Николай рахманов: Умер фотожурналист Николай Рахманов — Общество

Содержание

Умер фотожурналист Николай Рахманов — Общество

МОСКВА, 8 февраля. /ТАСС/. Фотожурналист Николай Рахманов умер в возрасте 88 лет, сообщили в понедельник в Департаменте корпоративных коммуникаций ТАСС.

«Классик советской фотографии Николай Рахманов скончался 8 февраля на 89-м году жизни. В нашем агентстве началась его профессиональная карьера, и сотрудничество с ТАСС он продолжал на протяжении многих лет», — сказали в департаменте.

Рахманов родился в 1932 году в Москве. В Фотохронику ТАСС он пришел в 1953 году и проработал в агентстве до 1960 года. Вместе с Евгением Кассиным и Валерием Генде-Роте готовил фотоматериалы о выдающихся людях страны, освещал знаковые события в столице. В их числе — Международный фестиваль молодежи и студентов, первые кинофестивали французских фильмов в Москве.

Рахманов известен своими снимками столицы. Он создал масштабную галерею видов Москвы, по которым можно проследить, как она менялась на протяжении десятилетий. «Рахманов для отечественной фотожурналистики и для ТАСС — это фигура первой величины, равновеликая Владимиру Мусаэльяну, — отметил фотокорреспондент ТАСС Владимир Смирнов, хорошо знавший мастера.

— Его без преувеличения можно назвать выдающимся летописцем Москвы. Без всяких коптеров он запечатлел столицу с высоты птичьего полета, снимая с крыш и забираясь под кремлевские звезды».

Рахманов работал фотокорреспондентом газеты «Неделя», в журналах «РТ-программы» и «Журналист». При этом продолжал сотрудничать с ТАСС. По словам друга, фотографа Льва Шерстенникова, Рахманов выпустил свыше 90 альбомов, последний из которых вышел в прошлом году. До самых последних дней он продолжал снимать Москву. В числе самых известных фотоальбомов мастера — «Москва», получивший Гран-при международного конкурса «Самая красивая книга мира», а также альбом «Сокровища Московского Кремля», который отмечен международным призом «Самая красивая книга Швейцарии».

Рахманов — обладатель всех высших наград Союза журналистов России — знаков «За честь, достоинство и профессионализм», «Золотое перо» и «Хрустальный глаз».

Николай Рахманов — о профессии фотографа и панорамах столицы / Новости города / Сайт Москвы

Николаю Рахманову 87 лет. Москву знаменитый фотограф, выпустивший более 60 альбомов и авторских книг, снимает уже почти семь десятилетий и останавливаться не собирается. На эту весну Николай Николаевич уже запланировал фотосъемки с избранных московских крыш: снимки с высоты — его узнаваемый почерк, его личная традиция. О том, почему Москве суждено всегда меняться, о своих лучших альбомах и удаче, которая должна всюду сопровождать фотографа, Николай Рахманов рассказал mos.ru.

Какая она — ваша Москва?

— Я люблю Москву и снимаю ее как портрет любимого человека. Поэтому московских альбомов у меня очень много — настолько, что я уже сбился со счета. Москва была рядом, она с рождения была моим городом. Я знал в нем все — до последних поворотов, дворов, крыш. Кстати, я вообще люблю крыши, особенно крыши Кремля. Высокие точки — мое хобби.

Я был знаком с семью кремлевскими комендантами, которые помогали мне найти интересные точки для съемки. Одна из последних — почти пятиметровая панорама, вид с Водовзводной башни.

Когда я увидел, что она в лесах и они подняты выше флюгера, я пошел к последнему коменданту Кремля, с которым был знаком, Сергею Хлебникову, и умолял, чтобы меня туда пустили. И меня не только пустили — меня буквально внесли на эту башню (это было недавно, ноги уже плохо работали). Получившаяся панорама состоит из шести вертикальных цифровых кадров.

Всю жизнь я снимал на широкий формат, 13 на 18. Сейчас, когда я представляю, что нужно взять аппаратуру и пойти снять, допустим, Красную площадь, я понимаю, что уже не могу этого сделать. По одной простой причине: вес аппаратуры (со штативом, кассетами, ящиком с шестью объективами) — килограммов под 80. Раньше меня выручало то, что я за рулем: чтобы снять Большой Кремлевский дворец, я мог припарковаться у Кутафьей башни и несколько раз носить аппаратуру на нужное мне место — туда-обратно.

Съемка с крыши всегда приключение. Как вы выбираете точки, с которых хотелось бы сделать снимки?

— Это очень просто. Я рассчитываю, как математик: а что, если я поднимусь на эту крышу в такое-то время, в такую-то погоду, в такое-то время года? Что я увижу? Как правило, все мои «математические» прогнозы верны!

Я давно хотел подняться на «дом с фигурами» в Подколокольном переулке, где стоят скульптуры рабочего и колхозницы. С этого дома открывается перспектива Кремля, а за ним вырастает «Москва-Сити». Многие ругают его, отказываются воспринимать как часть Москвы, но я воспринимаю все как есть. Город менялся все девять столетий. Если не принимать это, тогда каким должен бы быть Кремль — деревянным, как в XII веке? Смешно. Город — это живой организм.

И я влез на этот дом. На крышу не удалось, все опечатано, но с верхних этажей я снял очень эффектный кадр. К сожалению, тогда, в 2015 году, некоторые кремлевские башни были в лесах, впрочем, это никак не помешало тому, что я задумал. Я думал еще раз туда забраться, но, может быть, уже весной. Снега сейчас все равно нет.

Москва очень красива зимой. Например, тот же Кремль: когда зубцы, мерлоны, припорошены снегом, когда он подчеркивает каждую керамическую пластину стен, это придает дополнительный объем. И кроме того, зимой Москва не такая яркая, как летом. И это тоже хорошо, потому что зачастую слишком яркий свет мешает сделать задуманные снимки.

— Какие еще места Москвы вы больше всего любите?

— Раньше я много снимал Арбат. Не Новый и не Старый, а арбатские переулочки. Есть множество мест, которые я любил, и в свое время запечатлел их — получились, как мне кажется, достойные снимки. Это и деревянный дом в Денежном переулке, и удивительный дом со скульптурами на Старом Арбате, ныне утраченный. Любимых мест много и вокруг Кремля — в том числе «Зарядье».

— Вы выпустили невероятное количество альбомов. У вас есть собственные любимые альбомы или снимки?

— Есть два издания, которые я особенно люблю. Первое — «Сокровища Московского Кремля», изданный в 1980-х в Швейцарии на шести языках и завоевавший премию «Самая красивая книга Швейцарии», а также приз фирмы Kodak.

Второе в продажу никогда не поступало, его мне заказал Мэр Праги Павел Бем. Это было уже в новые времена, когда мне дали шенгенскую визу и я путешествовал по всей Европе. Я подарил ему красивую фотографию, коллаж с видами Праги. И Бем попросил сделать календарь в таком духе. Потом он заказал альбом «Прага — сердце Европы», и его я тоже сделал. В нем коллажи с видами не только Праги, но и других европейских столиц.

Еще одна моя гордость — уникальная круговая панорама, снятая с колокольни Ивана Великого, вернее даже с точки, расположенной выше ее креста. Я сделал это в 1979 году, а в 1980-м, к Олимпиаде, ее напечатали в виде календаря Внешторгиздата. Представьте: изображение Москвы длиной пять метров, а внизу — маленькие рекламки внешторговских контор, разбросанных по всему миру.

Это интересная панорама, часто видел ее на календарях в разных учреждениях — 1980 год прошел, а она все висела. У меня она тоже была — ее напечатали в Австрии, в маленькой коммунистической типографии «Глобус». Они прислали мне два экземпляра в чистом виде, просто в виде рулона, без этих рекламных добавлений. В итоге одна из них осталась во Франции (я возил ее на свою выставку), а вторая просто не поместилась у меня в квартире, настолько она большая. И я попросил одного из своих учеников сохранить ее.

— К слову об учителях и учениках: что, с вашей точки зрения, следует делать человеку, который хочет научиться фотографии? Возможность делать снимки сейчас есть у всех, но что, по-вашему, отличает профессионала? Какими должны быть первые шаги?

— Мне кажется, что начинать нужно с детства. Прежде всего необходимо быть образованным — ходить по выставкам, посещать театры, заниматься музыкой. Я благодарен отцу, композитору и дирижеру, что он заставлял меня заниматься всякими музыкальными делами: хоровое училище, которое я посещал в юности, заострило мои нервные окончания. И уже после этого, когда культурный слой вырастет хотя бы немного, в него можно посеять семена, начать заниматься фотографией.

Недавно, разбирая архив, я нашел свои первые фотографии, которые готовил к поступлению в институт кинематографии. Это такая беспомощность! Я улыбнулся, но тем не менее отсканировал все это. Более того, при поступлении у меня приняли все фотографии, одобрили, и все было нормально, меня даже допустили к следующему экзамену, по русскому языку. Но я не поставил несколько запятых, и из-за этого не поступил, но абсолютно не переживал по этому поводу. Потому что сразу после этого провала папа помог мне поступить в «Фотохронику ТАСС». Это и была моя первая настоящая школа. Я семь лет проработал в «Фотохронике» и все это время совершенствовался.

Профессиональный фотограф должен уметь снимать все: от портретов до репортажей. Один умный человек, когда меня приняли в «Фотохронику ТАСС», сказал: «Чем меньше будешь сидеть на диване, тем лучше. Бегай, снимай и учись. Бери самое лучшее, что увидишь у коллег». Ну я бегал и снимал. Не уверен, что взял у коллег самое лучшее, но потом все это переработалось, и в этом, безусловно, помог культурный уровень.

— Хочется отправиться в прошлое еще дальше, к моменту, когда у вас возник интерес к фотографии. Как вы решили, что хотите этим заниматься?

— Это опять мой папа виноват. Он был музыкантом, но всю свою жизнь, начиная с конца XIX века, маленьким фотоаппаратом снимал своих товарищей. Несколько таких снимков сохранилось. А потом я помогал ему печатать фотографии, и этот процесс был очень интересным! Мы печатали на так называемой реверсивной бумаге, сейчас такой уже не существует. Ее нужно было быстренько вытащить на полусвете, заложить в специальную рамочку, сверху положить негатив (а отец снимал в формате девять на 12), просветить и выставить на солнце.

Через 15–30 минут, в зависимости от сочности фотографии, надо было начинать посматривать, чем я и занимался. Потом я накатывал все это на зеркальную поверхность с помощью бычьей желчи. И, когда фотография высыхала, она просто отскакивала от поверхности и получалась глянцевой. Это и были первые шаги. Все стены в отцовском доме (а их было не так много), были увешаны сделанными им фотографиями, пустого места не найдешь. Ну и я, как видите, пошел по его стопам — тоже взял и развесил все свои фотографии.

— Вы сказали, что профессиональный фотограф должен уметь снимать все. А какие жанры кажутся самыми интересными лично вам?

— Конечно, больше всего я люблю снимать город. И еще портреты: в глубине портрета хранится характер человека. Один из лучших моих снимков в этом жанре — портрет Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Вазгена I для альбома «Путешествие по СССР». Глядя на него, вы можете понять, что человек молится: у него открыты глаза, крест на груди чуть-чуть смазан — из-за дыхания. У этой фотографии интересная история: я снимал ее в очень мрачном соборе, но, когда мне позволили приблизиться к патриарху, чтобы снять его покрупнее, в момент, когда я навел резкость, солнце вошло в одно из маленьких стрельчатых окошек и осветило католикоса и его трон. Я успел сделать всего два снимка, потому что солнце быстро ушло. Но больше было и не нужно.

Фотографа вообще должна сопровождать удача в освещении. Одна из моих недавних фотографий Москвы, вертикальная зимняя панорама, тоже снята в удачный момент — буквально за мгновение, когда солнце вышло из-за облаков и вдруг осветило Александровский сад. Я успел сделать четыре снимка, которые затем соединились в панораме. Спустя минуту все пропало — снова стало серо, не было уже ни сияния людей, идущих по дорожке, ни синего освещения снега. Удача должна преследовать фотографа. Если он этого достоин.

Москва меняется — и все же остается Москвой. В чем ее эстетика в наши дни?

— Могу абсолютно точно сказать: я видел все крупнейшие города Европы, все они по-своему прекрасны и у каждого из них есть лучшее время суток. Так вот Москва сегодняшняя прекрасна вечером. Она настолько изящно подсвечена! Видно, что на нее тратится огромное количество энергии — световой, мысленной, фантастической энергии. Пройтись по зимней Никольской — это же фантастика! Пусть так и остается, пусть Москва будет еще прекраснее — именно вечером.

8 февраля ушел из жизни Николай Николаевич Рахманов (1932-2021 гг.)

Патриарх российской фотографии. Один из мэтров, столпов отечественного фотоискусства. И это не высокопарное словозвонство. Это факт! Это огромная утрата для российской культуры, для фотографического и журналистского сообщества страны.

Николай Рахманов был высочайшим профессионалом. Он был чистосердечным, добрым человеком. Широко делился секретами своего фототворчества. Щедро дарил людям грани своего великого таланта. Обладал даром учителя, для кого-то гуру.

В истории мировой и отечественной фотографии останутся знаменитые московские фотопанорамы Рахманова, уникальные кадры (негативы, слайды) святынь и реликвий Российского государства, хранящиеся в Кремлевских музеях и запасниках.

Он оставил после себя весьма солидную библиотеку авторских фотоальбомов (порядка 90). Некоторые из них удивительны. Служили презентационными подарочными изданиями для высокопоставленных лиц и статусных персон. Самые высококлассные издания получили высокие награды и призы. Многие из них в зарубежных странах. Альбом «Москва» (1972 г.) отмечен в Лейпциге Гран-при и переиздавался 11 раз. Фотофолиант «Сокровища Московского Кремля» (1982-1984 гг.) удостоен международного приза «Самая красивая книга Швейцарии». Альбом был переиздан на всех европейских языках. В 1986 г. — на японском.

Главная тема творчества Николая Рахманова — Москва, Кремль.

Николай Николаевич публиковался и на страницах ЖУРНАЛИСТА. Его материал с фотографиями Москвы с высоты птичьего полета был размещен в 8-м номере 2013 года. Посмотреть его можно здесь.

Славен Николай Николаевич и своей общественной деятельностью. Член редколлегии журнала «Советское фото», член Совета по фотожурналистике при СЖ СССР. Много лет возглавлял секцию фоторепортеров при СЖ Москвы. Многолетний член Союзов журналистов СССР, России, Москвы. Председатель и член многих комиссий, оргкомитетов, жюри…Занимался преподавательской работой. И это лишь часть его подвижничества между бесконечными съемками.

Сделав столько для государства, общества, культуры, фотоискусства, Николай Николаевич Рахманов не удостоился ни одной правительственной награды, какого-либо почетного звания. Хотя заслуживал в полной мере и того и другого. В отличие от пробивных личностей, от лизоблюдствующих посредственностей, умеющих себя подать и продать, Николай Николаевич этого не умел. И не хотел! Потому возникла проблема по его захоронению на достойном кладбище. Но друзья с помощью вменяемых чиновников все-таки решили эту проблему. Воздав должное великому Фотографу, Человеку и Гражданину.

Отпевание Н. Н. Рахманова состоится в Храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище 11 февраля в 11 часов. Захоронение — на Троекуровском кладбище на аллее журналистов рядом с могилами Леонида Зорина и Сергея Фесуненко.


Фото: rosphoto. com

Николай Рахманов. Выставка «Алмазная фототека»

«Куратору удалось сделать невозможное: она показала Свет именно таким, каким видел его я сам. Я нахожусь под глубоким впечатлением от своих собственных работ потому, что так необычно их не показывали нигде в мире». Николай Рахманов

К мнению Николая Николаевича присоединяются и его коллеги — известные фотографы.

Традиционно гостей выставки приветствовал директор Виталий Хрульков.

«Посмотрите , какой слайд, например, изображение бриллианта! Так и хочется в руки взять! Я вообще считаю, что сегодня так как Рахманов, вообще никто не сможет снять. Съёмка на слайд вообще не прощает ошибок в экспозиции. По моему мнению — это высший фотографический пилотаж — рассуждает фотограф Алексей Мякишев. Добавьте к этому , что у Рахманова около 80(!) полноценных изданных альбомов, многие из которых были признаны лучшими в разных странах мира. У меня просто в голове не укладывается!»

Алексея Мякишева поддерживает ученик Рахманова Игорь Гаврилов: «Из всех выставок, которые устраивал Николай Николаевич, эта выставка, безусловно, самая масштабная и сделанная с большим вкусом, любовью к автору. Это, на самом деле, очень большой подарок и всем нам: людям, которые очень любят Николая Николаевича, и жителям города, которые будут, безусловно, с большим удовольствием это смотреть.
Таких мастеров, как Рахманов, их в общем-то и раньше было по пальцам одной руки пересчитать. А сейчас он, пожалуй, один- единственный остался в нашей стране, из тех, кто находится на таком высоком профессиональном уровне. Он демонстрирует это с первых своих работ и по сей день.
Представляете, даже попав в больницу, уже на второй день затребовал фотоаппарат и из окна снимал панорамы города. Это совершенно удивительный человек, удивительный мастер, профессионал величайшего класса.
Я достаточно хорошо знаю мировую фотографию и мировых мастеров, и поверьте, Рахманов — это наша национальная гордость.»

Журналист Лев Шерстенников сказал: «Я без малого 50 лет знаю Николая Николаевича и человека с такой работоспособностью не встречал никогда в жизни. Целыми днями может снимать! Даже многие молодые не выдерживают такого темпа.
Вообще, Рахманов — это прежде всего Москва. А на этой выставке очень мало знаменитого Рахманова с его фундаментальными работами Москвы. Здесь я увидел совсем другого художника: в чём-то частного, в чём-то даже начинающего. И для меня это стало приятным удивлением».

«Несмотря на то, что Рахманов — блестящий профессионал, я многому научился у него именно в области человеческих отношений, отношения к фотографии, отношения к жизни, потому что Николай Николаевич это удивительно честный, принципиальный человек, удивительно добрый и отзывчивый. Настойчивый и трудолюбивый.
У Николая Николаевича очень глубокие корни русского интеллигента, поэтому жёсткость для него абсолютно неприемлема, у него совсем нет этой черты» — рассказывает фотограф Павел Кривцов.

Народная артистка России Елена Камбурова отметила поэзию в работах фотохудожника: «Меня больше всего потрясает поэзия этих «полотен». Для меня они перешагивают грань фотографии и идут дальше. Есть какие-то совершенно тонкие работы, около которых хочется подолгу стоять, всматриваться и запоминать. К счастью, организаторы представляют прекрасно изданный каталог выставки… Вообще, мы даже не представляем себе, сколько людей просто не знают, что всё это происходит в МОК. Им очень важно рассказать – идите и посмотрите на это! И они будут просто счастливы, как я сейчас».

 

Николай Рахманов родился в 1932 году в Москве в семье театрального композитора и дирижера. Работал фотокорреспондентом Фотохроники ТАСС, газеты «Неделя» – воскресного приложения к газете «Известия», журналов «РТ-программа» и «Журналист». Последние 30 лет – свободный художник. Выпускает тематические фотоальбомы и книги. Лауреат премий «Золотой Глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России. Награжден Почетным Знаком Союза журналистов РФ «Достоинство и профессионализм» и Австрийским рыцарским орденом замка Lokhen Hause. Фотоальбом «Москва» издательства «Планета» получает «Гран-при» и Золотую медаль на международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге. На протяжении 15 лет этот альбом переиздавали одиннадцать раз. С 1970г. выпущено около 60 авторских книг и фотоальбомов. Альбом «Сокровища Московского Кремля», изданный в Швейцарии, получил международный приз «Самая красивая книга Швейцарии» и Диплом, приз фирмы «Кодак» — «Кодак Призбук». Альбом был издан на всех европейских языках, в 1986г. переиздан на японском языке.

Персональные выставки проходили в России, Франции, Чехословакии, Чехии, Словении и других странах.

Несмотря на то, что Николаю Николаевичу прочили музыкальную карьеру, он связал жизнь с искусством фотографии. Возможно, виной тому случай: Николай был отчислен. Первый раз отчислили за то, что бегал по карнизу на 3-ем этаже, играя в салочки со сверстниками.

Втрой раз отчислили за то, что принес фотографии Николая II и царской семьи.В 1953 году Рахманов начинает трудиться фотокорреспондентом ТАСС в отделе иностранной фотоинформации. Николай Рахманов начинал свою деятельность под руководством редактора Фотохроники ТАСС Петра Семёновича Клячко, который с самого начала дал мудрый совет начинающему фотографу: «…снимают вовсе не фотоаппаратом, снимают сердцем и головой». С тех пор Николай Николаевич никогда не изменяет этому правилу.За первые четыре месяца работы Николай не сделал ни одного снимка, ему доверяли только носить тяжеленные штативы старших товарищей. Не подпускали даже к кофрам с аппаратурой. Как оказалось впоследствии, даже эти навыки сослужат Рахманову службу в его фотографической карьере. Николай пытался возроптать, но его в качестве наказания, почти на год отправили печатать фотографии в маленькую лабораторию. Рахманов только благодарил своих “гонителей”, так как научился фотопечати, и в дальнейшем все свои работы делал самостоятельно от начала до конца.

С 1960 фотограф трудится в одном из самых популярных еженедельников 60-х годов “Неделя” (воскресное приложение газеты «Известия»). В те годы Николай Николаевич проникся пожалуй, самой яркой темой в своём творчестве. Его музой стала Москва. С первых снимков вырабатывается и характер съемок – это, прежде всего, красота и поэтичность города, человека, природы. Именно столицу он снимает ежедневно и спустя несколько лет его архиву снимков Москвы уже не было равных.

Фотографии Рахманова отличает то, что он очень любит снимать с большой высоты.

Он не единственный фотограф, проводивший фотосъёмку Москвы с высоты птичьего полёта. Но в его арсенале есть такая, которой нет ни у кого до сих пор. Это панорамная съёмка Москвы с высоты колокольни Ивана Великого (81м). Вот что сам фотограф вспоминает об этих съёмках: “В один из прекрасных летних дней во время реставрации Кремля перед Олимпийскими играми 80 года мне разрешили подняться на леса выше креста над колокольней Ивана Великого (81 м — прим. ИК) На этой площадочке два на два метра я установил камеру и снимал панораму в 360 градусов в течение всего дня, поворачиваясь вслед за солнцем. Если бы я снимал сразу, у меня появился бы контровой свет, а эта панорама высвечена ровным классическим светом. Там 16 вертикальных кадров 9х12. Мне очень захотелось снять вторую панораму осенью, когда все было покрыто желтыми листьями. Опять хороший день. Я поднялся на крест и начал снимать. Снял три четверти всей панорамы, оставалось снять 2 кусочка – вид на Болотную площадь и на Дом на набережной. В этот момент налетел очень сильный порыв ветра, камера (это был Linhof) –опрокинулась”. Почти все свои известные работы Рахманов снимал форматной камерой Sinar (для непосвящённых — это огромная камера с мехами перед объективом. Работая такой, фотограф перед снимком накрывается чёрной тряпочкой). Мало того, что сама по себе камера очень тяжела, так и работает она только в ручном режиме. То есть для выстраивания кадра мало открыть крышку объектива и щёлкнуть кнопкой. Нужно самому выстроить геометрию кадра, рассчитать значения выдержки и диафрагмы, произвести необходимые экспокоррекцию, кадрирование и только после этого нажать на спуск. Но и это только начало работы. Полученные на плёнке кадры необходимо правильно проявить и напечатать. При работе же со слайдовой плёнкой невозможно выправить неудачно сделанный кадр и правильной печатью фотографии. Словом, ошибка только в одном из пары десятков действий процессе приводит к тому, что кадр не подлежит правке и непригоден для демонстрации. Не забудем и о том, что компьютерная обработка снимка также невозможна и результат съёмки не виден здесь и сейчас (плёнку ведь проявить надо). Прибавьте ко всему то, что съёмка часто проходит в непростых погодных условиях на огромной высоте в течение всего дня и получите, что данное действие вполне может быть причислено к подвигам Геракла.

Несмотря на то, что Николаю Николаевичу «давно за 70” – он по-прежнему, очень активен и не перестаёт удивлять красотой своих работ, по праву заслуживая звание классика российской фотографии. На выставке будут представлены не только фотографии, ставшие визитной карточкой мастера, но и впервые демонстрируемые на публике.

Газета «Культура». Беседа с Николаем Рахмановым

Памяти Николая Николаевича Рахманова. Ирина Чмырева

Николай Николаевич Рахманов. 2017 год. Фото: РИА Новости

8 февраля 2021 года не стало Николая Николаевича Рахманова.

В начале этого февраля ушел из жизни Михаил Аронович Дашевский. Целое поколение авторов, на которых в начале XXI века не стыдно было ориентироваться истории русской фотографии, уходит в прошлое. После 2020 года будут вспоминать и этот месяц февраль 2021-го, начавшийся солнечно, морозно и горько.

Николай Николаевич Рахманов был человеком с прямой спиной. Он гордо носил в петлице и в треугольнике высоко поднятого воротничка ленту и знак австрийского рыцарского ордена замка Lockenhause. Рыцарь русской фотографии, гранд. 

Николай Николаевич Рахманов из театральных.  Его отец, Николай Николаевич Рахманов-Соколов театральный композитор, мать – основательница одной из театральных студий Москвы, из которой – вот уж стечение исторических обстоятельств и дара основательницы – вырос ГИТИС. 

Школьные годы будущего классика фотографии – это Московское государственное хоровое училище, восемь лет хора, дирижерского мастерства, сольфеджио и удовлетворения родительских амбиций. В годы войны были ежедневные выступления с хором в госпиталях и на производстве, репетиции и работа мальчика 9-13 лет, честная отработка собственной взрослой «рабочей» продуктовой карточки. Кто бы мог подумать, что впоследствии музыкальность станет естественной особенностью рахмановской фотографии, одной из черт его композиции. Николай Николаевич делает пейзаж – а получается длинное лигато панорам, стаккато огней, ударные бликов и скрипичные виртуозные абрисы силуэтов. Рахманов любил композиции с высокой точки но с горизонтальным расположением кадра, будто птица летит и мы с ней над горами, долами, любимыми городами. Рахманову удалось достичь сказочности и былинности образа Москвы, и это не с помощью манипуляций пост-обработки, но видением, воплощенным в технике фотографии.


В годы обучения музыке фотография была для Рахманова отдушиной, возможностью убежать в матовое стекло другой, отраженной жизни и в магию красного света лаборатории. Первая карточка – портрет матери, сделанный родительским «Брауни-Кодаком». Фотографу 11 лет. 

ВГИК, Всесоюзный государственный институт кинематографии, пронесся мимо Николая Рахманова, как поезд-экспресс: по оценкам за специальность отлично, в сочинении – три пропущенных запятых – мимо. Спасибо, дорогие строгие экзаменаторы: кинематограф не досчитался русского Леона Шамроя (который снял «Клеопатру») – представьте фильм-фреску в исполнении Рахманова, ведь возможно?

В результате «правильного» (с точки зрения Матери-Истории) провала на экзаменах, молодой Рахманов оказывается в Фотохронике ТАСС… Вместо роли подмастерья, который носит за мэтром аппаратуру и присматривается, и примеривается (если Мэтр оступится, чтобы предложить свой кадр и занять место снимающего), за строптивый нрав Рахманов оказывается на выселках – в печатном цехе Фотохроники ТАСС, где постигает премудрости черно-белой печати, что – как покажет его дальнейшая судьба – было очень кстати. Там же в коридорах знаменитого агентства Рахманов получил совет, ставший его девизом: снимают не фотоаппаратом, а головой и сердцем. Слова фоторедактора Петра Клячко легли на благодатную почву, молодой фотограф обладал талантом не только съемщика, но отборщика и режиссера отснятого материала; это он, Рахманов, будет сам создавать композиции своих фотоальбомов и выставок.

После печатного цеха Фотохроники ТАСС – фотокорреспондент еженедельника «Неделя», самого известного в стране на тот момент медиа, где публиковали фотоочерки. В «Неделе», субботнем приложении к газете «Известия», целый разворот отдавался каждый раз под очерк, на разных полосах были рассыпаны фотозарисовки, – было, где разгуляться и штатным фотографам и фоторедактору с подборками внештатников. Эта особенность «Недели» позволила молодому фотографу продемонстрировать все то, чему он, сопротивляясь общей атмосфере, научился в ТАСС: построение драматургии фотоистории, экспозиция персонажей и развитие действия, финал, открытый и в то же время жизнеутверждающий и, желательно, не до предсказуемости литературный. Этот черно-белый период творчества Рахманова интересен и одновременно типичен. Вот он, один из троицы Рахманов – Кассин – Генде-Роте: сам придумывает темы, ищет героев. Это поколение молодых авторов сформировалось в недрах традиционной советской фоторепортерской среды, но нельзя исключить глубокого влияния фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 года, когда «мир перевернулся, и все приехали к нам». Это событие позволило молодым авторам увидеть панораму современных визуальных практик, познакомится с работой коллег с разных континентов. И в первых самостоятельных работах, сделанных еще в ТАСС, и на протяжении всей жизни Николай Николаевич поднимает сам себе планку на самый высший уровень сложности, вначале тематической, а потом и формальной.

Два года, с 1966 по 1968 Рахманов работает в журнале РТ («Радио и телевидение»), одном из немногих полностью цветных изданий того времени. Цветная обложка, цветные вкладки – раз так, то нужна цветная фотография, не только снятая на цветные обратимые материалы (слайд), но и выстроенная по законам колористики, пришедшей в искусство фотографии из живописи. И Рахманов стал одним из первых цветных фотографов в стране. Он был тем, кто формировал теорию цвета в фотографии своими работами. Когда в 1960-е развивается технология цветной фотографии, большинство материалов для съемки были импортными, поступали и выдавались в ограниченном количестве, работа с ними – постоянное подтверждение квалификации и вызов: нужно справиться, нужно показать «класс», удивить, каждая цветная съемка – жест самоутверждения фотографа. В этот период Николай Николаевич снимает на форматный слайд и занимается тем, что в Фотохронике было еще неизвестно (первая лаборатория цветной печати в ТАСС появится только в 1976-м): цветной прямой печатью (по процессу сибахром). Помимо вредности такой работы, можно лишь отметить ее эффектность при благополучном (далеко не всегда) завершении процесса печати со слайда. Яркий, будто светящийся изнутри кадр. В технологии цветной фотографии того времени мастерство – на кончиках пальцев: от точности экспозиции при съемке до составления реактивов и долей градуса температуры воды для промывки. Но Николаю Николаевичу удавалось в те годы буквально все. С кем сравнить его? – Возможно, только с Вадимом Гиппенрейтером, старшим коллегой, художником, ушедшим в фотографию. Как и у Гиппенрейтера, у Рахманова в фотографии цвет и свет становятся синонимами, и только точность композиции может убедить и зачаровать зрителя, которому все равно, в каких экстремальных условиях велась съемка. Все просто: фотография (карточка – см. лексикон профессионалов) – либо есть, либо ее нет.

В 1970-е Рахманов становится одним из самых первых фрилансеров СССР, работает со всеми, но может позволить себе не быть приписанным к определенному цеху. 

Альбомы «Москва», «Сокровища Московского Кремля» Рахманова 1970-1980-х – события, не только столичного, международного масштаба. Рахмановская «Москва» издательства «Планета» стала в 1972-м «Самой красивой книгой мира» в Лейпциге. Спросите книжных дизайнеров – это недосягаемая высота: одна книга с таким титулом в год. И дело не в том, что 1970-е Лейпциг в ГДР и «Москва» из СССР становится там победителем; до сих пор звание «Самая красивая книга мира» присваивается ежегодно и до сих пор это одна из самых уважаемых книжных наград мира. Если бы когда-то на конкурсе счет не был гамбургским, разве такая традиция сохранилась бы? «Сокровища Московского Кремля» с фейерверком бликов в бриллиантах императорской короны – «Самая красивая книга Швейцарии» 1983-1984, переизданная на всех европейских языках. Вспомните 1980-е: стиль диско, блеск парчи, цветные огни, глэм на грани хорошего вкуса. И Рахманов, снимающий сокровища СССР, доставшиеся стране по наследству, в самой современной оптической стилистике. С одной стороны, Николай Николаевич создает фотографический поздне-имперский советский стиль, с другой – идет по тонкому лезвию актуальных тенденций мировой визуальной культуры десятилетия.

Рахманов на протяжении всей карьеры снимает Москву, с 1960-х – допущен к съемкам в Кремле. Он был не первый, далеко не первый фотограф «сердца столицы». Рахмановские альбомы – последние десятилетия советского искусства книги. Но именно они признаны образцами стиля изображения Кремля. В советские годы Кремль и его музеи снимают Борис Игнатович, Олег Цесарский, Федор Киселев и многие другие. И цветные альбомы выходили до Рахманова, но право создать фотографическую иконографию символа России – задать ракурс видения Кремля – принадлежит именно Рахманову. 

В конце 1970-х в одном из интервью он скажет, что, если фотограф снял за свою жизнь «десяток нестыдных карточек», то его жизнь в профессии прошла не зря.

Николаю Николаевичу удалось гораздо большее – он создал, взрастил и насадил (и в мозг профессионала, и в мозг зрительский) картинку одного места. Рахманов создал locus spiritus Кремля, говорим ли мы о ночном виде с сияющими цветными огнями на бархате ночного неба, или о витраже кремлевских звезд, от яркости которых тускнеет небосвод, или об огнях алмазов в драгоценностях Оружейной и Алмазного фонда…   Это сделал Рахманов во времена форматных камер, тяжелых штативов и кассет с листовой пленкой, каждый лист которой был на вес золота. Он задал интонацию и обрисовал ракурсы, приобретшие со временем статус канона. В наше время дронов и аэро-мобилографии, когда самый немыслимый ракурс возможен при съемке, по-прежнему, как и пятьдесят лет назад, фотографии Рахманова фантастичнее самой жизни. Ни Игнатович, ни Петрусов, ни Портер, ни кто-либо еще не стали авторами нового кремлевского «извода». Им стал Рахманов. И сумасшедшие съемки с колокольни Ивана Великого, и съемки звезд на башнях, когда фотографу надо привязывать себя к камням и реставрационным лесам, чтобы не стать цифрой непубликуемой статистики ФСО…- все это результат смелости, трезвого расчета и того неподражаемого компонента, который всуе зовут удачей. Рахманов любил Кремль и тот платил ему взаимностью: красотой освещения, цветом неба, рифмующегося с красным кирпичом стен, самой возможностью по-людски договориться с охраной главного объекта страны, чтобы снимать…

Но мало кто знает Николая Николаевича Рахманова еще в двух ипостасях, москвоведа и историка русской фотографии. И речь не о домашней библиотеке мастера (Рахманов сформировался в те времена, когда иметь, развивать и использовать собственную домашнюю библиотеку было приличным и оттого обязательным делом для интеллигента – а на что, как не на формирование библиотеки, тратить наработанные связи? – право же, не на приращение капитала!) Николай Николаевич, чья семейная история связана с авангардистами русского театра 1920-х, был знатоком Москвы и фотографии прошлого. Он редко говорил о своей связи с фотографией 1920-х, особенно, когда это говорили все вокруг (в 1980-х, во времена открытия наследия русского авангарда), но Рахманов знал и ценил фотографию XIX века и историю дореволюционной Москвы. Свою знаменитую панораму Москвы, снятую с колокольни Ивана Великого в 1978-м и опубликованную как настоящий шедевр полиграфического мастерства в 1980-м к Московской Олимпиаде, Рахманов сравнивал с видом Москвы с храма Христа Спасителя 1868 года. Он знал, что он первый фотограф за сто с лишним лет, сделавший полную круговую панораму города с высокой центральной точки. И с нового Храма Христа Спасителя Рахманов сделал не одну панораму…

На выставке 1989 года в Манеже «150 лет фотографии» Рахманов был членом оргкомитета всей выставки и одним из участников рабочей группы, составлявшей экспозицию фотографии 1840-1920-х. И хотя альбом легендарной экспозиции так и не был издан, в 1991 году вышел том «Русская фотография. Середина XIX – начало ХХ века», первая публикация шедевров из музейных коллекций, библиотек и архивов страны. Составителем издания выступил Николай Николаевич Рахманов. Эта книга – часть его выставочной программы по представлению неизвестного наследия фотографии Российской империи; выставки и книги, подготовленные Рахмановым и безмерно им уважаемыми коллегами-музейщиками, были представлены в Японии, Австрии, Германии…

Перечисление имен учеников Рахманова – святцы современной российской фотографии. Его работа в качестве члена редколлегии журнала «Советское фото», Совета по фотожурналистике при СЖ СССР посторонним могла казаться участием в бесконечных комитетах и заседаниях, но эта работа помогала коллегам Николая Николаевича и историкам фотографии выходить к зрителям… Много лет он возглавлял секцию фоторепортеров при Союзе журналистов Москвы. 

Пройдут годы, искусственный интеллект начнет конструировать реальность из фотографий прошлого, но видится мне, что Москва ХХ века в фотографиях Николая Николаевича Рахманова останется нетронутой ничьими манипуляциями – уж больно она хороша, совершенна сама по себе. Мусоргский, «Рассвет на Москве-реке». Розовое небо над морозным городом Рахманова. Занавес.

Николай Рахманов и его цветные истории — Российское фото

Фотографии Николая Рахманова знакомы каждому. Возможно, не все знают автора, но видели их точно все. Его Москва — это традиционные достопримечательности, показанные не только с техническим мастерством, но и с искренней любовью к родному городу.

Признанный классик советской фотографии и известнейший фотожурналист родился в 1932 году в Москве в семье театрального композитора и дирижера Н. Н. Рахманова.

С фотографией Николай познакомился еще в детстве. Его первой камерой стал «Кодак-Брауни» образца 1905 года, который он выпросил у отца.

— Мой отец Николай Николаевич Рахманов — старший был музыкантом — композитором и дирижером. Вся его жизнь была связана с театром, — вспоминал в своих записях фотограф. — С малых лет я помогал отцу в его фотографических экспериментах. Особый творческий кураж я испытывал летом в пионерском лагере, когда во время Великой Отечественной войны мне в руки попала трофейная камера «Ретина».

Николай не стал заниматься музыкой.

— По собственной воле я сошел с музыкальной стези и твердо решил пойти по дороге, которая привела меня к моей нынешней профессии фотографа, — писал он.

Карьера Николая Рахманова началась в 1953 году в отделе иностранной фотоинформации ТАСС, где он проработал до 1960 года. Редактор фотохроники ТАСС П. С. Клячко уже тогда поделился с начинающим фотографом мудрым советом: «…Снимают вовсе не камерой, снимают сердцем и головой». Следующие шесть лет Рахманов работал в газете «Неделя».

В 1960-е годы в творчестве Николая появилась тема, которая в дальнейшем стала для него главной, — Москва. Красота, величие и поэтичность города, его парков и архитектуры, живые чувства его жителей — всё это гармонично воплотилось в его фотоочерках.

В 1972 году в издательстве «Планета» вышел в свет фотоальбом Рахманова «Москва», который получил Гран-при и золотую медаль на международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге. Популярность этого альбома сложно недооценить. Достаточно сказать, что за 15 лет он переиздавался 11 раз. С 1970 года Николаем Рахмановым было выпущено около 60 авторских книг и фотоальбомов.

Следующий его альбом, «Сокровища Московского Кремля», изданный в Швейцарии в 1983–1984 годах, получил международный приз «Самая красивая книга Швейцарии» и диплом, а также приз «Кодак призбук» фирмы «Кодак». Позже альбом был издан на всех европейских языках, а в 1986 году и на японском.

Изучая фотоархивы Николая Рахманова, невозможно не отметить такую особенность: примерно до 1960 года он снимал в черно-белом цвете, а затем перешел на цветную пленку.

— Мой черно-белый период закончился к 1960 году, — рассказывал фотограф в своих дневниках. — Напечатав в «Неделе» фотоочерк о взрыве заводской трубы под названием «Дело труба…», я довольно смело шагнул в журналы «РТ-программа», а затем и «Журналист» осваивать новую для меня область — цветную фотографию.

Николай Рахманов — лауреат премий «Золотой глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России, «За достоинство и профессионализм», обладатель почетного знака Союза журналистов РФ и австрийского рыцарского ордена Lokhen Hause. Его работы и по сей день вдохновляют безупречным вкусом и сочными красками, вместе с тем показывая прекрасный облик нашей столицы.

Сайт Николая Рахманова: nikolayrahmanov.com/.

Николай Рахманов | Дискография | Discogs

Visual

LM-2252 Tchaikovsky* — Van Cliburn, Kiril Kondrashin RCA Victor Red Seal, RCA Victor Red Seal LM-2252 US 1958 Продать эту версию 8 издания
Д-06271-76 Дж. Верди* Дж. Верди* — Травиата 10 издания Līgo Д-06271-76 USSR 1959 Продать эту версию 10 издания
57 Various Кругозор (2) 57 USSR 1968 Продать эту версию
74 Various Кругозор (2) 74 USSR 1970 Продать эту версию
78 Various Кругозор (2) 78 USSR 1970 Продать эту версию
33НД-03154-7 П. Чайковский* П. Чайковский* — Опера «Иоланта» ‎(Box + 2xLP, Album, Mono) Мелодия 33НД-03154-7 USSR 1971 Продать эту версию
94 Various Кругозор (2) 94 USSR 1972 Продать эту версию
134 Various Кругозор (2) 134 USSR 1975 Продать эту версию
175 Various Кругозор (2) 175 USSR 1978 Продать эту версию
212 Various Кругозор (2) 212 USSR 1981 Продать эту версию
С62-18501-2 Здравствуй, Песня Мелодия С62-18501-2 USSR 1982 Продать эту версию
С10 21691 001 Первый Отдельный Показательный Оркестр Министерства Обороны СССР* = The USSR Ministry Of Defence Exemplary Orchestra* Мелодия С10 21691 001 USSR 1984 Продать эту версию 2 издания
С90 22981 000 Московский Мужской Хор Участников Великой Отечественной Войны Мелодия С90 22981 000 USSR 1985 Продать эту версию
C60 23993 000 Various Мелодия C60 23993 000 USSR 1986 Продать эту версию
А10 00249 004 R. Strauss* — The Moscow Philharmonic Symphony Orchestra* , Conductor Dmitri Kitaenko* R. Strauss* — The Moscow Philharmonic Symphony Orchestra* , Conductor Dmitri Kitaenko* — Also Sprach Zarathustra (Album) 5 издания Мелодия А10 00249 004 USSR 1987 Продать эту версию 5 издания
07863 55912 2 Van Cliburn, Kiril Kondrashin / RCA Symphony*, Fritz Reiner / Chicago Symphony* RCA Victor Red Seal, BMG Classics 07863 55912 2 Europe 1987 Продать эту версию 4 издания
C30—13309-10 Various Мелодия C30—13309-10 USSR 1987 Продать эту версию 2 издания
С62 27869 003 Рок-Сентябрь Рок-Сентябрь — Эй, Помогите 2 издания Мелодия С62 27869 003 USSR 1988 Продать эту версию 2 издания
3984-21665-2 Olivier Baumont Olivier Baumont — Récital De Saint-Pétersbourg ‎(CD, Album) Erato 3984-21665-2 France 1998 Продать эту версию
CD-005-00 Жанна Агузарова Жанна Агузарова — Русский Альбом (Album) 4 издания ЛД Рекордз CD-005-00 Russia 2000 Продать эту версию 4 издания
ZV 12-06192 Галина Вишневская*, Джузеппе Верди* Галина Вишневская*, Джузеппе Верди* — Травиата ‎(2xCD, Album) Агентство «Звук» ZV 12-06192 Russia 2006 Продать эту версию
33НД-07923 Дж. Пуччини* Дж. Пуччини* — Опера «Чио-Чио-Сан» 3 издания Мелодия 33НД-07923 USSR Unknown Продать эту версию 3 издания

Галерея Люмьер — Рахманов Николай — Галерея Люмьер

Николай Рахманов (1932-2021) родился в Москве в семье театрального композитора и дирижера Н. Н. Рахманова. Отец Николая Рахманова был страстным фотографом-любителем, и с юных лет мальчик помогал ему в его фотографических экспериментах. В 1953 году Рахманов устроился на работу в Управление Фотохроники ТАСС. В 1960 году стал фотожурналистом газеты «Неделя» (воскресное приложение к журналу «Известия»).Именно в эти годы Николай Рахманов начал снимать Москву, и эта тема останется для него главной. Он старается передать красоту и величие города, его парков и архитектурных ансамблей. Он является мастером фоторепортажей: «Мужчины в масках», «Гимн колесу», «Лампы ХХ века», «Так одеваются мужчины», «Новые приключения трех мушкетеров и д’Артаньяна в Москве» — эссе, которые были опубликованы в прессе и понравились читателям.

«Москва» Николая Рахманова узнаваема, проявлена ​​не только техническим мастерством, но и искренней любовью к родному городу, а жанровые фотографии этого периода — те следы, которые уже изучают историю страны.

До середины 1960-х фотограф снимал на черно-белую пленку, а затем перешел на цветную. Сам автор подчеркивает это: «Мой черно-белый период закончился. И я начал осваивать новое для себя направление — цветную фотографию ».

В начале 1970-х началась работа над книгами и альбомами. В 1972 году фотоальбом Московского издательства «Планета» получил Гран-при и Золотую медаль на международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге. За 15 лет этот альбом переиздавался одиннадцать раз.В 1983 — 1984 годах его альбом «Сокровища Московского Кремля», изданный в Швейцарии, был удостоен международной премии «Самая красивая книга Швейцарии» и Диплома, награды компании Kodak — «Kodak Prize book». Альбом издан на всех европейских языках. Всего с 1970 года Николай Рахманов выпустил около шестидесяти авторских книг и фотоальбомов.

Николай Рахманов — лауреат премии «Золотой глаз России» Международной гильдии профессиональных медиа-фотографов России, «За достоинство и профессионализм».Награжден Почетным знаком Союза журналистов Российской Федерации и австрийским рыцарским орденом замка Лохен Хаус.

Эта книга выводит вас за пределы Фаберже в истории российского ювелирного искусства

Нью-Йорк. Когда думаешь о русских королевских украшениях, вероятно, возникает мысль о самом известном доме Фаберже.

Но в Императорской России, когда ювелиры империи достигли вершины мастерства в оснащении Романовых, наиболее важными игроками на царство и царицы того времени фактически не был Карл Фаберже.

Новая книга призвана пролить свет на тех ювелиров и ювелиров, которые оживили украшенные драгоценными камнями и бриллиантами диадемы, ожерелья и другие безделушки с начала 1700-х годов до русской революции начала 1900-х годов.


384-страничный «За пределами Фаберже: Императорские российские украшения» — это первый систематический взгляд на всех ведущих ювелиров Императорской России.

В нем авторы Мари Беттли — торговец ювелирными изделиями, геммолог, преподаватель и ведущий специалист в области российских ювелирных изделий и декоративного искусства — и Дэвид Шиммельпеннинк ван дер Ой, профессор истории России в Университете Брока в Онтарио и член Российского общества исследователей. Канада обратила внимание на относительно неизвестные имена, такие как Паузье, Болин, Хан, Коечли, Сефтиген, Маршак, Морозов, Николлс и Плинке, Грачев, Сазиков и другие.

Они, конечно же, исследуют дом Фаберже, но смотрят на ювелира в перспективе того времени.

Позже авторы предлагают взглянуть на рынок всех этих исторических шедевров, от их зарождения до спроса на сегодняшних аукционах и коллекционерах.

В книге представлено более 600 фотографий, которые знакомят читателя с мастерами и их драгоценностями.


Бриллиантовая застежка на каминной полке от Pauzie (Фото любезно предоставлено Николаем Рахмановым)
«Мне понравился каждый аспект написания этой книги, но наиболее захватывающими были архивные открытия и изучение личных историй и творений русских ювелиров времен Империи, насчитывающих более 300 человек. лет », — говорит Беттли во введении.

«До сих пор почти все, что мы знали по этой теме, было связано с одним именем, Карлом Фаберже. Фаберже, давно провозглашенный царями ювелиром, был лишь частью сложной сети лучших ювелиров империи, но сегодня имена остальных практически неизвестны. «Beyond Fabergé: Imperial Russian Jewelry» знакомит мир с этими мастерами и их творениями, показывая Фаберже в перспективе, изображая фирму как сияющую звезду, а не как солнце в созвездии мастеров-ювелиров.”

Книга выйдет 8 декабря, и ее можно будет приобрести в Rizzoli, Amazon и других магазинах.

МОСКВА де НИКОЛАЙ РАХМАНОВ: Хороший переплет (2004)

От редакции: ИНТЕРБУК БИЗНЕС, МОСКВА, 2004

Усадо Кондицин: Хорошо Encuadernacin de tapa dura


Описание

В КОМПЛЕКТУЮТ КОЛЛЕКЦИЮ, КОТОРЫЕ СЛАБЫЕ ПРОТЕРИРОВАНЫ И УГЛЫ С ЗАБОРОЧКИКНИГА В ОЧЕНЬ ХОРОШЕМ СОСТОЯНИИ. ТАКЖЕ ЗАПИСАНО ПОСВЯЩЕНИЕ К ТИТУЛЬНОЙ СТРАНИЦЕ. ПРИВЯЗКА ПЛОТНАЯ. СТРАНИЦЫ В целом выглядят ЧИСТЫМИ И БЕЗ СМАЗКИ. ВСЕГО ПРИЯТНЫЙ ПРИМЕР ЭТОЙ КНИГИ. N de ref. дель арткуло 12.06.2019 / KP / BOXKP128 / 2743

Hacer una pregunta a la librera

Подробная библиография

ТУЛО: МОСКВА

Редакция: ИНТЕРБУК БИЗНЕС, МОСКВА

Ao de publicacin: 2004

Encuadernacin: Твердый переплет

Condicin del libro: Хорошо

Condicin de la sobrecubierta: No Jacket

Descripcin de la librera

Ver la pgina web de la librera

Condiciones de venta:

Все книги проданы с учетом описания, если возможно, с предоставлением фотографий, возврат или обмен на поврежденное, дефектное или вводящее в заблуждение описание.

Condiciones de envo:

Заказы обычно отправляются в течение 2 рабочих дней. Стоимость доставки указана для книг весом 0,75 кг. Если ваш заказ на книгу тяжелый или негабаритный, мы можем связаться с вами, чтобы сообщить, что требуется дополнительная доставка.

Todos los libros de esta librera

Mtodos de pago
aceptados por la librera

Фамилия Рахмановых

Имена для Рахманова

  • Михаил Рахманов 6
  • Сухроб Рахманов 4
  • Ирек Рахманов 4
  • Икром Рахманов 4
  • Игорь Рахманов 4
  • Гайратджон Рахманов
  • 102 Рахманов Айдар 3
  • Абдулазиз Рахманов 3
  • Зайниддин Рахманов 2
  • Зариф Рахманов 2
  • Захид Рахманов 2
  • Зафар Рахманов 2
  • Юрий Рахманов 2
  • Рахманов 2
  • Юрий Рахманов 2
  • Владимир Рахманов 2
  • Янг Рахманов 2
  • 2
  • Валерий Рахманов 2
  • Вагиф Рахманов 2
  • Вадим Рахманов 2
  • Умид Рахманов 2
  • Уктам Рахманов 2
  • Талантбек Рахманов 2
  • Рахманов
  • Рахман 2
  • Рахман 2
  • Сулейман Шулейман 2
  • 2
  • Шухрат Рахм anov 2
  • Шохрух Рахманов 2
  • Шерзод Рахманов 2
  • Шамиль Рахманов 2
  • Сергей Рахманов 2
  • Сардор Рахманов 2
  • Санжар Рахманов 2
  • Самир Рахман 2 Рахманов 2
  • Роман Рахманов 2
  • Ринат Рахманов 2
  • Равшан Рахманов 2
  • Расул Рахманов 2
  • Павел Рахманов 2
  • Оскар Рахманов 2
  • Рахманов 2
  • Нурланов 2
  • Нурланов 2
  • Нурланов Олег 2 Рахманов 2
  • Никита Рахманов 2
  • Назар Рахманов 2
  • Надир Рахманов 2
  • Мустафа Рахманов 2
  • Мухаммад Рахманов 2
  • Мухаммад Рахманов 2
  • Рахманов 2
  • Мухаммад Рахманов 2
  • Маруф 2
  • Рахманов 2
  • Максуд Рахманов 2 9010 3
  • Кирилл Рахманов 2
  • Джон Рахманов 2
  • Джавид Рахманов 2
  • Джасур Рахманов 2
  • Джахонгир Рахманов 2
  • Исмаил Рахманов 2
  • Искандеров Рахманов 2
  • хман 2
  • Искандеров Рахман Ил.
  • Ильхом Рахманов 2
  • Ильдар Рахманов 2
  • Ибрагим Рахманов 2
  • Хайдарали Рахманов 2
  • Гасан Рахманов 2
  • Гайрат Рахманов 2
  • Рахманов 2
  • Галиджан Рахманов 2 Галиджан 2
  • Галиджан Рахманов 2 Галиджан 2
  • Галиджан Рахманов 2 Галиджан 2
  • Галиджан Рахманов 2
  • Гайбулло Рахманов 2
  • Габит Рахманов 2
  • Феруз Рахманов 2
  • Феликс Рахманов 2
  • Файоз Рахманов 2
  • Эльёр Рахманов 2
  • Рахман 2
  • Рахман 2
  • Эльдар Рахманов 2
  • Рахман Элли
  • Дмитрий Рахманов 2
  • Дмитрий iy Рахманов 2
  • Дильшод Рахманов 2
  • Денис Рахманов 2
  • Данир Рахманов 2
  • Бунед Рахманов 2
  • Булат Рахманов 2
  • Борис Рахманов 2
  • Бобурман 2
  • Бобурман 2 Борис Рахманов 2 Бобурман 2
  • Бобурман Бахтияр Рахманов 2
  • Азиз Рахманов 2
  • Азат Рахманов 2
  • Азат Рахманов 2
  • Азамат Рахманов 2
  • Ассан Рахманов 2
  • Асет Рахманов 2
  • Артем
  • Анвар Рахманов 2
  • Ануар Рахманов 2
  • Антон Рахманов 2
  • Андрей Рахманов 2
  • Алишер Рахманов 2
  • Алексей Рахманов 2
  • Алексей Рахманов 2
  • Александр Рахманов 2
  • Александр Рахманов 2 Александр Рахманов 2
  • Альберт Рахманов 2 9 0103
  • Аланы Рахманов 2
  • Akrom Рахманов 2
  • Акмаль Рахманов 2
  • Адиль Рахманов 2
  • Abror Рахманов 2
  • Абду Рахманов 2
  • Zuhriddin Рахманов
  • Зоир Рахманов
  • Ziyodulla Рахманов
  • Zhunusali Рахманов
  • Zhavokhir Рахманов
  • Заур Рахманов
  • Zaripbek Рахманов
  • Zarifjon Рахманов
  • Юнус Рахманов
  • Yuliy Рахманов
  • Йоркин Рахманов
  • Yevgeniv Рахманов
  • Yerpolat Рахманов
  • Yeltay Рахманов
  • Ярик Рахманов
  • Wallo Рахманов
  • Вячеслав Рахманов
  • Вова Рахманов
  • Виталий Рахманов
  • Виталий Рахманов
  • Вилен Рахманов
  • Виктор Рахманов
  • Вячеслав Рахманов
  • Валентин Рахманов
  • Вахид
  • Рахманов khmanov
  • Utkirbek Рахманов
  • Urinboy Рахманов
  • Umidjon Рахманов
  • Umidbek Рахманов
  • Улугбекский Рахманов
  • Улугбек Рахманов
  • Uchqun Рахманов
  • Турсун Рахманов
  • Турсунали Рахманов
  • Толиб Рахманов
  • Toirjon Рахманов
  • Тимоха Рахманов
  • Tima Рахманов
  • Талгат Рахманов
  • Таир Рахманов
  • Сухбат Рахманов
  • Суха Рахманов
  • Стан Рахманов
  • Sorabek Рахманов
  • Соломон Рахманов
  • Sojalil Рахманов
  • Soatmurod Рахманов
  • Синан Рахманов
  • Саймон Рахманов
  • Sherzood Рахманов
  • Шерчик Рахманов
  • Шекман Рахманов
  • Шакруз Рахманов
  • Шахром Рахманов
  • Шавкатович Рахманов
  • Шараф Рахманов
  • 901 02 Шамхал Рахманов
  • Шакир Рахманов
  • Shakhrom Рахманов
  • Shakhmurat Рахманов
  • Сейфулла Рахманов
  • Seriy Рахманов
  • Сергей Рахманов
  • Семен Рахманов
  • Сарвар Рахманов
  • Sarvarbek Рахманов
  • Саркис Рахманов
  • Сапармурат Рахманов
  • Санжар Рахманов
  • Саня Рахманов
  • Salokhiddin Рахманов
  • Салават Рахманов
  • Salaidin Рахманов
  • Рустэм Рахманов
  • Rovshanbek Рахманов
  • Romazan Рахманов
  • Roma Рахманов
  • Родион Рахманов
  • Risha Рахманов
  • Reyimbergen Рахманов
  • Ренат Рахманов
  • Рауан Рахманов
  • Расим Рахманов
  • Рамин Рахманов
  • Рамиль Рахманов
  • Рахманов Рахманов
  • Рахим Рахманов
  • Рахмати LLO Рахманов
  • Рахим Рахманов
  • Радмир Рахманов
  • Polat Рахманов
  • Филипп Рахманов
  • Петр Платонович
  • Пабло Рахманов
  • Ozod Рахманов
  • Ойбек Рахманов
  • Орхан Рахманов
  • Омурбек Рахманов
  • Omadjon Рахманов
  • Olimjon Рахманов
  • Ольга Рахманова
  • Одилжон Рахманов
  • Одилбек Рахманов
  • Obidjon Рахманов
  • Н. Рахманов
  • Нури Рахманов
  • Nurik Рахманов
  • Нуридин Рахманов
  • Нуриддин Рахманов
  • Nozimbek Рахманов
  • Номи Рахманов
  • Nokolya Рахманов
  • Нофель Рахманов
  • Ноэль Рахманов
  • Низами Рахманов
  • Нияз Рахманов
  • Ник Рахманов
  • Николай Рахманов
  • Нематулло Рахманов
  • Немат Рахма ноябрем
  • Нил Рахманов
  • Назир Рахманов
  • Назим Рахманов
  • Nazimjon Рахманов
  • Нажмуддину Рахманов
  • Нариман Рахманов
  • Надирбек Рахманов
  • Muzaffariy Рахманов
  • Muxriddin Рахманов
  • Muslimbek Рахманов
  • Murzahmat Рахманов
  • Мурод Рахманов
  • Муроджона Рахманов
  • Мурат Рахманов
  • Murad Рахманов
  • Мумтоз Рахманов
  • Мухтар Рахманов
  • Мухиддин Рахманов
  • Мухаммаджон Рахманов
  • Mukhammadamin Рахманов
  • Muhammadziyod Рахманов
  • Muhammadfatih Рахманов
  • Мухаммедали Рахманов
  • Mirshod Рахманов
  • Mirkhamid Рахманов
  • Мирджалол Рахманов
  • Мираншах Рахманов
  • Мирали Рахманов
  • Мэлс Рахманов
  • Максим Рахманов
  • Марк Рахманов
  • Марио Рахманов
  • Manuel Рахманов
  • Маъмур Рахманов
  • Максим Рахманов
  • Максат Рахманов
  • Махмуджон Рахманов
  • Магомед Рахманов
  • Magjan Рахманов
  • Мадияр Рахманов
  • Ленар Рахманов
  • Lazicko Рахманов
  • Larry Рахманов
  • Kostiantyn Рахманов
  • Konul Рахманов
  • Константин Рахманов
  • Ким Рахманов
  • Хуршид Рахманов
  • Khursandbek Рахманов
  • Khudoyshukur Рахманов
  • Хайдарали Рахманов
  • Khandamir Рахманов
  • Керим Рахманов
  • Keldibek Рахманов
  • Карим Рахманов
  • Каневаве Рахманов
  • Кахрамон Рахманов
  • Кайрат Рахманов
  • Кадырбек Рахманов
  • Кабылбек Рахманов
  • Джурабек Рахманов
  • 901 02 Жора Рахманов
  • Johongir Рахманов
  • Javokhir Рахманов
  • Javlonbek Рахманов
  • Жалол Рахманов
  • Джахангир Рахманов
  • Джек Рахманов
  • Иван Рахманов
  • Ismoil Рахманов
  • Islom Рахманов
  • Islamim Рахманов
  • ИСКЯН Рахманов
  • Искандар Рахманов
  • Isfan Рахманов
  • Hojiakbar Рахманов
  • Фуркат Рахманов
  • Фуад Рахманов
  • Firdavs Рахманов
  • Фаррух Рахманов
  • Фархад Рахманов
  • Faridun Рахманов
  • Евгений Рахманов
  • Evgene Рахманов
  • Ernurboolt Рахманов
  • Ерлан Рахманов
  • Эркин Рахманов
  • Эльшод Рахманов
  • Эллена Рахманова
  • Эльдор Рахманов
  • Эльчин Рахманов
  • Эльчибек Рахманов
  • Джахонгир Рахманов 9010 3
  • Думан Рахманов
  • Досжан Рахманов
  • Доминик Рахманов
  • Dmytryi Рахманов
  • Д.Д. Рахманов
  • Djohn Рахманов
  • Диор Рахманов
  • Динара Рахманова
  • Дима Рахманов
  • Дильшад Рахманов
  • Давронбек Рахманов
  • Давлат Рахманов
  • Даурен Рахманов
  • Даша Рахманова
  • Данабек Рахманов
  • Дамир Рахманов
  • Damin Рахманов
  • Boburkhan Рахманов
  • Boburjon Рахманов
  • Берик Рахманов
  • Бен Рахманов
  • Бенни Рахманов
  • Бекзат Рахманов
  • Bek Рахманов
  • Бехруз Рахманов
  • Бехруз Рахманов
  • Барот Рахманов
  • Бахтовар Рахманов
  • Бахтиёр Рахманов
  • Бахтиёр Рахманов
  • Бахор Рахманов
  • Баходир
  • Рахманов
  • Бабур Рахманы
  • Azizbek Рахманов
  • Ayuphan Рахманов
  • Аюба Рахманов
  • Atush Рахманов
  • Атахана Рахманов
  • активов Рахманы
  • Aselia Рахманы
  • Arzum Рахманов
  • Artyr Рахманов
  • Артема Рахманы
  • Арнура Рахманов
  • АРХОВ Рахманов
  • Aqlbek Рахманов
  • Анваржон Рахманов
  • Андрей Рахманов
  • Andrea Рахманов
  • Алпамыс Рахманов
  • Alixan Рахманов
  • Алим Рахманов
  • Алимардон Рахманов
  • Алиджон Рахманов
  • Алибек Рахманов
  • Алан Рахманов
  • Акрам Рахманов
  • Акжол Рахманов
  • Акиф Рахманов
  • Ахат Рахманов
  • Акбаржан Рахманов
  • Акбар Рахманов
  • Айрат Рахманов
  • Айдар Рахманов
  • Айбек Рахманов hmanov
  • Ахмед Рахманов
  • Ahmedjon Рахманов
  • Агзама Рахманов
  • Adi Рахманов
  • Адилжан Рахманов
  • Абзал Рахманов
  • Abdynazar Рахманов
  • Abduvokhid Рахманов
  • Абдуназар Рахманов
  • Abdulnosir Рахманов
  • Abdulloh Рахманов
  • Abdulla Рахманов
  • Абдухалил Рахманов
  • Аббас Рахманов

Опечатки и опечатки

rakhmaonv, rkahmanov, rahkmanov, rakhmano, rakhmanova, rskhmsnov, eakhmanov, rakhmanove, rakhmanovi, eakhmanov, rakhmanove, rakhmanovi, rahmanov99 Имя:

Рахманова. , Москва | Выставки | Александр Забрин, Сергей Бурасовский, Владимир Мишуков, Евгений Мохорев, Николай Полисский, Александр Тягны-Рядно, Николай Рахманов, Владимир Ростов, Сергей Пушкин, Владимир Греви, Олег Паршин, Владимир Бутенко, Татьяна Мильникова, Ирина Ларионова, Датлеф Штайнберг

Николай Полисский.Из серии «Снеговики». Калужская область. 2000 г. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Александр Забрин. Из серии «Московский двор»

.

Владимир Мишуков. Семья управляющего племенным хозяйством. Из серии «Культ семьи». Москва. 2003 г. Собрание Московского Дома фотографии, авторское собрание

.

Владимир Греви. Из серии «Байкал». 2003

Владимир Бутенко.Из серии «Кострома». 2003 г. Собрание Московского Дома фотографии

Татьяна Мильникова. Из серии «Пир»

.

Ирина Ларионова. Из серии «Маскарадная охота». Московская область. 2003-2004 гг. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Владимир Ростов. Из серии «Маскарадная охота». Московская область. 2003-2004 гг. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Евгений Мохорев.Из серии «Санкт-Петербург. Городская жизнь ». 2001-2003 гг. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Олег Паршин. Из серии «Московский Дом музыки». 2003 г. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Сергей Пушкин. Доброе утро, Москва! 2000 г. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Николай Рахманов. Большой театр СССР. Москва. 1999 г. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Датлеф Штайнберг.Из серии «Москва». 1997 г. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Из серии «Игры на свежем воздухе. Парк Горького ». Москва. 2002 г. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Александр Тягны-Рядно. Из серии «Олимпийские объекты» Москва. 2001 г. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

Сергей Бурасовский. Из серии «Башкирия». 2003-2004 гг. Собрание музея «Московский Дом фотографии»

ярких винтажных фотографий Золотого века Советского Союза

Мы уже показали вам, милые люди, множество статей с фотографиями с начала эры фотографии, так что вы, вероятно, поняли, насколько важны фотографии, когда дело касается мировой истории.Что ж, нам удалось собрать еще несколько редких и захватывающих дух фотографий, которые были сделаны одними из лучших фотографов Советского Союза, и перенесет вас в фантастическое путешествие в золотой век СССР. Это специальная коллекция самых ярких винтажных фотографий Советского Союза «из прошлого». Наслаждаться!


# 1 Лебеди, 1963 — Евгений Умнов


# 2 Зима, 1965 — Юрий Луньков


# 3 Это мой нрав, 1969 — Дмитрий Воздвиженский и Нина Свиридова


# 4 Силуэт, 1960 — Мирослав Муразов


# 5 Солдат, 1973 — Владимир Вяткин


# 6 Не мое собачье дело, 1965 — Владимир Богданов


# 7 Экипаж, Москва, 1980 — Юрий Абрамочкин


# 8 Swing, 1977 — Голосовский Михаил


# 9 штрихов детства, 1957 — Леонид Лазарев


# 10 марта вс, 1962 — Григорий Мхитарян


# 11 Молодежных побед, Москва, 1963 — Анатолий Болдин


# 12 Спортивный орнамент, 1959 — Лев Бородулин


# 13 Конкурс парикмахеров в Москве, 1975 — Игорь Гаврилов


# 14 Оповещение о позиции ЗУР, 1970 — Василий Куняев


# 15 Утро для моей девушки, 1975 — Вильгельм Михейловски


# 16 Три полосатых жилета, 1968 — Сергей Петрухин


# 17 Рекордный прыжок Валерия Брумеля, 1963 — Александр Птицын


# 18 Торпедист Виктор Чероков, 1936 — Яков Халип


# 19 Новый Запорожец, 1960 — Николай Рахманов


# 20 Девушка с сумкой на выставке, 1960 — Николай Токарев


# 21 Поезда идут на передовую, 1941 — Александр Устинов


# 22 Оранжевое солнце, 1960 — Анатолий Хрупов


# 23 Ритм труда, 1960 — Николай Маторин


# 24 Фестиваль молодежи и студентов на улицах Москвы, 1957 — Михаил Трахман


# 25 Птица-горничная, Кировск, 1950 — Яков Рюмкин


# 26 Дорога, 1975 — Гунар Бинде


# 27 Мне плевать на Мальтуса, 1960 — Виктор Ахломов


# 28 Принесен хлеб, 1960 — Дубинский Григорий


# 29 На параде 1 мая, 1950 — Юрий Кривоносов


№ 30 Сельская школа, 1970 — Вадим Опалин


Николай Ястребов — Противники | Страница 7

01152

52

52

52

52 0

911 52 15
1 0 0 1 20
1 0 65 0 1

53

52

52

52

52

53

52

52

52

52

52

52

52

52

52

52

52

0 0 1 20
1 0 0 1 20

52

20
1 1.00 0 1 0 18
1 1.00 0 1 0 18
1 0 18
1 3,00 1 0 0 18
1 1.00 0 1 0 18
1 1,00 0 1 0 18
1 0 18
1 1,00 0 1 0 18
1 1.00 0 1 0 18
1 1,00 0 1 0 18
0 1 18
1 1,00 0 1 0 18
1 01152 01152 01153 1 0 0 1 15
1 0 0 1 15

53

53

52

52

52

52

52

52 0

1 15
1 0 0 1
1 0 0 1 15
1 0 0

52

52 1

0 0 1 15
.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.