Моисей наппельбаум: Величайший советский портретист – Моисей Наппельбаум ~ PhotoPoint
Что первично – человек делает историю или история делает человека? Ответить на этот вопрос очень непросто. Людям все время кажется, что они влияют на ход истории, изменяя и направляя ее русло. Однако, если присмотреться внимательнее, человечество все время идет по одному большому кругу, проходя все те же испытания. Испытания войнами, голодом, революциями, взлетами и падениями. И в каждом таком историческом кольце появляются люди, которым дано право и возможность сохранить и увековечить память людей о происходящих событиях. Сегодня мы поговорим о величайшем советском портретисте, человеке, который через фотографический портрет увековечил историю советского союза первой половины 20 века. Моисей Соломонович Наппельбаум.
Читайте также: 10 величайших советских фотографов
Моисей Наппельбаум человек, прошедший фотографический путь от подмастерья портретной Минской студии до участника международных фотовыставок, владельца собственной студии фотографии, автора фотографического бестселлера «От ремесла к искусству». Его работы – учебное пособие для фотопортретистов. Его карьере, от студийного помощника до важнейшего портретного фотографа дореволюционного и раннего советского периода, может позавидовать любой фотограф.
Моисей Соломонович родился в Минске, в 1869 году. Уже в 15 лет молодой фотограф идет помощником в студию фотографии. С 18 лет – отправляется в долгое путешествие по России, Европе и Америке. В 26 лет Наппельбаум возвращается на родину, переезжает в Санкт-Петербург и начинает работать в журнале «Солнце России», штатным портретистом. В 41 год, в 1910 году, фотограф открывает на Невском проспекте частное фотоателье, в котором работал как фотопортретист. В возрасте 49 лет, в 1918 году, фотограф делает ряд исторических портретов В. И. Ленина, по которым мы сегодня и знаем Великого Вождя. Начиная с 20-х годов 20-го века, Моисей Наппельбаум активный участник международных выставок. Является единственным советским фотографом, удостоившимся звания «Заслуженный артист республики». Фотограф был награжден званием в возрасте 66 лет.
Читайте также: Александр Родченко – человек и объектив
Работы Моисея Наппельбаума – это «наше все» в портретной фотографии. В своей студии на Невском проспекте, Наппельбаум делает серии портретов политиков, ученых, художников, скульпторов, поэтов, композиторов и актеров. Считается создателем портретного стиля новой советской элиты. И по праву считается – величайшим советским фотографом. Ему удалось своим фотоаппаратом охватить и увековечить образ целой эпохи молодой Советской России и стать портретным летописцем своего времени.
В своих работах фотограф делал важнейший акцент на лице субъекта. Умело используя свет, Наппельбауму удалось в каждом портрете передать психологический характер фотографируемого человека. Работая в черно-белой манере, фотограф достигает небывалой живописности в каждом монохромном портрете, лица оживают в работах автора.
Моисей Наппельбаум ушел из жизни на 89 году жизни, оставив потомкам свои фотографические и научные труды, вписав свое имя в историю России и советской фотографии, как величайшего фотографа.
Величайший советский портретист – Моисей Наппельбаум
Советский военачальник, один из первых маршалов СССР Климент Ворошилов, 1928 год.Вячеслав Молотов, 1933 год.Художница Сарра Лебедева.Военачальник, командарм Семён Будённый.Писатель Алексей Толстой.Литературовед Пётр Коган, 1925 год.Великая балерина Галина Уланова.Игорь Терентьев (рисунок) и Моисей Наппельбаум (фотография), без названия, 1928 год.Феликс Дзержинский.Революционер, военачальник Михаил Фрунзе.Писатель Максим Горький.Режиссер Сергей Эйзенштейн.Писатель Борис Пастернак.Поэт Сергей Есенин.Художник-авангардист, конструктивист Владимир Татлин.Ида Наппельбаум, дочь Моисея Наппельбаума, 1921 год.Революционер Яков Свердлов, 1918 год.Ребёнок со скрипкой, 1930 год.Поэт Александр Блок.Поэтесса Анна Ахматова.Писатель Максим Горький, 1928 год.Портрет Александры Дашкевич, 1910 год.Вас может заинтересовать:
Одна из самых заметных фигур фотоискусства прошлого столетия, талантливый портретист, автор галереи портретов известных деятелей культуры России.
Моисей Наппельбаум родился в 1869 году в Минске. Семья его была небогатой, поэтому родители отдали мальчика на обучение ремесленничеству в фотоателье «Боретти». Вскоре руководитель фотоателье заметил художественные способности мальчика, и уже через три года после начала трудовой деятельности Моисей стал фотографом.
Портрет Бориса Пастернака
Необычный талант у Моисея проявился достаточно рано. Даже недостаточно ориентируясь в правилах фотосъёмки, ему удавалось чувствовать разницу в стилях разных фотографов и улавливать индивидуальные черты при портретной съёмке.
Баретти очень быстро заметил, что Наппельбаум воспринимает человека с психологической точки зрения.
В 1910 году Наппельбаум открыл собственную фотомастерскую в Минске. В условиях «независимой» деятельности его «проницательность» развилась еще сильнее.
«Чтобы создать портрет, схожий с оригиналом, необходимо проникнуть в духовный мир человека, распознать его характер»
Моисей Соломонович внёс заметный вклад в развитие жанра портретной фотографии той эпохи. В то время была принята «трехъярусная» композиция расположения участников съёмки и статичные позы. В итоге получались однотипные портреты, лишённые каких-либо черт индивидуальности. Наппельбаум решил отказаться от всех канонов и правил фотосъёмки, выступив за эксперименты, живые сцены и отказ от позирования. На первый взгляд его работы просты. При этом они полны внутреннего психологизма и наделены чертами документальности.
Портрет Анны Ахматовой
Как говорил фотограф, на первом плане для него всегда была личность человека: он мог несколько часов присматриваться к модели, чтобы выявить особенные черты его характера и сделать хороший портрет.
В своей книге «От ремесла к искусству» он писал: «В лице всегда есть определенные приметы ума, интересов, душевного мира человека; их нужно найти, когда он спокойно позирует пород аппаратом. Зачастую признаки характера раскрываются вовсе не в тех чертах и деталях, которые бросаются в глаза с первого взгляда. Они бывают даже невидимыми для неопытного глаза. Мне помогла работа над портретами людей, которых я хорошо знал. Она обогатила мой опыт, мое понимание человеческой психологии. Имея понятие о характере человека, я научился разбираться в приметах его индивидуальности, понимать его выражение лица, делать обобщения на основе своих наблюдений».
Портрет Сергея Есенина
По воспоминаниям современников, Моисей был доброжелательным, трудолюбивым и старательным человеком. Его всегда отличала особенная любовь к людям искусства: как никто другой он умел чувствовать особенности их характеров и передават их в фотографии. Именно Моисей Наппельбаум — автор галереи портретов многих известных литераторов и деятелей искусства: С. Есенина, К. Станиславского, С. Эйзенштейна, Б. Пастернака, А. Ахматовой, Р. Ролана, К.Чуковского, А.Н. Толстого и других.
«Прошлое человека, его мысли, взгляды на жизнь, отношение к людям — все, что видят глаза человека и как они видят, все это оставляет свой отпечаток на его лице.
«Умеющий — да читает», — говорил Моисей Наппельбаум, талантливый отечественный портретист, один из величайших дейтелей фотоискусства прошлого столетия.
Истояник фотографий — http://www.fotosoyuz.com
Моисей Наппельбаум — фотограф Ленина и Сталина
Моисей Наппельбаум — фотограф Ленина и Сталина
Этот талантливейший фотохудожник, специализировавшийся на портретах знаменитостей, всех высот своей профессии достиг собственным старанием и трудом. Как всякий гений он не слишком церемонился со своими высокопоставленными клиентами, отчего часто попадал во всевозможные нелепые ситуации, которые кому-нибудь другому могли бы стоить, как минимум, свободы. Однако ходили слухи, что высшим покровителем этого фотомастера оказался сам Иосиф Сталин, портрет которого также был сделан в его студии. Он был настолько хорош, что даже столь жесткий человек, каковым являлся Сталин, позволял простому еврею определенные вольности в выражениях. Этой неординарной личностью былМовша Елья Наппельбаум, а именно таким было полное первое имя этого человека, впоследствии измененное на Моисей Соломонович, родился в 1869 году в провинциальном местечке под Минском. Еврейская семья мальчика имела небольшой достаток, которого едва хватало на прокорм пятерых детей. Неудивительно, что едва Моисей подрос, его определили на работу. Кто бы мог тогда подумать, что заштатное фотоателье, руководимое никому не известным Осипом Осиповичем Боретти, станет стартовой площадкой для великого фотохудожника-портретиста.
Справедливости ради, стоит отметить, что хозяин студии постарался сделать ее отличной от остальных фотоателье. Помимо стандартного набора оборудования и мебели, присущих всем подобным заведениям того времени, Боретти украсил стены помещения портретами видных людей искусства. Здесь даже ся граммофон, на котором для клиентов воспроизводились записи музыки Шопена. Юному ученику фотографа поначалу доверили монтаж чугунного головодержателя-копфгалтера. Далее он научился печатать фотографии, а потом освоил навыки ретушера.
После трех лет работы учеником Моисею доверили делать собственные фото. И вот здесь у парня проявилось собственное видение процесса производства фотоснимков. Он начал по-новому компоновать кадры, проводил эксперименты со светом, иначе рассаживал клиентов. Все это юный фотохудожник почерпнул, рассматривая репродукции картин старых мастеров: Тициана, Рубенса, Рембрандта. Следование традициям великих художников приводило к тому, что в портретах Наппельбаума подчеркивалась индивидуальность клиентов. Но чтобы это получилось, Моисею приходилось анализировать личность каждого заказчика.
Стоит отметить, что очень скоро работа в провинциальном городе перестала удовлетворять даровитого юношу. В 1887 году, проработав всего год фотографом, Моисей отправился странствовать по городам империи. Перебиваясь случайными заказами, Наппельбаум изучал творчество фотохудожников, присматривался к необычным способам их работы. После поездок по России Моисей в поисках опыта и денег отправился в Америку. Там он, правда, пробыл недолго. Разочаровавшись в жизни за океаном, где все сводилось исключительно к зарабатыванию денег, Наппельбаум в 1895 уже вполне сформировавшимся мастером вернулся на родину.
Поначалу он осел в Минске, где открыл собственную студию. Однако, побывав в Петербурге, Моисей понял, что качественно подняться и улучшить условия жизни своей семьи он сможет только в столице. Несмотря на ряд сложностей, возникавших из-за действовавшего в России закона о черте оседлости, фотограф сам переехал в Санкт-Петербург, а затем постепенно перевез туда всю свою семью. Ему удалось выкупить шикарное фотоателье А.М.Лежонова, располагавшееся на Невском проспекте, и с этого момента у него начался совершенно новый этап жизни.
Вместе с фотостудией Наппельбаум приобрел также большую многокомнатную квартиру, располагавшуюся в том же доме. Именно это стало важным фактором для получения известности мастера в художественных кругах столицы. Пользуясь тем, что дочери Моисея были довольно талантливыми личностями, к ним в дом каждый понедельник на специально организовываемые «посиделки» приглашались самые видные представители культурной элиты. Моисей Наппельбаум, пользуясь случаем, снимал гостей в своей студии, чем только увеличивал собственную известность.
Авторитет его как портретиста вырос настолько, что к нему в ателье приходили фотографироваться композитор Глазунов, певец Шаляпин, психиатр Бехтерев и даже великие княжны. Появлялись в студии Наппельбаума и революционеры, что впоследствии сыграло положительную роль в судьбе самого фотографа. В период революционных событий 1917-1918 годов к Моисею Соломоновичу пришли вооруженные люди. Арестовав фотографа, они стали вынуждать его «поделиться» своими сбережениями. Но заступничество со стороны представителей высшего эшелона новой власти быстро остудило пыл зарвавшихся экспроприаторов.
Уже в 1918 году Наппельбаум стал автором первого официального портрета В.И.Ленина, ставшего каноническим для граждан советской России. После этого к Моисею Соломоновичу пошли за портретами практически все представители советского правительства, партийные и военные деятели. Похоже, именно тогда мастером был сделан тот самый портрет Иосифа Сталина, который так понравился будущему руководителю СССР, что за мастерство автора ему прощались практически все прегрешения. Кстати, как раз в 1918 Наппельбаум выставил первую портретную галерею самых видных членов партии большевиков.
Близость к высшим эшелонам власти позволило семейству фотомастера жить относительно безбедно даже в самые голодные послереволюционные годы. В доме Наппельбаумов на Невском проспекте продолжали проводиться «литературные понедельники», где пришедших гостей угощали чаем и пирожными. Сюда стекалась вся литературная богема, причем, не только питерская, но и московская. Пользуясь случаем, Моисей Соломонович фотографирует их в своей студии. С тех пор все сочинения бывавших здесь знаменитостей выходят исключительно с портретами Наппельбаума. Даже официальные власти старались использовать опыт мастера. Так в декабре 1925 мастер был вызван в гостиницу «Англетер» для фотографирования тела поэта Есенина.
В 1930-х фотограф, уже переехавший в Москву, получил для работы двухэтажный особняк на Петровке, где он снимал высшие чины СССР. В 1935 году, по случаю 50-летия творческой деятельности, мастер провел персональную выставку, где были представлены 400 портретов самых выдающихся людей страны. Этот вернисаж стал знаковым событием. Спустя год Наппельбауму присвоили звание Заслуженного артиста СССР. Всего же им было проведено три персональных выставки.
Некоторые портреты сделанные Моисеем Наппельбаумом
Александр Блок и Корней Чуковский, 1921
Анна Ахматова, 1924
Борис Пастернак, 1934
Осип Мандельштам, 1920-е
Сергей Есенин, 1910-е
Фаина Раневская, 1928
В послевоенные годы изрядно постаревший мастер отошел от дел и засел за мемуары. Он написал книгу «От ремесла к искусству», правда, выхода ее в свет уже не застал. Жизнь его завершилась 13 июня 1958 года.
Без смены вех – Weekend – Коммерсантъ
На приглашении — Ахматова, та, которая камея, с профилем и бусами (четками?), одна из четырех канонических, и все четыре канонические — его, Моисея Наппельбаума, работы. Выставку Наппельбаума делает Еврейский музей и центр толерантности, мультимедийный по форме и пластмассовый по содержанию, так что чудес ждать не приходится: привозные выставки там скверны по экспозиции, собственные — как сочинение старательной школьницы-хорошистки. Барышня-куратор изъясняется шаблонами: «Экспозиция не просто раскрывает эволюцию творчества выдающегося фотографа, но представляет собой целую энциклопедию в лицах дореволюционной России и Советского Союза первой половины ХХ века… Наппельбауму удалось разработать собственную творческую манеру и создать безошибочно узнаваемый стиль… Как настоящий художник, Наппельбаум всегда стремился не просто запечатлеть внешний облик человека, но передать его внутреннюю красоту и индивидуальность». И тому подобные общие места.
Ольга Глебова-Судейкина, 1921 год
Коли чуда не случится, нас ждет банальный рассказ о бедном еврейском мальчике из Минска, четырнадцати лет от роду поступившем ретушером в фотоателье, в рассуждении чего бы покушать объездившем с фотоаппаратом всю Российскую империю от Варшавы до Евпатории, искавшем счастья в Америке — Нью-Йорк, Филадельфия, Питсбург, не нашедшем, вернувшемся на родину, возомнившем себя художником, с трудом перебравшемся в столицу, где ему вдруг улыбнулась удача: не было в первой половине XX века, в царской России и сталинском СССР, более успешного мастера портретной фотографии, чем Моисей Наппельбаум (1869-1958). Все это на фоне «энциклопедии» в две сотни фотопортретов «безошибочно узнаваемого стиля» и тысячи тонн «внутренней красоты и индивидуальности». Словом, если снимки Наппельбаума удастся отделить от снимков его фотографически одаренных дочерей Иды и Фредерики, чьи работы постоянно приписываются их отцу, «Рембрандту в фото», и то будет большой прогресс. Вообще же, чтобы сделать серьезную наппельбаумовскую ретроспективу, надо провести в архивах несколько лет.
Петр Коган, 1925 год
«Правительственный фотограф» Моисей Наппельбаум знаменит отнюдь не только «энциклопедией» мастеров культуры. Ленин, Дзержинский, Луначарский, Воровский, наркомы и члены политбюро — авторство картинок из советского учебника истории сыграло с ним сегодня плохую шутку. Он так замечательно — во всей внутренней и внешней красоте, индивидуальности и одухотворенности — снимал деятелей ВЧК-ОГПУ, что молва и его самого охотно записала в сотрудники ведомства. Так, давно гуляет по миру антисемитская сказка о причастности фотографа к убийству Есенина, основанная на том только факте, что его отрядили сфотографировать мертвого поэта в номере «Англетера». Почему отрядили Наппельбаума? Возможно, вспомнили, что он и Блока в гробу снимал — и это документ невероятной силы, памятник смене вех и эпох, куда более убедительный, чем Эйзенште
Моисе́й Соломо́нович Наппельба́ум (14 [26] декабря 1869, Минск[1] — 13 июня 1958(1958-06-13)[1][2], Москва[1]) — советский фотомастер, создавший собственную творческую манеру исполнения студийного фотопортрета.
Биография
Портрет А. Дашкевич. 1910
Родился в Минске в 1869 году.
В 1884 году поступил учеником в фотоателье минского фотографа Осипа Боретти. Прилежный ученик последовательно овладел копировкой снимков, ретушью, а потом был допущен к самостоятельной съёмке, и много позже фотохудожник с благодарностью вспоминал своего первого учителя[3].
В 1888 году покинул Минск и странствовал по России и другим странам. Побывал в Смоленске, Москве, Варшаве, Вильнюсе, Евпатории. Во время пребывания в Америке работал в Нью-Йорке, Филадельфии, Питтсбурге. В 1895 году вернулся в Минск и открыл павильон портретной фотографии.
В 1910 году переехал в Санкт-Петербург и сотрудничает с журналом «Солнце России».
В Москве ателье Наппельбаума размещалось в доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста, в Петрограде — на Невском, 72.
В январе 1918 года делает превосходный портрет Ленина — один из лучших в фотографической Лениниане. В те же годы сделал ряд портретов соратников Ленина. Среди них особо удачные Ф.Дзержинского, Вацлава Воровского, Луначарского и других.
В 1919 году при поддержке Якова Свердлова организует при ВЦИКе — первую государственную фотографию.
В 1920—1930 годы фотографирует выдающихся людей страны: артистов, писателей, художников и учёных.
В начале 1930-х годов Наппельбаум был лишён избирательных прав, и как лишенец подлежал высылке из Москвы. С большим трудом ему удалось добиться отмены этого статуса и устроиться на работу в фотоателье, обслуживавшее туристов-фотолюбителей[4].
Умер в 1958 году. Похоронен на Востряковском кладбище.
Семья
Отец поэтесс Лили Наппельбаум и Иды Наппельбаум, литературоведа Ольги Грудцовой.
Творчество
В основу этой манеры положил особые приемы работы со светом, позволяющие создавать аскетичный и одновременно яркий и достоверный образ портретируемого. Наппельбаум — мастер композиционного решения кадра, изобразительного нюанса. При кажущейся простоте портреты Наппельбаума полны внутреннего драматизма, типичного для русской художественной традиции. Искусно сочетал в своих работах элементы формализма и понимание фотографии как документа.
Несмотря на очевидную аполитичность, ещё в 1918 году Наппельбаум выполнил портрет Ленина, позже — Сталина.
В 1938 году, подписав договор с президиумом Академии наук СССР, выполнил знаменитую серию портретов действительных членов АН СССР.
К техническим особенностям следует отнести любовь фотографа к съемке с одним источником света, использование (чаще всего) объектива Фохтлендер Коллинеар 420 mm, 1: 7,7 и применение живописных кистей для обработки негатива в процессе проявки.
Звания
Марка по фото М. Наппельбаума
- 1935 — Заслуженный артист республики.
Персональные выставки М.Наппельбаума
- «М. Наппельбаум» Петроград 1918
- «М. Наппельбаум» Москва 1935, 1946, 1955
Авторская книга
- М.Наппельбаум «От ремесла к искусству» Москва 1958(Второе издание 1972)[1]
- М.Наппельбаум «Избранные фотографии» Альбом / Автор статьи Ан. Вартанов М. Планета 1985 г. 106 с.
-
Москва 1958.
М. Наппельбаум «От ремесла к искусству».
Книги с участием М.Наппельбаума
- «STALIN ON LENIN» Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1939[2] (недоступная ссылка)
- «Антология Советской фотографии, 1917—1940» Издательство ПЛАНЕТА, Москва 1986
Примечания
Литература
- Лев Гурвич. Лишенец (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2000. — № 5. — С. 58—61. — ISSN 1029-609-3.
Ссылки
Эта страница в последний раз была отредактирована 27 марта 2020 в 17:59.Наппельбаум, Моисей Соломонович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Наппельбаум.Моисе́й Соломо́нович Наппельба́ум (14 (26) декабря 1869 года, Минск — 13 июня 1958 года, Москва) — фотомастер, создавший собственную, только ему присущую творческую манеру исполнения студийного фотопортрета.
Биография
Портрет А. Дашкевич. 1910Родился в Минске в 1869 году. В 1884 году поступил учеником в фотоателье минского фотографа Осипа Боретти. Прилежный ученик последовательно овладел копировкой снимков, ретушью, а потом был допущен к самостоятельной съёмке, и много позже фотохудожник с благодарностью вспоминал своего первого учителя[2]. В 1888 году покинул Минск и странствовал по России и другим странам. Побывал в Смоленске, Москве, Варшаве, Вильнюсе, Евпатории. Во время пребывания в Америке работал в Нью-Йорке, Филадельфии, Питтсбурге. В 1895 году вернулся в Минск и открыл павильон портретной фотографии.
В 1910 году переезжает в Петербург и сотрудничает с журналом «Солнце России». В Москве ателье Наппельбаума размещалось в доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста, в Петрограде — на Невском, 72. В январе 1918 года делает превосходный портрет Ленина — один из лучших в фотографической Лениниане. В те же годы сделал ряд портретов соратников Ленина. Среди них особо удачные Ф.Дзержинского, Вацлава Воровского, Луначарского и других. В 1919 году при поддержке Якова Свердлова организует при ВЦИКе — первую государственную фотографию. В 20-30 годы фотографирует выдающихся людей страны: артистов, писателей, художников, ученых.
Отец поэтесс Лили Наппельбаум и Иды Наппельбаум, литературоведа Ольги Грудцовой.
В начале 1930-х годов Наппельбаум был лишён избирательных прав, и как лишенец подлежал высылке из Москвы. С большим трудом ему удалось добиться отмены этого статуса и устроиться на работу в фотоателье, обслуживавшее туристов-фотолюбителей[3].
Творчество
В основу этой манеры положил особые приемы работы со светом, позволяющие создавать аскетичный и одновременно яркий и достоверный образ портретируемого. Наппельбаум — мастер композиционного решения кадра, изобразительного нюанса. При кажущейся простоте портреты Наппельбаума полны внутреннего драматизма, типичного для русской художественной традиции. Искусно сочетал в своих работах элементы формализма и понимание фотографии как документа.
Несмотря на очевидную аполитичность, еще в 1918 году Наппельбаум выполнил портрет Ленина, позже — Сталина. В 1938 году, подписав договор с президиумом Академии наук СССР, выполнил знаменитую серию портретов действительных членов Академии.
К техническим особенностям следует отнести любовь фотографа к съемке с одним источником света, использование (чаще всего) объектива Фохтлендер Коллинеар 420 mm, 1: 7,7 и применение живописных кистей для обработки негатива в процессе проявки.
Звания
- «Заслуженный артист республики» 1935 г.
Персональные выставки М.Наппельбаума
- «М.Наппельбаум» Петроград 1918
- «М.Наппельбаум» Москва 1935, 1946, 1955
Авторская книга
- М.Наппельбаум «От ремесла к искусству» Москва 1958(Второе издание 1972)[1]
- М.Наппельбаум «Избранные фотографии» Альбом / Автор статьи Ан. Вартанов М. Планета 1985 г. 106 с.
-
Москва 1958.
М.Наппельбаум «От ремесла к искусству».
Книги с участием М.Наппельбаума
- «STALIN ON LENIN» Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1939[2]
- «Антология Советской фотографии, 1917—1940» Издательство ПЛАНЕТА, Москва 1986
Примечания
Литература
- Лев Гурвич. Лишенец (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2000. — № 5. — С. 58—61. — ISSN 1029-609-3.
Ссылки
Наппельбаум, Моисей Соломонович — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Наппельбаум.Моисе́й Соломо́нович Наппельба́ум (14 (26) декабря 1869 года, Минск — 13 июня 1958 года, Москва) — фотомастер, создавший собственную, только ему присущую творческую манеру исполнения студийного фотопортрета.
Биография
Портрет А. Дашкевич. 1910Родился в Минске в 1869 году. В 1884 году поступил учеником в фотоателье минского фотографа Осипа Боретти. Прилежный ученик последовательно овладел копировкой снимков, ретушью, а потом был допущен к самостоятельной съёмке, и много позже фотохудожник с благодарностью вспоминал своего первого учителя[2]. В 1888 году покинул Минск и странствовал по России и другим странам. Побывал в Смоленске, Москве, Варшаве, Вильнюсе, Евпатории. Во время пребывания в Америке работал в Нью-Йорке, Филадельфии, Питтсбурге. В 1895 году вернулся в Минск и открыл павильон портретной фотографии.
В 1910 году переезжает в Петербург и сотрудничает с журналом «Солнце России». В Москве ателье Наппельбаума размещалось в доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста, в Петрограде — на Невском, 72. В январе 1918 года делает превосходный портрет Ленина — один из лучших в фотографической Лениниане. В те же годы сделал ряд портретов соратников Ленина. Среди них особо удачные Ф.Дзержинского, Вацлава Воровского, Луначарского и других. В 1919 году при поддержке Якова Свердлова организует при ВЦИКе — первую государственную фотографию. В 20-30 годы фотографирует выдающихся людей страны: артистов, писателей, художников, ученых.
Отец поэтесс Лили Наппельбаум и Иды Наппельбаум, литературоведа Ольги Грудцовой.
В начале 1930-х годов Наппельбаум был лишён избирательных прав, и как лишенец подлежал высылке из Москвы. С большим трудом ему удалось добиться отмены этого статуса и устроиться на работу в фотоателье, обслуживавшее туристов-фотолюбителей[3].
Творчество
В основу этой манеры положил особые приемы работы со светом, позволяющие создавать аскетичный и одновременно яркий и достоверный образ портретируемого. Наппельбаум — мастер композиционного решения кадра, изобразительного нюанса. При кажущейся простоте портреты Наппельбаума полны внутреннего драматизма, типичного для русской художественной традиции. Искусно сочетал в своих работах элементы формализма и понимание фотографии как документа.
Несмотря на очевидную аполитичность, еще в 1918 году Наппельбаум выполнил портрет Ленина, позже — Сталина. В 1938 году, подписав договор с президиумом Академии наук СССР, выполнил знаменитую серию портретов действительных членов Академии.
К техническим особенностям следует отнести любовь фотографа к съемке с одним источником света, использование (чаще всего) объектива Фохтлендер Коллинеар 420 mm, 1: 7,7 и применение живописных кистей для обработки негатива в процессе проявки.
Звания
- «Заслуженный артист республики» 1935 г.
Персональные выставки М.Наппельбаума
- «М.Наппельбаум» Петроград 1918
- «М.Наппельбаум» Москва 1935, 1946, 1955
Авторская книга
- М.Наппельбаум «От ремесла к искусству» Москва 1958(Второе издание 1972)[1]
- М.Наппельбаум «Избранные фотографии» Альбом / Автор статьи Ан. Вартанов М. Планета 1985 г. 106 с.
-
Москва 1958.
М.Наппельбаум «От ремесла к искусству».
Книги с участием М.Наппельбаума
- «STALIN ON LENIN» Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1939[2]
- «Антология Советской фотографии, 1917—1940» Издательство ПЛАНЕТА, Москва 1986
Примечания
Литература
- Лев Гурвич. Лишенец (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2000. — № 5. — С. 58—61. — ISSN 1029-609-3.
Ссылки
В истории русской и советской фотографии много славных имен мастеров, работавших в жанре портрета. И все же, среди них, имя Моисея Соломоновича Наппельбаума, пожалуй, самое значительное. Родился в 1869 году, прошел долгую жизнь и карьеру. Судьба распорядилась, что ему посчастливилось встретить выдающихся людей России двумя важнейшими историческими этапами: периодом перемены XXI века и двадцатого века и периодом формирования новых общественных отношений после Октябрьской революции 1917 года.Но до этих встреч Наппельбаум прошел долгий путь освоения фотографического ремесла, очень похожего на то, как многие другие, и в то же время довольно необычного. В 14 лет родители подарили его ученику в студии портрета «Боретти» в Минске, где жила их семья. Мальчик, как и ожидалось, должен был освоить одно за другим три основных занятия: сначала переписчик, ретушер, а затем, наконец, фотограф. Обладая способностями, он делал это быстрее других — за три года.
В поисках знаний и опыта Наппельбаум отправляется в путешествие по крупным и маленьким городам России.Смоленск, Москва, Козлов, Одесса, Евпатория, Вильно, Варшава следуют друг за другом, затем отправляются в далекую Америку, базирующуюся в Нью-Йорке, Питтсбурге, других городах США
Только в 1895 году, вернувшись в Минск, он открывает свою портретную мастерскую, начиная работать самостоятельно. Пятнадцать лет, проведенных в родном городе, стали важным этапом в формировании творческих принципов фотографии. Прежде всего он почувствовал необходимость отбросить некоторые привычные для портретистов нормы, отверг обычную коммерческую марку искусственности и красивости поз, отказался от привычных, блуждающих с картины в аксессуарах, перестал использовать белый или однотонный серый фон.Коллеги Наппельбаума на поиски молодого фотографа не внушали доверия. Он, в свою очередь, заплатил им равнодушно: следует отметить, что в последующие десятилетия Наппельбаум обычно избегал профессиональной среды, предпочитая его общению с художниками, писателями, актерами.
Убедившись, что в Минске он не найдет понимания, Наппельбаум решил перебраться в столицу. Так, в 1910 году он был в Санкт-Петербурге, начал работать в богато иллюстрированном журнале «Солнце России», где ему нравились его работы, сделанные в Минске.В связи с приближающимся пятидесятым юбилеем Московской консерватории журнал задал ему серию портретов музыкантов-профессоров. Юбилейный выпуск «Солнца России», созданный из изображений Наппельбаума, привлек внимание: фотограф стал постоянным автором популярных публикаций.
Эти годы были критическими в работе портретиста. Он стал владельцем собственной студии, расположенной в самом центре Невского проспекта, в красивом шестиэтажном здании.
Семейный портрет был большой и дружной женой, четырьмя дочерьми, сыном. Старшая дочь увлекалась поэзией, а в доме Наппельбаума образовался некий клуб, члены которого собрались в понедельник. Знаменитые поэты Ахматова и Гумилева, Лунц и Кузьмин, Тихонов и Рождество были завсегдатаями «понедельника».
Уже в это время окончательно сформировались вкусы фотографа: он увлекался изобразительным искусством, театром, литературой. Позже он не уставал повторять, что их учителя найдены в художественных музеях — Эрмитаже и Третьяковской галерее.Это Рубенс и Ван Дейк, Репин и Серов, Рафаэль и Леонардо да Винчи. Однако наибольшее влияние на Наппельбаума-портрет оказал, конечно же, Рембрандт. В начале века в мире фотографов было модно так называемое «рембрандтовское» освещение. Изучив работы великого живописца, Наппельбаум понял, что следование моде художника было очень далеко от сути его поисков. «Каким было освещение« Рембрандта »в фотографии? — написал портрет, вспоминая то время.Острая боковая или задняя подсветка, направленная на лицо, руки или часть фигуры. Вот и все. Если мы не понимаем, что расположение света и тени Рембрандта в соответствии с фоном сообщений чувство живости к форме или рельефу субъекта, который прошел вдохновенную руку Рембрандта, он начинает жить своей реальной жизнью благодаря распределению света и теней ».
Развивая свое понимание важности света на портрете, он начал использовать в качестве единственного источника света тысячелетнюю лампочку, размещенную в импровизированных прожекторах.«Всю оставшуюся жизнь, признался Наппельбаум гораздо позже, я работал с одним источником света. Если я чего-то достиг в искусстве фотографии, то во многом благодаря этому довольно примитивному дизайну лампы. Она дала свет, которого мне не хватало ».
Написанный в последующие годы книги «От ремесла к искусству», фотограф признает, что необходимость убрать всех, кто пришел в студию, была для него тяжелым бременем. Умение брать близких музыкантов, профессоров консерватории, данное ему редактором «Солнца России», было очень близко к творческим предпочтениям фотографа.Разделение между повседневной работой в его ателье и творческими заказами, полученными от прессы, начало беспокоить фотографа. Однажды, в январе 1918 года, через два с половиной месяца после Октябрьской революции Аппельбаум объявил, что он приехал из издательства, чтобы сделать портрет В. И. Ленина. Эта работа стала переломным в жизни и в искусстве Наппельбаума. За январской стрельбой в Смольном последовали другие. Хороший портрет Ленина стал началом серии изображений лидеров молодого советского государства.Когда весной 1918 года правительство переехало из Петрограда в новую столицу — московский Наппельбаум организовал портретную мастерскую ЦИК. Сначала он не решался расстаться со своей петербургской мастерской и жил в двух домах, словно не веря, что государственная типография способна дать ему средства к существованию. Однако слава расстрелянных им портретов Ленина и других лидеров революции была настолько велика, что к нему в мастерскую ЦИК (а позже в его мастерскую, расположенную на улице Петровка, в самом центре Москвы) стали приходить людям, которые составляют элиту социальной и духовной жизни страны.Наппельбаума больше всего привлекали представители творческих профессий: писатели, художники, актеры, ученые. Со многими из них, как я уже говорил, он был другом, другие знают свою работу, третий впервые увидел в своей студии. Тем не менее, это удивительно! во всех случаях ему удавалось глубоко проникнуть в сущность человека, расшифровать самое важное, иногда скрытое в нем.
В 1935 году, в связи с полувековой годовщиной творчества, в Москве была проведена вторая персональная выставка произведений Наппельбаума.Это был триумф для фотографа. Ему присвоено почетное звание заслуженного художника республики — уникальный случай в истории фотографии. 400 портретов, экспозиция стала значительным явлением в культурной жизни страны.
Во время Великой Отечественной войны, несмотря на преклонный возраст, фотограф продолжал работать. Недаром его третья персональная выставка, состоявшаяся в Московском Доме ученых в 1946 году, среди 250 экспонированных экспонатов значительную часть составляла ранее неизвестные работы.В послевоенное время Наппельбаума снимали за меньшее: основным делом была работа над книгой, в которой он обобщил свой огромный художественный опыт. Книга подробно рассказывает историю пути, пройденного портретистом от понимания основ фотографического ремесла до высот искусства. Книга, названная автором «От ремесла к искусству», была опубликована в 1958 году, через несколько месяцев после смерти фотографа.
(Автор статьи Вартанов, Анри, журнал «Советское фото» №11, 1988 г.)
., МИНСК, 12 сентября. (БЕЛТА) — Die Ausstellung «Moses Nappelbaum. Портрет эпохи », die dem 150. Geburtstag des hervorragenden. Фотографии, сделанные в Национальном историческом музее Беларуси, посвященные истории. Das gab ein БелТА-Корреспондент беканнт.
Die Exposition zeigt über 100 Porträts, die vom Gründer des künstlerischen und psychologischen Porträts Moses Nappelbaum geschaffen wurden.«В Беларуси Werden erstmals невода originellen Aufnahmen, умирают bekanntesten Porträts bedeutender Persönlichkeiten AUS Kultur, Wissenschaft унд Politik де vorigen Jahrhunderts ausgestellt: Анна Achmatowa, Александр Блок, Сергей Jesenin, Всеволод Мейерхольд, Максим Горький, Alexej Толстым, Дмитрий Schostakowitsch, Борис Пастернак, Wladimir Ленина, Семёна Буджонного, Анатолия Луначарского, Галины Улановой, Лью Ландау, Отто Шмидта и Андере », Музей музея.
Außerdem kann man sich persichnliche Dokumente und frühere Arbeiten aus der Minsker Zeit aus Bestannden des Nationalen Historischen Museum of фонды Беларуси и Национальный архив истории архива.Ausgestellt ist auch die die persönliche Kamera von
Моисей Наппельбаум, в настоящее время посвященный портрету Ленина.
Moses Nappelbaum ist eine der bedeutendsten Persönlichkeiten in der Geschichte der Fotographie. Война в Минске, geboren, eröffnete hier sein erstes Porträtstudio. Er reiste durch die ganze Welt: Смоленск, Москва, Одесса, Варшау, Нью-Йорк, Питтсбург и Американские штаты.
Die Ausstellung der Werke ver Nappelbaum aus der größten Sammlung der klassischen sowjetischen Fotographien Borodulin Collection wird bis zum 15.Октябрьский Геофнет.
Das Projekt wird vom vation Nationalen Historischen Museum von Belarus und Zentrum für belarussisch-jüdisches Kulturerbe organisiert.
,Моисей Наппельбаум. Портрет эпохи
Выставка величайшего портретиста из Минска — «Моисей Наппельбаум. Портрет эпохи «- открыт в Национальном историческом музее Республики Беларусь с 13 сентября.
Моисей Наппельбаум — одно из самых значительных имен в истории фотографии. Величина его таланта характеризуется простым фактом: в 1918 году большевикам нужно было показать миру образ главы Советской России, поэтому первый художественный портрет Ленина был заказан некому, кроме Наппельбаума.
г. Наппельбаум вошел в историю мировой фотографии как мастер художественно-психологического профиля, фотограф советской культурно-политической элиты. Наппельбаум считается основателем фотопортрета. Он создал собственную уникальную технику исполнения, в то время проводил революционные эксперименты с освещением в кадре. Более тысячи его фотографий, в том числе портреты Ахматовой, Блока, Горького, Дзержинского, Есенина, Плеханова, Уэллса, Пастернака, Мейерхольда, Ленина, Свердлова, Буденного и других, вошли в золотой фонд искусств.
Наппельбаум родился в Минске, открыл здесь свою первую портретную студию. Он бродил по миру в поисках знаний и опыта: Смоленск, Москва, Одесса, Вильно, Варшава, затем Нью-Йорк, Питтсбург и другие города США. Его фотостудия в Петрограде была настоящим творческим клубом, в стенах которого собрались Ахматова, Мандельштам, Блок и Гумилев. В 1935 году Наппельбауму было присвоено почетное звание заслуженного артиста республики — уникальный случай в истории советской фотографии.
Впервые в Беларуси будут показаны его оригинальные фотографии, самые знаменитые портреты знаковых деятелей культуры, науки и политики прошлого века: Анна Ахматова, Александр Блок, Сергей Есенин, Всеволод Мейерхольд, Максим Горький, Алексей Толстой, Дмитрий Шостакович, Борис Пастернак, Владимир Ленин, Семен Буденный, Анатолий Луначарский, Галина Уланова, Лев Ландау, Отто Шмидт и многие другие. Работы мастера представлены в музеях, включены в учебники по фотографии и истории.На выставке будет представлено более 100 портретов, созданных Наппельбаумом.
Также будут показаны личные документы и ранние произведения минского периода из собраний Национального исторического музея Республики Беларусь и Национального исторического архива Республики Беларусь. На выставке будет представлена персональная камера Nappelbaum, предоставленная компанией RUSS PRESS PHOTO (Москва). В 1918 году Наппельбаум снял на эту камеру знаменитый портрет Ленина.
Организаторы — Белорусско-Еврейский центр культурного наследия, Национальный исторический музей Республики Беларусь.Фотографии предоставлены коллекцией Бородулина, одной из крупнейших коллекций классической советской фотографии в мире.
Выставка посвящена 150-летию мастера.
На выставке будет представлена серия учебных лекций от ведущих искусствоведов Беларуси; ряд сопутствующих мероприятий, в том числе экскурсии по еврейским улицам Минска. Следите за программой на странице Белорусско-еврейского центра культурного наследия по адресу fb: @ bjch.центр
Кураторы проекта: Майя Кацнельсон, Екатерина Алексеева.
,