Владимир повшенко – Повшенко Владимир — Российское фото
Обзор специализированной прессы по фото (2012 год)
Пресса играет
немаловажную роль в развитии любого бизнеса и фотобизнес здесь не является
исключением.
В данном обзоре дана историческая справка по российской фотопрессе, современное состояние дел в специализированных СМИ, а также мы попросили главных редакторов профильной печатной прессы подытожить 2012 год.
О своих фотопредпочтениях и о работе своих подотчетных изданий с нами поделились Владимир Нескоромный («Foto&Video», Россия), Александр Мелихов («Потребитель. Фото&Техника», Россия), Владимир Повшенко («Российское фото», Россия) и Евгений Зубенко («Photographer», Украина).
Самый запоминающийся материал Вашего издания (новое имя, событие, фотопутешествие…) в 2012 году?
Владимир Нескоромный, «Foto&Video»
Каждый номер журнала Foto&Video является по-своему уникальным, а наилучший ответ должны дать сами читатели.
Александр Мелихов, «Потребитель. Фото&Техника»
Выделить один «самый-самый» материал за весь год сложно, потому что стараюсь, чтобы все материалы каждого номера были интересными. Тем не менее, в каждом номере обязательно есть обзор или рассказ, который приносит мне наибольшее удовлетворение, и, что не менее приятно, вызывает отклик благодарности от читателей. В весеннем номере журнала — это материал о легендарном петербургском фотографе Борисе Смелове. В летнем номере — о документальном фотографе Александре Деменковой, живущей в Петербурге, но известной на Западе намного больше, чем в России. В зимнем номере – материал о фотоконкурсе «Меньшинства», освещающем серьезные социальные проблемы.
Владимир Повшенко , «Российское фото»
Все хорошие.
Евгений Зубенко, «Photographer»
Не хотелось бы ставить акцент на каком-то конкретном материале, поскольку каждая из статей Photographer по-своему уникальна и связана с открытием для нас и нашей аудитории новых имен и стилей. У редакторов есть негласный принцип – сдал журнал, можешь о нем забыть. Иначе мозги переполнятся информацией. До пятого года работы главным редактором я помнил все статьи каждого из выпусков, сейчас уже погруженность в текущий номер такая, что нередко не удается вспомнить, а что было в предыдущем номере. Поэтому самая запоминающаяся статья – это всегда та, которую только что закончил. А завтра надо ее забыть и погрузиться в следующую. Сейчас для меня таковой является статья об одном малоизвестном (но очень талантливом) норвежском фотографе-маринисте.
Каким фотоапппаратом Вы сами пользуетесь и почему Ваш выбор пал именно на эту технику?
Владимир Нескоромный, «Foto&Video»
Наиболее часто я использую цифровую зеркальную фототехнику, поскольку она позволяет наиболее оперативно и качественно выполнять поставленные задачи. В то же время, когда появляется возможность, я обращаюсь к пленочной дальномерной камере выпуска середины прошлого века. Например, у меня есть среди прочих дальномерный ФЭД .
Александр Мелихов, «Потребитель. Фото&Техника»
Наверно, я нетипичный редактор фотожурнала, потому что у меня нет зеркальной фотокамеры. Сам снимаю очень мало, предпочитаю получать удовольствие от просмотра хороших авторских фотографий.
В отпуске делаю «семейные» кадры на мыльницу Canon PowerShot SX260 IS. Выбрал ее после тестирования, опубликованного в нашем журнале и знакомства с соответствующими тестами на сайтах dpreview.com и imaging-resource.com
Владимир Повшенко , «Российское фото»
Несколькими.
Евгений Зубенко, «Photographer»
Большинство покупок фототехники совершается под действием эмоционального или маркетингового фактора. Мало кто имеет возможность протестировать все модели фотокамер и сделать осознанный выбор на основании вполне конкретных причин. Один прочел лестный отзыв, второй – купил по совету друга, третьему менеджер в магазине на вопрос «какая из этих ста камер лучшая для меня» указал пальцем на конкретную модель. Четвертый купил аппарат такой-то системы, потому что у него был парк оптики конкретной марки, доставшийся по наследству. Причин много и не все они явные. Часто фотографы разочаровываются, переходят на другие системы и делают лишние прибыли производителям. В любом случае все камеры сегодня создаются на пике технологических достижений, во многом схожи по функционалу и внешнему виду. Поэтому никогда не надо задавать вопрос: Что лучше – Canon, Nikon, Sony, Pentax, Samsung и др. Тот, у кого определенная камера всегда найдет кучу причин, чтобы оправдать свой выбор. У меня лично 5 зеркальных цифровых аппаратов, до десятка компактов, штук 50 пленочных ретро коллекционных моделей. Про оптику лучше промолчу – целый шкаф. Собираю их как марки, иногда фотографирую. Системности в выборе нет. Вся фототехника, особенно японская и немецкая — это шедевры инженерии.
К какому отечественному и зарубежному фотопорталу (исключая собственные интернет-проекты) Вы чаще всего обращаетесь?
Владимир Нескоромный, «Foto&Video»
www.photographer.ru
Александр Мелихов, «Потребитель. Фото&Техника»
Из
зарубежных – уже упоминаемые dpreview.com и imaging-resource.com.
Из
отечественных не могу выделить явного лидера, поскольку у каждого есть как
весомые достоинства, так и серьезные недостатки.
Владимир Повшенко , «Российское фото»
Евгений Зубенко, «Photographer»
К порталам зарубежных фотографов, а таких сайтов очень много. Люблю сайты photo.net и 1x.com - там можно встретить много новых талантливых и увлеченных мастеров своего дела.
Подходит к концу год, каким он был для вашего журнала? Оправдались ли Ваши ожидания или нет?
Владимир Нескоромный, «Foto&Video»
Прошедший год был отличный во всех отношениях. Мы реализовал поставленные задачи, предприняли ряд новаторских решений, которые вызвали положительную реакцию.
Александр Мелихов, «Потребитель. Фото&Техника»
Для нас 2012 год стал, выражаясь словами классика, годом великого перелома. У издательского дома «Потребитель» появилась достаточно серьезная онлайн версия.
Владимир Повшенко , «Российское фото»
Все было по плану.
Евгений Зубенко, «Photographer»
Пресса переживает не лучшие времена, и поэтому без лишнего лукавства хочется поблагодарить и то, что имеем на сегодняшний день. Надежды в большей степени оправдались, в следующем надеемся сохранить все в том виде, как есть. Для этого надо много трудиться и продолжать делать выпуски. Рекорды никто сейчас не ставит – нам это было интересно, когда журнал мало кому был известен и наш коллектив развивался семимильными шагами. После того как мы достигли всего в плане узнаваемости и популярности, на что может рассчитывать любой специализированный журнал в конкретном регионе, единственная цель – поддерживать высокий уровень и продолжать оправдывать ожидания читателей.
Ваше новогоднее пожелание своей аудитории?
Владимир Нескоромный, «Foto&Video»
Будьте уверены в своих силах, сомневайтесь и обсуждайте, находитесь в поиске, доверяйте своей интуиции – и тогда будет удача.
Александр Мелихов, «Потребитель. Фото&Техника»
Желаю всем читателям журнала в Новом году чаще находить повод нажать на спусковую кнопку своей фотокамеры. Это поможет не обращать внимания на надвигающийся кризис и обрести душевное спокойствие.
Владимир Повшенко , «Российское фото»
Получать удовольствие от фотографии.
Евгений Зубенко, «Photographer»
Новый Год – это формальность. Этот день ничем не отличается от любого другого дня, просто под Новый Год как-то свойственно подводить черту и думать чего бы такого сделать еще. Но об этом надо задумываться постоянно. И постоянно устраивать себе праздники. Главный праздник в жизни каждого человека – это состояние торжества души. А оно в свою очередь достигается через творчество, самовыражение и высокие поступки. Вот этого и пожелаем нашим читателям и каждому человеку без исключения. Когда человек занят творчеством, он почти всегда обнаруживает, что у него в жизни есть абсолютно все и ничего больше не нужно.
Дополнительная информация:
Foto&Video
Издатель: | ИД «КАТМАТ» | |
Периодичность: | ||
Главный редактор: | Владимир Нескоромный | |
Заявленный тираж: | 83 000 экз. | |
Объем: | 132-148 полоc | |
Сайт: | www.foto-video.ru |
Потребитель. Фото&Техника
Издатель: | Экспертиза и тесты | |
Главный редактор: | Александр Мелихов | |
Заявленный тираж: | 60 000 экз. | |
Объем: | 192-224 полос | |
Периодичность: | 3 раза в год | |
Cайт: | www.potrebitel.ru |
Российское фото
Издатель: | Медиахолдинг «Фотодело» | |
Главный редактор: | Владимир Повшенко | |
Заявленный тираж: | 62000-74000 экз. | |
Объем: | 148 полос | |
Периодичность: | 6 номеров в год | |
Сайт: | www.rosphoto.com |
Photographer
Главный редактор: | Евгений Зубенко | |
Заявленный тираж: | 25 000 экз. | |
Объем: | 112 до 128 полос | |
Периодичность: | 8 раз в год | |
Сайт: | www.dphotographer.com |
Историческая справка
В XIX веке фотографическая жизнь России была достаточно бурной, о чем свидетельствовало большое количество выходивших в те годы журналов по фотографии: с 1858 по 1879 гг. — 7; с 1880 по 1899 гг. — 6; с 1902 по 1918 гг. — 18.
Издание «Светопись» (1858-1959) художника Оже было первым фотографическим журналом в России. Фотография в нем наряду с живописью и графикой рассматривалась как изобразительное творчество. Одновременно журнал утверждал, что фотография «может быть наукою и ремеслом» в зависимости от цели, с какой предпринимаются фотографические работы. В хронике «Светописи» публиковалась информация о деятельности зарубежных фотографических обществ и события из жизни русской фотографии.
Тиражи выходивших дореволюционных журналов отличались от многотысячных советских тиражей и составляли всего несколько тысяч экземпляров. К тому же вся фотопресса, выходившая до 1880 года, издавалась только частными лицами. Русскую фотопериодику того времени условно можно было разделить на три группы: издания торговых фирм, журналы, представляющие редактора-издателя и печатные органы фотографических обществ.
После революции с 1926 года по 1992 год большое количество фотожурналов сменилось одним — «Советское фото». Это был ежемесячный иллюстрированный журнал Союза журналистов СССР, издававшийся в Москве с 1926 года с перерывом в издании с 1942 по 1956 годы.
Журнал был рассчитан на любителей и профессионалов фото- и киноискусства. На его страницах публиковались работы советских и иностранных фотохудожников, а также статьи по теории, практике и истории фотографии. Тираж журнала доходил до 240 тысяч.
С 1992 года журнал стал называться «Фотография». В последние годы своего существования был существенно сокращён тираж и штат редакции, а в 1997 году перестал выходить.
«Фотомагазин» стал первым частным фотожурналом в то время, когда еще существовала «Фотография» (бывшее «Советское Фото»). А после закрытия «Фотографии», некоторое время был единственным, пока не появился журнал «Foto&Video». В 1993 году это был простой прейскурантник, отпечатанный на дешёвой бумаге, а в 2006 г., когда он закрывался, это уже было толстое и глянцевое издание.
С появлением первого частного журнала был открыт новый этап развития фотографической прессы. На рынке чуть ли не каждый год появлялись новые издания, причем не только в Москве и Петербурге, но и в российских регионах. Правда, жизнь многих из них была короткой.
Когда с рынка ушли «пленочные» гиганты (Koniсa, Kodak, Fuji) – главные рекламодатели прессы, а страну потряс экономический кризис, многие профильные издания не смогли устоять на ногах. Это случилось с великолепнейший проектом «Камера Обскура», с «E-Photo/Цифровое фото» – первым в России журналом о цифровой фотографии, С «Субъективом», с «Матрицей», с «Сибирским успехом» и др.
C 2003 года и по сей день издается журнал Digital Photo, ориентированный на самый широкий круг фотолюбителей, с 2004 года выходит журнал «Фотомастерская» для «продвинутого пользователя».
Современное состояние дел
В XXI веке для всей печатной прессы пришли не лучшие времена. К примеру, за 2010 год читательская аудитория американских онлайн-ресурсов, а также их доходы от рекламы впервые в истории превзошли показатели печатной прессы (по данным Reuters, исследование State of the News Media за 2010 год).
Количество пользователей Интернета растет стремительно, а потому Сеть становится все более привлекательной площадкой для рекламодателей. Правда, многие компании не собираются отказываться от размещения рекламы в традиционных медиа — их аудитория привыкла получать информацию «из телевизора» или печатных изданий. Однако данные многочисленных исследований доказывают, что в кризисные и посткризисные времена рекламодатели не разбрасываются рекламными бюджетами, предпочитая менее дорогие, но более адресные каналы доставки информации.
Опираясь на западный опыт, можно предположить, что с дальнейшим ростом численности Интернет-пользователей в России, все больше рекламных бюджетов будет уходить в Сеть и у нас.
Если учесть, что в самых развитых странах Западной Европы и в США специализированная пресса для субъектов фотобизнеса до сих пор представлена в широком ассортименте и исчисляется десятками наименований изданий, посвященных фототематике, то отечественная фотопресса выглядет на этом фоне очень скромно, не насчитывая и десятка периодических изданий в России. Еще печальнее дела обстоят на Украине, где осталось фактически единственное печатное издание. Причем, все эти издания, конечно же, давно имеют Интернет-версии.
photowebexpo.ru
1 ООО «РФО» | |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РФО» | |
Статус | Действующее |
Регион | г. Москва |
Адрес | 115093, г. Москва, пер. Серпуховский, дом 7, строение 1, этаж 1 помещение xx ком 7 |
ОКВЭД-2017 | Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления |
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР | Владимир Александрович Повшенко (ИНН 773114174296) |
2 ООО «АЙЭМСИ» | |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АГЕНТСТВО АЙЭМСИ» | |
Статус | Ликвидировано |
Регион | г. Москва |
Адрес | 115093, г. Москва, ул. Серпуховская Б., д. 44, офис 19 |
ОКВЭД-2017 | Деятельность рекламных агентств |
Генеральный директор | Владимир Александрович Повшенко (ИНН 773114174296) |
3 ООО «КЛУБ РФО» | |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КЛУБ РФО» | |
Статус | Действующее |
Регион | г. Москва |
Адрес | 115093, г. Москва, пер. Серпуховский, дом 7, строение 1, эт 1 пом xx ком 7 |
ОКВЭД-2017 | Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления |
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР | Владимир Александрович Повшенко (ИНН 773114174296) |
4 ООО «ФОТОДЕЛО» | |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ФОТОДЕЛО» | |
Статус | Ликвидировано |
Регион | г. Москва |
Адрес | 129323, г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 45, стр.1 |
ОКВЭД-2007 | Издательская деятельность |
Генеральный директор | Владимир Александрович Повшенко (ИНН 773114174296) |
vembo.ru
Редакция — Российское фото
Владимир Повшенко
Главный редактор
Никогда бы не подумал, что меня попросят рассказать, за что я люблю фотографию. Другим людям я задаю этот вопрос очень часто и ответы слышу самые разнообразные. Мне сложно ответить оригинально, поэтому я честно скажу: прежде всего — за красоту, которую она приносит в нашу жизнь. С фотографией окружающий и внутренний мир становится прекраснее. Второе — документалистика. По фотографиям мы можем достоверно узнавать нашу историю — семьи, страны, различных народов и даже эпох. Третье — это развитие человека. Осознано фотографируя, человек не только начинает больше видеть и замечать вокруг себя — он постоянно развивается. Именно поэтому мы всей редакцией любим фотографию и всячески способствуем ее развитию.
Владимир Самарин
Заместитель главного редактора, редактор раздела технической информации
Говорят, хороший фотограф сумеет снять шедевр даже консервной банкой.
Не оспаривая эту максиму, я с 1993 года пишу о фотооборудовании — чтобы познакомить с ним как можно больше хороших фотографов. Плёнка, цифра, ширики и штатники, и даже сам Фотошоп — всё это лишь инструменты творческой палитры фотографа, и результат зависит не только и не столько от их цены, сколько от умения ими пользоваться. Хорошим инструментом работать намного приятнее, удобнее и быстрее, чем консервными банками. А поскольку идеальной камеры и идеального объектива в природе не существует — иначе не было бы в фотомагазинах такого ассортимента больших и маленьких фотокамер, объективов и всевозможных аксессуаров, — нам всегда будет о чём поговорить.
Екатерина Елизарова
Заместитель главного редактора, редактор раздела художественной информации
Когда я говорю о фотографии, я всегда думаю о смысле жизни, времени, поиске истины и опоры в пути. Для меня фототворчество неотделимо от философии. Фотография — это всегда фиксация мгновений, людей, явлений, самих наших недосказанных мыслей. Снимая на камеру, мы лучше запоминаем событие и дарим себе чудесную возможность вернуться к нему спустя годы. Мне вспоминаются аллегории: сравнение жизни с фильмом, который перед смертью проносится перед глазами, и с книгой, которую мы пишем сами… Фототворчество в какой-то степени позволяет собирать мозаику из собственных чувств и эмоций. И постепенно, разглядывая кадр за кадром, мы будто приближаемся к той самой — недосказанной сути нашего волшебного мира, где так красиво переплетается радость и тоска, любовь и отчаяние, жизнь и смерть.
Евгения Воронина
Редактор
Ролан Барт сказал: «Ничто написанное не в силах сравниться по достоверности с фото». Но все-таки нам, как и Барту, необходимо о ней писать, говорить, рассказывать — потому что это удивительное явление: и документ, и искусство, и способ преодолеть время и пространство, запечатлев и удостоверив важное. Я взяла камеру в руки в 13 лет, и до сих пор она — моя постоянная спутница.
Александр Виноградов
Тест-редактор
Почти случайная покупка недорогой зеркальной камеры три года назад неожиданно обернулась серьезным увлечением фотографией. Красивые фотографии в топах интернет-галерей уже перестали казаться недосягаемой вершиной. Радость от результата почти всегда окупает затраты. А неудачи лишь подталкивают к самосовершенствованию. Жанров, которые привлекают, много: это пейзаж, макросъемка,фотоохота и, конечно, портрет. Я очень рад, что нашел в жизни то, что меня волнует и заставляет чаще биться сердце. Такое хобби — дорогого стоит.
Егор Емельянов
Тест редактор
Фотографией занялся после приобретения второй зеркальной камеры, с тех же пор начал исследовать и объективы — для второй моей системы они были доступнее, чем для первой. Снимаю пейзаж и анималистику, мне нравится все натуральное, природное, иногда подмечаешь что-то необычное. Фотография учит быть внимательнее, добрее и замечать незаметное, а сам процесс затягивает и завораживает — в этом, пожалуй, и есть волшебство творца.
При использовании материалов сайта ссылка на rosphoto.com обязательна. Постоянный адрес страницы:
http://rosphoto.com/redakciya/
rosphoto.com
Интервью с Олегом Зотовым — Российское фото
На этот раз Владимир Повшенко беседует с Олегом Зотовым. Фотограф поделился своим постмодернистским видением собственного творчества, рассказал о том, как создать уникальную атмосферу на мастер-классах
— Друзья, всем привет, с вами Владимир Повшенко. Сегодня мы добрались до Олега Зотова. Сегодня мы добрались до его студии.
— Володя — привет, рад тебя видеть.
— Расскажи пожалуйста, сегодня у тебя съемка Савельева, то есть ты уже как репортажный фотограф.
— Я бы не называл себя репортажным фотографом, я просто фотограф. И вообще — чем я занимаюсь — снимаюсь звезд для журналов, снимаю моду.
— Это Fashion фотографии, бьюти фотографии. Фотографии — фотосъемка звезд. То, что ты делаешь прекрасный проект — фотошкола Зотова. Сколько у тебя уже видео?
— 80 уроков на самом деле. 80 уроков, которые лежат в открытом доступе. Вообще — забавно, потому что вообще-то я фотограф, считаю себя фотографом. Не хочу уходить в сторону учебы, рассказов об этом. Но, видимо, действительно наступает такой момент, когда хочется поделиться. (00:01:00) Правда хочется, потому что мы живем в удивительное время, забавное. Сейчас каждый фотограф. У каждого человека есть фотоаппарат, все снимают. У 99,9 % или сотых, или тысячных — делают это ужасно, потому что стоит заглянуть в Instagram, где мы видим одно и то же. С другой стороны — время интересно тем, что всё-таки появляются люди, которые как-то продвигают фотографию, потому что невозможно уже смотреть на всякие картинки. Одни и те же — одинаковые приемы, и люди ищут.
— У тебя есть рецепт, ты сам заговорил про Instagram, про одинаковые картинки.
— Ну, рецепт хороший — сними не так как все. Что есть у фотографа вообще, что есть у фотографа в инструментах? У него есть, естественно, фотоаппарат. У него есть модель, соответственно — поза. И вот эти составляющие, ну, ещё, конечно есть ракурс. Свет, поза, ракурс — придумай интересный свет, интересный ракурс, интересную позу. Очень тяжело создать какой-то интересный стиль, который бы не был бы до этого. Но есть, Катя не очень любит, когда я говорю, диджейское искусство.
— Берем немножко оттуда, немножко отсюда, добавляем какого-то ритма, чуть-чуть меняем скорость и получаем совершенно иное произведение. Это хороший подход к любому, наверное, творчеству, да. Нельзя создать, или может быть очень тяжело создать. Может быть какие-то гении есть которые… нет таких гениев — я решил. Потому что, если ты живешь в безвоздушном пространстве, наверное — ты можешь придумать какую-то идею. Но ты живешь в нашей среде, ты видишь книги, видишь фильмы, ты видишь, что модно и что надоело. На тебя это всё действует, и ты собираешь, и когда ты говоришь: «Вот такое я придумал, такого никто не делал!» Полная ерунда, потому что кто-то точно брал такую позу, кто-то брал такой свет. Этот подглядел в таком фильме, может быть честно даже и не помнишь. Говорим мы с тобой как правило фразами из газет, журналов, радио и фильмов, потому что мы используем эти цитаты.
— Ой, мне кажется, что мы запрограммированы, Олег.
— Мы не запрограммированы, мы живем в какой-то среде. В этой среде достаточно вольготно можно передвигаться, можно создавать что-то новое, в том числе и миксов, да.
Ты регулярно делаешь мастер классы, как раз в этой студии. В мастер-классах стараешься донести до людей, как раз о том, как старается снимать тот или иной признанный мастер мировой. И ты работаешь в стилистике, или в нескольких стилистиках. Мне вот в этом и интересует вопрос, поскольку, насколько я знаю — раньше никто так не делал. В России точно совершенно. И я слышал много отзывов хороших от людей, которые тебя посещали, что это действительно что-то невероятное. То есть — у них по-другому после этого начинает мыслить мозг, они по-другому начинают подходить к фотографии этих авторов, или других авторов, которые снимают схожие стилистики. Вот об этом ты можешь подробнее рассказать? (00:04:23)
Могу, да. Значит — я фотограф, я всё-таки действующий фотограф. Мне, скажем, преподавание для меня — это немножко вынужденная мера, потому что я амбассадор, я амбассадор Никона, я амбассадор Манфрота. У них в профото нет такого слова, как «амбассадор», у них есть PPC- тренер. (Premium…неразборчиво). Я тренер, то есть — другими словами амбассадор профото, это свет шведский. Конечно — я должен отрабатывать свою часть, я должен рассказывать о съемках, я должен учить людей, потому что как-то надо их знакомить с аппаратурой, которая мне очень часто перепадает или бесплатно, или с какими-то достаточно хорошими скидками, я должен их рекламировать. Это нормально, это хорошо, потому что это ведущие фирмы. Мне нравится. Потому что я не работаю с тем, что мне не нравится. Отсюда — вот мои мастер-классы. Мастер-классы — забавная вещь, потому что, помнишь этот анекдот об учительнице молодой. Объяснила, не понимают, ещё раз объяснила — не понимают. Третий раз объяснила — сама поняла — не понимают. Очень многие вещи я стал понимать, когда начинаешь рассказывать. Это действительно — их нужно систематизировать, ты должен их как-то, ну, понятно, что я представляю примерно, да, понятно, что, когда мы снимали. Мы считали, что получается больше 40 лет. И для меня не сложно скопировать любую фотографию, то есть — мне сразу понятно, как она была сделана, как стоял свет, что использовал фотограф. Жесткий ли это свет…
— Mне кажется, что это любимая загадка всех фотографов. (00:06:03)
Слушай, это загадка, которой я сразу обучаю. Что существуют, как сегодня мы решили — 3 вида света: жесткий, мягкий, и ещё в Швеции утверждают, что есть рассеянный свет. Жесткий свет — жесткая тень, мягкий свет — тень мягкая, расплывчатая. Рассеянный свет — не дает тени. Они считают. Я считал, что рассеянный свет это одна из форм мягкого света. Но согласимся с ними. Вот и всё, вот и вся фотография. Дальше начинается уже какие-то идеи — как это всё смешать, как это всё употребить.
Все фотографы, в том числе, насколько я знаю, и ты тоже. Матерые фотографы, настоящие, снимающие. Они вот влет определяют свет. Расскажи какие-то нашим зрителям, я не знаю, может быть по глазам это видно, когда ты увеличил картинку там с увеличительным стеклом…
Это видно по теням. Сразу по теням, мы видим жесткую тень — жесткий свет. Мы видим слабовыраженную тень, расплывчатую тень — мягкий свет. Не видим теней — рассеянный свет. То есть — это достаточно просто. Хуже — когда он смешанный, тут надо смотреть. Тогда надо искать, надо понимать — сколько там источников света стоит.
Сколько источников света ты максимально использовал в своей съемке? Я видел мастер классы, где ты говорил ребятам, что можно с 1 источником света делать суперфотографии.
Это обычная история, обычная история, совершенно понятная. Почему мне легко обучать, почему легко рассказывать? Я всё это сам прошел. С самого начала. Я начинал с того, никто не учил. Во-первых — не на чем было учить. И никто не учил. И, конечно, у всех новичков не хватает света. То есть — у меня там было, я там ставил 5-6 источников. Вот тут бы с угла подсветить и сзади бы ещё дать, ещё парочка и я бы приспособился. Всего было мало. Потихонечку, я знал об этом, мне об этом все говорили — такие матерые фотографы, «научишься, всё там будет».
— И сейчас на мастер классе мы действительно снимаем с одним источником света, я могу с одним очень много всего снимать. Вообще всё могу снять. И это нормально, да. Но это просто такое мастерство, к которому ты приходишь. Ты фотограф, который достиг мастерства. Но иногда меня просит Олег — «давайте поставим 5-6 источников света», ну, пожалуйста — давайте поставим.
— А как? Тот, кто попросил, ты говоришь: «Конечно, да, ставь»?
— Нет-нет-нет. Я показываю, я могу это сделать, понятно, что…
— А зачем? Он объясняет зачем он хочет это сделать?
— Потому что люди…
— Нет. Я просто не представляю себе — идет съемка, ты снимаешь, на тебя пришли люди, которые знают, как ты снимаешь, они знают какой результат.
— Люди пришли на мастер-класс получить знания. И я бы сказал, что не столько знания, сколько людям нужен такой пинок. Фактически — все готовы. Все подходят к стенке и не знают, что у этой стенки есть дверь, её надо открыть. Кто-то её легко открывает, кто-то вообще обнаруживает, что никакой стенки нет. Есть случай, когда после мастер классов у нас люди снимают обложки журналов. Да. Снимают звезд.
— Олег, ты конкурентов себе выращиваешь, это опасно.
— Я уже в таком возрасте, что, когда они вырастут, я уже закончу снимать. То есть — это не опасно. Тем более — рынок большой, много работы.
— Пусть работают хорошо, как ты научил, чем всякие со стороны приходят.
— Я понимаю, что это такие громкие слова, но мне немножко обидно вообще за нашу страну в целом. Потому что такая прогрессивная достаточно большая пошлость в фотографии. Достаточно зайти в контакт и посмотреть на популярных фотографов, которые снимают одно и то же тоннами. И это всегда смешно, потому что пишут — да, почему этого фотографа не берут в журнал, посмотрите, как он снимает. У него там миллион последователей и, если он придет в журнал, он там всех перевернет. А человек снимает 12 летних девушек красиво, да. А приходишь в журнал и тебе дают 50летнюю барышню. И что вот человек, который снимает юную девушку.
— Photoshop не спасет.
— Ничего не спасет, потому что он не знает что с ней делать. Как её поставить, посадить, положить. Просто если ты снимаешь юных красивых девушек, ты не знаешь, что делать с взрослыми, и, может быть, не очень красивыми людьми. Ну, по крайней мере…
— Mы говорим про звёзд. Звёзды все красивые у нас, по крайней мере — на обложках журналов я не видел ни одной страшной звезды.
— Работают профессионалы. Возвращаясь к мастер классам. На мастер классе — людям нужно дать такой пинок, извини, тут маленькое отступление лирическое. Катя опять скажет. Я только что приехал из Сингапура, есть урок в моей школе и после съемки в Сингапуре, мы дали такой небольшой… была такая встреча — мастер класс с Сингапурскими фотографами и любителями, профессионалами. Очень, кстати, хороший уровень. Уровень любителей мне понравился, очень хороший уровень. Единственное, что очень много фотошопа, прямо совсем много. То есть люди предпочитают рисовать. Я их очень удивил. Это было видно, что они даже не представляли. Ну, это нормально, многие не представляют. И я на их многие вопросы отвечал: «it’s easy». Потому что это просто. И там уже после третьего раза люди начали смеяться, потому что — когда задавали вопросы, они уже сами кричали, что это легко. Мастер класс — это такая особая атмосфера, которую надо создать и показать людям. Они все начинают творить. Это достаточно забавно, потому что у нас совсем недавно была съемка, это было очень забавно, потому что на съемку пришел человек, который говорит: «Я представитель от фирмы, я отвечаю за деньги, меня можете не спрашивать ни о чем. Я просто принес деньги, чтобы съемка состоялась и всё было хорошо». И сел в углу. А через полчаса — «слушайте, а если вот так ещё попробовать?» Ага, пробило вас. Понятно — творческая атмосфера, она пробивает всех. Хочешь ты, не хочешь — люди начинают творить.
— Ты своей энергии заряжаешь.
Моя, модели, групповая. Потому что всем это интересно. Групповая терапия, это вообще понятно — такое сильное средство. Чем мы занимаемся на мастер классах? Мастер класс — каждый раз, понятно, что выбирается какая-то тема. Каждый раз выбирается какая-то тема, мы можем проследить за какими-то модными фотографами, великими фотографами. Там — Хельмутом Льютоном, Питером Линбергом и там был мастер класс. Мы брали 4 фотографа и люди понимали разницу между этим фотографом, между другим.
— Mне кажется, что это бесценный опыт. (00:13:35)
Очень хороший, очень полезный. Не знаю — бесценный ли, но люди понимают. Они говорят — это Лимберг, а тут чёрно-белая фотография и чувства. А тут такой эротизм Хельмута Льютона. И вот они прямо всё это прочувствуют и начинают творить. И ты уже понимаешь откуда берешь. Когда ты делаешь фотографии, то понимаешь — я стащил оттуда. Хорошо, в этом нет ничего плохого. Все мы работаем. Они тоже откуда-то это стащили. Такой рабочий инструмент. Чтобы хорошо работать — у тебя должны быть рабочие инструменты. Чем у тебя их больше — ты разнообразный, более ты интересный. Если у тебя одна кувалда, то вокруг только одни гвозди, да. Если у тебя куча инструментов, ты можешь создавать великие произведения. То есть — надо набрать все эти инструменты. Есть мастер классы, посвященные направлениям. Например — у нас было направление, мы снимали Нуар. Кинематографическое направление, такая детективная черно-белая история, такая темная.
— Mне кажется, я потом все картинки вижу в Катином Instagram.
Мы делали, например…
— Никому не разрешается выкладывать ничего, кроме Кати.
Разрешается всем, более того, люди спрашивают: «Могу ли я использовать эти картинки в качестве своего портфолио?». Конечно, вы же сняли это.
— Олег, ну как же это так. Ты поставил свет. Ты работаешь с моделью. Человек на кнопочку нажимает, они все веером прошли, нажали на кнопочку.
— Нет, у всех разные, как ни странно. Похожи да, но они действительно разные.
— Ты даешь участнику мастер класса комуницировать с моделью? Остаться с ней тет-а-тет, так сказать.
— Да. Многие меняют ракурсы. Меня не слушают. Снимают своё. Я к этому хорошо — пусть человек своё мнит. Снимает своё, не пользуется вспышкой. Снимает из-за угла. Снимает, как люди снимают. Нормально.
Это у каждого своё. Некоторые замочную скважинку снимают. (00:15:54)
Отлично, я бы хотел бы сказать — стиль какой-нибудь грандж, кокаиновый шик. Мы проходим по стилям, проходим по великим фотографам, проходим по известным картинам.
— Чем отличается Fashion, Beauty, Glamour?
— Ну, условно, да — Fashion, да.
— И есть ли ещё что-то в этом ряду, что я не назвал.
— Ой, я думаю, что тут много стилей. Тут таких три направления. Fashion, условно — съемка одежды, модная съемка одежды, неожиданная съемка одежды. С оригинальной подачей, с какими-то очень крутыми идеями. Основное слово — странно. Beauty — это портрет. Это какая-то красота.
— Это для визажистов?
— Это для визажистов. Beauty может быть любым, может быть модным, может быть классическим, может быть страшным. Может быть какой-то осьминог на лице. Это может быть всё что угодно. Но это портрет.
— А glamour?
— Гламур это что-то такое красивое, что-то такое вот. Красота в каком-то понятном, привычном для нас виде. Это так очень грубо, чтобы было понятно.
— В журналах какая чаще всего съемка? Вот ты, когда снимаешь звезд?
— Съемку определяет журнал. Если мы взглянем, предположим, на Mean’s Health. Такой мужчина, который вот так вот. Бодро стоит на светлой обложке. Бодрый мужчина, в отличной форме. Esquire — другая, да. Такой портрет с таким жестким приемом. Такой странный портрет. Hunger — это fashion. Это проект, который делается очень интересным фотографом, это Манекен, это интересный фотограф. Его курирует этот журнал. Посмотри, какие интересные съемки.
— У неё жвачка лопнула, видишь, на лице.
— Посмотри какие интересные съемки здесь. Люди реально ищут новые пути.
— Очень большая стоимость?
— Ну, как большая — стоит 20$. Понятно — у нас не продать журнал.
— То есть — каждый журнал — это какая-то стилистика, которая не имеет определения?
— Нет, имеет, конечно, определение. У каждого своя стилистика. И у каждого журнала есть свои съемки. Ты можешь участвовать, если ты можешь снять, то тебя могут пригласить.
— Я помню, когда Маленков говорил, ты с ним делал интервью и он так и говорил: «Ребята, если вы хотите публиковать свои работы в моём журнале — вы сначала пришлите, что вы можете делать также».
— Во многих журналах здесь стилистика какая? Она забавная. Люди ищут новые пути. И это не всегда красиво. И очень часто это не красиво. Но у нас страна очень консервативная. У нас нет старых журналов, у нас большинство населения любит какие-то старые картинки. Вот красиво — это понятно. Поэтому фраза: «Не спеши, торопись, покупай живопись». Да, русалки, лебеди с прудами у нас пользуются успехом, условно. А модные съемки воспринимаются тяжело. И мне тяжело такое снимать. Сейчас снимают такое, что для меня является некоторым шоком. И я должен вот это всё… я должен отслеживать, и я ищу в этом, систематизирую, надо объяснять ученикам, почему надо снимать такую фигню и почему это интересно и можно.
— А ты стараешься перенести из современных тенденций западных?
— Конечно. Именно этим и я занимаюсь. И в своей школе я пытаюсь продвинуть это всё. Поэтому меня и заметили западные фирмы и по фото, и поэтому им это интересно.
— То есть у тебя роль такого селекционера, ты выбираешь что-то, что на твой взгляд подойдет России, во-вторых совпадает с твоими какими-то нравственными художественными ценностями.
— Или не совпадает. Это же такой забавный процесс — если тебя оно задевает, подумай почему оно тебя задевает.
— Если тебя какая-то картинка зацепила — для тебя это знак, что нужно подумать над этим — почему это произошло, проанализировать.
— Смотри — есть 2 подхода. Если напечатано в таком журнале, то я понимаю, что там люди собрались не так просто. Если они поместили то, что на мой взгляд полная фигня — 3х летний ребенок нарисует или снимет лучше. Интересно посмотреть — действительно ли 3х летний снимет лучше или они нашли новое направление. Если они сняли что-то настолько неприемлемое и что меня подбешивает, и я считаю, что интересно посмотреть — почему меня подбешивает. Или я не могу снять, или я не додумался такое снять. Всегда интересно такое анализировать. Очень часто ты начинаешь понимать этот путь. Очень здорово, если ты следишь всю эту историю, как всё это создавалось. Такое тоже возможно.
— Ой, Олег. (00:21:54)
— Да, это большая теоретическая и творческая работа. Как ты хочешь двигаться в творчестве. Вот я такой гениальный — сегодня я снял одно, а завтра снял ещё лучше. Надо создавать водовороты. Такие сумасшедшие, чтобы туда затягивало разных людей. Чтобы в стране началась фотожизнь какая-то. Благодаря новым тенденциям, благодаря интернету — мы всё-таки доносим до людей какие-то интересные мысли. Люди начинают, что это можно снять. Что красота — это не обязательно гламур. И суммируя идею с журналами — это идеальная работа на сегодня, например, любого начинающего и не начинающего фотографа. Все мечтают попасть в журналы почему-то до сих пор. Хотя они умирают, по крайней мере в нашей стране.
— Поэтому они и мечтают — пока они не умерли, надо туда залезть.
— Все мечтают попасть в журналы. Это найти в Instagram журналы. Они все там представлены. Поснимать что-то интересное в их стиле, если их стиль нравится. И послать туда. Они с удовольствием участвуют в такой коллаборации. Принимают работы. Многие часто пишут — присылайте нам работы туда-то. Интересные фотографии сразу попадают в Instagram. Совсем интересные попадают в журналы, которые иногда выходят раз в полгода, иногда может быть раз в месяц. Очень хочется — чтобы в России были такие журналы. Очень хочется в таком поучаствовать. Я бы с радостью, но я один не потяну. Потому что журнал — это такая коллективная работа. Нужны редакторы, нужны люди пишущие.
— Давайте соберем миллион просмотров — заведем журнал.
— 100.000 просмотров, заведем журнал. Это интересно. Такой журнал сделать — независимый. Который бы рассказывал о каких-то новых тенденциях, показывал бы какие-то новые проекты и страна меняется. Всё-таки приезжают люди со всей страны на мастер-класс. Со всей страны — это очень смешно. Потому что я не ожидал, потому что не все Московские люди могут дойти, я считал. Люди приезжают.
— Какая география?
— Из Германии приехали, из Польши.
— Слушай, у нас так страна расширилась…
— Из Дании. В нашей стране — отовсюду. Люди приезжают на мастер-класс и уезжают другими — открытыми к творчеству, к новым идеям. Возможно они приедут, столкнутся с реальностью наших маленьких городов. Придется подзакрыться, но они уже это видели. И всё равно они будут создавать вокруг себя что-то новое. Я делал такой мастер класс — пол дня мы рассказывали о современных съемках. Странные позы, странные ракурсы, странный макияж — вообще это такая одежда. Какие-то там предметы. Настолько это увлекает, когда ты понимаешь эти правила, эту игру. Когда ты снимаешь — не боясь, что тебя осудят. Это действительно очень увлекает.
— Фотошкола выходит раз в неделю?
— Стараемся. 3-4 раза в месяц.
— Друзья, надо всем подписаться на канал Олега Зотова.
— Это для меня загадка, я в следующем расскажу — люди пишут письма: «Олег, я посмотрел, спасибо, здорово». Но лайкни, подпишись и распости.
— Давай вспомним самые интересные съемки, которые у тебя были.
— Я всю жизнь переживал, что я вот поздно родился. Когда я родился, Beatles уже стал известным. Я никогда не увижу, как девушки плакали на концертах, как это творилось. Я увидел это в ленинградском рок клубе. Как раз — самые-самые — Кинчев, Цой. Я как раз был фотографом Ленинградского клуба в то время. Егор Летов, да. Когда Егор Летов ходил настраивать свою гитару и говорил — «Сделайте в комбиках гитару погроме. Я не понимаю где тут гитара». Вот это — говорит, — ты слышишь? Да, сделай вот это погроме.
Сначала Ленинградский рок-клуб со всеми известными музыкантами того времени. Потом Глянцев появился в твоей жизни — студийная съемка, коммерческая.
Я снимал, я снимал. Стали в студию приходить какие-то люди. Говорят: «Здрасьте, я редактор журнала. Вас нам порекомендовали. Можно посмотреть ваши фотографии? Мы хотели бы предложить вам работу». Давали работу, и мы начинали работать. Я никогда не пользовался рекламой. Никогда не писал, ну, интернета не было. Никогда не писал писем. Понятно — что сначала ты работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя. Но на мой взгляд — сейчас потрясающее время, ты можешь делать проекты.
— Ты делаешь проекты?
— Да, я учу учеников подходить к фотографии. Отличный подходи, мне очень нравится. Ты подходишь к фотографии не как к фотографии — «давай снимем твой портрет?». Ну, что. Взяли и сняли — чего там. Давай снимем проект, даже если это одна фотография. Но в эту фотографию мы вложим какую-то идею. Не важно, да. Чтобы вот эта фотография… чтобы люди. Я не люблю, когда приходишь на выставку и смотришь на какую-то фигню, а там описание огромное. Мне это не нравится. Понятно, что фотограф был слепой, убитый, а потом его оживили, а потом там… тогда он сделал фотографию разбитым фотоаппаратом. Да, тогда круто. А так бы не обратил.
— Фотография это самостоятельное.
— Да. Это самостоятельное. Но когда в этом ещё есть какая-то идея. Не важно — сможешь ли ты донести, читается ли. Но тогда ты относишься совершенно по-другому. Вообще — я вот как материалист верю, что если ты чего-то не вложил, чего-то не дал, не затратил энергию, ты ничего не получил. Чем больше ты ломишься в стену, тем больше ты дальше продвигаешься. А фотографию надо как танк в березку. Взял, не тратишь ни сил, ничего. Взяли всё снёс и получилось что-то интересное. Не надо жалеть сил.
— Не жалейте сил, друзья. Давай поговорим — Нагиева ты снимал, снимал Валуева.
— Валуев меня вообще знает. Когда не знает фотографа — спрашиваешь:
-Знаете Валуева с топором?
-Знаю с топором.
-Это я снимал.
-А, это вы снимали. Прекрасно.
— Какие ещё знаковые фотографии?
— Вера Брежнева на обложке МакSим. Жанна Фриске, Лиза боярская. Но это мои старые фотографии. И огромное количество балетных фотографий. Была сейчас выставка в Париже. Я однажды думал — сколько должно быть фотографий у человека. Если даже любитель, который занимается фотографией и хочет к этому серьезно относится. Может он напрячься и раз в неделю сделать какую-то хорошую фотографию, шедевр. Может же. Подумать, придумать что-то. Затратить какую-то энергию, привлечь кого-то. И раз в неделю можно 1 фотографию интересную сделать. 4 в месяц.
— Это очень много, конечно нет.
— И 50 за год. Понимаешь — шедевров. Это любитель. А профессионал должен делать, наверное, в 3 раза меньше. Потому что там критерии другие. Всё равно — мне кажется, что 30-40 кадров в год должно получаться хорошим фотографий у профессионального фотографа, может больше.
И желательно — чтобы в рамках одного проекта это были фотографии. Потому что это получится завершенная история.
Может быть 30 проектов, не важно.
— Какие фотографии в Париже были?
— Балету посвященные. Потому что — Нагиев, я обожаю. Его интересно снимать, с ним интересно беседовать. Непонятен Валуев, потому что 1 фотография с топором. И это, конечно, наша беда, потому что звезды такие локальные. Объясняют, что Бузова — там самый популярный Instagram, забавно, интересно, но не более того. Снимали Ольгу недавно — очень хорошее впечатление. Она прямо пашет. Работает.
— То есть ты её снял за 3,5 минуты? Она приняла 84 позы, которые ты хотел?
— Наверное — за полчаса. Пришла, быстро сняли, и она быстро побежала на следующие съемки.
— Ты веришь в то, что скоро будут камеры 8К, будут ставиться на штатив и вот такие профессионалы как Ольга Бузова — будут приходить, на фоне камеры 73 позы будет делать. А ты потом нарезочку.
— Слушай, это не важно. Понимаешь, не важно, что будет. Может быть мы будем снимать часами, перстнями, глазом. Это не важно, чем будет снимать. Очками будем снимать может быть.
— Тут смысл в том, что не нужно будет делать стоп картинку.
— Не важно. Идеи останутся. Не что снимать — как снимать, как это подать. Идеи останутся. Всё равно нужно проекты, идея. Мне кажется, что это тема вечная. Можно снимать кино и так, но всё равно нужен какой-то сценарий. Сейчас же да — любой эффект можно сделать, нарисовать. Но мало фильмов хороших. Актерский состав, хороший сценарий, смотреть уже интереснее.
— Что первичнее — сценарий или актерский состав?
— В фотографии — конечно, наверное, важен фотограф. Очень важен.
— То есть — режиссер?
— Фотограф. Но иногда любители оказываются в такое положение — любители попали в красивое место в неожиданное положение, они могут снять интересно случайно. Но профессиональный фотограф всё равно должен создавать эти ситуации.
— Давай вернемся к выставке в Париже. Балет, сколько работ там было представлено?
— 40, мне кажется.
— Где ты их печатал?
— Это забавно. Это центр науки и искусства в Париже при российском посольстве. Шикарный зал совершенно. То есть — они были в Париже, затем Ницца, Бордо. Поехали по Франции. С печатью получилось очень смешно. Когда я приехал — мне показали очень красивые фотографии и потом уже когда поняли, что я вменяемый человек и мне можно показывать другое, они сказали, что на самом деле ещё вчера они всё испортили — французы. Напечатали ужасно. И действительно — мне показали фотографии, это просто караул. То есть это не печать, это какой-то ужас. Они напечатали.
— Сами на принтере? (00:34:31)
— Нет-нет, напечатала фотолаборатория профессиональная. Но напечатали как-то совершенно ужасно. Всё высвеченное, белесое. Совершенно невозможно — с полосами. И сказали, что такие файлы. Вы дали такие любительские файлы непонятные. Посольство высказало, так сказать, своё недовольство. Приехал владелец. Сказал: «Простите, мы вам всё исправим». И они за ночь, для французов это нереально, они за ночь всё исправили. Печать была великолепная, ну, практически такая же как вот эта PhotoLab московский.
— Что происходило — когда Валуев в твой студии с топором ходил? Как на это реагировали окружающие?
— Валуев с топором. Как думаешь — какая была основная проблема? Проблема была — сказать Валуеву, что я хочу его снять с топором, чтобы он брился. Ты готов позвонить и сказал.
— Я думаю, что пока он там стоял и Катя делала мейк ап, ты ему аккуратненько подложил топор и пару фотографий сделал, а потом подошел и показал, как красиво получилось. (00:35:51)
— Нет-нет. Сначала Катя делала не мейк ап, а пену. А я прикладывал топор и в этот момент Валуев с топором в руках. А я ему: «Кстати, так мы и задумывали». Забавно, интересно — всегда по-разному, но, к сожалению, частная жизнь звезды, это частная жизнь звезды. Звездные съемки — нельзя всё рассказывать. Какие-то вещи конечно же можно. Вот, например, Альберт Фиретти — великолепный дизайнер, кутюрье. Снимал для журнала. Снимал со звездами Михайловского театра, балетами. Санкт-Петербург, но она такая интересная, такая крутая — захотелось снять её портрет. Разговариваю с её представителем — говорю, что очень хочу снять портрет. Я хочу показать фотографии свои — они без фотошопа. Она показывает, приносит Альберту. Говорит — «завтра утром вам удобно подъехать в отель?» Мы приехали. Подводя итоги нашей потрясающей беседы — снимайте больше, чаще. Снимайте модно. Руководствуйтесь модными журналами, современными журналами. Задействуйте всех, затаскивайте всех в свой водоворот. Чем больше людей вы затащите, людей интересных, красивых, разных, умных, привлекательных — тем лучше. Снимайте обязательно как проект, даже если вы делаете одну случайную фотографию. Подумайте — с чем бы это было интересно подать? С каким гарниром и с каким соусом. Всем удачных съемок.
С вами был Олег Зотов.
Интересно пройтись по моей студии. Вот этот батут — примерно на нём снимался Сергей Лазарев. К заставки к своему концерту. Здесь много всяких-всяких приспособлений. Например — этот стул, видите. Груша, тоже принимала участие в съемках. Если вы посмотрите видео с Катей Шпиц, то вот — вот этот вот боксерский мешок участвовал там. Такая штука, которая часто используется в кино, используется в фотографии. Такая штука, которую положишь и смотрите — какую тень она дает. Добавьте к вашему жесткому свету такую масочку и получите совершенно новую картину. Циклорама часто используется для бестеневых съемок. Вот такое окошечко самодельное. Часто нужно на съемках. Вот — когда-то здесь была надпись LOVE, буква О отвалилась. Чем мне нравится слово Love — если перевернуть, то получается Олег. Можно сложить слово Олег. Вот в Мастер классе мы использовали такую штуку, чтобы получить такую картинку. Вот смотри — необычный макияж и монохромное изображение. Очень сдержанное по цветам.
rosphoto.com