Средневековый замок картинки – Ой!

Средневековые замки: устройство и осада | Прошлое

Пишешь про барона в замке — изволь хотя бы примерно представлять, как замок отапливался, как вентилировался, чем освещался…
Из интервью с Г. Л. Олди

При слове “замок” в нашем воображении возникает образ величественной крепости — визитной карточки жанра фэнтези. Едва ли найдется другое архитектурное сооружение, которое привлекало бы к себе столько внимания со стороны историков, знатоков военного дела, туристов, писателей и любителей “сказочной” фантастики.

Мы играем в компьютерные, настольные и ролевые игры, где нам приходится исследовать, строить или захватывать неприступные замки. Но знаем ли мы, что на самом деле представляют собой эти фортификации? Какие интересные истории связаны с ними? Что скрывают за собой каменные стены — свидетели целых эпох, грандиозных битв, рыцарского благородства и подлого предательства?

Удивительно, но факт — укрепленные жилища феодалов в разных частях света (Япония, Азия, Европа) строились по весьма схожим принципам и имели много общих конструктивных черт. Но в данной статье речь пойдет прежде всего о средневековых европейских феодальных крепостях, так как именно они послужили основой для создания массового художественного образа “средневекового замка” в целом.

Средневековье в Европе было неспокойным временем. Феодалы по любому поводу устраивали между собой небольшие войны — вернее говоря, даже не войны, а, выражаясь современным языком, вооруженные “разборки”. Если у соседа завелись деньги — их надо было отобрать. Много земли и крестьян? Это просто неприлично, ведь бог велел делиться. А уж если задета рыцарская честь — то здесь без маленькой победоносной войны было просто не обойтись.

При таких обстоятельствах крупным аристократам-землевладельцам не оставалось ничего другого, кроме как укреплять свои жилища с расчетом на то, что в один прекрасный день к ним в гости могут заявиться соседи, которых хлебом не корми — дай кого-нибудь зарезать.

Первоначально эти укрепления делались из дерева и ничем не напоминали известные нам замки — разве что ров перед входом вырыт да деревянный частокол вокруг дома поставлен.

Господские дворы Хастеркнауп и Элмендорв — предки замков.

Однако прогресс не стоял на месте — с развитием военного дела феодалам приходилось модернизировать свои укрепления так, чтобы те могли противостоять массированному штурму с применением каменных ядер и таранов.

Европейский замок уходит своими корнями в эпоху античности. Самые ранние сооружения подобного рода копировали римские военные лагеря (палатки, окруженные частоколом). Принято считать, что традиция строительства исполинских (по меркам того времени) каменных сооружений началась с норманнов, а классические замки появились в 12 веке.

Осажденный замок Мортан (выдерживал осаду 6 месяцев).

К замку предъявлялись очень простые требования — он должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и выполнять репрезентативные функции — то есть показывать мощь, богатство феодала.

Замок Бомари, принадлежавший Эдуарду I.

Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение — одно из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ — в основном ремесленники, и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности — стерегущие нашу дорогу). Это так называемый “замковый люд”.

Схема замковых сооружений. Заметим — две надворотные башни, самая крупная стоит отдельно.

Дорога проложена таким образом, что пришельцы всегда обращены к замку правым боком, не прикрытым щитом. Непосредственно перед крепостной стеной находится голое плато, лежащее под значительным уклоном (сам замок стоит на возвышении — естественном или насыпном). Растительность здесь невысокая, чтобы не было укрытия нападающим.

Первая преграда — глубокий ров, а перед ним — вал вынутой земли. Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие врагу передвижение по его территории.

Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена). Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически невозможно сделать подкоп под стену замка — поэтому глубина рва не имела решающего значения).

Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот кажется еще глубже), часто нес на себе палисад — забор из вкопанных в землю, заостренных и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен.

Схема входа в замок: 2 — галерея на стене, 3 — подъемный мост, 4 — решетка.

Противовесы на подъемнике ворот.

Ворота замка.

Этот подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя.

Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей (его называют “опрокидывающимся” или “качающимся”). Одна его половина находилась внутри — лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

Ворота — наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались не прямо в его стене, а устраивались в так называемых “надворотных башнях”. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов, ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота, а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними. Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также “смоляные носы” — отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.

Смоляные носы.

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена — высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

Нередко в замках строились двойные стены — высокая внешняя и небольшая внутренняя. Между ними возникало пустое место, получившее немецкое название “цвингер”. Нападавшие, преодолевая внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые приспособления (громоздкие лестницы, шесты и прочие вещи, которые нельзя перенести внутрь крепости). Оказавшись в цвингере перед еще одной стеной, они становились легкой мишенью (для лучников в стенах цвингера имелись небольшие бойницы).

Цвингер в замке Ланэк.

Сверху по стене проходила галерея для солдат обороны. С внешней стороны замка их защищал прочный бруствер в половину человеческого роста, на котором были регулярно расположены каменные зубцы. За ними можно было стоять в полный рост и, например, заряжать арбалет. Форма зубцов была предельно разнообразной — прямоугольные, округлые, в виде ласточкиного хвоста, декоративно украшенные. В некоторых замках галереи были крытыми (деревянный навес), чтобы защитить воинов от непогоды.

Кроме зубцов, за которыми удобно было прятаться, стены замка оборудовались бойницами. Через них велся обстрел нападающих. Ввиду особенностей применения метательного оружия (свобода движения и определенная позиция стрельбы) бойницы для лучников были длинными и узкими, а для арбалетчиков — короткие, с расширением по сторонам.

Особый вид бойницы — шаровая. Она представляла собой закрепленный в стене, свободно поворачивающийся деревянный шар с прорезью для ведения стрельбы.

Пешеходная галерея на стене.

Балконы (так называемые “машикули”) устраивались в стенах очень редко — например, в том случае, когда стена была слишком узкой для свободного прохода нескольких солдат, и выполняли, как правило, лишь декоративные функции.

По углам замка на стенах сооружались небольшие башни, чаще всего фланкирующие (то есть выступающие наружу), что позволяло защитникам вести огонь вдоль стен по двум направлениям. В позднее средневековье они стали приспосабливаться под хранилища. Внутренние стороны таких башен (обращенные во двор замка) обычно оставлялись открытыми, чтобы противник, ворвавшийся на стену, не мог закрепиться внутри них.

Фланкирующая угловая башня.

Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. Помимо упомянутых цвингеров, за главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах — своеобразная “ловушка” для нападающих. Порой замки состояли из нескольких “секций”, разделенных внутренними стенами. Но непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же “донжон” (donjon).

Донжон в замке Венсенн.

От наличия и местоположения колодца напрямую зависела жизнь всех обитателей замка. С ним часто возникали проблемы — ведь, как уже было сказано выше, замки строились на возвышениях. Прочный скальный грунт также не облегчал задачу по водоснабжению крепости. Известны случаи прокладки замковых колодцев на глубину более 100 метров (например, замок Куффхойсер в Тюрингии или крепость Кенигстайн в Саксонии имели колодцы глубиной более 140 метров). Прорытие колодца занимало от одного года до пяти лет. В некоторых случаях это поглощало столько же денег, сколько стоили все внутренние постройки замка.

Из-за того, что воду приходилось с трудом доставать из глубоких колодцев, вопросы личной гигиены и санитарии отходили на второй план. Вместо того, чтобы помыться самим, люди предпочитали ухаживать за животными — прежде всего, за дорогими конями. Нет ничего удивительного в том, что горожане и сельские жители морщили носы в присутствии обитателей замков.

Расположение источника воды зависело, в первую очередь, от естественных причин. Но если был выбор, то колодец выкапывали не на площади, а в укрепленном помещении, чтобы обеспечить его водой на случай укрытия во время осады. Если в силу особенностей залегания грунтовых вод колодец выкапывался за стеной замка, то над ним сооружалась каменная башня (по возможности — с деревянными переходами в замок).

Когда не было никакой возможности выкопать колодец, в замке сооружалась цистерна, собирающая дождевую воду с крыш. Такая вода нуждалась в очистке — ее фильтровали через гравий.

Боевой гарнизон замков в мирное время был минимален. Так в 1425 г. два совладельца замка Райхельсберг в нижнефранконском Аубе заключили соглашение, что каждый из них выставляет по одному вооруженному слуге, а двух привратников и двух стражей оплачивают совместно.

В замке также имелся ряд построек, обеспечивающих автономный быт его обитателей в условиях полной изоляции (блокады): пекарня, паровая баня, кухня и т. п.

Кухня в замке Марксбург.

Башня была самым высоким сооружением во всем замке. Она обеспечивала возможность наблюдения за окрестностями и выполняла функции последнего убежища. Когда враги прорывались через все линии обороны, население замка укрывалось в донжоне и выдерживало длительную осаду.

Исключительная толщина стен этой башни делала ее разрушение практически невозможным (во всяком случае, на это потребовалось бы огромное количество времени). Вход в башню был очень узким. Он располагался во внутреннем дворе на значительной (6-12 метров) высоте. Деревянную лестницу, ведущую внутрь, можно было легко разрушить и тем самым преградить путь нападающим.

Вход в донжон.

Внутри башни иногда имелась очень высокая шахта, идущая сверху вниз. Она служила либо тюрьмой, либо складом. Вход в нее был возможен только через отверстие в своде верхнего этажа — “Angstloch” (нем. — устрашающая дыра). В зависимости от предназначения шахты, лебедка опускала туда пленников или провиант.

Если тюремных помещений в замке не было, то пленников помещали в крупные деревянные ящики из толстых досок, слишком маленькие для того, чтобы встать в полный рост. Эти ящики могли устанавливаться в любых помещениях замка.

Разумеется, в плен брали, прежде всего, для получения выкупа либо для использования узника в политической игре. Поэтому VIP-персоны обеспечивались по высшему классу — для их содержания выделялись охраняемые покои в башне. Именно так “мотал свой срок” Фридрих Красивый в замке Траусниц на Пфаймде и Ричард Львиное Сердце в Трифелсе.

Палата в замке Марксбург.

Башня замка Абенберг (12 век) в разрезе.

В основании башни располагались подвал, который также мог использоваться в качестве темницы, и кухня с кладовой. Главный зал (столовая, общее помещение) занимал целый этаж и обогревался огромным камином (он распространял тепло всего на несколько метров, так что дальше по залу расставлялись железные корзины с углями). Выше шли палаты семьи феодала, отапливаемые небольшими печками.

На самом верху башни находилась открытая (реже — крытая, но в случае необходимости крышу можно было сбросить) площадка, где можно было установить катапульту или другое метательное орудие для обстрела врага. Там же водружался штандарт (знамя) владельца замка.

Иногда донжон не служил жилым помещением. Он вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в “паласе” — жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

Следует отметить, что условия проживания в замках были далеко не самыми приятными. Лишь самые крупные паласы имели большой рыцарский зал для торжеств. В донжонах и паласах было очень холодно. Выручало каминное отопление, однако стены все равно покрывались толстыми гобеленами и коврами — не ради украшения, а для сохранения тепла.

Окна пропускали очень мало солнечного света (сказывался фортификационный характер замковой архитектуры), далеко не все из них были застеклены. Туалеты устраивались в виде эркера в стене. Они были неотапливаемыми, поэтому посещение нужника зимой оставляло у людей просто неповторимые ощущения.

Замковый туалет.

Завершая нашу “экскурсию” по замку, нельзя не упомянуть о том, что в нем обязательно присутствовало помещение для богослужений (храм, капелла). К числу непременных обитателей замка относился капеллан или священник, который, помимо своих основных обязанностей, исполнял роль писаря и учителя. В наиболее скромных крепостях роль храма выполняла стенная ниша, где стоял небольшой алтарь.

Крупные храмы имели два этажа. Простолюдины молились внизу, а господа собирались в теплом (иногда застекленном) хоре на втором ярусе. Убранство подобных помещений было довольно скромным — алтарь, скамейки и настенные росписи. Иногда храм исполнял роль гробницы для живущего в замке рода. Реже он применялся как убежище (наряду с донжоном).

О подземных ходах в замках рассказывают множество небылиц. Ходы, разумеется, были. Но лишь очень немногие из них вели из замка куда-нибудь в соседний лес и могли использоваться как путь к бегству. Длинных ходов, как правило, вообще не было. Чаще всего встречались короткие тоннели между отдельными зданиями, либо из донжона в комплекс пещер под замком (дополнительное убежище, склад или сокровищница).

Вопреки распространенным заблуждениям, средняя численность военного гарнизона обычного замка во время ведения активных боевых действий редко когда превышала 30 человек. Этого вполне хватало для обороны, так как обитатели крепости находились в относительной безопасности за ее стенами и не несли таких потерь, как нападающие.

Для взятия замка требовалось его изолировать — то есть перекрыть все пути подвоза продовольствия. Именно поэтому атакующие армии были гораздо крупнее обороняющихся — порядка 150 человек (это справедливо для войны феодалов средней руки).

Вопрос с провиантом был наиболее болезненным. Без воды человек может прожить несколько дней, без еды — около месяца (при этом следует учесть его низкую боеспособность во время голодовки). Поэтому хозяева замка, готовящегося к осаде, часто шли на крайние меры — выгоняли за его пределы всех простолюдинов, которые не могли принести пользу обороне. Как уже было сказано выше, гарнизон замков был небольшим — прокормить целую армию в условиях осады было невозможно.

Замок Глубока над Влтавой, Чехия (фото автора).

Обитатели замка нечасто предпринимали контратаки. В этом попросту не имелось смысла — их было меньше, чем нападающих, да и за стенами они чувствовали себя гораздо спокойнее. Особым случаем являются вылазки за едой. Последние осуществлялись, как правило, ночью, небольшими группами, которые шли по плохо охраняемым тропам к ближайшим деревням.

Не меньше проблем было и у нападающих. Осада замков иногда растягивалась на годы (так, немецкий Турант оборонялся с 1245 по 1248), поэтому вопрос о тыловом снабжении армии в несколько сотен человек вставал особенно остро.

В случае с осадой Туранта летописцы утверждают, что за все это время солдаты нападающей армии выпили 300 фудеров вина (фудер — огромная бочка). Это составляет около 2,8 млн. литров. Либо переписчик допустил ошибку, либо постоянное количество осаждающих составляло более 1000 человек.

Для взятия замка измором наиболее предпочтительным сезоном было лето — дождей выпадает меньше, чем весной или осенью (зимой обитатели замка могли получать воду, растапливая снег), урожай еще не созрел, а старые запасы уже закончились.

Нападающие старались лишить замок источника воды (например, строили на реке запруды). В самых крайних случаях применялось “биологическое оружие” — в воду бросались трупы, что могло спровоцировать вспышки эпидемий по всей округе. Тех обитателей замка, которые попали в плен, нападающие увечили и отпускали. Те возвращались назад, и становились невольными нахлебниками. В замке их могли и не принять, но если это были жены или дети осажденных, то голос сердца перевешивал соображения тактической целесообразности.

Не менее жестоко поступали с жителями окрестных деревень, пытавшихся доставлять в замок припасы. В 1161 году во время осады Милана Фридрих Барбаросса приказал отрубить руки 25 горожанам Пьяченцы, которые пытались снабжать врагов провиантом.

Осаждающие разбивали постоянный лагерь неподалеку от замка. Он также имел некоторые простейшие укрепления (палисады, земляные валы) на случай внезапной вылазки защитников крепости. Для затяжных осад рядом с замком возводился так называемый “контрзамок”. Обычно он располагался выше, чем осаждаемый, что позволяло вести с его стен эффективное наблюдение за осажденными и, если позволяла дистанция — обстреливать их из метательных орудий.

Вид на замок Эльц из контрзамка Трутц-Эльц.

Война против замков имела свою специфику. Ведь любое мало-мальски высокое каменное укрепление представляло серьезное препятствие для обычных армий. Прямые атаки пехоты на крепость вполне могли увенчаться успехом, который, однако, доставался ценой больших жертв.

Именно поэтому для успешного взятия замка был необходим целый комплекс военных мер (об осаде и взятии измором уже было сказано выше). К числу наиболее трудоемких, но в то же время чрезвычайно успешных способов преодоления защиты замка относился подкоп.

Подкопы делались с двумя целями — предоставить войскам прямой доступ во внутренний двор замка либо разрушить секцию его стены.

Так, во время осады замка Альтвиндштайна в Северном Эльзасе в 1332 бригада саперов из 80 (!) человек воспользовалась отвлекающими маневрами своих войск (периодические короткие атаки на замок) и в течение 10 недель проделала в твердой скальной породе длинный проход в юго-восточную часть крепости.

Если стена замка была не слишком велика и имела ненадежный фундамент, то под ее основание прорывался тоннель, стены которого укреплялись деревянными распорками. Далее распорки поджигались — как раз под стеной. Тоннель обваливался, основание фундамента проседало, а стена над этим местом рассыпалась на части.

Штурм замка (миниатюра 14 века).

Позднее, с появлением порохового оружия, в подкопы под стены замков закладывались бомбы. Для нейтрализации подкопа осаждаемые иногда рыли контрподкопы. Вражеских саперов заливали кипятком, запускали в тоннель пчел, лили туда фекалии (а в древнее время карфагеняне запускали в римские подкопы живых крокодилов).

Для обнаружения подкопов использовались любопытные приспособления. Например, по всей территории замка расставлялись крупные медные чаши с шарами внутри. Если шар в какой-либо чаше начинал дрожать — это был верный признак того, что рядом ведется подкоп.

Но главным аргументом при нападении на замок были осадные машины — катапульты и тараны. Первые мало чем отличались от тех катапульт, которые применялись еще римлянами. Эти приспособления были оборудованы противовесом, придающим метательному рычагу наибольшее усилие. При должной сноровке “орудийного расчета” катапульты были вполне точным оружием. Они метали крупные, гладко обтесанные камни, причем дальность боя (в среднем — несколько сотен метров) регулировалась весом снарядов.

Разновидность катапульты — требушет.

Иногда в катапульты заряжались бочки, начиненные горючими материалами. Чтобы доставить пару приятных минут защитникам замка, катапульты перекидывали к ним отрубленные головы пленников (особо мощные машины могли перебросить через стену даже целые трупы).

Штурм замка при помощи передвижной башни.

Помимо обычного тарана, применялись и маятниковые. Они были закреплены на высоких передвижных каркасах с навесом и представляли собой бревно, подвешенное на цепи. Осаждающие прятались внутри башни и раскачивали цепь, заставляя бревно бить в стену.

В ответ осажденные спускали со стены веревку, на конце которой были закреплены стальные крючья. Этой веревкой они ловили таран и старались задрать его наверх, лишив подвижности. Иногда на такие крючья мог попасться зазевавшийся солдат.

Преодолев вал, сломав палисады и засыпав ров, нападающие либо штурмовали замок при помощи лестниц, либо использовали высокие деревянные башни, верхняя площадка которых находилась на одном уровне со стеной (или даже выше нее). Эти гигантские сооружения обливались водой во избежание поджога защитниками и подкатывались к замку по настилу из досок. На стену перекидывался тяжелый помост. Штурмовая группа забиралась наверх по внутренней лестнице, выходила на помост и с боем вторгалась на галерею крепостной стены. Обычно это означало то, что через пару минут замок будет взят.

Тихая сапа

Сапа (от франц. sape, буквально — мотыга, saper — вести подкоп) — способ отрывки рва, траншеи или тоннеля для приближения к его укреплениям, применявшийся в 16-19 веках. Известны перекидная (тихая, скрытная) и летучая сапа. Работа перекидной сапой производилась со дна исходного рва без выхода работающих на поверхность, а летучей — с поверхности земли под прикрытием заранее подготовленной защитной насыпи из бочек и мешков с землей. Во 2-ой половине 17 века для выполнения таких работ в армиях ряда стран появились специалисты — саперы.

Выражение действовать “тихой сапой” означает: крадучись, медленно, незаметно идти, проникать куда-нибудь.

С одного этажа башни попасть на другой можно было только по узкой и крутой винтовой лестнице. Подъем по ней осуществлялся лишь друг за другом — столь узкой она была. При этом воин, шедший первым, мог рассчитывать только на свое собственное умение сражаться, ибо крутизна поворота витка была подобрана таким образом, что из-за спины лидера нельзя было действовать копьем или длинным мечом. Поэтому бои на лестнице сводились к единоборству защитников замка и одного из нападавших. Именно защитников, ведь они могли легко сменять друг друга, поскольку за их спиной располагался специальный расширенный участок.

Во всех замках лестницы закручены по часовой стрелке. Существует только один замок с обратной закруткой — крепость графов Валленштейнов. При изучении истории этого рода обнаружилось, что большинство мужчин в нем были левшами. Благодаря этому историки поняли, что такая проектировка лестниц значительно облегчает работу защитников. Наиболее сильный удар мечом можно нанести в сторону своего левого плеча, а щит в левой руке лучше всего прикрывает тело именно с этого направления. Все эти преимущества есть только у обороняющегося. Атакующий же может нанести удар только в правую сторону, но его ударная рука окажется прижата к стене. Если же он выставит вперед щит, то почти утратит возможность действовать оружием.

Замок Химэдзи.

Меньше всего нам известно об экзотических замках — например, японских.

Первоначально самураи и их сюзерены жили в своих поместьях, где, кроме сторожевой башни “ягура” и небольшого рва вокруг жилища, никаких других оборонительных сооружений не было. На случай затяжной войны воздвигались укрепления на труднодоступных участках гор, где можно было обороняться от превосходящих сил противника.

Каменные замки стали строиться в конце 16 века с учетом европейских достижений в фортификации. Непременная принадлежность японского замка — широкие и глубокие искусственные рвы с крутыми откосами, окружавшие его со всех сторон. Обычно они заполнялись водой, но иногда эту функцию выполняла естественная водная преграда — река, озеро, болото.

Внутри замок представлял собой сложную систему защитных сооружений, состоявшую из нескольких рядов стен с внутренними дворами и воротами, подземных коридоров и лабиринтов. Все эти сооружения располагались вокруг центральной площади хонмару, на которой возводились дворец феодала и

www.mirf.ru

Старинные замки мира. Фото внутри и снаружи с названиями, привидениями

Грандиозные средневековые постройки, возведенные для защиты от непрошеных гостей и обустройства быта знати, восхищают и завораживают. В мире сохранилось немало старинных замков, даже глянцевые фото которых снаружи и внутри свидетельствуют о неимоверной мощи и великолепии. Все они составляют богатство мировой культуры.

Содержание статьи:

Самые красивые старинные замки мира

Немало фортификационных громад и королевских резиденций сохранилось до наших дней в первоначальном роскошном виде. Среди них есть уникальные архитектурные шедевры необычайного масштаба и красоты.

Конопиште

В 45 км от Праги, утопая в изумруде зелени английского парка, стоит 700-летний красавец Конопиште. Изначальная оборонительная цилиндрическая башня с подъемным мостом со временем вошла, наряду с новыми 6 сооружениями, в фортификационный пояс мощной крепости. Замок неоднократно перестраивался.

Последняя грандиозная реконструкция по желанию эрцгерцога Франца Фердинанда фон Габсбурга превратила готический замок в роскошный архитектурный комплекс в духе барокко. Аккуратные белоснежные строения с терракотовыми крышами окружены парком, прудами и террасами с мраморными статуями.

Великолепное убранство замка вкупе с уникальным собранием страстного коллекционера Франца Фердинанда целиком сохранилось до нашего времени. Подробные каталоги, составленные эрцгерцогом, позволили разместить экспонаты точно так, как они были расположены при жизни знатных владельцев.

В замке хранится среди прочих богатств:

  • знаменитая коллекция боевого оружия и доспехов XVI–XIX веков, включающая около 5 тыс. редких экземпляров;
  • уникальное собрание святого Георга, составленное из 4 тыс. артефактов XV–XIX веков с изображением святого Георга.

Старинные замки мира, фото внутри и снаружи которых обладают удивительным магнетизмом, привлекают толпы туристов. Чешская достопримечательность — не исключение. Замок принимает гостей с апреля по октябрь ежедневно с 9:00 до 17:00.

Старинные замки мира. Фото внутри и снаружи помогут увидеть, как именно жили раньше знатные люди.

Туристам предлагают несколько экскурсионных маршрутов, соколиную охоту, посещение старинного тира, проведение деловых раутов и свадеб в антураже великолепных залов. Цена входного билета в зависимости от выбранных опций и льгот варьируется в пределах 90–300 крон.

Замок Гогенцоллернов

Возвышающийся над живописными окрестностями вблизи Штутгарта фамильный замок Гогенцоллернов, стоявших у власти с XII века до начала XX столетия — настоящая архитектурная жемчужина.

Элегантное сооружение возведено на вершине горы высотой около 860 м, и в облачную погоду словно парит над землей в призрачной дымке. За эту особенность семейную резиденцию прусских королей называют «замком в облаках».

Строение в неоготическом стиле пронизано духом немецкого романтизма. Концептуально архитектурное творение представляет собой воплощение идеальной рыцарской крепости: с внутренней площадью, высокими башнями с остроконечными крышами, часовнями, мощными зубчатыми стенами, множеством галерей и крутых переходов.

Колонные залы обставлены роскошной мебелью и украшены красивыми старинными гобеленами. В музее экспонируются, среди прочих уникальных предметов, знаменитые артефакты: корона прусских королей и военная форма Фридриха Великого.

Популярный замковый музей Германии каждый день в 10:00 гостеприимно распахиваются врата для гостей. Осмотр замковой территории без посещения залов стоит 7 €. Общий билет, включающий экскурсионное обслуживание в залах, обходится посетителям в сумму 12 €.

Нойшванштайн

Старинные замки мира, фото внутри и снаружи которых свидетельствуют об их уникальной красоте, — место притяжения любителей рыцарских рассказов и литературы в жанре фэнтези.

Образцовому облику книжной рыцарской крепости вполне соответствует существующий в реальности замок Нойшванштайн. Красота «Нового лебединого утеса», а именно так с немецкого переводится название замка, идеальна.

Романтический замковый комплекс в Баварии, вблизи города Фюссен, выстроен на высокой скале по заказу короля Людвига II в 1869 году. Архитектурное творение синтезировало в себе лучшие элементы фортификационной инженерии и дворцового зодчества.

Стройное, динамично устремленное ввысь белокаменное сооружение с множеством вытянутых арочных окон и декоративных выступов венчают островерхие башенки с балконами и бойницами. Высота центральной башни составляет 80 м, главное здание устремилось вверх на 57 м.

Изящное строение лишено духа воинственности. В настенных и потолочных росписях, интерьере галерей и лестниц, оформлении предметов меблировки лейтмотивом выступает романтичное изображение лебедя. В настоящее время для посетителей открыто 12 роскошных помещений.

Среди них особо примечательны комнаты 4 этажа:

  • Тронный зал, оформленный по подобию православных храмов с небосводом в куполе и образами святых;
  • огромная гостиная, украшенная полотнами со сценами из сказания о Рыцаре Лебеди;
  • королевская неоготическая часовня с изображением Людовика IX Святого в центре алтаря.

Экспозиция доступна для просмотра с 9:00. С октября по март музей закрывается в 16:00. В остальные месяцы — в 18:00. Оплата входа составляет 12 €.

Бург Эльц

Живописный немецкий замок XII века Бург Эльц, возведенный на горе, омываемой с трех сторон рекой Эльцбах, надежно укрыт от посторонних глаз густыми заповедными лесами. Оборонительное сооружение в земле Рейнланд-Пфальц благодаря удачному стратегическому положению никогда не подвергалось разрушениям и грабежам.

Притягательная особенность замка — его архитектура: 8 сказочных башен высотой до 40 м, закрытый уютный дворик, остроконечные крыши, эркеры, фахверковые конструкции, портик с мозаичным образом Мадонны. Облик замка за 8 столетий менялся не раз: от строгого романского стиля до роскошного барокко.

Живописный архитектурный комплекс до сих пор принадлежит роду Эльц. С начала апреля вплоть до 1 ноября на территории комплекса проводятся экскурсии. Заслуживает особого внимания экспозиция, включающая более 500 предметов искусства из драгоценных камней, металла, фарфора и хрусталя. Экскурсионное обслуживание проводится с 9:00 до 17:30. Цена — 10 €.

Замок Вадуц

Первое письменное упоминание о столичном замке Лихтенштейна относится к XIV столетию, но, согласно результатам исторических исследований, центральная башня оборонительного комплекса возведена в XII веке.

Древнее фортификационное сооружение расположено на возвышенности и занимает стратегически удобное положение с обзором на столицу Вадуц и окрестные дали. Толщина стен главной башни достигает 4 м, площадь основания — 12 на 13 м. Внутри величественного форта расположен жилой комплекс со 130 комнатами. На территории обустроена часовня Святой Анны, выполненная в стиле поздней готики.

С 30-х годов XX века архитектурный комплекс является домовым владением княжеской семьи, и большую часть времени закрыт для публичного доступа. В главный национальный праздник Assumption Day, отмечаемый 15 августа, двери замка отворяются для туристов.

Замок Белёй

Замок Белёй в провинции Эно, разместившийся в исторической части одноименного города, называют «бельгийским Версалем». Первое упоминание о крепости относится к XIII столетию. С конца XIV века замком владеет княжеский дом Линей.

Аристократическая резиденция с огромным внутренним двором в окружении французского парка и водных каналов прекрасно подчеркивает престиж его знатных владельцев. Протяженное двухэтажное здание с 4 круглыми угловыми башнями водружено на цокольный этаж. Вплотную к стенам подходят воды искусственного озера, по берегам которого установлены классические скульптурные композиции.

Вестибюль на первом этаже ведет в зал Маршалов, зал Послов, Библиотеку и столовую. Второй этаж отведен под личные покои аристократического семейства. Залы и жилые комнаты оформлены с шиком, свойственным стилю эпохи Ренессанс. Здесь много дорогих предметов, презентованных именитыми гостями: Марией-Антуанеттой, Екатериной Великой, Гете и Вольтером.

Библиотеке хранится более 20 тыс. редких старинных книг. Замок открыт для путешественников с 13:00 до 18:00 каждый день в июле и августе. В апреле, мае и сентябре гостей принимают только в выходные дни. Стоимость посещения составляет 9 €.

Шамбор

Архитектурное чудо эпохи Ренессанса — замок Шамбор — исследователи относят к творчеству Леонардо да Винчи, предполагая его участие в разработке проекта. За несколько месяцев до начала строительства (приблизительно 1519 год) гениальный творец служил архитектором при дворе французского короля Франциска I.

Замок выстроен в 14 км от города Блуа по образцу укрепленных средневековых замков. Однако для отражения атак он не предназначался. По свидетельствам современников король построил свою резиденцию вблизи от владений дамы сердца графини Тури, и использовал замок только в качестве охотничьего дома.

Композиция грандиозного сооружения разворачивается вокруг «донжона» (главной башни рыцарского замка). В башне 5 этажей с 8 залами на каждом ярусе. К центральной части пристроено восточное крыло с королевскими покоями и западное крыло с часовней. Всего в замке 426 комнат.

Архитектурная изюминка — винтовая лестница с двумя маршами, позволяющая избежать встреч спускающихся и поднимающихся визитеров. Двойная лестничная спираль с резным орнаментом ведет под самую крышу, на террасу, с которой открывается живописная панорама.

В оформлении потолочных сводов, лестниц, башенок, лепных капителей прослеживается рисунок королевской лилии. Изысканные интерьеры и собрание редких картин вызывают заинтересованность у путешественников всего мира. Для них ежедневно открыты двери в исторические залы с 9:00 до 18:00. Цена входного билета — 13 €.

Виндзорский замок

В провинциальном английском городе Виндзоре (в 30 км от Лондона) расположена резиденция британских королей, история которой насчитывает почти 1 тыс. лет. Датой основания считается 1070 г. Красивый дворец на возвышенности, опоясанной лентой реки Темзы, в наши дни служит одновременно местом летнего отдыха венценосного семейства и туристическим объектом.

Замковый комплекс условно поделен на Верхний и Нижний двор. Особое внимание путешественники уделяют древней Круглой башне высотой в 45 м, где столетия назад заседали прославленные рыцари Круглого стола. Сегодня реющий над башней флаг сообщает о присутствии королевы в замке.

Привлекает туристов Палата, построенная в честь победы при Ватерлоо, зал Святого Георгия с изящной резной каменной отделкой и оригинальной крышей, Мемориальная капелла. Многих очаровывает игрушечный домик королевы Марии, представляющий собой уменьшенную копию подлинных интерьеров королевского дворца.

Замковые залы украшены полотнами известных живописцев: Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта и других гениальных художников. Эффектно оформленный замковый парк покрыт сетью удобных прогулочных дорожек. В 11:00 проходит церемония смены королевского караула.

Билеты на территорию резиденции продаются на входе по цене 21 GBP. Летнее время посещения определено с 10:00 до 17:15, в зимний период — до 16:15.

Алькасар в Сеговии

Всемирную известность замку Алькасар, расположенному в старинном испанском городе Сеговии, принесла его архитектурная индивидуальность. Силуэт старинной постройки, гордо стоящей на скальном уступе в окружении рек Эресмы и Кламорес, напоминает корабль с высокими мачтами. Его экзотические линии нередко повторяют мультипликационные замки Уолта Диснея.

Первое каменное строение, возведенное арабами в VIII веке, перешло во владение испанских королей в XII столетии. Арабскую крепость реконструировали, превратив в замок романского стиля с элементами готики. В наши дни на территории цитадели работает музей.

К осмотру посетителей открыты 12 залов, сохранивших декор в изящном мавританском стиле, и часовня, где проходила церемония венчания испанского короля Филиппа II и его избранницы Анны Австрийской.

В залах демонстрируется старинная мебель, картины, ковры ручной работы с сюжетными рисунками, коллекция доспехов и оружия. Замковая территория открыта для экскурсантов с 10:00 до 18:00. Плата за вход составляет 8 €.

Замок Мацумото

Старинные замки мира, фото внутри и снаружи которых наполнены волшебной эстетикой, расположены не только в европейской части Земного шара. В Японии недалеко от Токио находится строение экзотической красоты. Замок Мацумото, возведенный в 1504 году, признан национальным сокровищем страны Восходящего Солнца.

Черные стены и боковые башни изысканного многоярусного строения напоминают распростертые крылья ворона, поэтому другое название японского шедевра — замок Ворона. Визуальная легкость строения обманчива. Старинный замок в окружении колец глубоких рвов и утолщенных каменных стен представлял собой неприступную крепость.

Сейчас вокруг замка разбит сад хризантем, а в водах опоясывающего строение рва кружатся белоснежные и угольно-черные лебеди. В стенах замка функционирует музей. В залах выставлены самурайские доспехи, огнестрельное оружие и мечи второй половины XV–XVI веков.

Выставка функционирует с 8:30 до 17:00. Цена входного билета составляет 600 иен. Осенью музей проводит «Лунный» фестиваль. Гостям замка разрешают подняться на башню, построенную в 1635 году специально для наблюдения за спутником Земли.

Самые страшные старинные замки

Как не парадоксально, но места, овеянные мрачной славой, не уступают по популярности красивым памятникам старины.

Название Время посещения Цена билета
Чиллингем с 12:00 до 17:00 10.50 GBP
Эдинбургский замок с 9:30 до 18:00 16 GBP
Фрейзер с 12:00 до 17:00 9.00 GBP
Гоуска с 10:00 до 17:00 80 крон
Замок Лип По предварительному согласованию с владельцем 6 €

Чиллингем

Старинный замок Чиллингем считается самой таинственной достопримечательностью во всей Европе. Он построенн в XII веке на границе между Англией и Шотландией, в графстве Нортумберленд. На многочисленных фото внутри построек и снаружи запечатлены силуэты и лица обитающих здесь призраков. В мире немного наберется мест, где обитатели потустороннего мира так часто попадают в кадр.

Изначально фортификационное сооружение служило защитой от набегов шотландцев. Взятых в плен воинов пытали, убивали и скидывали в подвальную яму. Их неприкаянные души до сих пор блуждают по старинным лабиринтам. Истязаниям подвергались не только взрослые. В подземной камере среди пыточных станков до сих пор хранится скелет замученной девочки.

В Розовой комнате замка часто появляется сияющий силуэт мальчика и мужчины. Во время реставрационных работ, в одном из разрушенных тупиков, обнаружили детский и мужской скелет. Царапины на камнях свидетельствовали о том, что узников замуровали заживо.

Еще один знаменитый призрак — появляющийся из портрета дух леди Мэри Беркли, не простившей измену мужу. По преданию супруг ушел к ее сестре, оставив страдать брошенную женщину в тягостной атмосфере мрачной крепости. В замке работает музей. Говорят, что из-за докучливых призраков в музее сменилось уже несколько смотрителей, а один бесследно исчез.

Эдинбургский замок

Знаменитая сокровищница Британских островов, где хранится усыпанная драгоценными камнями шотландская корона и легендарный «Камень Судьбы», построена на Замковой скале в центре Эдинбурга в XI веке. История древнейшего столичного замка Шотландии полна кровавых событий.

Рядом с подвесным мостом находится Колодец ведьм, возле которого во времена Инквизиции сожгли более 300 женщин, уличенных в магических способностях. Возле ворот обустроен мемориал сэра Уильяма Килкалди, повешенного за участие в убийстве кардинала и секретаря королевы Марии Шотландской. Над вратами высится Башня мятежного маркиза Арджилла, казненного в Эдинбурге.

Туристы нередко видят призрачные сущности в стенах крепости и за ее пределами. Знаменитый призрак — дух волынщика, заблудившегося и погибшего в подземных лабиринтах. Посетители порой слышат барабанную дробь, которую отбивает дух солдата, при жизни предупредившего о приближении войск Кромвеля. Очевидцы утверждают, что замечали призрачную тень огромной собаки.

Фрейзер

В красивом поместье вблизи шотландского города Абердин расположился каменный исполин XVI века — замок Фрейзер. Его красота привлекает сюда туристов и молодоженов, желающих провести церемонию бракосочетания в импозантной обстановке. И никого не пугают проживающие здесь неприкаянные души.

Служители замка рассказывают, что по ночам звучит музыка и появляется женский силуэт в черных одеждах. Предполагают, что это призрак хозяйки дома леди Марии, скончавшейся от туберкулеза в конце XIX века.

Самая известная легенда рассказывает о трагической судьбе шотландской принцессы. Демоны или люди убили юное создание во сне, и тащили окровавленное тело из Зеленой комнаты 5-го этажа вниз по лестнице, оставляя страшные следы. Кровь прислуга отмыть не смогла: следы вновь и вновь проступали на вымытых ступеньках. Лестницу облицевали заново деревом, чтобы скрыть кровавые потёки.

Гоуска

Готический замок Гоуска XIII века, расположенный в 50 км от Праги, считается одним из самых мистических древних сооружений Чехии. По легенде замковая часовня возведена над глубокой расщелиной в земле, ведущей прямо в преисподнюю. Святое строение оформлено многочисленными фресками с образами святых Гавриила и Михаила, сражающихся с дьяволом, и служит печатью на воротах в ад.

Сама конструкция замка удивительна. В крепости нет оборонительных сооружений, хранилищ для воды, склада, кухни. План крепости демонстрирует, что цитадель строилась не для защиты от внешней агрессии, а для защиты от того, что внутри. На плане видно, что не сохранившиеся оборонительные башни развернуты внутрь.

Недавно была найдена тайная комната, высеченная в скале, примыкающей к замку. Эксперты предполагают, что келья появилась здесь еще во времена постройки крепости. С какой целью ее прорубили в горе, остается загадкой, как и сама тайна постройки неприспособленного для жизни сооружения.

Замок Лип

Замок Лип XV века, возвышающийся мрачной громадой в графстве Оффали, — одно из самых жутких мест Ирландии. Крепость на протяжении долгого времени принадлежала сумасбродному клану О’Кэрролов. Члены семейства не раз приглашали на пиры под предлогом примирения своих недругов, и затем убивали их прямо во время застолья. Тела сбрасывали в подземную темницу.

В середине XVII века, когда замок перешел к другим хозяевам, из темницы извлекли множество человеческих останков, которые пришлось перевозить к месту захоронения на 3 повозках.

Члены рода проявляли жестокость не только к чужакам. Один из владельцев замка убил своего брата священника прямо во время богослужения, обидевшись на то, что без него начали мессу. С тех пор призрак священника часто появляется в Кровавой часовне.

В замке неоднократно видели фантомы двух девочек, Красной леди с кинжалом в руках и духа, принимающего иногда облик зверя и источающего зловоние. Предполагают, что это хранитель святилища друидов, на месте которого был в свое время построен замок.

Путешествие в старинные замки мира полно различных сюрпризов. Если глянцевое фото передает великолепную картинку снаружи, то совершенно неизвестно что таится внутри. Многовековые исполины за время своего существования накопили немало тайн. И все же большинство из них — это сказочно красивые гости из времен рыцарства и отваги, ярко рассказывающие историю прошлого.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о старинных замках

Топ 20 старинных замков в мире:

touristam.com

Средневековый замок и его устройство

История средневековых замков
  • Устройство средневекового замка

  • Стены средневекового замка

  • Средневековый замок внутри

  • Упадок замков

  • Средневековые замки Европы, видео
  • При словосочетании «средневековый замок» наше воображение сразу же рисует нам величественное строение, с высокими башнями, зубчатыми стенами, на которых несут свою стражу суровые рыцари в доспехах. А кто-то, возможно, представит себе даже какого-то дракона, летающего в небе над самим замком и мудрого волшебника с длинной седой бородой, живущего в одной из замковых башен (как правило, самой высокой). Ведь недаром образ замка весьма популярен в таком жанре как фентези, разных сказках и прочая-прочая. Но часто реальная история не менее интересна, чем различные сказочные небылицы, и наша сегодняшняя статья будет посвящена замкам самым что ни есть реальным, их устройству и месту в нашей истории.

    История средневековых замков

    На самом деле история появления замков берет свое начало даже не средневековье, а в гораздо более ранние времена, возможно, что еще доисторические. И связано появление замков и крепостей как таковых с удовлетворением одной из базовых потребностей человека – потребности в защите. Ведь времена всегда были неспокойные, нет, разумеется, были времена относительно более мирные, но даже тогда где-то велись войны. А по большому счету войны велись всегда, пока существовало человечество. И даже если в какое-то время в каком-то месте они не велись, всегда находилась некая маргинальная часть общества, желающая полакомится добром ближнего своего (да и дальнего также).

    То есть замки изначально создавались, как средство обеспечения защиты для себя и своих близких, чтобы в случае нападения, то ли войск неприятеля, то ли просто лихих разбойников и бандитов, можно было, где укрыться и успешно отбить нападение незваных гостей.

    Первые замки в истории были совсем не похожи на то, что мы подразумеваем под ними сейчас – они строились из дерева и представляли собой пространство, огражденное деревянным частоколом, и вырытым вокруг этого частокола рвом.

    Примерно так выглядели подобные деревянные замки. До наших времен они, разумеется, не сохранились.

    Прогресс не стоял на месте, и вот на смену строительству из дерева пришло строительства из камня. Первые каменные замки начали строить еще римляне, часто они возникали в местах укрепленных гарнизонов римских легионов. С падением Римской империи и наступлением средневековья дело замкостроительства переняли уже многочисленные графы, бароны, феодалы и, разумеется, короли новообразованных европейских средневековых государств.

    Средние века были весьма неспокойным временем, и потребность в защите была особенно сильна, поэтому замки возникали, словно грибы после дождя – в случае опасности все жители окрестных деревень бежали под защиту замковых стен. Впоследствии на месте расположения многих замков образовывались большие средневековые города. Например, родной город автора статьи – Львов, был образован из замка построенного князем (а впоследствии и королем) Данилой Галицким в 1240-х годах. А уже в 1256 году имеется первое письменное упоминание о городе, возникшим из поселения вокруг этого самого замка и названого на честь сына основателя Льва Даниловича – Львовом. К сожалению, до наших времен Львовский замок (он же Высокий замок) не сохранился.

    Осажденный замок Мортон в Шотландии, средневековая миниатюра.

    Со временем, в эпоху позднего средневековья, замки из обычных мест убежища и защиты превратились в атрибут роскоши, власти и престижа – бывало, что некий влиятельный и обладающий укрепленным замком феодал мог быть неподвластен даже самому королю. В общем, европейские феодалы частенько мерялись своими замками (привет дедушке Фрейду), на предмет, у кого замок больше и неприступнее.

    Устройство средневекового замка

    В целом каждый порядочный средневековый замок должен был соответствовать таким базовым требованиям:

    • находится в малодоступной для неприятеля и возвышенной местности, чтобы можно было с высоты обозревать значительные расстояния и издали видеть приближение потенциального врага (за это время успеть подготовится к обороне, закрыть ворота, нагреть смолу для незваных гостей и так далее),
    • иметь внутри источник воды – на случай возможной длительной осады,
    • выполнять репрезентативные функции, то есть всячески подчеркивать богатство и власть хозяина замка, будь-то граф, барон, князь или даже король.

    Схема средневекового замка.

    Одной из важных деталей средневекового замка является глубокий ров, вырытый по его периметру, а перед ним – вал вытянутой земли. В идеале, когда ров опоясывает стены замка полностью, но часто это не позволяет ландшафт и форма почвы. Если почва вокруг замка скалистая, то ров или не роют вовсе, или делают его не большим, способным задержать, лишь продвижение вражеской пехоты. Некоторые историки классифицируют виды средневековых замков, в зависимости от наличия у них рва, или наоборот его отсутствия.

    Если глубокий ров таки имеет место быть, то вход в средневековый замок осуществляется через специальный подъемный мост, который обычно приводился в движение механизмами, спрятанными в здании над ним. Также в европейских замках часто встречались подъемные мосты, работающие по принципу качелей – одна их половина находилась внутри замка, другая снаружи. При нападение на замок, внутренняя часть моста поднималась, опуская внешнюю, тем самым, сбрасывая нападающих, которые успели на нее залезть, в спрятанную во рву «волчью яму». Также при закрытых воротах попасть в замок можно было через боковую калитку, которая имела также свой маленький подъемный мостик.

    Чешский замок Тальмберг, скриншот взят из недавно вышедшей отличной исторической компьютерной игры Kingdom come Deliverance, сделанной Пражской студией Warhorse (о ней еще вспомним).

    Ворота средневекового замка – наиболее уязвимая его часть, поэтому нападающие на замок, основные свои усилия направляли на то, чтобы первым делом выбить ворота специальным осадным тараном и ворваться в сам замок. Защитники же замка со всех сил пытались этого не допустить, и именно у ворот во время осады происходили самые яростные сражения. Сами ворота дополнительно укрепляли металлическими решетками, опускающимися за ними и стальными, железными засовами. Сверху же надворотная башня была оборудована так зваными «смоляными носами», через которые на штурмующих ворота, лилась раскаленная смола. (К слову очень действенное средство защиты от врагов в средневековье).

    Так выглядят смоляные носы.

    Стены средневекового замка

    Стены замка, пожалуй, заслуживают целого отдельного раздела, ведь, по сути они и формируют сам замок. Итак, первым делом стены средневекового замка должны были иметь глубокий фундамент, для того, чтобы противникам было трудно сделать под них подкоп. Сами стены строились из обработанного камня или кирпича.

    Часто в замках имелись двойные стены: высокая внешняя стена и более маленькая внутренняя. Между ними располагалось пустое пространство, получившее немецкое название – «цвингер». Этот цвингер имел существенное значение для защитников замка, дело в том, что если нападавшим удавалось преодолеть внешнюю стену, они оказывались в этом самом тесном «цвингере», зажатыми между двух стен, где становилось отличной мишенью для лучников.

    Также практически все стены средневековых замков сверху имеют зубцы, за которыми защитники могли прятаться, например, на время зарядки своих арбалетов. Помимо зубцов на стенах имелись бойницы, через которые лучники, арбалетчики, а в более поздние времена и мушкетеры могли вести огонь по неприятелю.

    Замок Любарта в Луцке.

    По углам стен замка находились небольшие, фланкриющие (выступающие наружу) башни, расположенные таким образом, чтобы защитникам замка было удобно вести огонь вдоль стен по двум направлениям.

    Средневековый замок внутри

    Важной частью внутреннего устройства замка было наличие в нем колодка, а поскольку замки часто строились на скалистых возвышенных местностях, порой колодец приходилось прокладывать на глубину более 100 метров. (Например, колодец замка Кенигстайн в Саксонии был проложен на глубину в 140 метров). По той причине, что вода добывалась с таким трудом, вопросы личной гигиены и санитарии для жителей замка оставляли желать лучшего.

    Также в замке находился ряд построек, призванных полностью обеспечить быт его жителей при долгой осаде: пекарня, паровая баня и кухня.

    Хозяин замка обычно жил в его центральной башне, которая в зависимости от его богатства и временного периода, могла быть, как роскошно обставленной, так и весьма аскетичной.

    Так, например, выглядит палата в немецком замке Марксбург.

    Также в замке часто имелась тюрьма, она же темница, где содержались разные преступники из простолюдинов, в то время как знатные пленники, взятые в плен с целью получения выкупа (обычная практика в средневековье) содержались в специальных охраняемых «VIP покоях» главной башни замка.

    Также обязательным атрибутом замка было наличие маленькой часовни, а то и церкви (если замок побольше). А среди жителей замка всегда был капеллан или священник, который помимо своих священнических обязанностей выполнял роль писаря и учителя (в те времена даже далеко не каждый дворянин был грамотным).

    А вот так интересно выглядит туалет в замке – в виде такой пристройки к стене. Интересно знать, что туалеты в средневековых замках не отапливались, и посещение их зимой было особенно малоприятным действом.

    Да и в целом жизнь в средневековом замке, особенно с точки зрения нас, избалованных благами современной цивилизации, была не простой – в первую очередь в каменных замках было очень темно и холодно, частыми гостями там были сквозняки. Окна средневекового замка в силу своего фортификационного характера пропускали мало солнечного света, а часто они даже не были застеклены. Каминное отопление немного выручало, но все равно имейте ввиду, что стены средневековых замков покрывались различными толстыми коврами и гобеленами не только лишь из эстетических побуждений, но и банально, чтобы сохранить больше тепла.

    Средневековый романский замок

    Упадок замков

    С появлением огнестрельного оружия и совершенствованием пушек средневековые замки утратили свое значение в качестве оборонных сооружений, ведь можно было спокойно расстрелять стены замка пушками издалека. Поэтому многие замки стают просто резиденциями богатых феодалов, часть замков вовсе пустеет. Впоследствии многие замки были разобраны на камень, для строительства уже обычных домов и поэтому не сохранились до наших дней.

    Средневековые замки Европы, видео

    И напоследок интересный документальный фильм об истории средневековых замков в Европе.

    P. S. И почти на правах рекламы, но ключевое «почти», особым вдохновением при написании этой статьи стала недавно вышедшая компьютерная игра Kingdom come Deliverance, которая сделана на основе настоящих исторических событий, некогда происходивших в средневековой Чехии, и представляет собой помимо всего прочего отличный виртуальный экскурс в историю европейского средневековья. Одним словом, наш исторический сайт ее рекомендует всем читателям.


    travel-in-time.org

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о