Куделка йозеф: Йозеф Куделка (Josef Koudelka) (часть 2)
Йозеф Куделка (Josef Koudelka) (часть 2)
Йозеф Куделка (Josef Koudelka) — безошибочно определяет грани этого мира и отображает их в своих фото-работах. Он целиком и полностью поглощен своим делом. Он совсем не похож на привычно окружающих Вас людей. Речь пойдет о Йозефе Куделке. Неподдельный интерес вызывает непосредственно то, как он работает. Он всюду ездит один, спит где придется, для него совершенно не имеет значения, понравятся ли кому-либо его работы. Он просто просыпается рано утром и начинает фотографировать
Часто случалось так, что он работал без перерыва, пока не обнаруживал, что у него заканчивается пленка. Он взял себе за правило работать так, как будто каждый новый день мог стать последним.
Йозеф Куделка родился в далеком 1938 году в маленькой деревеньке на территории Моравии. Естественно, увлечение фотографией, как и у большинства настоящих художников, у него появилось рано.
Он снимает постановки театра «За воротами». Но его настоящей страстью становятся словацкие цыгане. В 1967 году он организует свою первую выставку в доминиканском монастыре в городе Кракове. В это же время Куделка окончательно принимает решение посвятить свою жизнь фотографическому искусству и бросает карьеру инженера.
Цыгане были интересны многим мастерам фотографии и кино, но Куделка по праву считается лучшим фотографом, сумевшим с невероятной точностью и целостностью передать все грани жизни этого свободолюбивого народа. Он фотографировал всё до мельчайших деталей. Как правило, герои его снимков были расположены в центре кадра, что позволяло зрителю полностью ощутить картину жизни и уникальность взглядов этой народности.
Одна из фотографий, сделанных в 963 году очень глубоко передает историю убийцы, которого ведут на казнь. Фото сделано таким образом, что человек, расположенный в центре кадра, как бы немного наклонен. Это как бы дает понять зрителю, что скоро его тело безжизненно упадет на землю. Человек на фото идет по грязной дороге, изъезженной машинами. Зртелю очень красочно дается понять, что грязная дорога – это своего рода жизненный путь человека, который в конечном счете ведет его к смерти. При этом, автор говорит о том, что его работы не несут в себе никакого философского подтекста, он просто рассказывает истории.
Результатом почти десятилетней работы на цыганскую тему становится книга «Цыгане», вышедшая в 1975 году и вобравшая в себя наиболее яркий материал данной темы. В 1968 году он снимает окончание «Пражской весны» в Праге. Он снимает танки, двигающиеся по городу. Ян Берри, член известного фотоагентства «Магнум», который в это же время присутствовал на месте событий, назвал Йозефа маньяком. Куделка забирался на русские танки и фотографировал всё вокруг. Сам он позже говорил, что в те моменты совсем не думал о какой-либо опасности, хотя не считает себя бесстрашным человеком.
Фотографии, сделанные в это непростое время, были тайно вывезены за пределы страны с помощью агентства «Магнум» и напечатаны без указания авторства Куделки, дабы уберечь мастера и его семью от политических гонений. Позже, в 1969 году эти работы получили золотую медаль имени Роберта Капы, как фотографии, потребовавшие большого мужества. Куделка все ещё не был отмечен, как автор данных работ. Через какое-то время Куделка перебрался в Англию по рабочей визе, и ему удалось получить политическое убежище.
По рекомендации Эллиота Эрвита Йозеф Куделка в 1971 году становится членом фотоагентства «Магнум, где знакомится с Анри Картье-Бресоном, который впоследствии стал его хорошим другом. В этот период он по прежнему отказывается от коммерческих работ и продолжает свои одинокие путешествия по Европе. Он опять фотографирует цыган. За ним прочно закрепляется статус одиночки, и, можно даже сказать, что он сам становится в какой-то мере цыганом. Он занимается своими проектами на средства грантов, выделяемых различными организациями Франции, США и Великобритании. Отсутствие денег для него никогда не было проблемой.
Позже Йозеф получает французское гражданство. В 1986 году он начинает использовать в работе панорамную камеру, благодаря чему открывается новая веха в творчестве мастера. Он с присущим ему фанатизмом снимает пейзажи, рассказывая о величественной красоте окружающей природы и о наглом вмешательстве человека в её владения.
Долгие годы скитания по разным странам не прошли бесследно для мастера. Как бы там ни было, он тосковал по родной стране. В 1988 году выходит его новая книга многоговорящем названием «Изгнанники», в которой он рассказал при помощи фотографии о поиске человеком своего места, то есть о самом себе. Работы были переполнены ностальгией и отчуждением. Вернуться на родину в Чехословакию ему удалось только в 1990 году. В 1994 году выходит его новая книга под названием «Черный треугольник». Автор посвятил её разрушениям, которые несет человек в окружающую среду. Также, на основе этих снимков прошла выставка под тем же названием.
Вскоре Куделка получает предложение от режиссера Эрика Хеуманна присутствовать на съемках фильма Ангелопулоса «Взгляд Уилисса». Он путешествует со съемочной группой по разным странам Европы, продолжает делать панорамные снимки. Ему интересно всё, что было создано и разрушено человеком. Он снимает обломки Берлинской стены, заброшенные станции Парижа, колонны в Афинах. Героем его работ становится хаос, созданный человеком как вокруг, так и внутри себя. В 1999 году выходит книга «Хаос».
Всемирная известность и признание всё равно не дали уверенности самому мастеру в том, что он хороший фотограф. Далеко не все его работы нравились ему самому. И по сей день мастер продолжает познавать свои пределы. Он продолжает путешествовать и снимать, несмотря на то, что когда-то был уверен, что фотограф заканчивается в 40 лет.
Источник: creativestudio. ru
«Хорошая фотография – чудо» — Российское фото
Живая легенда чешской фотографии Йозеф Куделка нечасто дает интервью. Вместо того чтобы рассказывать о своих заслугах, он предпочитает продолжать снимать. Единственный фотограф, который мог открыто критиковать Брессона, за 50 лет создал не менее сотни известных на весь мир работ, но продолжает стремиться к большему.
Родина великого мастера фотографии — городок Босковице в Южной Моравии (Чехия). Куделка родился 10 января 1938 года. В 1961 году он окончил Пражский технический университет, а потом шесть лет проработал авиаинженером в Праге и Братиславе. Одновременно Куделка занялся фотографией, работал театральным фотографом в столице, снимал цыганские поселения в Словакии. По воспоминаниям, первую камеру он приобрел на средства, вырученные от продажи клубники местному мороженщику.
1967 год изменил всю его жизнь. В доминиканском монастыре в Кракове состоялась фотовыставка, на которой были представлены работы Куделки. Его признали профессиональным фотографом.
В 1968 году он приступил к плотной работе над начатым цыганским циклом уже на территории Румынии. Этот период занимает важнейшее место в творчестве фотографа. Куделка посвятил ему 10 лет, а в 1975 году в свет вышла его книга «Цыгане».
21 августа 1968 года он снял конец Пражской весны — вторжение в столицу Чехии войск пяти государств — участников Варшавского договора. Бесстрашного фотографа заметил участник агентства «Магнум» Ян Берри, позднее эти работы тайно вывезли из страны.
Снимки попали к Эллиотту Эрвитту, в то время главе Magnum Photos, и были напечатаны во многих международных журналах без указания имени автора.
В 1971 году Йозеф Куделка начал работать в «Магнуме» вместе с Анри Картье-Брессоном, с которым они стали близкими друзьями, несмотря на абсолютно разное понимание фотосъемки.
— Мы с Брессоном встретились в 1971 году. Я не слушал его советов о фотографии, а он ненавидел мои панорамы, — рассказал Куделка в беседе с журналистом Тимом Ноуксом. — Я был практически единственным человеком, который говорил ему то, что думает. Он считал меня младшим братом. Мы ругались, но оставались друзьями. Однажды он пришел ко мне и сказал: «Йозеф, я здоров и прекрасно себя чувствую, но временами у меня бывают проблемы с сердцем, потому что ты сильно меня достаешь. Если это случится вновь, выйди, пожалуйста, из комнаты». А я ответил ему: «Анри, мы дружим потому, что я принимаю тебя таким, какой ты есть, а ты принимаешь меня; поэтому выйти из комнаты должен будешь ты, а не я». Я мог сказать Брессону все что угодно, но если бы на его месте оказался другой член «Магнума», на меня бы сильно обиделись.
В 1980 году Куделка переехал во Францию и получил французское гражданство. В 1994 году он принял участие в съемках фильма Тео Ангелопулоса «Взгляд Улисса». Куделка до сих пор остается действующим фотографом, который путешествует по разным странам и отображает их действительность.
В 1984 году умер его отец, и так как больше членов семьи в Чехословакии у него не было, фотограф впервые официально объявил о своем авторстве тех снимков советского вторжения в Прагу.
Всю свою жизнь Куделка был верен черно-белой фотографии.
— Как-то раз я сделал цветные снимки, — говорил он, — но в результате мой выбор пал на черно-белую пленку, и вот почему. В 1970-х годах все цветные пленки были разными, и контролировать композицию было трудно. Кроме того, я начал сомневаться в своих черно-белых работах и потому забросил цветную фотографию.
В 1988 году была издана его книга «Изгнанники», собравшая многочисленные образы, которые рассказывают о поиске своего места в мире. Настроение созерцания, отчужденности, ностальгии — все это итог невозможности на протяжении долгих лет вернуться в родную страну.
— Я всегда фотографирую тех же самых людей и те же самые ситуации, потому что хочу знать пределы: и тех людей, и тех ситуаций, и свои собственные, — говорил фотограф.
В Чехию он вернулся в 1990 году, будучи гражданином Франции.
Йозеф Куделка — обладатель золотой медали Роберта Капы (за фотографии Пражской весны) и премии Картье-Брессона. Сегодня он все еще продолжает путешествовать по миру и снимать. Как говорит мастер, «хорошая фотография — это когда ситуация находится в своем максимуме, а я — в своем».
Как мы уже сказали, Куделка не часто беседует с журналистами. Вот пара его размышлений, которыми он поделился с Тимом Ноуксом.
— Многие фотографы, такие как Роберт Франк и Анри Картье-Брессон, перестали снимать после 70, поскольку почувствовали, что им нечего больше сказать, — сказал Йозеф Куделка. — Я же и по сей день просыпаюсь с желанием фотографировать, и с годами оно стало только сильнее. Но я вижу, что есть фотография, которой пришел конец, поскольку не существуют сами ее герои. С 1961 по 1966 год я снимал цыган, потому что мне нравились их музыка и культура. Мы с ними были во многом похожи. А сегодня все меньше и меньше остается таких же людей, как те, прежние цыгане. Но я могу продолжить своей проект «Черный треугольник», ведь его цель — продемонстрировать пейзажи, которых больше нет. Я могу показать, какой эта земля была раньше и какая она сейчас, чтобы люди увидели разницу. Это дает мне стимул.
— Я не знаю, что важно для людей, которые смотрят на мои фотографии, но для меня важно то, что я должен сделать. Самое главное — получить позитив из негатива. Как только ты поймешь, кто ты есть и для чего живешь, ты на верном пути, — сказал когда-то Йозеф Куделка. — Наверное, так и должно быть, ведь каждый воспринимает фотографию через призму собственного мировоззрения. А уж познание своего предназначения — самое большое счастье в жизни.
Руины. Линда Женгова / GUP Magazine
Давний участник «Магнум» Йозеф Куделка, родившийся в Чехии в 1938 году, выпускает новую монографию «Руины» (Ruins) в издательстве Thames & Hudson. Книга подводит итог авторским съёмкам в Средиземноморье на протяжении двадцати восьми лет. Побывав в таких странах, как Италия, Греция, Сирия и Ливия, он фотографировал более двухсот археологических памятников. Его авторские панорамные фотографии крупного формата отражают такие места, как Петра, Помпеи и Дельфы в состоянии трансформации и разрушения под действием как сил природы, так и человеческой активности.
Тексты, сопровождающие его фотографии в книге, рассказывают о сложности руин и их историческом значении в различных культурах.
Открывает «Руины» предисловие Лоренс Энгель (Laurence Engel), президента Национальной библиотеки Франции (BnF), а продолжают несколько эссе. Одно, написанное Элоиз Конеза, куратором фотографических коллекций BnF, дает историческое представление об иконографии руин в связи с образами Куделки — особенно в том, чем они отличаются от традиционных представлений.
Ливия, Аполлония в Киренаике, южная базилика. Её высокие колонны, увенчанные капителями, сделаны из циполина (полосатого мрамора). 5-6 век © Josef Koudelka / Magnum
С другой стороны, Бернар Латаржет (Bernard Latarjet), президент Centres culturels de rencontre, рассказывает о том, как он познакомился и подружился с Куделкой, когда поручил ему фотографировать французские пейзажи для проекта DATAR. И наконец, Наконец, Ален Шнапп, заслуженный профессор греческой археологии в университете Сорбонны в Париже, помещает руины в исторический контекст древних цивилизаций, обсуждая их универсальную природу, меняющиеся определения и их мощное присутствие.
Куделка не снимает руины живописно или романтически. Он показывает их как многозначные объекты, отражающие течение времени. Его характерное использование панорамного формата дают зрителю открытое пространство, лишенное границ. Можно ожидать, что взгляд на такие фотографии будет давать ощущение свободы, но построение кадра в работах Куделки, где небо и горизонт композиционно блокируются колоннами или растительностью, создаёт скорее напряжение клаустрофобического характера.
© Josef Koudelka / Magnum
Игра Куделки со светом и тенью в дополнение к композиции помогают избежать простой иллюстрации действительности. Нестабильность видимого и невидимого создаёт фрагментарную картину, в которой руины оказываются аллегорией мира. Изредка вставляя в книгу по горизонтали вертикальные панорамы, Куделка добивается в своих чёрно-белых фотографиях ещё более высокого уровня отчуждения.
«Руины» — это памятник времени и человеческой цивилизации, в центре которого — напряжение между запомненным и забытым. С этой субъективной точки зрения Куделка указывает на нашу слабость и неизбежность смерти. Смесь прошлого, настоящего и будущего в его работах помогает нам понять, что однажды мы все окажемся среди руин, особенно если продолжим всё разрушать.
«Руины» были опубликованы в сочетании с большой экспозицией в Национальной библиотеке Франции, которая пройдёт 15 Сентября — 16 Декабря 2020 года. В Европе и Австралии книга распространяется Thames & Hudson, а в остальном мире — Aperture.
Josef Koudelka: Ruins
Josef Koudelka, Alain Schnapp, Héloïse Conésa, Bernard Latarjet
Format:Hardback
Size:24.0 x 31.5 cm
Extent:368 pp
Publication date:28 May 2020
ISBN:9780500545348
Оригинал на сайте GUP Magazine
Перевод с английского Александра Курловича
Фотомаксимум Йозефа Куделки — Мы родом … — LiveJournal
Родился Йозеф в 1938 г. в маленькой деревне Босковицы, с населением около 10 000 жителей, располагающейся на территории Моравии. Как и многие великие фотохудожники, интересоваться фотографией Куделка начал рано. Еще в подростковом возрасте он начал фотографировать свою семь и ближайшее окружение бакелитовой камерой 6х6. Не смотря на то, что фотография была главным увлечением юного Йозефа, будущий знаменитый фотограф решил поступить в пражский Технический университет, где в 1961 г. получил степень. В период с 1961 по 1967 года Куделка работает авиаинженером в Праге и Братиславе, а в свободное время фотографирует постановки, проходящие на сцене театра «За воротами», но главной страстью стали цыгане Словакии. 27 июня 1967 года проходит его первая выставка, в основу которой легли именно эти работы. Сама экспозиция располагалась в просторном интерьере доминиканского монастыря в Кракове. В этом же году Йозеф окончательно принимает решение бросить карьеру инженера и посвятить себя фотографии.
Как уже выше сказано, известность Йозефу Куделке принесли «Цыгане». Сначала он снимал их быт в Чехословакии, а позднее в 1968 году продолжил свой проект в Румынии и других странах Европы. Почти десять лет он был поглощен жизнью этого народа.
“В начале была музыка, простая и темная, я и сам немного играл цыганскую музыку… я начал фотографировать их и уже не смог остановиться“.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
Данная тема интересовала многих великих мастеров. Цыган снимали Анри Картье-Брессон, Андре Кертеш, Роберт Франк и др. Они были любимой кинематографической темой Эмира Кустурицы, которому принадлежит известная фраза: “Цыгане — совершенно особые люди. Для цыган существуют только деньги, любовь, семья. И все. Ничего лишнего“. Но лишь Куделке удалось с удивительной точность воссоздать целостный портрет этого свободолюбивого народа. Фотохудожник фанатично запечатлевал все, чем живут эти люди: от одежды до мелких деталей обихода. Герои его снимков расположены в центре кадра, тем самым создается целый ряд образов, составляющих общую картину жизни цыган, с их уникальной историей и особенностью взглядов.
“Если фотография хорошая — она рассказывает множество историй.“ Й. Куделка.
62.
Так, одна из фотографий, сделанных в 1963 году рассказывает историю человека, которого только что признали виновным в убийстве и ведут на место казни. Фигура обвиненного располагается в центре кадра под небольшим наклоном, как бы давая понять, что в скором времени его тело безжизненно упадет на землю. Примечательно, что местность, запечатленная на фотографии вся изъезжена грузовыми машинами, по колее которых, как по выложенной дороге к собственной смерти идет человек.
Работы, сделанные Йозефом Куделкой по признанию самого автора не носят философский аспект. Он не обличает общественных проблем, фотограф выступает рассказчиком того, что ему довелось увидеть и запечатлеть.
«Я делаю фотографии своей собственной жизни, такие как в начале маленькой книги в мягкой обложке: из своих ног, своих часов. Когда я устал, то ложусь, и если испытываю желание фотографировать, и нет никого вокруг меня, я фотографирую свои ноги. .. Я фотографирую места, где я сплю, интерьеры, где я провожу какое-то время. Это такое мое правило — такие вещи имеют свойство забываться. Возможно, однажды я сделаю книгу только из этих фотографий.»
Его интересуют пределы, пределы самих людей и ситуаций, очевидцем которых он стал. Он многократно возвращается на одни и те же места, фотографирует тех же людей, те же ситуации, чтобы узнать их пределы, а так же свои собственные. И для мастера не важно, сделал ли он фотографию с первого раза или с десятого.
В 1975 году в свет выходит его первая книга «Цыгане», в которую вошли отобранные фотографии за почти десятилетие работы над этой темой.
Вернувшись в Чехословакию, через два дня, Куделка стал свидетелем окончания «Пражской весны». В ночь на 21 августа 1968 года он снимал, как танки государств — членов Варшавского договора появлялись на улицах Праги. В это время на месте развивающихся событий присутствовал член знаменитого фотоагенства «Магнум» Ян Берри. Именно он назвал Йозефа «абсолютным маньяком», который, не зная страха, взбирался на русские танки и снимал все, что происходило вокруг. Позже, Куделка вспоминал, как в тот момент он настолько был захвачен происходящим, что совсем не думал об опасности, не чувствовал страха, хотя сам себя не может назвать бесстрашным.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
Его работы, сделанные в это страшное время, были тайно вывезены из страны благодаря агентству «Магнум» и напечатаны без указания имени автора, чтобы уберечь фотографа и его семью от преследования властей. В воскресном Times Magazine впервые были опубликованы снимки Йозефа, под инициалами P.P. ( Prague Photographer), а чуть позже их распространили по всему миру. В 1969 г. за уникальность фоторабот, сделанных в то время, Йозеф Куделка, оставаясь неизвестным, был удостоен золотой медали Роберта Капы, за фотографии требующих большого мужества. Через год ему удалось по рабочей трехмесячной визе перебраться в Англию, где он получил политическое убежище. Только спустя 16 лет фотограф открыто признал авторство фоторабот вторжения. Именно эти снимки принесли ему мировую известность. Через сорок лет вышла книга, в которой были опубликованы 250 снимков, а так же газетные хроники, пропагандистские тексты и описания историков того времени, которые отобрал сам автор.
Последовав рекомендациям Эллиота Эрвита в 1971 г. Куделка вступает в фотоагентство «Магнум», где тесно общается и работает с Анри Картье-Бресоном, который впоследствии становится его хорошим другом. Отказываясь от коммерческих проектов, Йозеф продолжал путешествовать по всей Европе и фотографировать цыган, а так же быстро меняющийся мир. Из-за своего уникального способа работы, за ним укрепляется репутация одиночки. Можно сказать, что он сам становится «цыганом», так как в родной стране считался persona non grata. В течении многих лет фотограф отказывался от официальных заказов, занимаясь собственными проектами за счет премий и грантов, которые ему выделяли организации Франции, Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Скудность в средствах он никогда не считал проблемой. Находясь в постоянных разъездах, мастер мог ночевать под открытым небом, если это позволяла погода и питаться только молоком, хлебом и картошкой, что в последствии стало его «легендой», с которой связана очень забавна история из жизни мастера. Как рассказывал в одном интервью Йозеф Куделка Франку Хорварду: «Когда я уехал из Чехословакии, то имел обыкновение жить на молоке, хлебе и картошке. Почему-то этот факт стал неотъемлемой частью моей известности. Так однажды в доме одних моих друзей в Голландии, которых я навещал, они ставят передо мной тарелку картошки, в то время как сами они угощаются аппетитным мясным блюдом. Знаешь, я не хочу быть рабом своей легенды!»
В 80-х годах Куделка переезжает во Францию и получает там гражданство. С 1986 года он начинает работать с панорамной камерой. Благодаря ей Куделка открывает новую страницу своего творчества. Фотохудожник с упоением фотографирует пейзажи окружающего мира, рассказывая о бесконечной красоте природы и вмешательстве в ее владения человека.
Безусловно, долгие годы проведенные в чужих странах без возможности вернуться в родную, не прошли для него бесследно. Как бы Куделка не любил путешествовать, он тосковал по своей родине. Вся грусть и безысходность нашли отражение в его творчестве. В 1988 году вышла книга «Изгнанники», в которой были собраны многочисленные образы, рассказывающие о поиске своего места, самого себе. Образы наполненные ностальгией, созерцанием и отчуждением. На фотографиях запечатлены такие же «изгнанники», как и он сам. В сборник вошли фотографии, сделанные в разных странах мира: Германии — «мальчик, обернутый с ног до головы туалетной бумагой на карнавале» (1979), Ирландия — «ворона, подвешенная за лапы» (1978), Франции — «черный пес, бегущий по снегу» (1987), Румынии — «мужчина, разговаривающий с лошадью» (1968) и многих других. Вернуться в Чехословакию ему удается только в 1990 году.
105.
106.
107.
108.
Следующая книга Куделки, выпущенная в 1994 году под названием «Черный треугольник», была посвященная уничтожению человеком окружающей среды. В нее вошли панорамные снимки, которые были сделана в Рудных горах, расположенных в северо-западной части Чешской Республики. Разрушенные области, открытые угольные шахты, эллектростанции, выбрасывающие в атмосферу соединения серы, все это объединяется в зону экологической катастрофы и смерти горных лесов. На основе этих снимков была создана выставка под одноименным названием, в которую вошли 35 черно-белых фотографии.
В этом же году, Йозеф получает пердложение от которого не смог отказаться. По приглашению режисера Эрика Хеуманна, фотограф следит за съемкой фильма «Взгляд Уилисса» Тео Ангелопулоса. Он вместе со съемочной группой путешествует по таким странам Европы, как Греция, Албания, Румыния и бывшая Югославия. Он не бросает свою работу над пейзажными фотографиями. Его интересует все, что когда-либо было создано и в последствии разрушено человеком: заброшенные станции Парижа, обломки Берлинской стены, результаты бомбандировак в Югославии, пейзажи индустриальных центров Англии или колонны старых Афин. Главным героем его фотографий становится хаос, который создает сам человек, не только вокруг себя, но и внутри. Снимки этого времени входят в книгу, изданную в 1999 году, которая так и была названа — «Хаос».
109. Йозеф Куделка у дома С.Борисова. 12.05.1996, Москва
Совсем недавно в Риме во время известного фестиваля FotoGrafia, прошла презентация его нового проекта «Театр времени». В нем он представил фотографии в которых соединились руины древней античности и современность с ее темпом и динамикой. Мастер не изменил себе и представил всем Рим взглядом туриста, который из общей картины выделяет небольшой кусок, наиболее заинтересовавший его. Так, например, вместо памятников и храмов располагающихся в Форуме, он выделил лишь часть мостовой со спящими на солнце кошками, а Каракалы запомнились ему не легендарнимы термами, а фрагментом выложенной на полу мозайки.
Работы Йозефа Куделки были неоднократно отмечины значительными наградами и премиями, такими как Prix Nadar (1978), Гран-при Национальной de-la-Photographie в (1989), Гранд Карье-Брессона (1991) и Премия «Хассельблад» — международная премия в области фотографии (1992). Его фотоработы были показаны в Музее современного искусства и Международном центре фотографии в Нью-Йорке, в Лондонском Hayward Gallery, городском музее современного искуства в Амстердаме и Palais de Tokyo в Париже.
Не смотря на всемирную известность и признание его заслуг, сам Куделка не уверен, что он действительно хороший фотограф. Ему самому нравятся далеко не все его работы и у него есть свой способ определить удачный снимок или нет. Этот способ он открыл для себя, когда еще снимал цыган в Чехословакии: он вешал фотографии на стены, чтобы постоянно видеть. «Если вы постоянно живете с вещью, смотрите на нее, вы либо устаете от нее, или возникает уверенность, что она удовлетворяет вас. Для мня хорошая фотография та, с которой я могу жить. Это похоже на проживание с хорошей музыкой или хорошим человеком.»
По сей день, Куделка продолжает путешествовать, позновать свой максимум и пределы. А когда-то он говорил, что в сорок лет фотограф закончен. До сих пор мастер сам себе доказывает обратное. Сейчас Йозеф проживает между Парижем и Прагой. Занимается издательскими проектами и готовит фотоальбом, в который войдут пейзажные снимки. Он отец двух дочерей и сына, которые родились в разных странах: Франции, Англии и Италии. Побывав во множесте стран, будучи свидетелем великих событий, Куделка не перестает радоваться жизни и тому, чем занимается.
«Однажды я встретил отличного парня, югославского цыгана. Мы подружились. Как-то раз он спросил меня: «Йозеф, ты путешествуешь столько лет не останавливаясь, ты видел стольких людей, столько стран, посмотрел все уголки природы. Скажи мне, где лучше всего? Где бы ты хотел остановиться?..». Я ничего не ответил тогда. Когда я встретился с ним в следующий раз, он повторил свой вопрос. Я снова не хотел отвечать, но мой друг настаивал. Наконец он сказал: «Ты не хочешь говорить потому, что еще не отыскал такого места!». «Мой друг», — ответил я, — «ты совсем не прав, я безнадежно стараюсь НЕ найти такого места«. Йозеф Куделка
Автор Кира Банникова
Йозеф Куделка (Josef Koudelka). «Вторжение»
За съемку вторжения 1968 года его называли сумасшедшим — тогда стреляли во всех, кто был с камерой, а Куделка стоял перед танками. Для него самого дело было не в смелости. Он просто хотел это сфотографировать. Позднее эти фотографии тайно вывезли из страны. Снимки попали к Эллиоту Эрвитту, в то время главе Magnum Photos, и были напечатаны во многих международных журналах без указания имени автора. Куделка продолжил сотрудничество с агентством, где и познакомился с Анри Картье-Брессоном. Это знакомство переросло в тесную дружбу двух фотографов, имевших противоположное представление о съемке.
Йозеф Куделка родился 10 января 1938 года.
На первую камеру он накопил продавая клубнику местному мороженщинку. После Пражской весны был вынужден покинуть Родину на 20 лет. В Чехию Куделка вернулся в 1990 году, будучи гражданином Франции.
За съемку вторжения 1968 года его называли сумасшедшим — тогда стреляли во всех, кто был с камерой, а Куделка стоял перед танками. Для него самого дело было не в смелости. Он просто хотел это сфотографировать. Позднее эти фотографии тайно вывезли из страны. Снимки попали к Эллиоту Эрвитту, в то время главе Magnum Photos, и были напечатаны во многих международных журналах без указания имени автора. Куделка продолжил сотрудничество с агентством, где и познакомился с Анри Картье-Брессоном. Это знакомство переросло в тесную дружбу двух фотографов, имевших противоположное представление о съемке.
В 1970-е Йозеф Куделка продолжил снимать проект, начатый им в Чехословакии, — жизнь и быт цыган (книга «Цыгане» издана в 1975 году). В 1984 году у Йозефа Куделки умирает отец, и т. к. никого из членов семьи в Чехословакии больше не осталось, фотограф впервые официально объявляет о своем авторстве фотографий советского вторжения в Прагу.
В 1988 году была издана книга «Изгнанники», собравшая многочисленные образы, рассказывающие о поиске своего места в мире. Настроение созерцания, отчуждения, ностальгии — все это итог невозможности на протяжении долгих лет вернуться в родную страну.
Награжден золотой медалью Роберта Капы в 1969 году (за фотографии Пражской весны), премией Картье-Брессона в 1991-м, а также рядом других значимых наград. Сегодня Йозеф Куделка продолжает путешествовать по миру, снимать панорамной камерой и дегустировать вино.
***
«Я всегда фотографирую тех же самых людей, те же самые ситуации, потому, что я хочу знать пределы тех людей, тех ситуаций и также свои собственные пределы».
«Хорошая фотография — когда ситуация в ее максимуме и когда сам я — в своем максимуме».
«Я не хочу быть рабом своей легенды!»
«Когда моя первая книга о цыганах вышла в свет, мне было трудно смириться с мыслью, что я больше не могу выбрать людей, которым покажу свои фотографии — любой мог купить их».
«Хорошая фотография — чудо».
«Я не знаю, что важно для людей, которые смотрят на мои фотографии. Для меня важно то, что я должен сделать».
***
«Вторжение»
Книига с фотографиями событий тех дней увидела свет лишь спустя 40 лет. На ее страницах — 250 кадров о событиях 1968-го, а также газетные хроники, пропагандистские тексты и описания историков того времени. Все материалы были отобраны лично Куделкой.
обсудить на форуме zнята
Йозеф Куделка — книги автора, биография, фото, личная жизнь
Код товара 336261
Издательство: Thames and Hudson
Язык: Английский
Год издания: 2009
Переплет: Твердый
Цитата дня | Ляля Кузнецова и Йозеф Куделка
Ответ на загадку такой: фотографии 1, 3 – Йозефа Куделки; фотографии 2, 4 – Ляли Кузнецовой. Судя по вашим ответам в ВК и ЖЖ, не получается определить пол фотографа по кадрам, «женского» и «мужского» взгляда не обнаружено.
Фотограф Ляля Кузнецова
Ляля Кузнецова (1946) – фотограф, живет и работает в Казани. Наиболее известная серия фотографий о цыганах снята в советское время в Уральске, Туркменистане и Одесских степях. Ляля Кузнецова рассказывает, что её искренне интересовали цыгане и их вольная степная жизнь, характеры. Главным для неё были люди, эмоции, пространство, воздух, совпадение личного внутреннего состояния и момента реальности.
Фотограф Ляля Кузнецова
Сама Ляля Кузнецова рассказывает о работе так:
«Я не могу быть папарацци, совершенно точно это знаю, я не буду ни за кем подглядывать. Я всегда выхожу в открытую дистанцию между своим героем и собой. На моих фотографиях есть взаимодействие между нами, это обязательно присутствует. Важно, чтобы герой мне доверился и остался самим собой, не играл, а это стоит времени и сил. Я даже не знаю, как мне это тогда удавалось, но вот удавалось».
Фотограф Ляля Кузнецова
«Когда говорят, что я воспеваю вольную жизнь цыган или что-то в этом роде, я думаю: фотография, которую делает человек, — это отчасти его автопортрет. Когда я освоила фотоаппарат, узнала, как проявляется пленка, как это все печатается, я начала искать кадры, созвучные моему сердцу. Естественно, ни за какие права цыган я не боролась, я просто понимала, что в нашем обществе они лишены очень многих прав. В большинстве своем это люди, которые идут к горизонту, а этот горизонт уходит от них.
Фотограф Ляля Кузнецова
«Фотограф ищет свою картинку. И когда находит, говорит: да, о’кей, это мое. То есть этот щелчок происходит в сердце. Я, например, всегда знала, когда проявляла пленку, какой кадр мне искать. Ещё Картье-Брессон говорил о том, что должно произойти соединение увиденного и того, что в тебе происходит, — это действительно так. Я испытала это на себе и могу подтвердить: именно так и происходит».
Фотограф Ляля Кузнецова
Второй автор фотографий о цыганах из загадки – Йозеф Куделка (1938), действующий член Агентства Магнум, документальный фотограф, живет и работает во Франции и Праге.
Фотограф Йозеф Куделка
Фотограф Йозеф Куделка
Фотограф Йозеф Куделка
Фотограф Йозеф Куделка
Фотограф Йозеф Куделка
Оба фотографа получили международное признание (персональные книги и выставки).
В завершении дадим слово профессиональному критику. Александр Лапин, друг Ляли Кузнецовой, в предисловии к её книге сравнивал серии о цыганах обоих мастеров:
«Фотографии Куделки более конкретны, более документальны, в них больше подробностей быта, описания жизненной среды. «Вот так, в таком доме живет эта семья», «в таких условиях эта», «а вот еще одна на пороге своего дома.» Фотографа интересует, где спят эти люди ночью, чем накрыта кровать, что стоит на столе и что висит на стене цыганской комнаты. Отсюда такое трагическое ощущение от всей книги Куделки. Убогая, нищая жизнь, жизнь без просвета, освобождение только в смерти (две фотографии, которые завершают книгу Gypsies).
«В фотографиях Кузнецовой быта меньше, зато больше романтики, она снимает праздники, застолья. То есть жизнь столь же убога и страшна, но в этой жизни есть место освобождению от забот, есть минуты, когда герои Кузнецовой знают, для чего они живут — ведь они цыгане, они ни на кого не похожи, они знают какую-то тайну, которую мы, нецыгане, никогда не поймем.
«Возможно, цыгане в России, с ее необъятными просторами, действительно другие — кочевники и конокрады, гадальщицы и попрошайки. А может быть, от русских у них эта охота к перемене мест, пренебрежение к быту, бесшабашность и удальство.
«Еще одно принципиальное различие. Куделка часто помещает героев в центр кадра, его интересуют типажи, ситуация, подтекст происходящего. У него много симметричных композиций. Кузнецова в большинстве случаев строит кадр, собирая его по частям, по деталям. Ее интересует не только центр, не только сами герои, но и — что находится справа и слева от центра. То есть она берет кадр целиком. Кстати, словечко «взять» из ее лексикона — «это можно взять», говорит она, то есть сфотографировать. Она не позволяет себе «просто» сфотографировать что-то, ей необходима наполненность кадра, его пластическая энергия. Чаще всего Ляля уходит от симметрии, ее фотографии живые, более динамичные.
«И это совсем не упрек Йозефу Куделке, просто особенность его видения в 60-е годы. Тем более, что вершины своей фотографической зрелости Куделка достиг через 20 лет после своей цыганской серии, в своей великолепной книге Exiles.
«И наконец о том, что сближает Куделку и Кузнецову больше всего. Избранные их кадры, ради которых, собственно, и стоит жить фотографией, имеют больше общего, нежели различного. Есть много разных путей к вершине, однако, по мере приближения к ней пути эти все больше и больше сближаются, пока не сойдутся окончательно в одной точке. Но в случае, когда это не просто гора, а, скажем, Вершина Искусства, сама вершина становится недостижимой, а каждый шаг приближения к ней дается неимоверными усилиями, ценой всей жизни».
Фильм о Ляле Кузнецовой «Фотограф и его друзья»
Ляля Кузнецова рассказывает о своих фотопроектах
Ссылки:
«30 Day Photo» в соцсетях Facebook | ВКонтакте | Группа Facebook | Instagram | 500px | Виртуальные выставки | Pinterest | Twitter | Telegram.me
Exiles • Йозеф Куделка • Magnum Photos
«Находиться в изгнании — значит просто покинуть свою страну и не иметь возможности вернуться. Каждый изгнанник — это свой личный опыт. Я сам хотел увидеть мир и сфотографировать его. Я путешествую уже сорок пять лет. Я нигде не бывала больше трех месяцев. Когда мне больше нечего было фотографировать, пришло время уходить », — сказал чешский фотограф Йозеф Куделка в интервью, опубликованном французской газетой Le Monde в 2015 году.
Жизнь Куделки была полна неумолимого беспокойства, постоянных путешествий и никогда не оседания. Начав фотографировать в 1967 году, Куделка фотографировал вторжение советских войск в Прагу, публикуя свои фотографии под инициалами П. П. (Пражский фотограф), опасаясь репрессий в отношении него и его семьи. В 1969 году он был анонимно награжден Золотой медалью Роберта Капы Заграничного пресс-клуба за эти фотографии. Куделка покинул Чехословакию в поисках политического убежища в 1970 году и вскоре после этого присоединился к Magnum Photos.Началось его постоянное изгнание, и он не имел гражданства до тех пор, пока не натурализовался во Франции и не получил французский паспорт в 1987 году.
Присоединение к Магнуму дало Куделке не только банк друзей, но и сеть людей, которые помогали ему, и места, где он мог остановиться, когда он путешествовал. Однако Куделка не работал обычным фотографом в агентстве, отказываясь от заданий и предпочитая путешествовать и заниматься личным изучением. Он сфотографировал цыганское население, группы меньшинств и все, что обречено на вымирание, на какое-то «изгнание» — это стало путешествием на всю жизнь фотографической документации, которое продолжается и по сей день.
«Пятнадцать лет я ни на кого не работал. Я никогда не принимал никаких заданий, никогда не фотографировал за деньги. Я фотографировал только для себя. Я жил по минимуму. Мне было не нужно много: хороший спальный мешок и немного одежды — одна пара обуви, две пары носков и пара брюк на один год. Одного пиджака и двух рубашек мне хватило на три года », — объяснил Куделка в беседе с чешским писателем Карелом Хвиждалой, опубликованной в книге« Йозеф Куделка »за 2002 год.
«У меня не было квартиры — она не была нужна. Напротив, я старался ничем не владеть. Я не платил за аренду. Я понял, что могу путешествовать на деньги, которые потратил бы на квартиру. Больше всего мне нужно было путешествовать, чтобы фотографировать … Я знал, что для нормального функционирования мне не нужно ничего особенного — немного еды и хорошего ночного сна. Я научился спать где угодно и при любых обстоятельствах. У меня было правило: «Не беспокойся, где ты будешь спать, пока ты спал почти каждую ночь, ты снова будешь спать сегодня вечером». А если вы спите на открытом воздухе, у вас есть два варианта — бояться, что с вами что-то может случиться, и тогда вы не будете спать спокойно, или смириться с тем, что что-то может случиться, и хорошо выспаться, что является самым важным. на следующий день тебе нужно хорошо работать ».
В 2018 году ему исполнится 80 лет, и Куделка задумался о более стабильном будущем, когда посетил лондонский офис Magnum в феврале 2017 года. Когда он больше не сможет путешествовать, «я буду путешествовать в своих контактных листах», — сказал он.«У меня есть 30 000 контактных листов от 35 мм, и 10 000 из них я редактировал, но никогда не исследовал их».
Ранее, в феврале 2017 года, Куделка открыла специальную выставку в Центре Помпиду в Париже. Эта выставка — Exiles — включает серию фотографий, сделанных в Европе и США с 1968 до начала 1980-х годов, включая некоторые ранее не публиковавшиеся изображения. Концепция состоит в том, чтобы показать, как создавались Exiles, а также включает в себя понимание непрекращающихся путешествий фотографа, а завершение выставки — необыкновенной серией автопортретов, сделанных Куделкой во время своих путешествий.
Куратор выставки Клеман Шеру написал в сопроводительной книге La Fabrique d’Exils : «Это был верный знак того, что его фотография теперь стала чем-то гораздо более личным. Он пошел еще дальше в эксперименте, сфотографировав себя утром и вечером, держа камеру на расстоянии вытянутой руки или ставя ее на землю. Эти фотографии, сделанные первым делом утром в офисах Magnum, в домах друзей или незнакомцев, на обочинах дорог или в полях, до сих пор держались в секрете.Они публикуются здесь впервые. Их нельзя назвать автопортретами, равно как и фотографии, на которых его тень или части его тела вторгаются. В них нет и следа нарциссизма. Образ фотографа, пойманный в отражении — по определению, самая нарциссическая форма саморепрезентации — никогда не присутствует в работах Куделки. Отнюдь не; он просто подчеркивал тот факт, что фотографировал то, что он пережил, и испытывал то, что фотографировал ».
Йозеф Куделка: Цыгане • Magnum Photos
Один из основополагающих фоторепортажей ХХ века, фотография Gypsies фотографа Magnum Йозефа Куделки предлагает беспрецедентный взгляд на повседневную жизнь цыганских общин в Европе. Неся с собой только свое снаряжение, рюкзак и спальный мешок, Куделка свободно перемещался между разными деревнями и лагерями в течение шестидесятых и начала семидесятых, спал на улице и проводил дни, погружаясь в записи людей, с которыми он встречался. Как и сообщества, которые он снимал, жизнь Куделки в этот период характеризовалась смещением и отчуждением. Несомненно, его близость к образу жизни этих людей побудила его сфотографировать их и позволила Куделке запечатлеть интимность и сложности их существования в такой беспрецедентной степени.
После того, как Куделка сделал карьерные фотографии советского вторжения в Чехословакию в 1968 году, он опасался за свою безопасность и планировал покинуть родину. Снимки, запечатленные противостоянием российских танков и невооруженных демонстрантов на улицах Праги, были вывезены из страны и опубликованы под псевдонимом в The Sunday Times Magazine . Несмотря на эту предосторожность, в 1970 году Куделка сбежал в Англию, чтобы просить политического убежища, и стал, как и многие цыгане на его изображениях, фактически апатридом. Действительно, и Gypsies , и его последующий проект Exiles сосредоточены вокруг темы перемещения, которая была определяющей реальностью его собственного существования.
Сделанная в течение десятилетия, с 1962 по 1971 год, серия откровенных черно-белых изображений запечатлела повседневную жизнь цыганского общества в тогдашних Чехословакии, Румынии, Венгрии, Франции и Испании в период неопределенности для сообщество. Приход коммунистического правительства в послевоенную Чехословакию с ее обещаниями равенства, казалось, вселял надежду после ужасов, которые пережили цыгане по всей Европе от рук нацистов во время Второй мировой войны.Однако к тому времени, когда Куделка начал свой проект, уже началась амбициозная попытка положить конец их кочевому образу жизни и полностью ассимилировать всех цыган в общество. Хотя многие цыгане были не прочь выйти на рынок основной рабочей силы и воспользоваться предложениями жилья, настойчивые попытки подорвать и искоренить их идентичность, хотя в большинстве своем потерпели неудачу, были глубоко унизительными.
Gypsies существует как бесценная документация народа в неспокойное время в его истории.От изображения трио музыкантов в костюмах, поглощенных своими инструментами, до волнующих портретов семей в стесненных условиях жизни — фотоэкспресс является одновременно свидетельством силы цыганской культуры и ярким документом о реалиях жизни этих людей. Полностью погрузившись в проект, Куделка представляет собой объективный и честный портрет сообщества, чей кочевой образ жизни оспаривался на протяжении всей истории.
Для многих цыган в Европе десятилетие, в течение которого было сфотографировано цыган , теперь вспоминается как золотой век в их прошлом.Коммунистический режим в Чехословакии способствовал как повышению качества их жизни, так и защитил их от расизма, жертвами которого они стали как до, так и во время Второй мировой войны. С распадом этого правительства в 1989 году и возвращением к демократии качество жизни цыган резко ухудшилось, и, несмотря на усилия в Европе, для многих их положение остается ужасным.
Йозеф Куделка | Французский фотограф чешского происхождения
Йозеф Куделка (родился 10 января 1938 года, Босковице, Моравия, Чехословакия [ныне Чехия]), французский фотограф чешского происхождения, известный прежде всего своими черно-белыми изображениями странствующих цыган по Европе люди.
Куделка окончил Чешский технический университет в Праге в 1961 году по специальности авиационный инженер. Он продолжил карьеру инженера, но также был активным фотографом-любителем, познакомившись с этой средой еще в подростковом возрасте. Его фотографии с начала до середины 1960-х включают пражский театр для журнала Divadlo («Театр») и цыган в Чехословакии. Рома всегда интересовали Куделку, которого тянуло к их музыке и культуре.Он долгое время жил с ними. Чем больше времени Куделка проводил с цыганами, тем более кочевой и простой становилась его собственная жизнь. К 1967 году он отказался от своей инженерной карьеры и занялся фотографией на постоянной основе.
Когда Советы возглавили вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, Куделка задокументировал хаос, разворачивающийся в Праге. Он контрабандой вывозил свои фотографии из страны и анонимно публиковал их, приписывая П.П. («Пражский фотограф»), чтобы защитить себя и свою семью.(Он не публиковал их со своим именем до 1984 года, после смерти своего отца). Несмотря на отсутствие именного фотографа, серия была отмечена Золотой медалью Роберта Капы (1969), присужденной Международным пресс-клубом за лучший опубликованный фоторепортаж из-за границы. . Куделка получил убежище в Англии в 1970 году. Вскоре после этого он присоединился к фотоагентству Magnum.
Хотя он официально стал гражданином Франции в 1987 году, Куделка всю жизнь путешествовал и фотографировал исчезающие пейзажи и образ жизни, часто запечатлевая обширные пространства в панорамном формате.Он также сфотографировал разрушения, хаос и войну во время падения Берлинской стены и его последствия (1988–91), а также войну и ее последствия в Бейруте (1991). Он был удостоен множества наград и наград, таких как Французский Приз Надара (1978), Национальный Гран-При фотографии (1989), Премия Анри Картье-Брессона (1991), Приз Хассельблада (1992), Столетняя медаль. от Королевского фотографического общества (1998 г.) и Премии Международного центра фотографии «Бесконечность» (2004 г.).Он стал кавалером Ордена искусств и литературы в 1992 году. Куделка выпустил множество книг, в том числе цыган (1975), изгнанников (1988), Черного треугольника (1994) и Хаоса (1999).
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчасЙозеф Куделка | Биография и произведения искусства
Ранняя жизнь и обучение
Куделка родился и вырос в 1938 году в небольшой деревне в сельской местности Моравии на территории тогдашней Чехословакии.С юных лет он увлекся народной музыкой и фольклорными традициями. Другим его большим интересом была аэронавтика и самолеты, и это привело его на другой путь — изучать авиационную технику в Праге, в Чешском техническом университете. Он получил ученую степень в 1961 году. Работая инженером в Праге и Братиславе в начале 1960-х, Куделка также все больше интересовался фотографией, делая фотографии на старый фотоаппарат Rolleiflex. Он приступил к детальному изучению цыганских и ромских общин в Словакии, начав работать фотографом на полную ставку в 1967 году.
Карьера фотографа
За десять лет документирования цыганских общин в Чехословакии, Румынии, Венгрии, Франции и Испании Куделка погрузился в эти общины. Обретя близость с их традициями и образом жизни, он получил беспрецедентный доступ и проявил большое сочувствие к цыганам и их кочевому образу жизни.
Куделка задокументировал вторжение войск Варшавского договора в Прагу во время того, что сейчас называется Пражской весной, в 1968 году.Эти изображения он опубликовал под инициалами П.П. (Пражский фотограф) из страха перед репрессиями. Впоследствии он бежал из Чехословакии и попросил политического убежища в Великобритании.
Прибыв в Англию в 1970 году, Куделка присоединился к Magnum Photos и продолжил документировать кочевые сообщества в Великобритании и Ирландии. Его первая книга под названием «Цыгане» была опубликована в 1975 году и вскоре стала одной из самых впечатляющих и важных серий фотографий двадцатого века, оказавшей неизгладимое влияние на фотожурналистику.
Избранные выставки и коллекции
В 1969 году Куделка был анонимно награжден Золотой медалью Роберта Капы Заграничного пресс-клуба за фотографии, сделанные во время советского вторжения в Прагу. Он также был награжден премией Prix Nadar в 1978 году, Grand Prix National de la Photographie в 1989 году, Grand Prix Cartier-Bresson в 1991 году и Международной премией фонда Hasselblad в области фотографии в 1992 году. Его работы выставлялись на международном уровне, в том числе на крупных выставках. проходил в Музее современного искусства в Нью-Йорке, галерее Хейворд в Лондоне, Музее современного искусства Стеделейк в Амстердаме и во Дворце Токио в Париже.
Йозеф Куделка: Куделка | Диафрагма
Фотографии Йозефа Куделки, Йозефа Куделки и Йозефа Куделки. Текст Роберта Делпира, Роберта Делпира, Жиля Тибергьена и Мишеля Фризо. В 1968 году Йозеф Куделка сфотографировал вторжение в Чехословакию под руководством Советского Союза, опубликовав эти изображения под инициалами П. П. (Пражский фотограф). Куделка покинул Чехословакию в 1970 году, стал лицом без гражданства, затем получил политическое убежище в Англии и вскоре после этого присоединился к Magnum Photos.Куделка опубликовал одиннадцать книг с фотографиями, посвященных взаимоотношениям между современным человеком и ландшафтом, в том числе «Цыгане» (1975 г.), «Изгнанники» (1988 г.), «Черный треугольник» (1994 г.), «Вторжение 68: Прага» (2008 г.) и «Стена» (2013 г.). Значительные выставки его работ прошли в Музее современного искусства и Международном центре фотографии в Нью-Йорке; Галерея Хейворд, Лондон; и Дворец Токио, Париж. Куделка является обладателем медали за заслуги перед Чешской Республикой (2002 г.) и множества других наград.В 2012 году министерство культуры Франции назначило его командующим орденом искусств и литературы. Он живет в Париже и Праге.
В 1968 году Йозеф Куделка сфотографировал вторжение в Чехословакию под руководством Советского Союза, опубликовав эти изображения под инициалами П. П. (Пражский фотограф). Куделка покинул Чехословакию в 1970 году, стал лицом без гражданства, затем получил политическое убежище в Англии и вскоре после этого присоединился к Magnum Photos. Куделка опубликовал одиннадцать книг с фотографиями, посвященных взаимоотношениям между современным человеком и ландшафтом, в том числе «Цыгане» (1975 г.), «Изгнанники» (1988 г.), «Черный треугольник» (1994 г.), «Вторжение 68: Прага» (2008 г.) и «Стена» (2013 г.).Значительные выставки его работ прошли в Музее современного искусства и Международном центре фотографии в Нью-Йорке; Галерея Хейворд, Лондон; и Дворец Токио, Париж. Куделка является обладателем медали за заслуги перед Чешской Республикой (2002 г.) и множества других наград. В 2012 году министерство культуры Франции назначило его командующим орденом искусств и литературы. Он живет в Париже и Праге.
В 1968 году Йозеф Куделка сфотографировал советское вторжение в Чехословакию, опубликовав эти изображения под инициалами П.П. (пражский фотограф). Куделка покинул Чехословакию в 1970 году, стал лицом без гражданства, затем получил политическое убежище в Англии и вскоре после этого присоединился к Magnum Photos. Куделка опубликовал одиннадцать книг с фотографиями, посвященных взаимоотношениям между современным человеком и ландшафтом, в том числе «Цыгане» (1975 г.), «Изгнанники» (1988 г.), «Черный треугольник» (1994 г.), «Вторжение 68: Прага» (2008 г.) и «Стена» (2013 г.). Значительные выставки его работ прошли в Музее современного искусства и Международном центре фотографии в Нью-Йорке; Галерея Хейворд, Лондон; и Дворец Токио, Париж.Куделка является обладателем медали за заслуги перед Чешской Республикой (2002 г.) и множества других наград. В 2012 году министерство культуры Франции назначило его командующим орденом искусств и литературы. Он живет в Париже и Праге.
Фотограф Джозеф Куделка | Все о фото
Йозеф Куделка родился в 1938 году в Босковице, Моравия. Он начал фотографировать свою семью и окрестности на бакелитовый фотоаппарат 6 x 6. Он учился в Чешском техническом университете в Праге (CVUT) с 1956 по 1961 год, получив степень инженера в 1961 году.В том же году он организовал свою первую фотовыставку. Позже работал авиационным инженером в Праге и Братиславе.
Он начал получать заказы от театральных журналов и регулярно фотографировал сценические постановки в пражском Театре за воротами на камеру Rolleiflex. В 1967 году Куделка решил бросить инженерную карьеру в пользу постоянной работы фотографом.
Он вернулся с проекта по фотографированию цыган в Румынии всего за два дня до советского вторжения, в августе 1968 года.Он был свидетелем и записал военные силы Варшавского договора, когда они вторглись в Прагу и подавили чешские реформы. Негативы Куделки были тайно вывезены из Праги в руки агентства Magnum и анонимно опубликованы в The Sunday Times Magazine под инициалами П. П. (Prague Photographer) из опасения репрессий в отношении него и его семьи.
Его изображения событий стали яркими международными символами. В 1969 году «анонимный чешский фотограф» был награжден Золотой медалью Роберта Капы Заграничного пресс-клуба за фотографии, требующие исключительного мужества.
Когда Магнум рекомендовал его британским властям, Куделка подал заявление на получение трехмесячной рабочей визы и в 1970 году сбежал в Англию, где подал прошение о политическом убежище и оставался там более десяти лет. В 1971 году он присоединился к Magnum Photos. В душе кочевник, он продолжал бродить по Европе со своим фотоаппаратом и прочим.
На протяжении 1970-х и 1980-х годов Куделка поддерживал свою работу многочисленными грантами и наградами, а также продолжал выставлять и публиковать такие крупные проекты, как Gypsies (1975) и Exiles (1988).С 1986 года он работал с панорамной камерой и в 1999 году выпустил сборник этих фотографий в своей книге «Хаос». Куделка опубликовал более десятка книг с его работами, в том числе последний ретроспективный том «Куделка» в 2006 году.
Куделка получил такие награды, как Prix Nadar (1978), Grand Prix National de la Photographie (1989), Grand Prix Cartier-Bresson (1991) и Международная премия фонда Hasselblad в области фотографии (1992). Значительные выставки его работ прошли в Музее современного искусства и Международном центре фотографии в Нью-Йорке; Галерея Хейворд, Лондон; Музей современного искусства Стеделийк, Амстердам; и Дворец Токио в Париже.
Он и его работа получили поддержку и признание от его друга, французского фотографа Анри Картье-Брессона. Его также поддержала чешский искусствовед Анна Фарова.
В 1987 году Куделка стал гражданином Франции и впервые смог вернуться в Чехословакию в 1991 году. Затем он снял «Черный треугольник», запечатлев бесплодный ландшафт его страны.
Куделка живет во Франции и Праге и продолжает свою работу по документированию европейского пейзажа.У него две дочери и сын.
Источник: Википедия
Йозеф Куделка | Фотография и биография
Йозеф Куделка, родился 10 года января 1938 года, фотограф из Чехии. Первоначально он использовал камеру Bakelite , чтобы фотографировать свое окружение и свою семью для практики и экспериментов. С 1956 по 1961 год он учился в Чешском техническом университете в Праге и получил степень инженера.В том же году состоялась его первая фотовыставка. Некоторое время он занимался авиационной техникой в Братиславе и Праге.
Куделка начал работать над заказами для театральных публикаций и часто делал снимки сценических представлений в Theater Behind the Gate в Праге, на своем Rolleiflex . В 1967 году он перестал работать инженером и полностью сосредоточился на фотографии.
В 1968 году он вернулся с фотографирования румынских цыган всего за два дня до советского вторжения.Он не только был свидетелем, но и задокументировал действия боевиков Варшавского договора, когда они захватили Прагу и разрушили чешскую застройку. Его фотографические негативы были доставлены контрабандой в агентство Magnum Photos ‘ из Праги. Снимки были также анонимно опубликованы в The Sunday Times .
Magnum Photos рекомендовал Йозефа Куделку властям Британии, и это дало ему возможность оформить рабочую визу на три месяца. В 1970 году он переехал в Англию, где подал прошение о политическом убежище и продержался там десять лет.Все это время Куделка бродил по Европе с фотоаппаратом в руке.
На протяжении 70-х и 80-х годов он поддерживал поток своей работы благодаря нескольким наградам и грантам. Он продолжал выставлять свои работы и публиковать свои главные проекты, такие как Gypsies , 1975; и Exiles , 1988. Куделка работал с панорамной камерой с 1986 года и в 1999 году собрал эти фотографии в своей книге под названием Chaos . Помимо этой, Йозеф Куделка опубликовал более двенадцати книг о своих фотоработах.
Он был награжден несколькими наградами за свои достижения, такими как Фонд Хассельбальда Международная премия в области фотографии , 1992; Grand Prix Cartier Bresson , 1991 год; Гран-при Национальная фотография , 1989; Prix Nadar , 1978 и другие.
Важные выставки его работ проходили в таких местах, как Международный центр фотографии Нью-Йорка и Музей современного искусства ; Лондонская Галерея Хейворда ; Амстердамский музей современного искусства Stedelijk ; и парижский дворец Palais de Tokyo .Помимо этого, его работы выставлялись на многих выставках по всему миру.
Его сторонник и друг, Анри Картье-Брессон , признал работу Куделки. Кроме того, его поддержала Анна Фарова , искусствовед.
К 1987 году он стал гражданином Франции, а в 1990 году наконец смог вернуться на родину в Чехию. Впоследствии он записал затертые пейзажи страны и назвал проект «Черный треугольник» .
Фотография Куделки поздних лет жизни основана на его ранних работах. Его работа делает упор на культурных и социальных ритуалах, а также на смерти. Он также предпринял активные и подробные исследования румынских и словацких цыган. Его работа была выставлена в 1967 году в Праге.