Константин наумов – фантазия случая и резонанс слоев — Российское фото

фантазия случая и резонанс слоев — Российское фото

Питерский фотограф Константин Наумов работает в редком жанре мультиэкспозиции, а его работы многослойны как в прямом, так и в переносном смысле. Их суть невозможно ухватить с лету, они требуют вдумчивого, неторопливого созерцания, притягивают зрителя и не отпускают, раскрепощая его поток сознания.

— Как и почему вы заинтересовались фотографией?

— Я астроном и наблюдаю небесные объекты. Однажды опустил трубу вниз и обнаружил, что здесь есть свой космос… (улыбается).

— Помните свою первую камеру?

— У нас в семье был фотоаппарат «Смена-2». Чтобы произвести впечатление на одноклассников и особенно одноклассниц, я брал его с собой в школу. Именно благодаря этому обстоятельству мне доверили в школьном спектакле роль старого фотографа, которому довелось снимать Ленина (улыбается).

— Вы профессиональный фотограф?

— Нет, потому что я живу не с этого, а этим.

— Каким жанром вы интересовались в самом начале своего творчества?

— Вначале, как, наверное, и многие, я хотел «сделать красиво», потом — интересно.

— Как вы можете назвать собственный стиль в фотографии?

— Это высекание живых искр соударением кусков мертвой реальности.

— У вас очень философские интересные снимки, требующие внимательного и долгого рассмотрения. Как вы думаете, побуждают ли такие работы к размышлению о чем-то важном? Ведь в последние годы наибольшую популярность снискали фэшн и свадебная фотография, не очень-то вызывающие рефлексию…

— Философичность мультиэкспозиции зачастую не является целью автора, а есть ее имманентное свойство. Совмещение разнородных образов приводит к их визуальному искажению и отклонению от привычного спектра связанных с ними ассоциаций. А я как автор в основном стремлюсь к интересной композиционной организации с взаимосвязанными частями изображения, хотя это не часто удается.

Что касается фэшн-фотографии, то ее сторонникам свойственно отождествлять красоту снимка с красотой объекта, как правило, одиночного и приукрашенного. В такой работе преобладают свойства объекта, а не изображения как целостного художественного полотна.

— В современной фотографии есть по крайней мере два вопроса, которые всегда вызывают споры: мобильная фотография и ее место в фотографии вообще и совершенная техника, которая «делает за фотографа всё». Как вы на это смотрите? Признаете ли могущество фототехники и какие прогнозы делаете насчет мобильной фотографии?

— Независимо от того, какие технические средства используются, решающим фактором является наличие в творческом продукте элементов первичности. Зачастую можно наблюдать высокотехничные результаты, удручающие своей безнадежной вторичностью, ни на шаг не выходящей за пределы привычного образного ряда.

— Насколько для вас важно общественное признание?

— Успех творения выше успеха автора.

— Чем вам нравится мультиэкспозиция?

— Она порой дает то, о чем говорят: «нарочно не придумаешь». Как показывает практика, фантазия случая зачастую оказывается неожиданнее авторской. И тут возникает естественный вопрос: а в чем тогда заслуга автора? Могу лишь сказать, что без соответствующего опыта подбора слоев резонанса между ними не будет, и тут не поможет никакая фантазия случая. Использующий мультиэкспозицию должен чувствовать, понимать, какие элементы изображения могут войти во взаимодействие с соседней экспозицией, а какие будут только мешать.

— Как появляются и компонуются ваши работы? Вы заранее знаете, что хотите показать в кадре, или он рождается из нескольких образов?

— Пленочные мультиэкспозиции по способу реализации можно разделить на две группы. Первая — осознанная мультиэкспозиция, это когда экспозиции осуществляются последовательно на один кадр без перемотки пленки. Вторая — мультиэкспозиция с перезарядкой уже отснятой пленки. В первом случае результат в достаточно высокой степени предсказуем, во втором присутствует значительный (с точностью до общего представления автора о первой экспозиции) элемент случайности.

Для мультиэкспозиций с перезарядкой пленки наиболее пригодны фотоаппараты с электронной протяжкой пленки, у которых есть инфракрасный датчик позиционирования кадров, что устраняет вероятность сдвигов кадров между соседними экспозициями. Проверено на фотоаппаратах Canon EOS 1, 3, 300, 300V, Olympus Mull.

Что касается рождения образов, то у меня подбор образного содержания слоев чаще всего происходит на подсознательном уровне, являясь продуктом спонтанного порождения мимолетных фантазий, особенно в случаях, связанных со съемкой непостановочных, репортажных сюжетов, — День города, Фестиваль уличных театров…

— Что вдохновляет вас на творчество?

— Уже давно произошло смещение мотива на процесс.

— Мы подготовили обзор лучших фотографов, работающих в направлении мультиэкспозиции, и включили в этот обзор и вас. На сегодняшний день это довольно редкое направление. Как вы думаете, почему?

— Во-первых, в фотографии наиболее ценна та выразительность, которая достигнута прямой съемкой, без каких-либо манипуляций с изображениями, в том числе и таких честных, как пленочная мультиэкспозиция. Во-вторых, современные фоторедакторы предоставляют мощнейшие возможности для манипулирования изображениями, и заниматься простым сложением кадров, имитируя пленочную мультиэкспозицию, нет особого смысла. А если все же использовать эти возможности фоторедактора, мы получим конечный результат, который уже будет находиться вне пределов понятия фотографии, в иной области визуального творчества.

— Творчество каких современных и классических фотографов для вас особенно важно?

— Я видел много чего, что-то наверняка отложилось, но без взаимосвязи с конкретными именами. Должен, однако, заметить, что выставки живописи оказываются для меня более сильным катализатором.

— Что для вас фотография сейчас?

— С одной стороны, это некая игра по собственным правилам, с другой — образ жизни.

— Какой цели в фотографии вы хотели бы добиться?

— Новизны…

— Чем снимаете сейчас?

— В основном пленочными Canon EOS 1 и 3, но есть также и несколько среднеформатных камер, две из которых используются для мультиэкспозиций.

— Если говорить о мультиэкспозиции, то как вы думаете, что все-таки больше подходит для этого направления: цифра или пленка?

— У цифры есть недостатки, которые присущи ей безотносительно конкретного применения. В первую очередь это практически линейная яркостная динамика в околопересветных областях со ступенчатым переходом в плоское белое поле при перенасыщении ячеек ПЗС-матрицы. У негативной же пленки кривая почернения светочувствительного слоя нелинейна в области пересветов и асимптотически стремится к некоторому пределу. Кроме того, у цифры имеет место полосатая структура шума, связанная с принципом считывания изображения с ПЗС-матрицы. И наконец, блюминг — растекание избыточного заряда пересвеченной ПЗС-ячейки в соседние. Развитие аппаратных средств в последние годы минимизировало эти недостатки (быстродействующие процессоры в фотокамерах и специальные аппаратные средства для отвода избыточного заряда), но не устранило их полностью. С учетом вышесказанного можно заключить, что цифра требует более тщательного подбора экспозиции, чтобы избежать плоского белого поля и вытягивания деталей из теней.

Что касается мультиэкспозиции, то ее цифровая реализация часто несет на себе оттенок синтетичности. Возможно, этого можно избежать и дело тут только в умелом использовании имеющихся аппаратных и программных средств. В частности, редко кто отключает в цифровых камерах искусственную контурную резкость, которая крайне отрицательно сказывается на характере изображения, в том числе и мультиэкспозиционном.

— Молодые люди, которые хотят стать фотографами, зачастую интересуются у профессионалов: как добиться успеха и как найти свой стиль в фотографии? Что бы вы ответили на этот вопрос?

— Надо уточнить, о каком успехе идет речь. Если под профи имеется в виду своя студия, обилие заказов, хороший заработок — это не ко мне. А в целом в фотографии, как и во многих других вещах, нужна некая упертость в работе и поиске. И всё придет, на что и сам надеюсь… (улыбается).

Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Константин Наумов, 54 года.

Лучший совет: «Надо всегда оставаться в меньшинстве» (А. и Б. Стругацкие, «Хромая судьба»).

rosphoto.com

Константин Наумов – биография, книги, отзывы, цитаты

Пока ты уверен, что жив, ты жив, пока ты делаешь дело, ты делаешь дело. Пока ты помнишь, что смерти нет, ее нет. Тем более, что ее действительно нет, мне ли об этом не знать.

Смерть. Болезни. Тьма. Мрак. Смерть. Странный смех за плечом. Болезни. Отчаяние и слепая надежда. Смерть. Темнота. Боль. Исход и финал практически везде един, и дороги номер два не существует. Ну, а если ты все-таки трикстер хоть куда и можешь обмануть даже свою крестную, то флаг тебе в руки, но твое ремесло никому не передать, не обучить. Страх, смерть, тени, холодные улыбки. Сиди себе, расплетай узор жизни, деву с косой приманивая. Травы ядовитые выпивая, да сны черные заваривая.

Если кратко, этот сборник — кладезь минорных цитат тропа из мертвецов всех калибров. Кто-то сейчас, кто-то вчера, кто-то еще совсем не скоро, но факт. Если чуть подробней, то ожидала я, по традиции, немного не то и не туда в спектре мрачного и темного, но даже при наличии такого исходного условия я честно старалась быть объективной. Не получилось только в отношении Татьяны Замировской, ибо еще со времен Воробьиной реки ее работы для меня что петля на шее, снимите уберите душит сколько можно. Так вот, так получилось, что у части рассказов этого сборника, где составитель = Макс Фрай, есть вот вроде бы задумка и идея, есть. Но не допилены они до конца, и смотришь ты в глаза автору и спрашиваешь, друг, а в итоге смысл мысли-то где? Словно несли такое в решете и на ровном месте расплескали. Есть и такие рассказы, которые приятно порадовали и для меня стали своего рода открытием автора, например, Александра Зволинская и Екатерина Перченкова — тут форма, идея, зацепившие эпизоды, которые так ценны для меня в кратких рассказах. Работы же самого Фрая, которые венчают собой финал сборника, показались блеклыми и какими-то никакими. Финал пророчила я на высокой ноте, а получилось…ну так…

Редко я читаю сборники рассказов, тяжко у меня идет этот формат, а вот в качестве эксперимента разбавить масштабное что-то или для чтения в дороге самое то. И вот как оценивать набор рассказов, в котором тебе понравились единицы произведений, а в остальных, дай Каин, только пара строк зацепила? Ведь есть то, что прямо совсем мое и не отнять, а есть такое далеко идущее в завтра, что даже разбирать на кусочки, чтобы потом собрать и подумать, не хочется. Ибо давит тяжко и дышать мешает, а слог по ушам бьет и раздражает.

Итого: идея задумки классная. Оформление божественное — что обложка, что форзац, что внутренние иллюстрации. Начинка…я ни в коем случае не хожу тут в пафосе и самомнении, но, скажем так, погрузи меня в нужную степень десперейшена, я могу состряпать не хуже. Я уже молчу о том, что знаю как минимум двоих, и эти двое при должном настроении создадут куда более глубокий и красивый по настроению сборник.

p.s.

Мы так легко делаем друг другу больно. Невероятно легко. Человек — существо, заслуживающее одиночной камеры.

www.livelib.ru

Константин Наумов «Очень синий, очень шумный»

Описание:

Мемориальный сборник авторских публикаций в антологиях проектов «Фрам» и «Textus».

Художник не указан.

Содержание:

  1. Константин Наумов. Острова (рассказ), стр. 9-12
  2. Константин Наумов. Крылья (рассказ), стр. 15-19
  3. Константин Наумов. Одна подушка на двоих (рассказ), стр. 20-24
  4. Константин Наумов. Off the beaten track (рассказ), стр. 25-31
  5. Константин Наумов. Карл Джейсон девятый (рассказ), стр. 32-37
  6. Константин Наумов. Сценка у фонтана (рассказ), стр. 38-46
  7. Константин Наумов. Ты не умеешь правильно отчаиваться, я покажу тебе как (рассказ), стр. 49-55
  8. Константин Наумов. Возвращение сумасшедшего профессора (рассказ), стр. 56-59
  9. Константин Наумов. Моя женатая женщина (рассказ), стр. 60-65
  10. Константин Наумов. Точка на карте, пахнущая чаем (рассказ), стр. 66-70
  11. Константин Наумов. Настоящий кофе (рассказ), стр. 71-74
  12. Константин Наумов. Сто дверей куда не надо (рассказ), стр. 77-82
  13. Константин Наумов. Варшава (рассказ), стр. 83-87
  14. Константин Наумов. Семья (рассказ), стр. 88-92
  15. Константин Наумов. Брешь (рассказ), стр. 95-103
  16. Константин Наумов. Она ходит по городу в белых тапочках (рассказ), стр. 104-111
  17. Константин Наумов. Сеанс (рассказ), стр. 112-117
  18. Константин Наумов. Начальник хора (рассказ), стр. 118-123
  19. Константин Наумов. Р. (рассказ), стр. 124-126
  20. Константин Наумов. Экспериментальный марсианский принтер для веселья и прибыли (рассказ), стр. 129-136
  21. Константин Наумов. Настоящие бельгийские вафли (рассказ), стр. 139-143
  22. Константин Наумов. Одного рационального объяснения мало (рассказ), стр. 147-154
  23. Константин Наумов. Вода (рассказ), стр. 155-164
  24. Константин Наумов. История, в которой я куда-то попадаю, а куда — непонятно (рассказ), стр. 167-172
  25. Константин Наумов. Археология будущего — земля моих предков (рассказ), стр. 173-175
  26. Константин Наумов. Археология будущего: реферат книги Йоханна Борга «Кипу — инструмент, символ, легенда» (рассказ), стр. 179-185
  27. Константин Наумов. Один из самых удачных дней (рассказ), стр. 186-193
  28. Константин Наумов. Остров (рассказ), стр. 194-202
  29. Константин Наумов. Тётя Петя (рассказ), стр. 203-208
  30. Константин Наумов. Этот чайник — твой (рассказ), стр. 211-220
  31. Константин Наумов. Ласковый, злой (рассказ), стр. 223-232
  32. Константин Наумов. Между рыбой и ложью (рассказ), стр. 233-238
  33. Константин Наумов. Снег идёт (рассказ), стр. 241-246
  34. Константин Наумов. Очень синий, очень шумный (рассказ), стр. 249-252
  35. Макс Фрай. Послесловие составителя (статья), стр. 253

Примечание:

Информация об издании предоставлена: novivladm

fantlab.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *