Ромуальдас ракаускас – Ромуальдас Ракаускас Лирик в жанре фотографии — Российское фото

Ромуальдас Ракаускас Лирик в жанре фотографии — Российское фото

Продолжаем рассказывать о выдающихся представителях литовской школы фотографии. Сегодня речь пойдет о творчестве «главного лирика» литовской фотографии Ромуальдаса Ракаускаса.


Ромуальдас Ракаускас — литовский фотохудожник и журналист. Родился в Акмяне в 1941 г., в 1959 г. начал изучать литовский язык и литературу в Вильнюсском университете, позднее занимался журналистикой. Еще в школе Ромуальдас писал фоторепортажи в районную газету. На третьем курсе (1961 г.) работал штатным фотокорреспондентом еженедельника «Литература и искусство». В это же время Ракаускас увлекся фотоновеллами — литературными миниатюрами с фотоэтюдами. С 1969 по 1991 г. — член Союза журналистов Литвы. «Журналистика дает возможность каждый день встречаться с людьми, общаться, снимать», — комментирует свое занятие Ракаускас.

Первая его фотовыставка, «Нежность», была об отношениях между людьми, теплоте и общении. В Каунасе, после университета, Ракаускас работал в литературном журнале «Нямунас». Там он занимался ведением обзоров выставок и книг, общался с разными фотографами.

Художественный стиль Ромуальдаса пришелся по душе редакции. В 1967 г. он стал фоторедактором журнала и впоследствии вспоминал эту работу как самый прекрасный период. Ракаускас — единственный из литовских фотохудожников, кто получил премию Ленинского комсомола за оптимистический взгляд на жизнь.

С 1969 г. он становится членом Общества фотохудожников Литвы, занимается различными фотопроектами, выставками. Его коллегами по цеху являются Суткус, Мацияускас, Пожерскис. Рождаются совместные выставки и альбомы («Вильнюсские будни»).

Самый сильный цикл фотографий Ракаускаса — «Цветение». Работа над ним продолжалась в течение 10 лет и начиналась с фотографии для обложки журнала. Фотограф ездил по деревням в поисках интересных кадров. Многие снимки в цикле — результат талантливой режиссуры.

«Моя самая любимая фотография — мальчик, идущий по дороге и несущий кролика», — признается Ракаускас.

— Вначале я просто задумал сделать обложку для журнала: взял пару молодых ребят и попросил их пойти мне навстречу по цветущей аллее, — рассказал Ракаускас в интервью журналу «Петербургский фотограф». — Потом сделал фотографию старика, сидящего под огромным цветущим каштаном, еще пару разрозненных кадров и только тогда понял, что нужно взять это в качестве темы.

Цветение, знаете, бывает очень коротким: неделька, иногда две, и все. И почти девяносто процентов моих кадров там — это режиссура. Я за зиму придумывал какие-то сюжеты, но, к сожалению, их не всегда удавалось снять. Я ездил по деревням, входил в избы, смотрел, что там есть — дети, старики, быт. Потом объяснял, что я снимаю, и простые деревенские люди очень мне помогали. Чтобы единственный кадр сделать, я мог по шесть пленок отщелкать.. Моя самая любимая фотография — мальчик, идущий по дороге и несущий кролика. Я тогда снимал это мальчишку, его брата, их вдвоем, и, наконец, поймал момент, когда он так удивительно тепло наклонил голову к этому белому кролику. Мне не верят, что все это режиссура, но режиссуру так и надо делать, чтобы она выглядела натурально. Это надо уметь.
Повторяемость, конечно, была: сюжеты очень были похожие. Настолько я тему исчерпал, что мне было даже противно смотреть на цветение, на эти красивые белые яблони. Все-таки за неделю страшное напряжение: не успеешь, не сделаешь. Еще и погода бывает разная. Повезло, если неделю нет дождя, а если погода испортится… Словом, потом я пять лет не мог смотреть на цветущие сады.

В 1976 г. Международная федерация фотохудожников официально присвоила Ромуальдасу статус фотохудожника (AFIAP). В 2004 г. Ракаускас стал лауреатом премии в области исскуства, имеет орден Великого князя Литвы Гядиминаса 5-й степени. Выставки «Укрытие» и «Созвучия» сделали его самым популярным каунасским фотохудожником.

Все его фотографии выполнены в черно-белом цвете и рассказывают удивительную историю человеческих отношений.

— Мы черно-белые люди, у нас по жилам течет черно-белая кровь, — рассказывал он в том же интервью. Снимая сейчас художников, я хотел было цветную фотографию использовать — так, чтобы была видна и картина художника, но отказался от этого. Буду делать только черно-белую фотографию. Она намного сильнее, намного выразительнее. Тем более что цвет сейчас везде — в жизни, по телевизору, в кино.

Ромуальдас Ракаускас — наверное, единственный фотохудожник, которому удалось сохранить лиричность в фотоискусстве и журналистике. «

Мне не надо было себя ломать. Сейчас, прожив уже 70 лет, я сам могу о себе сказать, что я очень лиричен и поэтичен. У меня есть свой почерк, и я чуточку выделяюсь этим лиризмом», — говорит Ракаускас.

rosphoto.com

Романтичный Ромуальдас Ракаускас и его цветущие фотографии

Нежность, цветение, праздничное настроение, весенние девушки, счастливые, земля вдохновения — все эти понятия не только хорошо подходят под описания фотографий известного на весь мир литовского фотографа

Ромуальдаса Ракаускаса (Romualdas Rakauskas), но и являются подлинными названиями серий его работ.

Действительно, оптимистичные фотографии автора излучают добро, тепло, надежду на что-то светлое и хорошее. И это, правда, чувствуется: будто вся любовь, вложенная фотографом в каждый снимок, исходит в серебряном сиянии фотобумаги. Светлые, радостные лица людей: родителей с детьми, друзей, значимых друг для друга знакомых, влюбленных… Ромуальдас охватывает счастье всех вокруг людей. Но так ли просто ему далась эта работа?

 

Творческий альманах Artifex уже представлял вам работы литовского фотографа Ромуальдаса Пожерскиса, который занимался документальной фотографией Литвы советского времени. Они вместе с Ракаускасом состояли в одном клубе литовской фотографии. И если сравнивать их работы, то можно сказать следующее: очень разные, но несут одну цель − показать людям, что они живые. Пожерскис делал снимки без постановочных сцен. Ракаускас же пошел дальше в своем необычном направлении – выбрал лирику.

Это, как обычно говорят, пошло у него из детства. Еще в девятом классе мальчик принимал активное участие в школьном журнале. А затем писал небольшие информационные тексты для районной газеты и иллюстрировал их фотографиями. В институтское время Ромуальдас Ракаускас увлекся экспериментами над фотографией. Он выполнял фотоэтюды и фотоновеллы, что на то время было популярным занятием в Литве. Так он пришел к своей карьере, став журналистом. Например, в журнале «Нямунас» автор делал обзоры выставок, книг по фотографии, представлял разных фотографов, в том числе ленинградских.

«После окончания университета я переехал из Вильнюса в Каунас, а там как раз открылся литературный молодежный журнал «Нямунас». Я устроился туда работать. И так получилось, что мой художественный почерк совпал с требованиями редакции. «Нямунас», вообще, был уникальным в свое время. Так, в советскую эпоху мы, наверное, первыми начали печатать акты. Представляете? Шумиха была. Из-за этих актов даже сняли главного редактора!»,− рассказывает фотограф в одном из интервью.

 

После журнального «бунта» против советских доктрин, его закрыли. Тогда Ракаускас стал активно работать над сериями своих фотографий: «Повседневности Вильнюса» (1960—1965), «Нежность» (1962—1971), «Цветение» (1974—1984). Для того чтобы сделать снимки, фотографу пришлось объехать всю Литву в поисках нужных сюжетов. На своем пути он встречал людей, которые остались без своих родных . Это откликнулось болью в душе Ромуальдаса, ведь он сам потерял отца и чуть не лишился матери. Молодой человек верил, что все это нужно просто пережить и дождаться светлого будущего. Может быть, именно поэтому он вкладывал столько тепла и любви в свои работы?

«Я единственный в Литве получил премию Ленинского комсомола — за оптимистический взгляд на жизнь. Это было как раз то, что требовалось социалистическому реализму. И так совпало, что мне не надо было себя для этого ломать»

, − поясняет свой выбор автор.

После выставки «Нежность» в свои тридцать три года Ромуальдас решается начать новую серию фотографий − «Цветение», которая в дальнейшем стала самой яркой и запоминающейся в его творчестве. Работа над ней получилась изначально спонтанной: появилась идея, затем – первые пробные снимки, а далее «понеслось». Целых десять лет (!) фотограф дожидался каждую новую весну, чтобы заснять задуманное! Во все остальные времена года он обдумывал сюжеты, сценарии, образы, которые хотел заснять в цветущих садах.

 

А уже в процессе оказывалось, что не все идеи осуществляются по плану. Например, часто шли дожди, и все цветы опадали. В итоге съемка откладывалась до следующего года. Да и само цветение длится недолго: всего лишь неделю, максимум − две. Приходилось импровизировать на месте, чтобы снимок получился естественным и непринужденным.

«Чтобы сделать единственный нужный кадр, я мог за раз по шесть пленок отщелкать. Деревенские люди очень искренне всегда мне помогали. Моя самая любимая фотография — мальчик, идущий по дороге и несущий кролика. Я снимал этого мальчишку, а также его брата. И, наконец, поймал момент, когда он так удивительно тепло наклонил голову к этому белому кролику. Мне не верят, что все это режиссура. Но режиссуру так и надо делать, чтобы она выглядела натурально. Это надо уметь», − делится автор.

 

После работы над этой серией Ромуальдас Ракаускас признается, что тема себя исчерпала, и ее пришлось завершить. В шутку он говорит, что еще лет пять не мог видеть цветущие сады.

 
В наши дни фотограф все еще остается верен себе и своим взглядам на жизнь. Он признается, что не зря выбрал для своего направления лирику, хотя его долго от этого отговаривали коллеги по фотографии. Ромуальдас в свои семьдесят четыре года остается романтиком, верящим в людей.

Сейчас он занимается обзорами художественных изданий и альбомов. И скоро должен закончить свое издание «Трехликая книга», которая будет состоять из триптихов. Ракаускас собирает в ней архивы людей искусства: писателей, художников, актеров, режиссеров. А некоторые фотографии для ее печати он продолжает снимать и сейчас.

 

«Мы − черно-белые люди. У нас по жилам течет черно-белая кровь. В наше время, делая снимки художников, я хотел было использовать цветную фотографию, чтобы были видны их нарисованные картины. Но отказался от этого. Буду делать только черно-белую фотографию. Она намного сильнее и выразительнее. Тем более что цвет сейчас везде — в жизни, по телевизору, в кино», − поясняет Ромуальдас Ракаускас.


Прим. редакции Artifex: «Мы» в этом контексте подразумевает то фотографическое общество Литвы, в котором состоял фотограф.
 
Работы литовских фотографов остаются классикой для наших современников. Это не только разнообразие в жанровых направлениях, но и документальное содержание.

artifex.ru

Ромуальдас Ракаускас Лирик в жанре фотографии — Российское фото

Продолжаем рассказывать о выдающихся представителях литовской школы фотографии. Сегодня речь пойдет о творчестве «главного лирика» литовской фотографии Ромуальдаса Ракаускаса.


Ромуальдас Ракаускас — литовский фотохудожник и журналист. Родился в Акмяне в 1941 г., в 1959 г. начал изучать литовский язык и литературу в Вильнюсском университете, позднее занимался журналистикой. Еще в школе Ромуальдас писал фоторепортажи в районную газету. На третьем курсе (1961 г.) работал штатным фотокорреспондентом еженедельника «Литература и искусство». В это же время Ракаускас увлекся фотоновеллами — литературными миниатюрами с фотоэтюдами. С 1969 по 1991 г. — член Союза журналистов Литвы. «Журналистика дает возможность каждый день встречаться с людьми, общаться, снимать», — комментирует свое занятие Ракаускас.

Первая его фотовыставка, «Нежность», была об отношениях между людьми, теплоте и общении. В Каунасе, после университета, Ракаускас работал в литературном журнале «Нямунас». Там он занимался ведением обзоров выставок и книг, общался с разными фотографами.

Художественный стиль Ромуальдаса пришелся по душе редакции. В 1967 г. он стал фоторедактором журнала и впоследствии вспоминал эту работу как самый прекрасный период. Ракаускас — единственный из литовских фотохудожников, кто получил премию Ленинского комсомола за оптимистический взгляд на жизнь.

С 1969 г. он становится членом Общества фотохудожников Литвы, занимается различными фотопроектами, выставками. Его коллегами по цеху являются Суткус, Мацияускас, Пожерскис. Рождаются совместные выставки и альбомы («Вильнюсские будни»).

Самый сильный цикл фотографий Ракаускаса — «Цветение». Работа над ним продолжалась в течение 10 лет и начиналась с фотографии для обложки журнала. Фотограф ездил по деревням в поисках интересных кадров. Многие снимки в цикле — результат талантливой режиссуры. «Моя самая любимая фотография — мальчик, идущий по дороге и несущий кролика», — признается Ракаускас.

— Вначале я просто задумал сделать обложку для журнала: взял пару молодых ребят и попросил их пойти мне навстречу по цветущей аллее, — рассказал Ракаускас в интервью журналу «Петербургский фотограф». — Потом сделал фотографию старика, сидящего под огромным цветущим каштаном, еще пару разрозненных кадров и только тогда понял, что нужно взять это в качестве темы. Цветение, знаете, бывает очень коротким: неделька, иногда две, и все. И почти девяносто процентов моих кадров там — это режиссура. Я за зиму придумывал какие-то сюжеты, но, к сожалению, их не всегда удавалось снять. Я ездил по деревням, входил в избы, смотрел, что там есть — дети, старики, быт. Потом объяснял, что я снимаю, и простые деревенские люди очень мне помогали. Чтобы единственный кадр сделать, я мог по шесть пленок отщелкать.. Моя самая любимая фотография — мальчик, идущий по дороге и несущий кролика. Я тогда снимал это мальчишку, его брата, их вдвоем, и, наконец, поймал момент, когда он так удивительно тепло наклонил голову к этому белому кролику. Мне не верят, что все это режиссура, но режиссуру так и надо делать, чтобы она выглядела натурально. Это надо уметь. Повторяемость, конечно, была: сюжеты очень были похожие. Настолько я тему исчерпал, что мне было даже противно смотреть на цветение, на эти красивые белые яблони. Все-таки за неделю страшное напряжение: не успеешь, не сделаешь. Еще и погода бывает разная. Повезло, если неделю нет дождя, а если погода испортится… Словом, потом я пять лет не мог смотреть на цветущие сады.

В 1976 г. Международная федерация фотохудожников официально присвоила Ромуальдасу статус фотохудожника (AFIAP). В 2004 г. Ракаускас стал лауреатом премии в области исскуства, имеет орден Великого князя Литвы Гядиминаса 5-й степени. Выставки «Укрытие» и «Созвучия» сделали его самым популярным каунасским фотохудожником.

Все его фотографии выполнены в черно-белом цвете и рассказывают удивительную историю человеческих отношений.

— Мы черно-белые люди, у нас по жилам течет черно-белая кровь, — рассказывал он в том же интервью. Снимая сейчас художников, я хотел было цветную фотографию использовать — так, чтобы была видна и картина художника, но отказался от этого. Буду делать только черно-белую фотографию. Она намного сильнее, намного выразительнее. Тем более что цвет сейчас везде — в жизни, по телевизору, в кино.

Ромуальдас Ракаускас — наверное, единственный фотохудожник, которому удалось сохранить лиричность в фотоискусстве и журналистике. «Мне не надо было себя ломать. Сейчас, прожив уже 70 лет, я сам могу о себе сказать, что я очень лиричен и поэтичен. У меня есть свой почерк, и я чуточку выделяюсь этим лиризмом», — говорит Ракаускас.

st1.rosphoto.com

Классика фотографии: литовская школа мастеров: vakin — LiveJournal

Литовская школа фотографии — один из интереснейших этапов развития мирового фотоискусства. Жизнь как она есть, внимание к обыкновенному герою, его чувствам и волнениям, гуманизм и чуткость — вот то, что роднит всех представителей этой школы.

Антанас Суткус


Антанас Суткус. Незрячий пионер, 1962


Антанас Суткус. Первоклассница,1962

Антанас Суткус — классик советской и литовской фотографии, основатель Союза фотоискусства Литвы, выдающийся представитель национальной фотографической школы. Выставки его работ с успехом проходят по всему миру, являя собой документы ушедшей эпохи. В 2001–2002 годах фотограф получил стипендию Фонда Эрны и Виктора Хассельблад (Швеция) для архивации своих работ.

В одном из интервью Антанас сказал: «В детстве копил деньги на велосипед, но почему-то купил фотоаппарат». В конце 1960-х годов вокруг Суткуса стали объединяться лучшие фотографы, и по его инициативе был создан Союз фотохудожников Литвы, который он возглавлял более 20 лет. В советское время Антанас Суткус считался одним из самых неформальных фотохудожников.

Фотографию Антанас трактует как «духовную летопись второй половины XX века»: «Например, когда вы смотрите на себя в зеркало, вы не оцениваете себя критически. А вы пробовали поставить рядом второе зеркало и увидеть себя так, как вы выглядите со стороны? — сказал он однажды в беседе с журналистом „Независимой газеты“. — Это отражение в отражении — то, как вы выглядите на самом деле. Так вот фотография и есть такое второе зеркало. Эту систему зеркал нужно время от времени чистить. Фотография для меня — способ общения с людьми. Раньше я с фотоаппаратом не расставался. К сожалению, сейчас мы живем так, что все время бежим, спешим, работаем, нам некогда почитать, пообщаться с друзьями, подумать о душе. Мы все сейчас очень заняты…»

С того момента как Антанас Суткус стал снимать, было организовано более 150 выставок его фотографий по всему миру. Сегодня работами мастера украшены лучшие музеи и галереи: Музей Виктории и Альберта в Лондоне, музей Нисефора Ньепса во Франции, Музей фотографии в Хельсинки, Музей искусства Литвы, Международный центр фотографии в Нью-Йорке и Московский дом фотографии.

Ромуальдас Ракаускас


Ромуальдас Ракаускас. Из серии «Цветение»

Ромуальдаса Ракаускаса называют главным лириком и оптимистом литовской фотографии. Поступив в Вильнюсский университет для изучения литовского языка и литературы, Ромуальдас перешел к журналистике. Позже стал фотокорреспондентом «Литературы и искусства», членом Союза журналистов Литвы и фоторедактором журнала «Нямунас».

Сам он считает наиболее серьезным и масштабным свой цикл «Цветение». Ромуальдасу удалось воспеть неповторимую кратковременную красоту весны и искренних человеческих душ. Его герои — снова самые обыкновенные люди.

Обладатель огромного числа наград, Ракаускас, единственный в Литве, получил премию Ленинского комсомола именно за оптимистический взгляд на жизнь.

Александрас Мацияускас


Александрас Мацияускас, «Лето»

Александрас родился 16 мая 1938 года в Каунасе. Признанный классик советской и литовской фотографии, он сделал такой вклад в мировое фотоискусство, что недооценить его заслуги сложно. Проработав несколько лет фотокорреспондентом газеты Vakarinės naujienos, в 1973 году Мацияускас занял должность ответственного секретаря Союза фотоискусства Литвы, через год стал председателем Каунасского отдела союза, затем председателем художественного совета союза и наконец возглавил Каунасское отделение Национальной ассоциации литовских фотографов.

Мастер неподражаемых ракурсов и ритмов, человек с бурным темпераментом, интеллектуал, Александрас создал собственную форму выразительности, отличную от стандартов. Даже самая обычная деревенская жизнь в его творчестве предстает наполненной философскими параллелями. Он снимал широкоугольником и любил низкий ракурс. Его серия «Литовские деревенские рынки» стала ярким новаторством, навсегда изменившим представление современников о фотографии.

Взгляды фотографа на жизнь и творчество буквально дышат глубокой философичностью: «Жизнь в круге раскрывает философию всех моих творений, — писал он. — Каждый находится в своеобразном круге, который вращает нас вопреки нашему желанию… Это судьба управляет кругом».

Ромуальдас Пожерскис


Ромуальдас Пожерскис, из серии «Сельские праздники»


Ромуальдас Пожерскис, из серии «Старый город»

Заслуженный работник культуры Литвы, член Союза фотохудожников Литвы и Международной федерации FIAP, обладатель премии Альфреда Тоффлера за вклад в развитие и сохранение культурного наследия стран Центральной и Западной Европы. Творчество Ромуальдаса давно признано классикой фотографии и наивысшим уровнем фотомастерства. Он начал снимать еще в школе, а в 1972 году за съемки демонстраций в Каунасе его арестовали. Неделя в тюрьме позволила Ромуальдасу переосмыслить очень многое. «Я понял, что должен что-то сделать в жизни, потому что она идет очень быстро. Так я занялся фотографией», — рассказывал он в интервью нашему журналу.

Уже первая серия его работ, сделанных на соревнованиях по мотокроссу, получила широкую известность. С таким вниманием к человеческим эмоциям спорт не снимал еще никто. Последующие серии автора, «Сельские праздники» и «Старый город», закрепили за Пожерскисом славу настоящего мастера.

Римантас Дихавичюс


Фото: Римантас Дихавичюс из серии «Цветы среди цветов»

Советский и литовский фотохудожник Римантас Дихавичюс (родился 1 марта 1937 года) известен своими работами в жанре ню. Выпускник Художественного института Литовской ССР, он занимался оформлением книг и журналов, создавал плакаты и рекламную графику, оформил и проиллюстрировал в общей сложности более 200 изданий. Его альбом «Цветы среди цветов» стал первым изданием в жанре ню, официально опубликованным в СССР. Он многократно переиздавался, а выставку посетило более 20 тысяч человек.

Римантас Дихавичюс — заслуженный деятель искусств Литвы, лауреат правительственной премии, член Международного союза фотохудожников FIAP (имеет звание AFIAP), член Союза журналистов, почетный член Союза фотохудожников Литвы.

Антанас Межанскас


Антанас Межанскас, «Лето», 1969

Имея багаж знаний по искусству операторской деятельности, Антанас Межанскас воплощал в фотографии необычные образы, напоминающие застывшие кадры из фильмов. Одна из самых известных его работ — «Лето». Кинематографичность, динамика и многозначность фотографий Межанскаса пленяют зрителей и по сей день.

Вацловас Страукас


Вацловас Страукас, «В Раю», 1969


Вацловас Страукас, Из серии «Последний звонок»

Вацловас Страукас родился 8 ноября 1923 года. Выпускник Вильнюсского педагогического института по специальности «филология», он начал заниматься драматическим искусством в актерской студии. К фотографии Вацловас обратился только после того как распростился с мечтой стать диктором на радио, поскольку потерял голос. Огромную популярность получил его цикл, посвященный школьной жизни, над которым он работал в Клайпеде с 1976-го по 2000-й год.

Вацловас Страукас стал членом единственного в Советском Союзе фотографического общества, которое он позже и возглавил.

Йонас Кальвялис


Пейзажи Йонаса Кальвялиса. Песок


Пейзажи Йонаса Кальвялиса

Говоря о литовской художественной фотографии, нельзя не упомянуть работы Йонаса Кальвялиса. Начав творческий путь в 1970-х годах, он нашел свой собственный уникальный стиль в жанре пейзажа. По причине некоторой его скрытности имя Йонаса не всегда связывают со школой литовской фотографии.

Кальвялис славился своим мастерством печати снимков. Говорили, что в Каунасе, где он жил и работал, не было никого, кто умел бы печатать так же хорошо, как Йонас.

Известно, что его фотолабораторией пользовались Ромуальдас Ракаускас и Александрас Мацияускас.

Он принимал участие в групповых и персональных выставках в Литве, Латвии, Эстонии, Беларуси, Болгарии, России, на Украине, в Нидерландах, Франции, Великобритании и других странах. Йонас Кальвялис умер в 1987 году в Каунасе.

Альгимантас Кунчюс


Фото: Альгимантас Кунчюс


Фото: Альгимантас Кунчюс

Альгимантас Кунчюс (родился 14 августа 1939 года) учился на факультете права Вильнюсского университета и на факультете музыки Вильнюсского педагогического института, работал фотокорреспондентом еженедельника «Литература и искусство», заведующим отделом иллюстраций журнала «Сферы культуры», был членом оргкомиссии Общества фотоискусства Литвы и членом правления Союза фотоискусства Литвы. Он обладатель большого числа престижных наград, среди которых звание фотохудожника Международной федерации фотохудожников (AFIAP). Среди самых известных его серий — «Встречи», «Воскресенья», «Книга облаков».

Виргилиус Шонта


Виргилиус Шонта, 1992 год

Виргилиуса называют постоянным искателем. Как вспоминает о нем Ромуальдас Пожерскис, «Виргилиус Шонта все время был в поиске и все время в дороге». Он родился в городе Паневежисе, учился музыке, а позже стал зарабатывать на жизнь игрой в ресторанах. В Политехническом институте он познакомился с Пожерскисом, они поговорили о фотографии и в скором времени организовали свою выставку.

Виргилиус Шонта — настоящий экспериментатор. Он снимал натюрморты и море, даже занимался макрофотографией. Первым в Литве он начал вручную красить черно-белые снимки. Шонта совмещал в одном кадре разные тона, снимал на инфракрасную пленку, работал в сугубо репортажном жанре. Как вспоминает Пожерскис, «у него был очень большой творческий диапазон».

Витас Луцкус


Фото: Витас Луцкус

Витас Луцкус — легендарный литовский фотограф, работы которого при жизни экспонировались довольно редко. Он начал снимать, когда ему не было и 20 лет, много путешествовал, работал над разными темами. Его портфолио сегодня — многочисленные серии, среди которых «Коллеги», «Мимы», «В Тбилиси», «В Азербайджане», «В Башкирии», «Взгляд на старинную фотографию». Несмотря на уникальный художественный метод и эмоциональность снимков, бо́льшее внимание они получили только после смерти автора.

Витаса Луцкуса часто называют родоначальником концептуальной фотографии в Литве. Примечательно, что даже работая в этом направлении, он оставался верен репортажу — жанру, с которого начинал. Его герои — крестьяне, дети, случайные прохожие.

Виталий Бутырин


Виталий Бутырин, «Армейский дневник», «Страдания», 1968

Виталий Бутырин (родился 30 мая 1947 года) — признанный классик советской и литовской фотографии, фотохудожник Международной федерации фотографии, перфекционист и экспериментатор, однажды заявивший, что испробовал решительно все способы химической трансформации кадра, чтобы облюбовать один, подходящий именно ему. Его называют то романтиком, то сюрреалистом. А сам Виталий говорит, что снимает новое измерение реальности. Увлекшись фотографией в старших классах, он посвятил ей всю жизнь, и именно фотоискусство стало для него способом выражения своего взгляда на мир.

Источник — www.rosphoto.com

vakin.livejournal.com

Ромуальдас Ракаускас (Romualdas Rakauskas) — Prophotos.ru. Профессионально о фотографии — ЖЖ

Продолжая тему о литовской школе фотографии, начатую donna_laura 🙂

Главный лирик литовской фотошколы, непревзойденный певец «граций».
Мне понравилось это высказывание Льва Аннинского, нашего писателя и публициста, по-моему, хорошо отразившее работы Ромуальдаса Ракаускаса.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И, в заключении, интересное мнение о литовской школе в целом от Маргариты Матулите:
Литовские авторы замечали в их окружающем не только аутентичность и уникальность локальной культуры, но и пытались посредством этого решать более универсальные задачи. Они не провоцировали социальный конфликт, к которому, безусловно, побуждала система, не участвовали в политическом дискурсе, и, игнорируя меркантильность самоутверждения в роли (нон)конформиста, вскрывали и актуализировали общечеловеческие проблемы бытия. Может быть поэтому их равноценно принимали как в Советском Союзе, так и на Западе. Это новое визуальное пространство в 60-х сформировали Антанас Суткус, Александрас Мацияускас, Альгимантас Кунчюс, Ромуальдас Ракаускас, Витас Луцкус, Вилюс Науикас и другие.

prophotos-ru.livejournal.com

«Жизнь – это преодоление боли» — Российское фото

Мастер неподражаемых ракурсов, Александрас Мацияускас умел идеально чувствовать ритм и создал свою собственную формулу выразительной фотографии, отличную от всего, что существовало ранее. Продолжаем рассказывать о самых ярких представителях литовской школы фотографии.

Александрас родился 16 мая 1938 года в Каунасе.

Несколько лет проработав фотокорреспондентом газеты Vakarinės naujienos, в 1973 году Мацияускас стал ответственным секретарем Союза фотоискусства Литвы, через год — председателем Каунасского отдела союза, затем председателем художественного совета союза и наконец возглавил Каунасское отделение Национальной ассоциации литовских фотографов.

Благодаря философскому взгляду на бытие Александрас видел привлекательные моменты даже в самой обыкновенной сельской жизни. В его воплощении всем известные сюжеты пронизаны символичностью и философскими параллелями.

Именно он впервые использовал широкоугольник «Руссар» 20 мм для уличной фотосъемки.

— Когда вы хотите рассмотреть вещь поближе, то берете увеличительное стекло, не так ли? — рассказывал он в интервью «Российской газете». — Я брал широкоугольник, потому что мне нужно было максимально приблизиться к человеку. Я хотел как хирург: открыть, увидеть, что внутри человека творится. Узнать его. Мне главное — не чтобы было красиво, а чтобы было интересно. Я поэтому в советское время не мог книгу своих фотографий издать. Мне говорили: у тебя люди какие-то… нетипичные. И советовали: лучше бы ты искажал своим широкоугольником не людей, а животных. Я послушал. И сделал серию очень большую «Ветеринарные клиники».

О выборе своих сюжетов он рассказывает удивительно просто:

— В воскресенье я с друзьями, у которых были машины, ездил по Литве, искал интересные типажи. Идея была, как я говорил, сохранить для потомков людей, настроение, время. Случайно я однажды приехал на сельский базар. У нас они большие были. Смотрю: все, что мне надо, — в одном месте. Типажи. Бытовые сценки. Настроение разное. Не нужно километры наматывать. На сельском базаре надо было мгновенно решать: или на дерево лезть, чтобы делать снимок сверху, или падать на землю для съемки с нижнего ракурса. Опоздал — не будет кадра. Репортер должен уметь быстро думать, — делится он своими наблюдениями.

Серия Мацияускаса «Литовские деревенские рынки» с низкими ракурсами, тонкой иронией и духом нонконформизма стала ярким новаторством, навсегда изменившим представление современников о фотографии. Другие не менее известные его серии: «Сельские базары» (1969–1987), «Ветеринарные клиники» (1977–1994), «Умирающие деревья» (1984–2001). Позже критики назовут их «азбукой гуманизма».

— Жизнь в круге раскрывает философию всех моих творений, — писал он. — Каждый находится в своеобразном круге, который вращает нас вопреки нашему желанию… Это судьба управляет кругом.

Как признается сам Александрас, на становление его стиля повлияло творчество Вернера Бишофа и Андре Кертеша. Во времена молодости Мацияускаса выпуски фотокниг и фотоальбомов были целым событием. Он вспоминает, что вместе с друзьями-фотографами мог поехать в другой город лишь для того, чтобы посмотреть только что опубликованные работы другого фотографа.

Зачастую работы Александраса насыщены трагическими чертами. Особенно это относится к серии «Ветеринарные клиники». Но у самого автора на этот счет, опять же, философское мнение:

— Когда я получил национальную премию Литвы и на эти деньги издал книгу, куда вошла названная серия, то некоторые книжные магазины в Каунасе не принимали ее. Говорили: кто будет покупать такую жестокую книгу? Мне кажется, там нет ничего жестокого. Там реальная жизнь. Многие считают, что можно вылечить человека или животное, погладив его по голове. Но это неправда. Жизнь — это преодоление боли, — рассказывал он в интервью журналу «Петербургский фотограф».

Александрас Мацияускас — почетный член Литовского союза фотохудожников, заслуженный работник культуры Литовской республики, лауреат Национальной премии Литовской республики (1995 г.), кавалер ордена Великого герцога Литовского Гедиминаса 5-й степени (1998 г.).

Его работы отмечены многими наградами и хранятся в музеях Литвы, США, Нидерландов, Франции, Швейцарии и других стран.

rosphoto.com

Классик фотографии Ромуальдас Пожерскис

«Для фотографий, как и для коньяка, важно время. Чем больше времени пройдет, тем лучше. Совсем другой вкус получается», – говорит фотограф, чьё творчество давно признали наивысшим уровнем фотомастерства и классикой фотографии.

Ромуальдас Пожерскис (Romualdas Požerskis) – профессор факультета искусств университета Витовта Великого в Каунасе, член Союза фотохудожников Литвы и международной федерации FIAP, обладатель многих премий и наград.

Ромуальдас Пожерскис родился в 1951 году в Вильнюсе. Увлёкся фотосъёмкой под руководством отца, когда учился в школе, в 7-ом классе. Будучи студентом факультета электротехники Каунасского политехнического института, начал создавать фотосерию «Победы и поражения». Широко известны и другие циклы Пожерскиса – «Старый город», «Сельские праздники», «Последний приют», «Сады памяти», «Детская больница», «Радости и заботы маленького Альфонса». Каждая серия – роман с разными главами, претендующий на содержательный рассказ о выбранной теме. А в центре повествования – неизменно человек и гуманное к нему отношение.

Снимки Пожерскиса отличаются от зачастую постановочной стандартной советской документалистики своей невероятной правдивостью. «Факт реальной жизни для меня намного интереснее эффектной абстрактной композиции», – говорит фотограф.

Работы Ромуальдаса Пожерскиса выставлялись на международном уровне и находятся в коллекциях важнейших музеев мира. Вот такой сохранилась Литва в его чёрно-белых фотографиях, сделанных в 1970-1990-е годы:

Смотрите также:

cameralabs.org

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *