Пастернак портрет – Пастернак, Борис Леонидович — Википедия

Содержание

Леонид Пастернак, галерея картин

Биография и картины Леонида Пастернака

Л.Пастернак. Сыновья  Борис и Александр

Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) – русский художник, представитель модерна, самобытный живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации. Отец поэта Бориса Пастернака.

Имя Л. О. Пастернака хорошо знакомо любителям изобра­зительного искусства прежде всего как создателя иллюстра­ций к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». Произведения художника хранятся во многих музеях России и за рубежом. Многочисленное творческое наследие включает в себя как живописные работы, так и графику, в которой значитель­ное место занимает рисунок. Именно в этой технике особен­но ярко раскрывается талант Пастернака.

Детство и юность Леонида Осиповича Пастернака прошли в Одессе. По воспоминаниям самого художника, он «стал рисовать очень рано и очень полюбил это занятие». Будучи гимназистом, Пастернак поступает в Одесскую рисовальную школу Общества поощрения изящных искусств и оканчива­ет ее в 1881 году с серебряной медалью. Родители не одобря­ли стремления юноши к профессиональным занятиям искус­ством. Поэтому ему приходится поступить на медицинский факультет Московского университета. Приехав в Москву, он пытается попасть в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, но отсутствие вакантного места побуждает его искать другие пути для серьезного обучения искусству. Пас­тернак переводится в Одессу на юридический факультет Но­вороссийского университета, студенты которого пользова­лись правом выезжать за границу. В 1882 году он уезжает в Мюнхен.

Академия художеств в Мюнхене считалась в те годы одной из лучших художественных школ Западной Европы, особен­но славилась она преподаванием рисунка. Здесь молодой художник, отличавшийся поразительной трудоспособностью, много работал, стремясь в совершенстве овладеть профес­сиональными навыками.

В 1885 году Пастернак возвращается в Одессу и заканчи­вает университет, получив диплом юриста. Художнику нужно было пройти воинскую службу, он поступает в артил­лерию вольноопределяющимся. Впечатления от воинской службы нашли отражение в первой большой работе «Вести с родины», которой художник дебютировал на выставке Товари­щества передвижных художественных выставок в 1889 году. Картина имела успех и еще до открытия выставки была при­обретена

П. М. Третьяковым. Большое впечатление на зри­телей произвели также рисунки, выполненные в Мюнхене. В своих воспоминаниях художник пишет: «В скором време­ни за мною установилась даже репутация настоящего рисо­вальщика, не только среди молодых товарищей, но и среди именитых старых художников-передвижников». В 1894 году Пастернака приглашают преподавать в Московское Учили­ще живописи, ваяния и зодчества.

После переезда в Москву Пастернак сближается с худож­никами, группировавшимися вокруг В. Д. Поленова: В. А. Се­ровым, К. А. Коровиным

, И. И. Левитаном, М. А. Врубелем. Этот художественный кружок сыграл важную роль в станов­лении русского искусства XX века. Художников объединя­ло желание передать в живописных работах непосредствен­ное видение мира, стремление к эмоциональной и декоратив­ной выразительности цвета. Эти задачи были близки твор­ческим поискам Пастернака. В рисунке «Художник Н. Д. Куз­нецов за работой» (1887) свободная, мягкая манера испол­нения передает световоздушную среду мастерской. Свет ста­новится основой эмоциональной выразительности рисунка, создает атмосферу творческого сосредоточения. В картинах «Дебютантка» (1892), «Чтение рукописи» (1894), «Накану­не экзаменов» (1894) свет и цветовое решение не только соз­дают определенное настроение, но и раскрывают внутрен­нее состояние персонажей. Особенно привлекали художника эффекты вечернего освещения. В «Чтении рукописи» изо­бражен
Лев Толстой
, читающий свою рукопись художни­ку Н. Ге при свете свечи. Тонкие колористические взаимо­отношения света и тени, живописная изменчивость цвета, об­общенные формы, выраженный пастозный мазок характе­ризуют творческую манеру JI. О. Пастернака-живописца.

Л.О.Пастернак с женой Розалией  Исидоровной

Л. О. Пастернак имел привычку постоянно зарисовывать, делать наброски в альбомах: «…только тогда и ценен набро­сок своей естественностью, не позированием». Стремление к естественности, к непосредственному переживанию нату­ры в неповторимых впечатлениях наиболее полно раскры­вается в рисунках. Художник предпочитает работать пас­телью, углем, итальянским карандашом. Легкая непринуж­денная манера исполнения, сознательная незаконченность, импровизационность придают рисункам поэтическую недо­сказанность, которая становится главным удожественным  приемом мастера в законченных работах.

 Творческое начало человеческой личности в самых разных его проявлениях привлекало пристальное внимание Л. О. Пастернака. Он создает портреты писателей Л. Н. Толстого и М. Горького,

поэтов Э. Верхарна и Р. М. Рильке, музыкантов А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова и Ф. И. Шаляпина, художников К. А. Коровина и В. А. Серова, ученого А. Эйнштейна и многих других. Целая портретная галерея выдающихся деятелей русской и зарубежной культуры была создана Пастернаком.

Творческая деятельность Л. О. Пастернака сочеталась с организаторской. Он входил в состав членов-учредителей «Союза русских художников», который возник в 1903 году. Пастернак (наряду с В. А. Серовым, К. А. Коровиным, М. В. Нестеровым и М. А. Врубелем) стоял у истоков этого художественного объединения. Его выставки были крупными художественными событиями, по ним можно было судить о путях развития русского искусства, о его успехах.

Творчество Л. О. Пастернака привлекает своей искренностью и высоким профессиональным мастерством и составляет одну из лучших страниц русской графики.

По материалам статьи Т. Юшкевич в «Художественном календаре 1987год.» 

 

 

Автопортрет Пастернака

Муки творчества

К родным 1891 г

Под лампой, Л.Н.Толстой в семейном кругу,1902г

Урок музыки 1909г

 Заседание совета художников — преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902 Г.

Л.Пастернак За работой. Этюд

Московский концерт Ванды Ландовской 1907

Портрет историка Ключевского. 1909

Портрет Льва Толстого

Портрет Е.Левиной.1917 г

Л.Пастернак Вести с родины 1889 г.

Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 

В интерьере. 1907г

Ночь накануне экзамена 1895 г. Музей дОрсе, Париж

Последние материалы в этом разделе:

  • Павел Федотов. Автопортрет Творчество Павла Андреевича Федотова (1815-1852) Тридцать семь лет жизни …

    2019-11-17

  • Нер, Арт ван дер (Neer, Aert van der) (1603/4 — 1677) Для истории европейской культуры Голландия XVII века — это не т…

    2019-11-08

  • Творчество Карла Гуна (1830—1877) Крамской Иван Николаевич. Портрет К.Ф.Гуна. 1878 В 1863 году в русской ху…

    2019-06-24

  • Ян Сиберехтс (1627—1700) Во второй половине XVII века, когда большинства крупных мастеров, составивших…

    2019-06-17

  • Кес  Ван Донген (1877—1968) Кес (Корнелис) Ван Донген, сын голландского пивовара, приехал в Париж в 1…

    2019-02-10

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Пастернак — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июня 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июня 2019; проверки требует 1 правка. Перейти к навигации Перейти к поиску

Пастерна́к — род трав и фамилия.

  • Пастернак, Велвл (Velvel Pasternak, 1933—2019) — канадский этномузыковед.
  • Пастернак, Виктор Степанович (1931—2013) — советский партийный и государственный деятель.
  • Пастернак, Владислав Сергеевич (род. 1982) — российский кинопродюсер.
  • Пастернак, Евгений Борисович (1923—2012) — советский и российский литературовед, историк литературы, текстолог, военный инженер, биограф и педагог. Сын Б. Л. Пастернака.
  • Пастернак, Евгения:
  • Пастернак, Зинаида Николаевна (1897—1966) — автор мемуаров, жена Б. Л. Пастернака.
  • Пастернак, Катрина Язеповна (Katrīne Pasternaka, род. 1957) — латвийская актриса, дочь Я. Х. Пастернака и Л. Э. Пастернак.
  • Пастернак, Леон (1910—1969) — польский поэт, сатирик и политический деятель.
  • Пастернак, Леонид Осипович (исходно Исаак Иосифович Постернак; 1862—1945) — русский художник.
  • Пастернак, Лидия Леонидовна (Пастернак-Слейтер, 1902—1989) — английская поэтесса и переводчица, биохимик, дочь Л. О. Пастернака.
  • Пастернак, Лидия Эдуардовна (по сцене Фреймане, 1920—1992) — латвийская актриса, жена Я. Х. Пастернака.
  • Пастернак, Павел Петрович (род. 1941) — российский экономист и кибернетик, доктор экономических наук.
  • Пастернак, Пётр Леонтьевич (при рождении Пинхас Постернак; 1885—1963) — швейцарский и советский инженер-строитель, учёный в области строительной механики.
  • Пастернак, Рейган (Reagan Pasternak) (род. 1977) — канадская актриса.
  • Пастернак, Чарлз — английский биохимик, внук Л. О. Пастернака.
  • Пастернак, Язеп (Иосиф) Хацкелевич (1919—1975) — латвийский театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР.
  • Пастернак, Ярослав Иванович (1892—1969) — украинский археолог, профессор.

ru.wikipedia.org

Борис Пастернак — биография, жизнь и творчество

Пастернак Борис Леонидович, биография которого представлена в этой статье, входит в число тех немногих мастеров слова, удостоенных одной из самых желанных наград – Нобелевской премии.

Биография поэта

Борис Пастернак, фото которого представлено в статье, родился в Москве в 1890 году. Семья поэта была творческой и интеллигентной. Мать – пианистка, отец был известным художником и академиком. Его работы получили высокую оценку, а некоторые были даже приобретены знаменитым меценатом Третьяковым для его музея. Леонид Осипович Пастернак был дружен со Львом Николаевичем Толстым и был одним из любимых его иллюстраторов.

Кроме первенца Бориса, в семье впоследствии появилось еще трое детей – младший сын и две дочери.

Детские годы

Борис Леонидович Пастернак, стихи которого были еще не написаны, с самого рождения находился в удивительной творческой атмосфере. Дом его родителей был всегда гостеприимно распахнут для знаменитых гостей. Кроме Льва Толстого, здесь бывали композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Левитан и Иванов, и многие другие творческие личности. Конечно, встречи с ними не могли не сказаться на Пастернаке. Самое большое влияние на него оказал Скрябин, под влиянием которого 13-летний Борис долгое время серьезно занимался музыкой и планировал стать композитором.

Учился Борис Пастернак (биография поэта содержит этот факт) отлично. Он окончил пятую московскую гимназию, в которой двумя классами ниже обучался Владимир Маяковский. Одновременно он учился на композиторском факультете Московской консерватории. Гимназию он окончил блестяще – с золотой медалью и высшими баллами по всем предметам.

Трудный выбор

Пастернак Борис Леонидович, биография которого впоследствии будет пополняться еще не одним фактом тяжелого выбора, после окончания учебы был вынужден принять первое, очень мучительное для него решение – оставить карьеру композитора. Он сам в своей биографии позже объяснил, что поступил так, поскольку не обладал абсолютным слухом. В характере будущего поэта уже тогда были заложены целеустремленность и огромная работоспособность. Если он начинал что-то, то доводил до полного совершенства. Поэтому, очень любя музыку, но понимая, что не сможет добиться в этой профессии необходимого для себя совершенства, Пастернак, по его словам, «вырвал» ее из себя.

В 1908-м он поступает в Московский университет, сначала на юридический факультет, но через год меняет решение и переводится на философское отделение. Как всегда, Пастернак блестяще учится и в 1912 году продолжает обучение в университете города Маргбурга. Ему прочили хорошую карьеру философа в Германии, но он внезапно решает посвятить себя не философии, а поэзии.

Начало творческого пути

Пробовать себя в поэзии он начал поздно, примерно в 1910 году. Стихотворения Бориса Пастернака того периода, по воспоминаниям Сергея Боброва, коллеги поэта по совместной работе в поэтических кружках, совершенно детские по форме, пытались вместить в себя огромное содержание.

Посещение с семьей Венеции в 1912 году и отказ любимой девушки оказывают на Бориса сильное впечатление. Это находит выражение в его первых стихах того периода.

По возвращении в Москву он начинает участвовать в литературных кружках «Мусагет» и «Лирика», выступая со своими стихами. В эти годы его привлекают такие течения в поэзии, как футуризм и символизм, но позднее он предпочитает не входить ни в одно литературное объединение, а быть независимым.

1913–1914 годы были для Пастернака богатыми на события в творческой жизни. Сначала были опубликованы несколько его стихотворений, а в 1914 году выходит первый сборник «Близнец в тучах». Но все это он считает пока только пробой пера, так как недоволен качеством своих произведений. В этом же году состоялось его знакомство с Владимиром Маяковским. Пастернак как поэт подпадает под его влияние.

Рождение поэта

Процесс творчества – вещь совершенно необъяснимая. Кто-то творит легко, словно забавляясь, другой тщательно оттачивает каждую фразу, добиваясь совершенства. К последним принадлежал и Борис Пастернак. Поэзия для него – это не только великий дар, но и тяжелая работа. Поэтому только вышедший в 1922 году сборник «Сестра моя – жизнь» он считает началом своей литературной деятельности. Стихотворения Бориса Пастернака, вошедшие в него, были написаны еще летом 1917 года.

Плодотворные 1920-е годы

Начало 1920-х годов было отмечено несколькими важными событиями. В 1921 году родители поэта эмигрируют в Германию, а в 1922 Борис Пастернак, биография которого содержит много интересных фактов, женится на Евгении Владимировне Лурье. Через год у них рождается сын Женя.

Творчество Бориса Пастернака в эти годы плодотворно – в 1923 году появляется сборник «Темы и вариации» и две знаменитые поэмы – «Лейтенант Шмидт» и «Девятьсот пятый год». Они стали литературным событием тех лет и получили высокую оценку Максима Горького.

Поэт и советская власть

Начало 1930-х годов – время признания Пастернака властью. Его произведения переиздаются ежегодно, сам поэт в 1934 году выступает с речью на первом съезде Союза писателей. Его фактически называют лучшим поэтом страны. Но власть не забывает того, что поэт имел смелость заступиться за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, защищал Мандельштама и Гумилева. Такого она не прощает никому. Не избежал этой участи и Борис Пастернак. Краткая биография поэта говорит о том, что к 1936-му году его фактически устраняют из официальной литературной жизни страны, обвиняя в неправильном мировоззрении и отстраненности от жизни.

Переводы Пастернака

Так получилось, что Пастернак как переводчик известен ничуть не меньше, чем как поэт. Его называют одним из лучших мастеров поэтического перевода. Кто, как не он, прекрасный поэт, смог бы лучше других прочувствовать произведение другого творца?

Из-за негативного отношения властей в конце 1930-х годов поэт остается без заработка. Его произведения уже не переиздаются, денег катастрофически не хватает, и Пастернак обращается к переводам. В отношении их у поэта была своя концепция. Он считал, что перевод – такое же самостоятельное художественное произведение, что и оригинал. И здесь к работе он подходил со всей своей дотошностью, желанием сделать все идеально.

Борис Леонидович Пастернак, стихи и переводы которого вошли в золотой фонд русской и зарубежной литературы, начал заниматься переводами еще в 1918 году. Тогда он занимался в основном творчеством немецких поэтов. Основная его работа началась в 1936 году. Он уезжает на дачу в Переделкино и упорно трудится над переводами Шекспира, Гете, Байрона, Рильке, Китса, Варлена. Сейчас его труд ценится на равных с оригиналами произведений.

Для Пастернака переводы – это не только возможность прокормить семью, но и своеобразный способ реализовать себя как поэта в условиях травли и отказа печатать его произведения. Борису Пастернаку мы обязаны великолепными переводами Шекспира, которые уже давно считаются классическими.

Военные и послевоенные годы

Травма, полученная писателем в детстве, не позволяла ему мобилизоваться на фронт в годы Отечественной войны. Но и оставаться в стороне он тоже не мог. Закончив военные курсы, он отправляется на фронт корреспондентом. По возвращении домой, в Переделкино, он создает цикл патриотических стихотворений.

Годы после войны – время напряженного труда. Пастернак много переводит, поскольку это остается его единственным заработком. Стихов в послевоенные годы он пишет мало – все его время занимают переводы и работа над новым романом.

На эти годы приходится и еще одна титаническая работа поэта – перевод «Фауста» Гете.

«Доктор Живаго» – вершина творения и любимое произведение поэта

Эта книга была самым важным и любимым произведением поэта. Целых десять лет шел к ней Борис Пастернак. «Доктор Живаго» – во многом автобиографичный роман.

Начало работы – 1945 год. В это время прототипом главного женского образа романа была жена писателя Зинаида Нейгауз. После появления в жизни Пастернака Ольги Ивинской, которая стала его новой музой, работа над рукописью пошла быстрее.

Этот роман – главное и любимое детище поэта, создавался долго – 10 лет. Это фактически автобиография самого писателя, правдивый рассказ о событиях в стране, начиная с начала века и заканчивая страшной войной. За эту честность «Доктор Живаго» и был категорически отвергнут властью, а Борис Пастернак, биография которого хранит события этого тяжелого периода, был подвергнут настоящей травле.

Сложно представить, как тяжело было выносить всеобщее порицание, особенно со стороны коллег.

В Советском Союзе в издании книги было отказано из-за неоднозначного взгляда писателя на Октябрьскую революцию. Роман оценили только за границей. Его удалось издать в Италии. В 1957 году «Доктор Живаго» Пастернака увидел свет и мгновенно стал сенсацией. Это произведение на Западе получило самые восторженные отзывы.

1958 год – дата удивительная. Присуждение Нобелевской премии – это для поэта и величайшая радость от высокого признания его таланта мировым сообществом, и настоящее горе из-за возобновившейся с новой силой травли. Его предлагали в наказание выслать из страны, на что поэт отвечал, что мыслить себя без Родины он не может. Всю горечь того периода Пастернак емко и жестко описал в стихотворении «Нобелевская премия», написанном в 1959 году. От награды ему пришлось отказаться, а за этот стих, опубликованный за границей, он чуть не был обвинен по статье «измена Родине». Спасло то, что публикация произошла без согласия Пастернака.

Борис Пастернак – короткие стихи поэта

Если говорить о раннем творчестве поэта, в нем сильно чувствуется влияние символизма. Очень сложные рифмы, непонятные образы и сравнения характерны для этого периода. Резко меняется стиль Пастернака в военные годы. Стихи словно приобретают легкость и простоту прочтения. Они легко и быстро запоминаются, и их приятно просто читать подряд. Особенно это касается коротких стихотворений поэта, таких, как «Хмель», «Ветер», «Март», «Гамлет». Гений Пастернака заключается в том, что даже в самых маленьких его стихах заключен огромный философский смысл.

Борис Пастернак. Анализ стихотворения «Июль»

Стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно было написано в 1956 году, когда Пастернак отдыхал летом на даче в Переделкино. Если в ранние годы он писал элегантные стихи, то позднее в них появляется социальная направленность и любимая тема поэта – понимание неразрывности мира природы и человека.

«Июль» — яркий пример пейзажной лирики. Название произведения и его тема полностью совпадают. Какую главную идею хотел донести до читателя Борис Пастернак? Июль – один из самых красивых летних месяцев, вызывающих искреннее восхищение автора. И его легкость, свежесть и очарование он хочет описать.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть создает атмосферу загадочности – кто тот гость, проникший в дом? Домовой, привидение, призрак, который вбегает, резвится и крадется?

Во второй части секрет таинственного гостя раскрыт – это озорник-июль, месяц середины лета. Поэт очеловечивает июль, используя для этого олицетворения: домовой, нечесаный растрепа, жилец приезжий.

Особенностью стихотворения является использование автором ярких зрительных образов: июль «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка».

Личная жизнь поэта

Борис Пастернак, биография которого не может быть полной без рассказа о его семье, был женат дважды. Как творческая личность, живущая эмоциями, он был увлекающимся человеком. Не настолько, чтобы опускаться до банальных измен, но и остаться верным одной любимой женщине он не смог.

Первой женой поэта стала очаровательная Евгения Лурье, молодая художница. Они познакомились в 1921 году, и эту встречу поэт считал для себя символической. В это время Пастернак закончил работу над повестью «Детство Люверс», героиню которой звали Евгения, и словно увидел в девушке ее образ.

Евгения стала настоящей музей поэта. Утонченная, нежная, деликатная и одновременно целеустремленная и самостоятельная, она вызывала у него необыкновенный душевный подъем. В первые годы брака Борис Пастернак был, наверное, впервые счастлив. Сначала сильная влюбленность сглаживала все трудности, но постепенно тяжелая жизнь нищих 20-х годов стала все сильнее вмешиваться в семейное счастье. Евгения не была идеальной женой, она тоже хотела реализовать себя как художник, и многие семейные заботы Пастернаку пришлось взять на себя.

В 1926 году между ним и Мариной Цветаевой начинается долгая переписка, которая буквально сводит с ума ревнивую жену поэта. Она не выдерживает и уезжает к родителям Пастернака в Германию. В конце концов она решает отказаться от желания реализовать себя как художник и посвящает свою жизнь заботам о муже. Но поэт к этому времени уже знакомится со своей второй будущей женой — Зинаидой Нейгауз. Ему уже сорок, ей – 32 года, она замужем и растит двоих мальчиков.

Нейгауз оказывается полной противоположностью Евгении Лурье. Она полностью посвятила себя семье, была очень хозяйственной. В ней не было той утонченности, что была присуща первой жене поэта. Но Пастернак с первого взгляда влюбился в эту женщину. То, что она замужем и имеет детей, его не останавливало. Теперь свою жизнь он видел только с ней.

В 1932 году он развелся с Евгенией и женился на Зинаиде. Расставшись с первой женой, он все годы, до своей смерти, помогал ей и сыну и поддерживал отношения.

Со второй женой Пастернак был тоже счастлив. Заботливая, хозяйственная, она старалась обеспечить ему комфорт и покой и тоже была для поэта музой. Во втором браке родился сын Леонид.

Семейное счастье продлилось, как и в первом браке, чуть больше 10 лет. Пастернак все чаще стал задерживаться на даче в Переделкино и все больше отдалялся от жены. Однажды в редакции журнала «Новый мир» он встретил работавшую там редактором Ольгу Ивинскую. Она стала последней музой поэта.

Несколько раз они пытались расстаться, поскольку оставлять жену Пастернак не хотел, она много значила для него, и поэт не мог себе позволить так жестоко поступить с ней.

В 1949 году Ивинскую арестовали и отправили в лагеря на 5 лет за связь с Борисом Пастернаком. И он все эти годы опекал ее пожилую мать и детей, обеспечивая деньгами. Даром это тяжелое время не прошло – в 1952 году поэт попадает в больницу с инфарктом.

После возвращения Ольга стала неофициальным секретарем Пастернака – она ведет все его дела, общается от его имени с редакциями, занимается перепечаткой его произведений. До конца жизни поэта они уже не расставались.

Последние годы

Нет сомнения, что именно развернувшаяся вокруг поэта травля сильно подкосила его здоровье. Перенесенный в 1952 году инфаркт тоже дал о себе знать.

Весной, в начале апреля 1960 года, Пастернак слег от тяжелой болезни. Никто не предполагал, что у него рак, который уже пустил метастазы в желудок. В начале мая поэт понимает, что болезнь смертельна, и он не поправится. 30 мая Борис Пастернак умирает. Все это время у его постели была его жена Зинаида, которая переживет мужа на 6 лет и скончается от той же болезни. Поэт и вся его семья похоронены на кладбище в Переделкино.

Творчество замечательного русского поэта, писателя и переводчика Бориса Пастернака навсегда вошло в мировую литературу. Его особенность как поэта – живописный выразительный стиль и удивительная образность стихов.

fb.ru

Леонид Пастернак : kolybanov — LiveJournal

Художник Леонид Пастернак.

Леонид Осипович ПАСТЕРНАК 22 марта 1862 Одесса — 31 мая 1945 Оксфорд 

                                          Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого «Воскресение». Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л. Пастернака как живописца.

Леонид Пастернак К родным 1891 г.
.

Обратимся к судьбе и творчеству Леонида Осиповича Пастернака (по еврейскому имени он Аврахам Лейб бен – Йосеф, но когда он сменил данное еврею на восьмой день жизни первоначальное имя, – установить не удалось).

Леонид Пастернак (фото 1880 г.)
Леонид Пастернак Автопортрет 1908 г.

         Он родился в Одессе в 1862 году. Отец будущего художника содержал постоялый двор на окраине города. Мать, как и большинство еврейских женщин в черте оседлости, была неграмотна, но она была умным и сильным человеком. Леонид — самый младший из шестерых детей в семье и самый любимый.

         Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, но родителей это только раздражало: они болели за него душой и хотели, чтобы он вышел в люди — стал аптекарем, доктором или присяжным поверенным. А мальчик вытаскивал остывшие угольки из печи и разрисовывал ими и пол, и стены. В 7 лет он уже встретил своего первого «мецената»: это был дворник, любитель искусства, который за небольшую плату заказывал мальчику рисунки.

                Молодой Пастернак окончил Одесскую рисовальную школу (1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882). По требованию родителей он год учится на медицинском факультете, потом — на юридическом, но талант и стремление заниматься любимым делом берут верх: Леонид проходит по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и едет в Германию. Это были три года (1882—1885) вдохновенного и напряженного труда, становления его профессионального мастерства. Закончилась учеба, и в течение года Леонид проходит обязательную военную службу в артиллерийской части, но каждую свободную минуту посвящает рисованию.
               После службы он едет домой, в Одессу, и здесь знакомится, влюбляется и удостаивается взаимности замечательной девушки, к тому времени уже известной в России пианистки, Розалии Кауфман.

 

 Л.О.Пастернак с женой Розалией  Исидоровной                    Розалия в 13 лет

 

 

 

Л.Пастернак Автопортрет с женой 1927 г.

 

 

 

Их свадьба состоялась в Москве в 1889 году. И как свадебный подарок — еще удача: на выставке передвижников, куда Пастернак отдал картину «Вести с родины», ее покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.

Л.Пастернак Вести с родины 1889 г.

         Это дало возможность Пастернаку совершить поездку в Париж, о которой он мечтал всю жизнь. После поездки стиль художника несколько меняется, его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными.
В 1890 году в семье Пастернаков родился сын Борис, будущий замечательный российский поэт. Другой сын художника, Александр, станет видным архитектором.

 Л.О.Пастернак с женой и сыновьями


Л.Пастернак. Сыновья  Борис и Александр

              Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. На этом посту Пастернак останется более четверти века. Получение этой должности, как и все перемены в его жизни, сопровождалось очередным экзаменом на твердость духа. Пастернак знал, что кандидатуры профессоров утверждаются главой совета училища великим князем Сергеем Александровичем, известным юдофобом. Простейший, казалось бы, ход, к которому вынужденно прибегали многие российские евреи — креститься, изменить вере отцов, и тогда препятствие устранено. Но Леонид Пастернак в письме инспектору училища князю Львову заявляет: «Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения».

Л.Пастернак Заседание совета художников — преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902 Г.

Так Пастернак выдержал экзамен на силу духа и преданности своему народу, и великий князь подписал желанное назначение. Укрепилось материальное положение семьи, где к 1902 году подрастало уже четверо детей.

           Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О.Пастернак будет играть одну из ведущих ролей.
          На очередной выставке передвижников картина Леонида Пастернака «Дебютантка» привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом.

 .
       Портрет Льва Толстого

  Л.Пастернак.Под лампой,Л.Н.Толстой в семейном кругу,1902г.  Многие картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее. Пастернак создал также замечательные иллюстрации к «Войне и миру» и «Воскресению», которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого «Воскресение». За чтением. Нехлюдов читает Катюше.
Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого «Воскресение». В зале суда

    Художник внес немалый вклад в утверждение своеобразия московской живописной школы. Одним из первых он стал рассматривать искусство книжной иллюстрации как независимый художественный жанр.
Когда художнику было 43 года, Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.

       Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).

  
                                        

                                                                                                                                                                         В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, в первые послереволюционные годы он участник ряда российских выставок. 
В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.

В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

Розалия, Лидия, Жозефина и Леонид Пастернак по приезде в Берлин 1921 г.

Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

Л.Пастернак Автопортрет в желтом халате
Лорис Коринт Портрет Леонида Пастернака 1923 г.

В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве».
В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.
Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.
Работы художника сегодня представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии.

Вот несколько наиболее известных его работ:

 

Л.Пастернак За работой. Этюд

   Л.Пастернак. Урок музыки 1909г.

Л.Пастернак Ночь накануне экзамена 1895 г. Музей д*Орсе, Париж

Л.Пастернак Московский концерт Ванды Ландовской 1907 г.


      На берегу, 1906 г.

  

       В интерьере. 1907г.

      У окна.Осень.1913 г.


Л.Пастернак Москва зимой 1912 г.
Л.Пастернак Р.Рильке в Москве 1928
 

 

 

 

 

           Портрет Е.Левиной.1917 г.

 Л.Пастернак.  Выгрузка вагонов в Одесском порту.1912г.

 

       Золотая осень.Воровьёвы горы

Леониду Осиповичу было многое дано судьбой: любящие родители, жена — добрейшей души человек, преданный его друг и помощник, способные и красивые дети, один из которых — гениальный поэт Борис Пастернак. Художнику выпала счастливая судьба, и он заслужил это счастье.

Умер Л.О. Пастернак 31 мая 1945 года в Оксфорде, и спустя годы на намогильном камне дочери начертали строфу Бориса Пастернака, к тому времени – ушедшего из жизни: «Прощай, размах крыла расправленный, \ Полета вольное упорство, \ И образ мира, в слове явленный, \ и творчество, и чудотворство».

Судьба благоволила к художнику: он покинул этот мир задолго до того, как его первенец написал роман «Доктор Живаго», а в нем, вложив свои сокровенные мысли в уста главных героев: «Еврейский народ необходимо «распустить» во имя избавления от страдания и дать им свободно присоединиться к христианству», или: «В среде евреев не живет красота, тогда как христианство пронизано эстетическим началом», и множество других речений, недостойных ни своего праведного отца – живописца, ни великого предка царя Давида, к роду которого они, Пастернаки, принадлежали.


Материалы с сайтов:
http://www.peoples.ru/art/painter/pasternak/
http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=143
http://ru.wikipedia.org/wiki/     http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer17/Batkin1.php

kolybanov.livejournal.com

Биография Бориса Пастернака – этапы творчества и интересные факты – Блог Stihirus24

Борис Леонидович Пастернак с младых ногтей был окружён искусством, что наложило отпечаток на всю жизнь поэта. Родился Пастернак 10 февраля 1890 года, его мать была пианисткой, а отец известным художником, который дружил с Львом Толстым и даже иллюстрировал его произведения. Дом всегда был полон известными людьми, в нём бывали Толстой и Рахманинов, иногда в гости заглядывал Левитан и Скрябин, Врубель и Серов. Такое окружение не могло не сказаться на становлении Бориса, его с детства тянуло к музыке и только волею случая мы знаем Пастернака как поэта, писателя и переводчика.

Детство и юность Пастернака

На фоне богемного окружения в семье Борис в 1901 году поступает в 5-ю Московскую гимназию, расположенную на Поварской улице в Москве, где и учится до 1908 года. В это время в подростке боролись два желание – рисовать и сочинять музыку. Рисунки мальчика хвалил даже отец, но Пастернак всё же решил на тот момент стать музыкантом. Первые музыкальные опыты Бориса оценил Скрябин, которого подросток в то время просто боготворил, как композитора.

Жизнь текла дальше и в 1908 году Борис решил, что музыка – это всё-таки не его. В эти время молодого человека стала увлекать философия, что позже найдёт отражение в стихах. Что отвернуло Пастернака от музыки? По признанию главного героя этой биографии, «я не имел идеального слуха, а был идеалистом».

После этого решения Борис поступает в Московский университет на философское отделение, откуда в 1912 году переезжает для продолжения обучения в Марбург, где в то время собрался весь цвет философии. В Марбурге Пастернак получает лестное предложение получить в Германии докторскую степень, однако этому помешала любовь. Борис впервые влюбился, выбрав в качестве объекта симпатии свою ученицу Иду Высоцкую. Ей будет посвящено немало стихов, возможно эта любовь и стала детонатором для становления будущего поэта и лауреата Нобелевской премии.

Стихи молодой человек пытался писать и раньше, но не относился в ним серьёзно, сейчас же поэзия начала доминировать в нём и жизненный путь был предопределён. В Москву Пастернак возвращается уже поэтом, философ живёт в Борисе на задворках, но никогда не покидает душу полностью.

В армию пойти поэту не довелось, так как ещё в 1903 году он неудачно упал с лошади, неправильно срослась нога и Пастернак на всю жизнь остался с хромотой.

Вехи творческого пути

Первые строки автор написал ещё в 1909 году, но это был стартовый пробный опыт, в котором ещё не чувствовался единый стиль и цель. В 1913 году в Москве Борис начинает вращаться в литературных кругах и становится членом поэтической группы «Лирика». Раз ты поэт, то надо писать и в 1914 году свет увидел первый сборник стихов Пастернака под названием «Близнец в тучах». Позже эти первые стихи поэт серьёзно переработал. Также переработке подвергся и второй сборник «Поверх барьеров», который вышел в 1917 году.

В 1914 году пересекаются пути Пастернака и Маяковского, которого Борис позже назвал своей трагедией. Разные стили не стали помехой для взаимного уважения, ведь у Бориса и Владимира были схожие взгляды на жизнь. Именно Маяковский подтолкнул Пастернака к поиску своего стиля. Харизма Владимира стала стимулом для Бориса Леонидовича, он стал серьёзно относиться к творчеству и дорожить каждой строкой стихотворения.

Годом позже Цветаева, знавшая обоих поэтов, напишет, что:

«Маяковский – это я во всём, Пастернак – это всё во мне.»

Маяковский пытался быть везде, покрыть собой весь простор, Пастернак же хотел весь мир поместить внутри себя, оценить его и исправить.

Переосмысление пути не прошло даром и в 1922 году выходит сборник «Сестра моя – жизнь», который уже не подвергается переделке и признаётся поэтом началом отсчёта своей поэтической карьеры. В сборник вошли свежие стихи и стихотворения написанные на фоне революции 1917 года. По тому времени это был революционный сборник, где уже чётко просматривался стиль поэта и его стремление вложить смысл не только в каждую строчку, но и между строк. В 20-е года поэт принял решение перейти от чистой лирики к эпосу, сам он прокомментировал это решение в 1927 году так:

«Я считаю, что эпос внушен временем, и потому… перехожу от лирического мышления к эпике, хотя это очень трудно»

После этого Пастернак вместе с Маяковским и Каменским входят в ЛЕФ (Левый фронт искусств), главная цель которого была нести литературу в массы, выполняя так называемый социальный заказ. Однако экстаз духовного развития масс быстро иссяк и в этом же году Пастернак покидает ЛЕВ, из-за «ложных и неоправданных ожиданий».

Параллельно с написанием стихов Пастернак занимается переводами и вскоре становится известен, как один из лучших переводчиков Москвы.

В 30-е годы творчество переживает новый виток развития, который длится до 40-х годов. После автор будет делить своё творчество до 40-х и после, так как именно в 40-х годах происходит творческий перелом. Заметим, что в 30-е годы поэт заступился перед Сталиным за некоторых своих коллег по литературному цеху. В частности, Борис вступился за сына и мужа Ахматовой, к сожалению, Гумилёву это не помогло.

В 50-е годы Пастернак больше уделяет внимание глубине строк и подводит во многих своих работах итог жизненного и творческого пути.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Роман «Доктор Живаго»

Над романом «Доктор Живаго» Борис Леонидович работал с 1945 по 1955 год, а первая его публикация датирована 1958 годом и произошла за границей. В этот роман Пастернак вложил всю душу, казалось, что до 1945 года Борис только наблюдал мир и делал выводы, чтобы когда-то излить их в отдельном произведении.

Две книги лучше всего передают перелом в России на фоне революции – «Доктор Живаго» и «Хождение по мукам» А. Толстого. В них глазами современников передаётся атмосфера того времени, вся боль и ужас войны и хаоса. В романе есть стихи главного героя Живаго, которые вошли в золотой фонд русской поэзии. В них видно философское начало, гармония рифмы сочетается с глубиной строк.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

За роман Пастернак получает Нобелевскую премию и презрение на родине. Критика идёт ото всюду, и со стороны коллег, и со стороны власти. Пастернак с позором исключен из союза писателей, его перестают публиковать и спасают какое-то время только переводы.

В СССР роман впервые публикуется в 1988 году…

Личная жизнь Пастернака

Первой женой Пастернака стала Евгения Лурье, брак с которой датирован 1922 годом. Лурье занимается живописью и через год после вступления в замужество рожает Борису Сына Евгения, который много пережил родителей и умер в 2012 году.

Второй избранницей Бориса Леонидовича стала Зинаида Нейгауз, с которой Пастернак расписывается в 1932 году. От этого брака появляется второй сын Леонид, который дожил до 1966 года.

Третьей женой Пастернака стала Ольга Ивинская, она навсегда осталась его музой, ей посвящено много стихов и поэм.

Многие склонны считать, что у Бориса Леонидовича был роман и с Цветаевой… Спешим разочаровать, роман был, но он был в письмах и не перешёл в плоскость физиологии.

Интересные факты из жизни

В биографии Пастернака есть немало интересных событий, оценивая и анализируя их можно создать единый образ автора «Доктора Живаго» и многих других бессмертных произведений. Вот 12 фактов, которые по мнению автора этой биографии можно отнести к самым ярким и интересным:

  1. Пастернак любил Грузию и серьёзно изучал историю и культуру грузинского народа,
  2. Именем Пастернака назван в 1980 год астероид,
  3. В школьную программу нобелевский лауреат попал только в 90-е годы,
  4. Перед смертью Пастернак исповедовался, что было редким случаем для того времени,
  5. Родители Бориса Леонидовича исповедовали иудаизм, сам Пастернак стал христианином,
  6. Один раз Пастернак и Есенин подрались, не сойдясь во взглядах на поэзию,
  7. При жизни Пастернак не получил Нобелевской премии, её вручили сыну после смерти лауреата,
  8. Сталин хорошо относился к поэту, он отвечал ограниченной взаимностью, что и помогло пережить страшные 30-е годы,
  9. Ко всем трём женам Пастернак относился с нежностью и заботой,
  10. Деньги от нобелевского комитета Пастернак хотел перевести в Комитет защиты мира, но давление со стороны властей вынудило его отказаться от премии,
  11. Первый брак с Евгенией Лурье разрушила неспособность жены справляться с домашними делами,
  12. После смерти поэта его третья жена была отправлена в лагерь на 5 лет за связь с Борисом Леонидовичем.

Отношение власти и поэта

У Пастернака были сложные отношения с властью, что стало особенно хорошо заметно после написания романа «Доктор Живаго». При жизни Сталина поэта обходили стороной, он даже имел право голоса заступаться перед «вождём» за своих коллег и подарил Иосифу книгу с собственным переводом на русский грузинских поэтов.

Нельзя пройти мимо телефонного разговора между Пастернаком и Сталиным, который состоялся в 1934 году. В это время арестован коллега Бориса Иосиф Мандельштам и Бухарин отправил Сталину письмо, где написал, что Борис Леонидович по этому поводу беспокоится. При разговоре же Пастернак на заступился за Иосифа, заявив, что мало его знает. Даже Сталин тут сказал, что Пастернак плохой товарищ.

Надо сказать, что это не было предательством, так как Мандельштам прочитал в кругу знакомых своё роковое стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны», на что Борис сразу сказал, что это самоубийство. Возможно, он понимал, что после таких строк Иосифа на спасти.

После смерти Сталина и появления нобелевского романа отношения власти и Пастернака разладились вовсе и до конца жизни он оставался в опале, несмотря на свою относительную лояльность к государственному строю.

Умер Борис Леонидович Пастернак от рака лёгкого 1 мая 1960 года после того, как исповедовался. Похоронен на Переделкинском кладбище 2 июня, в последний путь нобелевского лауреата провожали Окуджава, Коржавин, Вознесенский и другие известные люди, так же как и Борис Леонидович бывшие тогда в немилости у советской власти. Официальный некролог был скуп и размещён на задворках газет.

Фильм «Будем верить, жить и ждать»

Предлагаем напоследок посмотреть документальный фильм о жизни и творчестве Бориса Пастернака. Он поможет понять гениального поэта и писателя и откроет завесу тайны над многими моментами его биографии.

stihirus24.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *