Советские журналисты – История советской журналистики: развитие и становление —

История советской журналистики: развитие и становление —

ХХ век, переполненный событиями от края до края, славится своей значимостью в истории человечества. Его ознаменовали революции, что снесли все предыдущие устои, смерти миллионов, удивительное и такое ожидаемое крушение империй, общественные движения, которые заявили о себе, ужасающие катастрофы, повлиявшие на весь мир, и неизбежные кризисы. 

Журналистика как укоренившийся в жизни людей социальный институт не стояла в стороне от ежедневно происходивших изменений, а напротив — активно способствовала их воплощению в действительность. Развиваясь и обретая все новые структурные звенья, СМИ охватили собой мировое пространство. И чем выше становился уровень развития общества, тем больше становилось их влияние. 

Происходившие процессы нашли проявления в журналистике России. В политическом плане страна изменялась в течение столетия, как ни одна другая. С современной точки зрения мы можем понаблюдать, как отразилась советская власть (от социалистической революции до отказа от коммунистических иллюзий) на печати, радио и телевизионной журналистике. 

1917-1925

Печать

Начало XX в. было неспокойным, бурлящим, близким к кипению. Сложившаяся в России экономическая и политическая ситуация подталкивала страну к кардинальным, судьбоносным переменам. Во многом изменилась и печать. Теперь, после Октябрьской революции, она делилась на два основных направления: оппозиционная и большевистская. После переворота большевики стали реализовывать диктатуру пролетариата, при которой необходимым условием стало ограничение свободы СМИ. Официально цензура в РСФСР началась 26 октября 1917 года с «Декрета о печати». Фактически он узаконил закрытие тех органов печати, интересы которых шли вразрез с партийными интересами коммунистов. Журналистика советского периода начала свой путь с борьбы за свободу слова, которая под давлением обстоятельств была проиграна.

Для примера назовем представителей двух ведущих направлений СМИ:

  1. Возникшее еще в конце XIX века множество политических партий расширило палитру цветов в и без того ярких политических изданиях. Одним из новых цветов, которых было еще около десяти, была конституционно-демократическая партия (или кадеты), имевшая два крыла. Представители левого набора оттенков, под управлением П.Н. Милюкова, выпускали «Речь» и «Вестник партии народной свободы», а у правого, редактором которого П.Б. Струве, выходили «Биржевые ведомости», «Русские ведомости» и «Полярная звезда». Кроме них, кадеты выпускали еще около 40 СМИ своего направления. 
  2. Пытаясь им сделать свой цвет главенствующим в палитре, большевики, теперь находящиеся у власти, расслоили свой цвет на радугу направленностей: крестьянские, молодежные, партийные, советские, профсоюзные, военные СМИ. Более того, к 1920 году у них было больше 80 изданий, переводящих материалы на национальные языки. Периодические же издания создавались во всех крупных городах по мере установления в них советской власти. 

→ Весьма показательный пример советской печати — газета «Беднота» под редакцией Сосновского и Карпинского. Тираж — 500 тысяч экземпляров, стиль — предельно простой, целевая аудитория — малограмотные и бедные люди. Несмотря на низкий уровень материалов, издание быстро набрало популярность.


Радио

История советской журналистики была бы неполной без радио. Оказывать сопротивление другим противникам в войне внутри страны помогало именно оно. В годы Гражданской войны радио, изобретенное в военных целях, стало приобретать особое политическое значение. После открытия А.С. Поповым способа передачи звука с помощью электромагнитных волн, в России было открыто радиоэлектронное предприятие «Радиотелеграфное депо», которое выпускало разные приспособления для передачи звука. Краткая история развития радио выглядит так:

  • 21 февраля 1918 г. появляется цикл радиотелеграмм «Всем, всем!».
  • 22 февраля радиостанция Санкт-Петербурга сообщает в эфире декрет правительства: «Социалистическое отечество в опасности». 
  • К октябрю 1918 г. информацию, которую слышали по радио, еще и вывешивали в людных местах в тот же день в виде листовок и плакатов. 
  • После специального постановления Совета рабоче-крестьянской обороны от 30 июня 1919 г., в Москве на Шаболовской улице 1 марта 1920 г. построили мощную радиостанцию для связи с окраинами и западными государствами. И с тех самых пор стали появляться зарубежные сообщения в советских газетах с пометкой: «Получено по радио». Однако регулярно стали выходить в эфир только с 1924 г.

Итоги периода

Окончательно разгромив белую армию, советское правительство задумалось о создании однопартийной системы печати. В связи с этим была создана и утверждена госсеть газет в январе 1922 г., в нее входили 232 газеты, по три издания в каждой губернии. Было решено сделать обязательной подписку на партийную газету каждому коммунисту. 

С 1918 года успешно работал революционный трибунал печати, который закрывал нежелательные для партии издания и строго контролировал существующие СМИ. Закрывающиеся органы печати быстро сменяли новые, но уже советские аналоги с «правильной» идеологией. К 1918 году насчитывалось уже свыше 800 газет и журналов с ярко выраженной большевистской направленностью.

Несмотря на жесткий политический прессинг СМИ, медиасистема развивалась стремительно. Было создано Российское Телеграфное Агенство, под его эгидой появлялись новые жанры (радиогазета, стенная газета) и передачи. 

1926-1940

Печать

За следующие 15 лет советской власти бурный рост показала печать. Если в 1926 году насчитывалось около 2000 изданий, то к 1940 их было уже около 9000! Однако контроль за СМИ тоже набирал обороты. Теперь уже никто не сомневался в том, что главной функцией печати в СССР было идеологическое воспитание трудящихся. В прессе не было и намека на инакомыслие, а все попытки хоть как-то проявить его пресекались довольно оперативно.


→ Самой популярной газетой стала «Правда». Ее тираж составлял 2 млн экземпляров. За ней шли «Известия» и «Крестьянская газета» (1,5 млн экземпляров).


Становление журналистики Советской России имело свои отличительные особенности. Например, набирали популярность отраслевые и производственные СМИ: «Нефть», «Техника», «Медицинский работник» и т.д.

Флагманами либеральной мысли стали «Новый мир» и «Литературная газета», где изредка можно было встретить произведения, двусмысленно обрисовывающие советскую реальность. 

Телевидение

После освоения радио, люди задумались о приручении телевидения. Передачу изображения на расстояние без проводов готовили еще с 1924 года, но только 15 ноября 1934 г. провели первую в Советском союзе телепередачу. А ежедневные трансляции из телецентра в Москве на Шаболовке начались с 5 октября 1938 г.

Нет четкой даты и одного имени, стоящих напротив слова «телевидение», каждое новое открытие приближало нас к нынешним достижениям техники, создавая вопрос принадлежности данного изобретения. Самый первый патент (на современное электронное телевидение) получил профессор Борис Розинг из технологического института Санкт-Петербурга, подав заявку 25 июля 1907 г. на патентование «Способа электрической передачи изображения», однако только 9 мая 1911 г. добился передачи на расстояние лишь неподвижного изображения.

Серьезный прорыв совершает Владимир Зворыкин в 1923 г., изобретая «иконоскоп», который решает спор об механическом телевидении в его пользу. Подробнее о появлении телевидения в СССР…

Радио

К 1940 году радиогазеты стали популярным жанром. Их было в эфире уже около 300. Рекордными темпами росло количество радиоточек: их было уже около 5 млн к началу Великой Отечественной войны. Именно они помогали правительству держать связь с народом на оккупированных территориях.

Появление возможности радиозаписи в 1930 году существенно разнообразило репертуар передач и упростило работу над созданием полноценной сетки радиовещания.

Итоги периода

Новые технологии, используемые СМИ, сделали советскую пропаганду на порядок эффективнее. И вот, к концу 1930-х гг. публицистика становится не только частью культурной жизни общества, но и опасным инструментом административно-командной системы, которая помогала решать политические задачи. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны.

Особенно большое значение журналистика стала приобретать в это время, потому что с каждым днем все очевиднее становилась возможность инвазии. В итоге случился прирост количества газет, к 1940 году их уже было девять тысяч, учитывая то, что переводных изданий было две с половиной тысячи. Радиовещание тоже не переводило дух – передачи теперь готовились и для зарубежных слушателей. А телевизионные центры были построены еще в Ленинграде и Киеве.

8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек — таков размах системы СМИ в СССР к 1938 году.

1941-1945

Печать

В ответ на новость о начале Великой Отечественной войны через десять дней в газетах центра и Всезоюзном радио появились военные разделы. Журналистика должна была проводить разоблачение коварных, бесчеловечных замыслов врага, поднимая боевой дух народа.


→ Появилась также сеть военных газет: например, 5 газет и 20 журналов для Советской армии и Военно-морского флота. А «Красная звезда» и «Красный флот» объединили величайших писателей: А.Н. Толстого, И.Г. Эренбурга, К.М. Симонова, Б.Л. Горбатова. 


С каждым годом росла роль партизанской и подпольной прессы – за четыре года количество подобных изданий приумножилось больше, чем в 13 раз. До октября 1948 г. предпринимались попытки печатать газеты для солдат и офицеров немецкой армии, но потом их заменили листовки, прокламации, воззвания, обращения, плакаты и т.д.

Вместе с перестройкой системы СМИ для военных нужд шел процесс создания фронтовой корреспондентской сети. Отличные образцы публицистики принадлежат: А.А. Фадееву, В.В. Вишневскому, М.А. Шолохову, Б.Н. Полевой. Право иметь постоянных корреспондентов на фронте предоставлялось Совинформбюро, ТАСС, редакциям газет «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Комсомольская правда», Всесоюзному радиокомитету и тем республиканским и областным газетам, на территории которых проходили военные действия.

Радио

Конечно, главная роль в военной журналистике того периода принадлежала радио. Голосом главного диктора страны, Юрия Левитана, с народом говорил сам И. Сталин. Такой личный и прямой контакт с Москвой воодушевлял солдат и офицеров. Люди с оккупированных территорий искали в эти трансляциях надежду на скорое освобождение и находили ее.

Итоги периода

Война обогатила репертуар советских СМИ. Появились новые жанры: фельетоны, фронтовые письма, памфлеты, карикатуры. Военные репортажи стали неотъемлемой частью газет. Появились целые журналы, посвященные юмору и сатире: «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др. Так правительство поднимало боевой дух народа, высмеивая грозного противника.

Особый успех имели специализированные издания для определенных военных подразделений. Свои СМИ имели флот, авиация, пехота и т.д.

Все это позволило развеять миф об устрашающей непобедимости фашисткой армии. Главная задача идеологической работы состояла в том, чтобы каждый советский человек понял вес личной ответственности за судьбу всего его отечества и внес свой максимальный вклад в общую борьбу против захватчиков. 

1946-1956

Радио и телевидение

7 мая 1945 г. в СССР впервые отмечался День радио. Торжественно идет трансляция телепередачи после длительного перерыва в тот же день, а уже 15 декабря 1945 года начинаются регулярные (первые в Европе) передачи телепрограмм. 

Развитие техники позволило создать и передвижную телевизионную станцию, после чего передают репортаж с футбольного матча на стадионе «Динамо» 1949 года. 

После войны советское правительство довольно быстро перестроилось с «мирного неба» на «холодную войну». Международная напряженность росла, поэтому многие радиочастоты с зарубежными передачами активно блокировались. Можно смело говорить о новом витке развития цензуры, но уже в радио-сегменте.

советская цензура

Печать

После окончания Великой Отечественной войны советская журналистика разворачивает баннер «мира на всей земле». Подобные тексты должны были воспитывать трудящихся и настраивать их на созидательный лад, ведь страну предстояло поднять заново из руин, созданных войной. Огромные потери создавали бреши на рабочих местах, мужчин не хватало, и женщины со стариками работали в три смены, чтобы уложиться в планы, спущенные сверху. Многие журналисты того периода были вынуждены откровенно врать, преувеличивая показатели до небес, лишь бы мотивировать народ работать больше. Главными темами стали трудовые подвиги простых людей.


→ 5 марта 1953 года умирает И.В. Сталин, что приводит к пересмотру политической обстановки. В «Правде» и «Новом мире» появляются острые выступления В.В. Овечкина: он первым из журналистов заговорил о вреде партийного руководства сельским хозяйством (его «Районные будни», «В том же районе», «Борзов и Мартынов», «На переднем крае»). Он зацепил внимание читателей своим честным изображением жизни, без скрытия ее недостатков. 


Итоги периода

Главной тенденцией советской журналистики того периода можно назвать неправдоподобность. Авторы всячески ретушировали неприглядную действительность послевоенного десятилетия. Люди совершали чудеса и прорывы, жизнь била ключом, но только на бумаге. На деле реальность и журналистику разделяла гигантская идеологическая пропасть.

Смерть Сталина обнажила многие давно уже назревающие проблемы. В частности, обсуждались «перегибы на местах» и ошибки, о которых ранее было даже страшно подумать. Страна нуждалась в переменах, и новое партийное руководство пришло к необходимости обличить особенно яркие злоупотребления властью, произошедшие за долгий период правления Сталина. В конце концов, новый генеральный секретарь Н.С. Хрущев выступил с критикой культа личности и дал тем самым зеленый свет журналистам, которые осторожно, ощупью продвигались по политическому минному полю. 

1957-1986

«Оттепель» — новый партийный курс, провозглашенный в 1956 году. Агентство печати «Новости», созданное в 1961 г., немного растопило лед между СССР и западным миром, поддерживая контакты с 110 странами и публикуя разнообразные материалы. С этого момента журналистика стала менее зависимой и фанатичной. По-прежнему осуществлялся жесткий партийный контроль СМИ, но смягчилась сама линия партии.

Телевидение и радио

Примерно в то же время идет развитие телевизионных центров – появляется вторая программа Центрального телевидения с февраля 1956 года, а в январе 1982 года ее преобразовали в общесоюзную.

  1. Первая общесоюзная программа – информационная, общественно-политическая, культурно-образовательная, художественная, оперативная – имела четыре дубля, позволяющих жителям различных часовых поясов смотреть передачи в удобное для них время.
  2. Вторая общесоюзная программа – культурно-просветительская – ориентировалась на литературно-драматические, музыкальные, региональные передачи и программы стран Восточной Европы. 

Кроме того, были Московская и Учебная программы. Всесоюзное радио насчитывало пять программ, каждая из которых имела свою специфику: первая – общественно-политическая, вторая – информационно-музыкальная, третья – литературно-музыкальная, четвертая – музыкальная, пятая адресована гражданам страны, находящимся за ее пределами (морякам, рыбакам, полярникам). 

Стране требовались новые квалифицированные кадры, поэтому 24 факультета госуниверситетов поставляли новых журналистов, а в 1959 году в МГУ создали отделение радиовещания и телевидения.

Печать

В начале 1970-х снова закручивают гайки, вода снова превращается в лед, «Оттепель» заканчивается. Стремление полностью подчинить прессу, сделать ее шестеренкой в идеальном механизме объяснялось созданием многообразных форм партийного руководства. Этот процесс привел к формированию новой политической элиты, которая не хотела развития. Стагнация и стабильность были выгодны людям, которые заняли выгодные места при власти. Журналистика должна была обслуживать их и убаюкивать народ, которому развенчания культа личности открыло глаза на несовершенство политической системы.

Но вкус свободы, память о котором осталась на языках деятелей культуры страны, дал неожиданный результат. 5 декабря 1965 г. в Москве, на Пушкинской площади, прошла первая демонстрация протеста. Эта дата считается началом нового, диссидентского движения. В последующие годы инакомыслящих немилосердно высылали за пределы страны или сажали в тюрьмы. И вновь, как и раньше, зарубежье стало играть роль оппозиции существовавшему в СССР политическому строю. Стало актуально искать новые угрозы на Западе и обличать гниение западной цивилизации.


→ Остававшиеся в официальных государственно-партийных изданиях журналисты искали возможность обойти цензуру, чтобы рассказывать о том, что волнует страну. Советская публицистика оставалась гражданственной, яркой и многообразной, несмотря на усилившееся идеологическое давление. Статьи и очерки А.А. Аграновского, В.М. Пескова, И.П. Руденко, Я.К. Голованова, Ю.А. Жукова заставляли задуматься над тем, что и как показывают журналисты. 


Итоги периода

20 съезд партии в 1956 году открыл для журналистики новые возможности и перспективы. Появились принципиально новые издания и темы. Так, «толстый» журнал «Новый мир» под руководством А.Т. Твардовского представил читателю критическую литературу советских авторов и многие переводы зарубежных книг. Впервые журналисты заговорили о проблемах деревни, о бюрократических трудностях и производственных вопросах страны. «Оттепель» провозгласила свободное строительство коммунизма, но все же пресса в СССР все еще была подконтрольна государству и напичкана идеологией.

Брежневская эпоха стала синонимом застоя во всех сферах жизни, в том числе и в СМИ. Журналистика стала идеологическим орудием для возвышения СССР на мировой арене, и журналисты были вынуждены посвящать весь свой труд созданию престижа страны. Была распространена концепция «положительного героя», который представлял собой честного и непреклонного советского человека, который на голову выше бездуховных представителей прогнившей европейской цивилизации. Главными темами изданий и передач стали успехи и перспективы СССР. Но люди, которые обзавелись портативными радиоприемниками, активно ловили зарубежные станции и «подрывные» передачи «Свобода» и «Свободная Европа». Их глушили, но все же инакомыслие распространялось по стране вместе с проблемами, которые не решались, а замалчивались.

В середине 1980-х гг. обнаружились первые плоды работы многих поколений диссидентов. Поворот политики страны к демократичной гласности – процесс закономерный. На первый план в СМИ выступили задачи правдивого профессионального отражения действительности. Постепенно в печати стали появляться ранее табуированные темы. Выходили запрещенные книги, обсуждались исторические события, о которых ранее нельзя было даже думать. Горбачев вводил послабления постепенно, но процесс гласности был встречен журналистами с большим энтузиазмом. Стали появляться новые СМИ.

1987-1991

Система СМИ в эпоху Перестройки

В телевидении, радио и печати началось становление «социализма с человеческим лицом». Постепенно расширялись свободы и возможности прессы. Оглушительным потоком на публику хлынула информация из зарубежных стран и рассекреченных материалов. Но вместе с положительными тенденциями появились и отрицательные: пользуясь независимостью, некоторые журналисты работали на сенсацию и пренебрегали процедурами проверки резонансных фактов.

Наконец, в 1990 году принимают закон «О печати и других средствах массовой информации», который отменяет цензуру, вводит регистрацию для СМИ (и возможность создания частных СМИ), предоставляя широкие права журналистам, вследствие чего начало разрушаться единое инфопространство СССР: стали появляться негосударственные издания и каналы; национальные республики, провозгласившие суверенитет, создавали свою сеть. К концу 1980-х гг. альтернативная пресса состояла из общественно-политических, религиозно-философских и литературно-художественных изданий. К ней добавлялись общественно-политические издания новых партий. 

На телевидении и радио дикторов стали сменять журналисты, сухая информация «по факту» сменилась субъективным, авторским видением ситуации. Это повышает требования к публицистам и оказывает сильное влияние на развитие СМИ. 

Общие выводы

В советское время журналистикой пользовались вдоль и поперек: для агитации, для пропаганды, для поднятия боевого духа и деморализации противника, и гораздо реже для того, чтобы помочь гражданам взглянуть на действительность безо всяких прикрас. Благодаря этому опыту, мы можем сделать вывод, становление советской журналистики протекало в тесной связи с развитием партии КПСС и ее внутриполитического курса. Система СМИ не имела самостоятельности и была полностью контролируема правительством. Главной функцией советской журналистики была идеологическая. Она воспитывала в людях уважение и даже восхищение перед властью и маскировала ее проблемы. В таком законсервированном виде она просуществовала вплоть до развала СССР, но она же и ускорила этот исторический процесс. Когда гласность и свобода слова стали основами работы СМИ, ни о какой закрытости уже не могло быть и речи. 

 Автор: Василиса Шатыбелко

Tags: история журналистикисоветская журналистика

its-journalist.ru

Советская журналистика в годы войны – Цена победы

Однажды, когда радикально менялась издательская модель, Осип Мандельштам аккуратно сказал: «Всю литературу делю на разрешенную и написанную без разрешения. Первая есть мразь, вторая — ворованный воздух». Так вот, с 1931 года вся советская литература стала только разрешенной, а журналисты, хотели они этого или нет, превратились в пропагандистов.

22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, советская журналистика переросла в промышленность, где заранее все было предусмотрено. К этому времени уже был заготовлен план переформатирования журналистики применительно к интересам войны. Большинство ведущих советских литераторов, собственно, как журналистов, так и писателей, проходили специализированную военную подготовку. Например, Константин Симонов, который еще до войны, в конце 30-х годов, окончил специальные курсы военных корреспондентов.

Бойцы за чтением сводок Совинформбюро, 1942 год. (sovsojuz.mirtesen.ru)


Часто, читая произведения писателей-фронтовиков, мы удивляемся, как они предвидели судьбу своих героев, свою собственную? Они это не предвидели, а видели. Они готовились к войне. Если взять пьесу Константина Симонова «Парень из нашего города», то ее герой уходит из педагогического института в танковое училище, потому что впереди война. И он очень жестко говорит своему собеседнику, когда тот сообщает, что, в общем-то, не всем быть военными: «Всем! Сначала военными, потом все остальное».

Это мыслилось и как идея создания мирового социалистического государства, и как защита своей земли, на которую непременно должны напасть. Это была общая установка. Но вот когда война начнется точно, конечно, не знал никто. В газетах шел разговор о том, что есть пакт, никакой войны не будет. Более того, за суждения о необходимости срочной подготовки к началу войны можно было и в лагерь попасть. И попадали…

Чему обучались журналисты на военных курсах? Азам выживания на войне, азам согласованных действий. Конечно, их учили стрелять из штатного оружия: винтовок, наганов. Из пулемета умели не все.

Советские фронтовые корреспонденты, 1942 год. (waralbum.ru)


Практически с первого дня войны во всех округах, на всех фронтах, в каждой армии были расширены редакции, подготовлены к работе издательские организации. Сразу же началась работа. Люди оперативно получали предписания. Например, Василий Гроссман попал в «Красную звезду», Лев Славин — в «Известия», Платонов… Тогда он был в опале, хотя Сталин его все равно ценил. Так вот, Платонов стараниями Гроссмана тоже получил предписание в «Красную звезду». Одним словом, кто куда. Вполне комфортно чувствовал себя Евгений Петров, руководивший «Огоньком». Но получил предписание и поехал, куда сказали. Аналогично Фадеев, Симонов.

То есть люди работали. Некоторые из них были обучены ремеслу корреспондента, некоторые учились на ходу, как Гроссман. Но в начальной фазе обучали всех. Ну и, конечно, всем военным журналистам была дана общая установка, заказ на подвиги.

Несколько слов о том, как было устроено управление пропагандой в годы войны. Во-первых, существовало главное политическое управление Вооруженных сил, которое формировало установки, давало указания. Веером все эти директивы поступали во все издания, во все политические управления фронтов, дивизий, корпусов и так далее.

Журналисты-то были разные. Одни, как говорится в песне Симонова, — «с лейкой и с блокнотом», другие — «с пулеметом». Тут не перепутаешь. Даже у тех, кто воевал, было очень жесткое деление — на фронтовиков и всех остальных. Фронтовики — это те, кто непосредственно участвовал в боях. Среди них бывали и журналисты. Почему бывали? Потому что не журналистское это дело, как не дело командира армии лезть на командный пункт батальона. Но случалось всякое. Тот же Симонов выходил из окружения, принимал участие в боевых действиях. Кстати, позже он осмыслил это как центр своей биографии. Он ведь и завещал развеять свой пепел над тем полем, где держал оборону. То есть там, где он, функционер, литератор, был мужчиной-воином.

Минуты досуга, 1943 год. (albumwar2.com)


Что с началом войны изменилось в советской журналистике? Во-первых, у людей литературы, людей журналистики появилась вполне конкретная мотивация — они сражались с абсолютным злом. И с этой точки зрения многое было уже оправдано. Надлежало победить любой ценой, поскольку выбора не было: либо победа, либо гибель. Во-вторых, существенно раздвинулись цензурные установки, поскольку актуализировался курс на читательский интерес. Были нужны те писатели, кого читают. Они ценились. А в этом вопросе без искренности не получалось. Тем не менее цензура пристально следила за тем, чтобы не разглашалось то, чего разглашать не следовало: какие-то военные операции, реальные события (например, массовые истребления евреев). Не говорили и о том, что не была проведена эвакуация. О причинах ленинградской блокады тоже писать не полагалось. О коллаборационизме, о том, что в массовом порядке советские солдаты сдаются немцам не от страха, а потому, что не хотят защищать советскую власть, и так далее.

Все мы знаем имя человека, который стал символом немецкой пропаганды. Это Геббельс. Символом советской пропаганды был товарищ Сталин, который находил время на все. Следил он и за военной прессой, лично выказывал какие-то предпочтения, звонил, приглашал к себе. Константин Симонов, например, шестикратный лауреат Сталинской премии, был его любимцем от довоенных до послевоенных лет.

Кстати, многие писатели начинали войну в званиях сообразно их литературному рангу. Платонов, например, по рангу был капитаном. Закончил майором. Симонов начинал батальонным комиссаром (эквивалентно майору), закончил полковником (третью полковничью звезду ему дали уже после войны). Фадеев, Твардовский, Гроссман начинали интендантами 2-го ранга (тоже эквивалентно майору), а закончили подполковниками.

Какова была система распространения советской прессы? В этом вопросе было необходимо решить главную задачу — довести информацию до каждого советского гражданина. Поэтому прессу и покупали, и подписывались, и на улицах стояли специальные стенды, где вывешивали газеты. Приносили газеты и на предприятия, раздавали их, читали вслух.

Статья основана на материале передачи «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы». Гость программы — доктор исторических наук, профессор Давид Фельдман, ведущие — Владимир Рыжков и Виталий Дымарский. Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по ссылке.

diletant.media

История Союза журналистов России — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 ноября 2018 года исполняется 100 лет со дня основания Союза журналистов России. Торжественное собрание, посвященное юбилею пройдет 14 ноября в Москве в Центральном академическом театре Российской армии.

Союз журналистов России (СЖР) — общероссийская общественная организация. Объединяет журналистов, фотокорреспондентов, редакторов и других творческих работников СМИ (печати, радио, телевидения, информагентств, издательств), а также тех, кто занимается научно-исследовательской, преподавательской или организаторской деятельностью в области журналистики.

История

Датой основания СЖР считается 13 ноября 1918 года, когда на первом съезде в Москве был образован Российский союз советских журналистов. Съезд, созванный по инициативе публициста и писателя Михаила Осоргина (Ильина) собрал 106 делегатов, избрал почетными председателями союза главу Совета народных комиссаров РСФСР Владимира Ленина (Ульянова), наркома по иностранным делам РСФСР Льва Троцкого (Бронштейна), одного из основателей Коммунистической партии Германии Карла Либкнехта и др.

Руководство организацией осуществлял коллегиальный совет. В число первых членов Союза входили: главный редактор газеты «Правда», ведущий теоретик партии большевиков Николай Бухарин; нарком просвещения РСФСР, писатель Анатолий Луначарский, член комиссии Наркомпроса, супруга Ленина Надежда Крупская, поэт Сергей Есенин и др.

В мае 1919 года организация была переименована в Коммунистический союз журналистов (КСЖ). Спустя два месяца, в июле того же года, КСЖ фактически прекратил свое существование, войдя на правах секции во Всероссийский союз работников просвещения и социалистической культуры. В 1928-1930 годах секция журналистов действовала в составе Профсоюза рабочих полиграфического производства Советского Союза.

В период с 1930 по 1956 год творческое объединение журналистов не функционировало.

Союз журналистов СССР

Организация возродилась в середине 1950-х гг. по инициативе высокопоставленного журналиста Алексея Аджубея (в 1957-1959 годах был главным редактором «Комсомольской правды», в 1959-1964 годах — «Известий»). В 1956 году было образовано оргбюро Союза журналистов (СЖ) СССР. Окончательное решение о создании СЖ СССР было принято на I Всесоюзном съезде журналистов, состоявшемся 12-14 ноября 1959 года. Председателем организации был избран главный редактор газеты «Правда» Павел Сатюков.

На конец 1975 года Союз журналистов СССР объединял около 60 тыс. человек. СЖ СССР являлся членом Международной организации журналистов (МОЖ). Его работа проходила под эгидой органа ЦК КПСС газеты «Правды»: главные редакторы издания избирались председателями организации. Кроме того, Союз издавал собственные журналы: «За рубежом», «Журналист», «Советское фото», «Демократический журналист» (издание МОЖ на русском языке), «Информационный вестник».

Союз журналистов России

В начале 1990 годов ряд областных и краевых организаций СЖ СССР выступил с идеей создания республиканского творческого объединения — Союза журналистов РСФСР. Одной из причин образования нового союза было то, что все союзные республики, кроме РСФСР, имели свои журналистские объединения.

Учредительный съезд Союза журналистов РСФСР состоялся в 1990 года и проходил в два этапа. 24 августа была принята декларация о его создании и избран временный исполком во главе с народным депутатом СССР Валерием Кучером. 23 ноября подписан договор о его образовании, принят устав и избрано руководство. Союз журналистов РСФСР возглавил директор издательства «Советская Россия» Виктор Новиков. В его состав вошли более 60 областных, краевых и республиканских журналистских организаций.

17-18 ноября 1992 года в Москве состоялся II (внеочередной) съезд Союза журналистов РСФСР. Организация поменяла свое название на Союз журналистов России. Ее новым председателем был избран бывший директор генеральной дирекции Центрального телевидения Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию Всеволод Богданов (возглавлял СЖР до 2017 года, в настоящее время — почетный председатель).

Структура, руководство

В настоящее время членами Союза журналистов России являются около 100 тыс. человек. В его структуру входят 83 региональные организации, а также более 40 творческих ассоциаций, гильдий и объединений. В уставе Союза говорится, что «СЖР, сохраняя преемственность российской журналистики, является продолжателем Союза журналистов СССР, а также его преемником в отношении членов Союза журналистов СССР, являющихся гражданами Российской Федерации».

Высший руководящий орган СЖР — съезд. Он созывается не реже одного раза в пять лет, всего состоялось 12 съездов. В период между съездами организацией руководит федеративный совет, в состав которого входят председатель СЖР (осуществляет общее руководство деятельностью Союза), руководители структурных подразделений, а также секретари.

С 25 ноября 2017 года Союз журналистов России возглавляет тележурналист Владимир Соловьев.

Цели и задачи, сотрудничество

Основные цели и задачи организации — это защита прав и свобод журналистов, их интересов, чести, достоинства и деловой репутации; содействие утверждению и реализации свободы массовой информации, укреплению правовой базы журналистской деятельности; поддержка плюрализма и независимости СМИ; развитие системы журналистского образования; сбор информации и увековечение памяти о погибших журналистах и др.

Союз журналистов России является членом Международной федерации журналистов (с 1995 года), крупнейшей в мире организации профессиональных работников СМИ. С октября 2017 года членам СЖР выдается международная профессиональная пресс-карта (International Press Card, IPC), действующая в большинстве стран, входящих в Федерацию.

СЖР сотрудничает с профессиональными журналистскими организациями многих стран мира, а также с ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы, Европейской комиссией, Международным институтом прессы и др. Взаимодействует с факультетами журналистики Международного университета в Москве, ведущих российских вузов — Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского государственного института международных отношений МИД России и др.

Деятельность

Союз журналистов России участвует в разработке законов федерального и регионального уровней, регулирующих работу СМИ и профессиональную деятельность журналистов. Ведет мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ в России и странах СНГ. Оказывает профессиональную юридическую и другую помощь журналистам. Издает журнал «Журналистика и медиарынок» (с 2003 года).

По инициативе организации в России отмечается День памяти погибших журналистов (с 1991 года). При участии и поддержке СЖР проводятся различные творческие и тематические конкурсы для журналистов («10 лучших газет России», «СМИ против коррупции», «Моя земля — Россия» и др.), а также Московский международный телефестиваль «Профессия — журналист», Московский медиафестиваль патриотической направленности электронных СМИ и телевидения «Родина в сердце» и др.

Благодаря усилиям СЖР в 2018 году были учреждены почетные звания «Заслуженный журналист Российской Федерации» и «Заслуженный работник связи и информации Российской Федерации» (по состоянию на 12 ноября награждений ими не производилось).

Профессиональные награды

Союз журналистов России является учредителем ряда профессиональных наград: почетных званий «Легенда отечественной журналистики» и «Золотое перо России», почетных знаков «Честь. Достоинство. Профессионализм» и «За заслуги перед профессиональным сообществом». Помимо этого, организация вручает дипломы и почетные грамоты.

Официальный сайт СЖР — http://www.ruj.ru.

tass.ru

История советской журналистики | Литерагуру

Отечественная журналистика советской эпохи – это единый пропагандистский комплекс, становление которого началось в условиях диктатуры большевиков и становления однопартийной печати. Советская журналистика направляла все свои силы на поддержание культа личности вождя. Прорывы первых пятилеток, достижения в строительстве социализма, демократические завоевания – всё ставилось в заслугу действующему вождю. Пресса стала для Сталина той самой идейно-политической трибуной, помогающей нести в массы идеи сталинизма. Журналистика стала неотъемлемой частью аппарата тоталитарной системы.

1917-1925

Условно всю советскую журналистику можно разделить на шесть периодов. Первый этап  — 1917 – 1925 гг. В первые месяцы советской власти система СМИ претерпевала большие изменения. Органы печати с первых дней обрушили массу критики на большевиков. Идейная линия всех материалов – провал авантюры партии большевиков. Естественно, действующая партия не могла позволить такого свободомыслия, поэтому 26 октября 1917 года большинство крупных оппозиционных газет были закрыты: «Речь», «День» и другие. Однако и этим не ограничились большевики. В тот же день был введен «Декрет о печати», ограничивающий деятельность антиправительственных изданий.

Декрет вызвал массу негодования, но действующая власть не сбавила обороты, а, напротив, усилила наблюдение за прессой. В 1918 г. заработал Революционный трибунал печати, который впоследствии закрыл свыше 460 изданий. Их место занимали новые . Например, в 1918 году под редакцией Л. С. Сосновского и В.А.Карпинского была издана газета “Беднота”. Спустя  год тираж издания стал превышать 500 тысяч. Газета ориентировалась на малограмотную аудиторию, поэтому материалы были небольшими, простыми  и популярными. С 1918 г. советская журналистика набирала обороты: появилось первое издание, выпускавшееся в вечернее время — «Вечерняя Краcная газета»( редактор  — В.А. Карпинский). Впоследствии ее сменила  газета «Коммунар». К концу 18 года насчитывалось около 884 большевистских газет.

Несмотря на неутешительное начало, журналистика первых лет советской власти – это очень продуктивный период. Ведь в 1918 году свершилось знаменательное событие : было создано Российское телеграфное агентство. В дальнейшем благодаря РОСТА возник новый жанр —  стенные газеты.

Не отставало в развитии  и радио. Так, первое радиосообщение содержало обращение В.И.Ленина «К гражданам России». В нем была оглашена победа Октябрьской революции. К 18 году действовало уже около сотни радиостанций. С 1924 года начались регулярные передачи московской радиостанции им. А.С.Попова и радиостанции им.Коминтерна. Кроме того, в свет вышел первый номер «Радиогазеты РосТА». Радио находилось под жестким контролем Радиокомиссии, осуществлявшей идейное управление радиовещанием. Под цензуру попадал любой материал.

1926-1940

Второй период в истории советской журналистики берет начало в 1926 году и заканчивается в 1940. Этап характеризуется нарастающим влиянием партии на СМИ. Действующая власть внушала руководителям печати и радио мысль о том, что приоритетная задача журналистики – коммунистическое воспитание трудящихся и внедрение в массы традиций правящей партии. Спустя десять лет, в 1938 году партийному контролю органов цензуры по всему СССР подвергалось: 8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек.

Начиная с 1928 года, наметилась тенденция к бурному росту количества печатных изданий. Если в первый год нового периода насчитывалось около 2000 газет, то к 1940 их было уже свыше 9000. Наибольшую популярность имела газета “Правда”, тираж которой достигал 2 млн. экземпляров. Вторую и третью позиции разделили издания “Известия” и “Крестьянская газета”.

Среди сравнительно новых всесоюзных изданий можно отметить  “Литературную газету”. В газете публиковались очерки П. Павленко, А. Караваевой, В. Катаева, В Шишкова. Активно выступал в газете А.М. Горький. Публикуя его статьи «Беседа с молодыми» и «О языке», редакция отмечала, что «борьба за культуру языка – есть борьба за культуру социализма».

Перед началом войны особым ростом отличались отраслевые и производственные издания:  «Нефть», «Техника», «Медицинский работник» и другие. Труд журналистов на узкую категорию граждан был доведен до совершенства.

Параллельно шло и развитие радиовещания. К 1940 году количество радиогазет достигло почти 300. Кардинально система радио преобразилась в 1930 году с появлением звукозаписи. Радио вещание увеличило территориальных охват и к концу второго периода в стране насчитывалось 5 млн. радиоточек.

Второй этап в истории развития советской журналистики знаменателен и тем, что в 1931 году  в СССР состоялась первая экспериментальная телевизионная передача. Именно это событие дает основание говорить о зарождении советского ТВ, которое уже к концу 30-х годов вело относительно регулярные телепередачи.

Если рассматривать основную тематическую линию журналистики довоенного периода, то можно говорить о явном увлечении экономикой и пропагандированием достижений СССР: летопись новостроек, победы летчиков, ликбез, коллективизация. Радио и тв России изначально создавалось исключительно для внедрения коммунистических идей в самые широкие слои населения.

1941-1945

Третий период связан с Великой Отечественной войной. С 1941 по 1945 гг. советская журналистика находилась в крайне тяжелом положении. В годы войны отечественная пресса стала тем самым незаменимым инструментом, способным убедить общество и мобилизировать его на подвиг. Лучшие журналисты страны писали о заслугах воинов, любви к Отечеству и  мужестве простого  народа.

Вся система Средств массовой информации в годы войны была перестроена. Ведущие позиции занимало радиовещание. С момента появления Совинформбюро ежедневно люди слушали сводки о ситуации на фронтах. Любой гражданин знал имя главного диктора Юрия Левитана. Он на долгие годы стал голосом войны.

В газетах и на радио появились военные отделы. Главной темой журналистики стало разоблачение коварных замыслов врага. Газетное дело кардинально изменилось: сократилось количество центральных газет, появились новые фронтовые издания. Так, например, начала издаваться газета “Красная звезда”. В ней с началом войны публиковались произведения известных писателей: Константин Симонов, Алексей Толстой, Илья Эренбург и остальные. Возникли и специализированные издания для флота, авиации и партизан.

Военные годы ярко преобразили и жанровое многообразие отечественной прессы. Появились такие материалы, как фронтовые письма, памфлеты, карикатуры и фельетоны. Выходили специализированные издания сатирического характера: “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Вся публицистика была нацелена на убеждение в неизбежности нашей победы. Это вселяло в людей веру и надежду на будущее.

1946-1956

Следующее послевоенное десятилетие (1946 – 1956 гг) ознаменовалось победой над фашизмом. Однако урон, нанесенный стране войной, был огромным. Экономика находилась в упадке, хозяйство было разрушено, ощущалась катастрофическая нехватка мужской рабочей силы. Все эти обстоятельства создавали непростые условия для журналистов, которые подчинили всю свою творческую деятельность интересам советской пропаганды. СМИ всеми способами мотивировали людей на труд, новые подвиги и свершения.

Довоенная система прессы постепенно восстанавливалась. Кроме того, было возобновлено телевизионное вещание. В 1951 году началось ежедневное вещание в Москве.

Стремительно увеличилась и доля радиовещания. Партия всеми силами старалась ограничить вещание иностранных станций. Глушение западных частот обострилось в 1946 году с началом “холодной войны”. Таким образом правительство вело борьбу за единомыслие, стараясь пропагандировать советский образ жизни.

Главной особенностью этого периода стала неправдоподобность прессы. СМИ приукрашивали реальность, идеализировали героев произведений, ведь партия ставила перед журналистами особую задачу, показать благополучие и стабильность. Журналистика находилась в жестких рамках идеологической выдержанности, поэтому не было места свободомыслию и оппозиционным изданиям. Но количество газет не сократилось, так как стали выходить и новые, отвечающие идеологическим задачам партии: “Промышленность стройматериалов”, “За прочный мир, за народную демократию”, “Проблемы мира и социализма”.

1956-1985

Переломный период в истории советской журналистики пришелся на 1956 год, когда состоялся 20 съезд КПСС. Переход от эпохи культа личности Сталина к эпохе свободного строительства коммунизма открыл новые возможности для журналистики. Хрущевская “оттепель” сменила тематику СМИ: пресса приблизилась к реальности, стали высказываться недопустимые ранее идеи. Среди газет наиболее заметно эти тенденции прослеживаются в газетах “Правда” и “Известия”. Большую роль в этом процессе сыграли “толстые” журналы — прежде всего “Новый мир” во главе с А.Твардовским.

Однако в начале 80-ых годов свобода журналистики сошла на нет. Настала эпоха застоя. Власть стремилась показать преимущество СССР перед западом, поэтому пресса, как главный инструмент воздействия на умы, обязана была подчинить свою деятельность этой идее. Родилась кампания по показу “положительного героя».

Велась  борьба с инакомыслием, но это не мешало официальной прессе наполняться запрещенными произведениями, которые незаконно размножались и выходили в свет.

Телевидение того времени ничем не отличалось по тематике от газет, ведь даже развлекательный контент носил на себе идеологический отпечаток. Телеканалы свято выполняли задачу воспитания нового человека. Аналогичную задачу выполняло и радио, которое продолжало активно развиваться вопреки всем обстоятельствам. Благодаря тому, что появились портативные радиоприемники, граждане СССР могли слушать иностранные радиостанции. В целях борьбы с иностранным вмешательством власти глушили западные станции, но люди продолжали слушать “подрывные” станции как “Свобода”, “Свободная Европа” и другие, ведь именно они могли предоставить объективную информацию о существующем положении дел.

1986-1991

Последний этап в становлении журналистики СССР начался с приходом к власти М.С.Горбачева. Политические и экономические трудности и нарастающие противоречия привели к неизбежности смены существующего курcа политики. Журналистика, несомненно, стала центральным звеном проводимой перестройки.

СМИ этого периода получили свободу слова. Теперь ничего не умалчивалось. Все проблемы выносились на суд народа. Кампания по пропаганде “социализма с человеческим лицом” стояла в приоритете у СМИ. Они оповещали  читателей об обстановке на мировой арене, так, например, на экранах телевидения появились западные политики.

В ряду прогрессивных были газеты “Известия”, “Комсомольская правда”, журнал “Огонек”. Толстые журналы тоже поддерживали идеи «перестройки». В конце 80 — начале 90 годов зародилось «Радио России». Именно с этого момента можно говорить о появлении свободной и независимой журналистики России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

12. журналисты 60-70 — История журналистики — LiveJournal

«Оттепель» – жур-ка 2х маяков («Известия» и ж-л «Новый мир»)Разоблачение культа личности Сталина породило в жур-ке особый период. Печать, радио, ТВ во 2й пол. 50-х начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему остаются под диктатом админ.-командного управления. Ж-ка стремится освободиться от прежних стереотипов, шаблонов, штампов, но создает новые. Она, как и раньше, приукрашивает действительность, затушевывает факты, невыгодно характеризующие жизнь и политику партии в нашей стране, продолжает манипулировать сознанием народа. Происходят изменения и в структуре СМИ. Возникают новые центральные общ.-полит. и лит. ж-лы: «Вопросы истории КПСС», «Партийная жизнь», «Агитатор», «Молодая гвардия», «Москва», «Ленинград», «Нева». В 1960 г. в СССР издается 4000 ж-лов, но подписка на многие особенно интересные остается ограниченной. Газет выходило около 3000 общим тиражом 20.000 экз., подписка на них была неограниченной и даже обязательной. В 60-70-е гг. количество газет и журналов постоянно росло. Увеличивались и тиражи. Периодика издавалась на 57 языках народов СССР и мира.

Провозвестники  – Алексей Аджубей (из «КП» в «Известия», 1956-64). Смелый зять Хрущева, кот. стали следовать многие. Девиз – скорость и эксклюзив-сть материала! Все 1е – в «Известиях». Открыл корпус журналистов-очеркистов (Аграновский и др.). В 1964 – тираж 4,5 млн. (рост в 2 раза). Отменил призыв к агитации подписки. Газета выходила вечером (а все – след. утром) и сообщ. все завтрашние новости сегодня (в Мск и Спб). Конкуренция.

Партийная пресса оставалась (КПСС во главе всего) – орган ЦК КПСС. Суслов ведал  всей идеологией – и только Аджубей мог позволить не подчиняться им.

Ж-л «Новый мир». Пришел А. Твардовский (еще был Симонов) – и до 1970. Здесь публ. Солженицын (1962). Пускали сигнал – можно печатать против власти! Очерки Овечкина о деревне (нач. 60х). Печаталась критика, проза, сам Твардовский. В 70х был выгнан и после многих инсультов скончался.

Дочь Хрущева  работала глав. ред. в «Науке и мире», жена Аджубея. Аджубей теперь пишет под псевдонимом. В к. 70х ему предл. работать в газете «Советский Союз», где работал в дворницкой и без телефона.

ТВ. Юрий Фокин. Придумал в выпуске новостей расск. «человеч. голосом» о том, что происходило в стране. Уволили.

1967. Страна  празднует 50-летие Сов. власти. Спросили у народа – что им дала революция. Мешки писем в СМИ.

Новые формы  и форматы.

Аджубей Алексей Иванович (10 января 1924, Самарканд — 19 марта 1993, Москва), российский журналист.

Отец Аджубея, известный в начале века оперный певец (выступал под псевдонимом Войтенко), оставил семью, когда сыну было два года. В 1932 мать Аджубея с детьми переехала в Москву. Его мать была известной в Москве портнихой, обшивавшей артистов Большого театра, а также жен партчиновников самого высокого ранга. В 1940-1941 Аджубей работал в геологоразведочной экспедиции в Казахстане, с 1942 служил в армейском ансамбле песни и пляски. После войны учился в Школе-студии МХАТ, а с 1947 на факультете журналистики МГУ. В 1949 женился на своей сокурснице Раде, дочери Н. С. Хрущева. Родственные связи способствовали карьере Аджубея. В 1951 он начал работать в «Комсомольской правде», быстро прошел путь от литературного сотрудника до главного редактора, в 1959 стал главным редактором «Известий». При нем газета превратилась в один из символов хрущевской «оттепели», стала рупором либерализма. Оказывал политическое влияние на Хрущева, сопровождал его в заграничных поездках, участвовал в подготовке речей своего тестя. 1959 в соавторстве с Н. М. Грибачевым, Г. А. Жуковым, Л. Ф. Ильичевым и др. написал книгу о поездке Хрущева в США «Лицом к лицу c Америкой», которая в 1960 была удостоена Ленинской премии. После падения Хрущева лишился всех постов, в качестве ссылки направлен на работу в журнал «Советский Союз», где был заведующим отделом публицистики и печатался под псевдонимом Родионов, а также под именами своих друзей. В годы гласности опубликовал десятки статей, рассказывая правду о хрущевской «оттепели» и годах застоя. С 1992 и до конца жизни — главный редактор газеты «Третье сословие». Он был реформатором советской центральной прессы, модернизировавшим ее типологический облик через обогащение важнейших признаков руководимых им изданий («Комсомольская правда», «Известия»), стал создателем газеты для предпринимателей в условиях становления рыночной экономики в стране («Третье сословие»). Расцвет творчества А.И.Аджубея-редактора приходится на противоречивый период «оттепели», когда, как считает Я.Н.Засурский, «в печати происходит значительное оживление – мотором его становится газета «Известия», которую возглавил А.И.Аджубей… Он по существу создал новую школу в журналистике…»1. Затем, в иных исторических условиях, А.И.Аджубей проявил креативные и реформаторские способности, качественно совершенствуя формы и методы журналистской деятельности с учетом конкретных общественно-политических трансформаций.

В период «оттепели» А.И.Аджубей-редактор одним из первых нацелил журналистские коллективы «КП» и «Известий» на разработку морально-этических тем, раскрывающих внутренний мир личности с точки зрения истинных общечеловеческих ценностей. период «оттепели» стал для А.И.Аджубея определяющим в его карьере. Хрущевская «оттепель» — крайне противоречивый период отечественной истории, характеризующийся комбинацией антиномий в общественно-политической жизни страны. С одной стороны, импульс обновления советского общества, заданный Н.С.Хрущевым, положительно сказался на всей системе СМИ. Появились новые газеты и журналы, новые виды прессы. Антропоцентризм «оттепели» способствовал реабилитации личности через СМИ. Прежняя система страха разрушалась, на страницах прессы стала отражаться возрожденная вера в человека. С другой стороны, СМИ, руководимые директивным аппаратом, оставались в полной зависимости от административно-командной системы. Именно А.И.Аджубей подсказал Н.С.Хрущеву термин, ставший медиаформирующей матрицей времени: журналисты – это «подручные партии». Формируя унифицированное массовое сознание, журналисты создавали особый имидж в рамках советской мифологии — «страна – положительный герой». В силу этого профессиональная деятельность А.И.Аджубея-редактора (он наиболее полно раскрыл свой творческий потенциал именно в это время) также носила двойственный характер. Во-первых, руководство изданиями осуществлялось в русле курса на монопартийный диктат. Творчество Аджубея отражало все проявления тоталитаризма, возникающие в сфере управления страной. Он был убежденным сторонником этой системы.  Во-вторых, две центральные газеты, «КП» и «Известия», под руководством Аджубея активно выражали стремление к реформированию общественной жизни в новых условиях некоторой либерализации тоталитарного режима. В своей деятельности главный редактор стремился учитывать перемены и корректировать недостатки, выявленные общественно-по­литическим дискурсом после XX съезда КПСС. Многие новации, которые А.И.Аджубей привносил на газетную полосу, отвечали его личным представлениям о том, каким должен стать конкретный номер газеты, чтобы вызвать интерес у аудитории, быть действенным в сложившейся политической ситуации. Должность главного редактора центральных советских газет влекла за собой включенность во властные структуры, участие в принятии решений на самом высоком уровне. Безусловно, родственные связи с семьей лидера партии Н.С.Хрущева способствовали назначению Аджубея на пост главного редактора центральных советских газет. Но редактором-реформатором, применяющим новаторские методы в руководстве газетой, его сделали талант и творческий потенциал, свойственный его личности.

Особое положение  А.И.Аджубея открывало ему дополнительные возможности для творчества, т.к. он свободно ориентировался в складывающейся политической конъюнктуре. Являясь членом так называемой «ведущей» группы главных редакторов основных СМИ страны и руководителей информационных структур (редактор «Правды», генеральный директор ТАСС, председатель АПН, председатель Телерадиокомитета, первый секретарь Союза журналистов), выполнял партийные указания лишь по самым общим, магистральным направлениям своей деятельности.

В годы «оттепели» сделал первые заметные шаги Союз журналистов  СССР, в создании которого А.И.Аджубей принимал активное участие. На учредительном съезде СЖ в ноябре 1959 г . он был избран секретарем Союза. Он входил в состав Бюро ЦК ВЛКСМ (в период руководства «Комсомольской правдой»), избирался депутатом Верховного Совета СССР, членом ЦК КПСС (избран на XXII съезде), являлся заместителем председателя общества «СССР – Италия», членом Комитета по Ленинским премиям. В силу положения А.И.Аджубей в публичных выступлениях мог позволить себе высказывать неординарные мысли по поводу развития журналистики.

Назначенный в апреле 1957 г . на пост главного редактора А.И.Аджубей сформировал приоритетное направление своей деятельности – усилить идеологическое воздействие на аудиторию, что соответствовало целям издателя – ЦК ВЛКСМ. Вторая составляющая базисных установок руководства редакции на модернизацию газеты — усиление мотивации обращения к газете путем более полного учета интересов молодого читателя. Показателен рост количества писем, получаемых редакцией «КП»: в марте 1956 г . — 8001 письмо31, в феврале 1958 г . – 25770 писем32. Релевантность содержания материалов «КП» запросам аудитории достигалась более внятным, чем ранее, вычленением двух аспектов типологической направленности. Первый, пропагандистский аспект, был связан с «повесткой дня» издания – общезначимыми политическими, социальными, экономическими проблемами. Он был усилен Аджубеем-редактором путем модернизации структурной модели издания. Был изменен дизайн газеты: композиция материалов и врезок к ним создавала особую симметрию номера, применялись инверсионные перестановки. Составляющие «повестку дня» важные материалы, прежде по лексическим и семантическим признакам не укладывавшиеся в формат передовых статей, теперь верстались на место передовиц. Так появлялись авторские колонки (прорыв в колумнистику), посвященные проблемам повседневной жизни людей (публикация В.Бендеровой «Мама»). Изменилась подача идеологических акций, кампаний, официальной информации. Иная расстановка акцентов сместила внимание аудитории с директивных материалов на письма читателей, задававшие тон разговору на «идеологической» полосе, что повышало пропагандистское воздействие газеты. «КП» стала более «репортажной»: были разработаны новые рубрики, кратко раскрывающие «повестку дня» («Это было вчера», «Из разных стран»). «КП» А.И.Аджубея начинала находить дифференцированный подход к разным возрастным группам читателей, расширяла формы общения с аудиторией посредством новых полосных рубрик «Наша переписка с читателем», «Клуб открыт, входите!» (предвестник знаменитой рубрики «Алый парус»). Научно-популярную, искусствоведческую тематику развивали рубрики «В мире прекрасного», «Что мы читаем, что мы думаем о прочитанном?», «Для вас, любознательные», «Всесоюзная Энциклопедия «КП». Газета открыла талант популяризатора науки Я.Голованова, фоторепортера и публициста В.Пескова, одним из первых обратившегося к теме экологического воспитания и охраны окружающей среды. В аджубеевской «КП» появились новые жанры: репортаж-хронометраж, социологическое исследование, журналистское расследование. Тема войны масштабно разработана в очерке-«триллере» писателя А.Сахнина «Эхо войны», давшем название для рубрик в других СМИ. Именно качественные очерки легли в основу новой школы журналистики А.Аджубея. А.И.Аджубей-редактор «КП» качественно обогатил тип массового молодежного издания через активизацию его типоформирующих признаков.Активно публиковаться Аджубей начал уже в период практики в 1950 г . Первый его очерк в «КП» «Крылатая мечта» ( 1950 г .) выстроен на строгой фактической основе с применением линейной композиции: разрешается традиционный для советской журналистики морально-нравственный конфликт между бюрократами и талантливыми самоучками-самолетостроителями. Манеру А.И.Аджубея как спортивного журналиста характеризует стремление показать душевную работу спортсмена на пути к нелегким победам (очерк «Школьница – мастер спорта», 1950 г .).

Уже в первые годы работы в «КП» А.И.Аджубей начал писать материалы на международные темы. Корреспонденция «Десять дней в Австрии» ( 1952 г .) отражает мифы эпохи «железного занавеса». В серии очерков «Шведские контрасты» ( 1954 г .) особенно много образов-типов, зачастую весьма схематичных.

С наступлением периода «оттепели» в творчестве Аджубея исчезает навязчивый мотив полярности, заметно желание автора рассказать о жизни людей в других странах. В серии американских очерков «Серебряная кошка» (1955-1956 гг.) творческое мастерство публициста уже позволяет создать образ-модель фигурки серебряной кошки (эмблема пресс-клуба Сан-Франциско), дающий возможность активно оценивать факты.

В этот период усиливается внимание А.И.Аджубея-публициста к конкретному человеку, стремление показать его характер во всем многообразии. Создание образов идеальных героев – важное направление в его публицистике. Очерки «Огненный тракторист» ( 1956 г .), «Шахтерский доктор» ( 1957 г .) во многом типизируют черты героев, но в то же время в них раскрываются неповторимые личностные качества. Линия на раскрытие богатства личности продолжается и в одном из лучших спортивных очерков Аджубея «Красный флаг» ( 1957 г .), где жанр политического комментария на злобу дня синтезируется с репортажем в режиме «реального времени» об олимпийской победе знаменитого бегуна В.Куца.

В очерке «Сказка  для взрослых» ( 1957 г .) синкретизм мышления выражается в использовании сказовой формы повествования, органично входящей в ткань публицистики, а в «Репортаже о морском извозчике» ( 1958 г .) А.И.Аджубеем создана сложная семантическая конструкция с применением хронотопа, позволяющая сформировать цельный образ коллективного героя.

В период «оттепели» публицист демонстрирует более  зрелый подход и к актуальной международной  тематике: в очерках серии «Репортаж  с дальних берегов» ( 1958 г .) о поездке по Латинской Америке делается попытка прогноза перспектив социально-экономического развития стран континента. Многомерен по семантике проблемный очерк «Вкус свободы» ( 1959 г .). Автор создает сложный образ-тезис, позволяющий достичь высокого уровня осмысления процессов национально-освободительной борьбы бывших колониальных народов.

В «КП» происходило  становление А.И.Аджубея-публициста, его творческое кредо здесь – публицистика образа.А.И.Аджубей перестроил и структурировал работу редакции. Четкую координацию работы сотрудников он считал основным условием успеха и принял ряд организационных решений: были введены еженедельные «летучки», ставшие общередакционным форумом, вырабатывающим новый стиль; утренние планерки, оперативно менявшие контент текущего номера. Секретариат редакции стал штабом планирования и подготовки очередных номеров. Редколлегия, в которую входили заместители Аджубея и редакторы отделов, выполняла роль совещательного органа при главном редакторе. А.И.Аджубей формировал редакционный коллектив, опираясь в своей работе на группу специальных корреспондентов. В нее входили Т.Тэсс, Е.Кригер, Б.Галич, В.Коротеев, А.Аграновский.

      «Известия» А.И.Аджубея принимали активное участие в процессе десталинизации советской прессы в рамках провозглашенного в стране курса. Обновленная газета отражала поиски путей развития общества после сталинщины, морально-этический подход применялся для всех тематических разделов. Многие темы газеты замыкались на новых отношениях между членами советского общества и особом внимании к людям в контексте прощания с былой подозрительностью и наветами на честного человека, в том числе на производстве (Т.Тэсс «Рядом с героем», «При свете совести»; С.Гарбузов «Человек и его творение»; С.Морозов «Подвиг и подлость»). Проблема защиты человека от преследования со стороны чиновников, органов власти, в том

brat-servelat.livejournal.com

Выдающиеся журналисты XX – XXI вв.

Курс разработан по заказу Института Пушкина Школой искусств и медиатехнологий Арины Шараповой при поддержке Министерства образования и науки РФ и Департамента образования города Москвы.

Авторы курса

Бит-Юнан Юрий Геваргисович – кандидат филологических наук, доцент кафедры литературной критики факультета журналистики РГГУ. Автор публикаций: «Василий Гроссман в зеркале литературных интриг», Между «Новым миром» и «Посевом»», Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение», «Интрига и судьба Василия Гроссмана», «The Road ed. by Robert Chandler; commentary and notes by Robert Chandler with Yury Bit-Yunan.

Давыдов Сергей Геннадьевич – кандидат философских наук, доцент, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Член ESOMAR, Российского союза журналистов, Российского общества социологов. Автор более 80 научных публикаций, соредактор серии сборников «Онлайн исследования в России».

Есипова Ирина Феликсовна – заведующая кафедрой деловых коммуникаций в энергетике Корпоративного энергетического университета, генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК, председатель Комитета по коммуникациям в топливно-энергетическом комплексе Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), лауреат премии «Медиа-менеджер России», дипломант Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».

Калягин Борис Александрович – кандидат исторических наук, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики», действительный член Евразийской академии телевидения и радио. Журналист-международник, политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио, лауреат премии им. В.В. Воровского, дипломант Евразийской академии телевидения и радио «За выдающийся вклад в создание и развитие телевидения и радио».

Фатеева Ирина Анатольевна – доктор филологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО медиа- и информационной грамотности и медиаобразования граждан Московского педагогического государственного университета (Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования). Член Союза журналистов России, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Руководитель Экспертного совета Ассоциации специалистов медиаобразования России. Автор книг, редактор нескольких научных сборников, автор более 120 научных работ.

Фельдман Давид Маркович – кандидат филологических наук, доктор исторических наук, профессор кафедры литературной критики факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ, российский историк и литературовед. Автор книг и статей о русской истории, литературе и журналистике XX века, истории политической терминологии.

Шариков Александр Вячеславович – кандидат педагогических наук, профессор Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, GEAR (Group of European Audience Recearch), EAAME (European Association of Audiovisual Media Education), NTC (National Telemedium Council, US), Российского общества социологов, Международного союза журналистов.

О курсе

Курс посвящен развитию журналистики в России от первых печатных изданий до интернета. История формирования и трансформации различных направлений журналистики рассматривается через призму жизни и творчества людей, определивших путь отечественной медиаиндустрии.

Журналисты – это рупор жизни страны; передовой отряд, отражающий тенденции настроений в обществе и политических элитах, четвертая власть, влияющая на мысли и чувства социума. Условия деятельности журналистов, стилистика их творчества  неразрывно связаны с событиями, происходящими в государстве. Понимание направлений отечественной журналистики  невозможно без знания исторического контекста. И в курсе уделено большое внимание описанию исторических периодов развития России.

Изменений технологий, появление новых форм коммуникаций: радио, телевидение, Интернет; ­ расширяют пространство деятельности журналиста и видоизменяют его профессию. Содержание курса позволяет узнать, как технические инновации влияют на появление новых направлений в журналистике.

Структура курса

Модуль 1. Дореволюционная журналистика
Общая характеристика
Медиаландшафт начала XX века
Коммерческие издания в дореволюционной России
Правительственная пресса
Персоналии
Консервативная пресса
Либеральная пресса начала XX века
Дореволюционные издания
Сатира

Модуль 2. Революционная журналистика в 1917 году
Хронология событий
Общая характеристика
Персоналии

Модуль 3. Журналистика первого послеоктябрьского десятилетия
Печать периода гражданской войны
Журналистика периода нэпа
Пресса эмиграции первой волны

Модуль 4. Сталинская эпоха. Журналистика 30-х годов XX столетия
Система советской печати 30-х годов XX столетия
Сталинская эпоха. Персоналии
Начало репрессий
Журналистика конца 30-х годов XX столетия

Модуль 5. Военная и послевоенная журналистика (1945-1955)
Итоги военного периода журналистики
Послевоенная пропаганда
Последние сталинские процессы
Журналистика как барометр: первое послевоенное десятилетие
Яркие страницы журналистики и публицистики второй половины 40-х – начала 50-х годов XX века
Жизнь и творчество Валентина Овечкина.

Модуль 6. Журналистика периода оттепели
Оттепель. Историко-культурный контекст
«Новый мир» К.М. Симонова и «Юность» В.П. Катаева в историко-культурной ситуации 1950-х годов
Журналистика периода оттепели. XX съезд КПСС
Восстание в Венгрии 1956 года и советские печатные СМИ
Александр Солженицын
Значение дела А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля в истории советской печатной журналистики 60-х годов XX столетия 

Модуль 7. Журналистика эпохи застоя
Общая характеристика журналистики эпохи застоя
Диссидентская журналистика
Журналистика третьей волны эмиграции

Модуль 8. Советская международная журналистика 1970-1980-х годов
Международная журналистика 1970-1980-х годов
Международная журналистика

Модуль 9. Журналистика эпохи перестройки 1985-1991 годов
Эпоха перестройки и журналистика
СМИ в эпоху перестройки
Журналисты перестройки

Модуль 10. Журналистика конца 1990-х годов
Политические условия формирования новой медиасистемы
Журналистика 1990-х годов. Персоны
Журналисты в 1990-е годы

Модуль 11. Медиасистема начала XXI века
Журналистика начала XXI века. Исторический фон. Медиасистема России
Топ-менеджеры российского телевидения
Современные тележурналисты
2000-е годы. Интернет

Целевая аудитория курса

Школьники старших классов, абитуриенты, студенты вузов, специализирующихся в области журналистики, медиакоммуникаций, рекламы и связей с общественностью, а также преподаватели школ, высших учебных заведений и дополнительного образования, и все, кто интересуется историей и историей журналистики в России.

Необходимый уровень подготовки

Владение базовыми знаниями в области истории России, стилистики русского языка.

Длительность курса

72 академических часа

Результаты изучения курса

В результате изучения курса слушатели:

  • будут знать историю выдающихся журналистов, ведущих представителей издательского дела, корреспондентов, деятелей искусства XX века и медиабизнеса XXI века;
  • будут иметь представление о процессах, формировавших специфику прессы СССР и России разных эпох;
  • смогут отличать исторические периоды: дореволюционный, период гражданской войны, военного коммунизма и т.д..

 

pushkininstitute.ru

Самый известный советский журналист

Николай Озеров39
Юрий Сенкевич20
Ярослав Голованов17
Николай Дроздов16
Анатолий Овсянников14
Владимир Маслаченко11
Евгения Альбац10
Владимир Перетурин6
Генрих Боровик6
Игорь Фесуненко6
Виктор Набутов5
Сергей Капица5
Александр Бовин4
Константин Симонов4
Котэ Махарадзе4
Урмас Отт4
Александр Твардовский3
Владимир Цветов3
Станислав Кондрашов3
Татьяна Веденеева3
Александр Каверзнев2
Виталий Коротич2
Владимир Познер2
Всеволод Овчинников2
Георгий Саркисьянц2
Евгений Петров2
Жанна Агалакова2
Илья Эренбург2
Фарид Сейфуль-Мулюков2
Юрий Визбор2
Виктор Анпилов1
Виктор Шендерович1
Егор Яковлев1
Михаил Булгаков1
Михаил Лещинский1
Александр Васильев0
Антон Геращенко0
Геннадий Герасимов0
Иван Щедров0
Исаак Бабель0
Михаил Кольцов0
Михаил Таратута0
Николай Абалкин0
Сергей Борзенко0
Юлия Белянчикова0
Юлия Вишневская0
Юрий Королев0

www.nostalgiatv.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *