Укажите определение понятия экспозиция – Экспозиция: основные понятия

ЭКСПОЗИЦИЯ — Физический энциклопедический словарь

(количество освещения, световая экспозиция), поверхностная плотность световой энергии: отношение световой энергии dQ, падающей на элемент поверхности dA , к площади этого элемента. Эквивалентное определение — произведение освещённости Е на длительность освещения: H=dQ/dA= ?Edt. Э. выражают в лк•с. Понятие Э. удобно применять, если результат воздействия излучения накапливается во времени (напр., в фотографии). В системе энергетических фотометрических величин аналогичная величина наз. энергетической экспозицией.

Источник: Физический энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Экспозиция — (лат. expositio выставление на показ, изложение) в гигиене — продолжительность действия вредного фактора (физического, химического, биологического) на организм. Медицинская энциклопедия
  2. экспозиция — -и, ж. 1. лит. Исходная часть сюжета литературного произведения, хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия (о котором повествуется в произведении). Экспозиция трагедии. Малый академический словарь
  3. экспозиция — сущ., кол-во синонимов: 12 выдержка 48 выставка 15 выставление 23 облучение 12 освещенность 7 положение 92 пролог 18 размещение 32 расположение 83 реэкспозиция 1 фотоэкспозиция 1 экспонирование 3 Словарь синонимов русского языка
  4. Экспозиция — (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. Художественная энциклопедия
  5. экспозиция — Экспози́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  6. экспозиция — I. (подведение к проблемному вопросу)} 1) Вступительная часть рассуждения-размышления, в которой освещаются обстоятельства, послужившие возникновению проблемного вопроса. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. Экспозиция — I Экспози́ция (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры… Большая советская энциклопедия
  8. экспозиция — Экспозиции, ж. [латин. expositio]. 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т. Большой словарь иностранных слов
  9. экспозиция — экспозиция I ж. Вступительная часть литературного произведения, содержащая изложение основной темы, основных мотивов, которые развиваются в последующем. II ж. 1. Размещение в определённой системе экспонатов экспонат 1., выставляемых для обозрения. Толковый словарь Ефремовой
  10. ЭКСПОЗИЦИЯ — ЭКСПОЗИЦИЯ — произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Выражается в лк·с. ЭКСПОЗИЦИЯ — в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств… Большой энциклопедический словарь
  11. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ и, ж. exposition f., нем. Exposition <�лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  12. Экспозиция — (лат. expositio — изложение, показ, от ехроnо — раскладываю, выставляю напоказ) — функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. Музыкальная энциклопедия
  13. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ -и; ж. [от лат. expositio — изложение, объяснение] 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. В павильоне новая э. Помещения для экспозиции. Э. теснилась в двух комнатах. Трудности с экспозицией. Мастерство экспозиции. Толковый словарь Кузнецова
  14. экспозиция — орф. экспозиция, -и Орфографический словарь Лопатина
  15. Экспозиция — Дизайн Произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Словарь компьютерных терминов
  16. экспозиция — Параметр, равный по величине освещенности на время действия света на светочувствительный слой и служащий количественной мерой поверхностной плотности оптического излучения, воздействующего на вещество. Толковый словарь по полиграфии
  17. Экспозиция — (лат. expositio – выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках – размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр. Словарь по культурологии
  18. экспозиция — Экспозиция, экспозиции, экспозиции, экспозиций, экспозиции, экспозициям, экспозицию, экспозиции, экспозицией, экспозициею, экспозициями, экспозиции, экспозициях Грамматический словарь Зализняка
  19. экспозиция — ЭКСПОЗ’ИЦИЯ, экспозиции, ·жен. (·лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. Толковый словарь Ушакова
  20. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ, и, ж. 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. 2. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые развиваются в дальнейшем (спец.). Толковый словарь Ожегова

gufo.me

экспозиция — Толковый словарь Ожегова

ЭКСПОЗИЦИЯ, и, ж.

1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э.

2. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые развиваются в дальнейшем (спец.).

3. Освещённость, соответствующая выдержке1 (во 2 знач.) (спец.).

|

прил. экспозиционный, ая, ое.

Источник: Толковый словарь Ожегова и Шведовой на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Экспозиция — (лат. expositio выставление на показ, изложение) в гигиене — продолжительность действия вредного фактора (физического, химического, биологического) на организм. Медицинская энциклопедия
  2. экспозиция — -и, ж. 1. лит. Исходная часть сюжета литературного произведения, хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия (о котором повествуется в произведении). Экспозиция трагедии. Малый академический словарь
  3. экспозиция — сущ., кол-во синонимов: 12 выдержка 48 выставка 15 выставление 23 облучение 12 освещенность 7 положение 92 пролог 18 размещение 32 расположение 83 реэкспозиция 1 фотоэкспозиция 1 экспонирование 3 Словарь синонимов русского языка
  4. Экспозиция — (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. Художественная энциклопедия
  5. экспозиция — Экспози́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  6. экспозиция — I. (подведение к проблемному вопросу)} 1) Вступительная часть рассуждения-размышления, в которой освещаются обстоятельства, послужившие возникновению проблемного вопроса. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. Экспозиция — I Экспози́ция (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры… Большая советская энциклопедия
  8. ЭКСПОЗИЦИЯ — (количество освещения, световая экспозиция), поверхностная плотность световой энергии: отношение световой энергии dQ, падающей на элемент поверхности dA , к площади этого элемента. Физический энциклопедический словарь
  9. экспозиция — Экспозиции, ж. [латин. expositio]. 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т. Большой словарь иностранных слов
  10. экспозиция — экспозиция I ж. Вступительная часть литературного произведения, содержащая изложение основной темы, основных мотивов, которые развиваются в последующем. II ж. 1. Размещение в определённой системе экспонатов экспонат 1., выставляемых для обозрения. Толковый словарь Ефремовой
  11. ЭКСПОЗИЦИЯ — ЭКСПОЗИЦИЯ — произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Выражается в лк·с. ЭКСПОЗИЦИЯ — в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств… Большой энциклопедический словарь
  12. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ и, ж. exposition f., нем. Exposition <�лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  13. Экспозиция — (лат. expositio — изложение, показ, от ехроnо — раскладываю, выставляю напоказ) — функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. Музыкальная энциклопедия
  14. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ -и; ж. [от лат. expositio — изложение, объяснение] 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. В павильоне новая э. Помещения для экспозиции. Э. теснилась в двух комнатах. Трудности с экспозицией. Мастерство экспозиции. Толковый словарь Кузнецова
  15. экспозиция — орф. экспозиция, -и Орфографический словарь Лопатина
  16. Экспозиция — Дизайн Произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Словарь компьютерных терминов
  17. экспозиция — Параметр, равный по величине освещенности на время действия света на светочувствительный слой и служащий количественной мерой поверхностной плотности оптического излучения, воздействующего на вещество. Толковый словарь по полиграфии
  18. Экспозиция — (лат. expositio – выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках – размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр. Словарь по культурологии
  19. экспозиция — Экспозиция, экспозиции, экспозиции, экспозиций, экспозиции, экспозициям, экспозицию, экспозиции, экспозицией, экспозициею, экспозициями, экспозиции, экспозициях Грамматический словарь Зализняка
  20. экспозиция — ЭКСПОЗ’ИЦИЯ, экспозиции, ·жен. (·лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. Толковый словарь Ушакова

gufo.me

экспозиция — Толковый словарь по полиграфии

Параметр, равный по величине освещенности на время действия света на светочувствительный слой и служащий количественной мерой поверхностной плотности оптического излучения, воздействующего на вещество. Освещенность, в свою очередь, зависит от способности источников света и оптики давать более или менее яркое изображение в плоскости светочувствительного слоя.

Источник: Краткий толковый словарь по полиграфии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Экспозиция — (лат. expositio выставление на показ, изложение) в гигиене — продолжительность действия вредного фактора (физического, химического, биологического) на организм. Медицинская энциклопедия
  2. экспозиция — -и, ж. 1. лит. Исходная часть сюжета литературного произведения, хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия (о котором повествуется в произведении). Экспозиция трагедии. Малый академический словарь
  3. экспозиция — сущ., кол-во синонимов: 12 выдержка 48 выставка 15 выставление 23 облучение 12 освещенность 7 положение 92 пролог 18 размещение 32 расположение 83 реэкспозиция 1 фотоэкспозиция 1 экспонирование 3 Словарь синонимов русского языка
  4. Экспозиция — (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. Художественная энциклопедия
  5. экспозиция — Экспози́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  6. экспозиция — I. (подведение к проблемному вопросу)} 1) Вступительная часть рассуждения-размышления, в которой освещаются обстоятельства, послужившие возникновению проблемного вопроса. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. Экспозиция — I Экспози́ция (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры… Большая советская энциклопедия
  8. ЭКСПОЗИЦИЯ — (количество освещения, световая экспозиция), поверхностная плотность световой энергии: отношение световой энергии dQ, падающей на элемент поверхности dA , к площади этого элемента. Физический энциклопедический словарь
  9. экспозиция — Экспозиции, ж. [латин. expositio]. 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т. Большой словарь иностранных слов
  10. экспозиция — экспозиция I ж. Вступительная часть литературного произведения, содержащая изложение основной темы, основных мотивов, которые развиваются в последующем. II ж. 1. Размещение в определённой системе экспонатов экспонат 1., выставляемых для обозрения. Толковый словарь Ефремовой
  11. ЭКСПОЗИЦИЯ — ЭКСПОЗИЦИЯ — произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Выражается в лк·с. ЭКСПОЗИЦИЯ — в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств… Большой энциклопедический словарь
  12. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ и, ж. exposition f., нем. Exposition <�лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  13. Экспозиция — (лат. expositio — изложение, показ, от ехроnо — раскладываю, выставляю напоказ) — функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. Музыкальная энциклопедия
  14. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ -и; ж. [от лат. expositio — изложение, объяснение] 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. В павильоне новая э. Помещения для экспозиции. Э. теснилась в двух комнатах. Трудности с экспозицией. Мастерство экспозиции. Толковый словарь Кузнецова
  15. экспозиция — орф. экспозиция, -и Орфографический словарь Лопатина
  16. Экспозиция — Дизайн Произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Словарь компьютерных терминов
  17. Экспозиция — (лат. expositio – выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках – размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр. Словарь по культурологии
  18. экспозиция — Экспозиция, экспозиции, экспозиции, экспозиций, экспозиции, экспозициям, экспозицию, экспозиции, экспозицией, экспозициею, экспозициями, экспозиции, экспозициях Грамматический словарь Зализняка
  19. экспозиция — ЭКСПОЗ’ИЦИЯ, экспозиции, ·жен. (·лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. Толковый словарь Ушакова
  20. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ, и, ж. 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. 2. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые развиваются в дальнейшем (спец.). Толковый словарь Ожегова

gufo.me

экспозиция — Толковый словарь Ефремовой

экспозиция

I ж.

Вступительная часть литературного произведения, содержащая изложение основной темы, основных мотивов, которые развиваются в последующем.

II ж.

1. Размещение в определённой системе экспонатов экспонат 1., выставляемых для обозрения.

2. Собрание таких экспонатов экспонат 1.

3. Место, где такое собрание располагается.

III ж.

1. Величина, характеризующая количество световой энергии, получаемой светочувствительным материалом при фото- и киносъемке.

2. Временной период, в течение которого объектив аппарата остается открытым при фото- и киносъемке.

IV ж.

Положение склона относительно страны света (в геологии).

V ж.

План постановки спектакля, кинофильма и т.п.

Источник: Современный толковый словарь русского языка на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Экспозиция — (лат. expositio выставление на показ, изложение) в гигиене — продолжительность действия вредного фактора (физического, химического, биологического) на организм. Медицинская энциклопедия
  2. экспозиция — -и, ж. 1. лит. Исходная часть сюжета литературного произведения, хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия (о котором повествуется в произведении). Экспозиция трагедии. Малый академический словарь
  3. экспозиция — сущ., кол-во синонимов: 12 выдержка 48 выставка 15 выставление 23 облучение 12 освещенность 7 положение 92 пролог 18 размещение 32 расположение 83 реэкспозиция 1 фотоэкспозиция 1 экспонирование 3 Словарь синонимов русского языка
  4. Экспозиция — (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. Художественная энциклопедия
  5. экспозиция — Экспози́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  6. экспозиция — I. (подведение к проблемному вопросу)} 1) Вступительная часть рассуждения-размышления, в которой освещаются обстоятельства, послужившие возникновению проблемного вопроса. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. Экспозиция — I Экспози́ция (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры… Большая советская энциклопедия
  8. ЭКСПОЗИЦИЯ — (количество освещения, световая экспозиция), поверхностная плотность световой энергии: отношение световой энергии dQ, падающей на элемент поверхности dA , к площади этого элемента. Физический энциклопедический словарь
  9. экспозиция — Экспозиции, ж. [латин. expositio]. 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т. Большой словарь иностранных слов
  10. ЭКСПОЗИЦИЯ — ЭКСПОЗИЦИЯ — произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Выражается в лк·с. ЭКСПОЗИЦИЯ — в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств… Большой энциклопедический словарь
  11. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ и, ж. exposition f., нем. Exposition <�лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  12. Экспозиция — (лат. expositio — изложение, показ, от ехроnо — раскладываю, выставляю напоказ) — функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. Музыкальная энциклопедия
  13. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ -и; ж. [от лат. expositio — изложение, объяснение] 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. В павильоне новая э. Помещения для экспозиции. Э. теснилась в двух комнатах. Трудности с экспозицией. Мастерство экспозиции. Толковый словарь Кузнецова
  14. экспозиция — орф. экспозиция, -и Орфографический словарь Лопатина
  15. Экспозиция — Дизайн Произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Словарь компьютерных терминов
  16. экспозиция — Параметр, равный по величине освещенности на время действия света на светочувствительный слой и служащий количественной мерой поверхностной плотности оптического излучения, воздействующего на вещество. Толковый словарь по полиграфии
  17. Экспозиция — (лат. expositio – выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках – размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр. Словарь по культурологии
  18. экспозиция — Экспозиция, экспозиции, экспозиции, экспозиций, экспозиции, экспозициям, экспозицию, экспозиции, экспозицией, экспозициею, экспозициями, экспозиции, экспозициях Грамматический словарь Зализняка
  19. экспозиция — ЭКСПОЗ’ИЦИЯ, экспозиции, ·жен. (·лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. Толковый словарь Ушакова
  20. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ, и, ж. 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. 2. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые развиваются в дальнейшем (спец.). Толковый словарь Ожегова

gufo.me

Экспозиция — Медицинская энциклопедия

Экспози́ция

(лат. expositio выставление на показ, изложение)

в гигиене — продолжительность действия вредного фактора (физического, химического, биологического) на организм.

Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. экспозиция — -и, ж. 1. лит. Исходная часть сюжета литературного произведения, хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия (о котором повествуется в произведении). Экспозиция трагедии. Малый академический словарь
  2. экспозиция — сущ., кол-во синонимов: 12 выдержка 48 выставка 15 выставление 23 облучение 12 освещенность 7 положение 92 пролог 18 размещение 32 расположение 83 реэкспозиция 1 фотоэкспозиция 1 экспонирование 3 Словарь синонимов русского языка
  3. Экспозиция — (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. Художественная энциклопедия
  4. экспозиция — Экспози́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. экспозиция — I. (подведение к проблемному вопросу)} 1) Вступительная часть рассуждения-размышления, в которой освещаются обстоятельства, послужившие возникновению проблемного вопроса. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  6. Экспозиция — I Экспози́ция (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры… Большая советская энциклопедия
  7. ЭКСПОЗИЦИЯ — (количество освещения, световая экспозиция), поверхностная плотность световой энергии: отношение световой энергии dQ, падающей на элемент поверхности dA , к площади этого элемента. Физический энциклопедический словарь
  8. экспозиция — Экспозиции, ж. [латин. expositio]. 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т. Большой словарь иностранных слов
  9. экспозиция — экспозиция I ж. Вступительная часть литературного произведения, содержащая изложение основной темы, основных мотивов, которые развиваются в последующем. II ж. 1. Размещение в определённой системе экспонатов экспонат 1., выставляемых для обозрения. Толковый словарь Ефремовой
  10. ЭКСПОЗИЦИЯ — ЭКСПОЗИЦИЯ — произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Выражается в лк·с. ЭКСПОЗИЦИЯ — в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств… Большой энциклопедический словарь
  11. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ и, ж. exposition f., нем. Exposition <�лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  12. Экспозиция — (лат. expositio — изложение, показ, от ехроnо — раскладываю, выставляю напоказ) — функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. Музыкальная энциклопедия
  13. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ -и; ж. [от лат. expositio — изложение, объяснение] 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. В павильоне новая э. Помещения для экспозиции. Э. теснилась в двух комнатах. Трудности с экспозицией. Мастерство экспозиции. Толковый словарь Кузнецова
  14. экспозиция — орф. экспозиция, -и Орфографический словарь Лопатина
  15. Экспозиция — Дизайн Произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Словарь компьютерных терминов
  16. экспозиция — Параметр, равный по величине освещенности на время действия света на светочувствительный слой и служащий количественной мерой поверхностной плотности оптического излучения, воздействующего на вещество. Толковый словарь по полиграфии
  17. Экспозиция — (лат. expositio – выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках – размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр. Словарь по культурологии
  18. экспозиция — Экспозиция, экспозиции, экспозиции, экспозиций, экспозиции, экспозициям, экспозицию, экспозиции, экспозицией, экспозициею, экспозициями, экспозиции, экспозициях Грамматический словарь Зализняка
  19. экспозиция — ЭКСПОЗ’ИЦИЯ, экспозиции, ·жен. (·лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. Толковый словарь Ушакова
  20. экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ, и, ж. 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. 2. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые развиваются в дальнейшем (спец.). Толковый словарь Ожегова

gufo.me

Тема 4. Экспозиция: принципы и методы организации

4.1. Понятие «экспозиция»

Слово «Экспозиция» происходит от латинского глагола ехроnо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного ехрosition – изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных для обозрения. Но музейная экспозиция имеет свою спе­цифику. Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они обретают но­вый статус: становятся экспонатами, то есть предмета­ми, выставленными для обозрения.

В качестве экспонатов могут выступать и «замени­тели» подлинников, то есть воспроизведения музей­ных предметов, а также карты, схемы, диаграммы и другой научно-вспомогательный материал, необхо­димый для наглядного показа связей между предмета­ми и раскрытия темы. В состав экспозиции входят письменные тексты разнообразного характера, час­то — фонические материалы. Эта совокупность музей­ных предметов, их воспроизведений и моделей, науч­но-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

Все части экспозиции взаимосвязаны между со­бой и составляют ее тематическую структуру. В со­ответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплек­сы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. В качестве экспози­ционного комплекса может рассматриваться и экспозиционный зал, созданный по единому проекту и име­ющий свой неповторимый облик.

В экспозиции выявляется знаковая природа вещей. Знак – это предмет, который выступает в качестве но­сителя информации о других предметах, событиях, яв­лениях. Когда предметы используются в чисто практи­ческих целях, их знаковая функция отходит на второй план, а на первый выступают утилитарные свойства. Например, талоны на сахар, мясо, водку, табак, имен­ные приглашения на заказы «льготным категориям на­селения» в обыденной жизни использовались в качест­ве документа для приобретения необходимых товаров, но в музейной экспозиции они становятся знаками, в которых «зашифрована» социальная информация о той распределительной системе, которая существова­ла в нашей стране до 1992 г.

Предметы в музейной экспозиции представляют собой научно организованную совокупность, посколь­ку их отбор и размещение основываются на разрабо­танной коллективом музея научной концепции. Они служат средствами для выражения определенного со­держания, следовательно, образуют знаковую систему. Поэтому музейная экспозиция является своеобраз­ным «текстом», который нужно не только созерцать, но и осмысливать. Экспонаты-знаки могут передавать идеи, чувства, представления и суждения как людей, создавших их или когда-то с ними соприкасавшихся, так и авторов экспозиционного показа.

Экспозиция составляет основу музейной комму­никации, которая осуществляется путем прежде всего зрительного восприятия посетителями экспозицион­ных материалов, размещенных в определенном прост­ранстве. Для того чтобы облегчить процесс общения посетителей с экспонатами, сделать его более резуль­тативным и плодотворным, в создании экспозиции участвуют не только ученые, но и художники, которые приносят в музей образное начало. На музейном по­прище у науки и искусства единая цель — помочь че­ловеку постигнуть логическую связь вещей и явлений, повести его к познанию мира через сотворчество и со­переживание. Образ, который создается в результате синтеза науки и искусства, является специфически музейным образом.

Согласно современным представлениям, музейная экспозиция — это целенаправленная и научно обосно­ванная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены коммента­рием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природ­ных и общественных явлений.

Музей создает не только постоянные, но и времен­ные экспозиции — выставки, стационарные и пере­движные. Их временный характер проявляется в со­ставе экспонатов. На выставках часто демонстрируют­ся предметы из других музеев и частных коллекций, а также предметы, которые не могут долго находиться за пределами фондохранилищ — акварели, письмен­ные источники, уникальные вещи.

В настоящее время в музейной практике сложи­лось три основных типа музейных выставок: темати­ческие выставки, в основе которых лежит определен­ный сюжет; фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями; отчетные выставки, которые создают­ся по результатам реставрационных работ, по итогам комплектования фондов – так называемые выставки новых поступлений.

Создание выставок является составной частью экс­позиционной работы музеев. Выставки повышают до­ступность и общественную значимость музейных фон­дов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях, способствуют отра­ботке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время актив­но развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.

    1. Методы построения экспозиций

Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Иногда он воспро­изводит интерьер усадьбы или фрагмент природной среды, а иногда определенным расположением пред­метов экспозиционеры стремятся раскрыть какой-то сюжет или, например, наглядно продемонстрировать многообразие форм и других характеристик однород­ных предметов. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозиционных материалов называется ме­тодом построения экспозиции. В отечественном музее­ведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: систематический, ансамбле­вый, ландшафтный и тематический. Этим методам со­ответствуют систематическая, ансамблевая, ландшафт­ная и тематическая экспозиции.

Первыми экспозициями, в основу которых легли научные принципы организации материала, стали сис­тематические экспозиции. Их появление в конце XVIII — первой половине XIX в. было связано с бурным развитием процесса дифференциации в сфере науки

и созданием профильных музеев. Систематический метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпре­тацию однородных пред­метов в соответствии с классификационной си­стемой конкретной науч­ной дисциплины или от­расли производства. Ос­нов пая структурная единица систематичес­кой экспозиции – типо­логический (системный) ряд; он позволяет пока­зать биологическую, тех­нологическую, эстетичес­кую и другие виды эволю­ции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естествен­но-научных, научно-тех­нических, археологических и этнографических музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей. (О систематическом методе экспонирования подробнее см. Ч. 1., гл. 6.)

Примерно с середины XIX в. в этнографические экспозиции, построенные на основе систематического метода, стали включаться ансамбли, получившие в му­зейном обиходе название «жизненные комплексы», потому что они стремились отразить реальные связи между предметами. Таковыми были, например, этно­графические комплексы «жилище», «мастерская», «сенокос», «свадьба», которые наглядно демонстриро­вали домашнюю обстановку, трудовой процесс, празд­ничные и религиозные ритуалы, при этом музейный предмет показывался как бы в среде своего бытова­ния. В конце XIX — начале XX в. в Западной Европе появились первые экспозиции, состоящие исключи­тельно из ансамблей. Это были экспозиции музеев под открытым небом.

Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконст­руирует на основе достоверных научных данных ре­ально существовавшую или типичную для определен­ной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры — дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее приме­ром могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях не только гума­нитарного, но и естественно-научного профиля.

Структурной единицей ансамблевого показа явля­ется экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытова­ния музейных предметов. Он может состоять из раз­личных экспонатов — орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декоративно-прикладного искусства, изобразительных и письменных материалов. Посколь­ку в этом комплексе воспроизводятся реальные или типичные связи и отношения между предметом? По своему содержанию и в зрительном восприятии он представляет собой законченное целое.

При воссоздании художественной ансамблевой экспозиции в качестве связующего звена, которое поз­воляет объединить в единое целое картины, скульпту­ру, мебель, предметы декоративно-прикладного искус­ства, обычно выступают стилистические особенности экспонатов. По такому принципу построена, напри­мер, экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века» в Большом дворце Павловска (Ленинградская область). В ее 16 залах на основе литературных, документальных и изобразительных источников (картин, акварелей, ри­сунков) воссозданы наиболее типичные интерьеры усадебных и городских домов состоятельной части рос­сийского общества. Расстановка мебели, развеска кар­тин и портретов, размещение предметов из фарфора и бронзы строго продуманы, подчинены четкому ритму и единому стилю. Экспозиция позволяет проследить, как на протяжении столетия менялись условия жизни и художественные вкусы, представления о красоте

и уюте.

Вместе с тем в таких стилевых ансамблях есть оп­ределенный недостаток. За редким исключением исто­рические интерьеры не существовали как единое сти­левое целое, в них могли находиться и находились предметы различных эпох и стилей, подобно тому, как в современных квартирах соседствуют разные по вре­мени создания вещи. Поэтому ансамбли, построенные по стилевому принципу, имеют условный и несколько искусственный характер.

В том случае, когда музеем становится сохранив­шийся памятник истории и культуры, в реконструкции ансамблевой экспозиции нет нужды. При иных обсто­ятельствах необходимо воссоздавать достоверную сре­ду, что влечет за собой целенаправленное комплекто­вание, а иногда изготовление воспроизведений музей­ных предметов — копий, муляжей, реконструкций. В мировой музейной практике именно ансамбле­вые экспозиции получили наибольшее распростране­ние, поскольку они легко воспринимаются посетите­лями, вызывают непосредственный интерес и оказы­вают сильное эмоциональное воздействие. Многие музеи почти все свои экспозиционные площади ис­пользуют под воспроизведения жилых и производст­венных интерьеров.

Параллельно с ансамблевыми формировались и ландшафтные экспозиции, воссоздающие взаимо­связи и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица – биогруппы и ландшафтные диорамы.

Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появились в естественно-научных му­зеях в середине XIX в. Биогруппа (биологическая груп­па) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира. Час­то понятие «биогруппа» относится к научной такси-дермической композиции, которая представляет жи­вотных в среде обитания. Таксидермия (от греч. Taxis — устройство и derma — кожа) — вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объек­тов животного мира. Современная таксидермия из ре­месла по изготовлению чучел переросла в искусство. Но искусство это — особого рода: условность и деко­ративность здесь недопустимы, поскольку естествен­но-научные музеи призваны популяризировать досто­верные и научно объективные сведения.

Большую роль в становлении ландшафтного мето­да экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, со­зданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систе­матическую экспозицию Британский музей естествен­ной истории, причем создавал их на строго докумен­тальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а моло­дые и старые птицы – с одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава ими­тировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.

«Сухость систематической коллекции, расставлен­ной в предназначенном постепенном порядке, совер­шенно скрадывается благодаря присутствию вышеупо­мянутой биологической коллекции, — делился в 1894 г. своими впечатлениями от осмотра орнитологической экспозиции Британского музея естественной истории русский зоолога. Ященко. – Глаз, утомленный осмот­ром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно вы­хваченные из жизни и перемещенные в залы музея. В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы, в каждом, без исключе­ния, момент, наиболее интересный биологу. Все витри­ны являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц»,- Заславский МЛ. Ландшафтные экспозиции музеев миpa. Л„ 1979. С. 153. . К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие харак­терными приемами ландшафтного метода экспониро­вания. Панорама (от греч. Pan — все и horama — вид, зрелище) представляет собой больших размеров лен­тообразную картину, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочета­ется с расположенным перед ней по кругу «предмет­ным» планом — макетами, сооружениями, фигурами. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя, располагается в круглом строении и рассматривается с площадки, находящейся в его центре. Первая панорама была создана ирландским художником Р. Баркером в 1787 г. и представляла со­бой круговое изображение города Эдинбурга.

В 1893 г. в Музее естественной истории в Стокголь­ме была создана первая биологическая панорама, вос­создающая природу Швеции. На огромном замкнутом полотне были изображены наиболее характерные для страны пейзажи, объединенные в одну сплошную кар­тину, опоясывающую окружность панорамы. Передний план с документальной точностью воспроизводил учас­ток местности со скалами, растениями, болотом, ручьем. В отличие от художественной панорамы, где жи­вопись подчиняет передний натурный план, в ланд­шафтной панораме пейзаж служит только вспомога­тельным средством, которое вводит зрителя в место обитания животных. Передний же план занимают до­кументальные материалы — чучела животных, гнезда птиц, растительность, рельеф местности.

В то время как панорама вводит зрителя будто бы в центр изображаемого события и позволяет осуще­ствлять круговой обзор, диорама (от греч. Dia — сквозь и horama — вид) дает возможность рассматривать изо­бражение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам).

Она охватывает лишь часть горизонта и может распо­лагаться на стене как полукруглого, так и прямоуголь­ного помещения. Поэтому диорамы, не требующие столь больших площадей, как панорамы, получили в естественно-научных музеях гораздо более широкое распространение.

В биогруппе и диораме кроме животных размеща­ют растения и макеты различных фрагментов местно­го пейзажа – валунов, скал, косогоров, берегов рек, озер, болотистых участков леса. Передавая ландшафт местности, диорамы и биогруппы одновременно поз­воляют воссоздать действительный облик животного, показать динамику его движения. Такая композиция переносит в музей уголок природы и показывает те из ее сторон, которые в реальной жизни человек не все­гда может наблюдать. Но достоверная передача осо­бенностей поведения и образа жизни животных, ха­рактерных черт их среды обитания требуют проник­новения в тонкости биологии. Малейшее отклонение от жизненной правды – неправильная поза животно­го, анатомические дефекты, не подобающие сезону гу­стота и окраска меха, растительность, не соответству­ющая данному ландшафту – все это подрывает веру в подлинность изображаемого и уничтожает познава­тельный смысл биогрупп и диорам.

В первой трети XIX в. ландшафтный метод экс­понирования стал практиковаться во многих музеях мира. В России первая ландшафтная экспози­ция была построена в 1930 г. в Московском областном краеведчес­ком музее (г. Истра). С 1970-х гг. ландшафт­ный метод стал преоб­ладающим в региональ­ных естественно-науч­ных музеях и отделах природы краеведчес­ких музеев.

Тематической на­зывают экспозицию, которая посредством экспозиционных мате­риалов раскрывает оп­ределенную тему, сю­жет, проблему, создает музейный образ отра­жаемых событий или явлений. В структурном отношении она пред­ставляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов и тем, содержание которых обосновано концепцией. В ис­торических музеях разделам обычно соответствуют исторические периоды. Основной структурной еди­ницей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные материалы. В отличие от система­тической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или ти­пичные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сторона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.

Первыми во второй половине 1920-х гг. тематичес­кий, или комплексно-тематический метод экспониро­вания стали разрабатывать историко-революционные музеи применительно к своей тематике – классовой борьбе, эко­номической и политичес­кой истории. С 1930-х гг. он стал пре­обладающим методом экс­понирования в советских музеях; в настоящее время является ведущим главным образом для исторических и краеведческих музеев.

Следует иметь в виду, что все перечисленные мето­ды экспонирования нередко интегрируются: система­тическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систе­матической экспозиции. Выбор методов экспонирова­ния зависит от многих факторов, в том числе от профи­ля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспози­ционных площадей.

studfile.net

Экспозиция для начинающих: основы и правила

Дата публикации: 25.10.2007

Съемка в условиях слабого освещения требует длительных выдержек

Термин «Экспозиция» означает количество света, попадающего на светочувствительный фотоматериал за определенный промежуток времени. Три основных параметра, влияющие на экспозицию, — это чувствительность, выдержка и диафрагма. Большинство современных камер, будь то аналоговые или цифровые, автоматически контролируют эти три параметра. Некоторые компактные камеры имеют функции ручного контроля, и все зеркальные камеры предоставляют фотографу возможность полного ручного контроля над всеми параметрами, функциями и настройками.

Каким образом фотоаппарат определяет величину выдержки, диафрагмы и чувствительности? Если ответ на этот вопрос для вас не столь очевиден, то не беспокойтесь, мы сможем разобраться с этим вместе. Многие начинающие фотографы считают вопрос об экспозиции слишком сложным для понимания. Но стоит лишь разобраться с терминами, и все становится ясным и простым. Поняв суть определения правильных экспопар, вы сможете объяснить себе причины появления смазанных, темных или слишком светлых снимков, которые так расстраивают новичков. Вы также поймете, на что способна ваша фотокамера в различных ситуациях.

Диафрагма

Для контроля количества света, пропускаемого через объектив, используется диафрагма. С помощью диафрагмы вы регулируете величину отверстия, создаваемого ее лепестками в межлинзовом пространстве объектива. Чем шире отверстие диафрагмы, тем сильнее световой поток, проходящий через объектив, и тем лучше фотоаппарат подготовлен к сложным ситуациям с недостаточным освещением. Значение диафрагмы (f/) всегда представляется десятичным числом, которое уменьшается при увеличении диаметра диафрагмы. К примеру, диаметр диафрагмы при значении f/2.0 больше, чем при значении f/2.8.

Влияние диафрагмы на ГРИП: f/5

Виляние диафрагмы на ГРИП: f/22

z

Различные диаметры диафрагмы в первую очередь влияют на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). При малых диаметрах ГРИП растет, и все объекты, попавшие в кадр, изображаются одинаково резко. При больших значениях весь окружающий мир становится размытым, увеличивая акцент на главном объекте, попавшем в фокус.

Камера с меньшим значением диафрагмы (большим относительным диаметром) предпочтительнее для работы в темноте и сумерках при невозможности или недопустимости использования дополнительного искусственного освещения. Штатив, несомненно, необходимый инструмент для сумеречных и ночных съемок.

Выдержка (время экспонирования)

Итак, мы разобрались, что, изменяя диафрагму, можно ограничить величину входного светового потока. Но фотокамера также контролирует и временную продолжительность светового потока для правильной экспозиции, т. е. определяет количество секунд, необходимое при неком значении диафрагмы и определенной чувствительности. При короткой выдержке затвор будет открыт для экспонирования сотые доли секунды, что позволит камере «заморозить» движение объекта съемки. А при длительности в секунду все движущиеся объекты оставят шлейф в кадре, что может быть использовано как технический прием, подчеркивающий динамику происходящего. Выдержки, как правило, имеют дискретные значения: например, при диапазоне от 15с до 1/2000с эти значения составят ряд: 15с — 8с — 4с — 2с — 1с — 1/2 с — 1/4с — 1/8с — 1/16с — 1/30с — 1/45с — 1/90с — 1/160с — 1/320 с — 1/500с — 1/1000с — 1/2000с. Однако некоторые камеры могут плавно изменять значения выдержек и способны более точно устанавливать параметры работы камеры для правильной экспозиции.

При одном и том же значении экспозиции количество сочетаний выдержки и диафрагмы может быть больше десятка. Если ваше изображение смазано, нечетко или размыто, значит, при съемке была выбрана экспопара с длинной выдержкой. Чтобы избавиться от подобной нечеткости, нужно установить более короткую выдержку или раскрыть диафрагму.

ISO 100

ISO 400

ISO 800

z

Светочувствительность (ISO)

Третьим параметром в определении правильной экспозиции является светочувствительность фотоэлемента (пленки или сенсора). Значение светочувствительности характеризует способность фотоэлемента воспринимать световой поток. Различные значения ISO предполагают: для высокой чувствительности (ISO 400 и более единиц) — короткое экспонирование фотоэлемента, для малой светочувствительности (ISO 100 единиц и меньше) — длительные выдержки, при неизменном значении диафрагмы. В большинстве цифровых камер высокое значение ISO всегда связано с сильными цифровыми шумами, аналогом пленочной зернистости, а порой и со снижением точной цветопередачи. Это заставляет более тщательно выбирать правильную светочувствительность.

z

Если у вас остались вопросы об экспозиции в фотографии, задайте их в разделе «Вопросы эксперту»!

prophotos.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *