Самая большая мозаика: 7 мест, которые вас удивят — Российское фото

Содержание

7 мест, которые вас удивят — Российское фото

Чудо из ничего. Пожалуй, именно так можно охарактеризовать мозаичное искусство. Предлагаем семь мест, которые удивят даже самого искушенного путешественника.


Парк Гуеля, Барселона

Антонио Гауди был большим любителем составлять композиции из фрагментов стекла и керамики. Именно он считается автором первого в мире произведения из хлама: архитектор просил рабочих с окрестных строек приносить ему осколки плитки и битую посуду. Так появилась знаменитая лестница Парка Гуэля, мозаичные скамейки в виде морского змея и пестрая саламандра, ставшая символом Барселоны. А потолок «Зала ста колонн» сделан из бывших флаконов для розовой воды.


Мозаики Равенны, Сицилия

В V-VI веке, когда Равенна побывала столицей Западной Римской империи и снова вернулась в состав Византийской, были созданы те самые мозаики, которые впечатляют нас по сей день.

Композиции из цветного стекла, смальты, полудрагоценных камней и мрамора в базиликах Сант-Аполлинаре-ин-Классе и Сан-Витале иллюстрируют церковные догмы через символы Священного Писания. Третья обязательная для посещения точка Равенны — базилика Сант-Аполлинаре-Нуово.


Мозаики Мадабы, Иордан

Мадабу называли «городом мозаик» — с того момента, как византийские мастера стали украшать ими христианские храмы. Первым делом надо идти в церковь Святого Георгия, где на полу выложена древняя карта Святой земли с Иерусалимом в центре. Непременно посмотрите мозаики в церкви Пресвятой Богородицы и напольное панно «Воплощение моря» на развалинах церкви Апостолов.


Муральный проект керамической мозаики Ханоя (Hanoi Ceramic Mosaic Mural Project), Вьетнам

Самая большая керамическая мозаика мира, согласно Книге рекордов Гиннеса, — Hanoi Ceramic Mosaic Mural Project, ее площадь составляет 1,570.2 кв.м. Идея принадлежала журналистке и художнице Нгуен Ту Туй.

Изображения, иллюстрирующие историю Вьетнама, современные произведения и детские рисунки заменили разномастные граффити, которыми была исчерчена дамба реки Хонгха́ (Красная река). Трехлетний проект был завершен к тысячелетию Ханоя. Всего над 4-х километровой мозаикой работали 35 вьетнамцев и 10 художников из других стран.


Вилла дель-Казале

Обширная древнеримская вилла, построенная в начеле IV века на Сицилии, прославилась отлично сохранившимися мозаиками, которые являются частью дизайна чуть ли ни каждой комнаты. Хит коллекции — спортивные девушки в бикини: в их кроссфит-программу входили игра в мяч, метание диска, бег с гантелями и другие менее принятые сейчас активности. Недавно вилла вошла в список Наследия ЮНЕСКО.


Пятничная мечеть, Иран

Стены древней соборной мечети города Йезд (XII-XIV вв.) почти полностью покрыты мозаикой — и внутри, и снаружи. Возможно, именно за это памятник архитектуры поместили на банкноте в 200 риалов. Особо впечатляет самый высокий минарет Ирана (48 м.), декорированный орнаментами из мелкой плитки.


Дом Пикассетт, Франция

Однажды житель городка Шартр Реймонд Исидор шел по улице и увидел валяющиеся кусочки битого стекла и посуды. Так началось его увлечение мозаикой, и за четверть века он украсил необычными картинами все поверхности своей собственности, включая мебель, полы и потолки, сад и внутренний дворик. Автор даже получил кличку «Пикассо тарелок» (Picasso de l’assiette), от чего и произошло название дома.


Хотите открыть для себя новые места и путешествовать с комфортом?
Узнайте, как в этом помогает участие в Russian Photo Club

Самая большая в мире наружная мозаика установлена на строящемся сахалинском соборе

Изготовленную иерусалимскими мастерами мозаику с изображением Иисуса Христа, установили на главный вход строящегося православного собора. Ее высота более 14 метров – это самое большое в мире наружное мозаичное панно на храме, — сообщает корр.

ИА SakhalinMedia.

Самый большой на Дальнем Востоке православный собор Рождества Христова построили в Южно-Сахалинске. Его высота около 70 метров. Площадь храма – 5,59 тысячи кв м. Его смогут посещать одновременно более 1 тысячи прихожан.

Храм выдержан конструктивно в новгородском стиле, на трех этажах галереи, где прихожане могут совершать молебен вместе со всеми.

По словам ключара Воскресенского кафедрального собора, иерея Василия, когда еще закладывали собор, возникла идея – собрать в нем все самое лучшее в России и христианском мире. Большие колокола по древним традициям отливались в Москве. Самый весомый называется «Сахалин». Поменьше колокола отливались в мастерских Воронежа и других городах. Везли их на Сахалин через всю Россию. В каждом городе демонстрировали колокольный звон.

— Вначале был создан художественный совет, его председателем стал руководитель иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Лука. Советом было принято решение, что центральная мозаика и мозаика в алтаре будут собираться в Иерусалиме. В святых местах, где Господь родился, где жил и проповедовал, где был распят на кресте и месте погребения и воскрешения Господа. Иерусалимские мастера сделали мозаики, соблюдая все христианские традиции. При этом учли, что они сейчас расположились на полукруглом своде. Ее высота 14,5 метров – это самая большая наружная мозаика в мире. На ней изображен Спаситель. Этот уникальный проект мы приняли по благословению Патриарха Кирилла, — сообщил отец Василий.

Основание облицовано гранитом, привезенным из Индии, наружные стены отделаны белым мрамором. По периметру храма расположены мозаичные тематические панно со сценами из жизни святых. Эти мозаики собирались в Москве.

Для храма изготовлен в Троице-Сергиевом посаде иконостас высотой 15,5 метров и шириной 18 метров. Внутренние иконы стали последней работой знаменитого иконописца Александра Соколова, скончавшегося в прошлом году. Стены подготовлены под роспись, их постепенно (согласно технологии, спешить здесь нельзя) будут выполнять в стиле московской школы специалисты пяти компаний.

Предполагаемая площадь росписи – более 6,5 тысяч кв м. При этом обязательно будут соблюдены традиции художественной школы преподобных Андрея Рублева и Дионисия. Это древнерусские и новгородские традиции росписи, отличные от византийского стиля.

В храме очень большие витражи, каждое окно весит около 10 тонн. Они созданы и собраны в Москве по итальянской технологии и рассчитаны на века.

Полы выкладываются гранитной плиткой, по которой пройдут сотни тысяч людей. Также на лицевой стороне храме под колоколами, установили часы.

Напомним, что для возведения самого большого в островном регионе собора строители применили более 8 тысяч кубов бетона и 900 тонн арматуры. При этом высота звонницы достигает почти 40 метров. С такой высоты колокола будут возвещать о начале служб и проведении православных торжеств. Для того, чтобы поднять бронзового исполина весом в шесть с половиной тонн, вызывали специальный кран повышенной грузоподъемности. Установку начали с торжественной церемонии освещения колоколов, а сразу после этого, как только гигантский музыкальный инструмент оторвался от земли, заставили его подать голос.

— В помещении нижнего храма, который будет освящен в честь трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, регулярно ведутся богослужения. Мы стараемся проводить их не чаще одного раза в неделю, чтобы не мешать строителям. С молитвой процесс строительства идет быстрее. Это важно, поскольку строится главный собор Сахалинской епархии, он будет самым большим в области — более 70 метров в высоту, — рассказала монахиня Илариона (Фунтова).

— Художественные элементы изготавливали разные организации. К примеру, иконостас верхнего храма делали в Сергиевом Посаде, а нижнего – в Волгодонске. Прежде чем что-то заказать, объявляли конкурсы. Выезжали в организации, которые делали заявки, чтобы видеть, где и как делается. Поскольку мы понимаем, что это сооружение монументальное, оно построено на многие – многие годы, – рассказал архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Строительство собора в Южно-Сахалинске вступило в финальную стадию

Первым куполом под цвет неба увенчали строящийся главный православный собор Сахалина

Самый большой купол установили на главный православный храм Сахалина

Три больших колокола поднимут на колокольню нового собора Южно-Сахалинска

5. 04.2016

Мозаика — ГМП «Исаакиевский собор»

В Древней Греции, а затем и в Древнем Риме мозаикой называли искусство составления различных изображений из цветных камней, стекла, эмали на специальной мастике. Происхождение слова «мозаика» – от лат. musivum – букв. «посвященная музам». В раннем средневековье своими мозаиками славилась итальянская Равенна. В начале первого тысячелетия этот город становится столицей Западной Римской империи и переживает период подлинного расцвета. В конце V века здесь было местопребывание главы византийского правительства, и Равенну украшали многочисленные памятники и храмы, в убранстве которых использовали мозаику.

Сохранившиеся до наших дней мавзолей Галлы Плацидии (V в. н.э.), базилика Сант Аполлинаре Нуово (нач. VI в. н. э.), церковь Сан Витале (сер. VI в. н. э.) поражают своим мозаичным убранством. Мозаичное искусство Италии характеризуют достоверность изображения, сочные краски смальты, точная передача цветов и оттенков. В Равенне это древнее искусство процветает и в настоящее время, здесь по-прежнему работает специальное отделение мозаики при Академии изящных искусств. 

В России мозаика впервые упоминается в XI веке в связи со строительством Софийского собора в Киеве. 

В XVIII веке великий русский ученый М. В. Ломоносов заинтересовался мозаикой, изучил ее технику и технологию изготовления цветного стекла смальты, основал свою мозаичную мастерскую. Вместе со своими учениками он выполнил несколько работ, в том числе знаменитую «Полтавскую баталию» в петербургской Академии наук. После смерти Ломоносова мозаичная мастерская прекратила свою деятельность. 

Повод для возрождения этого искусства в Росси в XIX веке – художественное убранство Исаакиевского собора, в котором можно увидеть 62 мозаики общей площадью более 600 кв. метров. Идея о постепенной замене живописи на мозаику появилась у Монферрана, видимо, еще в то время, когда он понял, что в Исаакиевском соборе невозможно создать летом и зимой постоянные температуру и влажность – главное условие сохранности живописного убранства. Он укрепился в этой идее после поездки в Европу, когда увидел и оценил итальянские мозаики.

В 1840-х годах императорская Академия художеств рассмотрела проект создания в Санкт-Петербурге мозаичного заведения, предложенный куратором русских пенсионеров в Риме П. Н. Кривцовым и академиком Г.-Ф. Веклером. Наконец последнее слово было за Николаем I. Путешествуя по Италии в 1846 году, император обратил внимание на мозаичные иконы в одном из римских соборов и принял решение о замене живописи Исаакиевского собора на мозаику. 

Четыре русских пенсионера Академии художеств – В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов и С. Ф. Федоров отправились в Рим изучать мозаичное дело в мастерской Барбери. Их учителями стали итальянцы Р. Кокки и Л. Рубиконди, которые в 1851 году вместе с учениками переехали в Петербург. Сюда же были приглашены смальтовары братья Джустиано и Леопольдо Бонафеде. После обучения в Италии русские мастера привезли исполненные ими мозаичные работы: икону «Св. Николай», копию пола в Отриколи и изображения голов четырех евангелистов (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). 

В созданном при Академии художеств мозаичном заведении было налажено производство смальты – сплава стекла с металлическими красителями. В зависимости от состава и содержания компонентов возможно получение смальты различных оттенков цвета: розового и фиолетового (при помощи соединений золота), красного и зеленого (соединения меди), синего и голубого (соединения кобальта).

Русские смальтовары добились значительных успехов. Кроме основных тонов, ими были получены так называемые смальты отражательного огня, состоящие из нескольких цветовых оттенков, переходящих из одного в другой, или имеющих пеструю окраску с прожилками. Именно благодаря новым смальтам возможности русских мозаичистов по точному воспроизведению живописных оригиналов значительно возросли. 

Мозаичные работы для Исаакиевского собора начались в 1851 году и продолжались до 1917 года.  

В европейском искусстве середины XIX века определился приоритет римского набора мозаики: кусочки смальты правильной геометрической формы на гипсовом грунте наносятся на твердое основание. Это было особенно удобно при изготовлении копий живописных произведений. 

Не менее важным было производство «золотой канторели», смальты для набора фона мозаичных икон. Для ее изготовления на стеклянную пластину выкладывали листки сусального золота, заливали его расплавленным прозрачным стеклом и после этого прессовали – золото прочно спаивалось со стеклом.

Набирали мозаику следующим образом: окантованный металлической рамой деревянный ящик покрывали гипсом, и на него через кальку переносили контуры живописного оригинала. По кусочкам, скалывая гипс, заменяли его смальтой, подбирая ее по контуру и цвету живописного оригинала и укрепляя на специальной мастике. Кусочки смальты плотно подгонялись друг к другу, затем мозаику переворачивали, предварительно обертывая тканью, чтобы набор не рассыпался, очищали от мастики и заливали цементным раствором. Лицевая поверхность картины шлифовалась, полировалась, швы между смальтой тонировались цветным воском. 

Первыми были изготовлены мозаики первого яруса главного иконостаса по оригиналам Т. А. Неффа. Интересны работы «Св.Екатерина» А. Н. Фролова, Э. Линдблата и Ф. Гартунга, а также «Св. Николай» И. С. Шаповалова, М. П. Муравьева и М. И. Щетинина. Мозаичными копиями заменили иконы второго яруса главного иконостаса, а также «Страсти Господни» и четыре евангелиста. 

Блестящий образец мозаичного копирования – икона «Тайная вечеря», самая большая по площади мозаика (19,24кв.м), выполненная в 1869–1886 годах И. П. Кудриным, И. А. Лаверецким, М. П. Муравьевым, И. А. Пелевиным, Н. Ю. Силивановичем, Ф. Ф. Гартунгом, В. А. Колосовым,  Н. М. Голубцовым.

«Тайная вечеря» выполнена с применением метода оптического смешения цветов. 

Для получения нужного оттенка кусочки смальты разных цветов подбирались так, чтобы на расстоянии их цвета сливались в нужный тон. Это особенно заметно на примере плаща Иуды: при ближайшем рассмотрении оказывается, что его белый цвет состоит из смальты самых разных оттенков – зеленоватых, желтоватых и голубоватых.  

В мозаиках Исаакиевского собора прекрасно воспроизводятся и холодный блеск металла, и атласные одежды, и живое тепло человеческих рук. Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 цветов и оттенков. 

По технике набора мозаики иконостасов отличаются от работ более позднего времени. Так, «Апостол Петр», предназначенный для барабана купола, выполнен несколько иначе. Его поверхность не заполирована, и расположенные под разными углами кусочки смальты образуют живую неровную поверхность, создают игру света на гранях.

В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне мозаики Исаакиевского собора получили высокую оценку. Специалисты отмечали, что у русских изготовление смальты «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе». Большинство мозаик Исаакиевского собора отличает совершенство технического исполнения. 

Подготовлено И. А. Сидневой

Любопытные рекорды из мира пазлов

Согласно одной из множества версий, первым пазлы придумал британец Джон Спилсбери в 1760-х годах. Будучи гравёром и картографом, Джон решил изготовить оригинальное пособие по географии для своих учеников. Он наклеил обычную карту Европы на деревянную основу и распилил её на фрагменты по контурам государственных границ. Какое-то время популярность пазлов распространялась только на сферу образования, где их использовали в качестве учебного пособия, но спустя сотни лет они превратились в одну из самых популярных игр-головоломок, любимых людьми всех возрастов. В нашей статье мы расскажем Вам о множестве рекордов, установленных фанатами пазлов.

Sarah Lawrence
Самый большой пазл (по площади)
Guinness World Records

Летом 2018 года в ОАЭ был установлен необычный рекорд, приуроченный к столетней годовщине со дня рождения шейха Заида. На площади под одним из торговых центров Дубая сотрудники Дубайской многопрофильной товарно-сырьевой биржи (DMCC) собрали самый большой в мире пазл площадью 6122,68 м2. На гигантской мозаике, сложенной из 12320 деревянных фрагментов, изображён портрет шейха Заида ибн Султана Аль Нахайяна, который является шейхом-основателем ОАЭ.

Channel4Dubai
Самый большой пазл (по количеству деталей)
Guinness World Records Midori Kha Han

Студенты Экономического университета из вьетнамского Хошимина навсегда остались в истории всемирно любимой игры-головоломки, собрав 551232 детали в один огромный пазл. Рекорд был установлен 24 сентября 2011 года на территории стадиона Phu Tho. Рано утром 1600 студентов приступили к работе, разделившись на группы по 2 человека, чтобы складывать мини-пазлы из 176 деталей. На сбор 3132 секций пазлов у них ушло около 17 часов. Размер каждой детали составлял всего 2,5 на 2,5 см. Работа над гигантским пазлом подошла к концу уже после полуночи, но многие студенты остались на стадионе, чтобы подготовить зал к торжественной церемонии засвидетельствования рекорда комиссией Книги рекордов Гиннесса. На готовом пазле был изображён цветок лотоса с шестью лепестками, которые символизируют шесть областей знаний, предусмотренных популярным во Вьетнаме методом обучения по карте мыслей (Mindmap). Размер собранных воедино пазлов составил 14,85 м на 23,2 м.

Guinness World Records
Самый большой коммерчески доступный пазл
World Record Academy

С конца XX века между производителями коммерчески доступных пазлов развернулась борьба за звание рекордсмена по количеству деталей. Сегодня этим статусом обладает головоломка компании Kodak, которая состоит из 27 секций-пазлов с изображениями мировых достопримечательностей. Каждый отдельный фрагмент включает в себя 1900 деталей и поставляется в индивидуальной упаковке внутри общей коробки. В общей сложности пазл состоит из 51300 элементов. Размер собранного пазла составляет 8,6 м на 1,9 м, то есть рост одного рослого мужчины в высоту и около пяти мужчин в ширину. Стоимость столь необычной головоломки варьируется от 439 до 600 долларов в зависимости от компании-продавца.

World Record Academy
Самый большой деревянный пазл, вырезанный вручную
WessexFM

В 2013 году Дэйв Эванс, занимающийся частным производством пазлов, потратил 35 дней на изготовление 40763 деталей для создания самого большого деревянного пазла, вырезанного вручную. Преданный короне британец решил таким образом отметить Бриллиантовый юбилей правления королевы Елизаветы II. Рекордный пазл состоит из 33 снимков различных парадов, фестивалей и прочих торжественных мероприятий, отмечающих 60 лет со дня восшествия на престол Её Величества. Сегодня мозаика хранится в стенах Сандрингемского дворца в Норфолке. Для сохранности пазл поместили внутрь деревянной рамы размером около 8 м на 2,5 м.

 
Самый большой сферический пазл
Образец сферического пазла компании Unima Trading (hk) Ltd.

Впервые факт изготовления сферических пазлов был зарегистрирован во второй половине XIX века. Дизайн большинства пазлов такой формы отображает сферические объекты, например, Землю, Луну или иные космические тела. Несмотря на подобную закономерность, самый большой сферический пазл изображает сценку из мультфильма о Винни Пухе. Рекорд был зарегистрирован в 2005 году: известный гонконгский производитель игрушек и пазлов Unima Industrial изготовил и собрал головоломку для демонстрации в Гонконгском центре конференций и выставок. Длина окружности сферы составляла 4,77 метра.

Самый маленький коммерчески доступный пазл на 1000 деталей
Прежний рекордсмен в категории «самый маленький пазл на 1000 деталей» / Tomax

В 2009 году компания Standard Project Limited, занимающаяся производством пазлов под брендом Tomax, зарегистрировала весьма своеобразный рекорд. В то время как другие производители гонятся за крупными цифрами, SPL запустила в производство серию пазлов размером 182 мм на 257 мм. При этом головоломки с изображениями различных ландшафтов, мировых достопримечательностей и предметов искусства состоят из 1000 деталей, что значительно усложняет процесс сбора.

Самая большая коллекция пазлов
Коллекционер и ярый фанат пазлов Луиза Фигейреду / Guinness World Records

Луиза Фигейреду из Бразилии является обладательницей самой большой в мире коллекции пазлов. Луиза увлеклась коллекционированием в 1967 году, и к 2010 году женщина установила первый рекорд, собрав 238 головоломок. В 2012 году Фигейреду побила собственный рекорд, увеличив свою коллекцию до 502 пазлов. Немногим позже звание обладателя крупнейшей коллекции перешло филиппинке Джорджине Джил-Лакуне, которая оборудовала целый музей Puzzle Mansion с 1028 собранными головоломками. В 2017 году Луиза наконец вернула себе звание крупнейшего коллекционера пазлов, собрав 1047 разнообразных мозаик.

Самый дорогой пазл
Рэйчел Эллиот и одно из её творений (1992 г.) / Wikimedia Commons

28 сентября 2005 года на благотворительном художественном аукционе в конференц-центре отеля Эйзенхауэр в Геттисберге из-под молотка ушёл пазл, вручную изготовленный Рэйчел Пейдж Эллиот. Женщина, всю жизнь посвятившая изучению и тренировке псовых, увлекалась вырезанием и сбором деревянных пазлов. Пазл «Пикник» состоял из 467 деталей, вырезанных в форме различных животных. В собранном виде он изображал самку золотистого ретривера с пятью щенками, резвящимися в траве. Вырученные с продажи пазла 27 тысяч долларов Эллиот пожертвовала фонду Golden Retriever Foundation.

Образец деревянного пазла «A ScratchPack» Рэйчел Эллиот / Worth PointОбразец деревянного пазла Рэйчел Эллиот / Worth Point
Самое большое количество тату-пазлов
Wikimedia Commons

Американский артист Пол Лоуренс, известный под псевдонимом The Enigma, является обладателем нескромного количества боди-модификаций. В 2011 году Лоуренс стал рекордсменом по количеству деталей пазлов, вытатуированных на его теле. С 1992 года более сотни мастеров тату набили на коже Пола 2123 элемента пазла. Фрагменты головоломки дополнили его экстравагантный образ, состоящий из пирсинга, подкожных имплантатов в виде рогов, хирургически видоизменённых ушей и пр.

Поделиться в соцсетях

Самая большая в мире коллекция римской мозаики находится в Тунисе

Музей Бардо второй по величине в Африке после Каирского. Этот уникальный музей открыт в мае 1888 года, после французской археологической миссии в Тунисе. (1881—1884 гг.)

12 мая 1881 года во дворце Бардо, бывшей резиденции турецких беев, был подписан Бардосский договор о протекторате Франции над Тунисом.

За время протектората (1881—1956 гг.) Франция много сделала для развития экономики, образования и здравоохранения в Тунисе.

Неоценимый вклад сделан в археологию. За 4 года археологической миссии было сделано так много находок, что пришлось их разместить во дворце Бардо и потом строить новые здания.

В музее несколько отделов: доисторический, пунический, древнеримский, раннехристианский, исламский.

Потолки напоминают. что это был дворец беев.

Стены также богато украшены.

Мозаики занимают 34 зала. По полу просто жалко ходить.

Мы посетили музей в составе экскурсии, включающей осмотр города Тунис, развалин Карфагена, голубого города Сиди-бу-Саид и Римских терм. Времени на музей было немного, мы посмотрели толко часть римских мозаик. В музее 332 крупных римских мозаики и 1200 античных статуй.

Статуи привезены из раскопок Карфагена, почти у всех статуй отбиты носы и половые органы. Это сделали племена вандалов, когда захватили Карфаген и он некоторое время был их столицей.

Одной из самых впечатляющих мозаик является «Голова Океана», древнего бога воды.

Запоминается мозаика «Триумф Нептуна» или «Нептун и четыре сезона»

На морские темы немало мозаик

Конечно есть и Одиссей.

Самая большая мозаика с мифологическим сюжетом.

Не обошлось и без кентавров.

Сцены охоты также присутствуют.

Эти мозаики относятся к III — II веку до н. э.

Но вот и более поздние, христианские. Это купель.

Реставрация мозаик продолжается, можно увидеть вот такие мозаики.

Искусство мозаики римляне переняли от древних греков, и слово мозаика произошло от слова муза.

Сначала это было галечное мощение.

Затем стали делать наборы рисунков из цветных камней, а в дальнейшем включают смальту. Хотя мозаики были известны и в древнем Египте и у шумеров, но именно на базе римской мозаики развились потом более сложные мозаики: флорентийская, венецианская, византийская.

Музей очень интересный и заслуживает специального посещения. Находится в 4 км от города Тунис.

В Турции разрушена самая большая в мире мозаика Древнего Рима