Самая высокая колокольня – Красота, которая окрыляет — Российское фото

5 САМЫХ ВЫСОКИХ КОЛОКОЛЕН СТОЛИЦЫ И ОКРЕСТНОСТЕЙ

До чего же красивый вид открывается с колокольни! И к небу ближе, и домики внизу крохотные, словно пестрые капли, упавшие с кисти художника. Так и хочется, забыв о времени, всматриваться в даль. Благо колоколен в столице множество. Сегодня мы расскажем о самых высоких из них.

НИКОЛО-УГРЕШСКИЙ МОНАСТЫРЬ  (высота колокольни 93 м), 1859 г.

В  1840 г. на втором ярусе колокольни на средства купца И.П. Пятницкого и его супруги устроен храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Храм просуществовал вплоть до закрытия монастыря в 1925 г. В годы Великой Отечественной войны верхние ярусы звонницы были снесены.


Реконструкция проводилась в 2002–2003 гг. Вместе с колокольней воссоздан и храм. В нем установлен иконостас с образами, ранее принадлежавшими Николо-Угрешскому монастырю и переданными обители из фондов Московского государственного объединенного музея-заповедника. Заново расписаны стены.

Адрес: Московская обл., г. Дзержинский,  пл. Свт. Николая, д. 1.
Тел.: +7 (495) 551-26-43
Веб-сайт: ugresha.org

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА  (высота колокольни 88 м), 1770 г.

К концу XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре появились новые высокие здания. Прежняя колокольня ни по местоположению, ни по архитектуре уже не соответствовала обновленному виду обители.

В марте 1738 г. из Петербурга последовало распоряжение Синода разобрать старую колокольню. Новый план монастыря и проект колокольни составил руководивший застройкой Москвы архитектор И.Ф. Мичурин. В 1747 г. Мичурина отозвали, поручив ему строить Андреевский собор в Киеве. Руководство по сооружению звонницы перешло к ведущему московскому зодчему Д.В. Ухтомскому. Во время посещения монастыря императрицей Елизаветой Петровной в июле 1753 г. был представлен проект увеличения высоты колокольни. Для гармоничного восхождения высот в архитектурном ансамбле одновременно с надстройкой колокольни повышались главы куполов Успенского собора. Колокольня вместе с крестом достигла 88 м, работы завершились только в 1770 г.

В 2003 г. взамен утраченного отлит главный благовестник лавры – 72-тонный Царь-колокол, ставший величайшим действующим кампаном православного мира.

Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.
Тел.: +7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)
Веб-сайт: stsl.ru

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО (высота  81 м), 1600 г.

Эту звонницу из архитектурного ансамбля Московского Кремля называют также церковью-колокольней Св. Иоанна Лествичника. Церковь была построена в 1329 г. Она относилась к типу «иже под колоколы»: ярус звона располагался над самим храмом.

Современный вид колокольня приобрела при Борисе Годунове: появился верхний ярус цилиндрической формы, и самая высокая точка Ивана Великого достигла 81-метровой отметки. В XVII в. царь Михаил Федорович приказал трансформировать церковь Воскресения Господня в Успенскую звонницу, а при Патриархе Филарете в храме появилась пристройка с черепичным шатром и каменными пирамидками, названная Филаретовской.

Вес самого большого колокола – Успенского, или Праздничного, – составляет  65 320 кг. Его в XIX в. отлили известные мастера-литейщики Русинов и Завьялов. Успенский благовестник превосходит другие не только по размерам, но и по звуковым характеристикам, отличаясь чистотой тона и силой звука.

Кремлевские колокола замолчали в 1918 г. Только в 1992 г. на Пасху главная московская колокольня зазвучала ансамблем пяти колоколов – Корсунского, Немчина и трех зазвонных. Через три года была задействована уже почти вся Ивановская звонница.

При посещении Кремля советуем подняться на смотровую площадку: здесь открывается вид с высоты птичьего полета. Попасть на колокольню можно, приобретя входные билеты на территорию Московского Кремля (дети до 12 лет не допускаются).

Адрес: Москва, Кремль, Соборная площадь.
Тел.: +7 (495) 695-41-46

НОВОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ (высота колокольни 80,4 м), 1785 г.

Колокольня по проекту И.П. Жеребцова строилась в 1759–1785 гг. Во втором ярусе расположен основанный в 1787 г. храм во имя прп. Сергия Радонежского.

Адрес: Москва, Крестьянская пл., д. 10.
Тел.: +7 (495) 676-95-70
Веб-сайт: novospasskiymon.ru

НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ  (высота колокольни 72 м), 1690 г.

Шестиярусная колокольня Новодевичьего монастыря построена в стиле московского барокко в 1689–1690 гг. при участии сестры Петра I царевны Софьи. За изящные архитектурные формы получила имя «Кружевная».

К 1919 г. во втором ярусе находилось 19 колоколов, а в верхнем – 7 колоколов для часового боя. Самые старые датированы XVI в. К 1964 г. осталось 15 колоколов, в звоне участвовало 13 из них. Величайшие: Большой Успенский – дар царевны Софьи (9 т) и Полиелейный (3,5 т).

Адрес: Москва, Новодевичий пр., д. 1.
Тел.: +7 (495) 246-56-07, +7 (495) 246-85-26
Веб-сайт: novodev.ru

Утраты

1. Пятиярусная колокольня Симонова монастыря (более 94,5 м). Взорвана в 1930 г.

2. Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах, 84,2 м до пожара от удара молнии в 1723 г.). После восстановительных работ в 1779 г. здание стало ниже на 30 м и в таком виде сохранилось до наших дней.

3. Колокольня Спасо-Андроникова монастыря (73  м). Разрушена в 1929–1932 гг.

Иван Дмитров

Опубликовано: №15 (604) август, 2016 г.

orthodoxmoscow.ru

Самая высокая колокольня в России — Вся жизнь

Продолжаю сагу о наших путешествиях с минчанкой Ольгой.
Мы уже посмотрели «Музей на свалке» и полюбовались видами нашего города, а между двумя этими экскурсиями мы заехали ненадолго в город Шую, чтобы полюбоваться на ее главную достопримечательность — колокольню Воскресенского собора. Эта колокольня — самое высокое здание в городе. Ее высота — 106 метров.


Колокольня Воскресенского собора в Шуе не только местная достопримечательность, это великолепный памятник архитектуры и истории Русского православия. Считается, что Шуйская колокольня самая высокая в России, среди отдельно стоящих. Ее высота – 106 метров. Выше ее только Петропавловская колокольня в Питере (120 метров). Рядом с Шуйской звонницей установлен памятник, убиенным в годы сталинских репрессий, священнослужителям.

Эта знаменитая Российская звонница была заложена в 1810 г. Среди 11 колоколов, установленных на ее 3 ярусе, самым знаменитым был большой колокол, отлитый в Москве в день рождения Императора Николая II в честь спасения Государя Императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы под Харьковом в 1888 г. Вес, поднятого вручную, колокола, составлял 1270 пудов (20802,6 кг.) по весу он является седьмым в России.

Ныне Шуйская колокольня, входящая в ансамбль Воскресенского собора, находится в ведении Свято-Николо-Шартомского монастыря.

Строили ее под наблюдением итальянского архитектора из Турина Маричелли. По плану итальянца предполагалось, что общая высота собора должна была достигать 30 саженей (около 64 метров). Замысел казался блистательным, но инженер просчитался. Не успели в 1819 году достроить третий ярус колокольни, как вся конструкция рухнула. Повторилась история уже Вавилонской башни. Тогда за дело взялся губернский архитектор Евграф Петров. Тот самый, что возвел во Владимире здание бывшей мужской гимназии и торговые ряды в Вязниках. Он стал строить колокольню в четыре яруса, и за два века проект прошел испытание на прочность. Напора житейских бурь не выдерживает только шпиль.

По конструкции 35-метровый шпиль шуйской колокольни Воскресенского собора идентичен Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Просто сейчас он накренился. От порыва ветра конструкция раскачивается, и люди боятся, как бы шпиль не упал с этой огромной высоты.

Источники здесь и здесь

gal-an.livejournal.com

Я узнаю Москву — Территории

Колокольня Ивана Великого
(«Кричать во всю Ивановскую»)
     Иван Великий – старейшая московская колокольня. Первую на этом месте церковь «Иоанн святый Лествичник, иже под колоколы» (то есть с колокольней над собственно церковью) поставил в 1340-е годы Иван Калита. При Иване III в 1502 – 1508 годах старую церковь разобрали и построили новую более высокую. Во времена Ивана Грозного на колокольне – тогда ее называли Иван Святый – уже было много колоколов. Опричник-немец Генрих Штаден пишет о ней: «Посреди Кремля стоит церковь с круглой красной (кирпичной) башней, на этой башне висят все большие колокола, что великий князь привез из Лифляндии».

