в тайге», — цитирует ТАСС командующего округом.

Места традиционного компактного проживания старообрядцев в Туве — села Эрусей, Сшим и Ужеп. У самих тувинских староверов в обиходе присутствует выражение: «Чем выше по Енисею, тем крепче вера». Наиболее строгие приверженцы старых церковных традиций живут в отдаленных скитах, вне этих сел. Местные староверы практически ничего не покупают в магазинах, кроме самого необходимого: керосин, соль, спички. Основные занятия жителей тувинских староверческих сел: зимой — охота, а летом — сельское хозяйство.

Селение старообрядцев поселка Усть-Ужеп Каа-Хемского района Тувы едва насчитывает 200 человек. Главным занятием местных жителей является охота на соболя и белку. У каждой семьи большое подсобное хозяйство. Этот поселок — единственное место, где сохранился охотничий уклад, где охота приносит доход, причем посторонним вход сюда запрещен.

В Усть-Ужепе строго соблюдают обряды и заповеди. Здесь никто не курит, мужчины обязательно носят бороды. Сельчане сами сеют пшеницу, выращивают лен, держат свою мельницу и пчел. С миром практически не общаются и денег стараются не иметь.

Староверами (старообрядцами) называется течение в православии, не принявшее богослужебной реформы патриарха Никона в середине XVII века. Общая численность старообрядцев на территории России оценивается в 1,5—2 миллиона человек.

Неподготовленному человеку выжить в тайге чрезвычайно сложно даже в летне-осенний период, а попавший в такую среду зимой обречен на гибель. Поэтому пребывание в суровой таежной местности требует тщательной предварительной подготовки.

В основе выживания в лесу лежат простые составляющие: психологическая и физическая подготовленность человека к экстремальным испытаниям, максимально подходящая к конкретным условиям одежда и грамотно подобранный минимальный набор инструментария.

Кроме того, человек должен знать и уметь применять навыки добычи воды, еды и огня, ориентирования в пространстве, знать, как строить укрытия, владеть навыками предоставления первой медицинской помощи, особенно себе самому. Обязательно умение защищаться от диких зверей.

Как свидетельствует опыт выживших в условиях тайги, главным испытанием в лесу часто становятся не голод или хищные животные, а панический страх и отчаяние. Так, в 2009 году в Хакассии, двое заблудившихся туристов, когда в их снегоходах закончился бензин, вместо каких-либо действий по самоспасению предпочли повеситься. В то же время в 2011 году потерявшаяся в тайге Якутии девушка больше месяца выживала, пока ее не нашли спасатели.

40 лет русская семья жила, не общаясь с внешним миром, не зная о Второй мировой войне | Россия | ИноСМИ

Лето в Сибири недолгое. Снег сходит только в мае, а холод возвращается уже в сентябре. Он превращает тайгу в замороженный натюрморт, приводящий в трепет своим холодным запустением и бескрайними километрами колючих сосновых и мягких березовых лесов, где спят медведи и бродят голодные волки, где стоят горы с крутыми склонами, где реки с прозрачной водой текут потоками через долины, где сотни тысяч мерзлых топей. Этот лес – последний и самый величественный в дикой природе нашей планеты. Он простирается от крайних северных районов российской Арктики на юг до самой Монголии, и от Урала до Тихого океана. Пять миллионов квадратных миль с населением лишь в несколько тысяч человек, если не считать немногочисленные города.

Но когда приходят теплые дни, тайга расцветает, и в течение нескольких коротких месяцев она может показаться почти гостеприимной. И вот тогда человек может заглянуть в этот скрытый мир – но не с земли, ибо тайга может проглотить целые армии путешественников, а с воздуха. В Сибири находится большая часть российской нефти и минералов, и с годами даже самые дальние ее уголки облетели разведчики недр и изыскатели в поисках полезных ископаемых, чтобы затем снова вернуться в свои лагеря в лесной глуши, где идет работа по их добыче.

Так было и в 1978 году в удаленном лесном краю на юге страны. На поиски безопасного места для высадки партии геологов был послан вертолет. Он бойко летел над лесными массивами примерно в паре сотен километров от монгольской границы, пока не наткнулся на густо заросшую лесом долину, где протекал безымянный приток Абакана, представляющий собой серебристую ленту воды, бегущую по небезопасной местности. Долина была узкая, похожая на ущелье, а склоны гор порой вытягивались почти вертикально. Тонкие сосны и березы, сгибавшиеся от нисходящего потока воздуха вертолетных лопастей, росли настолько густо, что посадить машину не было никакой возможности. Вдруг, пристально вглядываясь через переднее стекло в тайгу в поисках места для посадки, летчик увидел нечто такое, чего там быть не могло. На склоне горы на высоте примерно 1800 метров показался расчищенный участок, вклинившийся между соснами и лиственницами, и перепаханный длинными и темными бороздами. Озадаченные вертолетчики несколько раз пролетели над поляной, а потом скрепя сердце признали, что это следы обитания человека — огород, который, если судить по размерам и форме участка, находится там уже давно.

Читайте также: «Путешествие в Сибирь»

Это была поразительная находка. Гора находилась в 250 километрах от ближайшего поселка в месте, которое никогда никто не исследовал. У советских властей не было никаких регистрационных записей о людях, живущих в этом районе.

Летчики рассказали об увиденном четверым ученым, которых направили в этот район на поиски железной руды. Ученых это озадачило и встревожило. «Не так опасно, — пишет об этой части тайги писатель Василий Песков, — встретить дикого зверя, как незнакомого человека». Вместо того, чтобы жить в ожидании в своем временном лагере в 16 километрах от найденного участка, ученые решили отправиться на разведку. Возглавляемые геологом по имени Галина Письменская, они выбрали погожий день и «положили в рюкзак гостинцы возможным друзьям». Но на всякий случай, вспоминает она, «я проверила пистолет, висевший у меня на боку».

Когда незваные гости стали взбираться вверх по склону, направляясь к указанному летчиками месту, они начали обнаруживать следы человеческой деятельности: ухабистая тропинка, посох, бревно поперек ручья, и наконец, маленький лабаз, наполненный берестяными коробами, в которых хранилась нарезанная сушеная картошка. Рассказывает Письменская:

И вот жилище возле ручья. Почерневшая от времени и дождей хижина со всех сторон была обставлена каким-то таежным хламом, корьем, жердями, тесинами. Если бы не окошко размером с карман моего рюкзака, трудно бы было поверить, что тут обитают люди. Но они, несомненно, тут обитали – рядом с хижиной зеленел ухоженный огород… Наш приход был, как видно, замечен.

Также по теме: В Сибирь по следам мамонтов

Скрипнула низкая дверь. И на свет божий, как в сказке, появилась фигура древнего старика. Босой. На теле латаная-перелатаная рубаха из мешковины. Из нее же – портки, и тоже в заплатах, нечесаная борода. Всклокоченные волосы на голове. Испуганный, очень внимательный взгляд. И нерешительность… Надо было что-нибудь говорить. Я сказала:

– Здравствуйте, дедушка! Мы к вам в гости…

Старик ответил не тотчас… Наконец мы услышали тихий нерешительный голос:


– Ну проходите, коли пришли…

Зрелище, представшее перед глазами геологов, когда они вошли в хижину, было картиной из средневековья. Хижина, кое-как построенная из всего, что подвернется под руку, была больше похожа на нору – «низкая, закопченная деревянная хибара, в которой было холодно, как в погребе». Пол состоял из картофельной и кедровой шелухи. Осмотревшись в полутьме, гости увидели, что комната всего одна. Она была тесная, затхлая и невыносимо грязная. Крышу подпирали проседающие балки. Поразительно, но там жила семья из пяти человек.

Опять возникло тягостное молчание, которое вдруг прорвалось всхлипыванием, причитаниями. И только тут мы увидели силуэты двух женщин. Одна билась в истерике и молилась: «Это нам за грехи, за грехи…» Другая, держась за столб… медленно оседала на пол. Свет из оконца упал на ее расширенные, смертельно испуганные глаза, и мы поняли: надо скорее выйти наружу.

Читайте также: Из Сибири с чайным стаканом

Ученые во главе с Письменской торопливо вышли из лачуги и отошли в сторону. Там они разложили провизию и начали есть. Примерно через полчаса дверь скрипнула, и из избы вышли три фигуры – старик и две его дочери. Следов истерики уже не было – только испуг и «открытое любопытство». Три странные фигуры с опаской подошли к гостям и уселись рядом, отказываясь от всего, чем их пытались угощать – повидло, чай, хлеб. Они твердили одно: «Нам это не можно!» Когда Письменская спросила, ели ли они когда-нибудь хлеб, старик ответил: «Я-то едал. А они нет. Даже не видели». По крайней мере, его разговор был понятен. А вот дочери говорили на языке, который был искажен долгими годами уединения. «Когда сестры говорили между собой, звуки их голоса напоминали замедленное, приглушенное воркование».

Постепенно, после нескольких визитов удалось узнать всю историю этой семьи целиком. Старика звали Карп Лыков, и он был старовером – членом фундаменталистской секты русского православия, которая придерживается обычаев и обрядов, остающихся неизменными с 17-го века. Староверов преследовали еще со времен Петра I, и Лыков говорил об этом так, будто все произошло вчера. Для него Петр был личным врагом и «антихристом в человеческом облике». Он утверждал, что это имеет под собой убедительные доказательства, потому что царь в своих попытках модернизировать Россию «рубил бороды христианам». Но на эту многовековую ненависть накладывались более свежие недовольства: Карп тут же начал жаловаться на какого-то купца, который где-то в начале 20-го века отказался подарить староверам 26 пудов картошки.

Все стало только хуже для семьи Лыковых, когда к власти пришли большевики-атеисты. При советской власти изолированные общины староверов, бежавших в Сибирь от преследований, начали уходить все дальше от цивилизации. Во время чисток 1930-х годов, когда нападкам подверглось само христианство, коммунисты из дозора убили брата Лыкова на краю их деревни, когда Карп работал вместе с ним. Тот взял семью и сбежал в лес.

Также по теме: Растения пролежавшие 30 тысяч лет во льдах Сибири

Это было в 1936 году, и Лыковых в то время было всего четыре человека – Карп, его жена Акулина, сын Савин 9 лет от роду и дочь Наталья, которой было всего два года. Взяв с собой пожитки и кое-что из семян, они ушли в таежную глушь, где построили несколько грубых хижин, пока, наконец, не обосновались в одном пустынном месте. В этой чаще на свет появилось еще двое детей – Дмитрий в 1940 году и Агафья в 1943-м. Младшие дети Лыковых из людей знали только членов своей семьи. Все, что Агафья и Дмитрий знали о внешнем мире, им поведали родители. Главным развлечением семьи, рассказывает российский журналист Василий Песков, был пересказ снов.

Дети Лыковых знали, что есть такие места, которые называют городами, где люди живут в тесноте в высоких домах. Они слышали, что есть и другие страны, кроме России. Но для них эти понятия были не более, чем абстракцией. Единственное, что они читали, это молитвенники и древнюю семейную Библию. Акулина учила детей читать и писать по Евангелию, используя в качестве ручки и чернил заостренную палочку и сок жимолости. Когда Агафье показали изображение лошади, она узнала ее из библейских историй, которые читала мать. «Глянь, тятенька, конь!» — воскликнула она.

Если понять и проникнуться уединением этой семьи трудно, то осознать, насколько тяжела и сурова была их жизнь, гораздо легче. Добраться до заимки (поселение, обычно однодворное, и земельный участок — прим. ред.) Лыковых пешком было невероятно тяжело, даже если плыть на лодке из Абакана. Песков, сам себя назначивший главным летописцем этой семьи, рассказал, что во время своего первого визита к Лыковым, они проехали 250 километров, ни разу не увидев людского жилья.

Из-за уединения выжить в этой глуши было почти невозможно. Полагаясь исключительно на собственные запасы, Лыковы пытались хоть как-то найти замену тем немногим предметам цивилизации, которые они принесли с собой в тайгу. Они делали что-то вроде калош из бересты и носили их вместо обуви. Одежда была вся в заплатах, носили ее, пока она не истлевала. Потом меняли на другую – из конопляной мешковины.


Читайте также: Французские писатели в Сибири

Лыковы принесли с собой в тайгу примитивную прялку и, что невероятно, детали ткацкого станка. Они таскали все эти вещи с собой, когда переселялись с места на место, уходя все дальше в таежную глухомань. Должно быть, то были тяжелые скитания. Но никаких предметов на замену металла у них не было. Два чайника верой и правдой служили им много лет, но когда их, наконец, съела ржавчина, единственным материалом им на замену могла стать береста. Ставить бересту на огонь нельзя, и поэтому готовить пищу стало труднее. К тому времени, когда геологи нашли Лыковых, их главным блюдом были картофельные лепешки с ржаной мукой и семенами конопли.

В некоторых отношениях, рассказывает Песков, тайга давала определенное изобилие. «Рядом с жилищем – холодный чистый ручей. Лиственничный, еловый, кедровый и березовый древостой дает людям все, что они были в силах тут взять. Зверь не пуган никем. Черничники и малинники – рядом, дрова – под боком, кедровые шишки падают прямо на крышу жилья».

Однако Лыковы постоянно жили на грани голода. И лишь в конце 1950-х годов, когда Дмитрий повзрослел, они впервые начали ловить животных, которые давали им мясо и шкуры. Поскольку у Лыковых не было ружья и даже лука со стрелами, они могли охотиться, только выкапывая ловчие ямы или преследуя добычу по горам, пока животное не падало от изнеможения. Дмитрий был поразительно вынослив, и мог охотиться зимой босиком, иногда отсутствуя по нескольку дней, и возвращаясь домой в сорокаградусный мороз с молодым лосем на плечах. Но чаще всего жили без мяса, и со временем их диета становилась все более однообразной. Дикие животные истребляли урожай моркови, и конец 1950-х Агафья вспоминала как «голодные годы». «Мы тогда ели кору и березовые почки», — рассказывала Агафья.

Траву, коренья, грибы, ростки картошки, кору. Мы все время голодали. Каждый год проводили совет — съесть все до конца или оставить что-то на семена.

Также по теме: Лютый сибирский холод

Голод в таких обстоятельствах был непреходящей опасностью, а в 1961 году в июне выпал снег. Сильный мороз погубил все, что росло в огороде, и к весне семья была вынуждена питаться кожаной обувью и корой. Акулина всю свою еду отдавала детям, а сама в том году умерла от голода. Остальных членов семьи спасло то, что они посчитали чудом: случайное зернышко ржи, проросшее на делянке гороха. Единственный колосок Лыковы обнесли специальной загородкой и ревностно оберегали его день и ночь, отгоняя мышей и белок. Созревший колос дал восемнадцать зерен. И из этих зерен они начали упорно создавать запас семян.

Когда советские геологи познакомились с семьей Лыковых и узнали их поближе, они поняли, что недооценили способности и ум отшельников. Каждый член семьи был яркой личностью. Старик Карп радовался всякой последней новинке, которые геологи приносили с собой из лагеря. Он упорно отказывался верить в то, что человек побывал на Луне, однако быстро свыкся с мыслью о летающих на орбите спутниках. Лыковы заметили их еще в 1950-е годы, когда «звезды стали скоро по небу ходить». А сам Карп придумал целую теорию, объясняя это явление: «Люди измыслили что-нибудь и пускают огни, на звезды вельми похожие».

«Но больше всего его поразил прозрачный пакет из полиэтилена, — пишет Песков. — «Господи, что измыслили – стекло, а мнется!» — воскликнул Карп, впервые увидев его». Кроме того, Карп прочно держался за свой статус главы семьи, хотя на дворе были 1980-е годы. Савин в ответ старался быть кем-то вроде непреклонного арбитра в вопросах веры. «Савин был крепок на веру, но жестокий был человек», — сказал о нем его собственный отец. Похоже, Карпа беспокоило то, что произойдет с семьей после его смерти, если Савин возьмет верх. Безусловно, наименьшее сопротивление старший сын встретил бы со стороны Натальи, которая всегда стремилась заменить свою мать в качестве поварихи, швеи и сиделки.

Читайте также: Сибирь — дом  снежного человека

С другой стороны, младшие дети охотнее шли навстречу людям, были открыты для перемен и новшеств. «Фанатизм у Агафьи не очень заметен», — написал Песков. К тому времени он уже понял, что младшая дочь Лыковых обладает чувством юмора и иронии, умеет над собой пошутить. Необычная речь Агафьи – у нее монотонный голос, а простые слова она растягивает на слоги – убедила некоторых ее гостей в том, что женщина она слабоумная. Однако на самом деле Агафья очень смышленая, и в семье, где не было календарей, она взяла на себя трудную задачу – вести счет времени. Тяжелого труда она также не страшилась. Поздно осенью откопала новый погреб, работая даже при свете луны после захода солнца. Когда изумленный Песков спросил женщину, не страшно ли ей было одной в лесу в темноте, она ответила: «А что страшного, что мне здесь навредит?»


Но из всех Лыковых главным любимцем у геологов был Дмитрий, превосходный охотник и рыболов, до мелочей знавший все тонкости тайги. Он был самым любознательным и, пожалуй, самым передовым членом этой семьи. Именно он сложил печку в доме и сделал все берестяные туеса для хранения провизии. Дмитрий целыми днями мог вручную пилить и строгать бревна из поваленных Лыковыми деревьев. Поэтому неудивительно, что его буквально очаровали технические новинки геологов. Когда отношения наладились настолько, что Лыковых уговорили наведаться в лагерь, он провел много радостных часов на маленькой лесопилке, поражаясь тому, с какой легкостью циркулярная пила распиливала бревна и делала доски. «Бревно, которое Дмитрий полотнил день или два, тут на глазах превращалось в красивые ровные доски. Дмитрий трогал доски ладонью и говорил: «Хорошо!..»»

Карп Лыков вел долгую борьбу с самим собой, чтобы удержаться от всей этой современности на расстоянии. Когда они впервые познакомились с геологами, семья приняла от них только один подарок – соль. (Прожив без нее сорок лет, Карп говорил, что это было «истинное мучение»). Но со временем они стали брать все больше подарков. Они были рады помощи самого близкого друга среди геологов – бурильщика по имени Ерофей Седов, который в свое свободное время помогал им засаживать огород и собирать урожай. Они брали ножи, вилки, рукоятки, зерно. А со временем взяли даже ручку с бумагой и электрический фонарь. Большую часть этих новинок они признавали скрепя сердце, только не греховный телевизор, который они увидели в лагере у геологов,

Также по теме: Десять лет в Сибири в бегах от правосудия

…он оказался для них непреодолимо влекущим. Изредка появляясь в поселке, непременно садятся и смотрят. Карп Осипович садится прямо перед экраном. Агафья смотрит, высунув голову из за двери. Прегрешенье она стремится замаливать сразу – пошепчет, покрестится и снова высунет голову. Старик же молится после, усердно и за все разом.

Пожалуй, самое печальное в странной истории Лыковых было то, с какой скоростью после установления контакта с внешним миром семья пошла на убыль. Осенью 1981 года трое из четырех детей друг за другом скончались, уйдя на погост вслед за матерью. Как пишет Песков, их смерть не связана с болезнями, от которых у Лыковых не было иммунитета, хотя как раз этого и можно было ожидать. Савин и Наталья страдали от почечной недостаточности, что скорее всего было результатом грубой диеты. Однако Дмитрий умер от воспаления легких, которое могло возникнуть от инфекции, подхваченной им у новых друзей.

Его смерть потрясла геологов, которые изо всех сил пытались спасти мужчину. Они предложили вызвать вертолет и отвезти его в больницу. Но Дмитрий, будучи в крайне тяжелом состоянии, не захотел покидать свою семью и бросать религию, которую он исповедовал всю жизнь. «Нам это не можно, — прошептал он перед смертью. — Сколько Бог даст, столько и буду жить».

Когда троих Лыковых схоронили, геологи попытались уговорить Карпа и Агафью уехать из тайги и вернуться к родственникам, которые пережили гонения в годы чисток и по-прежнему жили в своих старых деревнях. Но оставшиеся в живых Лыковы даже думать об этом не хотели. Они отремонтировали свою старую хижину, и остались жить в своем прежнем жилище.

Карп Лыков умер во сне 16 февраля 1988 года – спустя ровно двадцать семь лет после смерти своей жены Акулины. Агафья с помощью геологов похоронила его на склоне горы, затем повернулась и направилась домой. С божьей помощью проживу, сказала она – и осталась. И живет до сих пор. Прошла уже четверть века, а эта семидесятилетняя дочь тайги так и обретается в одиночестве на высокой круче над Абаканом.

Она не уедет. Но мы должны оставить ее, взглянув на эту женщину глазами Ерофея в день похорон ее отца:

Я оглянулся махнуть Агафье рукой. Стоит у речного обрыва как каменная. Не плачет. Кивнула: «Идите, идите». Прошли с километр, оглянулся – стоит…»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В ГЛУБИНЕ СИБИРИ, 3 ВЕКА ВЕРЫ В БОГА

Г-ну Лыкову было 83 года, и после более чем четырех десятилетий бегства от мира его первые слова были долгими и неохотными: «Ну, давай, теперь, когда ты вот здесь. »

Внутри темной, покрытой копотью хижины геологи обнаружили двух дочерей, 46-летнюю Наталью и 39-летнюю Агафью, оплакивающих вторжение. «Это за наши грехи, это за наши грехи», — сказали они. Они никогда раньше не видели посторонних и всю жизнь прожили с верой в то, что таких людей «следует опасаться и избегать».Как и отец, они были босиком, нечесаны и во вретище. Их речь была архаичной русской, произнесенной носовым нытьем.

Сыновья появились из своей хижины в нескольких милях отсюда — Савин, 56 лет, и Дмитрий, 40 лет, тоже бородатые и растрепанные. Отец отправил их летом жить отдельно, поближе к лучшим местам для рыбалки и отлова ловушек. Трое умирают в течение нескольких месяцев

Из более ранних отчетов и из своего собственного визита прошлым летом г-н Песков собрал по кусочкам портрет клана.К моменту его приезда Дмитрий умер от пневмонии в октябре 1981 года, а Савин и Наталья умерли через три месяца от болезней желудка.

Основным продуктом питания Лыковых были картофель с собственного грядки и кедровые орехи из леса, а также дичь, которую они поймали, рыба, овощи с огорода и все, что давала тайга летом — грибы, ягоды, крапива. Их орудиями труда были несколько металлических орудий, заржавевших и изношенных, а также посуда, сделанная из дерева и бересты.

Они не убирали свою хижину и не мылись — «Нам это не разрешено» — и г-н.Песков дал графическое описание попытки заснуть в зловонии, столь сильном, что «казалось, что любая искра вызовет сокрушительный взрыв». Первобытная борьба за выживание

В этой примитивной борьбе за выживание Лыковы сохранили свою веру. Г-н Песков описывает, как они впадают в горячую молитву и соблюдают древний календарь старообрядцев, в котором 1982 год является 7490 годом, отсчитываемым от изгнания Адама и Евы из Эдемского сада.

Агафья.Русский отшельник, живущий в тайге 70 лет — RTD

Вскоре после выхода этого фильма Агафья нашла помощницу, которая живет с ней уже больше года. Георгий Данилов, 53 года, из Оренбурга. Он старообрядец. Георгий почти два года занимается тяжелейшей работой: колет дрова, приносит воду из реки, роет огород.

Агафья не всегда сходится во взглядах с Георгием. Она считает его новичком и требует от него полного послушания и покорности, что не всегда устраивает Георгия.Несмотря на различия, они пытаются найти точки соприкосновения. В хижину Агафьи, помимо основной помощницы, приходят волонтеры и студенты из разных городов России.

В середине 17 века глава Русской Православной Церкви Патриарх Никон провел в России радикальные реформы. Многие не смогли принять изменения и стали называться «старообрядцами». Чтобы избежать религиозных преследований сначала со стороны Православной церкви, а затем со стороны Советов, семьи бежали в самые отдаленные уголки мира.

В 1978 году одно такое семейство было обнаружено группой геологов в далекой российской республике Хакасия, Сибирь. Лыковы выглядели так, как будто они из прошлого века: они были одеты в домотканую одежду и использовали примитивные инструменты в повседневной жизни. Они были полностью самодостаточными и по-прежнему очень религиозными.

Сегодня 70-летняя Агафья — последний выживший член этой семьи. Когда режиссеры RT Doc встретили ее, она отчаянно нуждалась в помощнике. Они побуждают ее писать письмо старообрядцам повсюду, пытаясь найти его.Это письмо, написанное на старославянском языке, доступно на нашем сайте.

Съемочная группа также берет интервью у бывшего геолога-буровика Ерофея Седова. Он был одним из тех, кто открыл Лыковых и рассказал о них миру. Он хорошо их узнал и теперь готов поделиться информацией, которая заставит нас взглянуть на знакомую историю этой семьи отшельников в ином свете. Но правда ли это?

Умер друг затворника-отшельника, оставив старообрядца снова одного в тайге

Ерофей Седов считался единственным соседом Агафьи в глубине леса, примерно в 500 метрах вверх по Абаканскому хребту, в юго-западной Сибири.Фото: Денис Мукимов / danlux.livejournal.com

Геолог, который вел затворнический образ жизни в избе рядом со знаменитой сибирской отшельницей Агафьей Лыковой, умер, оставив женщину одну в тайге. Ерофей Седов считался ее единственным соседом в глубине леса, примерно в 500 метрах вверх по Абаканскому хребту, в юго-западной Сибири.

На протяжении многих лет он заботился о 71-летней Агафье, единственной выжившей из старообрядческой семьи, десятилетиями отрезавшей себя от цивилизации.

«Мой отец умер на 77-м году жизни, как и хотел, на реке Еринат», — сказал сын Седова Николай. «Все это произошло 3 мая, но я не знаю подробностей. Некоторые туристы приехали в резиденцию Агафьи, а потом позвонили мне, когда вернулись.

«Не могу сказать, что случилось, но мой отец был довольно старым человеком. Агафья его похоронила. Она поступила правильно. Он умер, но стояла довольно теплая погода, поэтому я уверен, что ей не пришлось ждать, пока кто-нибудь приедет, чтобы забрать его тело. Я благодарен за это, так как теперь он навсегда останется на своем заветном Еринате.Как можно скорее я лечу к его могиле, хотя когда это будет, трудно сказать ».

Смерть Седова также была подтверждена работающими поблизости исследователями, проверяющими образцы почвы и воды после запуска ракеты с космодрома на Байконуре.

Дружба Седова с отшельником насчитывает много лет. Он работал мастером по бурению в геологической экспедиции, которая в конце 1970-х обнаружила семью Лыковых глубоко в лесу. Картина: Денис Мукимов / danlux.livejournal.com

Чиновники Хакасского государственного природного заповедника отправились в хижину Агафьи, чтобы узнать подробности об обстоятельствах смерти, и полиция тоже посетит это место. Когда они прибудут в удаленное место, вероятно, появится больше деталей.

Дружба Седова с отшельником насчитывает много лет. Он работал мастером по бурению в геологической экспедиции, которая в конце 1970-х обнаружила семью Лыковых глубоко в лесу.

Однажды он спас ее покойного отца от неминуемой смерти, когда, долгое время не получая вестей от Лыковых, посетил их и нашел его серьезно больным.Измученные и почти без сознания им дали еду, горячий чай и кров. С тех пор он почувствовал сильное родство с семьей, и особенно с Агафьей, после того, как ее отец в конце концов умер в 1988 году.

Около 18 лет назад он потерял ногу из-за того, что сильно обмороженный палец ноги не лечили должным образом. После этого врачи посоветовали ему больше времени проводить на свежем воздухе, поэтому он перебрался к реке Еринат рядом с Агафьей и построил себе хижину в 100 метрах от ее ветхого дома.

Время от времени он ходил к семье, но всегда возвращался в таежную изоляцию.Его сын Николай приехал к нему в гости в апреле, всего за несколько недель до его смерти.

«Была Страстная неделя», — вспоминал Николай. «Мой отец выглядел очень усталым. Они с Агафьей постились, но он не болел. Мы не говорили ни о чем особенном, только о повседневной жизни ».


На протяжении многих лет Ерофей Седов заботился о 71-летней Агафье, единственной выжившей из старообрядческой семьи, десятилетиями отрезавшей себя от цивилизации. Фото: пресс-служба Кемеровской области

В редком интервью в декабре прошлого года Агафья сказала, что ее сосед болел, и она попросила его держаться подальше, опасаясь, что она заразится.Она сказала: «Он кашлял и кашлял, и я испугалась. Для меня это случай, если ты кашляешь, убирайся отсюда ».

Лыковы были членами фундаменталистской русской православной секты, преследуемой еще со времен Петра Великого в 18 веке, и бежали глубоко в сибирскую пустыню во время сталинской чистки религий в 1936 году.

Шли годы, они уходили все глубже и глубже в леса, добывая все, что могли найти, а однажды даже были вынуждены есть свои кожаные туфли, чтобы выжить.Агафья была четвертым ребенком Карпа и Акулины Лыковых, и первые 35 лет своей жизни она вообще не имела контактов ни с кем, кроме своей семьи.

Их полная невероятная история возникла только в 1980-х годах, превратив их в национальный феномен, хотя Агафья предпочла остаться на маленьком сюжете.

Сталин, Сибирь и соль: история жизни русского затворника снята в кино | Россия

Агафья Лыкова выходит из густого леса на берегу реки Абакан в образе из русского фольклора.Одетая в черный вретище и изодранный платок с треугольным молитвенным амулетом на шее, она встречает посетителей, прибывающих на вертолете из другого мира.

Семидесятилетняя Лыкова живет в двухнедельной прогулке, ее единственном транспортном средстве, вдали от ближайшего человеческого поселения в промышленном городе Таштагол.

Она прожила здесь всю свою жизнь и является единственным выжившим членом семьи, бежавшим от сталинских религиозных преследований в 1936 году. Ее последний оставшийся родственник, ее отец Карп Лыков, умер 30 лет назад.

С тех пор единственной компанией Лыковой был бывший советский геолог, который построил неподалеку хижину после того, как обнаружил семейную усадьбу. Она была совершенно одна с тех пор, как он умер в начале этого года.

Теперь группа британских кинематографистов отправилась в дом Лыковой, где живет дикая природа, чтобы записать ее жизнь для документального фильма, который, как ожидается, выйдет в следующем году.

Семья Лыковой была старообрядческой — сектой русской православной церкви, которая отделилась от главного храма 350 лет назад.Став свидетелями подавления религиозных верований при Сталине, семья сбежала в Саяны в отдаленном районе Сибири, недалеко от границы с Монголией, с лишь тем имуществом, которое они могли унести, и некоторыми семенами.

Лыкова и ее брат Дмитрий родились в пустыне и выросли, не видя никого, кроме своих родителей, старшего брата и сестры.

Советские геологи

Семья жила в полной изоляции в течение десятилетий, пока группа советских геологов, летевшая над Саянами в ходе разведки полезных ископаемых, не обнаружила их в 1978 году.

От геологов Лыковы узнали, что Сталин мертв и его репрессии закончились, и что Советский Союз был индустриальной державой, гордой своим участием в мировой войне, о которой они никогда не слышали.

Однако через несколько лет все остальные члены семьи скончались. Лыкова подружилась с Ерофеем Седовым, мастером геологической экспедиции, который 18 лет назад поселился в избе в 100 метрах от ее дома, потеряв ногу от обморожения.

Ее религия запрещает ей использовать предметы, отмеченные штрих-кодом, в том числе спички и лекарства.
Агафья Лыкова с куском космического мусора в своем лесу. Фотография: Сара Каннингем

Маленькая женщина с лицом и предплечьями, темными, как кедровые сосновые шишки, которые она собирает в лесу, Лыкова говорит, что ее жизнь организована вокруг ее религиозных убеждений и ежедневных литургических обрядов.

Ее религия запрещает ей использовать предметы, отмеченные штрих-кодом, включая спички и лекарства.На вопрос, будет ли ей когда-нибудь одиноко, она ответила, что ее вера составляет ей компанию. «Христианин никогда не может быть одиноким. У каждого христианина есть свой ангел-хранитель, а также Христос и апостолы. У меня есть благословенная икона. Я никогда не бываю одиноким, потому что со мной всегда Христос ».

Полностью самодостаточная, Лыкова выращивает картофель, морковь, репу, лук и другие овощи на небольшом участке земли, который ее семья расчистила несколько десятилетий назад, в окружении леса на крутом южном склоне над рекой Абакан.

На вопрос, стала ли жизнь лучше сейчас или до того, как семья вступила в контакт с внешним миром, Лыкова дает простой ответ: «Тогда у нас не было соли».

В ее речи смешаны древние слова и религиозные термины, из-за чего русскоязычным людям иногда трудно ее понять. Одежда не одежда а лопатинха , хорошо не хорошее а баско .

Горы Саян лежат под траекторией полета ракет, запущенных с космодрома Байконур в Казахстане, и местность усеяна космическим мусором.Большой кусок российской ракеты «Протон» вклинивается в корни упавшего дерева на берегу реки недалеко от ее усадьбы.

Казалось, что попала в будущее — в мир без технологий, в огромный лес, усеянный выброшенным космическим мусором
Ребекка Маршалл, кинорежиссер

Лыкова вспоминает, как впервые увидела спутник, когда ей было 17 лет ». Это была летняя ночь, — говорит она. «Я сидел снаружи у небольшого костра, смотрел на звезды и заметил одну, которая двигалась.«Как странно, звезды так не двигаются», — подумал я. Позже мы иногда слышали взрывы и что-то падали с неба ».

То, что внешний мир в конце концов посягнет на одиночество Лыковой, было, пожалуй, неизбежным. Но она надеется, что интерес к ее истории поможет ей распространить свою религию.

«Мир погибнет; Я считаю своим долгом поделиться своей верой с теми, кто приезжает сюда », — говорит она.

Кинорежиссеры Ребекка Маршалл и Сара Каннингем смотрят на усадьбу Агафьи.Фото: Елена Андрейчева

Когда британский кинорежиссер Ребекка Маршалл впервые услышала о жизни Лыковой, она была потрясена. «В течение двух лет я не мог перестать думать об этой невероятной женщине, выживающей в одиночестве в сибирской глуши. Это казалось одновременно и раем вдали от нашего мира массовых коммуникаций, и кошмаром одиночества ».

Она сказала, что реальность обстоятельств Лыковой ее удивила. «Когда я наконец встретил Агафью, что меня удивило, так это то, что я чувствовал себя не как примитивная ситуация, а как будто попал в будущее — в мир без технологий, в огромный лес, заваленный выброшенным космическим мусором. Это невероятное и красивое место ».

Документальный фильм «Лес во мне» задуман как «размышление о природе индивидуальной человеческой идентичности», — говорит она.

Маршалл вместе с операционным директором Сарой Каннингем и помощником режиссера украинского происхождения Еленой Андрейчевой собрали более 14 000 фунтов стерлингов в рамках краудфандинговой кампании, направленной на реализацию проекта, и получили финансирование от Creative Europe.

Версия этой статьи появилась на сайте Russia Beyond the Headlines

В эту статью 17 ноября 2015 года были внесены поправки, исправляющие имя спонсора документальных фильмов

72-летний отшельник живет в сибирской глуши: ФОТО, ВИДЕО

Вы, наверное, никогда не слышали об Агафье Лыковой.

У большинства людей нет, и это сделано намеренно: Агафья — отшельница, живущая в нескольких километрах от ближайшего города, в сибирской глуши.

Жить в глухой Сибири — значит иметь шикарный задний двор.Это также означает отсутствие водопровода, электричества или цивилизации. Порок

Усадьба Агафьи была построена на протяжении большей части ХХ века ее семьей — здесь жили только с 1937 года. Это был год, когда отец Агафьи, Карп, отправился с женой и двумя детьми в сибирскую пустыню.

Агафье сейчас за семьдесят, она все еще живет одна в сибирской глуши, и она крепка как гвоздь. Это Агафья в 2013 году:

Агафья Лыкова. Порок

Каково это жить в отдаленной Сибири, где нет доступа к водопроводу, электричеству и другим благам современной цивилизации? В 2013 году Vice выпустила документальный фильм об Агафье, в котором показано, что это даже сложнее, чем вы можете себе представить .

СОХРАНЯЯ ВЕРУ — Chicago Tribune

Это было захватывающее дух, совершенно неожиданное открытие, и сначала люди в вертолете не могли поверить своим глазам.

Там, в глухом, казалось бы, недоступном уголке огромного сибирского леса, на скалистом склоне горы был вырезан огород. Могут ли люди на самом деле жить внизу в таком ужасающем запустении?

Измельчитель подошел поближе, чтобы лучше рассмотреть, и, конечно же, в поле зрения появилась небольшая ветхая хижина с тропинкой, ведущей к ближайшему ручью, и стопкой недавно спиленных бревен, сушащихся на солнце.

И именно так Лыковы, пятеро религиозных отшельников, которые более четырех десятилетий избегали цивилизации, были вырваны из анонимности и превратились в одну из самых известных семей в России.

Их одинокий, изнурительный, скудный образ жизни поразил одного раннего посетителя их мрачного жилища, заваленного со всех сторон землей, ветками и корой, — как «нечто среднее между временами Петра Великого и каменным веком».

«Они получают огонь из пороха.Они используют фонарик для освещения, — рассказал в то время журналисту Николай Журавлев, любитель сибирской истории. — Летом они ходят босиком, а зимой носят обувь из бересты. Они жили без соли. Они не знали хлеба. Они не потеряли язык, но младших членов семьи трудно понять ».

Фактически, Лыковы были возвращением к России XVII века, оставшимися тлеющими углями от великого религиозного пожара, который начался с резкого раскола в православных. Черч, ревел по всей стране многие десятилетия, а еще в коммунистическую эпоху продолжал шипеть и трещать в глухих местах.

Старообрядцами были названы эти фанатичные раскольники, потому что они бежали в пустыню вместо того, чтобы принять незначительные изменения в ритуалах православной религии.

Наиболее вызывающие разногласия вопросы касались того, сколько пальцев использовать при крестном знамении, насколько глубоко поклоняться во время религиозных церемоний, как произносить имя Иисуса и должны ли процессии вокруг церкви двигаться по часовой стрелке или нет.

Спустя более 300 лет раскол все еще был эмоциональной реальностью для пятерых Лыковых: 81-летнего отца, двух сыновей и двух дочерей.Журавлев сообщил, что «они плюются и крестятся двумя пальцами», услышав имя патриарха Никона, церковного лидера, который в 1653 году пересмотрел православные ритуалы и приказал использовать три пальца во время благословения.

«Они говорят о Петре Великом как о личном враге», — добавил Журавлев. Петр и его отец, царь Алексей, жестоко притесняли первых старообрядцев — калечили их, сжигали заживо, оставляя гнить в глубоких ямах.

Лыковы, которые зависели от тайги, великого хвойного леса России, для большей части своей еды и одежды, также верили, что современный мир по своей природе зловещий.Они считали многие повседневные действия греховными, даже такие простые, как зажигание спички.

Питье из чужой кружки было табу, одно из многих диетических ограничений, которым они следовали, что восходит к ранним дням жизни староверов в пустыне, когда санитарные условия были плохими, инфекции были обычными, а проблемы со здоровьем превыше всего. Это несвоевременное качество быстро превратило пятерых Лыковых в сенсацию СМИ, когда они были обнаружены в конце 1970-х годов.

«Когда стало известно, это было похоже на взрыв», — вспоминал Василий Песков, московский журналист, который первым опубликовал эту статью серией из девяти частей в «Комсомольской правде».«За 40 лет работы журналистом я не припомню, чтобы подобная реакция была ни на одну другую историю.

» Люди начали выстраиваться в очередь у газетных киосков в 4 часа утра, чтобы обязательно получить копию последней публикации. Каждый день сериал шел, жена Брежнева (тогда еще президента СССР Леонида) присылала машину к нам в офис, чтобы забрать свою личную копию. Деньги, еда и одежда для Лыковых хлынули в нашу газету ».

Лыковы мало соглашались с едой, которую он приносил им каждый год, — добавил Песков, чья книга о семье« Заблудшие в тайге »скоро выйдет в свет. быть опубликованным в U.S. пользователя Doubleday.

«Сначала брали только соль», — пояснил он. «Со временем они также принимали крупы и рис, но не в упаковке. То же самое и с мясом, разрезанным ножом».

Когда Лыковы отказались от меда в банке, Песков стал разносить его в берестяных емкостях, что было с благодарностью принято.

«Вы знаете, мы все еще получаем пожертвования, — сказал он. «Сенсации в СМИ обычно длятся около недели, но эта продолжается годами».

На самом деле, прошло 16 лет с тех пор, как внешний мир впервые вторгся на затворников Лыковых в форме геологической экспедиции.С тех пор умерли все, кроме одной, младшей дочери Агафьи.

Трое других взрослых детей умерли вскоре после того, как геологи в поисках залежей железной руды разбили лагерь в 15 милях от семейной хижины. Многие россияне убеждены, что стали жертвами микробов, переданных пришельцами.

Забота об Агафье

Сегодня растут опасения и за судьбу Агафьи. Несмотря на все внимание, которое она привлекала на протяжении многих лет, она внезапно оказывается более одинокой и изолированной, чем когда-либо в своей жизни.

Это еще одна причина обострения экономического кризиса в России. Финансовый коллапс страны настолько распространен, что даже Агафья, живущая в добровольном уединении более чем в 100 милях от ближайшего дома, пострадала от него.

До недавнего времени за ней наблюдали геологи и региональные спасательные отряды и приходили ей на помощь в экстренных случаях. Когда ее отец, Карп, умер в 1988 году — по жуткому совпадению 16 февраля, в тот же день, когда умерла его жена 27 лет назад, — Агафья восемь часов проделал путь по глубокому снегу, чтобы добраться до лагеря геологов. медицинской помощи.К тому времени, когда она и несколько геологов вернулись в ее хижину три дня спустя, домашние кошки семьи съели плоть с одной из рук ее мертвого отца.

Три года назад геологи собрались и покинули этот район, а вертолеты спасательных отрядов оказались практически остановленными из-за нынешнего финансового кризиса.

«В январе через несколько звероловов она сообщила, что чувствует себя очень плохо», — сказал Песков. «Я очень переживаю за нее и пытаюсь найти способ добраться до нее.

«Раньше по этому району часто выполнялись полеты вертолетов, но из-за ужасных экономических условий в нашей стране вертолеты практически перестали летать. Это слишком дорого».

После смерти ее отца советские власти предоставили Агафье, которой сейчас 50, связь с командами спасателей, связанными с космической эрой. Все, что ей нужно сделать, это потянуть за шнурок в своей маленькой каюте, и сигнал будет отправлен через спутник в региональный центр экстренной помощи.

Больше не особенный

«Если бы она потянула за аккорд сейчас, ответа бы не было.Это печальная реальность, — сказал Песков. — Раньше ее считали особым случаем. К ней был большой интерес.

«Но теперь местные власти говорят, что с ней нужно обращаться так же, как с любым другим человеком, и обычные люди тоже так думают. В конце концов, больные люди в маленьких труднодоступных деревнях умирают, потому что власти не могут позволить посылать им помощь «.

Ничего не помогает, что однажды Агафья действительно позвала на помощь, когда туда ворвалась спасательная команда только для того, чтобы найти ее здоровой. Она сказала им, что ей нужна помощь в рубке дров из-за растянутого мускула в спине, сказал Песков со смехом.

«С ней пошли проще», — сказал он. «Они рассказали ей историю о мальчике, который кричал волком. После этого она все лучше понимала».

Агафья отклонила приглашения жить к дальним родственникам, хотя ее убедили покинуть лесное уединение для нескольких кратких визитов в то, что она называет «миром». Она даже отказалась переехать в отдаленный старообрядческий монастырь из-за маргинальных богословских разногласий с горсткой проживающих там старых монахинь.

После смерти отца она позволила мужчине переехать к ней, и поскольку священники и официальные браки не приветствуются в ее старообрядческой секте, они вскоре стали жить как муж и жена.Но это длилось всего около трех недель.

«Правда в том, что она не может жить ни с кем», — сказал Песков. «Через несколько недель она всегда затевает ссору.

» Может быть, она воображает себя какой-то святой, которая может оставаться святой, только живя одна. У нее есть несколько книг о святых женщинах, таких как Мария Египетская, которая достигла святости, будучи отшельниками ».

Спасение в изоляции

Лыковы, твердо убежденные в том, что спасение возможно только в том случае, если отдельные семьи живут одни, представляли собой наиболее фанатичное ответвление старообрядческое движение.

В итоге образовалось более 50 сект. Со временем многие потомки первых раскольников пришли к согласию с обществом, часто живя бок о бок с православными русскими.

Но самые крайние продолжали бежать от вторжения цивилизации — через Уральские горы, вглубь Сибири.

Преследования время от времени ослабевали, но никогда не прекращались вплоть до смерти Сталина в 1953 году. Во время правления последнего царя Николая II угнетение вынудило многих старообрядцев эмигрировать в Америку, Австралию и даже Китай.

«Незадолго до смерти Сталина в районе Енисейска были обнаружены два старообрядческих монастыря и скрытая деревня», — говорит Илья Воеводин, профессор религии и атеизма Красноярской педагогической академии. «Монахов осудили как уклонистов и отправили в лагеря. Но люди в деревне были счастливы, что их нашли, как и Лыковые».

Лыковы жили незамеченными до 1978 года, потому что они продолжали переселяться в еще более отдаленные уголки тайги в пустынной хакасской области недалеко от границы с Монголией.

Могут ли другие старообрядческие семьи бороться за выживание где-нибудь в тайге? Песков говорит, что это возможно.

«Есть еще обширные неизведанные территории», — сказал он. «Кто знает, что там?»

Познакомьтесь с последним Лыковым

Все фото Питера Сазерленда

Антропологи и этнологи с незапамятных времен пытаются задокументировать неконтактных или потерянных людей, спрятанных в немногих оставшихся скрытых карманах. земной шар.Но эти вопросы становятся спорными, когда агрессивный и похожий на кудзу мир неизбежно находит свой путь к ним. Лыковы — русская семья, которая жила в сибирской дикой местности без контактов с людьми большую часть 20-го века — не являются неоткрытым племенем, как те немногие, которые остаются скрытыми от современного мира в Южной Америке. Они также не сопротивлялись яростному контакту с внешним миром, как сентинельцы с Андаманских островов, которые продолжают делать это и сегодня. Когда я спросил 70-летнюю Агафью, единственного выжившего члена клана Лыковых, желает ли она, чтобы геологи, обнаружившие ее семью в 1978 году в полностью изолированной глуши таежного леса Сибири, никогда не нашли их, она покачала головой.«Не знаю, выжили бы мы [без них]», — сказала она. «У нас заканчивались инструменты и еда. У меня больше не было шарфов ». На этот раз непреодолимое любопытство человечества раскрыть все оставшиеся тайны этого мира, возможно, сохранило, а не испортило уникальное явление.

Все началось в 1936 году, когда Карп Лыков и его жена Акулина полностью отвергли цивилизацию. Устав от коммунистов и городской жизни в целом, они вместе с двумя сыновьями ушли в глубь тайги.Толчком к их путешествию послужило убийство брата Карпа, который был застрелен большевистским патрулем на окраине их небольшой деревни недалеко от города Курска на далеком западе России. Лыковы были строгими пацифистами, членами старообрядцев, ультраортодоксальной секты христианства, отколовшейся от русской церкви в 17 веке.

Выбрав свой участок, Лыковы построили хижину, родили еще двоих детей и вели такую ​​жестокую жизнь, которая делала Little House on the Prairie похожим на весенние каникулы в Дейтоне, Флорида.Они полагались на прялку, которую они тянули с собой за сотни миль, чтобы шить одежду, и выживали на картофеле и лесных грибах. В 1961 году, после почти трех десятилетий в лесу, метель уничтожила их урожай. Они выжили, поедая кору деревьев и свою обувь; Акулина заморила себя голодом, чтобы ее дети не остались голодными.

После смерти Акулины семья продолжала свое островное существование до 1978 года, когда геологи (которые изучали местность на предмет потенциальных залежей нефти) не наткнулись на их поселение.В течение следующих нескольких лет слухи о странной, уединенной семье, живущей в абсолютной глуши, медленно, но неуклонно распространились по всей России, и они стали маловероятными народными героями. Большое внимание было уделено Василию Пескову, российскому журналисту, который написал несколько статей о семье, а также книгу «, затерянную в тайге» , которая была бестселлером в России, но полностью провалилась на английских рынках. (Последнее, что мы проверили, распродавалось, а копии на Amazon продавались по цене 900 долларов.) Один за другим каждый из членов семьи умер. Некоторые предполагают, что внедрение геологами чужеродных микробов в иммунную систему Лыковых в конечном итоге привело к их смерти; другие считают, что их смерть была естественной. Как бы то ни было, Карп скончался в 1988 году, пережив всех своих детей, кроме Агафьи, младшей дочери. Агафья похоронила его на горных склонах с помощью нескольких геологов, подружившихся с семьей. Когда моя съемочная группа и я готовились к поездке, чтобы посетить последнего оставшегося Лыкова, мы почти отменили рассказ, когда в январе Смитсоновский институт опубликовал архивную статью, которая закончилась тем, что Агафья, которой тогда было 45 лет, решила продолжить. жила одна в сибирской глуши после смерти отца.Но это было 25 лет назад, и у автора не было ни средств, ни духа, чтобы съездить в тайгу, чтобы посмотреть, как жизнь относилась к Агафье в 70 лет. Мы поехали.

В феврале мы полетели в Сибирь, чтобы найти Агафью и рассказать миру о ее жизни. Она живет более чем в 155 милях от цивилизации, и чтобы добраться туда, нужно было пройти через, казалось бы, бесконечные луковичные слои одобрения правительства Путина, в том числе пройти мимо различных чиновников парков, которые сомнительно заявляли о своей юрисдикции над тайгой, чтобы выследить ее.Летом, как мне сказали, до нее можно было добраться семидневной прогулкой на каноэ. Зимой добраться до нее можно было только на вертолете. Учитывая трудности ее повседневного существования, я подумал, что посещать ее следует только в самое трудное время года.

Когда мы приехали, Агафья ждала нас у своей хижины, как милая бабушка, ожидающая визита внуков. Заповедник, в котором она проживает, в честь ее семьи был назван территорией Лыковых, а ее хижина находится на вершине обрыва у стремительно текущей реки Эринат.Для 70-летней женщины, которой однажды пришлось съесть свою обувь, чтобы выжить, я был удивлен тем, какой проворной и здоровой она выглядела. Ее собственность включает в себя несколько хижин и небольших построек для коз, кур, припасов и консервов, а также сад на крутом холме за главным жилищем. (Во время нашего визита сад был засыпан снегом, так как он остается на протяжении большей части сибирской зимы.) На протяжении многих лет, с помощью друзей и поклонников, она застраивала свою собственность из однокомнатной хижины, в которой раньше была вся семья. жить в.Десятки кошек свободно бродят по собственности.

Подарив ей козу и курицу, которые я принес в качестве подарков, я взяла интервью у Агафьи за маленьким столиком на берегу реки. Я спросил, что произошло после смерти ее отца почти 20 лет назад. «Когда он умер, — сказала она, — у меня не было никого, кто мог бы мне помочь или на кого можно было положиться. Я сам рубил дрова ». Как и многие пожилые люди в России, Агафья получает государственную субсидию, но по-прежнему в основном самодостаточна — самостоятельно готовит, собирает еду и ловит рыбу. Она рассказала мне, что повседневная жизнь в тайге с возрастом усложняется.

«Нелегко косить сено и ухаживать за моими козами», — сказала Агафья и продолжила объяснять, как теперь у нее есть дробовик, чтобы бороться с местной дикой природой. «Прошлым летом пришел медведь и начал хулиганить здесь, пока я прятался внутри. Он схватил мою муку и растоптал морковь. Я выкопал яму, и медведь в ней застрял ».

Агафья, однако, не совсем одна. У нее есть сосед по имени Ерофей Седов. Сначала он приехал сюда работать разведчиком нефти и жил примерно в десяти милях от Агафьи с другими геологами из своей компании.В конце концов, его уволили с этой работы по неясным причинам, которые он не стал комментировать. Затем он вернулся в большой город, где каким-то образом заболел гангреной и потерял ногу. Когда врач сказал ему, что возвращение к чистым водам тайги может помочь его здоровью, он открыл магазин на холме от Агафьи, на берегу реки, где жил последние 16 лет.

Ерофей сказал мне, что в первую очередь приехал в тайгу, потому что хотел помочь Агафье, которая много лет была одна.Глядя на его коленную ногу, его мотивация казалась не очень реалистичной. Агафья рассказала другую историю. «Вначале он помогал мне с козами. Дрова рубил. Теперь он этим больше не занимается. Я [в итоге] две зимы помогал Ерофею с дровами. Он не может даже нарезать себе дрова зимой. Как он может мне помочь? Я помогаю ему все эти 16 лет. Я сажаю ему картошку. Приношу ему дрова. Шестнадцать лет и он полностью зависит от меня. Ерофей — мусор.Он никому не нужен. Он не помощник. Ему нужно помочь ».

Однажды во время интервью Агафьи стал очевиден еще один несколько загадочный аспект ее отношений с Ерофеем. «Было две тяжелые аварии», — сказала она. «Кто знает, что было у него на уме… Он совершал один грех за другим. Он мне угрожал ». Когда ее настаивали, Агафья отказалась вдаваться в подробности. Ерофей также отказался комментировать ее высказывания. Трудно сказать, намекают ли непостижимые, но зловещие комментарии Агафьи на что-то смертельно серьезное, или же они являются результатом двух препирательств пожилых людей, которые немного сошли с ума от домашней лихорадки.Как бы то ни было, Агафья и Ерофей до сих пор иногда собираются у него дома, чтобы послушать радио. Это их единственный регулярный контакт с внешним миром. «Я слушаю новости о преступлениях и взрывах», — говорит Агафья. «Это страшно. Что не так с [теми] людьми, которые устраивают самоубийственные публичные взрывы? »

Даже если у Агафьи мало владений в материальном мире, у нее действительно сильная вера. Как и ее ближайшие родственники и ее давно умерший дядя, убитый коммунистами в 1936 году, Агафья — старообрядец.Она научилась читать, изучая Библию, и каждое утро просыпается рано, чтобы молиться. Изредка она читает старообрядческие газеты, в зависимости от того, как часто их разносят ее спорадические посетители. Одно из наиболее необычных представлений, которые она почерпнула из этих бумаг, — это то, что штрих-коды — это знаки дьявола. «Это печать антихриста», — сказала она. «Люди приносят мне пакеты с семенами со штрих-кодами. Я вынимаю семена и сразу же сжигаю пакеты, а затем сажаю семена. Печать антихриста принесет конец миру », — сказала она.«Бог не спасет всех».

Единственное, что Агафья ненавидит так же сильно, как штрих-коды, — это города, с которыми, как ни удивительно, она знакома достаточно хорошо. В начале 80-х, когда серия статей Василия Пескова о Лыковых превратила семью в национальный феномен, Агафья впервые получила приглашение от Советского правительства совершить поездку по своей стране.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *