Николай рахманов – Рахманов, Николай Николаевич (фотограф) — Википедия

Содержание

Рахманов, Николай Николаевич (фотограф) — Википедия

Рахма́нов Николай Николаевич (p. 26 сентября 1932, Москва) — признанный классик советской фотографии, фотожурналист.

Родился в 1932 году в Москве в семье театрального композитора и дирижёра Рахманова-Соколова Н. Н.[1] Жизнь его отца была связана с театром. Возможно, это было результатом сильного влияния его матери, Ольги Владимировны Рахмановой, посвятившей театру всю свою жизнь. Она начинала как театральная и немного кино-актриса. В самом начале XX века ею была создана театральная студия, из которой в своё время вышли такие великие актеры, как Иван Берсенев, Серафма Бирман, Софья Гиацинтова и многие другие. Вершиной её беззаветного служения театру стало создание института Театрального искусства, известного сейчас как ГИТИС. Отец Николая Рахманова был и страстным фотолюбителем. Первой фотокамерой, которой снимал отец и которую впоследствии выпросил у него сын, был простенький фотоаппарат «Брауни-Кодак» 6×6, образца 1905 года. С малых лет Николай помогал отцу в его фотографических экспериментах.

Поступая во ВГИК и успешно пройдя фотографический конкурс, Николай Рахманов был допущен к первому экзамену — по русскому языку. С русским все оказалось в порядке, но вот синтаксис… Три запятые, пропущенные в сочинении, лишили советское кино великого оператора.

1953—1960 — фотокорреспондент ТАСС (Фотохроника ТАСС), отдел иностранной фотоинформации. В 1953 году Николай устраивается на работу в Управление «Фотохроники ТАСС». Первое наставление маститого маэстро Валентина Кунова: «Никто тебя здесь учить не собирается. Смотри, как работают мастера, и усваивай все, что сочтешь лучшим в нашей работе. И если ты не дурак, может, из тебя через лет пять что и получится!» Три месяца носил штатив и тяжелый кофр Николаю Ситникову, суровому ветерану Великой Отечественной, который не разрешил ему за это время сделать ни одного снимка. В конце четвёртого месяца Николай Рахманов взбрыкнул, заявив начальнику управления «Фотохроники ТАСС» Николаю Кузовкину, что времена Ванек Жуковых канули в лету, и попросил сменить учителя. В результате за строптивость характера был сослан на полгода учиться печатать снимки на маленькую фабрику фотопечати при Управлении. Так Николай Рахманов освоил ещё одну очень нужную профессию — фотопечатника. В конце 50-х годов в «Фотохронике» организуется новый отдел иностранной фотоинформации. Именно в этом отделе Николай и встретил своего первого учителя. Петр Семенович Клячко был бильд-редактором. Именно он, поверив в преданность делу, открыл Николаю тайну профессии, которую он запомнил на всю жизнь: — «Запомни, друг мой, снимают не фотоаппаратом, снимают головой и сердцем!»

1960—1966 — фотокорреспондент газеты «Неделя» (воскресное приложение газеты «Известия»). 1966—1968 — журнал «РТ-программы» (Радио и Телевидение). За несколько лет работы были опубликованы многие фотоочерки: «Люди в масках», «Гимн колесу», «Лампы ХХ-го века», «Так одеваются мужчины», «Новые приключения трех мушкетеров и Д’Артаньяна в Москве».

1960-е — работает в жанре фотоочерка, главной его темой остается Москва. С первых снимков вырабатывается и характер съемок — это, прежде всего, красота и поэтичность города, человека, природы.

1972 — фотоальбом «Москва» издательства «Планета» получает «Гран-при» и Золотую медаль на международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге. На протяжении 15 лет этот альбом переиздавали одиннадцать раз. С 1970 г. выпущено около 60 авторских книг и фотоальбомов.

1983—1984 — альбом «Сокровища Московского Кремля», изданный в Швейцарии, получил международный приз «Самая красивая книга Швейцарии» и Диплом, приз фирмы «Кодак» — «Кодак Призбук». Альбом был издан на всех европейских языках, в 1986 г. переиздан на японском языке.

Персональные выставки проходили в России, Франции, Чехословакии, Чехии, Словении, Украине.

Лауреат премий «Золотой Глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России, «За достоинство и профессионализм». Награждён Почетным Знаком Союза журналистов РФ и Австрийским рыцарским орденом замка «Lokhen Hause».

ru.wikipedia.org

Николай Рахманов и его цветные истории — Российское фото

Фотографии Николая Рахманова знакомы каждому. Возможно, не все знают автора, но видели их точно все. Его Москва — это традиционные достопримечательности, показанные не только с техническим мастерством, но и с искренней любовью к родному городу.

Признанный классик советской фотографии и известнейший фотожурналист родился в 1932 году в Москве в семье театрального композитора и дирижера Н. Н. Рахманова.

С фотографией Николай познакомился еще в детстве. Его первой камерой стал «Кодак-Брауни» образца 1905 года, который он выпросил у отца.

— Мой отец Николай Николаевич Рахманов — старший был музыкантом — композитором и дирижером. Вся его жизнь была связана с театром, — вспоминал в своих записях фотограф. — С малых лет я помогал отцу в его фотографических экспериментах. Особый творческий кураж я испытывал летом в пионерском лагере, когда во время Великой Отечественной войны мне в руки попала трофейная камера «Ретина».

Николай не стал заниматься музыкой.

— По собственной воле я сошел с музыкальной стези и твердо решил пойти по дороге, которая привела меня к моей нынешней профессии фотографа, — писал он.

Карьера Николая Рахманова началась в 1953 году в отделе иностранной фотоинформации ТАСС, где он проработал до 1960 года. Редактор фотохроники ТАСС П. С. Клячко уже тогда поделился с начинающим фотографом мудрым советом: «…Снимают вовсе не камерой, снимают сердцем и головой». Следующие шесть лет Рахманов работал в газете «Неделя».

В 1960-е годы в творчестве Николая появилась тема, которая в дальнейшем стала для него главной, — Москва. Красота, величие и поэтичность города, его парков и архитектуры, живые чувства его жителей — всё это гармонично воплотилось в его фотоочерках.

В 1972 году в издательстве «Планета» вышел в свет фотоальбом Рахманова «Москва», который получил Гран-при и золотую медаль на международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге. Популярность этого альбома сложно недооценить. Достаточно сказать, что за 15 лет он переиздавался 11 раз. С 1970 года Николаем Рахмановым было выпущено около 60 авторских книг и фотоальбомов.

Следующий его альбом, «Сокровища Московского Кремля», изданный в Швейцарии в 1983–1984 годах, получил международный приз «Самая красивая книга Швейцарии» и диплом, а также приз «Кодак призбук» фирмы «Кодак». Позже альбом был издан на всех европейских языках, а в 1986 году и на японском.

Изучая фотоархивы Николая Рахманова, невозможно не отметить такую особенность: примерно до 1960 года он снимал в черно-белом цвете, а затем перешел на цветную пленку.

— Мой черно-белый период закончился к 1960 году, — рассказывал фотограф в своих дневниках.

— Напечатав в «Неделе» фотоочерк о взрыве заводской трубы под названием «Дело труба…», я довольно смело шагнул в журналы «РТ-программа», а затем и «Журналист» осваивать новую для меня область — цветную фотографию.

Николай Рахманов — лауреат премий «Золотой глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России, «За достоинство и профессионализм», обладатель почетного знака Союза журналистов РФ и австрийского рыцарского ордена Lokhen Hause. Его работы и по сей день вдохновляют безупречным вкусом и сочными красками, вместе с тем показывая прекрасный облик нашей столицы.

Сайт Николая Рахманова: nikolayrahmanov.com/.

rosphoto.com

Рахманов, Николай Николаевич (фотограф) — Википедия

Рахма́нов Николай Николаевич (p. 26 сентября 1932, Москва) — признанный классик советской фотографии, фотожурналист.

Биография

Родился в 1932 году в Москве в семье театрального композитора и дирижёра Рахманова-Соколова Н. Н.[1] Жизнь его отца была связана с театром. Возможно, это было результатом сильного влияния его матери, Ольги Владимировны Рахмановой, посвятившей театру всю свою жизнь. Она начинала как театральная и немного кино-актриса. В самом начале XX века ею была создана театральная студия, из которой в своё время вышли такие великие актеры, как Иван Берсенев, Серафма Бирман, Софья Гиацинтова и многие другие. Вершиной её беззаветного служения театру стало создание института Театрального искусства, известного сейчас как ГИТИС. Отец Николая Рахманова был и страстным фотолюбителем. Первой фотокамерой, которой снимал отец и которую впоследствии выпросил у сын, был простенький фотоаппарат «Брауни-Кодак» 6×6, образца 1905 года. С малых лет Николай помогал отцу в его фотографических экспериментах.

Поступая во ВГИК и успешно пройдя фотографический конкурс, Николай Рахманов был допущен к первому экзамену — по русскому языку. С русским все оказалось в порядке, но вот синтаксис… Три запятые, пропущенные в сочинении, лишили советское кино великого оператора.

1953—1960 — фотокорреспондент ТАСС (Фотохроника ТАСС), отдел иностранной фотоинформации. В 1953 году Николай устраивается на работу в Управление «Фотохроники ТАСС». Первое наставление маститого маэстро Валентина Кунова: «Никто тебя здесь учить не собирается. Смотри, как работают мастера, и усваивай все, что сочтешь лучшим в нашей работе. И если ты не дурак, может, из тебя через лет пять что и получится!». Три месяца носил штатив и тяжелый кофр Николаю Ситникову, суровому ветерану Великой Отечественной, который не разрешил ему за это время сделать ни одного снимка. В конце четвёртого месяца Николай Рахманов взбрыкнул, заявив начальнику управления «Фотохроники ТАСС» Николаю Кузовкину, что времена Ванек Жуковых канули в лету, и попросил сменить учителя. В результате за строптивость характера был сослан на полгода учиться печатать снимки на маленькую фабрику фотопечати при Управлении. Так Николай Рахманов освоил ещё одну очень нужную профессию — фотопечатника. В конце 50-х годов в «Фотохронике» организуется новый отдел иностранной фотоинформации. Именно в этом отделе Николай и встретил своего первого учителя. Петр Семенович Клячко был бильд-редактором. Именно он, поверив в преданность делу, открыл Николаю тайну профессии, которую он запомнил на всю жизнь: — «Запомни, друг мой, снимают не фотоаппаратом, снимают головой и сердцем!».

1960—1966 — фотокорреспондент газеты «Неделя» (воскресное приложение газеты «Известия»). 1966—1968 — журнал «РТ-программы» (Радио и Телевидение). За несколько лет работы были опубликованы многие фотоочерки: «Люди в масках», «Гимн колесу», «Лампы ХХ-го века», «Так одеваются мужчины», «Новые приключения трех мушкетеров и Д’Артаньяна в Москве».

1960-е — работает в жанре фотоочерка, главной его темой остается Москва. С первых снимков вырабатывается и характер съемок — это, прежде всего, красота и поэтичность города, человека, природы.

1972 — фотоальбом «Москва» издательства «Планета» получает «Гран-при» и Золотую медаль на международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге. На протяжении 15 лет этот альбом переиздавали одиннадцать раз. С 1970 г. выпущено около 60 авторских книг и фотоальбомов.

1983—1984 — альбом «Сокровища Московского Кремля», изданный в Швейцарии, получил международный приз «Самая красивая книга Швейцарии» и Диплом, приз фирмы «Кодак» — «Кодак Призбук». Альбом был издан на всех европейских языках, в 1986 г. переиздан на японском языке(убрать).

Персональные выставки проходили в России, Франции, Чехословакии, Чехии, Словении, Украине.

Лауреат премий «Золотой Глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России, «За достоинство и профессионализм». Награждён Почетным Знаком Союза журналистов РФ и Австрийским рыцарским орденом замка «Lokhen Hause».

Источники

Литература

Ссылки

Примечания

wikipedia.green

ЮНИКОД » Николай Рахманов: «Я снимаю по солнцу!»

Небольшого роста пожилой седовласый человек в очках стоял на пороге нашего Зала комиксов и внимательно рассматривал наши выставки, рисунки на стенах, книги…

— Николай Рахманов, фотограф, – представился он. Затем, весьма лестно отозвавшись о нашей библиотеке и организации пространства, предложил устроить выставку своих работ. Можно сказать, вот так, с той беседы, и началось моё с ним знакомство.


Николай Рахманов в Малом зале РГБМ. Фото Кирилла Баева.

Это было не просто знакомство, а знакомство-открытие. Можно даже сказать – открытие автора, работы которого мне – да и многим другим людям – были известны с самого детства. Его роскошные фотографии часто использовались учителями советских школ, когда нужно было проиллюстрировать рассказ о красоте и величии нашей столицы, киоски Союзпечати пестрели открытками и обложками журналов с его фотографиями Москвы во всевозможных ипостасях и ракурсах, полки библиотек украшали красочные тематические альбомы с его фотоиллюстрациями. То есть, эти изображения всегда были рядом, стали настолько подразумевающейся частью повседневной жизни, что, разглядывая их, никто и не задумывался над тем, что у них есть вполне конкретный автор. А ведь он был, и имя ему было – и есть – Николай Николаевич Рахманов.


Краснознамённая Красная площадь. Фото Николая Рахманова

Выставка его работ под названием «Фотопанорамы Николая Рахманова» открылась у нас в библиотеке 13 апреля и продлится до 5 мая.

Не знаю, как для Николая Николаевича, а для нас это большая (и по объёму работ, и по значимости события) выставка. Количество фотографий и масштаб личности их автора таков, что мы решили разместить работы на трёх площадках, сгруппировав их под разными названиями: «Двенадцать столиц», «Фотопортреты» и «Фотография и полиграфия». А наши сотрудники сделали подборку альбомов из фондов РГБМ – для специальной экспозиции «Фотокниги Николая Рахманова» в зале Центра комиксов и визуальной культуры. В эту экспозицию вошли как именные альбомы Николая Николаевича, так и книги, в иллюстрировании которых он принимал участие в разные годы. Пользуясь случаем, выражаем огромную благодарность Нине Олеговне Прониной, которая и подала идею организовать эту экспозицию, а затем оказала неоценимую помощь в поисках книг в необъятных фондах библиотеки.


Подарочное издание фотоальбома Николая Рахманова «Московский Кремль»


Николай Рахманов, советский и российский фотограф, и Александр Кунин, руководитель Центра комиксов и визуальной культуры РГБМ, на открытии выставки «Фотопанорамы Николая Рахманова» ( 13 апреля 2012 г.)

Несколько слов об одной из частей выставки – об экспозиции «Фотография и полиграфия». Она впервые была показана 40 лет назад – всего единожды, а затем 40 лет хранилась в архиве Николая Николаевича. Мы разместили этот драгоценный раритет в нашей «Оранжевой галерее». Слегка пожелтевшие планшеты и подвыцветшие фотографии не только имеют некоторый музейный налёт, но и дают наглядное представление о том, как изменилась не то что фотография – сама жизнь нашей страны за минувшее сорокалетие. На снимках, когда-то украшавших собой советские журналы – то разноцветный восточный базар, то демонстрации трудящихся под алыми знамёнами на Красной площади, то дороги по земле и в космосе, то новые для того времени архитектурные формы, то улочки Таллинна, то первые авторские снимки Кремля… И …невольное щемящее, ностальгическое ощущение у зрителей и посетителей, гостей старшего поколения…


«Кремлёвская звезда сияет над столицей». Фото Николая Рахманова

Попадая в Малый зал, который расположен рядом с Оранжевой галереей, сразу отмечаешь совсем иной темп и ритм движения на ярких фотографиях современной столицы. Хотя на выставке представлены работы разных лет, совершенно отличных друг от друга, в каждой из них есть нечто общее – высочайший профессионализм автора и его любовь к своему городу. И об этом не раз говорилось на выступлениях во время открытия выставки, когда слово было дано собравшимся друзьям, ученикам, родным и почитателям творчества Николая Рахманова.

В начале встречи Николай Николаевич подарил в фонд нашей библиотеки целую подборку своих великолепных фотокниг с дарственными надписями.

Надо сказать, фотокниги Рахманова неоднократно получали различные высокие награды, а его персональные выставки украшали собой лучшие залы России и многих европейских стран. Николай Николаевич много лет возглавлял секцию фоторепортеров Союза журналистов Москвы, стал лауреатом премий «Золотой Глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России, а также «За достоинство и профессионализм». Он был награждён Почётным Знаком Союза журналистов РФ и Австрийским рыцарским орденом замка «Lokhen Hause». И вот этот легендарный человек охотно и просто общался с каждым, кто пришёл повстречаться с ним.

Один из друзей фотографа рассказал историю про то, как однажды они вместе должны были работать (то есть снимать Москву), в тридцатиградусный мороз на крыше высотки. «Я, – сказал он, – через 15 минут понял, что совсем замёрз. Съёмку прекратил и тихо спустился с крыши. А вот Николай остался и снимал почти весь день! Да что там – представляете себе, был случай: 1 января, все “отходят” от встречи Нового Года. А вот Николай встаёт спозаранку, одевается, берёт камеру… ему все: «Ты куда?!» – а он: «Да я пойду, поснимаю!..»

Николай Николаевич, в свою очередь, подробно и живописно рассказал о том, как регулярно доводилось таскать на себе аппаратуру весом около 80 килограмм, как ему было позволено снимать в Мавзолее, как пришлось договаривался со строителями и реставраторами храмов Кремля, чтобы те разрешили забраться на строительные леса для проведения съёмок, как, предлагая свои работы различным журналам, он порой наталкивался на рогатки цензуры…

Молодые фотографы слушали с острым интересом, задавали вопросы; часто случалось, что просили рассказать о специфике работы над каким-нибудь конкретным снимком, пытаясь понять и запомнить профессиональные приёмы мастера. Как бы подводя итог встрече, Николай Николаевич сказал: «Я снимаю по солнцу!» Эта фраза как нельзя лучше характеризует его и как художника, и как человека.

Наталья Балашова

blog.rgub.ru

«Алмазная фототека» Николай Рахманов. Музей Органической Культуры

«Куратору удалось сделать невозможное: она показала Свет именно таким, каким видел его я сам. Я нахожусь под глубоким впечатлением от своих собственных работ потому, что так необычно их не показывали нигде в мире».

Николай Рахманов

К мнению Николая Николаевича присоединяются и его коллеги — известные фотографы.

Традиционно гостей выставки приветствовал директор Виталий Хрульков.

«Посмотрите , какой слайд, например, изображение бриллианта! Так и хочется в руки взять! Я вообще считаю, что сегодня так как Рахманов, вообще никто не сможет снять. Съёмка на слайд вообще не прощает ошибок в экспозиции. По моему мнению — это высший фотографический пилотаж — рассуждает фотограф Алексей Мякишев. Добавьте к этому , что у Рахманова около 80(!) полноценных изданных альбомов, многие из которых были признаны лучшими в разных странах мира. У меня просто в голове не укладывается!»

Алексея Мякишева поддерживает ученик Рахманова Игорь Гаврилов: «Из всех выставок, которые устраивал Николай Николаевич, эта выставка, безусловно, самая масштабная и сделанная с большим вкусом, любовью к автору. Это, на самом деле, очень большой подарок и всем нам:  людям, которые очень любят Николая Николаевича, и жителям города, которые будут, безусловно, с большим удовольствием это смотреть. 
Таких мастеров, как Рахманов, их в общем-то и раньше было по пальцам одной руки пересчитать. А сейчас он, пожалуй, один- единственный остался в нашей стране, из тех, кто находится на таком высоком профессиональном уровне. Он демонстрирует это с первых своих работ и по сей день.
Представляете, даже попав в больницу, уже на второй день затребовал фотоаппарат и из окна снимал панорамы города. Это совершенно удивительный человек, удивительный мастер, профессионал величайшего класса. 
Я достаточно хорошо знаю мировую фотографию и мировых мастеров, и поверьте, Рахманов — это наша национальная гордость.»

Журналист Лев Шерстенников сказал: «Я без малого 50 лет знаю Николая Николаевича и  человека с такой работоспособностью не встречал никогда в жизни. Целыми днями может снимать! Даже многие молодые не выдерживают такого темпа. 
Вообще, Рахманов — это прежде всего Москва. А на этой выставке очень мало знаменитого Рахманова с его фундаментальными работами Москвы. Здесь я увидел совсем другого художника: в чём-то частного, в чём-то даже начинающего. И для меня это стало приятным удивлением».

«Несмотря на то, что Рахманов — блестящий профессионал, я многому научился у него именно в области человеческих отношений, отношения к фотографии, отношения к жизни, потому что Николай Николаевич это удивительно честный, принципиальный человек, удивительно добрый и отзывчивый. Настойчивый и трудолюбивый.
У Николая Николаевича очень глубокие корни русского интеллигента, поэтому жёсткость для него абсолютно неприемлема, у него совсем нет этой черты» — рассказывает фотограф Павел Кривцов.

Народная артистка России Елена Камбурова отметила поэзию в работах фотохудожника: «Меня больше всего потрясает поэзия этих «полотен». Для меня они перешагивают грань фотографии и идут дальше. Есть какие-то совершенно тонкие работы, около которых хочется подолгу стоять, всматриваться и запоминать. К счастью, организаторы представляют прекрасно изданный каталог выставки… Вообще, мы даже не представляем себе, сколько людей просто не знают, что всё это происходит в МОК. Им очень важно рассказать – идите и посмотрите на это! И они будут просто счастливы, как я сейчас».

 

информация для прессы:

c  6-02-2014  по  23-04-2014

“Алмазная фототека”

фотограф

Николай Рахманов

 

Новый выставочный проект столичного  масштаба.

Николай Рахманов родился в 1932 году в Москве в семье театрального композитора и дирижера. Работал фотокорреспондентом Фотохроники ТАСС, газеты «Неделя» – воскресного приложения к газете «Известия», журналов «РТ-программа» и «Журналист». Последние 30 лет – свободный художник. Выпускает тематические фотоальбомы и книги. Лауреат премий «Золотой Глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России. Награжден Почетным Знаком Союза журналистов РФ «Достоинство и профессионализм» и Австрийским рыцарским орденом замка Lokhen Hause. Фотоальбом «Москва» издательства «Планета» получает «Гран-при» и Золотую медаль на международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге. На протяжении 15 лет этот альбом переиздавали одиннадцать раз. С 1970г. выпущено около 60 авторских книг и фотоальбомов. Альбом «Сокровища Московского Кремля», изданный в Швейцарии, получил международный приз «Самая красивая книга Швейцарии» и Диплом, приз фирмы «Кодак» — «Кодак Призбук». Альбом был издан на всех европейских языках, в 1986г. переиздан на японском языке.

Персональные выставки проходили в России, Франции, Чехословакии, Чехии, Словении и других странах.

Несмотря на то, что Николаю Николаевичу прочили музыкальную карьеру, он связал жизнь с искусством фотографии. Возможно, виной тому случай: Николай был отчислен. Первый раз отчислили за то, что бегал по карнизу на 3-ем этаже, играя в салочки со сверстниками.

Втрой раз отчислили за то, что принес фотографии Николая II и царской семьи.В 1953 году Рахманов начинает трудиться фотокорреспондентом ТАСС в отделе иностранной фотоинформации. Николай Рахманов начинал свою деятельность под руководством  редактора Фотохроники ТАСС Петра Семёновича Клячко, который с самого начала дал мудрый совет начинающему фотографу: «…снимают вовсе не фотоаппаратом, снимают сердцем и головой». С тех пор Николай Николаевич никогда не изменяет этому правилу.За первые четыре месяца работы Николай не сделал ни одного снимка, ему доверяли только носить тяжеленные штативы старших товарищей. Не подпускали даже к кофрам с аппаратурой. Как оказалось впоследствии, даже эти навыки сослужат Рахманову службу в его фотографической карьере. Николай пытался возроптать, но его в качестве наказания, почти на год отправили печатать фотографии в маленькую лабораторию. Рахманов только благодарил своих “гонителей”, так как научился фотопечати, и в дальнейшем все свои работы делал самостоятельно от начала до конца.

С 1960 фотограф трудится в одном из самых популярных еженедельников 60-х годов “Неделя” (воскресное приложение газеты «Известия»). В те годы Николай Николаевич проникся пожалуй, самой яркой темой в своём творчестве. Его музой стала Москва. С первых снимков вырабатывается и характер съемок – это, прежде всего, красота и поэтичность города,  человека, природы. Именно столицу он снимает ежедневно и спустя несколько лет его архиву снимков Москвы уже не было равных.

Фотографии Рахманова отличает то, что он очень любит снимать с большой высоты.

Он не единственный фотограф, проводивший фотосъёмку Москвы с высоты птичьего полёта. Но в его арсенале есть такая, которой нет ни у кого до сих пор. Это панорамная съёмка Москвы с высоты колокольни Ивана Великого (81м).  Вот что сам фотограф вспоминает об этих съёмках: “В один из прекрасных летних дней во время реставрации Кремля перед Олимпийскими играми 80 года мне разрешили подняться на леса выше креста над колокольней Ивана Великого (81 м — прим. ИК) На этой площадочке два на два метра я установил камеру и снимал панораму в 360 градусов в течение всего дня, поворачиваясь вслед за солнцем. Если бы я снимал сразу, у меня появился бы контровой свет, а эта панорама высвечена ровным классическим светом. Там 16 вертикальных кадров 9х12. Мне очень захотелось снять вторую панораму осенью, когда все было покрыто желтыми листьями. Опять хороший день. Я поднялся на крест и начал снимать. Снял три четверти всей панорамы, оставалось снять 2 кусочка – вид на Болотную площадь и на Дом на набережной. В этот момент налетел очень сильный порыв ветра, камера (это был Linhof) –опрокинулась”. Почти все свои известные работы Рахманов снимал форматной камерой Sinar (для непосвящённых — это огромная камера с мехами перед объективом. Работая такой, фотограф перед снимком накрывается чёрной тряпочкой). Мало того, что сама по себе камера очень тяжела, так и работает она только в ручном режиме. То есть для выстраивания кадра мало открыть крышку объектива и щёлкнуть кнопкой. Нужно самому выстроить геометрию кадра, рассчитать значения выдержки и диафрагмы, произвести необходимые экспокоррекцию, кадрирование и только после этого нажать на спуск. Но и это только начало работы. Полученные на плёнке кадры необходимо правильно проявить и напечатать. При работе же со слайдовой плёнкой невозможно выправить неудачно сделанный кадр и правильной печатью фотографии. Словом, ошибка только в одном из пары десятков действий процессе приводит к тому, что кадр не подлежит правке и непригоден для демонстрации. Не забудем и о том, что компьютерная обработка снимка также невозможна и результат съёмки не виден здесь и сейчас (плёнку ведь проявить надо). Прибавьте ко всему то, что съёмка часто проходит в непростых погодных условиях на огромной высоте в течение всего дня и получите, что данное действие вполне может быть причислено к подвигам Геракла.

Несмотря на то, что Николаю Николаевичу «давно за 70” – он по-прежнему, очень активен и не перестаёт удивлять красотой своих работ, по праву заслуживая звание классика российской фотографии. На выставке будут представлены не только фотографии, ставшие визитной карточкой мастера, но и впервые демонстрируемые на публике.

 

куратор Ирина Аликина

www.museumart.ru

справка 9-903-001-48-65 Инесса

Время работы с 11 до 18.

Выходной: понедельник.

г. Коломна, Кремль, Брусенский пер., 31.

 

 

 

www.museumart.ru

Рахманов, Николай Николаевич (фотограф) Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рахманов; Рахманов, Николай; Рахманов, Николай Николаевич.
Николай Николаевич Рахманов
Дата рождения 26 сентября 1932(1932-09-26) (87 лет)
Место рождения
  • Москва, СССР
Страна
  •  СССР
  •  Россия
Род деятельности журналист, фотограф

Рахма́нов Николай Николаевич (p. 26 сентября 1932, Москва) — признанный классик советской фотографии, фотожурналист.

Внешние изображения
Рахманов Николай Николаевич май 2017
Внешние изображения
Диплом Рахманову Николаю Николаевичу За серию фотографий о Москве и Москвичах 5 мая 1983 года
Внешние изображения
Диплом Второй степени Рахманову Николаю Николаевичу За фотосъёмку для издания Московский Кремль и Красная площадь 1992 год

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Литература
  • 3 Ссылки
  • 4 Примечания

Биография[ | ]

Родился в 1932 году в Москве в семье театрального

ru-wiki.ru

Рахманов, Николай Николаевич (фотограф) — Википедия. Что такое Рахманов, Николай Николаевич (фотограф)

Рахма́нов Николай Николаевич (p. 26 сентября 1932, Москва) — признанный классик советской фотографии, фотожурналист.

Биография

Родился в 1932 году в Москве в семье театрального композитора и дирижёра Рахманова-Соколова Н. Н.[1] Жизнь его отца была связана с театром. Возможно, это было результатом сильного влияния его матери, Ольги Владимировны Рахмановой, посвятившей театру всю свою жизнь. Она начинала как театральная и немного кино-актриса. В самом начале XX века ею была создана театральная студия, из которой в своё время вышли такие великие актеры, как Иван Берсенев, Серафма Бирман, Софья Гиацинтова и многие другие. Вершиной её беззаветного служения театру стало создание института Театрального искусства, известного сейчас как ГИТИС. Отец Николая Рахманова был и страстным фотолюбителем. Первой фотокамерой, которой снимал отец и которую впоследствии выпросил у сын, был простенький фотоаппарат «Брауни-Кодак» 6×6, образца 1905 года. С малых лет Николай помогал отцу в его фотографических экспериментах.

Поступая во ВГИК и успешно пройдя фотографический конкурс, Николай Рахманов был допущен к первому экзамену — по русскому языку. С русским все оказалось в порядке, но вот синтаксис… Три запятые, пропущенные в сочинении, лишили советское кино великого оператора.

1953—1960 — фотокорреспондент ТАСС (Фотохроника ТАСС), отдел иностранной фотоинформации. В 1953 году Николай устраивается на работу в Управление «Фотохроники ТАСС». Первое наставление маститого маэстро Валентина Кунова: «Никто тебя здесь учить не собирается. Смотри, как работают мастера, и усваивай все, что сочтешь лучшим в нашей работе. И если ты не дурак, может, из тебя через лет пять что и получится!». Три месяца носил штатив и тяжелый кофр Николаю Ситникову, суровому ветерану Великой Отечественной, который не разрешил ему за это время сделать ни одного снимка. В конце четвёртого месяца Николай Рахманов взбрыкнул, заявив начальнику управления «Фотохроники ТАСС» Николаю Кузовкину, что времена Ванек Жуковых канули в лету, и попросил сменить учителя. В результате за строптивость характера был сослан на полгода учиться печатать снимки на маленькую фабрику фотопечати при Управлении. Так Николай Рахманов освоил ещё одну очень нужную профессию — фотопечатника. В конце 50-х годов в «Фотохронике» организуется новый отдел иностранной фотоинформации. Именно в этом отделе Николай и встретил своего первого учителя. Петр Семенович Клячко был бильд-редактором. Именно он, поверив в преданность делу, открыл Николаю тайну профессии, которую он запомнил на всю жизнь: — «Запомни, друг мой, снимают не фотоаппаратом, снимают головой и сердцем!».

1960—1966 — фотокорреспондент газеты «Неделя» (воскресное приложение газеты «Известия»). 1966—1968 — журнал «РТ-программы» (Радио и Телевидение). За несколько лет работы были опубликованы многие фотоочерки: «Люди в масках», «Гимн колесу», «Лампы ХХ-го века», «Так одеваются мужчины», «Новые приключения трех мушкетеров и Д’Артаньяна в Москве».

1960-е — работает в жанре фотоочерка, главной его темой остается Москва. С первых снимков вырабатывается и характер съемок — это, прежде всего, красота и поэтичность города, человека, природы.

1972 — фотоальбом «Москва» издательства «Планета» получает «Гран-при» и Золотую медаль на международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге. На протяжении 15 лет этот альбом переиздавали одиннадцать раз. С 1970 г. выпущено около 60 авторских книг и фотоальбомов.

1983—1984 — альбом «Сокровища Московского Кремля», изданный в Швейцарии, получил международный приз «Самая красивая книга Швейцарии» и Диплом, приз фирмы «Кодак» — «Кодак Призбук». Альбом был издан на всех европейских языках, в 1986 г. переиздан на японском языке(убрать).

Персональные выставки проходили в России, Франции, Чехословакии, Чехии, Словении, Украине.

Лауреат премий «Золотой Глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России, «За достоинство и профессионализм». Награждён Почетным Знаком Союза журналистов РФ и Австрийским рыцарским орденом замка «Lokhen Hause».

Источники

Литература

Ссылки

Примечания

wiki.sc

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о