Колокольни – Красота, которая окрыляет — Российское фото

Содержание

Колокольня — это… Что такое Колокольня?

Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».

Назначение

Как правило, в колокола звонят для призыва на церковную службу, отмечания времени и особых событий, таких как свадьба (венчание), похороны (отпевание), или, особенно в старые времена, для призыва к защите города или для сигнала о пожаре.

Кроме колоколов на колокольне может иметься карильон, особенно в Европе. В современных постройках вместо тяжелых колоколов для извлечения звуков иногда устанавливают небольшие металлические прутья, вибрация от которых усиливается с помощью электроники и выводится через громкоговорители.

История

Первые колокольни представляли собой круглые башни, стоявшие отдельно от здания храма. Самые древние колокольни, известные истории, располагались при соборе Св. Иоанна Крестителя на Латеранском холме и в соборе Святого Петра в Риме.

В VI века в Равенне рядом с базиликами Сант-Аполлинаре-Нуово и Сант-Аполлинаре-ин-Классе были возведены высокие колокольни-ротонды. Башни — круглые, фасады расчленены карнизами, этажи обозначены окнами, которые освещают внутренние лестницы. Оконные проёмы нижних этажей окаймлены простыми полуциркульными арками, верхних — двойными и тройными.

C начала XI века В Западной Европе колокольни начали возводить повсеместно в качестве дозорных башен, с которых, в случае опасности, была возможность наблюдать приближение неприятеля и предупредить жителей.

Романская архитектура

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Иметь колокольню при церкви стало считаться признаком силы и власти. Если ранее колокольни возводились отдельно, то со временем её стали воздвигать в единстве со зданием храма, над его главным входом. Позже появилось две башни: с обеих сторон притвора либо на концах боковых нефов, примыкающих к трансепту. Иногда башню располагали над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих местах одновременно. Таких храмов со множеством колоколен много в Нормандии, где небольшие церкви имеют три, большие соборы — пять, а некоторые — большее число башен. Так, в реймсском соборе семь колоколен, а в ланском — девять.

Форма башен менялась во времени и зависела от местности и зодчих. Изначально колокольни были круглыми в плане. После они трансформировались в четырёх- и восьмигранные, сужающиеся кверху. Обычно башня была в несколько ярусов, в каждом из которых делались отверстия для пропускания звука и света. Эти отверстия и окна обрамлялись двулопастнымы и трёхлопастными арками и создавался трифорий, что было обычным явлением в романской архитектуре.

Крыши башен часто покрывались свинцом, но иногда каменными плитами и черепицей. Формой покрытия башен был остроконечный конус, но чаще форма была четырехгранной или восьмигранной пирамидкой, у основания которой по углам башни ставились четыре небольшие главки или балдахина.

Готика

При переходе к готике изменяется общий вид колоколен и их количество уменьшается. Теперь колокольня остаётся одна — посередине главного фасада, либо две — симметрично по обе стороны главного, западного фасада.

Готические колокольни имеют в плане квадрат, состоят из нескольких этажей, постепенно суживающихся кверху. Высота этажа зависит от удаления от земли — чем дальше, тем выше. На каждой стороне каждого этажа имеется одно- или двухчастное стрельчатое сложное окно.

Тело колокольни незаметно переходит в восьмигранную пирамидальную остроконечную крышу. В поздней готике кровля становится сквозной, состоящей из каменных плотных узорных рёбер с резными промежутками. Самый верх колокольни увенчивался либо крестом, либо фигурой петуха, которая является эмблемой христианского бодрствования, либо флероном или крестоцветом.

Многие готические колокольни были настолько сложны, что так и остались недостроенными из-за недостатка времени и финансирования.

Возрождение

В эпоху Возрождения колокольни утратили первенствующее значение в формировании силуэтов храмов, уступив главенство куполам. Колокольни возводились, как правило, в слиянии с храмом.

Самые высокие колокольни

Русь

На Руси домонгольского и монгольского периодов о строительстве колоколен ничего не известно. Первые упоминания о помещениях для размещения колоколов появляются в летописях начиная с XVI века. Подобные помещения носили названия «персь» или «перш», были временными типа козел, деревянными.

Типичная псковская звонничка — предок русской колокольни

Немного позже деревянные столбы заменили каменными и устроили более прочные перекрытия и покрытия. Подобные сооружения были предками звонниц. Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является псковская звонница, выполненная в вид перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии. Небольшие звонницы распространены в церквях Новгорода и Пскова.

В русской церковной традиции первоначально был распространён архитектурный прием, когда специальную башню — колокольню устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. Примером этого является Успенский собор во Владимире, по поводу которого местные жители острили, говоря, что наконец-то «к древнему собору прицепили паровоз».

До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.

Московское зодчество

На иконах XVI века встречаются изображения деревянных восьмигранных колоколен. В московский период начали возводить из камня. После восьмиугольной начали делать четырёхугольные и круглые, имеющие в завершении шатёр либо шести- или восьмигранную пирамиду. Но всегда здание колокольни возводилось отдельностоящим либо с примыканием к какой-либо стороне здания храма. Высота колокольни была незначительной. К исключениям можно отнести колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, семиярусную колокольню Новоиерусалимского монастыря, 72-метровую колокольню Новодевичьего монастыря.

  • В XVI веке этот тип эволюционирует в привычную шатровую колокольню

  • Отдельно стоящая колокольня середины XVII века с часозвоней

  • Для московских приходских церквей XVII веке, построенных «кораблём», характерна постановка колокольни над папертью

  • В конце XVII века на смену шатровым колокольням приходят ярусные

Беффруа

В Брюгге, Ипре, Генте, Лилле, Турне и Дуэ стоят знаменитые беффруа — высокие колокольни, которые доминировали в панораме средневековых фландрских городов и служили символами городского благосостояния и независимости. В 1999 тридцать две бельгийские беффруа были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2005 в список добавлены еще одна бельгийская и 23 французских звонницы. Большинство из них прикреплены к гражданским постройкам, в основном к городским ратушам, лишь несколько из них стоят при церквях.

См. также

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

КОЛОКОЛЬНЯ — Древо

Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка в Московском Кремле
Колокольня, пристроенное к храму, или стоящее рядом сооружение, в котором повешены колокол или колокола, служащие для призыва к богослужению.

В первые времена христианства, когда оно еще подвергалось гонениям, верующие приглашались на молитвенные собрания тайным оповещением через особых вестников; но после того как религия Христова сделалась господствующей стало возможным и, при увеличении христианских общин, более удобным созывать их членов в храмы явным образом.

Для этой цели употреблялись сперва так называемые била — деревянные или металлические доски, из которых извлекался звук ударами молота или колотушки. Исторические указания на существование таких бил встречаются уже в V и VI столетиях. Колокола при церквах завелись позже, не прежде VIII столетия, и хотя вначале они были малы и неценны, однако для них стали вскоре устраиваться особые помещения.

Первые колокольни, упоминаемые в истории, находились в Риме, при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра; самые древние из сохранившихся до наших дней находятся в Вероне и Равенне. Они представляют собой круглые башни, стоящие отдельно от церквей.

В Западной Европе

В Западной Европе, начиная с XI в., число колоколен быстро возрастает — не потому, чтобы их требовала величина колоколов, все еще незначительная, а потому, что в наступившие смутные времена, когда церквам и монастырями ежеминутно грозила опасность нападения со стороны баронских дружин и хищников, эти сооружения, кроме религиозной цели, удовлетворяли и мирской, а именно играли роль подзорных башен, с которых можно было наблюдать приближение неприятеля и предупреждать о нем окрестных жителей посредством набата.

То, что сперва обуславливалось пользой и необходимостью, вскоре превратилось в предмет соперничества и кичения: каждая церковь хотела иметь свою колокольню, каждый епископ или аббат считал важным делом воздвигать в своей резиденции высокую башню — видимый знак своей силы. Место, отводившееся колокольням романским зодчеством в общем плане церкви, было различно. Вначале она ставилась, по-прежнему, отдельно — обычай, удержавшийся надолго в Италии и, отчасти, в южной Франции. Потом ее стали воздвигать в связи с храмом, в середине его западного фасада, над главным входом. Далее, появились две башни на краях этого фасада, с обеих сторон притвора, пара башен над концами боковых нефов, примыкающими к трансепту, башня над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих пунктах одновременно. Таким образом произошли храмы о нескольких колокольнях. Их особенно много в Нормандии, где второстепенные церкви имеют по три, большие соборы пять, а некоторые даже и большее число башен (в реймсском соборе — их семь, в лаонском — девять).

Форма башен изменялась, смотря по произволу зодчих и по стране, в которой они строились. Вначале цилиндрическая, она перешла потом в четырехгранную и в восьмигранную, суживающуюся кверху. Обыкновенно башня разделялась на несколько этажей, снабженных окнами и отверстиями для пропускания звука (Schallöffnungen). Этим пролетам придавался вид двулопастных и трехлопастных арок, а также трифория, столь обычный в романской архитектуре. Крыши башен были по большей части свинцовые, хотя иногда делались также из каменных плит и черепицы. Им сообщалась форма остроконечного конуса, но чаще форма четырехгранной или восьмигранной более или менее высокой пирамиды, у основания которой, по углам башни, иногда ставились четыре такие же небольшие главки или балдахинчика.

С приближением к готической эпохе, крыша становится все выше и выше, все более и более остроконечной. В упомянутую эпоху число колоколен. при церкви сокращается: их бывает или одна, в середине главного, западного фасада, или — что встречается чаще — две, по краям этого фасада. Готические колокольни имеют в плане вообще форму квадрата и образуют несколько этажей, постепенно суживающихся кверху и почти незаметно переходящих в остроконечную крышу. Каждая сторона колокольни, в каждом этаже, почти вся занята одиночным или двухчастным и вообще сложным стрельчатым окном. При этом, чем выше этаж от земли, тем все его вертикальные линии длиннее; крыша над последним из них имеет форму весьма высокой восьмигранной пирамиды, которая, к концу развития готики, становится совершенно сквозной, состоящей из орнаментированных каменных, плотных ребер и из узорчато-резных промежутков между ними. При ее основании, с верхнего этажа, поднимаются небольшие башенки, которые, вместе с подобными башенками, высящимися с устоев нижних этажей, с остроконечными фронтончиками над окнами и с балдахинчиками в других частях колокольни, придают ей вид как бы стройного кипариса или другого хвойного дерева, вытянувшегося на громадную высоту. Самая вершина колокольни увенчивалась крестом, фигурой петуха (эмблемой христианского бодрствования), но, всего чаще, так называемым флероном или крестоцветом. Многие готические колокольни, спроектированные чересчур сложно и грандиозно, остались недостроенными, по недостатку времени и денег для их окончания. В эпоху Возрождения, колокольни, как сооружения, которых не знало искусство древнего мира, доставлявшее образцы художникам этой эпохи, утратили первенствующее значение, какое они приобрели перед тем в церковной архитектуре. Относительно места, отводимого для них в плане храма, их формы, их размеров, водворились произвол и крайнее разнообразие; но вообще они стали строиться в полнейшем слиянии с храмом, в общем его характере и гармонии с прочими его частями, постоянно уступая господство над собой куполу. Самые высокие колокольни на Западе и, вместе с тем, во всем мире — кельнского собора (512 футов), страсбургского собора (466 футов), собора св. Стефана, в Вене (453 фута), св. Михаила, в Гамбурге (426 футов).

В России

Хотя колокола и появились в нашем отечестве чуть ли не тотчас по его обращении в Христианство, однако, составляли вначале редкость, были немногочисленны и невелики. При русских церквах домонгольского и монгольского периодов нашей истории, колокольни, по-видимому, не строились. По крайней мере, об особых помещениях для колоколов впервые говорится в летописях только с XIV столетия. Каковы были вид и устройство этих помещений, называвшихся «персями», или «першами», — о том трудно сказать что-либо положительное. По всей вероятности, первые колокольни на Руси были временные, деревянные, устроенные в виде козел. Потом деревянные столбы козел заменились каменными, самое их число увеличилось, их прикрытию дана большая прочность, и таким образом образовался тип так называемых «звонниц», которые мы находим еще доныне при многих древних церквах, особенно в бывших областях Новгорода и Пскова (например, при Софийском соборе, в Новгороде, при церкви Николы Явленного, в Пскове, в Мирожском монастыре и пр.).

Звонница представляла собой каменную стену умеренной длины и вышины, прорезанную двумя, тремя или несколькими сквозными арками, расположенными в один, а иногда и в два яруса и крытую по фронтончикам над арками. Такие первоначальные покрытия почти у всех сохранившихся звонниц теперь исчезли и заменились прямой односкатной или двускатной кровлей, из середины которой выступает небольшая главка. В пролетах арок вешались колокола, на балках. Обыкновенно звонница помещалась на стене самого храма, но также строилась иногда и отдельно от него, получая, в этом случае, нижний этаж, заключавший в себе лестницу, ведущую на платформу, с которой производился звон.

На иконах XVI столетия встречаются изображения не только подобных звонниц, но и деревянных колоколен, имеющих вид восьмигранных башен, которые впоследствии уступили свое место каменным. Этот тип колоколен водворился у нас, как можно предполагать, не без влияния западного зодчества и получил развитие в московский период нашего искусства, когда, кроме восьмиугольной формы, колокольням стали давать круглую и четырехугольную, с шатровым или пирамидальным верхом о шести и восьми гранях, или же с главой в виде луковицы. Нигде, однако, в допетровской Руси, колокольни не строились в связи с церквами, как это было на Западе, а постоянно воздвигались как отдельные здания, лишь иногда примкнутые к той или другой стороне храма. Высота их, в сравнении с западными, была незначительна. Единственное исключение, в этом отношении, составляет башня Ивана Великого в Москве.

Высокие колокольни, а равно и такие, которые находятся в тесной связи с церковью и входят в общий ее план, завелись в России только в XVIII столетии. Способ подвески колоколов в православных странах существенно разнится от того, какой принят в Западной Европе. На наших колокольнях они укрепляются неподвижно, на солидных балках, и звук извлекается из них посредством качания языка и его ударов о стенку колокола, тогда как в католических и протестантских странах колокол прикрепляется к подвижному рычагу и издает звон, когда этот рычаг приведен в движение. Вследствие этого, на Западе, колокола не могут быть так велики и тяжеловесны, как наши.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

drevo-info.ru

Колокольня — Википедия

Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».

Назначение

Как правило, в колокола звонят для призыва на церковную службу, отмечания времени и особых событий, таких как свадьба (венчание), похороны (отпевание), или, особенно в старые времена, для призыва к защите города или для сигнала о пожаре.

Кроме колоколов на колокольне может иметься карильон, особенно в Европе. В современных постройках вместо тяжелых колоколов для извлечения звуков иногда устанавливают небольшие металлические прутья, вибрация от которых усиливается с помощью электроники и выводится через громкоговорители. Звукоотражающие пластины, устанавливаемые на колокольне, называются абасонами.

История

Первые колокольни представляли собой круглые башни, стоявшие отдельно от здания храма. Самые древние колокольни, известные истории, располагались при соборе Св. Иоанна Крестителя на Латеранском холме и в соборе Святого Петра в Риме.

В VI века в Равенне рядом с базиликами Сант-Аполлинаре-Нуово и Сант-Аполлинаре-ин-Классе были возведены высокие колокольни-ротонды. Башни — круглые, фасады расчленены карнизами, этажи обозначены окнами, которые освещают внутренние лестницы. Оконные проёмы нижних этажей окаймлены простыми полуциркульными арками, верхних — двойными и тройными.

C начала XI века В Западной Европе колокольни начали возводить повсеместно в качестве дозорных башен, с которых, в случае опасности, была возможность наблюдать приближение неприятеля и предупредить жителей.

Романская архитектура

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Иметь колокольню при церкви стало считаться признаком силы и власти. Если ранее колокольни возводились отдельно, то со временем её стали воздвигать в единстве со зданием храма, над его главным входом. Позже появилось две башни: с обеих сторон притвора либо на концах боковых нефов, примыкающих к трансепту. Иногда башню располагали над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих местах одновременно. Таких храмов со множеством колоколен много в Нормандии, где небольшие церкви имеют три, большие соборы — пять, а некоторые — большее число башен. Так, в реймсском соборе семь колоколен, а в ланском — девять.

Форма башен менялась во времени и зависела от местности и зодчих. Изначально колокольни были круглыми в плане. После они трансформировались в четырёх- и восьмигранные, сужающиеся кверху. Обычно башня была в несколько ярусов, в каждом из которых делались отверстия для пропускания звука и света. Эти отверстия и окна обрамлялись двулопастнымы и трёхлопастными арками и создавался трифорий, что было обычным явлением в романской архитектуре.

Крыши башен часто покрывались свинцом, но иногда каменными плитами и черепицей. Формой покрытия башен был остроконечный конус, но чаще форма была четырёхгранной или восьмигранной пирамидкой, у основания которой по углам башни ставились четыре небольшие главки или балдахина.

Готика

При переходе к готике изменяется общий вид колоколен и их количество уменьшается. Теперь колокольня остаётся одна — посередине главного фасада, либо две — симметрично по обе стороны главного, западного фасада.

Готические колокольни имеют в плане квадрат, состоят из нескольких этажей, постепенно суживающихся кверху. Высота этажа зависит от удаления от земли — чем дальше, тем выше. На каждой стороне каждого этажа имеется одно- или двухчастное стрельчатое сложное окно.

Тело колокольни незаметно переходит в восьмигранную пирамидальную остроконечную крышу. В поздней готике кровля становится сквозной, состоящей из каменных плотных узорных рёбер с резными промежутками. Самый верх колокольни увенчивался либо крестом, либо фигурой петуха, которая является эмблемой христианского бодрствования, либо флероном или крестоцветом.

Многие готические колокольни были настолько сложны, что так и остались недостроенными из-за недостатка времени и финансирования.

Возрождение

В эпоху Возрождения колокольни утратили первенствующее значение в формировании силуэтов храмов, уступив главенство куполам. Колокольни возводились, как правило, в слиянии с храмом.

Самые высокие колокольни

Русь

На Руси домонгольского и монгольского периодов о строительстве колоколен ничего не известно. Первые упоминания о помещениях для размещения колоколов появляются в летописях начиная с XVI века. Подобные помещения носили названия «персь» или «перш», были временными типа козел, деревянными.

Типичная псковская звонничка — предок русской колокольни

Немного позже деревянные столбы заменили каменными и устроили более прочные перекрытия и покрытия. Подобные сооружения были предками звонниц. Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является псковская звонница, выполненная в вид перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии. Небольшие звонницы распространены в церквях Новгорода и Пскова.

В русской церковной традиции первоначально был распространён архитектурный прием, когда специальную башню — колокольню устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. Примером этого является Успенский собор во Владимире, по поводу которого местные жители острили, говоря, что наконец-то «к древнему собору прицепили паровоз».

До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.

Московское зодчество

На иконах XVI века встречаются изображения деревянных восьмигранных колоколен. В московский период начали возводить из камня. После восьмиугольной начали делать четырёхугольные и круглые, имеющие в завершении шатёр либо шести- или восьмигранную пирамиду. Но всегда здание колокольни возводилось отдельностоящим либо с примыканием к какой-либо стороне здания храма. Высота колокольни была незначительной. К исключениям можно отнести колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, семиярусную колокольню Новоиерусалимского монастыря, 72-метровую колокольню Новодевичьего монастыря.

  • В XVI веке этот тип эволюционирует в привычную шатровую колокольню

  • Отдельно стоящая колокольня середины XVII века с часозвоней

  • Для московских приходских церквей XVII веке, построенных «кораблём», характерна постановка колокольни над папертью

  • В конце XVII века на смену шатровым колокольням приходят ярусные

Беффруа

В Брюгге, Ипре, Генте, Лилле, Турне и Дуэ стоят знаменитые беффруа — высокие колокольни, которые доминировали в панораме средневековых фландрских городов и служили символами городского благосостояния и независимости. В 1999 тридцать две бельгийские беффруа были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2005 в список добавлены ещё одна бельгийская и 23 французских звонницы. Большинство из них прикреплены к гражданским постройкам, в основном к городским ратушам, лишь несколько из них стоят при церквях.

См. также

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Колокольня — Википедия. Что такое Колокольня

Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».

Назначение

Как правило, в колокола звонят для призыва на церковную службу, отмечания времени и особых событий, таких как свадьба (венчание), похороны (отпевание), или, особенно в старые времена, для призыва к защите города или для сигнала о пожаре.

Кроме колоколов на колокольне может иметься карильон, особенно в Европе. В современных постройках вместо тяжелых колоколов для извлечения звуков иногда устанавливают небольшие металлические прутья, вибрация от которых усиливается с помощью электроники и выводится через громкоговорители. Звукоотражающие пластины, устанавливаемые на колокольне, называются абасонами.

История

Первые колокольни представляли собой круглые башни, стоявшие отдельно от здания храма. Самые древние колокольни, известные истории, располагались при соборе Св. Иоанна Крестителя на Латеранском холме и в соборе Святого Петра в Риме.

В VI века в Равенне рядом с базиликами Сант-Аполлинаре-Нуово и Сант-Аполлинаре-ин-Классе были возведены высокие колокольни-ротонды. Башни — круглые, фасады расчленены карнизами, этажи обозначены окнами, которые освещают внутренние лестницы. Оконные проёмы нижних этажей окаймлены простыми полуциркульными арками, верхних — двойными и тройными.

C начала XI века В Западной Европе колокольни начали возводить повсеместно в качестве дозорных башен, с которых, в случае опасности, была возможность наблюдать приближение неприятеля и предупредить жителей.

Романская архитектура

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Иметь колокольню при церкви стало считаться признаком силы и власти. Если ранее колокольни возводились отдельно, то со временем её стали воздвигать в единстве со зданием храма, над его главным входом. Позже появилось две башни: с обеих сторон притвора либо на концах боковых нефов, примыкающих к трансепту. Иногда башню располагали над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих местах одновременно. Таких храмов со множеством колоколен много в Нормандии, где небольшие церкви имеют три, большие соборы — пять, а некоторые — большее число башен. Так, в реймсском соборе семь колоколен, а в ланском — девять.

Форма башен менялась во времени и зависела от местности и зодчих. Изначально колокольни были круглыми в плане. После они трансформировались в четырёх- и восьмигранные, сужающиеся кверху. Обычно башня была в несколько ярусов, в каждом из которых делались отверстия для пропускания звука и света. Эти отверстия и окна обрамлялись двулопастнымы и трёхлопастными арками и создавался трифорий, что было обычным явлением в романской архитектуре.

Крыши башен часто покрывались свинцом, но иногда каменными плитами и черепицей. Формой покрытия башен был остроконечный конус, но чаще форма была четырёхгранной или восьмигранной пирамидкой, у основания которой по углам башни ставились четыре небольшие главки или балдахина.

Готика

При переходе к готике изменяется общий вид колоколен и их количество уменьшается. Теперь колокольня остаётся одна — посередине главного фасада, либо две — симметрично по обе стороны главного, западного фасада.

Готические колокольни имеют в плане квадрат, состоят из нескольких этажей, постепенно суживающихся кверху. Высота этажа зависит от удаления от земли — чем дальше, тем выше. На каждой стороне каждого этажа имеется одно- или двухчастное стрельчатое сложное окно.

Тело колокольни незаметно переходит в восьмигранную пирамидальную остроконечную крышу. В поздней готике кровля становится сквозной, состоящей из каменных плотных узорных рёбер с резными промежутками. Самый верх колокольни увенчивался либо крестом, либо фигурой петуха, которая является эмблемой христианского бодрствования, либо флероном или крестоцветом.

Многие готические колокольни были настолько сложны, что так и остались недостроенными из-за недостатка времени и финансирования.

Возрождение

В эпоху Возрождения колокольни утратили первенствующее значение в формировании силуэтов храмов, уступив главенство куполам. Колокольни возводились, как правило, в слиянии с храмом.

Самые высокие колокольни

Русь

На Руси домонгольского и монгольского периодов о строительстве колоколен ничего не известно. Первые упоминания о помещениях для размещения колоколов появляются в летописях начиная с XVI века. Подобные помещения носили названия «персь» или «перш», были временными типа козел, деревянными.

Типичная псковская звонничка — предок русской колокольни

Немного позже деревянные столбы заменили каменными и устроили более прочные перекрытия и покрытия. Подобные сооружения были предками звонниц. Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является псковская звонница, выполненная в вид перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии. Небольшие звонницы распространены в церквях Новгорода и Пскова.

В русской церковной традиции первоначально был распространён архитектурный прием, когда специальную башню — колокольню устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. Примером этого является Успенский собор во Владимире, по поводу которого местные жители острили, говоря, что наконец-то «к древнему собору прицепили паровоз».

До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.

Московское зодчество

На иконах XVI века встречаются изображения деревянных восьмигранных колоколен. В московский период начали возводить из камня. После восьмиугольной начали делать четырёхугольные и круглые, имеющие в завершении шатёр либо шести- или восьмигранную пирамиду. Но всегда здание колокольни возводилось отдельностоящим либо с примыканием к какой-либо стороне здания храма. Высота колокольни была незначительной. К исключениям можно отнести колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, семиярусную колокольню Новоиерусалимского монастыря, 72-метровую колокольню Новодевичьего монастыря.

  • В XVI веке этот тип эволюционирует в привычную шатровую колокольню

  • Отдельно стоящая колокольня середины XVII века с часозвоней

  • Для московских приходских церквей XVII веке, построенных «кораблём», характерна постановка колокольни над папертью

  • В конце XVII века на смену шатровым колокольням приходят ярусные

Беффруа

В Брюгге, Ипре, Генте, Лилле, Турне и Дуэ стоят знаменитые беффруа — высокие колокольни, которые доминировали в панораме средневековых фландрских городов и служили символами городского благосостояния и независимости. В 1999 тридцать две бельгийские беффруа были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2005 в список добавлены ещё одна бельгийская и 23 французских звонницы. Большинство из них прикреплены к гражданским постройкам, в основном к городским ратушам, лишь несколько из них стоят при церквях.

См. также

Литература

Ссылки

wiki.sc

Колокол — Википедия

Устройство подвесного европейского колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык, 10. заплечики

Ко́локол (ст.‑слав. кла́колъ) или Кампа́н (ст.‑слав. ка́мпанъ, греч. Καμπάνα) — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой. Обычно колокола отливают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.

Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — учение, наука).

Этимология

Слово звукоподражательное, с удвоением корня (*kol-kol-), в древнерусском языке известно с XI века. Восходит предположительно к той же основе, что и древнеиндийское *kalakalah — «неясный глухой звук», «шум», «крик» (для сравнения в хинди: колахал — «шум»).[1]. Форма «колокол» сформировалась, вероятно, по созвучию с общеславянским *kol — «круг», «дуга», «колесо» (для сравнения — «колесо», «около» (во’круг’), «коловорот» и т. д.) — по соответствию формы.

В других индоевропейских языках встречаются родственные по происхождению слова: лат. calare — «созывать», «восклицать»; др.-греч. κικλήσκω, др.-греч. κάλεω — «звать», «созывать»; нем. Glocke — «колокол», литовское kankalas (от kalkalas) — колокол и др.

В германской ветви индоевропейских языков слово «колокол» восходит к праиндоеропейскому *bhel- — «издавать звук, шум, рёв»: англ. bell, н.-в.-н. hallen, hel, свн hille, holl, и др.

Другое славянское название: «кампан» происходит от лат. campāna, итал. campana. Данное название в честь итальянской провинции Кампания, которая одна из первых в Европе наладила производство колоколов. На Востоке кампаны появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I подарил 12 колоколов императору Василию Македонянину[2].

Использование колоколов

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында). Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)). Колоколами раньше звонили вручную при подаче сигнала о начале и окончании уроков в школе. В данное время звонки в школах электрические, а ручной колокол остался в традиции школьных линеек по поводу первого и последнего звонка в учебном году.

История

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом. Впрочем, «неблагочестивые» имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола «Козёл» и «Баран», названые так за резкий, «блеющий» звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван «Лебедем» за высокий, чистый звук). В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду — «Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango» («Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю»). Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай «крестин колокола» (соответствует православному освящению колокола).

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни[3][4]. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов[5].

Колокола в Русской православной церкви

Церковный колокол

Колокола на Руси появились почти одновременно с принятием христианства в конце X века[6]. Их заимствовали из Западной Европы[6], при этом, они не смогли полностью вытеснить било с теми же функциями, просуществовавший до XIX—XXI веков[7]. Больших размеров колокола начали отливать лишь в XV веке с появлением собственных металлургических заводов[6]. Звон колокола созывал людей на богослужение или вече, для совместного отпора захватчикам, на почёт героев-победителей. На широких просторах России старались отливать большие колокола с низким сильным звуком, который можно слышать на больших расстояниях (например, предшественник «Царя-колокола» 1654 года при Алексее Михайловиче весил около 130 тонн и слышен был на 7 вёрст)[6]. Колокола были единственным используемым музыкальным инструментом в богослужении[6]. Согласно Адаму Олеарию в России начала XVII века на московских колокольнях висело до 5-6 колоколов весом до 2 центнеров, с которыми управлялся один звонарь[6]. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.

В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Великом Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком. Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойдённые в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн). После 1917 г. литьё колоколов продолжалось на частных заводах в 1920 гг. (эпоха НЭПа), но в 1930-е прекратилось полностью. В 1990-е гг. многое приходилось начинать с нуля. Литейное производство освоили такие гиганты как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод. На этих заводах изготовлены нынешние колокола-рекордсмены: Первенец 2002 г. (27 тонн), Благовест 2002 г. (35 тонн) завода ЗИЛ, Царь-колокол 2003 г. (72 тонны) Балтийского завода.

В Русской православной церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвонные) колокола.

Благовестники

Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на богослужение[6]. Их можно подразделить на следующие виды:

  • Праздничные колокола

Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым больши́м по весу в наборе колоколов.

  • Воскресные колокола

Воскресные колокола используются в воскресные дни и в «великие праздники». При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.

  • Постовые колокола

Постовые колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.

  • Полиелейные колокола

Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).

  • Будничные (простодневные) колокола

Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).

Помимо благовестника, большие колокола (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на божественной литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента богослужения.

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые «часовые» колокола, в которые «отбиваются» часы.

Подзвонные колокола

Подзвонные колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику. Отдельно подзвонные колокола используются при так называемом звоне «в двои», который осуществляется на литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост. При отсутствии благовестников звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.

Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

Зазвонные колокола

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Посредством использования зазвонных и подзвонных колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к божественной литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

Размещение колоколов

Церковь Св. Екатерины у Тучкова моста

Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница, выполненная в виде перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.

В церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню — колокольню — устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалась в конструкцию основного здания.

В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. В наиболее поздних постройках, преимущественно в XIX веке, колокольню вводили в конструкцию церковного здания. И тогда колокольня, бывшая первоначально вспомогательным сооружением, становилась доминирующим элементом в его облике. Примером такого вмешательства является пристройка колокольни к православной церкви Св. Екатерины на Васильевском острове Петербурга. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы». До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населённом пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.

Сигнальные колокола

Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов специально делалась отличной от церковных, благодаря чему сигнал всегда можно было легко опознать. Сигнальные колокола также называли набатными. На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам. Так же в рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени.

Классический колокол как музыкальный инструмент

Данные в этой статье приведены по состоянию на 1900.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Бронзовый колокольчик

Вид изнутри

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблён колокол весом в 22,9 т. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31 т.), московского (70,5 т) или Царь-Колокола (200 т). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука[8]. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.

Колокола в русской музыке

Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах.

— Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор)[9]
Православный храм с навершием в форме колокола

Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя», Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», Бородин — в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский — в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими.

Куранты

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находились также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича. В настоящее время на строй К. обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата подобного метроному. Гармонически настроенные К. протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Ореанде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см. «Журнал Русского Физико-химического Общества», т. XVI, 1884 г. и стр. 17, «Русского Паломника», 1887 г., № 17). Набор маленьких К., применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.

Часы-куранты башни городской думы в Санкт-Петербурге. Видны циферблат и колокол, снаружи которого установлен специальный боёк

Карильон

Название — от (фр. carillon). В отличие от курантов, способных исполнять лишь ограниченное количество произведений, предусмотренных при изготовлении подобно тому, как это имеет место музыкальной шкатулке, карильон представляет собой подлинный музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные музыкальные пьесы. Карильон установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге по инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века. Подробная история карильона Петропавловского собора в Петербурге: В Петропавловской крепости находится самое большое количество колоколов в мире. В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон — дар Фландрии Санкт-Петербургу, состоящий из 51 колокола диапазоном 4 октавы. Стоит он около 300 тысяч долларов и был приобретен директором голландской Мехеленской карильонной школы Йо Хаазеном на пожертвования 352 спонсоров из десятков стран. Среди дарителей — фонд Романовых и королевская чета Бельгии, благодаря которым в карильоне появился самый тяжелый колокол весом более трех тонн. На колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс колоколов — голландских и русских. Из 103 колоколов, расположенных на четырех уровнях соборной колокольни, 31 колокол датируется 1757 годом — это сохранившаяся часть второго голландского карильона. История часов Петропавловского собора с боем и курантами началась в 1720 году, когда в Петербург из Голландии был доставлен часовой механизм, комплект из 35 колоколов и клавиатура карильона. В 1725 году на колокольне Петропавловского собора во втором ярусе была устроена русская звонница. Благовест, раздававшийся с Петропавловского собора, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. К началу XX века русские колокола звонницы обветшали, и 27 новых колоколов для звонницы были изготовлены в 1905 году гатчинским заводом А. С. Лаврова. После Октябрьского переворота часы остановили. В 1937 году их неудачно пытались настроить на исполнение «Интернационала». Часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1947 году началась реставрация курантов Петропавловского собора, и через пять лет русские колокола бывшей звонницы начали вызванивать первые такты гимна Советского Союза. Гимн исполнялся четыре раза в сутки вплоть до 1989 года, когда куранты вновь остановили для комплексных реставрационных работ.

Колокола Китая

В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). В позднем императорском и современном Китае колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (таковы Колокольная башня в Сиане и башни Гулоу и Жоглоу[en] в Пекине), расположенные на которых колокола и барабаны подавали сигнал на заре и при заходе солнца, а также в случае чрезвычайных событий.

Скоба, за которую подвешивается китайский колокол, часто отливается в виде зверька пулао (кит. 蒲牢). По легенде, пулао — один из девяти сыновей китайского дракона, который любит громко кричать. Потому ему и досталось место на колоколе[10].

Колокола доимперской эпохи

Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий XX в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез. Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два чётких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу. О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.

Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная «нога», не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него юнчжун сохранил «ногу» для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри «нога» колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.

Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана. По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покорённых царств.

В филателии

  • Почтовые марки
  • СССР, 1991 год: Ассоциация колокольного искусства СССР

  • Белоруссия, 2007 год

  • Белоруссия, 2007 год

  • Белоруссия, 2007 год

См. также

Примечания

  1. ↑ Этимологический словарь русского языка
  2. ↑ Полный церковнославянский словарь протоиерей Григорий Дьяченко
  3. ↑ Валенцова М. М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. — М.: Индрик, 1999.
  4. Фрэзер Дж. Дж. Глава V. Золотые колокольчики // {{{заглавие}}} = FOLK-LORE IN THE OLD TESTAMENT. — 2-е изд. — М: Политиздат, 1990. — С. 486—509. — 542 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-250-01011-3.
  5. ↑ Опарин А. А. «И камни возопиют…»: Монография. — Харьков: Факт, 2000. ISBN 966-7099-99-7
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Барковская Светлана Петровна. Русская духовная культура: Учебник для студентов среднего профессионального образования по музыкальному и педагогическому направлениям подготовки. — Scientific magazine «Kontsep, 2013-03-11. — 297 с.
  7. Анатолий Степанович Каргин, Анна Владимировна Костина, Государственный республиканский центр русского фольклора (Russia). Фольклор малых социальных групп: традиции и современность : сборник научных статей. — Гос. республиканский центр русского фольклора, 2008. — 308 с.
  8. Рогаль-Левицкий Д. Р. Гл. 4. Ударные инструменты, «Колокольчики» // Современный оркестр. — М.: Государственное Музыкальное издательство, 1953. — Т. 2. — С. 357. — 448 с. — 4 000 экз.
  9. Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор) // Всероссийская науч.–практ. конференция «Фольклор народов России» : Материалы конф.. — Астрахань: Наука, 2003.
  10. ↑ Welch, Patricia Bjaaland. (Вельч, Патрисия Бьяаланд) . Chinese Art (Китайское искусство). Tuttle, 2008. ISBN 080483864X. Частичный текст на Google Books.

Литература

.

wikipedia.green

Колокольня — это… Что такое Колокольня?

пристроенное к церкви, или стоящее отдельно от нее, но поблизости с ней, сооружение, в котором повешены колокол или колокола, служащие для призыва к богослужению. В первые времена христианства, когда оно еще подвергалось гонениям, при местах молитвенных собраний не было ни колоколов, ни колоколен, и верующие приглашались в эти собрания негласным оповещением через посредство особых вестников; но после того как религия Христова сделалась господствующей стало возможным и, при увеличении христианских общин, более удобным созывать их членов в храмы явным образом. Для этой цели употреблялись сперва так называемые била — деревянные или металлические доски, из которых извлекался звук ударами молота или колотушки. Исторические указания на существование таких бил встречаются уже в V и VI столетиях. Колокола при церквах завелись позже, не прежде VIII столетия, и хотя вначале они были малы и неценны, однако для них стали вскоре устраиваться особые помещения.

Первые колокольни, упоминаемые в истории, находились в Риме, при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра; самые древние из сохранившихся до наших дней находятся в Вероне и Равенне. Это — круглые башни, стоящие отдельно от церквей. В Западной Европе, начиная с XI в., число К. быстро возрастает — не потому, чтобы их требовала величина колоколов, все еще незначительная, а потому, что в наступившие смутные времена, когда церквам и монастырями ежеминутно грозила опасность нападения со стороны баронских дружин и хищников, эти сооружения, кроме религиозной цели, удовлетворяли и мирской, а именно играли роль подзорных башен, с которых можно было наблюдать приближение неприятеля и предупреждать о нем окрестных жителей посредством набата. То, что сперва обуславливалось пользой и необходимостью, вскоре превратилось в предмет соперничества и кичения: каждая церковь хотела иметь свою К., каждый епископ или аббат считал важным делом воздвигать в своей резиденции высокую башню — видимый знак своей силы, не уступающей в горделивости донжонам (см.) в соседних замках светских властителей. Место, отводившееся К. романским зодчеством в общем плане церкви, было различно. Вначале она ставилась, по-прежнему, отдельно — обычай, удержавшийся надолго в Италии и, отчасти, в южной Франции. Потом ее стали воздвигать в связи с храмом, в середине его западного фасада, над главным входом. Далее, появились две башни на краях этого фасада, с обеих сторон притвора, пара башен над концами боковых нефов, примыкающими к трансепту, башня над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих пунктах одновременно. Таким образом произошли храмы о нескольких колокольнях. Их особенно много в Нормандии, где второстепенные церкви имеют по три, большие соборы пять, а некоторые даже и большее число башен (в реймсском соборе — их семь, в лаонском — девять). Форма башен изменялась, смотря по произволу зодчих и по стране, в которой они строились. Вначале цилиндрическая, она перешла потом в четырехгранную и в восьмигранную, суживающуюся кверху. Обыкновенно башня разделялась на несколько этажей, снабженных окнами и отверстиями для пропускания звука (Schallöffnungen). Этим пролетам придавался вид двулопастных и трехлопастных арок, а также трифория, столь обычный в романской архитектуре. Крыши башен были по большей части свинцовые, хотя иногда делались также из каменных плит и черепицы. Им сообщалась форма остроконечного конуса, но чаще форма четырехгранной или восьмигранной более или менее высокой пирамиды (фиг. 1), у основания которой, по углам башни, иногда ставились четыре такие же небольшие главки или балдахинчика.

Фиг. 1.

Стены башни, вверху, при переходе к подобной крыше, оканчивались горизонтальным карнизом, или же образовывали фронтончики (фиг. 1 и 2).

Фиг. 2.

В подобном случае, иногда (например в прирейнских церквах) крыша, сохраняя общий вид пирамиды, представляла, попеременно выступающие вперед и вдающиеся вовнутрь ребра, так что в горизонтальном ее разрезе получалась звезда (фиг. 3).

Фиг. 3.

Наконец, нагота склонов крыши маскировалась небольшими слуховыми оконцами, размещенными по ней в один или несколько ярусов (фиг. 4).

Фиг. 4.

С приближением к готической эпохе, крыша становится все выше и выше, все более и более остроконечной. В упомянутую эпоху число К. при церкви сокращается: их бывает или одна, в середине главного, западного фасада, или — что встречается чаще — две, по краям этого фасада. Готические К. имеют в плане вообще форму квадрата и образуют несколько этажей, постепенно суживающихся кверху и почти незаметно переходящих в остроконечную крышу (см. табл. при ст. Кельнский собор). Каждая сторона К., в каждом этаже, почти вся занята одиночным или двухчастным и вообще сложным стрельчатым окном. При этом, чем выше этаж от земли, тем все его вертикальные линии длиннее; крыша над последним из них имеет форму весьма высокой восьмигранной пирамиды, которая, к концу развития готики, становится совершенно сквозной, состоящей из орнаментированных каменных, плотных ребер и из узорчато-резных промежутков между ними. При ее основании, с верхнего этажа, поднимаются небольшие башенки, которые, вместе с подобными башенками, высящимися с устоев нижних этажей, с остроконечными фронтончиками над окнами и с балдахинчиками в других частях К., придают ей вид как бы стройного кипариса или другого хвойного дерева, вытянувшегося на громадную высоту. Самая вершина К. увенчивалась крестом, фигурой петуха (эмблемой христианского бодрствования), но, всего чаще, так называемым флероном или крестоцветом. Многие готические К., спроектированные чересчур сложно и грандиозно, остались недостроенными, по недостатку времени и денег для их окончания. В эпоху Возрождения, К., как сооружения, которых не знало искусство древнего мира, доставлявшее образцы художникам этой эпохи, утратили первенствующее значение, какое они приобрели перед тем в церковной архитектуре. Относительно места, отводимого для них в плане храма, их формы, их размеров, водворились произвол и крайнее разнообразие; но вообще они стали строиться в полнейшем слиянии с храмом, в общем его характере и гармонии с прочими его частями, постоянно уступая господство над собой куполу. Самые высокие К. на Западе и, вместе с тем, во всем мире — кельнского собора (512 футов), страсбургского собора (466 футов), собора св. Стефана, в Вене (453 фута), св. Михаила, в Гамбурге (426 футов).

Обращаясь от Западной Европы к России, следует заметить, что хотя колокола и появились в нашем отечестве чуть ли не тотчас по его обращении в христианство, однако, составляли вначале редкость, были немногочисленны и невелики. При русских церквах домонгольского и монгольского периодов нашей истории, К., по-видимому, не строились. По крайней мере, об особых помещениях для колоколов впервые говорится в летописях только с XIV столетия. Каковы были вид и устройство этих помещений, называвшихся «персями», или «першами», — о том трудно сказать что-либо положительное. По всей вероятности, первые К. на Руси были временные, деревянные, устроенные в виде козел. Потом деревянные столбы козел заменились каменными, самое их число увеличилось, их прикрытию дана большая прочность, и таким образом образовался тип так называемых «звонниц», которые мы находим еще доныне при многих древних церквах, особенно в бывших областях Новгорода и Пскова (например, при Софийском соборе, в Новгороде, при церкви Николы Явленного, в Пскове, в Мирожском монастыре и пр.). Звонница представляла собой каменную стену умеренной длины и вышины, прорезанную двумя, тремя или несколькими сквозными арками, расположенными в один, а иногда и в два яруса и крытую по фронтончикам над арками. Такие первоначальные покрытия почти у всех сохранившихся звонниц теперь исчезли и заменились прямой односкатной или двускатной кровлей, из середины которой выступает небольшая главка. В пролетах арок вешались колокола, на балках. Обыкновенно звонница помещалась на стене самого храма, но также строилась иногда и отдельно от него, получая, в этом случае, нижний этаж, заключавший в себе лестницу, ведущую на платформу, с которой производился звон. На иконах XVI столетия встречаются изображения не только подобных звонниц, но и деревянных К., имеющих вид восьмигранных башен, которые впоследствии уступили свое место каменным. Этот тип К. водворился у нас, как можно предполагать, не без влияния западного зодчества и получил развитие в московский период нашего искусства, когда, кроме восьмиугольной формы, К. стали давать круглую и четырехугольную, с шатровым или пирамидальным верхом о шести и восьми гранях, или же с главой в виде луковицы. Нигде, однако, в допетровской Руси, К. не строились в связи с церквами, как это было на Западе, а постоянно воздвигались как отдельные здания, лишь иногда примкнутые к той или другой стороне храма. Высота их, в сравнении с западными, была незначительна. Единственное исключение, в этом отношении, составляет башня Ивана Великого, в Москве. Высокие К., а равно и такие, которые находятся в тесной связи с церковью и входят в общий ее план, завелись в России только в XVIII столетии. Способ подвески колоколов в православных странах существенно разнится от того, какой принят в Западной Европе. На наших К. они укрепляются неподвижно, на солидных балках, и звук извлекается из них посредством качания языка и его ударов о стенку колокола, тогда как в католических и протестантских странах колокол прикрепляется к подвижному рычагу и издает звон, когда этот рычаг приведен в движение. Вследствие этого, на Западе, колокола не могут быть так велики и тяжеловесны, как наши.

А. С-в.

dic.academic.ru

Колокольня — это… Что такое Колокольня?

  • Колокольня —         башня с открытым ярусом для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. Русские колокольни строились различной формы (круглой, восьмигранной и др.), часто покрывались высокими шатрами с главкой, с XVI XVII вв.… …   Художественная энциклопедия

  • колокольня — колоколенка, звонница, кампанила, башня Словарь русских синонимов. колокольня звонница Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • колокольня —     КОЛОКОЛЬНЯ, звонница …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • КОЛОКОЛЬНЯ — башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмом или включенная в его композицию. В Италии называется кампанилой …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОЛОКОЛЬНЯ — КОЛОКОЛЬНЯ, колокольни, род. мн. колоколен, жен. Церковное строение в виде высокой башни, в которой помещаются церковные колокола. ❖ Отзвонил, и с колокольни долой (разг.) об отношении к делу, сделанному наспех, чтобы отвязаться. Со своей… …   Толковый словарь Ушакова

  • КОЛОКОЛЬНЯ — КОЛОКОЛЬНЯ, и, род. мн. лен, жен. Башня с колоколами на здании церкви или у церкви. Со своей колокольни смотреть на что н. (перен.: со своей узкой, ограниченной точки зрения; разг.). | уменьш. колоколенка, и, жен. | прил. колокольный, ая, ое.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Колокольня — (деревенская) ■ Заставляет сердце биться …   Лексикон прописных истин

  • Колокольня — отдельно стоящее или пристроенное к храму сооружение в виде высокой многоярусной башни, предназначенное для подвешивания колоколов, завершающееся главкой… Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят… …   Официальная терминология

  • колокольня — колокольня, род. мн. колоколен и устарелое колокольней …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • колокольня — Башенное сооружение, стоящее отдельно, пристроенное к храму или надстроенное над его западной частью и служащее для подвешивания колоколов, обычно в несколько ярусов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] …   Справочник технического переводчика

  • dic.academic.ru

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *