Самая большая колокольня в россии – Красота, которая окрыляет — Российское фото

Содержание

Царь-колокол, ростовская звонница, Успенский колокол, торжественный колокол.

Вечерний звон, набат, благовест… Колокол — музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки — кампанологии (лат. campana — «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов — Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол. Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади — после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.


Большой Успенский колокол Московского Кремля. Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.


Троицкий благовестник.

Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов — и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол — самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.


Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу — 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один — он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры — по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.


Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», — говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.


Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови.


Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца — в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся — в «знак союза и дружбы» — и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя.


Благовестник Соловецкого монастыря. Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.


Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки — тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.


Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором. Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых — Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

www.culture.ru

Список самых высоких православных храмов и колоколен Википедия

Высота (м) Название Изображение Краткое описание Построено Место
135[3] Собор спасения нации Это самый высокий и самый большой по объёму и второй в мире по площади православный собор в мире. Он расположен в центре Бухареста, напротив здания парламента Румынии Дворца Парламента. В соборе находится самый большой в мире свободный качающийся церковный колокол. Храм рассчитан на 7 000 человек. 2010—2018 Бухарест
 Румыния
103[4] Храм Христа Спасителя Заново отстроенный храм Христа Спасителя считается самым большим собором Русской православной церкви. Кафедра Патриарха Московского и всея Руси. Храм рассчитан на 10 000 человек. 1995—2000 Москва
 Россия
101,5[5] Исаакиевский собор Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма. 1818—1858 Санкт-Петербург
 Россия
96[6]

ru-wiki.ru

Колокольня Ивана Великого — Википедия

Колоко́льня Ива́на Вели́кого (также известная как колокольня «Иван Великий», иногда именуется по названию основного храма — церковь Иоанна Лествичника) — церковь-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505—1509 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась. В основании заложена церковь святого преподобного Иоанна Лествичника[1].

Архитектурный ансамбль колокольни состоит из трёх объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Включает в себя действующий православный храм, выставочный зал музеев Московского Кремля и музей, посвящённый истории архитектурного ансамбля Московского Кремля

[1].

XIV—XV века[править | править код]

В 1329 году по велению московского князя Ивана Калиты на Боровицком холме была построена церковь типа «иже под колоколы»[2]. Она получила имя византийского богослова VI-VII веков Иоанна Лествичника — тезоименного святого князя, автора учения о духовном восхождении и трактата «Лествица» [3]. Из сообщений летописи следует, что церковь была построена за три месяца. Это дало учёным повод предположить, что размер храма был небольшим[4].

По мнению ряда историков, в том числе Ивана Забелина, храм был построен по обету после удачного похода московских войск на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович[5].

Храм Иоанна Лествичника является первым известным исследователям каменным храмом под звоном, первой столпообразной церковью-колокольней и первым храмом, построенным между двумя соборами[6]

.

По данным археологических раскопок историка Вольфганга Кавельмахера, форма храма XIV века напоминала более ранние армянские храмы «под колоколы». Здание было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, с полукруглой апсидой в восточной части креста и арками под колокола во втором ярусе. Подобные конструкции сохранились в церквях Спасо-Каменного и Троицкого Болдина монастырей[7].

Храм имел форму относительно правильного восьмиугольника с полуколонками на углах. «Диаметр по внешним стенам по оси север-юг равнялся 8,5 метрам. Очевидно, длина храма по оси восток-запад была несколько больше, но не превышала 9 метров. Длина промежутка стен между полуколонками колебалась от 310 до 360 сантиметров. Внутреннее пространство церкви без учета помещения алтаря было невелико и представляло собой пространство примерно 5 на 5 метров. Толщина стен церкви варьировалась в зависимости от конкретного места и могла достигать в максимуме до 150 сантиметров. Что касается высоты постройки, то здесь нет каких-либо определённых данных»

[6].

Первый храм Иоанна Лествичника простоял более 170 лет[8]. Известно, что в эпоху княжения Симеона Гордого он был расписан и для него отлили пять колоколов[4].

XVI—XVIII века[править | править код]

  • Шествие 3 мая 1613 года по территории Московского Кремля в Успенский собор. Миниатюра из Книги об избрании на превысочайший престол. 1672—1673 гг.

  • Изображение Максима Блаженного на фоне красной колокольни, XVIII век

В 1505 году старая церковь была разобрана. К востоку от неё приглашённый итальянский архитектор Бон Фрязин построил новый храм в честь великого князя Ивана Великого. Строительство завершилось в 1508 году. Колокольню 60 метров высотой венчал купол (по другой версии — кирпичный шатёр)[4][9][10].

Того же лета [1508 год] свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колоколници Бон Фрязин[11].

Созданная Боном Фрязином постройка оказалась уникальной по своей прочности. Долгое время учёные считали, что фундамент колокольни Ивана Великого доходит в глубину до уровня Москвы-реки. При более детальном исследовании оказалось, что архитектор углубил дубовые сваи всего на глубину 4,3 метра, при этом они были поставлены одна к другой и покрыты сверху белым камнем[12]. Благодаря сохранению подземных вод сваи находятся в воде: это спасло их от гниения[13][12]. Диаметр площади фундамента составляет 25 метров[14]. Над фундаментом расположен ступенчатый белокаменный стилобат[15]. Толщина стен первого яруса достигает 5 метров[16].

Колокольня Ивана Великого стала примером заимствования итальянской традиции отдельно стоящих колокольных башен — кампанил — в русской архитектуре[17]. Кирпичи, из которых сложены ярусы колокольни, побелены снаружи и внутри. Но так было далеко не всегда. По свидетельствам опричника Генриха фон Штадена, автора книги «Записки о Московии», в эпоху Ивана Грозного колокольня была «красной башней» (возможно, такой цвет ей придавал красный неоштукатуренный кирпич). В то же время московский архитектор XVIII века Иван Мичурин помнил её выкрашенной в белый цвет[18].

В 1540-е годы по проекту итальянского архитектора Петрока Малого была построена прямоугольная звонница на северной стороне храма. По мнению историка архитектуры, профессора Московского архитектурного института Сергея Подъяпольского, Петрок построил рядом с колокольней не звонницу, а церковь Воскресения Христова. Её строительство завершилось уже после отъезда зодчего из Русского царства в 1552 году[19]. Строительство звонницы велось в «стенообразном виде» — ввысь и вширь, что было похоже на звонницы Пскова и Новгорода. Стены были прочными, их толщина составляла около трёх метров. Такая конструкция позволяла разместить на этажах звонницы тяжёлые колокола[20].

В 1600 году, во время правления Бориса Годунова, русский зодчий Фёдор Конь надстроил третий ярус колокольни. Толщина стен надстроенного яруса была всего в три кирпича. Здание достигло высоты 81 метра и стало самым высоким в Москве, что и определило название «Иван Великий»[21][22][23]. По завершении строительства глава и крест были ярко позолочены, под ними появилась надпись из позолоченных медных букв[24]:

Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича

всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя

Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их р҃и҃[* 1][25]

.

После смерти Бориса Годунова и убийства его сына Фёдора наёмниками Лжедмитрия надпись была замазана штукатуркой и восстановлена только при Петре I[26]. Согласно легенде, в период Смуты в завершении колокольни Лжедмитрий I собирался организовать костёл для придворных Марины Мнишек[27].

Церковь, простоявшая до середины XVII века, упоминается в свидетельствах иностранцев, побывавших в Москве. О ней писали в воспоминаниях опричник Генрих фон Штаден и немецкий путешественник Адам Олеарий, державший путь в Персию через Москву в 1624 году. Между храмом и колокольней располагался большой колокол. Рядом находилась деревянная звонница с ещё одним огромным колоколом, отлитым в эпоху Бориса Годунова. В XVII веке храм был преобразован в четырёхъярусную звонницу, так как существующие постройки уже не могли вместить все колокола. Новая церковь была названа Успенской[19].

В 1624 году по проекту архитектора Бажена Огурцова была создана Филаретова пристройка. Она получила имя в честь патриарха Филарета, отца первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича. Под карнизом пристройки находилась надпись о сооружении здания «по указу Михаила Феодоровича всея Русии самодержца, по благословению и по совету святейшего патриарха Филарета Никитича», которая была утрачена в начале XIX века[19]. Автором шатра Филаретовой пристройки стал английский архитектор Джон Талер, работавший в Русском государстве в эпоху Алексея Михайловича[28].

Окончательно архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого сформировался к концу XVII века. К этому времени она стала одним из главных символов Москвы[21]. Колокольня использовалась как главная дозорная башня Кремля. С неё открывался вид на город и окрестности, и приближение войск противника к столице можно было увидеть за 30 километров[13]. Высота колокольни была увековечена и в фольклоре: о высоком человеке говорили «вырос детинушка с Ивана Великого»[29]. Значимые события — рождение наследника престола, венчание нового государя, военные победы — сопровождались звоном колоколов, который было слышно на всю Москву. Отсюда возникло выражение «во всю Ивановскую» — «громко, во весь голос»[21].

Попытки строительства зданий выше колокольни Ивана Великого долгое время терпели поражение. В 1707 году была построена Меншикова башня высотой 84,3 метра, однако в 1723 году в её шпиль ударила молния, уничтожившая верхнюю часть здания. Впоследствии появилась легенда о якобы существовавшем запрете на строительство колоколен выше «Ивана Великого». О таком указе упоминают некоторые исследователи, но в настоящее время эта гипотеза не подтверждена документально[15][30]. До строительства в 1860 году Храма Христа Спасителя колокольня продолжала быть самым высоким зданием Москвы[31].

XIX век[править | править код]

Вид колокольни и звонницы до взрыва французами, 1805 Вид с колокольни на Садовники и Котельники, 1850—1860-е

Во время Отечественной войны 1812 года между Российской империей и наполеоновской Францией солдаты французской армии разграбили Кремль, в том числе колокольню и храм. Во время оккупации Москвы войсками Наполеона в нижнем ярусе колокольни находился штаб генерала Лористона. По приказу Наполеона с колокольни был снят позолоченный железный крест, установленный годом ранее на месте креста конца XVII века (времён царевны Софьи Алексеевны). Французский император собирался поставить его на крыше Дома инвалидов в Париже[21][24][26][32]. Согласно легенде, снимать крест французским войскам мешала стая ворон. Москвичи верили, что пока крест стоит на колокольне, город не будет сдан противнику. Таким образом, его снятие символизировало взятие Москвы[33].

Во время пожара в Москве 1812 года и минирования Кремля Успенская звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания. Колокольня Ивана Великого устояла, однако на верхнем ярусе образовалась трещина. По воспоминаниям современников, здание выглядело «как сирота»[34][35].

Существовала легенда, что крест был вывезен французами из Москвы и затоплен в одном из озёр при отступлении[36]. Такая гипотеза неоднократно встречалась в мемуарах французских военных наполеоновской эпохи. На самом деле обломки креста были найдены 5 марта 1813 года синодальным ризничим Зосимой под талым снегом около Успенского собора. Об этом обер-прокурору Синода князю Александру Голицыну 10 марта того же года доложил московский архиепископ Августин (Виноградский). Опровержение информации о вывозе креста из Москвы за подписью «Кремлёвский житель», исходившее от «почтенной духовной особы», было опубликовано в № 1 журнала «Вестник Европы» за 1813 год[37]. После 1812 года на главе колокольни установили новый восьмиконечный железный крест, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине были вырезаны слова «Царь Славы»[38].

После окончания войны за восстановление зданий взялись архитекторы Экспедиции кремлёвского строения. Восстановлением звонницы и Филаретовой пристройки занимался архитектор швейцарского происхождения Доменико Жилярди по проекту Ивана Еготова и Луиджи Руски. Для отделки отреставрированных зданий использовался белый камень, в верхней части звонниц изменились декоративные элементы. На колокольне был установлен новый крест с надписью «Царь Славы»[39][40][41]. В 1849—1852 годах по проекту Константина Тона у западного фасада звонницы было пристроено крыльцо[42].

В 1895—1897 годах колокольня Ивана Великого была отреставрирована архитектором Сергеем Родионовым[43].

XX век[править | править код]

Музейные интерьеры колокольни, 2014

В начале XX века колокольня привлекала внимание деятелей искусства. В 1913 году французский писатель Анатоль Франс планировал подняться на неё во время своего визита в Москву, но потом отказался от этой идеи из-за отсутствия лифта[46]. Русский художник-авангардист Аристарх Лентулов изобразил её на своей картине «Звон — Колокольня Ивана Великого» в 1915 году[44].

До 1917 года богослужения в церкви Иоанна Лествичника совершались ежедневно[34]. Во время обстрела Кремля в ходе вооружённого восстания в Москве пострадала часть исторических построек. Масштаб повреждений не оценён до сих пор[47]. По воспоминаниям епископа Петропавловского и Камчатского Нестора, колокольня Ивана Великого была повреждена снарядами с восточной и юго-восточной сторон, по стенам было видно много выбоин и пулевых ран[45].

К 1918 году на территории Московского Кремля проживало более 2000 человек, граждан новой Советской республики, в том числе лично Владимир Ленин. Жилые помещения располагались и на колокольне Ивана Великого[48].

После Октябрьской революции колокола Ивана Великого последний раз звонили на Пасху и Успение в 1918 году, когда кремлёвские соборы открывали по личной просьбе патриарха Тихона. После этого колокольные звоны были запрещены. Согласно городской легенде, в 1950-е или 1960-е годы кто-то из солдат попытался нарушить этот запрет, после чего языки колоколов приковали[49].

В первые месяцы Великой Отечественной войны, с июня по сентябрь 1941 года, в помещении Успенской звонницы находился командный пункт Кремлёвского полка. Рядом, внутри Царь-колокола, располагался узел связи[50].

После войны церковь решили переоборудовать под музей. В Успенской звоннице открылся выставочный зал музея Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства из кремлёвских фондов и других известных музеев[51].

Периоды, когда колокольня была самым высоким зданием Москвы

Колокольные звоны в Московском Кремле возобновились на Пасху 1992 года. Колокола к звонам допустили после экспертизы учёных, сначала их запустили на втором, а потом и на третьем ярусе колокольни. В 1993 году впервые с 1918-го зазвонил крупнейший из колоколов — Успенский, но его используют редко, потому что язык колокола весит около 2 тонн и нуждается в регулировке для сокращения числа звонарей[49]. В настоящее время звоны совершаются во время всех богослужений в соборах Московского Кремля и во время развода кремлёвских караулов[52].

В 2005 — 2007 годах была проведена реставрация колокольни. В 2008 году в колокольне начались работы по музеефикации её интерьеров. 18 мая 2009 года в колокольне был открыт музей истории Московского Кремля и смотровая площадка, что было приурочено к празднованию Международного дня музеев[53][54]. Второй по высоте звонницей в Москве является Новоспасская, открытая после реставрации в сентябре 2017 года. Её высота составляет 80 метров[55].

Колокола звонницы, 2005 Колокольня Ивана Великого и звонница. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1993 год

Всего на колокольне Ивана Великого расположено 34 колокола. Русский учёный, писатель и сенатор XIX века Алексей Малиновский писал о звоне Ивановской колокольни: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит». Почти все они были перелиты, но сохранили свои исторические названия. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действует три колокола[56].

Основные колокола ансамбля
  • Успенский (масса — 65 тонн 320 кг) — второй по величине после Царь-колокола Троицкой лавры. Считается лучшим по тону и звуку. Воссоздан литейщиками Яковом Завьяловым и Русиновым (имя мастера не сохранилось) в 1817—1819 годах из колокола 1760 года весом 58 тонн 165 кг, повреждённого во время взрывов в Кремле в 1812 году[57]. Колокол украшен шестью горельефными портретами членов императорской семьи и рельефными иконами над ними. Имя скульптора осталось неизвестным[58].
  • Реут, или Ревун (масса — 32 тонны 760 кг) — изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 году мастером Андреем Чоховым, известным как автор Царь-пушки[59]. После взрыва французскими войсками у колокола отвалились уши, но благодаря искусной реставрации его звон не изменился[60]. В 1855 году во время торжественного звона по случаю восхождения на престол Александра II колокол сорвался с перекладины, пробил пять этажей и убил несколько человек. Его подняли и поставили на место[57].
  • Великопостный, или Семисотный (масса — 13 тонн 71 кг) — расположен на Филаретовой пристройке. Изготовлен в XVIII веке мастером Иваном Моториным[57], украшен орнаментами в стиле барокко и скульптурными ликами ангелов[58].
Колокола нижнего яруса
  • Медведь (масса — 7 тонн 223 кг) — древнейший из сохранившихся до наших дней колоколов. Получил своё название за мощный голос и низкое звучание. Отлит в 1501 году Иваном Алексеевым и перелит в 1775 году Семёном Можжухиным[61].
  • Лебедь (масса — 7 тонн 371 кг) — получил название за звон, напоминающий лебединый крик. Впервые отлит в XVI веке, в эпоху княжения Василия III. Перелит Семёном Можжухиным из старого колокола в 1775 году с сохранением прежней формы и надписи[61][10].
  • Новгородский (масса — 6 тонн 880 кг) — впервые отлит при Иване Грозном для Новгородского Софийского собора. Затем был перевезён в Москву и перелит мастером Иваном Моториным в эпоху императрицы Анны Иоанновны[61]. На орнаменте колокола изображены апостолы Пётр и Павел, держащие свиток с видом Петропавловской крепости[62].
  • Широкий (масса — около 5 тонн) — отлит в 1679 году мастерами Василием и Яковом Леонтьевыми[61]. Орнамент колокола напоминает скань[62].
  • Cлободской (масса — чуть более 5 тонн[61]) — отлит в 1641 году, автор неизвестен[62].
  • Ростовский (масса — 3 тонны 276 кг[61]) — отлит в 1687 году. Изначально предназначался для Белогостицкого монастыря под Ростовом. Украшен изображениями крылатых существ, надпись на колоколе свидетельствует об одновременном царствовании трёх русских правителей — царей Ивана V и Петра I и царевны Софьи[62].
Колокола второго яруса
  • Корсунский — 1554 года, мастер Нестор Псковитинов, привезён из Херсона.
  • Немчин — 1550 года, изготовлен европейским мастером и привезён в период Ливонской войны.
  • Новый Успенский — 1679 года, мастер Фёдор Моторин.
  • Даниловский — 1678 года, мастер Фёдор Моторин, изначально отлит для собора Живоначальной Троицы Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском.
  • Ляпуновский — 1698 года, мастер — стольник Андрей Ляпунов.
  • Марьинский — 1668 года, отлит в память о боярской чете Бориса и Марии Морозовых.
  • Глухой — 1621 года, мастера Андрей Чохов и Игнатий Максимов.
  • Первый безымянный — XVI века, авторство иногда приписывается Нестору Псковитинову.
  • Второй безымянный — 1687 года, мастер Филипп Андреев[63].
  • Архангельский (XVII век) и безымянный колокол (предположительно XVIII век) — не участвуют в звонах[63].

Третий ярус образуют колокола XVII века меньшего размера: Родионовский (1647 год), колокол авторства Андрея Чохова (1621 год) и колокол авторства Филиппа Андреева (1687 год)[58].

Комментарии
  1. ↑ р҃и҃ — кириллическая буквенная запись числа 108, в надписи без титла; подразумевается 7108 год от сотворения мира, соответствующий 1600 году н. э.
Источники
  1. 1 2 Ансамбль колокольни «Иван Великий» (неопр.). Музеи Московского Кремля. Дата обращения 9 ноября 2017.
  2. ↑ Авербух, 2006, с. 47.
  3. ↑ Рахматуллин, 2009, с. 613.
  4. 1 2 3 Баталов, 2013, с. 6.
  5. ↑ Баталов, 2013, с. 9.
  6. 1 2 Игорь Коновалов. К истории колокольни «Ивана Великого» в Москве (неопр.). Zvon.ru (15 ноября 2017). Дата обращения 1 декабря 2017.
  7. ↑ Баталов, Воротникова, 2011, с. 286.
  8. ↑ Романюк, 2013, с. 115.
  9. ↑ Колодный, 1983, с. 145.
  10. 1 2 Баталов, 2013, с. 20.
  11. ↑ Полное собрание русских летописей, 1859, с. 249.
  12. 1 2 Александров, Жуков, 1978, с. 149.
  13. 1 2 Элла Осиповская. Колокольня Ивана Великого открылась для посещения (неопр.). Вести (17 мая 2009). Дата обращения 13 ноября 2017.
  14. ↑ Колодный, 1983, с. 148.
  15. 1 2 Баталов, 2013, с. 10.
  16. ↑ Баталов, 2013, с. 15.
  17. Акимова Л. И., Бусева-Давыдова И. Л. и др. История искусства / Е.Д. Федотова. — Москва: Белый город, 2012. — Т. 1. — 519 с. — ISBN 978-5-779314-96-1.
  18. ↑ Колодный, 1983, с. 149.
  19. 1 2 3 Звонницы и Филаретова пристройка (неопр.). Музеи Московского Кремля. Дата обращения 13 ноября 2017.
  20. ↑ Колодный, 1983, с. 33.
  21. 1 2 3 4 Наука и жизнь, 2014, с. 93.
  22. ↑ Колодный, 1983, с. 151.
  23. ↑ Бродский, 1990, с. 61.
  24. 1 2 Малиновский, 1992, с. 42.
  25. ↑ Баталов, 2013, с. 23.
  26. 1 2 Романюк, 2013, с. 117.
  27. ↑ Баталов, Воротникова, 2011, с. 363.
  28. Андрей Мирошкин. Под знаком розы и чертополоха (неопр.) (недоступная ссылка). Московская перспектива (25 марта 2014). Дата обращения 13 ноября 2017. Архивировано 15 декабря 2017 года.
  29. ↑ Осетров, 1987, с. 64.
  30. ↑ Рахматуллин, 2009, с. 316.
  31. ↑ Иван Великий. Ансамбль, ошибочно называемый колокольней (неопр.). Прогулки по Москве. Дата обращения 20 ноября 2017.
  32. ↑ Страницы истории. Отечественная война 1812 года (неопр.). Коммунистическая партия Российской Федерации (9 октября 2012). Дата обращения 1 декабря 2017.
  33. ↑ Наука и жизнь, 2014, с. 94.
  34. 1 2 Вострышев М. Москва православная. — Москва: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
  35. ↑ Баталов, Воротникова, 2011, с. 352.
  36. ↑ Косарев, 2012, с. 38.
  37. Груцо И. А.

ru.wikipedia.org

Самые крупные колокола России | Агентство Литьё++

История производства церковных колоколов в России имеет очень давние традиции, берущие своё начало с древней Руси. Первые упоминания в летописях датируются 988 годом.

Царь-колокол

Самый большой в мире колокол — Царь-колокол, весом около 200 т (высота колокола — 6,24 м; диаметр — 6,6 м) был отлит 25 ноября 1735 года  русскими мастерами Иваном Моториным с сыном Михаилом. При этом, следует уточнить, что Иван Моторин скончался в августе 1735 года и все работы, непосредственно связанные с плавкой и заливкой формы были выполнены под руководством Михаила Моторина. Во время проведения чеканных работ в 1737 году произошёл кремлёвский пожар, загорелись «леса» над литейной ямой, чтобы колокол не расплавился, его тушили водой, в результате от колокола откололся кусок весом в 11,5 т. Царь-колокол никогда не был действующим. В память об искусстве старых мастеров литейщиков колокол установлен на Ивановской площади Московского Кремля (Россия).

Колокол «Царь»

Самый крупный из всех действующих колоколов когда-либо изготовленных в России — «Царь», был отлит 10 сентября 2003 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге для колокольни Cвято-Троицкой Cергиевой лавры. Его вес составляет 72 тонны, высота — 4,55 метра, диаметр — 4,5 метра. Колокол был поднят на колокольню 16 апреля 2004 года. Впервые он зазвонил на Троицу 30 мая этого же года.

Из надписи на колоколе (перевод со старославянского): «Отлит же сей колокол в граде Санкт-Петербург на Балтийском заводе со звучанием, которое избрал первый регент Лавры архимандрит Матвей и старейший звонарь игумен Михей, звуковой расчет очертаний создал Борис Нюнин, литью же начальник был Виктор Иванов и всех дел руководитель Виктор Дмитриев«.

Большой Успенский колокол

Большой Успенский колокол отлит в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года на заводе Михаила Богданова. Лили колокол «под распоряжением преосвященного архиепископа Августина»: 90-летний мастер Яков Завьялов и пушечный мастер Русинов. Вес колокола —  65,52 т. Реальные размеры Успенского колокола разные авторы дают протеворечиво:  Н. Оловянишников указывает диаметр — 5.49 м, высота — 6.4 м;  Персифаль Прайс приводит диаметр — 3.65 м, звонари — 4.4 м… Чтобы Успенский колокол благовестил, его язык весом около 2-х т, для удара в один край — раскачивают два звонаря, для удара в оба края — до пяти человек. Большой Успенский колокол прекрасно сохранился до наших дней, находится в среднем пролете Успенской звонницы Московского Кремля, имеет красивый тон и богато декорирован.

Колокол «Соборный»

Третий по величине в России колокол «Соборный» отлит  5 октября 2011 года на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге для звонницы  Собора во имя святого Благоверного князя Александра Невского в Нижнем Новгороде. При отливке колокола были задействованы все плавильные печи литейного производства Балтийского завода, в том числе и 30-тонная. Вес «Соборного» — 64 т, диаметр – 4 м. Для его изготовления потребовалось 93 т  колокольной бронзы.

Колокол изготовлен  по заказу Нижегородской Епархии в честь 400-летнего юбилея ополчения Минина и Пожарского и окончания Смутного времени на Руси. Колокол украшен рельефными иконами нижегородских святых Серафима Саровского и Макария Желтоводского, а также ликом Святого Благоверного князя Александра Невского. Основной тон звучания колокола —  нота соль.

Справка:

«Балтийский завод» имеет большой опыт по отливке церковных колоколов развесом от 5 кг до 72 тонн. За последние годы на литейном производстве, основной продукцией которого являются гребные винты для судов и кораблей, создано более 200 колоколов. Они установлены на колокольне храма во имя Великомученицы Екатерины в Царском селе, в церкви Великомученика и целителя Пантелеймона в Санкт-Петербурге, в Свято-Вознесенском женском монастыре в  г. Смоленске, в Спасо-Преображенской церкви (п. Локия) и многих других храмах.

Источники информации:

on-v.com.ua

К о л о к о л ь н я


         

Колокольня — башня с открытым ярусом, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило стоящая отдельно от основного здания храма, называется итальянским словом кампанила.

В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни. На иконах XVI века встречаются изображения деревянных восьмигранных колоколен. В московский период начали возводить из камня. После восьмиугольной начали делать четырёхугольные и круглые, имеющие в завершении шатёр либо шести- и восьмигранную пирамиду, иногда луковку.

Но всегда здание колокольни возводилось отдельностоящим либо с примыканием к какой-либо стороне здания храма. Высота колокольни была незначительной. Единственное исключение — Колокольня Ивана Великого в Москве. Высокие и связанные с церковью планом колокольни, появились на Руси только в XVIII веке.

Список самых высоких православных колоколен России


  1. Петропавловский собор 122,5 м  (Петербург)
  2. Воскресенский собор 106 м  (Шуя)
  3. Спасо-Преображенский собор 93,8 м  (Рыбинск)
  4. Церковь Петра и Павла 93,7 м  (пос.Поречье-Рыбное)
  5. Николо-Угрешский монастырь 93 м  (Дзержинский)
  6. Николаевская Бирлюковская пустынь 90,3 м  (д.Авдотьино Моск. обл.)
  7. Троице-Сергиева лавра 88 м  (Сергиев-Посад)
  8. Рязанский Кремль 83,2 м  (Рязань)
  9. Всехсвятский кафедральный собор 82 м  (Тула)
  10. Свято-Троицкий монастырь 81,6 м  (Алатырь)

   В базе — 38 Колоколен

Институтом Русской Цивилизации в 2010 году была выпущена историческая энциклопедия Русские монастыри и храмы

Энциклопедия включает 1348 статей, содержащих описание русских монастырей и самых известных храмов.

Подобное обобщающее издание о монастырях публикуется впервые. Представлено 1812 иллюстраций из архивов, редких книг, а также современные фото.

Скачать данный материал можно здесь: (формат PDF размер 40МБ)

www.golddomes.ru

Восемь знаменитых колоколов мира

1. История гласит, что царственных гигантов было на самом деле четыре. Первый колокол отлили в 1600 году, дав ему официальное имя Большого Успенского колокола. Правда, прадеду нынешней российской «знаменитости» не повезло: во время пожара он упал и разбился. Впрочем, такая же участь постигла и его потомков. Второй Царь-колокол разбили во время рождественских звонов, третий пострадал при пожаре в 1701 году.

Четвертый Царь-колокол, который жив и поныне, был создан 25 ноября 1735 года по приказу императрицы Анны Иоановны. На все подготовительные работы – от проекта до строительства плавильных печей — ушло фактически пять лет. Плавка металла продолжалась всего 36 часов, а отливка и того меньше – 1 час и 12 минут. Однако «спеть» 200-тонной знаменитости так и не удалось. Пока шли чеканные работы, случился очередной пожар в Кремле. Сбежавшийся народ решил залить Царь-колокол водой, дабы он окончательно не расплавился. Благодаря усердию и старанию новоиспеченных «пожарных» металл треснул. Так самый большой колокол в мире потерял «кусочек» весом в одиннадцать с половиной тонн.

После этого интерес москвичей к колоколу угас, и медный бедолага почти сто лет пролежал в литейной яме. Только в 1819 году, когда в Кремле велись восстановительные работы после нашествия армии Наполеона, о Царь-колоколе вспомнили, подняли на свет божий и в 1836 году установили на постамент.

Впрочем, Царь-колокол – далеко не единственная знаменитость в мире колоколов. Сегодня мы рассказываем и о других «коллегах» российского гиганта.

2.116 тонн счастья. Колокол Счастья (Bell of Good Luck) является преемником нашего Царя-колокола. В настоящее время это крупнейший в мире действующий колокол, причем, отлитый с первого раза относительно недавно – в конце 2000 года. Его созданием занималась китайская компания Tianrui Group.

Инженеры уверяют, что 116 тонн счастья (проектный вес – 108 тонн) обладают отличным тембром. Долго длящийся звук красивой окраски слышать все жители города Пингдингшан (провинция Хэнань).

Bell of Good Luck — крупнейший в мире действующий колокол.

О современнике XXI века мало что известно – колокол достаточно молод и еще не успел обзавестись историей. Однако в его «паспорте» четко прописаны метрические данные: высота китайского гиганта – 810,8 см, диаметр – 511,8 см. Украшен Колокол Счастья орнаментами и иероглифами, а звонят в него при помощи специального ударника, расположенного снаружи.

3. Японские «куранты». Собратом китайского Колокола Счастья является Большой колокол храма Тион-ин (Другой вариант произношения – Чион-ин) в японском городе Киото. Он также обладает внушительным размером: диаметр колокола — 2,8 м, высота — 3,3 м, вес – 74 тонны.

Неизвестно, кто отлил сего гиганта, но достоверно известна дата появления на свет и храма, и самого колокола. Тион-ин был построен в 1234 году и по сей день является главной резиденцией школы буддизма Дзёдо (Jodo). А колокол появился при храме в 1633 году.

Большой киотский колокол звучит исключительно по праздникам.

Чтобы заставить Большой колокол спеть, требуются усилия 17 монахов. Они, раскачивая бревно, ударяют им в колокол, заставляя его фактически «отпускать» грехи всем людям.

Дело в том, что Большой киотский колокол звучит исключительно по праздникам. В Новый год он выполняет функцию курантов, отсчитывая положенные 108 ударов. Буддисты верят, что человеку присущи 108 мирских страстей и прегрешений, с которыми необходимо бороться, чтобы достичь желаемого просветления. Так вот, каждый удар колокола Тион-ин как раз и отгоняет один из грехов.

Технология «гонения страстей» проста. Монахи ждут, пока стихнет гудение от первого удара, затем раскачивают бревно и бьют по колоколу вновь. И так все 108 ударов. Порой этот процесс занимает более часа. Зато все японцы чётко знают: последний удар Большого киотского колокола в прямом эфире всех ТВ-каналов и знаменует приход Нового года.

4. Имени лорда. Сегодня почему-то у большинства туристов Биг-Бен ассоциируется именно с Часовой башней (ныне башня Елизаветы) Вестминстерского дворца в Лондоне. Однако это не совсем верно. Большим Беном (а именно так переводится это название с английского) изначально звали самый большой из шести колоколов знаменитых английских часов.

У туристов Биг-Бен обычно ассоциируется с Часовой башней Вестминстерского дворца в Лондоне.

В 1844 году британский Парламент одобрил идею строительства башни с наиточнейшими часами. Разработку проекта поручили Эдмунду Беккету Денисону, который «завалил» первый тест колокола. Желая превзойти самый тяжелый йоркский колокол по имени Великий Пётр, Денисон изменил формулу сплава металлов и форму будущего «ударника». При испытании колокол треснул.

Второй вариант вышел в разы удачнее. Это так вдохновило лорда Бенджамина Холла, что 31 мая 1859 года, как раз в день первого звона сверхточных часов, он произнёс утомительно-длинный монолог на сессии Парламента, кстати, посвященной названию колокола. Кое-кто из слушателей не выдержал и произнёс: «А почему бы не назвать колокол «Биг Беном» (прозвище лорда Холла – прим. автора) и, наконец, покончить со всем этим…». Это предложение было встречено взрывом хохота и единогласно одобрено. Так по одной из версий знаменитый британский колокол и получил свое имя.

Правда, через каких-то два месяца после установки и первого звона Биг-Бен снова треснул и замолчал на целых три года. Но специалисты сделали квадратный пропил у основания трещины, уменьшили вес молотка, а сам колокол развернули на четверть оборота. Эти меры помогли вернуть голос гордости Англии, придав Биг-Бену весьма оригинальное звучание.

5. Возрожденная «Королева всех колоколов». Колокол Maria Gloriosa («Слава Марии»), отлитый нидерландским мастером Герхардусом Воу де Камписом еще в 1497 году, «прописан» в немецком городе Эрфурте. Его высота составляет 254 см, диаметр — 257 см в диаметре, а весит гигант, посвященный Деве Марии, почти 11 с половиной тонн. «Пела» Maria Gloriosa при содействии аж восьми звонарей.

Звонил колокол не только во время служб, но и во время важных праздников, чумы, войн и разгула стихии. И голос его был настолько мелодичен и звучен, что жители Германии прозвали Maria Gloriosa «Королевой всех колоколов».

«Королева», пережив большой пожар в 1717 году, две мировые войны и реконструкцию (для колокола изготовили специальный электропривод к механизму качания), дала трещину в 1984 году, аккурат в Рождественскую ночь – с 24-го на 25-е декабря.

Жители Германии прозвали Maria Gloriosa «Королевой всех колоколов».

Специалисты, тщательно изучив колокол, приняли решение восстановить его. Трещину заполнили расплавленной бронзой, состав которой был максимально приближен к оригинальному составу Maria Gloriosa. Реставрация прошла успешно, и уже 8 декабря 1985 года «Королева всех колоколов» зазвонила вновь. Тысячи людей услышали ее обновленный голос и… нашли, что колокол по-прежнему хорош и великолепен. Это же подтвердил и акустический анализ. В настоящее время Maria Gloriosa «работает» только по большим церковным праздникам и по особым случаям.

6. Свобода с трещинкой. Знаменитый Колокол Свободы, который 8 июля 1776 года возвестил оглашение Декларации Независимости Соединенных Штатов Америки, сложно назвать везунчиком. Первый его вариант попросту треснул при пробном ударе. Тогда колокол решили перелить, слегка изменив состав, и… потеряли в красоте голоса. Еще одна переделка с восстановлением прежнего сплава – и Колокол Свободы наконец-то установили в Зале Независимости в Филадельфии. Он звонил каждое 4 июля и по особым случаям вплоть до 1835 года. А потом звонкая свобода дала трещину во время похорон генерального судьи Джона Маршалла.

В 1846 году трещину попытались устранить, но, увы, весьма неудачно. Отзвонив по случаю Дня рождения Вашингтона, Колокол Свободы умолк навсегда. Сегодня «почётный пенсионер» с трещинкой хранится в стеклянном павильоне рядом с Залом Независимости.

Сегодня Знаменитый Колокол Свободы хранится в стеклянном павильоне рядом с Залом Независимости в Филадельфии.

В 1976 году к 200-летию США на заводе «Whitechapel» был отлит новый Колокол Свободы, однако и новичок испытал на себе то, что мы называем законом подлости или превратностями судьбы. Колокол пережил два нападения. В начале 70-х годов мужчина ударил по нему выхлопной трубой, а в 2001 году молодой человек приложился по символу свободы молотком, оставив несколько вмятин. Почему Колокол Свободы так привлекает неадекватных людей, до сих пор неизвестно.

7. Четверка из Нотр-Дама. В ноябре 2012 года весь мир облетела весть: четверку колоколов знаменитого Нотр-Дам де Пари заменят. Анжелику-Франсуазу, Антуанетту-Шарлотту, Гиацинту-Жанну и Дени-Давида (именно такие имена носят эти колокола) отдадут в переплавку, сделав из них пушку. Такое решение было принято в связи с празднованием 850-летнего юбилея парижского собора, которое состоится в ноябре 2013 года.

Увы, но колоколам Нотр-Дама просто не повезло. В годы Французской революции их переплавили в пушки, а новые «певуны», отлитые в 1856 году были некрасивы, как известный горбун из романа Виктора Гюго, и голоса имели неблагозвучные. А всему виной – экономия. Как отмечает The Guardian, для середины XIX века колокола обошлись Нотр-Дам де Пари весьма дешево, да и технология их изготовления хромала на обе ноги.

В феврале 2012 года четверку сняли, начав работы по созданию новых восьми колоколов. Их отливали по старинной методе, предполагающей литье бронзы в формы из глины, смешанной с конским волосом и навозом. Это, по словам специалистов, должно было помочь вернуть то самое звучание, воспетое еще в романе «Собор Парижской Богоматери».

Один из новых колоколов Нотр-Дама, отлитый по старинному «рецепту».

На восстановление былой гордости Нотр-Дама выделили 2 миллиона евро. И вот уже в феврале 2013 года девять колоколов (на один больше обещанного) появились в главном парижском соборе. Имена им, конечно, поменяли. Теперь Нотр-Дам украшают Мари, Дени, Габриэл, Этьен, Бенуа-Жозеф, Марсель, Анна-Женевьева, Морис и Жан-Мари.

8. Королевский колокол для особых случаев. Колокол Зигмунта (или же просто Зигмунт) является самым известным краковским колоколом и по совместительству одним из символов Польши. Считается, что его звон оберегает жителей Кракова и всей Республики Польши от бед и несчастий.

Зигмунта отлил в 1520 году немецкий литейщик Ганс Бегам, однако впервые колокол подал голос только 13 июля 1521 года. И до сих пор его, как и Вавельский замок, в котором «прописан» колокол, окружают легенды. По одной из них Зигмунт был создан из переплавленных российских пушек, а по другой – в создании колокола участвовал даже придворный поэт.

Король Сигизмунд I Старый мечтал о колоколе, который бы жил века и озвучивал славу его страны, сливаясь с ритмом биения сердец всех-всех-всех поляков. Об этом желании король поведал придворному поэту, а тот, решил исполнить мечту своего господина. Поэт пошел в мастерскую, где отливали колокол, и бросил в жидкий металл струну из своей лютни. Так, помимо звучного голоса, колокол Зигмунта получил еще одну способность – способность исполнять желания.

Говорят, что если человек дотронется до языка краковского колокола левой рукой, то его мечта обязательно воплотиться в реальность, но при условии, что помыслы мечтающего чисты, как слеза младенца.

Говорят, что если человек дотронется до языка краковского колокола левой рукой, то мечта обязательно мсполнится, если помыслы мечтателя чисты

Сегодня Зигмунт звучит в дни католических и национальных праздников, а также по особым случаям. Так, например, главный колокол Вавельского замка звонил 1 сентября 1939 года, когда нацистская Германия вторглась в Польшу, накануне вступления республики в Евросоюз, после авиакатастрофы в Смоленске и во время похорон папы Иоанна Павла II в 2005 году и Леха Качинского в 2010 году.

www.smol.kp.ru

Колокол — Википедия

Устройство подвесного европейского колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык, 10. заплечики

Ко́локол — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой. Обычно колокола отливают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.

Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — учение, наука).

Слово звукоподражательное, с удвоением корня (*kol-kol-), в древнерусском языке известно с XI века. Восходит предположительно к той же основе, что и древнеиндийское *kalakalah — «неясный глухой звук», «шум», «крик» (для сравнения в хинди: колахал — «шум»).[1]. Форма «колокол» сформировалась, вероятно, по созвучию с общеславянским *kol — «круг», «дуга», «колесо» (для сравнения — «колесо», «около» (во’круг’), «коловорот» и т. д.) — по соответствию формы.

В других индоевропейских языках встречаются родственные по происхождению слова: лат. calare — «созывать», «восклицать»; др.-греч. κικλήσκω, др.-греч. κάλεω — «звать», «созывать»; нем. Glocke — «колокол», литовское kankalas (от kalkalas) — колокол и др.

В германской ветви индоевропейских языков слово «колокол» восходит к праиндоевропейскому *bhel- — «издавать звук, шум, рёв»: англ. bell, н.-в.-н. hallen, hel, свн hille, holl, и др.

Другое славянское название: «кампан» происходит от лат. campāna, итал. campana. Данное название в честь итальянской провинции Кампания, которая одна из первых в Европе наладила производство колоколов. На Востоке кампаны появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I подарил 12 колоколов императору Василию Македонянину[2].

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында). Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом. Впрочем, «неблагочестивые» имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола «Козёл» и «Баран», названые так за резкий, «блеющий» звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван «Лебедем» за высокий, чистый звук). В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду — «Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango» («Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю»). Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай «крестин колокола» (соответствует православному освящению колокола).

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни[3][4]. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов[5].

Колокола в Русской православной церкви[править | править код]

Церковный колокол

Колокола на Руси появились почти одновременно с принятием христианства в конце X века[6]. Их заимствовали из Западной Европы[6], при этом, они не смогли полностью вытеснить било с теми же функциями, просуществовавший до XIX—XXI веков[7]. Больших размеров колокола начали отливать лишь в XV веке с появлением собственных металлургических заводов[6]. Звон колокола созывал людей на богослужение или вече, для совместного отпора захватчикам, на почёт героев-победителей. На широких просторах России старались отливать большие колокола с низким сильным звуком, который можно слышать на больших расстояниях (например, предшественник «Царя-колокола» 1654 года при Алексее Михайловиче весил около 130 тонн и слышен был на 7 вёрст)[6]. Колокола были единственным используемым музыкальным инструментом в богослужении[6]. Согласно Адаму Олеарию в России начала XVII века на московских колокольнях висело до 5-6 колоколов весом до 2 центнеров, с которыми управлялся один звонарь[6]. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.

В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Великом Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком. Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойдённые в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн). После 1917 г. литьё колоколов продолжалось на частных заводах в 1920 гг. (эпоха НЭПа), но в 1930-е прекратилось полностью. В 1990-е гг. многое приходилось начинать с нуля. Литейное производство освоили такие гиганты как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод. На этих заводах изготовлены нынешние колокола-рекордсмены: Первенец 2002 г. (27 тонн), Благовест 2002 г. (35 тонн) завода ЗИЛ, Царь-колокол 2003 г. (72 тонны) Балтийского завода.

В Русской православной церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвонные) колокола.

Благовестники[править | править код]

Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на богослужение[6]. Их можно подразделить на следующие виды:

  • Праздничные колокола

Праздничные колокола используются в двунадесятые праздники, праздник Святой Пасхи, при встрече епископа. Настоятель храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме. Праздничный колокол должен быть самым больши́м по весу в наборе колоколов.

  • Воскресные колокола

Воскресные колокола используются в воскресные дни и в «великие праздники». При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.

  • Постовые колокола

Постовые колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.

  • Полиелейные колокола

Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).

  • Будничные (простодневные) колокола

Простодневные колокола используются в будние дни седмицы (недели).

Помимо благовестника, большие колокола (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на божественной литургии. Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента богослужения.

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые «часовые» колокола, в которые «отбиваются» часы.

Подзвонные колокола[править | править код]

Подзвонные колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона. Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику. Отдельно подзвонные колокола используются при так называемом звоне «в двои», который осуществляется на литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост. При отсутствии благовестников звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.

Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.

Зазвонные колокола[править | править код]

Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Посредством использования зазвонных и подзвонных колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов богослужения. Так, к вечерне звонится один трезвон, к утрене — два, к божественной литургии — три. Трезвоном отмечается также чтение Евангелия. Трезвоны происходят с участием благовестника.

Размещение колоколов[править | править код]

Церковь Св. Екатерины у Тучкова моста

Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является примитивная звонница, выполненная в виде перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии.

В церковной традиции первоначально был распространён архитектурный приём, когда специальную башню — колокольню — устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука. В древнем Пскове звонница нередко включалась в конструкцию основного здания.

В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. В наиболее поздних постройках, преимущественно в XIX веке, колокольню вводили в конструкцию церковного здания. И тогда колокольня, бывшая первоначально вспомогательным сооружением, становилась доминирующим элементом в его облике. Примером такого вмешательства является пристройка колокольни к православной церкви Св. Екатерины на Васильевском острове Петербурга. Иногда колокола размещались непосредственно на здании Храма. Такие церкви назывались «иже под колоколы». До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населённом пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.

Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов специально делалась отличной от церковных, благодаря чему сигнал всегда можно было легко опознать. Сигнальные колокола также называли набатными. На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам. Так же в рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени.

Классический колокол как музыкальный инструмент[править | править код]

Данные в этой статье приведены по состоянию на 1900 год.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Бронзовый колокольчик

Вид изнутри

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблён колокол весом в 22,9 т. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31 т.), московского (70,5 т) или Царь-Колокола (200 т). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука[8]. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.

Колокола в русской музыке[править | править код]

Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков как в оперном, так и в инструментальном жанрах.

Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор)[9]
Православный храм с навершием в форме колокола

Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин», или «Жизнь за царя», Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», Бородин — в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский — в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими.

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находились также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича. В настоящее время на строй К. обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата, подобного метроному. Гармонически настроенные К. протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Ореанде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см. «Журнал Русского Физико-химического Общества», т. XVI, 1884 г. и стр. 17, «Русского Паломника», 1887 г., № 17). Набор маленьких К., применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.

Часы-куранты башни городской думы в Санкт-Петербурге. Видны циферблат и колокол, снаружи которого установлен специальный боёк

Название — от (фр. carillon). В отличие от курантов, способных исполнять лишь ограниченное количество произведений, предусмотренных при изготовлении подобно тому, как это имеет место музыкальной шкатулке, карильон представляет собой подлинный музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные музыкальные пьесы. Карильон установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге по инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века. Подробная история карильона Петропавловского собора в Петербурге: В Петропавловской крепости находится самое большое количество колоколов в мире. В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон — дар Фландрии Санкт-Петербургу, состоящий из 51 колокола диапазоном 4 октавы. Стоит он около 300 тысяч долларов и был приобретен директором голландской Мехеленской карильонной школы Йо Хаазеном на пожертвования 352 спонсоров из десятков стран. Среди дарителей — фонд Романовых и королевская чета Бельгии, благодаря которым в карильоне появился самый тяжелый колокол весом более трех тонн. На колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс колоколов — голландских и русских. Из 103 колоколов, расположенных на четырех уровнях соборной колокольни, 31 колокол датируется 1757 годом — это сохранившаяся часть второго голландского карильона. История часов Петропавловского собора с боем и курантами началась в 1720 году, когда в Петербург из Голландии был доставлен часовой механизм, комплект из 35 колоколов и клавиатура карильона. В 1725 году на колокольне Петропавловского собора во втором ярусе была устроена русская звонница. Благовест, раздававшийся с Петропавловского собора, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах. К началу XX века русские колокола звонницы обветшали, и 27 новых колоколов для звонницы были изготовлены в 1905 году гатчинским заводом А. С. Лаврова. После Октябрьской социалистической революции часы остановили. В 1937 году их неудачно пытались настроить на исполнение «Интернационала». Часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1947 году началась реставрация курантов Петропавловского собора, и через пять лет русские колокола бывшей звонницы начали вызванивать первые такты гимна Советского Союза. Гимн исполнялся четыре раза в сутки вплоть до 1989 года, когда куранты вновь остановили для комплексных реставрационных работ.

В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). В позднем императорском и современном Китае колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (таковы Колокольная башня в Сиане и башни Гулоу и Жоглоу[en] в Пекине), расположенные на которых колокола и барабаны подавали сигнал на заре и при заходе солнца, а также в случае чрезвычайных событий.

Скоба, за которую подвешивается китайский колокол, часто отливается в виде зверька пулао (кит. 蒲牢). По легенде, пулао — один из девяти сыновей китайского дракона, который любит громко кричать. Потому ему и досталось место на колоколе[10].

Колокола доимперской эпохи[править | править код]

Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий XX в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез. Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два чётких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу. О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.

Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная «нога», не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него юнчжун сохранил «ногу» для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри «нога» колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.

Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана. По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покорённых царств.

  1. ↑ Этимологический словарь русского языка (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 декабря 2016. Архивировано 25 декабря 2016 года.
  2. ↑ Полный церковнославянский словарь протоиерей Григорий Дьяченко
  3. ↑ Валенцова М. М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. — М.: Индрик, 1999.
  4. Фрэзер Дж. Дж. Глава V. Золотые колокольчики // Фольклор в Ветхом завете = Folk-Lore in the Old Test Testament. — 2-е изд. — М: Политиздат, 1990. — С. 486—509. — 542 с.
  5. ↑ Опарин А. А. «И камни возопиют…»: Монография. — Харьков: Факт, 2000. ISBN 966-7099-99-7
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Барковская Светлана Петровна. Русская духовная культура: Учебник для студентов среднего профессионального образования по музыкальному и педагогическому направлениям подготовки. — Scientific magazine «Kontsep, 2013-03-11. — 297 с.
  7. Анатолий Степанович Каргин, Анна Владимировна Костина, Государственный республиканский центр русского фольклора (Russia). Фольклор малых социальных групп: традиции и современность : сборник научных статей. — Гос. республиканский центр русского фольклора, 2008. — 308 с.
  8. Рогаль-Левицкий Д. Р. Гл. 4. Ударные инструменты, «Колокольчики» // Современный оркестр. — М.: Государственное Музыкальное издательство, 1953. — Т. 2. — С. 357. — 448 с.
  9. Ярешко А. С. Колокольные звоны в творчестве русских композиторов (к проблеме фольклор и композитор) // Всероссийская науч.–практ. конференция «Фольклор народов России» : Материалы конф.. — Астрахань: Наука, 2003. (недоступная ссылка)
  10. ↑ Welch, Patricia Bjaaland. (Вельч, Патрисия Бьяаланд) . Chinese Art (Китайское искусство). Tuttle, 2008. ISBN 080483864X. Частичный текст на Google Books.

ru.wikipedia.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о