Укажите определение понятия экспозиция – Экспозиция: основные понятия
ЭКСПОЗИЦИЯ — Физический энциклопедический словарь
(количество освещения, световая экспозиция), поверхностная плотность световой энергии: отношение световой энергии dQ, падающей на элемент поверхности dA , к площади этого элемента. Эквивалентное определение — произведение освещённости Е на длительность освещения: H=dQ/dA= ?Edt. Э. выражают в лк•с. Понятие Э. удобно применять, если результат воздействия излучения накапливается во времени (напр., в фотографии). В системе энергетических фотометрических величин аналогичная величина наз. энергетической экспозицией.
Источник: Физический энциклопедический словарь на Gufo.me
Значения в других словарях
- Экспозиция — (лат. expositio выставление на показ, изложение) в гигиене — продолжительность действия вредного фактора (физического, химического, биологического) на организм. Медицинская энциклопедия
- экспозиция — -и, ж. 1. лит. Исходная часть сюжета литературного произведения, хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия (о котором повествуется в произведении). Экспозиция трагедии. Малый академический словарь
- экспозиция — сущ., кол-во синонимов: 12 выдержка 48 выставка 15 выставление 23 облучение 12 освещенность 7 положение 92 пролог 18 размещение 32 расположение 83 реэкспозиция 1 фотоэкспозиция 1 экспонирование 3 Словарь синонимов русского языка
- Экспозиция — (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. Художественная энциклопедия
- экспозиция — I. (подведение к проблемному вопросу)} 1) Вступительная часть рассуждения-размышления, в которой освещаются обстоятельства, послужившие возникновению проблемного вопроса. Словарь лингвистических терминов Жеребило
- экспозиция — Экспозиции, ж. [латин. expositio]. 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т. Большой словарь иностранных слов
- экспозиция — экспозиция I ж. Вступительная часть литературного произведения, содержащая изложение основной темы, основных мотивов, которые развиваются в последующем. II ж. 1. Размещение в определённой системе экспонатов экспонат 1., выставляемых для обозрения. Толковый словарь Ефремовой
- ЭКСПОЗИЦИЯ — ЭКСПОЗИЦИЯ — произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Выражается в лк·с. ЭКСПОЗИЦИЯ — в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств… Большой энциклопедический словарь
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ и, ж. exposition f., нем. Exposition <�лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
Экспозиция — (лат. expositio — изложение, показ, от ехроnо — раскладываю, выставляю напоказ) — функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. Музыкальная энциклопедия- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ -и; ж. [от лат. expositio — изложение, объяснение] 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. В павильоне новая э. Помещения для экспозиции. Э. теснилась в двух комнатах. Трудности с экспозицией. Мастерство экспозиции. Толковый словарь Кузнецова
- экспозиция — орф. экспозиция, -и Орфографический словарь Лопатина
- Экспозиция — Дизайн Произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Словарь компьютерных терминов
- экспозиция — Параметр, равный по величине освещенности на время действия света на светочувствительный слой и служащий количественной мерой поверхностной плотности оптического излучения, воздействующего на вещество. Толковый словарь по полиграфии
- Экспозиция — (лат. expositio – выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках – размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр. Словарь по культурологии
- экспозиция — Экспозиция, экспозиции, экспозиции, экспозиций, экспозиции, экспозициям, экспозицию, экспозиции, экспозицией, экспозициею, экспозициями, экспозиции, экспозициях Грамматический словарь Зализняка
- экспозиция — ЭКСПОЗ’ИЦИЯ, экспозиции, ·жен. (·лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. Толковый словарь Ушакова
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ, и, ж. 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. 2. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые развиваются в дальнейшем (спец.). Толковый словарь Ожегова
gufo.me
экспозиция — Толковый словарь Ожегова
ЭКСПОЗИЦИЯ, и, ж.
1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э.
2. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые развиваются в дальнейшем (спец.).
3. Освещённость, соответствующая выдержке1 (во 2 знач.) (спец.).
|
Источник: Толковый словарь Ожегова и Шведовой на Gufo.me
Значения в других словарях
- Экспозиция — (лат. expositio выставление на показ, изложение) в гигиене — продолжительность действия вредного фактора (физического, химического, биологического) на организм. Медицинская энциклопедия
- экспозиция — -и, ж. 1. лит. Исходная часть сюжета литературного произведения, хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия (о котором повествуется в произведении). Экспозиция трагедии. Малый академический словарь
- экспозиция — сущ., кол-во синонимов: 12 выдержка 48 выставка 15 выставление 23 облучение 12 освещенность 7 положение 92 пролог 18 размещение 32 расположение 83 реэкспозиция 1 фотоэкспозиция 1 экспонирование 3 Словарь синонимов русского языка
- Экспозиция — (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. Художественная энциклопедия
- экспозиция — Экспози́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
- экспозиция — I. (подведение к проблемному вопросу)} 1) Вступительная часть рассуждения-размышления, в которой освещаются обстоятельства, послужившие возникновению проблемного вопроса. Словарь лингвистических терминов Жеребило
- Экспозиция — I Экспози́ция (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры… Большая советская энциклопедия
- ЭКСПОЗИЦИЯ — (количество освещения, световая экспозиция), поверхностная плотность световой энергии: отношение световой энергии dQ, падающей на элемент поверхности dA , к площади этого элемента. Физический энциклопедический словарь
- экспозиция — Экспозиции, ж. [латин. expositio]. 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т. Большой словарь иностранных слов
- экспозиция — экспозиция I ж. Вступительная часть литературного произведения, содержащая изложение основной темы, основных мотивов, которые развиваются в последующем. II ж. 1. Размещение в определённой системе экспонатов экспонат 1., выставляемых для обозрения. Толковый словарь Ефремовой
- ЭКСПОЗИЦИЯ — ЭКСПОЗИЦИЯ — произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Выражается в лк·с. ЭКСПОЗИЦИЯ — в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств… Большой энциклопедический словарь
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ и, ж. exposition f., нем. Exposition <�лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
- Экспозиция — (лат. expositio — изложение, показ, от ехроnо — раскладываю, выставляю напоказ) — функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. Музыкальная энциклопедия
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ -и; ж. [от лат. expositio — изложение, объяснение] 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. В павильоне новая э. Помещения для экспозиции. Э. теснилась в двух комнатах. Трудности с экспозицией. Мастерство экспозиции. Толковый словарь Кузнецова
- экспозиция — орф. экспозиция, -и Орфографический словарь Лопатина
- Экспозиция — Дизайн Произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Словарь компьютерных терминов
- экспозиция — Параметр, равный по величине освещенности на время действия света на светочувствительный слой и служащий количественной мерой поверхностной плотности оптического излучения, воздействующего на вещество. Толковый словарь по полиграфии
- Экспозиция — (лат. expositio – выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках – размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр. Словарь по культурологии
- экспозиция — Экспозиция, экспозиции, экспозиции, экспозиций, экспозиции, экспозициям, экспозицию, экспозиции, экспозицией, экспозициею, экспозициями, экспозиции, экспозициях Грамматический словарь Зализняка
- экспозиция — ЭКСПОЗ’ИЦИЯ, экспозиции, ·жен. (·лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. Толковый словарь Ушакова
gufo.me
экспозиция — Толковый словарь по полиграфии
Параметр, равный по величине освещенности на время действия света на светочувствительный слой и служащий количественной мерой поверхностной плотности оптического излучения, воздействующего на вещество. Освещенность, в свою очередь, зависит от способности источников света и оптики давать более или менее яркое изображение в плоскости светочувствительного слоя.
Источник: Краткий толковый словарь по полиграфии на Gufo.me
Значения в других словарях
- Экспозиция — (лат. expositio выставление на показ, изложение) в гигиене — продолжительность действия вредного фактора (физического, химического, биологического) на организм. Медицинская энциклопедия
- экспозиция — -и, ж. 1. лит. Исходная часть сюжета литературного произведения, хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия (о котором повествуется в произведении). Экспозиция трагедии. Малый академический словарь
- экспозиция — сущ., кол-во синонимов: 12 выдержка 48 выставка 15 выставление 23 облучение 12 освещенность 7 положение 92 пролог 18 размещение 32 расположение 83 реэкспозиция 1 фотоэкспозиция 1 экспонирование 3 Словарь синонимов русского языка
- Экспозиция — (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. Художественная энциклопедия
- экспозиция — Экспози́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
- экспозиция — I. (подведение к проблемному вопросу)} 1) Вступительная часть рассуждения-размышления, в которой освещаются обстоятельства, послужившие возникновению проблемного вопроса. Словарь лингвистических терминов Жеребило
- Экспозиция — I Экспози́ция (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры… Большая советская энциклопедия
- ЭКСПОЗИЦИЯ — (количество освещения, световая экспозиция), поверхностная плотность световой энергии: отношение световой энергии dQ, падающей на элемент поверхности dA , к площади этого элемента. Физический энциклопедический словарь
- экспозиция — Экспозиции, ж. [латин. expositio]. 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т. Большой словарь иностранных слов
- экспозиция — экспозиция I ж. Вступительная часть литературного произведения, содержащая изложение основной темы, основных мотивов, которые развиваются в последующем. II ж. 1. Размещение в определённой системе экспонатов экспонат 1., выставляемых для обозрения. Толковый словарь Ефремовой
- ЭКСПОЗИЦИЯ — ЭКСПОЗИЦИЯ — произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Выражается в лк·с. ЭКСПОЗИЦИЯ — в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств… Большой энциклопедический словарь
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ и, ж. exposition f., нем. Exposition <�лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
- Экспозиция — (лат. expositio — изложение, показ, от ехроnо — раскладываю, выставляю напоказ) — функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. Музыкальная энциклопедия
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ -и; ж. [от лат. expositio — изложение, объяснение] 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. В павильоне новая э. Помещения для экспозиции. Э. теснилась в двух комнатах. Трудности с экспозицией. Мастерство экспозиции. Толковый словарь Кузнецова
- экспозиция — орф. экспозиция, -и Орфографический словарь Лопатина
- Экспозиция — Дизайн Произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Словарь компьютерных терминов
- Экспозиция — (лат. expositio – выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках – размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр. Словарь по культурологии
- экспозиция — Экспозиция, экспозиции, экспозиции, экспозиций, экспозиции, экспозициям, экспозицию, экспозиции, экспозицией, экспозициею, экспозициями, экспозиции, экспозициях Грамматический словарь Зализняка
- экспозиция — ЭКСПОЗ’ИЦИЯ, экспозиции, ·жен. (·лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. Толковый словарь Ушакова
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ, и, ж. 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. 2. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые развиваются в дальнейшем (спец.). Толковый словарь Ожегова
gufo.me
экспозиция — Толковый словарь Ефремовой
экспозиция
I ж.
Вступительная часть литературного произведения, содержащая изложение основной темы, основных мотивов, которые развиваются в последующем.
II ж.
1. Размещение в определённой системе экспонатов экспонат 1., выставляемых для обозрения.
2. Собрание таких экспонатов экспонат 1.
3. Место, где такое собрание располагается.
III ж.
1. Величина, характеризующая количество световой энергии, получаемой светочувствительным материалом при фото- и киносъемке.
2. Временной период, в течение которого объектив аппарата остается открытым при фото- и киносъемке.
IV ж.
Положение склона относительно страны света (в геологии).
V ж.
План постановки спектакля, кинофильма и т.п.
Источник: Современный толковый словарь русского языка на Gufo.me
Значения в других словарях
- Экспозиция — (лат. expositio выставление на показ, изложение) в гигиене — продолжительность действия вредного фактора (физического, химического, биологического) на организм. Медицинская энциклопедия
- экспозиция — -и, ж. 1. лит. Исходная часть сюжета литературного произведения, хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия (о котором повествуется в произведении). Экспозиция трагедии. Малый академический словарь
- экспозиция — сущ., кол-во синонимов: 12 выдержка 48 выставка 15 выставление 23 облучение 12 освещенность 7 положение 92 пролог 18 размещение 32 расположение 83 реэкспозиция 1 фотоэкспозиция 1 экспонирование 3 Словарь синонимов русского языка
- Экспозиция — (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. Художественная энциклопедия
- экспозиция — Экспози́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
- экспозиция — I. (подведение к проблемному вопросу)} 1) Вступительная часть рассуждения-размышления, в которой освещаются обстоятельства, послужившие возникновению проблемного вопроса. Словарь лингвистических терминов Жеребило
- Экспозиция — I Экспози́ция (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры… Большая советская энциклопедия
- ЭКСПОЗИЦИЯ — (количество освещения, световая экспозиция), поверхностная плотность световой энергии: отношение световой энергии dQ, падающей на элемент поверхности dA , к площади этого элемента. Физический энциклопедический словарь
- экспозиция — Экспозиции, ж. [латин. expositio]. 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т. Большой словарь иностранных слов
- ЭКСПОЗИЦИЯ — ЭКСПОЗИЦИЯ — произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Выражается в лк·с. ЭКСПОЗИЦИЯ — в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств… Большой энциклопедический словарь
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ и, ж. exposition f., нем. Exposition <�лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
- Экспозиция — (лат. expositio — изложение, показ, от ехроnо — раскладываю, выставляю напоказ) — функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. Музыкальная энциклопедия
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ -и; ж. [от лат. expositio — изложение, объяснение] 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. В павильоне новая э. Помещения для экспозиции. Э. теснилась в двух комнатах. Трудности с экспозицией. Мастерство экспозиции. Толковый словарь Кузнецова
- экспозиция — орф. экспозиция, -и Орфографический словарь Лопатина
- Экспозиция — Дизайн Произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Словарь компьютерных терминов
- экспозиция — Параметр, равный по величине освещенности на время действия света на светочувствительный слой и служащий количественной мерой поверхностной плотности оптического излучения, воздействующего на вещество. Толковый словарь по полиграфии
- Экспозиция — (лат. expositio – выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках – размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр. Словарь по культурологии
- экспозиция — Экспозиция, экспозиции, экспозиции, экспозиций, экспозиции, экспозициям, экспозицию, экспозиции, экспозицией, экспозициею, экспозициями, экспозиции, экспозициях Грамматический словарь Зализняка
- экспозиция — ЭКСПОЗ’ИЦИЯ, экспозиции, ·жен. (·лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. Толковый словарь Ушакова
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ, и, ж. 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. 2. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые развиваются в дальнейшем (спец.). Толковый словарь Ожегова
gufo.me
Экспозиция — Медицинская энциклопедия
Экспози́ция
(лат. expositio выставление на показ, изложение)
в гигиене — продолжительность действия вредного фактора (физического, химического, биологического) на организм.
Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- экспозиция — -и, ж. 1. лит. Исходная часть сюжета литературного произведения, хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия (о котором повествуется в произведении). Экспозиция трагедии. Малый академический словарь
- экспозиция — сущ., кол-во синонимов: 12 выдержка 48 выставка 15 выставление 23 облучение 12 освещенность 7 положение 92 пролог 18 размещение 32 расположение 83 реэкспозиция 1 фотоэкспозиция 1 экспонирование 3 Словарь синонимов русского языка
- Экспозиция — (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение), размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. Художественная энциклопедия
- экспозиция — Экспози́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
- экспозиция — I. (подведение к проблемному вопросу)} 1) Вступительная часть рассуждения-размышления, в которой освещаются обстоятельства, послужившие возникновению проблемного вопроса. Словарь лингвистических терминов Жеребило
- Экспозиция — I Экспози́ция (от лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в искусстве, размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры… Большая советская энциклопедия
- ЭКСПОЗИЦИЯ — (количество освещения, световая экспозиция), поверхностная плотность световой энергии: отношение световой энергии dQ, падающей на элемент поверхности dA , к площади этого элемента. Физический энциклопедический словарь
- экспозиция — Экспозиции, ж. [латин. expositio]. 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т. Большой словарь иностранных слов
- экспозиция — экспозиция I ж. Вступительная часть литературного произведения, содержащая изложение основной темы, основных мотивов, которые развиваются в последующем. II ж. 1. Размещение в определённой системе экспонатов экспонат 1., выставляемых для обозрения. Толковый словарь Ефремовой
- ЭКСПОЗИЦИЯ — ЭКСПОЗИЦИЯ — произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Выражается в лк·с. ЭКСПОЗИЦИЯ — в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств… Большой энциклопедический словарь
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ и, ж. exposition f., нем. Exposition <�лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
- Экспозиция — (лат. expositio — изложение, показ, от ехроnо — раскладываю, выставляю напоказ) — функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. Музыкальная энциклопедия
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ -и; ж. [от лат. expositio — изложение, объяснение] 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. В павильоне новая э. Помещения для экспозиции. Э. теснилась в двух комнатах. Трудности с экспозицией. Мастерство экспозиции. Толковый словарь Кузнецова
- экспозиция — орф. экспозиция, -и Орфографический словарь Лопатина
- Экспозиция — Дизайн Произведение освещенности светочувствительного материала на время его освещения (выдержку). Словарь компьютерных терминов
- экспозиция — Параметр, равный по величине освещенности на время действия света на светочувствительный слой и служащий количественной мерой поверхностной плотности оптического излучения, воздействующего на вещество. Толковый словарь по полиграфии
- Экспозиция — (лат. expositio – выставление на показ, изложение) 1) в музеях и на выставках – размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр. Словарь по культурологии
- экспозиция — Экспозиция, экспозиции, экспозиции, экспозиций, экспозиции, экспозициям, экспозицию, экспозиции, экспозицией, экспозициею, экспозициями, экспозиции, экспозициях Грамматический словарь Зализняка
- экспозиция — ЭКСПОЗ’ИЦИЯ, экспозиции, ·жен. (·лат. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т.п. Толковый словарь Ушакова
- экспозиция — ЭКСПОЗИЦИЯ, и, ж. 1. Размещение экспонатов, а также их совокупность. Музейная э. 2. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые развиваются в дальнейшем (спец.). Толковый словарь Ожегова
gufo.me
Тема 4. Экспозиция: принципы и методы организации
4.1. Понятие «экспозиция»
Слово «Экспозиция» происходит от латинского глагола ехроnо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного ехрosition – изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных для обозрения. Но музейная экспозиция имеет свою специфику. Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они обретают новый статус: становятся экспонатами, то есть предметами, выставленными для обозрения.
В качестве экспонатов могут выступать и «заменители» подлинников, то есть воспроизведения музейных предметов, а также карты, схемы, диаграммы и другой научно-вспомогательный материал, необходимый для наглядного показа связей между предметами и раскрытия темы. В состав экспозиции входят письменные тексты разнообразного характера, часто — фонические материалы. Эта совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.
Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. В качестве экспозиционного комплекса может рассматриваться и экспозиционный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик.
В экспозиции выявляется знаковая природа вещей. Знак – это предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях. Когда предметы используются в чисто практических целях, их знаковая функция отходит на второй план, а на первый выступают утилитарные свойства. Например, талоны на сахар, мясо, водку, табак, именные приглашения на заказы «льготным категориям населения» в обыденной жизни использовались в качестве документа для приобретения необходимых товаров, но в музейной экспозиции они становятся знаками, в которых «зашифрована» социальная информация о той распределительной системе, которая существовала в нашей стране до 1992 г.
Предметы в музейной экспозиции представляют собой научно организованную совокупность, поскольку их отбор и размещение основываются на разработанной коллективом музея научной концепции. Они служат средствами для выражения определенного содержания, следовательно, образуют знаковую систему. Поэтому музейная экспозиция является своеобразным «текстом», который нужно не только созерцать, но и осмысливать. Экспонаты-знаки могут передавать идеи, чувства, представления и суждения как людей, создавших их или когда-то с ними соприкасавшихся, так и авторов экспозиционного показа.
Экспозиция составляет основу музейной коммуникации, которая осуществляется путем прежде всего зрительного восприятия посетителями экспозиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. Для того чтобы облегчить процесс общения посетителей с экспонатами, сделать его более результативным и плодотворным, в создании экспозиции участвуют не только ученые, но и художники, которые приносят в музей образное начало. На музейном поприще у науки и искусства единая цель — помочь человеку постигнуть логическую связь вещей и явлений, повести его к познанию мира через сотворчество и сопереживание. Образ, который создается в результате синтеза науки и искусства, является специфически музейным образом.
Согласно современным представлениям, музейная экспозиция — это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений.
Музей создает не только постоянные, но и временные экспозиции — выставки, стационарные и передвижные. Их временный характер проявляется в составе экспонатов. На выставках часто демонстрируются предметы из других музеев и частных коллекций, а также предметы, которые не могут долго находиться за пределами фондохранилищ — акварели, письменные источники, уникальные вещи.
В настоящее время в музейной практике сложилось три основных типа музейных выставок: тематические выставки, в основе которых лежит определенный сюжет; фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями; отчетные выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ, по итогам комплектования фондов – так называемые выставки новых поступлений.
Создание выставок является составной частью экспозиционной работы музеев. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях, способствуют отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.
Методы построения экспозиций
Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Иногда он воспроизводит интерьер усадьбы или фрагмент природной среды, а иногда определенным расположением предметов экспозиционеры стремятся раскрыть какой-то сюжет или, например, наглядно продемонстрировать многообразие форм и других характеристик однородных предметов. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции. В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический. Этим методам соответствуют систематическая, ансамблевая, ландшафтная и тематическая экспозиции.
Первыми экспозициями, в основу которых легли научные принципы организации материала, стали систематические экспозиции. Их появление в конце XVIII — первой половине XIX в. было связано с бурным развитием процесса дифференциации в сфере науки
и созданием профильных музеев. Систематический метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой конкретной научной дисциплины или отрасли производства. Основ пая структурная единица систематической экспозиции – типологический (системный) ряд; он позволяет показать биологическую, технологическую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естественно-научных, научно-технических, археологических и этнографических музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей. (О систематическом методе экспонирования подробнее см. Ч. 1., гл. 6.)
Примерно с середины XIX в. в этнографические экспозиции, построенные на основе систематического метода, стали включаться ансамбли, получившие в музейном обиходе название «жизненные комплексы», потому что они стремились отразить реальные связи между предметами. Таковыми были, например, этнографические комплексы «жилище», «мастерская», «сенокос», «свадьба», которые наглядно демонстрировали домашнюю обстановку, трудовой процесс, праздничные и религиозные ритуалы, при этом музейный предмет показывался как бы в среде своего бытования. В конце XIX — начале XX в. в Западной Европе появились первые экспозиции, состоящие исключительно из ансамблей. Это были экспозиции музеев под открытым небом.
Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры — дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее примером могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях не только гуманитарного, но и естественно-научного профиля.
Структурной единицей ансамблевого показа является экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытования музейных предметов. Он может состоять из различных экспонатов — орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декоративно-прикладного искусства, изобразительных и письменных материалов. Поскольку в этом комплексе воспроизводятся реальные или типичные связи и отношения между предметом? По своему содержанию и в зрительном восприятии он представляет собой законченное целое.
При воссоздании художественной ансамблевой экспозиции в качестве связующего звена, которое позволяет объединить в единое целое картины, скульптуру, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, обычно выступают стилистические особенности экспонатов. По такому принципу построена, например, экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века» в Большом дворце Павловска (Ленинградская область). В ее 16 залах на основе литературных, документальных и изобразительных источников (картин, акварелей, рисунков) воссозданы наиболее типичные интерьеры усадебных и городских домов состоятельной части российского общества. Расстановка мебели, развеска картин и портретов, размещение предметов из фарфора и бронзы строго продуманы, подчинены четкому ритму и единому стилю. Экспозиция позволяет проследить, как на протяжении столетия менялись условия жизни и художественные вкусы, представления о красоте
и уюте.
Вместе с тем в таких стилевых ансамблях есть определенный недостаток. За редким исключением исторические интерьеры не существовали как единое стилевое целое, в них могли находиться и находились предметы различных эпох и стилей, подобно тому, как в современных квартирах соседствуют разные по времени создания вещи. Поэтому ансамбли, построенные по стилевому принципу, имеют условный и несколько искусственный характер.
В том случае, когда музеем становится сохранившийся памятник истории и культуры, в реконструкции ансамблевой экспозиции нет нужды. При иных обстоятельствах необходимо воссоздавать достоверную среду, что влечет за собой целенаправленное комплектование, а иногда изготовление воспроизведений музейных предметов — копий, муляжей, реконструкций. В мировой музейной практике именно ансамблевые экспозиции получили наибольшее распространение, поскольку они легко воспринимаются посетителями, вызывают непосредственный интерес и оказывают сильное эмоциональное воздействие. Многие музеи почти все свои экспозиционные площади используют под воспроизведения жилых и производственных интерьеров.
Параллельно с ансамблевыми формировались и ландшафтные экспозиции, воссоздающие взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица – биогруппы и ландшафтные диорамы.
Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появились в естественно-научных музеях в середине XIX в. Биогруппа (биологическая группа) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира. Часто понятие «биогруппа» относится к научной такси-дермической композиции, которая представляет животных в среде обитания. Таксидермия (от греч. Taxis — устройство и derma — кожа) — вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объектов животного мира. Современная таксидермия из ремесла по изготовлению чучел переросла в искусство. Но искусство это — особого рода: условность и декоративность здесь недопустимы, поскольку естественно-научные музеи призваны популяризировать достоверные и научно объективные сведения.
Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, созданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естественной истории, причем создавал их на строго документальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а молодые и старые птицы – с одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава имитировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.
«Сухость систематической коллекции, расставленной в предназначенном постепенном порядке, совершенно скрадывается благодаря присутствию вышеупомянутой биологической коллекции, — делился в 1894 г. своими впечатлениями от осмотра орнитологической экспозиции Британского музея естественной истории русский зоолога. Ященко. – Глаз, утомленный осмотром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно выхваченные из жизни и перемещенные в залы музея. В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы, в каждом, без исключения, момент, наиболее интересный биологу. Все витрины являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц»,- Заславский МЛ. Ландшафтные экспозиции музеев миpa. Л„ 1979. С. 153. . К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие характерными приемами ландшафтного метода экспонирования. Панорама (от греч. Pan — все и horama — вид, зрелище) представляет собой больших размеров лентообразную картину, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя, располагается в круглом строении и рассматривается с площадки, находящейся в его центре. Первая панорама была создана ирландским художником Р. Баркером в 1787 г. и представляла собой круговое изображение города Эдинбурга.
В 1893 г. в Музее естественной истории в Стокгольме была создана первая биологическая панорама, воссоздающая природу Швеции. На огромном замкнутом полотне были изображены наиболее характерные для страны пейзажи, объединенные в одну сплошную картину, опоясывающую окружность панорамы. Передний план с документальной точностью воспроизводил участок местности со скалами, растениями, болотом, ручьем. В отличие от художественной панорамы, где живопись подчиняет передний натурный план, в ландшафтной панораме пейзаж служит только вспомогательным средством, которое вводит зрителя в место обитания животных. Передний же план занимают документальные материалы — чучела животных, гнезда птиц, растительность, рельеф местности.
В то время как панорама вводит зрителя будто бы в центр изображаемого события и позволяет осуществлять круговой обзор, диорама (от греч. Dia — сквозь и horama — вид) дает возможность рассматривать изображение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам).
Она охватывает лишь часть горизонта и может располагаться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения. Поэтому диорамы, не требующие столь больших площадей, как панорамы, получили в естественно-научных музеях гораздо более широкое распространение.
В биогруппе и диораме кроме животных размещают растения и макеты различных фрагментов местного пейзажа – валунов, скал, косогоров, берегов рек, озер, болотистых участков леса. Передавая ландшафт местности, диорамы и биогруппы одновременно позволяют воссоздать действительный облик животного, показать динамику его движения. Такая композиция переносит в музей уголок природы и показывает те из ее сторон, которые в реальной жизни человек не всегда может наблюдать. Но достоверная передача особенностей поведения и образа жизни животных, характерных черт их среды обитания требуют проникновения в тонкости биологии. Малейшее отклонение от жизненной правды – неправильная поза животного, анатомические дефекты, не подобающие сезону густота и окраска меха, растительность, не соответствующая данному ландшафту – все это подрывает веру в подлинность изображаемого и уничтожает познавательный смысл биогрупп и диорам.
В первой трети XIX в. ландшафтный метод экспонирования стал практиковаться во многих музеях мира. В России первая ландшафтная экспозиция была построена в 1930 г. в Московском областном краеведческом музее (г. Истра). С 1970-х гг. ландшафтный метод стал преобладающим в региональных естественно-научных музеях и отделах природы краеведческих музеев.
Тематической называют экспозицию, которая посредством экспозиционных материалов раскрывает определенную тему, сюжет, проблему, создает музейный образ отражаемых событий или явлений. В структурном отношении она представляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов и тем, содержание которых обосновано концепцией. В исторических музеях разделам обычно соответствуют исторические периоды. Основной структурной единицей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные материалы. В отличие от систематической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или типичные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сторона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.
Первыми во второй половине 1920-х гг. тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования стали разрабатывать историко-революционные музеи применительно к своей тематике – классовой борьбе, экономической и политической истории. С 1930-х гг. он стал преобладающим методом экспонирования в советских музеях; в настоящее время является ведущим главным образом для исторических и краеведческих музеев.
Следует иметь в виду, что все перечисленные методы экспонирования нередко интегрируются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от многих факторов, в том числе от профиля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспозиционных площадей.
studfile.net
Экспозиция для начинающих: основы и правила
Дата публикации: 25.10.2007
Съемка в условиях слабого освещения требует длительных выдержек
Термин «Экспозиция» означает количество света, попадающего на светочувствительный фотоматериал за определенный промежуток времени. Три основных параметра, влияющие на экспозицию, — это чувствительность, выдержка и диафрагма. Большинство современных камер, будь то аналоговые или цифровые, автоматически контролируют эти три параметра. Некоторые компактные камеры имеют функции ручного контроля, и все зеркальные камеры предоставляют фотографу возможность полного ручного контроля над всеми параметрами, функциями и настройками.
Каким образом фотоаппарат определяет величину выдержки, диафрагмы и чувствительности? Если ответ на этот вопрос для вас не столь очевиден, то не беспокойтесь, мы сможем разобраться с этим вместе. Многие начинающие фотографы считают вопрос об экспозиции слишком сложным для понимания. Но стоит лишь разобраться с терминами, и все становится ясным и простым. Поняв суть определения правильных экспопар, вы сможете объяснить себе причины появления смазанных, темных или слишком светлых снимков, которые так расстраивают новичков. Вы также поймете, на что способна ваша фотокамера в различных ситуациях.
Диафрагма
Для контроля количества света, пропускаемого через объектив, используется диафрагма. С помощью диафрагмы вы регулируете величину отверстия, создаваемого ее лепестками в межлинзовом пространстве объектива. Чем шире отверстие диафрагмы, тем сильнее световой поток, проходящий через объектив, и тем лучше фотоаппарат подготовлен к сложным ситуациям с недостаточным освещением. Значение диафрагмы (f/) всегда представляется десятичным числом, которое уменьшается при увеличении диаметра диафрагмы. К примеру, диаметр диафрагмы при значении f/2.0 больше, чем при значении f/2.8.

Влияние диафрагмы на ГРИП: f/5

Виляние диафрагмы на ГРИП: f/22
z
Различные диаметры диафрагмы в первую очередь влияют на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). При малых диаметрах ГРИП растет, и все объекты, попавшие в кадр, изображаются одинаково резко. При больших значениях весь окружающий мир становится размытым, увеличивая акцент на главном объекте, попавшем в фокус.
Камера с меньшим значением диафрагмы (большим относительным диаметром) предпочтительнее для работы в темноте и сумерках при невозможности или недопустимости использования дополнительного искусственного освещения. Штатив, несомненно, необходимый инструмент для сумеречных и ночных съемок.
Выдержка (время экспонирования)
Итак, мы разобрались, что, изменяя диафрагму, можно ограничить величину входного светового потока. Но фотокамера также контролирует и временную продолжительность светового потока для правильной экспозиции, т. е. определяет количество секунд, необходимое при неком значении диафрагмы и определенной чувствительности. При короткой выдержке затвор будет открыт для экспонирования сотые доли секунды, что позволит камере «заморозить» движение объекта съемки. А при длительности в секунду все движущиеся объекты оставят шлейф в кадре, что может быть использовано как технический прием, подчеркивающий динамику происходящего. Выдержки, как правило, имеют дискретные значения: например, при диапазоне от 15с до 1/2000с эти значения составят ряд: 15с — 8с — 4с — 2с — 1с — 1/2 с — 1/4с — 1/8с — 1/16с — 1/30с — 1/45с — 1/90с — 1/160с — 1/320 с — 1/500с — 1/1000с — 1/2000с. Однако некоторые камеры могут плавно изменять значения выдержек и способны более точно устанавливать параметры работы камеры для правильной экспозиции.
При одном и том же значении экспозиции количество сочетаний выдержки и диафрагмы может быть больше десятка. Если ваше изображение смазано, нечетко или размыто, значит, при съемке была выбрана экспопара с длинной выдержкой. Чтобы избавиться от подобной нечеткости, нужно установить более короткую выдержку или раскрыть диафрагму.

ISO 100

ISO 400

ISO 800
z
Светочувствительность (ISO)
Третьим параметром в определении правильной экспозиции является светочувствительность фотоэлемента (пленки или сенсора). Значение светочувствительности характеризует способность фотоэлемента воспринимать световой поток. Различные значения ISO предполагают: для высокой чувствительности (ISO 400 и более единиц) — короткое экспонирование фотоэлемента, для малой светочувствительности (ISO 100 единиц и меньше) — длительные выдержки, при неизменном значении диафрагмы. В большинстве цифровых камер высокое значение ISO всегда связано с сильными цифровыми шумами, аналогом пленочной зернистости, а порой и со снижением точной цветопередачи. Это заставляет более тщательно выбирать правильную светочувствительность.
z
Если у вас остались вопросы об экспозиции в фотографии, задайте их в разделе «Вопросы эксперту»!
prophotos.ru