Место россии – Место России в мировых рейтингах 2018: итоги года

Россия поднялась на 26 место в рейтинге лучших стран мира | Бизнес

Партнеры России по БРИКС — Китай и Индия в общем рейтинге оказались впереди, заняв 20 и 25 место соответственно. При этом Бразилия расположилась на четыре строчки ниже России (29 место, а ЮАР — на 13 (39 место).

Россия опередила в рейтинге такие страны бывшего социалистического лагеря, как Польша (32 место) и Чехия (33 место). Из стран бывшего СССР в рейтинг попали Латвия (59 место), Азербайджан (64-е), Украина (69-е), Казахстан (70-е) и Белоруссия (72-е). 

В пятерке худших стран, вошедших в рейтинг, названы Нигерия, Иран, Сербия, Ангола и Алжир (80 место).

Сильные и слабые стороны России

Россия заняла в итоговом рейтинге 26 место, опередив Таиланд (27 место) и Грецию (28 место). Следует напомнить, что в рейтинге 2017 года Россия располагалась на 27 строчке, но в 2016 году была на 24-й.

В рейтинге 2018 года Россия оказалась по ряду показателей на лидирующих позициях. В первую очередь речь идет таком показателе, как мощь и влияние в мире. Россия по нему оказалась в рейтинге на втором месте (США — на первом, Китай — на третьем). Максимальное количество баллов (10 из 10) Россия получила в этой категории по таким критериям, как «военная мощь», «политическое влияние» и «лидер». 9,2 балла России присуждено за ее экономическое влияние и крепость ее международных альянсов.

Авторы рейтинга отметили, что США, Россия и Китай воспринимаются как наиболее могущественные страны мира, при этом «разрыв между США и Россией сокращается». Все эти страны лидируют по размеру военных расходов (в рейтинге приводятся данные Всемирного банка о том, что США расходует на военные нужды 3,3% ВВП, Китай — 1,9% ВВП, а Россия — 5,4% ВВП). «Россия также является одним из крупнейших в мире экспортеров оружия, отставая только от Соединенных Штатов», — отмечают составители списка.

По такому показателю, как «движение», в котором учитываются в том числе темпы по характеристикам развития, Россия «с одной из крупнейших экономик в мире» оказалась на 8 строчке. Лидерами по этому показателю оказались Объединенные Арабские Эмираты, Индия и Сингапур.

По критерию «историческое наследие» Россия расположилась на 16 месте (лидеры по этому показателю Италия, Испания, Греция, Франция и Греция). Особенно отмечено историческое богатство страны и ее культурные достопримечательности — 9,7 и 8,5 балов из 10 (при этом русская кухня удостоилась лишь 1 балла). 

По показателю «культурное влияние» Россия заняла в рейтинге 23 место (в первую тройку вошли Италия, Франция и США). А по показателю «предпринимательство» — 24 место (лидеры здесь Германия, Япония и США). 

В остальных позициях рейтинга Россия заняла места, далекие от центра. По качеству жизни заняла 38 место, по уровню развития гражданского общества — 39-е. По привлекательности для туристов — 56-е. Худшей среди всех 80 стран России признана по открытости для бизнеса (первая тройка: Люксембург, Швейцария, Панама). 

Как считался рейтинг лучших стран мира

Рейтинг составлен на основании опросом, в которых приняли участие 21 000 человек из 36 стран мира.

Опрошенные граждане указывали, какое из 65 качеств наиболее подходят той или иной стране. Сумма этих оценок была сгруппирована в девять категорий по уровню предпринимательства, туризма, гражданства, культурного влияния, исторического наследия, темпам и характеристикам развития, открытости для бизнеса, силы и влияния на мировой арене и уровня жизни. 

Результаты опросов были скоррелированы с рядом статистических показателей МВФ, в том числе с паритетом покупательной способности. 

www.forbes.ru

Место России в мире

 

В Госдуме в рамках «правительственного часа» в среду 14 марта выступил министр иностранных дел Сергей Лавров. Его доклад был посвящен основным направлениям внешней политики России. 

Отметим, что после президентских выборов в России внешняя политика страны активно обсуждалась экспертами и политологами. По мнению многих специалистов, статья избранного президента Владимира Путина «Россия и меняющийся мир», написанная незадолго до выборов 4 марта, стала презентацией новой внешней политики страны. 

Впрочем, сам Владимир Путин уже после того, как ЦИК официально огласил итоги президентских выборов, заявил, что кардинальных изменений во внешней политике страны не будет.

Глава МИД, выступая в Госдуме, отметил важнейшую черту российского внешнеполитического курса, которая стала очевидна после выборов – преемственность.  По словам министра, «состоявшиеся недавно выборы президента РФ среди прочих моментов убедительно подтвердили преемственность основополагающих принципов внешней политики».

Как и обещал накануне выступления Лаврова спикер Госдумы Сергей Нарышкин, особое внимание министр уделил проблеме сирийского урегулирования. 

В частности, Сергей Лавров призвал своих международных партнеров к объединению усилий по урегулированию ситуации в Сирии и к тому, чтобы пытаться воздействовать на все стороны конфликта.

«Любая международная проблема требует сегодня коллективной работы, и это относится в полной мере к ситуации в Сирии, — сказал Лавров. — Те, кто твердит, что здесь все зависит от России, как минимум, неискренни». 

«Мы готовы договариваться со всеми другими участниками всех этих процессов по проведению единой линии, которая предполагала бы воздействие на все сирийские стороны. Но для этого требуется добрая воля и сложение усилий, поскольку, например, на боевые отряды, которые воюют с правительственными силами, у нас никакого влияния нет. Важно, чтобы наши партнеры поэтому осознали свою ответственность в этом острейшем вопросе», — добавил глава МИД РФ.

Также глава российского МИД заявил, что наша страна выступает «за немедленное и скоординированное прекращение огня всеми сторонами, участвующими в сирийском конфликте». 

«В случае с Сирией мы выступаем за немедленное и скоординированное прекращение огня всеми сторонами при беспристрастном международном мониторинге. За оказание гуманитарной помощи гражданскому населению и за начало общесирийского диалога без предварительных условий», — сказал Лавров. 

Глава МИД РФ подчеркнул, что Россия считает неприемлемыми любые попытки решать проблемы силовыми методами, в обход международного права и устоявшихся форматов принятия решений, а также грубые нарушения резолюций СБ ООН, «как это было в Ливии». 

По его словам, примеры Ирака и Афганистана убедительно показывают, что силовыми методами добиться решения проблем невозможно, а усугубить их вполне реально. 

«В современных условиях уважение принципов демократии и верховенства права должно в полной мере распространяться и на международные отношения. Любые принудительные действия на мировой арене могут осуществляться только на основе Устава ООН», — сказал Лавров. 

Он подтвердил, что Россия будет решительно противодействовать попыткам подорвать закрепленные в Уставе ООН основополагающие принципы международного права. 

Также, по словам министра иностранных дел, позиция РФ по сирийскому вопросу основана на «принципах справедливости».

«Кто должен находиться у власти в Сирии — решать ее народу. Мы защищаем не режим, а справедливость, суверенное право самих сирийцев на демократический выбор», — сказал министр, выступая в Госдуме в рамках «правительственного часа». 

«Наша цель — достижение мира в Сирии, сохранение человеческих жизней, недопущение межконфессионального взрыва в регионе Ближнего Востока, поддержание стабильности и безопасности в непосредственной близости от наших границ», — отметил Лавров. 

По словам министра, альтернативой этому может являться только «разрушительная гражданская война с непредсказуемыми региональными последствиями».

Глава МИД РФ заявил, что Россия и дальше будет работать со всеми сторонами: и с Дамаском, и с различными группами сирийской оппозиции, и с Лигой арабских государств, а также ведущими региональными и международными игроками и непосредственно в Совбезе ООН. 

Позже, отвечая на вопросы депутатов, Сергей Лавров отметил, что Россия поставляет Сирии оружие, но оно не используется Дамаском против мирных демонстрантов.

«Мы не поставляем Сирии те средства ведения боя, которые используются против демонстрантов, мирных граждан и которые способствуют, к сожалению, расширению конфликта», — сказал министр.

«То, что мы продаем Сирии, это оружие, необходимое для обеспечения национальной обороны, национальной безопасности», — пояснил глава российского МИД.

Он подчеркнул, что Россия исполняет все свои контрактные обязательства перед Сирией, в том числе и по линии военного сотрудничества.

Что же касается остальных стран, которые также были охвачены «арабской весной», то Сергей Лавров дал понять, что Россия готова взаимодействовать со всеми режимами, пришедшими к власти в этих государствах, не исключая исламистов. 

Россия готова работать с новыми властями в Египте и Ливии, в том числе с приходящими к власти исламистскими партиями, заявил глава МИД.

«Там формируются независимые режимы, там формируются процессы, которые в конечном итоге будут отражать весь спектр политических сил. Да, там исламистские партии приходят к власти, и мы готовы работать со всеми», — сказал Лавров, отвечая на вопросы.

«Тем более, что у нас никогда и не было противопоказаний против контактов с такими, например, организациями, как ХАМАС», — подчеркнул министр.

Сергей Лавров не обошел вниманием и взаимоотношения России с США. В оценках экспертов взаимные интересы двух стран колеблются между подолжением «перезагрузки» и началом «холодной войны». 

Министр, говоря в своем докладе об отношениях США и РФ, проявил твердость и принципиальность и вместе с тем, готовность к диалогу.

По словам Лаврова, Россия подтверждает свое намерение принять адекватные меры, если США и НАТО не будут учитывать интересы РФ в сфере ПРО.

«Мы не отказываемся от диалога, но если наши партнеры будут и дальше игнорировать наши законные интересы, то России придется принять меры в сфере безопасности, которые будут адекватны действиям США и НАТО в сфере противоракетной обороны. Эти меры упомянул президент России Дмитрий Медведев в своем заявлении от 23 ноября прошлого года», — заявил глава МИД РФ.

«Наше принципиальное условие просто: раз США не хотят ничего менять в своих планах, то пусть предоставят надежные гарантии ненаправленности размещаемых в Европе средств противоракетной обороны против наших стратегических ядерных сил», — подчеркнул министр.

Он также заявил, что Россия будет и впредь жестко реагировать «на попытки воздействия на политические процессы в России, в том числе через каналы финансирования российских институтов гражданского общества в политических целях».

Лавров отметил, что правозащитная тема остается краеугольным камнем в отношениях между США и РФ.

В частности, министр заявил, что считает неприемлемым увязывание отмены поправки Джексона-Вэника с соблюдением прав человека в России.

«Сейчас пытаются отмену поправки Джексона-Вэника компенсировать принятием нового закона, который предусматривает введение ограничений в качестве наказания за нашу политику в области прав человека. Это неприемлемая вещь — она может далеко отбросить назад наши отношения», — заявил Лавров.

По его словам, данный шаг может крайне негативно отразиться на двусторонних российско-американских отношениях.

«Эти задумки есть и в сенате, и в конгрессе. Но в администрации (президента США – ред.) должны понимать, что результат будет все равно одним и тем же — это серьезно повлияет в негативном плане на межгосударственные отношения», — подчеркнул министр.

Речь идет о так называемом «законе Магнитского», проект которого внесен в конгресс США, а его рассмотрение намечено на 15 марта.

Комментируя публикации «черных списков российских чиновников», которым ряд западных стран запретил въезд на основании их якобы причастности к смерти юриста Сергея Магнитского, Лавров сказал: «Что касается «черных списков»: в принципе любая страна по международному праву может отказаться выдать визу любому человеку, не объясняя причин. Поэтому все это, по большому счету, чистый пиар, для того чтобы показать, вот какие мы крутые, списки составляем, не пускаем кого-то. Да ради бога, мы тоже этим правом пользуемся», — сказал Лавров.

Кроме этого, есть еще один вопрос, по которому США и Россия пока что не пришли к консенсусу. По мнению Лаврова, США выставляют неприемлемые для России условия к началу переговоров по новому режиму контроля за обычными вооружениями в Европе.

«К сожалению, Соединенные Штаты пытаются начало этих переговоров обусловить неприемлемыми для нас вещами», — сказал Лавров.

«Во-первых, они говорят, что мы должны возобновить фактически выполнение ДОВСЕ, хотя у нас по закону это невозможно. Во-вторых, они хотят, чтобы мы прежде, чем начать переговоры, приняли совместное заявление, в котором будет сказано, что мы уважаем принцип согласия принимающей стороны на размещение иностранных войск на своей территории», — отметил министр.

Он пояснил, что этот принцип должен быть подтвержден, по словам партнеров, в международно-признанных границах 1999 года, «то бишь, понимаете, Грузия включает здесь в себя Абхазию и Южную Осетию».

«Это абсолютно исключено. Для нас Абхазия и Южная Осетия — независимые государства, наши союзники. Наши войска там находятся с согласия этих принимающих сторон на основе межгосударственных договоров», — сказал министр.

Свою позицию по Абхазии и Южной Осетии глава российского МИД подтвердил, отвечая на вопросы депутатов относительно отмены виз с Грузией. 

Москва готова на взаимной основе ввести безвизовый режим с Грузией, но только после того, как Тбилиси отменит закон о так называемых оккупированных территориях, согласно которому лица, посетившие Абхазию и Южную Осетию, подлежат уголовному преследованию, сказал министр иностранных дел.

«Мы готовы на взаимной основе ввести безвизовый режим, но сначала пускай этот закон, эта норма будет отменена, поскольку наши граждане должны понимать, куда они едут и что им там грозит», — отметил Лавров.

По его словам, недавнее заявление президента Грузии Михаила Саакашвили об одностороннем введении безвизового режима для российских граждан «необходимо рассматривать в контексте всего того, что грузинская сторона делает на российском направлении».

Лавров напомнил, что в прошлом году Тбилиси объявил о безвизовом режиме для россиян, проживающих в северокавказских республиках, что «однозначно является дискриминацией».

«Когда он объявил, что все граждане России теперь могут это сделать и въехать в Грузию без виз, он забыл о том, что в Грузии действует так называемый закон об оккупированных территориях, в соответствии с которым любой, кто хоть когда-то за последнее время, после войны, начатой Саакашвили, посетил Южную Осетию или Абхазию, подлежит в Грузии уголовному преследованию — такому человеку грозит от 2 до 4 лет заключения», — сказал Лавров.

По его словам, двое россиян уже пострадали от этого закона. «Сейчас мы их пытаемся из Грузии вытащить с помощью швейцарцев, которые представляют интересы России в этой стране», — рассказал министр.

 

Таким образом, министр иностранных дел очертил в своем докладе достаточно широкий спектр тем, которые волнуют российскую внешнуюю политику и на которые российская дипломатия готова разговаривать на международных форумах.

Насколько же весом голос современной России в мировой политике?

На эти вопросы корреспондент «АК» попросил ответить экспертов по международной политике.

Политолог Борис Межуев уверен, что российский реализм в вопросе по Сирии сейчас востребован.

«По некоторым причинам, включая специфические отношения с Израилем, американцы самостоятельно, оказывается, не способны сдержать самих себя, сдержать своих собственных ястребов, свой собственный военно-промышленный комплекс и израильское лобби. Есть масса игроков, требующих от Америки вмешиваться во все регионы мира для тех или иных пертурбаций. На самом деле, кто-то должен сдерживать это. При этом видно, что американские круги не очень радуются, когда Россия не выполняет свою роль», — отметил Межуев.

По его словам, какие-то шаги сирийская власть все-таки делает по настоянию, в том числе, и России.

Межуев добавил, что требования России в отношении Сирии были услышаны и Америкой.

«Разумеется, в Америке есть круги, которые заинтересованы в коллапсе, но есть понимание того, что дестабилизация в регионе очень опасна», — отметил политолог.

«Сейчас главное, чтобы Россия на этом не останавливалась и постаралась продемонстрировать свои миротворческие усилия», — подытожил он.

В свою очередь главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов отметил «АК», что с позицией России считаются, потому что «деваться некуда».

Он пояснил, что Россия занимает важное геополитическое положение, и она является постоянным членом Совбеза ООН.

«Попытки обойти Совбез ООН, которые предпринимались в нулевые годы, закончились крайне плачевно для тех, кто это делал. Поэтому сейчас уже так не поступают. Ныне вернулись к этой формальной процедуре легитимации через Совбез. И при таких правилах игры без России не получится принимать решения», — сказал Лукьянов.

Он убежден, что ливийского сценария на Ближнем Востоке не будет, потому что легитимации этих действий не получится.

При этом эксперт подчеркнул, что Россия не будет ключевым игроком на Ближнем Востоке. «Собственно, вряд ли ей это нужно. Но важным фактором она остается, и никуда не денешься», — отметил он.

Лукьянов не исключил, что Запад может начать действовать в обход Совета Безопасности. «Но это, собственно говоря, будет по-своему учет мнения России. Есть понимание того, что легитимировать вмешательство в Сирию международных сил при России никак не получится», — подчеркнул он.

Аналогичную позицию «Актуальным комментариям» высказал эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев. «Что касается политики России на Ближнем Востоке, то это — очень периферийное направление внешней политики. Оно просто находится в центре внимания, потому что там идут политические процессы, связанные со сменой власти. Это сугубо второстепенный сегмент во внешней политике», — сказал он АК.

Минаев предположил, что нельзя ожидать, что к Москве прислушаются. По его словам, не исключено, что там будет сценарий, похожий на сценарий, который США разыграли в начале двухтысячных годов в Ираке.

«Мнение России будет проигнорировано. США прекрасно понимают предел возможностей Москвы и понимают, что Россия на обострение явно не пойдет. А в такой ситуации кто сильный, тот и прав. То есть, у США и союзников больше силы, они и будут определять характер политических процессов в этом регионе», – пояснил эксперт.

При этом эксперты сошлись во мнении, что по многим направлениям позиция России является ключевой.

Более того, как отметил Минаев, согласно некоторым прогнозам, Москва войдет к 2030 году в число ведущих экономик мира. «Она будет уступать США, Японии и Китаю, заняв  четвертое место по ВВП в мире. Такой экономический статус обозначается не российскими экспертными структурами, а на Западе. В частности, в Британии есть такой прогноз. Такой статус заставляет Россию выступать в роли ведущей мировой державы, как минимум, в статусе четвертого игрока», — сказал Минаев.

Он при этом подчеркнул, что, как показывает практика последних лет, Москва в таком формате действовать, может быть, не готова, или не хочет. Но, по его словам, все может измениться.

По мнению Минаева, важным вектором можно считать Азиатско-тихоокеанский регион. «Москва понимает, что в этом десятилетии, с 2010 по 2020 годы, и в следующем, с 2020 по 2030 годы центр мировой политики и экономики, скорее всего, окончательно сместится в район Азии и Тихого океана. Китай, Южная Корея, Япония, Индонезия, Малайзия, Сингапур станут таким коллективным центром силы. И Москве, учитывая, что у нее есть прямой выход на этот регион, предстоит переориентироваться туда. Она уже первые серьезные шаги в этом направлении сделала», — сказал эксперт.

Межуев считает, что в будущем для российской внешней политики будет все больше выходить на первый план дальневосточное направление. «Сейчас можно говорить об ослаблении Японии. Да и не способны все-таки американцы быть везде. У России здесь много возможностей. Сейчас видно, что здесь как раз сближаются интересы Соединенных Штатов и России», — отметил он.

Эксперты сошлись во мнении, что приоритетным внешнеполитическим вектором станет евразийское направление.

«Ключевым игроком Россия остается в Евразии. Она остается связующим звеном, и это касается всей территории от Западной Европы до тихоокеанского побережья. Отчасти это благодаря географии, но не только. И поэтому Евразия, собственно, и есть та сфера привилегированных интересов», — сказал Лукьянов.
Минаев подчеркнул: «Главными направлениями внешней политики России в ближайшее время будет постсоветское направление, развитие интеграционных процессов с Казахстаном, Белоруссией. Путин уже обозначал это направление в своих статьях предвыборных».

«Разумеется, важное направление для внешней политики России — СНГ, Таможенный союз, Евразийское пространство», — уверен, в свою очередь, Межуев.

Остается только напомнить, что Путин также в статье ясно и недвусмысленно дал понять, что приоритетом во внешней политике для России является СНГ.

actualcomment.ru

Место России в современном мире

Дисциплина «Политология»

Место России в современном мире

Содержание

Введение. 3

1. Общая характеристика роли России в мировом сообществе государств 4

2. Национальная безопасность. 10

2.1. Национальные интересы.. 11

3. Противоречие интересов России и стран Запада. 13

4. Выбор путей развития России с точки зрения россиян. 15

Заключение. 29

Список использованных литературных источников.. 31

Роль страны в составе мирового сообщества государств определяется ее экономическим, научно-техническим, военным, культурным потенциалами. Глубинным основанием международной роли страны является ее геополитическое положение. Геополитическое положение страны связано с особенностями ее расположения на географической карте мира, размером территории, наличием природных ресурсов, климатическими условиями, плодородием и состоянием почв, численностью и плотностью населения, с протяженностью, удобностью и обустроенностью границ. Особое значение имеет наличие или отсутствие выходов в Мировой океан, легкость или, наоборот, затрудненность таких выходов, а также среднее расстояние от основных центров страны до морского побережья. Политический аспект понятия геополитического положения наиболее ярко проявляется в отношении (дружественном или недружественном) к данной стране со стороны других стран мирового сообщества, в уровне ее международного авторитета.

Процесс становления внешней политики России происходит на фоне динамичных, глобальных трансформаций, формулирующих мировой порядок. Современные международные отношения имеют как межгосударственный, так и транснациональный характер.

В своей работе я постараюсь ответить на следующие вопросы: что влияет на процесс формирования внешней и внутренней политики России? Каковы основные угрозы национальной безопасности России? Как влияет геополитическое положение страны на экономику государства? Какой путь развития России поддерживает большинство граждан РФ?

Распад СССР привел к существенным изменениям в геополитической раскладе международных сил. Эти изменения в целом неблагоприятны для России (что, разумеется, автоматически не означает требования возврата к прежнему положению): по сравнению с Советским Союзом ее геополитические возможности сократились. Отечественный геополитик Н.А. Нартов приводит обстоятельный перечень геополитических потерь, связанных с распадом СССР. Среди таких потерь: значительная утрата выходов к Балтике и Черному морю; в ресурсном отношении потеряны шельфы Черного, Каспийского, Балтийского морей; при сокращении территории протяженность границ увеличилась, к тому же Россия получила новые, не обустроенные границы. Численность населения современной Российской Федерации и занимаемая площадь по сравнению с СССР уменьшилась приблизительно в два раза. Также потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе, вследствие чего Россия оказалась отрезанной от Европы, не имея теперь непосредственных границ ни с Польшей, ни со Словакией, ни с Румынией, которыми располагал Советский Союз. Поэтому в геополитическом смысле расстояние между Россией и Европой увеличилось, поскольку увеличилось число государственных границ, которые необходимо пересечь на пути в Европу. В результате распада СССР Россия оказалась как бы отодвинутой на северо-восток, то есть в определенной степени утратила те возможности непосредственного влияния на положение дел не только в Европе, но и в Азии, которые имел Советский Союз.

Говоря об экономическом потенциале, следует констатировать, что роль российской экономики в мировой экономике не очень нелика. Она не сравнима не только с ролью США, Западной Европы, Японии и Китая, но уступает (или приблизительно равна) роли таких стран, как Бразилия, Индия, Индонезия и ряда других. Так, падение курса рубля (как и его рост) почти не влияет на курсы ведущих мировых валют; котировка акций крупнейших российских компаний мало отражается на состоянии мирового рынка, как на него в сколько-нибудь ощутимой мере не влияет разорение российских банков и предприятий. Вообще положение в России, его ухудшение или улучшение объективно мало затрагивают мировое сообщество. Главное, что способно вызвать озабоченность мирового сообщества с точки зрения воздействия на мир в целом — наличие у России ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения (прежде всего, химического), а точнее — возможность утраты контроля над ним. Мировое сообщество не может не проявлять беспокойства относительно возможности такого положения, когда ядерные арсеналы и средства доставки окажутся в руках политических авантюристов, радикалов или международных террористов. Если же исключить ядерное оружие и другое оружие массового уничтожения, то в целом военная роль России в мире также невелика. Падению военного влияния способствовало неумелое проведение военной реформы, упадок воинского духа в ряде частей и подразделений, ослабление технического, финансового обеспечения армии и флота, падение престижа военной профессии. Политическое значение России находится в тесной зависимости от экономического и других названных выше аспектов.

Таким образом, относительно незначительная объективная роль России в мире конца 90-х годов XX в. — начала первого десятилетия XXI в. не позволяет уповать на то, что по причине ее особого положения весь мир будет помогать ей.

Действительно, нельзя отрицать того, что определенная помощь со стороны как правительственных, так и неправительственных организаций ряда западных стран была оказана. Однако она диктовалась соображениями стратегической безопасности, главным образом, в смысле контроля над российским оружием массового уничтожения, а также гуманитарными мотивами. Что же касается финансовых займов со стороны международных финансовых организаций и правительств богатых стран, то они строились и продолжают строиться на чисто коммерческой основе.

После распада Советского Союза произошло изменение международного положения качественного характера. Фактически мир вступил в принципиально новую полосу истории. Распад Советского Союза означал конец противоборства двух противоположных общественных систем — «капиталистической» и «социалистической». Это противоборство определяло основные черты международного климата на протяжении нескольких десятилетий. Мир существовал в двухполюсном измерении. Одни полюс был представлен Советским Союзом и странами-сателлитами, другой — Соединенными Штатами Америки и их союзниками. Противоборство двух полюсов (двух противоположных общественно-политических систем) накладывало отпечаток на все стороны международных отношений, определяло взаимные отношения всех стран, заставляя их делать выбор между двумя системами.

Крушение двухполюсной системы породило надежды на создание принципиально новой системы международных отношений, в которой определяющими должны были стать принципы равноправия, сотрудничества, взаимопомощи. Стала популярной идея много-полюсного (или многополярного) мира. Эта идея предусматривает реальный плюрализм в сфере международных отношений, то есть наличие на мировой арене множества самостоятельных центров влияния. Одним из таких центров могла бы стать развитая в экономическом, научно-техническом и иных отношениях Россия. Однако, при всей привлекательности идеи многополюсности, на сегодняшний день она далека от практического осуществления. Следует признать, что сегодня мир все более становится однополюсным. Наиболее мощным центром международного влияния стали Соединенные Штаты Америки. Эта страна с полным основанием может считаться единственной сверхдержавой современного мира. И Япония, и Китай, и даже объединенная Западная Европа уступают США по уровню финансового, промышленного, научно-технического, военного потенциала. Этот потенциал в конечном итоге и определяет колоссальную международную роль Америки, ее влияние на все стороны международных отношений. Под контролем США находятся все крупнейшие международные организации, а в 90-е годы через посредство НАТО США стали вытеснять и такую прежде влиятельную организацию, как ООН.

Современные отечественные специалисты — политологи и геополитики — единодушны, считая, что сложившийся после распада СССР мир стал монополярным. Однако они расходятся в том, каким он будет или должен быть в перспективе. Относительно перспектив мирового сообщества имеется несколько точек зрения. Одна из них предполагает, что в недалеком будущем мир все же станет как минимум трехполюсным. Это США, Европейский Союз и Япония. С точки зрения экономического потенциала Япония не так далеко отстает от Америки, а преодоление валютно-экономической разобщенности внутри ЕС также сделает его важным противовесом США.

Другая точка зрения наиболее отчетливо представлена в книге «Основы геополитики» Александра Дугина. Дугин считает, что в предстоящей перспективе мир должен вновь стать двухполюсным, обрести новую биполярность. С позиций, отстаиваемых этим автором, только образование нового полюса во главе с Россией создаст условия для действительного противодействия США и их наиболее верной союзнице Великобритании.

Из сложившегося положения вытекают два важнейших вывода, которые разделяют многие российские политики и политологи. Во-первых, Россия (как и большинство стран современного мира) должна стремиться к налаживанию и поддержанию нормальных, не конфронтационных отношений с США и без ущерба для своих национальных интересов по возможности расширять сотрудничество и взаимодействие в самых разнообразных сферах. Во-вторых, совместно с другими странами Россия призвана ограничивать всевластие Америки, не допустить того, чтобы решение важнейших международных вопросов превратились в монопольное право США и ограниченного круга их союзников.

mirznanii.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о