Колокольни россии – Красота, которая окрыляет — Российское фото

Самые высокие православные колокольни | ШКОЛА ЗВОНАРЕЙ

Автор admin, 03 Июл 2012 • 12:42 пп

Актуальность списка — июль 2012 года

Список составлен Ильей Дроздихиным, данные взяты из свободных источников. Выражаем благодарность Анастасии Фроловой за предоставленные недостоющии фотографии и данные! В данном списке приводятся только православные колокольни. Естественно, в Европе существует много башен и кампанил, но они не включены в данный список.

В данном списке приведены существующие колокольни, высота которых превышает 80 метров.

Вы можете помочь нам, уточнив данные которые Вам известны. Будем рады помощи в улучшении нашего списка!

 

СПИСОК САМЫХ ВЫСОКИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАВОСЛАВНЫХ КОЛОКОЛЕН РОССИИ И СНГ

Название

Расположение

Высота

Год постройки

Архитектор

1

Петропавловский собор

Россия,
Санкт-Петербург

122,5

1712—1733

Доменико Трезини

2

Колокольня Воскресенского собора Россия, Шуя 106
1810—1832  Маричелли,
В. М. Савватьев

3

 Колокольня Казанского Богородичного мужского монастыря  Россия, Тамбов  99,6
 2009—2014

4

Колокольня Благовещенского собора Россия, Воронеж 97
1998—2009  В. П. Шевелёв

5

Великая Лаврская колокольня Украина, Киев 96,52
1731—1745  Готфрид Иоганн Шедель

6

Колокольня Спасо-Преображенского собора Россия, Рыбинск 93,8
1797—1804

7

Колокольня Церкви Петра и Павла

Россия,
Ярославская обл.,
пгт. Поречье-Рыбное

93,7
1772-1779

8

Колокольня Николо-Угрешского монастыря Россия,
Московская обл.,
г. Дзержинский
93
1758—1763, перестроен
в 1859 г.

9

Колокольня Николо-Берлюковской пустыни Россия,
Московская обл,
с. Авдотьино
90,3
1895—1899  Александр Степанович Каминский

10

Колокольня Храма Воскресения Христова в Тезине Россия,
Ивановская обл.,
с. Вичуга
90
1908—1911  И. С. Кузнецов

11

Александровская колокольня Успенского собора Украина, Харьков 89,5
1821—1841  Е. Васильев,
А. Тон

12

 Колокольня Троице-Сергиевой Лавры Россия,
Московская обл.,
г. Сергиев-Посад
 88
 1740—1770  Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин

13

 Колокольня Рязанского Кремля  Россия, г. Рязань  
83,2
 1789—1840  С. А. Воротилов, И. Ф. Русско, К. А. Тон, Н. И. Воронихин

14

Колокольня Всехсвятского кафедрального собора Россия, г. Тула 82
1776—1825  Василий Федосеевич Федосеев

15

 Колокольня Свято-Троицкого монастыря  Россия, г. Алатырь  81,6
 2006-2011  Вердин В. А., Силуков В. А.

16

Колокольня Ивана Великого  Россия, Москва,
Кремль
 81
 1505-1508  Бон Фрязин

17

 Колокольня Свято-Успенской Саровской пустыни  Россия, г. Саров  81
 1789—1799  К.И.Бланк

18

Колокольня Спасского собора Россия, г. Пенза 81  строится Херувимов О.Г.

19

Колокольня Благовещенского собора Украина, Харьков 80  1888—1901  М. И. Ловцов

20

 Не вошли в список:

Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово (Рязанская обл) — 76 метров (арх. И.С,Цеханский) — размер уточнен.

Колокольня «Пересвет» Троицкого кафедрального собора, Россия, г. Брянск — — 70,25 м с крестом, 65 м  — без креста (арх.О.А. Грозева)  — размер уточнен у проектировщиков в ООО «Творец».

 

РАЗРУШЕННЫЕ КОЛОКОЛЬНИ

 

НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

 

bellschool.ru

Царь-колокол, ростовская звонница, Успенский колокол, торжественный колокол.

Вечерний звон, набат, благовест… Колокол — музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки — кампанологии (лат. campana — «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов — Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол. Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади — после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.


Большой Успенский колокол Московского Кремля. Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.


Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов — и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол — самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.


Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу — 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один — он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры — по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.


Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», — говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.


Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови.


Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца — в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся — в «знак союза и дружбы» — и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя.


Благовестник Соловецкого монастыря. Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.


Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки — тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.


Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором. Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых — Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

www.culture.ru

7 легендарных колоколов | Русская семерка

Они — «голос» России. Звучащий то романтичным вечерним звоном, то тревожным набатом, то переливчатым благовестом. У каждого русского колокола своя судьба, своя история. К сожалению, от многих из них до нас донеслись только «отголоски». А некоторым, по преданию, еще предстоит возвестить великое возрождение земли русской…

1

Вечевой Новгородский колокол

О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В 1478 году, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе. События те описаны в летописях буквально по дням. 8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити”. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. С таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда, что вечник «в плен московский на позорище» не пошел. Добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки. А осколки вечника превратились в маленькие колокольчики… Но летописи говорят о том, что колокол благополучно добрался до Москвы. Там, на колокольне Успенского собора, подавив гордость, стал петь в один голос с другими русскими колоколами. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский «Набатный» или «Всполошный» и помещен в полубашенке возле Спасских ворот. А в 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича, якобы был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.

2

Угличский набатный ссыльный колокол

До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули колокол до Тобольска.Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Так, волею судьбы “вечный ссыльный” оказался не вечным.

3

Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря

Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов, издревле определяли своим голосом характер звона того или иного храма или монастыря. В середине XVII века усердием почитателя преподобного Саввы государя Алексея Михайловича появился свой «Царь-колокол» и в Саввино-Сторожевском монастыре. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый монастырский колокол — Большой Благовестный — весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышен даже в Москве. Он являлся уникальным в колокольном литье явлением — это “колокол, настроенный сам в себе”. Необычайная чистота сплава колокола до сих пор вызывает удивление специалистов. Кроме звучания, Благовестный колокол замечателен своим внешним оформлением. Он не имел никаких общепринятых для колоколов украшений (образы Спасителя, Богородицы, святых, царские гербы и регалии), кроме надписи, покрывавшей его стенки в девять рядов. Из них нижние три – тайнопись, составленная лично Государем. Тайнопись была разгадана лишь в 1822 году. Из нее следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича — «от любви своея душевная и от сердечного желания».  В 1930-х годах все колокола монастырской звонницы были сняты и разбиты. Последним «пал»  Большой Благовест, самый певучий колокол России, — в октябре 1941 года. Скорее всего, его переплавили на военные нужды. Ныне от него сохранилась лишь часть языка, находящаяся в обители.

4

Соловецкий пленный колокол

Летом 1854 года английские корабли блокировали беломорские порты. 6 июля два шестидесятипушечных фрегата «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкому монастырю. После отказа архимандрита Александра сдать обитель, начался неравный бой. Всего то две шестифутовые монастырские пушки против ста двадцати орудий фрегатов. Беспримерная храбрость и яростное сопротивление защитников монастыря вынудили англичан отступить. Спустя пятьдесят лет, в 1908 году, Соловецкий монастырь посетил член Лондонской торговой палаты Эдвард Келарт. Тогда один из монахов сообщил ему о краже англичанами русского колокола в 1854 году. Келарт с недоверием отнесся к истории, ведь монастырь не был взят. Сделали запрос. Выяснилось, в Портсмуте действительно хранился колокол, вывезенный из Беломорья. Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской Божией Матери. Надпись на нем сообщала: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы». Предположительно, он был вывезен из Никольской церкви на Ковде. Вернули  соловецкий колокол только в 1912 году. 4 августа, на монастырском пароходе бывшего пленника привезли на Соловки. Радостным трезвоном встречали его колокольные собратья. Сотни богомольцев и монахов заполнили берег. «Возвращенца» подвесили на Царской колокольне рядом с «Благовестом» — еще одним символом чудесного спасения обители.

5

Царь-колокол

«Царь-колокол»  относится к богатырям – тысячникам. Такие колокола стали отливать с XVI века. В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый «тысячник», установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле. В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал   этот   колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля. В XVII в. русские колокольных дел мастера снова отличились. Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, в 1622 г. завершил работу над колоколом «Реут» в 2 тыс. пудов, который сейчас находится на колокольне Ивана Великого. В 1655 г. Александр Григорьев в течение года отлил колокол в 8 тыс. пудов. По свидетельству очевидцев, для раскачки 250-пудового языка требовалось 40 — 50 человек. Колокол звонил в Кремле до 1701 г., когда во время пожара упал и разбился. Воссоздать самый большой колокол в мире вознамерилась Государыня Императрица Анна Иоанновна, увеличив его вес до 9 тыс. пудов. Отливать заказ взялась известная династия колокольных мастеров Моториных. В ноябре 1735 г. колокол был успешно завершен. Он весил 12327 пудов (около 200 т.) и был назван «Царем-колоколом». Весной 1737 г. во время очередного пожара загорелся деревянный сарай над колокольной ямой, где находился колокол. От огня он раскалился, а при попадании воды в яму дал трещины. От колокола откололся «небольшой» кусочек в 11,5 т. И только в 1836 г., спустя сто лет, «Царь-колокол” был поднят и установлен на специальном постаменте у колокольни Ивана Великого, где обретается и поныне.

6

 Колокола Ростова Великого

В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом «всего» 500 пудов, названный «Лебедем». В следующем году — «Полиелейный» весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер. А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол — в 2000 пудов по имени «Сысой». Раскачивают его два человека, и до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию. «Голодарь» («Великопостный») переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый старый колокол звонницы Успенского собора «Баран» (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. Остальные колокола — от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: «Красный» и «Козел». Эти колокола датируются XVII веком. Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших – поперек, всего 13 колоколов. Замысел был гениальный — об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России. Здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны.

7

Колокола Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и самых красивых в России. 88-метровую ажурную белокаменную красавицу иногда сравнивают с русской березой. Ее начали строить в 1740 году, а закончилось возведение к 1770 году, при Екатерине II. Колокольный подбор Лавры славился по всей России как самый древний и обладал красивым слаженным звучанием. Самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры — «Чудотворцев», отлитый в 1420 году при игумене Никоне — преемнике преподобного Сергия Радонежского. «Лебедь», или «Полиелейный» был отлит для Лавры в 1594 году на средства Бориса Феодоровича Годунова. В 1602 году в монастырь привезли из Москвы еще один колокол, пожалованный Годуновым. В Троицкую обитель за ним шел сам «царь и великий князь Борис Федорович всея Руссии и с царицею». Позже, в 1683 году, в мастерских самой Лавры был отлит «Корноухий» (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши), или «Воскресный» колокол, имеющий весу 1275 пудов. А в 1759 году на колокольню был поднят уникальный благовестный колокол «Царь», в 4 000 пудов. Вес только его языка составлял 88 пудов!  Зимой 1930 года, исторические колокола «Корноухий», «Годуновский» и «Царь», шедевры колокольных мастеров, были уничтожены. Об этой трагедии сохранилось свидетельство в дневниках М.М. Пришвина: “11-го января сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола… Большой Царь  доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю.  Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами… Когда он упал, то и разбился вдребезги. По-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого.”  16 апреля 2004 года на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый «Царь-колокол», самый большой из существующих в России. Этот колокол-гигант весит 72 тонны, а его высота составляет более четырех с половиной метров.

Как звучат Аверкиевские перезвоны? 

russian7.ru

Самые высокие православные колокольни в России

Золотые купола, сверкающие в солнечных лучах, колокольный звон, плывущий над землей… Вот от чего замирает в величественном трепете душа православного человека. Представляем вашему вниманию самые высокие православные колокольни в России.

Петропавловский собор — 122,5 м

Петропавловский собор (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — это православный собор, который находится в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости. Раньше собор был усыпальницей русских императоров, а теперь это памятник архитектуры петровского барокко. Собор был построен в 1733 году, архитектором Доменико Трезини. На его строительство ушел 21 год. Высота Петропавловского собора составляет 122,5 метров и до 2012 года это было самое высокое здание Санкт-Петербурга. С 2013 года собор занимает 3 место по высоте среди всех зданий города, после 140-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высотою в 124 метра.

Колокольня Воскресенского собора — 106 м

Воскресенский собор — это православный храм в Шуе, который известен своей 106-метровой колокольней — первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. Строительство собора было начато в 1810 году, а закончено только в 1832 году. Над проектом здания и его реализацией старались 2 архитектора — Маричелли и В. М. Саватьев. Спустя пол века, в 1891 году на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России, вес которого составлял 1270 пудов. Сейчас Воскресенский собор является самым высоким зданием в Ивановской области.

Храм Христа Спасителя — 103 м

Храм Христа Спасителя — это самый большой собор русской Православной Церкви, который расположен в Москве. Храм был построен в 1883 году в честь победы и в память о павших в войне 1812 года. Изначально строительство храма началось по проекту архитектора Александра Витберга в 1817 году, но работы остановились в 1825 году по причине обвинения архитектора в финансовых растратах. Затем автором нового проекта назначили Константина Тона, который завершил строительство собора в 1883 году.

Спустя 50 лет, в 1931 году, храм был разрушен в результате сталинской реконструкции Москвы. Заново его решили построить только в 1994—1997 годах. Сейчас храм вмещает в себя около 10 000 человек.

Исаакиевский собор — 101,5 м

Исаакиевский собор — это крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, который расположен на Исаакиевской площади. Его высота составляет 101,5 метров. Собор был построен и освящен в 1858 году, во имя преподобного Исаакия Далматского, который был почитаем самим Петром I. На его строительство ушло ровно 40 лет. Проектированием и строительством собора занимался архитектор — Огюст Монферран, под наблюдением императора Николая I. Сейчас этот православный храм имеет статус музея, а также здесь ежедневно проводятся богослужения.

Колокольня Казанского Богородичного мужского монастыря — 99,6 м

Казанский Богородичный монастырь — это мужской монастырь, который находиться в Казани, в городе Тамбов. В зданиях храма располагается Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых. Многоярусная монастырская колокольня, строительство которой завершилось в 1848 году, была снесена в советские годы. На месте колокольни построили здание школы № 32, а 10 августа 2007 года состоялось торжественное освещения креста и закладного камня. Однако уже весной 2009 года начали строительство новой надвратной колокольни, высота которой сейчас составляет 99,6 метров.

Вот мы и рассмотрели с вами 5 самых высоких православных колоколен в России, каждая из которых завораживает взгляд любого, кто хоть раз стоял рядом с этими архитектурными шедеврами.

www.learnrussianineu.com

Самая высокая колокольня в России

Петропавловский собор среди храмов Санкт-Петербурга занимает особое место. Именно тут похоронены все российские императоры и члены царской семьи (кроме Петра II и Ивана VI). Колокольня Петропавловского собора вплоть до 2012 года была самым высоким зданием Санкт-Петербурга: его высота 122,5 метра. В былые времена она служила ориентиром в городе: видно ее было отовсюду.

Заложили храм в самом сердце Петропавловской крепости в начале XVIII века.

Петр I хотел усилить главенствующее положение Санкт-Петербурга, поэтому новый храм стал самым значительным и высоким сооружением, по показателям превышающим даже московские храмы: колокольню Ивана Великого и Меншикову башню.

Первый камень в основание собора заложили в день святых апостолов Петра и Павла, отсюда и название — Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, или Петропавловский собор. Кстати, сам Санкт-Петербург тоже был назван в честь апостола Святого Петра, но со временем все больше и больше стал ассоциироваться с именем первого российского императора.

Церковь внутри церкви

Сначала церковь была деревянной (1703-1704 годы). Но потом, почти десять лет спустя, вокруг деревянного храма начали строить каменный. Была именно такая задумка: деревянный храм должен остаться внутри каменного. Строили долго, вплоть до 1732 года. Над храмом работали совершенно разные мастера. Так, главным архитектором стал Доменико Трезини, шпиль установил голландец Харман Ван Болос, иконостас был изготовлен Иваном Зарудным в Москве, а в отделке принимали участие многие художники.

Для царя в соборе оборудовали специальное место: его украсили малиновым бархатом и резной золоченой короной.

Новая мода

Внешне Петропавловский собор своими окнами, стенами и отсутствием пятиглавия больше похож на западный храм, чем на русские церкви. Некоторое время он даже задавал новую моду на строительство церквей, однако традиция просуществовала недолго, примерно до середины XVIII века.

Колокольня как смотровая

Высокую колокольню в Петропавловском соборе сделали не только с целью «переплюнуть» самые высокие храмы Москвы. Она имела вполне прикладное военное значение: в случае нападения на город с нее было бы удобно наблюдать, как к стенам крепости приближаются враги.

Кроме того, здесь хранятся военные трофеи: шведские и турецкие знамена, а до начала ХХ века храм был памятником славы русского оружия, пока все экспонаты не передали в Эрмитаж.

Самая большая колокольня

Колокольня Петропавловского собора — самая большая среди всех других колоколен, учитывая, что она не занимает отдельно стоящее здание, иногда именно этот храм считается самым высоким в мире среди православных.

Тут находится 103 колокола, причем 31 из них сохранился с 1757 года. Здесь же установлен и карильон, периодически в крепости проходят концерты карильонной музыки.

Кстати, Петропавловский собор изображен на заднем плане 50-рублевой купюры.

Летящий ангел — символ Санкт-Петербурга

Ангел, венчающий шпиль Петропавловского собора, считается одним из главных символов Санкт-Петербурга. В высоту он достигает 3,2 метра, а размах крыльев — 3,8 метра. Ангел вертится вокруг своей оси, подобно флюгеру.

С этим ангелом связана любопытная легенда. В 1829 году после сильной бури ангел накренился очень сильно и уже готов был упасть. Какое-то время он оставался согнутым, пока искали способы его восстановления. Вызвался помочь кровельных дел мастер Петр Телушкин, и даже без дорогостоящих лесов. С помощью веревки он добрался до фигуры и отремонтировал шпиль. Легенда гласит, что после этого ремонта мастер получил право на бесплатную выпивку в любом кабаке. Ему даже дали соответствующую грамоту, при предъявлении которой Петру должны были подносить рюмку. Однако мужчина потерял бумагу, и тогда ему набили клеймо на правую сторону подбородка. С тех пор ему нужно было только щелкнуть по клейму, и выпивку тут же несли. Считается, что именно так возник этот характерный жест.

travelask.ru

К о л о к о л ь н я


         

Колокольня — башня с открытым ярусом, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило стоящая отдельно от основного здания храма, называется итальянским словом кампанила.

В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни. На иконах XVI века встречаются изображения деревянных восьмигранных колоколен. В московский период начали возводить из камня. После восьмиугольной начали делать четырёхугольные и круглые, имеющие в завершении шатёр либо шести- и восьмигранную пирамиду, иногда луковку.

Но всегда здание колокольни возводилось отдельностоящим либо с примыканием к какой-либо стороне здания храма. Высота колокольни была незначительной. Единственное исключение — Колокольня Ивана Великого в Москве. Высокие и связанные с церковью планом колокольни, появились на Руси только в XVIII веке.

Список самых высоких православных колоколен России


  1. Петропавловский собор 122,5 м  (Петербург)
  2. Воскресенский собор 106 м  (Шуя)
  3. Спасо-Преображенский собор 93,8 м  (Рыбинск)
  4. Церковь Петра и Павла 93,7 м  (пос.Поречье-Рыбное)
  5. Николо-Угрешский монастырь 93 м  (Дзержинский)
  6. Николаевская Бирлюковская пустынь 90,3 м  (д.Авдотьино Моск. обл.)
  7. Троице-Сергиева лавра 88 м  (Сергиев-Посад)
  8. Рязанский Кремль 83,2 м  (Рязань)
  9. Всехсвятский кафедральный собор 82 м  (Тула)
  10. Свято-Троицкий монастырь 81,6 м  (Алатырь)

   В базе — 38 Колоколен

Институтом Русской Цивилизации в 2010 году была выпущена историческая энциклопедия Русские монастыри и храмы

Энциклопедия включает 1348 статей, содержащих описание русских монастырей и самых известных храмов.

Подобное обобщающее издание о монастырях публикуется впервые. Представлено 1812 иллюстраций из архивов, редких книг, а также современные фото.

Скачать данный материал можно здесь: (формат PDF размер 40МБ)

www.golddomes.ru

Самые крупные колокола России | Агентство Литьё++

История производства церковных колоколов в России имеет очень давние традиции, берущие своё начало с древней Руси. Первые упоминания в летописях датируются 988 годом.

Царь-колокол

Самый большой в мире колокол — Царь-колокол, весом около 200 т (высота колокола — 6,24 м; диаметр — 6,6 м) был отлит 25 ноября 1735 года  русскими мастерами Иваном Моториным с сыном Михаилом. При этом, следует уточнить, что Иван Моторин скончался в августе 1735 года и все работы, непосредственно связанные с плавкой и заливкой формы были выполнены под руководством Михаила Моторина. Во время проведения чеканных работ в 1737 году произошёл кремлёвский пожар, загорелись «леса» над литейной ямой, чтобы колокол не расплавился, его тушили водой, в результате от колокола откололся кусок весом в 11,5 т. Царь-колокол никогда не был действующим. В память об искусстве старых мастеров литейщиков колокол установлен на Ивановской площади Московского Кремля (Россия).

Колокол «Царь»

Самый крупный из всех действующих колоколов когда-либо изготовленных в России — «Царь», был отлит 10 сентября 2003 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге для колокольни Cвято-Троицкой Cергиевой лавры. Его вес составляет 72 тонны, высота — 4,55 метра, диаметр — 4,5 метра. Колокол был поднят на колокольню 16 апреля 2004 года. Впервые он зазвонил на Троицу 30 мая этого же года.

Из надписи на колоколе (перевод со старославянского): «Отлит же сей колокол в граде Санкт-Петербург на Балтийском заводе со звучанием, которое избрал первый регент Лавры архимандрит Матвей и старейший звонарь игумен Михей, звуковой расчет очертаний создал Борис Нюнин, литью же начальник был Виктор Иванов и всех дел руководитель Виктор Дмитриев«.

Большой Успенский колокол

Большой Успенский колокол отлит в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года на заводе Михаила Богданова. Лили колокол «под распоряжением преосвященного архиепископа Августина»: 90-летний мастер Яков Завьялов и пушечный мастер Русинов. Вес колокола —  65,52 т. Реальные размеры Успенского колокола разные авторы дают протеворечиво:  Н. Оловянишников указывает диаметр — 5.49 м, высота — 6.4 м;  Персифаль Прайс приводит диаметр — 3.65 м, звонари — 4.4 м… Чтобы Успенский колокол благовестил, его язык весом около 2-х т, для удара в один край — раскачивают два звонаря, для удара в оба края — до пяти человек. Большой Успенский колокол прекрасно сохранился до наших дней, находится в среднем пролете Успенской звонницы Московского Кремля, имеет красивый тон и богато декорирован.

Колокол «Соборный»

Третий по величине в России колокол «Соборный» отлит  5 октября 2011 года на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге для звонницы  Собора во имя святого Благоверного князя Александра Невского в Нижнем Новгороде. При отливке колокола были задействованы все плавильные печи литейного производства Балтийского завода, в том числе и 30-тонная. Вес «Соборного» — 64 т, диаметр – 4 м. Для его изготовления потребовалось 93 т  колокольной бронзы.

Колокол изготовлен  по заказу Нижегородской Епархии в честь 400-летнего юбилея ополчения Минина и Пожарского и окончания Смутного времени на Руси. Колокол украшен рельефными иконами нижегородских святых Серафима Саровского и Макария Желтоводского, а также ликом Святого Благоверного князя Александра Невского. Основной тон звучания колокола —  нота соль.

Справка:

«Балтийский завод» имеет большой опыт по отливке церковных колоколов развесом от 5 кг до 72 тонн. За последние годы на литейном производстве, основной продукцией которого являются гребные винты для судов и кораблей, создано более 200 колоколов. Они установлены на колокольне храма во имя Великомученицы Екатерины в Царском селе, в церкви Великомученика и целителя Пантелеймона в Санкт-Петербурге, в Свято-Вознесенском женском монастыре в  г. Смоленске, в Спасо-Преображенской церкви (п. Локия) и многих других храмах.

Источники информации:

on-v.com.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о