Михаил дашевский: Ушел из жизни Михаил Аронович Дашевский. Ирина Чмырева

Содержание

Ушел из жизни Михаил Аронович Дашевский. Ирина Чмырева

Михаил Аронович Дашевский. Фото с сайта М.А. Дашевского

Ушел из жизни Михаил Аронович Дашевский (1935-2021), замечательный российский фотограф.

Михаил Аронович прожил восемьдесят пять лет, его имя вписано в историю российской фотографии и в историю российской науки. Доктор технических наук, он был светилом виброзащиты, важной области современной строительной науки: без нее наши города не могут комфортно соединять в себе надземный и подземный уровни. В фотографии он был пионером лирического городского жанра. Сам себя он называл мастером «документального импрессионизма»:

«Для значимой фотографии спасение только в неповторимом взгляде фотографа на происходящее и воплощении этого взгляда в совершенной композиции, которая тоже неповторима. Все это нужно выполнить в одно мгновение — и неповторимый взгляд, и совершенную композицию, иначе мгновение уйдет и останется только постановка, которую может так или иначе повторить другой фотограф. Введенное мною понятие „документальный импрессионизм“ соединяет эти два требования: импрессионизм („впечатленство“) предполагает сугубо личные впечатления от происходящего, а документальность — не постановочную, а неподдельную композицию снимка, мгновенно возникшую при съемке».

Осознанно снимавший город с точки зрения горожанина с начала 1960-х, москвич, сын репрессированного, он пришел в 1968 году в фотоклуб «Новатор» и под руководством великих фотографов-наставников Александра Хлебникова и Георгия Сошальского сумел развить свой дар снимать и говорить о визуальном искусстве. В статусе фотографа-любителя он сохранил независимость от стилистики официального фоторепортажа 1960 — 1980-х годов. Только в 1990-е годы его фотографии Москвы были впервые представлены зрителю и получили признание специалистов, российской и зарубежной публики.

Писатель Александр Борщаговский, 1996: «Хотелось бы защитить превосходные работы Михаила Дашевского от сиюминутных конъюнктурных комплиментов: к счастью, в них гораздо больше того, что можно назвать вечным, больше человека неангажированного, не манекена эпохи, просто человека на единственной для него Земле… Я бы добавил, что в его фотографии находят выход те достоинства его души и характера, которых в торопливости можно и не разглядеть за острым, ироническим и скептическим его умом, — нежность души, братская приверженность людям».

Михаил Аронович был желанным гостем отдела фотографии Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Музея Москвы, последний хранит крупнейшую коллекцию произведений художника. Персональные выставки Дашевского проходили в Музее Москвы, Музее архитектуры им. Щусева, в Центре братьев Люмьер в Москве, в РОСФОТО, в Музее Нонконформизма, в Музее Анны Ахматовой в Санкт- Петербурге, в музеях Вельска, Екатеринбурга, Коломны, Краснодара, Новосибирска, в выставочных залах по всей стране; за рубежом его персональные выставки прошли в Братиславе, Каунасе, Познани, Праге, Токио, Хьюстоне. В его творческой биографии были международные фестивали фотографии FotoFest в Хьюстоне, «Фотобиеннале» в Москве, триеннале фотографии в Познани, «Месяц фотографии» в Братиславе, «Фотопарад» в Угличе, PhotoVisa в Краснодаре. В 2019 году Дашевский был спикером Международной научной конференции «Искусство фотографии» в Российской академии художеств. В 2020 году к юбилею фотографа он был принят в почетные члены Союза фотохудожников России. В том же году вышел четырехтомный альбом-каталог, включивший основную коллекцию из 420 снимков мастера и свод статей о его творчестве.

Михаил Аронович любил строки Бориса Слуцкого:

Надо думать, а не улыбаться.
Надо книжки трудные читать.
Надо проверять — и ушибаться,
Мнения не слишком почитать.

Мелкие пожизненные хлопоты 
По добыче славы и деньжат
К жизненному опыту 
Не принадлежат.

Вечная память фотографу Михаилу Дашевскому, соболезнования российской фотографии.

Фотограф Михаил Аронович Дашевский | Музей Российской Фотографии

Михаил Аронович Дашевский (20.11.1935/Москва) — фотограф, член фотоклуба «Новатор», доктор технических наук, специалист по виброзащите зданий.

В 1937 году его отца репрессировали (10 лет лагеря без права переписки, в 1953 году умер в ссылке.). Война, эвакуация, возвращение в Москву, школа с золотой медалью.

В 1953 году поступил в МИСИ (инженерно-строительный институт) на гидротехнический факультет, который окончил в 1958 году.

С 1958 г. после окончания МИСИ недолго работал на строительствах Сталинградской и Братской ГЭС, в течение сорока лет был научным сотрудником в строительном НИИ в Москве. Начал заниматься фотографией.

С 1969 года член фотоклуба «Новатор», Москва.

Под впечатлением дискуссий, направляемых руководителями клуба, профессиональными фотографами и интеллигентами старой закваски А.В. Хлебниковым и Г.Н. Сошальским сложилось ощущение фотографии как искусства.

1977 г. — доктор технических наук.

В 1985 года в журнале «Советское фото» была опубликована его работа – «Дочь рыбака»

В 1989 г в русскоязычном журнале «Время и мы» (США) была опубликована подборка работ о России.

В 1994 г. стараниями Михаила Голосовского у Михаила Дашевского в г. Красногорске состоялась первая выставка в России — «Затонувшее время».

В 2002 г. Михаил Дашевский опубликовал статью «Фотография как искусство» в журнале «Сибирский успех» и принял участие в выставке «Серебряная камера» в Московском Доме Фотографии.

В 2003 г. в журнале «Персона» было опубликовано интервью Михаила Аароновича «про жизнь», проиллюстрированное фотографиями из цикла «Глазами старого дома».

2004 г. книга «Sunken Time. 1962-1992» завоевала 1-й приз в категории «Издание по современной фотографии» Международного конкурса книг по фотографии стран Центральной и Восточной Европы, Братислава, Словакия.

В 2006 г. Михаил Дашевский выступил с «мастер-классом» на выставке жанровой фотографии «Решающее мгновение» в Санкт Петербурге.

В 2011 году вышел новый альбом Михаила Дашевского — «Обыденное».

Работы фотографа находятся в собраниях:

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. Щусева (Москва), Московский музей современного искусства; Городской зал (Мюнхен, Германия), Музей фотографии (Одензее, Дания), Галерея Шадай, Политехнический университет (Токио, Япония),

Музей Российской Фотографии, г. Коломна Частные и корпоративные собрания России, Венгрии, Германии, Израиля, Италии, Польши, США.

Михаил Дашевский — о городских сюжетах и «своей» столице

Михаил Дашевский – доктор технических наук, гидротехник (специалист по виброзащите зданий). Фотография – его увлечение, с годами превратившееся в отточенное мастерство. Михаил Аронович рассказал, почему для фотографа, как и для инженера, так важно своевременно уловить вибрации жизни — отдачу собственных впечатлений, и как он характеризует жанр, в котором работает уже много лет.

 Как вы решили заняться фотографией? Сколько вам было лет, когда вы поняли, что это ваше?

— Меня фотографировать научили в школе. Нас всех этому учил преподаватель физики. У меня был тогда аппарат «Комсомолец», он же «Любитель», и я снимал какую-то фигню и своих одноклассников. После окончания института, где я получил специальность гидротехника, я уехал сначала в Сталинград, а потом в Братск. И снимал с моим однокурсником Сталинград – перекрытие Волги, самосвалы… Это была сказочная картина – то, как ее забрасывают кубами и нарастает эта перемычка.

Все это делалось ночью. Работы начались днем, но снимали мы ночью на мосту – пришлось к чему-то прислоняться, потому что я снимал «Зенитом», а у него подходящих выдержек нет. Потом в Братске я снимал технологию железнения бетона в отсасывающей трубе… Как-то мой друг Паша Комаров показал мне снимок березы – он сделал его снизу, и я совершенно ошалел от этого фото. У Родченко есть такой снимок, но тогда мы не знали никакого Родченко.

В 1962 году я вернулся в Москву и стал потихоньку снимать. В 1968-м, когда я защитил диссертацию, мой приятель Коля Щербак предложил мне вступить в клуб «Новатор». Он сказал: «Что ты все ходишь, слоняешься, всем свои фотокарточки всяких событий московских показываешь? Пойдем в “Новатор”! Посмотришь, тебе там понравится». И мы с ним пошли в «Новатор». Я показал свои отпечатки, там они тоже понравились, и меня приняли в клуб.

Фото: mos.ru

 Расскажете о первых запомнившихся снимках, сделанных уже в «Новаторе»?

— В том же году, в день, когда отмечалось 50-летие Ленинского комсомола, 25 октября, нас всем отделом НИИ, где я тогда работал, отправили в оцепление у гостиницы «Москва», поскольку дружинников не хватало. Нашей задачей было отлавливать в колоннах нетрезвых граждан и прислонять их к оградке Александровского сада, чтобы они отдыхали и не шли на Красную площадь. Мы все это делали, а потом пришел милиционер, капитан, и сказал: «Спасибо вам, ребята, вы свое дело сделали, можете идти домой. А кто хочет, может идти на Красную – там все еще на трибуне, вы пройдете прямо в первом ряду».

У меня с собой был фотоаппарат с телевиком «Таир-3». Я прошел в первом ряду, встал меж двух рядов солдат в положении «стрельба стоя», как в биатлоне, и снял всю трибуну – Брежнев, два чеха и Косыгин. Брежнев это увидел, показал на меня пальцем, и это я тоже снял. Но фотография не такая уж интересная: ну и что, Леонид Ильич показывает пальцем. Я что, буду бегать и всем рассказывать, что это он на меня показал? Но момент, конечно, запомнился.

Уже спустя какое-то время мой товарищ по «Новатору» Илья Соломонович Меттер помог с этой проблемой – когда уж слишком заметно, что ты снимаешь. Он был инструментальщик от бога, слесарь, начальник цеха – умел буквально все. И он мне подарил «кривое ружье». Это обычный объектив, на который надевается что-то вроде бленды. Она закрывается, сбоку у нее дырка, а там стоит призма. Обычно она закрыта. Когда вы открываете, чтобы был перпендикулярный ход света, можете смотреть на памятник Ленину, а снимать хулиганов. Если бы я снимал хулиганов в открытую, мне набили бы морду и отняли фотоаппарат, а так – все хорошо, я снимаю памятник Ленину. Ну, некоторые догадливые хулиганы спрашивали: «Чего, снимаешь нас?» – и начинались «разговорчики в строю».

Фото: mos.ru

 Сейчас вы что-то снимаете?

— Очень мало. Зато недавно написал, как я его называю, трактат о том, как снимаю, и о специфике собственного жанра. Его попросила написать историк фотографии и куратор многих знаменитых фотовыставок Ирина Чмырева. Эссе называется «Документальный импрессионизм как выражение психологии жизни». Всего 15 страниц.

Я снимаю не события, а жизнь. Если удается уловить саму жизнь – не когда что-то происходит, а когда вообще ничего не происходит. Например, кто-то проводит время сам по себе, о чем-то задумавшись, или просто куда-то идет, то получается достоверно, без фальши. Поэтому мой жанр все же документальный, но импрессионизм – ведь меня это впечатлило, и я делюсь своим впечатлением. И поэтому я почти никогда не делал постановочных фото.

Вот пример: эта девочка из альбома «Затонувшее время» с совершенно невероятным пронзительным взглядом. Я сфотографировал ее, когда мы возвращались из похода. Мы собрали байдарки, сложили их, упаковали, сейчас все соберем и пойдем на дорогу – ждать попутную машину, чтобы нас подцепили до станции. И я отпросился, говорю: «Дайте, ребята, я хоть по деревне побегаю, поснимаю». У меня тогда был фотоаппарат «Киев», но на самом деле – Contax, потому что мастера с завода «Арсенал» поставили мне на него немецкие детали. И вот, у берега сидит эта девочка, и я быстро – раз! – фотографирую ее. Важно, что я поймал то мгновение, когда она еще не знала, что я фотографирую. Сразу же после этого она услышала щелчок, улыбнулась, и дальше снимать я не стал – это была уже совсем другая эмоция.

Фото: mos.ru

Что это за альбом и выставка «Затонувшее время»? 

— Это очень интересная история. Обычно все альбомы в советское время печатали издательства – часто в дар профессиональным фотографам, которые работали в газетах и журналах. Естественно, перед публикацией эти альбомы проходили все возможные цензуры. И тут вдруг частный человек на свои деньги (а я тогда прилично зарабатывал) издает альбом. Это произвело эффект какого-то взрыва среди фотографов: так можно просто взять и издать альбом! Дизайн для альбома сделал мой друг, полиграфист и архитектор Андрей Гусев. Если бы я занялся этим сам, получилась бы полная провинция и китч – я ведь не по этой части. Он помог мне. И вышел этот альбом – «Затонувшее время».

Его прелесть в том, что, во-первых, в нем ничего лишнего; во-вторых, Андрей придумал очень любопытный дизайн – смотрите, надпись «ХХ век» выглядит как изъеденный временем сыр. А перед каждой главой идут эпиграфы из Бродского, чем я особенно горжусь, потому что взял для эпиграфов несколько его самых «отъявленных» стихотворений.

Фото: mos.ru

Почему вы выбрали такое название?

— «Затонувшее время»? Потому что оно уже никогда не повторится. Все другое – люди, одежда… Выражение лиц другое. Другие объявления на домах. И сами дома. И старые московские дворы. Каждый дворик в центре Москвы для меня с чем-то связан, я ведь местный – в советские годы я жил на Солянке.

Помню все повороты: выходишь, идешь вверх по улице Забелина, справа монастырь, напротив – храма князя Владимира в Старых Садех, белая церковь, сюда от ворот – и переулок вниз. Хохловский. Сейчас здесь действующий Ивановский монастырь, а тогда за монастырем было училище МВД. И когда милиционеры играли в футбол, если мяч перелетал через стену (пока мы гоняем у себя во дворе какой-то плохонький, тряпочный), его сразу кто-то хватал. Сотрудники прибегали – мол, мяч тут где-то был. А мы, конечно, уже его спрятали и не знаем никакого мяча.

 Можете показать какие-нибудь московские фотографии из «Затонувшего времени», которые вы снимали с таким же теплом, с каким вспоминаете эти эпизоды?

— Вот тут есть один снимок – с теплом, хотя и из раздела «Власть». Это было воскресенье – день, когда в газетах напечатали: «Хрущев снят по собственному желанию». Куда в такой день должен идти нормальный советский гражданин, если он живет на Солянке?

 На Красную площадь?

— Правильно. Вот я и пошел на Красную площадь. А перед этим был сильный ветер, и листьев было полно. И я увидел, что женщина, которую отправили почистить трибуну мавзолея, усердно чистит ее какой-то тряпкой. Как раз в этот день. Вот такая ассоциация.

А вот еще одна хорошая фотография – «стекляшка». Я ехал к своему приятелю на Садовую-Черногрязскую, и вдруг вижу: что-то происходит в этой «стекляшке» – но самое главное, что окна все запотелые, и по ним стекают капли. Совершенно сказочная картинка, а у меня с собой ничего нет, никакого аппарата, ничего. Я сел на 24-й автобус, доехал до дома, схватил там какую-то шатающуюся треногу, зарядил фотоаппарат немецкой пленкой чувствительностью 400 единиц и прискакал обратно к «стекляшке». Пленка порвалась. Но все-таки на последнем кадре снял то, что было нужно. А уже потом – к приятелям.

 У вас есть ученики?

— Одна моя знакомая, известная московская личность, вела курсы на «Винзаводе» и попросила меня позаниматься со своими ребятами: «Михаил Аронович, походите по вашим переулочкам». Вот они пришли, ее ученики, юные дарования, человек восемь. Мы пошли по этим переулочкам в самом центре, я что-то рассказываю и предупредил их: учтите, что те «моментики», которые вы видели в моих альбомах, собирались десятилетиями. Поэтому вы не думайте, что сейчас пройдетесь по переулкам и сразу что-то наснимаете. Но все-таки что-то мы сняли.

Я показал им совершенно обалденный двор в Подколокольном переулке – напротив бывшего Технического трамвайного техникума. Когда-то я встретил там интересного персонажа – он, как и я, глубокий пенсионер, только работает таксистом уже 30 лет.

Так вот, когда мы шли с этой юной компанией, я завел их в этот двор, а потом увидел, что этот персонаж сидит и греется на солнышке в соседнем дворе. И говорю: «Ну-ка, ребята, идите его поснимайте, он человек разговорчивый, а на фоне этих домов это то, что надо». А они, вместо того чтобы тихо подкрасться, как сыщики, – нет, они окружили его плотным кольцом и – тра-та-та-та! Я даже не стал к нему подходить – стоял, сокрушался издалека. Думаю, если бы он меня узнал, было бы совсем стыдно.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Источник: mos.ru

Михаил Дашевский — о городских сюжетах и «своей» столице / Новости города / Сайт Москвы

Михаил Дашевский — доктор технических наук, гидротехник (специалист по виброзащите зданий). Фотография — его увлечение, с годами превратившееся в отточенное мастерство. Михаил Аронович рассказал mos.ru, почему для фотографа, как и для инженера, так важно своевременно уловить вибрации жизни — отдачу собственных впечатлений, и как он характеризует жанр, в котором работает уже много лет.

Как вы решили заняться фотографией? Сколько вам было лет, когда вы поняли, что это ваше?

— Меня фотографировать научили в школе. Нас всех этому учил преподаватель физики. У меня был тогда аппарат «Комсомолец», он же «Любитель», и я снимал какую-то фигню и своих одноклассников. После окончания института, где я получил специальность гидротехника, я уехал сначала в Сталинград, а потом в Братск. И снимал с моим однокурсником Сталинград — перекрытие Волги, самосвалы… Это была сказочная картина — то, как ее забрасывают кубами и нарастает эта перемычка.

Все это делалось ночью. Работы начались днем, но снимали мы ночью на мосту — пришлось к чему-то прислоняться, потому что я снимал «Зенитом», а у него подходящих выдержек нет. Потом в Братске я снимал технологию железнения бетона в отсасывающей трубе… Как-то мой друг Паша Комаров показал мне снимок березы — он сделал его снизу, и я совершенно ошалел от этого фото. У Родченко есть такой снимок, но тогда мы не знали никакого Родченко.

В 1962 году я вернулся в Москву и стал потихоньку снимать. В 1968-м, когда я защитил диссертацию, мой приятель Коля Щербак предложил мне вступить в клуб «Новатор». Он сказал: «Что ты все ходишь, слоняешься, всем свои фотокарточки всяких событий московских показываешь? Пойдем в “Новатор”! Посмотришь, тебе там понравится». И мы с ним пошли в «Новатор». Я показал свои отпечатки, там они тоже понравились, и меня приняли в клуб.

Расскажете о первых запомнившихся снимках, сделанных уже в «Новаторе»?

— В том же году, в день, когда отмечалось 50-летие Ленинского комсомола, 25 октября, нас всем отделом НИИ, где я тогда работал, отправили в оцепление у гостиницы «Москва», поскольку дружинников не хватало. Нашей задачей было отлавливать в колоннах нетрезвых граждан и прислонять их к оградке Александровского сада, чтобы они отдыхали и не шли на Красную площадь. Мы все это делали, а потом пришел милиционер, капитан, и сказал: «Спасибо вам, ребята, вы свое дело сделали, можете идти домой. А кто хочет, может идти на Красную — там все еще на трибуне, вы пройдете прямо в первом ряду».

У меня с собой был фотоаппарат с телевиком «Таир-3». Я прошел в первом ряду, встал меж двух рядов солдат в положении «стрельба стоя», как в биатлоне, и снял всю трибуну — Брежнев, два чеха и Косыгин. Брежнев это увидел, показал на меня пальцем, и это я тоже снял. Но фотография не такая уж интересная: ну и что, Леонид Ильич показывает пальцем. Я что, буду бегать и всем рассказывать, что это он на меня показал? Но момент, конечно, запомнился.

Уже спустя какое-то время мой товарищ по «Новатору» Илья Соломонович Меттер помог с этой проблемой — когда уж слишком заметно, что ты снимаешь. Он был инструментальщик от бога, слесарь, начальник цеха — умел буквально все. И он мне подарил «кривое ружье». Это обычный объектив, на который надевается что-то вроде бленды. Она закрывается, сбоку у нее дырка, а там стоит призма. Обычно она закрыта. Когда вы открываете, чтобы был перпендикулярный ход света, можете смотреть на памятник Ленину, а снимать хулиганов. Если бы я снимал хулиганов в открытую, мне набили бы морду и отняли фотоаппарат, а так — все хорошо, я снимаю памятник Ленину. Ну, некоторые догадливые хулиганы спрашивали: «Чего, снимаешь нас?» — и начинались «разговорчики в строю».

Сейчас вы что-то снимаете?

— Очень мало. Зато недавно написал, как я его называю, трактат о том, как снимаю, и о специфике собственного жанра. Его попросила написать историк фотографии и куратор многих знаменитых фотовыставок Ирина Чмырева. Эссе называется «Документальный импрессионизм как выражение психологии жизни». Всего 15 страниц.

Я снимаю не события, а жизнь. Если удается уловить саму жизнь — не когда что-то происходит, а когда вообще ничего не происходит. Например, кто-то проводит время сам по себе, о чем-то задумавшись, или просто куда-то идет, то получается достоверно, без фальши. Поэтому мой жанр все же документальный, но импрессионизм — ведь меня это впечатлило, и я делюсь своим впечатлением. И поэтому я почти никогда не делал постановочных фото.

Вот пример: эта девочка из альбома «Затонувшее время» с совершенно невероятным пронзительным взглядом. Я сфотографировал ее, когда мы возвращались из похода. Мы собрали байдарки, сложили их, упаковали, сейчас все соберем и пойдем на дорогу — ждать попутную машину, чтобы нас подцепили до станции. И я отпросился, говорю: «Дайте, ребята, я хоть по деревне побегаю, поснимаю». У меня тогда был фотоаппарат «Киев», но на самом деле — Contax, потому что мастера с завода «Арсенал» поставили мне на него немецкие детали. И вот, у берега сидит эта девочка, и я быстро — раз! — фотографирую ее. Важно, что я поймал то мгновение, когда она еще не знала, что я фотографирую. Сразу же после этого она услышала щелчок, улыбнулась, и дальше снимать я не стал — это была уже совсем другая эмоция.

Что это за альбом и выставка «Затонувшее время»?

— Это очень интересная история. Обычно все альбомы в советское время печатали издательства — часто в дар профессиональным фотографам, которые работали в газетах и журналах. Естественно, перед публикацией эти альбомы проходили все возможные цензуры. И тут вдруг частный человек на свои деньги (а я тогда прилично зарабатывал) издает альбом. Это произвело эффект какого-то взрыва среди фотографов: так можно просто взять и издать альбом! Дизайн для альбома сделал мой друг, полиграфист и архитектор Андрей Гусев. Если бы я занялся этим сам, получилась бы полная провинция и китч — я ведь не по этой части. Он помог мне. И вышел этот альбом — «Затонувшее время».

Его прелесть в том, что, во-первых, в нем ничего лишнего; во-вторых, Андрей придумал очень любопытный дизайн — смотрите, надпись «ХХ век» выглядит как изъеденный временем сыр. А перед каждой главой идут эпиграфы из Бродского, чем я особенно горжусь, потому что взял для эпиграфов несколько его самых «отъявленных» стихотворений.

Почему вы выбрали такое название?

— «Затонувшее время»? Потому что оно уже никогда не повторится. Все другое — люди, одежда… Выражение лиц другое. Другие объявления на домах. И сами дома. И старые московские дворы. Каждый дворик в центре Москвы для меня с чем-то связан, я ведь местный — в советские годы я жил на Солянке.

Помню все повороты: выходишь, идешь вверх по улице Забелина, справа монастырь, напротив — храма князя Владимира в Старых Садех, белая церковь, сюда от ворот — и переулок вниз. Хохловский. Сейчас здесь действующий Ивановский монастырь, а тогда за монастырем было училище МВД. И когда милиционеры играли в футбол, если мяч перелетал через стену (пока мы гоняем у себя во дворе какой-то плохонький, тряпочный), его сразу кто-то хватал. Сотрудники прибегали — мол, мяч тут где-то был. А мы, конечно, уже его спрятали и не знаем никакого мяча.

Можете показать какие-нибудь московские фотографии из «Затонувшего времени», которые вы снимали с таким же теплом, с каким вспоминаете эти эпизоды?

— Вот тут есть один снимок — с теплом, хотя и из раздела «Власть». Это было воскресенье — день, когда в газетах напечатали: «Хрущев снят по собственному желанию». Куда в такой день должен идти нормальный советский гражданин, если он живет на Солянке?

На Красную площадь?

— Правильно. Вот я и пошел на Красную площадь. А перед этим был сильный ветер, и листьев было полно. И я увидел, что женщина, которую отправили почистить трибуну мавзолея, усердно чистит ее какой-то тряпкой. Как раз в этот день. Вот такая ассоциация.

А вот еще одна хорошая фотография — «стекляшка». Я ехал к своему приятелю на Садовую-Черногрязскую, и вдруг вижу: что-то происходит в этой «стекляшке» — но самое главное, что окна все запотелые, и по ним стекают капли. Совершенно сказочная картинка, а у меня с собой ничего нет, никакого аппарата, ничего. Я сел на 24-й автобус, доехал до дома, схватил там какую-то шатающуюся треногу, зарядил фотоаппарат немецкой пленкой чувствительностью 400 единиц и прискакал обратно к «стекляшке». Пленка порвалась. Но все-таки на последнем кадре снял то, что было нужно. А уже потом — к приятелям.

У вас есть ученики?

— Одна моя знакомая, известная московская личность, вела курсы на «Винзаводе» и попросила меня позаниматься со своими ребятами: «Михаил Аронович, походите по вашим переулочкам». Вот они пришли, ее ученики, юные дарования, человек восемь. Мы пошли по этим переулочкам в самом центре, я что-то рассказываю и предупредил их: учтите, что те «моментики», которые вы видели в моих альбомах, собирались десятилетиями. Поэтому вы не думайте, что сейчас пройдетесь по переулкам и сразу что-то наснимаете. Но все-таки что-то мы сняли.

Я показал им совершенно обалденный двор в Подколокольном переулке — напротив бывшего Технического трамвайного техникума. Когда-то я встретил там интересного персонажа — он, как и я, глубокий пенсионер, только работает таксистом уже 30 лет.

Так вот, когда мы шли с этой юной компанией, я завел их в этот двор, а потом увидел, что этот персонаж сидит и греется на солнышке в соседнем дворе. И говорю: «Ну-ка, ребята, идите его поснимайте, он человек разговорчивый, а на фоне этих домов это то, что надо». А они, вместо того чтобы тихо подкрасться, как сыщики, — нет, они окружили его плотным кольцом и — тра-та-та-та! Я даже не стал к нему подходить — стоял, сокрушался издалека. Думаю, если бы он меня узнал, было бы совсем стыдно.

«Полная беспристрастность – удел автоматических камер видеонаблюдения».

Из своих 80 лет Михаил Дашевский фотографирует примерно полвека. Из этих пятидесяти он лет сорок связан с московским фотоклубом «Новатор» и все это время предан одной неисчерпаемой теме, которую можно обозначить как «бытовая фотодокументалистика».

Огромный материал, снятый за десятилетия, оформился в два цикла: «Затонувшее время» и «Обыденное. Москва». Цикл «Затонувшее время» воплотился в выставках и одноименном альбоме, который занял первое место в международном конкурсе на лучшее издание о фотографии в странах Центральной и Восточной Европы в Братиславе в 2006 году. Цикл «Обыденное. Москва», конечно, тоже составит со временем отдельную книгу. Строго говоря, к этому жанру можно отнести любой семейный фотоснимок. Но накопленный Дашевским творческий багаж отличается от незатейливого любительского бытописания не только широтой охвата сюжетов, но и художественным результатом.

Фотография обладает неким противоречивым двуединством. Она одновременно и документ, и художественное произведение. Снимки Дашевского превосходно иллюстрируют эту двойственность. Казалось бы, эта сторона фотографии уже столько обсуждалась! Тем не менее, на требования «объективности», «протокольной беспристрастности» документальной фотографии то и дело натыкаешься в журнальных текстах, а теперь еще и в Интернете. Полная беспристрастность — удел автоматических камер видеонаблюдения, а неравнодушный человек, взявший в руки фотоаппарат, воплощает в снимках свое индивидуальное видение мира даже в тех случаях, когда высокохудожественные задачи перед ним не стоят. Даже само вычленение из мирового хаоса объекта съемки есть, безусловно, творческий акт, и, переводя взгляд с одной фотографии на другую, мы как бы подчиняемся воле автора — «смотрите сюда!».

Дашевский снимает нашу быстротечную жизнь вдумчиво и целенаправленно. Перед зрителем не обезличенная визуальная информация, а предложение посмотреть на мир глазами фотографа, разглядеть тот образ, который он видел внутренним взглядом в момент нажатия на кнопку фотоаппарата. Зрители при этом очень разные, и каждый умудряется видеть в снимках Михаила Ароновича свое, именно то, что близко его собственному опыту и в меру умения принимать опыт чужой. Вот здесь и начинаются разночтения.

«Дашевский! За что вы так ненавидите нашу родину?» Этот крик души я прочел книге отзывов на выставке «Затонувшее время». Реакция на увиденное, увы, типична: во-первых, человек не смог разглядеть в работах автора явного сочувствия, во-вторых, критическое отношение к отдельным сторонам нашей жизни он автоматически распространил на всю Родину, а в-третьих, скорее всего, считает, будто у него и у Дашевского родины разные. В одном вопросе проглядывают сразу три. Рассмотрим?

Что касается третьего пункта (в советской терминологии — «пятого»), то с ним как раз все просто. Родившись в СССР и прожив здесь всю жизнь, Дашевский отдал этой стране столько энергии и сил, послужил и отечественной фотографии, и науке, (Михаил Аронович, кстати, доктор технических наук) что сомневаться в том, какую страну он считает своей родиной, просто смешно. Любит ли еврей Дашевский Россию — вопрос из разряда риторических. И вообще, мы любим не того, кто давал что-то нам, но того, в кого вкладывали мы. Впрочем, автор упомянутой записи в книге отзывов, мог быть исключением из общего правила.

С двумя другими вопросами несколько сложнее. При беглом взгляде на подборки фотографий юбиляра может показаться, что перед нами обычная «чернуха», которой мы насмотрелись в первые постперестроечные годы более чем достаточно. Честная фотография без постановок и идеологической «ретуши», не витринная, снятая в обычных московских дворах да в захолустных переулках резко контрастирует и с былой советской фотожурналистикой, и с привычным глазу современным гламуром. Внимание к этим обычным для большинства населения картинкам жизни, на самом деле не обещающим услады глазу, абсолютно естественно для документалиста, без них на полноту охвата темы рассчитывать не приходится. Но можно ли в этих фотографиях разглядеть хоть намек на желание автора выставить своих персонажей в неприглядном виде, унизить их человеческое достоинство? Можно ли заподозрить его в смаковании российской нищеты и убожества? Если у вас не извращенные представления о времени и стране, то никак нельзя. А вот сочувствие к так называемому «простому человеку» очевидно.

Народ для Дашевского — не обязательно толпа, не всегда безликая массовка, заполнившая улицы. Он представлен и отдельными людьми, личностями со своими характерами, яркими типажами. Например, «Дядя Коля». Он никак не похож на счастливчика с агитплаката, зато узнаваем всеми, кто жил в русской деревне — типичный наш крестьянин, жилистый, работящий, один из тех, кто все нелегкие годы кормил нашу большую страну практически за спасибо, ни богатств, ни внимания властей не видевший. Столько лет он пахал и сеял в условиях рискованного земледелия и тотального притеснения властями, но выжил, не спился, не озлобился, не опустился и при нечеловечном к нему отношении остался человеком. В этом и есть его подвиг. Посмотрите-ка внимательно на портрет. Есть те, кто не верит в искреннюю симпатию автора к персонажу снимка? Это фото висит в кабинете Джека Мэтлока, посла США в России, работавшего в Москве в начале девяностых, как память о нашей стране и ее людях. Это ли не признание?

Оценка нашей жизни зависит от сравнения. Если исходить из допущения, что она могла быть гораздо хуже, то творчество автора можно считать суровым гимном нашей общей судьбе. Если же сравнивать нашу жизнь с той, которой давно живет развитая часть человечества, то в его документальных снимках можно разглядеть резкий критический настрой. Чего в них больше? И то есть, и это. Зато в них точно нет ни интеллигентского высокомерия, ни равнодушия успешного во всех отношениях человека к неблагополучным согражданам.

Погружаясь в картинки обыденной московской жизни, запечатленные Дашевским, вполне отчетливо осознаешь, что эти фото мог снять только человек, полностью в эту жизнь включенный. Это взгляд одного из нас на нас же, взгляд на нашу жизнь пристальный, но добрый. Под этим взглядом хочется приосаниться, подтянуться, проверить, все ли пуговицы застегнуты. Под таким взглядом у нормального человека появляется желание стать лучше. А вдруг фотограф именно этого и хотел?

Вообще-то, Дашевский едва ли задумывался о воспитательной миссии. Его работы адресованы прежде всего людям его же круга. Им не надо подробных пояснений — так все документально точно и узнаваемо. Примечания, которыми автор часто сопровождает снимки, — они для молодежи и иностранцев.

Прошедшие времена всегда тонут в человеческой памяти. В противоположность законам физики тяжелым временам утонуть сложнее — дольше помнятся ­— но в конце концов тонут и они. Для историков время сохраняют бесстрастные документы в архивах, для остальных время воскрешается искусством. Искусством фотографии, пожалуй, в первую очередь. И являет нам фотография еще одно свое чудо — эффект расширяющегося в снимке времени. Крохотный миг, проскочивший на пленку между шторками затвора, спустя годы может представлять уже целое десятилетие. В тысячи раз возрастает значимость обыденного сюжета, маленькой детальки, за которую цепляется воспоминание и вытаскивает из глубины памяти целую эпоху. И время всплывает.

Без осознания будущей ценности фиксации обыденных явлений Михаил Дашевский никогда бы не запечатлел для нас эти тысячи мгновений, деталей, образов. И начинал он собирать их в те времена, когда ни о показе подобных снимков на выставках, ни об издании книг и речи быть не могло. Несмотря ни на что, он снимал, проявлял, собирал свой бесценный фотоархив. Провидец? Едва ли. Чудак? Это скорее, ибо в «Новаторе» тогда чуть ли не каждый второй был таким же чудаком. И вот он дожил до персональных выставок, до книг, до признания, до семидесяти пяти.

Фотографии Михаила Дашевского не дают заметным кускам времени затонуть безвозвратно. Они помогают старшему поколению мысленно вернуться на годы назад, прочувствовать то время заново, вспомнить, проанализировать свои ошибки. Они дают молодежи возможность вглядеться в недавнее прошлое их родителей и, может быть, чуть полнее осознать их судьбы, стать к ним снисходительнее. У каждого, кто вглядывается в снимки Дашевского, есть шанс понять что-то важное о себе и своей стране.

_______________________

Читайте также:

Олег Зотов фотопроект: «Если рассол приготовлен правильно, то совершенно неважно, хочет огурец или не хочет…».

Григорий Ярошенко фотопроект: «С каждым щелчком фотограф отдает часть своей души».

Дядя Коля, 1978 год. Фотограф: Михаил Дашевский.

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1080-е, 14 век, 1400-е, 1500-е, 1600-е, 1700-е, 1800-е, 1810-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1900-е города России, 1905-е, 1910—е, 1910-е, 1910-й, 1912-е, 1917, 1917-й, 1920, 1920-е, 1930-, 1930-е, 1930-е история России, 1939, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, 9160-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, XX век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВДНХ, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Высоцкий, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Гражданская война личности, Греция, Европа, Зачем — не знаю, История Италии, КГБ, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, Новый Год, Новый год, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, Пушкин, РККА, Романовы, России, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Северная Корея, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, Хрущёв, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто-история история Украины, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, актуально, актуальное, алхимия, альтернативка про Гитлера, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артефакты, артиллерия, артисты, археология, архивы, архитектура, астрология, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, ветераны, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история 1940-е, военная история. Первая мировая война, военная истрия, военнная история, война, война в Афганистане, война в Испании, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, война на Кавказе, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, гарем, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, дагеротипы, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жизнь животных, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, замки, зачем-не знаю, зверики, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интервенция, интересно, интересное, интересное кино, интнресно, искусство, искусство литература, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история CША, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирака, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Рима, история Росс, история Росси, история России, история России 1810-е, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швейцарии, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картинки, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кино и немцы, кладбища, книги, ко, коварство и любовь, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, комсомол, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, красоты, криминал, криминалистика, курьезы, курьёзы, линчности, линчости, литература, личности, личности промышленность, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, личтости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метро, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, моделизм, модераторское, мои фотографии курьёзы, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, мысли вслух, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, немцы, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, общество, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пиво, пин ап, писатели, плакат, плакаты, плакаты. кино, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, политика. церковь, полиция, помощь, портреты, поскачите с автором, почта, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пытки, пятничная красавица, пятничное, работа, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, реконструкция, рекорды, религия, репрессии, ретро-фото, рисинки, рисунки, русско-японская война, русско=японская война, самолеты, самоубийства, сельское хозяйство, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, символика, скандал, скульптура, слайд-шоу, смерть, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бардо, снова Бордо, советско-финская война, социология, спецслужбы, спор, спорт, спорт личности, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, стихи, страны, субкультура, субкультуры, тайные общества, танец, танки, театр, текст, тексты, телевидение, телеграф, террор, тесты, техника, техника история СССР, торговля, трагедия в Новороссии, традиции, транспорт, труд, тюрьмы, убийства, удивительное, ужас, ужас. Вторая мировая война, унифорама, униформа, учебные заведения, флот, флот. 1960-е, флот. медицина, фото-техника, фотоателье, фотобиография, фотографии, фотографии. история СССР, фотоискусство, фотокорреспонденты, фотомодели, фототипии, фронтир, фтоискусство, футбол, хобби, холодная война, храмы, художники, церкви, церковь, цирк, чиновники, школа, шутка, экология, экономика, эмиграция, этикетки, юмор, я служил в армии

2nd-Sep-2020 01:25 pm (UTC)

А откуда такие сведения. Не похоже на 43.

2nd-Sep-2020 04:25 pm (UTC)

«Не похоже на 43»

Побрить, отмыть, причесать, переодеть.
Минус загар.

2nd-Sep-2020 05:08 pm (UTC)

Если всю жизнь работать в колхозе и столько же бухать, то ничего удивительного.

2nd-Sep-2020 01:42 pm (UTC)

Работа в колхозе делает из человека обезьяну

2nd-Sep-2020 02:47 pm (UTC)

2nd-Sep-2020 02:44 pm (UTC)

2nd-Sep-2020 03:07 pm (UTC)

2nd-Sep-2020 04:10 pm (UTC)

Шляпа какая то. Не 43 ему, а много больше.

2nd-Sep-2020 07:49 pm (UTC)

Где-то я это фото уже видел и не раз… А, тут же и видел!

3rd-Sep-2020 11:36 am (UTC)

На самом деле, это молодой граф Слоновский. На фото ему 18, и он всю жизнь работает пажом императорской семьи.

В Музее Москвы работает выставка «Родное Ретро. 1962 – 2002. Московская сага фотографа Михаила Дашевского»

В Музее Моск­вы рабо­та­ет выстав­ка «Род­ное Ретро. 1962 – 2002. Мос­ков­ская сага фото­гра­фа Миха­и­ла Дашев­ско­го». В его непо­ста­но­воч­ных фото­гра­фи­ях, жиз­нен­ных зари­сов­ках – био­гра­фия Моск­вы и всей стра­ны за 40 лет, с нача­ла 1960‑х до нача­ла 2000‑х. Выстав­ка откры­ва­ет­ся в рам­ках цик­ла «Новые поступ­ле­ния в кол­лек­цию Музея Москвы».

Миха­ил Дашев­ский – док­тор тех­ни­че­ских наук, круп­ней­ший спе­ци­а­лист в обла­сти виб­ро­за­щи­ты. Но в рос­сий­ской фото­гра­фи­че­ской сре­де при­знан за огром­ный вклад в доку­мен­таль­ную фото­гра­фию. Он лирик, люби­тель, наблю­да­тель. В 1968 году начал карье­ру в извест­ном мос­ков­ском фото­клу­бе «Нова­тор». В 2012 году на биен­на­ле FotoFest в Хью­стоне, посвя­щён­ной совре­мен­ной рос­сий­ской фото­гра­фии, его рабо­ты вошли в раз­дел «Отте­пель».

В нояб­ре 2018 года Миха­и­лу Дашев­ско­му испол­ни­лось 83 года. Эта выстав­ка для него – итог про­жи­тых лет. Экс­по­зи­ция состо­ит из более 350 фото­гра­фий и 7 раз­де­лов: от 1960‑х сквозь пере­ме­ны 70-х-90‑х до нача­ла 2000‑х, обра­зы сто­ли­цы от дво­ров и доми­ков Солян­ки до шум­ных цен­траль­ных улиц и новостро­ек. К фото­гра­фи­ям автор напи­сал малень­кие исто­рии, пре­вра­тив выстав­ку в собра­ние новелл.

Он пред­став­ля­ет «брес­со­нов­ское» направ­ле­ние в фото­гра­фии с харак­тер­ным вни­ма­ни­ем к ком­по­зи­ции, стрем­ле­ни­ем сфо­ку­си­ро­вать­ся на пси­хо­ло­гии, инте­ре­сом к чело­ве­ку незна­ме­ни­то­му, но в опре­де­лён­ный момент фото­гра­фи­че­ски выра­зи­тель­но­му. Рабо­ты Дашев­ско­го – прин­ци­пи­аль­но непо­ста­но­воч­ные, выхва­чен­ные из пото­ка вре­ме­ни момен­ты жиз­ни. Сам фото­граф опре­де­ля­ет эту мане­ру как «доку­мен­таль­ный импрес­си­о­низм». «Я – типич­ный «впе­чат­ле­нец», – гово­рит Дашев­ский, – Если мне не инте­рес­но, меня не «коль­ну­ло», я и не сни­маю. То есть, я сни­маю всё, но потом, когда отби­раю, выяс­ня­ет­ся, что если не «коль­ну­ло», то и не получилось».

Фик­са­ции боль­ших исто­ри­че­ских момен­тов он пред­по­чи­та­ет улич­ные пси­хо­ло­ги­че­ские этю­ды, зари­сов­ки жиз­ни про­стых людей, дыха­ние горо­да. Любит сни­мать детей и пожи­лых людей: они есть на мос­ков­ских фото, в яро­слав­ской, гру­зин­ской, север­ной, сель­ской сериях.

В рам­ках выстав­ки 17 янва­ря состо­ит­ся встре­ча с авто­ром выстав­ки, фото­гра­фом Миха­и­лом Дашев­ским, 21 фев­ра­ля – лек­ция кура­то­ра выстав­ки Ири­ны Чмы­рё­вой «Фото­гра­фии Миха­и­ла Дашев­ско­го и мос­ков­ская куль­ту­ра 1960–1990‑х годов».

Миха­ил Дашев­ский родил­ся в 1935 году, всю жизнь живет в Москве. Док­тор тех­ни­че­ских наук, фото­граф-люби­тель с более чем полу­ве­ко­вым ста­жем, член мос­ков­ско­го фото­клу­ба «Нова­тор». Пер­вая выстав­ка Дашев­ско­го состо­я­лась в 1994 году в под­мос­ков­ном Крас­но­гор­ске, вто­рая – в 2004 году в Музее архи­тек­ту­ры им. Щусе­ва. В Рос­сии рабо­ты Дашев­ско­го выстав­ля­лись в Госу­дар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской гале­рее, Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее, Худо­же­ствен­ном музее им. Кова­лен­ко (Крас­но­дар), музе­ях раз­ных горо­дов Рос­сии. Выстав­ка фото­гра­фа про­хо­ди­ли в Гер­ма­нии, Поль­ше, Чехии, США. Его рабо­ты были пока­за­ны в кол­лек­ции «Совре­мен­ная рос­сий­ская фото­гра­фия» в 2012 г. в рам­ках FotoFest в Хью­стоне (США). Про­из­ве­де­ния хра­нят­ся в музе­ях Рос­сии (в част­но­сти, в Музее Моск­вы), США, Чехии. Дашев­ский – автор четы­рех фото­гра­фи­че­ских альбомов.

Выстав­ка откры­та в Кор­пу­се 1 Музея Моск­вы по 24 фев­ра­ля 2019 года.

Миха­ил Дашев­ский. Авто­порт­рет. 1962 год

Миха­ил Дашев­ский. Моя мама шьет. 1985 год

Миха­ил Дашев­ский. В парик­ма­хер­ской. 1960‑е годы

Миха­ил Дашев­ский. Ремонт на Солян­ке. 1960‑е годы

Миха­ил Дашев­ский. Боти­ноч­ки Ильи­ча. 1962 год

Миха­ил Дашев­ский. После демон­стра­ции. 1978 год

Миха­ил Дашев­ский. Арбат­ский пере­улок. 1960‑е годы

Миха­ил Дашев­ский. Ноч­ное кафе. 1962 год

Миха­ил Дашев­ский. С рабо­ты. 1969 год

Миха­ил Дашев­ский. Бас­кет­бол. 1970‑е годы

Миха­ил Дашев­ский. Семеч­ки. 1963 год

Миха­ил Дашев­ский. Корен­ные моск­ви­чи. 1970‑е годы

Миха­ил Дашев­ский. Дождь на Кур­ском вок­за­ле. 1963 год

Миха­ил Дашев­ский. На пере­хо­де у «Ната­ши». 1970‑е годы

Миха­ил Дашев­ский. За ква­сом. 1963 год

Миха­ил Дашев­ский. Лица вре­ме­ни. 1975 год

Миха­ил Дашев­ский. Ленин­град­ская Вене­ра. 1970‑е годы

Миха­ил Дашев­ский. На при­го­род­ной плат­фор­ме. 1968 год

Миха­ил Дашев­ский. На фоне Мон­дри­а­на. Загорск. 1980‑е годы

Миха­ил Дашев­ский. Двор в вос­кре­се­нье. Яро­славль. 1969 год

Миха­ил Дашев­ский. Тени жиз­ни. Виль­нюс. Лит­ва. 1979 год

Миха­ил Дашев­ский. Пляж Алуш­та. 1969 год

Миха­ил Дашев­ский. Ялтин­ские дво­ры. 1981 год

Миха­ил Дашев­ский. Рынок желез­ных това­ров. Ейск. 1976 год

Миха­ил Дашев­ский. Замо­чек. 2002 год

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.

Авторы Михаил Дашевский

Михаил Дашевский родился в 1935 году в Москве. В 1953 году поступил на гидротехнический факультет Московского инженерно-строительного института, который окончил в 1958 году. Непродолжительное время работал на стройках Сталинградской и Братской ГЭС, затем 40 лет в Москве в НИИ строительства. Михаил Дашевский имеет докторскую степень. Кандидат технических наук, он специализируется на виброзащите зданий.

Такова моя жизнь и склад ума, смесь бунта и техники, что немаловажно для арт-фотографии «про людей».

Дашевский всю свою жизнь посвятил фотографии: начав как фотограф в начале 1960-х, в 1969 году он стал членом известного московского клуба фотографов «Новатор».

Персональные выставки:

Затонувшее время. Фотографии Михаила Дашевского. 1962–1992

Государственный музей архитектуры, Музей Щусева, Москва (2003), Музей нонконформизма, Санкт-Петербург.-Петербург (2004), Центр Андрея Сахарова, Москва (2006), Международный фотофестиваль, Познань, Польша (2007), Православный христианский институт Св. Филарета, Москва (2007), Литовское фотографическое общество, Fuji Film Gallery, Каунас (2008) ), Фестиваль Fotovisa, Краснодар (2008), Lego Gallery, Коломна (2008), Технический университет, Токио, Япония (2008)

Старым домом, Москва в отражении

Галерея Беляево (программа Биеннале фотографии), Москва (2008)

Групповые выставки:

1969–1989 — ежегодные выставки Клуба фотографов Новатор, Москва

1998, 2000, 2004, 2006 — Биеннале фотографии, Москва

2001 — Международный фестиваль «Месяц фотографии» в Братиславе, Словакия

2002 — Серебряная камера, Москва

2008 — Фотография 1960–1970-х (Фотография в СССР 1960-1070-х).ЦДХ, Москва

В 2004 году книга М. Дашевского « Затонувшее время». 1962-1992 был удостоен первой премии в разделе публикаций современной фотографии Международного конкурса фотокниг в Центральной и Восточной Европе, который проходил в Братиславе, Словакия.

Фотографии Михаила Дашевского принадлежат Государственному музею архитектуры — Музею Щусева (Москва), коллекционерам искусства России, Франции и Японии.

Советское искусство, культура СССР

Советский фотограф Михаил Дашевский.На выставке. 1980-е, Москва

Советский фотограф Михаил Дашевский — автор серии фотографий, сделанных в печальные дни перестройки и распада великого государства — СССР. Инженер-строитель по профессии, доктор технических наук, Михаил Аронович Дашевский нельзя назвать профессиональным фотографом в строгом смысле этого слова. Михаил Аронович Дашевский родился в 1935 году в Москве. В 1953 году поступил в Московский инженерно-строительный институт, который окончил в 1958 году.Это было время перемен: смерть Сталина и казнь Берии, XX съезд партии с разоблачениями, Международный фестиваль молодежи — жизнь быстро менялась. После окончания института недолго работал на строительстве Сталинградской и Братской ГЭС, путешествовал по стране.

30 лет спустя. Фотограф Михаил Дашевский

Фотографическая биография Михаила Дашевского началась в московском фотоклубе «Новатор» в 1969 году. Чувство фотографии как искусства сформировалось в фотоклубе под руководством выдающихся советских фотографов того времени А.В. Хлебникова и Г.Н. Сошальского.В клубе Михаила Дашевского вдохновляли дискуссии профессиональных фотографов и советской интеллигенции. Поначалу творчество Михаила Дашевского было далеко не оптимистичным. Возможно, поэтому за время до 1985 г. в журнале «Советское фото» (1972 г.) была опубликована только одна работа — «Дочка рыбака».

Арбат детский. 1960-е, Москва. Фотограф Михаил Дашевский

С 1985 года все изменилось. В 1989 году русскоязычный журнал «Время и мы» в США опубликовал подборку фотографий России.В 1994 году усилиями известного коллекционера фотоискусства Михаила Голосовского в Красногорском районе Москвы прошла первая выставка «Затонувшее время», которая в 2004 году в полной версии была показана в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. .

Советский фотограф Михаил Дашевский

Завтрак после победы

Сапоги. Фотограф Михаил Дашевский

Дашевский работает в жанре документального кино, но считает себя художественным фотографом.Автор определил эти фотографии как картинки, а не как события, а как внутреннее состояние людей или мира вокруг них. По его мнению, мероприятие не может долго оставаться в глазах публики. Поэтому фиксация впечатлений от случившегося — предмет интереса.

Чехословакия наша

Свобода России

Первое утро без хрущевки

Железный Феликс

Маркс и Чаплин

Память

Новороссия (памятники сняты)

Ночное кафе.1962 г. Москва

Соловецкий камень

Стоп

Меч и щит

Убери

Путешественники

Ельцин. Начало. 1990

источника:
Советский фотожурнал
vk.com/clubsovfoto

Фото в России — книга Михаила Дашевского «Родное ретро».

Книга Михаила Дашевского «Родное ретро. 1962–2002 гг. Фотосага »вышла в этом месяце в Москве.

Михаил Дашевский. Родное ретро.1962–2002 гг. Photo Saga

Фотографии М. Дашевского
Тексты: А. Борщаговский, И. Чмырева, М. Дашевский, А. Фурсов, Ю. Йорш, М. Сидлин

Художественный редактор: И. Чмырева
Редакция: Е. Фирсова
Дизайн: А. Гвирц

ISBN 978-5-6042736-9-2

Русский, английский. 265x215x75 мм. 3,35 кг

4 тома
I том — Московские изображения, 1962–1989 гг.
II том — Московские изображения, 1989–2002 гг.
III том — Изображения из СССР, 1962–1990 гг.
IV том — тексты фотографа и этюд его искусства

В издание вошли классическая черно-белая фотография эпохи модернизма, цветные фотографические эксперименты 1990-х годов.Сопровождается текстами по фотографии. Авторские имена, идеи отражают целую эпоху изучения русского фотоискусства. Издание оформлено в минималистичном книжном стиле.

Михаил Дашевский
Родился в Москве в 1935 году. В 1958 году окончил Московский строительный институт им. Куйбышева (ныне Московский государственный строительный университет) со степенью доктора технических наук по специальности «Здания, защищенные от сейсмических и вибрационных повреждений». Работал на строительстве Волжской и Братской ГЭС.В 1962 году Дашевский начал заниматься фотографией, и в 1969 году он вступил в фотоклуб «Новатор» [Новатор]. Как непрофессиональный и неофициальный фотограф, он сделал ряд очень личных снимков, которые не публиковались в советское время. Лишь в 1989 году американский русскоязычный журнал «Время и мы» опубликовал тринадцать таких фотографий под названием «Портреты России». В 1994 году Дашевский провел свою первую персональную выставку в России, в Красногорске Московской области.С тех пор у него были персональные выставки в России и за рубежом, а также его книга «Затонувшее время: Россия, ХХ век». 1962–1992 [Затонувшее время: Россия, ХХ век, 1962–1992] (Москва: Государственный музей архитектуры им. Щусева, 2004) был назван лучшей фотографической книгой Восточной и Центральной Европы на Месяце фотографии в Братиславе, Словакия. Его работы были включены в выставку Thaw, которая была частью основной выставочной программы 2012 года на четырнадцатой биеннале фотографии и фотоискусства, современной российской фотографии, прошедшей в Хьюстоне, штат Техас, США, FotoFest International.Его персональные выставки были в 2008 и 2018 годах [в 1-м и 10-м выпусках] Международный фестиваль фотографии PhotoVisa, Россия; на Познанской триеннале фотографии, Польша и др. Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Мультимедиа Арт Музея Москва, Музея города Москвы, Государственного музея архитектуры им. Щусева (Москва), Государственного Русского музея, Музея нонконформизма. Искусство (Санкт-Петербург), Музей органической культуры, Коломна и ряд других музеев России; в частных коллекциях в России и за рубежом.
В 2020 году выходит четырехтомная книга «opus magnum» «Михаил Дашевский. Родное ретро. 1962–2002 гг. Фото-сага ».

Книга распространяется на сайте Михаила Дашевского (ссылка ниже)
Цена: 70 долларов США, плюс доставка

# документальная фотография # фотографияистория # фотоистория # российская фотография # советская фотография # фотоальбом

Михаил Дашевский — Academia.edu

Михаил Дашевский — Academia. edu

Academia.edu больше не поддерживает Internet Explorer.

Для более быстрого и безопасного просмотра Academia.edu и всего Интернета, пожалуйста, обновите свой браузер за несколько секунд.

Презентации конференции

Ирины Чмыревой, Берал Мадра, Вацлав Мацек, Галина Талипова, Александр Иншаков, Ольга Чагаутдинова, Туула Алайоки, Владимир Левашов, Михаил Дашевский, Екатерина Андреева-Пригорина и Ида Шик

Фотография как искусство: современные тенденции и история национальных школ, 2019

Материалы конференции и Программа 1-й Международной научной конференции ФОТОГРАФИЯ В КАЧЕСТВЕ AR… подробнее Материалы конференции и программа I Международной научной конференции
ФОТОГРАФИЯ КАК ИСКУССТВО: Современные тенденции в изучении и история отечественной школы
Москва, 27-29 мая 2019 г.

Организаторы:
Российская академия художеств
НИИ теории и истории изящных искусств
Международный совет музеев (ИКОМ), Российский комитет
Международная кафедра изобразительного искусства и архитектуры ЮНЕСКО Российской академии художеств
Московский музей современного искусства
Московский международный фонд поддержки ЮНЕСКО

Конференция «Фотография как искусство: современные тенденции в изучении и история национальных школ» охватывает три основных направления:
— изучение фотографии как средства массовой информации и масштабов ее реализации как искусства;
— методы и практики письма. национальные истории фотографии;
— преподавание фотографии, ее истории и технологий в рамках художественного образования и изучение фотографии в образовательный контекст гуманитарных наук.
Цель этой встречи экспертов — определить текущее состояние теории и исследований в этой области, а также создать основу для будущих исследований и стипендий.

Русский / Английский

PaperRank:

Читатели Упоминания по теме View Impactby Ирина Чмырева, Берал Мадра, Вацлав Мацек, Галина Талипова, Александр Иншаков, Ольга Чагаутдинова, Туула Алайоки, Владимир Левашов, Михаил Дашоревский, Екатерина Андреевская, Владимир Левашов Шик

Фотография как искусство: Современные тенденции в изучении и истории национальных школ, 2019

Материалы конференции и Программа 1-й Международной научной конференции ФОТОГРАФИЯ В КАЧЕСТВЕ AR… подробнее Материалы конференции и программа I Международной научной конференции
ФОТОГРАФИЯ КАК ИСКУССТВО: Современные тенденции в изучении и история отечественной школы
Москва, 27-29 мая 2019 г.

Организаторы:
Российская академия художеств
НИИ теории и истории изящных искусств
Международный совет музеев (ИКОМ), Российский комитет
Международная кафедра изобразительного искусства и архитектуры ЮНЕСКО Российской академии художеств
Московский музей современного искусства
Московский международный фонд поддержки ЮНЕСКО

Конференция «Фотография как искусство: современные тенденции в изучении и история национальных школ» охватывает три основных направления:
— изучение фотографии как средства массовой информации и масштабов ее реализации как искусства;
— методы и практики письма. национальные истории фотографии;
— преподавание фотографии, ее истории и технологий в рамках художественного образования и изучение фотографии в образовательный контекст гуманитарных наук.
Цель этой встречи экспертов — определить текущее состояние теории и исследований в этой области, а также создать основу для будущих исследований и стипендий.

Русский / английский

Рейтинг:

Читатели Упоминания в связанных статьяхПросмотреть влияние Войти через Facebook
Войти через Google

Зарегистрироваться через Apple

Выставка Родное ретро.1962 — 2002. Московская сага фотографа Михаила Дашевского

В Музее Москвы с 21 декабря 2018 года по 20 марта 2019 года пройдет выставка «Родное ретро. 1962 — 2002. Московская сага фотографа Михаила Дашевского. » В его нон-стоп фото зарисовки из жизни — биография Москвы и всей страны за 40 лет, с начала 1960-х до начала 2000-х. Выставка открывается в рамках цикла «Новые поступления в собрание Музея Москвы».

Михаил Дашевский — доктор технических наук, крупнейший специалист в области виброзащиты.Но в российской фотографической среде известен своим огромным вкладом в документальную фотографию. Он лирик, любитель, наблюдатель. В 1968 году он начал свою карьеру в известном московском фотоклубе «Новатор». В 2012 году на Хьюстонской биеннале FotoFest, посвященной современной российской фотографии, его работы были включены в раздел «Оттепель».

В ноябре 2018 г. Михаилу Дашевскому исполнилось 83 года. Эта выставка — результат прожитых для него лет. Экспозиция состоит из более 350 фотографий и 7 разделов: с 1960-х до перемен 70-90-х до начала 2000-х годов, изображения столицы от дворов и домов Солянки до шумных центральных улиц и новостроек.Автор писал небольшие рассказы к фотографиям, превратив выставку в сборник рассказов.

Он олицетворяет «брессоновское» направление в фотографии с характерным вниманием к композиции, стремлением сосредоточиться на психологии, интересом к человеку, который не знаменит, но в какой-то момент фотографически выразителен. Работы Дашевского — это принципиально безостановочные моменты жизни, вырванные из потока времени. Сам фотограф определяет этот стиль как «документальный импрессионизм».«Я типичный« импрессионист », — говорит Дашевский.« Если мне не интересно, меня не «укололи», я не стреляю. То есть снимаю все, но потом, когда я сними, оказывается, если не «накололась», значит, не вышло ».

Фиксируя великие исторические моменты, предпочитает уличные психологические исследования, зарисовки из жизни простых людей, дыхание города. Любит фотографировать детей и пожилых людей: они есть в московских фото, в Ярославле, в грузинской, северной, сельской серии.

В рамках выставки 17 января состоится встреча с автором выставки фотографом Михаилом Дашевским, а 21 февраля — лекция куратора выставки Ирины Чмыревой «Фотографии Михаила Дашевского и Московская культура 1960–1990-х годов ».

Михаил Дашевский родился в 1935 году, всю жизнь живет в Москве. Доктор технических наук, фотограф-любитель с более чем полувековым опытом, член Московского фотоклуба «Новатор».Первая выставка Дашевского прошла в 1994 году в подмосковном Красногорске, вторая — в 2004 году в Музее архитектуры. Щусева. В России работы Дашевского выставлялись в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Художественном музее. Коваленко (Краснодар), музеи в разных городах России. Выставка фотографа проходила в Германии, Польше, Чехии, США. Его работы были показаны в коллекции «Современная российская фотография» в 2012 году в рамках FotoFest в Хьюстоне (США).Работы хранятся в музеях России (в частности, в Музее Москвы), США, Чехии. Дашевский — автор четырех фотоальбомов.

Советская Россия, XX век, 1962–1992, в черно-белых фотографиях Михаил Дашевский

Фотографии известного российского фотографа Михаила Дашевского — убедительное свидетельство существования советского общества «эпохи развитого социализма». Черно-белые фотографии, лишенные пафоса и лоска, гипнотически погружают зрителя в недавнее, но забытое время.реальность (повседневная, как мы бы сказали сегодня) — Москва, область, село, дети, старики — основные темы фото в книге.

Михаил Дашевский родился в 1935 году в Москве. В 1953 году поступил на гидротехнический факультет Московского инженерно-строительного института, который окончил в 1958 году. Непродолжительное время работал на стройках Сталинградской и Братской ГЭС, затем 40 лет в Москве в НИИ строительства. Михаил Дашевский имеет докторскую степень.Доктор технических наук, специализируется на виброзащите зданий.

Фотографическая биография Михаила Дашевского началась в московском фотоклубе «Новатор». В 1960-1980-х годах «Новатор» был центром, где старые фотошкольные традиции 1920-1930-х годов сочетались со свободой выбора сюжета, оценки действительности. В брежневские годы публикация этих фотографий была невозможна. Эти фотографии особенно ценны сейчас, потому что в них зафиксированы мелочи, детали жизни, стертые из памяти, утраченные четкость, обрастающие мифами.

Все его работы — спонтанные, а не постановочные фотографии. Автора интересуют психологические этюды, будни города и обычные люди, которых можно встретить на улице. Дети и пожилые люди — самые любимые персонажи его произведений. Свою манеру фотосъемки Михаил Дашевский относит к документальному импрессионизму.

Такова моя жизнь и склад ума, смесь бунта и техники, что немаловажно для арт-фотографии «про людей».







































































(Посещений 1 раз, сегодня 1 посещений)

»Sovyetlerden günümüze, Rusya’da hayatın tanığı: Fotoğrafçı Михаил Дашевский Kronos News

(c) Михаил Дашевский

Sovyetler Birliği döneminden günümüze uzanan fotoğrafçılık kariyeriyle Михаил Дашевский’нин hayata kattığı birçok farklı kare var.Rus fotoğrafçı Dashevsky beş farklı kişisel fotoğraf albümü ve birçok sergisiyle hem Rusya’da hem de dünyada tanındı. 3 Ocak 2021 tarihinde vefat eden Dashevsky eğitim kariyerindeki mücadele ve özgür ruhuyla dikkati çekiyor. Peki, mühendislik fakültesinden mezun olan ancak fotoğrafçılığıyla akla gelen sanatçı Михаил Дашевский кимдир? Nasıl bir hayat sürdü? Eserleri neler?

(c) Михаил Дашевский
(c) Михаил Дашевский

FOTOĞRAF VE DASHEVSKY

Михаил Дашевский fotoğrafçılığa küçük yaşlarda ilgi duyuyor.7. sınıftayken ailesi ona Komsomolets marka fotoğraf makinesi hediye ediyor. О да даха сонра кендизин бир FED-2 камера сатин аларак çekimler yapıyor. Дашевский, fotoğrafları insanlar ya da çevrelerindeki dünyanın iç durumu olarak tanımlıyor. Sanatçı, 1969’da Innovator Fotoğraf Kulübü’ne giriyor. Oradaki profesyonel fotoğrafçılar Александр Хлебников ве Георгий Soshalsky’den ilham alıyor. Bu iki fotoğrafçıyı şu şekilde tanımlıyor: «Onlar farklı bir çağda sağ kalanlardı. Sisteme asla boyun eğmediler.Dürüst fotoğraflarını itaatkâr пропаганда için asla takas etmediler ». Sovyet döneminde, Михаил Дашевский’нин yayınlanmayan birçok fotorafı oluyor. Siyah-beyaz ve renkli fotoğraflar çeken Dashevsky ее fotoğrafı için ayrı bir yorumda bulunuyor. Yayınladığı fotoğraflarının altına fotoğrafın hikâyesini anlatan kısa künyeler ekliyor.

(c) Михаил Дашевский

BABASI SÜRGÜNDE ÖLDÜ

Московалы Михаил Дашевский 1935’te doğdu. Doğumundan iki yıl sonra 1937’de babası dönemin siyasi basılarından dolayı tutuklandı.2018’de verdiği söyleşide babasının kamplarda kaldığını, geri döndüğünde ise rehabilitationasyon merkezlerine gidemediğini anlatıyor. Yazısında, «Babam 1953’de sürgünde öldü» diyor.

EİTİMİNE ANTİSEMİTİZM ENGELİ

Sovyetler Birliği’nin 1940’larda Yahudilere karşı olan negatif tutumu ve sürgünde bir babaya sahip olması sebebiyle Dashevsky’i Rusya’nın büyük teknik üniversiteleri öğrenci etmeş kabul. Дашевский, Москва Девлет Юниверситези (МИИГАИК) Jeodezi ve Haritacılık Enstitüsü’nde Mekanik Optik okumak istiyor.Başvurusunda babasının sürgünde olduğu yazıldığından dolayı dekanlar ve müdür toplanarak Dashevsky’nin başka бир bölüm seçmesini istiyorlar. Бу eğitimi alsa желчь hiçbir askeri fabrikada staj yapamayacağını belirtiyorlar. O da kendisini ‘ortofoto jeodezik’ bölümüne kaydetmelerini söylüyor.

(c) Михаил Дашевский
(c) Михаил Дашевский

(c) Михаил Дашевский

Daha sonra, İnşaat Mühendisliği Fakültesi’nde (MISI) hidrolik mühendisliği okuyor.Ok iyi dereceyle mezun oluyor. İlerleyen zamanlarda Araştırma Enstitüsünden eski hocası o dönemde Dashevsky’e asistanlık teklifinde bulunuyor. Bu Dashevsky’i çok heyecanlandırıyor. Böylece araştırmacı oluyor. 1991’de derece alıp doktorasını tamamlıyor.

SERGİLERİ VE ESERLERİ

Дашевский, 1994 yılında Rusya’da ilk tek kişilik sergisini açıyor. Даха sonraları sergileri dünyaya açılıyor. Japonya, Polonya, ABD, Almanya ве ek Cumhuriyeti gibi ülkelerde fotoğrafları sergileniyor.Birçok müzede halk fotoğraflarını görme fırsatı buluyor. Aynı zamanda, 2012 год ABD FotoFest’te fotoğrafları «ağdaş Rus Fotoğrafçılığı» koleksiyonuna seçiliyor. Kitabı Rusya orijinalinde Затонувшееевремя: Россия, XX век. 1962–1992 (Затонувшее время), Словакия Doğu ve Orta Avrupa’nın «En İyi Fotoğraf kitabı» seçiliyor.

(c) Михаил Дашевский

Dashevsky’nin yayımlanmış beş kitabı şu şekilde: Eski Evin Gözünden (Глазами дома), Batık Zaman (Затонувшее время), Sıradan (The Ordinary), Moscow Palimpsest Retro veilt 2020 yılında çlikanative 4 .Son kitabının 1. cildi Moskova’nın 1962-1989 fotoğraflarını, 2. cildi Moskova’nın 1989-2002 fotoğraflarını, 3. cildi Sovyetler Birliği dönemi 1962-1990 fotoğraflarını foastoorıııı . Sanatçının fotoğrafları, Rusya’nın Devlet Tretyakov Galerisi, Moskova Multimedya Sanat Müzesi ve Moskova ehir Müzesi’nde bulunuyor.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *