Военные журналисты россии – : // // .Ru

Военные корреспонденты являются самыми отважными людьми

Корреспондент — профессия многогранная и достаточно интересная. Человек, который хочет заниматься этим делом, должен уметь в оперативном режиме собирать информацию, анализировать и правильно выделять главную мысль. К тому же она должна быть интересной многим. Есть военные корреспонденты — это люди, которые собирают информацию в горячих точках. Поэтому их профессиональная деятельность может быть опасной для жизни. Военные корреспонденты — люди с сильным характером, ведь участвовать в боевых действиях сможет не каждый. Из высших учебных заведений раз в год выпускается порядка шести тысяч корреспондентов, но статус военного мечтает получить не каждый.

Основные требования

Конечно, не так уж и важно, какая именно сфера деятельности интересна будущему специалисту, ведь главное — давать людям правдивую и актуальную информацию. Но также необходимо помнить о простых правилах этики и уважения и соблюдать закон. Любой представитель этой профессии, который называет себя специалистом своего дела, никогда не обнародует неправдивую информацию и не скажет лишнего. Ведь они прекрасно знают, что любая ложь понесет за собой различные проблемы и скандалы, поэтому за всю информацию они несут персональную ответственность.

Военные корреспонденты России

Люди, которые всё-таки решили заниматься этой сложной профессией, должны всегда при себе иметь удостоверение от редакции или начальника — той организации, на которую они работают. Удостоверение должно быть оформлено в соответствии с правилами и законом. Военные корреспонденты при нахождении в боевых точках должны соблюдать ряд правил и требований. По прибытии на место своей работы этот человек должен первым делом найти главнокомандующего и представить все требующиеся документы. После чего ему выдадут разрешение на пребывание в горячей точке или армии. Он должен соблюдать все установленные правила. Если необходимо собирать информацию в подразделении армии или военной части, то на это нужно получить разрешение начальствующего состава. Если такого документа нет, корреспондент должен уйти.

Требования, предъявляемые к корреспондентам

Военный корреспондент может покидать армию, военную часть или место боевых действий, сообщив об этом начальнику штаба, и отъезжать путем, который ему укажут. Основным требованием и обязанностью является ношение удостоверения, которое необходимо предъявлять по первому требованию. При оглашении или печати собранного материала, корреспонденту запрещается публиковать тот, который является военной тайной, а также открыто критиковать военное начальство. Ни в коем случае не допускается к публикации непроверенная и неподтвержденная информация. После окончания сбора материала и отъезда работник СМИ обязан сообщить об окончании журналистского расследования. Если какое-то из вышеуказанных требований нарушается, то он подлежит удалению из армии, военной части или зоны боевых действий. При этом все расходы на дорогу должен оплатить сам корреспондент. Проводить съемку разрешается на тех же условиях и правилах.

Защита военных корреспондентов

Все фото военных корреспондентов находятся в свободном доступе, в результате чего они могут подвергаться опасности. Но всё-таки они находятся под охраной закона. Во время вооруженных действий любой представитель СМИ имеет право на такую же защиту, что и мирный житель. Как известно, любой корреспондент, находящийся в боевой точке, может быть взят под стражу. Но только военный корреспондент может при этом получить статус военнопленного. К привилегиям этой профессии относится возможность сопровождения вооруженными силами, если возникает такая необходимость. Многие могут подумать, что если прочие работники СМИ попадут в плен к противнику, то им не представится никакой защиты. Но это не так. Со стороны закона у них также есть защита. Если любой представитель прессы попадает в плен к противоположной конфликтующей стороне, то закон запрещает в отношении него совершать любые противоправные действия, посягать на здоровье и жизнь, а также предоставляются гарантии в честном судебном разбирательстве. Конечно, профессию корреспондента можно назвать увлекательной и интересной, но не стоит забывать про опасность и напряженность.

fb.ru

история, этика, особенности работы —

Современная действительность – эпоха максимально неустойчивого положения на мировой политической арене. Практически над каждым уголком земного шара нависла проблема появления военных конфликтов или локальных войн. В связи с этой отрицательной тенденцией термин “военная журналистика” приобретает всё большее и большее распространение, вовлекая журналистов со всех уголков планеты в нелегкий процесс освещения жестоких фронтовых событий.

История возникновения

Военная журналистика зародилась еще много веков назад. Так, например, Н. Берг считается первым военным журналистом в России. Ведь еще во время Крымской войны он отправился из Москвы на передовую, чтобы проследовать за ходом боевых действий и передать позже мирному населению свой взгляд на события. 

С этого момента началось постепенное развитие профессии. Так, к началу войны с Турцией при войсках находилось одновременно уже около нескольких десятков военных корреспондентов, а во время русско-японской войны в армиях побывало около сотни специалистов как из России, так и из-за рубежа.

Специфика работы

Работа в зоне вооруженного конфликта – этой крайне опасное и рискованное дело. Именно поэтому военная журналистика обладает рядом особенностей, определяющих основные требования к корреспондентам, отважившимся на такой шаг. Итак, в первую очередь каждый журналист должен ознакомиться с нормами профессиональной этики, так как в период боевых действий крайне важно сохранять профессионализм и объективность. 

Этика и принципы работы

  • Несмотря на то, что в любой информационной среде существует конкуренция, во время освещения боевых действий этические нормы требуют оказывать посильную помощь товарищам по журналистскому сообществу. 
  • Кроме того, нормы призывают к разумному ограничению показа жестокости: все фотографии и видео не должны «смаковать» насилие. Особенно жестко регламентируется использование материалов с детьми, так как они могут нанести зрителю серьезный психологический ущерб.
  • При сборе информации журналист должен, прежде всего, думать о сохранности жизни заложников и потенциальных жертв, то есть он обязан избегать идентификации военных, непосредственных участников события, избегать прямого контакта с террористами, не брать на себя роль посредника. 
  • Солдат и офицеров крупным планом снимать нежелательно, так как их «популярность» в СМИ может обернуться неудачей в боевом задании. 
  • Столь же аккуратно стоит освещать передвижения и маневры сторон. Вы сообщите подробности не только мирным гражданам, но и террористам.
  • Помимо этого, при подаче информации о террористическом акте и контртеррористической операции журналист должен быть предельно аккуратен и внимателен: никаких лишних деталий о ходе дела быть не должно. Любой сенсации стоит предпочесть здравый смысл и гуманизм. Пока Вы делаете карьеру, люди идут под пули. 
  • Не стоит брать на себя ответственность узнать чью-либо судьбу на передовой и вообще завязывать личные взаимоотношения с жителями пострадавшего региона. Ведь журналист, работающий в зоне боевых действий – это главный коммуникационный канал между фронтом и тылом, и он не должен служить частным интересам, и тем более становиться чьим-то разведчиком.
  • Военный корреспондент должен защищать право общества быть информированным, то есть сидеть сложа руки на посту не годится, даже если военные не хотят способствовать Вашей работе. Нужно уметь доставать информацию из того, что есть.
  • Журналист не должен участвовать в боевых действиях и носить с собой оружие, иначе он лишается неприкосновенности, гарантированной работникам СМИ. Также он должен носить с собой опознавательные знаки (одежду с ярлыком СМИ), но вот важные документы и деньги лучше хранить в безопасном месте, так как любой безоружный человек может стать жертвой грабежа.

Безопасность журналиста

К журналисту также предъявляются и требования по обеспечению собственной безопасности. Для этого он должен всегда иметь при себе редакционное удостоверение, ни в коем случае не брать в руки оружие и предупреждать руководителей контртеррористических операций о своих намерениях. Перед отправкой на передовую он должен сделать необходимые прививки, изучить местность и ее географические, биологические и социальные особенности, запомнить обычаи и ритуалы местных народов,  освоить необходимые навыки выживания в сложных ситуациях (разведение костра, перевязка раны и т.д.). Также необходимо пройти медосмотр и иметь полные сведения о своем здоровье.

Контакты с редакцией необходимы, но не стоит связываться слишком часто, ведь любой звонок можно перехватить. В беседе не стоит упоминать важные сведения о положении на фронте, также не стоит говорить свои точные координаты. Связь с семьей лучше тоже минимизировать.

Жанры и виды

Несмотря на то, что методы работы военного корреспондента отличаются от журналистики мирного времени, жанры материалов остаются всё те же. В основном это, конечно, работы новостного и аналитического характера, так как задача военного корреспондента состоит, во-первых, в максимально точном, быстром и полном информировании общества. С этой работой хорошо справляется группа новостных жанров, например, короткие заметки, расширенные репортажи, информационные отчеты или событийные интервью. 

Во-вторых, это формирование неких мнений и позиций. С этой задачей справляются аналитические жанры: корреспонденция, интервью, опрос, расследование.

В любом случае военная журналистика — это та же служба, но не государству, а обществу. С ней может справиться не каждый талантливый автор. Для этого вида деятельности необходимы гуманизм, принципиальность и внутреннее чутье, позволяющее обходить мины на поле своей деятельности.

Примеры

На сегодняшний день каждое крупное СМИ (Россия 1, Первый канал, Звезда, НТВ) имеет своих собственных военных корреспондентов. Это позволяет более точно и детально охватывать боевые действия, предоставлять обществу широкую палитру мнений и фактов.

Также есть независимые авторы, которые отправляются на войну без задания редакции, а по собственной воле. Например, Аркадий Бабченко располагает собственным блогом, где он выставляет боевые действия без цензуры.

Автор: Алена Бурдина

Tags: военная журналистикатеория журналистики

its-journalist.ru

«С лейкой» и блокнотом: Журналисты на войне

О своем отце, военном фотокорреспонденте Николае Финикове, рассказывает его сын, Лев Фиников.

(Продолжение. Начало — здесь)

В книге «В редакцию не вернулся…» есть очерк о военном журналисте Малибашеве Александре Михайловиче. А на свободной нижней части заключительной страницы рукою папы написано, что Саша Малибашев в 1930 году работал в нашей военной газете «Красноармеец» Приволжского военного округа, и за его подписью у меня сохранилось с тех пор удостоверение о сотрудничестве как фотокорреспондента в этой газете.

С сентября сорок первого года на протяжении целого года командующим 21-й армии был генерал Гордов В.Н. В этот период армия с тяжёлыми боями отходила из района Ахтырки через Харьков и Белгород до степного междуречья Дона и Волги под Сталинград, приступив к длительным оборонительным боям. В октябре сорок второго года командующим 21-й армии был назначен генерал Чистяков Иван Михайлович, который прошёл с этой армией почти три года, т.е. до Победы, что для военного времени было больше редкостью, чем правилом.

Гитлеровские армии продвигались к Сталинграду, разрушая на своём пути наши города и сёла, зверски уничтожая мирное население, не щадя малых детей и стариков. Из сибирских и дальневосточных районов страны наши армии получали подкрепления в живой силе и боевой технике.

Сталинградский фронт. Осень 1942 г. Военкоры Г. Тертышник (слева) и Б. Мясников

Фотографии Сталинградской битвы Н. Финикова публиковались в этот период также в центральных газетах «Красная звезда» и «Правда».

В конце 1942 года он награждается медалью «За боевые заслуги» и медалью «За оборону Сталинграда».

Вот интересное стихотворное произведение на четырёх страницах, отпечатанное 15 декабря 1942 года в типографии «Боевого натиска», под названием «Застольное слово», которое посвящено пятисотому номеру газеты. Автор свой собственный — Леонид Кацнельсон. Выполнено оно в виде персональных четырёхстрочных посвящений многим лицам, связанным с выпуском родной газеты. Вот некоторые из них:

Ну, что же, вспомним, как сумеем,
Как смерть глядела нам в глаза,
И гомельскую эпопею,
И белорусские леса.

И Днепр, и степи Украины,
И тихий городок Оскол,
Весь путь, где вереницей длинной
К бойцам в окопы «Натиск» шёл.

И гул боёв, и дым пожаров…
И мы, собравшись в этот час,
Взгрустнём, что Саша наш Макаров
Не здесь на пиршестве у нас.

Тебя, кто вечно в пылком раже
Анатолетти петь готов —
Властитель дум, гроза всех фрицев
Неистощимый Горюнов!

Друзья, поднимем стопки выше
За наших славных мастеров,
За вас, Чухланцев и Тертышник,
И ты, бурлящий Мясников!

…Но кто, достойнейший вниманья,
Мной не помянут до сих пор?
Привет тебе, Астафьев Саня,
Неистребимый репортёр.

Тебе почёт, Володя Клюжев,
Швырявший в Гитлера «Запал».
Не раз жилось фашистам хуже,
Когда ты в них перо вгонял.

А ты, с блистательной сноровкой,
Творящий старой «лейкой» класс,
Солдат в боях ты прославляешь,
Громоподобный Николас!

Вас, кто трудился хорошенько
Весь год, не покладая рук, —
Тебя, Маруся Гончаренко
И прочих боевых подруг!

Но шутке час, а делу время.
Собравшись здесь накоротке,
Мы в этот миг с бойцами всеми
Стоим, оружье сжав в руке.

И нынче, бросив пятисотый
Свистящий, яростный снаряд,
С врагом свести клянёмся счёты,
В боях за гордый Сталинград.

Боец, когда под Сталинградом
За Родину идёшь ты в бой,
С тобой на штурм шагает рядом
Наш славный «Натиск Боевой».

После окончания жесточайших сталинградских боёв коллектив редакции газеты тепло прощался с любимым редактором подполковником П.П. Яхлаковым —  его перевели в военный отдел центральной газеты «Правда».

Август 1943 г. 6-ая гвардейская армия.
После Курской битвы, когда приезжал бывший редактор П. Яхлаков.
На снимке (слева направо): внизу – Л. Кацнельсон, И. Давыдов, А. Астафьев, А. Полторацкий; вверху – И. Перегуда, Б. Мясников, П. Яхлаков, Н. Фиников, Г. Тертышник.
(Кто был в это время в редакции «Боевого натиска»).

К нам назначили нового редактора — майора В.А. Бобылёва.

А уже летом во время курско-прохоровских боевых действий в армию и в нашу редакцию приехал заместитель начальника военного отдела газеты «Правда» гвардии подполковник П.П. Яхлаков. На одной из фотографий запечатлена встреча двух редакторов «Боевого натиска».

Слева П.П. Яхлаков, справа — В.А. Бобылёв

В своей книге «Служим Отчизне» командующий армией генерал-полковник, Герой Советского Союза, И.М. Чистяков тепло  отзывается о роли газеты и её журналистах: «Огромную помощь политработникам и командирам оказывала армейская газета „Боевой натиск“. Газетчики, как говорится, в любую щель пролезали во время боя, всё замечали. Воины армии — солдаты, сержанты, офицеры и генералы любили свою газету, всегда ждали её с нетерпением. Из газеты они узнавали о героических подвигах товарищей, о событиях на своём участке, о положении на фронтах. На страницах газеты они делились опытом борьбы с врагом. Газета на фронте была верным учителем и помощником советских воинов».

После прохоровских сражений в пути на другую боевую позицию у Богодухова — август 1943 г. редакционный автомобиль попал под обстрел фашистского аса на втором его заходе — на первом заходе мы успели выскочить и залечь в боковом кювете. Вот что осталось от моей «лайбы».
Н. Фиников.

Успешное завершение боевых действий в летний период 1943 года в районах Прохоровки, Белгорода, Харькова получило высокую оценку в многотомном труде «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 — 1945 гг.»: «В этих боях лучшим соединениям немецко-фашистской армии противостояла одна из наиболее опытных советских армий — 6-я гвардейская, бывшая 21-я армия».

Пятьдесят дней продолжалась Курская битва — одна из величайших битв Второй мировой войны.

Немецкая армия потерпела поражение, от которого уже не могла оправиться до самого конца войны. Историческая победа под Курском продемонстрировала возросшее могущество Советского государства и его Вооружённых Сил. Её ковали на фронте и в тылу все советские люди.

1943 г. Район боёв на Курской дуге. Гвардейцы-волжане — бойцы С. Архипов, Н. Самойлов и офицер Г. Клюжев у посаженного нашими лётчиками-истребителями подбитого в воздушном бою немецкого «Мессершмитта»

Дальнейший путь редакции «Боевого натиска» вместе с армией лежал в направлении Невеля, Полоцка и Даугавпилса.

Август 1944 г. 6-я гвардейская армия. После успешного форсирования Западной Двины, освобождения Витебска и Полоцка, наша армия освобождала от фашистов латвийскую землю в направлении Даугавпилса. Слева направо: редактор В. Бобылёв, военкор А. Сурков, нач. политотдела 67-й гвардейской стрелковой дивизии М. Бронников.

22 апреля 1943 года за героические подвиги и отличные боевые действия по окружению и разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом Указом Президиума Верховного Совета СССР 21-я армия была преобразована в 6-ю гвардейскую армию.

С этого времени на лицевой стороне газеты «Боевой натиск» впереди названия появляется гвардейский знак, а на правой стороне гимнастёрок военных журналистов газеты крепко прикручивается красивый металлический знак «Гвардия».
Удостоверение гвардейца на имя гвардии капитана Н. Финикова у меня хранится до сих пор.

Но ещё в конце 1942-го и в начале 1943-го года восемь соединений нашей 21-й армии получили звание гвардейских.

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»

Эту часть я хочу начать с воспоминаний гвардии майора Г.Н. Ковтунова, начальника штаба 138-го гвардейского артиллерийского полка, о событиях в районе сёл Черкасское и Коровино в начале июля сорок третьего года.

«Шли тяжелейшие бои с гитлеровскими танковыми частями. В особенно трудном положении оказалась вторая батарея, которой командовал гвардии капитан Г.М. Васильев. У нас о них не было никаких сведений. Где-то около полуночи в штабную землянку привели двух красноармейцев. Окровавленные повязки, чёрные от копоти лица, изорванные в клочья гимнастёрки и брюки, какой-то предмет, отдалённо напоминающий чемодан, в руках.

— Кто такие?

— Мы из второй, — глухо ответил один из бойцов и, пошатнувшись, ухватился за косяк двери.
Все, кто в этот момент находились в землянке, разом повернулись к ним.

— Медиков сюда! Пулей! И быстренько сообразить чего-нибудь горячего…

А я никак не мог оторвать взгляда от того чемодана, который остался стоять у двери. Я сразу узнал: не чемодан это, а футляр от баяна Васильева, с которым тот никогда не расставался… И горькое предчувствие охватило душу, вытесняя ещё теплившуюся надежду.

На дне футляра баяна была записка: «Я хорошо знаю, что на жизнь почти не остаётся шансов. Жаль, конечно, но страха нет. Клянусь, что буду биться с врагом до последней капли крови и не сделаю ни шага назад. Васильев».

Начальник политотдела 67-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии полковник Михаил Максимович Бронников сказал, чтобы баян командира батареи непременно сохранили, а после войны отдадим его в музей.

1944 г. Прибалтийский фронт. Станция Зуино Калининской обл. Встреча в редакции армейской газеты «Боевой натиск» после успешной операции против гитлеровских оккупантов.

В некоторых заметках газеты «Боевой натиск» упоминались и бойцы нашей дивизии. Рассказывалось, например, о комсомольце гвардии сержанте В.С. Рублевском. Его старший брат пал смертью храбрых при защите Брестской крепости ещё в сорок первом. Владимир занял его место в боевом строю. Он участвовал в боях под Сталинградом. На Курской дуге уже возглавлял пулемётное отделение. У села Черкасское в течение одного только дня он принял участие в отражении десяти вражеских атак.

Была в газете заметка и о нашем орудийном расчёте, которым командовал гвардии старший сержант Каурбек Темирбулатович Тогузов. В течение двух первых дней боёв с гитлеровцами на Курской дуге орудие подбило два «тигра» и пять «фердинандов» и «пантер».

В заключение приведу высказывание знаменитого советского писателя и драматурга, военного журналиста Константина Симонова:

«Мы (корреспонденты) можем записать в блокнот два-три слова и потом развернуть из этого картину. Они (фотокорреспонденты) не могут снять потом. Они могут снять только в этот момент. Тот танк, который идёт на них, и ту атаку, которую они видят, и то бедствие, которому они стали свидетелями. То, что осталось на плёнке, это и есть их память о войне, и в тоже время это уже не их память. Это стало памятью человечества».

Недавно знакомые моего папы принесли мне вырезку из газеты «Волжская коммуна» за 9 мая 1992 года (страница 2), о существовании которой я не знал.

Вот она:

С сентября 1944 года Н. Финикова перевели военным фотокорреспондентом в главную газету страны — «Правду» — и его закрепили за 3-м Белорусским фронтом, который в этот период имел задачу ускорить наступление наших войск в район Восточной Пруссии и тем самым задержать существенные силы гитлеровской армии, чтобы их не могли привлечь для обороны Берлина.

В этот период командующим 3-м Белорусским фронтом был самый молодой из выдающихся советских командующих фронтов генерал армии Иван Данилович Черняховский. Ему было 36 лет. Несмотря на свою молодость, он прошёл войну с первых её дней, будучи на разных должностях при обороне советских западных границ и древнего Новгорода, в наступлении на Курской дуге и при форсировании Днепра.

В разгар сражений за Восточную Пруссию Советская Армия 18 февраля 1945 года потеряла командующего 3-м Белорусским фронтом. Он был сражён осколком тяжёлого снаряда, поразившим сердце.

В командование 3-м Белорусским фронтом был назначен Маршал Советского Союза А.М. Василевский.

10 апреля штурмом был взят главный город-крепость и важный порт Восточной Пруссии — Кёнигсберг.

Впереди был Берлин

Вот и Берлин!

Этот период боевых действий советских войск запечатлён в фотографиях гвардии капитана Н. Финикова, которые печатались в газетах «Правда», «Красная звезда», а в дальнейшем использованы в журналах, энциклопедиях, книгах («Штурм Кёнигсберга»).

Военный Совет 3-го Белорусского фронта наградил в апреле 1945 года гвардии капитана Н. Финикова орденом Отечественной войны II степени.

3-й Белорусский фронт. Штурм Кёнигсберга

5 мая 1945 года в день советской печати первый комендант Берлина, гвардии генерал-полковник, Герой Советского Союза, Н.Э. Берзарин собрал на площади перед разрушенным рейхстагом большую группу военных корреспондентов, кинооператоров с разных фронтов. В этой встрече принимали участие куйбышевцы Н. Фиников и кинооператор-документалист Н. Киселёв. Фотографии с этой встречи в разных вариантах состава группы сохранились у меня до сих пор.

Вот некоторые из них:

В верхней части фото в фуражке с широкой светлой эмблемой Н. Киселёв.

Последние репортажи войны

Сейчас я расскажу о судьбе последних военных репортажей двух военных корреспондентов газеты «Правда», которые в ночь с 8 на 9 мая получили срочное задание редакции газеты.

Столица Чехословакии, Прага, была ещё под немецкими фашистами. Активные пражане подняли восстание против них и просили Советскую Армию помочь им в освобождении города. Известный советский писатель Борис Николаевич Полевой, будучи военным корреспондентом в звании подполковника, получает в Берлине разрешение у командующего 1-м Украинским фронтом, маршала Советского Союза Конева Ивана Степановича самолётом попасть срочно в Прагу. В 7 часов утра 9 мая 1945 года этот самолёт садится на поле одного из городских стадионов в Праге. Следующим самолётом сюда прилетает Н. Фиников.

На этом снимке видно встречу второго самолёта пражанами:

А на этом снимке население Праги приветствует советских танкистов-освободителей на Карловом мосту:

Самарский фотожурналист, получивший первые навыки и уроки пользования фотоаппаратурой в Самарской студии кинохроники в конце двадцатых годов прошлого века, за одну ночь побывал в столицах двух европейских государств: поверженной Германии и освобождённой Чехословакии. Первая и единственная фотография из освобождённой Праги, напечатанная в газете «Правда», принадлежит гвардии капитану Н. Финикову (14 мая 1945 года).

Борис Полевой свою статью о событиях в Праге озаглавил «Последний военный репортаж».

В июне 1945 года самарский фотожурналист, гвардии капитан Н. Фиников награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР медалями «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».

Ещё об одном эпизоде ближнего послевоенного времени. 17 мая 1945 года маршал Советского Союза И.С. Конев в западно-германском курортном городе Бад-Вильдунген встречался с командующим американской группой войск генералом О. Брэдли. От имени советского правительства маршал вручил американскому генералу нашу высшую военную награду — орден Суворова первой степени.

Десятки советских и американских фоторепортёров и кинооператоров снимали эту сцену. От газеты «Правда» на этой встрече присутствуют военные корреспонденты Б. Полевой и Н. Фиников, материалы которых — статья и фотография — размещены на второй странице газеты за 21 мая 1945 года.

Этот визит маршала Конева к американскому генералу Брэдли был ответным. А поводом для этих встреч было то, что в конце апреля у немецкого городка Торгау свершилось одно из знаменательных событий войны. Войска 1-го Украинского фронта, с боем прорвавшись к Эльбе, впервые встретились с частями 12-й группы армий союзников. Вскоре после этого маршала Конева посетил американский генерал Брэдли и от имени правительства Соединённых Штатов Америки вручил ему высший американский военный орден. В те майские дни этот визит был яркой демонстрацией дружбы, скреплённой совместно пролитой в этой войне кровью.

Вот несколько фотографий с той памятной встречи:

 

Почётный караул американских войск встречает маршала Советского Союза И.С. Конева.

 

В центре военкор «Правды» Б.Н. Полевой

Ещё двадцать пять дней войны…

Но на этом не закончилось участие Н. Финикова во Второй мировой войне.

К 1418 дням Великой Отечественной войны ещё добавились 25 боевых дней на Дальнем Востоке, с 9 августа по 2 сентября, единственного самарского фотожурналиста, участвовавшего в войне с милитаристской Японией. Здесь было участие в первых штурмовых десантных группах по освобождению столицы северной Кореи — Пхеньяна и города русской славы — Порт-Артура. Заключительный аккорд этой войны — фото «И на Тихом океане свой закончили поход!», которое опубликовано в «Красноармейской иллюстрированной газете» в сентябре 1945 года.
Это фото я помню буквально с той поры.

На скалистом берегу моря у Порт-Артура расположились на отдых бойцы из подразделения гвардии капитана Григория Антоновича Александрова. Сорок лет назад здесь же, в Порт-Артуре, геройски дрался с японцами его отец, крестьянин Тверской губернии, Антон Александров.

А это — уникальная фотография, на которой венок от бойцов Красной Армии в пути для возложения к памятнику русским воинам, погибшим в войне с Японией в 1904 году, на русском военном кладбище в Порт-Артуре.

 

Подготовила Вероника Севостьянова

www.pravmir.ru

Минобороны России определило «асов» военной журналистики | Общество

Москва, 23 мая — АиФ-Москва.

Минобороны России на своем сайте опубликовало имена победителей фестиваля прессы «Медиа-Ас –2017» в девяти номинациях. Этот конкурс профессионального мастерства проводится министерством уже третий год подряд.
В этом году на конкурс было представлено более 800 журналистских работ со всей страны, а в финале участвовало 47 победителей окружного этапа и около 140 журналистских работ из московского региона. При оценке учитывался уровень профессионализма, актуальность темы и выразительность изложения.

Так, в номинации «Лучшие кадры» победителями стали специальный корреспондент телеканала «Звезда» Денис Федоненков (за цикл репортажей из Сирии) и спецкор телеканала «Россия-1» Дмитрий Петров (за репортажи о деятельности Вооруженных сил РФ). В номинации «Командный голос» (за лучшую радиопрограмму) награду получит ведущий еженедельной программы «Человек с ружьем» на радиостанции «Маяк» Игорь Ружейников.

Лучшими новостными журналистами в номинации «Молния» признаны заместитель главреда «Интерфакса» Павел Коряшкин и первый замдиректора главной дирекции информации МИА «Россия сегодня» Светлана Каражас.
Автор и ведущая программы «Аты-Баты» на симферопольском телеканале «ИТВ» Юлия Розенберг была отмечена за лучший дебют. А самым зорким «военным» фотографом жюри признало фотокора «ТАСС» Сергея Бобылева.
Церемония награждения победителей «МЕДИА-АС – 2017» пройдет 25 мая в Национальном центре управления обороной РФ. В ней примут участие руководство Минобороны, главные редакторы печатных СМИ и центральных телеканалов, а также политики, спортсмены и общественные деятели.

Смотрите также:

Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы

aif.ru

День военного журналиста – Министерство обороны ПМР

Российские журналисты 13 января отмечают профессиональный праздник – День российской печати.

Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости». Он носил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Газета издавалась и в Москве, и в Санкт-Петербурге, при этом, фактически не имея постоянного названия – «Ведомости», «Российские ведомости», «Ведомости Московские». С 1 января 1870 года «высочайшим повелением» было позволено «устроить в виде опыта прием в почтовых учреждениях подписки на периодические издания – как русские, так и иностранные». В России это было первое распоряжение о проведении подписки на периодическую печать. А уже к 1914 году в России выходило свыше трех тысяч периодических изданий. После 1917 года День российской печати был перенесен на 5 мая – день, когда вышла в свет главная советская газета «Правда». Только в 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР  дата празднования Дня российской печати была возвращена к исторически верной – 13 января.

Первые военные журналисты появились в мире  во время Крымской войны.

Когда началась русско-турецкая война 1878 года, освещать ее с русской стороны, было отправлено более двух десятков российских и иностранных корреспондентов, а в период русско-японской войны количество корреспондентов из России составило 102, а из других стран мира – 38.

Профессия военного журналиста стала наиболее значимой в период Великой Отечественной войны. Уже в то время влияние журналистов было настолько велико, что к ним начали применять термин «четвертая власть», подразумевая, что журналисты – очень весомая сила не только в мирное, но и в военное время.

Мы, потомки  военного поколения, видим Великую Отечественную  глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. За четыре года войны ими было сделано сотни тысяч фотоснимков, снято миллионы метров кинопленки. Фактически полтора часа из каждых суток военных лет остались на кинопленке. Документальные кадры кино- и фотохроники бесстрастно повествуют об ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижениях войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней, освобождении страны, а затем и Европы.

Фотокорреспонденты рисковали собой ради одного выразительного снимка, кинооператоры – ради крупных планов сражений. Они сутками просиживали на крышах московских домов, стремясь запечатлеть стрельбу наших зениток во время бомбежек столицы.

Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой было минное поле. А у операторов тогда не было длиннофокусной оптики. Поэтому для съемки им приходилось ждать, когда вражеские танки приблизятся к окопам.

На фронтах Великой Отечественной войны погибли сотни военных журналистов. Среди них  наиболее известные, такие как Муса Джалиль – поэт, журналист, перед войной работал в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года, и Цезарь Куников, московский журналист, командир отряда десантников, погибший в бою за Новороссийск в феврале 1943 года.

В наше время  военный журналист –  это политик, дипломат, воин, миротворец, гражданин своей страны.

Вместе с российскими журналистами в этот день свой профессиональный праздник отмечают и работники СМИ Министерства обороны ПМР.

На сегодняшний день Управление информации Вооруженных сил – это квалифицированный, слаженный коллектив, состоящий из сотрудников телевидения, которые готовят программу «Служу Отечеству», работников редакции газеты «За Приднестровье» и журналистов электронных СМИ, пополняющих материалами официальный сайт Министерства обороны ПМР. Все они, мастера своего дела, воплощающие в жизнь новые творческие идеи и замыслы, на благо Военного ведомства и Республики в целом.

Наступивший 2017 год для газеты Вооруженных сил ПМР «За Приднестровье» юбилейный. За эти годы на страницах газеты появлялись  рубрики и публикации различных жанров. Сначала это были фронтовые репортажи с позиций, где в 1992 году плечом к плечу держали оборону гвардейцы, бойцы ТСО, ополченцы, казаки. Затем печатались материалы, рассказывающие о строительстве наших Вооруженных сил, о буднях и праздниках приднестровских военнослужащих.  Сегодня журналистский коллектив газеты продолжает освещать жизнедеятельность Вооруженных сил, знакомя читателей с ходом боевой подготовки подразделений, рассказывая о военнослужащих, обеспечивающих боеготовность нашей армии, о  ветеранах.

Работа военного журналиста своеобразная и интересная. Нередко корреспондент  собственными глазами видит, как совершаются подвиги и пишет о них. Это очень эмоциональная работа. В обычной жизни иногда бывает  трудно разговорить человека, а здесь в армии люди становятся  более прямолинейными и откровенными. Зачастую военнослужащих приходится понимать без слов. И это ясно, ведь суть профессии военного – не в способности красиво говорить, а в умении Родину защищать. Рассказывать об их службе – дело военных журналистов.

mopmr.org

как писалось на фронте. ФОТО, ВИДЕО

07:00 09.05.2011 5

Журналистику считают одной из самых опасных профессий, ведь желание быть в курсе всех дел и совать нос во все подряд не всегда добром заканчиваются… для носа. Но фингал под глазом и хамство «звезд» шоу-бизнеса в сегодняшнее время не сравнимо с теми рисками, которым подвергали себя журналисты  во время Великой Отечественной войны.  Сегодня, 9 мая, я хочу рассказать хотя бы малую толику того, что делали советские военные журналисты.

Военный фотокорреспондент «Известий» Д. Бальтерманц снимает на станции Раздельная-1. Под Одессой, 1944 год

По информации Центра экстремальной журналистики, писать о войне  могли только определенные издания: «четко прописаны издания, имеющие право посылать своих корреспондентов на фронт: «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Сталинский сокол», «Комсомольская правда». Отдельно подчеркивается, что для корреспондентов необходимы «опыт журналистской работы и обладание необходимым для работы на фронте минимумом военных знаний». Более того, все постоянные военные корреспонденты зачислялись в кадры Красной Армии. В документе  («О работе военных корреспондентов на фронте (Из положения, утвержденного в 1042 а. Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Главным политическим управлением Красной Армии)» — МедиаНяня) написано, что именно следует писать журналистам на войне: «Главной задачей военных корреспондентов является показ людей фронта – бойцов и командиров Красной Армии, хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боя, их инициативы, военной сметки и хитрости в борьбе с врагом, их ненависти к немецко-фашистским захватчикам, стойкости, самоотверженности и дисциплины в выполнении приказов командования». Военные корреспонденты СССР были подотчетны редакции газеты, Совинформбюро, ТАСС и Радиокомитету».

Спецфотокор газеты «Красная Звезда» Олег Кнорринг и кинооператор Иван Малов снимают допрос немца-перебежчика старшего ефрейтора Альфонса Баушхофа

На сайте Союза журналистов Москвы так описывается работа военных журналистов: «Фронтовые операторы не стреляли и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Использовали кинокамеры «Аймо»  и «Лейка». Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Во время Великой Отечественной вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры. Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит».

Бывало и такое, что военные  журналисты иногда сами сочиняли героические факты, но чаще всего сотруднику СМИ нужно было хорошенько потрудиться, чтобы получить материал. Для этого они и шли в бой вместе со своими военными подразделениями. Об этом упоминается на сайте russiagreat.com: «По статистическим данным в процентном отношении журналистов гибло возможно больше всего. Редакции требовали от своих корреспондентов материал, не интересуясь, какой ценой будут добыты эти сведения. В Красной Армии, в отличие от американской, не было специальной пресс-службы для работы с прессой. Никто из командующих или представителей командования не давал развёрнутых пресс-конференций для газет. Чтобы взять интервью у Конева, корреспонденту Борису Полевому надо было заявить о себе не только, как о мастере пера, но и примелькаться на передовых, беря интервью и материалы для своих заметок с горячих точек. И уже потом командующий фронтом допустил до себя журналиста «Правды». Даже будучи сотрудником такой газеты, трудно было просить об этом интервью, а что говорить о других!



Георгий Липскеров в фотолаборатории фронтовой газеты. 1944 год

«Советские журналисты по совместительству носили и офицерские звания, что заставляло их в трудную минуту становиться, на место убитых офицеров и даже рядовых. Сотрудник «Правды» Борзенко был направлен редакцией для освещения событий Керченского десанта. Во время высадки погибли все офицеры, и журналисту, как старшему, по званию пришлось взять на себя руководство обороны захваченного «пятачка». Три дня до прибытия подкреплений он руководил боем. Он — единственный из всех военных журналистов, кто был удостоен звания «Герой Советского Союза».


Журналистское сообщество держалось дружно, и, тем не менее, каждый мечтал «вставить фитиль» коллегам из «конкурирующих» изданий и первым послать какой-нибудь сенсационный материал. Но  придумать, или раздуть какой-нибудь незаметный эпизод до маштабов грандиозных событий было трудно. Материалы о героических подвигах, поступающие в газеты, перепроверялись. Во время освобождения города Калинин (Тверь) корреспондент Оскар Курганов написал о советском танке, который почему-то ворвался в город с запада и, пройдя через весь Калинин, вырвался к своим. Был послан ещё один корреспондент, чтобы найти следы странного танка и подробней осветить это событие. Он разговаривал с людьми, которые видели этот танк, ему даже показали следы его снарядов в стене немецкой комендатуры, но ничего более подробного он узнать не смог. И «Правда» не стала давать материала об этом подвиге. (Об этом уже было написано после войны, когда всё-таки нашли этот танк с цифрой 3 на башне ( П. Иванов и С. Флигельман «Ярче легенды»).


Через практически 70 лет после битвы под Москвой вышла документальная передача о подвиге 28 панфиловцев. Он оказался лишь плодом воображения Коротеева, корреспондента газеты «Красная звезда». Были приведены «архивные данные» прокуратуры СССР от 1948 года, из которых становилось ясно, что не было никакого подвига 28 героев. Правда с натяжкой признавалось, что бой в районе Дубосеково был, но там сражалась 4 рота, а не 28 человек. В четвёртой роте насчитывалось более 100 человек. Сначала говорят о Коротееве, как авторе этой небылицы, а затем и о секретаре «Красной звезды» Кривицком, который поддержал, рискуя как минимум партбилетом, а возможно и головой, заведомую ложь своего подчинённого. Затем, несмотря на то, что ложь всплыла наружу, этот миф был подхвачен советской пропагандой. Несуществующим героям ставились памятники, их именами назывались улицы…»

Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере. 1945 год

Военными журналистами часто всего становились писатели, поэты, сценаристы, в общем, люди творческие. На сайте www.warpress.ru  указываются имена некоторых легендарных военных корреспондентов: Иоганн Зельцер, Лев Озеров, Александр Прокофьев, Леонид Пантелеев, Владимир Реданский, Владимир Шляхтерман, Борис Горбатов, Константин Симонов, Илья Гутман, Муса Джалиль, Михаил Шолохов, Роман Кармен, Павел Шубин и другие.

К примеру, Иоганн Зельцер был не только журналистом, но и драматургом, и сценаристом. Он родился в Одессе в 1905 году. После начала Великой Отечественной войны записался добровольцем  на фронт. Службу проходил на флоте, а затем стал редактором популярной на то время многотиражной газеты Балтфлота. Самыми известными фильмами, снятыми Зельцером, были «Дочь родины», «Искатели счастья» и «Моряки». Погиб журналист при исполнении служебных обязанностей на потопленном немецкой авиацией линкоре.

Писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», во время войны стал военным корреспондентом двух газет: «Правды» и «Красной звезды». Часто выезжал на линию фронта, писал много очерков, самыми знаменитыми из которых стали «На Дону» и «На смоленском направлении».

Роман Кармен был оператором на фронте. Сын писателя Лазаря Кармена. Родился в Одессе в 1906 году.  Роман был основным создателем документальных фильмов о войнах. Получил известность после работы над документальным фильмом о гражданской войне в Испании в 1936 – 1939 годах. Вся кинохроника этой войны выпускалась на основе его работы. Во время Великой Отечественной вел съемку сражений под Москвой и под Ленинградом. В 1943 году он же снимал капитуляцию и взятие в плен фельдмаршала Паулюса после Сталинградской битвы, 9 мая 1945 г. — подписание акта о капитуляции Германии. После окончания войны продолжил снимать войны — сначала во Вьетнаме, потом – в Южной Америке.

На материалах, собранных в годы Великой Отечественной, Роман Кармен совместно с американcкими кинематографистами создал фильм «Неизвестная война», который стал откровением для западного зрителя.

Предлагаю посмотреть отрывок из фильма. Режиссер: Роман Кармен. Ведущий Берт Ланкастер. Голос за кадром — Василий  Лановой. Год выпуска: 1979.

Юрий Королев пришел на войну в 16 лет. Роман Кармен, который тогда уже был достаточно известным, подобрал Юрию надежную, хоть и старенькую, камеру «Кинап». В качестве военного корреспондента младший сержант Королев побывал на 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, а также принимал участие в чехословацких и карпатских операциях. Будучи кинооператором и стрелком одновременно, Юрий Королев совершил на «Ил-10» и «Ил-2» 42 боевых вылета, был награжден боевыми медалями, орденами Красной звезды и Отечественной войны I и II степени. Материал, отснятый им, был включен в кинохроники и полнометражные документальные фильмы о войне. При невыясненных обстоятельствах в 1990 году Юрий Дмитриевич, возвращаясь домой, был зверски убит на Минском шоссе.

Как видите, работа журналиста во время военных действий требовала особого склада характера, ума, смелости и отчаяности.

Но даже на войне бывали моменты, когда военные корреспонденты могли позировать друг другу и сниматься для истории. Вот такие фотографии:

 

 



Советские фотокорреспонденты у здания Рейхстага, 1945 год

Дорогие ветераны, поздравляю вас с праздником 9 мая! Здоровья вам, хорошего настроения, понимания и уважения со стороны младшего поколения и хороших посиделок с друзьями сегодня. Мы вами гордимся!

Фото и подписи к фото позаимствованы на julia-lj.livejournal.com

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Автор: МЕДИАНЯНЯ

mediananny.com

Военных журналистов поставили на поток

С нового учебного года Военный университет Министерства обороны России вновь начал подготовку студентов по специальности «военная журналистика». Как поясняли в ведомстве, в этом году на отделение планировали набрать не более 10 человек, однако в будущем обещали увеличить число студентов, поскольку «заявки на эту специальность ежедневно растут». До этого обучение по специальности «военная журналистика» не проводилось в Военном университете Министерства обороны в течение пяти лет.

Впервые подготовку военных журналистов еще в 50-х годах начало Львовское военно-политическое училище. О целях и задачах возобновления обучения по этой специальности в Военном университете – в комментариях экспертов.

Военный обозреватель Александр Гольц, журналист по образованию, поддерживает решение о возобновлении подготовки студентов по специальности «военная журналистика». По его словам, это необходимо для обеспечения работы средств массовой информации, которые выпускает Министерство обороны – их, согласно сайту ведомства, более двадцати. При этом, по словам Александра Гольца, вряд ли это способ создать инструмент пропаганды – с этими функциями вполне справляются сейчас и государственные СМИ:

Александр Гольц

– Никакой большой беды в этом нет, потому что, коль скоро существует разветвленная иерархическая система ведомственной военной печати, там должен кто-то работать. Если там кто-то работает, то он должен быть компетентен, обладать военными знаниями. Это совершенно правильно. Другой вопрос: нужна ли в нормальной стране разветвленная система военной печати. На мой взгляд, нет. И вся государственная журналистика, включая военную печать, является излишней и ненужной.

– На ваш взгляд, почему необходимо открывать факультеты военной журналистики именно при военном университете и недостаточно переобучать гражданских журналистов?

– Это удобнее. Если существует ведомственная система, то лучше иметь уж совсем зависимых людей от этого ведомства, людей в погонах.

– Может ли это сказаться на той информационной войне, которая сейчас происходит в связи с Украиной, не усилится ли пропагандистский рупор?

До такого, что сегодня демонстрирует российская гражданская печать, в «Красной звезде» никогда не доходили, даже в самые острые годы конфронтации

– У нас тьма примеров, когда гражданские журналисты переплевывают любого военного. Первую половину своей журналистской карьеры, первые 16 лет я проработал в газете «Красная звезда» – органе Министерства обороны сначала Советского Союза, потом Российской Федерации. Я работал там в самые что ни на есть жесткие времена холодной войны. До такого, что сегодня демонстрирует российская гражданская печать, в «Красной звезде» никогда не доходили, даже в самые острые годы конфронтации.

– То есть фактически получается, что сейчас государственные СМИ спокойно справляются с функциями пропаганды и без военных журналистов?

– Да-да, для этого вовсе не надо иметь журналистов в погонах. Наоборот, такой пропаганде даже минимальные знания вредят, поскольку искренности не будет хватать: если человек понимает, что он говорит запредельную чушь, это может сказаться на его искренности. Все-таки что-то человеческое всегда остается, – говорит военный обозреватель Александр Гольц.

Специфика профессии военного журналиста – в том, чтобы обладать не только литературными навыками, но и понимать логику военных действий, подчеркивает Александр Савельев, ныне возглавляющий информационное агентство по рыболовству, а в прошлом – сотрудник изданий министерств обороны СССР и России, окончивший факультет «спецпропаганды». Вот его мнение о том, что Военный университет Министерства обороны снова начал подготовку специалистов по направлению «военная журналистика»:

Люди, которые этим занимаются, должны быть предрасположены и к творческому процессу, и к боевым навыкам. По крайней мере, они должны понимать специфику боевых действий, какие вооружения там используются, понимать логику военных действий

– Безусловно, это очень позитивная новость. Военная журналистика имеет свою специфику. Мы видим сейчас на примере Украины это достаточно ярко. Многих наших журналистов, которые работают в зоне конфликта, да и иностранных журналистов, которые работают не только в зоне конфликта на Украине, но и в Ираке и иных горячих точках, тоже называют военными журналистами. Наряду со специальными знаниями по журналистике, литературной редактуре и другими, у них должны быть и военные знания, связанные с тем, что корреспондент всегда находится в зоне конфликта. Он должен иметь начальные боевые навыки, хотя бы для того, чтобы сохранить свою собственную жизнь. Все равно, с какой стороны заходить: либо гражданским журналистам давать военную подготовку, либо военные кадры воспитывать в журналистике. Люди, которые этим занимаются, должны быть предрасположены и к творческому процессу, и к боевым навыкам. По крайней мере, они должны понимать специфику боевых действий, какие вооружения там используются, понимать логику военных действий и т. д. Изначально в Советском Союзе Военно-политическое училище находилось во Львове, ковало кадры для всего СССР. Я вспоминаю собственную карьеру: преподаватели, которые преподавали во Львовском училище, на военных кафедрах других вузов, приобретали свои собственные навыки в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Это были просто виртуозные кадры, которые решали виртуозные задачи в период боевых противостояний, информационных войн. Не только в период Великой Отечественной войны, но во время других конфликтов.

– На ваш взгляд, насколько такая журналистика объективна? Сейчас, в свете нынешней политической ситуации, не приведет ли к увеличению пропаганды появление профессиональных военных журналистов?

– Согласитесь, что журналист, который пишет на темы сельского хозяйства, тоже должен иметь некие специальные знания и навыки. Вообще, если журналист относится серьезно к своей профессии, берясь за тему, он, естественно, в нее погружается и приобретает начальные навыки в той или иной профессии. Если проводить аналогии, военный журналист ничем не отличается от журналиста, который пишет на темы финансовых рынков, энергоотрасли, рыбной отрасли. В вашем вопросе содержится подоплека, что вот, создается специальная каста, которая будет пропагандировать военные действия. Вовсе нет. Я знаю многих журналистов, которые оканчивали Тимирязевскую академию и великолепно пишут на темы сельского хозяйства, знаю многих журналистов, которые заканчивали финансовые вузы – они становятся великолепными обозревателями по финансовым рынкам. Точно также в военной журналистике. И я очень позитивно оцениваю то, что Министерство обороны озаботилось тем, чтобы выпускать специальные кадры. В зарубежных армиях происходит точно так же, – считает Александр Савельев.

Обучение по специальности «военная журналистика» возобновлено в Военном университете Министерства обороны после пятилетнего перерыва. Прежнее руководство оборонного ведомства прекратило подготовку военных журналистов «за ненадобностью».

www.svoboda.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о