Лев бородулин – Бородулин, Лев Абрамович — Википедия

Содержание

Бородулин, Лев Абрамович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бородулин.

Лев Абрамович Бородулин (25 января 1923, Москва — 21 декабря 2018, Израиль) — советский и израильский фотограф, мастер спортивной фотографии.

В 1940 поступил на художественное отделение Московского полиграфического института, но уже через год ушёл на фронт. Прошёл всю войну, дважды был серьёзно ранен, награждён медалями «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина». После войны он вернулся в институт заканчивать образование.

Фотографией стал заниматься после окончания института. Первая публикация состоялась в 1947 году в студенческой газете «Сталинский печатник».

В 1950—1960 годах работал фотографом в редакции журнала «Огонёк». Фотографировал спортивные соревнования, в том числе и крупные международные, проводившиеся за границей.

Фотография на обложке номера «Огонька»[1], который был посвящён Летним Олимпийским играм 1960 года, была раскритикована Михаилом Сусловым, чья статья была напечатана в газете «Правда» как «письмо читателя».

Первый фотограф в СССР, который использовал объектив «рыбий глаз»[2].

«Photography Year Book» в 1964 году признаёт Льва Бородулина «звездой» мировой фотографии. В 1967 году японская газета «Асахи» признала Льва Бородулина лучшим фотографом года. В 1971 году в Мюнхене Лев Бородулин был награждён за достижения в области спортивной фотографии золотой олимпийской медалью.

В 1973 году переехал в Израиль, проживал в Тель-Авиве, где продолжал работу в качестве фотографа.

Фотографии Бородулина продавались на аукционах Sotheby’s, Christie’s, Bonhams, Swann[en].

Также Бородулин коллекционировал фотографии мастеров советской фотографии (Borodulin Collection) — Александра Родченко, Аркадия Шайхета, Евгения Халдея, Якова Халипа, Самария Гурария, Макса Альперта, Георгия Зельмы, Якова Рюмкина и других.

Ушёл из жизни 21 декабря 2018 года[3].

ru.wikipedia.org

судьба фотографа как отражение истории — Российское фото

Лев Бородулин — один из классиков российской и мировой фотографии. Родившись в 1923 году в Москве, он во многом повторил непростую судьбу страны, но все же смог стать не просто известным фотографом, а одним из тех мастеров, которые вдохновляют новые поколения фотохудожников.

В 1940 году Лев Бородулин поступил на художественное отделение Московского полиграфического института. Но меньше чем через год начинается Великая Отечественная война, и студент Бородулин уходит на фронт, где провел все четыре года, дважды был серьезно ранен, оборонял Москву и брал Берлин. А после войны он вернулся в институт, заканчивать образование.

Фотограф Лев Бородулин

Примерно тогда же, в первые послевоенные годы, Лев Бородулин всерьез увлекся фотографией. Это было далеко не лучшее время для советской фотографической школы — опустившийся «железный занавес» и усилившаяся агитационно-пропагандистская работа едва не убили ее окончательно. Фотография как творческий процесс оказалась попросту невостребованной. Но все-таки Лев Бородулин, чье творчество формировалось под влиянием классиков советского модернизма, таких как Александр Родченко и Борис Игнатович, хотел заниматься именно фотоделом.

«Экспрессия», 1959 год

Он выбрал для себя едва ли не последнее направление в фотографии, остававшееся относительно свободным, — спорт. Более того, оказалось, что быть спортивным фотографом означает не только свободу от официоза и идеологии, но и возможность путешествовать по миру.

«Курс молодого бойца», 1977 год

Пятнадцать лет Лев Бородулин как корреспондент «Огонька» посещал Олимпийские игры и другие соревнования, проходившие в разных странах. Результатом этого стали не только прекрасные снимки, но и признание их автора профессиональным сообществом. В частности, в 1964 году английский ежегодник Photography Year Book присвоил ему награду «Звезда мировой фотографии», а два года спустя на Играх в Мюнхене Бородулин был награжден золотой олимпийской медалью за достижения в области спортивной фотографии. Его также признали лучшим фотографом 1967 года по версии японской газеты «Асахи».

«Л. Скобликова — 6 золотых медалей»

Но помимо спортивной фотографии Лев Бородулин собирал свою собственную коллекцию снимков — тех, которые делали лучшие фотохудожники страны.

В них отразились трудная военная и послевоенная жизнь, восстановление хозяйства и тяжелые условия, в которых трудились миллионы людей. Это была настоящая фотолетопись страны. Разумеется, о том, чтобы опубликовать эти кадры, не могло быть и речи.

Тет-а-тет. Рим

В 1972 году Лев Бородулин навсегда покидает Советский Союз и уезжает в Израиль. Это еще одна страница в истории страны, которая тесно переплелась с жизнью фотографа. И вот уже более сорока лет он живет там, по-прежнему считаясь одним из лучших фотохудожников в этой стране и участвуя в многочисленных выставках и мастер-классах.

«Золотая рыбка». 1968 год

«Водный фестиваль». 1960 год

«Баскетбольный этюд». 1959 год

«Большой хоккей». 1967 год

«В космос». 1965 год

«Лидер». 1959 год

«На вираже». 1955 год

«Между небом и землей. Тель-Авив». 1980 год

«Старт спринтеров». 1984 год

«Ритм и темп. Институт физкультуры». 1987 год

«С полной отдачей». 1978 год

«Спорт и искусство». 1978 год

Источник фотографий: http://borodulincollection.com/

rosphoto.com

Олимпийский чемпион советской фотографии… / Памяти Льва Бородулина


2. Фотограф Лев Бородулин и мисс Фестиваля молодежи и студентов Надя Чернявская. 1962 год


3. Обложка журнала «Огонек» авторства Льва Бородулина


4. «Блок». Дата съемки: 1975 год / Здесь и ниже, фото: Лев Бородулин


5. Советский легкоатлет Виктор Санеев. «Огонёк», 1969 год, №09


6. Пирамида. Москва, 1954 год


7. Под водой пловчихи Г.Прозуменщикова, И.Позднякова и С. Бабанина. «Огонёк», 1968 год, N41


8. Красная площадь. Военный парад. «Кто с мечом к нам придет…». «Огонёк», 1966 год, N47


9. Парад на Красной площади в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. «Огонёк», 1967 год, №52


10. Ласточка. Дата съемки: 1960 год


11. Советский певец Муслим Магомаев


12. На радость мамам… «Огонёк», 1967 год, N37


13. «Испытатели ракет». «Огонёк», 1965 год, N42


14. Мальчишки Объединенной Арабской Республики. «Огонёк», 1966 год, N1


15. На горных трассах Чимбулака. «Огонёк», 1970 год, N11


16. Самый сильный человек планеты. Чемпион Олимпийских игр Юрий Власов. Москва, 1960 год


17. Превью к выставке «Искусство рекламной фотографии 1950–60-х» в ЦДХ. Лев Бородулин. Икра. 1960-е


18. Красная кавалерия. Москва, 1967 год


19. Спортивный орнамент. Дата съемки: 1960-е годы


20. Весенний разговор. «Огонёк», 1971 год, N18


21. «В космос!»


22. Гимнастки. Дата съемки: 1968 год


23. Строительство новой обсерватории в Бюракане. «Огонёк», 1970 год, N48


24. Спортивный парад. Открытие стадиона в Лужниках. Дата съемки: 31 июля 1956 года

yarodom.livejournal.com

Звезда с «Огоньком» // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр

Звезда мировой фотографии и лучший фотограф «Огонька», он попал в немилость из-за своего гениального кадра с чемпионкой СССР по прыжкам в воду. В ЦК снимок назвали «летающей жопой» – больше работы Льва Бородулина нигде не принимали. Зато сейчас его фотографии – во всех ведущих музеях мира.

Далеко не каждому удается запечатлеть красоту спорта так, как это делал Лев Абрамович Бородулин. Мастер репортажной фотографии, он еще при жизни стал легендой – ловил мгновения, превращавшие напряжение мышц в искусство. На фоне идеально выбранной перспективы и выстроенной композиции у зрителя создавался эффект полного присутствия, да и спортсмен в кадре, казалось, вот-вот продолжит свое действие.

Его талантом двигала огромная любовь к спорту – и, возможно, именно это всегда выделяло Бородулина среди других спортивных фоторепортеров. Сегодня его работы есть почти во всех ведущих музеях мира. И в начале 2018 года во всех них прошли выставки, приуроченные к 95-летию Бородулина. К сожалению, впредь они будут посвящены его памяти: знаменитый фотограф умер 21 декабря 2018 года.

Лев Абрамович родился 25 января 1923 года в Москве и – по его же словам – «узнал лучших фотографов России уже в детстве». В семейном архиве сохранилась фотокарточка четырехлетнего коротко стриженного Лёвы – ее сделал пионер советской фотографии Николай Свищев-Паоло. Родители Лёвы дружили с этим известным мастером, вот он и запечатлел мальчонку во время одной из дружеских посиделок. Правда, сам Бородулин возьмет фотоаппарат в руки лишь через 20 лет.

В юности Лев активно увлекался спортом, играл в баскетбол и даже выступал за сборную Москвы. В 1940-м Лев поступил на художественное отделение Московского полиграфического института, но уже через год ушёл на фронт. Прошёл всю войну, дважды был серьёзно ранен, награждён медалями «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина». Именно на фронте к нему в руки попал его первый фотоаппарат – «лейка», Leica. На него Бородулин и начал снимать однополчан и природу вокруг.

С трофейным фотоаппаратом вернулся он в институт после войны. «В это время с фронта приходили эшелоны с солдатами, и я фотографировал их своим трофеем, зарабатывая на кусок хлеба, чтобы прокормить престарелых родителей, – вспоминал Бородулин в одном из интервью. – Потом бывшее командование поручило мне составить фотолетопись нашего полка. И я делал снимки однополчан, а еще собирал фотографии у знаменитых фотографов, которые снимали войну».

В поисках военных фотокарточек Лев обратился за помощью к Евгению Халдею, который не только охотно поделился с ним своими снимками, но и рекомендовал его своим коллегам – Рюмкину, Шагину, Альперу и другим именитым фотографам. Переданные ими фотографии положили начало коллекции, ставшей одним из главных дел жизни Бородулина.

Сегодня The Borodulin Collection – одна из крупнейших частных коллекций советской фотографии, охватывающая период с 20-х по 50-е годы прошлого века и включающая в себя работы лучших мастеров. Сам Лев Абрамович называл ее «Историей СССР в фотографиях» или «История фотографии в СССР». Начав собирать карточки для фотолетописи, Бородулин окончательно и бесповоротно влюбился в фотографию. И вскоре стал фотографом и сам.

Первая публикация его работ была в студенческой газете в 1947 году. Затем его снимки начали публиковать в различных спортивных журналах, а в конце 50-х Бородулин стал фотокорреспондентом «Огонька» – самого популярного журнала в СССР. Вспоминая о годах работы в «Огоньке», Бородулин шутил: «Когда почти полвека назад я увидел кинофильм “Зигзаг удачи”, в котором незабвенный Леонов мечтательно произносил: “Хочу работать в «Огоньке», хочу быть Бальтерманцем”, то про себя подумал, что не так плохо сложилась моя жизнь, если уже много лет работаю в “Огоньке”, а с Бальтерманцем делю кабину в фотолаборатории».

Дмитрий Бальтерманц – еще одна легенда фотомира, вместе с которым Бородулин работал бок о бок на протяжении 15 лет. Возглавляя фотоотдел «Огонька», Бальтерманц предоставлял сотрудникам полную творческую свободу. По воспоминаниям Бородулина, в «Огоньке» вообще никогда не говорили фотографу, как и что надо снимать. В итоге среди его работ тех лет – самые разнообразные события и сюжеты. Но больше всего Лев Абрамович все равно любил снимать спортивные события.

К тому же это была наиболее политически нейтральная тема, позволявшая чувствовать себя свободным даже в условиях «железного занавеса». Бородулин без ограничений выезжал из страны. Фиксируя на пленку успехи советских спортсменов на чемпионатах различного уровня, он объехал полмира. Хотя и огромное число теплых и радостных фотографий сделано им просто на заводах, школах, туристических базах и дворовых спортивных площадках.

Полностью обойти своим вниманием спортивную тематику цензура, конечно, все-таки не могла. Так, накануне Олимпийских игр в Риме в 1960-м редколлегия «Огонька» решила поставить на обложку фотографию Бородулина «С вышки». Там была запечатлена чемпионка страны по прыжкам в воду, парящая в воздухе в момент прыжка. Кадр был сделан со спины.

Когда журнал вышел в продажу, Бородулин был уже в Риме и даже не подозревал о разразившемся на родине скандале. Фотографию раскритиковала советская элита. В частности, не пришлась она по вкусу председателю ЦК Михаилу Суслову – одному из главных партийных идеологов. Он был возмущен слишком откровенным, на его взгляд, ракурсом и назвал снимок «летающий жопой». Тут же в газете «Правда» было опубликовано письмо некоего «читателя», гневно призывавшего общество высказать «решительный протест против подобной эротики».

Бородулина обвинили в формализме. И хотя прямых гонений на него не было, его фотографии все чаще и чаще откладывались в сторону с незримым штампом «неблагонадежного» фотографа. «В результате сложных обстоятельств я был вынужден в 1972 году уехать в Израиль, где мне пришлось все начинать сначала, – коротко вспоминал мастер о своем отъезде из СССР. – В Москве имя мое было отовсюду вычеркнуто, находившиеся в печати издания уничтожались, и я на долгие годы был предан забвению».

Причем – как ни парадоксально – уезжал он на пике славы. В 1964 году английский ежегодник Photography Year Book признал Бородулина «звездой мировой фотографии». В 1967 году японская газета «Асахи» назвала Льва Абрамовича лучшим фотографом года. А в 1972-м в Мюнхене Бородулин и вовсе был награждён золотой олимпийской медалью за достижения в области спортивной фотографии.

Эмигрировав, Лев Абрамович продолжил заниматься любимой работой: снимал спорт, природу, портреты и войну. Вскоре он стал одним из самых известных израильских фотохудожников – его работы все чаще и чаще представлялись на крупнейших аукционах мира. С начала 90-х его фотографии вновь стало можно увидеть на фотовыставках в России – его сюда часто приглашали, и он всегда с удовольствием приезжал. Впрочем, желанным и почетным гостем он был в любой точке земного шара.

В последние годы активность Бородулина спала – сказывался возраст. Он уже не мог ходить, но тем не менее вместе с сыном, вслед за отцом посвятившим себя фотографии, продолжал собирать и пополнять свою частную коллекцию. Он стремился успеть найти и показать нам как можно больше новых, еще неизвестных шедевров – признавался, что именно это делает его счастливым на старости лет.

jewish.ru

Бородулин, Лев Абрамович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бородулин.

Лев Абрамович Бородулин (род. 1923, Москва) — советский и израильский фотограф, мастер спортивной фотографии.

Биография

В 1940 поступил на художественное отделение Московского полиграфического института, но уже через год ушел на фронт. Прошел всю войну, дважды был серьезно ранен, награжден медалями «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина». После войны он вернулся в институт, заканчивать образование.

Фотографией стал заниматься после окончания института. Первая публикация состоялась в 1947 году в студенческой газете «Сталинский печатник».

В 1950—1960 годах работал фотографом в редакции журнала «Огонёк». Фотографировал спортивные соревнования, в том числе и крупные международные, проводившиеся за границей.

Фотография на обложке номера «Огонька», который был посвящён Летним Олимпийским играм 1960 года была раскритикована Михаилом Сусловым, чья статья была написана в газете Правда, как «письмо читателя».[1]

Первый фотограф в СССР, который использовал объектив «Рыбий глаз»[1].

«Photography Year Book» в 1964 году признаёт Льва Бородулина «звездой» мировой фотографии. В 1967 году японская газета «Асахи» признала Льва Бородулина лучшим фотографом года. В 1971 году в Мюнхене Лев Бородулин был награждён за достижения в области спортивной фотографии золотой олимпийской медалью.

В 1973 году переехал в Израиль и живёт в Тель-Авиве. В Израиле Лев Бородулин продолжил работу фотографа.

Фотографии Бородулина продавались на аукционах Sotheby’s, Christies, Bonhams, Swann.

Также Бородулин коллекционировал фотографии мастеров советской фотографии (Borodulin Collection) — Родченко, Шайхета, Халдея, Халипа, Гурария, Альперта, Зельма, Рюмкина и др.

Ссылки

Примечания

wikipedia.green

Бородулин, Лев Абрамович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бородулин.

Лев Абрамович Бородулин (род. 1923, Москва) — советский и израильский фотограф, мастер спортивной фотографии.

Биография

В 1940 поступил на художественное отделение Московского полиграфического института, но уже через год ушел на фронт. Прошел всю войну, дважды был серьезно ранен, награжден медалями «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина». После войны он вернулся в институт, заканчивать образование.

Фотографией стал заниматься после окончания института. Первая публикация состоялась в 1947 году в студенческой газете «Сталинский печатник».

В 1950—1960 годах работал фотографом в редакции журнала «Огонёк». Фотографировал спортивные соревнования, в том числе и крупные международные, проводившиеся за границей.

Фотография на обложке номера «Огонька», который был посвящён Летним Олимпийским играм 1960 года была раскритикована Михаилом Сусловым, чья статья была написана в газете Правда, как «письмо читателя».[1]

Первый фотограф в СССР, который использовал объектив «Рыбий глаз»[1].

«Photography Year Book» в 1964 году признаёт Льва Бородулина «звездой» мировой фотографии. В 1967 году японская газета «Асахи» признала Льва Бородулина лучшим фотографом года. В 1971 году в Мюнхене Лев Бородулин был награждён за достижения в области спортивной фотографии золотой олимпийской медалью.

В 1973 году переехал в Израиль и живёт в Тель-Авиве. В Израиле Лев Бородулин продолжил работу фотографа.

Фотографии Бородулина продавались на аукционах Sotheby’s, Christies, Bonhams, Swann.

Также Бородулин коллекционировал фотографии мастеров советской фотографии (Borodulin Collection) — Родченко, Шайхета, Халдея, Халипа, Гурария, Альперта, Зельма, Рюмкина и др.

Ссылки

Видео по теме

Примечания

wiki2.red

Бородулин, Лев Абрамович — это… Что такое Бородулин, Лев Абрамович?

Лев Абрамович Бородулин
Род деятельности:

фотограф

Дата рождения:

1923 год(1923)

Место рождения:

Москва, СССР

Гражданство:

СССР, Израиль

Награды и премии:

лучший фотограф года («Асахи», 1967)

Лев Абрамович Бородулин (род. 1923, Москва) — советский и израильский фотограф, мастер спортивной фотографии.

С 1940 по 1941 год учился на художественном отделении Московского полиграфического института, который закончил только после окончания войны. Участвовал в Великой Отечественной войне, награждён медалями «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина», имеет ранения.

Фотографией стал заниматься после окончания института. Первая публикация состоялась в 1947 году в студенческой газете «Сталинский печатник».

В 1950—1960 годах работал фотографом в редакции журнала «Огонёк». Фотографировал спортивные соревнования, в том числе и крупные международные, проводившиеся за границей.

Фотография на обложке номера «Огонька», который был посвящён Летним Олимпийским играм 1960 года была раскритикована Михаилом Сусловым, чья статья была написана в газете Правда, как «письмо читателя».[1]

Первый фотограф в СССР, который использовал объектив «Рыбий глаз»[1].

«Photography Year Book» в 1964 году признаёт Льва Бородулина «звездой» мировой фотографии. В 1967 году японская газета «Асахи» признала Льва Бородулина лучшим фотографом года. В 1971 году в Мюнхене Лев Бородулин был награждён за достижения в области спортивной фотографии золотой олимпийской медалью.

В 1972 году переехал в Израиль и живёт в Тель-Авиве. В Израиле Лев Бородулин продолжил работу фотографа.

Фотографии Бородулина продавались на аукционах Sotheby’s, Christies и Swann.

Также Бородулин коллекционировал фотографии лучших мастеров советской фотографии — Родченко, Шайхета, Халдея, Халипа, Гурария, Альперта, Зельма, Рюмкина и др.

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *