Ромуальдас пожерскис – «Мир, который я снимал, умер» — Российское фото
«Мир, который я снимал, умер» — Российское фото
Ромуальдас Пожерскис — заслуженный работник культуры Литвы, член Союза фотохудожников Литвы и международной федерации FIAP, обладатель премии Alfred Toefler за вклад в развитие и сохранение культурного наследия стран Центральной и Западной Европы. Творчество Ромуальдаса давно признано классикой фотографии и наивысшим уровнем фотомастерства. Искренний, душевный и открытый, он рассказал нам о своем понимании искусства и творческом пути.
— Ромуальдас, здравствуйте! Сразу хотим сказать огромное спасибо за то что нашли время на беседу с нами! Расскажите, пожалуйста, когда вы начали фотографировать? Если говорить о самых первых попытках, еще до событий 1972 года в Каунасе?
— Это очень интересная тема. Долгое время я собирал историю своей семьи и составлял генеалогическое древо. Дошел до 1400-х годов. Среди моих предков была следующая история. Мой дядя учился в Санкт-Петербурге и перед революцией 1917 года был проектировщиком железнодорожных мостов вокруг Байкала. В 1918 году его расстреляли. Был отдан приказ взорвать мосты. Но он не смог этого сделать. Не смог уничтожить то, что создал сам… До этого события он привез в Литву три ящика со стеклянными негативами. Он очень много снимал Байкал и Монголию. Все эти негативы бесследно исчезли в годы Второй мировой войны. Об этом я много слышал в детстве. Мне рассказывал отец. Я начал снимать в школе, в 7-ом классе. Многому меня учил мой отец.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Победы и поражения»
В 1972 году в Каунасе были демонстрации, которые я снимал. Меня арестовали, неделю я провел в тюрьме, за это меня исключили из комсомола. Я понял, что должен что-то сделать в жизни. Потому что жизнь идет очень быстро. Так я занялся фотографией. Мы с другом Виргилиусом Шонтой сделали проект и вскоре организовали выставку. Я получил награду от комсомола. Нас приняли в Каунасский клуб литовских фотохудожников. Нашим учителем был Александрас Мацияускас. Наши работы стали активно выставлять по Европе. Таким образом я поступил в группу лучших фотографов Литвы, и Антанас Суткус сказал мне: «Если ты будешь делать хорошие фотографии, ты получишь все необходимые оборудование, пленку, мы будем покупать твои работы, и ты сможешь обеспечивать себя фотографией». Нам надо было делать хорошие работы! К этому мы стремились с самого начала. Знаете, меня иногда спрашивают: что я не умею снимать? А я отвечаю: я не умею снимать статичные вещи. Вот например, бокал пива. Я могу снять его для рекламы, так, чтобы было красиво. Но я это не люблю. Я люблю снимать эмоции, все жизненные чувства. Я знаю, как встать, я знаю, где что может произойти.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Старый город»
— Расскажите, пожалуйста, о фотографиях, которые наиболее дороги вам.
— Это, безусловно, самая первая моя работа с мотокросса. Я сам 4 года ездил на мотоцикле, был байкером. И вот, Мацияускас послал на гонки и сказал снять инспектора. Но когда я приехал, то увидел этого парня и снял.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Победы и поражения»
Это была знаковая для моего творчества фотография. Она много раз выставлялась и получила много наград. Эта серия далась мне легко. Я был рад этому звуку, запаху, эмоциям…
Другая моя любимая фотография — это поцелуй бабушки и дедушки из серии «Сельские праздники» и ребенок на качелях из серии «Старый город». Я всегда снимал сериями. У меня нет одиночных работ. Мои серии — это маленькие рассказы, сюжеты. Это не как стихотворения, а скорее как роман с разными главами.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Сельские праздники»
Мы дружим с латвийскими фотографами, они больше работают с одиночными снимками: одна фотография, один сюжет. Я же говорю своим студентам: делайте 10 фото, и в них должно быть начало, кульминация и заключение. И обязательно должно быть понятно, что вы хотели сказать. Мораль должны быть видна.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Старый город»
Кстати, отбор фотографий для выставок, печати, слайд-шоу, по многим параметрам различается. И это тоже нужно учитывать.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Сельские праздники»
— А остальные темы своих проектов вы выбирали самостоятельно?
— Как я уже сказал, на мотокросс меня отправил Мацияускас. Потом я жил в Каунасе в районе Зеленой горы. Внизу был старый город. Он казался мне страшным и неизведанным миром. Там было шумно, бегали, как мне казалось, злые дети, бродили алкоголики. Однажды я смотрел альбом Брюса Дэвидсона с городскими фотографиями. Я увидел, как он снимает, и подумал, что могу попробовать нечто подобное в старом городе. И обнаружил там такие вещи, что понял: этот мир мне тоже интересен! Снимать такое тоже надо уметь. В мотокроссе тебя не видят. Все полностью поглощены своими эмоциями. А тут было сложнее. Все тебя видят. Надо было найти подход. Я говорил людям, например, что их дом будут разрушать, и мне надо его снять. Все начинали волноваться и вскоре забывали обо мне. Я снимал этот же город в 2010 году. Но теперь… Детей нельзя снимать. Дворы приватизированы. Ходить нельзя. Тех детей и дворов уже нет. Того мира, который я снимал, уже нет… То есть, каждая тематика требует оптики и способа съемки.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Старый город»
— В ваших фотографиях много боли и страданий. Как вы думаете, насколько видение фотографа связана со способностью сопереживать и чувствовать?
— Если мы послушаем литовские народные песни, то убедимся, насколько сильно они отличаются от польских, белорусских и других. Они очень грустные и глубоко душевные. Литовский язык — очень старый и самый близкий к санскриту. Те же черты присущи и литовской фотографии. Здесь не так много радости и беззаботности. Герой фотографий задумчив. Как символ можно назвать работу Суткуса «Пионер». Таково все наше литовское фотоискусство.
Пионер. 1964 год. Фото: Антанас Суткус
— То есть, вы думаете, что грусть в каком-то смысле — национальная черта?
— Да. Это уже заложено в душе, и ты не можешь поменять себя. Если сравнивать фотографию с музыкой, то будет классическая музыка. Не попса, не эстрада, не джаз. А именно классика.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Дом престарелых»
— В одном из своих интервью вы назвали фотографию «трудной профессией». Что вы имеете в виду? Фотографу важно творить вместе с единомышленниками? Может ли он творить в одиночестве и непонимании?
— Я имею в виду творческую фотографию. Мы работали вместе с Шонтой и понимали друг друга. Вместе снимали, например, пейзажи. Но фотографии, кстати, каждый раз были совершенно разные. Теперь в мире фотографии все иначе. Ты можешь сидеть дома и обсуждать свои работы по интернету со всем миром. Но я не верю в виртуальный мир. Ты можешь там утонуть. Фотография должна быть отпечатана. Если она в компьютере или телефоне — можно считать, что ее нет вовсе. Хорошо, когда есть 2-3 единомышленника или учитель. У меня были Суткус и Мацияускас. Мы могли вместе отдыхать, беседовать и обсуждать. Мы дружили семьями. Это очень важно. Кроме того, в Литве у нас было правило не впускать в свой круг чужих. Мы могли говорить на любые темы. И никто больше не мог войти в этот круг.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Дом престарелых»
— Вы когда-нибудь думали о том, что станете настолько известным автором, классиком фотографии?
— Я говорил Мацияускасу, что я — его лучший фотограф. Он отвечал, что лучший — он. Мы не боялись говорить о том, что мы будем хорошими фотографами.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Детская больница»
— Чему в первую очередь вы стараетесь научить своих студентов? Что отличает профессионала от любителя на ваш взгляд?
— Любитель фотографирует тогда, когда видит что-то интересное. Профессионал находит то, что ищет, и снимает. Профессионалы не ходят с камерами по улицам и не берут их с собой повсюду. Мы едем снимать специально. Отключаемся от этого мира. У нас есть конкретная цель, идея, мы знаем, как надо и что нужно сделать для воплощения мысли.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Дом престарелых»
— Вы говорите о том, что цифровая фотография сильно изменила мир. А можете ли вы выделить достойных, на ваш взгляд, современных фотографов? Тех, кто продолжает традиции школы литовской фотографии.
— Есть такой автор — Римальдис Викшрайтис. Он снимал самое дно сельской глубинки. Давайте посмотрим, что самое главное в литовской школе фотографии?. Гуманность по отношению к герою. Мы никогда не издевались над людьми. Викшрайтис показывает людей по-другому. Он переступает этический рубеж, табу. Другие этого не делали. В Литве есть люди, которые делают интересные проекты. Но эти фотографии — словно повторение того, что уже есть в Англии, Америке… Это холодная документация. Интересные типажи, символы, названия. Но нет такой жизни, которая есть у Мацияускаса. Нет таких эмоций. Новое поколение говорит на интернациональном языке. Это совсем другие отношения. Новое поколение не сможет снимать как мы. Многие вещи, которые снимали мы, исчезли… 10 лет назад я поехал в деревню, где снимал сельские праздники. Сейчас там нет никакой религии, душевности. Девушки ходят полуголые в мини-юбках. Все исчезло. Я проехал 250 км, походил 2 часа, но даже не достал камеру. Мир, который я снимал, умер.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Сельские праздники»
— Кстати, об этическом рубеже. В вашем творчестве много довольно личных тем, связанных с больницами, домами престарелых. Насколько вам легко было работать с такими темами? Как вы думаете, насколько фотограф имеет право на проникновение в личную жизнь?
— Одна моя студентка с 1 курса снимала нищих. Снимала издалека. Я говорил ей: «Подойти к ними и договорись. Портрет сделай». Через 2 месяца она принесла хорошие портреты. Рассказала, что все было хорошо, и когда один человек дал согласие, согласились и остальные. Издалека фотограф — как враг, а вот когда ты подходишь близко, то становишься другом. Существует некоторая проблема при съемке молящегося. Или в семьях. Это их мир, внутренний мир. Сейчас я бы, наверно, не смог снимать такие сюжеты. Я сам должен быть уверен в том, что я должен снимать это. Это и есть рубеж. Я мог вести себя так, чтобы люди не замечали моего присутствия. Это трудно. Это серьезная психологическая работа. Бывало, я снимал сельские праздники — ехал за 200 км на праздник, который отмечается всего раз в году.. Но когда я начинал снимать, мне говорили: «Иди отсюда. Не снимай». Меня выгоняли. В таких случаях я садился в машину и ехал обратно. Я не мог больше снимать, не мог пойти к другим. А бывало, что меня принимали как родного. И другие люди, видя, что меня совершенно не стесняются, тоже были не против стать героями моих кадров.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Детская больница»
— Ваше творчество выпало на время строгой цензуры. Насколько сильно цензура влияла на ваше творчество? И можно ли по воздействию сравнить ее с самоцензурой?
— Мы, литовские фотографы, всегда были на другой стороне идеологии. Сама советская идеология для нас была врагом, и мы имели право делать такие вещи, которые советская идеология не разрешала. Многие работ не печаталась. Я снимал сельские праздники около трех лет. Когда Суткус увидел эти снимки, то долго плакал. И сказал: «Я сделаю так, чтобы тебя никто не тронул». После 1972 года в моем доме каждый год были обыски. Суткус договорился так, чтобы КГБ меня не трогали. Таким образом, мне разрешалось снимать всё, но без права показа.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Сельские праздники»
— Данная выставка — по-настоящему грандиозное событие для Москвы. Ваше творчество в таком масштабе представлено впервые. Какие мысли и чувства сейчас переполняют вас?
— Эту выставку мы готовили два года. К сожалению, сейчас не очень благоприятная политическая обстановка… Хотя, я думаю, что искусство не должно быть связано с политикой.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Сельские праздники»
— Что для вас фотография?
— Фотография — это жизнь. Если ты начинаешь злоупотреблять фотошопом, реальность исчезает. Исчезает чувство действия. Когда ты смотришь на реальные фотографии, то всегда чувствуешь жизнь. Есть не очень интересные фотографии, но в них запечатлен настоящий момент. Для фотографий, как и для коньяка, важно время. Чем больше времени пройдет, тем лучше. Совсем другой вкус получается. В то время, когда я начинал заниматься фотографией, это было модно. Мне нравилось, что в фотографии ты можешь быть одиноким. Ты не зависишь ни от кого. Своим студентам я всегда говорю о трех важнейших вещах. Первое: ты должен знать, что ты хочешь снимать. Второе: ты должен знать, как ты будешь снимать, какие ракурсы выбирать и какие объективы предпочесть. Третий и самый трудный вопрос, который, порой, так и остается без ответа всю жизнь: почему ты фотографируешь? Ведь всегда есть причина. Искусство — оно алогично. Логично делать карьеру, заниматься политикой и экономикой. А искусство алогично. У человека всегда есть какая-то проблема, из-за которой он обращается к творчеству.
Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Сельские праздники»
— Большое спасибо за беседу! Еще раз поздравляем вас с выставкой и желаем новых успехов!
— Вам спасибо!
12 августа в Центре фотографий имени братьев Люмьер открылась выставка Ромуальдаса Пожерскиса «Большая форма», на которой представлено более 70 авторских отпечатков из 7 ключевых циклов автора, созданных с 1974 по 2005 год. Выставка продлится до 5 октября 2014 года.
Беседовала Екатерина Елизарова
rosphoto.com
Монохромная ностальгия Ромуальдаса Пожерскиса | Artifex.ru
Итак, сейчас мы перенесемся в прошлое.
Время действия: 1970 год.
Место действия: СССР. Литовская республика.
Однажды Ромуальдас Пожерскис (Romualdas Požerskis), студент инженерного вуза, случайным образом стал свидетелем самосожжения Ромаса Коланта. Оно произошло в знак протеста русификации и советской оккупации Литвы. Молодой человек запечатлел это событие на свой фотоаппарат, из-за чего был приравнен к группе хулиганов. Он был арестован и отчислен из комсомола. Но это происшествие настолько потрясло юношу, что он стал заниматься фотографией уже профессионально.
Спустя годы Пожерскис рассказывает о своих впечатлениях так:
«Я родился с осознанием того, что имею свою страну, народ и историю, поэтому я неразрывно связан с ними. И тогда я выбрал фотографию как средство самовыражения»
Его работы − это классика фотографического искусства, в центре которого стоит человек и его чувства. Ромуальдас Пожерскис запечатлел мир простых крестьянских людей своего времени. Работы этого автора впервые были представлены публике в странах Европы, и лишь начиная с 1995 года − в странах бывшего Советского Союза. Фотографии Ромуальдаса погружают современного зрителя в правдивое прошлое. Они полностью фокусируют взгляд на реальности: без прикрас и программы Photoshop.
Мы можем подсмотреть глазами автора на то, как жили люди полвека назад, и увидеть их историю. Сам мастер говорит о том, что его фотографии требуют определенной духовной и умственной подготовки для верного восприятия. Черно-белые снимки поражают своей откровенностью и чуткостью, и зритель должен быть к этому готов. Пожерскис аргументирует это так:
«Если ты начинаешь злоупотреблять программой Photoshop, реальность исчезает. Исчезает чувство действия. Когда ты смотришь на естественные фотографии, то всегда чувствуешь жизнь»
Вернёмся к нашей «машине времени». На третьем курсе Ромуальдас уже являлся полноправным членом Каунасского фотоклуба, от имени которого был отправлен на съемку соревнований по мотокроссу. Так началась его работа над серией «Победы и поражения». В фокусе этой серии были не гонщики, которых обычно снимают спортивные фотокорреспонденты, а болельщики. Поэтому снимки ярко и контрастно передают атмосферу происходящих соревнований. Мы видим лица людей, их переживания, жажду борьбы, азарт и моменты ликования. Сам Пожерскис очень гордится этим циклом и признается, что его любимый снимок – фотография инспектора. Она же в скором времени стала визитной карточкой Ромуальдаса.
1974 год. Юноша открыл для себя новое направление для творчества − старый город. И параллельно стал работать еще над одной серией – «Сельские праздники», которую начал снимать в 1972 году. На самом деле – это были католические шествия, а религиозные темы преследовались цензурой. Через десять лет эти снимки Пожерскис рискнул показать Антанасу Суткусу, председателю фотоклуба. Мало сказать, что Суткус был просто впечатлен его работой. Антанас плакал при виде этих фотографий – настолько они его поразили в самое сердце! Осознав весь потенциал и талант Ромуальдаса, Суткус взял его под свою опеку, и, несмотря на многочисленные обыски и допросы КГБ, пленки документалиста не были уничтожены. Но снимки, само собой, больше никому не показывались.
«Сельские праздники» отображала отношение автора, а вместе с ним − и его народа к действующему политическому строю. Серия снималась несколько лет. Автору приходилось выезжать на машине в дальние уголки страны. Бывало так, что он возвращался ни с чем, поскольку люди его прогоняли. И понятно почему: они боялись репрессий. Конечно, его это не останавливало, и он продолжал искать объекты для фотосъемки.
Снимки этой серии показывают, что люди остаются верны своим традициям даже в тяжелые времена. Пожерскис ловит различные состояния своего народа: духовность, патриотизм, религиозность. Он не делит людей на красивых/уродливых, нарядных/неопрятных, умных/глупых. Ему интересны все без исключения, и он запечатлевает каждого. Тем самым Ромуальдас Пожерскис доносит до зрителя мысль, что в его стране самым ценным является человек: его личность, характер, самобытность.
«Когда я снимал «Сельские праздники», то искал таких людей, у которых лица, словно земля: чтобы интересная фактура была, морфология, даже одежда — старые довоенные костюмы…», − вспоминает Пожерскис.
В этой серии есть запоминающаяся фотография пожилой пары, которая трогательно целуется, будто на прощание. Этот чуткий и наполненный любовью снимок полюбился и самому автору. Глядя на него, можно придумать целый роман об этих людях: как они пережили вместе горе и радости, встретили старость, растили детей и внуков, занимались сельским хозяйством. Благодаря тому, что работы Ромуальдаса Пожерскиса не постановочные, а прямиком взятые из жизни, им нельзя не верить!
В «Старом городе» же фотограф воплощает городские улицы в широкоугольном формате. Это старый район Каунуса, рядом с которым проживал Ромуальдас.
«Однажды я смотрел альбом Брюса Дэвидсона с городскими фотографиями. Я увидел, как он снимает, и подумал, что могу попробовать нечто подобное в старом городе. И обнаружил там такие вещи, что понял: этот мир мне тоже интересен!», — говорит автор в одном из интервью.
Когда он снимал эту серию, то самым сложным было взаимодействие с людьми. Многим не нравилось, что их фотографируют. Пожерскису приходилось выкручиваться. Например, придумывать историю о том, что нужно делать снимки здания, поскольку оно будет скоро снесено. Люди начинали паниковать и бояться за свое жилище. Кому в таком случае уже есть дело до юноши с фотоаппаратом?
Позже была запрещена еще одна серия работ – «Последний приют». Эти фотографии были сняты в доме для престарелых. Их юный Ромуальдас не показывал никому, даже кому-то из близких и коллег. Фотографии оставляют сильное впечатление, так как на них мы видим старость и одиночество без прикрас. Он оставил все в архиве до лучших времен. Эта серия снималась на протяжении шести−семи лет. Она получила гран-при в Таллинне в 1987 году на выставке «Янтарный край».
В этом же году Пожерскис начинает фотографировать местные кладбища. Эта серия работ была названа «Сады памяти». На протяжении трех лет автор фотографировал случайные семьи у памятников. И, надо сказать, это далось ему нелегко. Снимок он делал только в том случае, когда это действительно было необходимо. Автор чувствовал, что вмешаться в действие важнее, чем упустить шанс его запечатлеть.
«Приходя на незнакомое кладбище, я никогда не знаю, что там увижу. Это может быть семья, сидящая на маленькой скамеечке, или пожилая женщина, пропалывающая сад на могиле, или молящаяся женщина в платье в цветочек, сливающаяся с ним и сама превратившаяся в цветущий бутон», − рассказывает фотограф.
1976 год. Начало работы над серией «Детская больница».
«Я все снимал просто в одной больнице, делал несколько каталогов: от рождения до моргов, все операции. Я был одет, как врач, и видел все, что они делают, как работают с детьми. Надо было оставаться холодным к происходящему. […] Во время первой операции у меня руки дрожали. Ребенку делали дырки в голове, у него дрожали ноги, а у меня фотоаппарат. А потом ничего… Привыкаешь…»
Пожерскис также добавляет:
«Сейчас я бы, наверное, не смог снимать такие сюжеты. Я сам должен быть уверен в том, что нужно сделать снимок. Это серьезная психологическая работа»
В 1992 году документалист активно берется за работу. И начинает новую серию под названием «Радости и заботы маленького Альфонса». Эти фотографии стали целым романом, который повествует о жизни самого маленького человека в Литве (ростом девяносто сантиметров). Альфонс Мицкус – фермер, который еще в детстве перестал расти. Но это не помешало ему завести семью, вырастить детей и внуков, ухаживать за своим ранчо. Ромуальдас Пожерскис запечатлел его уже в пожилом возрасте. На тот момент ему было уже около семидесяти лет. Фотографу еще ни разу не приходилось настолько сближаться с объектом своей съемки. За долгие двенадцать лет (!) работы они очень сильно сдружились.
Хотя ни Ромуальдас, ни Альфонс поначалу не были особо настроены на сотрудничество. Очень долго фотографу приходилось даже просить фермера выйти из дома для фотосъемки! Поездка же на пляж оказалась феноменальным событием для маленького человека. За всю свою жизнь он ни разу не видел моря! Пожерскис был очень счастлив, что смог отвезти его туда и увидеть, как Альфонс был рад этому путешествию.
«Он производит на меня впечатление очень сильного человека: если ему что-то не нравится, он говорит это в лицо. Ему со мной легко; если нужно, я отвожу его туда, куда он хочет. Как фотограф я не «агрессивен»; не создаю постановочные ситуации и не заставляю его играть», − говорит автор о своем друге.
С 2011 года Ромуальдас Пожерскис работает в Университете Витаутаса Великого на факультете искусств. Нередко приезжает он и в Россию читать свои лекции, проводить выставки. Он также продолжает выпускать авторские книги с фотографиями.
Вы спросите: «Увидим ли мы его новые работы? И будут ли они такими же эмоционально насыщенными?». Возможно. Но сам Пожерскис с глубокой грустью признает, что время и люди уже не те:
«Новое поколение не сможет снимать, как мы. Многие вещи исчезли… Десять лет назад я поехал в деревню, где фотографировал сельские праздники. Сейчас там нет никакой религии, духовности. Девушки ходят полуголые, в мини-юбках. Все исчезло. Я проехал 250 километров, походил два часа, но даже не достал камеру. Мир, который я снимал, умер»
Но, может быть, в сфере фотографии все не настолько потеряно, и есть надежда? Ведь сам лектор утверждал еще и следующее:
«Для фотографий, как и для коньяка, важно время. Чем больше времени пройдет, тем лучше. Совсем другой вкус получается»
Кто знает, может современные фотографии еще не созрели и их стоит выдержать, как дорогое вино?
artifex.ru
Ромуальдас Пожерскис (Romualdas Požerskis) – классик фотографии;)
«Для фотографий, как и для коньяка, важно время. Чем больше времени пройдет, тем лучше. Совсем другой вкус получается», – говорит фотограф, чьё творчество давно признали наивысшим уровнем фотомастерства и классикой фотографии.
Ромуальдас Пожерскис (Romualdas Požerskis) – профессор факультета искусств университета Витовта Великого в Каунасе, член Союза фотохудожников Литвы и международной федерации FIAP, обладатель многих премий и наград.
Ромуальдас Пожерскис родился в 1951 году в Вильнюсе. Увлёкся фотосъёмкой под руководством отца, когда учился в школе, в 7-ом классе. Будучи студентом факультета электротехники Каунасского политехнического института, начал создавать фотосерию «Победы и поражения». Широко известны и другие циклы Пожерскиса – «Старый город», «Сельские праздники», «Последний приют», «Сады памяти», «Детская больница», «Радости и заботы маленького Альфонса». Каждая серия – роман с разными главами, претендующий на содержательный рассказ о выбранной теме. А в центре повествования – неизменно человек и гуманное к нему отношение.
Снимки Пожерскиса отличаются от зачастую постановочной стандартной советской документалистики своей невероятной правдивостью. «Факт реальной жизни для меня намного интереснее эффектной абстрактной композиции», – говорит фотограф.
Работы Ромуальдаса Пожерскиса выставлялись на международном уровне и находятся в коллекциях важнейших музеев мира. Вот такой сохранилась Литва в его чёрно-белых фотографиях, сделанных в 1970-1990-е годы:
photo.boltai.com
Литовский фотограф Romualdas Pozerskis 2
Ромуальдас Пожерскис: Фотография — это жизнь. Если ты начинаешь злоупотреблять фотошопом, реальность исчезает. Исчезает чувство действия. Когда ты смотришь на реальные фотографии, то всегда чувствуешь жизнь. Есть не очень интересные фотографии, но в них запечатлен настоящий момент. Для фотографий, как и для коньяка, важно время. Чем больше времени пройдет, тем лучше. Совсем другой вкус получается.Фотографии из серии: «Старые города Каунаса», «Дом престарелых» , «Детские больницы», «Победы и поражения», «Сельские праздники» 1976-1977
эротическая фотография
еще по теме литовской фотографии Литовский фотограф Витас Луцкус
katia-lexx.livejournal.com
Ромуальдас Пожерскис: «Я просто был всегда свободен»
13 августа в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка «Большая форма. Документальная проза Ромуальдаса Пожерскиса». Bird In Flight расспросил классика литовской фотографии, как фотографам жилось в Советском Союзе.
Ромуальдас Пожерскис, 63 годаЛитовский фотограф, педагог, профессор Университета Витовта Великого в Каунассе. Окончил факультет электротехники Каунасского политехнического института. Автор циклов «Старые города Литвы», «Победы и разочарования», «Сельские праздники». Лауреат высшей премии за достижения в области культуры в Литве — Национальной премии Литовской Республики, член Союза фотохудожников Литвы и Международной федерации фотоискусства (FIAP).
Фотоклуб
1960–80-е годы были временем оттепели. Чувствовалось наступление демократии. Литовским фотографам работалось в Советском Союзе хорошо.
В 1963 году группа фотографов создала Каунасский фотоклуб. В него вошли лучшие литовские мастера. Они экспериментировали с монтажом и формой, и у них получалось интересно. Классик советской фотографии Антанас Суткус в конце 1960-х собрал очень интересных людей: договорился с влиятельными деятелями культуры, и в 1969 году был создан Союз фотохудожников ЛитССР. Российский фотосоюз, Латышский, Эстонский и другие появились только в 1989 году, то есть на протяжении 20 лет наша фотоорганизация была единственной в СССР. В ней насчитывалось около 200 штатных сотрудников. У нас была галерея, библиотека, в которой собрано около ста тысяч оригиналов фотографий. Через пять лет после создания Союза фотохудожников его региональные отделения стали появляться по всей стране. Вся Литва объединилась и искала новые таланты.
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_01.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_02.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskic_03.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_04.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_05.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_06.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_07.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_08.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_09.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_10.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherski_11.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
}
Я пришёл в союз со своим другом Виргилиусом Шонтой в 1974 году. Нашим учителем был Александрас Мацияускас. Мы ездили к Бинде Гунару в Латвию, к Вильгельму Михайловскому — набирались опыта. Но Мацияускас со своим авторитетом, Суткус и Ромуальдас Ракаускас показали нам путь, каким надо идти. И уже в том же 1974-м мы начали участвовать в международных выставках. Через год я попал в десятку лучших литовских фотографов. Мои работы выставляли в Италии, Аргентине, Мексике. Нам с Шонтой повезло влиться в прекрасную компанию.
Хорошо было и то, что работы покупались. За ретушь платили, мы получали бумагу, фотоплёнку, аппаратуру, студию, квартиру. Это всё делал наш союз. Если ты делал хорошо свою работу, то ты мог жить без забот.
Цензура
Из трудностей была цензура. Мы имели своего врага — идеологию. И мы против него воевали. Но воевали работами. Мы просто не думали о том, что наши работы не печатаются в газетах или журналах. Нас совсем не интересовало, что единственный фотографический журнал «Советское фото» нас не публикует. Мы много участвовали в выставках за границей.
Были, конечно, и политические вещи. Я снимал в Каунасе молодёжную демонстрацию в 1974 году. Меня арестовали и выгнали из института. Но меня быстро отпустили, и я смог восстановиться.
Нельзя было снимать всё военное, инвалидов, дома престарелых. Под запретом была и религиозная тематика.
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis_23.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
}
Суткус смог договориться, что КГБ меня трогать не будет. В 1974-м я начал снимать католические праздники и снимал их почти 20 лет. Я назвал серию «Сельские праздники» и до 1988 года не мог её никому показать. Я просто снимал и складывал в архив.
Вообще, если говорить о цензуре, то самое страшное — это самоцензура. У Суткуса и Мацияускаса самоцензура была помягче. Мы знали, что есть вещи, которые нельзя снимать. Не нужно дёргать льва за усы. Но мы много снимали и того, что нельзя было показывать. У многих фотографов самоцензура была очень развита. Если они видели пьяного человека или, например, аварию, то просто не доставали фотоаппарат. Потому что нельзя. Раз это нигде не показывается, то зачем это снимать.
Но вот в 1990-м году была в Литве выставка фотографий, которые были запрещены цензурой. И их нашлось не так много, как все думали. Но моя религиозная серия была целиком. За неё я потом получил Национальную премию по искусству. Не только потому, что я снимал то, что было запрещено цензурой, конечно, но и потому что фотографии были хорошего уровня.
Мастерство
У меня был всегда такой фотографический темп: я снимал всё лето, затем складывал отснятые плёнки в холодильник, а зимой проявлял и печатал. И снова ждал лета. Как в сельском хозяйстве — урожай собирал. Сбор меня очень увлекал. Потому что когда ты снимаешь, то тебе кажется, что там много хорошего должно быть. Но при проявке оказывается, что хорошего поменьше, на контрольных отпечатках ещё меньше, а когда делаешь формат, то видишь, что хороших совсем мало.
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-01.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-02.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-03.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-04.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-05.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-06.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-07.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-08.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-09.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-10.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-11.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-12.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-13.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
}
В Литовской ССР почти не было стрит-фотографии. На 95% фотография была деревенской, как «Цветение» Ракаускаса или «Базар» Мацияускаса. Городских фотографий были единицы. Думаю, что моя серия «Старые города Литвы» была единственной серией стрит-фотографии в советское время . Теперь-то уже появилось много авторов. Это модно.
Фотография вообще сильно изменилась. Наверное, потому что изменилась сама жизнь. Теперь вместо плёнки цифра. Это же совсем другой метод. Есть интересные фотосайты с социальными сериями про людей со своими проблемами. Но это фотоистории. Они создаются неделю-две. А мы создавали романы. Ракаускас снимал «Цветение» 10 лет, Мацияускас снимал «Базары» 20 лет.
В 2010 году я снимал целый год «Старые города Литвы» и столкнулся с множеством проблем. Раньше в городах было много детей, кошек, собак. А теперь там открылись китайские рестораны, и кошки с собаками пропали. Детей без разрешения родителей снимать нельзя, может даже полиция подойти. Дома приватизированы, и во дворы теперь не попасть. Остаётся снимать только на улицах и перекрёстках.
Планы
В этом году я должен издать альбом «Дорога к свободе». Это Литва в 1988–1993 годах. Я начинаю с фотографий митингов, где впервые был поднят литовский флаг. Потом я снимал в морге тех, кто погиб при штурме Вильнюсской телебашни. Как люди выстраивались в «Балтийский путь». А заканчиваю альбом фотографией, на которой прощаются литовские и русские солдаты. Там будут воспоминания десяти людей.
Для этого альбома за пять лет, с 1988-го по 1993-й, я снял 18 000 кадров. Отсканировал и оцифровал 1 300. Некоторые из моих снимков попали в учебники истории Литвы.
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/08/pozherskis-14.jpg»,
«alt»: «Ромуальдас Пожерскис»
}
Меня приглашали стать личным фотографом Ландсбергиса (председатель Верховного Совета Литовской ССР в 1990–92 гг. — прим. ред.), но я всё время был свободен и хочу быть свободен. Я никогда не сотрудничал с журналами и не был в партии. Я просто был всё время свободен.
birdinflight.com
Работы классика мировой фотографии — Ромуальдаса Пожерскиса — Фотошедевры
«Для фотографий, как и для коньяка, важно время. Чем больше времени пройдет, тем лучше. Совсем другой вкус получается», – говорит фотограф, чьё творчество давно признали наивысшим уровнем фотомастерства и классикой фотографии.
Ромуальдас Пожерскис (Romualdas Požerskis) – профессор факультета искусств университета Витовта Великого в Каунасе, член Союза фотохудожников Литвы и международной федерации FIAP, обладатель многих премий и наград.
Ромуальдас Пожерскис родился в 1951 году в Вильнюсе. Увлёкся фотосъёмкой под руководством отца, когда учился в школе, в 7-ом классе. Будучи студентом факультета электротехники Каунасского политехнического института, начал создавать фотосерию «Победы и поражения». Широко известны и другие циклы Пожерскиса – «Старый город», «Сельские праздники», «Последний приют», «Сады памяти», «Детская больница», «Радости и заботы маленького Альфонса». Каждая серия – роман с разными главами, претендующий на содержательный рассказ о выбранной теме. А в центре повествования – неизменно человек и гуманное к нему отношение.
Снимки Пожерскиса отличаются от зачастую постановочной стандартной советской документалистики своей невероятной правдивостью. «Факт реальной жизни для меня намного интереснее эффектной абстрактной композиции», – говорит фотограф.
Работы Ромуальдаса Пожерскиса выставлялись на международном уровне и находятся в коллекциях важнейших музеев мира. Вот такой сохранилась Литва в его чёрно-белых фотографиях, сделанных в 1970-1990-е годы:
fotki.info
Классик мировой фотографии Ромуалдас Пожерскис прочтет лекцию в ТГУ
Для встречи со студентами Высшей школы журналистики ТГУ в Томск приехал Ромуалдас Пожерскис, один из самых известных в мире представителей литовской школы фотографии.
Работы Пожерскиса регулярно выставляются в разных странах, часть работ находится в коллекциях музеев Франции, Финляндии, Швеции, США, России и других стран. Он обладатель многочисленных фотографических премий и наград, художник Международной федерации фотоискусства (FIAP). Награжден премией Альфреда Тёпфера (Alfred Töpfer) за вклад в развитие и сохранение культурного наследия стран Центральной и Западной Европы. В 2005 году награжден Рыцарским крестом за заслуги перед Литвой, а в 2006 году – Польским Золотым Крестом за заслуги.
Ромуалдас Пожерскис в Сибирском филиале ГМВЦ «РОСИЗО»
Фото: Сергей Захаров
Первая встреча с легендарным литовским фотографом Ромуалдасом Пожерскисом состоялась в Сибирском филиале ГМВЦ «РОСИЗО». Он рассказал томичам о том, как снимал свои знаменитые циклы фотографий, и открыл несколько секретов съемки своих уникальных кадров.
Сегодня в 18.00 Ромуалдас Пожерскис прочитает лекцию на тему «Творческая фотография – как сочетать репортаж и постановку» и покажет большое количество своих фотоисторий в ТГУ. Лекция пройдет на факультете журналистики (пр. Ленина, 66), вход свободный, приглашаются все желающие.
Фото: Ромуалдас Пожерскис
Ещё одна встреча Пожерскиса с фотографами Томска и ценителями качественной художественной фотографии состоится 20 ноября в 16.30. Он расскажет о своих поездках на фестиваль Burning Man («Горящий человек») — крупнейший в мире фестиваль искусств и радикального самовыражения, который ежегодно проходит в пустыне Блэк-Рок (Black Rock Desert) в Неваде, США и который называют «самым сумасшедшим фестивалем в мире». Ромуалдас сделал несколько выставок в разных странах по итогам этих поездок, а на встрече в Томске он расскажет о принципах работы фотографа в экстремальных условиях. Встреча пройдет в фотостудии Высшей школы журналистики, на нее приглашаются все желающие.
Фото: Ромуалдас Пожерскис
Вместе с Ромуалдасом в Томск приехала его дочь Моника Пожерските, известный в Литве фэшн-фотограф. Кроме съемки моды, она специализируется на портретной и свадебной фотографии. 19 ноября она прочитает лекцию «Как работать над своим проектом, если у вас еще нет проекта». Моника расскажет о том, что делать, если у вас есть идея, которую хочется воплотить в виде фотопроекта, но вы не знаете, как это делать, с чего начать, где найти героев и как договориться с ними о съемке. Главная мысль лекции – как найти способ показать миру те идеи, которые живут внутри меня. Место встречи – факультет журналистики ТГУ (2-й этаж), начало в 18.00.
Кроме этого, Ромуалдас Пожерскис и Моника Пожерските в ближайшие три дня проведут портфолио-ревю и практический мастер-класс по съемке портретов для фотографов Томска.
Посмотреть фотографии Ромуалдаса Пожерскиса можно в Сибирском филиале ГМВЦ «РОСИЗО» (пер. Нахановича, 3а). Там представлено около 50 черно-белых кадров — избранные фотографии из циклов «Литовские пилигримы», «Беспокойные путешественники», «Заботы и радости маленького Альфонса». Выставка в Томске организована Центром европейской фотографии ТГУ (куратор Ирина Корнева) при поддержке Литовского института культуры. Она работает до 25 ноября, вход бесплатный.
tv2.today