Наталья ударцева – Наталья Ударцева | Школа Визуальных Искусств

Наталья Ударцева | Школа Визуальных Искусств

Журналист, фоторедактор,  преподаватель и эксперт фотографии,  секретарь Союза фотохудожников России,  член жюри российских и международных конкурсов в том числе: «Молодые фотографы России» (2014-2018), Межрегионального конкурса репортажной фотографии имени Александра Ефремова (2015-2018), Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина (2015). Руководитель программы Международного фестиваля фотографии «ФОТОПАРАД в Угличе»  (2010-2014). Куратор программы фестиваля «Молодые фотографы России» (2015-2018), один из организаторов «ПитерФотоФест» (2017-2018).

Куратор многих выставочных проектов, в их числе: The Best Of Russia (2008-2018), «Эволюция взгляда. 1991-2016» в рамках Фотобиеннале-2016, куратор персональных выставок Геннадия Копосова, Михаила Савина, выставки к 100-летию журнала «Огонек», «Четыре сезона Владимира Путина», «Фрагменты реальности» (Роман Троценко).

Составитель и редактор фотоальбомов: «Синяя вечность Муслима Магомаева» (2017), «Большое Путешествие» (2015), Наталья Максимова «Край» (2012), Сергей Максимишин «Последняя империя. 20 лет спустя» (2007), «Вожди и люди. «Огонек». 100 лет с Россией» (1999), «Борис Игнатович. Фотографии 1927–1963» и другие.

Издатель фотоальбомов Вивиан дель Рио «Habana+Москва» (2014) и «ФОТОПАРАД» (2013). Автор многочисленных статей о российских и зарубежных фотографах.

Руководитель фотослужбы журнала «Огонек» (1998 – 2004), директор фотослужбы ИД «Секрет фирмы» (2004 — 2006), директор спецпроектов компании Prolab (2007-2008), преподаватель курса «Пресс-фотография» в РГГУ (2008- 2014), генеральный директор компании

PhotoMap, основатель и директор Школы визуальных искусств ( 2009 —  наст. вр).

Имеет правительственную награду за вклад в отечественную культуру.

 

 

РОВАНИЕ ПОД ЗАДАЧУ. КРАТКИЙ КУРС

schoolva.ru

«Best of Russia» как призыв к осознанности — Российское фото

Совсем скоро состоится открытие итоговой выставки фотографий победителей крупнейшего отечественного проекта The Best of Russia — 2013. О нововведениях этого года, общих тенденциях и самых ярких работах мы поговорили с модератором проекта с первых дней его создания и сокуратором выставки Натальей Ударцевой.

Наталья Ударцева — известный журналист, фоторедактор, основатель и директор Школы визуальных искусств (2009-2014), член Международной ассоциации журналистов и Союза фотохудожников России, член жюри конкурса «Молодые фотографы России-2014», ежегодного фотоконкурса компании Epson (2013-2014), составитель и редактор фотоальбомов «Вожди и люди. „Огонек“. 100 лет с Россией», «Борис Игнатович. Фотографии 1927–1963», «ФОТОПАРАД», книги известного российского фотожурналиста Сергея Максимишина «Последняя империя. 20 лет спустя», фотоальбома Вивиан дель Рио «Habana+Москва», фотоальбома Натальи Максимовой «Край», автор документального фильма о Сергее Максимишине, автор идеи проекта «Фотокарта России». Главный консультант журнала «Потребитель. Фото и Техника». Преподаватель курса пресс-фотографии в РГГУ. Руководитель программы Международного фестиваля фотографии «ФОТОПАРАД в Угличе» (2010-2014). Руководитель фотослужбы журнала «Огонек» (1998 — 2004), директор фотослужбы ИД «Секрет фирмы» (2004 — 2006). Удостоена правительственной награды за вклад в отечественную культуру.

  • Наталья, добрый день! Расскажите, пожалуйста, каким образом вы связаны с проектом The Best of Russia?
  • Здравствуйте! Я — модератор этого проекта с момента его создания, то есть уже шесть лет, и сокуратор итоговой выставки

«Извержение вулкана Толбачика». Двухрядная панорама, 24 кадра. Дмитрий Архипов, город Козыревск, Камчатский край

  • Расскажите, пожалуйста, об особенностях конкурса 2013 года. Насколько нам известно, в условиях участия произошли некоторые изменения.
  • Первоначально конкурс задумывался как самый демократичный проект. По сути, он остался таким и по сей день. Участвовать в нем может каждый, независимо от используемой техники и опыта. Главное требование — фотография должна быть о России. Сначала было пять номинаций. В этом году, после 5-летнего юбилея проекта, было решено объединить две номинации, «Люди» и «События и повседневная жизнь», в одну — «Люди. События. Повседневная жизнь», поскольку сюжеты похожи и зачастую их сложно было разделить в выставочной экспозиции.
    Были сняты все ограничения для участников: теперь заявить свою работу на конкурс может любой житель планеты. Русскоговорящие иностранные фотографы могут присылать фотографии через русскоязычную версию сайта. Для тех, кто не владеет русским языком, отдельно была разработана англоязычная версия сайта. Кроме того, появилась специальная тема проекта, которая будет меняться каждый год. В этом году она называется «Свадьбы и похороны» и направлена на показ богатства народных традиций нашей страны. С этнической точки зрения очень интересно выявить эти особенности.

«Железная свадьба». Александр Корнеев, поселок Ватутинки, Московская обл.

  • А почему было решено соединить свадьбы с темой похорон? У читателей этот вопрос был самым распространенным…
  • Похороны, как и свадьба, — ключевой ритуал жизни. Смерть неизбежна. Сейчас, живя на бегу, мы об этом забываем. Недавно я была на Внуковском кладбище и видела несколько рядов вырытых могил. Эта картина символизирует своеобразный конвейер смерти, которая стала чем-то будничным. Очень важно напомнить людям, что жизнь не бесконечна, и таким образом призвать их к осознанию себя и собственной жизни, собственных поступков. И свадьбы, и похороны — переход из одного статуса в другой. В первом случае это соединение двух родов, рождение новой семьи, во втором — в новое измерение жизни.
    Кстати, было время, когда на похороны приглашали всех родственников и знакомых так же, как и на свадьбу. Если посмотреть фотоальбомы 1950-70-х годов, то мы увидим, что существовала традиция снимать момент прощания с умершим. В то время лучше понимали важность момента прощания, общности и единения семьи. Наконец, в этих двух обрядах можно выделить наибольшее число национальных различий и показать их многообразие.

Без названия. Олени в Ненецком автономном округе. Рамиль Ситдиков, город Нарьян-Мар, Ненецкий АО

  • Сколько же было прислано фотографий на тему похорон?
  • Это удивительно, но достаточно много: примерно около 6 000. Однако в присланных работах чаще всего мы видим съемку похорон знаменитых людей. То есть уход из жизни известных личностей мы еще успеваем осмыслить…

«Крещенские проводы — пасхальные встречи». Владимир Орлов, поселок Толга, Ярославская обл.

  • Насколько, по вашему мнению, можно судить о современной России по фотографиям победителей? Насколько полная картина жизни создается в них?
  • Все работы в целом — это срез умонастроений современной России. Модерируя, мы стараемся сохранить этот эффект. В отбор жюри попадает все самое главное, наиболее острые работы, затрагивающие основные события, конфликтные, значимые с общественной точки зрения ситуации. Меня часто спрашивают: осуществляется ли цензура? Нет, скорее, происходит самоцензура: люди сами выбирают, что присылать. Любители в основном снимают позитивные сюжеты. Профессионалы не боятся показывать что-либо более серьезное. В итоге получается собрание действительно лучших работ о России.

«Наташа». Даниил Конторович, город Уфа, Республика Башкортостан

  • И по архиву фотографий финалистов за все годы проекта можно прослеживать ход новейшей истории…
  • Именно. В течение всех шести лет на итоговую выставку попадали все основные события, всё, что происходит в обществе. В этом и заключается главный эффект проекта.

«Метро „Проспект Мира“ в час пик». Дмитрий Зверев, город Москва

  • Как вы думаете, насколько конкурс способен популяризировать образ России за рубежом?
  • Благодаря тому, что в проекте на равных участвуют как профессионалы, так и любители, а с прошлого года — не только граждане России, мы получаем планетарный взгляд на нашу страну. Ведь есть много туристов, иностранцев, наших соотечественников, живущих за рубежом, которые приезжают в Россию, фотографируют ее и видят реальность по-своему. Думаю, расширение проекта в отношении участников выведет его на новый виток развития.

«Хрустальные птицы». Сергей Ромашев, город Москва

  • Кстати, принципиального разграничения на профессиональную и любительскую категорию не было изначально?
  • Конечно. В отсутствии границ между профессионалами и любителями и состоит уникальность проекта. Неважно, как долго ты снимаешь. Основная идея — собрать лучшие сюжеты, лучшие снимки, главные события за текущий год. Победитель получает увесистый том со всеми фотографиями победителей. Эти ежегодные альбомы уже стали коллекционировать. Книга выпускается каждый год.
    Это и есть награда — выставка поедет по всей России, а затем и по миру. В этом году после Москвы она состоится в Екатеринбурге, Калининграде и Новосибирске, а затем, впервые, мы планируем показать ее в Грузии. В прошлые годы выставка проходила в Русском павильоне Национального фестиваля культурного наследия «Дженадерия — 2009» Саудовской Аравии (Эр-Рияд, 2009).. Если говорить о номинациях, то, например, в категории «Стиль» чаще всего участвуют профессионалы, а в номинации «Природа» много талантливых любителей.

«Юные грации Ирины Винер». Международный турнир по художественной гимнастике «Гран-при Москвы —2013». Светлана Яковлева, город Москва

  • Момент общности победителей играет большую роль…
  • Именно так! Я помню первый год проекта, момент объявления победителей. Сообщения о выигравшем авторе из конкретного региона шли волной от Москвы до Петропавловска-на-Камчатке. Успех повышает самооценку не только самого победителя, но и его земляков. Они гордятся: «Наш человек победил в конкурсе!» Это очень важно.

«Относительность». Антон Уницын, город Сочи

  • Сколько всего победителей в этом году?
  • Всего по итогам 2013 года было отобрано 360 лучших фотографий, их авторы считаются победителями, в этом и заключается фишка проекта. В большинстве конкурсов есть три или более призовых мест. Поначалу в The Best of Russia планировалось ежегодно определять 365 победителей, по числу дней в году. Однако в прошлом году мы решили не привязываться к этой цифре, а просто отбирать самые лучшие работы. Получилось 339 победителей.

  • А сколько всего работ было прислано на конкурс?
  • Всего поступило около 30 000 снимков. Первый этап отбора был возложен на троих модераторов. После них к работе приступили уже члены жюри.

«Зимняя игра». Лидия Шарапова, город Нижний Новгород

  • Вы так долго курируете проект и наверняка можете выделить какие-то тенденции в развитии отечественной любительской и профессиональной фотографии?
  • Да. Просматривая огромное количество работ из года в год, я точно могу сказать, что общие тенденции положительны. Первый год очень сложно. Нам прислали буквально всё подряд. Было тяжело ориентироваться. С каждым годом по присылаемым работам становится понятно, что люди больше задумываются о фотографиях, более осознанно снимают, выбирают и присылают. Но, надо понимать, что любой конкурс не застрахован от так называемого «шлейфа». В этом году было очень интересно выбирать. Было прислано много профессиональных работ.
  • Насколько проект способен помочь развитию российской фотографии в целом?
  • Вы знаете, в мире известно совсем небольшое количество российских авторов. Пока в основном известны только имена тех, кто работает с западными информационными агентствами, западными изданиями или зарубежными галереями. Например, знают Юрия Козырева, Сергея Максимишина, Викторию Ивлеву. Но я очень надеюсь, что наш проект поспособствует популяризации российской фотографии в мире.
  • Мы уверены, что так и будет! Большое спасибо за то что нашли время ответить на наши вопросы!
  • И вам спасибо.

В материале размещены наиболее удачные фотографии проекта по мнению Натальи Ударцевой. Смотрите работы победителей всех номинаций: «Природа», «Стиль», «Люди. События. Жизнь», «Архитектура», «Свадьба и похороны»

rosphoto.com

Наталья Ударцева: Фоторедактор — первый цензор изображения. Екатерина Васенина

Родилась на прииске в Иркутской области, куда увлекла ее родителей их комсомольская романтика. Вместе с ними и их романтикой переезжала с места на место, если совсем коротко обозначить маршрут, то получится следующее: Сибирь — Заполярье — Ставропольский край — Волгоград — Москва. Возможно поэтому и выбрала себе профессию журналиста, и замуж вышла за географа. Очень любит путешествовать.
С фотографией связана столько, сколько себя помню: учил фотографировать, проявлять и печатать отец — дома всегда была камера и все для этого необходимое, потом была собственная камера с первых заработанных денег, знания закрепила на журфаке Московского государственного университета, работала в разных газетах, журналах «Столица» и «Огонек», сейчас работает директором фотослужбы Издательского дома «Секрет фирмы».

 — В чем состоят обязанности, призвание фоторедактора и чем определяется его профессионализм?

— Думаю, главное в человеке, который берется быть фоторедактором, — наличие образного мышления, визуальной культуры, технических навыков, знания изобразительного языка и истории вопроса. Не на последнем месте: умение четко формулировать задачу и уважительное отношение к фотографу как к субъекту права и творцу. Качественное гуманитарное образование тоже не помешает.
Как бы вы описали роль фоторедактирования в фотографии вообще и в карьере фотографа? Какова специфика работы фоторедактора в СМИ? Роль фоторедактора в карьере фотографа: толковый фоторедактор способствует росту фотографа и его карьеры, бестолковый мешает. Специфика есть, но в целом формула такова: фоторедактор и фотограф — партнеры в создании окончательного вида изображений. Чем равнозначнее, сильнее партнеры — тем выше результат. Фотограф и фоторедактор — две составляющие фотожурналистики. Высокий результат дает сочетание в одном человеке фотографа и фоторедактора. Встречается редко.

 — Какова степень ответственности фоторедактора в иллюстрированном периодическом издании? Кто несет ответственность за визуальную культуру и формирование вкуса через СМИ?

— Зависит от издания и его культуры. До сих пор есть такие издания, в которых бытует мнение, что фоторедактор — сугубо технический персонал, обслуживающий художников и дизайнеров. Есть фотоподборщики, называющие себя бильд-редакторами. Есть главные редактора изданий, воспринимающие фотографию исключительно как иллюстрацию к тексту. Есть издатели, требующие «сделайте мне красиво». Много забавного. <

 — В каких изданиях фоторедактор обладает наибольшей свободой в выборе фотографий?

— Зависит от личности фоторедактора.

 — Что такое визуальный стиль издания?

— Наверное, визуальный ритм издания, который создает цельное впечатление, отличное от других.

 — Какими морально-этическими нормами вы руководствуетесь при выборе изображений?

— Общечеловеческими. Без пропаганды насилия, без смакования жестокости.

 — Должна ли существовать цензура на изображения?

— Должна ли существовать цензура? — спрашиваете вы. Но ведь каждый редактор или фоторедактор в какой-то степени цензор. Выбирая из многочисленных сюжетов тот или иной, давая ему право на существование, редактор цензурирует текст или изображение, сверяя свой выбор с морально-этическими нормами, существующими в обществе, или со своими внутренними убеждениями. Как это ни парадоксально звучит, но фоторедактор — первый цензор изображения. После фотографа. Выбор зависит от степени внутренней свободы и гражданской позиции самого фоторедактора.
Что касается цензуры как элемента устройства общественной жизни, то она существует в любом государстве, даже в самом демократическом. Вспомните США, у которых цензуру проходит информации о войне в Ираке, а в Англии — сообщения из Северной Ирландии. В ходе второй мировой войны цензура была введена во всех воюющих государствах, причем с согласия подавляющего большинства населения. Пока существует государство и власть, наличествует и цензура (в открытой или скрытой форме). Наивно полагать, что от нашего с вами «нет цензуре» что-то сильно изменится.

 — Кто ваши учителя?

— У всех училась понемногу. И продолжаю учиться, если есть чему. Но больше всех я признательна и благодарна Геннадию Копосову, Александру Лапину, Георгию Пинхасову, Сергею Максимишину, Андрею Баскакову, Марку Гроссе.

 — Существует ли иерархия фоторедакторов в России и какова она? Кто на ваш взгляд является профессионалом в России?

— Иерархия существует в любом сообществе. В сообществе фоторедакторов тоже.
Принято думать, что круче всех — лицензионные западные издания, появившиеся на нашем рынке относительно недавно. Фоторедакторы мечтают попасть в западные издания или зарубежные фотоагентства, которые имеют представительства в России. Возможно, это связано с мечтой нашего человека «попасть в Европу», возможно с разницей в оплате труда.

 — Как фотографу сделать карьеру в СМИ?

— Быть настойчивым, верить в себя и в то, что он делает.

 — В чем разница между иллюстрацией и фотографией?

— Не всякое изображение можно считать фотографией, но любое может стать «иллюстрацией». Проблема выбора. Иногда побеждает вкусовщина.

 — Зачем вы стали фоторедактором?

— Это мой способ жизни и инструмент ее познания. Фотография для меня, как и для Георгия Пинхасова, — способ исследовать жизнь и все ее составляющие.

 — Какие материалы вы мечтаете опубликовать как фоторедактор?

— Для того, чтобы мечта стала реальностью, мне понадобится собственный фотографический ежемесячный журнал. Ау, спонсоры!

 — Ваши любимые фотографы?

— Привожу короткий список: Вадим Гиппенрейтер, Сара Мун, Георгий Пинхасов, Сергей Максимишин, Владимир Семин, Виктория Ивлева, Игорь Гаврилов, Владимир Веленгурин, Сергей Каптилкин, Александр Натрускин, Александр Земляниченко, Александр Деминчук, Ян Артюс-Бертран, Юрий Феклистов, Владимир Вяткин, Себастьяно Сальгадо, Евгений Кондаков, Сергей Киврин, Андрей Голованов, Брюс Гилден, Наталья Медведева, Стив Маккари, Владимир Фридкес и другие (если вы не нашли себя в этом списке, значит вы — в длинном). Из фотографов прошлого века: Георгий Петрусов, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Галина Санько, Макс Альперт, Юрий Еремин, Дмитрий Бальтерманц, Геннадий Копосов, Робер Дуано, Вернер Бишоф, Андре Кертеш.

 — Как будет развиваться российский рынок фотографии в ближайшие 5 лет?

— Думаю, в ближайшие пять лет рынок станет абсолютно цивилизованным, исчезнут последние элементы дикости и неопределенности в отношениях. Все, наконец, разберутся со своими правами и обязанностями. Наши фотографы «повзрослеют», фоторедакторы «подрастут» и осознают степень своей ответственности, как перед фотографами, так и перед обществом. Появятся новые частные российские фотоагентства, станет больше представительств зарубежных фотоагентств. Произойдет смещение в сторону электронных СМИ, они тоже, наконец, станут более цивилизованными и перестанут нарушать права авторов и собственников изображений. Фотоагентства всего мира закончат оцифровку пленочных изображений. Выбор будет огромным, и предложение превысит спрос. Изменятся критерии оценки изображения. Съемка на пленку станут уделом немногих избранных и уйдет в область «чистого искусства».

www.photographer.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *