Nd фильтр – плотность, фото. Для чего нужен ND-фильтр?

Содержание

плотность, фото. Для чего нужен ND-фильтр?

Наверное, каждый начинающий фотограф задумывался над вопросом, как профессионалы запечатлевают на своих снимках мягкие размытые облака, водопады, туманные, словно окутанные дымкой, водные потоки? При этом у новичков не получается достичь подобного эффекта, используя длинную выдержку.

Это происходит потому, что профессиональные фотографы применяют фильтры нейтральной плотности ND. Не путайте с градиентными фильтрами – они затемняют лишь определенную часть кадра.

ND-фильтры созданы так, чтобы поглощать свет, который проходит сквозь них, и при этом никак не влиять на цветопередачу. Это свойство позволит фотографу увеличить время экспозиции.

Плотность ND-фильтра (количество пропускаемого им света) может варьироваться.

ПлотностьКоличество света, которое пропускает фильтрЭкспозиция
ND — 2//0,3501
ND — 4//0,6252
ND — 8//0,912,53
ND — 16//1,26,254
ND — 32//1,53,1255
ND — 64//1,81,5636
ND — 128//2,10,7817
ND — 256//2,40,3918

Из этой статьи вы узнаете, как правильно использовать ND-фильтры.

Что такое ND-фильтр? Фото

Фильтром нейтральной плотности ND называется полупрозрачный кусочек стекла, который прикрепляется к переднему торцу объектива. Как правило, фильтр либо бесцветный, либо сделан из серого стекла, блокирующего значительное количество света, тем самым защищая ваши снимки от пересвета.

Фильтр нейтральной способен изменить или уменьшить интенсивность всех цветов света или волн в равной степени, то есть не влияя на оттенок цветопередачи. Поэтому он и получил свое название.

Где применяются фильтры ND?

Профессиональные фотографы находят применение этим фильтрам, например, на ярких сценах, освещенных софитами. Фильтр ND весьма эффективно препятствует проникновению излишков света на матрицу камеры, что позволяет получить сбалансированную экспозицию без ущерба цветопередачи. Он способен затемнить всю сцену, вернув ее к нормальному уровню яркости, так что фотоаппарат сумеет захватить ее. Если вы планируете снимать отражения или проводить фотосъемку в солнечный день, там также пригодится ND-фильтр.

Главная цель этого помощника фотографа в том, чтобы позволить гибче работать с диафрагмой, размытостью объекта и выдержкой, не беря в расчет атмосферные условия. Эффект размытия, которые создает фильтр ND, крайне сложно воссоздать даже при компьютерной обработке готового снимка. А там, где данное становится возможным, обработка становится весьма долгим и трудоемким процессом.

Для чего пригодятся нейтральные фильтры?

  • Для того чтобы снизить глубину резкости при очень ярком освещении.
  • Для того чтобы преднамеренно создать эффект размытия при движении различных объектов.
  • Для того чтобы увеличить длину выдержки без ущерба для снимка.

Как можно использовать фильтры нейтральной плотности?

В сумке любого фотографа-пейзажиста вы найдете фильтр ND. Однако любителями они ценятся гораздо меньше. Наверное, потому, что на первый взгляд ND-фильтр выглядит как полупрозрачный темноватый кусок стекла.

Этот помощник фотографа не внесет видимых изменений в получившийся кадр: он просто сделает «впитывание» изображения светочувствительным сенсором немного меньше.

Однако если использовать его, снимая объекты в движении, например реку, облака, животных и даже людей, — фильтр ND отроет целую вселенную неограниченных творческих возможностей. «Замораживая» водопад обыкновенной выдержкой, вы получаете скучное и статичное изображение, тогда как используя длинную выдержку и фильтр, вы сможете получить динамичный снимок за счет красивого размытия падающих капель.

Гибкость, которую дают нейтральные фильтры, можно использовать самым разным образом: выбирать по желанию выдержку и значение диафрагмы, не оглядываясь на внешние условия, диктующие правила съемки.

Если фотосессия проходит в солнечное утро или днем, то, используя ND-фильтр, можно замедлить движение с целью передачи его ощущения. Однако самые эффектные снимки этот помощник фотографа помогает получить именно в сумерки или на рассвете. Фотограф может выиграть немного времени на экспонирование – буквально несколько секунд, и при этом изобразить плеск прибрежных волн нежным туманом.

Виды фильтров

Специализированные магазины готовы предоставить фотографам разнообразные виды фильтров. Наиболее часто используемые – это пластинчатые фильтры, устанавливаемые на крепежи (рамка-держатель и кольцевой адаптер) и имеющие круглую резьбу для установки непосредственно перед линзой объектива.

ND-фильтр: для чего нужен?

Итак, мы подошли к самому интересному. Чем же может помочь фильтр ND в процессе фотосъемки? Он имеет основные три функции.

Первая функция – длинная выдержка

Профессиональные фотографы, имеющие за плечами наработанный опыт, обычно любят снимать пейзажи и природу на длинной выдержке. Фотографии с «умягчением» волн и облаков, размытой водой выглядят сюрреалистично за счет своей размытости.

Если у вас есть заинтересованность в том, чтобы при съемке фотографий достигался эффект потусторонности и таинственности, значит, необходимо приобрести фильтр ND. Использование длинной экспозиции требует замедлить скорость затвора, что, в свою очередь, позволит правильно захватить в кадр движение облаков, воды или тумана. Однако есть один нюанс. В некоторых случаях может произойти передержка за счет того, что из-за маленькой скорости затвора на матрицу попадает избыток света.

Фильтр ND, который вы будете использовать на переднем торце объектива, заблокирует избыток света, что позволит вам использовать большую выдержку.

Вторая функция заключается в умышленном размытии движения в кадре

Нейтральный ND-фильтр также может быть использован при съемке фотографий, когда важно изобразить смысл движения. Так, вместо того чтобы запечатлеть движение, как бы остановив момент, фотограф может замедлить скорость затвора и использовать фильтр с тем, чтобы создать эффект размытости.

Третья функция – уменьшить глубину резкости

Фильтр нейтральной плотности (ND) можно использовать и в целях уменьшения глубины резкости фотографии. Вместо того, чтобы уменьшить диафрагму, которая ограничивает попадание света на матрицу, можно добавить фильтр, который позволит получить избирательную глубину резкости и в то же время ограничит количества света. Так можно получить фотографию хорошо выделенного объекта, который находится на красивом заднем фоне.

Покупаем ND-фильтр: что нужно учесть?

Многие фотографы задаются вопросом о том, какой ND-фильтр выбрать. На какие характеристики необходимо обратить внимание? Сейчас расскажем!

Материалы и покрытия

На качество, а значит, и на стоимость фильтра, влияет несколько факторов. Таковыми являются и материал, из которого сделан аксессуар для фотоаппарата, и его покрытие. Фильтр ND может быть изготовлен из смолы, стекла или полиэстера. Самым дешевым из этих материалов является последний. Однако он же и в большей степени искажает пропускаемый через себя свет.

Существует множество разных видов покрытий, которые успешно уменьшают эффект удвоенного изображения и засветки, тогда как черные держатели из алюминия вместе с оправленным стеклом способствуют уменьшению виньетирования.

Пластинчатый фильтр или фильтр с резьбой: какой предпочесть?

Круглые фильтры обладают маленькими размерами, легкостью в установке, однако лишены важного критерия – гибкости применения. Нередко комбинация из нескольких фильтров приводит к проблеме с виньетированием, тогда как конкретно взятый фильтр подходит исключительно под определенный диаметр крепления на объективе.

Для использования квадратных пластинчатых фильтров понадобятся рамка-держатель и кольцевой адаптер. Эти дополнительные принадлежности нужно всегда носить с собой.

Разворачивать систему для установки квадратных пластинчатых фильтров не так удобно, но она позволит быстро и легко комбинировать фильтры. В результате вы значительно повысите время экспозиции.

Главное и основное преимущество пластиночного светофильтра заключается в том, что его можно быстро заменить или скомбинировать его с каким-то другим, установив вместе сразу несколько пластинок. Причем подобная комбинация может включать в себя не только один определенный, но и несколько видов фильтров. Можно сочетать пластины ND с иными видами фильтров, например с поляризационным или нейтральным градиентным.

Понижающие кольца и адаптеры

Необходимо приобрести недорогие кольцевые адаптеры, подходящие под каждый объектив, который вы используете, чтобы без труда устанавливать пластины ND на разных объективах.

Если же вы хотите пользоваться исключительно фильтрами с резьбой, то лучше выбрать в магазине один фильтр под объектив с самым большим диаметром вместе с понижающими кольцами, которые позволят прикрепить к системе остальные фильтры.

fb.ru

Нейтрально-серые (ND) фильтры и творческая фотография — Российское фото

Рано или поздно для любого фотографа настает момент, когда элементарного знания своей техники и чувства кадра уже не хватает и хочется добавить в свое творчество некие художественные элементы, приемы, открывающие новые горизонты в работе. Профессиональный пейзажный и travel-фотограф, участник клуба «Российское Фото», Владимир Алексеев рассказывает об одном из таких инструментов, которые обязательно должны быть в рюкзаке у любого пейзажиста. А именно — об ND-фильтрах.

18 мм, f/7,1, 3,2 с, ISO 400


«ND» — это сокращение от «neutral density», что в переводе с английского означает «нейтральной плотности». В народе же их называют «нейтрально-серые», так как на вид они действительно серого цвета. Для чего же нужен этот тип светофильтров и с какой целью они чаще всего используются? И главное — можно ли обойтись без них?

Если вы уже не первый день занимаетесь постижением тонкостей фотоискусства, то, скорее всего, уже сталкивались с проблемой слишком большого количества света в том или ином кадре (особенно когда хотелось бы увеличить выдержку). Вот его-то нейтрально-серый фильтр и помогает уменьшить. И не пугайтесь того, что в названии светофильтра присутствует слово «серый», т. к. ND-фильтры никоим образом не вносят цветовую корректировку в изображение. Все, что они делают, — уменьшают количество света, попадающего в объектив, и больше ничего. Конечно, если применять дешевую китайскую подделку, то и коррекция цвета появится. Я уже много раз обжигался на дешевых ND-фильтрах, особенно в те времена, когда впервые их для себя открыл. Но если говорить о качественных ND-фильтрах — например, фирмы Hoya, которыми я сам пользуюсь сейчас и за которые могу ручаться, — то они цвет изображения не меняют, как это и должно быть. А все потому, что их стекло покрывает специальное напыление из частичек металла ACCU-ND, при этом с обеих сторон каждый светофильтр имеет идеально ровную отполированную поверхность и мультипросветление.

Давайте разберемся, как эти фильтры работают, и как/когда/зачем мы их можем применять

Нейтрально-серые фильтры имеют простую и понятную для пользователя градацию, отображающуюся в самом названии. Например, фильтр ND2 пропускает в объектив в 2 раза меньше света, ND4 — в 4 раза меньше, ND500 — в 500 раз меньше и т. д. Как пример: если без фильтра мы можем выставить выдержку, скажем, в 1 секунду, то в тех же самых условиях с фильтром ND4 сможем уже выставить 4 секунды, с фильтром ND16 — 16 секунд, ну и так далее.

32 мм, f/8, 4 с, ISO 200


Кроме того, все фильтры (во всяком случае Hoya) с внешней стороны имеют специальную резьбу, благодаря чему их можно комбинировать, обеспечивая необходимое затемнение — в этом случае «разы» просто умножаются. К примеру, если у вас всего два фильтра ND2 и ND16, накрутив их оба одновременно, вы получите возможность увеличения выдержки с той же, предположим, 1 секунды — уже до 32 секунд (2×16=32). Это очень удобно и позволяет всего с несколькими фильтрами получать различные значения, лишь незначительно играясь с настройками ISO и диафрагмы на камере. Правда, не стоит забывать о таком эффекте, как виньетирование (затемнение по углам кадра), которое становится критичным на полнокадровых матрицах, ведь даже с двумя накрученными фильтрами, например, на объектив 16 мм, мы практически утыкаемся краями кадра в окружность второго фильтра. Это, конечно, реальная проблема, которая на кропе или на длинных фокусных уже практически незаметна. Лично я для себя нашел отличный выход — так как пейзажи снимаю в основном шириками и сверхшириками, у меня просто имеется целый набор ND-фильтров определенного диаметра, как говорится, «на все случаи жизни»: от ND2 до ND1000. А случаи, как известно, бывают разные. В моей работе ND-фильтр — это не менее важный инструмент, чем такая необходимая вещь, как штатив.

Кстати, был у меня раньше ND-фильтр с переменной плотностью, причем не из дешевых моделей. Есть и такие. Это один фильтр, крутя ободок которого мы можем получать различные значения затемнения. Вот приобретать такой «универсальный фильтр» я вам категорически не советую. Если на низких значениях ND на таком фильтре качество изображения еще более-менее, то с более высокими затемнениями виньетирование настолько сильное, что оно занимает практически полкадра, и снимки можно сразу выкидывать. Это проблема любых ND-фильтров с переменной плотностью. Покажу вам для наглядности такие неудачные кадры с водопада Игуасу (Бразилия) — был пасмурный день с не очень ярким солнцем, и мне нужно было увеличить выдержку минимум на 3 ступени, чтобы получить красивый, ровный поток воды. Но по факту, имея только этот ND с переменной плотностью, практически всю съемку мне пришлось забраковать.

Скоро добавлю эти фотографии водопада Игуасу, и вы сами сможете оценить качество картинки у таких фильтров!

Благодаря применению нейтрально-серых фильтров (конечно же, мы теперь знаем, что только с фиксированной плотностью) можно снимать даже днем в яркое солнце на более длительных выдержках, для чего в основном эти светофильтры и используются фотографами. А значит — смазывать движения в кадре, более широко открывать диафрагму, уменьшая при этом глубину резкости, ну и так далее… Как пример — вот эта фотография, сделанная днем, когда свет очень жесткий и неудачный. Без ND-фильтра не стоило бы и браться снимать в таких условиях — кадры были бы неинтересными, скучными, с плохим светом — одним словом, брак. А с ND800 мы получаем вот что:

27 мм, f/10, 0,6 с, ISO 100


Рассмотрим подробнее творческие приемы, которыми мы можем пользоваться

Пример первый — если вы хотите днем снять плывущие по небу тучи так, чтобы они превратились из отдельных облаков в один движущийся красивый поток, то можно использовать светофильтр ND500 (или больше, в зависимости от освещенности), в 500 раз уменьшающий поток света, поступающего в камеру, и выдержку от 10-15 секунд и более. Последний параметр определяется на глаз в зависимости от скорости движения облаков.

Пример второй — допустим, вы желаете сфотографировать красивый закат или рассвет. Для этого вам вполне подойдет нейтрально-серый фильтр ND8, применение которого вам позволит сделать фото с выдержкой до 1 с. При этом и небо проэкспонируется нормально, и тени на переднем плане благодаря более длительной выдержке проработаются лучше. Хотя ради справедливости стоит сказать, что на закаты и рассветы лучше использовать не просто нейтрально-серые фильтры, а градиентные нейтрально-серые фильтры. Что это такое — тем, кто не знает, я расскажу как-нибудь в отдельной статье/уроке.

Для чего еще может понадобиться длительная выдержка? На самом деле, художественных приемов масса! Например, вам нужно сделать такой кадр, в котором есть дорога с проезжающими по ней машинами, но при этом вам нужно, чтобы машин в кадре не было (или же вам хочется снять реку, но по ней снуют лодки и мешают вам сделать шедевр). Движение по дороге ради вашего кадра, конечно же, никто перекрывать не будет, но, к счастью, этого и не нужно. Достаточно выставить выдержку подлиннее, установить на объектив нейтрально-серый фильтр, который позволит вам фотографировать с достаточно длинной выдержкой, — и вуаля! Проезжающие машины просто не успеют проэкспонироваться на вашем кадре, благодаря чему вы получите снимок без них. Конечно, это в случае, если машины едут без включенных фар.

А можно, наоборот, сделать снимки, в которых сфотографирована дорога без машин, зато со множеством белых и красных полос от их фар. Это результат того же приема, только выполненного в такое время суток, в которое автомобили ездят со включенными фарами и сигнальными фонарями, в идеале  когда сумерки только начинают сгущаться.

Этот же прием можно использовать и в композиции, которую могут нарушить прохожие и любые другие движущиеся объекты. Увеличивая выдержку, мы просто убираем тем самым из кадра движущиеся объекты. Или размываем их до нужной степени, играясь с выдержками, в зависимости от нашей творческой задумки. Например, имея фильтр ND1000, мы можем таким образом настроить выдержку днем, чтобы снять в толпе города двух влюбленных (которым придется некоторое время постоять неподвижно обнявшись), тогда как толпа вокруг них проэкспонируется едва заметным шлейфом, и создастся ощущение, что для этих двоих время замерло, а остальной мир просто не существует и очень скоротечен. Очень интересный прием.

Но при всем многообразии приемов с нейтрально-серыми фильтрами, мой излюбленный — это работа на различных водоемах. Это и водопады, и озерная/речная гладь, и сильный дождь, и морские волны все, что связано с водой!

23 мм, f/5,6, 6 с, ISO 400


Здесь нам ND-фильтры открывают огромные перспективы. Посредством различных манипуляций с выдержкой мы, например, можем сделать водную поверхность безупречно гладкой, как стекло. Или, если море или озеро неспокойно, с помощью длинной выдержки можно его превратить в туман или дымку — такой любимый многими фотографами эффект. Если же вы, наоборот, намерены подчеркнуть динамичность водного потока, то выдержку можно удлинить лишь незначительно (до 1-2 секунд, но нужно экспериментировать), чтобы вода немного смазалась: создастся ощущение, будто она движется очень быстро. Так я, например, снимал совсем недавно льдины в Исландии в известной Лагуне айсбергов. Об эти льдины периодически разбиваются волны, и, пользуясь ND-фильтрами разной плотности, я получал непохожие друг на друга эффекты размытия морских волн.

Небольшой совет по поводу фотографирования с использованием ND-фильтров: ставьте компенсацию экспозиции на «-1». И еще: компоновать кадр желательно без надетого на объектив светофильтра (если позволяют условия), т. к. фильтр сильно затемнит картинку, что осложнит задачу построения кадра.

27 мм, f/5,6, 3,2 с, ISO 400


Шпаргалка по длительности выдержек в светлое время для разных объектов
  • Бурный ручей. Обычно хватает до 3-4 с. выдержки. Если экспонировать дольше, то водяной поток, скорее всего, превратится в некий монолит.
  • Слегка размытые в движении машины в городе. Выдержка примерно в 1/2 с. — если больше, то автомобили будут уже слишком размытыми (если вы не добиваетесь именно такого эффекта).
  • Медленно проплывающие облака. Тут уже нужна выдержка от 10-15 секунд, тогда движение будет передаваться очень красиво. Но еще нужно смотреть и на скорость проплывающих облаков.
  • Волна у берега. Тут возможны разные варианты, в зависимости от того, какой эффект вы хотите, от яркости света, силы морского прибоя и т. д. Если нужна едва размытая волна — то выдержка обычно до 1 секунды, ну а вообще все познается на практике — не бойтесь экспериментировать!

Главное правило — чем медленнее то, что мы снимаем, тем большая выдержка нам необходима.

И второе правило — чем меньше мы хотим деталей на снимке, тем опять-таки большая выдержка нам нужна.

Если вы хотите дополнить эту статью или поделиться вашим опытом об использовании ND-фильтров — пишите, пожалуйста, в комментариях. Буду рад узнать о любом вашем опыте, и будет интересно сравнить результаты!


Об авторе
Имя, фамилия, возраст: Владимир Алексеев, 36 лет

Техника: Canon (Canon EOS 5D Mark III, Canon EOS 7D Mark II, Canon 50 mm f/1.2L, Canon 100 mm f/2.8 II macro, Canon8-15 mm f/4L, Canon24-70 mm f/2.8L II, Canon 16-35 mm f/2.8L II, Canon 70-200 mm f/2.8L II, Canon 100-400 mm f/4.5-5.6 L II, Sigma 150-600 mm f/5-6.3.)

Выставки, награды, достижения:

— Постоянный автор журналов National Geographic Russia, National Geographic Italy, «Вокруг Света», Сontinent и других

— Издал книгу «Планета в кадре. Смотрим сердцем»

— Готовятся к изданию большим тиражом еще два фотоальбома

— Участник и докладчик фотофестиваля «Первозданная Россия-2016» в рамках выставки «Россия в кадре. Смотрим сердцем»

— Фотовыставка «Цветы России» в галерее под открытым небе на Тверском бульваре

— Фотовыставка «Рынки мира» на Тверской

— 1 место в номинации «Заповедная Россия» на конкурсе «Дикая природа России-2013»

— 1 место в номинации «Арктический пейзаж» на конкурсе Global Arctic Awards 2015

— Ведущий программы о путешествиях с душой «Мой путь» на телеканале Allatra Travel

Лучший совет: Не снимайте, если вы не в духе. Цифровое изображение передает то, что мы чувствуем в момент съемки — точно так же, как и картина художника «запоминает» его внутреннее состояние.


rosphoto.com

Какой ND-фильтр выбрать — моя золотая середина

Я думаю, что самый полезный фильтр для пейзажного фотографа – это ND-фильтр, он же нейтрально-серый фильтр, который ослабляет количество света по всему кадру. Если градиентный фильтр можно с успехом заменить стеком по экспозиции (c HDR или зональным стеком с масками), а поляризационный фильтр в большинстве пейзажных случаев можно заменить обработкой (dehaze, кривые, clarity). То с уменьшением света так не получиться. Если хочется размыть днём водичку в фонтане, реке, море, озере, водопаде – то диафрагмы f/22 и чувствительности ISO 50 в настройках камеры явно не хватает. И чтобы хорошо снимать городские вечерние/ночные/рассветные пейзажи с трассерами (линиями от огней машин через весь кадр) – тоже нужны в подавляющем большинстве случаев ND-фильтры. Ещё интересно дневные облачка снимать на длинную выдержку, когда их размазывает по небушку.
Собственно, ND-фильтры – это единственные фильтры, которые я не выкладываю из фоторюкзака, даже если не беру штатив (ну просто чтобы не забыть их взять). Мой путь к текущему набору ND-фильтров был длиной в несколько лет, вот им и результатом на сегодня хочу поделиться.
Картинки по тему из интернета, а вчера я пост про водопадик с длинной выдержкой выкладывал — http://egorov.livejournal.com/456895.html

     


С ND-фильтрами я снимаю на камеру Canon 5D Mk II и объектив EF 24-70/2.8 c диаметром резьбы под фильтр 77 мм. Такой же посадочный диаметр под фильтр и у моего телевика 70-200, но за последние три года снял, наверное, всего пару кадров на телевик с ND-фильтров. И сюжетов под это не так много и проблемы с фиксацией камеры – для съёмки на телевик даже очень небольшая дрожь делает картинку смазанной.

Сначала я купил фильтр Hoya Pro-1 ND 64x, именно моя модель снята производства, её аналог сейчас – PROND64. Этот фильтр ослабляет экспозицию на 6 стопов (EV). Благодаря ему у меня стали замечательно получаться выдержки в единицы секунд в пасмурную погоду и при достаточно слабом свете (рассвет/закаты), а также в дремучем лесу даже в солнечный день. Фильтр вообще не вносит никаких ухудшений в картинку — цвета не уходят, резкость не падает, контраст не падает. И этот фильтр ultra wide — тоненький, я его даже вторым сверху своего ultra wide UV фильтра накручиваю — и на 24 мм ничего не виньетит. В видоискателе моего второго пятака всё видно при накрученном фильтре, хотя конечно рекомендую при съёмке с ND-фильтром пользоваться Live View. В общем ND фильтр 64х или минус 6 стопов — для меня самый универсальный и часто применяемый. И конкретно фильтр Hoya — хорош, никаких нареканий у меня нет.

Но минус шесть стопов — это мало в солнечную погоду. И есть реально ситуации, когда хочется минус три или четыре стопа. В общем начал я думать, что дальше покупать из ND-фильтров. И пошёл я неправильным путём. Узнал я про ND-фильтры переменной плотности, которые затемняют плавно, в которые крутятся два полярика, посмотрел, что у той же Hoya они стоят сильно дороже обычных ND-фильтров — 250-300 баксов против 60-100. Идея у меня была такая — купить ultrawide фильтр переменной плотности и накручивать его сверху моего 64x, чтобы повышать затемнение. Искусился я два раза купить китайские ND фильтры, сначала мусорный за 15 баксов от FOTGA, затем за 90 баксов — “Haida PROII-S 77mm Super Wide Angle MC Variable Neutral Density ND ND8-ND1000” — типа хороший китайский бренд, который стёкла делает для B+W. И два раза был жестоко разочарован. После половины диапазона затемнения с моих объективом 24-70 возникали очень хорошо видимые и нередактируемые градиентные звездообразные затемнения по центру. Просто ужас, фильтры не отрабатывали и половины диапазона. Так и валяются дома, не смог пока их продать по объявлениям )))
Я знаю фотографов, которые снимают на брендовые ND фильтры переменной плотности, наверное эти фильтры лучше, они сильно на них не жаловались ))) Но я пока уверен только в классических ND фильтрах.

Но желание иметь фильтр потемней всё же возобладало. Я приглядывался к фильтрам ND400 и ND1000 с остаблением в 9 и 10 стопов. По экономическим соображениям был выбран Hoya PROND1000. Он не ultra wide, чтобы снимать на широ

egorov.livejournal.com

Нейтральные фильтры (ND)

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как фотографы-профессионалы запечатлевают движение, получая мягкие, размытые облака и туманные, словно окутанные дымкой, потоки воды? У вас не получается достичь тех же эффектов на длинных выдержках?

Скорее всего, потому, что профессионалы применяют фильтры нейтральной плотности или, просто, нейтральные фильтры (ND). Не путайте с градиентными нейтральными фильтрами (ND Grad). Последние затемняют лишь часть кадра.

ND-фильтры спроектированы так, чтобы поглощать проходящий сквозь них свет, не влияя на цветопередачу. Такое свойство нейтральных фильтров позволяет увеличить время экспозиции. Но знаете ли вы, когда их использовать?

Как использовать нейтральные фильтры?

Вы обнаружите ND-фильтры в сумке любого профессионала-пейзажиста. Тем не менее, они меньше ценятся любителями. А всё потому, что на первый взгляд ND-фильтр похож на плоский кусок сероватого стекла!

Нейтральный фильтр не вносит видимых изменений в картинку, он просто замедляет время «впитывания» светочувствительным сенсором изображения.

Но если использовать фильтр при съёмке движущихся объектов, таких как: вода, облака и, даже, люди, – он откроет целый мир творческих возможностей. Если «заморозить» водопад с обычной выдержкой, то он будет выглядеть на снимке статичным и довольно скучным. Сфотографируйте вы с длинной выдержкой, как изображение падающей воды тотчас приобретёт размытие. Это привнесёт в фотографию ощущение движения.

Нейтральные фильтры дают гибкость, благодаря которой можно выбирать значение диафрагмы и выдержку по желанию, а не такими, какими диктует съёмочные условия (узнайте больше об типичных ошибках, связанных с выдержкой, и о лучших способах их избежать).

В солнечный день с помощью ND-фильтра можно замедлить движение так, чтобы передать ощущение движения. Более эффектные снимки нейтральный фильтр позволяет получать на рассвете или в сумерки: вы можете выиграть время экспонирования, равное нескольким секундам, и изобразить нежным туманом плеск прибрежных волн.

В продаже представлены различные типы нейтральных фильтров. Наиболее просты в использовании круглые с резьбой для установки перед передней линзой объектива. Их недостаток заключается в том, что если делать из ND-фильтров «слоённый пирог» (прим. переводчика – в целях увеличения плотности и, как следствие, усиления эффекта), могут возникнуть проблемы с виньетированием.

Пластинчатые фильтры требуют, чтобы сначала на объектив были установлены рамка-держатель и кольцевой адаптер. Затем можно вставить в держатель квадратной или продолговатой формы фильтр. Основное преимущество пластинчатых фильтров заключается в том, что их можно быстро поменять или скомбинировать, установив несколько пластинок вместе. При этом комбинация может включать в себя как только нейтральные фильтры, так и фильтры других видов.

Относительно недавняя разработка – фильтры с переменной плотностью. Они вкручиваются перед передней линзой объектива и имеют кольцо настройки, вращая которое, можно менять плотность нейтрального фильтра в зависимости от условий освещения и желаемого результата.

Когда использовать нейтральные фильтры?

Чтобы показать движение, нет необходимости для съёмки водопада фотографировать с очень длинной выдержкой. Вода двигается настолько быстро, что для съёмки в середине дня хватит нейтрального фильтра, пропускающего через себя в 8 раз меньше света, чем вошло бы в объектив без фильтра (прим. переводчика – другими словами, при прочих неизменных условиях съёмки экспозиция уменьшится на 3 EV). Однако, если вы планируете фотографировать прибой или облака, то могут потребоваться выдержки не менее 30 секунд. Движение этих объектов медленнее, чем падение воды.

С нейтральным фильтром.

Без нейтрального фильтра.

Чем ниже интенсивность освещения в «золотое время» на восходе или в сумерки, тем длиннее выдержку вы можете выбрать. И, само собой, характер освещения – залог отличных снимков!

Нейтральные фильтры применяются не только для создания эффекта размытия. Можно заставить исчезнуть движущихся людей! Вам потребуется экспонировать кадр в течение нескольких минут, но люди, проходящие через снимаемую сцену, на фотографии видны не будут. Фотографы, снимающие архитектуру, помнят об этой возможности, когда запечатлевают объекты, расположенные в туристических очагах.

Нейтральные фильтры подходят не только для увеличения времени экспонирования. Например, вы фотографируете портрет в ясный солнечный день и хотите получить малую глубину резко изображаемого пространства. Вероятно, вы не сможете широко открыть диафрагму. Потребуется короткая выдержка, которая технически не доступна вашему фотоаппарату (прим. переводчика – например, короче 1/8000 секунды).

Воспользуйтесь нейтральным фильтром. Это позволит шире открыть диафрагму (прим. переводчика – установить меньшее значение диафрагмы).

Разберёмся с характеристиками ND-фильтров

Производители могут по-разному обозначать плотность фильтра. Ниже приведена таблица, которая поможет вам подобрать нейтральный фильтр с нужными свойствами:

Значение экспозиции, EV («шаг», «стоп») Плотность (единицы измерения зависят от производителя) Количество пропускаемого света, %
1 0,3 ND2 50
2 0,6 ND4 25
3 0,9 ND8 12,5
4 1,2 ND16 6,25
5 1,5 ND32 3,125
6 1,8 ND64 1,563
7 2,1 ND128 0,781
8 2,4 ND256 0,391

 

  • Прим. переводчика: обратите внимание на третий столбец. Число после аббревиатуры «ND» обозначает во сколько раз уменьшится количество света, прошедшего через фильтр: в 2 раза, в 4 раза и т.д.

На что нужно обратить внимание при выборе ND фильтра

Материалы и покрытия

Несколько факторов влияют на качество и, как следствие, на стоимость фильтров. В качестве материала используется смола, стекло или полиэстер. Последний материал самый дешёвый из трёх, но и большей степени искажает пропускаемый свет. Многочисленные виды покрытий уменьшают засветки и эффект удвоенного изображения, в то время как чёрные алюмитовые держатели и оправленное стекло уменьшают отражения. Применение тонких и низкопрофильных держателей способствуют меньшему виньетированию.

Фильтр с резьбой или пластинчатый фильтр?

Круглые фильтры малы, легки и просты в установке, но лишены гибкости применения: комбинация из нескольких фильтров ведёт к проблемам с виньетированием, а отдельно взятый фильтр подходит лишь под определённый диаметр резьбового крепления на объективе. Чтобы воспользоваться квадратным пластинчатыми фильтрами, потребуются кольцевой адаптер и рамка-держатель – дополнительные принадлежности, которые нужно будет носить с собой. Разворачивать систему для установки пластинчатых фильтров менее удобно, но она позволяет быстро и легко комбинировать нейтральные фильтры и, в результате, повышать время экспозиции. Можно сочетать ND-пластины с другими видами фильтров: например, с нейтральным градиентным и поляризационным.

Адаптер и понижающие кольца.

Для того чтобы просто устанавливать пластинчатые фильтры на разных объективах, достаточно приобрести недорогие кольцевые адаптеры под каждый размер используемого вами объектива. Если хотите пользоваться фильтрами с резьбой, выберите в магазине один фильтр под ваш объектив с самым большим диаметром резьбового крепления. Дополнительно приобретите понижающие кольца под остальные ваши объективы. Такие кольца позволяют устанавливать один и тот же фильтр на объективы с меньшим диаметром резьбового крепления.

Автор статьи: J. Meyer

photo-monster.ru

Зачем моему дрону ND-фильтр? / CopterTime corporate blog / Habr

Коротко. Цель ND-фильтров – уменьшение количества света, попадающего в на матрицу, поэтому их можно назвать солнцезащитными очками вашего дрона.



ND фильтр обеспечивает снижение количества света, который попадает на матрицу, обеспечивая более длительную экспозицию. Уменьшение количества света может быть необходимо в нескольких случаях. Например при съемке в горах, где много снега, либо при съемке на песчаных пляжах. В таких ситуациях минимальной выдержки камеры может не хватить, чтобы обеспечить необходимую экспозицию. Кроме того, ND фильтры могут быть использованы, чтобы подчеркнуть движение (например, капель водопада) или придать изображению более мягкий сюрреалистический вид или даже убрать динамические объекты с пейзажа. Использование фильтра для коптера поможет настроить необходимую экспозицию при съемке рек, водопадов и других «движущихся картинок».

ND фильтр — это не просто лист затемненного стекла, размещаемого перед объективом камеры. Качественный светофильтр должен снижать уровень света, при этом не оказывать влияния на контраст, провоцировать появление бликов и самое важное влиять на резкость и детализацию. Поэтому выбор производителя фильтров крайне важен. Недорогие наборы фильтров, производимые небольшими компаниями могут не отвечать всем требованиям и одновременно со снижением количества света «дополнять» изображение лишними бликами и переотражениями. Поэтому важно выбрать хорошо зарекомендовавшего себя производителя.

Эффект, которого можно достичь с помощью ND фильтра, практически невозможно воссоздать при обработке снимка.

Но куда большее значение ND фильтры имеют для съемки видео. Все дело в том, что современные камеры позволяют снимать с очень короткой выдержкой, которая полезна для съемки четких фото, но наоборот не подходит для съемки видео. При съемке с короткой выдержкой видеоряд может получиться слишком резким и «дерганым». Камеры некоторых коптеров позволяют ограничить количество света при помощи лепестковой диафрагмы (например Phantom 4 Pro/Adv или камеры DJI Zenmuse X4s или X5/7 c полноценными объективами), но даже это не всегда помогает. Закрывать диафрагму до бесконечности нельзя, т.к. это может провоцировать снижение детализации и деградацию изображения, а также влияет на глубину резкости, что может быть неприемлемо для какой-либо конкретной задачи (особенно это касается длиннофокусных объективов для камер Zenmuse). Поэтому для увеличения выдержки логично и просто использовать именно ND фильтры. Таким образом мы имеем возможность снимать видео на требуемой для получения «киношности» выдержке в районе 1/100-1/120, при этом не закрывая диафрагму больше необходимого и не рискуя получить размытое изображение.

Нейтральные фильтры различаются по силе затемнения. Чем выше плотность фильтра, тем меньше света он пропускает в кадр.

ND фильтры помогут сделать эффектные фотографии воды – бушующая горная река мгновенно превращается в молочную пену. И сделать подобный снимок


При этом владелец коптера может сделать такой снимок даже в солнечную погоду.

Показатель f-stop – это отношение фокусного расстояния объектива к диаметру входного зрачка. А если простыми словами, то чем больше число «F-stop», тем меньше света попадет в объектив. Это позволит Вам лучше контролировать экспозицию изображения или видеоматериала, которые Вы пытаетесь захватить в полете.

Чтобы узнать, как различные модели фильтров ND соотносятся с уровнем «F-stop», см. таблицу ниже.


Кроме ND фильтров существует множество фильтров для вашего дрона, и все они дадут разные результаты:


CPL/PL — это фильтры имеющие поляризационный слой и позволяющие убрать блики и отражения от отражающих свет поверхностей, воды, стекла и т.п. (кроме металла). Кроме того, такие фильтры способны усилить цвет неба и листвы, но нужно помнить, что работают они только под определенным углом.

Действие поляризационного фильтра проявляется максимально, когда угол между ним и солнечными лучами составляет 90 градусов. Если солнце находится сзади коптера или наоборот светит в объектив, то действие фильта будет практически не заметно или не заметно совсем. Кроме того, любой поляризационный фильтр имеет некоторый процент затемнения, это также стоит учитывать при съемках на закате или восходе для контроля выдержки и чувствительности.


Градиентные фильтры — это фильтры, имеющие плавное затемнение от одной стороны к другой. Такой фильтр можно считать разновидностью ND фильтра, но обеспечивающей плавный переход от затемненной части к полностью прозрачной. Такой фильтр можно использовать, чтобы затемнить небо, сохранив при этом яркость на земле. Например такое может пригодиться при полете над лесом в ясный день. Нижняя более светлая часть даст проработку деталей деревьев, а верхняя часть будет затемнена.

Серия PolarPro Gradient это отличное решение для съемки пейзажей. Используя обычный ND фильтр, Вы можете правильно выставить параметры съемки только для неба или только для земли, с градиентным фильтром Вы можете получить наиболее широкий динамический диапазон.

ПОМНИТЕ: использование конкретно фильтра может частично отражать ваш стиль как оператора или фотографа. Поэтому выбирайте тот, который вам подходит.

Если подытожить, то простые в использовании быстросъемные фильтры, могут помочь Вам получить качественные и красивые кадры и минимизировать количество последующей обработки в редакторе. Нейтральные фильтры не только не помешают любителям аэрофотосъемки и видеооператорам, но и помогут поднять качество материала на более высокий уровень.

Для тех кто задумался о покупке, мы сделали подборку фильтров по моделям фильтры для DJI Mavic Air, DJI Mavic Pro, DJI Phantom 4 Pro, DJI Spark.

PS. Приносим извинения за предыдущую редакцию статьи. Статья была обновлена.

habr.com

Нейтральные фильтры (ND)

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как фотографы-профессионалы запечатлевают движение, получая мягкие, размытые облака и туманные, словно окутанные дымкой, потоки воды? У вас не получается достичь тех же эффектов на длинных выдержках?

Скорее всего, потому, что профессионалы применяют фильтры нейтральной плотности или, просто, нейтральные фильтры (ND). Не путайте с градиентными нейтральными фильтрами (ND Grad). Последние затемняют лишь часть кадра.

ND-фильтры спроектированы так, чтобы поглощать проходящий сквозь них свет, не влияя на цветопередачу. Такое свойство нейтральных фильтров позволяет увеличить время экспозиции. Но знаете ли вы, когда их использовать?

Как использовать нейтральные фильтры?

Вы обнаружите ND-фильтры в сумке любого профессионала-пейзажиста. Тем не менее, они меньше ценятся любителями. А всё потому, что на первый взгляд ND-фильтр похож на плоский кусок сероватого стекла!

Нейтральный фильтр не вносит видимых изменений в картинку, он просто замедляет время «впитывания» светочувствительным сенсором изображения.

Но если использовать фильтр при съёмке движущихся объектов, таких как: вода, облака и, даже, люди, – он откроет целый мир творческих возможностей. Если «заморозить» водопад с обычной выдержкой, то он будет выглядеть на снимке статичным и довольно скучным. Сфотографируйте вы с длинной выдержкой, как изображение падающей воды тотчас приобретёт размытие. Это привнесёт в фотографию ощущение движения.

Нейтральные фильтры дают гибкость, благодаря которой можно выбирать значение диафрагмы и выдержку по желанию, а не такими, какими диктует съёмочные условия (узнайте больше об типичных ошибках, связанных с выдержкой, и о лучших способах их избежать).

В солнечный день с помощью ND-фильтра можно замедлить движение так, чтобы передать ощущение движения. Более эффектные снимки нейтральный фильтр позволяет получать на рассвете или в сумерки: вы можете выиграть время экспонирования, равное нескольким секундам, и изобразить нежным туманом плеск прибрежных волн.

В продаже представлены различные типы нейтральных фильтров. Наиболее просты в использовании круглые с резьбой для установки перед передней линзой объектива. Их недостаток заключается в том, что если делать из ND-фильтров «слоённый пирог» (прим. переводчика – в целях увеличения плотности и, как следствие, усиления эффекта), могут возникнуть проблемы с виньетированием.

Пластинчатые фильтры требуют, чтобы сначала на объектив были установлены рамка-держатель и кольцевой адаптер. Затем можно вставить в держатель квадратной или продолговатой формы фильтр. Основное преимущество пластинчатых фильтров заключается в том, что их можно быстро поменять или скомбинировать, установив несколько пластинок вместе. При этом комбинация может включать в себя как только нейтральные фильтры, так и фильтры других видов.

Относительно недавняя разработка – фильтры с переменной плотностью. Они вкручиваются перед передней линзой объектива и имеют кольцо настройки, вращая которое, можно менять плотность нейтрального фильтра в зависимости от условий освещения и желаемого результата.

Когда использовать нейтральные фильтры?

Чтобы показать движение, нет необходимости для съёмки водопада фотографировать с очень длинной выдержкой. Вода двигается настолько быстро, что для съёмки в середине дня хватит нейтрального фильтра, пропускающего через себя в 8 раз меньше света, чем вошло бы в объектив без фильтра (прим. переводчика – другими словами, при прочих неизменных условиях съёмки экспозиция уменьшится на 3 EV). Однако, если вы планируете фотографировать прибой или облака, то могут потребоваться выдержки не менее 30 секунд. Движение этих объектов медленнее, чем падение воды.

С нейтральным фильтром.

Без нейтрального фильтра.

Чем ниже интенсивность освещения в «золотое время» на восходе или в сумерки, тем длиннее выдержку вы можете выбрать. И, само собой, характер освещения – залог отличных снимков!

Нейтральные фильтры применяются не только для создания эффекта размытия. Можно заставить исчезнуть движущихся людей! Вам потребуется экспонировать кадр в течение нескольких минут, но люди, проходящие через снимаемую сцену, на фотографии видны не будут. Фотографы, снимающие архитектуру, помнят об этой возможности, когда запечатлевают объекты, расположенные в туристических очагах.

Нейтральные фильтры подходят не только для увеличения времени экспонирования. Например, вы фотографируете портрет в ясный солнечный день и хотите получить малую глубину резко изображаемого пространства. Вероятно, вы не сможете широко открыть диафрагму. Потребуется короткая выдержка, которая технически не доступна вашему фотоаппарату (прим. переводчика – например, короче 1/8000 секунды).

Воспользуйтесь нейтральным фильтром. Это позволит шире открыть диафрагму (прим. переводчика – установить меньшее значение диафрагмы).

Разберёмся с характеристиками ND-фильтров

Производители могут по-разному обозначать плотность фильтра. Ниже приведена таблица, которая поможет вам подобрать нейтральный фильтр с нужными свойствами:

Значение экспозиции, EV («шаг», «стоп») Плотность (единицы измерения зависят от производителя) Количество пропускаемого света, %
1 0,3 ND2 50
2 0,6 ND4 25
3 0,9 ND8 12,5
4 1,2 ND16 6,25
5 1,5 ND32 3,125
6 1,8 ND64 1,563
7 2,1 ND128 0,781
8 2,4 ND256 0,391

 

  • Прим. переводчика: обратите внимание на третий столбец. Число после аббревиатуры «ND» обозначает во сколько раз уменьшится количество света, прошедшего через фильтр: в 2 раза, в 4 раза и т.д.

На что нужно обратить внимание при выборе ND фильтра

Материалы и покрытия

Несколько факторов влияют на качество и, как следствие, на стоимость фильтров. В качестве материала используется смола, стекло или полиэстер. Последний материал самый дешёвый из трёх, но и большей степени искажает пропускаемый свет. Многочисленные виды покрытий уменьшают засветки и эффект удвоенного изображения, в то время как чёрные алюмитовые держатели и оправленное стекло уменьшают отражения. Применение тонких и низкопрофильных держателей способствуют меньшему виньетированию.

Фильтр с резьбой или пластинчатый фильтр?

Круглые фильтры малы, легки и просты в установке, но лишены гибкости применения: комбинация из нескольких фильтров ведёт к проблемам с виньетированием, а отдельно взятый фильтр подходит лишь под определённый диаметр резьбового крепления на объективе. Чтобы воспользоваться квадратным пластинчатыми фильтрами, потребуются кольцевой адаптер и рамка-держатель – дополнительные принадлежности, которые нужно будет носить с собой. Разворачивать систему для установки пластинчатых фильтров менее удобно, но она позволяет быстро и легко комбинировать нейтральные фильтры и, в результате, повышать время экспозиции. Можно сочетать ND-пластины с другими видами фильтров: например, с нейтральным градиентным и поляризационным.

Адаптер и понижающие кольца.

Для того чтобы просто устанавливать пластинчатые фильтры на разных объективах, достаточно приобрести недорогие кольцевые адаптеры под каждый размер используемого вами объектива. Если хотите пользоваться фильтрами с резьбой, выберите в магазине один фильтр под ваш объектив с самым большим диаметром резьбового крепления. Дополнительно приобретите понижающие кольца под остальные ваши объективы. Такие кольца позволяют устанавливать один и тот же фильтр на объективы с меньшим диаметром резьбового крепления.

Автор статьи: J. Meyer

photo-monster.ru

нейтрально-серые светофильтры и работа с ними / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

Снимать на короткой выдержке удобно: и «шевелёнки» от дрожания камеры в руках не будет, и быстрое движение в кадре удастся «заморозить». Бывают же моменты, когда выдержку необходимо удлинить, но сделать это невозможно из-за слишком яркого освещения. Рассмотрим для примера две ситуации.

Допустим, вы снимаете солнечным днём на светосильный фикс-объектив, скажем, на Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Причём снимать хочется именно на открытой диафрагме, чтобы получить максимально размытый фон, красивое боке. Но даже на самой короткой выдержке, доступной для вашего фотоаппарата (1/8000 с или 1/4000 с), и при самом низком ISO кадр всё же получается пересвеченным. Нужно как-то ограничить световой поток, чтобы можно было снимать на более длинных выдержках без пересвета. Та же проблема возникнет и при съёмке в студии с импульсным светом: редко какая вспышка позволит уменьшить свою мощность настолько, чтобы была возможность работать на открытой диафрагме.

Без нейтрально-серого фильтра; кадр пересвечен.

C фильтром ND8; кадр корректно проэкспонирован.

Или, предположим, вы хотите получить эффект размытого движения, например, при съёмке пейзажа или уличных зарисовок, что смотрится весьма интересно. Размывать можно всё, начиная от морского прибоя и горных водопадов, заканчивая идущими людьми. Итак, чтобы максимально удлинить выдержку, вы закрыли до упора диафрагму (скажем, до F22), убавили до минимума ISO, но она при этом всё равно не получается достаточно длинной.

Как же быть в таких ситуациях? Для их решения созданы нейтрально-серые светофильтры, или ND-фильтры (Neutral Density — нейтральная плотность). По сути, это просто затемнённое стекло, которое устанавливается на объектив. Нейтрально-серыми такой класс фильтров называется потому, что они не должны вносить никаких искажений в цветопередачу на наших снимках. Это всё же не простое, а очень качественное затемнённое стекло.

Одно из важных преимущество продвинутых фотокамер Nikon ( Nikon D800, Nikon D810, Nikon D850, Nikon Z 7) — базовое ISO 64 и возможность понизить чувствительность до ISO 32. Поэтому с такими камерами порой и вовсе не нужны ND-фильтры: удлинить выдержку получается простым снижением чувствительности. Для примера: ISO 64 добавляет к экспозиции почти 1 ступень по сравнению с ISO100, что уже немало — выдержка будет длиннее почти в 2 раза!

Альтернатива применению ND-фильтров — особая техника съёмки и обработки, о которой мы писали ранее. Однако нейтрально-серые фильтры всё-таки дают более органичный результат, к тому же не приходится тратить время на обработку изображения.

NIKON Z 7 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F14, 3 с, 35.0 мм экв.

Нейтрально-серые светофильтры выпускаются в различных форм-факторах. Рассмотрим два основных. Самый привычный вид — обычные круглые резьбовые светофильтры, накручивающиеся на объектив. Тут главное — подобрать светофильтр под диаметр резьбы своего объектива.

Квадратный фильтр 100 х 100 мм в специальном держателе установлен на камеру Nikon D850 с объективом Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED.

Круглый резьбовой светофильтр установлен на камеру Nikon D850 с объективом Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED (диаметр резьбы 77мм).

Второй вид — прямоугольные системные светофильтры. Суть в том, что фотограф благодаря специальному держателю может вставлять в него любые необходимые для работы фильтры. Прежде всего, такая система создана для использования градиентных фильтров, призванных выравнивать экспозицию в пейзажных кадрах и защищать небо от пересветов. Но и сплошные нейтрально-серые фильтры там можно использовать вполне свободно. Такая система хороша своей универсальностью — не приходится покупать новые фильтры, если вы поменяли объектив на новый с другим диаметром резьбы. Самый распространённый размер прямоугольных системных фильтров — ширина 100 мм и толщина 2 мм. Фильтров и держателей такого формата на рынке множество, а вот фильтры других видов — почти экзотика.

Для широкоугольной оптики с массивными передними линзами, не предусматривающими установку обычных резьбовых фильтров (пример — Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED), выпускаются системные светофильтры шириной 150–165 мм и специальные адаптеры под конкретную модель объектива. К сожалению, стоят такие системы дорого, да и в использовании и транспортировке слишком громоздки.

Nikon Z 7 с объективом AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, установленным через адаптер FTZ

В то же время для объективов с меньшими габаритами передней линзы вполне хватит и фильтров шириной 100 мм. Так, в линейке беззеркальной оптики Nikon Z есть объектив Nikkor Z 14-30mm F/4 S. Это первый полнокадровый объектив с фокусным расстоянием 14 мм, который позволяет использовать обычные резьбовые фильтры диаметром 82 мм, а так же работает без затемнения по краям с системными 100-мм светофильтрами. Возможность использования сравнительно недорогих и компактных 82-мм круглых и 100-мм системных светофильтров — важнейший практический плюс этого объектива!

Nikon Z 7 с объективом Nikkor Z 14-30mm F/4 S. Установлен системный светофильтр шириной 100 мм.

Какой бы форм-фактор светофильтров вы не выбрали, работать они будут одинаково. Все нейтрально-серые светофильтры различаются своей плотностью, то есть степенью затемнения. В мире используется несколько различных маркировок, характеризующих плотность ND-фильтра.

Таблица 1. Плотность нейтральных фильтров и кратность затемнения

Компенсация ступеней экспозиции, EV Традиционная шкала плотности Кратность уменьшения светового потока Количество пропускаемого света, %
1 0,3 2 50
2 0,6 4 25
3 0,9 8 12,5
4 1,2 16 6,25
5 1,5 32 3,125
6 1,8 64 1,563
7 2,1 128 0,781
8 2,4 256 0,381
9 2,7 512 (ND500) 0,1955
10 3 1024 (ND1000) 0,09775
11 3,3 2048 (ND2000) 0,048875
12 3,6 4096 (ND4000) 0,0244375

Плотность ND-фильтра характеризуется тем, во сколько раз снижается проходящий через него поток света. Это самая распространённая в обиходе шкала. Именно её показания, как правило, указывают после маркировки ND: ND2, ND4, ND16… И если вы, допустим, снимали со светофильтром ND8, то это означает, что ваш фильтр удлинил экспозицию на 3 ступени. Обратите внимание, что начиная с плотности ND512 значения, приведённые в маркировке на фильтре, начинают округляться. Так, фильтр ND1000 на самом деле уменьшает световой поток в 1024 раза. В таблице мы приводим как фактическое, так и (в скобках) округлённое значение, которое будет указано на самом фильтре.

Использован фильтр ND8, чтобы подчеркнуть динамику течения воды. Выдержка ⅕ с.

Альтернативная шкала измерений — традиционная шкала плотности. Такую шкалу чаще можно встретить на системных светофильтрах-пластинах, но ею редко кто пользуется на практике в качестве основной. Мы её привели для полноты картины. По ней фильтр ND8 имеет плотность 0,9 единиц, а ND1000 — 3 единицы. Приведена здесь и доля светового потока, который проходит через тот или иной фильтр, в процентах. Посмотрите, как мало света проходит через самые плотные ND-фильтры! Меньше процента!

Описанные виды маркировки плотности на системных светофильтрах.

Описанные виды маркировки плотности на оправе резьбовых светофильтров.

Между прочим, многие производители не останавливаются на значениях ND1000 и выпускают гораздо более плотные фильтры. Так, на рынке есть светофильтры , которые дадут многочасовую выдержку даже в яркий солнечный день, например ND32000 (15 EV) и ND16777216 (24 EV). Для производителя создание такого тёмного, но имеющего хорошую разрешающую способность нейтрального фильтра — своего рода достижение, поэтому столь плотные фильтры есть в линейках только самых продвинутых брендов.

Без ND-фильтра.

Использован светофильтр ND64

Использован светофильтр ND1000

NIKON D850 / 18-35 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F11, 119 с, 18.0 мм экв.

В качестве замены нейтрально-серого фильтра можно использовать поляризационный. Любой поляризационный фильтр «съедает» порядка двух ступеней экспозиции, а значит эквивалентен фильтру ND4. В случае съёмки на светосильную оптику при ярком освещении «полярик» может быть даже более предпочтителен. Ведь он поможет убрать с изображения лишние блики, что бывает необходимо при портретных фотосессиях в городе. Кстати, качественные поляризационные фильтры выпускаются под брендом Nikon и продаются в официальном московском магазине Nikonstore.ru.

Какой нейтрально-серый фильтр выбрать? Что касается марки производителя — тут главное понимать, что хороший фильтр не будет стоить дёшево. Недорогие фильтры с китайских торговых площадок заметно искажают цвета, имеют неравномерное затемнение и ухудшают детализацию снимка. Так что, если уж выбирать ND-фильтр, то от известного бренда с хорошей репутацией. Таких на рынке множество: Hoya, Formatt Hitech, B+W, Marumi. Системные фильтры из оптического стекла выпускаются под брендами Formatt Hitech, Nisi, Haida. Пластиковые (у них ниже цена, но ниже и оптические свойства) — Lee, Cokin. Отметим, что в случае системных фильтров шириной 100 мм и толщиной 2 мм можно сочетать крепления одной фирмы и фильтры другой — сами светофильтры стандартны.

Какой плотности светофильтр выбрать? Универсальных решений нет. Но, пожалуй, самым востребованным будет фильтр ND8 — он, например, позволит снимать в вечернем городе на выдержках порядка 30 секунд, получая эффектно размытые огни от движущегося транспорта. Этот же фильтр даст возможность снимать светосильной оптикой при ослепительном солнечном свете, не получая слишком ярких кадров. К примеру, если без фильтра выдержка составляла 1/8000 с, то с фильтром ND8 ту же яркость изображения мы получим уже при 1/1000 с.

Он же позволит брать выдержки в районе ½ с при дневной съёмке водопадов. На выдержках около ⅕-1 с вода в бурном ручье ещё не превращается в «молоко» и сохраняет приятную фактуру.

Напомним, что для съёмки на выдержках длиннее примерно 1/15 с используют штатив для фиксации камеры. Иначе мы получим смазанные снимки. Штатив обязателен при работе с длинными выдержками!

Светофильтры ND64 позволят снимать на выдержках порядка 30–60 с в режимное время. Это пригодится, например, для фотографирования водной глади, движущихся облаков.

Использован светофильтр ND64

NIKON D850 / 18-35 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F8, 15 с, 18.0 мм экв.

Фильтр ND1000 уже экстремально удлиняет экспозицию. С ним выдержки будут порядка 30 с в яркий полдень и около 2–15 минут в режимное время. Лично я его использую не так часто, лишь когда нужно сильно размыть слабое движение (облаков, к примеру). Кроме того, фильтры ND1000 и более плотные подойдут для съёмки солнечного затмения — без очень тёмного фильтра открытое солнце снимать опасно как для глаз, так и для камеры.

Выдержка 30 с в солнечный день доступна благодаря фильтру ND1000. За счёт длинной выдержки вода получилась абсолютно гладкой, без отвлекающей ряби. Да и движущиеся облака эффектно сгладились.

Использован светофильтр ND1000, чтобы сгладить воду.

Стоит упомянуть и о нейтрально-серых светофильтрах переменной плотности. Такой фильтр можно крутить в оправе, тем самым настраивая степень затемнения. Технологически фильтр переменной плотности — это два поляризационных фильтра, поставленных друг к другу «лицом». Если у вас в хозяйстве есть два «полярика», вы сможете сделать такой фильтр своими руками. Однако ND-фильтр переменной плотности наследует и все нюансы поляризационных фильтров, а именно — неравномерное затемнение кадра при использовании с широкоугольной оптикой.

Пример неравномерного затемнения неба при использовании поляризационного фильтра на широкоугольном объективе. Как правило, от этого эффекта можно избавиться, просто повернув фильтр в оправе.

Неравномерное затемнение в кадре при использовании фильтра с переменной плотностью на широкоугольном объективе.

Кроме того, при их применении невозможно точно выставить необходимую плотность. А при невозможности точно настроить переменный ND-фильтр на конкретное значение не получится и точно пересчитать экспозицию для съёмки с ним.

Использован фильтр ND64

Специфика съёмки с плотными ND-фильтрами

С фильтрами плотностью примерно до ND16–ND64 (в зависимости от камеры и условий освещения) автофокус и экспозамер фотокамеры будут работать как обычно. Можно просто накрутить фильтр и продолжить съёмку. А вот с более тёмными фильтрами могут возникнуть проблемы. Поскольку они пропускают очень мало света, то может перестать работать автофокус, экспозамер будет ошибаться. Поэтому с фильтрами типа ND1000 потребуется особый алгоритм действий.

Использован светофильтр ND1000, чтобы сгладить воду.

NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F10, 120 с, 18.0 мм экв.
  • Если вы используете защитный светофильтр, то его лучше снять перед установкой ND-фильтра. Да и вообще, чем меньше фильтров на объективе, тем качественнее будет результат. К тому же, несколько резьбовых фильтров, установленных друг на друга, могут вызвать виньетирование на широкоугольной оптике.

  • Необходимо использовать штатив, а кадр должен быть заранее скомпонован.

  • Если у вас задействован автофокус, сфокусируйтесь на объекте съёмки, после чего отключите автофокусировку тумблером на объективе.

  • Время сделать тестовый кадр без фильтра для проверки экспозиции. Если кадр по яркости нас устраивает, в нём нет пересветов и провалов в чёрное, запомним параметры выдержки, диафрагмы и ISO, при которых был получен снимок. Съёмку тестового кадра можно заменить просмотром изображения в Live view с эмуляцией экспозиции — на экране будет показана правильная яркость кадра ещё до съёмки.

  • Необходимо пересчитать экспозицию под используемый нами светофильтр. Для этого можно воспользоваться специальным приложением — калькулятором экспозиции, который убавит её на должное количество ступеней. Всё, что требуется — внести в программу исходную экспозицию (без фильтра) и задать плотность используемого фильтра. Осталось настроить полученную длинную выдержку на фотоаппарате.

Приложение «Калькулятор экспозиции». Вводим исходные параметры экспозиции, которые мы получили при съёмке без фильтра. Поле «ND-фильтр» позволяет внести поправку экспозиции в ступенях экспозиции в зависимости от плотности используемого фильтра. Кроме того, можно пересчитать экспозицию, используя с фильтром другие параметры ISO и диафрагмы.

Приложение ND Calculator ещё проще. Вводим исходную выдержку, плотность светофильтра и получаем выдержку с фильтром. Особенность приложения — оно позволит просто рассчитать выдержку, если используются сразу два фильтра.

  • Если съёмка ведётся на зеркальную камеру, полезно будет чем-то закрыть оптический видоискатель, так как свет, попавший на матрицу через него, может стать причиной засветок. В продвинутых аппаратах Nikon для этого есть встроенная заслонка видоискателя. Если таковой нет, камеру и окно видоискателя можно накрыть сверху непрозрачной тканью.

  • Теперь, когда камера зафиксирована на штативе, кадр скомпонован, произведена фокусировка, а экспозиция рассчитана, устанавливаем светофильтр.

Тонкость работы с системными фильтрами. Дабы не допустить попадания света между креплением и светофильтром и получения засветок в кадре, на тыльную сторону плотных ND-фильтров наклеена специальная, не пропускающая свет, пена. Такой светофильтр вставляется в ближайшее к линзе гнездо адаптера таким образом, чтобы не было открытых щелей между адаптером и фильтром.

Светофильтр установлен в ближайший к линзе объектива слот крепления. Пена закрыла собой щели, застраховав систему от засветок. В остальные слоты можно установить дополнительные фильтры, например градиентные.

Использован фильтр ND64

NIKON D850 / 18-35 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 180 с, 18.0 мм экв.

Как сделать выдержку длиннее 30 секунд

Современные фотокамеры позволяют автоматически отрабатывать выдержки длиной вплоть до 30 с. Что делать, если необходимо снимать на выдержках ещё длиннее? Допустим, мы используем фильтр ND1000 и выдержка нужна 2 минуты. Как её получить?

Простой проводной пульт Nikon MC-DC2

Программируемый пульт Nikon MC-36А

В камерах Nikon при настройке выдержки есть 2 режима. Первый — Bulb: выдержка идёт, пока мы держим кнопку спуска нажатой. Этот режим не подходит для самого очевидного решения — держать кнопку спуска рукой и снимать. На камеру будет передаваться дрожание ваших рук, кадры будут смазаны. Режим Bulb используется для работы с пультами дистанционного управления. Простые пульты с одной кнопкой предполагают, что вы засекаете время на любых доступных часах и держите кнопку на пульте нужное время. Программируемые пульты удобнее — прямо на них можно задать нужное время выдержки.

Выдержка в режиме «от руки», Bulb.

Режим Time на верхнем информационном дисплее может обозначаться как «- -» .

Режимы Bulb и Time доступны фотографу в режиме М (ручной). Просто крутите колесо управления выдержками в сторону их удлинения: после значения 30 с пойдут эти режимы.

Использован светофильтр ND1000

Режим Time более удобен для съёмки без пульта. В этом случае выдержка начинается при первом нажатии, а заканчивается при повторном. Получается, что во время съёмки не придётся постоянно держать кнопку спуска нажатой, а нужное время можно отмерить секундомером смартфона. Тем более, что идеальная точность при работе с выдержками более минуты не требуется, плюс-минус пара секунд ничего не решат.

Использован светофильтр ND64

Длинные выдержки — мощный инструмент в творческой фотографии. С их помощью можно по-разному показывать движение в кадре, демонстрировать не только динамику, но и течение времени, а их применение ограничено лишь фантазией фотографа. ND-фильтры позволят добиться по-настоящему длинных выдержек и получить необычные кадры.

prophotos.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *