Сергиево посадский дом слепоглухих: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» . Новости

Содержание

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» . Основные сведения

Название организации

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов»

Сокращенное название организации

ГБУСО МО «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов»

Адрес местонахождения образовательной организации

141301 Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Пограничная, д. 20

Режим и график работы

Круглосуточно

Контактный телефон

8 (496) 540-60-58

Адрес электронной почты

Дата создания образовательной организации

1  октября  1962 г.


Информация об учредителях

Министерство социального развития Московской области.
Руководитель

Фаевская Ирина Клавдиевна

Адрес местонахождения организации

123592 г. Москва, ул.Кулакова, д.20, к.1

Контактный телефон

+7 (498) 602 84 10

Сайт организации
Адрес электронной почты

Учредитель — Московская область.
Полномочия учредителя осуществляет Министерство социального развития Московской области.

Филиалы

У организации нет филиалов

названия нет, так как нет филиалов

адреса нет, так как нет филиалов

сайта нет, так как нет филиалов

Представительства

У организации нет представительств

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» . Учебно-диагностическое отделение

23 сентября  воспитанники учебно – диагностического отделения вместе со своими педагогами приняли участие в спортивном празднике

Держась за общую ленту, дети и взрослые, взаимодействуя друг с другом,  выполняли увлекательные упражнения.

Деятельность спортивного праздника была направлена на совершенствование основных движений.  

Развивая равновесие, дети  ходили по тактильным дорожкам,

 отрабатывали точность бросков мешочками с песком по озвученной мишени,

пролезали в тоннель,

 ходили по «болоту», перешагивая «с кочки на кочку», прыгали на батуте.

Все ребята хотели пройти полосу препятствий до конца, чтобы получить сладкий приз!

В конце праздника воспитанники водили хороводы и играли в фольклорные игры. В завершении, чтобы снять спортивное напряжение, детям предложили игру с парашютом. Стоя под куполом разноцветного парашюта, они подставляли счастливее лица и маленькие ладошки потокам воздуха.

Праздник удался! Заряд бодрости и хорошего настроения всем участникам был обеспечен.

 

 

Весна пришла

И тепло принесла.

Яркое солнышко

Светит с утра.

Очень рада солнышку детвора!

14 мая 2016 года в учебно-диагностическом отделении состоялся праздник Весны.

Дети играли с водой, водили хороводы, прыгали на батуте, наблюдали весенние изменения в природе.

Праздник прошел в атмосфере веселья и хорошего настроения!

 

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» . Духовное воспитание

                   Паломничество воспитанников в Грецию с 08 по 15 ноября

 В ноябре состоялось паломничество детей ГБУ СО МО «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» в Грецию и на святую гору Афон.

Подготовили и осуществили это желаемое путешествие друзья детского дома во главе с Николаем Мурашовым, Кириллом Мирейским и Русским Афонским обществом.

Паломничество началось в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, мощам которого поклонились по прибытию в Грецию.

 На следующий день наша группа разделилась: мужчины отплыли на Афон, а женский состав переехал на Свято-Троицкое подворье.

На Святой горе все переезды были уже спланированы, благодаря нашему руководителю Кириллу Владимировичу. Дети поклонились чудотворным образам Пресвятой Богородицы: Иверская и Достойно есть. Посетили Великую Лавру, Андреевский и Ильинский скиты, Ксилургу. Омылись в святом источнике преподобного Афанасия Афонского, встретились с отцом Авраамием в скиту святого Модеста. В последний день пребывания на Афоне молились и причащались Святых Христовых Тайн в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Дети побывали в музее техники XIX века, который находится при монастыре, где смогли посмотреть руками паровую машину, токарный и фрезерный станок, генератор и т.д.

Вернувшись с Афона участники ансамбля «Преодоление» выступили с концертом перед сестрами и гостями подворья. В память о посещении матушка Гавриила преподнесла всем подарки.

Когда мужчины были на Афоне, женский состав был в монастырях: мученицы Параскевы в Амфиполии, святого Иоанна Крестителя в городе Серес. Также посетили подворья скита святого Модеста и Сербского монастыря. В Филиппах были в храме святой Лидии, первой христианки Европы. Детей везде угощали греческими сладостями и традиционным кофе.

На подворье у матушки Гавриилы воспитанницы детского дома пели на клиросе и причащались Святых Христовых Тайн. Также они здесь смогли потрудиться на сборе оливок.

На границе со святой горой дети посетили археологическую зону древнего монастыря Зигу. Были в парке Аристотеля, где находятся изобретения великого философа и в древнем городе Стагиру, его родине. Парк особенно запомнился детям, так как там можно было посмотреть все руками.

На обратной дороге в Фессалоники заехали в монастырь святого Иоанна Богослова в Суротти и поклонились могилке святого Паисия Святогорца.

В Солониках мы провели целых два дня. Утром ездили на экскурсии, а вечером проводили время за ужином. Благодаря нашему экскурсоводу Евгении, дети узнали много полезного и от души благодарили ее за познавательные истории и рассказы о святынях Греции. Посетили город Верею храм Святителя Луки Крымского и место первой проповеди апостола Павла в Македонии.

На завершающем ужине дети и взрослые поблагодарили Кирилла Владимировича и организаторов паломнической поездки и пожелали благополучия их семьям и многя лета. 

                             

Воспоминания детей

Поездка в Грецию.

В начале ноября мы ездили в Грецию. Это очень красивая страна. Нас хорошо встретили. Мы посетили много монастырей и храмов.

Когда мальчики уехали на Афон, мы жили в монастыре. Мы помогали матушкам собирать оливки, смотрели за домашними животными и как растёт рассада.

В Греции было очень тепло от южного солнца и доброго отношения к нам. О поездке в Грецию мне будут напоминать крестик и иконка, которые подарила матушка.

 Путешествие мне очень понравилось.

                                                                                                                     Аля Гугнявых.

 

Храм Параскевы в Греции.

Во время путешествия по Греции мы посетили очень много монастырей и храмов.

 В один из дней мы были в монастыре святой Параскевы. Это место называют райским уголком, так как там очень много разных птиц, зверей, растений. Самая главная святыня монастыря — это мощи святой Параскевы. Находясь в обители, я чувствовала себя комфортно. В этом монастыре живут удивительные монахини. Они добрые, ласковые, приветливые, духовно богатые и очень молодые и красивые.

 Спасибо им за тёплый приём.

                                                                                                         Воронина Кристина

Поездка в Грецию.

После осенних каникул мы поехали в Грецию.

 Мы приехали в Грецию и направились в храм Димитрия Солунского.

 Потом мы поехали в ресторан, потом в отель.

 Утром следующего дня,после завтрака, мы стали ждать корабль.

 На этом корабле мы поплыли на Афон. Там мы молились. Утром мы пошли на завтрак. В этот день мы посетили несколько монастырей.

 В последнийдень мы пошли в монастырь и приложились к иконе.

 Мы сели на корабль и поплыли встречать девочек. После встречи девочек мы поехали домой.

 Мне понравилось посещать монастыри. Спасибо за эту поездку.

            Семён Комаев.

 

 

На границе между светом и тьмою

В Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих находится более двухсот слепых, глухих и слепоглухих детей. Обреченных, казалось бы, на вечную ночь и полную беспомощность ребятишек здесь вновь возвращают к жизни. Правда, многие горько недоумевают, а зачем всё это делают, если дальше этих детей никто и ничто не ждет.

 

Слепоглухие — самые одинокие люди на свете

В немецком фильме «В стране молчания и темноты», посвященном слепоглухим, главная героиня говорит про себя: «Если вдруг разразится Третья мировая война, то я, скорее всего, об этом даже не узнаю». И дальше она продолжает: «Слепоглухие — самые одинокие люди на свете».

Я вдруг вспомнил об этом, когда увидел в длинном светлом коридоре Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих детей танцующую девочку. Она возвращалась с обеда вместе со своими товарищами, плотно державшимися друг за друга, но отстала от них… и вдруг закружилась в танце. Это длилось минуты две. В синем халатике, она то убыстряла вращение, то замедляла его, всякий раз вскидывая вверх руки по завершении круга.

Что это? Кружащаяся в одиноком беззвучном танце слепоглухая девочка — фантастическое, фантасмагорическое зрелище… Ее не видят ее товарищи, и она никого не видит, не знает, что на нее вообще кто-то смотрит. Танец ни для кого?

Но уже позже мы подумаем, что, может быть, все же неслучайно рядом с ней шел слепоглухой мальчик, тоже отставший от группы. Держась за стенку одной рукой, другой он мог «подкручивать» девочку, направлять ее танец. Но если это так и было, и она танцевала для него, как он мог воспринимать ее танцевальные движения кроме как своей рукой? Кожей по ритмичным дуновениям воздуха? Ногами — по вибрации пола?

Этот случай и наши колебания показательны. Жизнь слепоглухих, то, что они думают и чувствуют, все это очень трудноуловимо и скрыто. Особенно у взрослых слепоглухих это часто — жизнь в забвении, в неизвестности. Лишенные основных познавательных чувств — зрения и слуха — они живут на грани выпадения из общего всем нам мира, буквально — на границе между светом и тьмою.

Борода и дети

Знаменитый Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих детей — уникальное место. Ничего похожего нет не только на территории бывшего Союза, но и, наверное, во всем мире. Здесь на воспитании и обучении находятся более двухсот слепых, глухих и слепоглухих ребятишек.

Открытый пятьдесят лет назад, еще при глубокой Советской власти, после личного обращения слепоглухой писательницы Ольги Скороходовой к Клименту Ворошилову, детский дом неслучайно, промыслительно появился в городе, где расположена Троице-Сергиева Лавра, главный монастырь Русской Церкви. Те любовь и забота, в которой нуждаются эти дети, еще тогда незримо оказались под покровом молитв преподобного Сергия Радонежского. И сегодня монахи из Лавры здесь — частые гости.

Знакомясь со слепыми и слепоглухими детьми, правильно быть максимально открытым, например, дать им ощупать свое лицо, ведь увидеть тебя иначе они не могут. Хорошо, что я накануне так и не собрался в парикмахерскую и не сбрил свою отросшую бороду. Она производит фурор. Дети хохочут, скользят руками по лицу, бороде и очкам.

Смеется и Милана, слепоглухая девочка лет восьми, которую на уроке учат печатать на специальной машинке для слепых.

— Милана, это бо-ро-да. Скажи «бо-ро-да», — громко говорит ей в ухо, к которому присоединен слуховой прибор, воспитательница.

— Ба-ра-да, — повторяет Милана сквозь смех.

— А у Миланы есть борода?

— Есть, — вдруг говорит она, и скользит руками и по своему подбородку.

То ли девочка не понимает пока, что подбородок и борода не одно и то же, то ли думает, что, хотя это разные предметы, их обозначает одно и то же слово.

— Нет, Милана, это под-бо-ро-док. Ты же не дядя, ты девочка. А бо-ро-да другая, вот она, — воспитательница опять направляет ее руку к моему лицу.

Если со слепоглухими можно общаться, то только так — вплотную, очень тесно, рука к руке. Хотя тема слепоглухоты напоминает длинный спуск в туннель. Чем дальше идешь, тем больше понимаешь, насколько сложно в этот мир по-настоящему войти. Все мы люди чувствительные, жалостливые — более или менее. Первый вид человека, лишенного сразу зрения и слуха, не может не вызвать острого сочувствия. Но вот дальше… Трудно эмоционально, затратно психически и дальше спускаться в «страну тьмы и молчания». Есть следующая статистика — даже те, кто решил посвятить себя работе со слепоглухими, уходят с нее в среднем через два года. Больше не выдерживают.

Правда, эта статистика касается взрослых слепоглухих. Больные дети — совсем другое дело. Их гораздо больше жалеют. Только вот когда они вырастают и перестают быть детьми, многие из них заканчивают жизнь в полном забвении по интернатам и домам престарелых, беспомощные и никому не нужные. И выхода пока нет.

Над пропастью во ржи

— Никто не хочет заниматься слепоглухими после 18 лет! Понимаете, никто! И мы в это упираемся. И мы говорим друг другу порой: ну зачем мы их подымаем с коленок, зачем?

— И зачем?

— Не знаю, ни за чем. Мы в яму работаем, понимаете? Если потом их кроме интернатов нельзя никуда пристроить, то зачем вообще всё? Там их ждет медленное или даже скорое угасание. Если бы у нас в стране сейчас существовали хоть какие-то общины взрослых слепоглухих. Ведь как было при Советской власти? К ней можно по-разному относиться, но существовала продуманная система. Были специальные предприятия при Обществе слепых, общежития, достойная работа. У нас в Сергиевом Посаде вообще беды не было. Было прекрасное предприятие, слепоглухие находились в группах по 11-12 человек. Они работали, кто мог — учился в вечерней школе. И пусть их жизнь была не такая богатая, не такая радостная и счастливая, как хотелось бы, но она была простроенная — от рождения и до смерти. А в девяностые все рухнуло. Раньше государство заботилось о них и их защищало. А сейчас они никому не нужны. Мы-то — другое дело. Мы им тут все устроили.

Так практически в один голос говорят все воспитатели. Оттого что в Сергиевом Посаде слепоглухим детям так хорошо, еще отчетливее видна трагедия взрослых слепоглухих. В детском доме большие светлые и чистые комнаты, мягкие ковры, игрушки, плееры и компьютеры для детей постарше. Трогательное отношение к детям со стороны воспитателей. Постороннему глазу сразу видно: дети знают, что их любят. Они открыты для общения, льнут к своим воспитателям и преподавателям. Стайка детей окружает и обнимает в коридоре вышедшую туда директора Галину Константиновну Епифанову. Поездка детей к воспитателю в гости домой — обычное дело. Педагоги здесь подбираются годами. Если приходят люди случайные, то они скоро понимают, что не могут здесь работать, и быстро уходят.

Но эти старания — в каком-то смысле действительно в никуда, потому что большинство выросших детей потом некуда отправлять. Кого-то забирают обратно в семью. Других сегодня ждут только интернаты — общего профиля (и это еще хорошо!) и специализированные, т. е. психоневрологические. Раньше, в советское время они дальше шли работать на специализированные предприятия — в окружение таких же, как они. Но сейчас выходит, что Сергиево-Посадский детский дом — замечательное место, за которым дальше обрыв, ничто. Дети здесь — словно над пропастью во ржи.

Символично, что детский дом расположен на улице Пограничной. И дело не только в том, что здесь живут дети, оказавшиеся на границе между светом и тьмою, миром звуков и миром бессловесным. Название улицы подсказывает, что дом — словно форпост на границе. Здесь начинается война за то, чтобы вырвать детей из страшной страны тьмы и молчания. Но ведется она только на ограниченном участке, почти в одиночку, и хотя свою задачу выполняет на пять с плюсом, дальше эта война пока почти проиграна.

Просто дети

Маленькой Анжеле всего три годика. Она только слепая, слух у нее в норме. Когда я уже ей предлагаю потрогать свою бороду, она несмело вплотную подходит ко мне, и аккуратно, трепетно «осматривает» мое лицо своими руками. Волна теплой и мягкой, доверчивой беспомощности исходит от ребенка, от его рук.

В другой комнате для игр полностью слепоглухие дети. Маленький Ваня топчется туда и сюда, размахивая по сторонам схваченным за ногу плюшевым медведем. Попутно он охаживает им по голове четырехлетнюю Злату. Та лишь отмахнулась от него и занялась своими делами. Покружила по комнате, подошла к столику с учебными предметами. Схватила мыло и стала его грызть. Воспитательница мягко отбирает у нее мыло и говорит:

— Злата у нас умница, самостоятельная. Хорошо ориентируется. Может даже, например, сама прийти в столовую из комнаты. И обратно из столовой тоже знает дорогу.

В доме очень разные дети. Есть и продвинутые, которые неплохо учатся по общеобразовательной программе, играют на музыкальных инструментах. Например, я познакомился с Колей, Никитой и Кристиной, которые замечательно поют хором вместе с другими своими товарищами. Читают интересные книги и играют на музыкальных инструментах. В детском доме есть даже своя рок-группа.

Но таких детей меньшинство. Большинство все-таки — со множеством нарушений, со сниженным интеллектом. Они не могут блистать на уроках, поговорить со взрослым гостем о любимых стихах и книгах. Их учат по очень простым программам: счету, элементарному чтению, простым бытовым действиям и трудовым операциям.

Но даже по поводу умных и развитых детей, особенно если это сироты, воспитатели переживают, как же они будут дальше. Семьи у них нет. Вряд ли их кто-то усыновит. Куда же им потом? Неужели в интернат?

При этом многие из них могут, могут жить полноценной жизнью. Например, трое выпускников детдома недавно про-шли специальное обучение в Павловске на художников-оформителей и работают теперь дизайнерами. Две выпускницы детдома тоже совсем недавно получили высшее образование и работают здесь же воспитателями. В семидесятые годы прошлого века на всю страну прогремела история о так называемом Загорском эксперименте: четыре слепоглухих выпускника этого детского дома окончили психологический факультет МГУ. Один из них стал доктором психологических наук. Другой — кандидатом философских наук и президентом Европейского союза слепоглухих.

Могу ли я быть счастлив? 

Соблазн самоубийства

Можно ли сказать, что все слепоглухие несчастны? А это, как ни странно, кто как. Юрий Лернер, один из четверых выпускников Сергиево-Посадского (тогда Загорского) детского дома для слепоглухих, которые в 70-е годы прошлого века окончили психологический факультет МГУ, еще тогда, лет сорок назад спросил Александра Мещерякова, психолога и педагога, который очень много сделал для слепоглухих:

— Как вы думаете, могу я быть счастлив?

Тот растерялся, но виду не подал. Педагог все-таки. Осторожно спросил:

— А как ты сам думаешь?

— А я, — ответил Юра, — счастлив — в самом точном смысле этого слова. Ведь несчастье — это иметь что-то и потерять. Я же ничего не имел, но каждый день нечто приобретаю.

Конечно, каждая живая душа занимает только ей отведенное Богом место в мире, и каждый нужен на этом свете. Но все же как много порой стараний должны приложить окружающие слепоглухого люди для того, чтобы он, брошенный в бездну беспомощности, начал «приобретать» и почувствовал себя нужным. Чтобы на нем, слепом и глухом, явились дела Божии (Ин 9:2–3). Вот, говорят, и Лернер несколько лет назад умер в полном одиночестве в специализированном интернате.

А его товарищ по учебе в МГУ Александр Суворов (ставший доктором психологических наук) говорит, что «соблазн самоубийства наверняка приходится преодолевать всем, ослепшим и оглохшим в зрелом возрасте. Может возникнуть этот соблазн и у слепоглухих с детства… Я тяжело пережил такое осознание в шестнадцать лет, а соблазн самоубийства — при всей величайшей самоотверженности друзей — преодолеваю с двадцати лет».

В храме

— Закройте свои глаза, заткните свои уши, и попробуйте в таком состоянии пожить, например, час. Походить по дому, ни на что не натыкаясь, заняться своими обычными делами, пообщаться с близкими… Потом, когда наконец-то откроете глаза, вы вдруг поймете, насколько же вы на самом деле счастливы.

Иеромонах Мелитон (Присада), насельник Троице-Сергиевой Лавры и настоятель храма Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому при детском доме, говорит нам эти слова почти на бегу, вечно куда-то торопясь. Он весь в заботах. Потом, в половине пятого, уже перед всенощной, жуя булочку и запивая ее молоком, он опять между делом нам говорит:

— Мой завтрак. Первый раз ем сегодня.

Такая занятость настоятеля храма при детском доме слепоглухих понятна. Даже за обычными детьми нужен постоянный присмотр. А слепые и глухие детишки, тем более слепоглухие, нуждаются в помощи и контроле во сто крат больше. Постоянно нужно помогать: кого-то привести, кого-то специально встретить, с кем-то подольше поговорить, потому что такие дети вообще делают все гораздо медленнее, чем их зрячеслышащие сверстники.

Исторически именно Церковь первая занялась слепоглухими. И занималась ими всегда в основном только она. Даже дактильную, т. е. «пальцевую», азбуку для общения слепоглухих создали испанские монахи в XVI веке. Лишь в XIX веке слепоглухоту как явление начинают анализировать психология и педагогика, а государство и общество пытаются хоть как-то заниматься и слепоглухими инвалидами. Однако поскольку это очень трудно, до сих пор в подавляющем большинстве стран слепоглухота даже не признается особым видом инвалидности. То есть слепоглухие для государства как бы и не существуют вовсе.

Был еще в нашей стране, как уже говорилось, Загорский эксперимент: окончить МГУ четверым воспитанникам детдома помогали ведущие советские философы и психологи. Во многом ими двигал идеологический мотив  — показать, что советская наука может совершать те чудеса, которые раньше приписывались Богу: чтобы немые говорили, а слепые видели. Пусть они во многом ошибались, нетерпимо относились к Церкви — как к своему сопернику. Но они все-таки сделали доброе дело — вырвали хотя бы некоторых из плена слепоглухоты. С их стороны это было настоящим подвижничеством. Впрочем, эксперимент уже давно закончен, философы к слепоглухоте как-то снова охладели. И лишь Церковь по-прежнему привычно берется за эту заботу и радостно и с достоинством несет и этот крест.

Отец Мелитон говорит, что сегодня около двадцати детей в доме являются активными участниками богослужений. Они поют на клиросе, являются чтецами, выносят свечи из алтаря.

Конечно, здесь есть и свои трудности. Бывает и такое, что дети, которые раньше активно ходили в храм, вдруг охладевают к богослужениям. Как это вообще свойственно подросткам, они начинают больше увлекаться компьютерами или современной музыкой. Свою роль играет и влияние сверстников. Но бывает и по-другому.

В детдоме выросли две слепоглухие девочки-сестры — Вера и Надя. Их все здесь очень любили, но им пришло время возвращаться домой. И отец Мелитон рассказывает:

— Очень интересно получилось с этими сестрами. Перед тем как их забрать, покрестился их отец, сам уже будучи в пенсионном возрасте. А на следующий же день они с супругой повенчались. Так слепоглухие дети привели к Богу папу и маму. То, что их девочки были воцерковлены и что при детском доме был храм, сыграло во всем этом огромную роль.

— А что особенно важно для слепоглухих?

— Постоянство. Как, например, в пространстве, им важно, чтобы был четкий порядок, чтобы каждая вещь всегда была на своем месте, чтобы они могли ее найти на ощупь. Также им очень важно постоянство в человеческих отношениях. Они очень ценят постоянство и верность. И если есть такой человек, они за ним пойдут в огонь и воду. В том числе и в храм пойдут, если он их поведет.

Уже после возвращения из детского дома я понимаю, насколько это на самом деле логично — то, что многие слепоглухие находят постоянство и верность именно в Церкви. Действительно, где же еще в этом мире найти столь надежную опору и твердыню? Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф 24:35).

Но миссионерской работы в этом направлении пока еще непочатый край. Наша Церковь уже активно занимается слепоглухими детьми. Как хочется, чтобы как можно скорее пришла очередь и взрослых слепоглухих — все еще самых одиноких людей на свете.

Фотографии Владимира Ештокина. 

Читайте также:

Мир слепоглухих ждет своих апостолов

Души в темнице

 

 

репортаж из детского дома для слепоглухих — Российское фото

Фотограф и блогер Дмитрий Чистопрудов рассказывает о своем посещении единственного в России детского дома для слепоглухих детей, который находится в Сергиевом Посаде.

В моем подъезде живет слепой дедушка. Живет один. Каждый день, напевая какие-то песенки, он выходит на улицу, проходит вокруг дома на ощупь, иногда заходит в магазин за продуктами. У подъезда он делает зарядку и кормит голубей. Зрение он потерял не так давно и хорошо помнит, как выглядел окружающий его мир.

Но есть люди, которые не видят с рождения. Еще страшнее, когда человек и слеп и глух одновременно. Для таких людей с раннего детства тактильные ощущения — это единственная связь с окружающим миром.

Сегодня в Сочи закрывается Паралимпиада. С одной стороны, это было спортивное событие: за наших спортсменов всегда приятно поболеть, и в этот раз команда России опередила всех с большим отрывом. С другой стороны, это, безусловно, событие культурное. Событие — как повод подумать и почувствовать кое-что непривычное по отношению к инвалидам. Не сочувствие или жалость, нет. Уважение, сопереживание и где-то даже зависть — не к успехам спортсменов, а к тому, какая сила воли помогла им прийти к победе.

В этот день я решил опубликовать необычную для себя серию фотографий из уникального и единственного в России детского дома для слепоглухих, который находится в Сергиевом Посаде. Часто ли вы задумываетесь, как живут и чем занимаются обычные инвалиды? Не спортсмены-олимпийцы, а девочки и мальчики школьного и дошкольного возраста. Скажу сразу, увиденное меня поразило.

При входе в здание я получил короткую инструкцию: движение по коридорам детдома правостороннее. Точнее, дети передвигаются по правой стороне коридора, персонал -¬ по левой. Так можно избежать столкновений.

Внутренние помещения — просторные и не загромождены мебелью.

Сегодня в детдоме находится более двухсот детей с различными нарушениями зрения и слуха. Кто-то слабо видит, но ничего не слышит, кто-то наоборот. Есть дети, которые ничего не видят и не слышат одновременно. А так, это самые обычные дети. Они носятся по коридорам, смеются, играют и общаются друг с другом. И нужно им не так много вещей, чтобы почувствовать себя комфортно. Их потребности не материальны: ласка, забота, общение. Кстати, в этот дом можно приезжать в качестве волонтера.

4.

Столовая. Ножи и вилки детям выдают без ограничений.

6.

7.

В таких условиях ограниченные возможности становятся почти неограниченными. Детский дом в Сергиевом Посаде ¬— единственное в своем роде учебное заведение в РФ, где работают с детьми с такими проблемами. Преподаватели здесь ¬— это профессионалы и энтузиасты, они даже разработали программу переподготовки педагогов (тифлосуропереводчиков) для работы в регионах (http://www.deaf¬blind.ru/rus/centr/). Ведь здесь учится только 209 детей, а сколько их по всей стране?

Так происходит процесс общения: слова передаются прикосновениями.

Максим выступает на сцене и очень смущается. Еще совсем недавно он не умел ходить, не то что танцевать. Этому его научили в детском доме.

Для слепоглухих не существует телевизоров и игровых приставок, но все время расписано поминутно —¬ дети учатся полезному и интересному каждый день, и не успевают скучать.

Это «тактильное» расписание занятий на день, формат ¬— собственное изобретение детского дома. Такое расписание позволяет слепо¬глухим детям получить «ниточку» информации из нашего мира и понимать, что их ждет в течение дня. Дети все время чем-то заняты, такое ощущение, что им не дают скучать ни на минуту.

Правописание: ученик работает со шрифтом Брайля, а для преподавателя на карточках изображены буквы.

Похоже на скраббл, но на самом деле это обучение алфавиту.

А это — «устная» речь слепо¬глухих, для каждой буквы есть своя последовательность прикосновений.

Одна из мастерских. Здесь можно научиться делать вот такие гобелены.

Гобелен выпуклый, его можно «увидеть» пальцами. До попадания в этот детский дом Лера была замкнутой и драчливой, а теперь она стала терпеливой, научилась читать и писать. А еще она большая кокетка.

В холле — выставка работ учеников, там же проводят «официальные» мероприятия. Никиту, например, поздравляют с Днем Рождения.

Еще одна мастерская, в этот раз здесь изготавливали восковые свечи.

Свечи продаются в Лавре, а выручка возвращается в детский дом и на нее покупают расходные материалы для этого производства.

21.

Свободные руки без работы не остаются. Здесь активно развивают даже самых «тяжелых» воспитанников, поскольку без дела их жизнь становится такой же скучной, как и для любого другого ребенка.

Юра в мастерской, где дети постарше изготавливают различные обучающие материалы для младших групп.

На уроке правописания осваивают печатную машинку Брайля. Очень интересная штука, вот видео о том, как она устроена: http://youtu.be/XSkvGFzWMq4

Для печати шрифтом Брайля используется плотная бумага, на которой способом тиснения наносятся буквы, которые считываются подушечками пальцев.

В одной строке умещаются до сорока символов. Большинство книг и учебников в детдоме делают самостоятельно, силами учителей и учеников.

Уроки творчества ¬— это не только гобелен, но и живопись ¬— для тех воспитанников, кому позволяет зрение (и талант). Кстати, в предыдущем детдоме Колю считали умственно отсталым и накачивали лекарствами, а здесь он раскрылся и научился неплохо рисовать и танцевать.

Мастерская керамики.

Вот такие забавные рыбы получаются у слабовидящих учеников керамической мастерской.

А это — литые свечки, их тоже делают воспитанники детского дома.

Так выглядит чтение учебника по русскому языку…

А это — тетрадь по математике с пометками преподавателя на полях.

Еще одна творческая мастерская. Это аппликация из свернутых бумажных полосок.

Работа кропотливая, но результат того стоит!

Момент, который меня поразил больше всего. Алена слушает, что я говорю, пальцами снимая колебания гортани. Родилась Алена абсолютно здоровым ребенком, но из-за перенесенной болезни и некачественной операции полностью потеряла слух и зрение.

Так она общается с подругой — прикосновениями. Со стороны кажется, что они просто держатся за руки, но если приглядеться — пальцы стремительно порхают, складывая из букв предложения.

Спортзал здесь вполне обычный, только вот лестницы и маты — мягкие. Ну и диско¬шар, конечно, для особых случаев.

Каждый день дети ходят в бассейн. Они учатся плавать и нырять. Это сложно, если болезнь затронула вестибулярный аппарат, но достижимо.

В лабораториях регулярно проверяют слух и зрение ребят, чтобы подобрать правильный комплекс упражнений для их развития.

Это слуховые аппараты — современные и почти незаметные. Удивительно, но чтобы ими успешно пользоваться, нужно также много тренироваться.

Это не радиостанция, а один из диагностических аппаратов.

Девочка нажимает на кнопку, когда что¬-нибудь слышит в наушниках. Я стоял на расстоянии и слышал разные по частоте и громкости звуки, доносившиеся из наушников. Но девочка всего лишь несколько раз нажала кнопку.

Исследование слуха при помощи звуковых волн.

Так показания прибора выглядят на экране, по ним можно с высокой точностью определить остроту слуха.

Ученики с музыкальными способностями поют в хоре. Кстати, это очень известный в среде слабовидящих хор, который часто выступает на различных мероприятиях. Нам сказали, что хор пригласили выступать и на закрытии Паралимпиады.

После занятия пением Даня взял один из моих фотоаппаратов и начал снимать за меня.

47.

Вот, что он наснимал:

49.

51.

Я решил, что куплю и привезу Дане в следующий раз небольшой фотоаппарат. Пускай снимает, раз у него это так хорошо получается.

Вот и все,¬ пора покидать гостеприимные стены.

Таким людям, как я, тем, кого называют здоровыми, легко выйти отсюда. Но что ждет за порогом детского дома этих ребят?

Я бы хотел, чтобы наши дети относились к таким людям, как к равным, а не с жалостью, отвращением и испугом. Нас, к сожалению, этому не научили, а ведь при правильном подходе даже тяжелые недуги не будут препятствием к развитию и социальной адаптации.
Мне бы очень хотелось, чтобы таких учреждений, где так работают со слепоглухими детьми, в России было больше. Но это не все, что нужно инвалидам для нормальной жизни в обществе. Им нужно качественное образование, рабочие места, доступная среда и, конечно, понимание других людей. Пока что после 18 лет им просто некуда идти.

Про этот детский дом я узнал от друга, работающего в команде Сергея Миронова. Сильная статья на эту тему в Фейсбуке: https://www.facebook.com/mironov.online/posts/466773973424276

Оригинал: http://chistoprudov.livejournal.com/145577.html

Один день в интернате для слепоглухих детей

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отправить еще раз

«Ба-ла-бан», — старательно, по слогам выводит пятилетняя Оля и, будто желая сделать речь еще понятнее, указательными пальцами — палочками бьет по воображаемому барабану. Этого музыкального инструмента девочка никогда не видела, не слышала его дроби.

Как и большинство воспитанников Сергиево-Посадского дома-интерната слепоглухих для детей и молодых инвалидов, мир она воспринимает только на ощупь. Это единственное в России учебное заведение, куда на реабилитацию поступают с тотальной потерей слуха и зрения. Как научить ребенка, живущего в полной темноте и тишине, понимать этот мир — в репортаже РИА Новости.

Шершавый понедельник, меховое воскресенье

По длинным коридорам интерната дети передвигаются только по правой стороне. Идут, выставив вперед руку. И обязательно прощупывают стены. У них здесь разная текстура: одни помещения выложены плиткой, другие покрыты фактурной краской. Это для того, чтобы незрячие воспитанники могли ориентироваться в пространстве.

Вот вдоль стены шагает девочка в огромных очках. У дверей она останавливается, нащупывает на одной из створок барельеф в виде прямоугольника — и ныряет в проем. Такие выпуклые ориентиры везде: на индивидуальных шкафчиках для одежды, на ящиках, где хранятся полотенца и зубные щетки. Даже распорядок дня детям объясняют при помощи объемных картинок.

«Слепого ребенка, да еще и с нарушениями слуха, нельзя взять за руку и повести, скажем, в столовую. Он не поймет, куда его ведут, может проявить агрессию. Чтобы воспитанник знал свой распорядок дня, понимал, что сейчас нужно делать, у каждого есть индивидуальный календарь. На карточках в виде объемных картинок изображено то или иное действие: обед, прогулка, учеба, приготовление ко сну», — говорит заместитель директора интерната по учебно-воспитательной работе Лилия Абдукамалова.

На тумбочке лежит календарь Рената (имена несовершеннолетних в тексте изменены) — мальчик не видит, но частично слышит благодаря слуховому аппарату. На первой странице календаря — значок ноты. Это значит, что в данный момент ребенок хочет слушать музыку. Рядом, обняв приемник, действительно сидит Ренат. Дальше в импровизированном ежедневнике мальчика изображение дерева — по графику у группы прогулка. Затем ложка — ужин, зубная щетка — подготовка ко сну, подушка — отбой.

Чтобы объяснить детям, какой сейчас день недели, тоже используют тактильный календарь. У каждой клетки — своя фактура. Понедельник шершавый, как наждачная бумага. Вторник — весь в пупырышках. Воскресенье — мягкое, как кусочек меха. Как только день проходит, квадрат убирают. «Слепоглухому ребенку сложно ориентироваться не только в пространстве, но и во времени. Он ведь не видит, как день сменяется ночью, как движутся стрелки часов. Чтобы дети поняли, что неделя состоит из семи дней, мы создали такой календарь», — продолжает завуч.

Любое абстрактное понятие слепоглухим детям дается с трудом. Как, например, объяснить незрячему ребенку, что такое солнце? Для этого на прогулке дети подставляют ладошки и лицо под солнечные лучи и чувствуют: стало тепло. Затем им дают пощупать барельеф, изображающий солнечный диск.

«С воспитанниками мы обязательно выходим гулять в дождь, в снег, при сильном ветре — только так можно рассказать об этих погодных явлениях».

Даже испытывать правильные эмоции тотально слепоглухих нужно учить. «Здоровые малыши обычно все повторяют за мамой. Например, вышли на улицу, увидели первый снег, мама обрадовалась. Дети скопировали эту эмоцию. Впредь они будут радоваться всякий раз, когда выпадает первый снег. Но наши воспитанники могут закричать, заплакать. Они просто не знают, как на это явление правильно реагировать. Этому их учат педагоги по специальной методике», — уточняют сотрудники интерната.

Видеть при помощи рук

Перед Аленой Капустьян, тотально слепоглухой девушкой, лежит учебник по алгебре за девятый класс, напечатанный шрифтом Брайля. По размеру он сопоставим с альбомом по искусству, по толщине — с томом «Войны и мира». А ведь это даже не весь учебник, лишь одна из семи его частей. Математические символы по системе Брайля записываются достаточно сложными знаками. Решение системы уравнений может занять одну или даже полторы страницы.

Алена исписала уже пять. Она готовится к ОГЭ по математике — одному из самых сложных предметов для незрячих. Когда отсутствует пространственное мышление, понять, что такое квадратный корень числа или как высчитать площадь параллелепипеда, непросто. Но Алена справляется. Возможно потому, что слепоглухой была не всегда. Слух она потеряла в два года, зрение — в шесть, после неудачной операции.

«Она до сих пор помнит, как выглядит мир вокруг, знает начертание букв. Поэтому самые сложные термины я могу писать ей по буквам на ладони — и она их считывает», — делится подробностями учитель Вячеслав Шешнин.

Но все же почти всю школьную программу педагог объясняет при помощи жестов. Увидеть их Алена не может — но может почувствовать. Это называется «говорить в руку». Вячеслав Романович кладет ладонь девушки поверх своей, и начинает быстро перебирать пальцами. «В этом уравнении икс равен единице», — переводит он для нас.

Почти для всех тотально слепоглухих контактный жестовый язык — единственная возможность общаться. Но не для Алены. Она научилась понимать речь собеседника по вибрациям гортани.

Педагог кладет руку Алены себе на горло, спрашивает, сколько лет она уже учится в интернате.

«Тринадцать. Поступила я в семь. Сейчас мне 20», — хотя некоторые звуки Алена проглатывает, говорит достаточно понятно.

Девушка даже по телефону научилась с мамой общаться. «Мы так до конца и не знаем, как она это делает. Видимо, считывает вибрации динамика трубки, — предполагает педагог. — Вообще, Алена очень талантливая, читала Шекспира, увлекается театром. Даже играла в постановке Театра наций «Прикасаемые».

В этом году Алена — единственная выпускница интерната, допущенная до экзаменов. Более того, тотально слепоглухая ОГЭ сдает здесь впервые. «Год назад у нас экзамены сдавали два воспитанника. Но у них были проблемы только со зрением».

Учат жить по зернышку

В соседнем кабинете четверо воспитанников помладше пишут диктант. У двух в руках приборы для письма по Брайлю, остальные заправляют бумагу в специальные машинки, которые очень напоминают печатные, но имеют только шесть клавиш.

«Научиться писать на приборе не так просто. Каждая буква в алфавите Брайля состоит из шести точек, которые дети выдавливают стилусом. Но прежде чем выбить букву, ее нужно представить в перевернутом виде. Получается это далеко не у всех. Те, кому сложно, печатают на машинке. На ней всего шесть клавиш, каждая из которых обозначает определенную точку», — описывает процесс заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Заречнова.

«Вчера у нас был концерт», — диктует учитель. Ира, девочка лет девяти, старательно надавливает на клавиши машинки. Ира носит очки с очень толстыми стеклами. Но и они не способны сделать так, чтобы девочка видела хотя бы очертания предметов. Она тотально слепоглухая с рождения.

«У нас многие воспитанники носят очки, но они всего лишь косметические, корректируют внешний вид глаз, — объясняет Заречнова. — Дело в том, что с возрастом глаза слепых деформируются, выглядят достаточно неэстетично. Чтобы скорректировать этот дефект, прописываем очки. Также стекла защищают зрачки от механических повреждений».

Год назад Ире вживили костный имплант — теперь она слышит отдельные звуки. Однако научить таких детей распознавать речь, а потом и говорить, очень сложно.

«Ребенок ведь после рождения постепенно учится понимать речь. Сперва мама в разговоре с ним использует эвфемизмы: «ам-ам» вместо «обедать», «бибика» вместо машины. Со временем малыш узнает все больше слов, учится отличать речь от посторонних звуков. А теперь представьте: глухому ребенку надели аппарат. Мир для него ожил. Но какие звуки в этом потоке важные, какие — нет, он не понимает. Мы учим развивать слуховое восприятие, чтобы потом ребенок начал говорить», — раскрывает тонкости директор дома-интерната Галина Епифанова.

Получится это далеко не у каждого выпускника. На занятиях для младших школьников знакомимся со Святославом. Мальчик склонился над тетрадкой, чуть ли не носом упирается в стол. Правда, буквы все равно «скачут». «Святослав не тотально слепой, но зрение у него очень плохое. К тому же видит всего один глаз. У него парализована половина лица, не смыкается рот», — рассказывает педагог-дефектолог.

Из-за этого, видимо, говорить мальчик не сможет никогда. Но и таких сложных детей в интернате обучают всем бытовым навыкам. Для этого воспитанников с самого раннего возраста водят на уроки домоводства.

«Например, как научить тотально слепоглухого ребенка определять, сколько воды налито в кружке? По весу. А если это кипяток? — приводит пример директор интерната. — На то, чтобы освоить самые элементарные бытовые навыки, у наших воспитанников уходят месяцы».

Галина Константиновна описывает, как ребенка учат различать крупы на ощупь. Сперва их просят разобрать по зернышку смешанные вместе фасоль и горох. Когда они справляются, дают крупы помельче — рис и перловку. Затем еще более мелкие пшено с гречкой. «Так развивают тактильную чувствительность рук».

«Уезжают домой и забывают, чему мы их учили»

В Сергиево-Посадский дом-интернат приезжают дети из разных городов России. Очереди приходится ждать по году-полтора. «Нам пишут родители или опекуны. Сначала мы вызываем ребенка на медико-психолого-педагогическую комиссию. Если понимаем, что диагноз соответствует нашему профилю, ставим в очередь, — поясняет Галина Константиновна. — Почти всегда для этих ребят и их родителей наш интернат — последняя надежда. В другие их просто не берут — там не знают, как общаться с такими детьми».

В Сергиевом Посаде воспитанники могут находиться до 18 лет. Если продолжают обучение — то до 21 года. Дальше они возвращаются в свои поселки — и со временем забывают все, чему их здесь обучали.

«Особенно большой проблемой это становится для сирот. Они возвращаются в маленькие городки или даже деревни, где вынуждены годами сидеть в квартирах. Работы там для них нет, необходимой инфраструктуры — тоже. Постепенно они забывают все, чему мы их учили, становятся недееспособными и попадают в психоневрологические интернаты».

Выход из этого замкнутого круга есть: в Сергиевом Посаде планируется построить центр постинтернатного сопровождения, где выпускники могли бы жить самостоятельно, но под чутким руководством бывших педагогов. Помимо жилых корпусов, в центре планируется оборудовать мастерские, в которых выпускники смогут работать.

«Пока стройка находится на стадии котлована, закончить ее планируют только в 2020 году. Естественно, до этого времени домой наших выпускников-сирот мы стараемся не отпускать. Пятерых устроили в Калужский реабилитационно-образовательный комплекс, одного направили учиться в Реутов, где он осваивает профессию повара».

Но что будет, если стройка затянется? Об этом Галина Константиновна даже думать боится. Сейчас в интернате обучаются 205 воспитанников, 29 из них — сироты.

Сергиев Посад — Путеводитель по России

Сергиев Посад, город с населением 100 000 человек, расположенный примерно в 70 км к северо-востоку от Москвы, действительно выделяется только своим монастырем.

Но это очень впечатляющий монастырь, возможно, самый впечатляющий в России и имеющий огромное значение в истории России. Свято-Троицкий Сергиевский монастырь — один из четырех монастырей в России, имеющих статус лавры, причем лавра является высшим чином монастырей.

Здесь развернулся ряд важных исторических эпизодов.Захват Казани Иваном Грозным в 1552 году был частично осуществлен по совету настоятеля монастыря игумена Басьяна.

Впоследствии монастырь был награжден церковью. В начале 17 века монастырь выдержал 16-месячную осаду поляков даже после оккупации Москвы. Позже Петр Великий укрылся в монастыре во время восстания стрельцов, направленного против него и его семьи. Он также служил резиденцией Патриарха с конца Второй мировой войны до падения коммунизма.

Первоначальный деревянный монастырь был основан в 1340 году преподобным Сергием Радонежским, но был разрушен после его смерти татарами.

Самым старым зданием, сохранившимся до наших дней, является Троицкий собор, датируемый 1422 годом. В этой белой церкви с золотым куполом находится иконостас с множеством работ Андрея Рублева и могила самого преподобного Сергия. Следующее старейшее здание на этом месте — Церковь Святого Духа 1476 года, построенная по приказу Ивана Великого. Одинарная церковь с голубым и золотым куполом стоит рядом с Троицким собором на южной стороне главной площади.

Но, пожалуй, самой поразительной церковью на территории является Успенский собор 1585 года с его ослепительно голубыми, усыпанными звездами куполами. Построен на деньги Ивана Грозного. Прямо перед этой церковью, слева от входа, находится могила единственного царя, не похороненного ни в Кремле, ни в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга: Бориса Годунова. А справа от входа стоит небольшая красивая часовня

.

у колодца, построенного над естественным источником, который, как говорят, появился во время польской осады.Вы можете выпить духовной воды по цене чашки или бесплатно, если у вас есть собственный сосуд.

Среди множества красивых достопримечательностей монастыря также можно отметить потрясающую колокольню в стиле барокко, построенную в 18 веке, и Трапезную церковь Святого Сергия 1692 года. Это огромное здание, украшенное сложной и уникальной разноцветной краской, когда-то служило трапезной для паломников, посещающих это место, но теперь оно функционирует как действующая церковь. Царский дворец датируется тем же периодом, и пышная часовня в нем открыта для посетителей.Часовня у оранжевых ворот Иоанна Крестителя — это довольно маленькая церковь, а в ризнице вдоль южной стены комплекса хранятся сокровища, которые великий монастырь стремится накапливать с

.

различных благотворителей. Белые крепостные стены монастыря датируются 1540 годом.

Снаружи монастыря, немного севернее входа, находится статуя преподобного Сергия. Немного южнее монастыря находится Пятницкая церковь. Прямо напротив проспекта Красной Армии стоит часовня Пятницкого колодца — еще одно место, где можно освежиться священной водой.

Вход на территорию монастыря бесплатный, как и вход в церкви, когда они открыты. Пропуск на фотосъемку стоит 100 рублей (3,70 доллара США). Вы можете записаться на англоязычные экскурсии по территории и церквям в киоске прямо перед входными воротами. Вход в ризницу (открыт с 10-17: 30 кроме понедельника) стоит 150р. Территория монастыря открыта с 10 до 18 часов ежедневно.

Маршрут: Пригородные электрички ходят с Ярославского вокзала. Вы можете сесть на любой поезд до Сергиева Посада или Александрова.Поезда отправляются каждые 20 или 30 минут с 5 утра, а поездка занимает около 90 минут или чуть больше. Чтобы быть уверенным, что вернетесь, нужно быть на вокзале в Сергиевом Посаде не позднее 23:30. Билеты стоят 79 рублей (2,90 доллара) в одну сторону. Из Сергиева Посада сверните на улицу в дальнем правом углу площади перед вами. Поверните направо и следуйте по этой улице, пока не увидите монастырь. Монастырь находится недалеко от проспекта Красной Армии, главной улицы города.

,

Сергиев Посад


Летний Сергиев Посад (посад — торговый поселок вокруг крепости) — российский кулинарный центр, предлагающий традиционные напитки на улице. Турист может задаться вопросом о желтых цистернах с КВАС на бортах, продающих дешевый пенистый темный напиток пластиковыми стаканами или уже в бутылках. Если вы пропустите по пути таких уличных торговцев, купите его в Лавре. Монастырский квас считается лучшим брендом. Если вы хотите попробовать традиционный, но ароматный квас, посетите Skete с его производством кваса.
Лучший холодный напиток России — освежающий и питательный Квас (квас) снова стал популярнее любой колы. Это натуральный ферментированный напиток (обычно с пузырьками) из черного или обычного ржаного хлеба, которым в жаркую погоду наслаждаются даже молодые люди. Цвет сырого хлеба определяет напиток квас. Содержание алкоголя в нем очень низкое — 0,05-1%. Квас может быть приправлен фруктами или травами, такими как клубника или мята. Также из нее готовят холодный летний суп окрошка .

Квас впервые упоминается в летописях Руси под номером 989 .В России при Петре Великом это был самый популярный безалкогольный напиток во всем обществе. Сообщалось, что в 19 веке его употребляли в чрезмерных количествах крестьяне, простолюдины и монахи; летом пили больше воды. Это и коммерческий продукт, и самодельный. Когда-то квас продавался только летом, но теперь его производят, упаковывают и продают в магазинах круглый год.

Квас производится путем естественного брожения хлеба (пшеничного, ржаного, ячменного) и иногда приправлен фруктами, ягодами, изюмом или березовым соком, собранным ранней весной.В современном домашнем квасе обычно используется черный или обычный ржаной хлеб (часто сушеный), запеченный в гренках или жареный (+ сахар или фрукты, такие как яблоки / изюм), а также с дрожжевой культурой и закваской.

Коммерческий квас (особенно более дешевые сорта) готовится, как и многие другие безалкогольные напитки, с использованием сахара, газированной воды, экстракта солода и ароматизаторов. Лучшие бренды (часто производимые пивом, а не производителями безалкогольных напитков) обычно используют некоторые традиционные технологии для приготовления своей продукции. Квас обычно подают нефильтрованным, с добавлением дрожжей, что придает ему уникальный вкус и высокое содержание витамина B.

,

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *