Наталья ударцева – Наталья Ударцева | Школа Визуальных Искусств
Наталья Ударцева | Школа Визуальных Искусств
Журналист, фоторедактор, преподаватель и эксперт фотографии, секретарь Союза фотохудожников России, член жюри российских и международных конкурсов в том числе: «Молодые фотографы России» (2014-2018), Межрегионального конкурса репортажной фотографии имени Александра Ефремова (2015-2018), Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина (2015). Руководитель программы Международного фестиваля фотографии «ФОТОПАРАД в Угличе» (2010-2014). Куратор программы фестиваля «Молодые фотографы России» (2015-2018), один из организаторов «ПитерФотоФест» (2017-2018).
Куратор многих выставочных проектов, в их числе: The Best Of Russia (2008-2018), «Эволюция взгляда. 1991-2016» в рамках Фотобиеннале-2016, куратор персональных выставок Геннадия Копосова, Михаила Савина, выставки к 100-летию журнала «Огонек», «Четыре сезона Владимира Путина», «Фрагменты реальности» (Роман Троценко).
Составитель и редактор фотоальбомов: «Синяя вечность Муслима Магомаева» (2017), «Большое Путешествие» (2015), Наталья Максимова «Край» (2012), Сергей Максимишин «Последняя империя. 20 лет спустя» (2007), «Вожди и люди. «Огонек». 100 лет с Россией» (1999), «Борис Игнатович. Фотографии 1927–1963» и другие.
Издатель фотоальбомов Вивиан дель Рио «Habana+Москва» (2014) и «ФОТОПАРАД» (2013). Автор многочисленных статей о российских и зарубежных фотографах.
Руководитель фотослужбы журнала «Огонек» (1998 – 2004), директор фотослужбы ИД «Секрет фирмы» (2004 — 2006), директор спецпроектов компании Prolab (2007-2008), преподаватель курса «Пресс-фотография» в РГГУ (2008- 2014), генеральный директор компании
Имеет правительственную награду за вклад в отечественную культуру.
РОВАНИЕ ПОД ЗАДАЧУ. КРАТКИЙ КУРС
schoolva.ru
«Best of Russia» как призыв к осознанности — Российское фото
Совсем скоро состоится открытие итоговой выставки фотографий победителей крупнейшего отечественного проекта The Best of Russia — 2013. О нововведениях этого года, общих тенденциях и самых ярких работах мы поговорили с модератором проекта с первых дней его создания и сокуратором выставки Натальей Ударцевой.
Наталья Ударцева — известный журналист, фоторедактор, основатель и директор Школы визуальных искусств (2009-2014), член Международной ассоциации журналистов и Союза фотохудожников России, член жюри конкурса «Молодые фотографы России-2014», ежегодного фотоконкурса компании Epson (2013-2014), составитель и редактор фотоальбомов «Вожди и люди. „Огонек“. 100 лет с Россией», «Борис Игнатович. Фотографии 1927–1963», «ФОТОПАРАД», книги известного российского фотожурналиста Сергея Максимишина «Последняя империя. 20 лет спустя», фотоальбома Вивиан дель Рио «Habana+Москва», фотоальбома Натальи Максимовой «Край», автор документального фильма о Сергее Максимишине, автор идеи проекта «Фотокарта России». Главный консультант журнала «Потребитель. Фото и Техника». Преподаватель курса пресс-фотографии в РГГУ. Руководитель программы Международного фестиваля фотографии «ФОТОПАРАД в Угличе» (2010-2014). Руководитель фотослужбы журнала «Огонек» (1998 — 2004), директор фотослужбы ИД «Секрет фирмы» (2004 — 2006). Удостоена правительственной награды за вклад в отечественную культуру.
- Наталья, добрый день! Расскажите, пожалуйста, каким образом вы связаны с проектом The Best of Russia?
- Здравствуйте! Я — модератор этого проекта с момента его создания, то есть уже шесть лет, и сокуратор итоговой выставки
«Извержение вулкана Толбачика». Двухрядная панорама, 24 кадра. Дмитрий Архипов, город Козыревск, Камчатский край
- Расскажите, пожалуйста, об особенностях конкурса 2013 года. Насколько нам известно, в условиях участия произошли некоторые изменения.
- Первоначально конкурс задумывался как самый демократичный проект. По сути, он остался таким и по сей день. Участвовать в нем может каждый, независимо от используемой техники и опыта. Главное требование — фотография должна быть о России. Сначала было пять номинаций. В этом году, после 5-летнего юбилея проекта, было решено объединить две номинации, «Люди» и «События и повседневная жизнь», в одну — «Люди. События. Повседневная жизнь», поскольку сюжеты похожи и зачастую их сложно было разделить в выставочной экспозиции.
«Железная свадьба». Александр Корнеев, поселок Ватутинки, Московская обл.
- А почему было решено соединить свадьбы с темой похорон? У читателей этот вопрос был самым распространенным…
- Похороны, как и свадьба, — ключевой ритуал жизни. Смерть неизбежна. Сейчас, живя на бегу, мы об этом забываем. Недавно я была на Внуковском кладбище и видела несколько рядов вырытых могил. Эта картина символизирует своеобразный конвейер смерти, которая стала чем-то будничным. Очень важно напомнить людям, что жизнь не бесконечна, и таким образом призвать их к осознанию себя и собственной жизни, собственных поступков. И свадьбы, и похороны — переход из одного статуса в другой. В первом случае это соединение двух родов, рождение новой семьи, во втором — в новое измерение жизни.
Без названия. Олени в Ненецком автономном округе. Рамиль Ситдиков, город Нарьян-Мар, Ненецкий АО
- Сколько же было прислано фотографий на тему похорон?
- Это удивительно, но достаточно много: примерно около 6 000. Однако в присланных работах чаще всего мы видим съемку похорон знаменитых людей. То есть уход из жизни известных личностей мы еще успеваем осмыслить…
«Крещенские проводы — пасхальные встречи». Владимир Орлов, поселок Толга, Ярославская обл.
- Насколько, по вашему мнению, можно судить о современной России по фотографиям победителей? Насколько полная картина жизни создается в них?
- Все работы в целом — это срез умонастроений современной России. Модерируя, мы стараемся сохранить этот эффект. В отбор жюри попадает все самое главное, наиболее острые работы, затрагивающие основные события, конфликтные, значимые с общественной точки зрения ситуации. Меня часто спрашивают: осуществляется ли цензура? Нет, скорее, происходит самоцензура: люди сами выбирают, что присылать. Любители в основном снимают позитивные сюжеты. Профессионалы не боятся показывать что-либо более серьезное. В итоге получается собрание действительно лучших работ о России.
«Наташа». Даниил Конторович, город Уфа, Республика Башкортостан
- И по архиву фотографий финалистов за все годы проекта можно прослеживать ход новейшей истории…
- Именно. В течение всех шести лет на итоговую выставку попадали все основные события, всё, что происходит в обществе. В этом и заключается главный эффект проекта.
«Метро „Проспект Мира“ в час пик». Дмитрий Зверев, город Москва
- Как вы думаете, насколько конкурс способен популяризировать образ России за рубежом?
- Благодаря тому, что в проекте на равных участвуют как профессионалы, так и любители, а с прошлого года — не только граждане России, мы получаем планетарный взгляд на нашу страну. Ведь есть много туристов, иностранцев, наших соотечественников, живущих за рубежом, которые приезжают в Россию, фотографируют ее и видят реальность по-своему. Думаю, расширение проекта в отношении участников выведет его на новый виток развития.
«Хрустальные птицы». Сергей Ромашев, город Москва
- Кстати, принципиального разграничения на профессиональную и любительскую категорию не было изначально?
- Конечно. В отсутствии границ между профессионалами и любителями и состоит уникальность проекта. Неважно, как долго ты снимаешь. Основная идея — собрать лучшие сюжеты, лучшие снимки, главные события за текущий год. Победитель получает увесистый том со всеми фотографиями победителей. Эти ежегодные альбомы уже стали коллекционировать. Книга выпускается каждый год.
Это и есть награда — выставка поедет по всей России, а затем и по миру. В этом году после Москвы она состоится в Екатеринбурге, Калининграде и Новосибирске, а затем, впервые, мы планируем показать ее в Грузии. В прошлые годы выставка проходила в Русском павильоне Национального фестиваля культурного наследия «Дженадерия — 2009» Саудовской Аравии (Эр-Рияд, 2009).. Если говорить о номинациях, то, например, в категории «Стиль» чаще всего участвуют профессионалы, а в номинации «Природа» много талантливых любителей.
«Юные грации Ирины Винер». Международный турнир по художественной гимнастике «Гран-при Москвы —2013». Светлана Яковлева, город Москва
- Момент общности победителей играет большую роль…
- Именно так! Я помню первый год проекта, момент объявления победителей. Сообщения о выигравшем авторе из конкретного региона шли волной от Москвы до Петропавловска-на-Камчатке. Успех повышает самооценку не только самого победителя, но и его земляков. Они гордятся: «Наш человек победил в конкурсе!» Это очень важно.
«Относительность». Антон Уницын, город Сочи
- Сколько всего победителей в этом году?
- Всего по итогам 2013 года было отобрано 360 лучших фотографий, их авторы считаются победителями, в этом и заключается фишка проекта. В большинстве конкурсов есть три или более призовых мест. Поначалу в The Best of Russia планировалось ежегодно определять 365 победителей, по числу дней в году. Однако в прошлом году мы решили не привязываться к этой цифре, а просто отбирать самые лучшие работы. Получилось 339 победителей.
- А сколько всего работ было прислано на конкурс?
- Всего поступило около 30 000 снимков. Первый этап отбора был возложен на троих модераторов. После них к работе приступили уже члены жюри.
«Зимняя игра». Лидия Шарапова, город Нижний Новгород
- Вы так долго курируете проект и наверняка можете выделить какие-то тенденции в развитии отечественной любительской и профессиональной фотографии?
- Да. Просматривая огромное количество работ из года в год, я точно могу сказать, что общие тенденции положительны. Первый год очень сложно. Нам прислали буквально всё подряд. Было тяжело ориентироваться. С каждым годом по присылаемым работам становится понятно, что люди больше задумываются о фотографиях, более осознанно снимают, выбирают и присылают. Но, надо понимать, что любой конкурс не застрахован от так называемого «шлейфа». В этом году было очень интересно выбирать. Было прислано много профессиональных работ.
- Насколько проект способен помочь развитию российской фотографии в целом?
- Вы знаете, в мире известно совсем небольшое количество российских авторов. Пока в основном известны только имена тех, кто работает с западными информационными агентствами, западными изданиями или зарубежными галереями. Например, знают Юрия Козырева, Сергея Максимишина, Викторию Ивлеву. Но я очень надеюсь, что наш проект поспособствует популяризации российской фотографии в мире.
- Мы уверены, что так и будет! Большое спасибо за то что нашли время ответить на наши вопросы!
- И вам спасибо.
В материале размещены наиболее удачные фотографии проекта по мнению Натальи Ударцевой. Смотрите работы победителей всех номинаций: «Природа», «Стиль», «Люди. События. Жизнь», «Архитектура», «Свадьба и похороны»
rosphoto.com
Наталья Ударцева: Фоторедактор — первый цензор изображения. Екатерина Васенина
Родилась на прииске в Иркутской области, куда увлекла ее родителей их комсомольская романтика. Вместе с ними и их романтикой переезжала с места на место, если совсем коротко обозначить маршрут, то получится следующее: Сибирь — Заполярье — Ставропольский край — Волгоград — Москва. Возможно поэтому и выбрала себе профессию журналиста, и замуж вышла за географа. Очень любит путешествовать.
С фотографией связана столько, сколько себя помню: учил фотографировать, проявлять и печатать отец — дома всегда была камера и все для этого необходимое, потом была собственная камера с первых заработанных денег, знания закрепила на журфаке Московского государственного университета, работала в разных газетах, журналах «Столица» и «Огонек», сейчас работает директором фотослужбы Издательского дома «Секрет фирмы».
— В чем состоят обязанности, призвание фоторедактора и чем определяется его профессионализм?
— Думаю, главное в человеке, который берется быть фоторедактором, — наличие образного мышления, визуальной культуры, технических навыков, знания изобразительного языка и истории вопроса. Не на последнем месте: умение четко формулировать задачу и уважительное отношение к фотографу как к субъекту права и творцу. Качественное гуманитарное образование тоже не помешает.
Как бы вы описали роль фоторедактирования в фотографии вообще и в карьере фотографа? Какова специфика работы фоторедактора в СМИ? Роль фоторедактора в карьере фотографа: толковый фоторедактор способствует росту фотографа и его карьеры, бестолковый мешает. Специфика есть, но в целом формула такова: фоторедактор и фотограф — партнеры в создании окончательного вида изображений. Чем равнозначнее, сильнее партнеры — тем выше результат. Фотограф и фоторедактор — две составляющие фотожурналистики. Высокий результат дает сочетание в одном человеке фотографа и фоторедактора. Встречается редко.
— Какова степень ответственности фоторедактора в иллюстрированном периодическом издании? Кто несет ответственность за визуальную культуру и формирование вкуса через СМИ?
— Зависит от издания и его культуры. До сих пор есть такие издания, в которых бытует мнение, что фоторедактор — сугубо технический персонал, обслуживающий художников и дизайнеров. Есть фотоподборщики, называющие себя бильд-редакторами. Есть главные редактора изданий, воспринимающие фотографию исключительно как иллюстрацию к тексту. Есть издатели, требующие «сделайте мне красиво». Много забавного. <
— В каких изданиях фоторедактор обладает наибольшей свободой в выборе фотографий?
— Зависит от личности фоторедактора.
— Что такое визуальный стиль издания?
— Наверное, визуальный ритм издания, который создает цельное впечатление, отличное от других.
— Какими морально-этическими нормами вы руководствуетесь при выборе изображений?
— Общечеловеческими. Без пропаганды насилия, без смакования жестокости.
— Должна ли существовать цензура на изображения?
— Должна ли существовать цензура? — спрашиваете вы. Но ведь каждый редактор или фоторедактор в какой-то степени цензор. Выбирая из многочисленных сюжетов тот или иной, давая ему право на существование, редактор цензурирует текст или изображение, сверяя свой выбор с морально-этическими нормами, существующими в обществе, или со своими внутренними убеждениями. Как это ни парадоксально звучит, но фоторедактор — первый цензор изображения. После фотографа. Выбор зависит от степени внутренней свободы и гражданской позиции самого фоторедактора.
Что касается цензуры как элемента устройства общественной жизни, то она существует в любом государстве, даже в самом демократическом. Вспомните США, у которых цензуру проходит информации о войне в Ираке, а в Англии — сообщения из Северной Ирландии. В ходе второй мировой войны цензура была введена во всех воюющих государствах, причем с согласия подавляющего большинства населения. Пока существует государство и власть, наличествует и цензура (в открытой или скрытой форме). Наивно полагать, что от нашего с вами «нет цензуре» что-то сильно изменится.
— Кто ваши учителя?
— У всех училась понемногу. И продолжаю учиться, если есть чему. Но больше всех я признательна и благодарна Геннадию Копосову, Александру Лапину, Георгию Пинхасову, Сергею Максимишину, Андрею Баскакову, Марку Гроссе.
— Существует ли иерархия фоторедакторов в России и какова она? Кто на ваш взгляд является профессионалом в России?
— Иерархия существует в любом сообществе. В сообществе фоторедакторов тоже.
Принято думать, что круче всех — лицензионные западные издания, появившиеся на нашем рынке относительно недавно. Фоторедакторы мечтают попасть в западные издания или зарубежные фотоагентства, которые имеют представительства в России. Возможно, это связано с мечтой нашего человека «попасть в Европу», возможно с разницей в оплате труда.
— Как фотографу сделать карьеру в СМИ?
— Быть настойчивым, верить в себя и в то, что он делает.
— В чем разница между иллюстрацией и фотографией?
— Не всякое изображение можно считать фотографией, но любое может стать «иллюстрацией». Проблема выбора. Иногда побеждает вкусовщина.
— Зачем вы стали фоторедактором?
— Это мой способ жизни и инструмент ее познания. Фотография для меня, как и для Георгия Пинхасова, — способ исследовать жизнь и все ее составляющие.
— Какие материалы вы мечтаете опубликовать как фоторедактор?
— Для того, чтобы мечта стала реальностью, мне понадобится собственный фотографический ежемесячный журнал. Ау, спонсоры!
— Ваши любимые фотографы?
— Привожу короткий список: Вадим Гиппенрейтер, Сара Мун, Георгий Пинхасов, Сергей Максимишин, Владимир Семин, Виктория Ивлева, Игорь Гаврилов, Владимир Веленгурин, Сергей Каптилкин, Александр Натрускин, Александр Земляниченко, Александр Деминчук, Ян Артюс-Бертран, Юрий Феклистов, Владимир Вяткин, Себастьяно Сальгадо, Евгений Кондаков, Сергей Киврин, Андрей Голованов, Брюс Гилден, Наталья Медведева, Стив Маккари, Владимир Фридкес и другие (если вы не нашли себя в этом списке, значит вы — в длинном). Из фотографов прошлого века: Георгий Петрусов, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Галина Санько, Макс Альперт, Юрий Еремин, Дмитрий Бальтерманц, Геннадий Копосов, Робер Дуано, Вернер Бишоф, Андре Кертеш.
— Как будет развиваться российский рынок фотографии в ближайшие 5 лет?
— Думаю, в ближайшие пять лет рынок станет абсолютно цивилизованным, исчезнут последние элементы дикости и неопределенности в отношениях. Все, наконец, разберутся со своими правами и обязанностями. Наши фотографы «повзрослеют», фоторедакторы «подрастут» и осознают степень своей ответственности, как перед фотографами, так и перед обществом. Появятся новые частные российские фотоагентства, станет больше представительств зарубежных фотоагентств. Произойдет смещение в сторону электронных СМИ, они тоже, наконец, станут более цивилизованными и перестанут нарушать права авторов и собственников изображений. Фотоагентства всего мира закончат оцифровку пленочных изображений. Выбор будет огромным, и предложение превысит спрос. Изменятся критерии оценки изображения. Съемка на пленку станут уделом немногих избранных и уйдет в область «чистого искусства».
www.photographer.ru