Шумилова елена – Eshumilova.com – Elena Shumilova photography

Памяти Елены Шумиловой • Arzamas

История, Литература

1 октября 2018 года не стало Елены Шумиловой. Благодаря ей в 1990-е годы в РГГУ появилось удивительное место, где собирались великие российские ученые-гуманитарии (и без которого вряд ли получился бы Arzamas), — Институт высших гуманитарных исследований, сокращенно ИВГИ. Мы публикуем разговор с Еленой Петровной, записанный за несколько лет до ее смерти, а также воспоминания ее друзей и коллег

Записали Катерина Беленкина, Филипп Дзядко, Катя Ламм

Это второй выпуск «Безымянного подкаста Филиппа Дзядко» — о Елене Шумиловой. Ее историю рассказывают поэты, ученые, художники и она самаЕлена Шумилова. Бостон, конец 1990-х годов Архив Хенрика Барана

О родителях

Отец — Петр Павлович, мама — Юдифь Львовна. Мама — химик, из мес­течка  Местечко — населенный пункт на территории Российской империи, в котором в основном жили евреи. . В 1914 году она перебралась в Киев, из Киева — в Питер, из Питера — в Москву. А отец был с Западной Украины, но очень рано оттуда уехал: братья у него какие-то алкоголики и черт знает что, а он был выдающийся человек и окон­чил московский мехмат. Он великий был математик, пошел по нефтяной части (придумал турбобур, которым американцы до сих пор пользуются), а потом ушел в военные дела, в реактивщину  

Петр Павлович Шумилов (1901–1942) — советский ученый, инженер-нефтяник и изобретатель, конструктор вооружений. С 1941 года входил в конструкторскую группу, разрабатывавшую первый советский реактивный гранатомет. Летом 1942 года, во время испытаний, произошел взрыв гранаты. Шумилов был тяжело ранен и через две недели умер в больнице.. 

О портрете Ленина

1 / 3

Елена Шумилова (слева) на демонстрации 1 мая 1950 годаАрхив «Международного Мемориала» / Ф.222

2 / 3

Елена Шумилова в роли Дон Кихота. Лето 1954 годаАрхив «Международного Мемориала» / Ф.222

3 / 3

Елена Шумилова (слева). 1940-е годы

Архив «Международного Мемориала» / Ф.222

Я родилась в Москве, в Первой градской, в 1940 году. А в 1942-м нас увезли в эвакуацию. Ехали мы в одной люлечке с Танькой Байбаковой, дочкой нефтя­ного министра  Николай Константинович Байбаков (1911–2008) — c сентября 1940 года был замести­телем народного комиссара нефтяной про­мышленности СССР, а в декабре 1948 занял пост министра нефтяной промышленности СССР.. Отец остался в Москве: в августе 1942-го были испытания последнего созданного им оружия. И во время испытаний он погиб. Мать забрала нас и прилетела в Москву. Мой детский сад — шестидневка — был на Полянке. Я помню очень хорошо затемнение: вот эти черные окна. 

Мы жили на Донской улице, напротив Парка культуры. В комнате был боль­шой проем между окнами. И у меня все время было такое ощущение, что там висел портрет Ленина. Я много раз спрашивала: «Мам, я помню портрет Ленина». Мама говорила: «Лен, ну какой портрет Ленина? О каком портрете Ленина может идти речь?» И когда был последний мамин день рождения — 90 лет, — я опять вспомнила эту историю. И мой брат Валерка говорит: «Конечно. Когда мы были в эвакуации, нас поселили в каком-то обкомовском здании, и в комнате висел портрет Ленина». Мать с утра до вечера работала, и нянька, чтобы я меньше орала (а я была крикучая), снимала этот портрет — и у-у-у на меня. У меня на всю жизнь этот Ленин застрял. 

О братьях

У меня два брата — на 5 и 7 лет старше. Оба очень красивые. Старшему Лёньке было наплевать на все в этой жизни. А Валерка любил Сталина. Лёнька был совершенно домашний, необщительный и слушал музыку: у него огромная была фонотека, пластинки. Или мы с ним играли в карты и крестики и нолики. А Валерка до утра шлялся с девочками, и его никогда не было дома. Мать садилась у окна и смотрела, когда он придет. Приходил он всегда очень поздно. 

О песнях

Победу я помню смутно, потому что война нас не очень-то и касалась. Я сидела в детском саду, мама работала с утра до ночи. Мы жили недалеко от ее работы: приходили ее друзья, она пекла пироги, бесконечно пели какие-то песни. Песни того времени я знаю очень хорошо. «Споемте, друзья, ведь завтра в поход / Уйдем в предрассветный туман» — и так далее. Я помню, как-то была пьянка и Юра Гастев  Юрий Алексеевич Гастев (1928–1993) — математик, философ, правозащитник и поэт. говорит: «Слушай, откуда ты знаешь все эти песни?» Я говорю: «В детстве друзья моей мамы пели их, и я очень их любила». 

Об отсутствии иллюзий

1 / 4

Елена Шумилова в пионерском лагере ВНИИ НП. 1955 годАрхив «Международного Мемориала» / Ф.222

2 / 4

Елена Шумилова (в центре) в пионерском лагере ВНИИ НП. 1955 годАрхив «Международного Мемориала» / Ф.222

3 / 4

Елена Шумилова (слева) в пионерском лагере ВНИИ НП. 1955 годАрхив «Международного Мемориала» / Ф.222

4 / 4

Елена Шумилова. 1956 годАрхив «Международного Мемориала» / Ф.222

У меня с самого детства не было никаких иллюзий насчет советской власти. Потому что в соседнем доме, на Ленинском проспекте, 11, жила мамина университетская подруга, тетя Таня Готовская. Они жили в Доме на набереж­ной, но ее муж попал в аварию, а ее переселили на Ленинский. У нее были дочь Галя и сын Толя. Толя учился в 18-й школе и дружил с Васей Сталиным и Владимиром Шмидтом, которого они звали Вош, — сыном Отто Шмидта. И я помню их бесконечные рассказы. 

Тетя Таня ходила на школьные собрания и по­дружилась там с Надеждой Сергеевной  Имеется в виду Надежда Сергеевна Аллилуева (1901–1932) — вторая жена Сталина.. Мы часто ходили к тете Тане в гости мыться. У них была большая квартира, большой такой абажур — и под этим абажуром эти тайные рассказы. Я запомнила, как Надежда Сергеевна рассказывала, как она от него прячется под столом, как она его боится. Как он просил, чтобы сначала она попробовала еду, а потом он уже будет есть. 

Это был мой любимый дом. И, надо сказать, мама со мной никогда не разго­варивала, а тетя Таня со мной так по-взрослому разговаривала. И наши с ней умные разговоры я запомнила. 

В 1953 году Толя пошел на похороны Сталина, и его раздавило на Трубной — прижало к стене. Сильное для меня было впечатление. У нас в коммунальной квартире телефон стоял на сундуке в коридоре. Я подошла к звенящему телефону, и мне сказали: передайте Юдифь Львовне, что Толя погиб. 

О банях

В коммунальной квартире на Донской было по две комнаты на три семьи, длинный коридор, сортир. Естественно, никаких душей — ходили в Донские бани. Я до сих пор ненавижу слово «баня», ненавижу голых баб, ненавижу лютой ненавистью тазы эти. Позже мама стала водить меня к тете Тане — там была ванная. 

О первой работе, друзьях и везении

1 / 3

Елена Шумилова. 1960-е годыАрхив «Международного Мемориала» / Ф.222

2 / 3

Елена Шумилова. 1960-е годыАрхив «Международного Мемориала» / Ф.222

3 / 3

Елена Шумилова. 1960-е годыАрхив «Международного Мемориала» / Ф.222

Моя первая работа — в «Гипрокаучуке». Жизнь была бурная, как и у всех в двадцать лет. Я приходила в 3–4 домой, а в 9 надо, хоть умри, быть на работе, нестись на другой конец города. От метро «Семеновская» неслась толпа таких, как я. Потом я шла в библиотеку к девочкам: там лежали штабеля газет. Я ложилась и досыпала свои два часа. 

Еще у меня было много друзей среди художников. «Бульдозерная выставка» была придумана на моих глазах. Было жарко, мы лежали на полу, пили пиво. Алька Меламид говорит: «Я знаю, что надо сделать. Я поеду к Оска­ру. Рабину  Оскар Яковлевич Рабин (1928–2018) — советский и французский художник, один из основателей неофициальной художе­ственной группы «Лианозово». Организатор всемирно известной «Бульдозерной выставки».. Надо сделать уличную выставку». Мне всегда фантастически везло на окру­жение, всю жизнь везло на людей. 

Рассказывает
Александр Меламид
Художник

Рассказывает
Виталий Комар
Художник

О белых эмульсиях

Я, вообще-то говоря, химик. Химия нефти: эмульсии такие беленькие, чтобы в пять раз количество нефти увеличить… Как-то мы поехали на дачу к моей подруге Лене Новик  Елена Сергеевна Новик (1941–2014) — фольклорист и культурный антрополог, исследователь фольклора и традиционной культуры народов Сибири, одна из созда­телей визуальной антропологии в России.: она купила дом в деревне за Ярославлем. И тут едем мимо какого-то предприятия. Я говорю: «Лена, это вот платформинг, а это риформинг». А она такая: «Ну просто космос какой-то». Какой космос? Это вообще основа всего благосостояния нашей страны. 

Потом я ушла в географию — на географический факультет МГУ. Мы ездили на Рузское водохранилище и делали гидрохимическую карту этих районов. Потом мне это тоже надоело, и я ушла в Институт геохимии Вернадского редактором. И 15 лет там просидела. Я вела аналитическую химию в редак­ционно-издательском отделе. Очень хороший институт, я его очень любила и делала массу книжек там. Тьму книг отредактировала: химические, математические и физические — какие получались… Мне очень нравилось редактирование и мое поприще — химия. 

Рассказывает
Зиновий Зиник
Писатель

Об одном звонке

С Ленкой Новик мы дружили с 1967 года. Лена — фольклорист, месяцами ездила по всяким Чукоткам, а я в это время жила в ее квартире на «Бело­русской». Жизнь наша была фантастически бурной: песни, пляски, танцы-шманцы, пьянки почти ежедневно. Однажды она говорит: Елеазару Моисеевичу  Елеазар Моисеевич Мелетинский (1918–2005) — крупнейший советский и российский фольклорист, медиевист, семиотик, один из основоположников исследовательского направления теоретической фольклористики в нашей стране. Афанасьев  

Юрий Николаевич Афанасьев (1934–2015) — историк, ректор Московского государ­ственного историко-архивного института (1986–1991), основатель, ректор (1991–2003) и президент (2003–2006) Российского государственного гуманитарного университета. предложил сделать институт. Я говорю: «Ленка, замечательно. Наконец-то ты будешь в нормальном месте работать». Спустя еще какое-то время она мне позвонила и сказала, что Неклюдову и Меле­тинскому нужен такой активный человек. Я говорю: «Лен, я иду». Вот, собственно, так я и оказалась в ИВГИ. 

Рассказывает
Сергей Неклюдов
Фольклорист, основатель и научный руководитель Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

О том, как появился ИВГИ

Ирина Прохорова, Елеазар Мелетинский и Елена Шумилова в ИВГИ. 1990-е годы Архив Хенрика Барана

От Ленки я все время слышала про великого Мелетинского, про Неклюдова. Но знакома с ними не была. А тут они все въяве, вживе. Мы организовались 1 апреля. Елеазар Моисеевич был директором, Сережа Неклюдов — замдиректора. Я — ученый секретарь.

Когда я туда пришла, я сказала, что каждое слово Мелетинского буду записывать и издавать. Естественно, моих сил на это не хватило. Тем не менее я придумала такую серию — «Чтения по истории и теории культуры». Мы ее называли «желтенькая», потому что обложка была желтого цвета. Я больше ста книг издала. 

Рассказывает
Хенрик Баран
Американский литературовед, исследователь русского авангарда

1 апреля мы отмечаем каждый год много лет подряд. Я говорю в настоящем времени, потому что для меня ИВГИ все равно настоящее. Последнее 1 апреля мы провели в 2005 году. Пришло человек десять-пятнадцать (так-то я большие праздники устраивала). 

О доме

Елена Шумилова и Татьяна Смолярова в комнате ИВГИАрхив «Международного Мемориала» / Ф.222

Я приходила в институт часов в двенадцать, и дверь у меня не закрывалась часов до шести. Над нами был истфил  То есть историко-филологический факультет., они любили приходить. Танечка Смолярова  Татьяна Смолярова — ученица Михаила Гаспарова, филолог, кандидат филологи­ческих наук, профессор кафедры славянских языков и литературы Университета Торонто. говорила про нашу комнату: «Где такое может быть? Чай-кофе попьешь, поболтаешь с Топоровым  Владимир Николаевич Топоров (1928–2005) — советский и российский филолог, лингвист, семиотик, культуролог, переводчик, специалист в области славистики, индологии и индоевропеистики, доктор филологических наук, академик РАН. Один из основателей Московско-тартуской семиотической школы., с Гаспаровым  Михаил Леонович Гаспаров (1935–2005) — филолог-классик, историк античной литературы, стиховед, переводчик. Один из крупнейших филологов второй половины XX века. Академик РАН.». По средам Михаил Леонович [Гаспаров] приходил задолго до семинара. Народ уже знал, что его можно здесь застать, у Шумиловой. Бежал. Я, правда, не очень это одобряла: дайте человеку чаю попить.

Все заходят: чай, кофе. Посидим, поговорим. И только к вечеру все перестают приходить и садишься за работу. Сюда приходили как домой, а я все время культивировала, чтобы это был дом. Покрывало, диван, мой большой столик, кресла, кресла, кресла. И все сидят — кто как хочет, тот так и сидит. Дом.

Рассказывает
Владимир Паперный
Историк культуры

Об атмосфере начале 1990-х

ИВГИ тех лет для меня уже личная жизнь. Это еще такое время было — начало девяностых. Не знаю, что там лепят про девяностые годы — это было просто фантастическое время. В РГГУ была удивительная атмосфера и люди. Входишь в университет — и праздник какой-то. Как-то так получилось, что студентами были дети друзей — условно говоря, диссидентские дети. Они очень любили к нам заходить на первый этаж. И приходили на наши заседания. По средам мы делали семинары, и все, кроме Владимира Николаевича Топорова, делали доклады.

О Лотмановских чтениях

Юрий Лотман в группе отъезжающих после летней школы. Кяэрику, 1986 год Архив «Международного Мемориала» / Ф.222

В 1993 году умер Лотман, и мы с Неклюдовым сделали памятное заседание. А на следующий год поняли, что надо продолжить. Из Америки приехал Саша Осповат: он привел Никиту Охотина  Никита Глебович Охотин (р. 1949) — историк, филолог, автор более 60 научных работ по истории русской литературы, истории политических репрессий в СССР и др. и Наташу Мазур. Это было уже новое качество этих чтений: как они их придумывали, как они собирали народ. Весь Тарту приезжал к нам во главе с Любой Киселевой  Любовь Николаевна Киселева (р. 1950) — литературовед, историк русской литературы, заведующая кафедрой русской литературы Тартуского университета, член правления Фонда Ю. М. Лотмана.. По первым двум или трем конференциям Женя Пермяков  Евгений Владимирович Пермяков (1961–2007) — филолог, издатель, в 1997–2003 годах главный редактор издательства «ОГИ», основатель «Нового издательства» (2005). сделал лотмановский сборник.

Правильно, чтобы все конференции были изданы. К сожалению, с Лотманов­скими этого не получилось. Такие были доклады — и что? Они в воздух ушли. А тексты мы не собирали, потому что все так вольно себя чувствовали: за два дня садились и писали, тексты мне не приносили. Баткин  Леонид Михайлович Баткин (1932–2016) — историк, культуролог, литературовед. говорил, что я обязательно должна собирать тезисы. Но я была против, я давала всем жить свободно, спокойно, вольготно. Никакой принудиловки. Теперь я об этом очень жалею. 

О характерах

Леонид Баткин, Елена Шумилова, Михаил Гаспаров и Георгий Кнабе. 1996 год © Наталия Автономова

Когда я шла в институт, я не знала этих людей и их отношений: я жила среди театральных людей, среди художников. Филология немножко не мое. Так что первые годы были очень сложные. Все милейшие люди, но у всех характеры. Баткин с Кнабе  Георгий Степанович Кнабе (1920–2011) — историк, филолог, философ, культуролог и переводчик. все время спорили. Кнабе входит — весь мир должен крутиться. Баткин входит — весь мир должен крутиться вокруг него. Леонид Михайлович очень любил кусаться, цапаться. Чтобы он того или этого не цапнул, мне пришлось много сил приложить. На этом мы разошлись с Ленкой Новик. Она входит: «Ален…» Я говорю: «Лен, не трогай меня. Я отслеживаю, что сейчас скажет Кнабе, что сейчас сделает Баткин и кого они сейчас куснут». Чтобы до того, как это произойдет, развести их и встрять каким-то бампером — так кто-то меня обозвал. И — ля-ля-ля — завести любую легкую тему. А Ленка обижалась: «Ты на меня не обращаешь внимания, ты же мне обещала помогать». 

Рассказывает
Валерий Семеновский
Драматург, историк театра

О Баткине и его битвах

Леонид Михайлович после любого доклада как бы к

arzamas.academy

«В моих работах – ностальгия по собственному детству» — Российское фото

Детский и семейный фотограф с мировым именем, член жюри международного конкурса 35Photo Awards Елена Шумилова приняла участие в фестивале «Семейные фотоканикулы», который прошел в Суздале 26–28 сентября 2014 года. В преддверии этого события она вспомнила о своем профессиональном становлении.


— Елена, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как пришли в мир фотографии?

— После окончания МАРХИ (Московского архитектурного института) я около десяти лет проработала архитектором. Мне всегда была интересна фотография, но не настолько серьезно, чтобы начать что-либо делать самой. После рождения второго ребенка я стала проводить много времени далеко от Москвы, в деревне в Тверской области, и совсем забросила работу. И вот тогда у меня появилось непреодолимое желание снимать и делать это профессионально.

Весной 2012 года у меня появились зеркальная камера Canon 5D Mark II и объектив 50 мм 1,2. Вначале я работала только над тем, чтобы получить удовлетворительное качество картинки, однако позже стала понимать, что есть возможность рассказать историю в изображении, передать свои чувства. В моих работах запечатлено не столько детство моих детей, сколько ностальгия по своему собственному.

— Как вы совершенствовали свои навыки в фотографии? У кого учились?

— Так получилось, что я самоучка в фотографии, хотя не считаю, что это правильно. Просто мое активное становление в этой области пришлось на тот год, когда я была с грудным ребенком на руках, да еще и вдали от города, и просто физически не могла посещать фотошколу. Поэтому моими учителями стали книги. И конечно, во многом мне помогло мое художественное образование.

— Как вы открыли для себя детскую и семейную фотографию?

— Сказать по правде, я никогда не стремилась в нишу детского фотографа, более того, мне очень хотелось самореализоваться в других жанрах… Но я быстро поняла: важно уметь найти красоту в том, что окружает меня ежедневно, а не считать, что это возможно только у дальних берегов. А дети, животные и природа — это и есть моя жизнь.

— Как вы думаете, какие черты характера должны быть свойственны фотографу, снимающему детей и семьи?

— В работе с детьми и семьями, я думаю, важны внимательность, терпение, умение быть комфортным и ненавязчивым.

— Сколько времени вам понадобилось для поиска собственного стиля?

— О собственном стиле я никогда не задумывалась; скорее, для меня всегда было важно высказаться доступным языком, внятно донести до зрителя свои чувства.

— Сегодня ваши работы знают во всем мире, их печатают многие известные издания. Как вы сами можете определить формулу своего успеха?

— Я, честно, не задумывалась об успехе, создавая свои работы. Мне, безусловно, очень приятно внимание публики; это так окрыляет — быть увиденным, понятым… Однако успех не может быть самоцелью в творчестве, все должно быть сделано от души.

— Каждая ваша фотография — словно целая волшебная история. Расскажите, пожалуйста, как они создаются? Как рождаются такие лиричные искренние образы?

— У меня в голове всегда мелькают сюжеты, образы, которые я хочу создать. В итоге почти всегда получается что-то иное, но маяком и вдохновением являются именно те картинки, что возникают где-то на рубеже сна и реальности.

— Если мы правильно понимаем, то героями ваших фотографий часто становятся именно ваши дети. Помните ли вы свой первый кадр, сделав который, поняли, как важно создать семейную фотолетопись?

— Дело в том, что я не ассоциирую свое творчество с семейной летописью; у меня есть отдельные фотографии для семьи, и вряд ли они несут какую-либо художественную ценность, они сделаны только для личного архива.

— Есть ли мастера детской фотографии на Западе и в России, творчество которых для вас особенно важно?

— Мои любимые фотографы в жанре детской фотографии — Магдалена Берни, Изабелла Урбаниак, Елена Громова-Кальминская и многие другие.

— Поймать кадр с искренней улыбкой ребенка — заслуга камеры, или фотографа, или того и другого вместе?

— Я думаю, поймать момент, — это опыт и удача.

— Технику каких производителей вы предпочитаете?

— Я снимаю камерой Canon, и у меня не было опыта работы с другой техникой.

— Что вы можете посоветовать тем, кто планирует сделать карьеру в жанре семейной и детской фотографии?

— У меня, как мне кажется, очень специфический опыт, и я не имею права советовать кому-либо, как делать карьеру.

— Что значит для вас участие в фестивале «Семейные фотоканикулы»? Это первый международный семейный фотофестиваль. Как вы думаете, насколько востребованы и важны для семейной фотографии такие мероприятия?

— Для меня участие в названном фотофестивале — это в первую очередь обмен опытом с коллегами. Я очень рада такой возможности.

— Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нам и всем участникам фестиваля.

— Участникам я желаю прежде всего веры в себя и вдохновения и надеюсь, что фотофестиваль поможет укрепить эти посылы в каждом.

— Большое спасибо за то, что вы нашли время ответить на наши вопросы! Желаем вам новых прекрасных кадров!

Об авторе:

Техника: Canon

rosphoto.com

Гармоничные портретные фотографии Елены Шумиловой

Елена Шумилова родилась в 1981 году, выросла в небольшом городке недалеко от Москвы. Она питает страсть к музыке, искусству, к детям и животным. Ее красивые, нежные и в то же время мистические образы, открывают завесу в знакомый всем, удивительный мир детства.

Елена Шумилова часто фотографирует своих двоих сыновей и животных, с собственной фермы. Она говорит: «Дети и животные — это моя жизнь». При съемке и внутри помещения, и на улице она предпочитает использовать естественное освещение. А также свет от уличных фонарей, от свечи, туман, дым, дождь и снег — все, что дает изображению визуальную и эмоциональную глубину.

Вы можете найти Елену Шумилову в Интернете: Flickr, Facebook и 500px.

cameralabs.org

Шумилова, Елена Ивановна — Википедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 декабря 2012 года.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шумилова.
Елена Шумилова
Полное имя Елена Ивановна Шумилова
Дата рождения 2 (15) сентября 1913
Место рождения
  • Южа, Ивановская область
Дата смерти 4 января 1994(1994-01-04) (80 лет)
Место смерти
  • Москва, Россия
Похоронена
  • Новое Донское кладбище
Страна  СССР
 Россия
Профессии оперная певица, музыкальный педагог
Певческий голос сопрано
Коллективы ГАБТ
Награды

Елена Ивановна Шуми́лова (1913—1994) — советская оперная певица (сопрано) и педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1958). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Оперные партии
  • 3 Признание, премии
  • 4 Примечания

Родилась 2 (15) сентября 1913 года в селе Южа Вязниковского уезда Владимирской губернии — ныне город Южа Ивановской области.

В 1941 году окончила МГК имени П. И. Чайковского (класс К. Н. Дорлиак). В 1941—1959 годах солистка ГАБТ. В 1967—1977 годы преподавала в музыкальном училище им. Гнесиных, в 1977—1994 годы — в МГК имени П. И. Чайковского. Доцент. В числе её учеников Л. Ю. Казарновская, М. И. Мещерякова — солистка ГАБТ, Коваль (Мячина) Тамара Емельяновна — солистка Национальной оперы Украины, заслуженный деятель искусств Украины, доцент КИМ им. Р. М. Глиера, член-корреспондент УАН.

Умерла в 1994 году. Похоронена на Донском кладбище (1 уч.).

  • «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Татьяна
  • «Вильгельм Телль» Дж. Россини — Джемми
  • «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова — Ольга
  • «Вражья сила» А. Н. Серова — Даша
  • «Фауст» Ш. Гуно — Маргарита
  • «Проданная невеста» Б. Сметаны — Маженка.
  • Галька С. Монюшко — Галька.
  • «Аида» Дж. Верди — «Жрица».
  • «Демон» А. Г. Рубинштейна — Тамара.
  • «Хованщина» М. П. Мусоргского — Эмма.
  • «Кармен» Жоржа Бизе — Мерседес.
  • «Русалка» А. С. Даргомыжского — Ольга.
  • «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — «Купава»
  • заслуженная артистка РСФСР (1958)
  • Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение партии Маженки в оперном спектакле «Проданная невеста» Б. Сметаны, поставленном филиалом ГАБТ.
  • Орден «Знак Почёта» (1951)

ru.wikipedia.org

«Счастье семьи зависит от мудрости женщины» — Российское фото

Сегодня наша страна отмечает прекрасный праздник — День семьи, любви и верности! И в этот день мы хотим побеседовать с талантливым фотографом, очаровательной мамой троих сыновей, удивительной Еленой Шумиловой, творчество которой хорошо известно фотолюбителям всего мира. Кстати, 12 июля, на семейной площадке фотофестиваля «День фотографа» состоится творческая встреча с Еленой! Не пропустите уникальную возможность задать ей интересующие именно вас вопросы!

Елена Шумилова в процессе съемки. Фото: Иван Макаров

— Елена, здравствуйте! Прежде всего, поздравляем вас с наступающим праздником — Днем семьи, любви и верности. Расскажите, пожалуйста, что для вас этот праздник?

— Спасибо! Сам по себе праздник воспринимаю нейтрально. А понятие семьи для меня — сложная штука, одновременно все дающая и все забирающая… Поиск гармонии в ней бесконечен, но потому и особенно увлекателен (улыбается). Женщину я считаю ответственной за семейный очаг в полной мере. От ее мудрости и умения любить зависит счастье всей семьи и будущие семьи ее детей…

— На сегодняшний день вы являетесь одним из самых известных российских фотографов за рубежом. Ваши снимки — настоящее олицетворение счастливого семейного очага, прекрасного детства и материнской любви. Поэтому нам хотелось бы, чтобы вы рассказали о том, что в вашем понимании семья и любовь. В первом интервью нашему журналу вы сказали, что в ваших работах запечатлена ностальгия по собственному детству. Могли бы вы вспомнить самые счастливые моменты детства?

— У нас с сестрой было очень счастливое детство в однокомнатной квартире с любящими родителями, большой собакой и котом. Моментов было так много! Это и походы с бесконечными дорогами, и деревня летом, и смех до боли в животе от папиных шуток, и минуты уединения и мечтаний…

— Помните свою детскую мечту? Кем хотели стать, например?

— Если честно, в основном, мои детские мечты были крайне банальны. Но иногда мне доводилось мечтать о чем-то бесплотном и неуловимом, может быть, в этом и было что-то особенное…

— Мечтали ли вы в детстве о создании собственной семьи?

— По правде говоря, я об этом вообще не думала, может быть, именно потому что у нас в детстве все было настолько гармонично в семье… И это было настолько естественным, как будто иначе и быть не может.

— Вы — мама троих замечательных детишек. Как удается всё успевать?

— Непросто и не всё (улыбается). Я не успеваю даже половины задуманного, но зато не соскучишься — это точно!

— Как относятся ваши дети к фотосъемке и готовым фотографиям? Нам кажется, они не могут не быть в восторге от того, что создает их мама.

— По-разному… Иногда с энтузиазмом помогают мне в моих замыслах, а в другой раз откровенно дают понять, что у них другие планы (смеется).

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о вдохновении. Вы говорили, что в вашем сознании, на рубеже сна и реальности возникают образы и картинки. Как вы думаете, с чем связано их появление? Опять же, с воспоминаниями о детстве?

— Я не особо копаюсь в этом, боюсь разрушить. Я думаю, что подобное мелькание картинок свойственно большинству людей, это «наслоение» ощущений, анализ пережитого… Схватить их за хвост и визуализировать — в этом большая загвоздка…

— Если продолжать обсуждать источники вдохновения, то какую литературу, кино, музыку вы любите?

— Больше всего музыку: люблю и классику, и джаз, и рок, и поп… Отдыхаю душой. Кино тоже обожаю. Обожаю всё, что талантливо снято, во что вложены и ум, и сердце, и труд… Читать тоже очень люблю, для меня это огромный источник вдохновения, именно книги заставляют воображение работать, как ничто другое… Обожаю современную литературу, в наше время огромное количество талантливейших авторов.

— Многие ваши снимки сделаны в Тверской области, в обыкновенном русском селе. По ним видно, что вы очень любите природу и умеете ее чувствовать. Вы снимаете во все времена года, и всё же мы хотим спросить — какой сезон у вас любимый?

— Больше всего люблю тот факт, что сезоны постоянно меняются, и вообще погода очень переменчива, даже в течение одного сезона. Мне нравится наблюдать, как в одном и том же месте совершенно другая картинка. И так — каждый день.

— А где проходило ваше детство? Есть ли у вас фотографии вас в детстве?

— Да, папа много снимал на пленку. Жили в городе, лето, как я уже сказала, проводили в деревне и походах, иногда на море ездили. Всем местам была присуща какая-то тихая радость уединения. Да, родители умели выбирать места!

— Как вы думаете, что воспитывает в ребенке детство в непосредственной близости к природе, деревне?

— Нормального человека (улыбается).

— Елена, совсем скоро, в День Фотографа, 12 июля, на семейной площадке на ВДНХ вы проведете творческую встречу. Скажите, что для вас такие встречи со своими зрителями? И как часто вы их проводите?

— К сожалению, не часто, по семейным обстоятельствам. Для меня такие встречи — возможность получить живую реакцию, поделиться новыми знаниями, освежить взгляд…

— Как давно вы знаете о Дне Фотографа?

— С тех пор как занимаюсь фотографией.

— По вашему мнению, проведение подобного фестиваля способствует развитию фотографии в России? И что такое рода события дают начинающим и профессиональным фотографам?

— Да, безусловно, такие фестивали — это счастье и для начинающих, и для профессионалов!! Обмен опытом и новые вдохновляющие встречи — это очень много значит.

— Насколько для вас важно общественное внимание? Мотивирует ли оно на более активное творчество?

— Да, на самом деле, важно, когда тебя любят и понимают. Я очень благодарна своим зрителям за их внимание!

— Назовите, пожалуйста, 5 фактов о себе, не связанных с фотографией.

— По образованию я архитектор. Очень увлекаюсь кулинарией, особенно выпечкой. Мечтаю сводить детей в Гималаи. Люблю ходить пешком на большие расстояния. Не люблю наводить порядок.

— Большое спасибо за беседу! Еще раз с праздников вас и до встречи в День фотографа!

— Благодарю и приглашаю всех на творческую встречу 12 июля!

Об авторе:

Сайт: http://500px.com/ElenaShumilova

Техника: Canon

rosphoto.com

«В моих работах – ностальгия по собственному детству» — Российское фото

Детский и семейный фотограф с мировым именем, член жюри международного конкурса 35Photo Awards Елена Шумилова приняла участие в фестивале «Семейные фотоканикулы», который прошел в Суздале 26–28 сентября 2014 года. В преддверии этого события она вспомнила о своем профессиональном становлении.


— Елена, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как пришли в мир фотографии?

— После окончания МАРХИ (Московского архитектурного института) я около десяти лет проработала архитектором. Мне всегда была интересна фотография, но не настолько серьезно, чтобы начать что-либо делать самой. После рождения второго ребенка я стала проводить много времени далеко от Москвы, в деревне в Тверской области, и совсем забросила работу. И вот тогда у меня появилось непреодолимое желание снимать и делать это профессионально.

Весной 2012 года у меня появились зеркальная камера Canon 5D Mark II и объектив 50 мм 1,2. Вначале я работала только над тем, чтобы получить удовлетворительное качество картинки, однако позже стала понимать, что есть возможность рассказать историю в изображении, передать свои чувства. В моих работах запечатлено не столько детство моих детей, сколько ностальгия по своему собственному.

— Как вы совершенствовали свои навыки в фотографии? У кого учились?

— Так получилось, что я самоучка в фотографии, хотя не считаю, что это правильно. Просто мое активное становление в этой области пришлось на тот год, когда я была с грудным ребенком на руках, да еще и вдали от города, и просто физически не могла посещать фотошколу. Поэтому моими учителями стали книги. И конечно, во многом мне помогло мое художественное образование.

— Как вы открыли для себя детскую и семейную фотографию?

— Сказать по правде, я никогда не стремилась в нишу детского фотографа, более того, мне очень хотелось самореализоваться в других жанрах… Но я быстро поняла: важно уметь найти красоту в том, что окружает меня ежедневно, а не считать, что это возможно только у дальних берегов. А дети, животные и природа — это и есть моя жизнь.

— Как вы думаете, какие черты характера должны быть свойственны фотографу, снимающему детей и семьи?

— В работе с детьми и семьями, я думаю, важны внимательность, терпение, умение быть комфортным и ненавязчивым.

— Сколько времени вам понадобилось для поиска собственного стиля?

— О собственном стиле я никогда не задумывалась; скорее, для меня всегда было важно высказаться доступным языком, внятно донести до зрителя свои чувства.

— Сегодня ваши работы знают во всем мире, их печатают многие известные издания. Как вы сами можете определить формулу своего успеха?

— Я, честно, не задумывалась об успехе, создавая свои работы. Мне, безусловно, очень приятно внимание публики; это так окрыляет — быть увиденным, понятым… Однако успех не может быть самоцелью в творчестве, все должно быть сделано от души.

— Каждая ваша фотография — словно целая волшебная история. Расскажите, пожалуйста, как они создаются? Как рождаются такие лиричные искренние образы?

— У меня в голове всегда мелькают сюжеты, образы, которые я хочу создать. В итоге почти всегда получается что-то иное, но маяком и вдохновением являются именно те картинки, что возникают где-то на рубеже сна и реальности.

— Если мы правильно понимаем, то героями ваших фотографий часто становятся именно ваши дети. Помните ли вы свой первый кадр, сделав который, поняли, как важно создать семейную фотолетопись?

— Дело в том, что я не ассоциирую свое творчество с семейной летописью; у меня есть отдельные фотографии для семьи, и вряд ли они несут какую-либо художественную ценность, они сделаны только для личного архива.

— Есть ли мастера детской фотографии на Западе и в России, творчество которых для вас особенно важно?

— Мои любимые фотографы в жанре детской фотографии — Магдалена Берни, Изабелла Урбаниак, Елена Громова-Кальминская и многие другие.

— Поймать кадр с искренней улыбкой ребенка — заслуга камеры, или фотографа, или того и другого вместе?

— Я думаю, поймать момент, — это опыт и удача.

— Технику каких производителей вы предпочитаете?

— Я снимаю камерой Canon, и у меня не было опыта работы с другой техникой.

— Что вы можете посоветовать тем, кто планирует сделать карьеру в жанре семейной и детской фотографии?

— У меня, как мне кажется, очень специфический опыт, и я не имею права советовать кому-либо, как делать карьеру.

— Что значит для вас участие в фестивале «Семейные фотоканикулы»? Это первый международный семейный фотофестиваль. Как вы думаете, насколько востребованы и важны для семейной фотографии такие мероприятия?

— Для меня участие в названном фотофестивале — это в первую очередь обмен опытом с коллегами. Я очень рада такой возможности.

— Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нам и всем участникам фестиваля.

— Участникам я желаю прежде всего веры в себя и вдохновения и надеюсь, что фотофестиваль поможет укрепить эти посылы в каждом.

— Большое спасибо за то, что вы нашли время ответить на наши вопросы! Желаем вам новых прекрасных кадров!

Об авторе:

Техника: Canon

rosphoto.com

Практичные советы от Елены Шумиловой

Успех этих портретов у широкого круга зрителей связан с тем, что они передают чудесное настроение и приводят к ностальгии по

ушедшему детству.

Родители инстинктивно стремятся запечатлеть своих детей, дабы сохранить данный краткий отрезок времени, поскольку они так быстро

вырастают. Но результаты студийных фотосессий выглядят неестественно.

Мы хотим, чтобы наши дети смотрелись на портретах искренними, такими, какие они есть на самом деле, без вымученных улыбок.

Кажется, Елена Шумилова обладает какими-то чарами для съёмки природных детских фотографий.

Елена Шумилова поделилась своими секретами, которые ей помогают снимать красивые ностальгические фото.

 

5 советов, как улучшить детские фотопортреты от Елены Шумиловой

 

1. Как добиться того, дабы дети смотрелись естественно и не позировали перед фотокамерой.

Вот заметили вы идеальный момент – ваши дети играются и смеются, освещение хорошее. Вы видите красивую картину, которую

желаете запечатлеть, торопитесь за фотокамерой, но…

Они видят фотоаппарат. Напрягаются. Момент потерян.

Что же делать?

При фотографировании детей, важнее всего делать это часто – каждый день.

Если вы фотографируете их редко, то малыши меняются при виде фотокамеры.

Тут важно постоянство. Тогда вашим моделям будет комфортно перед объективом.

Чтобы получить наиболее уникальные и искренние фотографии, Елена старается поймать момент, в то время, когда они играются

между собой и совсем забывают о фотоаппарате.

Здесь они играются в «самолётики». Подобные повседневные сцены становятся самыми памятными моментами, в то время, когда дети

вырастают.

Видео о том, как Елена Шумилова создаёт свои ностальгические фотографии:

2. В какой одежде лучше фотографировать детей

Елена придерживается несложного правила: одежда не должна отвлекать внимание от того, что происходит на фото.

Но следовать такому несложному принципу не так уж и легко. Современную детскую одежду изготавливают в броских цветах, она

пестрит надписями и изображениями героев мультипликационных фильмов. На фотографиях всё это уводит внимание от детей.

В то время, когда Елена всерьёз занялась фотосъёмкой, ей пришлось перебрать и обновить целый детский гардероб. На поиск новых

нарядов ушло много времени, но сейчас она точно знает, что каждая вещь в шкафу подойдёт для фотопортрета.

3. Как лучше фотографировать детей разных возрастов.

Новорожденные

Довольно часто родители задают вопросы Елене, из-за чего месячные младенцы выглядят на её портретах так спокойно? Как ей это

удаётся? Как мы знаем, что в этом возрасте многие детки довольно часто плачут либо ёрзают.

В действительности тут у родителей есть большое преимущество.

Мамы находятся с детьми 24 часа в день, и точно знают, когда ребёнок плачет, а когда нет.

Родительские инстинкты оказывают помощь выбрать верный момент.

«Золотой возраст»: 2-4 года

Фотографируя многих детей, а также своих собственных, Елена увидела, что есть период, который возможно назвать универсальным.

Это возраст, в то время, когда дети наиболее фотогеничны. По её точке зрения, он продолжается с двух до четырёх лет.

В эти годы дети ведут себя естественно. Их не тревожит, что кто-то на них наблюдает, либо, что о них подумают другие. И их не

напрягает, направленный в их сторону объектив. Дети ещё не смущаются, они непринуждённы.

Возраст от 5 лет и старше


Когда они старше, становится немного сложнее. Уже в пятилетнем возрасте дети смущаются перед фотокамерой. Они начинают

позировать.

Тут необходимо запастись терпением. Пускай они играются, а вы затеряетесь на фоне. Лучшие фотографии Елены постоянно

получаются в конце фотосессии, в то время, когда дети совсем забывают о фотокамере.

4. Как создавать хорошие фотографии детей и животных

Домашние животные отличаются равно как и люди. Кто-то обожают фотографироваться, а другие нет.

Так как они все разные, нет чудесной универсальной формулы для успешного кадра. Елена часами следила за питомцами, дабы узнать,

как они двигаются и какие конкретно ракурсы для них лучше работают. Всё как с людьми.

Она кроме того пробовала подкупить животных едой, но это не работает. Фактически нереально взять хорошую картину, в то время,

когда они жуют либо лижут свои лапы. Исходя из этого лучше не кормите своих питомцев на протяжении фотосессий.

С животными необходимо надеяться на маленький успех и иметь море терпения.

5. Несдаваться

До съёмки этого кадра Елена совершила 14 других попыток сфотографировать своего сына с собакой. Она сняла не 14 других

фотографии, а 14 полных фотосессий. И все неудачные.

Елена уже практически поверила, что у неё руки через чур неуклюжие либо собака не верная, либо ребёнок не подходит для этого. Она

уже отчаялась а также не желала брать фотокамеру в тот этот день. Но что-то подсказало ей захватить фотоаппарат. И на пятнадцатый

раз всё сложилось идеально.

Сейчас этот пёс стал известен – но он так же, как и прежде не фотогеничен с большинства ракурсов. В действительности с ним

достаточно сложно работать. Но за время прошлых 14 фотосессий Елена изучила его с различных сторон.

В то время, когда настигают неудачи, легко отчаяться и прекратить попытки. Но, быть может, как раз благодаря 14 прошлым неудачным

фотосессиям на 15 раз пришёл успех.

Исходя из этого не сдавайтесь.

Когда вы разочаровываетесь

Елена Шумилова признаётся, что в начале легко расстраивалась.

Она всё щепетильно организовывала – приводила детей в особое место, в подобранной одежде, в определённое время, в то время, когда

освещение совершенное.

По окончании детальной подготовки, ей казалось, что все обязаны/должны ей хорошие фотографии.

Но уровень качества снимков улучшилось, в то время, когда она осознала, что никто ей ничего не должен.

Если вы расстроитесь, дети это почувствуют и не захотят больше учавствовать, а вы ещё больше разочаруетесь. Лучше расслабьтесь.

Тогда и вы, и дети возьмут больше наслаждения от съёмки.

Вместо напряжённых и сложных подготовок, замечайте за своими детьми в несложных повседневных сценах. Делайте это ежедневно.

Неизменно носите с собой фотоаппарат.

Когда наступит подходящий момент – вы будете готовы.

martina-art.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о