     Царь Борис Годунов повелел надстроить – «надделати верх выше первого и позлати» — колокольню Ивана Лествичника, что и было осуществлено в 1598 – 1600 годы. Надстроены были два яруса и купол. Это еще более выделило колокольню из всех кремлевских построек, превознеся над ними ее золотую главу, под которой, опоясывая барабан, шла надпись славянской вязью. Как писал современник, Борис Годунов здесь «обозначил свое имя, положив его как некое чудо на подставке, чтобы всякий мог, смотря, прочитать крупные буквы, как будто имея их у себя в руках». После смерти царя Бориса и убийства его сына и наследника Федора надпись замазали. Петр I приказал ее возобновить. Надпись сохранилась до сих пор.
     После надстройки колокольня Иван Святый стала называться Иваном Великим. На сделанном около 1605 года и изданном в Амстердаме плане Кремля, где она показана уже надстроенной, изображение снабжено подписью (на латинском языке): «Иван Великий; большой храм св.Иоанна, крыша башни которого позолочена и башня изобилует колоколами».
     Голштинский дипломат Адам Олеарий в своем сочинении «Описание путешествия в Московию» (1630-е годы), рассказывая о различных сторонах русской жизни и быта, обратил внимание на московские колокола и колокольный звон и, конечно, не мог не сказать об Иване Великом: «На самой середине площади в Кремле стоит чрезвычайно высокая колокольня, называемая Иван Великий, глава которой обита золоченой жестью, а на самой колокольне – множество колоколов».
     Иван Великий был самым высоким сооружением Москвы XVIII – XIX веков. Возносясь своей золотой могучей главою над всем городом, он был виден отовсюду. Уже само название колокольни – не официальное, а народное – Иван Великий – определяло ее место и значение в сознании москвича и всякого русского человека. Она был символом Москвы и тем самым – России.
     Давнее и широко распространенное московское присловье утверждает: «Иван Великий – повыше высокого». Бытовал неизвестно кем и когда объявленный запрет возводить в Москве здания выше Ивана Великого. Когда в 1723 году молния ударила в шпиль новопостроенной светлейшим князем А.Д.Меншиковым церкви Михаила Архангела на Чистых прудах, более известной под названием Меншиковой башни, и подожгла ее, в Москве объясняли пожар как кару строителю за то, что он возвел свою церковь выше главной московской колокольни.
     В народе было распространено поверье, что, пока стоит Иван Великий, будет стоять и Россия. В 1812 году Наполеон приказал взорвать колокольню. Была разрушена пристройка, взрывной волной сорвало колокола, но сама колокольня уцелела. В этом москвичи видели счастливый знак, и когда в 1813 году вновь зазвонили колокола на Ивановской колокольне, то в Москве был праздник: звон Ивана Великого возвещал возрождение города.
     В своей книге «Седая старина Москвы», изданной в 1897 году, поэт, романист и большой знаток простонародной России И.К.Кондратьев пишет о достопримечательностях, которые «известны в отдаленных губерниях России» и стали национальными символами: «Почти всякий приезжий в Москву считает непременным долгом прежде всего побывать в Кремле, взойти на колокольню Ивана Великого, помолиться в Храме Спасителя, а потом хоть проехать подле Сухаревой башни…»
     Иван Великий – главная колокольня Москвы.
     На колокольне, как правило, бывает несколько колоколов. Конечно, количество и размеры их зависят от богатства церкви (вернее, ее прихода), но пополнение колоколами не является простым умножением их числа. Существует несколько родов церковных колоколов, различающихся по назначению и размерам.
     Самый большой колокол называется праздничным, он звучит во время важнейших церковных праздников, по поводу крупных государственных событий. Праздничные колокола бывают весом до 2000 пудов и более.
     Затем идет воскресный колокол, по величине он меньше праздничного и весит до 10000 и более пудов. В него благовестят в воскресенье.
     Следующий колокол – полиелейный – весом до 600 – 700 пудов служит для благовеста в праздники апостольские и святительские.
     Вседневный колокол, весом от 100 до 500 пудов, звонит каждый день.
     Таковы большие колокола, малые же носили общее название – зазвонные.
     Кроме того, у наиболее замечательных по своему происхождению – по имени дарителя, историческим обстоятельствам (например, взятых как военные трофеи) – бывали еще и собственные имена.
     Конечно, далеко не на каждой колокольне был полный и именно таких весовых категорий набор, и звонари обходились тем, что есть. Весь же комплект имеющихся на колокольне колоколов исстари назывался, как объясняет С.В.Максимов, «колокольной фамилией». (Максимовское «исстари» относится ко времени петровских реформ – концу XVII – началу XVIII века, когда в русский язык массово внедрялась иностранная лексика:  «род», «семья» заменяли словом «фамилия»; тогда же колокола называли на итальянский лад – «кампаны»). Говоря же о колоколах конкретной церкви или колокольни, прибавляли ее название – такая-то колокольная фамилия.
     Обычно звонили лишь в часть колоколов, и лишь в особо важных случаях в звоне участвовала вся фамилия, как говорили в таких случаях, звон во все колокола или во всю фамилию.
     Ивановская колокольная фамилия славилась в России.
     Поэт пушкинской эпохи М.А.Дмитриев, автор сборника «Московские элегии», посвятил одну из них Кремлю и его колокольне:
Где благовестный звон Руси, во дни ее ликований,
Царских, народных торжеств, звонче кремлевского звона?
Где в дни былые созывный набат на Руси был слышнее?
Чуть железным своим языком и литыми из меди устами
Наш Великий Иван взговорит – Русь ту речь разумеет!
     В начале ХХ века на самой колокольне Ивана Великого и в пристройке-звоннице находилось около 40 колоколов. Большие: «Успенский», «Реут, или Ревун», «Семисотный», «Медведь», «Лебедь», «Широкий», «Свободный», «Немчин», «Корсунский», «Марьинский», «Безымянный» и другие – всего около пятнадцати; остальные – маленькие, зазвонные. Сейчас Ивановская колокольная фамилия состоит из 24 колоколов, но большие сохранились все.
     Пятьсот лет ударом большого Успенского колокола начинался в Москве колокольный звон в Великие праздники, вызывая у москвичей радостный подъем духа.
Велик Господь на небесах,
Велик в Москве Иван Великий!
Итак, хвала тебе, хвала,
Живи, цвети, Иван Кремлевский,
И, утешая слух Московский,
Гуди во все колокола!..
     Этими строками заканчивает свое стихотворение «Иван Великий» А.И.Полежаев.
     Звон во всю Ивановскую фамилию, приобретя всеобщую известность, вошел в поговорку – «Кричать во всю Ивановскую»,  которая распространилась по всей Руси. Со временем слово «фамилия» выпало, как это случилось и со словом «улица» в песенной строке «по Тверской-Ямской», по причине общеизвестности, что такое «Ивановская» и «Тверская-Ямская», и вообще по стремлению народных речений к максимальной краткости.
     Так возникло в русской живой речи выражение «Во всю Ивановскую». Но с широтой распространения начала теряться, забываться его связь со звоном Ивановской колокольни, и, в конце концов, выражение приобрело общий, абстрактный смысл. Недаром и Гоголь, и Достоевский, и Григорович пишут «ивановскую» не с пропиской буквы, как следовало бы писать имя собственное, а со строчной как нарицательное.
     Колокольный звон в Кремле был запрещен в 1918 году, и лишь единожды, в 1921 году на Пасху, этот запрет был нарушен. Об этом случае в то время ходили разные слухи, а сорок лет спустя вологодский писатель К.Коничев написал о нем рассказ «Последняя симфония Ивана Великого».
     В том году накануне Пасхи к председателю ВЦИК М.И.Калинину в его приемную пришел Иван Дмитриевич Сытин, известный и всеми уважаемый издатель. Калинин встретил его приветливо.
     «- С чем пожаловали, с какой докукой, Иван Дмитриевич? Садитесь, рассказывайте.
     — Да рассказывать-то особенно нечего. Думаю, вы меня, Михаил Иванович, сразу поймете и, надеюсь, откликнетесь на мою просьбицу. Вот вы, всероссийский староста, у вас дела большого плавания, высокого полета, а я староста церкви Пресвятой Богородицы в Путинках. Я вот о чем: церкви в Москве убывают… Кремлевские храмы совсем заглохли, доступа нет. А ведь известно, какой порядок был, скажем, на Пасху: грянет большой колокол на Иване Великом и – вся пасхальная Москва затрезвонит. Душа радуется. Сейчас вот конец Великого поста. Христово Воскресение у нас на носу. Дозвольте, Михаил Иванович, в нынешнюю пасхальную ночь начать в Москве звон с Ивана Великого? Может, это в последний раз…»
     Сытин убедил Калинина, и тот выхлопотал разрешение в пасхальную ночь допустить звонарей на Ивана Великого и начать праздничный московский благовест его колоколами. Сытин, по словам Коничева, потом признавался, что шел к Калинину, загадав: «Если Москва ныне не услышит Ивана Великого, то больше ей никогда его не слыхать».
     После этого звона Иван Великий замолк на долгие годы, почти на три четверти века, и лишь семьдесят один год спустя, в 1992 году, на Светлое Христово Воскресение раздался благовест с главной московской колокольни. Был он не так громок, звонили лишь пять колоколов второго яруса: «Корсунский», «Немчин» и три малых, зазвонных. Но главное – он звонил! На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии…
    Но что такое звон во всю Ивановскую, призвав на помощь воображение, можно представить по замечательному описанию Н.И.Оловянишникова:
     «Звон на Ивановской колокольне представляется необыкновенно торжественными, особенно когда производится во все колокола, что бывает в самые большие праздники и при торжественных случаях; он называется «красным звоном» и имеет свою особую мелодию.
     В ночь под Христово Воскресение красный звон совершается по особому, исстари существующему в Москве, обычаю. Призывный звон к заутрене начинается с колокольни Ивана Великого в Кремле. Для вящего благолепия и торжественности этого великого момента все московские церкви должны ждать, пока ударит громадный Успенский колокол Ивана Великого.
     На первый удар его вдали, подобно эху, отзывается колокол Страстного монастыря, и затем уже разом, как будто бы по мановению капельмейстера,  начинают гудеть колокола всех сорока сороков московских церквей.
     Еще только не успели пробить полночи часы на Спасской башне, как задребезжал сигнальный колокольчик «кандия» Успенского собора, и, как всегда бывает, многотысячная толпа на площади Кремля стихла; и – вдруг ударили… Дрогнул воздух, рассеченный густым, но мягким ударом Успенского колокола! Торжественно понеслась, разрастаясь, широкая звуковая волна; перекатилась она с Кремлевского холма за Москву-реку и разлилась далеко вокруг.
     Как хороша, как торжественно потрясает ночной, остывший воздух это густое «бархатное» la bemol! Второй удар еще сильнее, еще могучее. А в отклик ему перекатный звон тысячи колоколов всех церквей слился в один протяжный гул.
     Растут все больше и больше радостные звуки, переливаясь, дробясь среди торжественной тишины ночи! Чудится, будто бы не землею порождены они, будто с темного свода небес льется этот могучий, стройный звон колоколов на безмолвную землю, оцепеневшую в немом благоговении.
     Этот величавый «красный звон» московский, этот «язык неба» — лучше всего слушать с высоты Воробьевых гор, особенно если ветер на Москву. Тогда масса звуков борется с течением воздуха и не сразу, а постепенно наступает на вас, наполняя собою огромное пространство, раскинувшееся между «Воробьевкой» и городом».
     Описание, согласитесь, впечатляющее. Может быть, когда-нибудь и нам собственными ушами доведется услышать настоящий московский красный звон – во всю ивановскую и наконец-то получить точное представление о том, что же означает известнейшее русское выражение…

Источники
Муравьев В.Б. «История Москвы в пословицах и поговорках»., М.: Алгоритм, 2007.


Автор статьи

Букина Марианна, Лаврухина Елена, ГБОУ СОШ № 1174, 8 А

um.mos.ru

Список самых высоких православных храмов и колоколен Википедия

Высота (м) Название Изображение Краткое описание Построено Место
135[3] Собор спасения нации Это самый высокий и самый большой по объёму и второй в мире по площади православный собор в мире. Он расположен в центре Бухареста, напротив здания парламента Румынии Дворца Парламента. В соборе находится самый большой в мире свободный качающийся церковный колокол. Храм рассчитан на 7 000 человек. 2010—2018 Бухарест
 Румыния
103[4] Храм Христа Спасителя Заново отстроенный храм Христа Спасителя считается самым большим собором Русской православной церкви. Кафедра Патриарха Московского и всея Руси. Храм рассчитан на 10 000 человек. 1995—2000 Москва
 Россия
101,5[5] Исаакиевский собор

ruwikiorg.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *