Виктор ахломов википедия – Ахломов, Виктор Васильевич — Википедия

пятьдесят лет репортажа — Российское фото

Виктор Ахломов — один из самых известных советских и российских фотожурналистов, работающих в жанре репортажа. Он четырехкратный обладатель премии World Press Photo, а также множества других национальных и международных премий. Всю жизнь проработав фотокорреспондентом «Известий», он сумел стать узнаваемым в разных странах благодаря своим живым и искренним фотографиям.

Виктор Ахломов родился в 1938 году в Москве.

Виктор Ахломов

В 1960 году он окончил курсы фоторепортеров при ЦДТ и пришел на работу в газету «Неделя», являвшуюся воскресным приложением к газете «Известия».

Утро на площади трёх вокзалов, 1957

В «Известиях» он работает и по сей день, вот уже больше полувека. Но особенно интересно то, что свою первую международную награду Виктор Ахломов получил еще до завершения курсов, в 1959 году на выставке в индийском штате Ашрам.

Проспект Калинина, 1977

Не так просто получить даже одну награду World Press Photo, а у Виктора Ахломова их четыре! Причем получены они подряд, с 1973 по 1976 годы.

Виктор Ахломов, «Москва, Садовое кольцо, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов», 1957 г.

Сам же он довольно просто относится к всевозможным наградам и премиям, приводя такой пример:

«Мой знакомый, Вильгельм Михайловский, в течение полугода, а может, и больше, делал фоторепортаж о приговоренном к смертной казни человеке. Вильгельм был с ним до последнего дня, будто разделяя его участь. Ужасающие и потрясающие фото. За эту коллекцию он получил премию World Press Photo. Так вот, к чему я это: если есть идея, то, работая над ней, получаешь духовное наслаждение, а возможности воплощения сами нанизываются на нее».

Первый фастфуд в метро, 1993

За свою карьеру Виктор Ахломов снял множество самых разных людей и событий, но лучшие его работы всегда отличает искренний интерес к объекту съемки, будь то простой человек на митинге в конце 1980-х или какое-либо из важнейших событий в истории страны за последние полвека.

Всю жизнь проработав газетным фоторепортером, Виктор Ахломов нисколько не сомневается в правильности своего выбора: «Пусть газеты и увядают, но они не умрут. Людям все равно будет приятно с утра за чашечкой кофе полистывать шуршащие страницы».

Юрий Гагарин и Эрнесто Че Гевара, 1964

Из архива «Известий»: Демонстрация на Красной площади, 7 ноября 1945 года.

Виктор Ахломов, «Выпускники 1962 года»

Виктор Ахломов, «Первые разменные автоматы в метро. Станция «Комсомольская», 1965 год

Виктор Ахломов, «Карта московского метрополитена», 1967 год

Виктор Ахломов, «ЦПКиО им. Горького», 1964 год

Виктор Ахломов, «Мосфильм», 1966 год

Виктор Ахломов, «Кинотеатр «Ударник», 1959 год

Виктор Ахломов, «Псковские кузнецы», 1965 год

Виктор Ахломов, «Театр Оперетты», 1960 год

Виктор Ахломов, «К Ленину», 1960 год

Виктор Ахломов, «Перед зеркалом», 1971 год

Виктор Ахломов, «Арбат», 1990 год

Виктор Ахломов, «Торговые ряды в ГУМе», 1993 год

Виктор Ахломов, «Площадь им. Пушкина», 1965 год

Фото: «Известия»

rosphoto.com

Виктор Ахломов – классик советской и российской фотографии

Виктор Ахломов – почётный член Союза фотохудожников России и обладатель многочисленных отечественных и международных наград, среди которых четыре премии всемирно известного конкурса «World Press Photo» (с 1973 по 1976) и награда «Золотой глаз России».

Виктор Ахломов уверен, что среди всех жанров фотографии самый главный – фоторепортаж, отцом которого считают Анри Картье-Брессона. То есть не простой репортаж, а то, направление, что называется «Решающий момент», когда в кадре настолько жизненная картина, что она обобщает мировую ситуацию любви и ненависти, страдания и блаженства. И тогда неважно, где сделан снимок. Он потом живёт вечно.

Ахломов – хроникер советской и постсоветской эпохи. В своих живых и искренних фотографиях он запечатлел уличные моменты, митинги, важные общественные события и многих известных личностей. Среди них: А. Ахматова, А. Вознесенский, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, Ю. Гагарин, Ю. Никулин, Р. Рождественский, А. Солженицын, К. Чуковский и др.


Каток в ЦПКиО им. Горького, 1950-е


Комсомольская площадь, 1955 год


ЦПКиО (набережная), 1957 год


Комсомольская площадь, 1957 год


Мотобол, 1959 год


8 Марта 1959 год


Лужники. Метромост. 1960 год


«Белая ночь в Москве», 1960 — 1961


Красная площадь утром, 1960 — 1962


Здание Госплана. Охотный ряд, 1960 год


Выходной, 1960 год


Зима. Памятник Владимиру Ленину, 1960-е


Мужчина с девочкой на руках, 1960-е


Мальчики в буденовках, 1960-е


Мужчина на костылях и мальчик, 1960-е


Иван Козловский во время выступления, 1960-е


В магазине «Кинолюбитель», 1960 год


Ленинские Горы, 1960 год


Сокольники, 1960 год


В секции абажуров ГУМа, 1960 год


Болельщики на заборе, 1960-е


«Грачи прилетели». Весна в парке МГУ, 1960-е


Застолье, 1961 год


Юрий Гагарин и Никита Хрущев, 15 апреля 1961 год


Ленинский проспект, 12 апреля 1961 год


Никита Хрущев, Герман Титов, Юрий Гагарин, Михаил Суслов и Леонид Брежнев, 9 августа 1961 года


«На высоте», 1962 — 1964


«Осеннее солнце», 1962 — 1964


На реке, 1962 — 1963


В мастерской у Льва Кербеля, 1962 год


Ярославские девчонки, 1962 год


Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, 1963 год


Юрий Никулин, 1963 год


Осенний мотив, 1963 — 1964


Лев Яшин в воротах, 1963 год


Андрей Громыко, Фидель Кастро, Никита Хрущев в ГАБТе, 1 мая 1963 год


Сибирь.Кондинский леспромхоз, 1964 год


Сибирь. Аэропорт Сургута, 1964 год


Марлен Дитрих в Москве, 21 мая 1964 год


Юрий Гагарин и Эрнесто Че Гевара, 11 ноября 1964 год


Голуби. Продавщица семечек, 1965 год


Гимназисты, 1965 год


Соловки. Семья Кучеровых, 1966 год


Рыбак дед Кучеров, 1966 год


Соловки, 1966 год


Дедушка с картошкой, 1967 год


«К Ленину», 1967 год


У Мавзолея, 1967 год


«Любить иных — тяжелый крест!…» («Где только не ступала нога человека»), 1967 год


ВДНХ. Стрижка овец, 1968 год


Сибирь. Тарко-Сале. Улыбка Севера, 1968 год


Пожилой мужчина и трое подростков, 1970-е


Солдат, 1970-е


Двое, 1970 год


В Сандуновских банях в день рождения Анатолия Елисеева. Из серии «Баня», 15 — 30 апреля 1971 год


В Сандуновских банях в день рождения Анатолия Елисеева. Из серии «Баня», 15 — 30 апреля 1971 год


В Сандуновских банях в день рождения Анатолия Елисеева. Из серии «Баня», 15 — 30 апреля 1971 год


Анджела Дэвис в «Известиях», 1 ноября 1971 год


Берегите природу — мать вашу, 1972 год


Илья в бане. Из серии «Баня», 1972 год


Комбайнеры на отдыхе. Из серии «Хлеб наш насущный», 1972 год


Алексей Петренко, 1980-е


У воды, 1980 год


Бабушка Прасковья из деревни Станы, 1981 год


Праздник семьи, 1981 год


Праздник семьи, 1981 год


Из серии «Дети Арбата», 1983 год


Курский вокзал, 1989 год


Вернисаж, 1989 год


Лариса Литичевская. Московская красавица — 89, 1989 год


Митинг на Манежной площади, 23 февраля 1991 год


50 лет Победы! 9 мая 1995 год


Гостиница «Метрополь». Наталья и Александр Солженицыны на вручении итальянской литературной премии, 11 апреля 1995


Бутырский СИЗО, 1998 год


«Псковские кузнецы», 1965 год


«Перед зеркалом», 1971 год


Деды Морозы, 27 декабря 1972 года

Смотрите также:

cameralabs.org

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Виктор Ахломов | Блогер helend_87 на сайте SPLETNIK.RU 7 февраля 2019

Я однажды попала на выставку в Манеже, где были собраны работы Виктора Ахломова. На выставке мне особенно понравилась одна его фотография «Плевать мне на Мальтуса». Она будет в посте. Ради неё весь пост и затевался, чтобы показать её, а заодно и другие прекрасные работы Виктора Ахломова. 

Ахломов Виктор Васильевич (15 марта — 17 апреля 2017) — советский и российский фотожурналист, заслуженный работник культуры России, лауреат премии Союза журналистов РФ.

Виктор Ахломов — один из известных советских и российских фотожурналистов, работающих в жанре репортажа. Он четырехкратный обладатель премии World Press Photo, а также множества других национальных и международных премий. Всю жизнь проработав фотокорреспондентом «Известий», он сумел стать узнаваемым в разных странах благодаря своим живым и искренним фотографиям. 

В 1960 году он окончил курсы фоторепортеров при ЦДТ и пришел на работу в газету «Неделя», являвшуюся воскресным приложением к газете «Известия». 

Не так просто получить даже одну награду World Press Photo, а у Виктора Ахломова их четыре! Причем получены они подряд, с 1973 по 1976 годы. 

За свою карьеру Виктор Ахломов снял множество самых разных людей и событий, но лучшие его работы всегда отличает искренний интерес к объекту съемки, будь то простой человек на митинге в конце 1980-х или какое-либо из важнейших событий в истории страны за последние полвека. 

И вот она самая моя любимая его фотография под названием «Плевать мне на Мальтуса»

 

Обновлено 07/02/19 16:55:

История фотографии «Плевать мне на Мальтуса» Её я снял прямо у дверей редакции, когда бежал по заданию, снимать ударников производства. По улице Горького шёл папаша в очках и шляпе, вёз на коляске одного ребенка, а другого держал на руках. Я сфотографировал эту сценку. После чего случилась интересная и довольно длинная история…
Когда я принёс снимок в редакцию, все заулыбались и тут же начали придумывать подписи, соревноваться в остроумии. Но потом подошёл редактор отдела юмора и сатиры, его звали Виктор Веселовский и сказал: «Не царское это дело – подписи придумывать. Пусть читатели придумывают». Был объявлен конкурс на лучшую подпись и назначен приз.
Так, благодаря мне, родилась в советской журналистике, и это, совершенно медицинский факт, рубрика «Придумайте подпись». Или как её потом в «Литературной газете» назвали: «Что бы это значило». Тем временем, мою фотографию опубликовали в «Санди таймс» и сказали: «Давайте состязаться с русскими в остроумии!», потом к англичанам присоединилась ещё половина Европы.
К нам в редакцию приходили сотни, тысячи писем со всех уголков Земли с вариантами подписи. Выбрали пять лучших. Английская подпись была: «Я купил их в магазине», итальянская подпись: «Пока Петруччио делает опыты». Петруччио, это тот самый итальянец, который хотел сделать человека в пробирке. Тогда Петруччио все знали! Чешская подпись была «Плевать мне на Мальтуса». Ткни в энциклопедию, найди статью про Мальтуса. Там всё написано! Томас Роберт Мальтус, английский ученый, 1766 года рождения и т.д. Выдвинул идею, что если в семье будет рождаться по два ребенка, то через какое-то время планета не выдержит, потому что на всех не хватит питания. Он заявил, что надо иметь не больше одного ребенка…
Русских подписей было больше всего, но победила одна, замечательная: «С таким мужем хоть на край света…»

www.spletnik.ru

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

qwewqeq.wikipedia.green

Легендарный фоторепортер Виктор Ахломов — Секреты мастерства

Представляем вашему вниманию фотоработы легенды советской фотожурналистики — Виктора Васильевича Ахломова.

Виктор Ахломов родился 15 марта 1938 года. Многие годы работал фоторепортером издания «Известия». Неоднократно готовил репортажи о таких известных личностях, как А. Ахматова, Б. Окуджава, Б. Ахмадуллина, А. Вознесенский, Ю. Гагарин, Ю. Никулин, А. Пугачева, Р. Рождественский, М. Таль, А. Солженицын, К. Чуковский и др.

Виктор Васильевич Ахломов участник многих всесоюзных и международных фотоконкурсов и фотовыставок, является почетным членом Союза фотохудожников России.

Также, имеет звание Лауреата премии Союза журналистов России и четырежды получал звание Лауреата всемирно известного конкурса «World Press Photo». Является обладателем престижной награды «Золотой глаз России», которая была организована Международной гильдией профессиональных фотографов СМИ и Союзом журналистов России.

1 Выпускники 1962 года.

2 На карнавале в Парке им. Горького. 1959 год.

3 Гостиница «Метрополь». 1957 год.

4 Псковские кузнецы. 1965 год.

5 Москва, Садовое кольцо, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. 1957 г.

6 Демонстрация на Красной площади, 7 ноября 1945 года.

7 Первые разменные автоматы в метро. Станция «Комсомольская». 1965 год.

8 Карта московского метрополитена. 1967 год.

9 ЦПКиО им. Горького. 1964 год.

10 Мосфильм. 1966 год.

11 Кинотеатр «Ударник». 1959 год.

12 Утро на площади трех вокзалов. 1957 год.

13 Улица Горького.

14 Театр Оперетты. 1960 год.

15 К Ленину. 1960 год.

16 «Перед зеркалом». 1971 год.

17 Мозаика для станции метро «Комсомольская». 1964 год.

18 «Слава Великому Октябрю». 1968 год.

19 «Чайки нашей молодости». 1969 год.

20 «Площадь перед Большим театром».

21 Троицкое торжище на Васильевском спуске в Москве. 1991 год.

22 Первый фастфуд в метро. 1993 год

23 Первый фастфуд в метро. 1993 год

24 Арбат. 1990 год.

25 Торговые ряды в ГУМе. 1993 год.

26 Пушкинская площадь. 1975 год.

27 Тверской бульвар. 1880.

28 Зима на площади им. Пушкина.

29 Площадь им. Пушкина. 1965 год.

30 Площадь им. Пушкина. 1967 год.

31 Строительство нового здания «Известий». 1970 год.

32 Очередь в Мавзолей, 1967 год.

33 Очередь в Мавзолей, 1967 год.

34 Юрий Гагарин и Эрнесто Че Гевара, 1964 год.

35 Юрий Никулин, 1985 год.

36 Гарри Каспаров.

37 Бэлла Ахмадулина, Борис Мессерер, Александр Солженицын. 2000 год.

38

39 Шевчук и Чубайс, Москва, 1999 год.

40

41 Подмосковье, 1997

42

photographers.ua

Оптимизм без лакировки. Виктория Мусвик

В Манеже открылась «Ретроспектива» Виктора Ахломова. Три сотни снимков, показанные МДФ в рамках проекта «Классики российской фотографии», заставляют задуматься о грани между репортажем, хроникой и архивом, а также о том, чем наивность и лакировка действительности отличаются от человечности и оптимизма.

Статьи о Викторе Ахломове, многократном лауреате World Press Photo, так и пестрят словами «мастер», «мэтр» и «классик». Да и выставка — отнюдь не первая: ахломовские работы мы постоянно видим в тематических и сборных экспозициях, персоналки у него уже также были. Но знают его не только специалисты-профессионалы или постоянные посетители вернисажей. Именно по снимкам Ахломова, печатавшимся с конца 50-х в «Известиях», читатели этой газеты получали визуальное представление о мире.

Советское прошлое — тема ныне популярная и непростая. Местами даже скользкая. Еще 10 лет назад его было принято ругать, сейчас наоборот модно захваливать то, что было до перестройки и крыть последними словами дальнейший ход событий. Удержаться на грани вдумчивого, взвешенного и слегка дистанцированного взгляда на совсем недавнюю историю, тесно связанную с настоящим до сих пор не перерезанной пуповиной, непросто. Особенно если речь идет о человеке, чьи фото не только «запечатлевали», но и иллюстрировали газетные статьи с их непосредственной реакцией и быстро меняющейся оценкой происходящего. Здесь все дело в расстановке акцентов, в отсутствии фальшивых нот, в мельчайших нюансах — а столь тонкое вчувствование в материал еще остро актуальный, но уже архивный, мало кому удается. Но как кажется, автору снимков и кураторам выставки это оказалось по плечу.

Лейтмотив пресс-релиза — «фотограф хорошего настроения». Именно так, говорят, должна была называться и сама ретроспектива. Подзаголовок исчез. Возможно потому, что экспозиция получилась намного шире, чем первоначально заявленная тема. А может быть потому, что слово «оптимизм» в стране, где долгое время запрещалось «очернять советскую действительность» — слишком затертое, а то и просто нежелательное к употреблению в среде думающих людей. Не так давно альтернативой государственному строительству светлого будущего путем замалчивания не всегда радостного настоящего было открытое диссидентство или молчаливый уход в частную жизнь, а то и вовсе в дворники с кочегарами. Те, кто жил в то время, помнят, что газета «Известия» выбирала здесь свой путь. В пику проправительственной «Правде» и тем более оголтело-партийной «Совраске», она всегда была мягче, интеллигентнее и оппозиционнее (конечно, в рамках дозволенного в официальном печатном органе).

Таков и Ахломов 50—80-х. В его снимках нет открытого протеста, но в них нет и вранья: это либо фотографии частной жизни, либо портреты знаменитых сограждан (с небольшой примесью иностранных величин), либо парады, съезды, заседания, всегда, впрочем, поданные в особенном, человеческом ракурсе. Но даже трогательные работы вроде «Устали» (портрет спящих мужчины и большой собаки) или фото человека с двумя детьми (один на руках, другой в коляске) с понятной не всем согражданам подписью «Что мне Мальтус?» вдруг выводят к простому вопросу. Насколько повседневная, частная жизнь без баррикад является действенной формой противодействия мертвящему влиянию разнообразных массовых затей, обобщений и -измов?

Другое качество ахломовских работ — особенная, визуальная, не нуждающаяся в словесном объяснении ирония. Вот плакат «Берегите природу — мать вашу» — оказывается, это не анекдот. Или загадочная надпись «Арта апарцине попорулуй. Ленин» (это «Искусство принадлежит народу» на молдавском; Кишинев, 1975) — как тут не вспомнить один фильм про вождя, где Ленин говорил «Салям алейкум, Феликс Эдмундович». Или вот — слегка намекающие на абсурд снимки: огромная фотография Брежнева движется перпендикулярно общему потоку людей на демонстрации (экскурсовод рядом вспоминает булатовскую 1977 года «Улицу Красикова») или серп и молот, вырастающие кукишем из земли. Не слишком ли утонченным является их протест, не переоценил ли когда-то автор визуальную грамотность своих зрителей? Но смотрящие на ахломовские фотографии пожилые люди тут же подмигивают, вспоминая давнюю привычку читать между строк написанное эзоповым языком — и с грустью спрашивают друг друга: неужто нам снова понадобится этот навык?

Странное чувство испытываешь на выставке Ахломова. Его снимки «застойного времени» не вызывают ностальгии или желания вернуться в ту эпоху — однако они не рисуют и картинки прошлого, где все черным-черно. Но таковы же и его более современные серии вроде «Жизнь в переходе». На одной из этих фотографий картонного Горбачева уносят — и на его место становится фигура Ельцина. Это острое ощущение быстро уходящих, в последний момент остановленных камерой реалий прошлого, от которых щемит в груди, сочетается у Ахломова с непривычным, негативным и позитивным одновременно, чувством вневременности, всеобщности происходящего. В нем нерешаемые, быстро забываемые, но все те же самые при самых разных строях проблемы маленького человека перед лицом давящей государственной машины разрешаются в виде продолжающегося, всепобеждающего потока жизни. Вот фото «Дворники» (1970), с которого на нас смотрят современные лица «понаехавших» — потерянные, испуганные взгляды пришельцев в большой, отторгающий их город полны все той же неистребимой надежды на лучшую жизнь. И тут же начинаешь думать — где проходит граница между современным, недавним и совсем далеким, между еще продолжающимся и уже ушедшим в вечность — и какую роль в этом разграничении играет именно фотография?

Так получилось, что за пару дней до выставки Ахломова я беседовала с Антанасом Суткусом. Мэтр литовской фотографии рассказывал мне о своем собственном, былом, ушедшем тихом сопротивлении — через противопоставление личного, частного, человеческого кричащему, государственному, массовому. Говорил он и о том, что сейчас этот интерес к человеку во многом потерян — среди современных темноты и пессимизма он чувствует себя почти динозавром и поэтому перестал снимать и только разбирает свой архив, ставший вдруг комментарием к настоящему. Наверное, тогда, несколько десятилетий назад некоторые снимки «газетчика» Ахломова могли быть среди того, чему противопоставлял себя Суткус. А теперь оба они, два этих мэтра, с их тактичным интересом к человеку, которому никогда не шла в ущерб увлеченность формой, с их взглядом на мир, одновременно архаично-светлым и трезвым, вдруг оказались плечом к плечу. Но акценты от этого не сместились — тоталитаризм остается тоталитаризмом, подлость — подлостью, а добро — добром, и это тоже — совершенно немодный и от этого вдруг ставший остросовременным взгляд на вещи. Как-то вдруг так получается, что и конфетная патока лозунгов, и потоки чернухи оказываются одинаковым враньем. Не принижать, но и не героизировать прошлое, не отказываться стыдливо от собственных «юношеских» работ, не переводить их в более выгодный контекст — смелая, по нынешним временам, позиция. И дело здесь, видимо, в человеческом в самом мастере, с его гуманно-теплым и фотографически беспристрастным видением мира.

www.photographer.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *