Узбекистан таджикистан – Таджикистанско-узбекистанские отношения — Википедия

Содержание

Таджикистанско-узбекистанские отношения — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 августа 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 августа 2018; проверки требуют 4 правки.
Таджикистанско-узбекистанские отношения

Таджикистанско-узбекистанские отношения — двусторонние отношения между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. Дипломатические отношения были установлены в 1992 году. Протяжённость государственной границы между странами составляет 1312 км[1].

После распада Советского Союза оба государства получили независимость.

Договорно-правовая база двусторонних отношений состоит из 111 межведомственных и межгосударственных соглашений и договоров. Одним из основных документов, определяющих направления отношений, является Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, подписанный в 4 января 1993 года

[2], и Договор о вечной дружбе от 15 июня 2000 года[3].

В 1998 году в столице Таджикистана начало функционировать дипломатическое представительство Узбекистане на уровне миссии[4].

Но с 1995 года отношения между Таджикистаном и Узбекистаном стали входить в полосу нарастающего и открытого взаимного отчуждения. Власти Узбекистана считали, что за поставляемую нефть, нефтепродукты и газ Таджикистану необходимо платить справедливую цену[5].

С ноября 2009-го по февраль 2010 года узбекские железнодорожники задержали около 400 вагонов грузов, предназначавшихся Таджикистану, а с начала февраля по июнь — уже порядка 2000. В ноябре 2011 года Узбекистан после взрыва на линии Галаба—Амузанг полностью прекратил железнодорожное движение на этом участке, что означало транспортную блокаду всего южного Таджикистана. В январе 2012 г. Узбекистаном под предлогом ремонта были закрыты 9 из 16 пропускных пунктов на границе с Таджикистаном. В апреле 2012 г. Узбекистан прекратил поставки в Таджикистан природного газа, что создало угрозу для работы Таджикского алюминиевого завода.

Все эти меры связывали с тем, что Узбекистан резко возражает против строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане. Оно может привести к обмелению Амударьи, что нанесет урон хлопководству Узбекистана. Кроме того, как утверждали в Узбекистане, строящаяся плотина ГЭС находится в сейсмоопасной зоне и в случае её разрушения теоретически могут быть затоплены и населенные пункты Узбекистана ниже по течению.

Также между Узбекистаном и Таджикистаном существовал территориальный конфликт вокруг Фархадской ГЭС[6][7]

После прихода к власти в Узбекистане президента Шавката Мирзиёева узбекско-таджикские отношения улучшились. В 2017 году были возобновлены авиарейсы между столицами двух стран, была восстановлена железная дорога Галаба – Амузанг, была открыта международная автодорога А-377 на участке Самарканд – Пенджикент, возобновили работу около пункты пропуска на узбекско-таджикской границе

[8]. В 2018 году было достигнуто соглашение о возобновлении поставок узбекского газа в Таджикистан[9], была достигнута договорённость о том, что территория, на которой расположена Фархадская ГЭС, будет признана территорией Таджикистана, а сам гидроэнергетический объект – собственностью Узбекистана. Охрану объекта будет осуществлять таджикская сторона, а его техническим обслуживанием будет заниматься Узбекистан[10] Узбекистан также отказался от критики строительства Рогунской ГЭС, а затем и одобрил его[11]
.

ru.wikipedia.org

Таджикистан отдает Узбекистану приграничный участок: подробности

Таджикистан готовится передать Узбекистану спорный участок границы в Матчинском районе Согдийской области

ДУШАНБЕ, 5 ноя — Sputnik. Таджикистан и Узбекистан готовятся передать друг другу земельные участки. Речь идет о двустороннем обмене спорными территориями, а не о продаже или временной сдаче в аренду.

Изначально в местных СМИ появилась информация, что Узбекистану будут переданы — проданы или подарены — не уточнялось, — 300 гектаров земли в Матчинском районе Согдийской области согласно двустороннему соглашению о демаркации и делимитации государственной границы. Также отмечалось, что на указанной территории находится месторождение золота, которое разрабатывает таджикско-канадское предприятие «Апрелевка». Чтобы не расставаться с рудником, таджикская сторона якобы предложила Узбекистану земли в Зафарободском районе.

Председатель Согдийского земельного комитета Джамшед Умарзода заявил Sputnik Таджикистан, что пока не может комментировать информацию, поскольку в данный момент вопрос все еще обсуждается, а он сам находится на переговорах.

Председатель Аштского района Зариф Мирдадо также ушел от ответа, сказав, что подобные заявления находятся в компетенции правительства Таджикистана и официально о передаче территорий никто не объявлял.

Глобальный прорыв: Таджикистан и Узбекистан завершают демаркацию границы

При этом источник в земельном управлении Матчинкого района рассказал, что речь идет о передаче Узбекистану вовсе не 300 гектаров земли, а водного резервуара, расположенного как раз в Матчинском районе. Площадь составляет около 1 тысячи гектаров. В советское время эта территория принадлежала Узбекской ССР, там промывали добытые на месторождении минералы. Недалеко от границы расположен крупный Алмалыкский горно-металлургический комбинат.

«В свою очередь Узбекистан вернет участок таджикского кишлака, находящегося на своей территории, с населением около 60 тысяч человек. Это двусторонний обмен между странами. В данный момент детали обсуждаются на государственном уровне», — пояснил он.

Напомним, последний раз делегации Таджикистана и Узбекистана провели переговоры о демаркации границы 28 октября 2019 года. Стороны согласовали организационно-правовые вопросы процесса.

tj.sputniknews.ru

Отношения Таджикистана и Узбекистана сегодня

Отношения Таджикистана и Узбекистана начались складываться задолго до их официальной даты, когда страны установили дипотношения в 1992 году.

Период образования национальных республик

История взаимоотношений Таджикистана и Узбекистана в их более-менее устоявшихся современных границах началась ровно сто лет назад, в 1918 году. Тогда большевики установили в Центральной Азии свою власть, одержав победу над Кокандской автономией и окончательно упразднив Туркестанское губернаторство, куда входили нынешние территории всех центральноазиатских республик.

На месте гигантской административной единицы царских времен появились четыре молодые социалистические республики размером поменьше: Киргизская АССР, Туркестанская АССР, Бухарская и Хорезмская Народная Советская Республика.

Однако такое разделение не отражало реальной этногеографической картины региона. Казахи, узбеки, кыргызы, таджики, туркмены и русское население (не говоря о небольших этнических группах в составе этих народов) оказались искусственно разделены наспех нарисованными на карте границами.

Это не устраивало население региона и не соответствовало политике советского руководства, а потому в 1924-м в Центральной Азии начался процесс образования в составе СССР административно-территориальных единиц по национальному признаку.

Таджикистан и Узбекистан в составе СССР

И хотя такой процесс казался логичным компромиссом, многие исследователи не без основания полагают, что национально-территориальное размежевание Центральной Азии предопределило будущие непростые взаимоотношения между республиками. Достаточно вспомнить до сих пор неоконченный спор между властями Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана вокруг Ферганской долины.

Однако на тот момент большевикам казалось, что государство победившего пролетариата будет существовать почти что вечно, о подобных проблемах партийное руководство не задумывалось и продолжило свою административную политику.

Любопытный факт — с 1924 до 1929 автономная Таджикская Советская Социалистическая Республика входила в состав Узбекской ССР. А уже с 1929 по 1991 год Таджикская ССР была самостоятельной единицей в составе СССР.

Обе центральноазиатские советские республики были частью общей региональной энергосистемы, где одна ССР компенсировала соседу нехватку тех или иных ресурсов за счет собственных излишков. Так, Узбекистан поставлял в Таджикистан природный газ, откуда, в свою очередь, соседу поставляли воду, уже тогда ставшую дефицитом в засушливых узбекских районах.

Отношения Таджикистана и Узбекистана после 1990-х

После распада Советского Союза Таджикистан и Узбекистан провозгласили независимость и установили дипломатические отношения 22 октября 1992-го. А в 1995-м в Ташкенте открылось посольство Республики Таджикистан.

Естественно, с учетом общей многовековой истории, географического и геополитического расположения и перспектив своего экономического развития страны старались уделять как можно больше внимания дальнейшему развитию двустороннего взаимовыгодного сотрудничества.

Договорно-правовая база между Таджикистаном и Узбекистаном составляет 111 соглашений и документов, подписанных за последние 16 лет на межправительственном и межведомственном уровнях.

Документы охватывают все ключевые направления сотрудничества двух стран и обеспечивают правовую базу для дальнейшего совместного развития Таджикистана и Узбекистана в политической, торгово-экономической и других сферах.

Правда, стоит отметить, что отношения двух стран не всегда были безоблачными. В начале 90-х, после распада СССР, когда республики обрели независимость, у руля Узбекистана встал Ислам Каримов, а Таджикистан в разгар гражданской войны возглавил Эмомали Рахмон.

И уже тогда между странами постепенно стали накапливаться взаимные претензии. Они касались спорных участков ранее общих территорий, особенно в плодородной Ферганской долине, а также вопросов гидроэнергетики, в частности, перспектив строительства Рогунской ГЭС, которая позволила бы Таджикистану контролировать значительную часть водных ресурсов региона.

С годами взаимные обвинения достигли апогея. И вот тогда власти РУз пошли на разрыв отношений со своим ближайшим соседом. Граница с Таджикистаном была закрыта и частично заминирована, участок железной дороги между странами был разрушен, прямое авиасообщение отменено. Более того, между странами был установлен визовый режим.

Такое охлаждение отношений между Душанбе и Ташкентом уничтожило на корню легальную приграничную торговлю и стало настоящей трагедией для сотен семей, чьи родственники остались по разные стороны кордона.

Начало потепления отношений между Таджикистаном и Узбекистаном

Основными документами, регулирующими вектор двусторонних отношений Таджикистана с Узбекистаном, считаются Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РТ и РУз, подписанный 4 января 1993 года в Ташкенте, а также Договор о вечной дружбе между республиками от 15 июня 2000.

Эти документы декларируют взаимное уважение независимости и государственного суверенитета, равноправие, невмешательство во внутренние дела друг друга, обоюдное стремление к установлению партнерских экономических связей как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов.

Так, 4 января 1998 года по приглашению Каримова в Узбекистан с официальным визитом прибыл президент Эмомали Рахмон. Данный визит способствовал активизации таджикско-узбекских двусторонних отношений, однако принципиальных конфликтов между властями двух стран разрешить, увы, так и не смог.

Не менее значимым событием в истории двух государств стал первый официальный визит Ислама Каримова в Душанбе в июне 2000-го.

А в конце 2001-го состоялась рабочая поездка Эмомали Рахмона в Узбекистан. Тогда в совместном заявлении, принятом по итогам встречи, были зафиксированы основные пути конструктивного решения всего спектра проблем, существующих в таджикско-узбекских отношениях.

Почти год спустя, 5 октября 2002-го, был подписан Договор о государственной границе между Таджикистаном и Узбекистаном. В настоящее время продолжается работа по окончательному согласованию оставшихся около 60 километров спорных территорий. Чуть ранее в Душанбе прошло первое заседание таджикско-узбекской Межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества.

В феврале 2009-го очередная важная веха в дипломатических отношениях между странами: в столице Таджикистана состоялись очередные заседания межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству и делимитации госграницы.

В период с 2010 встречи на межправительственных уровнях проходят на постоянной основе.

Новейший период в истории Таджикистана и Узбекистана

Значительных результатов в потеплении отношений двух республик удалось добиться за прошедший 2017-й. Таджикистан и Узбекистан заметно укрепили сотрудничество. Многие эксперты связали это с деятельностью нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. За прошедший год стороны не только провели Дни культуры Узбекистана в Душанбе и Таджикистана в Ташкенте, но и организовали несколько торгово-экономических выставок-ярмарок, в ходе которых предприниматели двух стран заключили контракты на несколько миллионов долларов. Также были аннулированы самые абсурдные решения прошлых лет. Был отменен визовый режим и восстановлено прямое авиасообщение между странами.

Уже в начале 2018-го стало известно, что новый президент Узбекистана собирается посетить Душанбе. В марте 2018-го исторический визит состоялся. В ходе переговоров Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев подписали 27 соглашений, которые затронули разные сферы взаимодействия двух стран. Большинство договоров касались экономического взаимодействия.

Также республики возобновили движение поездов на железнодорожном участке «Амузанг-Хошади», связывающим Сурхандарьинскую область Узбекистана с Хатлонской областью Таджикистана. Пассажирские поезда на этом участке появились впервые за 7 лет.

В 2011-м с узбекской сторона демонтировала железнодорожные пути на перегоне Амузанг-Галаба, мотивируя их сильной изношенностью. Восстановить сообщение было решено только в 2017-м. И теперь железнодорожная линия не только соединит двух соседей, но и расширит транзит грузов в Афганистан и Туркменистан.

Не менее значимой темой встречи Мирзиёева и Рахмона была окончательная отмена виз. Предварительным шагом к этому стало открытие 1 марта девяти приграничных КПП. В тексте нынешнего визового соглашения отмечается, что граждане двух государств могут находиться на территории друг у друга в течение 30 дней без каких-либо разрешительных документов.

Обсуждались и другие темы, связанные с конфликтной риторикой и взаимными претензиями прошлых лет: окончательное разминирование границ, совместное обучение силовиков, возобновление авиасообщения.

Мирзиёев о визите в Таджикистан: мы сделали то, о чем мечтали наши народы

Но важнее всего, что спустя десятилетия власти наконец-то договорились по вопросу водопользования и гидроэнергетики — краеугольному камню всех остальных противоречий в отношениях соседских республик. Лично Шавкат Мирзиёев выразил желание рассмотреть возможность участия Узбекистана в строительстве гидроэнергетических объектов Таджикистана, в том числе Рогунской ГЭС.

Дополнительно стороны создадут объединенную комиссию по изучению вопросов использования пресной воды Сарезкого озера.

В последние полтора года стороны стремятся обеспечить свободное перемещение населения, товаров и услуг, содействовать более эффективному развитию многих отраслей экономики и использовать общий транзитный потенциал для выхода на другие рынки региона.

А общие историко-культурные ценности, традиционно отличающиеся взаимоуважением и добрососедством, закладывают прочный фундамент для дальнейшего сотрудничества Таджикистана и Узбекистана.

Рахмон и Мирзиёев обсудили, как дальше укреплять отношения между странами

В ближайшее время состоится визит президента Таджикистана в Узбекистан. Событие, несомненно, станет знаковым в истории узбекско-таджикских отношений и продемонстрирует принципиально новое качество повестки двустороннего диалога, сообщает узбекская пресса.

Ожидается, что Эмомали Рахмон обсудит со своим коллегой Шавкатом Мирзиёевым в первую очередь вопросы двухсторонней безопасности, водную проблему и общую угрозу от террористов в Афганистане.

tj.sputniknews.ru

Таджикистан и Узбекистан: перспективы развития отношений

Долгое время Таджикистан и Узбекистан находились в состоянии холодной войны. Между республиками было прервано авиасообщение, отменены автобусные рейсы, демонтирована часть железной дороги, введен визовый режим.

А на заминированных участках общей границы гибли люди. Сегодня эти страны – стратегические партнеры. Однако проблемы между странами еще решены не все.

Президенты Эмомали Рахмон и Шавкат Мизриёев в нынешнем году встречались дважды. В марте 2018 году узбекский лидер приезжал в Душанбе, в августе – Ташкент посетил Эмомали Рахмон.

Эксперты назвали визит Рахмона в Ташкент зеркальным отражением визита Мирзиева в Душанбе. По итогам переговоров было подписано по 27 документов. Но, как заметил Эмомали Рахмон, нынешний визит «будет вписан в историю отношений двух соседних стран». Отношения Таджикистана и Узбекистана вышли на уровень стратегического партнерства.

Получили свое положительное разрешение крайне болезненный в двухсторонних отношениях визовый вопрос, демаркация и делимитация границ, запуск новых железнодорожных и автобусных маршрутов, открытие дополнительных КПП. Восстановлено авиасообщение между столицами. В 2019 году планируется открыть авиасообщение между Душанбе и узбекскими городами Бухарой и Самаркандом, где проживает большое количество этнических таджиков.

Помимо этих соглашений Рахмон и Мирзиёев договорились и по другим важным вопросам, что стало известно из совместного заявления президентов по итогам переговоров. В этом документе отмечается, что стороны решили проработать перспективы строительства двух гидроэлектростанций общей мощностью 320 МВт на территории Таджикистана на реке Зарафшан.

Ранее главы государств поручили межправительственной комиссии изучить вопрос использования пресной воды Сарезского озера для питьевых нужд обеих стран. При этом тема строительства Рогунской ГЭС, которая стала важным элементом мартовских переговоров, в этот раз публично не поднималась.

Удалось ли главам двух государств снять торгово-экономические барьеры, пока не известно. Дело в том, что находясь в Душанбе, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил, что «нынешний показатель товарооборота не соответствует потенциалу двух стран, имеются широкие неиспользованные возможности для доведения его до миллиарда долларов». Ташкент в рамках предэкспортного финансирования выделил Душанбе 100 миллионов долларов, чтобы таджикские импортеры закупали узбекскую продукцию.

Однако на пути у предпринимателей Узбекистана встала таджикская таможня, ограничив ввоз продовольственной продукции. В Министерстве внешней торговли Узбекистана назвали ограничение узбекского импорта нарушением Таджикистаном соглашения о свободной торговле между странами.

Стороны обязались не применять таможенные пошлины, налоги и сборы, а также не вводить количественные ограничения на экспорт/импорт товаров, проходящих с таможенной территории одной из договаривающихся стран. Поэтому ожидания узбекской власти по увеличению товарооборота в нынешнем году не оправдаются.

По прогнозу специалистов, товарооборот по итогам года составит при оптимистическом сценарии – около 140 миллионов долларов, при средневзвешенном – 120-125 миллионов Узбекистан рассчитывал на увеличение товарооборота к 2020 году до 500 миллионов долларов. В структуре товарооборота Таджикистана Узбекистан находится на пятом месте. Впереди него – Россия, Казахстан, Китай и Турция. По мнению ряда экспертов, Таджикистан не готов предоставить узбекскому бизнесу возможность расширить присутствие на своих рынках и будет искусственно сдерживать этот процесс.

Доктор политических наук заместитель директора Центра стратегических оценок и прогнозов (Россия) Игорь Панкратенко считает  главной задачей Узбекистана и лично президента Мирзиёева — строить динамично развивающийся на основе добрососедства и тесного взаимовыгодного сотрудничества регион, способный самостоятельно давать адекватные ответы на современные угрозы и вызовы. «В то же время Душанбе сохраняет предельно настороженное отношение к Ташкенту и политике Шавката Мирзиёева в регионе и не выражает готовности к расширению двухсторонних связей», – отметил эксперт.

На афганском направлении у Ташкента и Душанбе тоже есть разногласия. Таджикские власти не намерены признавать лидерство Ташкента в регионе и соглашаться с его подходами в отношении афганской проблемы, в частности – с идеей узбекской стороны провести легализацию радикального движения «Талибан» (запрещена в РФ) и его инфильтрацию в органы власти Афганистана в качестве равноправной политической силы.

Таким образом, подписанный в Ташкенте Договор о стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан носит достаточно декларативный характер. Эксперты не исключают, что отношения между странами из-за позиции Душанбе будут оставаться напряженными. Активность Шавката Мирзиёева в регионе воспринимается таджикскими властями в целом настороженно. Удастся ли Ташкенту переломить ситуацию, пока не известно.

tj.sputniknews.ru

Достижения Таджикистана и Узбекистана за год дружбы

ДУШАНБЕ, 26 апр — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. Больше года прошло с тех пор, как в Душанбе состоялась первая дружеская встреча президентов Таджикистана и Узбекистана. Это важный публичный шаг к налаживанию отношений между государствами, которые, увы, были сложными еще с 1990-х годов.

Некоторые эксперты отмечают, что сближение началось не в прошлом году, а еще осенью 2016 – сразу после прихода к власти в Узбекистане президента Шавката Мирзеева. Много хорошего, что было в советское время, возобновилось.

В каких сферах Таджикистану и Узбекистану удалось добиться плодотворного сотрудничества и как оно влияет на на жизнь простых граждан, разбирался Sputnik Таджикистан.

Демаркация границы и новые горизонты

При первом президенте Узбекистана Исламе Каримове граница с Таджикистаном была фактически закрыта. Чтобы въехать на территорию Узбекистана, таджикские граждане должны были получать визы, которые выдавали с трудом. Был очень жесткий режим регулирования поездок, а ведь это ударяло по человеческим связям.

Многие родственники из приграничных регионов оказались разделены и очень редко имели возможность видеться. Только если на территории третьей страны, что весьма дорого.

Рахмон и Мирзиёев выбрали другой путь отношений и подписали документ «О взаимных поездках граждан». В рамках соглашения был введен безвизовый режим для граждан своих государств на срок до 30 дней. Таким образом, страны решили крайне болезненный вопрос.

Причем сделали они это во время исторического визита Мирзиёева в Душанбе. Введение безвизового режима стало одним из самых долгожданных событий для граждан Таджикистана и Узбекистана.

Этой мере радовались жители обеих республик. Толпы таджикистанцев хлынули в Узбекистан, чтобы встретиться с родственниками, которых не видели много лет.

Мера серьезно облегчила жизнь, а также благоприятно повлияла на туристическую отрасль Таджикистана.

Лед растаял: между Таджикистаном и Узбекистаном отменены визы

Сейчас на таджикско-узбекской границе работают автомобильные и железнодорожные пункты пропуска. Также возобновились авиарейсы между Душанбе и Ташкентом, была восстановлена железная дорога Галаба — Амузанг (связывает южные области Таджикистана и Узбекистана), открыта международная автодорога А-377 на участке Пенджикент-Самарканд. Все это очень ценно для широких народных масс.

Согласно официальным данным, в сутки границу между Таджикистаном и Узбекистаном пересекают порядка 20 тысяч человек.

Строительство Рогунской ГЭС и поставки газа

Рогунская ГЭС долгое время была причиной серьезного конфликта между таджикскими и узбекскими властями. Покойный президент Узбекистана Ислам Каримов считал проект опасным для хозяйства на территории Узбекистана.

Ведь река Вахш из Таджикистана в Узбекистан, а Узбекиcтан итак всегда испытывал нехватку воды для орошения. Также это могло повлиять на экологическую и продовольственную безопасность соседних стран. В августе 2015 года руководство Узбекистана официально выразило протест в связи со строительством Рогунской ГЭС. Рычагом давления была зависимость таджикских дорог, транзитных перевозок.

Шавкат Мирзиёев, став президентом Узбекистана, отказался от критики строительства.

В начале 2018 года была достигнута договоренность о том, что плотина, на которой расположена Фархадская ГЭС, будет признана территорией Таджикистана, а сам гидроэнергетический объект – собственностью Узбекистана. 16 ноября 2018 года был торжественно запущен первый гидроагрегат в присутствии представителей ряда иностранных государств, международных организаций и журналистов.

О чем говорили Рахмон и Мирзиёев в Китае

Сегодня Узбекистан участвует в таджикских гидроэнергетических проектах и получает выгоду от строительства ГЭС. Например, для проекта закупают грузовики, произведенные на заводе в Самарканде. По завершения проекта, плотина Рогунской ГЭС станет самой высокой в мире (335 метров).

Товарооборот, который бьет все рекорды

В рамках исторического визита в 2018-м состоялся форум деловых кругов двух стран. На встречах были подписаны документы по экспорту товаров и услуг из Таджикистана в Узбекистан на сумму 482 миллиона долларов. Импорт же узбекской продукции предполагался на сумму 143 миллиона долларов.

Сегодня Таджикистан поставляет в соседнюю республику первичный алюминий, электроэнергию, хлопок-волокно, руду, цемент, необработанную кожу, кокон, шелк-сырец, различные ткани, алкогольные напитки, ковры и прочее.

Узбекистан же экспортирует в дружественную страну текстильную продукцию, минеральные удобрения, пластмассу, обувь, керамические изделия, цветные металлы, электрическое и механическое оборудование.

Также в 2018-м было достигнуто соглашение о возобновлении поставок природного газа из Узбекистана в Таджикистан. Контракт купли-продажи подписали газораспределительные компаниями двух стран, в рамках государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Душанбе.

Документ предполагает импорт в Таджикистан 126 миллионов кубометров узбекского газа.

В рамках договора Узбекистан предоставил Таджикистану в прошлом году около 126 миллионов кубометров природного газа на общую сумму 15,1 миллиона долларов. Эта цена – более чем в два раза дешевле существующих на сегодня мировых цен.

Напомним, в 2012-м Узбекистан приостанавливал поставки газа в Таджикистан. Промышленные предприятия были вынуждены перейти на синтезированный газ, получаемый из угля, и использовать в качестве топлива сам уголь.

Узбекистан и Таджикистан согласовали работы по демаркации границы

Рахмон и Мирзиёев неоднократно отмечали, что в Узбекистане и Таджикистане придается особое значение расширению взаимной торговли. Так, в 2018-м году показатель вырос на 62% по отношению к аналогичному периоду 2017-м. 

Товарооборот между Таджикистаном и Узбекистаном за два месяца 2019-го составил почти 30 миллионов долларов, что больше на 3% аналогичного прошлогоднего показателя.

tj.sputniknews.ru

Таджикистан — Википедия

Республика Таджикистан
тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон
перс. جمهوری تاجیکستان‎
Гимн: «Национальный гимн Республики Таджикистан»
Дата независимости 9 сентября 1991 года (от СССР)
Официальный язык таджикский[1](государственный)
русский (язык межнационального общения)
Столица Душанбе
Крупнейшие города Душанбе, Худжанд, Бохтар, Истаравшан, Куляб
Форма правления президентская республика[2]
Президент Эмомали Рахмон
Премьер-министр Кохир Расулзада
Председатель Маджли́си Оли́ Махмадсаид Убайдуллоев
Гос. религия светское государство[3]
Территория
 • Всего &&&&&&&&&0 141 400,&&&&&0141 400[4] км² (93-я в мире)
 • % водной поверхн. 0,3
Население
 • Оценка (1 января 2019) ▲&&&&&&&&09 126 600,&&&&&09 126 600[5] чел. (95-е)
 • Перепись (2010) &&&&&&&&07 417 400,&&&&&07 417 400[5] чел.
 • Плотность 64,5[5] чел./км²
ВВП (ППС)
 • Итого (2017) 27,802 млрд[6] долл. (128-й)
 • На душу населения 3146[6] долл. (50-й)
ВВП (номинал)
 • Итого (2018) 7,632 млрд[6] долл. (147-й)
 • На душу населения 1092[6] долл.
ИЧР (2018) ▲0,650[7] (средний; 127-е место)
Названия жителей таджик, таджичка, таджики
Валюта сомони (TJS, код 972)
Интернет-домен .tj
Код ISO TJ
Код МОК TJK
Телефонный код +992
Часовой пояс UTC+5
Автомобильное движение справа[8]

Таджикиста́н (тадж. Тоҷикистон, перс. تاجیکستان‎), официальное название — Респу́блика Таджикиста́н (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон, перс. جمهوری تاجیکستان‎) — государство в Центральной Азии, расположенное в предгорьях Памира и не имеющее выхода к морю. Это наименьшее по площади государство Средней Азии. Граничит с Узбекистаном на западе и северо-западе, с Киргизией — на севере, с Китаем — на востоке, с Афганистаном — на юге.

Столица — город Душанбе.

Государственный язык — таджикский, при этом Таджикистан — единственное персоязычное государство в бывшей советской Средней Азии. Большинство населения Таджикистана исповедует ислам суннитского толка.

Таджикистан богат природными ресурсами, но так как 94,1 % территории республики занимают горы, их добыча затруднена слаборазвитой инфраструктурой. Таджикистан расположен вдали от основных евразийских транспортных потоков.

Название «Таджикистан» (тадж. Тоҷикистон; перс. تاجیکستان‎ — Тоҷикисто́н — «страна таджиков») происходит от самоназвания таджиков и суффикса -истан / -стан. Название появилось в 1924 году в результате национально-территориального размежевания Средней Азии[9] и создания Таджикской АССР в составе Узбекской ССР (в 1929—1991 годах — Таджикская ССР).

Предки таджиков называли свою страну «Aryānam Vaeja»[10]. Это название происходит от древнеиранского aryanam» и авест. airyanam (на среднеперсидском — Erān, на таджикском — Эрон) и означает «Страна Ариев». Предполагается, что в эпоху Ахеменидов (550—327 годы до н. э.) понятие «Aryānam Vaeja» трансформировалось в «Aryānam Xšaθram» — «Государство Ариев». Арийские племена (арьи, ед. ч. — «Ариец» — арья; от авестийского слова aria и иранского ariya — «благородный», «чистый») — название древних индоиранских племён, которые в начале II тысячелетия до н. э. отделились от индоевропейских племён и переселились в Центральную Азию (Айиряна Ваэджа (авест.) — «арийский простор, страна»). В конце II тыс. до н. э. часть индоиранских племён переселилась в земли современного Ирана и Северной Индии. В исторических источниках арийцы (арьи, aria) упоминаются как предки народов государств Ариана, Туран, Древняя Бактрия, Согд, Хорезм, Персия, Мидия и Хорасан[11][12][13].

Со времён Ахеменидов название «Иран» (на таджикском — Эрон) закрепилось за государствами западно-иранских народов, создавших мощные централизованные империи. Erānšahr (Эроншаҳр) происходит от авестийского Airyānam Xšaθram. Авестийский дифтонг ai трансформировался в среднеперсидский гласный е. Восточно-иранские народы, непосредственные предки таджиков, назвали свою землю «Туран» (на таджикском — Турон). Страна восточно-иранских народов[14][15][16] — Туран — была политически раздроблена на четыре отдельных государства: Согд, Бактрия, Хорезм, Маргиана. Предками таджиков были также кочевые племена саков.

Условной границей между Ираном и Тураном в древние времена была сначала Сырдарья, а в более поздние времена — Амударья.

Первые государственные образования, существовавшие на территории современного Таджикистана — Бактрия и Согдиана, появившиеся ещё до начала нашей эры.

Саманиды (892—999)[править | править код]

Государство Саманидов на пике могущества

Саманиды (перс. سامانیان‎) — династия, правившая в Средней Азии и Иране в 819—999 годы.

Название получила от имени Саман-худата из селения Саман близ Балха. За помощь, оказанную при подавлении антиарабского восстания Рафи ибн Лейса (806—810), сыновья и внуки Самана получили в 872 году в управление все наиболее важные области Мавераннахра. В 892 году Исмаил Самани становится основателем (эмиром) Саманидского государства, объединив некоторые части Мавераннахра и Хорасана (Среднюю Азию и Афганистан) в единое централизованное государство.

Впоследствии Саманидским эмирам подчинялся и Хорасан, подконтрольный Аббасидскому халифату. Вскоре Саманидам удалось установить полную независимость от Багдада (875—999). Государство Саманидов перестало существовать в 999/1005 годах в результате нашествия тюркоязычных племен Караханидского и Газневидского государств[17].

Гуридский султанат (879—1215)[править | править код]

Гуридское государство на пике могущества при Гийас уд-Дин Мухаммад

Гури́дский султана́т (перс. سلسله غوریان‎; тадж. Ғуриён, Шансабониён) — средневековое таджикское[18] государство существовавшее на территории современного Афганистана, Ирана, Пакистана, Таджикистана и Индии с 1148 по 1206 год. Правящая династия — Гуриды, происходившие из рода Сури, от имени Сури ибн Мухаммада, первого вождя племени Гур в местности Мандеш. Центром государства была область Гур (отсюда название). Столицами были города Фирузкух и Газни[19]. Основателем могущества династии является Изз уд-Дин Хусайн ибн Саам, мир хаджиб двора Газневидов.

После завоевания Гура Махмудом Гезнавидом в 1011 году, династия Гуридов перешла из буддизма в суннитский ислам. Абу Али ибн Мухаммад (царствовал в 1011—1035 годах) был первым мусульманским правителем династии Гуридов, который строил мечети и исламские школы в Гуре.

Династия свергла государство Газнавидов в 1186 году, когда Султан Музиз ад-Дин Мухаммад из Гура завоевал последнюю столицу Газнавидов Лахора. Империя Гуридов охватывала Хорасан на западе и достигла северной Индии до Бенгалии на востоке[20].

Картиды (1244—1381)[править | править код]

Государство Куртидов в период максимального расцвета

Картиды — средневековая династия таджикского[21] происхождения, правившая на территории Хорасана в XIII—XIV веках. Картиды изначально были подвластны султану династии Гуридов Гийас уд-Дина Мухаммада, а затем стали вассалами Монгольской империи[22]. При распаде государства Хулагуидов в 1335 году правитель Картидов Муиз уд-Дин Хусайн ибн Гийас пытался расширить свои владения. Смерть Хусайна в 1370 году и вторжение войск Тамерлана в 1381 году поставили крест на амбициях Картидов[22].

Таджикская ССР[править | править код]

В 1924 году в результате национально-территориального размежевания в Средней Азии на территории Таджикистана была образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. Город Душанбе, образовавшийся в 1924 г. результате слияния трёх селений (Сари-Осиё, Шохмансур и Душанбе), стал её столицей.

16 октября 1929 года была образована Таджикская ССР, которая 5 декабря того же года вошла в состав СССР на правах союзной республики. Инициатором преобразования автономной республики в союзную был таджикский партийно-государственный деятель Шириншо Шотемор.

Здание правительства

В 1930-е годы и во время Великой Отечественной войны в стране проводилась плановая индустриализация, которая сопровождалась перестройкой национальной экономики и притоком квалифицированной рабочей силы из РСФСР и других республик СССР.

С 1937 по 1946 годы председателем Совета министров Таджикской ССР был М. К. Курбанов.

С 1946 по 1956 год 1-м секретарём ЦК КП Таджикской ССР был политик и учёный-историк Б. Гафуров.

В середине 1950-х верх в руководстве Таджикской ССР взяли выходцы из Ленинабада, что имело свои последствия (все последующие руководители ЦК КП ТССР Ульджабаев, Расулов, Набиев, Махкамов были родом или работали ранее в Ленинабадской области). Для 1970-х и 80-х годов был также характерен кадровый застой (Расулов находился на своём посту 21 год).

Главной специализацией Таджикской ССР была хлопковая промышленность. Между тем, в 60—70-е годы были созданы новые отрасли экономики — машиностроительная, текстильная, электротехническая и химическая промышленности, а также гидроэнергетика.

В 1991 году Таджикская ССР в результате распада СССР стала независимым государством Таджикистан.

Независимый Таджикистан[править | править код]

Дворец наций, г. Душанбе, Таджикистан
  • 9 сентября 1991 — принятие на сессии Верховного Совета РТ Заявления и Постановления «О государственной независимости Республики Таджикистан». 9 сентября объявлен в республике как праздник День независимости Республики Таджикистан.
  • 25 декабря 1991 — вступление Республики Таджикистан в Содружество Независимых Государств (СНГ)[23].
  • 26 февраля 1992 года — вступление Республики Таджикистан в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
  • 2 марта 1992 года — вступление Республики Таджикистан в состав государств — членов Организации Объединённых Наций (ООН).
  • 1 декабря 1993 года — вступление Республики Таджикистан в состав государств — членов Организации Исламская Конференция (ОИК).
  • 5 мая 1992 — 27 июня 1997 — годы гражданской войны. Ущерб, нанесённый экономике республики в годы войны, составил более 10 миллиардов долларов[24].
  • В мае 1992 года после попытки переворота в Душанбе, которую предприняли сторонники национально-демократической оппозиции, представители оппозиции были введены в «Правительство национального примирения». Противостояние между бывшей коммунистической элитой и национально-демократическими и исламистскими силами перешло из политической сферы в этническо-клановую. В июне 1992 года в южных районах Таджикистана вспыхнули вооружённые столкновения между сторонниками и противниками Рахмона Набиева. Так в стране началась гражданская война. 31 августа сторонники оппозиции захватили резиденцию президента и заложников (президент Рахмон Набиев скрылся в здании Комитета национальной безопасности). 7 сентября 1992 года в аэропорту г. Душанбе Рахмон Набиев под давлением вооружённой оппозиции был смещён с поста Президента Республики Таджикистан. В этот период сторонниками правительства был создан Народный фронт Таджикистана (военно-политическая организация), провозгласившая своей целью восстановление «конституционного порядка». 27 сентября 1992 года Народный фронт занял захваченный ранее исламистами Курган-Тюбе, а затем прилегающий к нему регион. Некоторую ограниченную политическую поддержку Народный фронт получил со стороны Узбекистана. Россия негласно оказывала содействие Народному фронту Таджикистана. Наступил паралич власти в центре и на местах. Правительство «народного согласия», созданное ещё в мае 1992 года, не контролировало республику.
  • 24 октября 1992 года — первая попытка занять Душанбе вооружёнными формированиями Народного фронта закончилась неудачей, в городе погибли и были ранены сотни человек. Потерпев неудачу, они взорвали единственную железную дорогу, соединяющую главную магистраль с центральными районами страны, в Душанбе и в районах восточного региона нависла угроза голода.
  • Осенью 1992 года многие жители юга Таджикистана, спасаясь от войны, стали переходить афганскую границу, уезжать в более спокойные регионы Таджикистана, а также в другие республики СНГ. По оценкам ООН около 1 млн жителей стали вынужденными переселенцами и более 200 тыс. беженцами, в том числе более 60 тыс. перешли границу Афганистана.
  • 16 ноября — 2 декабря 1992 — состоялась XVI сессия Шурои Оли (Верховного совета) Республики Таджикистан в г. Ходженте, на котором Рахмон Набиев ушёл в отставку с поста Президента, 19 ноября 1992 года Председателем Шурои Оли Республики Таджикистан (фактически главой республики) был избран Эмомали Рахмон. В декабре 1992 года, после решений XVI сессии Верховного совета РТ о прекращении вооружённого противостояния, отряды Народного фронта без боя заняли столицу. Однако нацонально-демократическая оппозиция и исламистские силы неожиданно получили мощную политическую поддержку в лице стран Запада, мусульманских стран, ООН и вновь начали военные действия против Правительства Республики Таджикистан.
  • 6 ноября 1994 года — принятие Конституции (основного закона) Республики Таджикистан по результатам всенародного референдума (26 сентября 1999 года и 22 июня 2003 года — внесение изменений и дополнений в действующую Конституцию РТ). Новый парламент (Шурои оли Республики Таджикистан) объявил 6 ноября государственным праздником День Конституции Республики Таджикистан.
  • 6 ноября 1994 года — избрание Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова (1999 год и 2006 год — повторное переизбрание Президентом РТ Эмомали Рахмона).
  • 27 июня 1997 года — подписание «Общего соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане» в Москве со стороны Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова и руководителя объединённой таджикской оппозиции (ОТО) Саида Абдулло Нури. Заключительное соглашение было подписано после 8 раундов переговоров между правительством РТ и ОТО (1994—1997). 27 июня объявлен в республике государственным праздником — Днём национального единства.
  • 4 июня 1997 — 1 апреля 2000 года — работа Комиссии по национальному примирению (КОМ) в составе 26 членов (13 членов — от правительства РТ и 13 членов — от бывшей оппозиции). КОМ осуществила реализацию в жизнь документов «Общего соглашения о мире и национального согласия в Таджикистане» от 27 июня 1997 года[25].
  • 3-10 ноября 1998 года — антиправительственный мятеж бывшего полковника спецбригады МО РТ Худойбердыева в Х

ru.wikipedia.org

Таджикистан стал безвизовым для узбекистанцев – Газета.uz

Фото: Никита Макаренко / «Газета.uz»

Для граждан Узбекистана, посещающих Таджикистан на срок до месяца, вступил в силу безвизовый режим. Корреспондент «Газеты.uz» убедился в этом, перейдя границу.

20 марта 2018, 14:50   Общество  

Безвизовый режим для граждан Узбекистана, посещающих Таджикистан на срок до 30 суток, официально открыт после ратификации 19 марта таджикским парламентом соглашения, подписанного президентами двух стран в Душанбе 9 марта.

С 20 марта граждане Узбекистана могут пересекать таджикскую границу без виз. «Газете.uz» подтвердили эту информацию утром по телефону в МИД Таджикистана.

Границу можно пересечь пешком, а также на автомобиле, например, на посту «Ойбек» в Ташкентской области. Корреспондент «Газеты.uz» Никита Макаренко выехал на границу, чтобы убедиться в этом. Он благополучно пересек границу и сейчас находится в Таджикистане.

Как сообщили ему сотрудники Комитета охраны государственных границ Узбекистана, в данный момент без «выездной визы» границу могут пересекать только жители приграничных районов Узбекистана. Остальные узбекистанцы, чтобы попасть в Таджикистан, должны иметь в паспорте стикер, разрешающий выезд. По словам пограничников, эта мера, возможно, будет пересмотрена.

В пограничной службе Таджикистана Никите Макаренко сообщили, что пропускают граждан Узбекистана без виз уже с 16 марта, когда был открыт безвизовый въезд в Узбекистан гражданам Таджикистана.

Очереди на границе в сторону Таджикистана в момент ее пересечения не было вообще. Заполнять декларацию не требуется. В обратную сторону была очередь.

Дополнено: Во второй половине дня МИД Узбекистана сообщил о вступлении в силу Соглашения между правительствами Узбекистана и Таджикистана о взаимных поездках граждан. Отныне граждане двух стран могут пребывать на территориях Узбекистана и Таджикистана без виз (до 30 суток) по действительным проездным документам.

www.gazeta.uz

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *