Староверы в сибири места обитания и обычаи: Как живут староверы в Сибири: традиции, обычаи, фото
Жизнь и обычаи староверов Сибири
Каждая страна и народ имеют свои традиции, устои, жизнь. В течение времени страна претерпевала множество изменений, которые отразились на нравственное и духовное развитие народа. Со временем исчезают традиции, появляется бездуховность. В такие моменты многие начинают задумываться о старообрядцах. Ведь они все эти качества сохраняют. Именно они сохраняют духовное начало, трудолюбие.
Староверы
Староверы в Сибири
Староверы старались сохранить русский традиции. Это касается образа жизни, строений, обрядов и прочего. Это люди нравственные, верующие. С самого детства они воспитывались, как трудолюбивые люди. Дети воспитывались на таких устоях, как уважение старших, терпение. Верование учило их бережно относится как к людям, так и природе, труду.
Жизнь староверов
Дома
Если староверы брались за строительство дома, то они делали это основательно – дом, приусадебный участок. Бережно относились и к орудиям труда. Они осваивали любое пригодное место. Крестьянские постройки можно разделить на две группы – жилые и хозяйственные. Каждый дом в обязательно порядке огораживался. В каждом дворе были пристройки хозяйственного назначения – помещение для скота, для хозяйственного инвентаря, для зимних запасов корма. Как правило, в селениях дома были представлены рублеными избами.
Дома
Как обставлялись дома внутри?
У всех были разные дома. Обставляли их староверы согласно своему достатку.
Обстановка дома
Если говорить об обустройстве дома, то мы имеем ввиду предметы интерьера и утварь. Это мебель, посуда и другое. В каждом доме всегда было убрано, чисто. Все предметы стояли на своих местах. Но дома были не заставлены, да и мебель была далеко не у всех. Во многих домах была всего лишь одна комнатка с печкой. Как правило, маленькие избы были у старшего поколения.
Обстановка дома
Совет
В каждом доме обязательно был красный угол – это место, где ставились иконы. Красный угол выбирался не хаотично, это всегда обязательно был юго-восточный угол.
Красный угол
В каждом доме было представлено большое количество икон, многие из которых были старинные. Также под божницей были старинные книги, лестовки (разновидность четок). Лестовки представляли из себя кожаную плетеную ленту. Лестовка облегчала молитвы, помогала сосредоточиться.
Красный угол
Ремесла
Староверы занимались многими ремеслами, которые дошли до наших дней: плетение корзин, изготовление деревянной посуды. Также занимались гончарным делом, кожевенным. Но последние с течением времени исчезли, староверы стали покупать фабричную одежду и обувь. Распространено было сельское хозяйство, животноводство. Те, кто жили на холмистой местности, испытывали проблемы с земледелием. Но они могли разводить скот. Поэтому люди с верховья обменивались с низовьем шкурами, мясом, хлебом. В каждом доме был хотя бы маленький огород.
Ремесло
Религия
Как уже говорилось, религии уделялось достаточно много времени. Утро начиналось молитвой, а вечер кончался. После утренней молитвы можно было приступать к трапезе, а далее староверы трудились. Перед любым занятием необходимо было молиться.
Вывод:
Староверы были трудолюбивыми людьми, очень религиозными. Они сохраняли традиции своей страны, были духовными и нравственными людьми. Но нельзя сказать, что староверы стремились только сохранить то, что имеют. Они также помогали и развитию народа. Это проявлялось в промышленности, торговле. Эти люди были озадачены только важными аспектами жизни. Дома у них были скромные. Они трудились на благо народа и свое семьи – занимались разведением скота, сельским хозяйством.
Фильм о староверах
Тайные тропы старообрядцев — Истории — Агентство ТВ-2 — актуальные новости в Томске сегодня
Алексей Багаев
21.12.2016
«Далеко раскинулась земля… Кто изочтет в ней дебри, леса и пустыни? Кто изведал в ней все «сокровенные места» где живут «люди под скрытием», кинувшие постылую родину и доживающие свой век в незнаемых миру дебрях, вдали от больших городов и селений». П.А.Мельников (Андрей Печерский). Роман «В лесах».
Немногим более тридцати лет назад публикация документальной повести «Таежный тупик» Василия Пескова вызвала ажиотажный интерес у советских читателей. Автор подробно рассказал эпопею семьи Лыковых, которые по своей воле прожили в полной изоляции от людей очень долгое время. Писать об отшельниках-староверах, не впадая в антирелигиозную риторику, в 1982 году было сложно. Василий Песков сумел это сделать и поведал миру историю, героями которой стали верующие старообрядцы с таежной речки Еринат.
Семейство Лыковых обнаружили геологи. Они и сообщили Василию Пескову о «странных» обитателях саянской тайги. В Сибири подобные встречи с отшельниками не были редкостью, но не все из них превращались в темы для журналистских сюжетов. Охотники, лесозаготовители частенько докладывали в партийные органы, в милицию о присутствии в труднодоступной местности значительных групп людей, которые именуют себя «хранителями старой веры».
В фондах Государственного архива Томской области хранится документ середины 70-х годов прошлого века. Бумагу составил председатель сельского совета поселка Красный Яр А.Б.Тау. Он назвал свою служебную записку «Некоторые данные о жизни старообрядцев в лесах Кривошеинского лесхоза» и подробно изложил детали отшельнического быта.
Живут староверы в небольших избушках, покрытых берестой. Передний угол занят иконами. Посуда разделена на свою и «мирскую» (она с пометкою). Некоторые совсем не берут в руки деньги. Разговорчивы, гостеприимны, всегда предложат поесть. Почти все они пожилого возраста. Питаются с огородов, мясо почти не едят. Собирают орехи, грибы, ягоды. В разговорах поясняют, что они беженцы от новой эры, которая неправильная…
Историки, филологи, археографы из СО АН СССР в те же годы проводили исследовательские экспедиции в Рудном и Горном Алтае, в Красноярском крае и в Туве. Ученые посещали старообрядческие селения и монастыри, сумев собрать уникальные коллекции древних рукописей, книг, предметов быта. В 1982 году поисковая удача сопутствовала специалистам Томского областного краеведческого музея. В нарымской тайге ими было открыто сохранившееся (со всей утварью, старопечатными текстами) старинное поселение, по каким-то причинам брошенное хозяевами. Ценные находки можно увидеть на редких кадрах кинохроники.
В 2017 году ученые Томского государственного университете собираются запустить электронный ресурс о таежных старообрядческих общинах на территории Томской области.
— Скиты формировали конфессиональную идентичность, сохранив эту роль даже в советское время. И сейчас там продолжают создавать рукописи, опираясь на древнерусскую кириллическую традицию — отметил ученый секретарь Научной библиотеки ТГУ Артем Васильев.
Специализированный сайт в первую очередь будет полезен тем, кто изучает памятники древней письменности с целью их прочтения, определения авторства, места и времени создания.
А вот на обывательском уровне ориентироваться в отличиях между многочисленными старообрядческими толками и согласиями довольно трудно. Для непрофессионалов все староверы ассоциируются с такими понятиями: раскольник, отшельник, кержак, а иногда-сектант. Только специалист может объяснить отличие поморских старообрядцев от часовенных, бегунов от дырников, средников от субботников, федосеевских от даниловских. Названия объединений древлеправославных христиан (порой экзотические) фигурируют в большом массиве документов 18-20 веков, хранящихся в Государственном архиве Томской области. Некоторые из них будут представлены в публикации. Не станут лишними и репортажи, снятые в рамках проекта «Экспедиция ТВ2». Автору довелось побывать в самых потаенных уголках Сибири и рассказать зрителям о бытовой и духовной стороне жизни старообрядцев.
Впервые мы познакомились с обитателями таежных поселков во время путешествий по Обь-Енисейскому каналу. В разные годы съемочная группа ТВ2 неоднократно проходила маршруты по заброшенной системе гидротехнических сооружений на границе Томской области и Красноярского края. В тех местах возникало ощущение отсутствия границы между прошлым и настоящим. В домах не было телевизоров и магнитофонов, но многие староверы пользовались сотовой связью. Моторные суда не вытеснили долбленных лодочек. Современная одежда всегда сочеталась с традиционными для староверов опоясками. У каждого взрослого человека при себе всегда находилась лестовка (предназначена для счета молитв, своего рода четки).
В домах можно было увидеть не только иконы, но и написанные кириллицей от руки тексты духовных стихов для знаменного распева. Мы могли сидеть за одним столом, но попытки угостить хозяев или детей конфетами, печеньем неизменно заканчивались лаконичным отказом: — «Нам не можно». Молитвы и богослужебные ритуалы перед пришлыми людьми не афишировались, охотнее старообрядцы (особенно пожилые) делились историями о том, как их единоверцы оказались на водоразделе Кети и Каса.
В разгар никонианских религиозных преобразований в среде старообрядцев сформируется объединение беспоповцев. Так называются древлеправославные христиане, не приемлющие духовенства и отвергающие священников нового наставления. Беспоповцы, осевшие на побережье Белого моря, причисляли себя к поморскому согласию. Близкими к ним считались староверы, ушедшие в необжитые места Олонецкого края (Карелия) и в нижегородские земли на реке Керженец (отсюда и название кержаки).
В Сибири же наиболее распространилось часовенное согласие, которое появилось позднее — в первой половине XIX века. Беспоповские богослужения проводили и до сих пор проводят духовные наставники или уставщики. Они и определяли внутренний порядок в общинах. В часовенном согласии постановления по важным религиозным и бытовым вопросам принимались на Соборах. В институте истории СО РАН есть сведения об одном из таких Соборов, который состоялся в декабре 1990 года у деревни Безымянка. Это как раз на Обь-Енисейском канале. Приведу лишь некоторые из правил, установленных более 20 лет назад.
1. У кого из христиан еще имеются радиоприемники в домах, избушках, то таковые в братию не принимаются и милостыню от таковых не брать. 2. Электрочайник подобен самовару. 5. У которых христиан дети ходят на елку, то за сие епитимии 300 поклонов. А если и родители пойдут, им епитимии 10 лестовок….11. На христианских браках строго запрещается плясать и вносить музыку, сие не христианское, но еллинское беснование. 12. Если кто табакур и хочет прийти к браку, таковому выдержки 6 месяцев. Потом брачить. … 15. О выгонке самогонки и пития ея. Кто производит и выпивает, пока не оставит сие дело, в братию не принимать согласно Бийского соборного уложения. 16. Духовным лицам неприлично быть пенсионером и кадровым работающим по заявлению.
Соборные положения менялись. Если предмет признавали полезным, его разрешали. Лодочные моторы, сотовая связь необходимы охотникам промысловикам — значит пользоваться ими можно. Крепкий алкоголь и табак всегда находились под запретом. Полезность телевизора староверами тоже отрицается…
В конце 18 века беспоповцы пришли в пределы Горного Алтая. Спасаясь от преследования властей, приверженцы дореформенных верований искали глухие, потаенные территории не случайно. Среди старообрядцев из уст в уста передавались легенды о существовании «земного рая» — Беловодья, куда вел вполне конкретный маршрут.
Во святую страну Беловодье надобно ехать от Москвы до Казани, оттуда до Бийска. От Бийска подниматься вверх по реке Катуни. На Катуни ищите деревню Уймонку. В ней инок Иосиф содержит обитель. Он покажет путь через горы каменные, снеговые. Там древа дивные и земные плоды. Там хлеб сеют раз, и урожая хватает на 4 года, потому что страна сия лежит близко к раю, и оттуда живьем берут всех на небо.
К «земле обетованной» стремились не только староверы, но и беглые солдаты, заводские крестьяне. Их задерживали, ловили в горах и в лесах, наказывали, а поток ищущих Беловодье людей не уменьшался. В 1836 году Бийский земский исправник сообщал:
Проживающие в деревне Уймонской заводские крестьяне Вавило Болтовский с братом Харитоном намереваются совершить побег на место, называемое Беловодьем. С ними могут последовать и другие жители деревни Верхне — Уймонской.
Донесение адресовалось в Томское губернское правление.
В мае 1837 года под грифом «секретно» губернские власти получат очередной рапорт «О намерении крестьян Алтайской волости скрыться на какое-то Беловодье и о пойманных четырех раскольниках». Подобные документы в фондах ГАТО не единичны.
Потомки старообрядцев и сейчас живут в алтайском селе Верхний Уймон. По словам краеведа и хранительницы местного музея старообрядчества Раисы Кучугановой:
несмотря на сталинские репрессии, изменения в укладе общины многое остается как прежде. Если малые дети крестятся двумя перстами, я сразу вижу — вот они староверы. Значит каноны в семье, пусть не полностью, на бытовом уровне, но соблюдаются.
Вернемся к событиям прошлого. Более 200 лет назад старообрядцам запрещалось занимать государственные и общественные должности, быть свидетелями в судах. Они платили двойной налог за право жить в городе. Тем не менее, все больше людей «записывалось в раскол», то есть переходило в старообрядчество. Для государственной власти и официальной церкви это стало тревожным сигналом. Были приняты меры по созданию особой структуры «Единоверческой церкви» под общей юрисдикцией официальной православной церкви. Так появилось еще одно направление в старообрядчестве, сторонники которого, признав главенство официальной церковной власти, сохранили все дореформенные ритуалы. В 40-е годы 19 века в Томске на средства прихожан единоверческой общины был построен Свято-Троицкий храм.
Компромисс со стороны властей мало повлиял на самостоятельные процессы внутри старообрядческого движения. В 1846 году после перехода в «старую веру» митрополита Боснийского Амвросия возникла Белокриницкая иерархия, признававшая священство. Образовалось новое старообрядческое «поповское» согласие, ставшее основой для будущей Русской Православной Старообрядческой Церкви, но до момента ее официального признания и независимости пройдет еще много лет…
Поповство превратится со временем в самое представительное объединение старообрядцев. В 1907 году Томск признают центром Сибирской епархии, в которую войдут Енисейская и Иркутская губернии. В сентябре 1913 года в городе будет освящен храм Успения Пресвятой Богородицы. В одной из местных газет напечатали репортаж.
Старообрядцы-томичи радуются. Подходя к храму и слыша несущийся мощными волнами звон, они приходят в восторг и плачут от радости, ибо случилось наяву то, о чем предки наши и не помышляли.
В середине 19 века на территории огромной Томской губернии на учете состояло более 25 тысяч старообрядцев принимавших священство. Священство не приемлющих насчитывалось 13 тысяч человек. Статистика не указывает на принадлежность верующих к согласиям и толкам. С поповцами и беспоповцами властям было все более-менее понятно, сложнее приходилось с теми, кто предпочитал радикальное отшельничество, строгий аскетизм и избегал контактов с «антихристовым миром». Такие староверы не признавали гражданских и церковных законов. Они жили на нелегальном положении, скрывали имена. Их не случайно называли бегунами, странниками, скрытниками, подпольщиками, а еще чолбешниками. Случаи задержания бегунов фиксировались с особой тщательностью. 22 июня 1874 года Томскому губернатору докладывали:
3 гильдии купец Петр Вихряев взят в Томске с поддельным паспортом, многими старообрядческими книгами и вещами. Задержанный принадлежит к религиозной секте бегунов.
Странствующие находили приют у единоверцев в скитах. Иногда, такие обители находили в относительной близости от столицы губернии. Обратите внимание на содержание документа из фондов Государственного архива Томской области:
Сведениям, поступившим в серьезные ведомства нашлось подтверждение. Томский окружной исправник сообщил, что действительно, «в 100 верстах от Томска, на дальних пасеках Нелюбинской волости открыто 4 скита, в которых найдено 21 человек мужского пола и 22 женщины, которые жили в особом монастыре (отдельно). Все они бродяги из разных мест России и Сибири». Зачем «бродяги» устроили предназначенное для полного самообеспечения хозяйство, что с ним и с его насельниками стало — исправник не пояснил.
Эта давняя история самым причудливым образом повторилась в конце 1985 года. Тогда в Томском районе с вертолета были обнаружены многочисленные поселения отшельников. Во время милицейских рейдов нашли 57 келий, в которых проживало более 70 человек в возрасте от 65 до 80 лет. Об этом случае доложили в обком КПСС. Эпопея отшельников Лыковых вполне могла получить продолжение уже на томской земле. Однако, в местных газетах об этом не писали, зато сохранился уникальный (на мой взгляд) архивный документ.
Оружия в скитах не нашли. Лиц, скрывающихся от следствия и суда тоже. Детей определили в интернат. Были приняты меры по перекрытию каналов снабжения отшельников продуктами и одеждой. «Монастыри» рекомендовали ликвидировать. Как все это происходило — неизвестно. Но вот что интересно, охотники и туристы до сих пор продолжают рассказывать о встречах в тайге с обитателями «тайных» заимок и называют их староверами. Подобные встречи происходят в разных районах Томской области. Кажется, приходит время для новой экспедиции. Пойду готовить лыжи…
Староверы об истории ведической Сибири. Из первых рук: wowavostok — LiveJournal
Во время обсуждения статей сегодняшних искателей нашего подлинного прошлого, Тартарии-Скифии, многие соглашались что наша история переписана. Но часть комментаторов ссылалась на то что раз все документы пожгли то и … лучше оставить фальшивую историю как есть. У меня появилась возможность дать слово Сибирскому староверу, тому чьи родичи веками жили на этой земле… Текст дан авторский без правки!
Индерь о Сибири…
« … Я не Славянин. Внешне 100% белый европеец, похож скорее на шведа или финна, но по Роду — коренной Сибиряк. Мы жили в Сибири за несколько тысяч лет до того как возникла Русь, и даже задолго до того как произошла тюркизация Сибири. Нас оставалось довольно много здесь, пока 400 лет назад не повалили из-за Урала русские казаки, планомерно уничтожавшие всех белых язычников, как особенно опасных для Московии врагов.
Во времена Золотой Орды нас было 17 родов только по Лукоморскому царству. И наверное десятки тысяч человек общим числом.
При Золотой орде мы жили неплохо. Потом во время упадка великих Сибирских царств, нас сильно проредили нашествия Джунгар, но и они не свели нас на нет. А вот у русских казаков, возглавляемых православными попами, получилось лучше… На сегодня, кровных традиционалистов в Западной Сибири чуть больше 200 человек из 4-х оставшихся Родов.
Но мы сохранили большую часть своей традиции, которая всё также передаётся изустно по женской линии от бабки к внучке, хотя и старики тоже многое ведают. Это та самая основа, которая дала свои плоды в виде Славянской (дохристианской), а позднее и Индуистской культуры и мифологии.
Нашу Традицию ведут по Главам Корневых Родов уже до 560 с чем-то колен. А если учесть, что за одно колено принимается 25 лет — возраст зрелого мужчины (раньше в этом возрасте рождались уже и средние дети), то нетрудно счесть 25х560=14000лет (у нас нет летоисчисления от какого-то древнего события, а наоборот от сего дня и назад в прошлое).
Некогда в Сибири существовало несколько крупных Царств — «Югорье»(Зап. Сибирь и Урал),»Лукоморье» (низовья р.Обь и часть побережий сев. морей), несколько «Белогорий» (Сиянское,Манское, Янское и т.д.), «Беловодье»(Верховья Ирия, часть Горного Алтая) и другие царства. Несколько веков всё это объединялось в Великую Орду (Арду).
В Орду входило множество царств, ханств, княжеств ,и правили разные правители от разных народов.«Золотая орда» — всего лишь правопреемница этого огромного в прошлом военного и геополитического объединения, появившаяся уже фактически на руинах тех великих царств. Европейцы, в т.ч. русские сохранили лишь крупицы памяти от этой эпохи. Больше всего они контактировали с Югорьем (Югра, Угра). Угра, Югра, это древнее название р.Печора. Всё что за Печорой просто называлось Угра, а людей Уграми/Югорами.
Первыми жившими в Зап.Сибири предками были те, кто жил у Лукоморья (на «морском» побережье). Лукоморьем впоследствии называлось и одно из Великих Сибирских царств. Это довольно конкретное географическое место-бассейн р.Обь и р.Томь. Хотя морем нынче тут и не пахнет, но тем не менее по совершенно достоверным геологическим данным, 14000 лет назад, на территории современной Зап.Сибири существовал огромный, оставшийся после таяния, водоём, с севера ещё подпруженный этим ледником. Не море, конечно, в прямом смысле, но всё же гигантский водный бассейн, который мы вполне могли принимать за море и сохранили в Родовых изустных былях. Обдора… Она была великим княжеством, входившим в состав Югорья и длительное время царства Лукоморья.
Территориально Обдора располагалась между северным Уралом и заливом Обская губа. Именно там Весей и было больше всего, в Обдоре. Может оттого и нарекли их «Обда». Название Обда чем-то напоминает также название какого-нибудь народа. Но это и не удивительно, ведь раньше люди по Югорью, большинство диких таёжных животных величали «лесными народами», практически приравнивая их по значимости к своим племенам. Конечно, вероятно, есть свидетельства и о более древних подтверждаемых традициях. Но я, к сожалению, с такими пока не сталкивался.
Не возьмусь ничего утверждать, но уже очень многие исследователи полагают, что предки Славян появились на нашем континенте именно на Севере Сибири, постепенно мигрируя в центральные районы Евразии, дойдя на востоке до Тихого океана, на юге до Индийского океана, а на западе до Северного моря и Атлантики.
В общем можно предположить, что именно в среднем и нижнем течении Оби и располагался некий центр, откуда предки Славян, а возможно и Европеоидов вообще, разошлись потом по всему миру. А вот откуда они сами сюда ещё раньше пришли, этого точно даже наши бабки не знают. Говорят просто «с севера», но Север велик… То что у нас в Традиции сохраняется, почти не подвергалось изменениям несколько тыс. лет, и отчасти напоминает некоторые традиции ,бытующие сегодня разве что в Индии. А Русь за это время столько влияний испытала на себе, что многие понятия просто стали «с ног на голову».
По официальным учебникам истории, освоение Сибири русскими начинается только с походов Ермака, само Славянство территориально ограничивают каким -то крохотным пятачком вокруг Новгорода и Киева.. Неправда! Нам принадлежал и принадлежит практически весь Евразийский континент! А Россия была и есть геополитическая правоприемница Великой Арды (Орды).
Старики сибиряки рассказывают удивительные вещи, которые не укладываются ни в какие существующие исторические схемы:
*Говорят о том, что белое население ни откуда не пришло в Сибирь, а всегда жило тут и даже наоборот, расселилось отсюда по всем землям.
*Что мы всегда жили и живём до сих пор в Великой Арде, только иначе её теперь называем.
*Много других народов жило с нами в Арде. Татары — наши братья, но вроде не все, по словам есть «Белые Татары», они нам очень родственный народ.
Арда — это своего рода воинское и политическое образование на территории современного СНГ…
*Для того чтобы контролировать огромную территорию собиралась дань (соврем. налоги) и ВСЕГДА была воинская повинность.
*Границы Арды тысячелетиями были примерно одинаковыми. И по сей день они почти не изменились.
*На территории Зап.Сибири Арда всегда противостояла Джунгарам и полчищам других воинственных племён, приходивших с терр. совр.Китая.
*Говорят, что в наших краях были огромные города, такие большие что и сейчас таких нет.
Об Асгарде Ирийском я сам слышал ещё в детстве, это был колоссальный древний «мегаполис». Но из камня никто ничего не строил, т.к.понятия были такие, что человек — это Чело даденное Душе на Век, и ничего из делаемого руками не должно на долго переживать Человечий Век.
Фигура Петра I очень в народе не любима. Кстати, и у нас его именно «Петрушкой» презрительно называли , и в России. Этот исторический деятель нанёс, пожалуй, наибольший урон нашей общей культуре своими прозападными реформами. По его личным распоряжениям, в Сибирь направлялись специальные экспедиции, целью которых был сбор и уничтожение любых документов и артефактов, обнаруживавших древнюю историю Великих Сибирских царств. Церковь охотно помогала этому, у них даже до сих пор существуют документальные распоряжения на счёт находимых в земле языческих древностей.
Придворный «историк» Миллер имел прямое задание сделать Сибирь «землёй неисторической»… И это ему вполне удалось… Нынче в Российских учебниках не найти даже упоминаний об огромных городах Тарх-Тарии, хотя, например, эта информация есть в курсах многих университетов запада, где преподаётся история. Замалчивают это только от нас. Но кто ищет, тот находит. Сохранились даже казачьи грамоты времён ранней экспансии. Своеобразные отчёты царю, об обложенных ими ясаком сибирских городах числом более 70. Семьдесят городов! И это в период наибольшего упадка Тарх-Тарии! В приписках казаков заподозрить невозможно, поскольку этот ясак строго учитывался и отправлялся в Московию. По сути это были обычные налоговые документы. Скорее всего им было бы выгоднее занизить число захваченных городов, чем завысить, так что эта информация совершенно объективна.
Наши Предки в древности были поголовно грамотными – простой (письменной грамотой) владели с детства. Причём начертанное письмо было распространено только среди простого люда. Знающие люди послания передавали в виде вязанья.
В нашей земле спрятан особый «памятный камень», который когда будет освобождён из темницы своей и увидит солнце, будет говорить на разных языках и откроет большие тайны. Кто попало его не найдёт — просто мимо пройдёт. Т.е. буквально, как только коснуться его прямые солнечные лучи, он начнёт «говорить» и ведать тайны, а пока он в темнице, он немой и тусклый как бутылочное стекло (это привожу, практически, дословно).
Да, многие воевали. Но некоторые также веками держали обеты ненасилия. В моих 4х корневых родах были не только вояки, но и потомственные кузнецы, и династии их шли именно от оружейников древности. Я даже в былях о «змей-мечах»с детства не раз слышал. Но с основанием «Золотой орды» по неким не вполне понятным причинам воинские и оружейные традиции были оборваны. Вероятно «Золотая орда» в основе придерживалась иных принципов, нежели «Арда Великая,»в которой собственно и формировалась культура традиционалистов в том виде,в котором она дошла до нынешних дней.
Интересные детали:
На основных направлениях, где Арда отражала набеги извне, существуют нас. пункты под названием Колывань (Коловань). Бабка мне как то рассказывала о том что такое «Колываны»
Это очень связанное с войной святилище… Сооружение из брёвен в особых местах, внутри которого и снаружи были места, где сушили для походов провиант и раскладывали раненых в бою воинов, для восстановления. В каких именно местах, знали только особые люди, колдуны/волхвы, простой человек не зная мог не с той стороны приблизится и даже умереть или состариться на много лет. А мог и помолодеть! В общем довольно таки страшное место были эти Колываны, их очень боялись. Святилище-Колыван делало вокруг себя странные и подчас страшные вещи…
Там оживали и бродили кругами покойники, там местами можно было в одночасье
поседеть и состариться, а можно было наоборот помолодеть!
Следили за святилищем Колыванские-волхвы, знающие все особенности этого страшного места.
Если перед постройкой Колывана в тех местах рылись колодцы, то после постройки его,
вода в некоторых из них становилась «Мёртвой», а в других «Живой».
Так же в «мёртвых местах» рядами выкладывали раненых в бою и умирающих воинов, чтобы их раны затянулись. А потом переносили в «живые» места, чтобы набрались сил и встали на ноги! Зазубренные мечи там «молодели». А в «мёртвых» местах сырое мясо высыхало и его брали в боевые походы и на дальние заставы, где оно не портилось месяцами!
И всегда они возводились там, где чаще всего происходили побоища! Там же были «чёрные кузни», где кузнецы-колдуны ковали самые совершенные доспехи и оружие. Так вот в Новосибирской области есть Колывань…, рядом же в Алтайском крае тоже есть Колывань. И древнее название столицы Эстонии — Колывань.
Расскажу «страшную» сказку-быль (слышанную ещё в детстве от бабки),
о том, как наш в роду отдалённый Предок ходил в Колывань за «Мёртвой водой».
«В семье случилось нещастье, покалечилась младшая сестрёнка.
Лежала израненная, с жаром и в бреду, летом раны быстро начинали гнить.
Знающие люди посоветовали добыть «мёртвой воды», чтобы омыть раны.
Достать такую воду можно было только в Колывани!
Но идти в Колывань, жуткое испытание, т.к. место это навье — колдовское!
Так вот пришлось ему идти в Колывань.
Колыванские волхвы указали ему колодец, где была нужная вода.
И сказали — «время не теряй, один раз ворот повернёшь, на пять лет состаришься,
два раза — ещё на столько же… а если бадью упустишь, то не успеешь снова вынуть, от старости на месте умрёшь!».
Но он не убоялся и пошел к колодцу! Принёс полную кадку «Мёртвой воды» волхвам,
но стал совсем седой и дряхлый как столетний дед.
Тогда самый старый волхв, видя его бесстрашие, поднял белый камень и кинул его далеко в сторону самого Колывана, повелев принести его ему.
И уйдя туда седым стариком испытуемый принес волхву белый камень снова став молодым как и прежде! Вернулся он в родные места, принёс и «Мёртвую воду» и белый камень.
У сестры его быстро на ногах раны зажили как омыли их этой водой.
А камень положенный у изголовья в неё силы вселил, стала она ещё краше и веселее прежнего!
А камень этот в роду хранили как святыню, он обладал чудесной исцеляющей силой!»
Китайская стена, по мнению некоторых специалистов в фортификационном искусстве, изначально строилась как оборонительная линия для отражения атак не с Севера, а именно с Юга и Юго-востока… Это было примерно в эпоху расцвета Арды Великой. Т.е. есть мнение что построена эта стена была нами. Позже она неоднократно перестраивалась и достраивалась уже самими жителями Поднебесной…
Сообщение между государствами было гораздо более активным чем представляется сегодня. И не за «500 лет до казаков», а гораздо раньше и чаще. «Северный морской путь», согласно нашим былям существовал ещё 3,5 — 5 тыс.лет назад и караваны из лодий ходили морем, а потом вверх по Сибирским рекам и обратно, регулярно. Жили действительно сёлами/городищами, но были раньше в Сибири и на удивление крупные города! Причём с развитой системой коммуникаций судя по всему и даже с этаким прообразом метро. Из-за снежных зим и видимо весьма хаотичной малоэтажной застройки, по узким улочкам перемещать грузы/товары бывало проблематично. Поэтому, когда город разрастался до определённых размеров, под ним рыли из конца в конец, крест на крест его пересекающие тоннели. Причём весьма широкие — два пароконных воза или две боевые колесницы свободно разъезжаться могли. Об этих тоннелях и до сих пор по Зап.Сибири легенды ходят.
Многие Роды наши предпочитали жить осёдло, не меняя места в течение зачастую сотен колен. И сёла называли свои именно — Родовые Сёла. Т.е. вполне можно допустить, что когда-то, получив от местного правителя право на землю с последующим её наследованием потомками, люди обживались там, и поселение сперва приобретало вид некоего хутора/скита, затем постепенно разрасталось и превращалось из Родового Поселения (поместья) в Село и даже Городище. Во времена древних царств Сибири строились максимум деревянные, а то и полуземляные постройки. Считалось, что жилище как и сам Чело век, должно служить всего на век (людской век…). Т.е. соблюдался принцип сосуществования и ненанесения вреда окружающей природе.
К тому же топоры, нужные для постройки домов, тоже ведь из чего-то делались. Из железа, естественно. На современной территории Кузбасса, где есть и железорудные месторождения и огромные запасы каменного угля, местами выходившие даже на поверхность, в древности был очень развит железоделательный промысел. Он был стратегически важным, ведь территория зап.Сибири постоянно подвергалась набегам племён из сев. Китая, а в последствии Джунгар — оружие было необходимо как воздух. И в эпоху «ранней бронзы» Югорье и некоторые другие древние царства Сибири, имели огромную фору в плане обладания самым совершенным на то время оружием. Выплавляли железо едва ли не в каждой второй семье.
Очень многие кузнечили. От того древнее название территории Кемеровской области — Кузнецкая земля. И отдельные Рода и семьи и целые деревни занимались добычей и привозом руды, в то время как другие специализировались на добыче угля (есть в наших местах деревня Пестери — древнее название, там в своё время изготавливали лучшие»пестери» — берестяные заплечные короба для переноски угля, лошадь не всяк мог себе позволить).А иные специализировались на выплавке и кузнечном ремесле. Бывало, что в каждом доме какого-нибудь селения была земляная плавильня. Совсем не большая печь с мехами, либо подземным поддувом какие были и в Аркаиме.
Железо тогда ценилось равновесно золоту! И для охраны обозов с оружием и стальными чушками, по трактам и конным тропам квартировались охранные Артели (дружины). Например, современный пос. Артышта (той же Кемеровск. обл.) был в старину называем не иначе как Арда ста (дружина сотня). О ней чуть ли не легенды до сих пор у коренных язычников рассказывают — идеально вооружённые и закованные с головы до пят в лучшие стальные латы воины. И это судя по всему 3-4 тыс.лет назад, задолго до того как римская пехота с голыми жопами и деревянными щитами бегала…
Промысел был действительно очень развит, железо даже в виде слитков шло на обмен, причём даже в дальние страны, это сейчас подтверждается исследователями, которые по хим. составу металла определяют к какому месторождению и времени он относится. И Аркаим не исключение, там это тоже проявляется очень ярко. Вообще Праславянская — Ведическая цивилизация снабжала металлом половину мира (например выражение «булатная сталь» искажено тюрками, произносилось –«болотная сталь»). В позднейшее время, когда белое коренное население Сибири, практически исчезло, железоделательный и кузнечный промысел остался лишь у Шорцев, немногочисленной азиатской народности живущей в горной части Кузбасса. При экспансии России в Сибирь 400-300 лет назад, их (Шорцев) даже называли Кузнецкими Татарами, хотя собственно к настоящим Татарам они отношения не имеют, а промысел переняли у белых Югоров и сохранили вплоть до начала 20 века.
Вообще на территории предсалаирья и современного Кузбасса были очень распространены всевозможные промыслы. Всегда гнали дёготь, кто-то уголь древесный пережигал, другие каменный уголь копали/возили, кто известь жёг, кто ремесленничал, пчеловодство было развито, торговали всегда в Сибири активно. Охота, рыболовство и даже прудовое рыбоводство и собирательство, тоже не последнее значение имели, причём, судя по всему, уже 3000 и более лет назад рыбу в прудах разводили.
У нас в Родовых былях упоминается такой факт, что каждый год по осени соль сильно дорожала,и обозы ездили за ней на юг через Колывань (предполагаю в р-н оз.Чаны), где её выпаривали специально для засолки большого количества прудовой рыбы. Пруды спускались по осени, и рыбу собирали всем селом, коптили, вялили, но в основном, солили в очень больших количествах. Т.е. и в те, весьма отдалённые времена была вполне развита специализация и кооперация хозяйств.
Вообще наши старики всегда приговаривали, что на свете на самом деле ничего не меняется, всё что было тысячи лет назад, то есть и сегодня, разве что мирской суеты становится больше.
Т.е. жизнь во всю кипела и все, в т.ч. современные формы хозяйств были уже тысячелетиями до нас…Сибирь была отнюдь не безлюдна, она являлась процветающим центром пересечения основных торговых путей континента.
Но деструктивные процессы неизбежны для целых империй и даже цивилизаций. Они тоже часть эволюции, это следует понимать. В российских школьных учебниках такого не пишут… И святое для нас — коренных Сибиряков понятие Арда Великая, для остальных отголосок почти ругательного термина «Золотая орда». Ерму Темучина превратили в казака Ермака Тимофеича, которого никогда не было, а был реальный персонаж Ерма Темучин из коренного знатного рода Вана, того самого Вана, которого с лёгкой руки историков стали почему-то называть Иваном. Есть даже в летописях такое — «Иваново царство» в Сибири. Ерма Темучин просто заключил союз между Московией и остатками «Сибирской Орды», раздробленной к тому времени нашествиями и подвергавшейся насильственной исламской экспансии со стороны Хана Кучума (Кучум — переводится как чужак).
Величайшего из правителей Евразии Чингиз-Хана в величайшего злодея. Сибирь/Тарх-Тарию — страну тысяч городов и сотен народов в землю «неисторическую». Арду Великую забыли, а её правопреемницу Золотую Орду, откуда, кстати, и у самой Руси ноги растут, почитают за некую «империю зла» древнего мира, якобы державшую под «игом» многие народы… А между тем «игом» этим была всего — то артельская десятина, которая шла на содержание воинских артелей ,в основном, где юноши проходили обязательное обучение воинскому искусству. Да «горовая» система быстрого оповещения о внешних вторжениях. Плюс объединение многих земель на основе единения культур, обеспечение безопасной торговли и установления цивилизованных её правил используемых в общем-то и по сей день… И конечно попытки разложения и подрыва этой древней системы, пресекались быстро и жёстко.
Не даром в Арду стремились любые здравомыслящие правители всех времён. Но это уже было тогда, когда традиции Славяно-Ариев были сильно ослаблены, а население смешалось с азиатским. Великие царства оказались в упадке или даже полностью исчезли. Последней попыткой объединить всех было создание «Золотой орды». Но Золотоордынцам, к сожалению, тоже не удалось консолидировать всю эту массу людей, и после распада империи Чингизидов упадок лишь усугубился.В таком состоянии Сибирь, почти без коренного белого населения, и застали царские казаки и попы, которые с помощью сабель и крестов довершили разрушение. Куда делась Великая Арда?У нас многие считают что никуда не делась.
Она существует и поныне, но в иных формах. Она с некоторыми изменениями трансформировалась в Золотую Орду. Затем стала Российской империей… Спустя некоторое время преобразилась в Советский союз. Сегодня она Российской федерацией и со скрипом и скрежетом пытается до сих пор выполнять всё те же геополитические функции, коие выполняла когда-то Арда Великая. Не лучшие времена, да… И всё-таки за всем этим стоит Арда Великая. То, чем она станет завтра, никому не ведомо. Но в общих чертах и даже в своих границах это геополитическое образование существует на территории Евразии уже не менее 6-7 тыс. лет. Мы всё те же люди, в нас всё те же гены, и как бы что ни было в нас скрыто тысячи лет, однажды это обязательно
Приложение: Гены Орды
«Основные результаты:
1. По современным популяциям монголов сформированы генетические маркеры-индикаторы события «Монгольские завоевания 13 века». Это гаплогруппа C (ее частоты среди монголов порядка 60%) и гаплогруппы O и D (встречаются у монголов с небольшими частотами).
2. Среди русских имеются носители гаплогруппы C. Однако крайне низкое их число (примерно 3 человека на 1000) свидетельствует о том, что их предки не являлись участниками события «Монгольские завоевания 13 века» и его следствия – монголо-татарского ига 13-15 веков. Это же относится к украинцам, среди которых маркеры-индикаторы рассматриваемого события не выявлены.
3. Значимые частоты «монгольских» маркеров выявлены только в 3 европейских популяциях — ногайцы Дагестана (C, O и D – 25,0%), крымские татары (C, O и D – 22,7%), турки Стамбула (C – 4,5%), а также в группах башкир (C и O – 4,0-16,3%) в юго-восточной, южной и юго-западной частях ареала их расселения. Сформулированы гипотезы, объясняющие эти факты. Появление этнических монголов на юге Восточной Европы и вместе с ними гаплогрупп C, O и D представляется нереальным. Скорее всего, эти гаплогруппы попали в регион с территории Казахстана (через ногайцев) или от калмыков.
4. Имеются ли генетические следы монгольского завоевания 13 века в Восточной Европе, на Среднем Востоке, Кавказе и Балканах? Нет.
Вместо заключения.
Если Монгольская империя существовала на просторах Евразии, причем в нее входили и предки народов Восточной Европы, но при этом их монголы не завоевывали, то … То это Предки народов Восточной Европы завоевали монголов. Эта предельно простая логическая конструкция. Полученное заключение прямо следует и из реконструкций НХ ФиН. Имеются ли генетические следы завоевания русскими монголов? Получить ответ на этот вопрос очень просто. Нужно по современным популяциям русских и других народов, предки которых были вовлечены в процесс создания Империи, сформировать генетические маркеры-индикаторы «Русь-Орда 14-16 (17) веков» и п
что случилось с «республикой» старообрядцев в 1951 году — Рамблер/новости
Русские старообрядцы издавна стремились уйти подальше от государственных чиновников, которых они считали «слугами антихриста». С приходом советской власти многие сибирские староверы стали укрываться все глубже в таежной глуши. Крупная группа верующих поселилась в скитах на реке Дубчес — одном из притоков Енисея. История своеобразной «республики» старообрядцев, фактически независимой от внешнего мира, закончилась в 1951 году.
Скиты Дубчеса
Старообрядцы часовенного согласия — одна из групп раскольников, потерявшая своих священников во время гонений при императоре Николае I. Роль иереев у них стали выполнять так называемые уставщики-миряне, богослужения проводились в часовнях (отсюда название). С Урала к концу XIX века течение распространилось на Сибирь и Дальний Восток. Здесь возникали таежные монастыри, неподалеку от которых селились тесно связанные с ними крестьянские семьи.
В Красноярском крае крупным центром старообрядчества стали Дубчесские скиты, основанные выходцами из Курганской области в начале 1940-х. Их организатором был духовный авторитет — старообрядческий наставник Симеон Лаптев. Он проповедовал, что победа коммунизма во всем мире будет равнозначна наступлению библейского царства Антихриста. Рядом с двумя мужскими и четырьмя женскими скитами на заимках жили миряне, которые предпочли бежать в тайгу от коллективизации. «Столицей» часовенных стала деревня Сандакчес. В суровых северных условиях раскольники приспособились к весьма необычному рациону. Картофель у них долгое время был запрещен по религиозным причинам, поэтому основу питания составляли репа, рожь и кедровое масло.С 1949 года насельники скитов стали замечать летающие над тайгой самолеты. Вслед за этим их посетили ученые-метеорологи. Однако еще 2 года советская власть не трогала старообрядцев, скрывавшихся в труднодоступной местности.
Десант 1951 года
У сибирских старообрядцев существует развитая письменная культура, поэтому о событиях апреля 1951 года можно судить на основании их собственных сочинений, вошедших в сборник народной литературы «Урало-Сибирский патерик». Сохранились и документы уголовных дел в отношении верующих.
Операция началась с того, что в тайге с вертолетов высадился отряд милиции и красноармейцев — другим путем добраться до скитов в холодное время года было просто невозможно. Первыми под удар попали жители заимок. Требуя от них показать дорогу к скитам, милиционеры подвергли крестьян пыткам. Добравшись до монахов, представители власти напали на них, по свидетельству старообрядческого автора, «словно ястреб на птенцов». Прежде чем вывести иноков из тайги, коммунисты вдоволь поиздевались над ними. Некоторых монахов раздевали догола, запрягали их в сани вместо лошадей и стегали кнутами. Милиционеры занимали кельи, прежних же обитателей согнали всех вместе в храм. Так продолжалось до весны, когда старообрядцев этапировали в город на плотах. Скиты были уничтожены вместе с древними иконами и рукописями.«Кельи, книги, иконы — все сожгли наотло. Сожигатели ужахнулись и удивились такой массе книг, но по своему озверению ничему цены не предали», — сетовал один из свидетелей разгрома (особенности речи сохранены). Власти инкриминировали арестованным «контрреволюционную деятельность». 33 человека, включая монахинь и иноков, были осуждены в Красноярске за «создание нелегального антисоветского формирования». По данным исследователя Игоря Кузинера, сам Симеон Лаптев был приговорен к 25 годам заключения, однако успел отбыть в лагерях не больше 3 лет, фактически добровольно уморив себя голодом в Озерлаге. Других осужденных отпустили на волю вскоре после смерти Сталина.
Старообрядческая жизнь на Дубчесе полностью не прекратилась — и скиты, и заимки были возрождены. Однако о прежней самостоятельности речи уже не было. История разгрома Дубчесских скитов примечательна прежде всего жестокостью властей, которые устроили карательную экспедицию, чтобы отправить в лагеря людей, не представлявших никакой угрозы для общественного строя.
Видео дня. В Метрополисе между охраной и посетителем произошла потасовка
Шерстистые мамонты могут жить в Сибири «в течение одного-двух десятилетий»
Снова гуляем по Сибири? Скульптуры волчьих мамонтов в Ханты-Мансийске, Сибирь. Картина: The Siberian Times
Так говорит Хендрик Пойнар, доцент Университета Макмастера в Канаде, который утверждает, что существа будут генетически похожи, если не идентичны, вымершим видам. Генетик Гарвардского университета Джордж Черч согласился с этим, отвергнув теории о том, что мамонт вымер слишком давно, чтобы извлечь пригодную для использования ДНК из останков, найденных в вечной мерзлоте.
Должно быть возможно построить точную картину генома мамонта, проанализировав ДНК в сибирских могильниках, которую затем можно будет использовать в качестве шаблона для редактирования и переписывания генома близкородственного азиатского слона до тех пор, пока он не будет соответствовать мамонту. , он сказал.
«У мамонта в вечной мерзлоте примерно половина ДНК останется нетронутой», — сказал Пойнар, прогнозируя, что потребуется всего десять-два года, чтобы увидеть возрождение вида, который вымер около 4000 лет назад на острове Врангеля, между Восточно-Сибирское и Чукотское моря.
В другом месте существа вымерли раньше.
«Фактически, геном мамонта почти полностью завершен», — сказал Пойнар.
«Мы действительно можем вытащить и перенастроить все эти маленькие фрагменты мамонта, сопоставить их с геномом хромосомы азиатского или африканского слона и найти все мелкие отличия.
«Это означает, что мы можем взять хромосомы азиатского слона, модифицировать их, чтобы они соответствовали хромосомам мамонта, а затем создать эмбрион, оплодотворив яйцо азиатского слона.Это было бы долго и сложно, но в конечном итоге у нас получилось бы нечто похожее на мамонта. Это не будет точная копия, но она будет выглядеть и ощущаться так же, как шерстистый мамонт ».
Ученые работают с останками шерстистого мамонта Юки, найденными в вечной мерзлоте Якутии в 2012 году. Фото: Геннадий Боескоров
Он предсказал, что наиболее вероятными местами обитания возродившихся мамонтов будут северо-восток России и север Канады.
«В Сибири и на Юконе есть участки среды обитания, на которых действительно мог бы разместиться мамонт», — сказал он британской газете Sunday Times.
Но он также поднял вопросы, с которыми ученые и правительства должны столкнуться по мере того, как лаборатории получают знания, чтобы вернуть к жизни вымершие виды: должны ли мы?
«Во мне есть часть мальчика, которому хотелось бы снова увидеть этих величественных существ, идущих по вечной мерзлоте на севере, но я должен признать, что часть взрослого во мне задается вопросом, стоит ли нам, ‘ он сказал.
В настоящее время считается, что южнокорейские ученые, работающие с российскими партнерами, лидируют в возвращении к жизни шерстистого мамонта.
.В деревню старообрядцев · Туры · Туроператор «Саянское кольцо»
Регион
Тува расположена на юге Восточной Сибири в географическом центре Азии. Граничит с Красноярским краем, республикой Хакасия, Монголией, республикой Алтай. Тува очень богата природными ресурсами: помимо огромных геологических залежей здесь около 8000 рек, в том числе знаменитые Хемчик и Енисей, около 20 больших пресных и соленых озер, множество целебных минеральных источников.Животный мир Тувы очень своеобразен и разнообразен: здесь можно встретить верблюда, пустынника и северного оленя, обитателя северных территорий, тувинские горы Танну-Ола — царство снежного барса. Также здесь часто встречаются медведь, волк, белка, лось, соболь, косуля, рысь, обжора, а также такие птицы, как лещина, петух, гусь, утка, орлы и даже лебеди. Из рыб можно отметить такие виды: сибирский и монгольский хариус, лосось, окунь, щуку и многие другие.
Население Тувы составляет около 315 тысяч человек.Столица республики — Кызыл, место, которое было рассчитано и обозначено как географический центр Азии. Расстояние от Абакана — 400 км, от Красноярска — 1000 км. Разница во времени с Москвой +4 часа.
Основные конфессии: православная церковь, буддизм, шаманизм.
Достопримечательности Кызыла: Свободная площадь Арат, Обелиск Географический центр Азии, Национальный Тувинский музей, Тувинский национальный театр, Шаманская клиника.
Праздники и обычаи Тувы
Шагаа — Новый год по лунно-солнечному календарю.(Январь-февраль)
День Конституции Республики Тыва — 6 мая
День Республики — 15 августа
Наадым — праздник кочевников, дата и место которого меняются ежегодно, традиционно в середине августа, в Кызыле.
Сезонные обряды поклонения природе (суг бажы дагыыр, таежный дагыыр, от дагыыр).
Если вам посчастливилось оказаться в доме тувинской семьи, знайте, что ее используют для подарков хозяевам. Вы преподносите детям сладости или печенье, а взрослым — что-нибудь полезное, например, факел.После подчинения очень важно относиться к старшим с уважением.
Тувинцы предпочитают петь в компании людей, поэтому будьте готовы к тому, что вас попросят спеть. Хорошие вокальные данные не важны — важно поддерживать пение в любом случае. В своих песнях тувинцы воспевают великие реки Енисей и Иртыш, великие горы Саян и Алтай, степи и долины. Они поют о своих друзьях — лошадях.
Как добраться
Путешествие начинается в Кызыле.Разница во времени с Москвой +4 часа.
Самолетом (возможно изменение расписания)
Добраться до Кызыла из Москвы можно самолетами авиакомпании ИрАэро. Вылет вт, чт, вс в 22:45, прилет в Кызыл в 07:45. Обратный рейс — пн, ср и пт с 08:55 до 09:55. Билет в одну сторону стоит около 250 евро.
Добраться до Кызыла можно из Красноярска авиакомпанией Нордстар. Вылет ежедневно кроме ср, сб в 08:10, прилет в Кызыл в 09:45. Обратный рейс — 16: 25-18: 05.Билет в одну сторону стоит около 65 евро.
Добраться до Кызыла можно из Новосибирска авиакомпанией Нордстар. Вылет: пн, чт, сб в 13:30, прибытие в Кызыл в 15:45. Обратный рейс 10: 25-12: 40. Билет в одну сторону стоит от 90 евро.
Добраться до Кызыла можно из Иркутска авиакомпанией Нордстар. Вылет вт, пт в 14:30, прилет в Кызыл в 15:45. Обратный рейс 10: 25-13: 40. Билет в одну сторону стоит около 85 евро.
Поездом
В Туве нет железной дороги.Следующая железнодорожная станция находится в Абакане (400 км севернее Кызыла). В Абакан можно добраться поездом 124 из Красноярска или поездом 068 из Москвы через Екатеринбург и Новосибирск.
Из Абакана в Кызыл можно добраться только по автомобильным дорогам:
В республике 2 дороги федерального значения: Кызыл-Абакан и Кызыл-Ак-Довурак-Абакан.
1) заранее заказанный трансфер, который организует для вас наша компания, время в пути 6 часов, цена за машину — 200 евро, микроавтобус до 6 мест — 235 евро, микроавтобус до 10 мест -270 Евро.
2) частным маршрутным такси и легковыми автомобилями (Toyota Fielder, Honda Odyssey) от железнодорожного вокзала с 06:00 до 11:00. Автомобиль уезжает, как только он заполнится, поэтому пассажиры обычно ждут до 3 часов. Время в пути 4-6 часов, стоимость 35 евро в одну сторону
3) на личном автомобиле по трассе М-54, расстояние Абакан-Кызыл — 400 км.
Жильё
Юрточный лагерь Бий-Хем (2 ночи)
Юрточный лагерь расположен в 22 км от Кызыла, на берегу реки Енисей, и специально предназначен для проживания туристов.Это юрты с низкой дверью, выходящей на восток. Они меблированы для 1 или 2 человек. В юртах 2 кровати, шкаф, тумбочки. У двери вы найдете умывальник. Электрическое отопление, электрические розетки. Туалет и душ находятся в специальной большой юрте. Также в отдельной юрте расположены столовая и бар.
Дополнительная услуга: баня, обряд шаманского камлания.
Адрес: Республика Тыва, Пий-Хемский кожуун, поселок Кара-Хаак
Ержейский лагерь (2 ночи)
Лагерь построен в стиле староверов-поселенцев.Условия приближенные к условиям жизни в лесу. Турбаза расположена на берегу реки Каа-Хем (Малый Енисей), в предгорьях Саян, в подтаежной зоне, в 150 км от Кызыла. Размещение в простых деревянных домиках с 2-3 кроватями и печкой. Деревянный туалет и умывальник находятся на улице. Есть баня (посещение включено в стоимость). В кафе подают блюда, приготовленные из натуральных домашних продуктов.
Место нахождения: Республика Тува, село Ержей, улица Лесная, 27
Встреча и проводы
Трансферы из аэропорта или автовокзала Кызыла организуются в установленное время с 09:00 до 16:00.Туристов встречают доской, на которой напечатано имя туриста или название компании.
Проводы по вашим билетам с 08:00 до 12:00. Туристов доставят в аэропорт за 3 часа до вылета.
Контактные телефоны гида будут сообщены вам за 7 дней до дня старта.
Транспорт
Путешествие минивэнами, маршрутками, автомобилями УАЗ, джипами по размеру группы. Во время экскурсии несколько остановок, отдых, прогулки.В автобусах запрещено курить, местами остановки, заповедники.
Услуги гида
В нашей компании работают высококвалифицированные гиды, благодаря чему экскурсии компании Саянское кольцо стали такими интересными и увлекательными. Гиды будут говорить на английском, немецком или французском языках. Говорят, без гида любое путешествие, даже короткое — это не более чем путешествие на какое-то расстояние, а с гидом — это уже путешествие. В некоторых поездках вас будут сопровождать опытные инструкторы.
Питание
Во время экскурсии вам будет предложено трехразовое питание: в кемпинге, в ресторане, пикники (ланч-бокс), приготовленное на костре. По дороге будут организованы короткие пикники или упакованные ланчи. Минеральная вода, местные напитки, кофе, чай включены в стоимость туров. Алкогольные напитки не включены в стоимость. Мы также учитываем предпочтения туристов, придерживающихся особых диет или вегетарианцев. Для этого вам необходимо заранее сообщить нам о своих пожеланиях. В случае, если предпочтения в питании не указаны, будет предоставлено стандартное меню.Любые изменения в питании во время тура возможны только за дополнительную плату.
Национальная тувинская кухня станет неотъемлемой частью программы.
Если говорить о тувинцах , то они тоже не могут обойтись без мяса и молочных продуктов. На самом деле они едят в основном мясо, а вся остальная еда — лишь дополнение к нему. У местных жителей довольно популярны различные блюда из мяса и муки, это суп с мясом и лапшой (узкэн быдаа), пельмени, приготовленные на пару (пьяные) и традиционные (манчи), круглый жареный мясной пирог (хужууры), фарш. мясо с выпечкой (тыртыкан) и многое другое.Кроме того, на столе тувинцев можно встретить молочную водку (арага), которая готовится из кислого молока, боорзаки — кусочки теста, обжаренные в кипяченом масле, лепешки, которые едят не с готовой пищей, а как «индивидуальные блюда». блюдо »и соктаан долган — молотый ячмень. Также тувинцы любят кровяную колбасу, зеленый чай с молоком (его пьют с маслом или солью). Важность молочных продуктов, а также мясных продуктов для этих людей очень высока. Разработаны различные способы приготовления молочных продуктов: сыр (баштык), сливочное масло (саржаг), сливки (ореме), кумыс (хымыс), кефир (тарак), простокваша (хойтпак), творог сушеный. твердая и рассыпчатая консистенция (курут и ааржы соответственно).
Охрана
Все автомобили на маршруте оборудованы аптечками, а все наши гиды прошли специальную подготовку для оказания первичной медицинской помощи. Соблюдайте правила техники безопасности и личной безопасности.
Мобильная связь
Большую часть экскурсии доступно покрытие сотовой сети. Мобильные телефоны местных операторов (МТС, Билайн, Мегафон, Теле2) нормально работают в Кызыле, время от времени за пределами Кызыла.
Приятного отдыха!
.Вымирающих изображений этносов и религий в Западной Сибири в конце 19 — начале 20 веков
Этот проект направлен на спасение стеклянных негативов и уникальных бумажных гравюр с изображением коренных народов Западной Сибири начала 20 века. Эти образы важны как для международного научного сообщества, так и для самобытности коренных народов. В рамках проекта также будут изучены возможности и осуществимость крупного проекта, направленного на сохранение фотоматериалов доиндустриального периода, изображающих этническое и религиозное наследие уральских и сибирских народов, а также документирование истории его разрушения в 1930-х годах.
После оцифровки стеклянные негативы будут храниться в соответствующих условиях; каждый в отдельном правильно маркированном конверте и сейфе. Также будут изготовлены цифровые копии наиболее подверженной опасности и старейшей части уникальной коллекции бумажных эстампов конца 19 — начала 20 веков, изображающих жизнь коренных народов Сибири. Электронные копии будут переданы в Британскую библиотеку и в Музей «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник».
Коллекции находятся в плохих условиях хранения в Музее Тобольска, который до конца 1930-х гг. Был культурной столицей Сибири и центром этнографических исследований. Коллекции документируют жизнь сибиряков, в основном коренных жителей, чей традиционный образ жизни еще не был разрушен советской модернизацией. Эти подлинные образы жизни коренных народов имеют большое значение не только для международного научного сообщества как этноисторический документ, но и для коренных народов Западной Сибири в их этнорелигиозной мобилизации, включая их претензии на земельные права.
Две дополнительные коллекции стеклянных негативов с изображениями других этнических и религиозных групп, таких как старообрядцы, находятся в музеях Перми и Кирова. Пилотный проект будет исследовать потенциал и осуществимость крупного проекта, направленного на сохранение фотоматериалов доиндустриального периода, изображающих коренной быт и религиозные традиции уральских и сибирских народов, а также документирование истории их разрушения в 1930-х годах. Это печальный парадокс, что материалы, документирующие преследуемые религии, могут исчезнуть во время религиозного возрождения России.
Эта более общая цель будет включать в себя размещение фотоматериалов XIX и начала XX века в архивах Западной Сибири, музеях и других учреждениях, где они хранятся в ненадежных условиях или в личных коллекциях, и, где это возможно, каталогизация и оцифровка их. Сохраняемые в частном порядке фотодокументы особенно важны для воссоздания религиозной жизни Урала и Сибири до советской модернизации, поскольку большинство религиозных учреждений вместе с их архивами были уничтожены в 1930-х годах.
Некоторые из изображений, которые все еще доступны, представляют особенность короткого уникального периода религиозной ситуации до начала коллективизации и «культурной революции», когда коренные жители не выражали особого страха проявить свою местную религиозность. Их главный противник и бывший гонитель, Православная церковь, стала главной мишенью атеистической политики Советского государства и потеряла свою власть, в то время как атеистическая кампания против местных религий все еще находилась в зачаточном состоянии.В результате люди на фотографиях представляют удовлетворение и радость, свободно проявляя свое религиозное наследие. Таким образом, эти фотографии в лучшем случае отражают важные моменты в истории этнических групп, поскольку они были созданы при непосредственном участии самих коренных народов.
,